Педагогический сценарий пример

Проектируя и реализовывая замысел урока, педагог в своей художественной ипостаси выступает в роли драматурга как разработчик, «выдумщик» и сценарист урока, как организатор «постановщ

Педагогический сценарий. Педагог как сценарист

Сценарий – это литературно-драматическое произведение, написанное как основа для предстоящего события.

Сценарист – автор сценария для кинофильма, телесериала, мультфильма, спектакля, компьютерной игры и т. д. Иногда в написании одного и того же сценария принимает участие несколько сценаристов, прежде чем режиссер выберет лучший вариант. Необязательно автор книги пишет сценарий при ее экранизации. Эта работа обычно отдается сценаристу, а автор произведения по возможности является соавтором сценария или консультантом.

Проектируя и реализовывая замысел урока, педагог в своей художественной ипостаси выступает в роли драматурга как разработчик, «выдумщик» и сценарист урока, как организатор «постановщик» в роли режиссера и как преподаватель в роли артиста.

В отличие от традиционного плана-конспекта, который понимается как заранее намеченный порядок, последовательность осуществления учебных задач, сценарий урока более многогранен, более детализирован.

Прежде всего, необходимо задуматься, для кого и для чего этот сценарий готовится:

сценарий для себя;

сценарное описания для коллег-учителей;

сценарий как техническое задание.

Разберем каждый случай подробнее.

1. Учитель готовит сценарий для себя. Это является важной подготовкой к разработке авторского урока. В отличие от плана-конспекта учитель должен более четко продумать алгоритм учебных задач. Исходя из них, учитель подбирает соответствующие дидактические приемы, продумывает, насколько и в каких случаях ему понадобятся мультимедийные средства обучения.

2. Сценарное описание для коллег-учителей. Этот вариант не только более подробен. Учитель демонстрирует, как добивался достижения поставленных педагогических целей и задач, какие технологические инструменты ему для этого были необходимы, как осуществляется переход от одного учебного эпизода к другому.

Как правило, такой вариант сценария учитель пишет уже после подготовки и даже проведения урока, когда внесены возможные коррективы, проверены на практике достижимость запланированных результатов, заранее предусмотрены возможные вопросы своих коллег.

3. Сценарий может стать настоящим техническим заданием, если учитель ориентирует его тому, кто поможет подготовить мультимедийное сопровождение урока. Такой сценарий еще более подробен. Учитель должен прописать свои требования к фону, цвету, звуковому сопровождению, динамике фрагментов, желаемых эффектах, порядок перехода от одного учебного эпизода к следующему и многое другое.

В сценарии урока больше внимания уделяется созданию обучающей полуигровой среды, в которой ученикам захотелось бы действовать самим. При этом для учителя заранее продумываются варианты «отклика» на разные действия учащихся.

Схема сценария может быть следующей:

автор (составитель) сценария, год составления;

название сценария;

адресат, целевая аудитория;

цель занятия;

задачи личностные, метапредметные и предметные;

подробное описание подготовки к занятию (обеспечение, оформление, распределение функций);

сценарий занятия (описание возможных действий учителя и учеников в связи с задачами) с методическими ремарками;

варианты подведения итогов занятия;

использованная литература.

Такого рода сценарии занятий позволяют каждому учителю, используя общий сценарий, выстраивать «свой» неповторимый урок.

2.4.2. Дизайн сценария

Дизайн – органичное новое соединение существующих материальных объектов и/или жизненных ситуаций с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом.

Основные категории объекта дизайна:

образ – идеальное представление об объекте, художественно-образная модель, созданная воображением дизайнера;

функция – работа, которую должно выполнять изделие, а также смысловая, знаковая и ценностная роли вещи;

морфология – строение, структура формы изделия, организованная в соответствии с его функцией, материалом и способом изготовления, воплощающая замысел дизайнера;

технологическая форма – морфология, воплощенная в способе промышленного производства вещи-объекта, дизайн-проектирования в результате художественного осмысления технологии;

эстетическая ценность – особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта.

Дизайн-сценарии – это полезные инструменты для обмена идеями о пользовательских действиях. Рисование дизайн-сценариев позволяет формализовать предположения и взглянуть на них под новым углом.

Сценарии могут быть использованы не только для описания того, что в данный момент происходит внутри системы или в окружении, но и для описания желаемого поведения системы. Они позволяют сфокусироваться на ее ключевых особенностях.

