Педагогический сценарий курса это

Работа по теме: Л-16-Проектирование образовательных мультимедиа-ресурсов. Глава: 1. Проектирование курса. ВУЗ: АлтГПУ.

Проектирование
электронного курса является основополагающим
этапом. Именно на этой стадии, на основании
соотнесения имеющихся средств и ресурсов
с затратами на издание курса делается
вывод о реальности проекта.

Начальным
этапом проектирования мультимедиа
курса является разработка
педагогического
сценария
.

Педагогический
сценарий

это
целенаправленная, личностно-ориентированная,
методически выстроенная последовательность
педагогических методов и технологий
для достижения педагогических целей и
приемов.

Педагогический
сценарий курса дает представление о
содержании и структуре учебного
материала, о педагогических и информационных
технологиях, используемых для организации
учебного диалога, о методических
принципах и приемах, на которых построен
как учебный материал, так и система его
сопровождения.

При
этом под педагогическими технологиями
дистанционного обучения понимаются
технологии педагогического общения,
способы организации познавательной
деятельности учащихся. Под информационными
технологиями дистанционного обучения
понимаются технологии создания, передачи
и хранения учебных материалов, организации
и сопровождения учебного процесса
дистанционного обучения.

Педагогический
сценарий отражает авторское представление
о содержательной стороне курса, о
структуре мультимедиа курса, необходимого
для его изучения.

Планирование
педагогического сценария предполагает
четкое видение автором образовательного
пространства учебной дисциплины, его
умение определить педагогические
технологии в соответствии с особенностями
целевых учебных групп, тщательное
проектирование содержания учебной
деятельности. Для решения этих задач
на этапе проектирования преподаватель
должен подготовить развернутую программу
учебной дисциплины, подобрать учебный
материал, составить электронный текст,
который станет основой построения
мультимедиа курса, и разработать
методическое пособие по изучению курса.

Подготовив
все необходимые компоненты педагогического
сценария, преподаватель должен определить
наиболее эффективные траектории изучения
курса с учетом индивидуальных особенностей
восприятия материала, в зависимости от
образовательного уровня учащихся,
наличия или отсутствия базовых знаний
в предметной области.

Педагогический
сценарий может быть представлен
графически, что значительно облегчает
организацию самостоятельной познавательной
деятельности учащихся.

Как
правило, при разработке педагогического
сценария для консультаций привлекаются
специалисты: методисты, психологи,
программисты. После разработки сценария
определяются типы носителей, на которых
будет размещаться курс: компакт-диски,
видео- и аудиокассеты, книги. При этом
следует учитывать и возможности
потенциальных потребителей: каким
техническим и программным обеспечением
они располагают.

Затем
определяется набор технологий и
инструментальных средств, необходимых
для создания курса.

Технологический
сценарий

это описание
информационных технологий, используемых
для реализации педагогического сценария.
В технологическом сценарии, как и в
педагогическом, также реализуется
авторский взгляд на содержание и
структуру курса, его методические
принципы и приемы его организации.
Авторское представление о курсе отражает
и пользовательский интерфейс – визуальное
представление материала и приемы
организации доступа к информации разного
уровня.

В
сценарии необходимо выстроить материал
по уровням, а также указать:

  • какие
    компоненты мультимедиа курса будут
    разработаны для наиболее эффективного
    обучения;

  • характер
    доступа к ним;

  • авторские
    пожелания по дизайну;

  • ключевые
    слова и средства навигации по материалу;

  • необходимые
    мультимедиа приложения.

Участие
преподавателя в составлении технологического
сценария обеспечивает качественное
решение педагогических задач, соединение
в едином мультимедиа курсе педагогических
и информационных образовательных
технологий.

В
соответствии со сценарием технологических
решений определяется фирма-разработчик
(подготовка материалов для мультимедиа
курса требует широкого спектра
дорогостоящего оборудования, приобретать
которое для однократного использования
невыгодно, и участия специалистов по
звуко- и видеозаписи, актеров, дизайнера,
программистов) и выясняется общая
стоимость проекта.

После
оценки затрат и принятия положительного
решения о реализации проекта необходимо
составить полный перечень задач и
подробный график выполнения работ,
начиная от подбора материалов и заканчивая
прощальным вечером по случаю успешного
завершения проекта.

16 мая 2019

Разработка электронного курса от А до Я: сценарий

Зачем нужен сценарий курса, как он создается и как правильно его проверять

Руководит разработкой проектов, организует работу команды, общается с клиентами.

Контролирует качество сценариев всех курсов компании, лично разрабатывает сценарии.

Руководитель отдела педагогического дизайна

Руководитель отдела разработки проектов

Сценарий — это прототип для разработки электронного курса, сделанный в виде презентации. В нем уже есть полностью готовый текст, упражнения, примеры картинок, описание анимаций и переходов между блоками. По сути это практически готовый курс, которому не хватает дизайна, интерактивных переходов, верстки и (иногда) видеороликов.

Так выглядит прототип слайда

Прототип одного из слайдов курса

Может показаться, что подготовка и согласование сценария — пустая трата времени и можно сразу на основе материалов начинать собирать курс с готовыми дизайном и интерактивом. Но на самом деле без сценария сделать качественный курс не получится. В этой статье мы:

  • Разберем, какое место занимает сценарий в e-learning.
  • Расскажем, как разрабатывается сценарий.
  • Рассмотрим, по каким критериям его оценивать.

Зачем нужен сценарий курса

Главная задача сценария — разработка структуры курса и проектирование пользовательского опыта. Кроме того, сценарий преследует еще три цели:

  • Показывает заказчику, как будет выглядеть курс. Даже если заказчик не сталкивался с электронными курсами и e-learning в целом, сценарий поможет ему представить, как будет работать готовый продукт.

