Первая библиотека древней руси сценарий

Cкачать: СценарийПервые библиотеки Древней Руси

ПЕРВЫЕ
БИБЛИОТЕКИ КИЕВСКОЙ РУСИ

ХОД
МЕРОПРИЯТИЯ

СЛАЙД 1

Библиотекарь:
Здравствуйте, уважаемые зрители! Сегодня мы собрались, чтобы совершить
небольшую экскурсию в далёкое прошлое. Но прежде, чем мы отправимся, я хочу
задать Вам несколько вопросов. Поднимите руку те, у кого есть мобильный
телефон? А у чьих родителей есть телефон? А у кого дома есть компьютер или
планшет? А Интернет? А телевизор?

Зрители поднимают руки.

Библиотекарь:  А
теперь поднимите руки, у кого дома есть книги.

Библиотекарь:  Вот
видите, в наше время существует множество устройств для получения информации, и
каждый из нас имеет к ней свободный доступ.

А в древности таким источником информации
была книга, и была она доступна не для всех. А у кого же они были? Кто их
изготавливал?

И вот мы с Вами отправляемся в древние
времена.

Библиотекарь:
рассказ о библиотеках Древнего мира. СЛАЙДЫ 2-7

Библиотекарь:
рассказ о Ярославе Мудром и его библиотеке СЛАЙДЫ 8-27

Библиотекарь:
рассказ о других библиотеках Киевской Руси СЛАЙДЫ 28-30

Библиотекарь:
рассказ о переписчиках и древних книгах 31-37

СЛАЙД 38

Библиотекарь:
А теперь я снова попрошу поднять руки тех, у кого есть дома книги.

Зрители поднимают руки.

СЛАЙД 39

Библиотекарь: 
В наш век цифровых технологий книга очень часто вытесняется компьютером,
Интернетом или телевизором. Но нельзя забывать и о чтении. Поэтому читайте
книги, получайте удовольствие от общения с этим сокровищем, потому что книга –
это настоящий клад, источник знаний.

Вот что писал о книгах  поэт С. Михалков. СЛАЙД
39

Чтец:

Как бы жили мы без книг

Мы дружны с
печатным словом, 
Если б не было его, 
Ни о старом, ни о новом 
Мы не знали 6 ничего! 

Ты представь себе на миг, 
Как бы жили мы без книг? 
Что бы делал ученик, 
Если не было бы книг, 
Если б всё исчезло разом, 
Что писалось для детей: 
От волшебных добрых сказок 
До весёлых повестей?.. 

От бесстрашного Гавроша 
До Тимура и до Кроша – 

Сколько их, друзей
ребят, 
Тех, что нам добра хотят! 

Книге смелой, книге честной, 
Пусть немного в ней страниц, 
В целом мире, как известно, 
Нет и не было границ. 

Ей открыты все дороги, 
И на всех материках 
Говорит она на многих 
Самых разных языках. 

И она в любые страны 
Через все века пройдёт, 
Как великие романы 
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»! 

Слава нашей книге детской! 
Переплывшей все моря! 
И особенно российской –
Начиная с Букваря!        (С. Михалков)   

СЛАЙД 40

Библиотекарь: 
Решайте сами: можно ли прожить в современном мире, не обращаясь к книгам?

СЛАЙД

 И не забывайте о библиотеке. Мы с Её
Величеством Книгой ждём Вас в гости!

ЗАВЕРШАЮЩИЙ СЛАЙД 41

Портреты С. Михалкова для
оформления.

https://allyslide.com/thumbs/c6f46be25ad940da8614fc7e4bb9df64/img3.jpg

Умер Сергей Михалков - Книги- я.ру 

http://www.bronnitsy.ru/sites/default/files/user_images/9b5c5f9a031852210108e19b1e5.jpg

http://assets1.glazunov.ru/uploads/gallery/work/image/227/normal_port_42.jpg

                         Библиотечный урок для учащихся 4 класса

                             «Храм книги.  Первые библиотеки»

               (Урок проводится совместно со школьным библиотекарем)

Цель:  знакомство с историей возникновения книги и библиотеки, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.

Задачи:

  • знакомство с историей письменности и книги
  • привлечение детей к чтению книг
  • воспитание бережного отношения и любви к книге
  • привлечение детей к регулярному посещению библиотеки

Материалы и оборудование:  Книжная выставка “Путешествие в удивительный мир»

Форма проведения: Беседа

     Люди всегда ценили книги и берегли их как самые драгоценные сокровища. Без книг жизнь невозможна. Значит, невозможна она и без библиотек.

     Значение библиотек в истории мировой культуры огромно. «Дома табличек», «Приюты разума», «Аптеки для души», «Дома мудрости», «Книгохранительные палаты», «Храмы литературы» — так называли библиотеки в разные времена и в разных странах.

Какое из этих определений тебе больше всего понравилось? Предложи свое собственное.

Библиотека – хранилище не только книг, но и человеческой памяти. Это центр познания. Так было во все времена. Еще В. Белинский говорил: «Величайшее сокровище – хорошая библиотека»

     Библиотеки возникли в I тыс. до н. э. на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек (2500 год до н. э.), которые были найдены в храме вавилонского города Ниппур.

Одной из самых древних считается библиотека фараона Рамзеса II. Это крупное книгохранилище было основано примерно в 1300 году до н. э. в Египте. Где было собрано около 20 000 папирусов. Книги-папирусы хранились в ящиках, глиняных кувшинах или специальных футлярах, позднее – в нишах стен. Пользовались ими фараоны, жрецы, высшие чиновники и писцы. Над входом, отделанном золотом, была высечена надпись «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством… Это лекарство делает сильным ум человека, облагораживает его душу. В библиотеке писали религиозные тексты, магические заклинания, книги по медицине и астрономии, занимались даже бальзамированием. Египетские библиотекари, которые одновременно и были писцами, пытались сохранить литературные памятники своего народа.

     Самая известная древневосточная библиотека — собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Он был известным собирателем книг, просвещенным человеком. Знал клинопись, владел несколькими языками, писал стихи, был строителем и архитектором, астрономом и математиком. Ашшурбанипал создал огромную по тем временам библиотеку, которая имела более 100 тысяч глиняных табличек. Здесь были собраны мифы, литературные произведения, магические формулы, молитвы, математические и медицинские тексты, географические и ботанические словари. С того времени сохранилось много замечательных «глиняных книг». Позднее они были расшифрованы и переведены на современные языки.

       Более ста лет назад ученым при раскопках удалось обнаружить дворец властителя древнего государства Ассирии. В этом дворце было множество комнат. В одной из них узкая щель вела в подземелье. Там, в больших глиняных чашах, находились необычные кирпичи: тоненькие, покрытые мелкими строчками знаков, похожих на клинья. Такое письмо назвали клинописью. На тонком кирпиче-табличке, лежащем поверх других, было написано: «Того, кто посмеет унести эти таблицы, пусть покарают своим гневом великие боги…».

     Ученые поняли, что попали в библиотеку. Библиотека была царская. В ней находились научные труды по медицине, астрономии, истории. Страницы глиняных книг были большими: 32×22 см, толщиной в 2,5 см – настоящий плоский кирпич! Таких страниц в книге были десятки, а иногда и сотни. Представь себе книгу в сто глиняных страниц! Толщина ее – 2,5 м!

     Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования. Александрийская библиотека являлась частью комплекса mouseĩon (музей). В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. В mouseĩon входило 200 000 папирусов в Храме (почти все библиотеки античности были при храмах) и 700 000 документов в Школе. В библиотеке хранились книги на греческом, египетском, латинском языках, книги на папирусе, пергаменте, пальмовых листах, пластинках из дерева и кости. Здесь были рукописи из далекой Индии, имелись и надписи на неведомых никому и забытых уже тогда языках исчезнувших народов и культур. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году н. э.

     Книга и во времена Киевской Руси была в почете. Князь Владимир Святославович открывал школы, специальные мастерские, где переписывали книги.

     А во времена правления Ярослава Мудрого в Киеве при Софийском соборе появляется первая в Киевской Руси библиотека. К сожалению, никаких книг из этой библиотеки не сохранилось, но из Киевской Софии дошла до нас книжечка небольшого формата – «Изборник» 1076 года. Особое место в нем занимают поучения о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни.

     Более 500 лет энтузиасты ищут библиотеку Ивана Грозного… Тайна пока не раскрыта. Библиотека Ивана Грозного, или Либерея (от латинского слова «книгохранилище») – коллекция книг и документов, принадлежавшая царю Ивану IV. В государевой библиотеке было множество очень редких и представляющих большую ценность экземпляров: древние манускрипты, книги Востока, летописания древних славянских, скифских и других народов. На сегодняшний день поисками библиотеки заняты государственные структуры таких стран как Россия, США, Великобритания, различные негосударственные фонды и частные лица.

     В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки. Там переписывалось не только Священное писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. Здесь вводилась особая должность: библиотекарь, книгохранитель.

     Значение библиотек прошлого огромно: они были и просветительными учреждениями, и книжными мастерскими, и «книгохранительницами». Эти храмы знаний сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятники старины.

     А теперь давай поговорим о современных библиотеках. В настоящее время их очень много. Самые крупные: Библиотека Конгресса США, Российская государственная библиотека, Национальная библиотека Франции, Российская национальная библиотека, Британская библиотека, Александрийская библиотека (современная).

