Перевал дятлова сценарий сериала

Сценарий пилотной серии сериала “Перевал Дятлова”. Сценарист – Илья Куликов. Источник Читать сценарий (.pdf)…

Сценарий пилотной серии сериала “Перевал Дятлова”. Сценарист – Илья Куликов.

Источник

  • Метки
  • сценарий
Сценарист

Администратор сайта Кинодраматург.ру

Тоже интересно

Москва слезам не верит. Сценарий

  • 25/09/2012
  • 17

Валентин ЧЕРНЫХ И было ей тогда семнадцать лет. Была она с тонкой талией грудь распирала узкую кофточку, бедра…

День Сурка. Сценарий (рус)

  • 04/12/2012
  • 5

     ДЕНЬ СУРКА Автор: Денни Рубин   Редакция: Гарольд Реймис   7 января 1992 г.   Перевод:…

Свой среди чужих, чужой среди своих. Сценарий

  • 29/12/2012

Волшанский губком заседал в гулком, громадном зале старинного особняка. Низко висевшие над столом керосиновые лампы с трудом боролись с темнотой.У секретаря губкома Василия Антоновича Сарычева — усталое и бледное, с припухлыми от бессонницы веками лицо нездорового человека.

Кавказская пленница. Сценарий

  • 19/02/2011
  • 8

Кавказская пленница Сценарий Леонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской По горам, среди ущелий темных, карабкаясь все выше и…

ТЫ. Сценарий фильма “Возвращение”

  • 19/05/2015
  • 12

Сценарий Владимира Моисеенко и Александра Новотоцкого “Ты”, по которому был снят фильм “Возвращение” (реж. А. Звягинцев). Впервые опубликован…

Sons Of Anarchy (Сыны Анархии), пилот. Курт Саттер

  • 18/10/2012
  • 1

Screenplay Sons of Anarchy “Pilot” Written by Kurt Sutter NETWORK NINTH DRAFT 10/31/07 FX Networks � 2007 2121…

На ТНТ  и онлайн-платформе PREMIER идет неординарный сериал, снятый по следам реальной трагедии 1959-го. О том, как его создатели играют в советских режиссеров и Райана Мёрфи одновременно, рассказывает Василий Корецкий.

Февраль 1959-го, север Свердловской области. Из военного вертолета в уральскую пургу выходит одетый не по погоде джентльмен в элегантном пальто и настоящем стетсоне. Нет, это не американский гражданин, перебежавший на сторону Советов; черная шляпа украшает голову майора КГБ Костина (Петр Федоров), который прибыл надзирать за расследованием гибели группы туристов из Уральского политеха. Вслед за шляпой в таежной глуши материализуется черный ЗИЛ, сразу маркируя происходящее как костюмно-исторический неонуар.

Каково же будет удивление зрителей, когда Костин пригласит их во второй эпизод сериала, на нуар совсем не похожий. Время отмотается на несколько недель, и начнется хроника злополучного похода, где главными героями станут сами погибшие туристы. Эта часть рассказана как будто языком оттепельного кино, современного его участникам. Типовые косые титры под музыку Пахмутовой (из «Трех тополей на Плющихе», 1968), изображение с большой глубиной резкости, чтобы лучше видеть все детали (привет «Девчатам», 1962), сумрачное ч/б, очень точно имитирующее архивные фотографии, снятые самими дятловцами, скрупулезная реконструкция костюмов (по тем же фотографиям),  постепенно, от серии к серии сужающийся (до почти квадратного, стилизованного то ли под старый телевизор, то ли под любительские 8 мм) формат кадра, удивительное сходство лиц и лексики (прямая речь написана по мотивам дневников участников похода). Обратите внимание на четвертую серию, где закадровый голос Колмогоровой сообщает о холодной солнечной погоде на второй день маршрута, а в кадре все та же тусклая хмарь: это не лажа оператора, на фотографиях группы, сделанных в тот день, картинка почему-то тоже пасмурная.

Как это снято: историческая деконструкция

Этот диалог между двумя ретро — игривым цветным и дисциплинированно монохромным — структурирует весь сериал. Нечетные серии — красочное расследование, четные — смурная хроника похода. Гениальная идея, освобождающая авторов «Перевала Дятлова» (Илья Куликов и трио Федорович-Никишов-Костомаров, год назад изумившее всех зомби-антиутопией «Эпидемия») от всяких обязательств перед ревнителями достоверности — сюжетной, предметной, стилистической. Каждая из двух половин сериала как бы кивает на другую, перекладывает на нее ответственность. Бытовая достоверность? Так это там, в черно-белом лесу, где из быта одни лыжи да вязаные шапочки. Версии гибели, включая самые фантастические? Ими занимается майор из кинокомикса, а в комиксе чего только не бывает! Так, ловко перенося вес то на одну, то на другую ногу, «Перевал Дятлова» бодро несется к развязке.

Действительно, корректная историческая реконструкция и увлекательный жанровый сериал — вещи трудносовместимые. Начать с того, что пересадка постсоветского актера в мешковатый габардиновый плащ советского инженера — задача совершенно невыполнимая, как недавно убедительно доказал Илья Хржановский в своем циклопическом проекте «ДАУ». Исполнители ролей аппаратчиков, ученых и буфетчиц, как ни рядили их в кургузые пуленепробиваемые пальто на вате, так и не овладели ни тем одновременно протокольным, литературным и приблатненно-уличным языком, на котором изъяснялись герои фильмов Алексея Германа, ни их пластикой, сформированной сдачей норм ГТО, войной и тюрьмой.

Потому не стоит возмущаться, когда майор Костин (верхнюю одежду 1950-х ему для элегантности ушили в плечах), словно московский хипстер 2016-го, вдруг постиронично бросает «чтобы что?», а его пассия, патологоанатом Катя (Мария Луговая), выходит в свердловский мороз без шапки, зато в изящном пальто, как будто из Zara (хочется по примеру добрых героинь «Девчат» скорее дать ей валенки — «тут тебе не Симферополь!»). Дом у Кати тоже обставлен модно — сплошной чехословацкий минимализм середины 1960-х. Чтобы вспомнить, как выглядели реальные квартиры в 1959-м, пересмотрите «Шумный день» Эфроса и Натансона. Массивные шкафы, венские стулья и бабушкины буфеты. Шаткий геометризм низких кресел и колченогих столиков победит старый быт только вместе с массовым строительством хрущевок году так к 1963-му.

Но элегантный midcentury modern специально прибыл в сериал вместе с персонажем Петра Федорова. Он ведь настоящий Дон Дрейпер (и шляпа, и костюм, и мутное военное прошлое — всё при нем), взваливший на себя миссию агента Купера. Какой уж тут бабушкин шкаф. Возмущаться из-за этих вольностей странно: в конце концов, в истории, где бойцы Красной армии проникают в замок Вевельсбург и едва не встречают там Хеллбоя (именно это и происходит в воспоминаниях-флешбэках Костина), кресла и пиджаки могут быть любыми.