Как говорил Стив Джобс: «Дизайн – это не просто что-то, на что мы смотрим или ощущаем. Дизайн – это то, как оно работает».

Варианты дизайна сценария:

генерация идей – упрощает процесс обсуждения идей сценария, помогает анализировать, формализовывать и делиться видением будущего урока;

многократное повторение (итерация) – создание дизайна по имеющимся лекалам или «на лету», изучая учеников и коллег;

тестирование – создание сценария на основании детальной документации (рекомендаций, положений, инструкций и т. п.), в которой описывается что, как и кода делать.

Дизайн сценария урока. Элементы дизайна урока.

Уровни педагогического дизайна:

уровень системы курсов или курса, предназначенного для решения многих задач;

уровень «урока» (этап, необходимый для решения одной задачи, а не фиксированное время в учебном расписании);

уровень «педагогического события»;

уровень «учебного шага».

Прежде чем приступать к созданию педагогического (дидактического) материала любого уровня, автору необходимо решить следующие задачи:

определить «круг зрителей» данного ресурса (возрастная характеристика, тип деятельности обучаемых, форма обучения – очная, очно-заочная, заочная, дистанционная);

определить вид создаваемого ресурса: презентация, сайт, электронный учебник и т. д.;

определить жанр;

определить, на какую часть учебной деятельности (потребность, задача, мотивы, операции) рассчитан данный ресурс;

выделить базовую информацию, которая будет представлена в информационном ресурсе;

описать его структуру: линейный сценарий, предполагающий последовательное изучение курса, наличие различных вариантов обучения – базовый, углубленный, «облегченный», проблемно-ориентированный сценарий с хорошо разработанной навигационной структурой, которая позволяет учащимся легко перемещаться по учебному материалу;

ответить на вопрос «Зачем создается данный информационный ресурс, какие он имеет преимущества в достижении высокого уровня образовательного процесса перед традиционными ресурсами или перед уже существующими электронными?»;

возможность использования разработанного материала (т. е. это нужно только вам или представляет ценность для других);

возможность распространения распространения данного материала;

установить статус материалов – официальный, научный, научно-популярный, учебно-методический, справочный;

определить методы взаимодействия обучаемых с созданным дидактическим материалом;

при выборе материала для иллюстраций надо иметь в виду, что современные ученики выросли на телевизионных передачах и компьютерных играх, они уже приучены воспринимать зрительные образы, поэтому предоставляемый материал должен быть красочным, иметь высокое качество исполнения;

необходимо избегать языковых ошибок и стилистических недочетов;

следует использовать достижения современных мультимедиатехнологий для повышения наглядности материала (слайд-шоу из фотографий, рисунки, видеофрагменты);

создаваемый педагогический ресурс должен быть оформлен в едином стиле, иметь титульный лист, содержать информацию об авторах.

Учитель заранее делает дизайн урока. В дизайне отражаются элементы урока, с помощью которых строится конструкция урока:

структуры (логическая и деятельностная);

логические операции мышления;

связь;

вопросы;

дополнения и результаты;

отражение или же презентация.

Ключевые идеи дизайна урока

1.     Привлекательность и полезность урока.

Обучающимся должно стать очень нужно и очень важно изучить проектируемый курс, а для этого мы очень хорошо должны изучить контекст и среду обучения, понять их наличные познавательные потребности и спроектировать цель курса, привлекательную и значимую именно для этой группы учащихся («цель с приправами»).

2.     Интерактивность, максимальная степень активности обучающихся.

Ученик – не «обучаемый», а «обучающийся», поэтому степень его активности должна быть максимально высокой. Значит, способы «доставки» и «упаковки» (специфические термины педдизайна) учебного материала должны обеспечивать интерактивность, разнообразие форм деятельности ученика, высокую степень его самостоятельности.

3.     Направленность на закрепление конкретных навыков.

Обучение должно выходить на навык. Следовательно, оно происходит в деятельности и развивает деятельность. Обязательный этап – «внедрение», т. е. применение полученного знания и навыка в новых условиях. Даже если это сугубо теоретическое обучение, все равно должно быть внедрение – рефлексивная запись в чьем-то блоге, краткое резюме по теме для следующих учеников, анализ сфер практического применения этого теоретического знания, просто консультация по этой теме другого ученика и т. п.

