Переплавление церковный праздник

Преполовение Пятидесятницы – недвунадесятый Господский праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Воскресения.

Преполовение Пятидесятницы

Даты

Историческое содержание

Преполовение Пятидесятницы, тж. Преполовение Господне или Преполовение (греч. Μεσοπεντηκοστή, англ. mid-pentecost, тж. meso-pentecost) — недвунадесятый Господский праздник, отмечаемый через 25 дней после Светлого Воскресения.

Этимологически греч. μεσο-, русск. пол~, полов~, англ. mid~ и т.п. указывают на время празднования: «полпути», середина между Пасхой и Троицей.

Преполовение Святой Пятидесятницы — один из древних христианских праздников. Самые ранние упоминания о нем зафиксированы в проповедях св. Петра Хрисолога, еп. Равеннского (V век) и монофизита Севира Антиохийского (VI век). Из богослужебных памятников самым ранним, содержащим посвященную празднику рубрику, является иерусалимский Лекционарий VII–VIII веков, сохранившийся в грузинском переводе.

Гимнографические же произведения, посвящённые Преполовению, датируются VIII – IX вв.; песнопения к этому празднику составляли Андрей Критский, Иоанн Дамаскин (VIII век) и Феофан Исповедник (IX век) — их произведения используются в богослужении и по сей день.

Преполовение празднуется 8 дней, начиная от 4-й среды Пасхи и заканчивая средой 5-й седмицы. Богослужение пятого пасхального воскресенья (неделя о самаряныне) совмещается с службой попразднества Преполовения. Предпразднства этот праздник не имеет.

Стоя между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами. Продолжая чествовать Пасху, в Преполовение Церковь напоминает и о приближении дней Сошествия Святого Духа.

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная церковь установила в этот день традицию крестного хода на водные источники, для малого освящения воды. Молясь в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», церковь совершает водосвятие — освящение воды на реках, озерах, в колодцах. В дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где священник окроплял нивы освящённой водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.

В современной Греции есть интересная традиция: храмы в честь Святой Софии (Премудрости Божией) празднуют свои престольные праздники в день Преполовения (так как в некоторых песнопениях Преполовения Христос именуется Премудростью Божией, также читается паремия о «пире Премудрости» (Притч.9)). В России такой традиции нет, однако у нас есть несколько храмов, освященных буквально в честь Преполовения Пятидесятницы.

Еще одна интересная деталь: в современном греческом Типиконе Виолакиса (который используется в подавляющем большинстве храмов, кроме некоторых монастырей) на литургии праздника Преполовения указано петь антифоны и входный стих Пасхи.

Развернуть

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Тропарь Преполовения Пятидесятницы,
глас 8

Преполови́вшуся пра́зднику,/ жа́ждущую ду́шу мою́ благоче́стия напо́й вода́ми,/ я́ко всем, Спа́се, возопи́л еси́:/ жа́ждай да гряде́т ко Мне и да пие́т.// Исто́чниче жи́зни на́шея, Христе́ Бо́же сла́ва Тебе́.


Перевод:

На середине праздника жаждущую душу мою благочестия напои водами, ибо всем, Спаситель, Ты воззвал: «Жаждущий пусть идет ко Мне и пьет». Источник жизни (нашей), Христе Боже, слава Тебе!

Кондак Преполовения Пятидесятницы,
глас 4

Пра́зднику зако́нному преполовля́ющуся,/ всех Тво́рче и Влады́ко,/ к предстоя́щим глаго́лал еси́, Христе́ Бо́же:/ прииди́те и почерпи́те во́ду безсме́ртия./ Те́мже Тебе́ припа́даем, и ве́рно вопие́м:/ щедро́ты Твоя́ да́руй нам,// Ты бо еси́ Исто́чник жи́зни на́шея.


Перевод:

На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: «Приходите и зачерпните воды бессмертия!» Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: «Даруй нам милости Твои, ибо Ты – источник жизни нашей!»

Развернуть

Богословское содержание

1. Между Пасхой и Пятидесятницей (тема середины периода).

2. Христос — Источник «воды живой»; «вода живая» — иносказательное именования Святого Духа.

3. Христос – свет мира.

4. Христос — Премудрость Божия.

5. Противление иудеев Христу (как раз речь Христа в середине праздника Кущей посвящена Его спору с иудеями).

Также стоит отметить мнение известного современного литургиста священника М. Желтова, что праздник Преполовения отражает и евангельское учение в целом: «Если другие праздники — это праздники событий, то Преполовение — праздник проповеди Христа самой по себе». В подтверждение этого тезиса указывается, что в службе праздника Преполовения содержатся ссылки на различные места Евангелия от Иоанна, упоминаются (хотя бы вскользь) многие Его чудеса.

* * *

Священник Михаил Желтов:

Церковный устав явно выделяет этот праздник из числа прочих: у него есть собственные паремии, задостойник, причастен; он празднуется целых восемь дней и имеет отдание. Но в чем смысл этого праздника?

Содержащееся в Цветной Триоди поучение на этот день (синаксарь), написанное византийским историком XIV века Никифором Каллистом Ксанфопулом, трактует его как христианское переосмысление ветхозаветного праздника Кущей. Действительно, в Ветхом Завете говорится о трех главных празднованиях — Пасхи, Пятидесятницы и Кущей, при этом первые два получили явное продолжение в церковной традиции, а третий, как кажется, нет. Также и евангельское чтение на литургии Преполовения, Ин 7:14-30, содержит фрагмент беседы Спасителя, произнесенной именно на праздник Кущей.