     Библиотека Конгресса – национальная библиотека США, крупнейшая библиотека мира. Расположена в Вашингтоне. Обслуживает правительственные органы, исследовательские учреждения, научных работников, частные фирмы и промышленные компании, школы. Имеет 18 читальных залов на 1460 читательских мест. На начало 2000-х годов библиотека содержит свыше 130 млн. единиц хранения! А общая длина книжных полок – почти 850 км!

     Российская государственная библиотека (бывшая Государственная библиотека им. В. И. Ленина, «Ленинка») – вторая по величине библиотека в мире, самая крупная в Европе: она имеет более 25 млн. книг. Помимо основного книжного фонда имеются специализированные собрания из более чем 150 000 карт, 350 000 нот и звукозаписей, редких книг, изоизданий, диссертаций, газет и др. Основана в Москве 1 июля 1828 года. Обладает универсальным по содержанию собранием отечественных и зарубежных документов на 247 языках мира. В библиотеке представлены редчайшие рукописные книги: Архангельское Евангелие (1092 г.) и др., печатные книги XVI в., издания славянских первопечатников Ф. Скорины, И. Фёдорова, П. Мстиславца, коллекции инкунабулов, первые издания трудов Дж. Бруно, Данте, Н. Коперника, архивы Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, А.А. Блока, М.А. Булгакова и др.

     Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского – главный научно-информационный центр Украины. Обслуживание читателей осуществляется в 16 залах основного библиотечного комплекса и в 6 залах филиала. Здесь располагается наибольшее в Украине собрание газет, фонды рукописей, старопечатных книг и редкостных изданий, эстампов и репродукций, нотных изданий, а также значительная часть Архивного фонда Национальной академии наук Украины. Основана в 1918 году в Киеве, с 1988 года носит имя В.И. Вернадского. Объём фондов – около 15 млн. единиц.

     Национальная библиотека Украины для детей – главная детская библиотека Украины. Она является национальным книгохранилищем детской литературы, научным, справочно-библиографическим, информационным центром для 1321 специализированных детских, около 22 тыс. школьных и почти 18 тыс. сельских библиотек, обслуживающих детей. Основана в 1967 году. Ее фонды насчитывают около 440 тыс. экземпляров книг, журналов, грамзаписей, компакт-дисков, диафильмов и кинофильмов. Уникален фонд редкой книги: в нем более 17 тыс. книг и периодических изданий для детей.

     Среди современных библиотек все большую популярность приобретают электронные, где информацию можно получить через глобальные компьютерные сети. Какими же будут библиотеки в будущем? Будут ли они исключительно виртуальными? Скорее всего, привычные книги и электронные издания будут дополнять друг друга.

     Ну вот. ребята, мы совершили короткое путешествие в самые известные ДРЕВНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. Мы убедились, что стремление человека к знаниям зародилось в далеком прошлом и он создавал библиотеки, чтобы сохранить и преумножить весь свой накопленный опыт. Все, что мы знаем об историческом прошлом, это все благодаря КНИГЕ.

Насколько ты хорошо усвоил наш сегодняшний урок? Давай проверим!

Подумай и ответь

1. Самая древняя библиотека, сведения о которой дошли до нашего времени.

  • библиотека Тутанхамона
  • библиотека Рамзеса II
  • библиотека Тутмоса II

2. Имя ассирийского царя, собравшего огромную библиотеку глиняных табличек.

  • Хаммурали
  • Астиаг
  • Ашшурбанипал

3. Самая известная библиотека античности.

  • Вавилонская библиотека
  • Александрийская библиотека
  • Шумерская библиотека

4. Основатель первой библиотеки времен Киевской Руси.

  • Екатерина II
  • Ярослав Мудрый
  • Иван Грозный

5. Самая крупная библиотека мира.

  • Библиотека Конгресса США
  • Библиотека Британского музея
  • Российская государственная библиотека

Итог урока: Вот и закончилось наше путешествие,  в историческое прошлое. И я надеюсь, ребята, что после всего услышанного и увиденного вы  поймёте какой долгий путь, прошли книги, сколько трудов и сил было вложено  в их создание. А  значит бережнее будете относится к такому чуду,  как книга.

И хочется закончить наш урок словами Максима Горького «Всем хорошим во мне я обязан книгам», поэтому читайте больше книг и вы будете добрее, умнее и сильнее.

Спасибо за внимание!

Использованная литература:

  • Программа Библиотечно- библиографических знаний среди учащихся
  •  1 -5 классов., Методические рекомендации.- Москва, 2007г.
  • Е.Л. Немировский Путешествие к истокам русского книгопечатания: Кн.для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
  • Е.И.Осетров Сказ о друкаре Иване и его книгах: Кн. Для младшего школьного возраста. – М.: Малыш, 2003.
  • Е.Перехвальская Откуда азбука пошла: Кн. Для детей.-М: Малыш, 1989.

ПЕРВЫЕ БИБЛИОТЕКИ КИЕВСКОЙ РУСИ

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

СЛАЙД 1

Библиотекарь: Здравствуйте, уважаемые зрители! Сегодня мы собрались, чтобы совершить небольшую экскурсию в далёкое прошлое. Но прежде, чем мы отправимся, я хочу задать Вам несколько вопросов. Поднимите руку те, у кого есть мобильный телефон? А у чьих родителей есть телефон? А у кого дома есть компьютер или планшет? А Интернет? А телевизор?

Зрители поднимают руки.

Библиотекарь: А теперь поднимите руки, у кого дома есть книги.

Библиотекарь: Вот видите, в наше время существует множество устройств для получения информации, и каждый из нас имеет к ней свободный доступ.

А в древности таким источником информации была книга, и была она доступна не для всех. А у кого же они были? Кто их изготавливал?

И вот мы с Вами отправляемся в древние времена.

Библиотекарь: рассказ о библиотеках Древнего мира. СЛАЙДЫ 2-7

Библиотекарь: рассказ о Ярославе Мудром и его библиотеке СЛАЙДЫ 8-27

Библиотекарь: рассказ о других библиотеках Киевской Руси СЛАЙДЫ 28-30

Библиотекарь: рассказ о переписчиках и древних книгах 31-37

СЛАЙД 38

Библиотекарь: А теперь я снова попрошу поднять руки тех, у кого есть дома книги.

Зрители поднимают руки.

СЛАЙД 39

Библиотекарь: В наш век цифровых технологий книга очень часто вытесняется компьютером, Интернетом или телевизором. Но нельзя забывать и о чтении. Поэтому читайте книги, получайте удовольствие от общения с этим сокровищем, потому что книга – это настоящий клад, источник знаний.

Вот что писал о книгах поэт С. Михалков. СЛАЙД 39

Чтец:

Как бы жили мы без книг

Мы дружны с печатным словом, 
Если б не было его, 
Ни о старом, ни о новом 
Мы не знали 6 ничего! 

Ты представь себе на миг, 
Как бы жили мы без книг? 
Что бы делал ученик, 
Если не было бы книг, 
Если б всё исчезло разом, 
Что писалось для детей: 
От волшебных добрых сказок 
До весёлых повестей?.. 

От бесстрашного Гавроша 
До Тимура и до Кроша – 

Сколько их, друзей ребят, 
Тех, что нам добра хотят! 

Книге смелой, книге честной, 
Пусть немного в ней страниц, 
В целом мире, как известно, 
Нет и не было границ. 

Ей открыты все дороги, 
И на всех материках 
Говорит она на многих 
Самых разных языках. 

И она в любые страны 
Через все века пройдёт, 
Как великие романы 
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»! 

Слава нашей книге детской! 
Переплывшей все моря! 
И особенно российской –
Начиная с Букваря! (С. Михалков)

СЛАЙД 40

Библиотекарь: Решайте сами: можно ли прожить в современном мире, не обращаясь к книгам?

СЛАЙД

И не забывайте о библиотеке. Мы с Её Величеством Книгой ждём Вас в гости!

ЗАВЕРШАЮЩИЙ СЛАЙД 41

Портреты С. Михалкова для оформления.

Сценарий
библиотечного урока «Из истории древнерусской книжности»

Цель: познакомить ребят с историей создания книги.

Предварительная работа:

Подготовка презентации
«Откуда к нам книга пришла?».

Организация книжной
выставки «Такие разные книги».

Ребята, в свои 11-12 лет вы уже читатели со стажем. Сколько вы
прочитали книг? Трудно ответить. Наверное, уже много. Но думаю, что впереди
гораздо больше.

Чтение – одно из самых больших удовольствий в жизни. И если
однажды мы научились черпать радость и утешение из книг, нам без этого уже не
обойтись.

Книга пишется и создается многими людьми, в нее вложены труд и
любовь, знания и талант писателя, художника-оформителя, издателя, переплетчика
и даже библиотекаря для того, чтобы книга попала к вам в руки и вы смогли ее
прочесть.

А вы когда-нибудь задумывались, ребята, откуда взялось
печатное творение? Кто его придумал? Давно ли? И какой была самая первая книга
и библиотека?

Обо всем этом вы и узнаете сегодня. (презентация, музыка)

Книги у людей появились очень давно…

Великое множество книг создано на земле с момента изобретения
письменности.

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

И.Бунин.

Наши далёкие предки были людьми изобретательными и использовали
для изготовления первых книг то, что предлагала им окружающая природа.

Первые книги человек писал на камне, на скалах. В
Египте, в долине Нила, на стенах древнего храма высечена одна из таких книг.