«Аутентичные» оттепельные серии на самом деле тоже скользят туда-сюда по огромному массиву советских референсов, забегая иногда и в 1980-е (романтическая сцена между Дятловым и Зиной Колмогоровой проходит под мелодию из «Вам и не снилось», 1980). Трио шоураннеров отлично понимает природу сериального зрелища: саспенс, растянутый на недели эфира, не может обойтись без тонкого юмора. И за юмор в этой трагической истории отвечают подобные пасхалки: тут прозвучит мелодия из старого и хорошо знакомого кино, там покажется юный Борис Ельцин, проходящий по коридору Уральского политеха, а вот шутка для знатоков искусства: «Медицина» Климта, по воле художника перенесшаяся на ширму в походном советском госпитале, который дислоцирован в каком-то немецком городке, очень, кстати, напоминающем городок из «Ярости» Дэвида Эйра.

Как это смотреть: между саспенсом и метаиронией

Вся прелесть «Перевала» не столько в самом мистическом сюжете, который очень энергично движется в никуда (очевидно, что правда о гибели группы никогда не будет выяснена, и, какую бы версию из имеющихся ни предпочли создатели, она окажется неудовлетворительной), сколько в ловкой и увлекательной игре в жанры. По мере того как в сериале усиливается присутствие всякой нацистской чертовщины (восстающих обмороженных мертвецов тут едва ли меньше, чем в «Операции „Мертвый снег“»), он все сильнее приближается к лучшим образцам американской сериальной продукции вроде «Фарго». Тоже, кстати, традиционно богатого на пасхалки и инсайдерские шутки.

По большому счету сама художественная концепция «Перевала» — это один большой прикол, игра в «А если…». А если мы отгадаем причину гибели группы? А если мы перенесем жанровые стандарты и типичные ситуации американского гангстерского кино на Урал 1959-го? А если мы дадим цифровую камеру в руки воображаемому Сергею Урусевскому (оператор, снимавший «Неотправленное письмо», еще один очевидный фильм-референс)? А если мы сами напишем советскую бардовскую песню? А если мы сыграем со зрителем в «Угадай мелодию»?

Надо заметить, подход этот не нов. Первый же опыт фикшена на дятловском материале — роман свердловского журналиста Юрия Ярового «Высшей категории трудности» (автор участвовал в поисковой операции и, видимо, был знаком с материалами уголовного дела, в книге фигурируют детали, известные только следствию) — тоже был фантазией-допущением. А что если почти все туристы выжили, а некоторые еще и предстали перед следователем? Яровой также адаптировал сюжет под требования и штампы тогдашней массовой советской литературы: тут и исповедальная дневниковая проза молодых комсомольцев, и линия с прозорливым следователем — знатоком человеческих душ и моральным авторитетом, видящим в преступлении прежде всего сбой совести, неудачу идеологической работы. Формат двойного нарратива — следствие плюс дневник-хроника— позаимствованы авторами «Перевала» явно из этой книги.

Но фантазия шоураннеров идет гораздо дальше, все их допущения и расчетливые заимствования превращают «Перевал Дятлова» в восхитительный мэшап, в метатекст, написанный как бы поверх современной российской поп-культуры, в которой Голливуд, HBO и Netflix намертво сплавились с советским кино из телевизора. Невеликая, конечно, по нынешним временам дерзость — соединить в одном проекте зомби-нацистов, романтику Грушинского фестиваля и оттепельного кино. Такого добра у нас напридумано много — от «Пищеблока» до «Вампиров средней полосы». Но смешать столь непохожие элементы в нужных, соразмерных запросам момента пропорциях, с верной долей легкости, самоиронии и культурного кругозора — это действительно непросто. В Америке некоторые выстроили на этом умении всю карьеру (Райан Мёрфи). Собственно, к практике Мёрфи и отсылает метод исторических вольностей группы Федоровича и Никишова. Тот недавно переписал и без того довольно драматическую историю послевоенного Голливуда, а эти перелицовывают собирательное советское кино, уже окончательно умершее, переставшее триггерить новую аудиторию и потому пригодное для самых отчаянных манипуляций. В том числе и воскрешения в виде такого очаровательного зомби, идущего в горы на лыжах с мандолиной в рюкзаке.

Читайте также

  • Про группу Дятлова сняли сериал. Что нужно знать об этой истории?
  • Петр Федоров о «Перевале Дятлова»: «Это добрая романтика и боль одновременно»

https://radiosputnik.ria.ru/20210202/1595624310.html

Перевал Дятлова. Сценарий для сериала

Перевал Дятлова. Сценарий для сериала — Радио Sputnik, 02.02.2021

Перевал Дятлова. Сценарий для сериала

В России вышел сериал, посвященный тайне гибели группы Дятлова. Как возникла идея сделать сериал в сериале и в чем заключается его успех — в неразгаданной… Радио Sputnik, 02.02.2021

2021-02-02T10:33

2021-02-02T10:33

2021-02-02T10:45

в эфире

подкасты – радио sputnik

прямой эфир

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/02/02/1595624294_0:3:1036:586_1920x0_80_0_0_db603c34ab6e8e07281df593fa711231.jpg

Перевал Дятлова. Сценарий для сериала

В России вышел сериал, посвященный тайне гибели группы Дятлова. Как возникла идея сделать сериал в сериале и в чем заключается его успех — в неразгаданной истории или необычных, смелых режиссерских решениях — выясняем в эфире радио Sputnik.
Гость: Степан Гордеев, режиссер черно-белых серий и монтажа сериала «Перевал Дятлова».
— У проекта было аж четыре режиссера.
— Когда мы работали над сценарием черно-белых серий, мы все время хотели что-то допридумать. Но в итоге мы ничего не придумали, не исказили.
— Я лично считаю, что это была природная катастрофа.

audio/mpeg

Перевал Дятлова. Сценарий для сериала

В России вышел сериал, посвященный тайне гибели группы Дятлова. Как возникла идея сделать сериал в сериале и в чем заключается его успех — в неразгаданной истории или необычных, смелых режиссерских решениях — выясняем в эфире радио Sputnik.
Гость: Степан Гордеев, режиссер черно-белых серий и монтажа сериала «Перевал Дятлова».
— У проекта было аж четыре режиссера.
— Когда мы работали над сценарием черно-белых серий, мы все время хотели что-то допридумать. Но в итоге мы ничего не придумали, не исказили.
— Я лично считаю, что это была природная катастрофа.

audio/mpeg

В России вышел сериал, посвященный тайне гибели группы Дятлова. Как возникла идея сделать сериал в сериале и в чем заключается его успех — в неразгаданной истории или необычных, смелых режиссерских решениях — выясняем в эфире радио Sputnik.Гость: Степан Гордеев, режиссер черно-белых серий и монтажа сериала «Перевал Дятлова».- У проекта было аж четыре режиссера.- Когда мы работали над сценарием черно-белых серий, мы все время хотели что-то допридумать. Но в итоге мы ничего не придумали, не исказили. — Я лично считаю, что это была природная катастрофа.