С другой стороны, однако, литургийное чтение одновременно содержит и прямое возражение против отождествления праздников Преполовения и Кущей: в богослужебный инципит Евангелия включено слово «Пятидесятницы»: В преполовение Пятидесятницы взыде Иисус в церковь… — таким образом, составители лекционария — распорядка библейских чтений на весь год — вовсе не хотели, чтобы слушатели отождествляли Преполовение с праздником Кущей.

Очевидно и хронологическое несоответствие: праздник Кущей отмечали в конце лета, а отнюдь не между Пасхой и Пятидесятницей.

Поэтому христианское соответствие празднику Кущей следует искать либо в празднике Преображения (вспомним «сени», то есть шатры, они же «кущи», которые Петр предлагал установить на горе Преображения), либо в празднике Успения (и по его значению в церковном круге праздников, и по той детали, что согласно сказанию об Успении деревья склоняли свои ветви перед Божией Матерью, когда Она шла узнать о Своей скорой кончине), либо в празднике Воздвижения Креста Господня и предшествующем ему Обновлении храма, либо даже в празднике Покрова Пресвятой Богородицы, — но никак не в Преполовении.

Главный смысл празднования Преполовения, на мой взгляд, следует искать в том факте, что на период Пятидесятницы установлено чтение Евангелия от Иоанна.

Общеизвестно, что это Евангелие построено совсем не так, как первые три. Если Евангелия от Матфея, Марка и Луки — линейны: сначала Господь проповедует в Галилее, потом, после Преображения, отправляется в Иерусалим, и там происходят Его Страсти и Воскресение, — то Евангелие от Иоанна, напротив, описывает неоднократное посещение Господом Иерусалима (что, кстати, соответствует и ветхозаветным правилам, и реалиям жизни иудеев). Оно практически сразу начинается с изгнания торгующих из иерусалимского Храма (глава 2), тогда как у синоптиков Спаситель изгоняет торгующих из храма лишь к концу Своей проповеди, после Своего торжественного Входа в Иерусалим.

Композиция Евангелия от Иоанна включает ровно семь «знамений», то есть чудес, Христа, а также семь Его утверждений: «Аз есмь». Вместо притчей с использованием образов из повседневной жизни и кратких ярких афоризмов, чем наполнены первые три Евангелия, в четвертом мы находим пространные беседы на сложные богословские темы: с Никодимом (глава 3), с учениками Иоанна (там же), с самярянкой (глава 4), после исцеления «расслабленного» (т. е. паралитика, глава 5), о Хлебе жизни (глава 6), на праздник Кущей (главы 7–8), после исцеления слепого (глава 10), заключительную беседу с народом (глава 12), прощальную беседу с учениками (главы 14–16; в конце — Первосвященническая молитва Христа, глава 17).

Столь многозначительная и явно символическая композиция Евангелия от Иоанна требовала своего отражения в богослужении.

Церковный круг праздников последовательно ведет нас от одного события к другому — подобно изложению евангельской истории у синоптиков. Но праздник Преполовения фокусирует в себе сразу всё Евангелие от Иоанна целиком, словно вращающееся вокруг бесед Христа. Преполовение же — хронологический центр периода, когда это Евангелие читается.

Это видно уже из того, что в церковном календаре евангельские чтения в центре периода Пятидесятницы целенаправленно переставлены местами: сначала, в Неделю о расслабленном, читается рассказ об исцелении паралитика (глава 5), и лишь затем, в следующее воскресенье, — беседа с самарянкой (глава 4), а не наоборот. Несомненно, это сделано для того, чтобы самая пространная (не считая Прощальной) из бесед Евангелия от Иоанна, из глав 7–8, пришлась на центральную седмицу Пятидесятницы: эта беседа продолжает историю с расслабленным, ради чего и переставлены местами отрывки из глав 4 и 5.

О том же говорит и икона Преполовения, на которой изображен Отрок Иисус в иерусалимском Храме. Казалось бы, при чем здесь эта история из детства Христа (Лк.2:46-47)? Но если понять Преполовение как праздник учения Христова как такового, все становится на свои места.

Также к теме Преполовения можно добавить, что причастен праздника: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз — в нем, рече Господь отсылает не к беседе на праздник Кущей, а к беседе о Хлебе Жизни (Ин.6:22 слл.).

Эта беседа крайне важна для богословия таинства Евхаристии. Может показаться удивительным, что в церковном лекционарии она не занимает какого-то заметного места: она не читается в какое-либо из воскресений или в ту или иную памятную дату.

Впрочем, в древнерусской и поздневизантийской традициях ее читали очень часто: она, наряду с 1Кор.11:23-32, входила в состав Правила ко Св. Причащению (в нем между псалмами и каноном были Апостол и Евангелие).

Источник: Индиктион

Развернуть

Богослужебные (литургические) особенности

Преполовение Пятидесятницы – один  из 3-х дней в году (два других – Новолетие (1/14 сентября) и Обновление храма Воскресения (13/26 сентября)), когда совершается необычная комбинация служб: великая вечерня и утреня с великим славословием (обычно великой вечерне соответствует утреня  с полиелеем и, наоборот, пред славословной утреней совершается вседневная вечерня).

Важно, что вся служба посвящена только празднику; пасхальных песнопений в службе минимум (присутствуют только те, которые являются частью последования: «Христос воскресе…» 3 раза в начале каждой службы, «Воскресение Христово видевше…» на утрене, припев «Спаси ны Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти аллилуиа» на литургии). Показательно, что не поются даже катавасия и задостойник Пасхи (вместо них у праздника своя катавасия и свой задостойник)

На великой вечерне стихословится рядовая кафизма (а не «Блажен муж», как обычно на великой вечерне), но положены:

— вечерний вход с кадилом

— три паремии, подчёркивающие главную литургическую тему праздника — спасительное значение учения Христа. Интересно. Что по времени возникновения паремии – достаточно поздний элемент праздничного богослужения (впервые появляются в Мессинском Типиконе – XIII век).

