Пасха праздник радости

Архиепископ Иона: «Пасхальная радость приходит необъяснимым путем. Человек не может заставить себя радоваться. Эту радость дарит Господь. Это действие благодати Божией». .

Пасха, без сомнения, самое главное событие в жизни верующего человека. Это и есть Жизнь. Воскресение и торжество неиссякаемой любви Творца: Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими (1 Ин. 3: 1). В этот радостный и важный период для каждого православного христианина мы хотим поговорить о пасхальной радости. Откуда она приходит и что делать, если на Пасху тебя одолевают грусть, печаль и даже уныние?.. О чем подобное состояние может свидетельствовать? Как не бояться радоваться и делиться пасхальной радостью с другими людьми, мы спросили у архиепископа Ионы (Черепанова) — наместника Свято-Троицкого Ионинского монастыря в Киеве, председателя отдела по делам молодежи (УПЦ МП), главного редактора журнала «Отрок».

Среди моих знакомых, пожалуй, нет такого человека, которому во время Великого поста удалось бы реализовать все намеченное, по крайней мере, так они говорят. И часто как раз к Пасхе охватывает ощущение, что пост вновь прошел впустую, накрывает прям-таки пасхальное уныние. Почему так происходит? Можно ли «заслужить» пасхальную радость или она дается исключительно по благодати?

Если по завершении поста человек скажет себе: «Отлично, у меня все получилось», — с духовной точки зрения это будет самый худший момент. Подлинно духовная жизнь заключается в постоянном стремлении к новым высотам и ориентирам, в максимально трезвом и критичном к себе отношении.

И если вдруг вы почувствуете, что пост прошел «удачно», — бейте в набат, потому что в духовной жизни у вас явно что-то не так. Если есть ощущение, что достигли каких-то высот, это как раз признак горделивого самолюбования — ничего больше. Вспомните, когда святой Сисой Великий умирал, он сокрушался и говорил: «Не знаю, положил ли я и начало покаянию». Вот к чему нужно стремиться.

На ум приходит параллель с дискуссией о «достойном» и «недостойном» причащении. Противники частого причащения настаивают на том, что если приступать к таинству каждое воскресенье, невозможно каждый раз основательно подготовиться, а значит, и достойно причащаться. Но этот аргумент не выдерживает никакой критики. Разве более длительная подготовка к Причастию по традициям и правилам XIX века (когда люди причащались несколько раз в год) делает причастника достойным принять Христа? «Никто же достоин»! Собственно, мы и приступаем к этому таинству именно потому, что греховны и нуждаемся в исцелении, во всемогущей помощи Божией.

Точно так же обстоит дело и с постом. Если по завершении поста видим в своей душе одни только язвы и изъяны — это уже хороший результат. На протяжении Великого поста в молитве преподобного Ефрема Сирина мы ежедневно просим именно этого: «Господи, даждь ми зрети моя прегрешения». Видеть свои грехи, недостатки и недоработки — бесценный дар. И видеть не для того, чтобы унывать: ах, у меня не получилось (опять-таки, акцент ставится на своем «Я»), но чтобы смиренно сказать: «Господи, дай мне сил, чтобы я хоть чуть-чуть стал лучше. Господи, помоги мне, укрепи. И благодарю за то, что Ты дал мне увидеть мои недостатки».

Приступая к лечению любой болезни, врач первым делом проводит анализы и обследования — только так ему удается поставить правильный диагноз и назначить лечение. На основании одной фразы «мне плохо» вылечить невозможно. Так же и с душой. Какие именно болезни ее одолевают, как раз постом и можно понять.

Что-то, возможно, по благодати Божией у нас и получится в себе изменить, но что-то обязательно останется как поле для дальнейшей борьбы со страстями и грехами. В этом деле нашими полководцами становятся святые отцы и, конечно же, духовный наставник. А насколько успешно все пройдет, зависит, во-первых, от благодати Божией, а во-вторых, от нашего усердия.

Если очень утрированно, то действие благодати можно сравнить с системой грантов. Прийти в фонд и просто сказать: «Вот, я хороший человек, у меня есть фантастические идеи, дайте-ка мне пару миллиончиков, и я их все осуществлю» — недостаточно. Грант выделяется только в том случае, если уже были приложены значительные усилия: как минимум подробно прописана идея, просчитаны затраты и составлен бизнес-план. Так и человек — если хочет, чтобы Господь пришел ему на помощь, должен и сам сделать для этого конкретные шаги, и тогда начнет действовать Божия благодать.

Вспомним первую Заповедь блаженств: «Блаженны нищие духом». «Нищие» означает «нуждающиеся». Блаженны те, кто нуждается в Духе Святом. Мы должны стремиться к внутреннему ощущению нужды во всесильной помощи и благодати Святого Духа. Только в этом случае, возможно, мы когда-нибудь преуспеем и станем лучше.

Хочется также отметить, что Великий пост готовит нас сперва к Страстям Христовым, а затем уже ко встрече Светлого Христова Воскресения. Страстная седмица — время особенно возвышенное. Многие благочестивые христиане на это время берут отпуск, чтобы посещать все богослужения. Бывая в дни Страстной седмицы в храме, человек день за днем идет со Христом — находится рядом с Ним и в Гефсимании, и на суде у Пилата, и у Креста. И таким образом может действительно подготовиться к Пасхе, чтобы, подобно апостолам, после всех трагических событий с чистым сердцем встретить воскресшего Господа: «Сподоби нас чистым сердцем Тебе славити».

Воскресение Христа стало совершенно иррациональным событием, выходящим из ряда вон, которое нельзя было объяснить человеческими понятиями: «Бог идеже хощет, побеждается естества чин». И действительно, где Господь хочет, побеждается естественное течение событий, потому что Воскресение — это победа над естеством.