Это прототипа слайда с упражнением

А так выглядит слайд уже в готовом курсе

  • Позволяет заметить и устранить ошибки до дизайна и разработки. Если утверждать голый неструктурированный текст, легко пропустить ошибки и логические несостыковки. Сценарий помогает наглядно оценить логику будущего курса и исправить недочеты с меньшими финансовыми и временными издержками на той стадии, когда еще не начались сложные работы по дизайну и проектированию.

  • Служит техническим заданием для дизайнеров и разработчиков. В презентации кроме текста электронного курса также находятся: примеры и описание иллюстраций для дизайнеров, указания по логике дизайна страниц, задачи по созданию определенных механик и работе анимации.

Описание заданий для дизайнера и разработчика, а также комментарий для заказчика

Описание заданий для дизайнера и разработчика, а также комментарий для заказчика

Подготовка и согласование сценария требуют много времени и внимания, но в итоге задают темп всему проекту. Они помогают определить дальнейшие сроки и не растягивать их, а также не тратить в будущем ресурсы на дополнительные согласования и переработки.

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте свежие новости два раза в месяц

Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

Кто работает над сценарием

Со стороны провайдера над интерактивным курсом работают:

  • Педагогический дизайнер — основной автор сценария, специалист в e-learning. Он создает концепцию и определяет стиль подачи, продумывает элементы сторителлинга, разрабатывает структуру и формирует логику повествования, выбирает методический подход.
  • Менеджер проекта — связующее звено между заказчиком и педагогическим дизайнером. Руководит производством курса, занимается организацией и контролем качества, выстраивает коммуникацию в команде и общение с клиентом. Держит в фокусе потребности клиента и следит, чтобы затраты не выходили за рамки запланированных. Обеспечивает наличие времени и нужных материалов для разработки.
  • Старший педагогический дизайнер — первым проверяет сценарий после его создания.
  • Корректор — исправляет опечатки и грамматические ошибки.
  • Дизайнер — подключается на этапе сценария, если возникают вопросы по дальнейшей реализации, а также для создания визуальной концепции, стиля курса.

В разработке сценария электронного курса со стороны заказчика участвуют:

  • Менеджер проекта — отвечает за наличие необходимых материалов, обеспечивает связь с экспертом и получение от него информации. Контролирует, чтобы все согласования проходили в срок. Именно через него идет общение провайдера с заказчиком и экспертами.
  • Эксперт — собирает и передает материалы, проверяет факты и логику сценария.
  • Согласующее лицо (заказчик) — следит, чтобы курс соответствовал поставленным бизнес-задачам. Только после его утверждения сценарий уходит в разработку.

Стоит добавить, что иногда менеджер и заказчик — это одно лицо. Или менеджер может выступать в качестве эксперта. Если курс охватывает множество специализаций, то экспертов может быть двое и более. К примеру, курс Дельтакредит: один большой курс состоял из 20 курсов, и, разумеется, специалист по андеррайтингу и по заключению сделок — это разные люди.

Руководитель отдела разработки проектов

Важно, чтобы эксперт не просто передал материалы, а был на связи на протяжении всей разработки сценария. LEVEL — специалисты в электронном обучении, но не эксперты в производстве напитков, ювелирных украшений или выплавке металлов. Поэтому даже если эксперт заказчика передал хорошо подготовленный материал, педагогическому дизайнеру все равно могут понадобиться уточнения и разъяснения узкоспециализированных моментов.

Бывает, что эксперт передал не весь нужный материал — что-то забыл или посчитал слишком очевидным. Это становится заметно только при структурировании информации на этапе написания сценария, поэтому в любой момент педагогическому дизайнеру могут понадобиться новые материалы. Задача менеджера со стороны заказчика — не только передать материалы от эксперта, но и предоставлять информацию в случае необходимости. А после написания сценария ー все проверить и согласовать.

В проектировании курсов мы стараемся удержать баланс между «трудно» и «интересно». Если курс будет слишком интересным и увлекательным, но не вызовет трудностей, пользователь не получит должного учебного опыта, а просто весело проведет время. Если же курс будет слишком трудным и неинтересным, то пользователь, скорее всего, бросит занятия и тоже ничему не научится.

Руководитель отдела педагогического дизайна

Что нужно подготовить для написания сценария электронного курса

Чтобы педагогический дизайнер начал писать сценарий, менеджеру со стороны клиента нужно:

  • Четко сформулировать цель и задачи обучения и озвучить их до начала работ.
  • Предварительно собрать под эту задачу материалы — теорию и практические ситуации для упражнений. Подробнее о сборе материала мы писали в отдельной статье.
  • Если есть особенные требования к стилистике повествования или визуальной составляющей, к интерактиву ー рассказать о них. К примеру, обозначить, что в компании принят формальный язык общения, обращаются на «вы», или все, наоборот, общаются демократично. Есть ли в компании дресс-код, какой уровень компьютерной грамотности у целевой аудитории, насколько уместен юмор и уместен ли.

Чем качественнее будут материалы, тем более быстро и гладко пойдет разработка электронного курса.

Заказчик хочет научить сотрудников банка правилам противопожарной безопасности. Он заполняет бриф и отправляет его менеджеру проекта

Из этих ответов менеджер узнает о текущем обучении, причинах выбора нового формата и целях

Нам важно понять, какие материалы используются для обучения, какие существуют технические и организационные ограничения

Теперь провайдер начнет собирать из этих материалов сценарий

Чтобы получить бриф, скачайте его по ссылке ниже:

Как разрабатывается сценарий интерактивного курса

До разработки сценария проводится подготовительный этап — менеджер проводит с клиентом ознакомительную встречу, задает вопросы по брифу, выявляет ожидания и основные требования к интерактивному курсу. А также помогает клиенту понять, что такое e-learning и как будет выглядеть наша совместная работа. Потом заказчик собирает недостающие материалы, озвучивает пожелания по оформлению и стилистике, и начинается стремительный запуск проекта: работа над сценарием. Ниже мы рассмотрим его этапы.