Элементы дизайна урока:

полное представление о контексте обучения;

портрет слушателя;

определенная потребность в обучении;

проработанная и детализированная задача обучения;

стратегии обучения;

категории знаний;

создание сценария обучения;

подбор технологий;

тип обратной связи;

инструменты оценки.

Дизайн сценария урока позволяет сделать процесс обучения ярче, интереснее, эффективнее.

Грынина Татьяна Юрьевна

Кейс «Цифровая карта безопасности школьника»

Проблемная ситуация

Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, мы подключаемся к нему дома, в школе и даже в путешествиях стараемся найти точку доступа для обновления новостной ленты. Но Интернет делает доступным не только общение и поиск информации, он делает доступными личные сведения о нас. И чтобы наши данные не попали в чужие руки, нужно знать основные правила безопасности, о которых не так часто рассказывают.

Как защитить детей от киберпреступности? Так же, как и взрослых, только лучше, умнее и тоньше. Выросло несколько поколений, которые ориентируются в Интернете лучше, чем их родители. Интернет, мессенджеры и закрытые группы для них— такие же экстремальные места для общения и игр, как для поколения 80-х, были стройки, гаражи и лесопарки. Но это не снимает ответственности с родителей и учителей — подготовить ребенка ко встрече с опасностью и уберечь от соблазнов.

В США дети в 6–8 лет изучают основы компьютерной̆ грамотности. В этом возрасте они узнают, что такое фишинг, кардинг и как не стать жертвой киберпреступников. Россия же была полигоном для всех новых типов хакерских атак и инструментов.
Два года назад Group-IB выходили с инициативой̆ в Министерство образования, предлагали часть часов информатики или ОБЖ выделять на правила компьютерной̆ гигиены. Недавно в Совете Федераций был представлен курс для начального, общего и полного среднего образования «Основы кибербезопасности».

Противодействие киберпреступности — это совсем не «10 советов, как приготовить шоколадный пирог». Поэтому важно серьезно относится к своей кибербезопасности.

Педагогическая ситуация

В учебное время дети активно начинают пользоваться услугами сети Интернет. Именно в этот период возрастает угроза совершения киберпреступлений. Часто дети обращаются к системному администратору школы и преподавателю информатики по вопросам вымогательства и травли, угона аккаунтов. Появляются случаи использования школьниками киберпреступных действий по отношению к одноклассникам.

Чтобы снизить угрозы необходимо усилить работу по цифровой грамотности во всех ступенях обучения .

Прогнозирование: правили, заложенные в школе, сохраняются в подсознании человека на всю жизнь, поэтому тенденция складывается довольно тревожная. В будущем некоторые школьники могут стать жертвами преступников или сами стать киберпреступниками.

Решение: разработать и реализовать проект «Цифровая карта безопасности школьника»

Привязка к предметным областям

ОБЖ, информатика

Цели проекта

Создать лендинг (одностраничный мультимедийный сайт) о цифровой безопасности школьника.

Планируемые результаты проекта

Школьники изучат, что такое цифровая безопасность и какие правила цифровой гигиены существуют.

Ученики получат навык создания одностраничного сайта, используя любую из доступных платформ (Tilda, WordPress и т.д.)

В конце работы будет создан лендинг (одностраничный мультимедийный сайт) о цифровой безопасности школьника. Подбор контента и его оформление будет разработано школьниками по справочным материалам.

Этапы реализации

Исследовательский кейс «Цифровая карта безопасности школьника»

1 этап

Знакомство с ситуацией, её особенностями

2 этап

Выделение основной проблемы.

Выделение элементов системы.

Формулирование собственных вопросов.

Ознакомление с вопросами и заданиями к кейсу

3 этап

Предложение концепции или тем для «мозгового штурма». При этом:

  • количество предложенных идей должно быть как можно больше;

  • высказанные идеи разрешается комбинировать, видоизменять, улучшать;

  • производится творческий анализ идей с целью поиска конструктивного решения проблемы.

4 этап

Планируем

Разрабатываем и создаем

Тестируем

Дорабатываем

Обсуждаем

5 этап

Предложение одного или нескольких вариантов решения проблемы.

Вопросы, а что если….?

