Педагогический хакатон сценарий

Функциональная грамотность – вопрос, актуальный для педагогов при подготовке к PISA-2022. Однако, до образовательных организаций долетают лишь

18.01.2022

Образовательный хакатон как средство повышения методической компетенции педагогов в сфере функциональной грамотности обучающихся

Быков Сергей Сергеевич

Функциональная грамотность – вопрос, актуальный для педагогов при подготовке к PISA-2022. Однако, до образовательных организаций долетают лишь ссылки на ресурсы для формирования и оценки функциональной грамотности в виде примеров заданий и критериев оценивания. Но, кажется, они лишь усугубляют ситуацию: настолько это представляется оторванным от повседневной реальности школы.
Формат образовательного хакатона позволяет уменьшить эту поразительную дистанцию, показать педагогам, что и они могут в этом разобраться. Что это тоже про них и про учебный предмет, который они преподают.

Оценить★



865

Содержимое разработки

Быков С.С.

учитель технологии ГБОУ Гимназия № 63 г. Санкт-Петербург

Образовательный хакатон как средство повышения методической компетенции педагогов в сфере функциональной грамотности обучающихся

Функциональная грамотность – вопрос, актуальный для педагогов при подготовке кPISA-2022. Однако, до образовательных организаций долетают лишь ссылки на ресурсы для формирования и оценки функциональной грамотности в виде примеров заданий и критериев оценивания.Но, кажется, они лишь усугубляют ситуацию: настолько это представляется оторванным от повседневной реальности школы.

Формат образовательного хакатона позволяет уменьшить эту поразительную дистанцию, показать педагогам, что и они могут в этом разобраться. Что это тоже про них и про учебный предмет, который они преподают.

Ключевые слова: функциональная грамотность, образовательный хакатон, исследование PISA-2022.

S. Bykov

teacher of technology SBEI Gymnasium № 63 St. Petersburg

Educational hackathon as a means of improving the methodological competence of teachers in the field of functional literacy of students

Functional literacy is an issue relevant for teachers in preparation for PISA-2022. However, only links to resources for the formation and evaluation of functional literacy in the form of examples of tasks and evaluation criteria reach educational organizations. But it seems that they only aggravate the situation: it seems so disconnected from the everyday reality of the school.

The format of the educational hackathon allows you to reduce this amazing distance, to show teachers that they can figure it out. That this is also about them and about the academic subject they teach.

Keywords:functional literacy, educational hackathon, PISA-2022 study.

Функциональная грамотность – вопрос, актуальный для педагогов при подготовке к PISA-2022. Однако, до образовательных организаций долетают лишь ссылки на ресурсы для формирования и оценки функциональной грамотности в виде примеров заданий и критериев оценивания.Но, кажется, они лишь усугубляют ситуацию: настолько это представляется оторванным от повседневной реальности школы.

Формат образовательного хакатона позволяет уменьшить эту поразительную дистанцию, показать педагогам, что и они могут в этом разобраться. Что это тоже про них и про учебный предмет, который они преподают.

Слово «хакатон» образовалось от hacker («хакер», «взлом») и marathon («марафон»). Это событие, во время которого команды специалистов решают какую-то проблему за ограниченное время.

В бизнес-среде цель такого мероприятия – создать проект и инвестировать в него. Хакатон может проходить несколько суток. В школе другие задачи и другой регламент. 

В нашем случае, образовательный хакатон в Гимназии №63 – это творческое 2-х суточное образовательное событие, направленное повышение методической компетенции педагогов в сфере функциональной грамотности обучающихся. Это марафон креативного мышления, необузданного воображения и вдохновения.

Слово «хакатон» образовалось от hacker («хакер», «взлом») и marathon («марафон»). Это событие, во время которого команды специалистов решают какую-то проблему за ограниченное время.

В бизнес-среде цель такого мероприятия – создать проект и инвестировать в него. Хакатон может проходить несколько суток. В школе другие задачи и другой регламент. 

В нашем случае, образовательный хакатон в Гимназии №63 – это творческое 2-х суточное образовательное событие, направленное повышение методической компетенции педагогов в сфере функциональной грамотности обучающихся. Это марафон креативного мышления, необузданного воображения и вдохновения.

Какова же структура образовательного хакатона. Рассмотрим ее по дням. И так, день первый.

Хакатон – это, в первую очередь, мероприятие. И как у каждого мероприятия, у него есть структура и программа проведения: сначала была презентация мероприятия в целом и знакомство участников с конкретной темой, представленной в виде отдельного трека.

Далее участникам предложили идеи и сформировали команды по предметным областям. Взаимодействие команды осуществлялось в режиме ВКС на платформе Google Meet (конференция должна была быть организована одним из участников и быть открытой с 11-00 до 15-00).

Checkpoint или консультации с экспертами. В течение всего хакатона для команд проводились обязательные консультации с экспертами (или менторами).

Необходимо отметить, что все это проводилось на платформе Google Meet и «Электронная учительская», которая уже давно успешно функционирует в Гимназии №63.

Итоговый продукт представлялся в формате GoogleDocs, размещенных в отдельной папке «Электронной учительской» нашей Гимназии.

Структура образовательного хакатона (день второй).

Завершился хакатон на второй день презентациями разработанных заданий, во время которых каждая команда делилась результатами своей работы. Происходил обмен опытом. Умные люди любят общаться с такими же умными людьми. А на хакатоне таких собирается довольно много. Поэтому обмен опытом – стандартная процедура.

Затем происходил анализ учителями предметниками учебно-методического комплекса по каждому предмету с учетом математической грамотности, как составляющей функциональной грамотности обучающихся. А также были сделаны предложения о взаимодействии с методическим объединением учителей математики.

А теперь перейдем к более детальному рассмотрению элементов структуры.

Образовательный хакатон в нашем случае был сфокусирован на конкретной составляющей функциональной грамотности –математическая грамотность.

Необходимо отметить, что тема хакатона была объявлена утром первого дня. Это важно: не заранее, а только тогда, когда все в сборе. Иначе участники могут прийти на хакатон с готовым решением.

Презентация мероприятия началась с представления результатов исследования PISA, которые выявили слабые места в системе школьного образования страны в целом. Важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века – это способность обучающихся применять школьные знания в жизни.

Затем педагогам для плодотворной и содержательной работы были предложены отдельным файлом в «Электронной учительской» ссылки на материалыпо функциональной грамотности.

