Первоклассница сценарий фильма

Давным-давно я делала серию постов по семейным фотографиям и документам . Это оказалось очень увлекательным: опрашивать маму, бабушку и всех доступных родственников, и составлять иллюстрированный рассказ на какую-нибудь тему. Был у меня в журнале "рецепт с историей" - заварной крем, который моей…

Давным-давно я делала серию постов по семейным фотографиям и документам. Это оказалось очень увлекательным: опрашивать маму, бабушку и всех доступных родственников, и составлять иллюстрированный рассказ на какую-нибудь тему.

Был у меня в журнале «рецепт с историей» — заварной крем, который моей маме в детстве готовили каждый день на ужин. Были тематические серии семейных фотографий. А сейчас — книга с историей, старая, очень любимая, потрепанная, переплетенная в мастерской: Е. Шварц «Первоклассница». Краснодарское книжное издательство, 1960 г.

* * *

Сначала о самой книге и фильме, кадры из которого послужили иллюстрациями.

Автор — Евгений Львович Шварц, он писал сценарий к фильму студии «Союздетфильм», который вышел на экраны в 1948 г.

Перед выходом фильма, в 1947 г, в № 9 и 10 журнала «Мурзилка» были опубликованы главы книги с рисунками Л. Милчина:

Сентябрьский номер «Мурзилки»

и октябрьский — глава «Наступил праздник»

В сети нашлась интересная статья о создании фильма:

«…Первоначально сценарий Шварца назывался «Первая ступенька» и был совершенно далек от ставшей потом широко известной и всеми любимой «Первоклассницы». Это была сказка — жанр, характерный для творчества драматурга. Героиня ее, семилетняя девочка Наташа — хвастунишка и всезнайка, — считала, что уже много видела и все знает и потому может учиться «так себе». Но, встречаясь со многими интересными людьми разных профессий, Наташа в конце концов убеждалась, что все они, прежде чем стать мастерами своего дела, прошли через «первую ступень» — первый класс, В сценарии было много всевозможных приключений: в квартире у старого ученого Наташа видела удивительные, большие красивые цветы, оживающие игрушки. По ходу действия она попадала то в чудесный сад, то на необыкновенное кукольное представление, то в недавно выросший новый шахтерский город. Были в сценарии сильнейшая гроза и наводнение, во время которых девочка терялась и объявлялись ее поиски…

Однако столь сказочно живописно разработанная фабула не очень привлекала Фрэза. И наряду с предложениями о многочисленных поправках в сценарии он посещал разные школы, чтобы наблюдать маленьких героев своей будущей картины, так сказать, в натуре: присутствовал на уроках, разговаривал с первоклассниками, их учителями и родителями. До сих пор у Ильи Абрамовича хранится черная тетрадь, датированная маем 1946 года, в которой мелким, убористым почерком записаны сделанные им тогда живые наблюдения из жизни первоклассников. Например, такие: «Вначале учительницу называют «тетей». Посредине урока заявляют: «Я пойду домой, я больше не хочу, я играть хочу». По малейшему поводу поднимают руки. Любят пожаловаться друг на друга» и т. д. Когда материала набралось достаточно, Фрэз показал его Шварцу. Шварц пришел в восторг: «Ведь это же гораздо ярче, чем сказка. Это готовый сценарий. Зачем выдумывать?» И буквально за две недели написал на основе записей-наблюдений Фрэза совершенно новый вариант сценария, по которому и был поставлен фильм.