Доработка и модификация

6 этап

Рефлексия. Организуется обсуждение кейсов. Группы представляют свои решения и рекомендации, то есть делают презентации.

Дорожная карта модуля

Тема

Кол-во часов/ занятий

Проблема

Цели и задачи

Hard Skills

Soft Skills

Оборудование и материалы

Место проведения

«Цифровая карта безопасности школьника»

6/3

Как познакомить школьников с основами кибербезопасности

Создать лендинг о цифровой безопасности школьника

Проектирование сайта, используя любую из доступных платформ (Tilda, WordPress и т.д.)

Совместная

работа в паре, коммуникативные навыки — умение слушать и слышать, принятие решений.

Креативное мышление (сайт не должен быть скучным)

Позитивность

Любознательность

Компьютеры,

Доступ к сети Интернет

Справочные материалы («Онлайн-покупки», «Общественный Wi-Fi», «12 базовых правил цифровой гигиены» https://medium.com/@sedakov/12-базовых-правил-цифровой-гигиены-26febe4d9461 , «Киберугрозы для школьников», «Цифровая инфраструктура школьника»)

Видеоматериалы:

Актуальные киберугрозы 2017 года: тренды и прогнозы — https://www.youtube.com/watch?v=Lz-rJsEzUgE

Мировой опыт защиты детей в интернете — https://www.youtube.com/watch?v=8sqv49ckFDQ

Компьютерная вирусология: введение — https://www.youtube.com/watch?v=T2kA7VUy8-o

Кабинет информатики

Педагогический сценарий

Номер занятия

Этап

Время

Что делает преподаватель

Что делают учащиеся

1

Знакомство с ситуацией, её особенностями

15-20 мин

Рассказывает о проблеме, показывает видео-отрывки

Слушают учителя

Выделение основной проблемы.

2-5 мин

Слушает, задаёт вопросы

Обсуждают полученную информацию, выделяют проблему необходимости всеобщей цифровой грамотности

Выделение элементов системы.

15-20 мин

Задаёт вопросы, слушает, помогает составить правильные вопросы для проведения интервью

Разбивают проблему на элементы

Обсуждают, что нужно проверить проведя интервью

Глубинное интервью (самостоятельная домашняя деятельность)

60-120 мин

Собирает полученные данные

Проводят интервью

2

Фокусировка. Формулирование собственных вопросов.

10-20 мин

Координирует обсуждение

Ребята смотрят все свои «находки», выкладывает их на доски, делятся друг с другом, выписывают цитаты на стикеры

Ознакомление с вопросами и заданиями к кейсу

5-10 мин

Сообщает проектную задачу, требования и факты, которые необходимо учесть при решении проектной задачи кейса

Слушают преподавателя, обсуждат

Предложение концепции сайта

15-30 мин

Проводит «мозговой» штурм

Задаёт неожиданные вопросы, например «Предложите не менее трёх основных типов угроз будущего»

Вырабатывают идеи (количество предложенных идей должно быть как можно больше; высказанные идеи разрешается комбинировать, видоизменять, улучшать;

производится творческий анализ идей с целью поиска конструктивного решения проблемы)

3 -5

Планирование проекта, распределение ролей

10-15 мин

Создаёт с детьми ИРС

Распределяют роли, обсуждают план проекта

Разрабатываем и создаем

60-120 мин

Помогает в освоение платформы

Разрабатывают сайт

Тестирование

10-15 мин

Участвует вместе со всеми в тестировании, подсказывает, хвалит

Анализируют работу друг друга

Дорабатка

30-60 мин

Помогает в освоение платформы, подсказывает, хвалит

Дорабатывают сайт

Обсуждение

15-30 мин

Координирует обсуждение вопросов:

«Опишите не менее 3-х способов продвижения разрабатываемой Цифровой карты безопасности школьника, способствующих тому, чтобы лендинг был популярен у целевой аудитории»

«Какую инфографику, фото и видеоматериалы необходимо добавить на лендинг о цифровой безопасности школьников»

«Подумайте, с какого возраста необходимо обучать детей информационной безопасности»

Выдвигают идеи, анализируют, обсуждают

Доработка и модификация

60-120 мин

Помогает, наблюдает, хвалит

Дорабатывают сайт

6

Рефлексия. Организуется сайтов

45 мин

Координирует проведение презентационного мероприятия, задаёт вопросы, подводит итоги

