В фильме «Перед рассветом» в своей первой главной роли снялся студент школы-студии МХАТ Евгений Миронов и одну из последних ролей сыграл Валерий Рыжаков, который перестал сниматься в начале 90-х годов.
Пронзительная военная драма о событиях, которые разворачиваются в самом начале войны, летом 1941 года.
Молодой лейтенант сопровождает вагон с заключенными. Он должен доставить их от линии фронта к месту назначения, в другие тюрьмы. Но поезд подвергается обстрелу и в живых остаются только он, уголовник и политзаключённый. Три абсолютно чуждых друг другу человека укрываются в лесу от преследующих их немцев.
Комсомолец — доброволец, только пять месяцев прослуживший в НКВД, конечно, свято верит, что советская власть не может ошибаться ни в выборе преступника, ни в выборе врага народа.
Но вскоре понимает, что враг народа отбывает срок за преступление которого не совершал. А вор в исполнении Панкратова-Чёрного не враг своей Родины. Теперь они «по одну сторону баррикад», их объединили война, общий враг и воля к победе.
Ярополк Лапшин — один из самых известных режиссеров Свердловской киностудии. Автор знаменитых экранизаций «Угрюм-реки», «Приваловских миллионов» и «Игры без правил».
В фильме звучит музыка Эдуарда Артемьева, известного зрителям по фильмам «Сталкер», «Зеркало», «Курьер», «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Сегодня фильм интересен прежде всего благодаря тому, что здесь сыграл первую свою главную роль в кино Евгений Миронов — в «Перед рассветом» ему года 22-23, это за пару лет до того, как выйдут «Любовь» Тодоровского-мл. и «Анкор, еще анкор» Тодоровского-ст. Что еще интереснее — уже здесь Миронов воплощает образ НКВДшника, а ему это позднее придется делать не раз-не два, почему-то его типаж с 1990-х и до сих пор считается образцовым для гэбиста сталинской поры. Несколько месяцев как «в строю», направленный комсомолом, его герой сопровождает в начале войны эшелон с зэками, имея приказ «ликвидировать при малейшей опасности». Эшелон попадает под бомбежку, и вдруг двое уцелевших зэков, один уголовник-рецидивист, другой «политический», из репрессированных военачальников, проявляют чудеса самоотверженности и героизма, сами друг другу удивляясь, они защищают и своего тюремщика, попутно спасая двух малышей в корзинке, а главное — то настоящее и будущее, которое гэбист вместе с неизвестно чьими потерянными младенцами олицетворяет.
Похожий пафос потом прослеживался в «Своих» Дмитрия Месхиева, но это уже середина 2000-х, а сейчас-то «единство народа и власти перед лицом врага» — для кинематографа и в целом для официальной идеологии стало общим местом. Но для конца 1980-х дело сравнительно новое, и если уголовники до того в советском кино еще могли быть патриотами, то с «политическими» все обстояло сложнее. А впрочем, сегодня, двадцать пять лет спустя, такой фильм представить еще более трудно, чем за двадцать пять лет до того, как он был снят. Шутка ли — ну ладно зэки встают в один строй с НКВД, но и молоденький гэбист (принципиально важно, конечно, что герой в форме совсем юный, а его спутники — пожившие, повидавшие) вместо того, чтоб когда один за другим его подконвойные бескорыстно готовы пожертвовать собой «зародину», добровольно выдает себя немцам, спасая взятых (что характерно, после убийства офицера вермахта, а не просто так, без причины) заложников, вместо того, чтоб уйти к партизанам и продолжить сопротивление. На вопрос репрессированного, почему не ушел, отвечает: мол, потерял веру, а без веры не может дальше жить.
Веру же юноша в погонах потерял, осознав, что жил в плену мифов — на тот момент, в 1980-е, казалось, что русские еще способны такое сознавать. Даже вор, а не то что гэбист, с подозрением относятся к «политическому» — а он оказывается, был и остался героем, невзирая на то, что, благо действие происходит в его родных местах, ему постоянно на пути попадаются то те, кого он раскулачивал и изничтожал, то более твердые партийцы, считающие его предателем, потому что органы не ошибаются, то менее твердые, не понимающие, как можно продолжать войну на стороне власти, которая их отвергла — в общем, стойким оловянным солдатиком показывает себя ветеран гражданской войны в гулаговском ватнике. Не то что комсомолец из НКВД — этому проще, чтоб его немцы расстреляли, чем идеалы терять. Но как ни странно, актерская работа Евгения Миронова здесь намного убедительнее, чем у его партнеров, нарочито сурового Валерия Рыжакова в роли политкаторжанина и обыкновенного, в своем расхожем амплуа Александра Панкратова-Черного, играющего разбитного, до поры бессовестного, но вместе с тем абсолютно «русского» вора.