В отличие от «Первой ступеньки», изобиловавшей действием, внешними яркими событиями, в «Первокласснице» нет сюжета в привычном для того времени понимании. Сюжетом в нем стала история развития внутреннего мира ребенка, история о том, как растет человек, как формируется будущая личность. Надо сказать, задача, стоящая перед драматургом и режиссером, была совсем не из легких — снять целую картину о буднях школьной жизни, лишенных, казалось бы, какой-либо значительности и занимательности, о том, как дети ходят в школу, учатся читать и писать, дежурят в классе, ссорятся и мирятся, да так снять, чтобы зрителям было не скучно. И мудрый сказочник Евгений Шварц нашел драматургическую форму, единственно, пожалуй, возможную для повествования об истории души маленького человека. Вроде бы ничем не примечательный, неброский материал о скромных повседневных заботах, переживаниях и радостях первоклассников он выстроил как ряд эпизодов, новелл, в каждой из которых раскрывается, во-первых, какая-нибудь черта характера маленькой героини, а во-вторых, она сама открывает для себя что-то новое. В результате десять новелл, в основу которых положены реальные жизненные наблюдения, в целом сложились как хроникально-поэтический рассказ о жизни и воспитании характера первоклассницы Маруси Орловой.

Помня о том, что фильм предназначен в первую очередь детям, маленьким детям, и потому должен быть доступен их пониманию, Шварц дал каждой новелле название, начинающееся словом «как»: «Как Маруся начала учиться», «Как Маруся получила первую отметку», «Как Маруся помогла подруге» и т. д. В этом многократно повторяющемся «как» чувствуется, с одной стороны, сказочно неспешная интонационная ритмичность, с другой — близость к детскому синтаксису, к детской конструкции разговорной речи.

Разбивка фильма на небольшие новеллы дала возможность всякий раз как бы заново сконцентрировать внимание ребенка, напомнить ему — а вот сейчас начнется новая история… Нанизывая таким образом разные поучительные «истории про то, как…», авторы фильма помогали детям усваивать нравственные ценности, такие, как трудолюбие, скромность, чувство товарищества, преданность в дружбе.

Каждая новелла начинается своеобразной скромной изобразительной заставкой — лист из школьной тетради, разлинованный в косую линейку, на котором старательным детским почерком выведено ее название. Причем названия эти с расчетом и на тех зрителей, которые еще не умели читать, произносились вслух актером Борисом Чирковым. Тем самым режиссер как бы подчеркивал зрительский адрес фильма — кому он был направлен.

Своими «секретами» Илья Фрэз сегодня делится с удовольствием, тем более что «Первоклассница» — одна из любимых его картин.

— К этому времени я уже понял, — рассказывает он, — что, работая с детьми, нужно стремиться так организовать обстановку, где происходит действие фильма, чтобы она напоминала им реальную, хорошо знакомую в жизни. Вот почему мы особенно добивались тогда, чтобы класс в съемочном павильоне походил на школьный. Нарисованное небо и макет улицы, которые видны из окна класса, были так удачно выполнены художником Людмилой Блатовой, что дети верили, что и небо и улица настоящие. Настоящими, не бутафорскими были разлинованная классная доска, мел, тряпка, новые чистые парты, свой собственный, «навечно» закрепленный за каждой девочкой портфель, аквариум с рыбками. И на уроке, во время съемки, девочки не просто водили перьями по бумаге, делая вид, что пишут, а, как это и полагалось тогда, писали настоящими чернилами. И, как на обычных уроках, учительница всем им обязательно ставила отметки…

Подлинного имени актрисы — Тамары Федоровны Макаровой, играющей роль учительницы, они не знали и были абсолютно уверены, что ее действительно зовут Анна Ивановна. Они любили ее, ходили за ней по пятам, задавали множество вопросов.