Так же и пасхальная радость приходит необъяснимым путем. Она появляется из ниоткуда. Ее дарит Господь. Сам себя человек не может заставить радоваться. Пасхальная радость — действие благодати Божией, которая подкрепляла нас Великим постом, вдохновляла во время Страстной седмицы и дала радость встречи Светлого Христова Воскресения.

Скажите, если человек в Великий пост сознательно шел к Пасхе: постился, молился, был в храме, но в сам праздник этой радости так и не ощутил, о чем это может свидетельствовать?

Бывают разные случаи. Думаю, все-таки радость — преобладающее состояние для верующего человека в день Пасхи. Но христианство — не лагерь и не воинская часть, где все по команде шагают налево или направо. Церковь — живой организм. И Господь дает каждому человеку именно ту благодать, которая ему полезна, нужна и важна в данный момент. В 118-м псалме есть слова: Благо мне, яко смирил мя еси. И дальше: Яко да научуся оправданием Твоим (Пс. 118: 71).

Оправдание — это заповеди. Для чего Господь смиряет человека? Чтобы научить заповедям Божиим.

И если на Пасху у нас не самое радостное состояние, нужно задуматься о том, что препятствует нашей радости. Ведь пасхальная радость — это состояние человека, максимально очистившегося от грехов. Но не нужно унывать, если вдруг на Пасху охватывает чувство скорби, уныния. Все это — лишь повод задуматься, где мы не доработали, что в нас еще не исправлено.

Такое духовное состояние — еще один толчок, чтобы лучше научиться исполнению Христовых заповедей, просить у Господа благодать и силы трудиться в нужном направлении.

На Пасху верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!». Пожалуй, это самое радостное и важное, что мы вообще можем сказать. Но как делиться пасхальной радостью с теми близкими, которые настроены равнодушно или даже негативно к нашей вере? Может, лучше этого не делать?

Я думаю, пасхальной радостью делиться обязательно, тем более если она у вас есть. Даже в детской песенке звучит: «Поделись улыбкою своей…»

Делитесь улыбкой радости о Воскресшем Христе приветствием «Христос воскресе!» со всеми! И особенно с теми, кто пока еще не пришел к вере.

Вспомним трогательное предание о пасхальном яйце. Мария Магдалина преподнесла императору Тиберию куриное яйцо со словами «Христос воскресе!». Император, конечно же, усомнился: «Что за глупость такая! Скорее, это яйцо станет красным, чем распятый человек может воскреснуть», — и яйцо окрасилось в красный цвет. Вот почему на Пасху принято красить яйца. Равноапостольная Мария Магдалина приветствовала императора-язычника словами «Христос воскресе!» — тем более и мы не должны стесняться своей веры и встречать людей Христовым приветствием.

А как в нашей ежедневной жизни можно поделиться пасхальной радостью?

У каждого своя мера. У кого-то есть возможность на Светлой седмице, например, посетить нуждающихся: в больницах, интернатах, тюрьмах. Очень важно делиться пасхальной радостью со страдающими людьми. Но у каждого свои жизненные обстоятельства. Мне кажется, не стоит «тужиться» и нарочито предлагать свою радость кому бы то ни было. К тому же добрые дела каждый христианин призван совершать в течение всей своей жизни, а не раз-два в году.

Если нас наполняет пасхальная радость, то ее невозможно скрыть — она будет освещать все вокруг.

Тогда и слов не нужно: своим поведением, своим светом человек будет нести весть о воскресшем Христе. Как и заповедал нам Господь: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5: 16).

Да, Евангелие в принципе призывает нас к радости: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 16‒18). Что такое радость в общехристианском понимании? Можно ли научиться радоваться?

Если человек научится с благодарностью принимать все, что ему дает Господь, тогда он с благодушием будет относиться ко всем скорбям и сложностям. Апостол подчеркивает: за все благодарите. Есть замечательная фраза святителя Луки Войно-Ясенецкого, который, пройдя лагеря и ссылки, написал: «Я полюбил страдание». Он научился принимать жизненные скорби как данные из Божиих рук, как волю Божию, благодарил Бога за все пережитое. Из его дневников мы знаем, что он постоянно находился в благодушии, в спокойном, мирном состоянии. То есть приобрел глубокую внутреннюю радость жизни во Христе.

Вы как-то разделяете радость пасхальную и радость повседневную (например, от солнечной погоды или встречи с хорошим человеком)? Эти чувства разного порядка?

Мне кажется, они очень близки друг другу, потому что, опять-таки, за все нужно благодарить — не только за страдания, но и за все те радости, которые нам Господь так щедро раздает. Ведь и хорошая погода, и солнышко, и зелень, и красота природы — все это Божии дары, которые Господь дает нам в утешение на жизненном пути. Да, это явления душевного порядка, но наше душевное состояние неотделимо от духовной жизни.

Пасха это…

Если пост называется «весной души», то Пасха — момент, когда душа расцветает… Пост можно сравнить с пробуждающейся природой: тает снег, бегут ручьи, набухают почки, все готовится расцвести бурным прекрасным цветом. Пасха — как бы завершающий период, когда появляются листочки и цветы, когда становится, наконец-то, тепло, когда вся природа радуется пришедшему теплу и приветствует новую Жизнь.

Пасха — завершение подготовительного пути, когда мы старались быть вместе со Христом в период Великого поста. Пасха — действительно утешительная радость и подарок нам от Господа.

Беседовала Мария Котова

09.04.2018

Протоиерей Сергий Правдолюбов

Протоиерей Сергий Правдолюбов – настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (с 1990), магистр богословия, член Синодальной богослужебной комиссии, член Союза писателей России. Родился в 1950 году в священнической семье. В 1978 году окончил Московскую духовную академию, до августа 1989 года служил протодиаконом Николо-Хамовнического храма Москвы. В 1989 году рукоположен в иерея.