1. Изучение. Педагогический дизайнер внимательно изучает предоставленный заказчиком контент, вникает в информацию и структурирует ее. На этом этапе могут потребоваться уточнения от эксперта, чтобы восполнить пробелы в материале.

2. Разработка матрицы.
В документе Excel составляется таблица со структурой курса. В матрице весь контент поделен на блоки, прописана логика курса, основные упражнения и интерактивы: слайды, ролики, тренажеры, демонстрации и т. п. Если в интерактивном курсе будут использованы персонажи и сторителлинг, они также прописываются в матрице.

    • Матрица курса по продукту провайдера цифровых услуг и сервисов

      Матрица курса по продукту провайдера цифровых услуг и сервисов

      • Проверяется соотношение теории и практики для соблюдения баланса.
      • Учитывается динамика курса, чтобы чередовались действия с разным уровнем активности и вовлеченности пользователя.
      • Продумываются элементы геймификации, если их нужно будет добавить в курс.

      Здесь же педагогический дизайнер с менеджером оптимизируют материал под запланированное заказчиком время курса и выделенный бюджет. Матрицу проверяет старший педагогический дизайнер на соответствие стандартам e-learning.

      3. Согласование матрицы.
      Таблица со структурой отправляется менеджеру со стороны клиента, чтобы он согласовал ее у эксперта и заказчика. Эксперт подтверждает, что материал выстроен правильно, все необходимые темы учтены и присутствуют в необходимом объеме, а упражнения отрабатывают нужные навыки. Матрица правится до двух раз, пока не примет финальный вид.

      4. Разработка сценария электронного курса. По матрице педагогический дизайнер начинает писать курс с учетом стандартов e-learning — перерабатывать присланный заказчиком контент, разрабатывать упражнения, описывать иллюстрации и интерактив. Все это он делает, основываясь на принципах педагогического дизайна. Иногда на этом этапе к разработке подключают дизайнера и разработчика.

      Педагогический дизайнер держит в фокусе внимания потребности будущего пользователя курса. Поэтому он грамотно планирует когнитивную нагрузку, учитывает пользовательский опыт, чтобы ученику было комфортно заниматься.

      Разработка сценария — это один из самых творческих, интересных и объемных этапов в разработке курса. Здесь придумываются форматы подачи, метафоры, прорабатываются характеры персонажей и пр. Часто на этом этапе у нас могут быть мозговые штурмы среди педагогических дизайнеров, иногда с привлечением менеджера и других участников команды разработки.

      Руководитель отдела педагогического дизайна

      5. Внутренняя проверка. Когда разработка сценария электронного курса завершена, старший педагогический дизайнер обеспечивает «взгляд со стороны» — проверяет, чтобы все было логично, согласовано и понятно, а курс выполнял поставленные учебные цели, вносит рекомендации по улучшению курса. Менеджер проекта смотрит и вычитывает сценарий на предмет качества повествования, сторителлинга, полноты технических заданий, а также на предмет того, чтобы курс соответствовал целям и стандартам клиента. После этого корректор вычитывает сценарий, исправляет опечатки и нормализует грамматику, проверяет структуру, вносит при необходимости рекомендации по улучшению смыслового контента. После отработки комментариев коллег методологом и проверки качества последней версии менеджером и корректором сценарий считается готовым со стороны LEVEL.

      6. Утверждение у заказчика. Сценарий высылается менеджеру со стороны клиента, при необходимости вносятся последние правки. После утверждения сценарий уходит последовательно к дизайнерам и разработчикам для окончательного превращения в интерактивный курс. Эксперт от заказчика еще привлекается, но только для утверждения сложных технических иллюстраций.

      Разбор слайда в мобильном курсе для магазина «Перекресток»

      Слайд с упражнением в курсе про систему нагревания табака

      Если электронный курс очень большой и сложный, последовательность этапов разработки нарушается — сценарий создается и согласовывается по частям, согласованные части сразу уходят в разработку. Такой подход позволяет выпустить готовый курс быстрее: пока пишется сценарий ко второй части, первая уже готова — отрисована и сверстана. Это, как и любая срочность без потери в качестве, повышает стоимость разработки курса, поэтому подходит только для дорогих проектов.

      С новыми клиентами, не знакомыми с e-learning, LEVEL практикует утверждение «пилотного эпизода» сценария. Мы разрабатываем часть сценария, например, небольшой тематический блок на десять слайдов, и отдаем клиенту на согласование. Так он понимает, как вообще выглядит сценарий и в каком формате будет итоговый интерактивный курс.

      Пилотный слайд из курса о пожарно-технической безопасности

      Другой слайд из этого же курса с главным героем

      Если клиент постоянный и знаком с e-learning, а материала немного, сценарий электронного курса передается заказчику целиком. Менеджер со стороны клиента предоставляет все комментарии, а затем согласовывает.

      Как оценить качество сценария

      Большой опыт разработки электронных курсов позволил нам составить удобный чек-лист ключевых критериев для проверки сценария. Он поможет разобраться, на что нужно обратить внимание при проверке. Вы можете ознакомиться с его содержанием, скачав по ссылке:

      Если заказчик и эксперт — это разные люди, заказчику все равно необходимо проверить сценарий. Если эксперт проверяет на каждом слайде именно теорию и практику, то менеджеру со стороны клиента и заказчику нужно посмотреть сценарий в целом и убедиться, что:

      • Сценарий сконструирован под потребности целевой аудитории.
      • Решается поставленная в самом начале бизнес-задача: сценарий учит тому, что нужно.
      • Формат обучения является подходящим — используются реалистичные персонажи и примеры, которые соответствует реальному положению дел.
      • Личность и характер персонажей будут близки и понятны учащимся.
      • Общая стилистика электронного курса соответствует имиджу компании.

