Перед праздниками спрос на конфеты обычно

V. Выберите правильный ответ: 1. На рынке факторов производства продаются: а) здания, б) одежда, в) способности людей к труду

V. Выберите правильный ответ:

1. На рынке факторов производства продаются:

а)       здания,

б)       одежда,

в)       способности людей к труду,

г)       а) + в).

2. Увеличение цены сливок отразится на рынке молока:

а)       в сдвиге кривой спроса молока влево,

б)       кривая спроса молока останется в первоначальном положении,

в)       в сдвиге кривой спроса молока вправо,

г)       кривая спроса сливок сдвинется влево, а кривая спроса молока останется без изменений.

3. Снижение цен на автомобили приведет:

а)       к увеличению спроса на автомобили,

б)       к увеличению величины спроса на автомобили,

в)       к увеличению спроса на бензин,

г)       б) + в).

4. В соответствии с законом спроса при увеличении цены товара:

а)       снижается величина спроса на данный товар,

б)       увеличивается величина спроса на данный товар,

в)       кривая спроса сдвигается вправо,

г)       кривая спроса сдвигается влево.

5. Если коэффициент ценовой эластичности спроса равен -0,2, значит:

а)       спрос на данный товар является эластичным,

б)       спрос является неэластичным,

в)       спрос слабо реагирует на изменение цены,

г)       б) + в).

6. Увеличение доходов покупателей, скорее всего, приведет:

а)       к увеличению спроса на рынке низших товаров,

б)       к увеличению спроса на рынке нормальных товаров,

в)       к уменьшению спроса на рынке высших товаров,

г)       к увеличению величины спроса на рынке нормальных товаров.

7. Перед праздниками спрос на конфеты обычно…

а)       увеличивается, и кривая спроса сдвигается влево,

б)       увеличивается, но кривая спроса остается в первоначальном положении,

в)       увеличивается, и кривая спроса сдвигается вправо,

г)       возрастает только величина спроса, а цены остаются прежними.

8. «На рынке корову старик продавал, никто за корову цены не давал. Хоть многим была коровенка нужна, но, видно, не нравилась людям она». О каком неценовом факторе идет речь в данном отрывке?

а)       вкусы и предпочтения покупателей,

б)       доходы покупателей,

в)       цены других товаров,

г)       количество покупателей на рынке.

9. Карандаш и ручка, тетрадь и записная книжка кефир и йогурт — товары

а) индифферентные,

б) комплементы,

в) субституты,

г) высшей категори,

irina4irkova.jpgИрина Чиркова, управляющий партнер компании MPLUG.

Летние шашлыки и мороженое, новогодние мандарины и шампанское, – если не по календарю, то по спискам покупок можно четко проследить времена года. В этом круговороте времен года производители и продавцы должны играть на опережение, заранее готовясь к повышениям и понижениям спроса. Вот несколько полезных фактов о сезонности спроса в продуктовом ритейле.

Продавцы холода

Главные факторы сезонных колебаний спроса – погода и праздники. Классический пример: летом спрос на мороженое растет в 3–4 раза. В первую очередь речь идет о порционном мороженом: ведерок и больших брикетов сезонность касается в меньшей степени. Плохая погода может обрушить продажи мороженого на 30–50%. Именно так сказалось на продажах холодное лето 2017 года в европейской части России.

Пляжная диета

Летом снижается спрос на сладости – спад может достигать 20%. Вероятно, это связано с сезоном фруктов и ягод (по мнению диетологов, тяга к сахару может быть признаком нераспознанного желания поесть фруктов, вызванного недостатком витаминов).

Некоторую роль в летнем спаде интереса к высококалорийным десертам может играть то, что летом люди в большей степени ощущают потребность похудеть. Директор компании «FOOD ZAVOD» (производитель готовой охлажденной еды под маркой «НатурБуфет») Роман Устеников отмечает, что в их компании именно перед летним сезоном растет спрос на готовые каши и сырники: «Можно объяснить это тем, что люди начинают активно готовится к пляжному отдыху и переходят на более правильное питание, здоровые и полезные завтраки. Именно поэтому мы рекомендуем вводить новые сезонные позиции в направлении здоровых и полезных завтраков именно к началу летнего сезона».

Однако есть и те, кто не может сказать сладкому «нет». Например, Дмитрий Моисеев, директор по развитию пекарни «Жаворонок», отмечает, что те потребители, которые не перестают покупать летом сладости, переходят на более легкие. Растут продажи йогуртовых десертов, пирожных с белковым кремом, розанов с фруктами. Зимой же наиболее популярны сладкие и тяжелые десерты вроде торта «Прага». Хиты весны – тарталетки, изделия из песочного теста, круассаны с различными начинками, а также пасхальные куличи.

Зимой в целом растет спрос на более жирные продукты во всех категориях: не только на десерты, но и мясные, и молочные.

Кто на посту?

По данным ВЦИОМ, в 2018 году около четверти россиян заявили, что полностью или частично следуют ограничениям во время всего Великого поста или в последнюю неделю перед Пасхой. Однако последствия для ритейла менее заметны, чем можно было ожидать. Действительно растут продажи постных продуктов: свежих и консервированных овощей, круп, орехов, сухофруктов, зелени и так далее. Увеличивается интерес и к рыбе и морепродуктам (они разрешены в некоторые дни поста). Во всех этих категориях рост может достигать 50%.

А вот падение спроса на мясное и молочное не так заметно. В 2017 году, как сообщал «КоммерсантЪ», продажи мяса и колбасных изделий снизились у разных ритейлеров на 3–17%, продажи же молочных продуктов сократились незначительно, а в некоторых сетях даже выросли.

Комментируя этот фактор Роман Устеников, директор «FOOD ZAVOD», отметил, что «как производители готовой охлажденной продукции мы тоже чувствуем, как пост влияет на снижение спроса. Например, мы заметили, что несмотря на подходящие погодные условия мы замечаем снижение интереса к супам. Однако ситуация выравнивается после Пасхи».

Снова в школу

Еще одна горячая пора для ритейлеров – это начало школьного времени. После летнего сезона, когда готовить было не нужно из-за отпусков, возвращение в город и походы детей в школу возвращают спрос на простые, сытные и полезные блюда.

Например, пик отгрузок печеночных оладий у компании «FOOD ZAVOD» приходится именно на сентябрь – как свидетельствуют партнеры компании, это связано с тем, что ритейлеры подстраиваются под потребительский спрос, выводя в ассортимент больше сытных и богатых питательными элементами позиций, которым отдают предпочтение мамы.

Сладкий декабрь

Праздники – горячий сезон для всех ритейлеров. Два основных события – это Новый год и 8 марта. За это время продажи многих категорий возрастают значительно. По словам Романа Миронова из компании «Сибирский кедр», «в Новый год и к 8 марта продажи конфет в стране возрастают в 3–4, а у некоторых известных брендов в 8 и более раз. Мы рекомендуем своим клиентам запасаться продукцией к 8 марта примерно за месяц – с 5–8 февраля, к Новому году – во второй половине октября, причем увеличенные отгрузки мы рекомендуем сохранять до конца года — в ноябре и декабре». В остальные периоды года спрос на конфеты в коробках – ровный, с небольшим спадом в апреле.

Традиционные ценности

Популярность шоколадных конфет в коробках перед праздниками предсказуема – это довольно универсальный подарок. А вот верность россиян традициям праздничной советской кухни может превзойти ожидания, учитывая, что сейчас у потребителя практически неограниченный выбор продуктов и рецептов.