Радио Sputnik

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

Радио Sputnik

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://radiosputnik.ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Радио Sputnik

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/02/02/1595624294_126:0:910:588_1920x0_80_0_0_a67dad2c25cb00b60bdaa8c6e225a565.jpg

Радио Sputnik

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Радио Sputnik

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

в эфире, подкасты – радио sputnik, аудио

В эфире, Подкасты – Радио Sputnik, Прямой эфир

10:33 02.02.2021 (обновлено: 10:45 02.02.2021)

Перевал Дятлова. Сценарий для сериала

Степан Гордеев, режиссер черно-белых серий и монтажа сериала «Перевал Дятлова»

В России вышел сериал, посвященный тайне гибели группы Дятлова. Как возникла идея сделать сериал в сериале и в чем заключается его успех — в неразгаданной истории или необычных, смелых режиссерских решениях — выясняем в эфире радио Sputnik.

Гость: Степан Гордеев, режиссер черно-белых серий и монтажа сериала «Перевал Дятлова».

— У проекта было аж четыре режиссера.

— Когда мы работали над сценарием черно-белых серий, мы все время хотели что-то допридумать. Но в итоге мы ничего не придумали, не исказили.

— Я лично считаю, что это была природная катастрофа.

Тайны Сысоева: челябинский сценарист раскрыл секреты «Перевала Дятлова»

Один из сценаристов главного сериала 2020 года рассказал о том, как переживал за судьбу «дятловцев», вероятности счастливого финала и будущих проектах.

Тайны Сысоева: челябинский сценарист раскрыл секреты «Перевала Дятлова»

Если спросить у российского зрителя пятерку лучших отечественных сериалов за этот год, то на первом месте окажется трагическая история свердловских туристов в «Перевале Дятлова». Самая загадочная экспедиция в СССР стала известна на весь мир, но никто в нашей стране так и не экранизировал эту историю. Первым стал телеканал ТНТ, причем сделавший настолько качественный сериал, что разговоры о нём не утихают уже несколько месяцев. Одним из авторов сценария «Перевала Дятлова» стал Александр Сысоев, родившийся в Челябинской области. Специально для читателей «ЧелябинскСегодня» Александр согласился на интервью, в котором раскрыл самые интересные секреты написания сценария.

Pereval2.jpg

Почему сериал про перевал Дятлова? Ведь эта история уже стара и её обсудили с разных сторон. Что вы хотели рассказать зрителю?

На самом деле, фильмов про Перевал Дятлова не так много, самый известный, наверное – «Тайна Перевала Дятлова» Ренни Харлина, хоррор про американских студентов, которые решили пройти по маршруту «дятловцев». В России, как ни странно, художественных фильмов и тем более сериалов про «Перевал Дятлова» еще не было. При этом, как нам казалось, у зрителя давно созрел запрос на такую историю. Мы в этом случае судили по себе – если нам это интересно, значит, будет интересно и зрителю. Кроме того, было ощущение, что дятловцы – это какая-то очень близкая и болезненная для всех тема, как будто ребята, которые не вернулись из того похода, для всех нас – одна большая травма из прошлого, которая до сих пор не дает нам покоя. И надо уже всем вместе попытаться договориться о том, что же там все-таки случилось, на этом перевале.

Сериал разбит на две части: цветная и черно-белая. Причём вы писали сценарий именно для черно-белой версии. И она оказалась максимально приближена к духу советских фильмов. Откуда такая точность? Вас можно назвать фанатом старого советского кинематографа?

У нас было несколько визуальных референсов из того времени – в основном, фильмы Калатозова с Урусевским, прежде всего – «Неотправленное письмо», история про геологов, которые пытаются выбраться из охваченной пожаром тайги. «Письмо» было снято в 1960 году, спустя год после событий на Перевале, поэтому довольно близко передает дух того времени и атмосферу, которая царила тогда в походах. Есть еще ряд фильмов, на которые мы старались ориентироваться стилистически – например, «Мне 20 лет» Хуциева, фильм про молодых ребят начала 60-х. В советском кино тех лет герои определенным образом говорили и существовали – и нам важно было сохранить ту немного наивную и очень узнаваемую интонацию, в том числе в диалогах. Из «Мне 20 лет», помимо прочего, мы позаимствовали ряд приемов – например, сцена в 4 серии, когда «дятловцы» идут по Ауспии, а за кадром звучат их голоса, отчасти повторяет сцену с прогулкой героев Хуциева на Чистопрудном бульваре.

Pereval3.jpg

Судьба «дятловцев» трагична, вам, как автору сценария именно про ребят, было сложно пропускать через себя всю эту ситуацию? Особенно это касается последней серии. Ведь вы страдали за девятерых.

Главная задача любого, наверное, художественного произведения – заставить зрителя сопереживать. В Перевале важно было сделать так, чтобы к финальной серии зритель проникся личной историей каждого из дятловцев, чтобы они стали для него в каком-то смысле родными. Мы старались рассказать о каждом из них что-то, что вызвало бы симпатию зрителя, при этом – оставаясь в рамках фактологии, дневниковых записей и всего, что доподлинно известно об этих ребятах. Например, есть свидетельства, что в кармане Дятлова при осмотре была обнаружена фотография Зины Колмогоровой – на основании этого была придумана история любви Зины и Игоря. При этом известно, что до похода у Зины был роман с Юрой Дорошенко, и это тоже нашло отражение в сериале. В ночь перед гибелью ребята написали шуточную стенгазету «Вечерний Отортен», в которой было упоминание о лекции «Любовь и туризм». Эту лекцию, согласно стенгазете, читали Тибо и кандидат любовных наук Дубинина – так в сценарии появилась их романтическая линия.

Не было идеи круто развернуть сценарий и спасти «дятловцев»? Пусть хотя бы в сериале был хеппи-энд?

Среди комментариев, которые мы получали, пока сериал был в эфире, было много вариантов того, какой у нас будет финал. Мы даже составили рейтинг версий, которые нам больше всего понравились. Среди инопланетян, зомби и военных испытаний, самая, на мой взгляд, интересная версия была – что мы сделаем как в «Однажды в Голливуде», все наши герои выживут и вернутся домой, к родителям. В каком-то смысле мы это и сделали – в самой последней сцене сериала они снова живые, готовятся к поход, поют песню. Это экранизация самой первой записи из общего дневника группы, вплоть до реплик, которые там звучат.

Pereval5.jpg

Как проходила работа над сценарием? Изучали материалы следствия? Может быть ездили в Екатеринбург, где можно даже дневники «дятловцев» найти.