Проводят презентацию продукта, задают вопросы, выбирают сайт для внедрение в информационную среду школы

Список использованных источников:

Вводные кейсы «Кванториума» — http://кванториум63.рф/data/documents/02.Keysy.pdf

Сайт «Проектория» — https://proektoria.online

Педагогический сценарий урочного занятия формы

«Домашнее задание исследовательского характера»

  • Педагогический сценарий разработан для обучающихся 5 класса,

  • Примерное затраченное время :до1,5часа

 

Скругленный прямоугольник: Способ деятельности: эксперимент, систематизация знаний                                                                                                                      

Овал: ü	Мотивация к деятельности  ü	Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений  ,Овал: ü	Формулирует домашнее задание  ü	Предлагает образец записи результатов  ,Овал: ü	Подводят итоги деятельности, качества работы    ,Овал: ü	Уточняют цель исследования  ü	Формируют ход деятельности   

Описание урочного занятия

«Домашнее задание исследовательского характера»

  • Тема урочного занятия:  Площадь. Формула площади прямоугольника»

  • Класс: 5

  • Занятие по закреплению новых знаний.

  • Работа в системе «Учитель – ученик», «Ученик – учитель»,

  • Ученик научиться в процессе реальной ситуации использовать определения основных понятий темы  «длина», «ширина», «площадь», «формула».,формулировать правило нахождения площади прямоугольника,

    записывать и читать формулу площади прямоугольника, вычислять по формуле площадь прямоугольника

  • Ученик получит возможность:обрабатывать информацию,рефлексировать способы действия,выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий, слушать и вступать в диалог,использовать речь для регуляции своего действия,  участвовать в коллективном обсуждении проблем

  • Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

  • Оборудование:

    карточки с дополнительным заданием,

    карточки с кроссвордом, картонные цветные фигуры,

    электронная презентация о геометр.фигурах,

    листы контроля знаний

    памятка для самостоятельной работы

    — листы с тестами
    -музыкальное сопровождение для пауз —  отдыха.

                                                    План занятия

1.Орг. момент. Настрой на качественную работу.

2. Сообщение темы занятия.(решение кроссворда, для обучающихся без ответов.)

3. Актуализация знаний.

А) Предварительная работа. Подготовительный этап

  • — Вызов интереса по проблеме:  как найти площадь фигуры ,  не разбивая на квадратные сантиметры?

Как сравнить площади фигур?

                -Предлагает сравнить площади вырезанных картонных  цветных фигур.

Б) Работа с информационными материалами. Статья учебника

  • — Прочтите статью и приготовьтесь ответить на вопросы:

    — какие фигуры называются равными?(Предлагается сравнить несколько фигур , вырезанных из цветного картона, среди них есть равные. Обучающиеся опытным путём пытаются сравнить фигуры, делают вывод о равенстве фигур)

    какие  свойства площадей узнали?( Учитель предлагает вопросы — подсказки: Что можно сказать о площадях равных фигур? Чему равна площадь всей фигуры? Чему равна площадь квадрата? Обучающиеся зафиксировали свойства в листах контроля знаний: СВОЙСТВА ПЛОЩАДЕЙ: 1)Площади равных фигур равны;

    2)Площадь всей фигуры равна сумме площадей её частей;

    3)Площадь квадрата равна квадрату его стороны)

    — какие измерения надо произвести, чтобы найти площадь прямоугольника?

    — запишите формулу площади прямоугольника

4. Этап продуктивной работы(работа в парах)

Задания практико-ориентированной   направленности.

-Выдвигается проблема: Что же необходимо знать , для нахождения площади? Какие необходимо  иметь  измерения? (зная размеры фигуры,  можно вычислить её площадь.Обучающиеся предлагают свои версии ответов)

1)На слайде геометрические фигуры с размерами, найти площадь, сравнить, найти лишние, работа с которыми имеет особенность)

5см                                                                     8см                                                     8см

                       2см                             6см                                                                                      2см

                                                2дм                                     3см

4                4дм                        4 см

6дм                                                          4см

ПАМЯТКА ДЛЯ РАБОТЫ: Вам нужно

1)  обсудить задание, выполненное самостоятельно;

2)  сообщить друг другу о вычислениях, прийти к единому мнению;

3)  сообщить и  защитить свою точку зрения.