А завершилась презентация мероприятия демонстрацией 10 минутного видеоролика «Технология и математическая грамотность», в котором были представлены 10 заданий, которые я предварительно разработал. Отличительной особенность этих заданий была их общая сюжетная линия – реальные и связанные между собой ситуации из жизни трех друзей Ани, Димы и Андрея. Доступ к этому видеоматериалу и его печатной версии также был предоставлен в«Электронной учительской» с дополнительным файлом «Литература и математическая грамотность», в котором увлекательные приключения друзей продолжались!!!

Далее были сформировали команды по предметным областям.

Участникам было предложено создать пакет заданий по математической грамотности для обучающихся 6-8 классов.

Пакет должен содержать два независимых документа:

  • Задачник – 5-7 задач, объединенных единым сюжетом в контексте предметных областей методического объединения.

Математическое содержание заданий должно отражать минимум одну из категорий:

— пространство и форма;

— изменение и зависимости;

— количество;

— неопределенность и данные.

  • Спецификация + ключи – описание содержания по заданиям с соотнесением с категорией математического содержания заданий; ключ для проверки.

После этого начался самый долгий этап хакатона – непосредственно работа над разработкой заданий. Взаимодействие команды осуществлялось в режиме ВКС на платформеGoogle Meet. Напоминаю, что конференция должна была быть организована одним из участников и быть открытой с 11-00 до 15-00.

Итоговый продукт представлялся в формате GoogleDocs, размещенных в общей папке «Электронной учительской» Гимназии №63.

Checkpoint или консультации с экспертами. В течение всего хакатона для команд проводились обязательные консультации с экспертами. Менторы могли сами подключаться к командам по ходу работы, так как для них были открыты конференции всех методических объединений.

Во время хакатона прокачивается критическое мышление, умение работы в команде, тайм менеджмент, умение работы в стрессовой ситуации, умение преподносить результаты своей работы в понятном виде, навык презентаций и многие другие. За короткий срок рождаются проекты, которым в обычной жизни потребовалось бы намного больше времени, чтобы получить право на существование.

Второй день образовательного хакатона начался с презентации командами своего продукта. Требования к представлению результатов были следующие:

  • выступление до 10 минут;

  • демонстрация задачника и спецификации;

  • представление сюжета заданий и комментарии по каждому заданию.

После небольшого перерыва каждым методическим объединением были сформулированы на основе анализа своего учебно-методического комплекса предложения по формированию математической грамотности в рамках изучения предмета.

А также предложения по взаимодействию с методическим объединением учителей математики.

Самое сложное, конечно, начинается после мероприятия.

Учителям математики было необходимо перепроверить содержание заданий на соответствие заявленным категориям и программному материалу по годам обучения.

Учителя русского языка стать корректорами, вычитывая тексты.

Учителям английского и французского перевести тексты заданий на русский язык.

Учителям информатики подготовить материалы для публикации.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/480271-obrazovatelnyj-hakaton-kak-sredstvo-povysheni

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!


3 июня

Хакатон вместо педсовета — как его организовать и провести?

Педагогический хакатон – не просто марафон решения, это мощный инструмент развития организации!

Деловые мероприятия в XXI веке не обязаны быть скучными, стандартными и формальными. Используйте новые форматы и для работы внутри образовательной организации, и для общения с коллегами — и получайте результаты, которые помогут росту и развитию педагогического коллектива.
Надоел обычный формат конференции, где секция идет за секцией, один спикер выступает за другим и нудно что-то бубнит за стойкой буквально слово в слово зачитывая информацию со слайдов? Хочется чего-то свежего и нового? Выходите из своей зоны комфорта и создавайте новый формат общения! Время не стоит на месте, как и потребности педагогов! Учителя уже не хотят быть просто участниками, они хотят быть включенными в то, что происходит перед ними. Потрясающими спикерами становятся не те, кто хорошо выступают, а те, кто умеет выстроить с современной аудиторией интересный диалог. Ответом на эти запросы могут стать интерактивные современные способы проведения традиционных мероприятий.

Еще совсем недавно хакатоном назывались профессиональная встреча — форум разработчиков, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща работали над решением какой-либо проблемы.
Но эта форма профессионального обмена мнениями и поиска решений так понравилась, что мы и не заметили, как хакатоны зашагали по стране.

Слово «хакатон» образовалось от слияния «хакинг» и «марафон».
Дословно – «марафон программистов».

По информации из Википедии: «Термин появился в 1999 году. Его независимо друг от друга начали употреблять разработчики OpenBSD и Sun Microsystems. Разработчики OpenBSD впервые использовали этот термин для обозначения встречи, посвящённой криптографии, в Калгари (Канада) 4 июня 1999 года.
На неё приехали 10 разработчиков для написания программ, которые бы не
подпадали под жёсткие экспортные ограничения, установленные США на
криптографическое ПО. Sun использовала название «the Hackathon» во время конференции JavaOne, проходившей с 15 по 19 июня 1999 года; Джон Кейдж предложил написать программу на языке программирования Java для нового Palm V, которая бы использовала ИК-порт для связи с другими пользователями Palm. Начиная с середины 2000-х годов хакатоны стали более
распространёнными и рассматривались компаниями и инвесторами как способ
быстрой разработки новых программных технологий или областей
инвестирования.
Некоторые известные компании были созданы на хакатонах, например
GroupMe, появившаяся на хакатоне конференции TechCrunch Disrupt 2010; в
2011 она была куплена компанией Skype за 85 млн долларов».

Сейчас существуют хакатоны не только для программистов, но и для
маркетологов, дизайнеров, педагогов, инженеров-проектировщиков и других отдельных
специалистов. На хакатонах могут рассматриваться даже вопросы
социального и даже (!!!) педагогического характера.

Участники хакатона ведут себя достаточно свободно в рамках отведенного времени (главное — успеть).  На самом деле хакатон — великолепная возможность
для каждого гостя-участника освоить новые и усовершенствовать имеющиеся навыки, компетенции, найти свою общность, перезнакомиться с кучей профессионалов нужного направления, и даже найти нового сотрудника или работу (да-да-да, так тоже бывает!). Эксперты на подобных мероприятиях частенько присматриваются к тем, кто успешно
проявляет себя.

Как организовать и провести хакатон?

Все просто:

  • начните с поиска нужной аудитории (виртуальной или реальной). Очень важно, чтобы доступ в аудиторию был круглосуточным; дело в том, что в условиях хакатона можно работать и по ночам (есть и такие любители);
  • продумайте в аудитории свободные зоны, в которых группы/команды могут расположиться сами и разместить свою
    технику;
  • нужна зона отдыха, где можно вздремнуть в мягком кресле или пуфике;
  • работа длительная, поэтому нужно побеспокоиться и об организации перекусов (чай, кофе, снеки…).

