Переходящие православные праздники это

12 главных христианских праздников (двунадесятые праздники) делятся на непереходящие и переходящие. Непереходящие праздники — те, у которых дни празднования не меняются. У переходящих праздников нет постоянной даты. От чего это зависит и как ее вычислить?

12 главных христианских праздников (двунадесятые праздники) делятся на непереходящие и переходящие. Непереходящие праздники — те, у которых дни празднования не меняются. Например, Рождество Христово и Успение Пресвятой Богородицы. У переходящих праздников нет постоянной даты — каждый год она другая (например, Вознесение Господне). Рассказываем в Слайдах, от чего это зависит и как ее вычислить (но проще посмотреть в календаре).

01

Что такое переходящий праздник?

Переходящий праздник — тот, у которого нет постоянной даты (то есть празднование «переходит» — переносится с одной даты на другую). Это евангельские события, которые случились в определенный день до или после Пасхи, поэтому их даты переносятся (как и сама Пасха, дата которой зависит от лунного календаря). Поскольку Пасха — самый главный христианский праздник, то и все остальные переходящие праздники «зависят» от него. По правилу I Вселенского Собора, Пасха — первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.
Подробнее о Пасхе и дне ее празднования читайте в нашем материале.

02

Какие праздники — переходящие?

Из двунадесятых праздников (12 главных праздников Церковного года): Вход Господень в Иерусалим (за неделю до Пасхи); Вознесение Господне (40-й день после Пасхи); День Святой Троицы, Пятидесятница (50-й день после Пасхи). Также от даты Пасхи зависит начало Великого (за 48 дней до Пасхи) и Петрова поста (через неделю после Троицы).

03

Почему Петров пост тоже меняет свои даты?

Окончание Петрова поста всегда 12 июля — день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла и никуда не переносится. А вот начинается пост всегда в разное время. Дата начала поста — через неделю после праздника Святой Троицы, который празднуется на 50-й день после Пасхи.

04

А как появились даты непереходящих праздников?

Не все праздники в Церкви соответствуют исторической или даже евангельской хронологии. Устанавливая даты праздников, Церковь иногда преследовала педагогические или миссионерские цели. Так, Преображение Господне, которое, согласно Священному Писанию, произошло до Пасхи, празднуется намного позже нее — 19 августа. Этот праздник был умышленно перенесен на время окончания сбора винограда в Средиземноморских регионах, чтобы вытеснить языческие гуляния — «вакханалии». Рождество Христово также стали праздновать в день языческого праздника Солнца, а не в фактический день рождения Христа (он неизвестен, так как раньше на Востоке дате рождения не придавали большого значения).

А вот уже дату Благовещения установили как день за девять месяцев до Рождества.

Поэтому даты неподвижных двунадесятых праздников нельзя считать исторически верными — так сложилась церковная традиция по тем или иным причинам.

05

Какие праздники — непереходящие?

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября), Воздвижение Креста Господня (27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), Рождество Христово (7 января), Богоявление, или Крещение Господне (19 января), Сретение Господне (через 40 дней после Рождества — 15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 месяцев до Рождества — 7 апреля), Преображение Господне (19 августа), Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).

  • Схема: Церковные праздники
  • Церковные праздники 2023
  • Двунадесятые Господские Праздники и Пасха
  • Праздники Рождественского цикла
  • Тропари двунадесятых праздников

Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).

***

Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
†Богоявление, или Крещение Господне 19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня. 

Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

***

Великие недвунадесятые праздники:

В день великого праздника совершается Всенощное бдение.  В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

***

Праздники христианские

Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Переходящие празднования Православной Церкви празднуются в разные числа календаря в зависимости от празднования Пасхи или же от дня недели и месяца [1]

Зависящие от Пасхи

Cедмицы подготовительные к Великому посту

  • 1-я седмица
    • неделя: в Церквях славянской традиции — О Закхее; в Церквях греческой традиции — Неделя о Хананеянке [2]
  • 2-я седмица
    • неделя: О мытаре и фарисее
  • 3-я седмица, о мытаре и фарисее (сплошная)
    • четверг: прпп. Кирилла и Марии Радонежских (местн.)
    • неделя: О блудном сыне
  • 4-я седмица, мясопустная, О Страшном Суде
    • суббота Вселенская родительская суббота
    • неделя: Мясопустная, о Страшном Суде
  • 5-я седмица Сырная седмица (Масленица) (сплошная)
    • четверг: прп. Шио Мгвимского
    • суббота: всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, прп. Вавилы Тарсийского, прп. Ивистиона Египетского (Греч.), прмц. Февронии, прпп. Иерии и Вриены Нисибинских и Фомаиды Сирской [3]
    • неделя: Сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания из Рая. Прощеное воскресенье

Великий пост

  • 1-я седмица
    • суббота: вмч. Феодора Тирона
    • неделя: Торжество Православия. Кипрской (Стромынской) иконы Божией Матери
  • 2-я седмица
    • суббота: Вселенская родительская суббота
    • неделя: свт. Григория Паламы, Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских, Собор Лаконийских святых (Греч. [4])
  • 3-я седмица
    • суббота: Вселенская родительская суббота
    • неделя: Крестопоклонная
  • 4-я седмица
    • суббота: Вселенская родительская суббота
    • неделя: прп. Иоанна Лествичника, прп. Феоны, митрополита Солунского (1541; Греч.), Собор Родосских святых (Греч. [5])
  • 5-я седмица
    • суббота: Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста), икон Божией Матери Акафистной Дионисиатской (626; Греч. [6]), «Золотое Яблоко» Асеновградской (XII; Болг.), «Похвала Печерская» (ок. XVII/XVIII; Укр. [7]) и «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (Данёвской) (1860; Укр.)
    • неделя: прп. Марии Египетской, Собор Зверинецких преподобных и преподобномучеников (Киев.), Cвт. Филофея Коккина (Греч.), прп. Саввы Нового, Афонского, Калимносского (Греч.)
  • 6-я седмица
    • суббота: Воскресение Лазаря (Лазарева Суббота)
    • неделя: Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье, Неделя Ваий). Воспоминание чуда свт. Спиридона Тримифунтского — спасения Корфу от чумы в 1629 году (Греч.)
  • Страстная седмица
    • Великий Понедельник
    • Великий Вторник
    • Великая Среда
    • Великий Четверг
    • Великая Пятница
    • Великая Суббота. Воспоминние чуда свт. Спиридона Тримифунтского — спасения Корфу от катастрофического неурожая зерна в 1533 году (Греч.)