По оценке Григория Куниса, управляющего компанией по доставке продуктов iGooods, перед Новым годом 50% заказываемых продуктов – традиционные атрибуты новогоднего стола: ингредиенты для оливье и заливного, мандарины, в меньшей степени – икра.

Интересно, что именно заливное является абсолютным лидером среди новогодних блюд. По данным Яндекс.Вордстат, к Новому году количество запросов «рецепт заливного» возрастает в 6 раз.

Те же данные демонстрирует статистика компании «FOOD ZAVOD» – к концу декабря отгрузки всех видов заливного ТМ «НатурБуфет» (от классического варианта из говядины и свинины до заливного из курицы или индейки) растут более чем в десять раз. Значительной популярностью пользуется и крабовый салат – его пик отгрузок также приходится на декабрь. Традиционные и по-домашнему вкусные блюда «НатурБуфет» пользуются неизменной популярностью, и многие покупатели с удовольствием ими наслаждаются, предвкушая праздники.

Подписывайтесь на наши группы,
чтобы быть в курсе событий отрасли.

Кривая новогоднего спроса

В предновогоднем буме все мыслимые и немыслимые законы маркетинга просто-таки зашкаливает. Кривая спроса судорожно выгибает спину, зная об этой обычной праздничной активности потребителя, магазины сломя голову начинают заваливать полки товаром.

Но давайте-ка разберемся в законах новогоднего маркетинга, строящегося непосредственно на психологии среднего потребителя новогодних товаров…

«Новый год и Рождество – самое активное время для совершения покупок во всем мире. По данным социологов,  48% годового объема целевых покупок люди делают накануне и после Нового года. Это уникальный период времени, когда потребители готовы вложить в покупки и подарки внушительные суммы денег!»
Ананьева Диана, руководитель рекламной службы
Группы компаний
«Маркетинг-Консультант»

Каков же рост спроса по конкретным товарным группам? Ну, к примеру, перед Новым Годом увеличивается потребление:

• Шампанского, шоколада – в 5-6 раз;

• Колбас – в 5 раз;

• Водки,  дорогого алкоголя – в 3 раза;

Рост потребления в разы отмечается исследователями также в части консервированных овощей (кукурузы, горошка), соков, фруктов и деликатесов. Естественен и рост спроса в непродовольственном сегменте рынка. В первую очередь, конечно же, на дешевые товарные группы: тапочки, носки, декоративные свечи. Но, в некоторой степени возрастает процент и более дорогих покупок — vip-клиентура тоже спешит порадовать близких людей. Для примера: «Ikea» в декабре месяце отмечает увеличение спроса на свою продукцию в среднем на 50% в отношении к предыдущим месяцам, «Шатура» — на 30-40%.

Такие показатели не могут не радовать, но и не могут не наводить на мысль – работа по привлечению потребителя должна вестись в предновогодние дни максимально активно и эффективно, чтобы в конечном итоге снять с праздничных продаж густые сливки. Для этого нужно заранее подготовить так сказать благодатную почву. А это несколько важных моментов.
Во-первых, чтобы продать максимальное количество товара, нужно как минимум иметь достаточное количество этого товара на складе. О чем рекомендуется начать хлопотать еще в ноябре месяце. Помните, лучше переизбыток товара, чем его недостача. Наличие широкого выбора так необходимых покупателям товаров, привлечет новых клиентов и укрепить Ваш имидж в глазах постоянных клиентов.

Итак, закупаем повышенными тиражами:

— новогодние продовольственные товары;

— новогодние подарочные наборы (косметического или гигиенического характера);

— елочные украшения, свечи, искусственные елки;

— праздничную одежду для корпоративных вечеров;

— товары высокой ценовой группы (в праздничные дни люди стараются побаловать себя и своих близких).

Не забудьте про исследование так сказать близлежащего рынка, пробегитесь по магазинам конкурентов, просмотрите какой выбор новогодних подарков представлен на их полках, скопируйте их самые лучшие идеи, прибавив свои, оригинальные.
Второй подготовительной стадией для Вас должно стать новогоднее оформление магазина. Дух праздника рождается еще на входе в магазин. Именно поэтому зарубежные торговые дома нанимают разряженных Санта Клаусов, которые шутками-прибаутками завлекают покупателей в магазин или же ставят на входе в магазин искусственные их прототипы и, конечно же, елку – куда без нее.

Если Ваш бюджет довольно скромен для таких растрат – предлагаю хотя бы повесить на входе растяжку, с порога поздравляющую покупателей «С Новым годом!». Стеклянные витрины, смотрящие на улицу, занавешиваем гирляндами. Вуаля! Фасад Вашего магазина сам заманивает покупателей облегчить груз их кошельков.

Итак, покупатель зашел в магазин. Теперь очередь витрин. Приоденьте их в мишуру, только так, чтобы праздничное одеяние не скрывало товар. Поставьте в уголке скромненькую елочку, а на стены повесьте новогодние колокольчики. Итак, праздничное настроение наших покупателей в разы улучшается…А довольный покупатель купит больше, чем недовольный. Добавьте к этому приятную новогоднюю музыку в стиле «Джинглбэн» и начинайте пожинать взращенные плоды своей заботы о покупателе…

«Как хозяйка дома создает новогоднее настроение для гостей с помощью многих «мелочей» — новая скатерть, специальные салфетки, букеты и гирлянды, свечи, маленькие сюрпризы и презенты для гостей и домашних — так и магазин, преображенный заботливыми руками хозяев, станет для Ваших покупателей ближе и уютнее. Ведь в конечном итоге украшение магазина – это проявление Вашего внимания и заботы о покупателях».
www.marketolog.ru

Не забываем и про персонал — шапочки Санта Клаусов на продавцах и кассирах будут как раз кстати для создания нужного эмоционального настроя покупателя. Умело оформить можно и сам товар. К примеру, можно заказать ближе к Новому году празднично оформленные ценники. При реализации продуктов собственного производства можно на праздничное время снабдить выпускаемую продукцию новогодними этикетками.

Не забудьте и о продлении рабочего дня перед предстоящими праздниками. Людям нужно будет сделать закуп подарков и продовольствия, большинство из них будет делать это загодя, но никто не отменял рабочих будней, поэтому ждите основного наплыва покупателей в вечернее время.

Работаете до 21.00? Срочно продляйте рабочий день хотя бы до 23.00. Пока работяги придут домой, поужинают и набросают список новогодних покупок, будет уже за 21.00. Однако же не забудьте при всем при этом стимулировать на работу персонал. Увеличение рабочего дня будет для них явно не в радость без соответственного роста заработной платы, премий за хорошую выручку.

«Не забудьте провести предпраздничный «тренинг настроения» для торгового персонала — улыбаться они должны шире и чаще, чем в обычное время года. Возможно, в последние дни перед 31 декабря кассиры помимо традиционных «Спасибо за покупку, ждем Вас в нашем магазине» должны еще добавлять: «Поздравляем с наступающим Новым годом! Всего наилучшего!».
www.marketolog.ru

И ни в коем случае не набирайте новый персонал перед новогодними праздниками — необученный, еще не успевший адаптироваться персонал может завалить все праздничные планы.

А еще Новый Год – самое время для различного рода акций. В предновогодние дни люди готовы выложить немалые суммы на презенты близким и Ваша задача, чтобы эти немалые суммы упали именно Ваш карман. Вы торгуете приятными мелочами, которые с успехом могут послужить новогодними подарками? Косметикой или просто мыломойкой? Предложите в эти предпраздничные дни своим покупателям бесплатно упаковать купленный подарок и они – Ваши!