В фильме, поставленном на третьем году после войны, мы не увидели бытовых примет своего времени, как и в «Слоне и веревочке». Ни длинных очередей за хлебом (лишь за три месяца до мартовской премьеры фильма в 1948 году была отменена карточная система), ни многонаселенных коммунальных квартир, ни старых застиранных ученических платьиц, ни заплатанных пиджачков. Это потом, много лет спустя, когда залечены будут раны войны, когда улучшится материальное благосостояние советских людей, будут воссоздавать на экране трудный послевоенный быт. А тогда «хотелось дать детям светлую картину», как скажет И. А. Фрэз на обсуждении «Первоклассницы» худсоветом студии. Вот почему в фильме Маруся Орлова живет в просторной отдельной квартире, а в день ее рождения, на который она приглашает весь класс, стол обильно уставлен яствами: пирожками, конфетами, яблоками. <…>»

Обратите внимание на бабушку Маруси. У нее такой «бабушкинский» вид, а ведь ей должно быть самое большее лет 50-55 — но непременно очки, прическа узлом, вязание… В год съемок актрисе Татьяне Барышевой, сыгравшей роль бабушки, было 52 года.

А маму Маруси играет актриса Кира Николаевна Головко (тогда еще Иванова, за своего мужа, адмирала Головко, она вышла уже после съемок фильма), в те годы молодая актриса, а сейчас — ветеран театра МХАТ, иногда появляющаяся и на киноэкране.

И на иллюстрациях книги, и в фильме она мне всегда казалась очень-очень высокой :)

Помните фильм «Артистка» с Добровольской, Степановым и Абдуловым? Роль соседки Ираиды Эдуардовны играет Кира Головко.

В 1951 году вышел диафильм «Первоклассница» в двух частях (каждая часть — около 50 кадров), его можно найти в сети. Он тоже основан на кадрах из фильма.

* * *
Ну а теперь наша семейная часть поста. Книга эта была подарена моей тете Нине (маминой младшей сестре) в честь вступления в отряд октябрят в 1961 году. На книге есть дарственная надпись:

Самое смешное, что книгу эту так любили и тетя Нина и моя мама, что мы вместе с мамой были уверены, что книга была подарена ей. И только вчера, во время разговора по телефону и «сбора материалов» для поста, мы посчитали по годам, что оказывается, книга не мамина.

Книга в семье считалась самым хорошим подарком, и на день рождения, и на вот такие поводы — вступление в пионеры, в комсомол и т.д. Дома накрывали стол, пекли пирог и дарили подарок (на вступление в пионеры мама получила книгу «Жизнь Ленина»).

Вот фотография тети Нины в младших классах, мы прикинули, что так и получается — примерно 1961 год

Также есть очень хорошая фотография тех же лет моей мамы с октябрятской звездочкой (мама стоит вторая справа). Звездочка была картонной, обтянутой красной материей, делали ее самостоятельно:

и еще один снимок двух сестер, снят в апреле 1962 года, через год после подарка

Фильм «Первоклассница» очень любила моя мама. Смотрела несколько раз в кинотеатре, дома телевизора не было. В кино ходили с мамой и папой, чаще с подружками — в краснодарский кинотеатр «Смена» на ул. Седина (еще не зная тогда, что напротив кинотеатра, на ул. Седина живет семья Гуллеров, где растет мальчик Леня, мой будущий папа). А иногда ходили вместе с одноклассниками во время школьной продленки. И книга «Первоклассница» была еще одной возможностью пересмотреть любимый фильм — не просто иллюстрации, а кадры! Будто еще раз в кино сходили.

На дарственной подписаны мама, папа и бабуся. Вот мама и папа — мои бабушка и дедушка, и с ними их дочки, моя мама и тетя Нина (младшая, белобрысая, с шикарным белым бантом!)

а бабуся — это мама моей бабушки, бабушка Феня (Фейга Лея). Про нее я подробно писала в отдельном большом посте, у нее очень интересная история жизни. На этом снимке она с мужем, дедушкой Васей, и внучками, 1956 г, Львов, Стрийский парк:

* * *
Ну и отдельный момент — это переплет книги. Книгу эту читали моя мама и ее сестра, мы с моей сестрой, мои дети. За годы она совсем истрепалась, переплет еле держался. И в 2005 году я, будучи в Петербурге, отнесла ее в переплетную мастерскую.