Пасха — Светлое Христово Воскресение

  • Светлая седмица (сплошная)
    • понедельник: прп. Евтихия, основателя монастыря Иереев близ Пафоса (IV; Кипр.); прп. Евтихия Аламана (+ ранее XI в.; Кипр.); икон Божией Матери «Сладкое Лобзание»; Херсонской иконы «Благодатное небо» (XIX; Укр.)
    • вторник: прп. Саввы Алтарника (X; Греч. [8]); прпп. Патапия Нового, Никона Нового и Ипомоны в монастыре пещерном (Греч.); новоявленных Лесбосских прмчч. Рафаила архимандрита и Николая иеродиакона, мц. Ирины отроковицы, отца её Василия, матери её Марии, двоюродноё сестры Елены (Сусанны) и Феодора учителя (1463; Конст., Греч.); 6000 мчч. Давидо-Гареджийской пустыни (1615/1616; Груз.); 179 прмчч. во обители Пантократор в Дау-Пендели (1680; Греч.); мчч. Христодула и Анастасии Ахайских (1821; Греч). [9]; прпп. Феохария (1828; Греч.) и Апостола (1845; Греч.); икон Божией Матери: «Страшное Предстательство» (Греч. [10]), Иверской (IX), и Шуйской-Смоленской, чудотворного списка Корсунской, именуемого «Шпилёвская Прозренная» (1654-1655; Укр.)
    • среда: прп. Афанасия Высоцкого Младшего, прп. Никандра Синаита, из Кастелоризо (1631; Греч. [11]), прп. Саввы Солунского (Греч. [12]), Собор Синайских преподобных; Касперовской иконы Божией Матери
    • четверг: мч. Михаила Солунского (1544; Греч.), прп. Анастасии Киевской (1900; Киев.)
    • пятница: икон Божией Матери «Живоносный источник», Почаевской (1559), Владимирской-Десятинной (2006; Киев.)
    • суббота: сщмчч. Григория V (Ангелопулоса), патриарха Константинопольского, Дионисий (Каллиархиса), митр. Эфесского, Афанасия, митр. Никомидийского, Евгения (Каравиаса), митр. Анхиальского, Иосифа, митр. Фессалоникийского, Дорофея, митр. Адрианопольского, Григория, митр. Дерконского и Иоанникия, митр. Тырновского (1821; Эллад. [13]), Собор прпп. отцов-колливадов Афонских (Греч.)
  • 2-я неделя: Антипасха, Уверение ап. Фомы, мчч. Георгия, Еммануила, Михаила, Феодора и Георгия Макрийских (Греч.); иконы Божией Матери «Сладкое Лобзание»
    • вторник: Радоница
  • 3-я неделя: святых жен-мироносиц, Собор Фессалоникийских святых (Греч.), Собор Мессинийских святых (Греч. [14]), Собор Лангадских святых (Греч. [15]), блгв. царицы Тамары Грузинской, мч. Димитрия Хорского (Греч.), прмч. Илии (Ардуниса) (Греч.), мчч. Георгия пресвитера и двенадцати мучеников Гергери (Греч. [16])
    • четверг: Собор Бердянских новомучеников (Бердянск.)
    • суббота: Собор Изюмских новомучеников (Укр.)
  • 4-я неделя: О расслабленном, сщмч. Платона (Франкиадиса), митрополита Хиосского и прочих 43-х с ним (Эллад. [17]), Собор Эвбейских святых (Греч.), прав. Тавифы Иоппийской
    • среда: Преполовение Пятидесятницы, Моздокской и Дубенской Красногорской икон Божией Матери
    • суббота: Собор Бутовских новомучеников
  • 5-я неделя: О самаряныне, Собор Константинопольских святителей (Греч.), Собор Димитриадских святых (Греч. [18])
    • четверг: Межирицкой иконы Божией Матери «Жизнеподательница» (XIV; Укр.)
  • 6-я неделя: О слепом, Собор Этолийских и Акарнанских святых (Греч. [19])
    • четверг: Вознесение Господне; мчч., в долине Ферейдан от персов пострадавших (XVII; Груз.)
  • 7-я неделя: свв. отцов I Вселенского Собора (в их числе — свт. Илиодора, архиепископа Никопольского (Греч.)); Собор Артских святых (Греч. [20]); Псково-Печерской «Умиление» и Челнской икон Божией Матери
    • среда: прп. Додо Гареджийского
    • четверг: иконы Божией Матери «Знамение» Вилийской (1889) (Укр. [21]); прп. Давида Гареджийского
    • суббота: Троицкая родительская суббота
  • 8-я неделя: Пятидесятница, День Святой Троицы, Свв. отцев и матерей Аджарских (Груз.), «Фанеромени» (Левкадийской) иконы Божией Матери (1887; Греч. [22])
    • Седмица 1-я по Пятидесятнице, (сплошная) — понедельник: День Святого Духа, Кипрской (392), Тупичевской (XVII) и Рудосельской (нач. XIX; Укр.) икон Божией Матери
    • вторник: Собор Уманских святых (Укр.)
    • четверг: иконы Божией Матери «Споручница грешных»
  • 1-я неделя по Пятидесятнице: Всех Святых, икон Божией Матери «Умягчение злых сердец» (Семистрельной) и «Нерушимая Стена»
    • понедельник: начало Петрова поста
    • четверг: Марьиногорской иконы Божией Матери (Белорус.)
    • пятница: прп. Варлаама Хутынского; Табынской и Курской-Коренной «Знамение» икон Божией Матери
  • 2-я неделя: Собор всех святых, в земле Русской просиявших, Собор всех преподобных и Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших, Собор Лесбосских святых (Греч. [23]), Собор Патмосских святых (Греч. [24]), Собор Шотландских святых (Греч. [25]), Собор всех Болгарских святых (Болг.), Собор всех Румынских святых (Румын.), Собор святых Иберийского полуострова (Исп.), Свт. Феолипта Филадельфийского (+ ок. 1325; Греч.), Воргольской и Мохнатинской (Укр.) икон Божией Матери
    • пятница: Бежевской (1645; Укр.), Балыкинской (1709), Дубовической (1861), «Страждущей» (Ровен. [26]) и Херсонской «Не рыдай Мене, Мати» (Укр.) икон Божией Матери
  • 3-я неделя: Собор Белорусских святых, Собор Британских и Ирландских святых, Собор Вологодских святых, Собор Новгородских святых, Собор Одесских святых, Собор Псковских святых, Собор Санкт-Петербургских святых, Собор новомучеников, по взятии Константинополя пострадавших (Греч.), Собор Дионисиатских святых (Греч. [27]), Собор Польских святых (Польск.), Собор Галицких святых (Львов.), прп. Феодоры Артской (Греч.), прмч. Луки Одринского, Митиленского, прп. Тихона Крестогорского
  • 4-я неделя: Собор Псково-Печерских святых

Зависящие от дня недели и месяца

  • Неделя по Богоявлении (после 6 января) — Святой семьи Василия Великого (Греч.), мцц. дев Неоллины, Домнины и Парфены Эдесских (XIV; Греч.), св. Иосифа Нового, Каппадокийского (ок. 1869)
  • Ближайшая неделя к 25 января — Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
  • Неделя после 29 января: Собор святых Пермской митрополии
  • Неделя после Сретения: свв. матерей трёх святителей: Емилии, матери Василия Великого, Нонны, матери Григория Богослова, и Анфусы, матери Иоанна Златоуста (IV; Греч.)
  • Неделя с 18 по 24 марта — Собор Фтиотидских святых (Греч.)
  • 1-я неделя мая — Собор Гортинских и Аркадийских святых (Греч. [28])
  • Неделя после дня памяти равноапп. Кирилла и Мефодия (11 мая) — Собор Карпаторосских святых (РПЦЗ, Укр.)
  • Суббота между 25 и 31 мая — Собор Беотийских святых (Греч.) [29]
  • 1-я неделя июня — Собор Холмских и Подляшских мучеников
  • Неделя после 27 июня — прмчч. Липсийских Неофита Аморгского (1558), Ионы Леросского (1561), Неофит Фасосского (1609), Ионы Нисиросского (1635) и Парфения (1696) [30]
  • Неделя после дня апп. Петра и Павла (29 июня) — Собор Тверских Святых, прпп. Тихона, Василия и Никона Соколовских
  • 2-я пятница после дня апп. Петра и Павла (29 июня) — прп. Антония Леохновского (местн. в Леохново) [31]
  • Неделя с 1 по 7 июля — Собор Критских святых (Греч. [32])
  • Неделя, ближайшая к 16 июля: святых отцов шести Вселенских Соборов
  • Неделя с 13 по 19 июля — свт. Иоанна Мессинийского (V; Греч. [33])
  • Неделя перед днём празднования Смоленской иконы Божией Матери (28 июля) — Собор Смоленских святых
  • Последняя суббота июля — Залесской иконы Божией Матери (Польск.); Мученики Старопухальские (+ 1946; Польск.)
  • Неделя после Преображения Господня (6 августа) — Собор Валаамских святых
  • Неделя после 15 августа — Мчч. Апостола, Захарии и Димитрия из Мулиона (XIX (?), (Греч. [34])
  • Неделя с 16 по 22 августа — Иконы Божией Матери «Прибавление ума» (XVII); Собор Левкадийских святых (Греч. [35])
  • Неделя перед 18 августа — Собор Кемеровских (Кузбасских) святых
  • Неделя перед 26 августа — Собор Московских святых
  • Последняя неделя августа — Ченстоховской иконы Божией Матери (Польск.); Собор Эвританских святых (Греч. [36])
  • Ближайшая неделя к 31 августа — Собор Саратовских святых
  • Неделя 2 сентября или ближайшая после — Собор всех святых в земле Гельветийской (Швейцарской) просиявших (Швейц.) [37])
  • Неделя после 3 сентября — Собор новомучеников и исповедников Казахстанских
  • Неделя перед 6 сентября — свв. блгв. кнн. Петра и Февронии Муромских [38].
  • 1-я неделя сентября — Собор Хиосских святых (Греч. [39])
  • 2-я неделя сентября — Собор Нижегородских святых
  • Неделя перед Крестовоздвижением (14 сентября) — Новомучеников Малоазийской катастрофы (Греч.)
  • Неделя с 15 по 21 сентября — Собор Фессалийских святых (Греч. [40])
  • Неделя после 17 сентября (1-я неделя октября н. ст.) — Собор Кипрских святых (Греч., Кипр.) [41]
  • Неделя после 28 сентября — прп. Гертруды Нивельской (659; Зап.)
  • 1-я неделя октября — Собор Триккских святых (Греч. [42]), икон Божией Матери Теребовлянской (Львов.) и «Вурлиотисса» (Греч.), прп. Павла, епископа Гортинского (IV в., (Греч. [43])
  • Неделя после 2 октября — блгвв. кнн. Михаила Тверского и Анны Кашинской (Твер.)
  • Неделю, ближайшая к 11 октября — святых отцов VII Вселенского Собора (787) [44]
  • 2-я неделя октября — Собор Лимасольских святых (Греч. [45])
  • 1-я неделя ноября — воспоминание чуда свт. Спиридона Тримифунтского — вторичного спасения Корфу от чумы в 1673 году (Греч.), Собор Ларисских святых [46])
  • Неделя с 1 по 7 ноября — Собор Неапольских мучеников (Греч.) [47]
  • Неделя после 14 ноября — св. семьи Григория Паламы (Греч.)
  • 3-я неделя ноября — Собор Касторийских святых (Греч.) [48]
  • Неделя с 23 по 29 ноября — Собор Ахайских святых (Греч. [49])
  • Неделя между 24 и 30 ноября — Собор Агийских святых (Греч. [50])
  • Предпоследняя неделя перед Рождеством — Неделя святых праотец
  • Последняя неделя перед Рождеством — Неделя святых отец