Что такое радость Воскресения?

– Что такое пасхальная радость, о которой так много говорят? Как ее можно уловить, определить? Чем она отличается от «просто» радости – даже духовной?

– Пасхальная радость – это не эмоция, не земного характера состояние. Это восприятие всем существом – сердцем, умом и душой – события Воскресения Христова. Это личное отношение, полнота сознания этого важнейшего дела нашего спасения. Участие в этом событии – не просто участие, а, как у апостола Павла сказано, совоскресение со Христом. Это торжество веры, полная глубина веры.

Это осознание и – можно так странно сказать – оправдание всех трудностей, скорбей, смертей на земле: Бог смерти не сотворил, Бог сотворил человека для вечности, и событие Воскресения Господа Иисуса Христа – это невероятнейший итог всего земного бытия всех людей. Это надо продумать, прочувствовать.

Должна быть благодарность Богу за всё, как у Иоанна Златоуста, который идет в ссылку, на страдания, он едва живой, он умирает, но говорит: «Слава Богу за всё!»

Или как у Достоевского: «Не как мальчик я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла». Все это складывается в восприятие Воскресения Христа.

Поскольку эта радость Пасхи всем знакома по-разному, а кто-то считает, что она ему вовсе незнакома, скажите, всегда ли она бывает, от чего это зависит?

– Пасхальная радость принадлежит к вечности, не к нашему времени. А когда мы соприкасаемся другому пространству, другому времени, другим реальностям, не так-то легко бывает устоять на ногах, воспринять их в полноте. Ты жил как-то – и вдруг перед тобой событие и состояние Воскресения Христа… Очень трудно!

Эта радость не может быть механической: вот послушали пасхальные песнопения, какие-то громкие слова византийских авторов… Это радость от того, что человек должен соприкасаться к ней тогда, когда совершается Пасха.

И это не награда, это общее царство, которое ниспосылается людям, – и люди, которые стремятся к Богу, ощущают его.

Там, где Божественное, нет никаких твердых и четких земных закономерностей. У Симеона Нового Богослова в «Божественных гимнах» описано, что, когда приходит Дух Святой к человеку, он радуется, трепещет, находится в самом возвышенном состоянии, какое только может быть. А потом Дух Святой раз – и уходит. Симеон Новый Богослов говорит: «Почему Ты ушел? Дух Святый, Господь, почему Ты ушел? Я еще хочу быть в этой радости!»

Почему не постоянно пребывает с человеком благодать Святого Духа? Потому что Дух Святой никогда не повергает в рабство человека. Пасхальная радость – это свобода со стороны человека и свобода со стороны Духа Святого. Вот нельзя никак «приватизировать» явление Духа Святого, усвоить Его и говорить: «Всё, это мой будет Дух Святой, я его больше никуда не отпущу!» Не выйдет!

Сложные взаимоотношения между Богом и человеком зависят от множества причин: или охлаждение молитвы, или плохое, тяжелое состояние здоровья вдруг, или что-то еще – это всё влияет на пасхальную радость, и поэтому не всегда бывает каждый год одинаково хорошо и радостно – это не поддается земным законам и земному восприятию.

Пасха пришла, а радость нет

То есть если Пасха пришла, а радости не случилось – это не от нас зависит?

– Здесь нет прямых связей и последствий. Вспомним строку Пасхального канона: «Очистим чувствия – и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающася». Очистим чувствия – это трудная задача! Далеко не всегда это происходит. Бывает прямая зависимость: сколько очистил чувствия, столько и получил радости, а бывает, что нет такой зависимости.

Одна из зависимостей, которую я с детства знаю, – это строгость Великого поста. Если строго выполняешь требования Великого поста, то и Пасха увеличивается и пасхальная радость бывает сильнее, объемнее, ярче.

Удивительное есть воспоминание у владыки Афанасия Сахарова. Когда он находился в заключении, то однажды Великим постом впал в такую немощь и скорбь, что буквально изнемогал. Тогда он открыл баночку рыбных консервов в неурочное время – не на Благовещенье, не на Вход Господень в Иерусалим – и поел эту рыбу, в заключении. И пишет он дальше: «А Пасхи у меня не получилось, не было пасхальной радости и не было переживания Пасхи». Но тут я хочу сказать: кому много дано, с того много взыщется. Разве это нарушение поста? Это просто возможность выжить во время лагерного заключения, и никакое правило церковное не запрещает съесть баночку консервов человеку в заключении. А вот ему хотелось полноту радости, которой у него тогда не случилось.

Помимо поста и молитвы к пасхальной радости есть еще один путь. Это сочувствие.

Вспоминается благоразумный разбойник. Это, конечно, был такой разбойник, что ой-ой-ой! Но он пожалел Господа Иисуса Христа: «Он ни в чем не виноват! Что ты! – сказал он другому разбойнику. – Мы за дела наши получаем это страшное наказание, а Он – невинный Человек!» И вот этот путь сочувствия Господу Иисусу Христу приводит его к тому, что Господь сказал: «Ныне же будешь со Мною в раю!» Рядом с Богом в раю – никто из людей не мог такого ответа получить, быть в раю с Богом в полноте пасхальной радости, как этот благоразумный разбойник.

Это евангельское событие можно принять близко к сердцу, посочувствовать, пострадать мысленно с Господом Иисусом Христом. Ведь какие Он претерпел страшные страдания, как Он кровь проливал, как это было страшно! И все, написанное в Евангелии, надо душой объять, чтобы это было твое важнейшее со-чувствие, со-переживание, со-страдание. Вот тогда может прийти пасхальная радость. И как Иоанн Златоуст говорит: «Постившиеся и непостившиеся днесь ликуйте!» С Богом и с верными Христу всеми людьми надо осознать это важнейшее событие. Тогда и будет пасхальная радость.