Была у этого похода в мастерскую еще одна причина. В детстве я часто вместе с мамой ходила в переплетную мастерскую сдавать книги в переплет и получать заказ. Очень мне запомнились эти походы. Дома тщательно готовились книги к переплету: подбирались по сериям или по тематике. Выбирали книжку, обложка которой пойдет «на обложку», шли в мастерскую. Там надо было выбрать коленкор подходящего цвета, он был гладенький, такие привлекательные скрепленные в углу кусочки, которые страшно хотелось заиметь себе.

А потом получали книгу из переплета — и она была заново замечательная, в новой твердой, вкусно пахнущей обложке:

с аккуратно подвернутыми уголками

Книги переплетались по очень простой причине. Большие книги в твердом переплете в 70-80-е годы было не купить, разве что у спекулянтов. Покупали тонкие книжки, которые продавались достаточно свободно. Моя мама начала покупать книги с хорошими иллюстрациями на будущее еще до моего рождения, еще когда жила в Краснодаре. Привезла их потом в Ленинград.

И вот из этих тонких книг делали конволюты, переплетали их, компонуя по сериям. Помню дома переплетенные книги серий «Страницы истории нашей Родины», книги «Народные сказки», авторские сказки, книги про природу.

И вот этот поход в переплетную мастерскую на Лиговке был моей секретной экскурсией в детство. Как пела Пьеха —

Ночью из дома я поспешу.
В кассе вокзала билет попрошу.
«Может, впервые за тысячу лет
Дайте до детства плацкартный билет» .
Тихо кассирша ответит: «Билетов нет» .

а мне удалось ненадолго вернуться в детство: прийти в подвальную мастерскую, оформить заказ на переплет книги, выбрать коленкор, страницу обложки… И каждый раз, когда я беру в руки эту книжку, вспоминаю подвальчик на Лиговке, переплетную мастерскую, образчики коленкора — и себя шести-семилетнюю, шагающую с мамой домой с новой, переплетенной книжкой в руках.

А фильм «Первоклассница» целиком можно посмотреть вот здесь:

Советский фильм Первоклассница 1948 года в День знаний для граждан СССР

Первоначально сценарий Шварца назывался «Первая ступенька» и был совершенно далек от ставшей потом широко известной и всеми любимой «Первоклассницы». Это была сказка — жанр, характерный для творчества драматурга. Героиня ее, семилетняя девочка Маруся — хвастунишка и всезнайка, — считала, что уже много видела и все знает и потому может учиться «так себе»

Встречаясь со многими интересными людьми разных профессий, Маруся в конце концов убеждалась, что все они, прежде чем стать мастерами своего дела, прошли через «первую ступень» — первый класс, В сценарии было много всевозможных приключений: в квартире у старого ученого Маруся видела удивительные, большие красивые цветы, оживающие игрушки. По ходу действия она попадала то в чудесный сад, то на необыкновенное кукольное представление, то в недавно выросший новый шахтерский город. Были в сценарии сильнейшая гроза и наводнение, во время которых девочка терялась и объявлялись ее поиски…

Однако Фрэза не привлекала столь сказочно живописно разработанная фабула. И наряду с предложениями о многочисленных поправках в сценарии он посещал разные школы, чтобы наблюдать маленьких героев своей будущей картины, так сказать, в натуре: присутствовал на уроках, разговаривал с первоклассниками, их учителями и родителями. У Ильи Абрамовича очень долго хранилась черная тетрадь, датированная маем 1946 года, в которой мелким почерком записаны сделанные им тогда живые наблюдения из жизни первоклассников. Например, такие: «Вначале учительницу называют «тетей». Посредине урока заявляют: «Я пойду домой, я больше не хочу, я играть хочу». По малейшему поводу поднимают руки. Любят пожаловаться друг на друга и так далее…