Использованные материалы

  • Житие и акафист преподобным Кириллу и Марии Радонежским Хотьковским чудотворцам.,Свято-Покровский Хотьковский монастырь,1998, с.21.
  • Православный церковный календарь, изд-во Московской Патриархии РПЦ.
  • Страница месяцеслова Казанской епархии:
    • http://www.kazan.eparhia.ru/gitiysvytih/pershie/
  • «Указатель чудотворных и чтимых икон Божией Матери», Православный церковный календарь на 2006 г., Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви:
    • http://www.bogoslovy.ru/ikony_data.htm
  • Шестаков, Андрей, «Святые Элладской Церкви», портал Православие.ру, 14 января 2002:
    • http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39982.htm
  • Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints, St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 453-479.


[1]  Ниже отсчет по седмицам приводится с понедельника по неделю (воскресенье) до Пасхи, с недели (воскресенья) по понедельник после Пасхи.

[2]  Страницы календаря на официальном сайте Греческой православной архиепископии в Америке Константинопольского Патриархата — воскресенье за 7 дней до Недели о мытаре и фарисее в годы, когда она не совпадала с другими празднованиями (см. «Gospel Reading: Matthew 15:21-28»): 2019 год, https://www.goarch.org/chapel?date=2/10/2019; 2017 год, https://www.goarch.org/chapel?date=1/29/2017; 2016 год, https://www.goarch.org/chapel?date=1/29/2017. В Церквях славянской традиции Евангелие о хананеянке читается в Неделю 17-ю по Пятидесятнице.

[3]  Избранные жития святых. Том 1, Апрель День шестой. Ссылка 521 — «Св. Вриенна, Иерия и Фомаида прославляются Церковью в Сырную субботу; св. Феврония кроме того славится 25 июня». «Кроме того» — следовательно, она также славится в Сырную Субботу. См. свт. Филарет (Гумилевский). Избранные жития святых. Том 1 — https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Chernigovskij/izbrannye-z…521.

[4]  «Β΄ ΚΥΡΙΑΚΗ ΤΩΝ ΝΗΣΤΕΙΩΝ – ΣΥΝΑΞΙΣ ΛΑΚΩΝΩΝ ΑΓΙΩΝ», страница официального сайта Митрополии Монемвасийской и Спартанской, http://www.immspartis.gr/?p=18434; «Σύναξη των εν τη Λακωνία διαλαμψάντων Αγίων», страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/6351/saint.aspx.

[5]  Σύναξη πάντων των εν Ρόδω Αγίων — http://www.saint.gr/04/07/index.aspx; http://www.saint.gr/3731/saint.aspx.

[6]  Поселянин Е. Н., «В субботу пятой седмицы Великого поста». Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина»», 2002, — https://www.sedmitza.ru/lib/text/440284/; Празднование в Дионисиате совершается в субботу Акафиста (суббота 5-й седмицы Великого поста) и вторник Светлой седмицы (крестный ход с Акафистной иконой Божией Матери). «Акафистная Афонская икона Пресвятой Богородицы Святая Гора Афон» Сайт Паломнические поездки «Иоаннов родник» https://www.palomnik.by/palomnik/sermons/art-1407/, «Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Акафистная» — Дионисиат,» Сайт Go-Athos (Сервис для паломников на Святую Гору «АФОН») — https://qps.ru/wZlfy.; «Дионисия преподобного монастырь», раздел — «Храмы, приделы и другие строения» Т. 15, С. 358-370 — http://www.pravenc.ru/text/178494.html#part_7

[7]  Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра / Святыни Лавры / Чтимые иконы (Празднование в честь иконы в субботу 5-й седмицы Великого поста) — https://lavra.ua/shrine_category/chtimye-ikony/.

[8]  «Ιερά Μεγίστη Μονή Βατοπαιδίου: γνωστοί Άγιοι και κύριες εορτές της Μονής» — http://www.diakonima.gr/2010/11/18/ιερά-μεγίστη-μονή-βατοπα…στ/.

[9]  «Άγιοι Χριστόδουλος και Αναστασία και οι συν αυτοίς Νεομάρτυρες», страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) — http://www.saint.gr/1906/saint.aspx

[10]  «Σύναξη της Παναγίας Φοβεράς Προστασίας στην Ιερά Μονή Κουτλουμουσίου Αγίου Όρους» — http://www.saint.gr/4358/saint.aspx

[11]  «Όσιος Νίκανδρος ο Σιναΐτης ο εκ Καστελορίζου», страница греческого сайта Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) — http://www.saint.gr/4183/saint.aspx.

[12]  Ιερά Μητρόπολις Θεσσαλονίκης (Αγιολογία / Τοπικοί Άγιο) — официальный сайт Фессалоникийской митрополии ΣΑΒΒΑΣ ὁ ΘΕΣΣΑΛΟΝΙΚΕΥΣ, ὅσιος (Τετάρτη τῆς Διακαινησίμου) http://www.imth.gr/default.aspx?lang=el-GR&loc=1&&page=147&saintid=129.

[13]  «ΕΛΛΗΝΙΚΗ ΔΗΜΟΚΡΑΤΙΑ. Η ΙΕΡΑ ΣΥΝΟΔΟΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ. Αθηνησι τη‚ 15ῃ Ἰουλίου 2021. ΕΓΚΥΚΛΙΟΣ 3046 — https://www.ecclesia.gr/greek/holysynod/egyklioi/1385_15072021.pdf, «Элладская Православная Церковь канонизировала десятки святых», страница сайта «Седмица.Ru / Ecclesia.gr / Pemptousia.gr / Saint.gr / Древо-инфо.Ru» — https://drevo-info.ru/news/version/31865.html.

[14]  Σύναξη των εν Μεσσηνία Αγίων — http://www.saint.gr/179/saint.aspx.

[15]  Σύναξη πάντων των εν Λαγκαδά Αγίων http://www.saint.gr/285/saint.aspx Εορτάζει 14 ημέρες μετά το Άγιο Πάσχα.