Но даже если мы встретили Пасху радостно, то проходит Светлая седмица, полная ликования, а потом это всё тает, тает, тает и заканчивается довольно быстро. Порой даже эти 40 дней не удается продержаться в чувстве Пасхи. Так не должно быть?

– Конечно, человек не может, находясь на земле, радоваться так, как радуются те, которые уже прошли земной порог. У нас свои заботы земные, неполнота ощущений в сердце и мысли, скорби от земного, загораживание земным Неба. Это естественно, и даже в Церкви делается небольшой перерыв: в Неделю о Фоме перестает петься Пасхальный канон и пасхальные стихиры – а потом, в Неделю Жен-мироносиц, возвращается снова Пасхальный канон и эти замечательные, прекрасные стихиры Пасхи. Это тоже учитывается, и от нас не требуется, чтобы мы были в постоянном таком напряжении: мы устаем, и мы еще на земле. Это вполне может быть, и ничего здесь страшного нет.

А в течение года? Мы же знаем, что каждое воскресение – малая Пасха. Как научиться его так переживать?

– Тут в двух словах не ответишь, но один из ключей – конкретное и ответственное восприятие текста в храме, в воскресной службе.

Когда мы в субботу вечером читаем в храме Евангелие, то после него поется удивительное древнее песнопение: «Воскресение Христово видевше…». Мне совершенно непонятно, я борюсь в своем храме с этим уже много лет: почему люди вполголоса поют? Почему не поют со всей энергией и силой своей души? В чем загадка? Мне приходится оборачиваться, поднимать руку и говорить: «Пойте все, громко, пойте!» И только лишь под давлением священника, его руки, которая вдруг начинает махать, они как-то пробуждаются. Они в полудремоте стоят, Евангелие прослушали, а вот эта песнь, «Воскресение Христово видевше…» – она не идет от вашего сердца, она не от вашей души: положено так, значит положено так… а зачем положено?

Вы многого в жизни не испытаете, если будете вот так сонно и не всерьез относиться к службе, пропускать целые пласты песнопений и чтений. Тут требуется бодрость, энергичность, активность, деятельность души – и чтобы душа была по-настоящему словесной, а не бессловесной.

Удивительно, что простые крестьяне (я имею в виду XX век, 70-е годы) пели с таким упоением пасхальные песнопения «Христос воскресе из мертвых»! Их никто не заставлял, они пели от всей души – громко, с колоссальной силой, с любовью, с верой! А почему в Москве не поют? Не могу объяснить! Может быть, какой-то привычный страх, привычное желание ни в коем случае не выделяться? Надо открыто петь! Это можно, это разрешено!

Тогда воскресенье будет восприниматься именно как Воскресение, а не просто выходной день. Воскресение Христово – это зарубка на календаре, которая оживляет наше состояние, возвращает к Богу, радует и дает полноту жизни, именно в ощущении Воскресения Христова, а не просто так. Весь год эта пасхальная радость так естественно сопровождает чередование дней.

Есть ли у нас право на радость?

А как вообще можно радоваться, когда в мире происходят трагические события? Почему не отменяется пасхальная радость, как она совместима с переживанием общего горя?

– Ответ простой. Господь пришел на землю не для устроения идеального царства здесь. У Дмитрия Мережковского есть стихотворение, которое меня смутило, когда я был студентом семинарии и случайно его прочитал:

«Христос воскрес», – поют во храме;
Но грустно мне… душа молчит:
Мир полон кровью и слезами,
И этот гимн пред алтарями
Так оскорбительно звучит.
Когда б Он был меж нас и видел,
Чего достиг наш славный век,
Как брата брат возненавидел,
Как опозорен человек,
И если б здесь, в блестящем храме
«Христос воскрес» Он услыхал,
Какими б горькими слезами
Перед толпой Он зарыдал!..

Что за дикость такая! Это неверие в Господа Иисуса Христа как Сына Божия! Он не только лишь знал, а знает все, что люди будут творить на земле! Какая тревога звучит в Его голосе о том, как будет конец света, когда Он говорит об этом ученикам перед страданиями! Он не только лишь знает, а Он все это пережил, Он в Гефсиманском саду молился об этом так, что кровавый пот падал на землю!

Отец Сергий Правдолюбов. Фото: о. А.Радкевич

Все страдания и ужасы нынешних дней, как и XX века, – они все Им объяты, и Господь все это знает. Да, когда-то наша земля и все дела на ней сгорят, но будет новое небо и новая земля, на которых обитает правда.

Христос страдал, чтобы вытащить людей из этого ужаса! Он за всех пострадал: и за тех, которые сейчас страдают, и за тех, которые еще будут впереди страдать и переживать страшные ужасы.

Поэтому здесь нет ничего такого, что лишало бы нас пасхальной радости. У Господа совсем другой «горизонт восприятия существования», у верующих в Господа – тоже. И поэтому таким вопросом неуместно даже задаваться.

Храни Господь! С Богом!

Иллюстрации Екатерины Ватель

Каждую весну мы ждем этот день как великое чудо. Светлое Христово Воскресение, Великодень, Пасха – самый большой православный праздник. Праздник праздников, торжество торжества – так его издавна называют. Нет благодеяний важнее, чем те, что получены нами через Воскресение Христово. Как Его смертью свершилось наше искупление, так Его воскресением была дарована нам вечная жизнь.

В России за тысячелетие после Крещения сложились свои традиции, как отмечать великий праздник, но за десятилетия атеизма многие из них были утрачены или искажены. Православная писательница Мария Городова рассказала об исконных русских традициях празднования Пасхи на страницах «Российской газеты».