1-я паремия (Мих.4:2б, 3а, Мих.4:5; Мих.6:2-5, 8, 5:4). По содержанию эта паремия делится на три части, соответствующие каждой из глав, из которых взяты избранные стихи: сначала говорится о законе для всех народов, который «выйдет от Сиона», затем идет обличение иудеев в неблагодарности Богу, а завершается чтение утверждением о величии Господа «до концов земли». Чтение данной паремии в праздник Преполовения обусловлено в основном тем, что содержащиеся в ней обличения Израиля соответствуют теме спора Христа с иудеями.

2-я паремия (Ис.55:1, 12:3-4, 55:2-3, 6-13.). По сути, здесь мы имеем совмещение и вместе с тем сокращение двух паремий праздника Богоявления: Ис.12:3-6 и Ис.55:1-13. В этих двух фрагментах говорится о воде в символическом смысле: вода — истинное учение Божие, которое можно стяжать «без платы» и в любом количестве, которое можно «черпать с веселием». В службе праздника Преполовения образ живой воды — одна из важнейших идей, потому и читаются эти два фрагмента из Книги Исаии. Особенно очевидна параллель между словами Господа «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (которые часто цитируются в песнопениях) и начальной фразой паремии: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте».

3-я паремия (Прит.9:1-11) – Совпадает с одной из 3 паремий Богородичных праздников. Однако в службе Преполовения имеет другую актуальность: изображенный в паремии «Пир Премудрости» можно рассматривать как образ спасительного учения Христа, которое обращено к «требующим ума» («оставите безумие и живи будете, и взыщите разума, да поживете и исправите разум в ведении»).

На утрене полиелея нет. Поются два праздничных канона — Феофана Исповедника (с воскресными ирмосами 4 гласа) и Андрея Критского. Есть «своя» катавасия – ирмосы 2-го канона. Перед девятой песней канона «Честнейшую» не поётся (особенность, сближающая Преполовение с двунадесятыми праздниками).

На литургии совершается рядовое чтение из Деяний Апостольских (Деян.14:6-18), а евангельское чтение посвящено теме праздника — проповеди Христа в храме в преполовение праздника Кущей (Ин.7:14-30). В сам день Преполовения и на отдание праздника задостойником является ирмос девятой песни 2-го праздничного канона: «Чужде матерем девство»; в дни попразднства поется пасхальный задостойник «Ангел вопияше …» и «Светися, светися…».

Причастен особый: «Ядый Мою Плоть, и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем, рече Господь». Это — второй и последний в нашем Уставе случай, когда причастный стих берется не из Псалтири (первый — пасхальный «Тело Христово…»).

В конце литургии (обычно по заамвонной молитве) совершается сначала малое освящение воды, а затем — крестный ход с пением пасхальных песнопений.

Развернуть

Каноны и Акафисты

Развернуть

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Случайный тест

Преполовение 

Дата в 2023 году: 10 мая , среда (через 25 дней по Пасхе)
Другие названия:   Препалавинье; Праплавенье; Плавенья; Преполовение Пятидесятницы, Правая среда; Преполовение Господне; Преполовение Святой Пятидесятницы; русальная среда
Церковное название:   Преполовение Святой Пятидесятницы
Значение:   Середина между Пасхой и Троицей
Традиции:   Обряды для хорошего урожая, здоровья; обряд кумления; запрещено прясть, шить, вышивать, вязать

Народный праздник Преполовение отмечается на 25-й день после Пасхи. В 2023 году это 10 мая. Преполовение Пятидесятницы отмечает Православная и Восточно-католическая церкви византийского обряда.

Также эту дату называют Русальной неделей, потому что в этот день мифологический персонаж «собирается в дорогу».

Содержание статьи

  1. История
  2. Традиции и обряды
  3. Приметы

История

Преполовение – один из самых старых христианских праздников. Первое упоминание о нем относится к концу IV столетия. В церковной литературе о нем говорится впервые в грузинском переводе иерусалимской богослужебной книги, в которой собраны фрагменты Священного писания VII-VIII веков.

Начиная с V столетия, встречаются торжественные песни, гимны, посвященные этому празднику. Многие из гимнов используются в богослужениях и сегодня.

Праздник отмечается восемь дней, начиная с четвертой среды после Пасхи. День расположен посередине между Светлым Христовым Воскресением и Днем Святой Троицы. Он служит своеобразным связующим этих двух великих христианских празднований.

Традиции и обряды

В разных регионах и областях существуют свои традиции празднования Преполовения.

В этот день совершают обряды для хорошего урожая, крепкого здоровья людей и домашней скотины. Распространено освящение воды в озерах и реках. После этого ее используют для лечения разных недугов у людей и животных. Также принято поливать эту воду друг на друга. Существует поверье, что облитая такой водой ведьма не сможет повлиять на погодные условия, которые могут отразиться на посевах.

Во многих областях проводят обряд кумления. Женщины и девушки, которые достигли совершеннолетнего возраста, готовят большую общую яичницу и устраивают женские посиделки. На них мужчин не допускают.

Прясть, шить, вышивать, вязать и тому подобные занятия в этот день запрещены, иначе это может плохо отразиться на здоровье.