Только не забудьте вывесить плакат, крупными буквами кричащий прохожим о предоставляемом бонусе, чтобы он за руку приводил их к Вам в магазин.

Крупные магазины одежды могут привлечь в качестве бонуса стилистов, которые помогали бы подбирать покупателям подходящий им наряд. Для самих стилистов – это также плюс — у них появляется возможность привлечь покупателей бутика к себе в салон для дополнения выбранного платья новогодней прической. Для этого им необходимо просто запастись визитками, терпением и хорошим настроением! И не забудьте организовать как минимум еще одну примерочную, чтобы праздничный наплыв посетителей не создал проблем, и каждый ушел с покупкой.

Новый Год – это еще и повод сбыть низколиквидный и неходовой товар, поэтому не жадничайте, сделайте на него хоть небольшую скидку и оповестите об этом покупателей. Вообще этот праздник – лучшее время для любых акций. Близится событие, подразумевающее распитие большого количества обычно не дешевых спиртных напитков. Поэтому как раз кстати будет дегустация новых вин или коньяка в Вашем магазине. При таком раскладе спиртная продукция разойдется на ура. Удачное время в эти зимние дни и для введения в продажу новых продуктов. Потому как, благодаря большой проходимости магазинов в эти дни, можно в короткие сроки познакомить с новым продуктом максимальное количество покупателей.

Можно делать покупателям небольшие (но нужные!) презенты за покупку – чем значительнее покупка – тем значительнее и презент за нее.

Продолжаем повышать лояльность покупателей. Теперь дело за умелым мерчендайзингом.

«В выкладке конфет и плиточного шоколада декоративные композиции (колонны, спирали, винты, пирамидки) на прилавке по-прежнему впечатляют покупателя. Шоколадные композиции настрачивают покупателя на праздничное потребление, и это может положительно влиять на рост продаж в других группах».
«Плоды дерева богов», Кира, Рубен Канаян

Мы уже упоминали, что конфетно-шоколадная продукция пользуется небывалым спросом в предновогодние дни. Поэтому обратите внимание на удобство ее выкладки и компановки. Сформированнные сладкие подарки для детей кажутся покупателям слишком дорогими? Пусть формируют их сами! Выделите для этого в наблюдатели продавца, и пусть каждый покупатель собирает подарки сам из представленных ему под руки лотков с конфетами и мандаринами.

Продавцу останется только отбивать чеки. При отборе наполнения лотков обратите внимание на такой интересный факт – психологи выяснили, что для новогодних праздников хозяйки предпочитают выбирать конфеты, завернутые в фаньтик с пышным «хвостиком», таких конфет в вазочке зрительно кажется больше, чем других. Данные других исследований говорят, что люди старшего возраста по привычке тянутся к конфетам из советского прошлого. А поскольку бабушни и дедушки – основные потребители конфетной продукции для внуков — выделите лоток для «Белочек» и «Мишек на севере».

Еще один хитрый шаг – размещение на мини-стеллажах мелких новогодних презентов в прикассовой зоне. Он эффективен в супермаркетах. В ожидании своей очереди покупатель обязательно обратит на них внимание.

Подумайте и о том, что выкладка товара в эти дни должна притерпеть значительные изменения. Поскольку акцент в секторе самой ходовой продукции будет сдвинут с хлеба и молока на шоколад и вино. То есть, правило «золотого треугольника» будет действовать для несколько иных групп товаров. Поэтому без лишних слов перемещаем ранее малоходовой товар в наиболее привлекательную для покупателя зону. Не забываем о сопутствующих товарах. Их также на некоторое время придется переместить. 

Выполните хотя бы несколько из представленных здесь советов и почувствуете тяжесть предновогодней выручки в своих карманах!

Добивайтесь от праздников максимального результата! Не успускайте шанс!

Поделиться в соцсетях

80 Раздел II. Теоретические основы предпринимательской деятельности

ленное соотношение между ними. Благодаря этому создается возможность исследовать явления или процессы косвенным путем, а именно изучением моделей, аналогичных им в некотором строго определенном отношении.

Âобщем случае целесообразна следующая последовательность моделирования систем: концептуальное описание (исследование) системы, ее формализация и, наконец, если это необходимо, алгоритмизация и квантификация системы.

При моделировании производственно-экономических систем наряду с формализованными, математическими методами анализа, используемыми для отдельных подсистем или частных процессов, приходится использовать также и эвристические методы анализа производства в тех его элементах и связях, которые не поддаются формализации. А при использовании математических методов вследствие множества переменных приходится зачастую прибегать к упрощениям, использовать методы декомпозиции и аггрегирования переменных, в силу чего решения приобретают приближенный, качественный характер.

Из-за наличия в больших сложных системах организацион- но-производственного управления звеньев и связей, которые трудно или вообще не формализуются, для их исследования приходится использовать в основном описательные модели. Производя декомпозицию системы на отдельные функциональные подсистемы, необходимо искать затем те подсистемы, которые поддаются математической формализации, моделируя таким образом отдельные элементы общего производственного процесса.

Конечной целью моделирования производственно-экономи- ческой системы является подготовка и принятие руководителем предприятия управленческого решения.

Поскольку общепринятой классификации математических моделей и методов моделирования производственно-экономиче- ских систем пока не существует, будем рассматривать этот вопрос применительно к цели и задачам данного учебного пособия.

С позиций автоматизации управления производственно-эко- номическими системами используемые модели можно различать по следующим признакам:

— по целям моделирования;

— по задачам (функциям) управления;

— по этапам (процедурам) управления;

— по математическим методам моделирования.

Âзависимости от целей моделирования различают модели, предназначенные для:

— проектирования систем управления;

Глава 4. Предприятие как производственно-экономическая система

81

оценки эффективности;

анализа возможностей предприятия в различных условиях его деятельности;

выработки оптимальных решений в различных производственных ситуациях;

расчета организационных структур системы управления;

расчета информационного обеспечения и т. д.

Специфика моделей этого классификационного подразделения выражается в первую очередь в выборе соответствующих критериев эффективности, а также в процедуре реализации результатов моделирования.

Âзависимости от задач (функций) управления различают модели календарного планирования, управления развитием предприятия, контроля качества продукции и т. д. Модели этого подразделения ориентированы на конкретные производственно-эко- номические задачи и, как правило, должны обеспечивать получе- ние результатов в численном виде.

Âзависимости от этапа (процедуры) автоматизации управления модели могут быть информационными, математическими, программными. Модели этого подразделения нацелены на соответствующие этапы движения и переработки информации.

Âзависимости от применяемого математического аппарата модели можно разбить на следующие пять больших групп: экстремальные, математического программирования (планирования), вероятностные, статистические и теоретико-игровые.

Ê экстремальным моделям относятся модели, дающие возможность отыскания экстремума функции или функционала. Сюда относятся модели, построенные с помощью графических методов, метода Ньютона и его модификаций, методов вариационного ис- числения, принципа максимума Понтрягина и др. Исходя из возможностей этих методов, они применяются в первую очередь для решения задач оперативного регулирования.

Модели математического программирования (планирования) включают модели линейного программирования, нелинейного программирования, динамического программирования. Сюда же обычно относят и модели сетевого планирования.

Математическое программирование объединяет ряд математических методов, предназначенных для наилучшего распределения имеющихся в наличии ограниченных ресурсов: сырья, топлива, рабочей силы, времени, а также для составления соответствующих наилучших (оптимальных) планов действий.