Светлая седмица

Все дни, пока длится праздник Воскресения Христова, верующие приветствуют друг друга словами благой вести: «Христос Воскресе!» и подтверждают в ответ: «Воистину Воскресе!». Христианство — вера любви, оно чуждо насилию. Поэтому если вы атеист и не верите в Воскресение Христа, а к вам обратились с пасхальным приветствием, можно просто поздравить приветствующего с его главным праздником.

На Светлой неделе верующие всегда ходили в церковь, в гости, богоугодные заведения и на благотворительные концерты, а вот на кладбища — нет. Для поминания усопших выделено особое время — Радоница, второй вторник после Пасхи. На Светлую седмицу и не венчали — радость на Пасху духовная, вот и не надо ее перебивать. Венчания начинались на Красную горку.

Главный подарок

Почему на Пасху принято дарить крашеные яйца? По преданию Мария Магдалина, одна из учениц Иисуса, после Воскресения Христова бесстрашно пришла к язычнику императору Тиберию со словами: «Христос Воскресе!» и преподнесла ему в дар красное яйцо. Почему красное? Красной была Кровь Христа, пролитая за нас. 

Известно, что традиция красить яйца к празднику Пасхи существовала уже в V-VI веках, у нас после Крещения Руси она тоже прижилась. Душа народная охотно подхватила обычай, и несёт его — сквозь века, сквозь десятилетия атеизма: подарить крашеное яичко, что может быть проще? Но за бытовым поступком прячется и исповедание веры, и проявление милости — главной традиции Светлого Воскресения Христова.

Не оскудеет рука дающего

Пасха — праздник радости и любви, ведь Христос принял Крестную смерть из любви к нам, людям. Совершенство христианства состоит в совершенной любви к ближнему. А проявляться эта любовь должна действенно — помощью тем, кто нуждается.

Некогда в России было отдельное явление — пасхальная благотворительность, которая охватывала всех, от самых бедных до семьи Государя Императора. Широко открывались на дни Пасхи двери домов — не только для друзей и родственников, но и для убогих, для нищих. Корзины с пасхальными яствами посылали в приюты, больницы, богадельни, тюрьмы. Никому и в голову не приходило считать деньги, потраченные на пасхальную благотворительность, потерей. Нет, это было приобретение! «Не оскудеет рука дающего! Блаженнее давать, чем брать», — эти евангельские слова стали народными поговорками.

Пасхальная благотворительность была обязательной — как у богатых, так и у тех, кто едва сводил концы с концами. «Хоть копейку, да подай! Мала копеечка, да всех спасет!». И чувство радости от того, что ты можешь быть щедрым, добавлялось к радости от праздника Воскресения Христова.

Путаница с календарем

Как получилось, что у Пасхи нет единой даты и она «путешествует» по весеннему календарю? Как рассказывает Ветхий Завет, празднование Песаха или, как мы произносим по-русски «Пасхи», было установлено Богом в ознаменование избавления евреев от египетского рабства и спасения еврейских первенцев от руки ангела-губителя. Память об этом событии иудеи отмечали в день Песаха (Пасхи) — его дата приходилась на срединный день нисана — первого лунного месяца года. Нисан выпадал на март-апрель по нашему, солнечному, календарю. 

Естественно, что Иисус тоже отмечал этот почитаемый праздник. Свою последнюю ветхозаветную Пасху Иисус совершил перед Своими страданиями. То есть событие Воскресения Христа произошло после Пасхи ветхозаветной. Потому праздник Пасхи христианской ради соблюдения исторической точности должен праздноваться непременно после Пасхи иудейской. Возникающие споры о времени празднования Пасхи прекратил Первый Вселенский собор в Никее (325 г. после Р.Х.), постановивший всем христианам праздновать Пасху в первый воскресный день после весеннего равноденствия и после первого мартовского полнолуния. Поэтому праздник Пасхи бывает между 4 апреля и 7 мая.

«Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!»

О, как чудодейственны эти слова! Когда мы их произносим или слышим, в наших сердцах загораются огни святой радости о Господе Иисусе Христе Воскресшем. И где бы они ни произносились, где бы эти слова ни раздавались, где бы ни слышались, – всюду они вызывают трепетание в каждом православном сердце и от них все ярче вспыхивает пламя веры в душе каждого прославляющего Воскресшего Господа.

«Христос Воскресе!» мы говорим с чувством духовного восторга; их хочется произносить без конца, слушая в ответ другие два святых слова: «Воистину Воскресе!»

Эти слова не имеют равных на человеческом языке. Они составляют величайшую святыню для нашего сердца, потому что в них вся сущность нашей веры, вся крепость нашей надежды, вся сила нашей любви к Спасителю, за нас распятому и в третий день по Писанию воскресшему.

Они говорят каждому из нас о бесценной и ни с чем не сравнимой радости нашей веры. Св. ап. Павел учит: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша» (1Кор. 15:14). Если бы Христос не воскрес, Он оставался бы для человечества великим, праведным, святым Учителем и Проповедником, но не был бы для нас Всемогущим Богом и Небесным Отцом. Но Он воскрес! И мы поем в церковной песни: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу».

Очами веры мы видим священное событие Воскресения Христова. Мы веруем в Воскресшего Господа одной верой с бесчисленными миллионами христиан, которые жили до нас, сейчас живут и будут жить после нас.

Мы верим, мы знаем, что Воскресший Христос не только наш Божественный Учитель, но Он – Бог Всемогущий, Который силой Своего Божественного всемогущества воскрес тридневно от гроба. Воскресение Христово – это высшее чудо из совершенных Господом Иисусом Христом в дни земного Его подвига, высшее из свидетельств Его Божественной силы.