      Важно, чтобы все согласующие лица просмотрели сценарий внимательно и вовремя — только так получится уложиться в установленные сроки.

      Чего лучше не делать при проверке сценария

      LEVEL — эксперты в области e-learning. Мы разбираемся в том, что такое педагогический дизайн, как правильно подать информацию и адаптировать текст для учеников.

      Всем участникам проекта необходимо прислушиваться к методическим решениям педагогического дизайнера. Нормально сомневаться, давать комментарии, задавать вопросы, если что-то непонятно. Всегда приветствуется как конструктивная критика, так и комплименты. Чего не стоит делать, так это категорично настаивать на коррекции не по рациональным причинам, а по субъективным, потому что «это не нравится, мне так хочется». Так мы вместе сможем сделать качественный курс для пользователя.

      Руководитель отдела разработки проектов

      При проверке на предмет качества заказчику нежелательно:

      • Пытаться изменить саму структуру подачи информации, если в сценарии не нарушена логика.
      • Предлагать решения, не помогающие облегчить обучение, например отрисовку сложной интерактивной картинки или дополнительную геймификацию. Это может отвлечь от обучения.
      • Пытаться добавить в текст интерактивного курса очень сложную документацию. Ее можно предложить в качестве дополнительного материала, но внутри курса она может помешать.
      • Настаивать на дословном добавлении в курс какой-нибудь книги или серии лекций. Педагогический дизайнер специально перерабатывает информацию так, чтобы она была максимально понятной и доступной, и книжный формат для e-learning не подходит.
      • Просить обязательно добавлять в интерактивный курс уже готовые материалы — видеоролики, презентации, вебинары, если им там не место. Это часто нарушает логику повествования и отвлекает от основной задачи. Материалы нужно просто передать педагогическому дизайнеру — а он выберет, что именно включить в курс.
      • Намеренно усложнять текст, добавлять сложные термины и обороты. Или наоборот, требовать дословно воспроизводить тяжело читаемую документацию. Правила качественного электронного курса таковы, что интерактивный курс должен учитывать интересы пользователей и делать курс интересным и понятным.

      Мы всегда прислушиваемся к пожеланиям и рекомендациям заказчика, вносим в курс то, что действительно пойдет на пользу обучения. Если же замечания не улучшат курс — объясняем, почему не можем сделать так, аргументируя все с точки зрения принципов педагогического дизайна.

      Сценарий — это основа интерактивного курса. Именно от совместной работы заказчика и провайдера на этом этапе зависит, решит ли разработка электронного курса поставленную изначально бизнес-задачу, будет ли курс интересен ученикам и полезен для вашей компании.

      Как вы работаете с провайдером на этапе создания сценария? Расскажите в комментариях о своем опыте.

      Авторы: Елена Шпрингер, КАРИНА ОВАНЕСЯН, Алена Майорова20 ноября 2020 добавили новые примеры прототипов слайдов

      Свежие публикации сотрудников и материалы о корпоративном e-learning. Два раза в месяц по четвергам.

      Подписались, а письма не приходят? Пишите на marketing@levellab.ru

      Если вы нажали на кнопку, вы согласны с политикой конфиденциальности.

      Педагогический сценарий. Педагог как сценарист

      Сценарий – это литературно-драматическое произведение, написанное как основа для предстоящего события.

      Сценарист – автор сценария для кинофильма, телесериала, мультфильма, спектакля, компьютерной игры и т. д. Иногда в написании одного и того же сценария принимает участие несколько сценаристов, прежде чем режиссер выберет лучший вариант. Необязательно автор книги пишет сценарий при ее экранизации. Эта работа обычно отдается сценаристу, а автор произведения по возможности является соавтором сценария или консультантом.

      Проектируя и реализовывая замысел урока, педагог в своей художественной ипостаси выступает в роли драматурга как разработчик, «выдумщик» и сценарист урока, как организатор «постановщик» в роли режиссера и как преподаватель в роли артиста.

      В отличие от традиционного плана-конспекта, который понимается как заранее намеченный порядок, последовательность осуществления учебных задач, сценарий урока более многогранен, более детализирован.

      Прежде всего, необходимо задуматься, для кого и для чего этот сценарий готовится:

      сценарий для себя;

      сценарное описания для коллег-учителей;

      сценарий как техническое задание.

      Разберем каждый случай подробнее.

      1. Учитель готовит сценарий для себя. Это является важной подготовкой к разработке авторского урока. В отличие от плана-конспекта учитель должен более четко продумать алгоритм учебных задач. Исходя из них, учитель подбирает соответствующие дидактические приемы, продумывает, насколько и в каких случаях ему понадобятся мультимедийные средства обучения.

      2. Сценарное описание для коллег-учителей. Этот вариант не только более подробен. Учитель демонстрирует, как добивался достижения поставленных педагогических целей и задач, какие технологические инструменты ему для этого были необходимы, как осуществляется переход от одного учебного эпизода к другому.

      Как правило, такой вариант сценария учитель пишет уже после подготовки и даже проведения урока, когда внесены возможные коррективы, проверены на практике достижимость запланированных результатов, заранее предусмотрены возможные вопросы своих коллег.

      3. Сценарий может стать настоящим техническим заданием, если учитель ориентирует его тому, кто поможет подготовить мультимедийное сопровождение урока. Такой сценарий еще более подробен. Учитель должен прописать свои требования к фону, цвету, звуковому сопровождению, динамике фрагментов, желаемых эффектах, порядок перехода от одного учебного эпизода к следующему и многое другое.

      В сценарии урока больше внимания уделяется созданию обучающей полуигровой среды, в которой ученикам захотелось бы действовать самим. При этом для учителя заранее продумываются варианты «отклика» на разные действия учащихся.