Эта каменная «книга» писалась десятки и десятки лет. Но
каменная «книга», хотя она и вечна, неподвижна и дорога. И люди начали искать
другие прочные материалы, на которых можно было бы записать различные события.

Египтянам, например, такой материал дало болотное растение – папирус.

Его высота достигает двух метров, но бывает и выше.

Из него умелые мастера делали ровные и гладкие листы,
пригодные для письма.

Лист отдавали писцам, которые писали на нём черными и красными
чернилами иероглифы. Так египтяне называли знаки своего письма. Скорее
они были похожи на рисунки с изображениями зверей, птиц,

людей. Книги делали в форме свитков. Это длинный лист,
свёрнутый в трубку.

Нужно сказать, что профессия писца считалась очень престижной
и обеспечивала безбедное существование. Богатые египтяне старались обучить
своих детей грамоте.

Уже тогда люди понимали и поучали своих детей: «…Обрати же
своё сердце к книгам… Смотри, нет ничего выше книг!»

А вот что говорит египетский текст конца второго тысячелетия
до н.э.:

Человек угасает, тело его

Становится прахом.

Все близкие его исчезают с земли,

Но писания заставляют вспоминать его

Устами тех, кто передаёт это в уста других.

Книга нужнее построенного дома,

Лучше гробниц на Западе,

Лучше роскошного дворца,

Лучше памятника в храме.

Почти в это же время в Ассирии возникло и развивалось
искусство изготовления глиняных книг. На старых сырых глиняных плитках
специальной палочкой легко выдавливались письменные знаки в виде клинышков,
поэтому такая письменность и носит название «клинопись». Каждая табличка
нумеровалась, после чего плитки отправлялись в обжиговую печь. А теперь
попробуйте себе представить, что ты читатель ассирийской библиотеки того
времени. Перед тобой на полках – пирамидки плиток – это книги. Высота некоторых
из них полтора, а то и два метра. И пирамидок так много, что глаза разбегаются.
Но вот ты выбрал одну книгу. Однако как же ты унесешь ее домой?

Там, где росли пальмы, люди научились делать страницы из
пальмовых листьев
, затем сшивали их в форме веера и писали на них тонкими
заострёнными палочками. Такие книги назывались «лонтраны» и существовали
в Индонезии.

Племена американских индейцев жили в горных районах, где
растительность была весьма скудной, но зато в горах было много металлов.
Поэтому свои записи индейцы часто делали на медных и даже золотых пластинах.
Кроме этого они изобрели узелковую грамоту, где каждый узелок по своему
размеру, положению и цвету нити мог обозначать, например, мир, смерть или
богатство. Из таких нитей часто плели целые пояса и отправляли с ними гонцов в
соседнее племя.

Там, где не было никакой растительности, например, у жителей
крайнего севера, писали на костях животных и моржовых клыках.

Жители Азии писали на тканях.

В Китае писали на шёлке.

Но основными в истории книги материалами стали: папирус,
пергамент и бумага.

В столице Египта Александрии была крупнейшая
библиотека, где хранились книги в форме свитков. Её считали одним из
чудес света. Но вот стала распространяться слава о библиотеке в городе Пергаме,
что в Малой Азии. Египетский фараон запретил вывоз папируса в этот город, чтобы
библиотека Пергама не превзошла библиотеку Александрии!

Но жители Пергама были люди находчивые и научились
изготавливать материал для письма из козьих и овечьих шкур. Для этого шкуры
выскабливали, затем натягивали на рамы и отбеливали в растворе хлорной извести.
Сначала из пергамента тоже делали свитки, но потом догадались складывать
его листы в тетради и сшивать в книги. (показ слайда) В отличии
от папируса на листе пергамена можно было писать уже с двух сторон, кроме
этого, он был гораздо прочнее папируса. С тех давних времён пергамен, или
пергамент, что одно и тоже, носит название своего родного города. Но книги из
пергамена стоили очень дорого, так как на изготовление одной только книги
уходило целое стадо животных. И позволить себе купить такую книгу могли только
богатые люди.

Китайцы в глубокой древности писали на бамбуковых палочках. А
потом сшивали их в книги.

Но когда же все-таки бумага стала материалом для
изготовления книг? Около двух тысяч лет тому назад, когда люди ещё писали на
египетском папирусе, китайцы уже умели делать бумагу. Но свои секреты, — такие,
как изготовление шёлка, фарфора, изобретение компаса и др., — они тщательно
хранили от чужестранцев. И только в YIII веке арабы переняли у китайцев способ
изготовления бумаги. Нужно взять старую ветошь, кусочки коры, сухую
траву. Поместить всё это в большой чан, добавить немного воды, и варить на огне
несколько часов подряд. Затем полученную массу слить через сито прямоугольной
формы. Жидкость стечёт, а оставшаяся масса высохнет и превратиться в лист
писчего материала (бумагу).

А на Руси в это время наши с вами предки, как и во всей
Европе, в тиши монастырских келий переписывали богословские книги.
Русские писцы писали не только на пергаменте, но и на обычной бересте и коре
липы. Работа переписчиков была нелегкой. Переписывание одной странички занимало
иногда целый день. А чтобы переписать всю книгу, требовались многие месяцы,
иногда годы. Все это было неудобно и долго.

Переписанные листы украшались рисунками, сдавались в переплеты
из деревянных досок, обтянутых кожей. На переплетах делалось теснение. На
обложки помещались драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В
старину любили говорить: «Книжное дело в жемчугах ходит». В монастырских
библиотеках книги иногда приковывались цепями, чтобы их нельзя было унести с
собой.

Книга стоила очень больших денег. Одну книгу можно было
обменять на табун лошадей, стадо коров, на собольи шкуры. И все-таки, книга
ценилась не за украшения, а за то, что в ней написано.

Примерно в середине XY века в немецком городке Майнце,
маленьком и тихом, произошло событие, с которого началась новая эра в
книгопечатании.

Мастеровой Иоганн Гуттенберг использовал неизвестный до того
времени в Европе способ печатания книги подвижными буквами (литерами). Гуттенберг
отливал из металла выпуклые изображения всех букв алфавита. И так, ставя одну
букву к другой, типограф набирал слово, фразу, страничку будущей книги.
Гуттенбергом был придуман и первый в истории печатный станок.

Но это – в Германии. А что же в России?

Только через 100 с лишним лет после Гуттенберга в Москве, как
полагают ученые, по его способу были отпечатаны первые книги. В эти-то годы и
появился на Руси мастер-печатник Иван Федоров.

Иван Федоров был просвещенный, передовой человек своего
времени. Его дарование как полиграфиста, художника-оформителя,
художника-гравера до сих пор вызывает восхищение. В 1553 году царь Иван Грозный
распорядился построить в Москве первую типографию. Строительство этой
типографии затянулось на целых 10 лет. Ко дню ее открытия, 19 апреля 1563 года,
Федоров подготовил все необходимое: шрифты, печатные станки. Царь, посетивший
типографию, приказал набрать и отпечатать богослужебную книгу «Апостол». Спустя
год, 1 марта 1564 года, «Апостол» был издан.

Мы умеем предками гордиться –

Память о печатнике живет,

Федорову памятник в столице

Сохраняет бережно народ.

Н.Кончаловская.

Так зарождалась многовековая и бурная история книги, но это
только небольшая ее часть.

И у библиотеки богатая и древняя история…

Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. При
раскопках над входом в одно из помещений дворца фараона археологи обнаружили
надпись «Аптека для души». Этот вход, отделанный золотом, вел в библиотеку,
основанную еще при Рамзесе II около трех тысяч лет тому назад. По мнению древних
египтян, книги можно сравнить с лекарством, только не от гриппа и ангины. Это
лекарство делает сильным ум человека. Облагораживает душу.

В Древнем Египте использовали в качестве писчего материала
папирус, а в библиотеке Ассирии, которую основал в 7 веке до н.э. внук
ассирийского царя Тиглатпаласара — Ашшурбанипал, очень образованный для того
времени человек, как мы уже говорили, книги представляли собой глиняные
таблички, их хранили в специальных ящиках. Понятно, что в библиотеки надо было
не ходить, а ездить на телегах, чтобы увезти хотя бы одну книгу-ящик. В
библиотекари брали сильных мужчин, которым помогали грузчики-рабы.

Археологи нашли эту первую в мире библиотеку. Так, благодаря
Ашшурбанипалу, мы узнали об астрономических и математических трудах ученых того
времени и об удивительной шумерской литературе.

Самая знаменитая из древних библиотек, Александрийская
библиотека, имела замечательную коллекцию книг (от 100 до 700 тысяч томов).
Писатели и ученые всего мира приезжали в Александрию заниматься наукой и
литературной деятельностью. Четырежды горела самая знаменитая библиотека мира.
При завоевании Александрии арабами в 640 году от этого величайшего
книгохранилища древности не осталось и следа.

И уже много веков романтики, уповающие на чудо, ищут следы
знаменитейшей библиотеки, надеясь, что время, стихии и люди пощадили хоть часть
ценных архивов.

Первые библиотеки античного мира…

Не рассказать о них было нельзя. Ведь оттуда пришли к нам
первые библиотечные понятия: каталог, картотека, да и само слово «библиотека».

Из указа Ярослава Мудрого: «Повелеваю! Собрать триста отроков
и учить книгам их, чтобы сделать из них отменных книжников, вокруг которых, как
жемчуг поверх песчинок, наросли бы книжные хранилища».