Линейное программирование применяется в тех случаях, когда условия производства описываются системой линейных уравне-

82 Раздел II. Теоретические основы предпринимательской деятельности

ний или неравенств. В случае, если указанные уравнения носят нелинейный характер, применяются методы нелинейного (выпуклого, квадратичного) программирования.

Динамическое программирование служит для выбора наилучшего плана выполнения многоэтапных действий, в которых результат каждого последующего шага зависит от предыдущих шагов, например при решении задач планирования производственной деятельности предприятия.

Сетевое планирование предназначено для планирования, подготовки и выполнения различных видов производственной деятельности, а также для управления этими мероприятиями в ходе их проведения.

Êвероятностным моделям относятся модели, построенные с помощью аппарата теории вероятностей, модели случайных процессов марковского типа (марковские цепи), модели теории массового обслуживания и другие.

Вероятностные модели описывают явления и процессы слу- чайного характера, например связанные со всевозможными несистематическими отклонениями и ошибками (производственный брак и др.), влиянием стихийных явлений природы, возможными неисправностями оборудования и т. п.

Теория марковских случайных процессов разработана для описания операций, развивающихся случайным образом во времени, таких, например, как передача информации по каналам связи.

Теория массового обслуживания рассматривает массовые повторяющиеся явления, такие, например, как выход из строя и ремонт оборудования.

Êстатистическим моделям относятся модели последовательного анализа, метода статистических испытаний (Монте-Карло)

èдр. Сюда же можно отнести и методы случайного поиска. Последовательный анализ дает возможность принимать реше-

ния на основе гипотез, каждая из которых сразу же последовательно проверяется, например при оценке качества партии изделий, при постановке всевозможных экспериментов и т. п.

Метод статистических испытаний заключается в том, что ход той или иной операции проигрывается, как бы копируется с помощью ЭВМ, со всеми присущими данной операции случайностями, например при моделировании организационных задач, сложных форм кооперации различных предприятий и т. п. Применение данного метода называют имитационным моделированием.

Методы случайного поиска применяются для нахождения экстремальных значений сложных функций, зависящих от большого числа аргументов. В основе этих методов лежит использование

Глава 4. Предприятие как производственно-экономическая система

83

механизма случайного выбора аргументов, по которым осуществляется минимизация. Методы случайного поиска находят применение, например, при моделировании организационных структур управления.

Теоретико-игровые модели предназначены для обоснования решений в условиях неопределенности, неясности (неполноты информации) обстановки и связанного с этим риска.

К теоретико-игровым методам относятся теория игр и теория статистических решений. Теория игр — это теория конфликтных ситуаций. Она применяется в тех случаях, когда неопределенность обстановки вызывается возможными действиями конфликтующих сторон. Теоретико-игровые модели могут найти применение при обосновании управленческих решений в условиях производственных, трудовых конфликтов, при выборе правильной линии поведения по отношению к заказчикам, поставщикам, контрагентам и т. п.

Теория статистических решений применяется тогда, когда неопределенность обстановки вызывается объективными обстоятельствами, которые либо неизвестны (например, некоторые характеристики новых материалов, качества новой техники и т. п.), либо носят случайный характер (состояние погоды, возможное время выхода отдельных узлов изделия из строя и т. п.).

Теоретико-игровые модели целесообразно использовать при подготовке, проведении и оценке результатов деловых игр.

Все математические модели могут быть подразделены также на модели оценки эффективности è модели оптимизации. Модели оценки эффективности предназначены для выработки характеристик производства и управления. К этой группе относятся все вероятностные модели. Модели оценки эффективности являются «входными» по отношению к моделям оптимизации.

Модели оптимизации предназначены для выбора наилучших в данных условиях способов действий или линии поведения. К этой группе относятся экстремальные и статистические модели, модели математического программирования, а также теоретико-игро- вые модели.

Ниже будут рассмотрены некоторые наиболее распространенные модели, применяемые при решении производственных задач.

Особое место в ряду методов, применяемых для управления производственно-экономическими системами, занимает игровое моделирование. Отличительная черта этого метода — привлечение для моделирования процесса управления людей, участвующих в разработке и проведении деловой игры. Под деловой игрой при этом понимается имитация группой лиц решения отдельных задач

84 Раздел II. Теоретические основы предпринимательской деятельности

хозяйственной или организационной деятельности предприятия, выполняемая на модели объекта, в обстановке, максимально приближенной к реальной.

Введение в модель человека как элемента организации управления дает возможность учесть его поведение в тех случаях, когда оно не может быть адекватно описано с помощью известных сегодня математических моделей. Это позволяет решать такие управленческие задачи, которые не укладываются в рамки существующих формализованных методов.

Деловая игра вводит в процесс подготовки и принятия управленческих решений психологические и эмоциональные моменты, поощряя использование в этом процессе прошлого опыта руководителей, их интуиции, развивая способность к эвристическим решениям. Деловая игра проводится применительно к определенной управленческой задаче по тщательно разработанному заранее сценарию. Общая игровая модель формируется как совокупность частных моделей, создаваемых участниками — лицами, готовящими и принимающими управленческие решения.

Модель деловой игры включает как формализованную, так и неформализованную части. Участники игры действуют по определенным правилам. Они руководствуются специально разработанными инструкциями по ведению игры, а также поступающими в их распоряжение данными обстановки.

В соответствии со сценарием игры участники периодически получают вводные об изменении обстановки. Готовя свои решения, участники деловой игры оценивают обстановку и производят необходимые расчеты вручную или с помощью ЭВМ. При этом используются формализованные, заготовленные заранее элементы игровой модели, соответствующие современным методам исследования операций.

Осуществляя управление ходом деловой игры, ее руководитель оценивает решения участников, устанавливает результаты их действий и доводит последние до играющих. При необходимости руководитель игры может менять обстановку, доводя эти изменения до участников в виде вводных. Оценка действий участников игры производится путем расчетов, экспертными методами, а также исходя из опыта руководителя, его интуиции и здравого смысла.

Основным видом игрового моделирования, проводимого на предприятиях, является производственная деловая игра. Ее цель — совершенствование существующих и выработка новых форм организации управления производством, отработка руководящих документов, перестройка производства и т. д.

Глава 4. Предприятие как производственно-экономическая система

85

В качестве моделей при проведении деловых игр широко применяются методы сетевого планирования и управления (СПУ), построенные на основе сетевых графиков. При решении задач планирования находят применение методы динамического программирования, а при решении задач распределения ресурсов — линейного программирования.

Для обучения управленческого персонала производственная деловая игра может проводиться в учебном варианте, т. е. как учебная деловая игра. Ее главной задачей является обучение работников, совершенствование их навыков в управлении. При необходимости учебная деловая игра используется и для аттестации руководящих работников предприятий в выполнении ими своих должностных обязанностей, а также при выдвижении их на высшую должность.

Контрольные вопросы

1.Что такое производственно-экономическая система?

2.Как описывается сложная система?

3.Что такое оптимальное управление системой?

4.В чем различие между детерминированной и вероятностной системами?

5.Назовите основные признаки сложных систем.

6.Охарактеризуйте основные принципы кибернетики применительно

êпроизводственно-экономическим системам.

7.Назовите основные подсистемы предприятия.

8.Опишите структуру предприятия как объекта управления.

9.Дайте определение управления в производственной сфере.

10.Опишите функции органа и объекта управления и их иерархию.

11.В чем сущность моделирования производственно-экономической системы?