Приметы

Если в этот день посадить лук, он будет не очень горьким.

Птицы стерегут гнезда, поэтому их легко поймать.

Если развесить сушить одежду, из нее уйдет моль.

Какого числа Преполовение в 2024, 2025, 2026 году

2024 2025 2026
29 маяСр 14 маяСр 6 маяСр

Другие праздники

Праздники России

Читать ~2 мин.

Сколько просмотров за сегодня: 1
Сколько всего было просмотров: 27918

Преполовение

Дата в 2023 году 18 мая 2023 года, Четверг
Церковное название: Преполовение Святой Пятидесятницы
Значение: Середина между Пасхой и Троицей
Другие названия: Препалавинье, Праплавенье, Плавенья, Преполовение Пятидесятницы, Правая среда, Преполовение Господне, Преполовение Святой Пятидесятницы, русальная среда
Традиции: Обряды для хорошего урожая, здоровья, обряд кумления, запрещено прясть, шить, вышивать, вязать

Преполовение в 2022 году

Преполовение является русским народным праздником и отмечается на 25 день после Пасхи. Это один из самых старинных праздников у христиан и восточных католиков. Название «Преполовение» означает «половину». Преполовение Пятидесятницы – половина пятидесяти дней, то есть 25 дней от Пасхи до Троицы. Всего от одного праздника к другому 50 дней. В 2022 году выпадает на 26 мая.

История праздника

Праздник принадлежит православной церкви. Празднуется и католической церковью. В первые об этом празднике услышали к концу четвертого столетия нашей эры. В церковных письменах упоминание о празднике написано в иерусалимской богослужебной книге. Автор отрывка Константинопольский Анатолий. Перевод этого отрывка был сделан на грузинский язык.

В пятом столетии нашей эры люди начали праздновать этот день. В исторических летописях присутствуют записи песен и гимнов, посвященных празднику «Преполовение». Позже песни к празднику «Плавения» были написаны Иоаном Дамаскиными в восьмом веке, Исповедником Феофаном в девятом веке.

До взятия Константинополя турецкими войсками в 1453 году «Праплавенье» праздновали в «Соборе Св. Софии» —  раньше самого большого православного собора в мире.

Торжество проходит в течение недели. Началом считается четвертая среда после праздника «Светлого Воскресенья Христова». Праздник Пятидесятницы служит невидимой нитью между двумя большими православными торжествами.

Традиции и обряды

На служении в церкви читают Евангелие о том, как Иисус пришел в Иерусалим на праздник Кущей, который символизировал помять о странствованиях израильтян по пустыне.

В день Преполовения с древних времен совершают обряды для богатого урожая и хорошего здоровья. По традиции в этот день нужно освятить воду в местных водоемах. Святая вода из этих источников способна исцелять от болезней.

Раньше верили в ведьм и русалок. Если облить в этот праздник святой водой ведьму, то она не сможет испортить ворожбой погоду. Люди, не зная кто из них ведьма, поливали всех женщин и девушек святой водой.

А купаться в реках и озерах не рекомендовалось. Второе название праздника «Русалья среда» дано народом не просто так. Существует поверье, что именно в этот праздник русалки ищут себе жениха и могут утащить под воду. Утаскивали и женщин, которые стояли на пути к понравившемуся русалке парню. Детей заманивали себе, потому что сами русалки родить не могли.  При этом люди верили, что именно в это время можно увидеть настоящих русалок. При этом появлялись они не только в воде, но и на берегу.

Чтобы русалки были добрее, женщины развешивали вдоль берега одежду, украшения в дар обитательницам воды. С собой крестьяне носили чеснок, полынь-траву или листья хрена в течение всех восьми дней. Считалось, что это поможет отпугнуть русалку.

Существовал еще один обряд у женщин. Молодые девушки плели венки из цветов, разжигали костры у рек или озер и устраивали пляски. Потом трижды обходили вокруг костра с венком на голове. Каждая пускала свой венок по воде. Если не тонул – значит счастье ждет в любви. А потонет – не возьмут девушку замуж очень долго.

Во многих регионах страны все еще отмечают праздник. Проводят обряд кумления. Обряд заключается в том, что совершеннолетние девушки готовят на всех одну огромную яичницу, приглашают в гости подруг. Мужчины в этом обряде не участвуют и к столу не допускаются. Женщины разговаривают, шутят и выпивают.

Приметы

  • Если в «Преполовение» посадить репчатый лук, то его урожай будет очень горьким.
  • На праздник гремит гром – быть холодам.
  • Май был холодным – год будет хлебородным.
  • Встреча с белым зайцем предвещает снег в конце мая.
  • Из березы обильно течет сок – лето будет дождливым.
  • Береза желтеет с верха – к ранней осени.
  • Снизу желтеет береза – к поздней осени.
  • Громко вороны каркают – быть дождю.
  • Звездное небо в ночь на праздник – солнечной погоде быть.
  • Если крот покинул свою нору – будет сильный ливень.
  • Никакой работы делать нельзя на «Преполовение Господне», иначе случиться беда.
  • Копать, сеять, заниматься огородными работами нельзя – урожая не будет.
  • Облака высоко на небе – день будет теплый.
  • Воробьи в луже купаются – ждать ненастья.
  • Ночью тепло – будет много меда в ульях на пасеках.

До праздника «‎Преполовение» осталось:

На данном счетчике вы можете следить сколько осталось дней до праздника «‎Преполовение»

Преполовение. Праздник Живой водыПреполовение означает половину пути. В этом смысле в каждом большом промежутке времени есть середина.