Кино лишь номинально — «про войну», на военном фоне разыгрывается тема, в перестроечных фильмах пошедшая целой волной: «Холодное лето 53-го», «Наш бронепоезд», отчасти и «Завтра была война» про то же. Сегодня произведения (кинематографические, театральные, литературные, тогда весьма многочисленные) из этого ряда в совокупности можно было бы считать короткой, но довольно мощной попыткой осмыслить феномен коммуно-православного фашизма. Закончилась эта волна так, как только и могла закончиться: «Утомленными солнцем» Н.С.Михалкова, где Евгению Миронову, уже на тот момент популярному, тоже нашелся персонаж в военной гимнастерке. Михалков довел до абсолюта (потом, в «Предстоянии» и «Цитадели» — уже до неосознанной пародии) идею — не политическую, но мифическую — идею «единой России(где против Запада заодно — гэбисты, бандиты и недобитые ими «верные родине» идейные интеллигенты), которая в перестроечные годы еще казалась новой, смелой и небесспорной. Поэтому в «Перед рассветом» пока что, важно, конечно, и единение героев, недавних противников, вынужденных совместно противостоять немцам, но важнее — различие их предысторий, особенно репрессированного генерала. Ужас весь ведь в том, что вот такие — гэбисты-недоучки, ворье и нераскаявшиеся репрессированные комиссары, как раз и победили общими усилиями немцев. Не могу только понять — чему тут можно радоваться, что все так празднуют?
У этого термина существуют и другие значения, см. Перед рассветом.
Перед рассветом | |
Жанр |
боевик |
---|---|
Режиссёр |
Ярополк Лапшин |
Автор сценария |
Геннадий Бокарев |
В главных ролях |
Евгений Миронов |
Оператор |
Анатолий Лесников |
Композитор |
Эдуард Артемьев |
Кинокомпания |
Свердловская киностудия |
Длительность |
83 мин. |
Страна |
СССР |
Год |
1989 |
IMDb |
ID 0095848 |
Просмотр онлайн
|
|
«Пе́ред рассве́том» — советский боевик, режиссёр Ярополк Лапшин.
Сюжет
Жаркое лето 1941 года. Небольшая железнодорожная станция в прифронтовой полосе. В один из вагонов спешно грузят группу уголовников. Не успевает поезд проехать и несколько километров, как подвергается налёту авиации и атаке десанта. После боя из всего состава в живых остаются только трое: молодой лейтенант НКВД, «вор в законе» и репрессированный генерал. Они бегут в лес, подальше от разбитого поезда и преследующих их немцев. В такой ситуации заключённые, казалось, могли бы считать себя свободными, но лейтенант думает иначе и намерен доставить их к месту назначения. Дальнейшая история в фильме повествует о том, что кем бы они ни были, уголовником, вором или репрессированным, всех их объединяло одно дело, это защита своей Родины.
В ролях
- Евгений Миронов — лейтенант
- Валерий Рыжаков — Коля
- Александр Панкратов-Черный — Васька-усатый
- Игорь Варпа — Оберст
- Вячеслав Кириличев — старик
- Раиса Рязанова — лесничиха
- Олег Корчиков — майор
- Константин Степанков — Валентин Сергеевич Неволин
- Даниил Нетребин — Ефим
- Вера Альховская — жена Ефима
- Николай Бадьев — старик на вокзале
- Виктор Уральский — дед-зэк
Ссылки
- Перед рассветом (фильм, 1989) (англ.) на сайте Internet Movie Database
Фильмы Ярополка Лапшина | |
---|---|
1950-е | Пора таёжного подснежника (1958) |
1960-е | Шестнадцатая весна (1962) • Игра без правил (1965) • Угрюм-река (1968) |
1970-е | Приваловские миллионы (1972) • Назначаешься внучкой (1975) |
1980-е | Дым Отечества (1980) • Демидовы (1983) • Продлись, продлись, очарованье… (1984) • Железное поле (1986) • Перед рассветом (1989) |
1990-е | Я объявляю вам войну (1990) • Любовь по заказу (1993) • Уснувший пассажир (1994) |
2000-е | На полпути в Париж (2001) • Сель (2003) |