12.Охарактеризуйте основные виды моделей производственно-эконо- мических систем.

ГЛАВА 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Наиболее удобным «материалом» для экономического моделирования является математика: формулы, таблицы, схемы и т. д.

В качестве наиболее простого примера экономической модели рассмотрим формулу эффективности (Э):

где Р — результат деятельности; З — затраты на получение данного результата.

Эта модель просто и наглядно показывает, что эффективность прямо пропорциональна результату и обратно пропорциональна затратам.

Применим экономическое моделирование, например, для изу- чения производственных возможностей.

Производственные возможности показывают способность предприятия производить различные наборы (сочетания) товаров при постоянстве ресурсов и при условии их полного использования.

Пример 5.1

На необитаемый остров в результате кораблекрушения выброшена группа людей (небольшой остров здесь нужен для оправдания ограниченности его ресурсов). На острове водятся кролики, в реке есть рыба. Население острова в состоянии в день поймать в среднем:

либо 1 кролика и 6 кг рыбы, либо 3 кроликов и 4 кг рыбы, либо 5 кроликов без рыбы.

Построим график производственных возможностей.

Для этого будем откладывать по оси õ количество ежедневно отлавливаемых кроликов, а по оси ó — количество килограммов ежедневно вылавливаемой рыбы (рис. 5.1). Для каждого из возможных сочетаний улова отметим точки на графике и по ним по-

Глава 5. Экономический механизм предпринимательской деятельности 87

Ðèñ. 5.1

строим кривую линию. Это и будет кривая производственных возможностей (показана на рисунке двойной линией). Кривая производственных возможностей вогнута относительно начала координат, что говорит о характере зависимости между количеством добываемых источников пищи обоих видов: увеличение одного из них ведет к уменьшению другого, и наоборот.

Все точки кривой производственных возможностей соответствуют такому сочетанию товаров (добываемых источников пищи), которое возможно для данных условий или, как принято говорить, соответствует эффективному бизнесу. Это, например, 4 кролика и 2 кг рыбы. Точки, лежащие внутри кривой производственных возможностей, показывают такое сочетание товаров (количе- ства кроликов и рыбы), при котором возможности обитателей острова используются не полностью. А точки, лежащие снаружи кривой, соответствуют такому сочетанию источников пищи, получение которого обитателями острова невозможно.

Построенная кривая соответствует вполне определенным возможностям обитателей острова: их количеству, умению охотиться и рыбачить и т. п. Стоит изменить эти возможности — и кривая переместится на графике вправо (при росте возможностей) или влево (при их снижении). Это показано на рис. 5.1 с помощью одинарных линий. Нетрудно убедиться, что для линии уменьшившихся производственных возможностей количество улова уменьшается, а для линии увеличившихся возможностей — растет.

Итак, линия производственных возможностей позволяет решать следующие задачи:

— определить условия эффективного бизнеса;

88Раздел II. Теоретические основы предпринимательской деятельности

демонстрировать недостаток или избыток возможностей для конкретного сочетания производимых товаров;

оценивать, за счет какого увеличения или уменьшения про-

изводимых товаров можно прийти к эффективному бизнесу. Рассмотрим еще два более реальных примера использования

линии производственных возможностей.

Пример 5.2

Малое предприятие способно произвести и реализовать в день: либо 70 кг вареной и 20 кг копченой колбасы; либо 60 кг вареной и 45 кг копченой колбасы; либо 50 кг вареной и 65 кг копченой колбасы; либо 30 кг вареной и 85 кг копченой колбасы; либо 10 кг вареной и 92 кг копченой колбасы.

Строим график производственных возможностей (рис. 5.2). С помощью графика производственных возможностей опре-

деляем степень эффективности бизнеса для следующих заказов на продукцию предприятия:

1.70 кг вареной и 40 кг копченой колбасы;

2.55 кг вареной и 55 кг копченой колбасы;

3.30 кг вареной и 65 кг копченой колбасы.

Заказ 1 отвечает невозможному бизнесу, так как соответствующая ему точка оказывается вне пределов линии производственных возможностей; заказ 2 отвечает эффективному бизнесу — соответствующая точка лежит на кривой производственных возможностей; заказ 3 приводит к возможному, но неэффективному бизнесу, — точка оказывается внутри линии производственных возможностей.

Ðèñ. 5.2

Глава 5. Экономический механизм предпринимательской деятельности 89

В ситуации эффективного бизнеса (40 кг вареной колбасы и 75 кг копченой колбасы) спрос на вареную колбасу падает на 10 кг (до 30 кг). На сколько килограммов нужно увеличить производство копченой колбасы (спрос на нее не ограничен), чтобы сохранить эффективный бизнес? Из графика (рис. 5.2) видно, что для точки линии производственных возможностей, соответствующей 30 кг вареной колбасы, количество копченой колбасы должно быть равно 85 кг, т. е. на 10 кг больше.

Пример 5.3

Учреждение культуры способно эффективно проводить в год следующее количество мероприятий для молодой и немолодой части населения:

100 для молодых и 980 для немолодых;

300 для молодых и 900 для немолодых;

500 для молодых и 750 для немолодых;

700 для молодых и 550 для немолодых;

900 для молодых и 200 для немолодых.

Строим график производственных возможностей (рис. 5.3). С помощью графика производственных возможностей определя-

ем эффективны, неэффективны и возможны ли следующие сочетания мероприятий:

1.500 для молодых и 200 для немолодых;

2.600 для молодых и 650 для немолодых;

3.600 для молодых и 700 для немолодых.

Вариант 1 отвечает неэффективному бизнесу, так как ему на графике соответствует точка НЭ, находящаяся внутри площади, ограниченной линией производственных возможностей; вариант 2

90 Раздел II. Теоретические основы предпринимательской деятельности

приводит к эффективному бизнесу — соответствующая ему точка на графике (ЭФ) лежит на линии производственных возможностей; вариант 3 ведет к невозможному бизнесу, так как соответствующая ему точка на графике (НВ) лежит вне пределов площади, ограниченной линией производственных возможностей.

В условиях эффективного бизнеса проводится 600 мероприятий в год для людей немолодого возраста. Это означает, как показывает график, что для молодежи можно будет, оставаясь в пределах эффективного бизнеса, провести 650 мероприятий.

Принято решение увеличить количество мероприятий для молодежи на 100. На сколько при этом придется сократить количе- ство мероприятий для пожилых, чтобы остаться в пределах эффективного бизнеса? Как видно из графика, это увеличение равно тому количеству, которое приводит на линию производственных возможностей для 750 мероприятий для молодых, т. е. составляет 400 мероприятий для немолодых. Величина сокращения равна 600 – 400 = 200 мероприятий.

Кривая производственных возможностей характеризует состояние экономики предприятия для данного момента времени. По истечении определенного срока, если техника и технология не меняются, факторы производства сокращаются (все труднее добывать ограниченные ресурсы) и кривая производственных возможностей смещается влево — пунктирные линии на рис. 5.1—5.3. Это явление отражает закон убывающей производительности факторов производства. Действие этого закона проявляется в тенденции к сокращению производственных возможностей общества и объясняет необходимость постоянного стимулирования развития техники, технологии (качества управления и других факторов). Стимулирование же развития техники и технологии и связанный с этим научно-технический прогресс в свою очередь приводят к смещению линии производственных возможностей вправо, что соответствует новому уровню развития производительных сил общества. Развитие производительных сил, как и всякое развитие, возможно либо эволюционным путем — постепенно, либо революционным — скачкообразно.