Когда материала набралось достаточно, Илья Фрэз показал его Шварцу. Шварц пришел в восторг: «Ведь это же гораздо ярче, чем сказка. Это готовый сценарий. Зачем выдумывать?» И буквально за две недели написал на основе записей-наблюдений Фрэза совершенно новый вариант сценария, по которому и был поставлен фильм Первоклассница

Помня о том, что Первоклассница фильм предназначен в первую очередь детям, маленьким детям, и потому должен быть доступен их пониманию, Евгений Шварц дал каждой новелле название, начинающееся словом «как»: «Как Маруся начала учиться», «Как Маруся получила первую отметку», «Как Маруся помогла подруге» и так далее…

В этом многократно повторяющемся «как» чувствуется, с одной стороны, сказочно неспешная интонационная ритмичность, с другой — близость к детскому синтаксису, к детской конструкции разговорной речи (вспомним рассказ Веры Инбер, который назывался «Как я была маленькая», и много других подобных примеров)

Разбивка фильма на небольшие новеллы дала возможность всякий раз как бы заново сконцентрировать внимание ребенка, напомнить ему — а вот сейчас начнется новая история… Нанизывая таким образом разные поучительные «истории про то, как…», авторы фильма помогали детям усваивать нравственные ценности, такие, как трудолюбие, скромность, чувство товарищества, преданность в дружбе

Каждая новелла начинается своеобразной скромной изобразительной заставкой — лист из школьной тетради, разлинованный в косую линейку, на котором старательным детским почерком выведено ее название. Причем названия эти с расчетом и на тех зрителей, которые еще не умели читать, произносились вслух актером Борисом Чирковым. Тем самым режиссер как бы подчеркивал зрительский адрес фильма — кому он был направлен

«Мир ребенка, входящего в жизнь, гораздо более конфликтен, чем у его прочно обосновавшегося, упорядоченного родителя… Каждый ребенок — это личность. Это потом они становятся людьми: потом они обкатываются, оглаживаются, обминаются, а в детстве они все характеры, очерченные определенно и ярко. И способность выражать свою индивидуальность в предлагаемой среде и обстоятельствах у них встречается гораздо чаще, чем у их родителей… В детских конфликтах и переживаниях содержатся завязи и почки всех жизненных конфликтов». Это заметил много лет спустя кинорежиссер другого поколения — из тех, кто, конечно же, в детстве тоже смотрел фильм Первоклассница, — Александр Митта, сам снимавший, уже в 60-е годы, фильмы с детьми и для детей

Это хорошо понимали и Евгений Шварц и Илья Фрэз, работая над «Первоклассницей»

Они не умиляются детской наивностью своей маленькой героини, не делают из нее образцово-показательного ребенка. В живой, сообразительной девочке они подмечают и такие неприятные черты, как высокомерие, желание быть первой среди подруг

Создавая с юной кинозвездой Натальей Защипиной этот весьма сложный и неоднозначный характер, Фрэз, подробно, как и в предыдущей своей работе с ней («Слон и веревочка»), объясняя девочке, какой должна быть Маруся в начале и в конце сюжета, терпеливо искал вместе с ней «подтекст» и «зерно» роли. В результате Наталья Защипина не просто играет себя в предложенных обстоятельствах — она создает обобщенный образ девочки-первоклассницы, но с присущими ей определенными чертами характера — волевого, самостоятельного, вдумчивого, но и не лишенного зазнайства и тщеславия