Илья Куликов, автор сериала, ездил в архив КГБ в Екатеринбурге и изучал уголовное дело, на основании которого и была написана потом линия расследования. Работа над сценариями серий, посвященных походу дятловцев, основывалась в первую очередь на их дневниковых записях, которые широко известны и находятся в открытом доступе. Кроме того, за все годы изучения данной темы накоплено огромное количество материалов – фотографий, воспоминаний, свидетельств очевидцев. Весь этот массив данных был собран нами в 3-томное «дело», с которым мы сверялись, когда работали над сериалом. Удивительно, на самом деле, сколько могли оставить о себе материальной памяти несколько 20-летних ребят в годы, когда даже фотоаппараты были редкостью.

Для вас это уже не первый драматический сериал. В качестве креативного продюсера у вас на счету «Эпидемия», который забрал Netflix, есть еще «Мертвое озеро», молодежный «Чернобыль» и прочее. Сейчас переход в этот жанр стал модным? Это некая подстройка под текущую ситуацию в мире с пандемией?

«Эпидемия» вышла в 2019 году — еще до того, как разразилась история с коронавирусом. В каком-то смысле, этот сериал оказался «провидческим» — редкий случай, когда жизнь стала подражать искусству, а не наоборот. Остальные сериалы в этом жанре – это результат того, что нам в целом нравятся такие истории. В этом плане мы стараемся ориентироваться только на свой вкус. Тем более, когда производство одного 8-серийного сериала занимает около 3 лет, стараться угадать текущие тренды сложно.

Вы родились в Челябинской области. А у нас было достаточно событий, о которых можно снять большой сериал: падение метеорита, трагедия с поездами под Ашой, взрыв на химкобинате «Маяк», произошедший ещё до ужаса в Чернобыле и, вероятно, он мог предотвратить ту катастрофу. Заинтересовались?

В случае с «Перевалом Дятлова» нас подкупало то, что там внутри уже была зашита человеческая история, ее надо было только вытащить и правильным образом рассказать. Когда речь заходит о трагедии под Ашой, либо взрыве на Маяке – все зависит от того, получится ли придумать такую, цепляющую зрителя историю, которая будет развиваться на фоне этого события. Как ни странно, такой человеческий сюжет есть в истории про гуманоида Алешеньку, вернее, про женщину, которая считала его сыном. Правда, непонятно, что из этого может получиться – скорее всего, какая-то артхаусная драма.

pereval6.jpg

Можно ли сейчас назвать Россию страной, где начали производить качественные сериалы? Понятно, что нам ещё далеко до американских и английских производителей, но с кем мы уже на равных? Может быть Испания, где появился прекрасный сериал «Бумажный дом».

Россия постепенно входит в топ европейских стран-производителей сериального контента. У нас уже есть ряд сериалов, которые на равных конкурируют с проектами на том же Нетфликсе – это и Эпидемия, и Метод, и Лучше, чем люди. При этом надо понимать, что тот же Бумажный дом провалился у себя на родине — для испанского зрителя, для которого он был создан, он оказался не очень интересен. Настоящий успех пришел к этому сериалу, когда он попал на Нетфликс и был там сильно перемонтирован. Вполне возможно, что среди сериалов отечественного производства есть такие же будущие хиты Нетфликса, просто мы пока про них не знаем. Мы, в частности, продолжаем активно сотрудничать с этой платформой по ряду проектов, так что, возможно, в скором времени у нас снова получится завоевать симпатии зарубежного зрителя.

Назовите пятерку ваших любимых сериалов.

Сложно назвать именно пятерку, тем более, со временем предпочтения меняются. Поэтому назову те, которые произвели на меня самое сильное впечатление за последнее время. Это «Варвары», «Дом с прислугой», «Королевский гамбит», «Эйфория» и  «Территория», которая вышла в этом году на телеканале ТНТ – очень сильная история про наших соседей, Пермский край.

Фотография и кадры из фильма предоставлены телеканалом ТНТ

Время прочтения:
3 минуты

Дата публикации:
16 ноября 2020

На ТНТ покажут первый российский сериал про одну из самых жутких тайн ХХ века.

Наталья ВАРСЕГОВА

Зимой 1959 года в горы Северного Урала отправились девять лыжников. Руководил туристическим походом студент 5-го курса Уральского политеха Игорь Дятлов. Домой ребята в обещанный срок не вернулись. Спустя неделю поисковики обнаружили на голом склоне пустую разорванную палатку, а в 1,5 км от нее — пять замерзших тел. Трупы остальных отыскали в мае, у двоих смертельные травмы. Что произошло с группой, неизвестно до сих пор.

В горы Северного Урала отправились девять лыжников. Фото: кадр из фильма

Об этой трагедии снято немало фильмов. Новый сериал «Перевал Дятлова» от ТНТ не исключение. Авторы интригуют: они дотошно изучили все имеющиеся материалы. Получилось добротное, захватывающее кино, а не тот известный голливудский боевик от режиссера второго «Крепкого орешка», где от реальных событий практически ничего не осталось.

Актер Петр Федоров сыграл следователя из столичного управления КГБ. Фото: кадр из фильма

В новом фильме две сюжетные линии: поиски и следствие (нечетные серии) и поход группы (четные серии). При расследовании на первый план выходит выдуманный персонаж — следователь из столичного управления КГБ, которого играет актер Петр Федоров. Действует чекист шустро, легко передвигаясь по заснеженному перевалу, но как столичный франт — в демисезонном пальто и шляпе. С ходу определяет, что палатка была разрезана изнутри. Это, конечно, слегка обесценивает работу экспертов-криминалистов, но на то и художественный фильм, чтобы оставить за собой право не соблюдать условности. У героя Федорова богатое военное прошлое, в котором по сюжету нашлось место Семену Золотареву, самому старшему участнику группы Дятлова, фронтовику, награжденному орденом Красной Звезды. Золотарев, которого играет Егор Бероев, появляется во второй серии — я даже вздрогнула, увидев его на экране. Актеру удалось передать сложный образ Семена. Добродушная усмешка, отстраненный взгляд… С одной стороны, свой в доску, с другой — явно себе на уме.

Создатели сериала «Перевал Дятлова» очень тщательно работали с документальными свидетельствами. Посмотрите, как подобраны актеры. Фото: ТНТ

Серии о походе сняты по образцу советских фильмов из 50-х в стиле «Весны на Заречной улице» и «Девчат». Так зрителю легче переместиться в ту эпоху: жесткий вагон, песни под мандолину и студенческие суждения о любви и дружбе. Для знатоков трагедии с легкостью угадываются известные герои: Юра Кривонищенко, Зина Колмогорова, Юра Дорошенко. Вот только сильно смутили меня персонажи Игоря Дятлова и Юрия Юдина. Последний, по замыслу авторов, чует беду и тревожится за предстоящий поход. Но какой-то он чересчур напуганный получился. А Дятлов излишне категоричен. Особенно по отношению к Золотареву, которого, по сценарию, Дятлову навязали сверху. Может, так и было, но я сомневаюсь, что Игорь принял Семена в штыки. Как опытный турист, он понимал, что конфликт в группе может привести к беде.