Анализ развития производительных сил и его влияния на бизнес показывает, что наиболее выгодными направлениями движения капитала оказываются те, которые способны кардинально воздействовать на производственные возможности общества. Отмечается, что эффективность от продажи сырья, продукции промышленности и перспективных научных разработок относится как 1:10:100.

Глава 5. Экономический механизм предпринимательской деятельности 91

Решение проблемы удовлетворения потребности общества в товарах, работах и услугах, проблемы бизнеса в различных обще- ственно-экономических формациях производится по-разному:

â тоталитарно-командной системе — путем централизованного планирования и всевозможных административных ограни- чений;

в рыночной — путем свободной конкуренции и демократи- ческих институтов;

в традиционной — на основании опыта, обычаев и местных традиций.

Возможны также и смешанные системы, хотя сочетание противоречивых элементов приводит к существенным трудностям, делающим их применение в ряде случаев невозможным.

Для рыночной экономики весьма характерно требование свободного движения товаров (работ, услуг). Это связано прежде всего с тем, что благодаря торговле, эквивалентному обмену здесь достигается наиболее рациональное использование имеющихся и, как правило, ограниченных ресурсов. Проиллюстрируем это положение с помощью экономической модели спроса.

§2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СПРОСА НА ТОВАРЫ

Спрос — это количество товара, которое может быть куплено при данной цене.

При рассмотрении модели спроса необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

во-первых, мерой спроса является количество товара;

во-вторых, это количество стоит денег, ибо товар не беспла-

òåí;

в-третьих, у потребителя всегда есть выбор: он может купить тот же товар у другого продавца;

в-четвертых, потребитель может заменить данный товар другим, удовлетворяющим ту же нужду.

Производя выбор товара для удовлетворения своей потребности, потребитель оценивает жертвы, на которые ему приходится идти, приобретая данный товар, т. е. то, от чего он при этом должен отказаться. Иными словами, спрос не беспределен.

Закон спроса формулируется так: при более высоких ценах спрос меньше, при более низких — больше.

Закон спроса допускает исключения:

при ожидании изменения цены;

при наличии дефицита;

при высокой инфляции.

92 Раздел II. Теоретические основы предпринимательской деятельности

Изучение спроса удобно осуществлять с помощью экономиче- ской (математической) модели. Построение модели, как обычно, начинается с таблицы.

Пример 5.4

Рассмотрим спрос на мороженое в ларьке за день.

Таблица 5.1

Цена за одну порцию, усл. ден. ед.

Кол-во порций мороженого,

покупаемых за день (величина спроса)

600

60

650

35

700

25

750

15

800

10

По данным табл. 5.1 построим график спроса (рис. 5.4). График представляет собой кривую обратно пропорциональной зависимости, что соответствует закону спроса. (По традиции аргумен-

ты здесь откладываются по оси ó, а функции — по оси õ.) Анализируя таблицу и график, следует отличать спрос от вели-

чины спроса. Спрос в данном случае — это вся совокупность цен и соответствующего количества товара в таблице. На графике спросу соответствует вся кривая линия. Величина же спроса — это конкретное значение количества товара, продаваемого за один

Глава 5. Экономический механизм предпринимательской деятельности 93

день по каждой данной цене; ей соответствуют отдельные точки линии спроса на графике.

Когда говорят об изменении спроса на товар, имеют в виду смещение в ту или иную сторону всей кривой (или новые значе- ния цен, соответствующих количеству продаваемого товара в таблице).

С помощью графика спроса можно решить следующие задачи:

1)определить величины спроса — количество продаваемого товара при любых изменениях цены;

2)определить характер изменения спроса (больше, меньше, без изменений) при изменениях цен на товар и количество продаваемого по этим ценам товара.

Изменение спроса (положения кривой и ее формы) зависит главным образом от изменений:

— вкусов покупателей (например, повышение интереса к экологически чистым продуктам);

— числа покупателей;

— дохода покупателей;

— цен на сопутствующие товары (например, повышение цен на источники электропитания для переносной радиоаппаратуры изменяет спрос на саму аппаратуру);

— покупательских ожиданий (например, если ожидается неурожай, спрос на сельхозпродукцию может повыситься).

Далее рассмотрим предложение товаров.

§3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТОВАРОВ

Ïîä предложением понимается количество товара, которое предлагается продать при данной цене.

При рассмотрении предложения необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

во-первых, мерой предложения, как и спроса, является количество товара;

во-вторых, аналогично спросу это количество стоит денег — поставщик товара должен заработать;

в-третьих, в отличие от спроса, где выбор принадлежит тому, кто спрос предъявляет, т. е. потребителю, для предложения тот, кто предлагает товар, в выборе ограничен — этот выбор остается за покупателем.

Закон предложения формулируется так: при более высоких ценах предложение больше, при более низких — меньше. Здесь, как

èв законе спроса, возможны исключения при ожидании падения цены, наличии дефицита, при высокой инфляции.

94 Раздел II. Теоретические основы предпринимательской деятельности

Для изучения предложения воспользуемся экономической моделью. Начнем с таблицы спроса.

Пример 5.5

Рассмотрим предложение на мороженое в ларьке за день.

Таблица 5.2

Кол-во порций мороженого,

Цена за одну порцию, усл. ден. ед.

предлагаемых для продажи за день

(величина предложения)

600

650

25

700

40

750

50

800

60

По данным табл. 5.2 построим график предложения (рис. 5.5). График представляет собой линию прямой пропорциональности, что соответствует закону предложения.

Анализируя таблицу и график, следует отличать предложение от величины предложения. Предложение — это в данном случае вся совокупность цен и соответствующего количества товара в таблице. На графике предложению соответствует вся линия предложения. Величина же предложения — это конкретное значение количества товара, предлагаемого по каждой данной цене; ей соответствуют отдельные точки линии предложения на графике.

Ðèñ. 5.5

Глава 5. Экономический механизм предпринимательской деятельности 95

Когда говорят об изменении предложения на товар, имеют в виду смещение в ту или иную сторону всей кривой (или новые значения цен и соответствующего количества предлагаемого товара в таблице).

С помощью графика предложения можно решить следующие задачи:

1)определить величины предложения — количество предлагаемого товара при любых изменениях цены;

2)определить характер изменения предложения (больше, меньше, без изменений) при изменениях цен на товар и количества предлагаемого по этим ценам товара.

Изменение предложения (положения линии предложения, ее формы) зависит главным образом от изменения:

— цен на ресурсы;

— техники и технологии;

— налогов и дотаций;

— ожиданий изменения цен поставщиками товаров;

— цен на другие товары;

— числа продавцов на рынке.

§4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ТОВАРОВ

Эластичность спроса

Спрос и предложение реагируют на изменение цены товаров, а также доходов потребителей по-разному. Например, изменение цены спичек или соли мало скажется на количестве этих необходимейших товаров, которые станут покупать при новой цене. В то же время изменение цен на газеты, предметы роскоши, другие товары не первой необходимости может привести к значительному сокращению количества приобретаемых товаров этой категории. Изменение доходов потребителя, в свою очередь, также по-разно- му отражается на спросе на товары и их предложении. Так, при сокращении доходов спрос и связанное с ним предложение на необходимые товары упадут значительно меньше, чем на товары не первой необходимости.