      Схема сценария может быть следующей:

      автор (составитель) сценария, год составления;

      название сценария;

      адресат, целевая аудитория;

      цель занятия;

      задачи личностные, метапредметные и предметные;

      подробное описание подготовки к занятию (обеспечение, оформление, распределение функций);

      сценарий занятия (описание возможных действий учителя и учеников в связи с задачами) с методическими ремарками;

      варианты подведения итогов занятия;

      использованная литература.

      Такого рода сценарии занятий позволяют каждому учителю, используя общий сценарий, выстраивать «свой» неповторимый урок.

      2.4.2. Дизайн сценария

      Дизайн – органичное новое соединение существующих материальных объектов и/или жизненных ситуаций с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом.

      Основные категории объекта дизайна:

      образ – идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера;

      функция – работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи;

      морфология – строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающая замысел дизайнера;

      технологическая форма – морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта, дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии;

      эстетическая ценность – особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.

      Дизайн-сценарии – это полезные инструменты для обмена идеями о пользовательских действиях. Рисование дизайн-сценариев позволяет формализовать предположения и взглянуть на них под новым углом.

      Сценарии могут быть использованы не только для описания того, что в данный момент происходит внутри системы или в окружении, но и для описания желаемого поведения системы. Они позволяют сфокусироваться на ее ключевых особенностях.

      Как говорил Стив Джобс: «Дизайн – это не просто что-то, на что мы смотрим или ощущаем. Дизайн – это то, как оно работает».

      Варианты дизайна сценария:

      генерация идей – упрощает процесс обсуждения идей сценария, помогает анализировать, формализовывать и делиться видением будущего урока;

      многократное повторение (итерация) – создание дизайна по имеющимся лекалам или «на лету», изучая учеников и коллег;

      тестирование – создание сценария на основании детальной документации (рекомендаций, положений, инструкций и т. п.), в которой описывается что, как и кода делать.

      Дизайн сценария урока. Элементы дизайна урока.

      Уровни педагогического дизайна:

      уровень системы курсов или курса, предназначенного для решения многих задач;

      уровень «урока» (этап, необходимый для решения одной задачи, а не фиксированное время в учебном расписании);

      уровень «педагогического события»;

      уровень «учебного шага».

      Прежде чем приступать к созданию педагогического (дидактического) материала любого уровня, автору необходимо решить следующие задачи:

      определить «круг зрителей» данного ресурса (возрастная характеристика, тип деятельности обучаемых, форма обучения – очная, очно-заочная, заочная, дистанционная);

      определить вид создаваемого ресурса: презентация, сайт, электронный учебник и т. д.;

      определить жанр;

      определить, на какую часть учебной деятельности (потребность, задача, мотивы, операции) рассчитан данный ресурс;

      выделить базовую информацию, которая будет представлена в информационном ресурсе;

      описать его структуру: линейный сценарий, предполагающий последовательное изучение курса, наличие различных вариантов обучения – базовый, углубленный, «облегченный», проблемно-ориентированный сценарий с хорошо разработанной навигационной структурой, которая позволяет учащимся легко перемещаться по учебному материалу;

      ответить на вопрос «Зачем создается данный информационный ресурс, какие он имеет преимущества в достижении высокого уровня образовательного процесса перед традиционными ресурсами или перед уже существующими электронными?»;

      возможность использования разработанного материала (т. е. это нужно только вам или представляет ценность для других);

      возможность распространения распространения данного материала;

      установить статус материалов – официальный, научный, научно-популярный, учебно-методический, справочный;

      определить методы взаимодействия обучаемых с созданным дидактическим материалом;

      при выборе материала для иллюстраций надо иметь в виду, что современные ученики выросли на телевизионных передачах и компьютерных играх, они уже приучены воспринимать зрительные образы, поэтому предоставляемый материал должен быть красочным, иметь высокое качество исполнения;

      необходимо избегать языковых ошибок и стилистических недочетов;

      следует использовать достижения современных мультимедиатехнологий для повышения наглядности материала (слайд-шоу из фотографий, рисунки, видеофрагменты);

      создаваемый педагогический ресурс должен быть оформлен в едином стиле, иметь титульный лист, содержать информацию об авторах.

      Учитель заранее делает дизайн урока. В дизайне отражаются элементы урока, с помощью которых строится конструкция урока:

      структуры (логическая и деятельностная);

      логические операции мышления;

      связь;

      вопросы;

      дополнения и результаты;

      отражение или же презентация.

      Ключевые идеи дизайна урока

      1.     Привлекательность и полезность урока.

      Обучающимся должно стать очень нужно и очень важно изучить проектируемый курс, а для этого мы очень хорошо должны изучить контекст и среду обучения, понять их наличные познавательные потребности и спроектировать цель курса, привлекательную и значимую именно для этой группы учащихся («цель с приправами»).

      2.     Интерактивность, максимальная степень активности обучающихся.

      Ученик – не «обучаемый», а «обучающийся», поэтому степень его активности должна быть максимально высокой. Значит, способы «доставки» и «упаковки» (специфические термины педдизайна) учебного материала должны обеспечивать интерактивность, разнообразие форм деятельности ученика, высокую степень его самостоятельности.

      3.     Направленность на закрепление конкретных навыков.

      Обучение должно выходить на навык. Следовательно, оно происходит в деятельности и развивает деятельность. Обязательный этап – «внедрение», т. е. применение полученного знания и навыка в новых условиях. Даже если это сугубо теоретическое обучение, все равно должно быть внедрение – рефлексивная запись в чьем-то блоге, краткое резюме по теме для следующих учеников, анализ сфер практического применения этого теоретического знания, просто консультация по этой теме другого ученика и т. п.