Серии о походе сняты по образцу советских фильмов из 50-х. Фото: кадр из фильма

Впрочем, делать выводы о фильме после первых двух серий, которые удалось посмотреть, рано. Дождемся развязки, а после обсудим.

«Перевал Дятлова».
Понедельник — четверг, 22.00.

В России состоялась премьера сериала «Перевал Дятлова». О том, насколько он достоверен, в эфире ОТВ рассказали представители Общества памяти группы Игоря Дятлова.

Насколько оправдан художественный вымысел

Олег Архипов, писатель: Не совсем корректно со стороны документалиста обсуждать художественное произведение. В нём много ляпов, несоответствий, выдумок, но это отдельная тема. Главное – что ребята показаны всё-таки с положительной стороны. Хотя мне как человеку, дружившему с Юрием Юдиным, как автору первого биографического очерка об этом человеке, совершенно странно было увидеть связанные с ним эпизоды – достаточно выдуманные.

Не секрет, что Юрия Ефимовича ещё со школьных лет мучила сильнейшая степень радикулита. Его болезнь не была секретом, все товарищи по тургруппе о ней знали, в том числе руководитель Игорь Дятлов. Можно посмотреть ряд фотографий, где как раз Юрий Ефимович шёл последним. Его боль была нестерпимой, и они расстались. На мой взгляд, эта линия гораздо правдоподобнее, интереснее, правдивее. Это линия человека, который всю свою жизнь преодолевал себя, у него была поломана психика после этой трагедии. На мой взгляд, это как раз та документальная правда, которая не выжимает слезу, а заставляет двигаться в исследовании и понимании поиска причины гибели тургруппы.

Уже будучи пенсионером, Юрий Ефимович увидел акты вскрытия судебно-медицинских исследований именно по последней четвёрке, где были обозначены страшные травмы, включая и Люду Дубинину. После этого он начал выходить на ветеранов прокуратуры, судебно-медицинской службы. Когда я пришёл работать над своей монографией в наше Свердловское областное бюро, судмедэксперты мне как раз сказали: «До вас был только десятый». Он и вошёл в историю как «десятый». Боль утраты от потери его друзей сопровождало всю его жизнь.

Причины конфликта с создателями сериала

Евгений Черноусов, адвокат: Перед тем как решить вопрос о том, что будет создаваться фильм, желательно было, чтобы произошла встреча между родственниками погибших. Их не так много, но они живы, они активны. Остались и те, кто участвовал в поисках дятловцев, с ними учились, ходили в походы. Этого сделано не было, и поэтому возник конфликт.

Только сейчас мы узнаём, что Юрий Константинович Кунцевич – председатель фонда, он много сделал, уважаемый человек – почему-то предпочёл сам решить все вопросы. Например, он общался с актёром, который играл Игоря Дятлова, с другими. Почему он не сказал: давайте организуем встречу, вы узнаете многое о реальных событиях, о том, что там происходило? Сейчас конфликт большим трудом, но уже решён.

Главная положительная сторона этого фильма в том, что опять подняли тему группы Дятлова. Это, конечно, нам на руку, поскольку еще больше людей узнает об этой проблеме. Я соглашусь с коллегой, что много ляпов и так далее. Но в связи с тем, что фильм уже снят, мы считаем, что можно найти моменты, которые действительно полезны и для нас, и для создателей фильма.

Общество памяти группы Игоря Дятлова

Олег Архипов: Мы решили создать свою организацию. Почему и зачем? Чтобы приблизить нашу гражданскую инициативу по возбуждению нового уголовного дела по факту гибели свердловских туристов в 1959 году. Это наша цель, это наш мотивационный маяк. Это будет довольно современная, мобильная организация.

В совет входят достаточно известные люди, родственники погибших ребят: Татьяна Алексеевна Перминова, родная сестра Игоря Дятлова, Ирина Николаевна Рошевская, родная сестра Юрия Дорошенко, а также участники поисковых действий 1959 года: Пётр Иванович Бартоломей, Сергей Николаевич Собрин и Валентин Герасимович Якименко, а также наш адвокат, наш юрист Евгений Арсеньевич Черноусов.

Хочу подчеркнуть: мы не противопоставляем себя фонду памяти группы Игоря Дятлова, который возглавляет Юрий Кунцевич. К нему действительно есть различные вопросы, но он – заслуженный человек и в теме достаточно давно. Нам нужна легально действующая структура, платформа с юридической пропиской.

Зачем нужно уголовное дело

Новое уголовное дело даст возможность понять, что произошло. Оно будет в корне отличаться от проверки, которая была завершена не так давно со стороны представителей прокуратуры Свердловской области. Это полноценное расследование, включая архивно-исторические экспертизы и ряд других допросов – то, что не могла в рамках своей компетенции сделать прокуратура.

Евгений Черноусов: Фактичекски никакого уголовного дела не было возбуждено в 1959 году. Я об этом говорил на пресс-конференциях, писал в прокуратуру, и никто не сказал, что я заблуждаюсь. Просто не отвечают. Нет порядкового номера, нет статьи уголовного кодекса. Как адвокат я уверен: была техногенная катастрофа, которая стала государственной тайной особой важности. Возбудить уголовное дело, признавать кого-то потерпевшими, привлекать конструкторов к уголовной ответственности недопустимо, поэтому сделали видимость, будто возбудили уголовное дело, не указав статью.

Мы хотим, чтобы реально было возбуждено уголовное дело, чтобы проверили техногенную версию и признали то, что было в 1959 году, извинились перед родственниками – и больше ничего. Вот какая ситуация. Нет речи о том, что было возбуждено уголовное дело – нет, там просто провели секретную служебную проверку, наказали, сделали выговор конструктору и сказали: продолжайте испытания. Но дело в том, что пострадали люди. Вот в чём здесь вопрос.

По сюжету – группа Игоря Дятлова за шесть дней до гибели. Некоторые сцены сериала – напрямую моделируют реальные снимки 1959 года. Кадр из сериала «Перевал Дятлова»/PREMIER

Телеканал ТНТ завершил показ сериала «Перевал Дятлова». Громкая премьера, рассказывающая о гибели группы Игоря Дятлова на севере Свердловской области, ожидаемо вызвал жаркую дискуссию. Многие, конечно, обсуждали не художественную составляющую, а реальные факты, по крупицам собранные с 1959-го. Сериал получился вполне захватывающим и, безусловно, оставляющим ещё больше вопросов о случившимся в горах почти 62 года назад.