Ответы  на вопросы:

  Нашли ли вы среди фигур равные? Что это за фигуры? Назовите их   площадь. 

  Нашли ли вы среди фигур квадраты? И чему равна их площадь?

— Какие,фигуры по вашему мнению , остались без определения площадей?

— Кто смог найти площадь треугольника? (интрига для следующего урока)

Есть ли, по вашему мнению, лишние фигуры, те, работу с которыми вы бы отложили? (пропедевтическая работа по следующей теме)

ВЫВОДЫ: -вспомним наше предположение . Верна ли оно? (Частично)

   Для всех ли фигур можно найти площадь, зная их размеры?  (Не для всех).

— Следовательно, нам предстоит дальнейшая работа по изучению этого материала.

РИТМИЧЕСКАЯ  ПАУЗА  (по усмотрению учителя, по необходимости)

2) -Предлагается детям побывать в роли мастера-маляра, строителя и просто хозяина своего дома, использовать свои знания

Вывод :-«Как измерить площадь?

Нет задачи проще!

Поглядите-ка  сюда: вот длина, вот ширина.

Чтобы площадь нам узнать — нужно их перемножать

Предлагается использование  формулы  (S= ab)

Практическое применение знаний на примере классной комнаты

-Предлагает выполнить сравнение площадей классных комнат

             — Зачем необходимо знать площадь помещений?

Предоставление результатов.(в листах контроля знаний)

Закрепление знаний. Тестирование по теме.(есть возможность дифференцировать задания теста в зависимости от способностей обучающихся)

ТЕСТ

А1. Найдите площадь квадрата, сторона которого равна 9 см.

1) 36 см2    2) 81 см       3) 81 см2    4) 18 см2

А2. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 8 см.

1) 32 см2    2) 24 см2 3) 80 см2    4) 32 см

А3. Найдите периметр прямоугольника, площадь которого равна 48 см2, а одна из его сторон — 4 см.

1) 64 см           2) 32см           3) 24 см               4) 52 см

А4. Найдите площадь фигуры, изображенной на рисунке.

1) 40 см2 
2) 24 см2 
3) 16 см2 
4) 14 см2площадь

5.Этап оценки и поощрения.

-Какое открытие вы сделали на уроке?

— Какое задание было для вас самым интересным? Самым трудным?

— Оцените свои знания и умения по нахождению площади геометрических фигур Результаты занесите в листы оценки знаний.(проверка результатов тестирования, обмен работами в паре)

—Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.Обратить внимание на листы оценки знаний.

6. Рефлексия

Знаю …

Сомневаюсь …

Потрудиться надо над….

7-Домашнее задание. Сделать необходимые измерения и вычислить площадь своей комнаты. Результаты зафиксировать в таблицу.

  • Использовать при работе разные единицы измерения площадей

  • Подумать над ответами на вопросы:

    1)Зачем нам необходимы эти исследования?

    2)Как нам себе помочь?

    3)Что необходимо знать?

    4)Делаем выводы

Подготовив
все необходимые компоненты педагогического
сценария, преподаватель должен определить
наиболее эффективные траектории изучения
курса с учетом индивидуальных особенностей
восприятия материала, в зависимости от
образовательного уровня учащихся,
наличия или отсутствия базовых знаний
в предметной области. Педагогический
сценарий может быть представлен
графически (рис.1.), что значительно
облегчает организацию самостоятельной
познавательной деятельности учащихся.

Рис.1.
Пример графической реализации
педагогического сценария

Структурная схема
деятельности учащихся здесь предполагает
возможность выбора как минимум пяти
образовательных траекторий, что позволяет
преподавателю решать различные
педагогические задачи, а студентам —
максимально эффективно построить
самостоятельную работу над курсом с
учетом имеющихся знаний по отдельным
проблемам курса.

6. Разработка технологического сценария

Технологический
сценарий — это описание информационных
технологий, используемых для реализации
педагогического сценария. В технологическом
сценарии, как и в педагогическом, также
реализуется авторский взгляд на
содержание и структуру курса, его
методические принципы и приемы его
организации. Авторское представление
о курсе отражает и пользовательский
интерфейс — визуальное представление
материала и приемы организации доступа
к информации разного уровня.