      Элементы дизайна урока:

      полное представление о контексте обучения;

      портрет слушателя;

      определенная потребность в обучении;

      проработанная и детализированная задача обучения;

      стратегии обучения;

      категории знаний;

      создание сценария обучения;

      подбор технологий;

      тип обратной связи;

      инструменты оценки.

      Дизайн сценария урока позволяет сделать процесс обучения ярче, интереснее, эффективнее.


      1


      Педагогический сценарий


      2


      Разработка педагогического сценария Педагогический сценарий — это целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей и приемов. Педагогический сценарий курса дает представление о содержании и структуре учебного материала, о педагогических и информационных технологиях, используемых для организации учебного диалога, о методических принципах и приемах, на которых построен как учебный материал, так и система его сопровождения.


      3


      Педагогические технологии технологии педагогического общения, способы организации познавательной деятельности учащихся Под информационными технологиями обучения понимаются технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса Педагогический сценарий отражает авторское представление о содержательной стороне курса, о структуре УМК, необходимого для его изучения.


      4


      Планирование педагогического сценария Планирование педагогического сценария предполагает четкое видение автором образовательного пространства учебной дисциплины, его умение определить педагогические технологии в соответствии с особенностями целевых учебных групп, тщательное проектирование содержания учебной деятельности. Для решения этих задач на этапе проектирования преподаватель должен подготовить развернутую программу учебной дисциплины, подобрать учебный материал, составить электронный текст, который станет основой построения УМК, и разработать методическое пособие по изучению курса.


      5


      Подготовка рабочей программы курса На данном этапе осуществляется разработка рабочей программы учебной дисциплины. Определяющим принципом при разработке рабочих программ учебных дисциплин является принцип модульности, который позволяет реализовывать образовательные программы различного уровня.


      6


      Рабочие программы курса При составлении рабочих программ необходимо учитывать следующие структурные компоненты, по существу превращающие рабочую программу учебной дисциплины в важный методический инструмент: –общие сведения о дисциплине; –цели и задачи изучения дисциплины; –принципы построения рабочей программы; –информация об авторе; –структура учебно-методического комплекта, обеспечивающего поддержку учебного процесса по изучению дисциплины; –модульное содержание дисциплины; –описание содержания; –структура деятельности учащихся; –список литературы.


      7


      Рабочая программа курса в НГТУ


      8


      Выбор учебного материала Электронные учебные материалы предполагают ориентацию на определенный уровень образовательных потребностей. Этим определяется принцип отбора материала, его структурирование, выбор мультимедиа-приложений и разработка педагогического сценария в целом. Так, образовательные потребности вузовского курса предполагают ориентацию на государственный стандарт высшего профессионального образования по соответствующей специальности, таким образом, предполагается академичная форма подачи материала, строгость дизайна и т.д. Образовательные потребности, на которые ориентирован курс для младших школьников, предполагает соответствие школьной программе и может включать большое количество игровых мультимедиа-приложений, мультипликацию, моделирование бытовых ситуаций и т п.


      9


      Создание электронного текста Электронный текст представляет собой линейную структуру логически и методически организованного текста, которая соответствует структуре «классического» печатного учебника или учебного пособия. Электронный текст фиксирует первый этап разработки УМК и должен быть представлен методисту для создания копии и размещения в базе данных или электронной библиотеке в текстовом формате MS Word 6.0 и выше c расширением *.rtf или *.doc.


      10


      Подготовка методического пособия для изучения курса Методическое пособие для изучения курса является обязательным элементом комплекта учебно-методических материалов, создаваемых для системы дистанционного обучения. Увеличение роли самостоятельной работы студентов при дистанционном обучении требует усиления системы сопровождения учебной деятельности, в том числе и рекомендаций по способам изучения материала, особенностям его организации, возможностям индивидуализации учебной траектории. Методическое пособие должно содержать схему работы над учебным материалом, актуализацию наиболее важных и сложных вопросов, перечень рекомендуемых дополнительных учебных материалов, возможно — задание для итоговой работы и комментарии по ее выполнению. По существу, методическое пособие позволяет актуализировать, оживить те педагогические технологии, которые скрыты в структуре УМК, позволяет связать в единое целое все структурные элементы УМК, подчиненные решению конкретных педагогических задач.


      11


      Графическое представление педагогического сценария Подготовив все необходимые компоненты педагогического сценария, преподаватель должен определить наиболее эффективные траектории изучения курса с учетом индивидуальных особенностей восприятия материала, в зависимости от образовательного уровня учащихся, наличия или отсутствия базовых знаний в предметной области. Педагогический сценарий может быть представлен графически, что значительно облегчает организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.


      12


      Можаева Г.В., Тубалова И.В. Как подготовить мультимедиа курс? (Методическое пособие для преподавателей). Томск: Изд-во Том.ун-та, 2002.


      13


      

      В настоящее время во Вьетнаме наблюдается бурное развитие педагогической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею, что в результате идет сильная инновация обучения дисциплине «Педагогика» в педвузах. В таком контексте нами была создана модель симуляционного обучения на основе сценариев программ телевидения, целью которой является новоизменение способа взаимодействия между преподавателем и студентами в процессе изучения курса «Педагогика».

      Основными терминами данной модели обучения являются такие понятия, как: обучение, симуляционное обучения, симуляционное обучение на основе сценариев программ телевидения, педагогический сценарий и сценарий программ телевидения. Необходимо отметить, что сегодня существуют разные подходы к трактовке понятия обучения. По нашему мнению, обучение в высшей школе — это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия педагога и учащихся (преподавателей и студентов) [1]. Как одной из модели обучения в высшей школе, симуляционное обучение вызывает большой интерес со стороны педагогов в медицинской, военной и технической областях, но в области педагогического образования, к сожалению, отсутствует систематическое изучение данной модели обучения. Для того, чтобы раскрыть сущность данного понятия, мы обращаемся к трактовке имитационного обучения Ершовой Анжелики Юрьевны, преподавателя Канского медицинского техникума. По её словам, имитационное обучение — это обучение, при котором обучаемый осознано выполняет действия в обстановке, моделирующей реальную, с использованием специальных средств обучения [2].