Мы теперь знаем, после события Воскресения Христова, что Он – наш Небесный Отец, знаем, что все, о чем Он говорил, что Он обещал дать верующим в Него людям, – это непреложная Божественная истина. Все истины нашей веры утверждены на вечные времена чудом Воскресения Христова. И потому мы так ликуем, так радуемся, так торжествуем в эти Пасхальные дни.

Нет ничего священнее для каждого из нас, православных людей, чем наше вечное спасение. Спасти свою бессмертную душу, сделать ее достойной жить с Господом в жизни, не знающей конца, – это самое большое счастье для верующего человека. И путь к нашему вечному спасению теперь доступен для каждого из нас силой Воскресения Христова, для каждого, кто за Господом идет, кто имеет радость веровать в Него и хочет жить по Его заветам.

Радость о Воскресшем Господе да горит в наших сердцах до конца дней каждого из нас. С этим светом веры легче переносить и страдания, и скорби; с ним осмысливается вся наша земная жизнь, как ступень к вечной жизни, с ним и умереть не страшно истинному христианину. И с этой верой в Воскресшего Спасителя пусть не постыдно предстанет каждый из нас перед лицом нашего Небесного Отца, когда Господь повелит ангелу смерти пресечь нашу земную жизнь и бессмертную душу возьмет к Себе.

Пасхальная радость о Воскресшем Спасителе не вмещается в узких границах нашего сердца, она переливается через край нашей души, и пусть бессчетное число раз проявляется она в этих радостных, победоносных кликах: «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!»

* * *

Христос Воскресе! Сколько радости мы вкладываем в эти два слова, когда их произносим! С каким подъемом духа мы повторяем их бессчетное число раз в пасхальные дни! Каким духовным восторгом напоена и вся наша пасхальная служба с ее песнопениями!

Как часто в этих песнопениях Святая Церковь говорит о радости и призывает нас к радости! С особым вдохновением мы поем святые слова псалма: «Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Пс. 117:24).

В событии Воскресения Христова сосредоточены все радости нашей веры: Спаситель не остался лежать мертвым во гробе; Он воскрес, значит мы спасены; мы уже не дети гнева Божия, а дети Небесного Отца; перед нами открыты двери рая; нам подаются благодатные силы на пути к этим райским дверям; мы знаем Бога; мы веруем в Него, мы идем за Ним, и во всем этом – источник величайшей радости для нас. Отсюда и наши пасхальные восторги, отсюда и неумолкаемые призывы к радости.

Все мы тянемся к радостям, все мы их ищем. Желая друг другу всего самого светлого и самого лучшего в жизни, мы тем самым желаем больше радостей. Без радостей жизнь была бы тусклой, скучной и тяжкой. И хотя жизненный путь каждого из нас усеян скорбями, болезнями, заботами, тревогами, но все-таки немало и радости переживает сердце каждого из нас на этом пути жизни.

Разнообразны радости человеческого сердца! Есть радости греховные, когда человек радуется горю другого или радуется тому, что ему удалось причинить зло другому, или, наконец, когда грешник переживает обманчивое чувство удовольствия и удовлетворения после совершенного им греха. Об этих радостях мы не будем говорить, потому что они недостойны человека, их осуждает не только христианский закон, но и общечеловеческое сознание.

Есть много радостей невинных и чистых, которые являются для человека источником внутреннего счастья. Например, святая радость материнства. Мать стоит около колыбели, в которой лежит ее дитя. Она смотрит в невинное и ясное лицо этого дитяти, любуется им, ласкает свое дитя, – и чистой радостью наполнено материнское сердце. А какой источник радости и для детей иметь любящих и любимых отца и мать, в сердце которых сын или дочь всегда найдут для себя ласку и добрый, любящий совет.

Но… как непрочна, как хрупка эта радость! Как часто она бывает подобна тонкому стеклу дорогого сосуда, который так легко разбить!…

И среди всех неизбежных в земной жизни скорбей и испытаний наше сердце ищет таких радостей, которые были бы так же вечны, как бессмертен наш дух. Такие радости дает нашему сердцу наша вера. О ней поет, о ней проповедует в своих песнопениях в пасхальные дни наша Церковь.

Радость жизни с Богом в душе – это вечная радость; здесь начинаясь, она не знает конца.

Радость знать Бога, веровать в Него, идти за Ним и носить Его в своем сердце дает силы человеческому духу побеждать все испытания, болезни и страдания. Она вдохновляет нас и на подвиги во имя любви к Богу и к ближнему.

Вы знаете, что все апостолы, кроме Иоанна Богослова, окончили свой апостольский подвиг мученической смертью. И апостол Иоанн Богослов, скончавшийся в глубокой старости, за проповедь веры подвергался гонениям и истязаниям. Все апостолы в своем проповедническом подвиге потерпели множество всяких испытаний – их били, заключали в темницы, изгоняли из города в город, многократно пытались убить, но ничто не останавливало их в их порыве продолжать свое апостольское дело проповеди до конца дней. Мало того: св. ап. Павел, который претерпел гонений больше других апостолов, как бы от лица их всех говорит в своих посланиях: «Мы являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах… под ударами, в темницах, в изгнаниях… нас огорчают, а мы всегда радуемся» (2Кор. 6:3–10). Откуда эта радость? Это та радость, о которой мы вспоминаем в эти пасхальные дни. Апостолы видели своими глазами Божественного Учителя, слушали Его речи и поклонялись Ему Воскресшему, и эту радость знать Бога, идти за Ним, служить Ему, ощущая Его в своем сердце, они пронесли через свой жизненный путь. Кто эту радость нашел в своем сердце, тот уже живет с нею до конца своих дней.

Тот же св. ап. Павел говорит, что плодом пребывания Духа Божия в сердце человека, в числе других, является и радость (Гал. 5:22). Если этой радости нет, то нет и Духа Божия в сердце.