[16]  «Γεώργιος Πρεσβύτερος καί οἱ σύν αὐτῷ Δώδεκα Νεομάρτυρες Γέργερης Κυριακή τῶν Μυροφόρων» — https://www.imga.gr/agiologio/γεώργιος-καί-οἱ-σύν-αὐτῷ-δώδεκα-νεομ/

[17]  «Элладская Православная Церковь канонизировала десятки святых», страница сайта «Седмица.Ru / Ecclesia.gr / Pemptousia.gr / Saint.gr / Древо-инфо.Ru» — https://drevo-info.ru/news/version/31865.html, «Αγιοκατάταξη Ιερομάρτυρα Πλάτωνα (Φραγκιάδη) και των εν Χίω αναιρεθέντων Κληρικών», страница сайта «Пемптусия», — https://www.pemptousia.gr/2021/07/agiokatataxi-ieromartira-p…on/

[18]  Σύναξη των Αγίων της Δημητριάδος, http://www.saint.gr/4325/saint.aspx.

[19]  Σύναξη των Αιτωλοακαρνάνων Αγίων — http://www.saint.gr/2691/saint.aspx ; https://impanagiaskaterinous.blogspot.com/2017/05/blog-post_18.html.

[20]  Η Σύναξις των εν Μητροπόλει Άρτης Αγίων επανηγυρίσθη για πρώτη φορά εφέτος και θα τελείται κάθε έτος την Κυριακή των Αγίων Πατέρων της Α΄ Οικουμενικής Συνόδου (Κυριακή προ της Πεντηκοστής); «Πανήγυρις των εν Μητροπόλει Άρτης Αγίων» // страница сайта Артской митрополии «Ιερά Μητρόπολις Άρτης» — http://imartis.gr/επικαιρότητα/ειδήσεις/2042-πανήγυρις-των-ε…tml; «Σύναξις των εν Μητροπόλει Άρτης Αγίων» — http://www.imartis.gr/τοπική-αγιολογία/η-αγία-θεοδώρα/29-τοπ…tml

[21]  «Священний Синод прославив чудотворну ікону Богородиці «Знамення» Вілійську — чудеса, розповіді очевидців (відео)», новость на официальном сайте Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ, https://news.church.ua/2019/12/07/svyashhennij-sinod-proslav…451.

[22]  Σύναξη της Παναγίας της Φανερωμένης στην Λευκάδα, частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) — http://www.saint.gr/3457/saint.aspx;

[23]  Σύναξη Πάντων των εν Λέσβω Αγίων) http://www.saint.gr/641/saint.aspx.

[24]  Σύναξις των εν Πάτμω Αγίων — http://www.saint.gr/3429/saint.aspx

[25]  Σύναξη των εν Σκωτία διαλαμψάντων Αγίων — http://www.saint.gr/4207/saint.aspx

[26]  http://uoj.org.ua/novosti/sobytiya/v-goshchanskoy-obiteli-so…oto

[27]  Διονυσιάτες Αγίους την Γ΄ Κυριακή του Ματθαίου — https://www.pemptousia.gr/2014/04/osiomartis-iosif-o-zografos-1818/

[28]  «Τήν Α΄ Κυριακή τοῦ Μαΐου: ἡ Σύναξις Πάντων τῶν ἐν Γορτύνῃ καί Ἀρκαδίᾳ τῆς Κρήτης διαλαμψάντων Ἁγίων» или «Σύναξις Πάντων τῶν ἐν Γορτύνῃ καί Ἀρκαδίᾳ διαλαμψάντων Ἁγίων A΄ Κυριακή Μαΐου» // страница сайта «Ιερά Μητρόπολις Γορτύνης και Αρκαδίας» — https://www.imga.gr/agiologio/

[29]  Список по справке «Σύναξη των Βοιωτών Αγίων», Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный Месяцеслов) http://www.saint.gr/4073/saint.aspx — (Εορτάζει το Σάββατο μεταξύ 25 και 31 Μαΐου εκάστου έτους).

[30]  «Ορθόδοξος Συναξαριστής» («Православный месяцеслов»): «Αγιος Νεοφυτος Ο Αμοργινος Ο Οσιομαρτυρας (1558), Αγιος Ιωνας Ο Λεριος Ο Οσιομαρτυρας (1561), Αγιος Νεοφυτος Ο Φαζος Ο Οσιομαρτυρας (1609), Αγιος Ιωνας Ο Νισυριος Ο Οσιομαρτυρας (1635), Αγιος Παρθενιος Ο Οσιομαρτυρας (1696)» — http://www.saint.gr/3424/saint.aspx ; Заседание Священного Синода 7 мая 2003 года: https://mospat.ru/archive/2003/05/sr305263/ 10 июля — по н. ст., «как это установлено в Константинопольской Православной Церкви», т. е. 27 июня ст. ст.: Официальный календарь Русской Православной Церкви: http://calendar.rop.ru/mes1/jun29.html

[31]  Память перенесения мощей в 1620 году.

[32]  Σύναξη πάντων των Κρητών Αγίων — http://www.saint.gr/4125/saint.aspx.

[33]  Άγιος Ιωάννης Επίσκοπος Μεσσήνης — http://www.saint.gr/137/saint.aspx

[34]  Τρεῖς Νεομάρτυρες Ἀπόστολος, Ζαχαρίας καί Δημήτριος ἐξ Ἄ. Μουλίων Κυριακή μετά τήν 15ην Αὐγούστου — https://www.imga.gr/agiologio/τρεῖς-νεομάρτυρες-ἀπόστολος-ζαχαρί/

[35]  Σύναξη των εν Λευκάδι Αγίων — http://www.saint.gr/4152/saint.aspx.

[36]  Σύναξη των Ευρυτάνων Αγίων, http://www.saint.gr/4098/saint.aspx.

[37]  «Послѣдованїе всѣмъ свѧтымъ въ земли Елветійстѣй просіѧвшымъ» // Официальный сайт Великобританской и Западно-Европейской епархии РПЦЗ, https://orthodox-europe.org/wp-content/uploads/2020/06/All-S…pdf.

[38]  Память перенесения мощей в 1992 году.

[39]  «Τῶν ἐν Χίῳ Ἁγίων, τῇ πρώτῃ Κυριακῇ Σεπτεμβρίου., (в первое воскресенье сентября). — страница официального сайта Хиосской митрополии — https://www.imchiou.gr/index.php/iera-mitropolis/pnevmatiki-…gio

[40]  http://www.saint.gr/4197/saint.aspx.

[41]  Празднование приурочено ко Дню Независимости Кипра, отмечаемого 1 октября н. ст.

[42]  «ΗΜΕΡΟΛΟΓΙΟΝ 2021 τρικκησ και σταγων» — https://imtks.gr/images/stories/pdf/2020/17112020.pdf; «Σύναξη των εν Τρίκκη Αγίων — εν Τρίκκη διαλαμψάντων Αγίων», που τιμάται κάθε χρόνο την πρώτη Κυριακή του Οκτωβρίου» — отмечается каждый год в первое воскресенье октября

[43]  «Παῦλος Γορτύνης α΄ Κυριακή Ὀκτωβρίου» — https://www.imga.gr/agiologio/παῦλος-γορτύνης/; https://www.imga.gr/agiologio/

[44]  Минея. Октябрь, изд. Московской Патриархии, с. 943, http://korolev.msk.ru/minea/oct/oct943.html.

[45]  Греческий церковный календарь Лимасольской митрополии. Список Лимасольских святых. // «Οι εν Λεμεσώ Διαλάμψαντες Αγίοι.», ΕΚΚΛΗΣΙΑΣΤΙΚΟ ΗΜΕΡΟΛΟΓΙΟ ΙΕΡΑΣ ΜΗΤΡΟΠΟΛΕΩΣ ΛΕΜΕΣΟΥ, 2019, Стр. 161, http://www.imlemesou.org/images/2019/typiko2019/imerologio-2…pdf.