А это строки из древней летописи: «Заложил Ярослав град
великий, у этого же града – златые врата. Заложил и церковь святой Софии…

И книгам прилежал, читая их часто и ночью и днем. И собрал
писцов многих, ими же поучась, верные люди наслаждаются учениями божественными.
Ярослав же, книги многие напротив написав, положил в святой церкви, которую
создал и украсил ее златом и серебром…»

Так летописец Нестор поведал о создании на Руси, в Киеве,
первой государственной библиотеки. Произошло это в 1037 году.

Дорогие ребята! Наше путешествие в историю Книги закончилось.
Это, конечно, далеко не вся история книги и библиотеки, а лишь небольшая ее
часть, самое ее начало. Надеюсь, что вы сегодня узнали много нового и
интересного!

А сейчас давайте обратим внимание на нашу выставку книг. Здесь
представлены книги последних десятилетий. Вы видите, какая разница между
первыми книгами и современными. В настоящее время книги издают с помощью
компьютерных технологий. И полиграфия на очень высоком уровне. И время на
подготовку их к изданию и распечатку миллионных тиражей уходит гораздо меньше,
чем раньше. И стоят они гораздо меньше, и унести их домой гораздо проще. Но
ведь это уже продолжение истории книги, которая началась давным-давно.

Показ книг с выставки книг разных десятилетий.

Как вы думаете, а какими станут книги и библиотеки к концу
третьего тысячелетия?

А сейчас давайте проверим, что вы запомнили из истории книги.
Для этого проведем небольшую викторину.

1.      Какими
были самые первые книги? Где они были обнаружены? (Каменные книги, на скалах. В
Египте).

2.      Какие
основные материалы были в истории книги? (папирус, пергамент и бумага).

3.      На
чем были написаны первые книги в Ассирии? (на глиняных плитках).

4.      Как
назывались знаки на глиняных табличках? (клинопись).

5.      Из
чего еще изготаливали первые книги в разных странах? (из пальмовых листьев,
медных и даже золотых пластин, на костях животных и моржовых клыках, на шёлке,
узелковая грамота.

6.      Немецкий
мастер, первопечатник книг. (Иоганн Гутенберг)

7.      А
как звали русского первопечатника? (Иван Федоров).

8.      Кто
и когда основал первую библиотеку на Руси? ( Ярослав Мудрый).

Вся литература в нашем государстве имела
исключительно просветительский характер. Первая библиотека, созданная указом
ЯрославаМудрого, содержала в основном писания отцов Церкви и имела целью именно
нравственное совершенствование людей. Собственно говоря, образование на Руси
всегда было теснейшим образом связанно с духовностью. Так в древности во всех
городах на Руси библиотеки были ни где- то на краю города, а в его центре – при
городских соборах. Первые школы открывались при монастырях. Да и первое высшее
учебное заведение – Славяно-Греко-Латинская Академия, имевшая серьезнейшую
библиотеку, была открыта при Заиконоспасском монастыре. Преподавали –
преимущественно люди духовного сословия: священнослужители и монахи, а первой
печатной книгой стал богослужебный Апостол.

3 Благодаря
книгопечатанию нравственная назидательная литература стала массовой. Это один
из важнейший моментов в истории Руси, ибо именно литература определила характер
развития целой нации на столетия вперёд. Появление книгопечатания в нашей
Стране являет ярчайший пример практической пользы духовной литературы.
Православная книга становится массовой. Каждый получает возможность приобщиться
к сокровищнице святоотеческого наследия и мудрости веков, запечатленной на
станицах поучительных нравственно назидательных книг. Рост национального
могущества и культурное развитие общества находятся в непосредственной
зависимости от духовного созревания и нравственного уровня населения. Расцвет
науки и культуры, воинская доблесть и честь, расширение границ и мировая слава
нации – вот те самые плоды духовно крепкого общества, имеющего четко
выстроенную иерархическую систему ценностей, сформированную ни чем иным, как
православной литературой.

4 Художественно-
иллюстративные выставки Выставки новинок православной литературы Выставки
старинных книг Смешанные выставки православной литературы

5 «Детская
литература должна способствовать развитию детей и формированию их
первоначального представления о мире в христианском свете, с точки зрения
духовной составляющей… Прежде всего, отмечу, что не хватает художественной
высокой качественной литературы нравоучительного характера. Сегодня ощущается
недостаток в интересных добрых книгах для детей. Мало развивающей литературы
для подростков. Почти отсутствует назидательная литература для подрастающего
поколения и для семейного чтения, где бы отсутствовала бы пошлость. Вообще
скажу, мы живем в настораживающее меня время, потому что пошлость становится
нормой и общество толерантно относится ко греху». Из интервью председателя
Издательского Совета РПЦ митрополита Калужского и Боровского Климента о
Патриаршей литературной премии

6 Золото добывают из
земли, а знания – из книги Кто много читает, тот много знает Одна книга тысячу
людей учит

Об истории появления библиотек в нашем государстве.

        В
переводе с греческого слово «библиотека» означает «книгохранилище» (от
«biblion» — книга и «teke» — хранилище).

        Первые
русские библиотеки появились во времена Киевской Руси. В Киеве, Новгороде,
Чернигове, Владимире переводили, переписывали и хранили церковные книги. В
летописи сказано. Что в 1037 году князь Ярослав Мудрый собрал в Киеве много
писцов, которые « списаша книги многи». Часть этих книг князь «положил в святой
Софии церкви», основав первую библиотеку. Сам Ярослав очень любил книги и
грамоту. Вообще в XI веке Русь была одной из самых грамотных стран Европы. Лишь
во время татаро-монгольского нашествия число школ и библиотек сократилось, но
совсем они не исчезли. На одной из миниатюр, посвящённых жизни Сергия Радонежского,
изображён школьный класс: на скамье рядышком сидят пять учеников с книгами, за
ними и сбоку сидят ещё несколько человек, а учитель объясняет Сергию урок.

        Девушки
обычно учились дома, особенно дочери князей или знатных бояр. Например, о дочери
полоцкого князя Георгия Евфросинье писали, что, не учась в Афинах, она достигла
афинской мудрости.

        Славились
образованностью и дочери великого князя Ярослава Мудрого. Одна из них, Анна,
вышла замуж за французского короля Генриха I, который не знал грамоты. Именно
Анна подписывала государственные документы, так как король ставил вместо
подписи крестик. Широко образован был и брат Анны Всеволод – он знал пять
иностранных языков. Сам же Ярослав Мудрый «книгам прилежа, и почитая часто в
нощи и в дне», то есть любил книги и читал часто и ночью, и днём. Летописцы,
давая характеристику князьям, никогда не забывали подчёркивать их
образованность.

        Высоко
ценил книги и князь Владимир Мономах. Он не только много читал, но и сам писал
книги. В знаменитом «Поучении детям» он даёт наставления, которые пригодятся и
современному молодому человеку: «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего
не умеете, тому учитесь – как отец мой, дома сидя, знал пять языков…».

        Многие
русские библиотеки не пережили монголо-татарского нашествия. Со временем
главными хранителями «книжной премудрости» становятся крупные монастыри –
Киево-Печерский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиевский…

        Само
слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно
встречается в знаменитой Геннадиевской библии, переведённой и переписанной в
Новгороде в конце XV века. На полях возле незнакого читателю слова «библиотека»
переводчик сделал пояснение – «книжный дом». До этого в разных городах
помещения для книг называли по-разному: «книгохранилица», «хранительная казна»,
«книжная клеть», «книжная палата».

        Одна
из самых загадочных библиотек того времени – библиотека Ивана Грозного. Её
привезла с собой из Византии его бабка – греческая царевна Софья Палеолог,
которая вышла замуж за Ивана III. По рассказам, в библиотеке, которая хранилась
в Кремле в тайных подвалах, находились многие бесценные, ныне утраченные книги.
По приказу царевны Софьи в 1862 году Дьяк Василий Макарьев прошёл подземным
ходом от Тайницкой башни до Арсенальной. По пути он видел две палаты,
заставленные сундуками до самых сводов. Предполагают, что именно в них
хранилясь библиотека Ивана Грозного. Эти сундуки искали князь Щербатов в конце
XIX века. Игнатий Стеллецкий в начале XX века… работы в Арсенальной башне
археологи проводили и в 1975 году. Тогда был окончательно расчищен родник в
подземелье башни, но катакомбы Московского кремля так и остались загадкой. До
сих пор учёные надеются, что библиотека эта не пропала, а ждётсвоего часа в
таинственных кремлевских подземельях. Возможно, кто-то из клепоманов сумеет
разгадать тайну царской библиотеки.

Первые книги появились на Руси примерно в IX-Xвв. А указание
на библиотеки в Древней Руси относятся в летописях к 1037г., когда по приказу Киевского
князя Ярослава Мудрого собрались в Киеве писцы для переписи славянских книг и
греческих переводов. Все эти книги хранились в Софийском соборе в Киеве, эта и
была первая известная нам библиотека на Руси.В Киевском государстве появляются
и первые личные библиотеки, собиранием книг занимался Ярослав Мудрый. А в
середине 50-х годов XVI в. в Москве начинает работать одна из первых на Руси
типографий. В 1564 году в ней была набрана первая русская печатная книга —
«Апостол» Ивана Федорова.

https://refdb.ru/images/1448/2895405/3d43a1c1.jpg

Как обстояли дела в нашей стране? Могла ли похвастаться библиотеками Древняя
Русь? Кто из вас знает о первых русских библиотеках?