«К этому времени я уже понял, — рассказывает он, — что, работая с детьми, нужно стремиться так, организовать обстановку, где происходит действие фильма, чтобы она напоминала им реальную, хорошо знакомую в жизни. Вот почему мы особенно добивались тогда, чтобы класс в съемочном павильоне походил на школьный. Нарисованное небо и макет улицы, которые видны из окна класса, были так удачно выполнены художником Людмилой Блатовой, что дети верили, что и небо и улица настоящие. Настоящими, не бутафорскими были разлинованная классная доска, мел, тряпка, новые чистые парты, свой собственный, «навечно» закрепленный за каждой девочкой портфель, аквариум с рыбками. И на уроке, во время съемки, девочки не просто водили перьями по бумаге, делая вид, что пишут, а, как это и полагалось тогда, писали настоящими чернилами. И, как на обычных уроках, учительница всем им обязательно ставила отметки…Подлинного имени актрисы — Тамары Макаровой, играющей роль учительницы, они не знали и были абсолютно уверены, что ее действительно зовут Анна Ивановна. Они любили ее, ходили за ней по пятам, задавали множество вопросов. Дети так привыкли к нашему павильонному классу, что совсем не обращали внимания на осветительные приборы, на отсутствие четвертой стены, на белые накладные углы наверху вместо потолка. Подлинность атмосферы, воссозданная на съемочной площадке, помогла им вести себя свободно, естественно. Некоторым девочкам настолько полюбился наш класс, что, когда окончились съемки, они заявляли, что хотят учиться только здесь и у этой учительницы», — вспоминал позднее Илья Фрэз

За рубежом фильм Первоклассница прошел, что называется, под бурные аплодисменты: «…волшебный фильм, излучающий чистоту и красоту, нежен, как сама душа ребенка», «поистине очаровательный», «притягательный» и так далее…

Через год после выхода фильма, по многочисленным просьбам зрителей, вышла книга, где вместо иллюстраций были представлены кадры из полюбившейся картины

Первоклассница фильм снимал в 1947 году режиссер Илья Фрэз в московской школе имени Зои и Александра Космодемьянских №201 по одноименной повести Евгения Шварца, отрывок из которой был напечатан в журнале «Мурзилка» перед выходом фильма

Главная героиня фильма — первоклассница Маруся (Наталья Защипина) — капризная, избалованная, но добрая девочка. Вот пришел срок, и ей надо идти в школу. Она идет в среднюю женскую школу №156 Сталинского района Москвы. Очень непросто пришлось привыкать девочке к школьным порядкам. Но помощь мудрой учительницы и чутких товарищей очень помогают ей в этом…

В главных ролях фильм Первоклассница:
Наталья Защипина — Маруся Орлова
Тамара Макарова — учительница Анна Ивановна
Кира Головко — мама Маруси Нина Васильевна
Татьяна Барышева — бабушка Маруси

Фильм Первоклассница восстановлен в 1964 году на киностудии имени Горького

В фильме Первоклассница звучит «Песенка дежурной» в исполнении главной героини фильма Натальи Защипиной

Главная музыка и песня фильма — «Прощание с первым классом»; композиторы — Дмитрий Кабалевский и Михаил Зив

Оркестр министерства кинематографии СССР

Песни из фильма Первоклассница выпускались на грампластинках московским, апрелевским и другими заводами СССР с середины 1960-х — на пластинках фирмой «Мелодия»

Первоклассница

Первоклассница
Первоклассница
Постер фильма
Жанр детский фильм
Режиссёр Илья Фрэз
Автор
сценария
Евгений Шварц
В главных
ролях
Наталья Защипина
Оператор Гавриил Егиазаров
Композитор Дмитрий Кабалевский
Михаил Зив
Кинокомпания Союздетфильм
Длительность 68 мин.
Страна Flag of the Soviet Union.svg СССР
Язык русский
Год 1948
IMDb ID 0040689

«Первоклассница» — советский художественный фильм, снятый в 1948 году режиссёром Ильёй Фрэзом по одноименной повести Евгения Шварца.

Сюжет

Главная героиня фильма — первоклассница Маруся (Наталья Защипина). Маруся — капризная, избалованная, но добрая девочка. Вот пришёл срок, и ей надо идти в школу. Она идёт в среднюю женскую школу № 156 Сталинского района.
Очень непросто пришлось привыкать девочке к школьным порядкам. Но помощь мудрой учительницы и чутких товарищей очень помогают ей в этом.