[46]  Συνάξεως των Εν Λαρίση Αγίων, https://www.inaa.gr/2013/10/31/η-εορτή-των-αγίων-της-λαρίσης/

[47]  «Σύναξη πάντων των εν Νεαπόλει αγίων Μαρτύρων», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов) — http://www.saint.gr/4100/saint.aspx

[48]  Σύναξις των εν Καστορία τιμωμένων Αγίων (Γ’ Κυριακή Νοεμβρίου) // Αγιολογία. Τοπικαί Εορταί. (справка по сайту Касторийской митрополии. http://www.imkastorias.gr/index.php/iera-mitropoli/agiologia)

[49]  Список по справке «Σύναξη των Αχαιών Αγίων (Православный Месяцеслов) http://www.saint.gr/4069/saint.aspx — (Εορτάζει την Κυριακή μεταξύ 23 και 29 Νοεμβρίου εκάστου έτους)

[50]  Σύναξη Αγιωτών Αγίων, http://www.saint.gr/4326/saint.aspx.

В Православной Церкви каждый день отмечен памятным событием. Наверняка каждый крещеный человек однажды в жизни слышал фразу «двунадесятые праздники». Что это значит? К каким церковным датам относится это название? И что за странное слово – «двунадесятый»?

Что такое двунадесятый праздник?

Название это возникло от славянского «двунадесять» – то есть «двенадцать». В церковной классификации эти праздники являются самыми значимыми после Пасхи, а отмечают их с особым торжеством. Все двунадесятые праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. В Типиконе (уставном документе Церкви, регламентирующим правила и порядок совершения богослужений) отмечены красным крестом в полном круге, что также подчеркивает их значение.

Существуют такие даты, касающиеся двунадесятых праздников, как предпразднества, попразднества и отдания. В первом случае верующие люди готовятся к великому событию, начинают праздновать заранее. В светской традиции, кстати, сложилась негласная примета о том, что отмечать заранее праздник нельзя, также как и поздравлять с ним. В Православии предпразднество готовит человека к торжеству, напоминает о событиях, помогает настроить себя на духовную волну, с которой он, может быть, слетел в силу занятости повседневными делами.

Попразднество – это продолжение праздника, которое бывает обычно через несколько дней. А отдание, как вы догадались, – это «прощание» с праздником до следующего его наступления. Растянутость торжеств во времени, пусть даже человек и не всегда может попадать на богослужение, помогает благодаря наличию календаря вспоминать и вместе со всей Церковью проживать события праздника, задумываться о своей душе, смысле жизни, сопоставлять мысленно себя с «героями» памятных дат. Это позволяет верующему заниматься духовным саморазвитием, ведь сравнение со святым обязательно покажет собственное несовершенство.

Какие православные праздники относятся к двунадесятым?

Вот они, многие из них вам, наверняка, знакомы:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы
  2. Воздвижение Креста Господня
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы
  4. Рождество Христово
  5. Крещение Господне
  6. Сретение Господне
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы
  8. Вход Господень в Иерусалим
  9. Вознесение Господне
  10. День Святой Троицы
  11. Преображение Господне
  12. Успение Пресвятой Богородицы.

Почему Пасха не входит в число двунадесятых праздников?

Но вас наверняка гложет вопрос: почему среди этих праздником нет всеми любимой Пасхи, дня Светлого Воскресения Христова? Величие и значимость событий Пасхи для православных христиан настолько велико, что эту дату, день, в который Распятый Иисус Христос воскрес из мертвых, встал из гроба после мучительной смерти, принято ставить выше двунадесятых праздников. Воскресение Христово как бы венчает эти важные памятные даты. Кстати, на иконе двенадцать праздников фрагмент, посвященный Пасхе, традиционно изображается в середине, тогда как события двунадесятых праздников помещены по периметру иконы.

двунадесятые праздники икона
Икона с изображением двунадесятых праздников

Переходящие и непереходящие праздники

В основу богослужения Православной Церкви положен годовой календарь. Именно он определяет даты торжеств и порядок службы. Двунадесятые праздники бывают переходящими (то есть дата их всегда меняется в зависимости от указаний календаря) и непереходящими (то есть они имеют строго фиксированную дату).

К переходящим праздникам относятся:

  1. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение). Празднуется за неделю до Пасхи, и всегда отмечается в разные числа, поскольку Пасха – также подвижная дата календаря.
  2. Вознесение Господне Церковь вспоминает на 40-й день после праздника Светлого Христова Воскресения, и, как мы видим, также полностью зависит от этой даты.
  3. День Святой Троицы выпадает на 50-й же день после Пасхи.

Непереходящие праздники составляют большинство среди двунадесятх (в скобках – даты по новому, современному стилю):

  1. Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября;
  2. Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
  4. Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
  5. Крещение Господне — 6 (19) января
  6. Сретение Господне — 2 (15) февраля;
  7. Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
  8. Преображение Господне — 6 (19) августа;
  9. Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.

Господские и Богородичные праздники

Еще одна классификация двунадесятых праздников касается их содержания. Выше уже было сказано, что праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Поэтому еще одно их деление получило название Господских и Богородичных.

Господские праздники:

  1. Воздвижение Креста Господня;
  2. Рождество Христово;
  3. Крещение Господне;
  4. Преображение Господне;
  5. Вход Господень в Иерусалим;
  6. Вознесение Господне;
  7. День Святой Троицы.

Богородичные праздники:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы;
  2. Введение во храм Пресвятой Богородицы;
  3. Благовещение Пресвятой Богородицы;
  4. Успение Пресвятой богородицы;
  5. Сретение Господне.

Чем двунадесятые праздники отличаются, кроме того кому они посвящены? Особенностями богослужения при выпадении на ту или иную дату, день недели или же совпадение по дате друг с другом. Господские праздники, а также воскресный день – малая Пасха – всегда будут пользоваться приоритетом по сравнению с Богородичным праздником в чине богослужения.

Смысл и значение двунадесятых праздников

Говоря о двунадесятых праздниках, их названии, посвященности и классификации, не нужно забывать и о их смысле. Именно так станет понятно, почему именно эти 12 событий имеют особое почитание среди православных христиан.

1. Рождество Пресвятой Богородицы

Пресвятой Богородице была отведена важная миссия по спасению от рабства греха падшего человечества. Именно через непорочную Деву, рожденную от праведных родителей, Иоакима и Анны, в мир должен был прийти Иисус Христос. Так и случилось. О рождении Богородицы предупреждали ветхозаветные пророчества и Ее появление было заранее предопределено. Она стала Вратами, через Которые Бог пришел к людям, став внешне подобным им.

Икона Рождества Пресвятой Богородицы
Икона Рождества Пресвятой Богородицы

2. Воздвижение Креста Господня

В 326 году в Палестине во время раскопок константинопольской императрицей Екатериной и иерусалимским епископом Макарием было обнаружено три креста, тех самых, на которых был распят Иисус Христос и двое разбойников. По преданию, когда один из крестов возложили на больную женщину, та получила исцеление. Так была определена значимая христианская святыня. Крест в древнем мире считался орудием позорной казни, а благодаря Господу стал символом спасения души, показывающим, что духовное саморазвитие, стремление к богоподобию не будет простым, но связанным с непрестанным трудом и даже страданиями. Название «Воздвижение» связано с тем, что во время богослужения, посвященного празднику, Крест поднимается для обозрения всем молящимся. Традиция это восходит как раз к временам, когда святыня была найдена.

Икона Воздвижения Креста Господня
Икона Воздвижения Креста Господня

3. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Когда Святой Марии исполнилось 3 года, ее родители исполнили данный при рождении обет: посвятить ребенка Богу. Когда Девочку привели в храм и поставили на первую ступень, Она внезапно самостоятельно их преодолела, чем вызвала немалое удивление. А первосвященник Захария это удивление усилил: ввел маленькую Богородицу в самое святое место Иерусалимского храма, Святая святых, куда мог заходить только он и всего лишь раз в году. С тех пор Святая Мария до 12 лет, когда ее выдали замуж, жила в сокровенном храмовом помещении. Это событие также показывает роль Матери Христа в судьбе всего человечества.

Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы
Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы

4. Рождество Христово

Праздник Рождества знаком многим, и все прекрасно понимают, что 7 января считается датой рождения две тысячи лет назад Иисуса Христа. Именно так, в этот день вспоминается уже приход в человеческую цивилизацию Спасителя, который должен был Своей жизнью показать, как погрязший в грехе человек, зараженный ужасной болезнью смерти, может исцелиться и стать подобным Богу. Праведный Иосиф, муж Богородицы, должен был прийти в город Вифлеем для объявленной римским императором переписи населения. Возможности остановиться в гостинице у семьи не оказалось, поэтому заночевали они в пещере. Там и родился у Марии Младенец Иисус. Поклониться Господу пришли сначала местные пастухи, а затем с подарками волхвы. О рождении Христа узнал иудейский царь Ирод. Боясь, что событие стало самым настоящим посягательством на его власть, он послал воинов перебить всех младенцев в Вифлееме. Чудесным образом праведный Иосиф с Марией и Иисусом были предупреждены и сбежали в Египет.

Икона Рождества Христова
Икона Рождества Христова

5. Крещение Господне

Когда в России говорят о празднике Крещения, в Церкви также называемом Богоявлением Господним, неизменно вспоминаются проруби на водоемах, крещенская вода и купания в морозную стужу. На самом деле 19 января вспоминаются события древности, когда в водах реки Иордан Иоанн Предтеча, больше известный как Креститель, совершил обряд крещения над Иисусом Христом. В тот день, кстати, крещение было установлено как таинство и теперь к нему прибегают все православные христиане для того, чтобы стать членами Церкви. По преданию, на Христа с небес сошел Дух Святой в виде голубя, а с неба был слышен голос, провозгласивший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф. 3:17).

Икона Крещения Господня
Икона Крещения Господня

6. Сретение Господне

Неизвестное слово «сретение» со славянского буквально переводится как «встреча». Кто с кем встретился? Как уже говорилось, иудейская традиция предписывала приносить своих детей-первенцев в храм для посвящения последних Богу. Как и в случае с Пресвятой Богородицей, родители Христа поступили также. Встретил праведного Иосифа и Марию вместе с Младенцем Христом Симеон, уважаемый богослов-переводчик, который жил, согласно преданию, более 300 лет. Симеон взял Иисуса на руки, благословил и произнес слова, которые впоследствии стали известной молитвой «Ныне отпущаеши…». Встреча Богомладенца со старым представителем ветхозаветной Церкви символизирует встречу человечества с Богом.

Икона Сретения Господня
Икона Сретения Господня

7. Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения сообщает нам о событиях, связанных с «благой вестью». Пресвятой Богородице явился архангел Гавриил и сообщил, что именно Она станет теми Вратами, через Которые в человеческую цивилизацию придет Спаситель. Ангел сказал, что называть Сына нужно будет Иисусом, а Святая Мария выразила согласие с предстоящей Ей высокой миссией.

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы
Икона Благовещения Пресвятой Богородицы

8. Вход Господень в Иерусалим

Этот день в народе принято называть Вербным Воскресением, а ветви дерева нести в храм, освящать и потом целый день держать где-то в доме… В Израиле вербы не была, зато была пальма, и именно ветви этого дерева изначально были символами праздника. За неделю до Своей крестной смерти Иисус Христос, уже прославившийся Своей проповедью, чудесами и добрыми делами, направлялся в Иерусалим. В город Он въезжал на осленке (хотя мог сделать это верхом на красивом коне и в составе целой колонны), чем подал людям пример скромности. Жители города встречали Иисуса как царя: дорогу на пути его следования усыпали как раз-таки пальмовыми ветвями и прославляли самыми восторженными словами. В Иерусалимском храме Христос разогнал торговцев, которые превратили Дом Бога в настоящий базар, совершил исцеления больных людей и удалился в город Вифанию. Можно сказать, что события Вербного Воскресения стали своего рода предпразднеством Пасхи.

Икона Входа Господня в Иерусалим
Икона Входа Господня в Иерусалим

9. Вознесение Господне

Вознесение относится к праздникам, отмечаемым уже после Воскресения Христова. Воскресший Иисус на протяжении 40 дней являлся своим ученикам и рассказывал о Небесном Царстве. В завершении этого периода Господь поднялся к небесам, сказав удивленным апостолам знаменитые жизнеутверждающие слова: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20). Этот праздник говорит об обожении, показывает, какой участи удостоится человек, живущий по заповедям Божьим.

Икона Вознесения Господня
Икона Вознесения Господня

10. День Святой Троицы

Днем рождения Православной Церкви можно считать этот праздник. Уже на 50-й день после пасхи на апостолов, учеников Христа, сошел с небес Святой Дух, сверхъестественным образом сделав их способными проповедовать веру, разговаривать на других языках, учить людей.

Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева
Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева

11. Преображение Господне

В России народная традиция окрестила праздник «Яблочным Спасом». Иисус Христос поднялся на гору Фавор, куда позвал с собой на молитву апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Во время молитвы лицо Христа внезапно просияло ярким светом, а одежда также стала светлой. Перед апостолами явились пророки Моисей и Илья и начали беседовать с Господом! После этих событий Иисус запретил апостолам говорить об увиденном до Своего воскресения. Но этот случай показал божественность происхождения Христа, хотя до самого конца Его земной жизни близкие люди могли об этом только догадываться.

Икона Преображения Господня
Икона Преображения Господня

12. Успение Пресвятой Богородицы

Наступил день и Святая Мария умерла. Жила Она у апостола Иоанна, которого усыновила по указанию Христа. Ученики Иисуса собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Матерью Спасителя. Согласно преданию, Тело Пресвятой Богородицы было погребено в одной гробнице с родителями и супругом. А позже – Она воскресла, явилась в тот же день за ужином апостолам и подобно Своему Сыну, вознеслась на небо.

Икона Успения Пресвятой Богородицы
Икона Успения Пресвятой Богородицы

Как провести день, на который выпал двунадесятый праздник?

Конечно, приложить все усилия, чтобы попасть на праздничное богослужение. Надо помнить, что служба каждого праздника в Православной Церкви начинается накануне вечером, а после перерыва продолжается утром.

Если есть возможность и желание, необходимо исповедоваться и причаститься, таким образом происходит невидимое соединение с Богом и событиями праздника, лучше понимается их смысл, появляется возможность как бы их пережить.

Конечно же, каждый праздник требует понимания, поэтому заранее и после богослужения стоит посвятить время, лучше в кругу семьи, близких или друзей, чтению описания и истории праздника. Неплохо, особенно если попасть на богослужение не получается, подать записку с именами родственников и знакомых, дорогих вам людей, для поминовения их на литургии или молебне.

От светских развлечений лучше воздержаться, посвятить время семье, размышлениям, доброму общению. Если вдруг посетить богослужение не получается из-за работы или по другим причинам, неплохо бы все же сходить на службы, посвященные предпразднеству, попразднеству или отданию праздника.

Двунадесятые праздники имеют огромное значение в жизни православного христианина. В эти дни небеса становятся ближе, а мы получаем еще один шанс для духовного совершенствования и получения просимой у Бога помощи.

Икона Двунадесятые церковные праздники

В статье мы поведаем о том, какие церковные праздники называются двунадесятыми, как подразделяются по своей тематике и по способу исчисления даты.

Наиглавнейшем праздником для христиан является Пасха. Следом за ней по значимости идут церковные праздники, которые называют двунадесятыми (иногда дванадесятыми). По количеству их 12, и посвящены они важнейшим событиям, связанным с земной жизнью Иисуса (такие именуются Господскими) и Богородицы (именуются Богородичными). Также различают переходящие и непереходящие праздники. Непереходящие празднуются всегда в одну и ту же дату. А вот дата переходящих связана с Пасхой.

Господские двунадесятые праздники

Таких в году насчитывается 7. В списке они расположены согласно особенностям православного церковного календаря, год в котором начинается с 14 сентября (1 сентября по старому стилю)

  1. Воздвижение Креста Господня (27 сентября)
  2. Рождество Христово (7 января)
  3. Крещение Господне (19 января)
  4. Вход Господень в Иерусалим (переходящий, ближайшая дата- 25.04.2021)
  5. Вознесение Господне (переходящий, ближайшая дата- 10 июня 2021, четверг)
  6. День Святой Троицы (переходящий, ближайшая дата- 20 июня 2021, воскресенье)
  7. Преображение Господне (19 августа)

Богородичные двунадесятые праздники

Это церковные события, связанные с жизнью Пресвятой Богородицы Девы Марии. Список в порядке православного календаря:

  1. Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Это первый из двунадесятых праздников в православном календаре.
  2. Введение во храм (4 декабря)
  3. Благовещение Богородицы (7 апреля)
  4. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Это последний в православном календаре двунадесятый праздник.
  • Двенадцатый праздник — Сретение Господне. Его отмечают ежегодно 15 февраля. Он уникален тем, что имеет признаки и Господского и Богородичного.