Всё и ничего

Об истории группы Игоря Дятлова можно сказать так: о ней знают всё и одновременно не знают ничего. Число теорий об одной из самых загадочных истории XX века уже перевалило за сотню. Уж сколько написано больших исследований о том, почему же всё-таки туристы разрезали палатку изнутри, наспех выбрались на страшный мороз неодетыми и погибли… Сколько снято передач, документальных фильмов. Версий масса – от природных, криминальных до техногенных и мистических.

В 2020-м после повторного расследования гибели туристов главной версией была названа снежная лавина. Однако Генпрокуратура пока официально так и не поставила точку. 

Лавина это или нет, мы, возможно, никогда не узнаем. Хотя после выхода сериала уже нашлись критики, заявившие, что в окрестностях горы Холат-Сяхыл «всё было не так». Но ведь и не уповали создатели (режиссировали его Павел Костомаров, Валерий Федорович, Евгений Никишов, Степан Гордеев) на правду, которую, как ни ищи, не найдёшь. Загадка по-прежнему будет оставаться такой же жуткой и «Перевал Дятлова» в этом плане – ещё одна версия к числу уже существующих. С ней можно соглашаться, спорить, не принимать, но она теперь есть.

Ожидание – реальность

Делать сериал об этой загадке – ход весьма логичный. Можно растянуть повествование на несколько серий, так зрителю проще воспринимать эту историю. Огромное количество фактов тоже в разы проще уместить в несколько часов. Но «Перевал Дятлова» не так прост, как может показаться с первого взгляда. Его создатели – там довольно большая группа людей – решили не просто реконструировать сам поход, а показать, что было «до и «после» трагических событий. Витиеватую нить сценария даже специально разрезали на чётные серии и нечётные (их всего восемь). В первых – время уже после гибели дятловцев. Во вторых – сам поход на гору Отортен.

Чётные серии сняты на чёрно-белую плёнку, нечётные – цветные. Кроме этого, всё время нам показывают нечто, назовём это «воспоминаниями» участников, прошедших войну. Из-за этого повествование кажется столь насыщенным, что всем линиям становится тесно даже в восьми сериях. Отличный мог бы получится ход, используемый умело крайне редко – отдельные линии, поначалу абсолютно не связанные, в итоге неожиданно сплетаются в один клубок. Почти детектив, в разном времени и пространстве. Разгадку в томительном ожидании ждёшь в самом конце, но, кажется, нити этого клубка тянутся дальше и связываются уже не на экране, оставляя зрителя в недоумении.

Понятное дело, москвич

Здесь, как кажется, кроется одна деталь, которая многим не понравилась и даже оттолкнула от дальнейшего просмотра – серии с расследованием гибели группы сняты неровно, не лишены клише, сценарных и художественных проблем. Главный герой – явно вымышленный сотрудник КГБ Костин (Пётр Фёдоров), которого из Москвы отправляют расследовать дело. По Ивдэлю (в фильме город называют именно так, через «э» даже местные) Костин 27 февраля разгуливает в шляпе и пальто. Шарфа тоже нет. Ну понятное дело, москвич, уральских морозов в жизни не видал, дайте ему скорее ушанку, валенки! Отнюдь! Костин в шляпе, одетый как «денди лондонский», будет колесить по уральским горам, даже на сам перевал отправится в ней.

Районы Свердловска будут совсем неузнаваемы, поездка в горы займёт какие-то считанные часы. Костин почему-то всем скажет, что он «инкогнито», но рулить делом будет только он. Полномочия его, кажется, сравнимы с товарищем Хрущёвым. При этом его будут окружать реально существовавшие люди – ивдельский прокурор Василий Темпалов, прокурор-криминалист Лев Иванов, даже первый секретарь Свердловского обкома КПСС тех лет Андрей Кириленко. Параллельно у Костина будут наклёвываться романтические отношения с судмедэкспертом (её играет Мария Луговая), в итоге ещё выяснится, что Костин воевал с её мужем, который погиб на фронте, но рассказать об этом он почему-то не решается. Более того, во время Второй мировой войны майор наткнулся на какой-то немецкий замок, с какими-то странными мертвецами, знаками и ритуалами. Если вдруг вам покажется, что этот «компот» как-то в итоге повлияет на самих дятловцев – вы ошибаетесь. Эта линия будет брошена на полуслове, а от такой насыщенности вполне может пойти кругом голова. И на вторую серию у зрителя сил и желания уже не останется, а жаль.

Чётные и чёрное-белые

Потому что серии про сам поход сделаны в разы лучше! Здесь можно, в первую очередь, плюсовать создателям за тщательный кастинг – все десять туристов, включая сошедшего Юрия Юдина – внешне схожи с реальными дятловцами. Схожи ли черты характеров – вопрос более глубокий. Ответа на него у людей, близко не знавших всех десятерых, конечно нет. Но сам сериал ни в коем разе не порочит память о погибших.

Решение снимать на плёнку, явно потратив на это больше сил и средств, по зрительским реакциям окупает себя уже с первых минут. Настолько честнее становится показанное. Большой вклад здесь Глеба Филатова (его в 2019-м награждали как лучшего оператора на «Кинотавре») и Алексея Стрелова.

Что случилось с группой после выхода из 2-го Северного – никто, кроме них, не знает. Создатели тут предлагают нам своё видение, опираясь на факты расследования, сохранившиеся снимки участников, материалы уголовного дела. Да, с ним сценаристы ознакомились.

Художественная линия закручивается так лихо, что за четыре серии о самом походе мы успеваем посмотреть сразу несколько вариантов того, что могло пойти не так. Здесь и манси, и беглые заключённые, и военные, и уж, простите за раскрытие сюжета, загадочные шары света в небе, и ссора между участниками, и нападение медведя. На чём остановились в итоге – раскрыть будет не очень правильно, но скажем так: версия, в общем, имеет под собой основания.

Страх – большой двигатель сценария, но нагнетается он вовсе не потусторонними силами, которых можно было ожидать, а факторами естественными и от этого более жуткими. Мансийские знаки, оставленные на деревьях, сильнейшие бури, где на метр не видно буквально ничего, обступающий необъятный лес, словно перешёптывающийся о чём-то недобром. Те, кто выезжал за пределы Ивделя, бывал в деревнях на самом севере области, не даст соврать: проезжая по дорогам, через густой лес, чувствуешь себя порой очень неуютно.

Истина где-то рядом

«Перевал Дятлова» начали обсуждать ещё до выхода. Многие, опасаясь «клюквы», не стали смотреть вовсе. Проблема сериала заключается, кажется, в одном – в выбранной теме. И вовсе не случайно, что «Перевал Дятлова» – это первый именно российский художественный фильм о той трагедии. Была, конечно, американская картина «Тайна перевала Дятлова» 2013 года Ренни Харлина, где по сценарию на перевале появляется тайный бункер…

Эта тема, по-прежнему будоражащая умы в поиске правды, столь остра, что при любом её затрагивании возникает огромный резонанс. Так происходит со многими вещами из советского наследия, которых пытаются коснуться режиссёры. А когда живы родственники, друзья и знакомые – ещё сложнее, поскольку тонкая грань между правдой и художественными вымыслом нравится не всем.