В жизни человека тоже есть середина,  известная как кризис среднего возраста. Середина — всегда в известном смысле кризис.

Преполовение в христианстве отмечается особым образом только дважды: в предпасхальный и постпасхальный периоды.

Середина предпасхальных семи недель строгого поста отмечается крестопоклонной неделей. Середина постпасхальных семи недель — по симметрии — праздником с одноименным названием — Преполовение.

Порядок и строгая симметрия, к которой тяготеет православие, требовали установления такого праздника. Преполовение должно было возникнуть именно в этом месте – на двадцать пятый день после Пасхи, день который делит отрезок от Пасхи до Троицы на два равных отрезка и одновременно соединяет великие праздники.

Этот день можно назвать и Преполовением Пятидесятницы (Троицы) и Преполовением Пасхи. Но праздник появился не сразу, а только в конце IV века, что отражает постепенность развития христианской праздничной традиции. Название праздник получил от слова, которое используется в Евангелии от Иоанна.

Евангелие рассказывает, как Иисус в третий год своего общественного служения втайне от сводных братьев, которые насмехались над Ним, не веря в Его Божественность, пришел в Иерусалим в преполовение великого еврейского праздника – праздника поставления Кущей. Войдя в синагогу, Он в беседе с книжниками и фарисеями впервые открывает Свою Божественность, Посланничество и Мессианство:

«Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня».

 Преполовение. Праздник Живой воды

И в последний день праздника возглашает:

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей.  Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой».  И евангелист  уточняет «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него…» .

Надо сказать, что у евреев было три великих праздника. Пасха — в воспоминание о переходе через Красное море после бегства из Египта. Пятидесятница, установленный в честь дарования в пятидесятый день пребывания  в пустыне десяти заповедей — Декалога.

Третий – поставление Кущей – установлен в честь сорокалетнего блуждания в пустыне и возведения  скинии или палатки, устройство которой было дано Моисею самим Богом. Она была первым походным храмом евреев.

Преполовение. Праздник Живой воды

Еврейский праздник Кущей

Но Преполовение точнее было бы назвать праздником Живой воды. В названии праздника  эхом звучит слово «вода» — «переплывание» и «полынья». И в народе среда четвертой недели по Пасхе всегда связывалась с водой. Считалось, например, что в этот день Иисус Христос переплыл море, и потому Преполовение открывает купальный сезон, который длится вплоть до Ильина дня – второго августа.

На празднике Кущей тема воды, о которой возгласил Спаситель, возникла не случайно. Дело в том, что еврейский праздник Кущей сопровождался особым ритуалом. В один из дней праздника первосвященник шел к Силоамской купели, у которой Иисус исцелил расслабленного, а потом и слепого, что вспоминается позднее — в в шестую неделю по Пасхе.

Священник набирает воду из Силоамского источника в золотой сосуд и, возвратясь в храм, смешивает ее под звуки труб и кимвалов с вином. Потом он каждое утро возливает ее на западную часть жертвенника со словами

 пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения».

Преполовение. Праздник Живой воды

Силоамская купель

Иносказательно речь шла о времени прихода Мессии. Возлияние воды напоминало и о том, как Моисей из камня извел воду, когда евреи умирали в пустыне от жажды. Вода – прообраз благодати, гора, из которой потекла вода, прообраз Мессии, т.е. самого Христа. Поэтому Иисус и выбрал этот праздник, чтобы открыть Себя как Источник жизни и как Мессию.

Силоамский источник тоже имеет свою иносказательность. Вода в него поступает из подземного источника тихо и незаметно. Силоамская вода – прообраз не шумного водопада, а тихого и смиренного источника, который постепенно, но неизменно наполняет купель водою. Этот источник — образ Самого Иисуса Христа, смиренного и кроткого сердцем.

Поэтому праздник Преполовения неизменно связан с освящением воды. Священники крестным ходом вместе с народом идут на источники для их освящения. В народе этот праздник открывает период празднования Русалий, которые длятся вплоть до праздника Ивана Купалы – Рождества Иоанна Предтечи. Преполовение – это встреча Русалий, а день так и называется Русальная среда.

Преполовение. Праздник Живой воды

Начало Русалий

Преполовение празднуется восемь дней и заканчивается празднованием в среду следующей, пятой, недели по Пасхе – недели самарянки. Рассказ о встрече самарянки с Иисусом Христом у колодца Иакова тоже связан с водой. Так три седмицы постпасхального периода – четвертая, пятая и шестая – так или иначе связаны с водной стихией, олицетворяющей Духа Святого, который изобильно будет изливаться на всех.

Тема Святого Духа начинает звучать с двадцать пятого дня и звучит параллельно с пасхальными мотивами вплоть до самого праздника Вознесения и Троицы или Пятидесятницы. Богослужение праздника Преполовения очень мощное. В нем звучит яркая и обличающая речь Иисуса в Его беседе с фарисеями.

Он снова и снова говорит им о том, что не надо судить только по внешнему обличию и по лицу, а проникать вглубь событий, понимать, что за Его словами и Делами стоит Тот, Кого евреи так долго ждали – Мессию. Иисус обвиняет евреев, что они не признали в Нем Царя и Бога, дотошно требуя от Самого Царя исполнения мелочей – соблюдения субботы и всех предписаний, которые они выдумали. Слова Иисуса полны горечи, негодования и восклицаний:

Преполовение. Праздник Живой воды

Икона. Греция. Середина 20 в.

«Если словам не веруете, делам веруйте! Что прельщаетесь, отметая Святого, о Котором написал Моисей!?»