Непереходящие двунадесятые праздники

  1. Рождество Пресвятой Богородицы (Богородичный, 21 сентября)
  2. Воздвижение Креста Господня (Господский, 27 сентября)
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы(Богородичный, 4 декабря)
  4. Рождество Христово (Господский, 7 января)
  5. Крещение Господне (Господский, 19 января)
  6. Сретение (15 февраля)
  7. Благовещение (Богородичный, 7 апреля)
  8. Преображение Господне (Господский, 19 августа)
  9. Успение Пресвятой Богородицы (Богородичный, 28 августа)

Переходящие двунадесятые праздники

Таких в православном календаре всего 3, и все они господские. Это:

  1. Вход Господень в Иерусалим (за неделю перед Пасхой, в воскресенье). Также называется Вербным воскресеньем.
  2. Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи)
  3. День Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи)

Список всех двунадесятых праздников по порядку

  1. Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)
  2. Воздвижение (27 сентября)
  3. Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря)
  4. Рождество Христово (7 января)
  5. Крещение (19 января)
  6. Сретение (15 февраля)
  7. Благовещение (7 апреля)
  8. Вход Господень в Иерусалим (за 7 дней до Пасхи)
  9. Вознесение (на сороковой день после Пасхи)
  10. День Святой Троицы (на пятидесятый день после Пасхи)
  11. Преображение (19 августа)
  12. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа)

Двунадесятые праздники- православная икона

Православные
праздники

Непереходящие
праздники. Переходящие праздники.

Подавляющее
большинство православных церковных
праздников основано на новозаветных
событиях, хотя воспоминание некоторых
значимых событий уходит своими корнями
в Ветхий Завет. Каждый из праздников
посвящен важным событиям в жизни Господа
Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, а
также памяти святых.

На
каждый день года приходится поминовение
того или иного святого, но лишь некоторые
праздники празднуются особо. В эти дни
православный христианин старается
освободить себя от мирских забот и
трудов, пойти в храм и причаститься
Святых Даров.

Православный
церковный календарь состоит из двух
частей — неподвижной и подвижной,
непереходящих праздников и переходящих.

Непереходящие
праздники в Русской Православной Церкви
празднуются по юлианскому календарю,
расходящемуся с общепринятым григорианским
на 13 дней. Эти праздники приходятся
ежегодно на одну и ту же дату. У нас на
сайте для удобства использован
общепринятый календарь, так называемый
«новый стиль».

Переходящие
православные праздники исчисляются от
даты празднования Пасхи. Сама дата
празднования Пасхи определяется по
лунному календарю и ряду дополнительных
факторов (не праздновать Пасху с иудеями,
праздновать Пасху только после весеннего
равноденствия, праздновать Пасху только
после первого весеннего полнолуния).

Таким
образом, обе части календаря-пасхалии
(подвижная и неподвижная) в совокупности
определяют календарь православных
праздников.

Ниже
представлены наиболее значимые для
православного христианина события, так
называемые великие праздники и
двунадесятые праздники. Хотя Православная
Церковь живет по «старому стилю»,
отличающемуся на 13 дней, даты для удобства
указаны согласно общепринятому
«светскому» календарю «нового стиля».

Пасха
(Светлое Христово Воскресение) — 15
апреля 2012 года

Двунадесятые
непереходящие праздники

7
января — Рождество Христово

19
января — Крещение Господне (Святое
Богоявление)

15
февраля — Сретение Господне

7
апреля — Благовещение Пресвятой
Богородицы

19
августа — Преображение Господне

28
августа — Успение Пресвятой Богородицы

21
сентября — Рождество Пресвятой Богородицы

27
сентября — Воздвижение Креста Господня

4
декабря — Введение во храм Пресвятой
Богородицы

Двунадесятые
переходящие праздники.

Вход
Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Вознесение
Господне

День
Святой Троицы (Пятидесятница)

Великие
праздники с постоянной датой

14
января — Обрезание Господне

7
июля — Рождество Иоанна Предтечи

12
июля — Святых первоверховных апостолов
Петра и Павла

11
сентября — Усекновение главы Иоанна
Предтечи

14
октября — Покров Пресвятой Богородицы

23. Раскройте содержание понятий: Грех, Спасение, Благодать.

ГРЕХОПАДЕНИЕ,

в
христианском вероучении, «первородный»
грех прародителей, Адама и Евы, решающим
образом повлиявший на судьбу и состояние
человечества. В Книге Бытия, после
рассказа о сотворении Адама и Евы,
говорится о том, что Бог не только создал
их самыми совершенными из живых существ,
но и наделил их особыми дарами и поселил
их в саду Эдема, где они могли вести
счастливую жизнь, не омраченную страхом
или страданиями. Их невинность – плод
их общения с Богом – была знаком их
нравственного совершенства: «И были
оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».

Грехопадение
произошло следующим образом. Бог дал
им особую заповедь, воспрещающую вкушать
плоды от дерева познания добра и зла
(Быт 2:17), назначив наказанием за нарушение
этой заповеди смерть: «ибо в день, в
который ты вкусишь от него, смертью
умрешь». Однако змей, посулив Еве, что
в тот день, в который они вкусят плодов
этого древа, их глаза откроются и они
будут «как боги, знающие добро и зло»,
убедил Еву нарушить заповедь, а Ева
предложила Адаму разделить с ней эту
трапезу (Быт 3:1-6). Бог же, сказав: «вот,
Адам стал как один из Нас, зная добро и
зло; и теперь как бы не простер он руки
своей, и не взял также от древа жизни, и
не вкусил, и не стал жить вечно» (Быт
3:14-24), изгнал Адама и Еву из рая и обрек
их жить до смерти в трудах и страданиях,
змея же проклял.

Обстоятельства
и детали грехопадения, о котором
рассказывает Книга Бытия, по-разному
истолковывались библейскими экзегетами.
Большинство из них не видело никаких
затруднений в буквальном понимании
этого рассказа, однако явное присутствие
в нем антропоморфных мотивов побудило
Филона Александрийского в 1 в., христианских
писателей-александрийцев 3 в. (Климент,
Ориген), кардинала Каетана в 16 в. и многих
других прибегнуть к аллегорическим
толкованиям. В 20 в. проблема интерпретации
грехопадения еще более усложнилась в
результате развития библейской критики,
ставящей вопрос о связи Книги Бытия с
древними ближневосточными мифами. Все
больше исследователей усматривает в
библейском рассказе о грехопадении
отголоски фольклорных традиций.
Католические экзегеты, отстаивая
достоверность рассказа о грехопадении,
не требуют безоговорочного принятия
всех деталей, сопровождающих этот
рассказ. Либеральные экзегеты, как и
многие протестантские теологи,
рассматривают его как миф, не подлежащий
исторической интерпретации.

Спасение


в разных религиях мира переход человека
из недолжного состояния отчуждения от
Высшего бытия, духовной порабощенности
природными и социальными силами и
страстями к единству с Высшим, внутренней
свободе и к полнокровности жизни.
Язычество, связанное с помрачением духа
и космическим идолопоклонством,
ориентирует на примирение человека со
своим недолжным состоянием и не спасает.
В древней философии спасение — в овладении
мудростью, пробуждении в себе принадлежности
к божественному бытию. В Буддизме
спасение — в просветлении, победе над
жаждой жизни, достижении свободы от
страданий и привязанности к цепям
реинкарнаций. Йога предлагает спасение
в виде восьмиступенчатого пути восхождения
к слиянию с Единым. Иудаизм ветхозаветного
периода понимал спасение как жизньнарода
Божия в мире и любви с Ним на обновленной
земле согласно Закону и Пророкам и в
чаянии пришествия Спасителя. В Христианстве
спасение понимается 1) индивидуально —
как спасение каждой души от греха и
усыновление Отцу; 2) как священная
история, ведущая народ Божий к торжеству
Царства Небесного; 3) космически — как
спасение человеческого рода и природного
мира искупительной жертвой Христа-Спасителя.