Так вот. Если мы окажемся в Киеве и остановимся перед Софийским собором, то
увидим: прямо перед собором стоит внушительный камень. На нем высечено
изображение Ярослава Мудрого и текст на старорусском языке: «В ле­то 6545
сей же Ярослав сын Володимиров насеял книжными словесы сердца верных лю­дей.
Великая бо польза бывает человеку от учения книжного».

Этот памятник был поставлен в 1967 году в честь 930-летия первой русской
библиотеки. Мы не знаем другого в мире памятника, кото­рый бы установили
в честь книжной коллек­ции — библиотеки. О библиотеке Ярослава Мудрого
летописец записал в «Повести вре­

https://refdb.ru/images/1448/2895405/m6b131dac.jpg

менных лет» под годом 6545 или 1037 по но­вому летоисчислению. Ярослав
недаром был прозван Мудрым. Он знал 5 языков. Мудрый Ярослав повелел
переписывать книги и хра­нить их в Софийском соборе. Более 950 книг было
переписано, среди них труды знамени­тых древнегреческих философов Платона, Аристотеля,
эпос великого Гомера. По приме­ру библиотеки Ярослава, на Руси в разных городах
стали возникать собственные библио­теки, а собирательство книг перестало
быть занятием удивительным и непонятным.

Но вот куда пропала первая русская коллекция книг — загадка. Возможно,
библиотека Ярослава просто сгорела в пожаре, который был в Киеве в 1240 году,
когда на город напали татаро-монголы. Или библиотеку перевезли в другой город?
А возможно, стоит продолжать искать библиотеку в подземных лабиринтах
Киевско-Печерской лавры — монастыря, которому и принадлежал Софийский собор.
Эта историческая загадка ещё ждет своего решения.

Вы обратили внимание, что у истоков создания каждой библиотеки всегда стоял
человек, страстно влюбленный в книгу.

Правители собирали библиотеки, имеющие государственное и мировое значение. А
частные лица во все времена с не меньшей страстью собирали свои личные
библиотеки. Чаще всего это было прекрасным делом и благородным увлечением. Но
когда страсть к собирательству книг непомерно разрасталась, она превращалась в
явление уродливое и опасное. Как и все чрезмерное.

Самой большой в древнем мире считалась
библиотека в Египетском городе Александрии. Её называли чудом света. Эта
библиотека содержала от 50 до 700 тысяч папирусных свитков! (продемонстрировать
фото)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/64/Ancientlibraryalex.jpg/800px-Ancientlibraryalex.jpg

На нашей территории – на Руси – первая давняя
библиотека была создана в Киеве в XI веке Ярославом Мудрым. Чаще всего
библиотеки создавались при соборах, а так же в монастырях.

Скачано с www.znanio.ru

Библиотеки  в  Древней Руси

Сегодня, говоря о судьбе отечественной культуры и библиотечного дела, нельзя не вспомнить историю, традиции, которые складывались не одно столетие. В разное время в разных обществах библиотеки имели разные виды, отражая в своей сущности культуру своего времени. Почему на Руси стали появляться такие учреждения как библиотеки.

Появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства – Киевская Русь. Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространилась письменность. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся к 9 –10 векам. Все рукописные книги, а их называли еще «источниками мудрости», «утешением в печали»,  ценились очень высоко.  Книги стоили дорого и  были доступны немногим, так как делались из очень дорого материала – пергамента.

 Греческие, славянские и древнерусские рукописные книги в конце 10 начале 11 веков употреблялись для обучения грамоте, для приобретения определенного круга знаний. Из летописи известно, что в 988 году великий князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их «на учение книжное». Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде детей «учить книгами».Книги и другие памятники письменности в 10-11 веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Всё это привело к возникновению первых библиотек.

Само слово «библиотека» в древней Руси не употреблялось. Впервые оно встречается в  «Геннадиевской библии», которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века. Термин был для русских людей непривычным, поэтому на полях переводчик делал пояснение: «библиотечный дом». Позднее термин встречается в начале17 века в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки». 

Первое летописное указание на большое книжное собрание связано с именем Ярослава Мудрого. О старшем сыне князя Владимира Красное Солнышко в летописях сказано: «Он был хромоног, но ум у него был добрый и на рати храбрый». Хромоножество от рождения обусловило пристрастие юного княжича к книгам. Пока его сверстники резвились в подвижных играх, Ярослав проводил время за чтением. Книги помогли будущему правителю Киевской Руси обрести обширные знания и вместе с ними — прозвище Мудрый. Летописцы уважительно писали о нем: «Сам книги читал!»

В  1037 году столица древней Руси украсилась главным Софийским собором. Это великолепное каменное здание было отделано мрамором, мозаикой и фресками. В нем веками скапливались несметные богатства из пожертвований верующих. Среди сокровищ храма особое место занимали священные книги из великолепного собрания князя Ярослава Мудрого. Причем книги не простые, а в роскошных окладах, украшенных драгоценностями. Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг. Десятки ученых монахов трудились над перепиской отдельных древних рукописей, занимались они и переводом священных книг. В частности, очень много книг переводили монахи с греческого языка на русский. Накопление книжных сокровищ заставило Ярослава выделить под библиотеку специальное помещение.  Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этой библиотеки. Некоторые источники утверждают, что она «насчитывала великие тысячи книг на разных языках».  Но несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что её фонд непрерывно увеличивался.

Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке помимо богослужебных книг? Охотно читали тогда различные «Жития Святых», имелись сочинения энциклопедического характера – «Изборники», «Шестидневы», «Физиологи» в которых содержались сведения о философии, истории, географии, астрономии. Составитель «Изборника» по имени Иоанн в конце своего труда дал один из древнейших советов, как читать: «Когда читаешь книгу, не тщись торопливо дочитать до другой главы, но уразумей, о чем говорят книги и словеса те». 

Куда же девалась первая библиотека Древней Руси?

Не могла она пропасть, потеряться полностью и бесследно. Сохранить в те времена библиотеку было делом весьма трудным. Думается, что хранилась она не так, как сейчас, то есть на виду у всех, со свободным доступом к книгам каждого желающего. Скорее всего, помещение библиотеки находилось в подвале храма Святой Софии. Причем для наиболее ценных и богато украшенных книг просто необходимо было иметь тайное хранилище, типа современного несгораемого сейфа.

В 1925 году  во время раскопок на территории Софийского собора  был обнаружен огромный погреб с многочисленными ходами и выходами, найдено много ценных вещей, древние монеты и церковная утварь. Было сделано предположение, что почва в ограде Софийского собора как бы висит над никому не ведомыми подземными пустотами. Может быть, именно тут «положена» Ярославом его знаменитая библиотека, прослывшая абсолютно исчезнувшей».


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Само слово «библиотека» в Древней Руси почти не употреблялось. Впервые оно встречается в знаменитой «Геннадиевской библии», которая была переведена и переписана в Новгороде в самом конце 15 века (1499 г.). Термин этот был для русских людей непривычным, поэтому на полях против него переводчик делал пояснение: «книжный дом». Второй раз термин встречается в начале 17 века (1602 год) в Соловецкой летописи, которая сообщала: «Построена у соборской церкви в паперти каменная палата для библиотеки».

Что же касается первого летописного указания на библиотеки, то оно относится к 1037 году, когда Ярослав Мудрый собрал писцов для перевода греческих и переписки уже имеющихся славянских книг, приказав хранить их в Софийском соборе в Киеве. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

Развитие библиотек в Древней Руси.

Появление первых библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства – Киевская Русь.

Еще до складывания централизованного государства, Древняя Русь славилась высоким уровнем развития экономики и культуры, выдающимися архитектурными сооружениями. Широко распространялась письменность: переписка древнерусских и перевод иностранных книг. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к 9-10 вв. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер св. Кирилл (Константин) столкнулся в Корсуне (Херсонесе) с книгами: Евангелие и Псалтирь, написанными «роусьными письмены». Все рукописные книги, а их называли еще «источниками мудрости», «реками, наполняющими вселенную», «утешением в печали», ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала – пергамента.

Из летописи известно, что в 988 г. великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их «на учение книжное». Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей «учите книгами». Книги и другие памятники письменности в 10-11 вв., главным образом, собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек на Руси.

В разное время делались попытки хотя бы примерно определить фонд этого книжного собрания. Некоторые источники утверждают, что оно «насчитывало великие тысячи книг на разных языках». Историк русской церкви Голубинский определил книжный фонд первой библиотеки в 500 томов. Но, несомненно: в этой библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, и что ее фонд непрерывно увеличивался.

Что же читали наши предки, что могло быть в княжеской библиотеке, помимо богослужебных книг? Особенно охотно читали тогда «Жития святых», имелись сочинения энциклопедического характера — «Изборники» («Изборники» Святослава, 1073 и 1076 гг., в который входят церковные сочинения, статьи по грамматике, логике, поэтике, притчи, загадки, а также разнообразные поучения (например, поучение о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни), «Шестидневы» (сборники правил для соблюдения их на каждый день в течение недели), «Физиологи» (сборник рассказов на греческом языке о свойствах реальных и фантастических животных, в сопровождении аллегорических толкований в духе христианского вероучения).