      Опираясь на вышеуказанное понимание понятий обучения и симуляционного обучения, нами было введено в литературу педагогической науки понятие симуляционного обучения на основе сценария программ телевидения, под котором понимается специально организованное, целенаправленное обучение, при котором взаимодействие преподавателя и студентов осуществляется на основе имитации стиля взаимодействия персонажей в той или иной телевизионной программе, действия которых заранее описаны в сценарии такой телевизионной программы. Модель симуляционного обучения на основе сценария телепрограмм включает в себя 3 этапа:

      1. ПЕРВЫЙ ЭТАП: ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

        1. Определение целей учебного занятия: Каждое занятие ориентируется на формирование у студентов педагогических компетентностей и искусства. Это: дидактические компетентности, компетентности воспитания и педагогического творчества.
        2. Отбор содержания обучения: Содержание обучения разделяется на конкретные темы, которые определяются по следующим принципам:

      – Тема должна иметь общественный характер

      – Тема должна помогать формированию педагогического искусства у студентов.

      – При освоении той или иной темы студентам легко существовать разного вида познавательно-исследовательские деятельности.

      1.3. Разработка методов и средств обучения, имитирующих телепрограммы

      Методы обучения разрабатываются следующим образом (см рис 1)

      Рис. 1. Процесс разработки методов обучения, имитирующих телепрограмм

      1.4. Создание сценария обучения для каждой выбранной темы по курсу «Общая педагогика».

      – Формирование листа последовательности деятельности преподавателя и студентов с соответствующими методами в форме листа телепрограмм.

      – Конкретное описание действий и ролей преподавателя и студентов в последовательности применения разработанных методов обучения.

      1. ВТОРОЙ ЭТАП: ЭТАП РЕАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

      На данном этапе преподаватель и студенты реализуют созданные сценарии обучения на практике. При осуществлении сценария обучения требуется от преподавателя гибкость, мобильность, потому что преподаватель должен ситуативно действовать, когда он сталкивается с неожиданной ситуацией (не описанной в уже подготовленном сценарии обучения).

      1. ТРЕТИЙ ЭТАП: ИТОГОВЫЙ КОТОРОЛЬ

      В форме итогового контроля мы предлагаем студентам разработать педагогические проекты, которые требуют от студентов обобщения усвоенных знаний, умения творческого мышления и гибкого взаимодействия.

      Кратко говоря, симуляционное обучение на основе сценарий телепрограмм, на наш взгляд, это обучение, в ходу которого деятельность преподавателя и студентов происходит по педагогическому сценарию, разработанному на основе имитации сценария телепрограмм. Здесь педагогический сценарий понимается как целенаправленная, личностно ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей [4, c. 79].

      Итак, основным элементом, гарантирующим целедостигаемость симуляционного обучения на основе сценарий телепрограмм, является педагогический сценарий, который с одной стороной, заимствует некоторые характеристики из сценария телевизионных программ, с другой — отличается во многом от сценария программ телевидения. По происхождению слова, сценарий обозначает литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма, и других мероприятий в театре и иных местах. Написание сценария — один из этапов творческого процесса создания публицистического произведения. Из театра термин «сценарий» перешел в кинематограф, телевидение и т. д. Медленно и постепенно, развиваясь вместе с кино, сценарий из списка «явлений» пьесы превращался в произведение литературы. В своем первоначальном виде он давал лишь канву, грубую наметку действия. Со временем описание действия становилось все более подробным. Сценарию стали придавать характер описания будущего фильма [3]

      В рамках нами разработанной модели симуляционного обучения на основе сценария телевидения написание педагогического сценария — это педагогическое творчество преподавателя, которое позволяет ему предусматривать последовательность своих действий и соответствующих действий студентов в конкретной ситуации обучения при изучении той или иной темы. При анализе характеристик телевизионного и педагогического сценария мы выделяем следующие сходства и различия между двумя видами сценариев (см. таблицы 1 и 2).

      Таблица 1

      Сходство между телевизионным сценарием исценарием обучения

      Сравнительные критерии

      Телевизионный сценарий

      Педагогический сценарий

      (сценарий обучения)

      Цель создания сценария

      В сценарии должна отражаться цель телевизионной передачи

      В сценарии должна отражаться цель обучения

      Роль сценария

      Телевизионный сценарий является «ориентиром» для коллектива телевизионной программы

      Педагогический сценарий является «ориентиром» для обучающего и обучаемого

      Характеристики сценария

      Предсказуемость

      Предсказуемость

      Содержание сценария

      Содержание телевизионного сценария — это содержание действий персонажей в соответствии с определенными категориями, упорядоченными в зависимости от идеи сценариста.

      Содержание сценария обучения заключается в содержании учебной деятельности в обучающих ситуациях, упорядоченных в зависимости от содержания обучения и идей преподавателя.

      Время выполнения сценария

      — Телевизионный сценарий обусловлен временем телевизионной программой

      — В сценарии время для каждой сцены предусматривается

      — Сценарий обучения обусловлен учебной программой

      — В сценарии время для каждой учебной деятельности предусматривается

      Таблица 2

      Разница между телевизионным сценарием исценарием обучения

      Сравнительные критерии

      Телевизионный сценарий

      Педагогический сценарий

      Роль сценариста

      Сценарист может являться создателем сценария, но исполнители — это другие

      Сценарист (преподаватель) является и создателем, и исполнителем сценария

      Взаимодействия, отраженные в сценарии

      В телевизионном сценарии отображается коллективное взаимодействие между журналистами, кинематографистами, редакторами, техническими специалистами и т.д.