В сценарии необходимо
выстроить материал по уровням, а также
указать:

    • какие компоненты
      УМК будут разработаны для наиболее
      эффективного обучения;

    • характер доступа
      к ним;

    • авторские пожелания
      по дизайну;

    • ключевые слова
      и средства навигации по материалу;

    • необходимые
      мультимедиа приложения.

Участие преподавателя
в составлении технологического сценария
обеспечивает качественное решение
педагогических задач, соединение в
едином УМК педагогических и информационных
образовательных технологий.

6.1. Структурирование электронного текста

Подобранная автором
первичная учебная информация,
предоставленная в электронном виде,
при подготовке мультимедиа курса должна
быть скомпонована в соответствии с
идеями автора в интерактивные учебные
кадры так, чтобы, с одной стороны,
обучаемый имел возможность сам выбирать
темп и, в определенных пределах,
последовательность изучения материала,
а с другой стороны — процесс обучения
оставался управляемым. Этот этап —
построение детального технологического
сценария курса — является наиболее
ответственным, т.к. именно он позволяет
найти оптимальное соединение педагогических
задач и наиболее целесообразных для
них технологических решений.

Приступая к созданию
технологического сценария ММК, основанного
на принципах гиперактивности и
мультимедийности, следует учитывать,
что в ММК вся учебная информация,
благодаря гипертекстам, распределяется
на нескольких содержательных уровнях.

Смысловые отношения
между уровнями могут быть выстроены
различными способами.

Наиболее
распространенный способ структурирования
линейного учебного текста при переводе
его на гипертекстовую основу предполагает
размещения на 1-ом уроне — основной
информации, на 2-ом уровне — дополнительной
информации, содержащей разъяснения и
дополнения, на 3-ем уровне — иллюстративного
материала, на 4-ом уровне — справочного
материала (при этом 4-ый уровень может
отсутствовать, а справочный материал
— быть переведен в структуру ММК отдельным
элементом).

Более
эффективным представляется такой способ
структурирования линейного учебного
текста, который ориентирован на различные
способы учебно-познавательной деятельности
(рис.2). В этом случае 1-ый уровень может
определить как иллюстративно-описательный,
2-ой уровень — репродуктивный, 3-ий уровень
— творческий.

Рис.2.
Уровни учебно-познавательной деятельности

Единицей представления
материала становится кадр, который
может содержать несколько гиперссылок,
может быть дополнен графикой, анимацией
и другими мультимедиа приложениями.
Информация, размещенная на 1 кадре,
должна быть цельной и представлять
собой некоторый завершенный смысл.
Исходя из смысловой ценности кадра,
следует определять его внутреннюю
структуру, ограничивать количество
гиперссылок 2-го и 3-его уровней.

Несколько кадров,
составляющих 1 модуль (раздел) курса,
организуются по принципу линейного
текста с помощью специальных навигационных
кнопок. Такой материал можно листать,
подобно страницам книги.

Наиболее эффективным
является создание максимально подробной
структуры курса, что дает возможность
размесить материал каждого раздела на
отдельном кадре. Однако на практике
подобное структурирование учебного
материала практически невозможно.

Созданию покадровой
структуры способствует реорганизация
линейного текста в схемы, таблицы,
графики, диаграммы, состоящие из
гиперактивных элементов.

При покадровом
структурировании линейного учебного
текста следует учитывать эргономические
требования, позволяющие повысить
эффективность учебной деятельности.
Эти требования касаются всего объема
информации, пространственных характеристик,
оптимальных условий восприятия
электронного текста.

Требования к общей
визуальной среде на экране монитора
определяются необходимостью создания
благоприятной визуальной среды. Степень
ее комфортности определяется цветовыми
характеристиками, пространственным
размещением информации на экране
монитора.

Учитывая, что ММК
призван активизировать самые разнообразные
каналы восприятия обучающегося, приведем
ряд практических рекомендаций по
оформлению материала, выстроенных на
основании рекомендаций дизайнеров,
психологов и методистов.

Как правило, на 1
кадре может быть размещено около
1800-2000 печатных знаков, объединенных в
2-5 абзацев. При размещении в кадре
графиков, иллюстраций и других приложений
объем текста соответственно уменьшается.

При
разработке технологического сценария
и программного кода необходимо учитывать
оптимальные условия для восприятия
электронного текста. Наиболее важными
моментами здесь являются размер
и цвет шрифта
.