Первая библиотека в Древней Руси основана в 1037 году Ярославом Мудрым в Софийском соборе в Киеве. Второй по времени и значению стала библиотека собора Софии Новгородской, построенного в 1045-50 Владимиром, сыном Ярослава Мудрого. Значительная часть её фонда дошла до нашего времени, в т. ч. Остромирово Евангелие [1056-57; рукопись хранится в Российской национальной библиотеке (РНБ) в С.-Петербурге] и Мстиславово Евангелие [ок. 1117; рукопись хранится в Гос. историческом музее (ГИМ) в Москве]. В 11-12 вв. появляются библиотеки при монастырях в Киеве (Печерский мон.), Полоцке (Спасо-Евфросиньевский мон.), Новгороде, Смоленске, Чернигове, Пскове, Владимире, Ростове, Курске и др. культурных центрах, а также при храмах. В этот период Русь была одной из наиболее грамотных стран Европы. В 14-15 вв. центр древнерусской книжности постепенно перемещался в Северо-Восточную Русь. Библиотеки возникают при православных пу́стынях и скитах. В 1330 Иван Калита заложил монастырь Спас-на-Бору, снабдив его книгами из собственной казны, а также книжными древностями из Данилова монастыря. Предположительно, при нём было положено начало великокняжеской библиотеке в Кремле. Крупные библиотеки были в Чудовом (Патриарший скрипторий), Троице-Сергиевом, Симоновом, Андрониковом, Кирилло-Белозерском, Иосифо-Волоколамском, Соловецком, Антониево-Сийском монастырях. Попытался создать «собрание всех книг, чтомых на Руси», архепископ Новгорода, а с 1542 митрополит Московский и всея Руси Макарий. Из его личного собрания сохранилось 46 книг. Библиотека располагалась в Кремле, в построенном при Иване Калите Успенском соборе (1326-27). Митрополичья «книжная казна» (сер. 16 в.) положила начало Патриаршей библиотеке (1589). К концу 16 в. в монастырях было сосредоточено около 37% всего книжного фонда страны, составлявшего 260-350 тыс. экз., в т. ч. 6-8% печатных. С середины 17 в. формировались первые библиотеки светского характера – царских приказов (техническая – Пушкарского, медицинская – Аптекарского, по истории, географии и внешней политике – Посольского). В 16-17 вв. функционировали библиотеки украинских и белорусских православных церковных братств. В 15-17 вв. возникают первые учебные библиотеки. В 1630-х гг. начала формироваться библиотека Киево-Могилянской академии (основатель – митрополит Киевский и Галицкий Пётр Могила); в 1685 открыта библиотека при Славяно-греко-латинской академии в Москве, в 1721 – при Александро-Невской лавре в С.-Петербурге, в 1723 – при Казанской семинарии и др. Собственными библиотеками располагали государи, бояре, духовенство. С 1644 года начинают издаваться списки истинных и ложных книг, повлиявшие на состав фондов. Возникла Типографская библиотека (при Московском печатном дворе).

Реформы Петра I привели к появлению новых специальных библиотек (цифирных, навигацкой, ремесленных, горнозаводских и др.). Фонд Патриаршей библиотеки с основанием Синода был передан в Синодальную библиотеку (1721). В 1714 году в С.-Петербурге открыта крупная многоотраслевая библиотека общественного пользования, переданная в 1725 году Академии наук. Возникли научные библиотеки: Моск. ун-та (1756), Вольного экономического общества в С.-Петербурге (1765). Появляются предложения об открытии публичных библиотек. В 1782 в Иркутске по инициативе губернатора Ф. Н. Клички была открыта первая провинциальная бесплатная публичная библиотека. Источником первоначального комплектования её фонда послужила Библиотека Рос. АН. В 1780-х гг. в Москве открыта бесплатная библиотека-читальня Н. И. Новикова. На добровольные пожертвования организованы публичные библиотеки в Калуге, Туле и др. городах (в нач. 19 в. они открываются повсеместно). При книжных магазинах и лавках создаются платные (коммерческие) публичные «кабинеты для чтения», в конце века – первые коммерческие библиотеки (И. Х. Кейзера, В. С. Сопикова). В течение 18 в. книгособирательство вошло в моду, складывались семейные книжные собрания, библиотеки дворянских пансионов и др. Крупные личные библиотеки имели ближайшие сподвижники Петра I – князья А. Д. Меншиков, Д. М. Голицын, фельдмаршал граф Б. П. Шереметев, граф Я. В. Брюс, энциклопедист и государственный деятель В. Н. Татищев, епископ Феофан Прокопович и др.

Возникновение монастырских библиотек.

«Для продолжения и углубления образования, а также и для самообразования, — писал академик Б. Греков, — служили библиотеки. Они были введены в русские монастыри вместе со студийным монастырским уставом. Библиотеки находилось в ведении брата-библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определенные часы для чтения книг».

Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки. Их характерной особенностью стало объединение ими функций создания, использования и хранения книги. Библиотека сочетала в себе элементы просветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада. В монастырских библиотеках создавались летописи, переписывались и переводились книги, организовывалось их хранение и распространение. В Соловецком монастыре, например, для библиотек выстроили специальное каменное здание. На должности монастырских книгохранителей, как правило, назначались образованные монахи. Основной их задачей являлось бережное хранение книг и рукописей и выдача их для чтения. Надо сказать, что этими библиотеками пользовались и лица, находящиеся за пределами монастыря.

По-видимому, в некоторых библиотеках, наряду с церковными каноническими, т.е. «истинными» книгами, находились апокрифические, т.е. «ложные», «отречённые» сочинения, с распространением которых боролась христианская церковь.

Большое место в фондах древнерусских библиотек занимала оригинальная древнерусская литература, древнейшие русские летописные своды, государственные документы, юридические памятники. Среди них в первую очередь должны быть названы: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе», поучения Феодосия Печерского и проповеди новгородского епископа Луки Жидяти. Из произведений 18 века в библиотеке хранились проповеди Кирилла Тгуровского, знаменитое «Слово о полку Игореве» и другие сочинения.

Этим кратким перечнем сохранившихся до нашего времени древнерусских оригинальных произведений, разумеется, далеко не исчерпывается состав книжного фонда библиотек. Подавляющее большинство книг было уничтожено во время войн, феодальных набегов татаро- монгольских захватчиков на Русскую землю. В летописях и других исторических источниках приводятся многочисленные сведения о расхищении и ограблении городов, церковных соборов и монастырей, о пожарах и стихийных бедствиях. Всё это сопровождалось гибелью и уничтожением культурных ценностей и памятников древнерусской письменности.

Библиотеки: громкие имена.

Обширное собрание книг – не только русских, но и греческих, – имелось в Киево-Печерском монастыре. Часть книг была принесена и оставлена мастерами, которые расписывали соборную церковь. Книги хранились на «палатях» – хорах этой церкви. Помимо этого, к 12 в. книгохранилища были уже во Владимире, Рязани, Чернигове, Ростове, Суздале, Полоцке, Пскове и других городах.

Одной из крупных русских «книгохранительниц» была в те времена библиотека полоцкого Софийского собора, на становление которой существенное влияние оказала деятельность знаменитой просветительницы ХII в. княгини Евфросинии. Именно св. Евфросиния Полоцкая считается первой женщиной-библиотекарем на Руси. Юная княжна с позволения полоцкого епископа Ильи поселилась в церкви Святой Софии в боковой комнатке – «голубнице», т. е. в чердачной пристройке, где имелось помещение для хранения книг. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Часть переписанных св. Евфросинией книг продавалась богатым церквам и монастырям, а вырученные деньги по ее просьбе раздавали нуждающимся. Для бедных церквей она делала списки Евангелия бесплатно. Евфросиния писала стихи, переводила с греческого языка, а возможно, и с латинского, пополняла Полоцкую летопись.

Княжна мечтала о том, чтобы перепиской книг в Полоцке занимались не единицы, а десятки грамотных людей. Мечта воплотилась в реальность после основания ею двух церквей – Св. Спаса и Пресвятой Богородицы. При церкви Св. Спаса Евфросиния основала женский монастырь, а при церкви Пресвятой Богородицы – мужской. В созданных ею монастырях она организовала школы. Здесь обучались и сестры Евфросинии – Горислава и Звенислава, которым после пострига в монахини дали имена Евдокия и Евпраксия. При монастырях были созданы скриптории – мастерские по переписке книг, в которых существовала специализация: один мастер делал цветные инициалы и заголовки, второй – миниатюры, третий – переплеты. В основанных св. Евфросинией монастырях создавались прекрасные памятники книжного искусства, например, Погодинское Евангелие ХI в.

Древнейшие сокровища Новгород.

Новгород в течение столетий накапливал и сохранял древнейшие памятники русской письменности. Находились они в Софийском соборе. Сама библиотека была под наблюдением новгородского «владыки». В библиотеку приезжали монахи из отдаленных русских монастырей и переписывали здесь книги.

Как же выглядела эта библиотека? Где хранилась? Это поразительно, но ее можно осмотреть в наши дни. Сейчас она открыта там же, где размещалась прежде – в длинной анфиладе залов на хорах собора. Книжный фонд Софийской библиотеки насчитывал около тысячи рукописных книг в кожаных переплетах и старопечатных изданий. Есть уникальные: трактат «Наказ писцам», подлинные письма Петра Первого, первый топографический план Москвы, напечатанный на развороте Библии.

Существуют мнения.