      В сценарий обучения отражаются два основных типа взаимодействия: между обучающим и обучаемыми, между обучаемыми.

      Темы сценария

      Темы являются общественными

      Темы являются научными

      Для кого создается сценарий

      Общество с разными возрастными группами, в состав которых входят разные люди, имеющие разные точки зрения, уровни образования и т. д.

      Коллектив обучаемых, имеющих достаточное количество стабильности, структуры, состава, возраста и сходство уровня образованности.

      Характеристики сценария

      Сценарий телевидения по-прежнему запланировано. Когда дело доходит до съемок и публичных премьер, большинство телевизионных сценариев мало изменены, поэтому можно сказать, что телевизионный сценарий является закрытым.

      Сценарий обучения отличается от сценария телевидения тем, что при осуществлении учебной деятельности, заранее описанной в сценарии обучении, обучающий и обучаемые могут перейти от сценария, когда возникают неожиданные ситуации обучения. Поэтому сценарий обучения является открытым.

      Необходимо подчеркнуть ещё раз, что педагогический сценарий — это продукт творческой деятельности преподавателя, в котором отражаются его творчество, интуитивность. Раскрытие сущности педагогического и телевизионного сценария позволяло нам структурировать сценарий симуляционного обучения на основе сценария телепрограмм следующим образом (см. табл. 3)

      Таблица 3

      Общая структура сценария симуляционного обучения на основе сценариев телевизионных программ

      Тема обучения

      1. Цель изучения темы
      2. Подтемы обсуждения входу изучения данной темы
      3. Ключевые слова темы
      4. Требования кподготовке

      – для преподавателя

      – для студентов

      1. Этапы обучения
      1. Этап 1: Запуск

        1. Шаг 1: Изучите психологическое состояние студентов перед занятием

          1. Цель:
          2. План реализации

      № сцен

      Время

      Деятельность преподавателя

      Деятельность студентов

      1

      2

      1.2. Шаг 2: Разминка ТВ-играми

      1.2.1. Цель: Формировать у студентов положительное психологическое состояние как их подготовленность к учебной деятельности.

      1.2.2. План реализации: Организация Т ТВ-игры

      № сцен

      Время

      Деятельность преподавателя

      Деятельность студентов

      1

      2

      1. Этап 2: Организация видов учебно-исследовательской деятельности студентов

        1. Шаг1: Организовать учебную деятельность, направленную на формирование и развитие у студентов критического мышления

          1. Цель:
          2. План реализации: организация обсуждения темы изучения между студентами на основе имитации стилей взаимодействия персонажей программа «ток-шоу» на телевидения

      № сцен

      Время

      Деятельность преподавателя

      Деятельность студентов

      1

      2

      2.2. Шаг 2: Организовать учебную деятельность, направленную на формирование и развитие у студентов методической компетентности

      2.2.1. Цель:

      2.2.2. План реализации: организация учебных действий студентов на основе имитации действия персонажей разных телевизионных программ в зависимости от намеренного выбора преподавателя.

      № сцен

      Время

      Деятельность преподавателя

      Деятельность студентов

      1

      2

      2.3. Шаг 3: Организовать учебную деятельность, направленную на формирование и развитие у студентов социальных компетентностей

      2.3.1. Цель:

      2.3.2. План реализации: организация учебных действия студентов на основе имитации действия персонажей разных телевизионных программ в зависимости от намеренного выбора преподавателей

      № сцен

      Время

      Деятельность преподавателя

      Деятельность студентов

      1

      2

      2.4. Шаг 4: Организовать учебную деятельность, направленную на формирование и развитие у студентов личностных компетентностей

      2.4.1. Цель:

      2.4.2. План реализации: организация учебных действия студентов на основе имитации действия персонажей разных телевизионных программ в зависимости от намеренного выбора преподавателей

      № сцен

      Время

      Деятельность преподавателя

      Деятельность студентов

      1

      2

      1. Этап 3: Расслабление

        1. Цель: помочь студентам расслабиться и уменьшить стресс после выполнения многих учебных задач
        2. План действий: Снятие комедии

      № сцен

      Время

      Деятельность преподавателя

      Деятельность студентов

      1

      2

      1. Этап 4: Получить отзывы от студентов

        1. Цель: получить обратную информации студентов о процессе обучения при изучении той или иной темы
        2. 4.2 План реализации: Будет реализован в виде телевизионной программы «Телеканал»

      Общая структура сценария симуляционного обучения на основе телевизионного сценария выражает наш новый подход к проектированию и организации обучения в высшей школе, где преподаватель и студенты являются не только обучающим и обучаемыми, но и персонажами телевизионных программ, что позволяет делать учебные занятия более интересными. Как авторы данного типа педагогического сценария, мы надеемся, что наша научно-педагогическая работа может повышать качество учебных занятий в высшей школе, что прежде всего отражается в положительном изменении учебного интереса студентов.

      Литература:

      1. Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. — 135 с.
      2. Ершова Анжелика Юрьевна, Формирование клинического мышления студентов посредством имитационных технологий.// http://www.informio.ru/publications/id1725/Formirovanie-klinicheskogo-myshlenija-studentov-posredstvom-imitacionnyh-tehnologii
      3. Телевизионная журналистика: https://studwood.ru/594731/zhurnalistika/televizionnaya_zhurnalistika
      4. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования Москва, 2009.

      Основные термины (генерируются автоматически): телевизионный сценарий, педагогический сценарий, деятельность преподавателя, обучение, учебная деятельность, деятельность студентов, План реализации, студент, сценарий обучения, телевизионная программа.

      Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    • Педагогический совет праздник
    • Педагогический капустник сценарий
    • Пейсах праздник значение
    • Педагогический калейдоскоп сценарий
    • Пейсах история праздника возникновения