Важно, чтобы тексты
одного смыслового уровня передавались
одним шрифтом, что способствует созданию
устойчивых зрительных ассоциаций.
Шрифты для основных текстов нужно
использовать максимально легко читаемые
с экрана в средних и малых кеглях (12-14).
Лучше всего для электронных учебников
использовать два основных текстовых
шрифта: серифный для основного теста и
сан-серифный для примечаний и комментариев.
Третий — и единственный — шрифт,
индивидуальный для каждого курса,
вводится только для оформления крупных
заголовков и рубрик и становится визитной
карточкой курса.

Восприятие
электронного текста зависит не только
от размера и характера шрифта, но и от
его цвета.

Требования
к цветовым характеристикам
формируются
из условия оптимального восприятия
зрительной информации в зависимости
от цветовой палитры, яркости и контрастности
изображения на экране монитора.

Цвета лучше всего
подбирать насыщенные, контрастные по
отношению друг к другу, естественных
оттенков, встречающихся в природе
(зеленый, синий, голубой, желтый,
коричневый). Лучше использовать не более
двух-трех цветов (плюс оттенки) для
создания цветового стиля одного курса;
большее количество цветов создает
ощущение лоскутного одеяла, рассеивает
внимание. Лучшим цветом для текста
является черный или максимально темный
в выбранной гамме цветов. Для фона под
текстом лучше выбрать светлый тон. Так,
например, голубому фону может
соответствовать темно-синий цвет
основного текста, бежево-желтому —
коричневый и т. п.

Определяя цветовую
гамму, в которой будет выполнен электронный
учебник, следует учитывать некоторые
общие требования, обусловленными
эргономическими показателями.

Во-первых, необходимо
постоянство используемых цветов; одни
и те же объекты следует обозначать
одинаковыми цветами. Это позволяет
сделать цвет одним из элементов прочтения
смыслового кода.

Во-вторых,
цветовая палитра должна соответствовать
относительной видимости предметов
изображения;
недопустимо
наличие цветовых гомогенных полей,
снижающих уровень контрастности.

В-третьих, необходимо
учитывать соответствие цветов устойчивым
зрительным ассоциациям, Так, например,
известно, что красный цвет символизирует
опасность, желтый — внимание, слежение,
зеленый — разрешающий и т.д.

В-четвертых,
необходимо равномерное распределение
яркости объектов по отношению к фону;
яркостный контраст должен быть не менее
60 %.

В-пятых, необходимо
оптимально выбирать цвета для смыслового
противопоставления объектов (красный
— зеленый, синий — желтый, белый — черный).

При
оформлении кадров электронного учебника
важными являются и требования
к пространственному размещению информации

на экране монитора, которые формируются
на основе оптимального сочетания
текстовой, графической и текстово-графической
информации, способствующего наиболее
полному и быстрому усвоению учебного
материала. К таким требованиям следует
отнести следующие.

Во-первых, форма
объектов на экране должна соответствовать
устойчивым зрительным ассоциациям.
Иными словами, формы объектов на экране
должны быть похожи на формы реальных
объектов.

Во-вторых, необходимо
использовать шрифт, цвет, рамки для
маркировки логического ударения,
особенно для графической и
текстово-графической информации.

В-третьих,
последовательность логических ударений
должна определяться оптимальным порядком
изучения информации.

В-четвертых,
расположение графической информации
должно способствовать оптимальному
порядку ее изучения. В соответствии с
этим выделяются три наиболее важных
типа полей восприятия графической
информации:

    • поле точного
      восприятия: около 3-х см вверх-вниз,
      около 5-ти см вправо-влево от оси зрения;

    • поле опознания
      расположения: вверх около 25 см, вниз
      около 37 см, вправо и влево приблизительно
      по 35 см от оси зрения (фактически, речь
      идет о полном экране);

    • поле главного
      объекта: 9-10 см во все стороны от оси
      зрения; при этом в поле главного объекта
      должно быть не более 4-8 объектов.

Все приведенные
выше требования способствуют усилению
эффективности обучения, активизации
процессов восприятия информации и
должны обязательно учитываться
преподавателем при подготовке
технологического сценария.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Педагогический сценарий лекции
  • Пейсах праздник у евреев что празднуют
  • Педагогический сценарий курса это
  • Педагогический совет праздник
  • Педагогический капустник сценарий