Предполагается, что в Киеве библиотеки существовали еще в 10 веке. Библиотеку могла иметь основанная в 988 году школа обучения детей, в которой требовалось наличие требуемого числа книг. Они могли быть открыты и при строительстве соборов. Так, на Подоле, еще до принятия христианства, уже существовала Ильинская церковь. В 996 году было закончено сооружение величественной Десятинной церкви. В некоторых источниках говорится, что Владимир украсил эту церковь не только иконами, крестами и церковными сосудами, но и книгами, привезенными из Корсуни.

Все больше и больше становилось на Руси людей, «насыщающихся сладостью книжной».

Этим кратким перечнем сохранившихся до нашего времени древнерусских оригинальных произведений, разумеется, далеко не исчерпывается состав книжного фонда библиотек. Подавляющее большинство книг было уничтожено во время войн, феодальных набегов татаро-монгольских захватчиков на Русскую землю. В летописях и других исторических источниках приводятся многочисленные сведения о расхищении и ограблении городов, церковных соборов и монастырей, о пожарах и стихийных бедствиях. Всё это сопровождалось гибелью и уничтожением культурных ценностей и памятников древнерусской письменности.

Не сохранилось каталогов, описей древних книг в библиотеках, позволяющих судить об организации и расстановке книжного фонда, о выдаче книг и порядке работы этих библиотек. Однако, нет сомнения в том, что такая работа велась в крупных древнерусских библиотеках.

Древнерусские летописи ничего не писали о жизни народа, о его духовных запросах и чаяниях, стремлении к образованию. Но новейшие археологические разыскания и изучения древнейших памятников письменности позволяют утверждать, что грамотные люди имелись и в среде простых людей. Не имея возможности приобрести книгу, простой народ использовал для письма бересту. Конечно, круг грамотных людей из народа был невелик. Жестокая эксплуатация, недоступность школ и библиотек для простого люда препятствовали распространению грамотности. Книга и библиотека были достоянием феодалов и духовенства. Древнерусские библиотеки служили орудием распространения и укрепления христианской религии – идеологической основы феодального государства.

Несомненно, что на организацию первых библиотек на Руси повлиял факт принятия Христианства как официальной государственной религии, направленной на укрепление могущества древнерусского феодального государства.

О составе книжного фонда библиотек этого периода можно судить по немногим сохранившимся памятникам древнерусской письменности. В большинстве своём это религиозные произведения, церковные богослужебные книги, богословские сочинения, поучения христианских писателей. Таким образом, из более чем 130 рукописных книг 11-12 вв., около 80 были богослужебными. Это было необходимо, ведь Христианство меняло в корне все представления людей об устройстве вселенной, о происхождении рода человеческого. Что же касается книг светского содержания, их имелось не более двух процентов.

К 16 в. уже сложилась практика составления описей (списков книг) библиотек. Эти описи содержали уже первые элементы систематизации книг, являясь как бы предтечами библиотечных каталогов. По ним можно проследить и динамику роста фондов библиотек.

По мере усиления процессов централизации государства роль самостоятельных княжеств как центров собирания, создания и хранения книг ослабевает. С другой стороны, с ростом книгопечатания, особенно после организации Московского печатного двора, усиливается проникновение в провинцию новой книги. В целом библиотеки, при продолжающемся количественном росте их собраний, теряют потенцию качественного обновления фондов. Постепенно уходит в прошлое их роль ведущей культурной силы. Из-за плохой сохранности памятников письменности происходит также постоянное «вымывание» из библиотек книг более раннего периода. Но одновременно с этими процессами растёт число и значение личных библиотек.

Богатыми книжными коллекциями владели представители придворной знати, духовенство. В библиотеке патриарха Никона насчитывалось, например, более тысячи книг. Уникальной была, по некоторым данным, библиотека московских царей: Ивана III, Василия III, Ивана Грозного (Либерия или Либерея), исчезнувшая, предположительно, в Смутное время. Возможно, она включала и книжное собрание византийских императоров, вывезенное в Москву после завоевания Константинополя турками.

Таким образом, значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и ”книгохранилищами” огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Оценивая историко-культурное их значение, необходимо подчеркнуть, что насаждая церковную идеологию, они, в то же время, были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.

Сытин Иван Дмитриевич – биография

Сытин Иван Дмитриевич – (25 января (5 февраля) 1851, Костромская губ. – 23 ноября 1934, Москва) – российский предприниматель, книгоиздатель, просветитель.

Иван Дмитриевич Сытин родился 25 января (5 февраля) 1851 г. в с. Гнездниково, Солигаличского уезда, Костромской губернии. Отец – Дмитрий Герасимович Сытин, волостной писарь. Мать – Ольга Александровна Сытина. Иван был старшим из четырёх детей в семье.

С 12 лет Иван начал работать, сначала помощником скорняка на Нижегородской ярмарке, а в 1866 г. в Москве, в книжной лавке купца П. Н. Шарапова.

В 1876 г. Сытин женился на Евдокии Ивановне Соколовой и в том же году приобрел свою первую литографическую машину и открыл литографическую мастерскую – «Первая Образцовая типография». Одним из первых удачных коммерческих мероприятий И. Д. Сытина в тот период стал массовый выпуск карт боевых действий русско-турецкой войны.

Всероссийскую известность И.Д. Сытин получил в 1882 г. после вручения ему бронзовой медали Всероссийской промышленной выставки за его книгопечатную продукцию.

В 1884 г. при участии И.Д. Сытина было создано издательство «Посредник», начавшее публикации по доступным для многих ценам произведений Л.Н Толстого, И.C. Тургенева, Н. С. Лескова.

В том же году на Нижегородской выставке был представлен «Всеобщий календарь на 1885 год», ставший не просто календарём, но универсальным справочным пособием на все случаи жизни для многих российских семей. Уже в следующем году тираж «Всеобщего календаря» составил 6 миллионов экземпляров, а к 1916 г. превысил 21 миллион.

С 1890 г. И.Д. Сытин стал членом Русского библиографического общества и принял на себя издание журнала «Книговедение». В 1891 г. он приобрёл и продолжил издание журнала «Вокруг света», а в 1897 г приобрел, реформировал газету «Русское слово», с которой впоследствии сотрудничали В. А. Гиляровский и В. И. Немирович-Данченко.

Одним из крупнейших издательских проектов Сытина явилась «Военная энциклопедия», выходившая в 1911-1915 гг. По причине начала Первой мировой войны и последующей Октябрьской революции издание осталось незавершённым, всего было выпущено 18 томов.

К 1917 г. И.Д. Сытин имел широкую сеть книжных магазинов – четыре в Москве, два в Петрограде, в Киеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Иркутске, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, в Варшаве и Софии. 19 февраля 1917 российская общественность широко отметила 50-летие книгоиздательской деятельности И.Д. Сытина выпуском литературно-художественного издания «Полвека для книги», в подготовке к изданию которого приняли участие М. Горький, А.И. Куприн, Н.А. Рубакин, Н.К. Рерих, П.И. Бирюков – всего около 200 авторов.

После установления в стране советской власти все предприятия И. Д. Сытина были национализированы, а он сам выполнял различные работы по поручению правительства – организовывал выставку российских картин в США, вел переговоры о концессиях с Германией. В 1928 г. ему была назначена персональная пенсия, а за его семьёй была закреплена двухкомнатная квартира (ул. Тверская, д. № 38, кв. 274 – ныне ул. Тверская, д.№ 12)

23 ноября 1934 г. И.Д. Сытин скончался и был похоронен на Введенском кладбище.

В Москве на доме № 18 по Тверской улице в 1973 г. была установлена мемориальная доска в его память, а 1974 на его могиле установлен памятник с барельефом книгоиздателя.

В Костроме и Галиче в его честь названы улицы.

Список использованных источников

Библиотеки. URL: https://bigenc.ru/text/5061145

Биография Сытина Ивана Дмитриевича, основные даты и события его жизни, краткая биография. URL: http://www.aphorisme.ru/about-authors/sitin/?q=5417

Первые библиотеки Древней Руси. URL: http://kurskonb.ru/ourbooke/slovo/doc/023.html

Первые библиотеки на Руси и причины их возникновения. URL: http://www.univer.omsk.su/pages/hbwork/1.htm

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Описание слайда:

«Первая библиотека   Древней  Руси»  
(о библиотеке Ярослава Мудрого)



Слайд 2


Слайд 3

Описание слайда:

Ярослав Мудрый на памятнике «Тысячелетию России» в Великом Новгороде


Слайд 4

Описание слайда:

«Реки, напояющие Вселенную» —
это образное, широко известное сравнение книг с реками, наполняющими Вселенную запечатлено в «Повести временных лет» под 1037 годом. В ней раскрывается строительная и книжная деятельность киевского князя Ярослава Мудрого.


Слайд 5

Описание слайда:

София Киевская — главный храм Киевской Руси, заложенный князем Ярославом Мудрым в 1037 году


Слайд 6

Описание слайда:

Храм Софии — символ могущества и силы первого древнерусского государства.
Здесь проходили торжественные церемонии, приемы иностранных послов, велось летописание, здесь возникла и хранилась крупная библиотека. Здесь Иларион — один из первых русских писателей — произнес свое знаменитое «Слово о законе и благодати». (Предполагают, что именно Иларион вместе с Ярославом стал инициатором сооружения Киевской Софии.)
Храм и был рассчитан на то, чтобы поразить воображение современников, внушить народу веру в незыблемость княжеской власти и религии. Вместе с тем, он — показатель уровня мудрости и мастерства. В его создании участвовали самые разные художники: зодчие организовали архитектурную форму; живописцы расписали стены и своды здания; мастера золотых и серебряных дел готовили церковную утварь; художники написали иконы; вышивальщицы украшали ткани; писцы и миниатюристы готовили необходимые книги.