Спаситель сказал нам, что этой радости никто от нас отнять не может (см. Ин. 16:22). Ни страдания, ни болезни, ни люди, ни мысль о смерти, ни сама смерть не лишает этой радости того, кто ее приобрел в своем сердце.

Только одно может от нас отнять ее – это грех. Когда грех входит в сердце человека и владеет этим сердцем, в нем уже не может быть Духа Божия, ибо «что общего у света с тьмою?» – (2Кор. 6:14) – говорит св. ап. Павел. «Нет радости нечестивому», – сказано в слове Божием.

Грех неосознанный и неоплаканный, особенно грех упорный и многолетний, разрушает связь души человека с Богом. Он отнимает от сердца благоговение, дух молитвы и тем самым лишает его радости о Боге. Пусть же каждый из нас не только своей мыслью, но всем своим существом сознает, что самый страшный враг наш – это грех. Пусть каждый из нас не жалеет трудов, иногда и очень упорных, для того, чтобы вырвать из сердца и плоды, и самые корни грехов и страстей.

Пусть для каждого из нас святая радость – радость о Господе Воскресшем будет путеводной звездой на его жизненном пути и источником духовных и телесных сил, особенно тогда, когда Богу угодно посылать нам испытания. Аминь.

* * *

Вспомним, как воспринимали радостную весть Воскресения Христова первые свидетели этого славного события.

Первыми узнали об этом жены-мироносицы. Им явился Воскресший Спаситель, и они бежали к ученикам, еще находившимся в состоянии смущения и скорби, бежали трепетные, с горячим волнением в своих сердцах: «Христос воскрес!» Они сказали об этом апостолам. Петр и Иоанн поспешили ко гробу, изумленные этой вестью; вошли во гроб и увидели одни пелены и лежащий отдельно плат, который был на главе Спасителя. Как говорит святой евангелист, они шли обратно, «дивяся бывшему» (Лк. 24:12), размышляя в себе: точно ли Он воскрес?

«Воскрес Христос», – сказала первосвященникам и книжникам стража, приставленная ко гробу Господню. Те, услышав об этом, дали денег воинам, сказав им, чтобы они распространяли слух, будто ученики украли ночью тело Иисуса.

«Не поверю, что он воскрес, – сказал апостол Фома, – пока сам не увижу на руках Его язвы гвоздиные и не вложу персты свои в эти язвы!»

Так неодинаково была воспринята весть о воскресении Христовом в первые часы после этого священного события.

Но уже на другой и в последующие дни, а для апостола Фомы в восьмой день, когда Воскресший Спаситель начал являться апостолам, радость о Воскресшем Господе, вера в Его воскресение стала заполнять души учеников Христовых.

Он воскрес! Это была радость, превосходящая всякую другую радость. Окончились дни, часы страданий, недоумений, скорби и слез. Наступила радость полная, совершенная – радость о Господе Воскресшем согласно пророчествам и предречению о том Самого Иисуса Христа. И эта радость стала верой множества миллионов человеческих сердец.

Радость воскресения Христова дошла и до нас. Мы веруем в воскресение Христово и радуемся о Воскресшем не только потому, что об этом говорят нам святое Евангелие и творения святых людей, но потому, что радость мироносиц и апостолов через ряд духовных поколений дошла и до нас, – та самая радость, которую они переживали и о которой рассказывали и проповедывали людям.

Эта радость о воскресении Христовом – главная и основная радость в жизни христианина. Она – источник всех других радостей, какие носит в себе и какими живет истинно верующее сердце.

Воскресение Христово озарило весь мир светом истины, оно удостоверило нас в том, что Иисус Христос есть вечная истина; что слово Его, записанное апостолами в Евангелии, истинно и неложно.

Мы радуемся о Воскресшем Господе потому, что это величайшее событие открыло собою новую страницу в истории всего человечества.

Воскресший Спаситель соделал верующих в Него, тех, кто идет за Ним, отзываясь на Его голос, самыми счастливыми людьми на земле, свободными духом, добровольно отдающими себя под иго заповедей Христовых, которые являются для нас не тяжестью, не бременем, а радостным исполнением воли Божией, источником счастья и мира.

Что для человека является самым тяжелым, самым страшным в его земной жизни? Конечно, смерть. Но мы знаем, что загробная жизнь – это не бездонное море, в котором тонут все, кто плавает по волнам житейским. Это не бездна, в которую погружаются, не находя дна и конца, человеческие мысли. Загробная жизнь – это Царство вечной радости и вечной славы для всех, кто откликается на зов своего Небесного Отца. Там пребывают бесчисленные соборы ангелов; там души всех верных детей Божиих, и туда ждет всех нас Воскресший из мертвых Господь Иисус Христос. И истинный христианин, радуясь о Воскресшем Спасителе, свой духовный взор поднимает к Небу с особой благоговейной любовью: ведь вход в вечное Царство славы и блаженства нам открыт силой и могуществом Воскресшего Господа Спасителя.

Святая Церковь прославляет Воскресшего Господа во все воскресные дни церковного года. Но в дни Пасхи Христовой мы прославляем Воскресшего Спасителя особо торжественно, особо радостно. Это потому, что наша земная Пасха, которую мы празднуем, является в какой-то степени отображением Пасхи вечной, какую будут праздновать у Господа Его верные дети.

О, да сподобит всех нас Воскресший Господь великий Своей милости: чтобы мы, прославляющие Его Светлое Воскресение здесь, на земле, праздновали бы вечную Пасху и в жизни будущего века!

Христос воскресе! – воистину воскресе!