Хакатон — это мероприятие, проводимое в течение нескольких дней, целью
которого является решение какой-либо проблемы. Обычно проблем на
хакатоне несколько, каждая представлена в виде отдельного трека.
Команды получают задачу, вернее ее описание, показатели успешности ее решения и ресурсы для достижения успеха.
Участники за отведенное время должны сформулировать проблему, предложить
решение и показать прототип продукта. Лучшие решения получают
призы.

Так как в хакатонах участвует большое количество новичков, со стороны
организаторов хорошим тоном является проведение лекций и мастер-классов.
Обычно лекций три: о том как представить свою идею в виде продукта,
лекция по тематике хакатона, лекция о питчинге (как представить свой
продукт, как правильно махать руками на сцене чтобы слушателям было не
скучно). Организаторы могут продумать и разные активности, чтобы взбодрить участников (тут на любой вкус и цвет: от фитнеса до настольного футбола).

Советы участникам:

  • не бойтесь ходить на хакатоны, даже если у вас нет опыта или команды;
  • обязательно поройтесь в своих умениях-навыках-компетенциях и найдите, чем вы можете быть полезны вашей команде (например, у вас может
    быть интересная идея или вы неплохо разбираетесь в какой-либо области, вы можете использовать свои предметные знания при формулировании проблемы и
    найти нетривиальные пути решения, а может вы супер-скоростной искатель информации в интернете…);
  • тактика важнее маневров, ваша задача на хакатоне — решение проблемы, а часто чтобы решить проблему, ее нужно выявить;
  • проверяйте выявленную проблему на актуальность, а решение на соответствие проблеме, адекватность и
    оптимальность;
  • добавляйте результаты своей работы на хакатоне в резюме и не бойтесь писать об этом публично.

Педагогические хакатоны могут быть самых разных видов, но основа у них будет одна и та же — поиск решения в педагогической среде на базе реальной или виртуальной ситуации (по сути — решение кейса).  Это достаточно интересный и новаторский формат
для педагогов. Участники в составе
команд от 3 до 5 человек (руководители, педагоги, воспитатели, программисты, психологи, дизайнеры, менеджеры, социологи, аналитики…)
создают прототип решения и защищают его, выступая перед другими командами. Можно даже организовать многочасовой или многодневный 
соревновательный педагогический хакатон в виде онлайн-марафона, направленного на разработку концепций и
прототипов образовательных продуктов в соответствии с проектными
кейсами. Безусловно, это всегда командная работа. Само мероприятие включает в себя
и лекционный блок, и активную творческую работу команд. Задача — создать новый
проект, сгенерировать идею, которую никто никогда не воплощал в жизнь и защитить ее. На самом деле, это чрезвычайно интересно и увлекательно. Попробуйте! У вас обязательно получится!

Данный email не подтвержден! На вашу почту выслано письмо для подтверждения.

Министерство образования Иркутской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Иркутский авиационный техникум»

(ГБПОУИО «ИАТ»)

Методическая разработка  

открытого урока

по дисциплине    БОД.06 Химия

на тему:

Хакатон «Экодействие»

(конкурс мини-проектов)

для студентов1 курса

специальности 160108 Производство летательных аппаратов

2017

Рассмотрена

 ЦК ОД. МЕН

Протокол №10

от 7 мая  2017 г.

Утверждаю

Зам. директора по учебной работе

_____________ Е.А.  Коробкова

Председатель

ЦК ОД. МЕН

_________________ Г.В.Перепияко

Методист:

_________________Богачева М.А.

_________________ Ринчино В.А.

Разработал преподаватель

_________________ Перепияко Г.В.

Методическая разработка предназначена  для  изучения и закрепления материала с использованием информационно-коммуникативных и интерактивных технологий преподавателями, работающими по активным инновационным формам проведения занятий.

В методической разработке раскрывается методика проведения открытого мероприятия (урока) по  дисциплине «Химия».

Оглавление

Пояснительная записка

4

Учебно-методическая карта занятия

5

Литература

11

Приложение№1 Анкеты

12

Приложение№2 Лист самооценки знаний

14

Приложение№3Маркировка товара

15

Приложение№4 Интернет ссылки по теме: «Пищевые добавки»

19

Пояснительная записка

Человеческая цивилизация вступила в третье тысячелетие с угрожающими экологическими проблемами, приобретающими планетарный характер. К сожалению, в современном обществе глубоко укоренились технологический образ мышления, надежды на то, что с помощью правильной организации хозяйства и высокопроизводительной техники можно решить все экологические проблемы. Однако опыт показывает, что без участия каждого человека в деле сохранения окружающей среды,  разрешение  экологических проблем невозможно.

Сегодня студенты хорошо ориентируются в большинстве   вопросов экологии,  но, к сожалению, не понимают того, что каждый человек на своем уровне способен решать задачи по  рациональному природопользованию, охраны природы и окружающей среды. Главное назначение этого урока-игры – побудить к действию каждого участника и еще раз задуматься над взаимоотношением природы и общества.

Новизна данной методической разработки заключается в постановке проблемы для обсуждения: Что  я лично могу сделать для сохранения окружающего мира: мои действия.

Применены многие  методы обучения:  проблемный метод (Как я могу помочь природе?), элементы исследовательской работы (анкетирование), метод мозговой атаки (для обсуждения предложены четыре темы: « Человек и природа», «Экодом», «Грамотный потребитель», «Вторая жизнь полезного мусора»), метод проектирования (по итогам анкетирования, обсуждения в командах, должно быть предложено решение той или иной проблемы  в виде проекта), системно-деятельностный подход. Комбинация различных педагогических методов и приемов позволяет обучающимся проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу, развивать  коммуникативные навыки, выделять альтернативные способы  достижения цели,  делать  выводы на основе аргументации. А главное, игра   воспитывает  желание учиться активно, с интересом, без принуждения.

Участниками игры могут быть люди разного возраста. В нашем случае: студенты ИрНИТУ, школьники сельских школ, студенты техникумов.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении внеурочного мероприятия,  при защите проектов по экологическим проблемам, при изучении различных разделов химии (например по теме: «Нефть и продукты ее переработки»), а также биологии, материаловедения и др.

Для освещения игры  в интернет — пространстве была создана страничка  «Экодействие» (Иркутская область) https://vk.com/club140557444, которая продолжает пополняться участниками игры.

Учебно-методическая карта занятия

 Обучающиеся  ИрНИТУ, Авиационного техникума,

Сельскохозяйственного техникума г. Иркутска;

 учащиеся сельских школ (45 чел.)