Слайд 7

Описание слайда:

На территории Софийского заповедника у входа в собор в 1967 году установлен мемориальный знак, на нем — портрет Ярослава Мудрого с книгой в руке и текст из летописи «Повесть временных лет».


Слайд 8

Описание слайда:

Летописные известия о Ярославе начинаются с 1014 года — последнего года княжения Владимира.
Он рано начал читать и на всю жизнь полюбил книги.
Ценя знание, понимая, что для управления княжеством нужны грамотные, образованные люди, молодой князь организовал в Новгороде школу для детей, приказав «учить книгам их».
Пристрастие к книгам возникло у него в раннем детстве. Ведь и отец Ярослава Владимир «любил словеса книжные», владел библиотекой, эту любовь он передал и сыну, который в связи с хромотой не мог предаваться детским забавам. Его мать — гордая полоцкая княжна Рогнеда с четырех лет приставила к сыну учителей греческих, болгарских, варяжских и даже латинских. Ярослав все больше и больше привязывался к чтению, овладевал «книжной премудростью», читал о великомучениках, о подвигах и страданиях, о великих страстях.
Сам Ярослав не удовольствовался тем, что уже в ранней юности приблизился к дверям мудрости, а пошел дальше. Всей душой отдавался он любимому делу, эту черту его и выделил летописец, когда не без уважения отметил: «К книгам прилежал, читая их часто ночью и днем». Любовь к книгам он привил и своим детям.
В летописной статье 1037 года говорится далее, что Ярослав собрал много писцов, которые переводили с греческого на славянский язык.
И уже в это время возникают не только переводные, но и свои собственные, оригинальные произведения.


Слайд 9

Описание слайда:

создатель и организатор первой на Руси государственной библиотеки.

Князь создал библиотеку за семнадцать лет до собственной смерти. Он практически создает, но не собирает, потому что каждая книга вначале переводилась с греческого, болгарского и других языков, и только лишь после этого вручную копировалась и переплеталась. Ярослав был настоящим полиглотом, и поэтому историки уверены, что он тоже мог принимать активное участие в этой кропотливой и тяжелой работе. В результате удалось сделать около тысячи книг.


Слайд 10

Описание слайда:

Когда была основана библиотека?

Усилиями археологов, архитекторов, историков удалось доказать, что в 1037 году не началось, а завершилось строительство Софии, в этом же году была основана и библиотека. Размещалась она или в одной из аспид, или в башне.
Итак, Ярослав Мудрый собрал писцов и они приступили к делу.
А где они работали, в каком месте располагалась книгописная мастерская? Как была устроена? Летопись об этом ничего не сообщает. Вполне возможно, что она находилась в самой Софии, рядом с книгами, но могла быть и вне собора, в специальном помещении на митрополичьей усадьбе. Скрипторий при Софийском соборе продолжал действовать и в 70-е годы XI века.


Слайд 11


Слайд 12

Описание слайда:

Книгописная мастерская Ярослава Мудрого. Миниатюра из Радзивиловской летописи


Слайд 13

Описание слайда:

Дочери
Некоторые книги из библиотеки своего отца увезла во Францию в 1048 году как приданое младшая дочь Ярослава Мудрого — Анна Ярославна. Став женой французского короля Генриха І, она, соответственно, стала королевой Франции. Одна из привезенных ею книга, рукописное Евангелие, была награждена легендарной судьбой. Книга стала знаменитой под названием — Реймское Евангелие, и все французские короли, до Людовика XIV, за семь веков, вступая на королевский престол, присягали именно на этой древней книге из библиотеки Ярослава мудрого.


Слайд 14

Описание слайда:

Софийское книгохранилище возникло благодаря книжному дару Ярослава Мудрого.


Слайд 15

Описание слайда:

в первой русской библиотеке имелись основные произведения Древней Руси, как переводные, так и оригинальные, фонд непрерывно пополнялся. Ведь перевод и переписка книг, начатые Ярославом Мудрым, продолжались и позднее.
Через двадцать с небольшим лет после смерти Ярослава «Иоанн диак» составил в Киеве «Изборник» 1076 года — книжечку небольшого формата, содержащую статьи энциклопедического характера. «Изборник» 1076 года — не энциклопедия, не справочник, а маленькая библиотека, походная книга, которая призвана заменить князю большую библиотеку, подборка любимого и нужнейшего для князя чтения.


Слайд 16

Описание слайда:

Иларион
В тесный круг Ярославовых книжников входил один из деятельных помощников Ярослава Мудрого, его любимец Иларион, автор «Слова о законе и благодати» , дошедшего до наших дней, и которое современные исследователи образно называют «первым словом русской литературы». В этом труде Иларион проявил себя как человек, овладевший высокой словесной культурой. Он обладал широким кругозо ром, был мудрым, смелым политическим деятелем и по праву считается одним из основоположников русской литературы.


Слайд 17

Описание слайда:

Книголюбами были и сыновья Ярослава Мудрого.
Происхождение трех древнейших русских памятников связано с именами братьев Ярославичей.
Для Владимира Ярославича — новгородского князя — в 1047 году была переписана «Книга пророков»
Для приближенного и соправителя князя Изяслава Ярославича — Остромира — было создано в 1057 году ныне знаменитое Остромирово евангелие — старейшая из сохранившихся, точно датированных книг.
Имела пристрастие к книгам и жена Изяслава — польская княжна Гертруда.
Всеволод, по воспоминаниям его сына Владимира Мономаха, «дома сидя, изучил пять языков», за что ему воздавали честь в чужих землях.
Покровителем книжного дела считался и сын Ярослава князь Святослав, который, по свидетельству современника, «много старался для собирания книг».


Слайд 18

Описание слайда:

Княжеская семья. Святослав Ярославич с книгой в руках
из «Изборника Святослава» 1073 г.


Слайд 19

Описание слайда:

Где же великокняжеская библиотека?

Сберечь библиотеку в то время было делом весьма сложным. Можно даже говорить о том, что Софийский собор насчитывал ряд библиотек: одни гибли, а на их месте возникали новые. В 1169 году, например. Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез из него все книги.
В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд.


Слайд 20


Слайд 21


Слайд 22

Описание слайда:

Что почитать?


Слайд 23

Описание слайда:

Глухов , А. Г. Мудрые книжники Древней Руси : От Ярослава Мудрого до Ивана Федорова : [научно-художественные очерки] / Алексей Глухов . — М. : Экслибрис — Пресс , 1992 . – 255 с. : ил .

Древняя Русь оставила нам бесценное литературное наследие, которое на протяжении столетий создавали многие талантливые писатели, переводчики, художники-оформители и переписчики — все те, кого в летописи называли мудрыми книжниками. Среди них — Ярослав Мудрый, митрополит Иларион, дьякон Григорий, Нестор-летописец, Владимир Мономах, Феодосий Печерский, Кирилл Туровский, Андрей Боголюбский, Иван Калита, Симеон Гордый, Епифаний Премудрый, Кирилл Белозерский, митрополиты Алексий, Киприан, Макарий.


Слайд 24

Описание слайда:

Глухов, А. Г. Русь книжная / А. Г. Глухов. — М.: Советская Россия, 1979. — 221, [2] с.: ил. -Библиогр. : с. 220-222.

В книге рассказывается о крупнейших и наиболее примечательных книжных собраниях нашей страны, начиная с первого, основанного Ярославом Мудрым; о монастырских библиотеках, о книжных коллекциях государственных учреждениях (приказов), о знаменитой Патриаршей книгохранительной палате и некоторых других. Речь идет о культуре, о книгах и писателях, о переводчиках и переписчиках литературных памятников.


Слайд 25

Описание слайда:

Мальгин, А. С. Гимн книге: энциклопедия для юношества / А.С. Мальгин. — М.:Либерея -Бибинформ,2009.- 536 с.

Книга содержит сведения о занимательных и, как правило, малоизвестных фактах и событиях из истории книжной культуры. Увлекательные очерки и рассказы посвящены древнейшим памятникам письменности, выдающимся «вечным» книгам — Библии и Корану, замечательным произведениям древнерусской книжности, возникновению книгопечатания, знаменитым отечественным и зарубежным издателям и типографам. Большое внимание уделено великим библиотекам: от Александрийской до Румянцевской. Наряду с описанием событий, преданиями и легендами из истории книги, письменности и библиотек в издании приводятся афоризмы, крылатые выражения и высказывания выдающихся личностей всех времен и народов о роли книги в общественном развитии на разных ступенях цивилизации.
Ярослав Мудрый – основатель первой библиотеки в Древней Руси // Мальгин А. С. Гимн книге : энциклопедия для юношества / А.С. Мальгин. — М., 2009. – С. 440-445.


Слайд 26

Описание слайда:

источники
(По материалам книг Алексея Глухова «Судьбы древних библиотек» (М., 1992); «Мудрые книжники Древней Руси» (М., 1997).
http://bibliopskov.ru/mudryi.htm


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Патриотты? ?н кеші сценарий
  • Пепси меняет сценарий
  • Патриотичные праздники россии
  • Пеппи длинный чулок сценарий на английском
  • Патриотическое воспитание через государственные праздники