«Если Мессии подобает прийти, иудеи, то ныне пришел Мессия — Христос. Что прельщаетесь, отметая праведного, о Котором написал в Законе Моисей!?»

«Если Мессии подобает прийти, то Мессия — Христос есть, беззаконные, что не верите Ему! Вот пришел и свидетельствует тем, что делает: воду в вино претворил, расслабленного словом восставил».

Преполовение. Праздник Живой воды

Исцеление расслабленного у Силоамской купели

«Не знаете писаний, прельщаетесь все вы, беззаконные евреи: потому что воистину пришел Христос, и всех просветил, и среди вас показал многие знамения и чудеса, и всуе отрицаетесь истинной Жизни».

«Дела сотворил многие, и ради какого из них хотите камнями побить Меня?» — взывает к иудеям Христос в Преполовение, Он хочет докричаться до их сердец, открывая Свою Славу перед иудейским собранием и предъявляя свое Родство с Отцом, но все напрасно…

Тина Гай

Преполовение Пятидесятницы — это подвижный Господский праздник, который всегда выпадает на среду 4-ой недели после Пасхи и имеет 7 дней попразднества. В духовном смысле Преполовение как бы соединяет собою воедино два величайших христианских праздника — Пасху и Троицу, т. к. этот день точно расположен между ними и приходится ровно на середину Святой Пятидесятницы.
 

Содержание:

  • Преполовение. История праздника
  • Преполовение Пятидесятницы. Богослужение
  • ​Преполовение. Народные традиции
  • Преполовение Пятидесятницы. Иконы
  • Храмы в честь Преполовения
  • Душеполезное поучение в праздник Преполовения

Преполовение. История праздника

Преполовение Святой Пятидесятницы — один из древнейших христианских праздников. Вплоть до занятия Константинополя турками в 1453 году праздник Преполовения был одним из праздников Собора святой Софии — бывшего патриаршего православного собора Царьграда, некогда самого большого христианского храма в мире.

На литургии в день Преполовения читается Евангелие о том, как Христос пришел в Иеросалим на праздник Кущей, который был установлен ради воспоминания сорокалетнего странствования израильтян в пустыне, когда они жили в шатрах, или по-славянски в кущах. Во время празднования Кущей евреи строили себе из пальмовых и миртовых ветвей шалаши.

О праздниках, совершаемых иудеями, нужно заметить следующее. Их было три: один праздник пасхи, который они совершали в память выхода из Египта, и он у них был первый (главный). Другой праздник пятьдесятница, которую они совершали в память избавления от бедствий в пустыне и вступления в землю обетованную. Тогда они первый раз вкусили хлебных плодов, почему и в праздник сей приносили колосья, как начатки.

Третий праздник  поставление кущей, который они совершали в благодарность за собрание плодов, по римскому счету в сентябре месяце. Тогда они благодарили Господа за то, что собрали все плоды. Почему и устрояли скинии или палатки и веселились, живя как бы в поле. Некоторые говорят, что и некоторые псалмы Давыдовы (80 и 83), имеющие надпись: «о точилех», составлены Давыдом именно на сей праздник. Тогда они наполняли свои виноградные тиски, собирая виноград, и, благодаря за оный, употребляли эти псалмы и другие, служащие выражением благодарности, например, восьмой псалом. Ибо и в нем пророк упоминает о благах, дарованных человеку Богом.

Праздники сии имели и другое значение. Пасха означала наш переход от неверия к вере, пятьдесятница вступление в Церковь, как бы в иную землю обетованную, в которой мы также вкушаем хлеб, причащаясь Божественных Таин. Поставление же кущей означало Воскресение, когда соберутся все плоды наших дел, а хижины наши (тела), разрушенные смертью, снова восстанут [1].   

Преполовение Пятидесятницы. Богослужение

Самые ранние богослужебные тексты, посвящённые Преполовению, относятся к V веку (автор — Анатолий Константинопольский). Впоследствии песнопения к этому празднику были написаны прп. Иоанном Дамаскиным (VIII век), а также прп. Феофаном Исповедником (IX век)  и прп. Андреем Критским (VII век) — авторами праздничных канонов, входящих в состав Триоди Цветной. Преполовение имеет свой задостойник на литургии и празднуется 8 дней — отдание праздника приходится на среду 5-й недели по Пасхе.

В богослужебных стихерах и канонах на Преполовение чаще всего упоминается о живоносной воде, которой Господь имеет напоить души верных. Это соответствует Евангельскому повествованию, посвященному описанию воспоминаемых событий, где Сам Господь свидетельствует о Себе:

Кто жаждет, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 37-38).

Бл. Феофилакт Болгарский так поясняет эти строки:

Чревом в переносном смысле Он называет сердце, как и Давыд: «и закон Твой у меня в сердце» (Пс. 39, 9). Сказал, что потекут «реки» воды живой, а не река. Сим указывает на обилие и щедрость благодати Духа. Ибо Дух таков, что в чью душу войдет и утвердится в ней, Он заставляет ее течь обильнее всякого источника. Как у верующего, по Писанию, потекут реки, сие всякий может узнать, когда обратит внимание на язык Петра, на стремительность Павла и мудрость Стефана. Слов их ничто не останавливало, но они всех увлекали за собою, как реки какие, неудержимым течением своим [2].  