История создания

Фильм снят в 1948 году режиссёром Ильёй Фрэзом по одноименной повести Евгения Шварца, отрывок из которой был напечатан в журнале «Мурзилка» перед выходом фильма.

Фильм снимали в 1947 году в школе имени Зои и Александра Космодемьянских N 201.

Премьера фильма состоялась 17 августа 1948 года. По другой версии — 22 марта 1948 года.

Фильм восстановлен в 1964 году на к/с им. Горького.

Издание на DVD выполнено 18 августа 2009 фирмой «RUSCICO».

В ролях

В главных ролях
  • Наталья Защипина — Маруся
  • Тамара Макарова — учительница
  • Кира Головко — мама Маруси
  • Татьяна Барышева — Бабушка Маруси
Остальные роли исполняют

Роли детей:

  • Игорь Ерошкин — Серёжа
  • Мила Костыкова — Галя
  • Елена Таранова — Вера
  • Тамара Вихман — Нина Соколова
  • Рудольф Фурманов — мальчишка в Марусином дворе, нет в титрах
  • Елена Осипова — одноклассница Маруси, в титрах не указана
  • Инна Реформатская — эпизодическая роль

Роли взрослых:

  • Александр Дегтярь — отец Маруси, летчик (нет в титрах)
  • Алена Егорова — Вероника Ильинична, директор школы
  • Мария Жвирблис — учительница
  • Георгий Милляр — почтальон
  • Валентина Кибардина — учительница
  • Елена Максимова — цветочница
  • Ростислав Плятт — Ботаник
  • Степан Каюков — дворник, Иван Сергеевич
  • Владимир Уральский — милиционер
  • Мария Яроцкая — мать учительницы, в титрах не указана

Создатели фильма

  • Сценарий Евгений Шварц
  • Режиссёр Илья Фрэз
  • Оператор Гавриил Егиазаров
  • Музыка Д. Кабалевский, М. Зив
  • Звукооператор В. Дмитриев
  • Второй режиссёр А. Зак
  • Художник-постановщик Людмила Блатова
  • Художник по костюмам Эльза Рапопорт
  • Консультант А. Адрианова
  • Ассистенты режиссёра В. Лосев, Е. Арабова
  • Монтажер Б. Погребинская
  • Второй оператор А. Спиридонов
  • Ассистент художника по костюмам Б. Казанская
  • Зам. Директора А. Демьяненко
  • Директор картины И. Блюмберг
  • Оркестр министерства кинематографии СССР
    • Дирижёр А. Ройтман

Музыка и песни к фильму

В фильме звучит «Песенка дежурной» в исполнении главной героини фильма. Муз. Д. Кабалевского и М. Зива, слова Е. Шварца.

Главная музыка и песня фильма — «Прощание с первым классом»; муз. Д. Кабалевcкого, М. Зива, сл. Е. Шварца.

  • Композиторы — Дмитрий Кабалевский и Михаил Зив
  • Оркестр министерства кинематографии СССР
    • Дирижёр А. Ройтман

Песни из фильма выпускались на грампластинках московским, апрелевским и другими заводами, с середины 1960-х — на пластинках фирмой «Мелодия».

Ссылки

  • «Первоклассница» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»

Первоклассница (фильм)

Полезное

Смотреть что такое «Первоклассница (фильм)» в других словарях:

  • Дневник, письмо и первоклассница (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дневник, письмо и первоклассница (рассказ). Дневник, письмо и первоклассница …   Википедия

  • Первоклассница — «Первоклассница» Режиссёр Илья Фрэз Автор сценария Евгений Шварц В главных ролях Наталья Защипина Оператор …   Википедия