Это качество — степень изменения спроса и предложения в зависимости от изменения цен товаров, доходов потребителей и других факторов — получило название эластичности. Эластич- ность бывает нескольких видов (например, эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластич- ность спроса и т. д.). Каждый вид эластичности характеризуется определенным показателем — коэффициентом эластичности. Ни-

96 Раздел II. Теоретические основы предпринимательской деятельности

же будут рассмотрены главным образом коэффициенты эластич- ности спроса.

Коэффициент эластичности спроса по цене (коэффициент ценовой эластичности спроса) показывает процентное изменение объема спроса на товар при однопроцентном изменении его цены.

Пример 5.6

Цена на товар выросла на 60 ден. ед. за одну тонну (была 360 ден. ед.), а спрос при этом сократился на 20 тонн (был 40 тонн).

Коэффициент эластичности спроса по цене при этом рассчи- тывается так:

— определяется, на сколько процентов выросла цена:

(60/360) 100 = 100/6%;

— определяется, на сколько процентов при этом упал спрос:

(20/40) 100 = 50%;

— рассчитывается, сколько процентов падения спроса приходится на один процент роста цены:

50% / (6 / 100%) 1% 3%.

Это и есть коэффициент эластичности спроса по цене. Поскольку при увеличении цены спрос всегда падает (закон

спроса), то этот коэффициент всегда отрицательный (знак обыч- но опускается).

В зависимости от величины этого коэффициента (Эö) разли- чают следующие виды спроса:

— неэластичный, когда Эö < 1 (ðèñ. 5.6, à);

— единичной эластичности, когда Эö = 1 (ðèñ. 5.6, á);

— эластичный, когда Эö > 1 (ðèñ. 5.6, â);

— абсолютно эластичный, при Эö = 0 (ðèñ. 5.6, ã).

Таким образом, графики рис. 5.6 представляют собой экономическую (математическую) модель эластичности спроса по цене.

Пример 5.7

Какова эластичность спроса по цене на следующие виды товаров и услуг:

1)средства транспорта;

2)газеты и журналы;

3)табак и алкоголь;

4)книги;

5)кинотеатры;

Глава 5. Экономический механизм предпринимательской деятельности 97

Ðèñ. 5.6

6)стиральный порошок и мыло;

7)сливочное масло;

8) картофель;

9)õëåá;

10)драгоценности.

1)Поскольку в современном мире люди не могут обходиться

без транспортных средств, от транспортных услуг при повышении цены на них, как правило, не отказываются. Следовательно, в этом случае спрос носит неэластичный либо малоэластич- ный характер. 2) Опыт показывает, что при повышении цены на

98 Раздел II. Теоретические основы предпринимательской деятельности

газеты значительная часть населения прекращает на них подписываться — спрос эластичный. 3) Поскольку курильщики и постоянно пьющие люди не могут обходиться без табака и алкоголя, спрос на них неэластичен. Продолжая подобные рассуждения, можно сказать, что спрос по пункту 4 — эластичен, 5 — эластичен, 6 — эластичен, 7 — эластичен, 8 — неэластичен, 9 — неэластичен либо (если есть заменитель) малоэластичен, 10 — эластичен.

Практика показывает, что при высоком уровне цен эластич- ность спроса по цене выше, чем при низком. Так, ценовая эластичность спроса на предметы роскоши и длительного пользования (ковры, мебель, автомобили) обычно выше, чем на предметы повседневного спроса и первой необходимости (соль, спич- ки, мыло).

Знание эластичности спроса по цене важно для принятия решений о продаже или производстве товара: если спрос неэласти- чен, при увеличении цены качество продаваемого товара (спрос) не изменится и выручка вырастет. При эластичном спросе увеличение цены товара приведет к падению спроса (количеству продаваемого товара) и выручка может снизиться. При единич- ном увеличении спроса увеличение цены будет компенсироваться падением спроса и выручка не изменится.

Для ценовой эластичности спроса характерны следующие оче- видные закономерности:

ценовая эластичность спроса тем выше, чем больше заменителей у товара (с увеличением цены потребитель переходит на заменяющий товар и спрос падает);

эта эластичность также тем выше, чем больше доля расхо-

дов на данный товар в бюджете потребителя (у потребителя не оказывается средств на товары с новой увеличившейся ценой);

— с течением времени эластичность спроса по цене повысится (повышение «привычных» цен товара обычно воспринимается болезненно, и потребитель снижает спрос).

Расчет эластичности спроса по цене для различных ситуаций рассмотрим на конкретном примере.

Пример 5.8

Спрос на шоколадные конфеты в кондитерском магазине за неделю характеризуется следующей таблицей (табл. 5.3).

Прежде всего рассчитываются выручки как произведения цены на величину спроса:

Глава 5. Экономический механизм предпринимательской деятельности 99

Таблица 5.3

Öåíà çà 1 êã,

Величина

Выручка,

Коэффициент це-

новой эластично-

Вид спроса

äåí. åä.

спроса, кг

äåí. åä.

сти и спроса

4,20

20

84

7

эластичный

3,60

40

144

3

»

3,00

60

180

1,67

»

2,40

80

192

1

единичной

эластичности

1,80

100

180

0,6

неэластичный

1,20

120

144

0,33

»

0,60

140

84

»

Коэффициенты ценовой эластичности спроса рассчитываются по правилам, показанным в примере 5.7.

Величина коэффициента ценовой эластичности спроса определяет вид спроса (последняя колонка таблицы).

Для изучения характера изменения спроса при различных случа- ях снижения цены по данным таблицы построим график спроса (рис. 5.7). График наглядно показывает, что при изменении цены на одну и ту же величину, независимо от значения цены, спрос меняется одинаково (это обусловливает прямолинейный вид графика). Так, при изменении цены на 60 ден. ед. с 3,00 до 2,40 ден. ед. и с 1,80 до 1,20 ден. ед. спрос меняется на 20 кг.

4,20

20 = 84 äåí. åä.

Ðèñ. 5.7

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Праздники для интернет-магазинов и онлайн-сервисов — это не время отдыхать. За счет предпраздничного роста спроса удается в несколько раз повысить продажи. Но это при условии, что заранее была разработана маркетинговая концепция, продуманы каналы и инструменты продаж, исключены ошибки и сбои.

Как праздники влияют на продажи?

В каждой стране есть свои праздники, которые стимулируют спрос на товары и услуги. В США это День Благодарения и Рождество, в Китае — Китайский Новый год и Праздник влюбленных, в Израиле — Рош-а-Шана и Суккот. В России же традиционно самые «продающие» праздники — это Новый год, 8 марта и с недавнего времени День св. Валентина (14 февраля). В эти периоды взлетает реализация предметов роскоши, аксессуаров, одежды, элитных напитков и других товаров. Также определенное влияние на спрос оказывает День Знаний, выпускные в школах и вузах и День Победы.

Рост продаж обусловлен рядом причин:

  • потребители привыкли к тому, что к праздникам продавцы делают выгодные предложения, проводят акции и предлагают скидки;
  • традиция дарить подарки на праздники существенно влияет на спрос, а в некоторых случаях полностью формирует его (например, валентинки дарят только ко Дню св. Валентина);
  • рост спроса на некоторые товары обусловлен особенностями празднования (сюда относятся карнавальные костюмы, петарды, куличи и т. п.);
  • потребители склонны откладывать дорогостоящие покупки ближе к Новому году;
  • предпраздничный спрос может подогреваться сезонностью (как в случаях с теплой одеждой перед Новым годом или с канцелярскими принадлежностями ко Дню Знаний);
  • эффект толпы тоже оказывает влияние — сложно удержаться от покупки, когда вокруг царит ажиотаж, а объявления со скидками атакуют один за другим.