Но есть тут одно отличие от всех других историй – никто не знает, что произошло на перевале. И попытка воссоздать эти события в сериале, кажется, удалась. Здесь кроется главное отличие, например, от той же «Тайны перевала Дятлова»: реальная история, как оказалось, совсем не нуждается в жутких «приправах» сценаристов. И как бы ни усмехались зрители по поводу легко одетого майора Костина, но его фраза, сказанная ближе к финалу, честна по отношению к мучительной загадке XX века: «Никто не узнает, что случилось на самом деле, кроме тех, кто там был. Хотите – пробуйте разгадать». Или попробуйте посмотреть.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №223 от 28.11.2020

Мертвые пледов не носят: «Перевал Дятлова» — самый пижонский и жуткий сериал года

На «ТНТ» закончился самый резонансный сериал осени — восьмисерийный «Перевал Дятлова», рассказывающий свою версию произошедшего в окрестностях горы Холатчахль. Не столько фактическую, сколько метафизическую. Алексей Филиппов делится своими конспирологическими теориями, почему сериал, взявшийся за исхоженный сюжет и сложную тему, заслуживает уважения и внимания.

«Что в точности подумать, я не знаю;

Но вообще я в этом вижу знак

Каких-то странных смут для государства»,

— почти сходу выдает майор КГБ Костин (Петр Федоров), прибыв в Свердловскую область расследовать гибель тургруппы Дятлова.

Воспоминание о «Гамлете» за восемь эпизодов занесет снегом, но единственная цитата вряд ли случайна. Будут еще визуальные — их леса и горы, — но в ходе расследования станет как-то не до литературы. Девять обезображенных морозом и, возможно, насилием тел ждут разгадки, что же случилось с Игорем Дятловым (Иван Мулин из «Хрусталя») и его восемью товарищами и товарками, решившими в честь XXI Съезда ЦК КПСС взойти на уральские вершины Отортен и Ойкачахл.

Трупами, конечно, Костина не напугаешь. Он — ветеран Великой Отечественной, промаршировавший в самое сердце тьмы, до Берлина. Не Горацио, хотя тоже не уберег друга Витю (Алексей Бардуков, ветеран военных сериалов), скорее — Данте, который хладнокровно идет, ведомый незримой силой, через зафасадный советский ад. Эта сила проявит себя еще на фронте: мертвой девушкой в странном замке, намекающим на деятельность Аненербе, ну и нечеловеческой живучестью Костина. Кажется, и одет майор не по погоде, потому что знает о Присутствии, но тут многие почему-то презирают холод.

Февральскому снегу вторит зерно пленки: снявшие нечетные серии режиссеры-дебютанты Валерий Федорович и Евгений Никишов — на самом деле продюсеры с выдумкой, передовики российской сериальной революции — таким пижонством задают происходящему потусторонний тон, переворачивают игру. В чем-то буквально: камера Давида Хайзникова, как божественное око, летает там, где не протиснется и библейский верблюд, заставляя изображение двоиться, кружиться, сливаться, распадаться, слипаться, миражничать.

Советский 1959-й оборачивается в сериале то ли оксюмороном — цветным нуаром, — то ли вывезенным из американских лабораторий прежде времени неонуаром, по-новоголливудски во всем винившим государство. Годом ранее Орсон Уэллс «Печатью зла», считается, закрыл тему, взошедшую на почве Великой депрессии и расцветшую на фоне жутких передовиц заокеанского фронта. Однако портал в отчаяние, как показывает практика, не зацементируешь, как и разносящееся от южных морей до полярного края эхо войны.

Про войну тут будут вспоминать ежеминутно: СССР в «Перевале…» не коллективное тело, связанное, по Кроненбергу, насмерть (страхом, гэбней, безнадегой), а скульптурная композиция, соединенная смертью. Лишь при упоминании войны и потерь между людьми пробегает сигнал — начинает дребезжать жизнь в строгих, механических, обвыкшихся голосах. Как у «замороженной» патологоанатомки Екатерины (Мария Луговая), матери-одиночки, чей муж Витя погибает на фронте. Его-то Костин и не уберег, точнее — как сообщат под конец — тот сам пожертвовал собой ради майора.

Выжившие сослуживцы менялись именами. Например, по одной из версий, капитан КГБ Золотарёв (Егор Бероев), отправившийся с «дятловцами» в экспедицию с каким-то своим интересом, сменил паспортного Александра на Семёна — согласно такому ритуалу. «Перевал Дятлова», придуманный Ильей Куликовым — все еще главным телевизионным сценаристом момента, — во многом строится на таких заменах, подменах, ритуалах, мистификациях. «Махнемся не глядя», — скажет Костину после удачной операции будущий охранник Ивдельлага Яхромеев (Алексей Вертков) и получит на место немецкой зажигалки — надкусанное яблоко. Судьба! Куликов, в общем, все и списывает на фатум, но вернемся к нему под конец протокола.

В сериальном СССР после гибели группы Дятлова везде проступает кровавый румянец: нарисованная на компьютере Москва 1959-го закрепляет ассоциацию с дурным сном; даже майские праздники, разукрашенные пеннивайзовскими красными шариками, вызывают непраздничный дискомфорт. Сын Марии живо интересуется космосом, чье покорение уже началось — первый искусственный спутник зрит с орбиты, — но Коле не удается растормошить взрослых, продолжающих жить войной. Они, если не мертвы внутри, то заморожены — отсюда и эта навязчиво метафорическая морозостойкость. Костин, не расстающийся с нуаровой федорой, потерял не только товарища, но и семью, что сделало его идеальным солдатом, человеком — спусковым крючком, жрецом войны, которая и ходит теперь за ним по пятам.

Что-то, по версии сценаристов, преследовало и группу Дятлова, хотя четные серии, снятые Павлом Костомаровым и Степаном Гордеевым, поначалу выдержаны в черно-белом ретро, оптимистичном оттепельном духе. Источники вдохновения авторы охотно перечисляют в титрах, просто используя оттуда музыку и саунд-дизайн кинематографической эпохи: «Взрослые дети» (1961), «Я шагаю по Москве» (1964), «Три тополя на Плющихе» (1968), «Тень» (1971), «Земля Санникова» (1973), «Восхождение» (1977) и так далее.

Оттепельный кинематограф строил альтернативную реальность, где были увлечены несколько иным — пробуждением жизни, красивыми разговорами, а не похоронами истории. Не случайно «шестидесятников» потом журили за наив — ершистее прочих поколение щелкнул Вадим Абдрашитов в «Плюмбуме» (1987), показав, как за бардовской песней и привычкой сбегать от реальности родители прозевали рождение уязвленного советского супергероя. Руслан Чутко (Антон Андросов) мечтал расставить весь мир по местам и скрыл свою чувствительность за равнодушием к боли, попутно награждая ей окружающих.