  • ПЕРВОКЛАССНИЦА — «ПЕРВОКЛАССНИЦА», СССР, СОЮЗДЕТФИЛЬМ, 1948, ч/б, 68 мин. Детский фильм. Образцовый детский фильм для советских школьников. Героиня хоть и очаровательна, но уж слишком упряма и своевольна, с помощью мудрой учительницы и чутких товарищей она, в… …   Энциклопедия кино

  • Дневник, письмо и первоклассница — Дневник, письмо и первоклассница …   Википедия

  • Приключения жёлтого чемоданчика (фильм) — Приключения жёлтого чемоданчика Жанр Семейный фильм …   Википедия

  • Вам и не снилось (фильм) — Вам и не снилось… Жанр Мелодрама Режиссёр Илья Фрэз В главных ролях Татьяна Аксюта Никита Михайловский …   Википедия

  • Я вас любил (фильм) — Я вас любил… Жанр Лирическая комедия, романтика Режиссёр Илья Фрэз Автор сценария Михаил Львовский …   Википедия

  • Путешественник с багажом (фильм) — Путешественник с багажом Жанр Семейный Режиссёр Илья Фрэз Автор сценария Владимир Железников В главных ролях …   Википедия

  • Личное дело судьи Ивановой (фильм) — Личное дело судьи Ивановой Жанр мелодрама Режиссёр Илья Фрэз В главных ролях Наталья Гундарева Сергей Шакуров …   Википедия

  • Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва (фильм) — Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва Жанр Семейный фильм Ре …   Википедия

«Первоклассница» — советский художественный фильм, снятый в 1948 году режиссёром Ильёй Фрэзом по одноименной повести Евгения Шварца.

Сюжет

Главная героиня фильма — первоклассница Маруся (Наталья Защипина) — капризная, избалованная, но добрая девочка. Ей надо идти в школу. Марусю зачислили в среднюю женскую школу № 156 Сталинского района Москвы. Марусе непросто привыкнуть к школьным порядкам. Ей помогли учительница и товарищи.

История создания

Фильм был снят в 1947 году в московской школе имени Зои и Александра Космодемьянских № 201. На момент премьеры оригинальная повесть Шварца ещё не была издана, перед выходом фильма отрывок из повести был напечатан в журнале «Мурзилка».

Премьера фильма состоялась в марте 1948 года.

Фильм восстановлен в 1964 году на киностудии имени Горького.

18 августа 2009 года фильм издан на DVD фирмой «RUSCICO».

В ролях

  • Наталья Защипина — Маруся Орлова
  • Тамара Макарова — Анна Ивановна, учительница
  • Кира Головко (в титрах — К. Иванова) — Нина Васильевна, мама Маруси
  • Татьяна Барышева — бабушка Маруси
  • Мила Костикова — Галя
  • Лена Таранова — Вера
  • Тамара Вихман — Нина
  • Игорь Ерошкин — Серёжа

Создатели фильма

  • Сценарий — Евгений Шварц
  • Режиссёр — Илья Фрэз
  • Оператор — Гавриил Егиазаров
  • Музыка — Дмитрий Кабалевский, Михаил Зив

Музыка и песни к фильму

В фильме звучат песни на музыку Дмитрия Кабалевского и Михаила Зива, слова Евгения Шварца: «Песенка дежурной» в исполнении главной героини фильма и «Прощание с первым классом».

Песни из фильма выпускались на грампластинках московским, апрелевским и другими заводами, с середины 1960-х — на пластинках фирмой «Мелодия». Песня дежурной входила в школьную программу в СССР.

Ссылки

  • Аркус Л. Первоклассница. Киноведческая база «Чапаев». Проект журнала «Сеанс». Дата обращения: 2 мая 2020. Архивировано 7 мая 2021 года.


Эта страница в последний раз была отредактирована 5 октября 2022 в 01:00.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Первоклассников у тебя сегодня праздник текст
  • Первоклассник года сценарий
  • Первое января это праздник
  • Первое января какой праздник
  • Первое сентября торжественная линейка сценарий