Предмет: химия

Дата проведения:7 апреля 2017 года

Тема: Хакатон «Экодействие» (конкурс мини-проектов)

Тип занятия: урок рефлексии

Форма обучения: коллективная,  индивидуальная ( принимают участие обучающиеся разного возраста).

Метод обучения: активные, интерактивные (проблемный, метод мозговой атаки, проектирование).

Цели и задачи: формирование экологической культуры, активизация познавательной деятельности.

Обучающие: сформировать представления об экологическом поведении, действиях по сохранению окружающего мира, провести поиск недостающей информации для решения проблемы; отработать знания, умения и навыки по темам:  « Человек и природа», «Экодом», «Грамотный потребитель», «Вторая жизнь полезного мусора», систематизировать и проконтролировать знания студентов, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой.
Развивающие: развитие  навыков экологического мышления, отрабатывание диалогической мысли при участии в дебатах, развитие наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого, развитие фантазии, интереса к предмету через необычную форму проведения занятия; развитие навыков коллективной и самостоятельной работы.          Проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу
Воспитывающие: воспитывать желание учиться активно, с интересом, без принуждения.
Планируемые результаты:

  • повышение экологической компетентности;
  • развитие экологической грамотности;
  • совершенствование работы с информационными технологиями ;
  • систематическое участие в конкретных практических акциях по охране природы;
  • формирование коммуникативных и исследовательских умений, навыков проектирования и работы в команде.

Предметные: умение анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения окружающей среды и здоровья

Личностные: потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе.

Метапредметные: развитие коммуникативных навыков, выделение альтернативных  способов  достижения цели, умение делать  выводы на основе аргументации.

Межпредметные связи: биология, физика, экология.

Литература и ресурсы:

Презентации. Индивидуальный пакеты опорных конспектов и информационного материала для студентов, бланк затруднений, бланки самостоятельного контроля. Бумага А-4,фламастеры. Ножницы.

Этапы урока

Этапы урока

Время, мин

Мотивационно – целевой:

Постановка цели.

Этап знакомства — проведение игры «Снежный ком».

Деление присутствующих на команды.

Получение заданий, анкет, информационного материала.

 20 мин.

Процессуальный.

Проведение анкетирования, анализ анкет.

Работа над проектом.

Подготовка материалов для защиты проекта:

Проблема — пути решения проблемы

90 мин.

Рефлексивно-оценочный:

заполнение листов затруднений

заполнение листов самооценки

15 мин.

 Заключение.  

Подведение итогов.

Проговаривание экодействий, предложенных игроками.

 5 мин.

Итого:

Время игры может варьироваться, в зависимости от количества участников, объема анализируемого материала.

2час.10 мин.

Этапы:

I этап. Мотивационно-целевой (10 мин.)

Цель – вовлечение студентов в определение темы и целей занятия.

Беседа в режиме  полилога:

  • Перечислите экологические проблемы нашего города.
  • Предложите пути решения этих проблем.
  • Ответьте на вопрос: « Как я могу сберечь окружающий мир».

Этап знакомства — проведение игры «Снежный ком».

  • Деление присутствующих на команды.
  • Получение заданий – тем: « Человек и природа», «Экодом», «Грамотный потребитель», «Вторая жизнь полезного мусора».
  • Получение диагностического задания: Предлагается провести анкетирование присутствующих на форуме посетителей (основа анкеты прилагается, она может быть доработана командой  с учетом темы задания).
  • Получение литературы

II этап. Процессуальный этап (1.5 часа)

 Работа над проектом – «Я могу…»  с учетом информации , полученной при анкетировании.  

При подготовке сообщения каждой команде необходимо    предложить пути личного участия каждого в деле сохранения природы. Желательно изобразить свои предложения на листах А-3.

Защита работ.  

Обсуждение ответов. Проговаривание проблем, вызвавших затруднение. При неполном ответе студенты разных команд могут дополнять друг друга.

III этап. Рефлексивно-оценочный 

Цель –  сопоставление целей и задач урока с результатами обсуждения.

1.Заполнение бланка затруднений.

Рассмотрение ошибок и затруднений, которые возникли в ходе выполнения данного задания.

Студенты анализируют:

  1. Какие ошибки были допущены в работе?
  2. Что особенно вызвало затруднения?
  3. Какая цель была поставлена в начале урока?
  4. Смогли достичь?

2.Заполнение бланка самоконтроля.

Главный критерий:  найдены ли пути участия  каждого человека, независимо от наличия финансов и ресурсов, в решении экологических проблем.

Студентам  предлагается оценить свою работу, поставив себе оценку в бланке самоконтроля. 

VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности.

Самооценка.        

Оценка присутствующего.

Заключение.

Мы изучили   пути личного участия в решении экологических проблем.

Вами предложено:

« Грамотный потребитель» 

Обсуждены проблемы

Решение

Незнание маркировки товаров

Изучить необходимую маркировку товара, изготовить плакат, просвятить родственников. Друзей, поделиться  на своей страничке в интернете

Употребление в пищу добавок, зная об их вреде.

Ограничить себя в покупке и употреблении вредных товаров: жвачки, колы.

Высокие цены на качественные продукты

Выращивать овощи на своих огородах

Мелкий шрифт на упаковках

Приобрести лупу и получать все-таки информацию о составе продукта

При покупке на обращается внимание на сроки хранения товара

Внимательно читать упаковку о  о сроках товара

«Вторая жизнь полезного мусора»

Обсуждены проблемы

Решение

Увеличение объема мусора

Использование ЭКО-пакетов, ЭКО-упаковки.

Использование многоразовых продуктовых пакетов  из ткани.  

Неинформированность населения о пунктах приема макулатуры, стеклотары, металлических отходов

Распространение информации через IT-cсети

Открытие пунктов приема отдельных категорий мусора

Халатность

самому унифицировать свои отходы. Давать вещам вторую жизнь

Безнаказанность

Применять штрафы, предусмотренные административным кодексом

«Человек и природа»

Обсуждены проблемы

Решение

Замусоривание территорий для отдыха, пожары.