Библиотека Русской веры
Канон Преполовению Пятидесятницы 

Читать онлайн


Воскресные службы о Расслабленном и Самаряныне, с которыми тесно связан праздник Преполовения, а также последняя неделя перед отданием Пасхи о Слепом, имеют непосредственное отношение к чудотворениям, которые совершались у водных источников. Расслабленный был исцелен в купели; Самаряныня обрела духовное возрождение у кладезя с водой; слепой прозрел после того, как умылся в священном для иудеев Силоамском источнике: само слово «силоам» означает «посланный», что символически говорит о пришествии Мессии, Которого Отец посылает для спасения мира. Сам Силоам представлял собой небольшой водоем, питавшийся от струи воды, текущей из-под храмовой горы. Во время праздника кущей священники совершали особый обряд: здесь они выходили из Иеросалимского храма к источнику Силоам, набирали оттуда воду в золотой сосуд и приносили ее в храм, где первосвященник выливал ее перед жертвенником. Таким образом, целительное действие у водных источников являло собой прообраз спасительного Крещения, которое освобождает человека от греховной слепоты и расслабленности, когда человек воистину «рождается свыше» и получает дарования Святого Духа. Об этом читаем в «Златоусте», в слове о Расслабленном:

Аще кто слеп есть разумом, или хром неверием, или сух многими беззаконии, и отчаянием, или разслаблен еретическими учениями, всех воды крещения здрава творит. Она купель многи приемлющи, единаго исцеляше, и то не всегда, но единою летом: а крещения купель по вся дни оживляющи, здравы творит. Ко крещению аще и всея земли приидут человецы, не умалится Божия благодать, но всем дает исцеление от греховных недуг. Рцем же о Господней благодати, како прииде ко овчей купели и виде человека разслаблена [3].

Тропарь празднику:

Преполови1вшусz прaзднику, жaждущую дyшю мою2 бlгочeстіz нап0й воды2. ћкw всёмъ сп7се возопи1лъ є3си2, жaждаи да грzдeтъ ко мнЁ и3 піeтъ, и3ст0чниче жи1зни хrтE б9е слaва тебЁ. 

Кондак празднику:

Прaзднику зак0нному преполови1вшусz, всsческихъ творeцъ и3 вLка, къ преdстоsщимъ гlаше хrтE б9е. пріиди1те и3 почерпи1те в0ду безсмRтіz. тём8 же ти припaдаемъ и3 вёрно вопіeмъ, щедр0ты твоS дaруй нaмъ, ты2 бо є3си2 и3ст0чникъ животY нaшему.

Преполовение. Народные традиции

В ознаменование «благодати Святого Духа, которую Спаситель уподобил воде, подающей жизнь жаждущим спасения», Православная Церковь установила в этот день традицию малого освящения воды. Помолившись в день Преполовения «о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия», в дореволюционной России жители деревень шли на поля, засеянные хлебом, где служащий иерей окроплял нивы освященной водой, а крестьяне молились о ниспослании обильного урожая.
 

Преполовение Пятидесятницы. Иконы

Иконописные композиции на сюжет Преполовения Пятидесятницы известны в раннем христианском искусстве, начиная с катакомб и древнейших иллюстрированных рукописей. При этом основные элементы праздничной иконографии определяются уже в самых ранних изображениях: в центре, на ступенчатом амвоне или перед столом, изображается юный Христос, а по сторонам от Него, на скамьях — учителя с книгами или свитками. Архитектурный фон композиции должен был, по-видимому, воссоздавать интерьер Иеросалимского храма — это могла быть античная колоннада, экседра или сводчатое сооружение простой формы. К XIV веку архитектура приобретает черты, отражавшие реальный образ Иеросалимского храма Гроба Господня: трехъярусной уступчатой ротонды.

В русском искусстве ХV–ХVI веков проповедь двенадцатилетнего Христа в храме, поучающего старцев (Лк. 2, 42-51), окончательно отождествляется с сюжетом «Преполовения» и вытесняет композицию, где Христос изображается в зрелом возрасте, что напрямую соответствовало бы событию, описанному в Евангелии. Христос возвышается на величественном престоле. Так иконописец образно показывает, что Новый Завет приходит на смену Ветхому. Поучение Спасителя изображается на фоне Храмовой многоярусной постройки. Ее покрывает на всю высоту красный плат — символ Воскресения Христова, которое спасает весь человеческий род. Второй цвет иконы, зеленый, является символом обновления жизни.

Икона Преполовение. Владимиро-Суздальский музей. ХVI век
Икона Преполовение. Псковский музей-заповедник. ХVI век

С конца XV века икона «Преполовения» входит в состав праздничного чина иконостаса. Классическим примером сложившейся иконографии «Преполовения» может служить икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 г. (Кирилловский музей-заповедник) и более поздние композиции середины XVI века, созданные в московской мастерской митрополита Макария: икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля и фреска из того же собора.

Преполовение. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1497 г.

Храмы в честь Преполовения

Древняя Церковь Преполовения Пятидесятницы была построена в г. Пскове в конце ХV века. Это одноапсидный, бесстолпный четверик, перекрытый сомкнутым сводом (возможно, первоначальный). В 19-20 вв. храм был сильно перестроен. Барабан ложный, деревянный. Открытое крыльцо на столпах объединено с притвором в 1867 г. Звонница перестроена в колокольню. В настоящее время церковь входит в состав подворья Спасо-Елеазаровского монастыря (РПЦ). 

Церковь Преполовения Пятидесятницы в г. Пскове (РПЦ)

Действующих старообрядческих храмов в честь Преполовения Пятидесятницы в настоящее время не имеется.
 