Для продавца предпраздничный ажиотаж — это возможность хорошо заработать на повышенном спросе, освободить торговые площади и склады, распродав сезонные и неликвидные товары, получить свободные денежные средства. И главное – привлечь новых покупателей и повысить узнаваемость бренда.

По степени влияния праздников на продажи товары можно разделить на несколько групп:

1. Товары, спрос на которые зависит исключительно от праздников.

Это строго тематические товары, о которых вспоминают в буквальном смысле раз в году. Самый яркий пример — валентинка. Обратите внимание, что спрос растет только накануне 14 февраля, а потом его практически нет:

Как использовать предпраздничный ажиотаж для повышения продажДинамика популярности запроса «купить валентинку» в России

Еще один пример — георгиевские ленты, в которых вспоминают преимущественно накануне 9 мая:

Как использовать предпраздничный ажиотаж для повышения продажДинамика популярности запроса «купить георгиевскую ленту» в России

На самом деле, таких товаров не так мало — новогодние костюмы, мантии выпускников, елки, гирлянды, пасхальные яйца и корзины и т. д. Продвигают подобные товары обычно накануне праздников, заранее проводить маркетинговые мероприятия и подготавливать аудиторию нет смысла.

2. Товары, спрос на которые заметно вырастает на праздники.

Эти товары продаются и в течение года, но накануне праздников спрос на них резко растет (и так же резко падает после). Сюда относятся духи, сладости, кофе, цветы, шампанское, мелкая бытовая техника и электроника. Из интересных примеров — тыква. Спрос на нее значительно возрастает накануне Хеллоуина, который не так давно стал популярен в России:

Как использовать предпраздничный ажиотаж для повышения продажДинамика популярности запроса «купить тыкву» в России

Магазины, реализующие эти товары и услуги, работают в штатном режиме на протяжении года, но за 1-2 месяца до роста продаж начинают активно привлекать праздничный трафик. Упор делается именно на праздничной тематике с призывами «выбрать подарок», «сделать приятное второй половинке», «порадовать себя на Новый год» и т. п.

3. Товары, спрос на которые обусловлен не только праздниками.

Рост спроса накануне праздников вовсе не означает, что связан он только с праздниками. Могут накладываться разные факторы. Рассмотрим, к примеру, шубы:

Как использовать предпраздничный ажиотаж для повышения продажДинамика популярности запроса «купить шубу» в России

Активный рост спроса начинается с конца сентября и достигает пика в 20-х числах декабря, падая ближе к Новому году, и сходит на нет к весне. Конечно, Новый год оказывает влияние, но здесь важен и сезонный фактор — если бы Новый год был летом, то не было бы такого всплеска продаж шуб.

Продвигая такие товары, нужно хорошо понимать потребности аудитории и начинать продвижение не только накануне праздников, но и накануне начала фазы сезонного роста спроса.

Итак, для продвижения товаров и услуг накануне праздников сперва проанализируйте спрос на них за последние годы, выявите периоды роста продаж, темпы прироста и спада.

Удобнее всего это делать с помощью сервиса Google Trends — он бесплатный и простой в использовании. Для каждого товара выбираете релевантную коммерческую поисковую фразу (со словами «купить», «заказать» и т. п.), указываете страну «Россия» (или другую) и период анализа «За последние 5 лет». В результате вы получите наглядный график изменения популярности запроса (а значит, и спроса). После анализа вы будете четко понимать, какие товары стоит продвигать накануне праздников.

Какие каналы подходят для привлечения праздничного трафика?

В принципе, подходят все те каналы, которые вы использовали ранее, плюс можете добавить новые для большего охвата целевой аудитории. У каждого канала есть своя специфика.

E-mail-маркетинг

Это основа предпраздничного привлечения, поскольку вы работаете напрямую с аудиторией, которая знает вас и ожидает, что вы будете предлагать нечто ценное накануне праздников. Можно просто разослать письма с акционными товарами или промокодами или подойти к делу более тонко: за месяц до праздника отправить письмо с полезной информацией (рецептами, советами, касающимися праздничной тематики) и упомянуть, что будет акция; за 3 дня до акции анонсировать грандиозную распродажу (с таймером обратного отсчета), за 1 день — напомнить о событии, а в назначенный час выслать письмо с суперпредложением. Преимущество e-mail-маркетинга в том, что он не требует затрат на привлечение лидов — они у вас уже есть. Главное, правильно использовать момент и конвертировать их в клиентов.

SEO-продвижение

Накануне праздников возрастает количество тематических коммерческих («купить …», «заказать …») и информационных запросов («как выбрать …», «… своими руками», «что подарить …»). Если заранее оптимизировать страницы под такие запросы, то можно вывести сайт в ТОП по ним и привлечь трафик из органической поисковой выдачи. Работы нужно начинать за 3-4 месяца до всплеска активности, чтобы страницы прочно заняли позиции в поиске. Преимущество SEO в том, что эффект долгосрочный, и он может сохраниться даже на следующие годы.

Контекстная реклама

Преимущество ее в том, что она дает мгновенный результат. Но в периоды праздников рекламу запускают и ваши конкуренты, из-за чего стоимость клика может зашкаливать. Поэтому необходимо особенно тщательно продумать каждое объявление и посадочные страницы, чтобы повысить CTR и конверсию.

SMM и контент-маркетинг

Социальные сети – широкое поле для маневров. Можно организовывать конкурсы, квесты, интерактивы, проводить опросы, выкладывать полезные советы, прикольные тематические фото. Естественно, информация об акциях и распродажах тоже не будет лишней. Активную работу в соцсетях следует начинать за 3-4 недели до роста продаж. Необходимо задействовать не только свои группы, но и сторонние тематические группы для распространения информации о распродаже.

Найти подобные группы можно с помощью сервиса WebArtex. Здесь представлены активные и посещаемые группы во ВКонтакте и Twitter, а также сайты, новостные ресурсы, блоги и YouTube-каналы, которые прошли ручную модерацию. Благодаря удобной системе фильтров можно отобрать площадки по тематике, количеству подписчиков и прочим параметрам:

Как использовать предпраздничный ажиотаж для повышения продажИнтерфейс WebArtex

Ваша целевая аудитория посещает массу тематических блогов, смотрит видео на YouTube, читает СМИ. Если грамотно использовать эти площадки для распространения информации об акционных предложениях и бренде, то можно обеспечить приток трафика и получить ссылки с авторитетных источников. Сразу после размещения упоминаний, видеообзоров и интеграций в ролики ваше сообщение увидят сотни подписчиков, и многие из них перейдут по ссылке.

Подводим итоги

Предпраздничный ажиотаж — это отличная возможность заработать. Для достижения результата надо заранее продумать маркетинговую концепцию, выбрать товары для распродажи, разработать акционные предложения, определиться с рекламными каналами и оформить посадочные страницы.

Не стоит забывать, что вы должны быть готовы к наплыву посетителей. Убедитесь, чтобы товара хватило на всех, колл-центр смог принять все звонки, служба доставки справилась со всеми заказами, а сайт не «слетел» в пиковые часы.

Узнать больше о том, как эффективно организовать онлайн-продажи и привлечь клиентов, вы можете на бесплатных семинарах в обучающем центре CyberMarketing.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Перед покровом какой праздник
  • Перед новогодними праздниками ребята проводят дежурство на дороге разбор предложения
  • Перед масленицей какой праздник
  • Перед майскими праздниками сокращенный день
  • Перед какими праздниками сокращенный день