Экологические заповеди

без особой надобности не выезжаю на автомобиле

тушу костер

мусор складываю в экопакеты и вывожу  на свалку

Выполнение 10 заповедей:

  • не пользуюсь пластиковыми и бумажными пакетами;
  • не выкидываю у дороги пищевые отходы, так как этим я могу приучить животных кормиться у автострады, где их может сбить автомобиль;
  • не пользуюсь пластиковой посудой, потому что этот материал не разлагается;
  • пишу или печатаю на обеих сторонах листа;
  • имею дома много комнатных растений, что делает воздух чище;
  • экономлю энергоресурсы, экономлю воду
  • соблюдать все заповеди экологического поведения человека;
  • без особой надобности не выезжаю на автомобиле
  • высаживаю деревья
  • помогаю животным, растениям
  • участвую в акциях  по защите природы

Добавления в процессе обсуждения

1 группа «Человек и природа»

  1. Составь  экомаршрут, экологическую тропу  по… 
  2. Защити права граждан на здоровую окружающую среду
  3. Создай «Декларацию ответственности за природу»; 
  4. Создай лэпбук  по экологическому воспитанию и подари другу,младшей сестре, брату.
  5. Оборудуй или организуй место отдыха на реке, пруду
  6. Оборудуй аквариум, водоем…

2 группа   «Экодом»

  1. Изучи экоматериалы
  2. Изучи влияние зеленых насаждений   на состояние воздуха и поделись знаниями с …..
  3. Изучи влияние степени озеленения комнаты, двора на здоровье людей.

3 группа « Грамотный потребитель» 

  1. Научись определять маркировку упаковочного материала из пластика по коду SPI и научи этому родителей, друзей, соседей.
  2. Изготовь плакат о вредных консервантах и вывеси в ….
  3. Изучи: влияние пищевых добавок на здоровье школьников, влияние жевательной резинки, газировки на твое здоровье поделись знаниями с ….
  4. Предложи альтернативные способы уборки, успешно заменяющие бытовую химию в нашем доме
  5. Перечисли продукты, которые тебя убивают и поделись с другом информацией.
  6. Изучи травы, поддержи свое здоровье.

4 группа   «Вторая жизнь полезного мусора»

  1. Разработай преобразователь бытовых отходов. Вторая жизнь полезного мусора (стеклотары, пластиковых бутылок, упаковки и т.д.) .
  2. Разработай  декларацию о правах  мусора.
  3. Замени пластиковую посуду на …(деревянную, съедобную…).
  4. Организуй, найди пункт приема стеклотары.
  5. Предложи пути утилизации соломы….

Общие:  

  1. Напиши экологический  сценарий, поставь экологический  спектакль, проведи конференцию.
  2. Напиши Оду воде, реке, озеру, роднику, лесу…..

Завершая встречу,  вспомним слова А.Сент-Экзюпери:

 «Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» и будем следовать этому правилу.

Литература.

  1. А.В.Тотай «Экология»: Учебное пособие для бакалавра,ИздательствоЮрайт, 2012г.
  2. Т.П.Трушина «Экологические основы природопользования»: Учебник для СПО, Издательство «Феникс» г.Ростов на Дону.
  3. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: Учебное пособие для учащихся. – Самара: Корпарация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2005.
  4. Н.М. Черткова, В.М. Галушин, В.М. Константинов Экология: Учебник для общеобразовательных учреждений, Издательство «Дрофа», г. Москва 2008г.

Интернет-ресурсы:

  1. Классификация пищевых добавок

http://properdiet.ru/pishhevye_dobavki/368-klassifikaciya-pischevih-dobavok

http://mirznanii.com/a/131203/pishchevye-dobavki-7

https://prodobavki.com/articles/klassifikaciya_pishevyh_dobavok_4482.html

  1. Формирование экопространства с научной точки зрения

http://green-dom.info/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/formirovanie-ekoprostranstva-s-nauchnoj-tochki-zreniya/

  1. Экологическая составляющая Экодома

http://ecology.md/page/ekologicheskaja-sostavljajushhaja-ekodoma

https://ecoteco.ru/id628/

Приложение№1

Анкеты

«Экодом»

  1. Как обеспечить экологическую безопасность дома?
  • применять экологическибезопасные материалы при строительстве и ремонте
  • жить в лесу, в тайге
  • живя в квартире, максимум обеспечить ее безопасность всеми возможными средствами (привести пример)
  • все хорошо и так
  1. Что лично Вы делаете для защиты окружающей среды:
  • использую энергосберегающие лампы
  • экономлю энергоресурсы (хорошая теплоизоляция)
  • экономлю воду
  • не экономлю ничего
  • высаживаю деревья
  1. Какие в России в будущем будут экодома?
  • хорошо адаптированы под суровый климат,  а также для экономии за счет солнечных панелей и других безопасных источников
  • у каждого дома будет водородный или другою источник выработки энергии, а излишки энергии будут отправляться обратно в сеть
  • все останется по — прежнему (объяснение)

«Умный потребитель».

  1. Как часто вы обращаете внимание на состав продукта?
  • Вообще не обращаю внимания
  • крайне редко
  • часто
  • всегда
  1. Знаете ли вы о маркировке продуктов?
  • нет, ничего не знаю
  • слышал что-то, но не имею понятия-знаю, но не разбираюсь
  • знаю об этом практически всё
  1. Знаете ли вы о вредных пищевых добавках?
  • ничего не знаю
  • знаю несколько, но не уделяю этому внимания
  • знаю несколько, обращаю внимание
  • знаю о них практически всё
  • знаю маркировку упаковочного материала
  • знаю влияние пищевых добавок на здоровье
  1. Как часто вы употребляете вредную пищу?
  • питаюсь только здоровой пищей
  • ем вредную пищу редко
  • ем её часто

«Вторичное сырье»

  1. Как Вы утилизируете бытовые и пищевые отходы?
  • Не разделяю, выношу на свалку
  • Разделяю, выношу на свалку
  • Разделяю: сдаю в пункты приема для вторичной переработки
  1. Утилизируете ли Вы батарейки, лампочки, сломанную бытовую технику, стекло, пластик в пункты приема? Если да, что именно (подчеркнуть).
  • Да, всегда
  • Да, иногда
  • Нет, никогда
  1. Знаете ли вы о пунктах приема для вторичной переработки бытовых отходов в своем районе?
  • Да, знаю, сдаю туда
  • Да, знаю, не сдаю туда
  • Нет, не знаю
  • В моем районе таких пунктов нет
  1. Оставляете ли вы мусор в неположенном месте?
  • Всегда
  • Часто
  • Редко
  • Никогда
  1. Вывозите ли вы мусор на несанкционированные свалки? Знаете ли вы о их воздействии на окружающую среду?
  • Да, вывожу, не знаю
  • Да, вывожу, знаю
  • Нет, не вывожу, не знаю
  • Нет, не вывожу, знаю

«Я и природа»

1.Существует 10 заповедей экологического поведения человека. Какие из них вы соблюдаете?