Благодать

бескорыстный
дар, благосклонность как результат
чистой благожелательности. Очень важный
вопрос, что определяет наступление и
действенность благодати: человеческие
качества или божественный выбор? Можно
предположить, что глубины нравственного
начала в человеке питаются абсолютной,
сверхчеловеческой божественной
реальностью. Не имеет формы нравственного
закона, как, например, «категорический
императив» И.Канта, который требует
своего исполнения из уважения к самому
закону, но без любви к Богу и внутренней
жизни в нем. – это богочеловеческая
основа человеческого существования,
без которой вообще нет нравственной
жизни; пробуждение человеческой души,
воспоминание о Божественном источнике
жизни; дарованное Богом человеку высшее,
абсолютное начало духовности и
нравственности, благодаря чему человек
возвышается над природой, хотя и не
теряет в себе физической, телесной
стороны своего существования. выше
естественного закона, не отменяет, но
совершенствует его.


христианско-богословское понятие для
обозначения особой живой и деятельной
силы Божией, содействующей спасению
каждого человека и подаваемой людям
вследствие искупительного подвига
Спасителя. В Новом завете Б. прямо
именуется силою Христовой, которая
безвозмездно даруется человеку независимо
от его достоинства и заслуги. Эта сила
изливается в души людей непосредственно
от Святого Духа, поэтому Б. можно также
определить как силу Св. Духа, даруемую
людям для усвоения спасения во Христе.
В понятии Б. различают два аспекта· а)
это свойство Бога в отношении к падшему
человеку как дарование ему спасения,
б) это и сама сила Божия, которой
совершается спасение человека. Согласно
христианскому вероучению, Б. от вечности
принадлежит Богу и есть в Нем как
предопределение о спасении. Ее действие
началось с самого грехопадения, выразилось
в обещании искупления и проявилось как
любовь к падшему человеку. Обладая Б.,
Бог слышит молитву верующего, прощает
кающегося, дарует ему жизнь. Б. —
божественная сила, обитающая в человеке
и действующая в нем как земной подвиг
человека; она помогает человеку познать
Бога, дарует все необходимое «к животу
и благочестию», с нее начинается и ею
завершается спасение людей. Церковь
различает два вида евангельской Б.: а)
предваряющую Б., которая просвещает
нас, и б) оправдывающую Б., позволяющую
внутренне очиститься от грехов и
освящающую человека посредством таинств.
Действуя внутри самого человека и в
единстве с его духовной природой, Б. тем
самым отличается от внешних проявлений
Бога, например, от чудесных знамений.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

12 великих церковных праздников - переходящие и непереходящие двунадесятые праздники

[Показать]

В Православной Церкви любой денек календарного года посвящен воспоминанию о том либо ином событии из жизни Господа и Божией Мамы или же празднованию памяти святых и прославлению чудотворных икон. Но есть деньки, которые в церковной традиции принято выделять особо, – их именуют величавым праздничками.

Самым основным из их является, естественно же, Светлая Пасха, Воскресение Христово. В этот денек Церковь вспоминает о том, как распятый Спасатель воскрес из мертвых, разрушив кандалы ада и дав тем надежду на будущее бессмертие любому человеку.

Следом идут двенадцать праздников, называемых величавыми либо двунадесятыми.  Двунадесятые праздники делятся на непереходящие и переходящие. 1-ые из их любой год отмечаются в один и этот же денек. Даты вторых соединены с передвижением даты Пасхи.

Также читайте: Православный календарь на 2018 год

Содержание

  • Непереходящие двунадесятые праздники
  • Переходящие двунадесятые праздники
  • Даты переходящих двунадесятых праздников по годам
    • Вербное Воскресенье – дата по годам
    • Даты Пасхи по годам
    • Вознесение Господне – даты по годам
    • Денек Святой Троицы (Пятидесятница) даты по годам

Непереходящие двунадесятые праздники

Рождество Христово 7 января по новенькому стилю – это самый узнаваемый христианский праздничек посвящен рождению Господа Иисуса Христа, началу новейшей эпохи в жизни населения земли.

Крещение Господне Святое Богоявление 19 января – в этот денек Церковь вспоминает собы- тие Крещения Господа в водах реки Иордан перед Его выходом на публичное служение и проповедь Евангелия.

Сретение Господне 15 февраля посвящено принесению малыша Христа в храм Иерусалима для посвящения Богу на сороковой денек опосля его рождения. В Храме Святое семейство повстречали праведный Симеон Богоприимец и пророчица Анна.

Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля – воспоминание о явлении Деве Марии архангела Гавриила с благой вестью о том, что конкретно у Нее родится обещанный Богом Мессия, Спасатель Иисус Христос.

Преображение Господне 19 августа – в этот денек Церковь вспоминает, как еще при собственной земной жизни Иисус Христос на горе Фавор явил наиблежайшим ученикам всю свою Божественную славу, преобразившись перед Петром, Иаковом и Иоанном.

Успение Пресвятой Богородицы 28 августа – память праведной кончины Божией Мамы в Иерусалиме. Опосля ее погребения оказалось, что тело Пресвятой Богородицы пропало из гроба, и Церковь верует, что Матерь Божия вознесена Господом на небо, где повсевременно молится за всех людей.

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября – праздничек денька рождения Марии, будущей Мамы Божией. Ее предки, праведные Иоаким и Анна, длительно не имели малышей, но по собственной вере и молитве сподобились от Бога величавой милости – рождения будущей Мамы Спасателя.

Воздвижение Креста Господня 27 сентября – в этот денек Церковь вспоминает действия наиболее поздние. Происходили они уже в 4 веке, когда гонения на христиан в Римской империи уже закончились. Тогда в Иерусалиме был расчудесным образом обретен утерянный ранее Животворящий Крест Господень.

Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря – праздничек в воспоминание праздничного введения 3-х летней Марии в Иерусалимский храм. Это событие символизировало собой посвящение Ее Богу и приуготовление к будущему рождению от Нее Спасателя Иисуса Христа.

Переходящие двунадесятые праздники

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – в воскресенье за недельку до Пасхи – вспоминается праздничный вход Господа в Иерусалим намедни Его страстей, распятия и воскресения.

Пасха, Воскресение Господне – основной праздничек богослужебного года, установлен в честь воскресения Иисуса Христа.

Вознесение Господне – на 40-й денек опосля Пасхи празднуется вознесение воскресшего Господа Иисуса Христа в Королевство Отца Собственного Небесного, которое вышло на горе Елеон, в присутствии апостолов и Божией Мамы.

Денек Святой Троицы, Пятидесятница –  в воскресенье, на 50-й денек опосля Пасхи вспоминается сошествие на святых апостолов и Божию Матерь Святого Духа в виде пламенных языков. Этот праздничек считается деньком рождения христианской Церкви.

Даты переходящих двунадесятых праздников по годам

Вербное Воскресенье – дата по годам

  • Вербное Воскресенье в 2015 году – 5 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2016 году – 24 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2017 году – 9 апреля
  • Вербное Воскресенье в 2018 году – 1 апреля

Даты Пасхи по годам

  • Пасха, Воскресение Господне в 2015 году – 12 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2016 году – 1 мая.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2017 году – 16 апреля.
  • Пасха, Воскресение Господне в 2018 году – 8 апреля.

Вознесение Господне – даты по годам

  • Вознесение Господне в 2015 году – 21 мая.
  • Вознесение Господне в 2016 году – 9 июня.
  • Вознесение Господне в 2017 году – 25 мая.
  • Вознесение Господне в 2018 году – 17 мая.

Денек Святой Троицы (Пятидесятница) даты по годам

  • Троица в 2015 году – 31 мая.
  • Троица в 2016 году – 19 июня.
  • Троица в 2017 году – 4 июня.
  • Троица в 2018 году – 27 мая.

© vedmochka.net

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Переходящие двунадесятые праздники церковные
  • Переходный возраст сценарий
  • Переходные праздники народного календаря
  • Переходные православные праздники
  • Перестал радоваться праздникам