Совсем другие — хотя подобранные под «советский типаж» — «железные туристы из УПИ». Чуткие, веселые, розовощекие (никаким монохромом не скроешь) герои мира, где нет цинизма и (пока) смерти, а также нерешаемых проблем. Вот они, слева направо: Игорь Дятлов, Юрий Дорошенко (Александр Метёлкин), Зинаида Колмогорова (Мария Мацель), Людмила Дубинина (Ирина Лукина), Георгий Кривонищенко (Максим Емельянов), Александр Коловратов (Евгений Антропов), Рустем Слободин (Роман Евдокимов), Николай Тибо-Бриньоль (Юрий Дейнекин), приставленный Золотарёв и сошедший с дистанции Юрий Юдин (Максим Костромыкин), якобы потянувший ногу, а на самом деле увидевший безжалостный финал во сне.

Следом туристов попробуют отговорить от похода местные манси, дескать, злой дух Сорни най (легендарная Золотая баба) не одобрит вторжение на ее территорию, та якобы пошлет медведя, заглянет на огонек беглый заключенный, а следом и охранники лагеря (во главе с демоническим Евгением Ткачуком), будут предупреждающе светить инопланетные пятна на небе; еще раз напомнит о смертельной опасности мальчик-остяк Унху (Тимур Романов). «Дятловцы» на мгновение задумаются, в шаге от последнего пристанища — и все же ринутся в бой с природой и фатумом.

Параллельный курс серий позволяет Куликову и Внукову с Сысоевым, авторам ретро-линии, перечислить и отвергнуть все расхожие версии произошедшего, прежде чем презентовать свою. И про беглых заключенных, и про нападение манси, и про НЛО, и про тестирование ракет Р-7, и даже про внутренние дрязги (любовный треугольник слегка нарушает баланс в походной экосистеме, но потом только укрепляет командный дух).

Следствие постановило, что виною стали «природные силы». Костин в сериале тоже якобы приходит к такому выводу. И тут уже пора переходить к грифу «совершенно секретно» (осторожно: совсем спойлеры).

В двух финальных эпизодах «Перевал Дятлова» вихрем наводит многослойную мистику, хотя и первые шесть на документалистику были не очень похожи. Таинственные флешбеки, неопознаваемые блики в небе, вибрирующее присутствие Сорни най, напоминающее о злом духе туунбаке из позапрошлогоднего сериала «Террор». Тот хоронил самоуверенность западной цивилизации, додумывая судьбу другой пропавшей экспедиции.

Однако расщепленный финал берет уже не концентрацией действий или загадок, а выпуклостью духа. Эскалацией того потустороннего ощущения, которое возникает при встрече с неизведанным: на войне, в горах, в книгах Лавкрафта (весь сериал просится рифма «Хребты безумия»).

«Перевал Дятлова» тщательно выносит «антисоветчину» за скобки, прикидываясь скорее романом «Лапшин» Юрия Германа, чем его мрачной экранизацией. Хотя идут косяком «недоработки на местах»: беглые заключенные, жестокие вертухаи, браконьеры, кумовство, секретный запуск ракет и прочая боевая готовность, граничащая с культом смерти. Однако «Гамлет» с пустяшным (для кого-то — возмутительным) гэгом про Ельцина, который якобы тоже рвался в поход, но не влез, указывает на иную конспирологию шоу.

Тут требуется судмедэкспертиза, на которой специализируется одна из героинь.

Пунктирной линией в сериале проходит тема самопожертвования, срастающегося с жертвоприношением. Про остяков ходят легенды, что они до сих пор приносят человеческие жертвы. Шли на амбразуру советские солдаты, вытаскивали товарищей из пекла — даже тех, кто, как Костин, искал смерти, — или спасали ценой собственной жизни. Этот героический военный троп воспроизводят в финале и «дятловцы», поочередно жертвующие собой по пионерскому принципу «сам пропадай, а товарища выручай». Однако за большим человеческим поступком скрывается и нечто глобальное: не просто спасение абстрактной жизни, но препирательство с судьбой.

Так, в финале магически излечивается остяк Унху, которого, как считает его дед (Ёндонгийн Цог), за контакт с «мертвецами» («дятловцами») покарала мстительная Сорни най. Словно Золотая баба приняла жертву «железных туристов».

Однако не он один излечивается. Принимает чужую жизнь, колею покойного товарища и Костин, которому «дело Дятлова» и монолог остяка открывают глаза. Майор, по мнению старика, несет службу Хонту-Руму — ханты-мансийскому богу войны («Пока я служу смерти, она меня защитит»). Если можно поменяться именами и предметами, почему нельзя буквально занять чье-то место? Ну а богом войны в советской мифологии, недвусмысленно конфликтующей с ханты-мансийской (см. «Ангелы революции»), можно считать КГБ, везде подозревавшего врагов.

Если продлевать аналогию до «Хребтов безумия», можно рассматривать историю Дятлова и его группы как (само)жертвоприношение не только ради мальчика или гэбиста, но всего государства. Израненного и проклятого войной, переполненного сиротами и инвалидами, живыми мертвецами и озверевшими от жестокости людьми вроде героя Ткачука.

За несколько лет до Гагарина и укрепления мифа о советском космосе Дятлов и его команда продлили социалистическому проекту жизнь, его оттепельному началу, которое все равно уперлось в застой, чехарду генсеков и закончилось последующим обвалом — таким же стремительным и беспощадным, как схождение лавины в финале сериала (или взрывом на Чернобыльской АЭС, который считают провозвестником (полу)распада СССР). И потому гэг про Ельцина, в итоге ставшего первым президентом Российской Федерации, выглядит не просто деталью, а еще одним проблеском пресловутого фатума. Что делает историю еще жутче, чем подробная хроника гибели, показанная в последнем эпизоде.

«Не должны родители детей своих хоронить — нахлебались мы этого за войну»,

— говорит в начале сериала Костин, словно отсылая к знаменитой сцене из «Мне 20 лет» (1965) Марлена Хуциева, где один из героев видит во сне покойного отца. Тот на несколько лет младше сына и не может поделиться каким-то ценным опытом. Как и сосланный в лагерь и там погибший отец Тибо-Бриньоля («Я его совсем не стесняюсь, а даже горжусь»). Связь времен и поколений нарушена, «век вывихнут».

«Перевал Дятлова» пытается проложить маршрут по заминированной советской истории, навести мосты между прошлым и будущим — и находит выход только в оде гуманизму и задорной песне, пускай звучащей уже посмертно. Призрачно все, и дольше века длится бой, времена не выбирают — и далее по тексту, — но человек может изменить человека, а может — и что-то большее.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Первые сценарии евангелиона
  • Первые праздники беременности
  • Первые ноябрьские праздники
  • Первые каникулы у первоклашек праздник
  • Первые выходные сентября какой праздник