  • не пользуюсь пластиковыми и бумажными пакетами;
  • не выкидываю у дороги пищевые отходы, так как этим я могу приучить животных кормиться у автострады, где их может сбить автомобиль;
  • не пользуюсь пластиковой посудой, потому что этот материал не разлагается;
  • пишу или печатаю на обеих сторонах листа;
  • веду здоровый образ жизни (не курю, не употребляю алкоголь, наркотические вещества, занимаюсь спортом, употребляю в пищу полезные продукты);
  • имею дома много комнатных растений, что делает воздух чище;
  • экономлю энергоресурсы, экономлю воду
  • соблюдаю все заповеди экологического поведения человека;
  • не соблюдаю ни одной заповеди экологического поведения человека.
  • без особой надобности не выезжаю на автомобиле
  • тушу костер
  • высаживаю деревья
  • помогаю животным, растениям
  • участвую в акциях  по защите природы (каких)

2.Какое из высказываний известных людей об охране природы вам кажется наиболее актуальным?

1. «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе нужна вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!» (М.Пришвин);

3. «Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» (А.Сент-Экзюпери);

Приложение №2

Лист самооценки знаний

  1. Я  всегда активно участвовал во всех заданиях группы
  2. Я брал на себя руководство группой в случае необходимости, чтобы мы создали хорошую работу
  3. Анализировал, обобщал, делал выводы
  4. Находил и исправлял ошибки
  5. Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения

Я хочу сказать …

•        Мне больше всего удалось …

•        За что я могу себя похвалить?

•        За что я могу похвалить однокурсников?

•        Что приобрёл?

•        Что меня удивило?

•        Для меня было открытием то, что …

•        Что, на мой взгляд, не удалось?

  • Почему?
  • Что учесть на будущее?

Приложение№3.