* * *

О единстве в любви и Светлом Христовом Воскресении

Ночь обратилась в солнечный день, храмы Божии переполнены ликующим народом, и колокола наперебой возвещают миру радостную весть, вторя возгласам верующих: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!»…

Пасхальная радость, радость Воскресения — какова она для нас? Церковь — это семья: Бог — Отец, мы — дети, те дети, которые решили вернуться домой из блужданий на чужбине, жить при Отце. Семья большая, многодетная, и все мы в ней, при единой вере во Христа Спаса, совершенно разные… Кто-то еще младенец в вере, делает только лишь первые шаги по духовной лестнице, а кто-то уже может считаться достаточно взрослым чадом, чтобы помогать Отцу и брать на себя ответственность за младших; Кто-то, по слову апостола, питается еще молоком, а кто-то уже твердой пищей.

Все мы в Церкви разные — но все любимы Богом, всех Святая Церковь обнимает своим омофором, как мать… А мать ждет от детей братского единства, при разности возрастов, характеров, дарований — единства в любви. Потому и мы, памятуя об этом требуемом от нас единстве, взглянем, стараясь не уничижить никого из братьев по вере, на разность и нашей радости в переживании Пасхи Христовой.

Кто-то рад Светлому Христову Воскресению просто потому, что кончился, наконец, долгий Великий пост. Обычно это те, кто впервые вступил на трудное поприще поста и вообще жизни христианской, или те, кто достаточно давно в Церкви, но все еще больше внимания обращает на внешнее. Для этих людей главная радость — хлопоты приготовления к празднику, особенно в кулинарной его части, запах пекущихся куличей, кипение яиц в луковой шелухе, поход в магазин для закупки деликатесов к пасхальному столу и к киоску — за яркими поздравительными пасхальными открытками… Этих людей, младенцев в вере, мы различаем в храмах по тому, что они стремятся и свой внешний вид, и поведение стилизовать «под Шмелева», под книги о Святой Руси, для них пока еще Православие — в основном бытовой уклад и обряд. В этом нет ничего предосудительного, ведь, если вера их искренна, повзрослеют и они, столкнутся с испытаниями и искушениями, поймут, что путь к Пасхе вслед за Христом неизбежно лежит через Голгофу, через непростой, неоднозначный крест нашей жизни.

А кто-то, уже испытавший на себе эту неоднозначность, скорбь внутреннего креста, сопряженного с внешними испытаниями, радуется тому, что преодолел скалистые пути Великого поста — в посильном для него подвиге, в воздержании, молитве и покаянии, он чувствует: Бог простил ему его грехи, что-то изменил в сердце. Эти христиане вкусили, что такое «метанойя» — перемена ума… И эта трудная, но благая перемена дала им новое зрение, они по-другому, чем раньше, видят себя и своих ближних, они радуются Воскресению Христову, подобно ученикам и апостолам Его, прошедшим через страшные терзания Страстей, через зрение Креста, радуются, что, несмотря на брань со смертью и грехом, брань, основное поле которой — не столько внешний мир, сколько глубина собственной натуры, брань, которая отнюдь не кончилась еще, ибо мы пока еще — в бренной юдоли земной, жизнь-таки жительствует, победа над смертью — совершена.

И все мы радуемся, потому что Воскресение Христово, Его победа над смертью — уверение, что наша вера и вся наша жизнь не напрасны. Ведь христианство — не просто «система морали», о том, что нехорошо и неполезно убивать, мстить, красть, развратничать, знают и люди иных вероисповеданий, и атеисты. Только христиане во всей полноте могут ощутить страшное чувство, ставящее человека на край бездны: как бы праведно я ни старался жить, сколько бы ни совершил творческих трудов, сколько бы ни вырастил детей — и я сам, и вслед за мной мои дети и дети детей, все, кого я люблю, умрут… Христианство не зажмуривается пугливо на краю этой бездны, не пытается убежать от нее, спрятаться в иллюзиях — оно делает шаг над этой бездной, чтобы перейти на ту сторону, в вечную жизнь. По-человечески это немыслимо. Но Сам Бог, ставший человеком нашего ради спасения, Сам Господь наш Иисус Христос первым сделал этот шаг. И у Него — получилось! А значит, и все мы, кто любит Христа, можем, следуя за Ним над страшной бездной, достичь жизни вечной. Той жизни, в которой единственно и оправдано все, что мы делаем сейчас, в дни земного, тленного бытования, каждая наша любовь, каждое искреннее движение сердца, каждое творческое усилие, каждое добро, сделанное бескорыстно, всё, что нам воистину дорого. Радуясь в дни Пасхи Христовой, мы радуемся не только о воскресшем Господе, но и о своем собственном избавлении от таких, казалось бы, нерушимых пут смерти.

Насколько эта радость прочна и долговечна в нас? Один прихожанин как-то заметил: «Как трудно нам бывает восклицать «Христос воскресе!» во все дни Светлой седмицы с той же подлинностью ликования, что и собственно в Пасхальную ночь!.. Это — один из показателей, насколько наше сердце готово для Царства Божия, не устанем ли мы от него, не соскучимся ли, не разочаруемся ли в том, чего так чаяли…». Да, Пасхальная радость не может быть натянутой, вымученной, натужной. Да и Господь не хочет такого, Он не совершает над нами насилия, Он подлинно любит нас, а любви без свободы, обоюдной свободы любящих, не бывает. Но мы свидетельствуем: Пасхальная радость может стать постоянной для нас, в любые дни церковного календаря, в любые моменты нашей жизни. И, невзирая на время года, искренне говорить друг другу «Христос воскресе, радость моя!» мог не только преподобный Серафим Саровский, но можем и все мы, ведь возлюбленный нами Христос Господь воскрес ради нас единожды и навсегда, Он воистину жив и всегда пребывает с нами.

Специально для газеты «Православная вера» № 9 (485)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пасха праздник пост
  • Пасха праздник подвижный
  • Пасха праздник какой национальности
  • Пасха праздник какого народа
  • Пасха праздник история происхождения