Душеполезное поучение в праздник Преполовения

Бл. Феофилакт Болгарский, в толковании праздничного Евангелия на Преполовение Пятьдесятницы, пишет, что Господь пришел к народу лишь к середине праздника ради того, чтобы несколько ослабить гнев иудеев и расположить их к более внимательному слушанию спасительных поучений. С такой долготерпеливой кротостью обращался Он со Своими несправедливыми обвинителями, укорявшими Его за дивные чудеса, которые творил Он в субботу. Но Господь прямо обличает их и в лицемерии, ибо сами они постоянно преступали основные правила закона, тщательно соблюдая лишь то, что было им выгодно и удобно:

Не дал ли вам Моисей закона? И никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? Кто ищет убить Тебя? (Ин. 7, 19-20).

По-видимому, настоящие слова Господа не имеют никакой связи с преждесказанными; но когда мы всмотримся ближе, увидим, что они находятся в тесной связи. Его обвиняют в том, что Он нарушает субботу и преступает закон. Он противопоставляет сему то, что скорее они «преступники закона». Закон говорит: «не убий» (Исх. 20, 13), а вы ищете убить Меня. Значит, вы преступники закона, а не Я. Итак, вы сами себе позволяете творить неправду, а Меня обвиняете в преступлении закона за то, что я в субботу исцелил человека. Господь сказал: никто из вас не поступает по закону, потому что убить Его искали все, с которыми Он вел речь.

Смотри, с какой кротостью Он говорит с ними, а они, напротив, с обидною дерзостью говорят: бес в Тебе. Они так дерзки потому, что думали поразить Его и устрашить. Хотя Христос Сам Господь Моисея и виновник закона, но, уступая слабости и бесчувственности иудеев, говорит, что закон дан Моисеем. Ибо они не могли бы спокойно выслушать, что закон им дан не Моисеем, а Им  Владыкою Моисея и Господом [4].  

Также Господь указывает, что ради исполнения закона о восьмидневном обрезании  заповедь о субботе была нередко нарушаема, если восьмой день у новорожденного младенца выпадал на субботу. Так, по толкованию бл. Феофилакта, Он как бы говорит им: «в субботу не возбраняется обрезание, которое причиняет боль; а вы Меня порицаете за то, что Я освободил человека от болезни и сделал здоровым» [5].  Действительно, здесь видим лишенный всякого здравого смысла ужасный парадокс: иудейские начальники не только не радуются о предивном исцелении болящих, которые терпели такие долговременные тяжкие муки, но и негодуют, и ищут убить Того, Кто являет Себя милосердным Начальником жизни. Они указывают на превратно понятую ими букву закона, но сердца их переполнены ненавистью и себялюбием, поэтому и не могли они принять учение Господне, во главу угла которого стояла высокая заповедь о самоотверженной любви. Что же Господь? Он не гневается  на них, но, насколько возможно, привлекает к покаянию, подавая и нам пример Своего великого незлобия и терпения, чтобы знали, как должно ходить по Евангельским заповедям истинным ученикам Его.

О злобе жидовстей, о Владыки Христа милосердию, и безчисленному человеколюбию: яко бо грешник оболгаем терпит, безчествуем не мщает. Темже и мы должны есмы братие смирение имети, и не величатися, обиду и укор терпети, зла за зло не воздавати, да с Господем Богом прославимся [6].


Источники: 

[1] Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
[2] Там же.
[3] «Поучение блаженнаго Кирила о разслабленнем, иже на овчей купели, како исцели его словом Господь наш Исус Христос («Златоуст», сл. 70-е).
[4] Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
[5] Там же.
[6] «На Преполовение праздника Владычня, поучение святаго Иоанна Златоустаго» («Златоуст», сл. 71-е).

Приблизительное время чтения: 2 мин.


print

Вопрос читателя: 

Что такое Преполовение Пятидесятницы, когда и почему мы его празднуем?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Христос воскресе!

Слово «преполовение» означает половину, половину пути от Пасхи до Праздника Пятидесятницы (Троицы). От Пасхи до Троицы — 50 дней, поэтому и период этот назван Пятидесятницей, соответственно, половина приходится на 25-й послепасхальный день, то есть на среду 4-й недели после Пасхи. В 2022 году — на 18 мая.

Пре­по­ло­ве­ние празд­ну­ет­ся 8 дней, до среды следующей недели (то есть до среды 4-й недели после Пасхи).

Преполовение стоит между днем Пасхи и Троицы (Пятидесятницы) и как бы связывает эти великие праздники: мы продолжаем праздновать Пасху и готовимся к приближению Троицы.

На литургии в этот день читается отрывок из Евангелия от Иоанна (7:14-30), в котором говорится о том, как в середине иудейского праздника Кущей Иисус Христос пришел в Иерусалимский храм и учил. Люди удивлялись, потому что знали, что Он не получал специального образования. Спаситель произнес следующие слова: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем» (Ин 7:16-18).

«Сказав, что Мое учение не Мое, то есть не противное Богу, но учение Отца Моего, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — говорит, что кто будет творить волю Божию, то есть кто освоится с добродетелью, а не будет рабом зависти и не омрачится напрасною ненавистью против Меня, тот узнает силу слов Моих, от Отца ли Я говорю, или нечто чуждое и противное Ему. — Волю же Божию творит тот, кто углубляется в Писания и пророков. Такой человек может узнать об учении Господнем, что оно от Бога. Ибо пророки изображают Господа не противником Богу и говорящим от Самого Себя, но говорящим и делающим все такое, что угодно Богу».

День Преполовения Пятидесятницы — повод не только начать готовиться к Празднику Троицы, но и вспомнить, как можно творить Божию Волю.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Перепишите сценарий судьбы
  • Переписывание сценария рождения женская санга
  • Переписка что тебе подарить
  • Переписать сценарий ситуации
  • Переписать сценарий прошлого