  • Маркировка упаковочных материалов
  • «Der Grune Punkt». Зелёная точка. С 1990 года ставится на упаковочных материалах, и означает, что компания производитель даёт гарантию приёма и вторичной переработки маркированного упаковочного материала. Используется в Германии, Франции, Бельгии, Ирландии, Люксембурге, Австрии, Испании и Португалии и ряде других стран:
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/2008/3/der-grune-punkt.jpg
  • Треугольник из трех стрелок — «Петля Мебиуса», означает, что материал, из которого изготовлена упаковка, может быть переработан, или что упаковка частично или полностью изготовлена из вторичного сырья:
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/2008/3/1847272.jpg
  • Знак перерабатываемого пластика. Этот знак ставится на всех видах полимерных упаковок. Пластиковая упаковка подразделяется на 7 видов пластмасс, для каждого из них существуют свой цифровой символ, который производители наносят с целью информирования о типе материала, возможностях его переработки и для упрощения процедуры сортировки перед отправкой пластмассы на переработку и вторичное использование:
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/2008/3/plastic-recycle.jpg
  • Цифра, обозначающая тип пластмассы расположена внутри треугольника. Под треугольником буквенная аббревиатура, обозначающая тип пластика:
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/pic%20for%20pages/ecodom/lables/01-Plastic-recyc.png1. PET(E) или ПЭТ — полиэтилентерфталат. Используется для изготовления упаковок (бутылок, банок, коробок и т.д.) для розлива прохладительных напитков, соков, воды. Также этот материал можно встретить в упаковках для разного рода порошков, сыпучих пищевых продуктов и т.д. Очень хорошо поддается переработке и вторичному использованию.
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/pic%20for%20pages/ecodom/lables/02-Plastic-recyc.png2. PEHD (HDPE) или ПЭВП — полиэтилен низкого давления. Используется для изготовления кружек и пакетов для молока и воды, бутылок для отбеливателей, шампуней, моющих и чистящих средств. Для изготовления пластиковых пакетов. Канистр для моторного и прочих машинных масел и т.д. Очень хорошо поддается переработке и вторичному использованию.
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/pic%20for%20pages/ecodom/lables/03-Plastic-recyc.png3. PVC или ПВХ — поливинилхлорид. Используется для упаковки жидкостей для мытья окон, пищевых растительных масел. Из него изготавливаются банки для упаковки сыпучих пищевых продуктов и разного рода пищевых жиров. И именно этот пластик практически не поддается переработке. Более того, существуют доказательства того, что содержащейся в нем канцероген винилхлорид обладает способностью проникать в продукты питания, а затем и в организм человека. Также для производства ПВХ используется множества добавок, которые весьма токсичны для человека: фталаты, тяжелые металлы и т.д. И еще, процесс производства, использования и утилизации ПВХ сопровождается образованием большого количества диоксинов (самых опасных ядов) и других крайне токсичных химических веществ.
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/pic%20for%20pages/ecodom/lables/04-Plastic-recyc.png4. PELD (LDPE) или ПЭНП — полиэтилен высокого давления. Используется в производстве полиэтиленовых пакетов, гнущихся пластиковых упаковок и для производства некоторых пластиковых бутылок. Хорошо поддается переработке и вторичному использованию.
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/pic%20for%20pages/ecodom/lables/05-Plastic-recyc.png5. PP или ПП — полипропилен. Из него делаются крышки для бутылок,  диски, бутылки для сиропа и кетчупа, стаканчики для йогурта, упаковки для фотопленок, мешки, тара, трубы, детали технической аппаратуры, нетканые материалы.
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/pic%20for%20pages/ecodom/lables/06-Plastic-recyc.png6. PS или ПС — полистирол. Используется в производстве поддонов для мяса и птицы, контейнеров для яиц, в строительной индустрии  — теплоизоляционные плиты, несъемная опалубка, сандвич панели, потолочный багет, потолочная декоративная плитка.
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/pic%20for%20pages/ecodom/lables/07-Plastic-recyc.png7. O(ther) или ДРУГОЕ. Смесь различных пластиков или полимеры, не указанные выше. Упаковка маркированная этой цифрой не может быть переработана и заканчивает свой жизненный цикл на свалке или в печи мусоросжигательного завода.
  • Существуют и другие знаки для разных видов упаковочных материалов, изделий из бумаги или картона, которые могут быть либо произведены из вторсырья, либо подвергнуты вторичной переработке (в определённых случаях — в рамках специальных программ):
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/recycledpaper/2008/3/recycle-paper.jpg    http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/recycledpaper/2008/3/recycled-paper.jpg    http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/recycledpaper/2008/3/recy.jpg   
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/recycledpaper/2008/3/aqua-pro-natura.jpg     http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/2008/3/recycledpaper.gif
  • Этот знак встречается с разными подписями, типа «Keep your country tidy» («Содержи свою страну в чистоте!» — англ.) или, например, просто «Gracias» («Спасибо» — исп.):
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/2008/3/keep-your-country-tidy.jpg
  • Маркировка электроники и бытовой техники
  • Эта маркировка была разработана TCO (Шведская Конфедерация Профессиональных Работников), Шведским Обществом Охраны Природы и Шведским Государственным Департаментом Электроэнергии. Данный стандарт охватывает широкий диапазон вопросов: окружающая среда, эргономика, удобство использования, излучение электромагнитных полей, потребление электроэнергии, электрическая и пожарная безопасность:
  •      http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/tco-95/2008/3/tco-99.jpg      http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/tco-95/tco-99/2008/3/tco-2003.jpg    http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/2008/3/tco-95.jpg
  • Требования по защите окружающей среды включают в себя ограничения по наличию и использованию тяжелых металлов, бромо- и хлоросодержащих воспламеняющихся веществ, фреонов (CFC) и хлорных растворителей. Изделие должно быть пригодным для утилизации, а производитель должен вести экологическую политику, с учётом требования всех стран-импортёров товара.
  • Информацию об энергопотреблении бытового устройства вам расскажет маркировка товара с указанием класса энергосбережения:
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/2008/3/energy-save.jpg
  • Знак «Перечеркнутый контейнер» на электронной технике говорит о том, что выбрасывать этот предмет в мусорный контейнер ни в коем случае нельзя. Электронные отходы очень опасны для здоровья людей и загрязняют окружающую среду. Этот знак сейчас ставят не только на электронную технику, но и на другие виды товаров, которые нельзя бросать вместе с обычным мусором:
  • http://www.greenpeace.org/russia/PageFiles/141602/1825592.jpg
  • Маркировка экологичного товара
  • Некоторые виды эко-маркировки не распространяются на пищевые продукты, напитки, лекарственные препараты и не должна наноситься на вещества и материалы, признанные опасными в соответствии с законодательством ЕС, а так же на изделия, в процессе производства которых могло оказываться вредное воздействие на людей и окружающую среду:
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/2008/3/eco-choice.jpg
  • * В Скандинавских странах (Дания, Исландия, Финляндия, Норвегия, Швеция) зарегистрирована официальная эко-маркировка «Скандинавский Лебедь». С 1999 года она дает гарантию, что товар или услуга удовлетворяет чрезвычайно высоким экологическим стандартам, которые учитывают жизненный цикл, негативные влияния, качество, соблюдение экологических нормативов. Экологические критерии регулярно пересматриваются, для того чтобы гарантировать, что маркированный товар или услуга удовлетворяет промышленным стандартам.
  • Постановку этих знаков разрешено производителям, продукция которых удовлетворяет критериям, устанавливаемых координационным советом по использованию знака.
  • Среди знаков, применяемых на территории России, применяется знак Соответствия Системы обязательной сертификации по экологическим требованиям:
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/2008/3/eco.jpg
  • Отдельная группа знаков на бытовой технике, аэрозольных препаратах и других материалах — «Не содержит фреон», CFC Free:
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/2008/3/ozon.jpg
  • Продукция, при производстве, переработке или обработке которой не применялись в качестве исходного сырья хлор, хлоросодержащие окислители и хлорорганические соединения в порядке, предусмотренном, маркируется знаком «Свободно от хлора»:
  • http://www.greenpeace.org/russia/ReSizes/OriginalWatermarked/PageFiles/141602/1354576.gif
  • Маркировка продуктов питания
  • Информация о натуральности продукции (сырья) органического происхождения, выращенной без применения химикатов, произведённой без красителей и искусственных пищевых добавок, отображается в виде маркировки:
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/2008/3/organic-food.gif
  • Маркировка продукции «Не содержит ГМО» означает, что продукция прошла проверку правительства Москвы и не содержит трансгенов:
  • http://www.greenpeace.org/russia/PageFiles/141602/1800438.jpg
  • В российских регионах можно встретить ещё значок «Без трансгенов»:
  • http://www.greenpeace.org/russia/PageFiles/141602/1800441.jpg
  • Морепродукты, рыба, консервы могут быть промаркированы знаком «Dolphin-friendly» — это декларация того, что в процессе вылова рыбы не использовались дрифтерные сети:
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/2008/3/dolphin-friendly.jpg
  • Маркировка косметики
  • В 1998 году Британским Союзом (BUAV) был утверждён Стандарт этичной косметики. Это признанная во всем мире схема, которая дает возможность потребителям определить, какая косметика не была тестирована на животных. Самыми этичными были признаны компании, использующие ингредиенты, которые в течение 5 последних лет не были тестированы на животных:
  • http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/2008/3/buav.jpg
  • В 2002 году страны Евросоюза приняли запрет на тестирование косметики, который вступит в силу с 2009 года.
  • В 2003 году появился аналогичный Стандарт этичной бытовой химии.
  • «Этичная» косметика маркируется значками «Not tested on animals» («Не испытано на животных»), «Animal friendly». Не содержащая животных компонентов косметика отмечается знаком «V» (веган):

http://www.greenpeace.org/russia/Global/russia/graphics/image-labels/2008/3/animals-friendly.jpg

  • Е121 – краситель цитрусовый красный;
  • Е123 – краситель амарант;
  • Е240 – консервант формальдегид;
  • Е924а – улучшитель муки и хлеба;
  • Е924б – улучшитель муки и хлеба

Приложение№4

Пищевые добавки

Классификация пищевых добавок

  • http://properdiet.ru/pishhevye_dobavki/368-klassifikaciya-pischevih-dobavok
  • http://mirznanii.com/a/131203/pishchevye-dobavki-7
  • https://prodobavki.com/articles/klassifikaciya_pishevyh_dobavok_4482.html

Экодом

Формирование экопространства с научной точки зрения

  • http://green-dom.info/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/formirovanie-ekoprostranstva-s-nauchnoj-tochki-zreniya/

Экологическая составляющая Экодома

  • http://ecology.md/page/ekologicheskaja-sostavljajushhaja-ekodoma
  • https://ecoteco.ru/id628/

О проекте:

Проект реализуется в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» при финансовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации.

Цель:

Педагогический хакатон «Вызовы Будущего» проводится с целью создания условий для подготовки  проектных команд образовательных организаций высшего образования Российской Федерации, подведомственных Минпросвещения России, привлеченных к разработке новых проектных решений (программ, проектов, моделей, методик) в сфере воспитания (в т. ч. патриотического воспитания), формирования гражданской идентичности, культурного наследия народов России в условиях современных вызовов и цифровой трансформации; повысить у будущих учителей уровень компетенций и навыков по внедрению новых форматов деятельности в организации работы с детьми и молодежью, направленной на формирование гражданской идентичности, межнационального согласия, сохранения культурного наследия народов России в условиях современных вызовов и цифровой трансформации.

Задачи:

  • подготовить не менее 20 проектных педагогических команд образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минпросвещения России;
  • разработать в рамках проведения Педагогического хакатона «Вызовы Будущего» не менее 10 проектных решений в сфере воспитания (в т. ч. патриотического воспитания), формирования гражданской идентичности, культурного наследия народов России в условиях современных вызовов и цифровой трансформации;
  • создать условия для развития методического и кадрового потенциала, организации системы мероприятий в сфере воспитания (в т. ч. патриотического воспитания), формирования гражданской идентичности, культурного наследия народов России в условиях современных вызовов и цифровой трансформации;
  • содействовать в установлении образовательных и деловых связей среди не менее 20 образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минпросвещения России.

Участники:

Смешанные педагогические команды образовательных организаций высшего образования Российской Федерации, подведомственных Минпросвещения России.

Состав каждой команды от образовательной организации высшего образования – 5 человек (4 обучающихся и 1 сотрудник).

Сроки проведения:

Ноябрь 2022 года

Мероприятия проекта:

В рамках проекта состоится Просветительский марафон для будущих учителей «Вызовы будущего»

Сроки проведения: октябрь-ноябрь 2022 года

хакатон_фото_new

10 ноября отмечается Всемирный день науки, и в честь этого можно организовать научный хакатон. Рассказываем, как это сделать в обычной школе.

Слово «хакатон» (от английских hacker + marathon) пришло из ИТ-среды и означает соревнование или марафон специалистов из разных областей разработки программного обеспечения, в ходе которого они работают над решением какой-либо задачи. 
В школе хакатон может стать новым форматом образовательного мероприятия с соревновательным элементом, который поможет дополнительно мотивировать учащихся.
Этот формат ещё не потерял очарования новизны, а потому будет интересен школьникам, немного уставшим от привычных образовательных техник. В рамках хакатона ребята учатся работать в команде, презентовать свои идеи и попутно осваивают новые навыки. 
Особенно здорово, если получится привлечь к участию в мероприятии не только учителей, но и специалистов из разных сфер — например, активных родителей. 
Традиционный хакатон обычно длится три дня, и в каждом из них есть своя генеральная линия. Кроме того, стоит заложить время на подготовительные мероприятия.
В нашей статье мы рассмотрели сценарий упрощённого хакатона, который можно организовать практически в любой школе без специального оборудования и затрат. Единственное, от чего зависит успех хакатона, — искренняя вовлечённость. 

Подготовительный этап

Эта часть хакатона полностью ложится на плечи учителей, и чем тщательнее вы к ней подойдёте, тем легче пройдёт само мероприятие.
Для начала определите основную тему — это может быть как непосредственно цифровая задача, так и что-то вне сферы высоких технологий. К примеру, вы знаете, что в вашей школе между учениками часто возникают конфликтные ситуации. В этом случае темой хакатона может быть улучшение психологического климата. Или же ваша школа активно поддерживает «зелёное» движение — тогда в центр внимание логично будет поставить экологию.  
Далее соберите инициативную группу педагогов, причём не только информатиков или других специалистов по точным наукам: словесники могут подсказать, как лучше выразить мысли, учителя ИЗО научат ребят создавать красивую и осмысленную инфографику, биологи станут источником ценных знаний для экологических проектов. 
И наконец, определите, с какими классами вы будете проводить хакатон. 

День 1. Генерация идей 

После объявления темы хакатона разделите участников на команды. Обратите внимание, что команда должна состоять из ребят с разными знаниями и умениями, а не только из «гуманитариев» и «технарей». 
Представьте школьникам экспертов (как из числа педагогов, так и приглашённых гостей) и объясните, что к ним можно обращаться за консультацией. Так, если тема хакатона — экологическая безопасность, то экспертами могут быть учителя биологии, экологии и географии. 
Непосредственно для генерации идей можно использовать флипчарты, доски, на которые клеятся стикеры, даже обычные листы бумаги. 
Важно проговорить, что любая идея имеет право быть высказанной, а критика должна быть мягкой и уважительной. 
По итогам брейншторма выбирается одна идея, которую и будут разрабатывать участники хакатона. 
В рамках первого дня можно также предусмотреть обучающие мероприятия, которые помогут ребятам в поиске решений: лекции, мастер-классы, просмотры стримов приглашённых специалистов.

В разделе «Архив онлайн-уроков» вы найдёте записи эфиров, посвящённых самым разным темам: языкам программирования, медицине, экологии, кибербезопасности, истории, культуре. Все эти материалы можно использовать в рамках обучающих мероприятий. 

День 2. Формирование решения

Также используется термин «прототипирование», то есть создание прототипа. 
На этом этапе учащиеся выбирают идею, которую будут представлять жюри, и дорабатывают её. Здесь также будет полезна помощь экспертов, которые смогут предусмотреть риски и обратить внимание на возможные трудности реализации.
Для прототипирования участникам понадобятся различные инструменты, в первую очередь — специализированные программы, если говорить о создании цифровых решений. Не все школы могут себе их позволить, но это отнюдь не является причиной для отказа от хакатона. Пусть учащиеся просто сформулируют максимально чёткое и подробное описание идеи, предусмотрят возможные трудности и риски, подумают над перспективами и представят всё это в виде красивой презентации. Ведь отличная идея обязательно должна быть услышана! 

День 3. Презентация

Вишенка на тортике всего хакатона — защита проектов. 
Каждая команда должна представить своё решение, объяснить его ценность и преимущества, доказать эффективность. Важно, что на презентацию отводится не более 5–7 минут, дольше этого времени говорить нельзя. 
Жюри оценивает актуальность решения, простоту реализации, инновационность, креативность и качество. Обязательно учитывается, стал ли проект результатом действительно командной работы, потому что одна из задач хакатона — прокачать этот навык. 
По итогам хакатона можно провести торжественное награждение команд и самых активных участников. А идеи, которые будут озвучены, вполне можно развить и дать им продолжение, например, пригласив к участию в следующем хакатоне учащихся других школ района. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пасхальный колобок сценарий кукольный спектакль
  • Педагогический театр сценарий
  • Пекс карточка праздник
  • Педагогический сценарий урока это
  • Педагогический сценарий пример