Пьеса праздник одиночества

Первая постановка - в Иваново в 2000 году. Спектакль был представлен на VI Российском театральном фестивале «Голоса истории» в 2001 году. Вторая постановка - в Вологде в 2011 году. Спектакль принимал участие в VII Международном театральном фестивале «Асторка» в г. Братиславе (Словакия) в 2011 году.

«Это — спектакль человеческой жизни, которая, в конце концов, должна стать спектаклем: слишком много глаз к ней потянулось, потребовало ее, эту жизнь, себе. Пиросмани! Он к нам пришел много лет спустя. Спустя безвестность. Спустя нищету. Спустя голод.

Все происходит спустя: признание, слава. Воспоминания современников, которые становятся современниками спустя. Спустя подзатыльники, которые они раздавали нищему мальчишке. Спустя рог вина, который они подавали нищему живописцу.

Спустя тощий матрац, который они кидали в сад, даря ночевку бездомному. И великий нищий человек снова начинает жить спустя свою жизнь».

Этими словами начинается спектакль о великом грузинском художнике Нико Пиросмани. Вокруг его имени – множество мифов, самый известный из которых о «миллионе алых роз» для актрисы Маргариты, усыпавших площадь перед её домом. Не миф – что в первых числах апреля 1918 года давний приятель Нико Пиросмани нашел его в подвале дома №29 на Малоканской улице. Нико лежал на полу, прямо на битом кирпиче. Документов у Пиросмани давно уже не было, и в больничной книге записали: «Мужчина лет 60, бедняк, происхождение и вероисповедание неизвестно». А раз неизвестно, то на христианском кладбище места не нашлось, и похоронили его без отпевания, неизвестно где…

«Праздник одиночества» — спектакль о последних днях великого Пиросмани, который в одиночестве умирал в каком-то тёмном углу. И единственными собеседниками его были герои картин…

Автор спектакля Зураб Нанобашвили обращался к пьесе Вадима Коростылёва 11 лет назад: «снова вместе с драматургом я размышляю о судьбе художника, об одиночестве, мучении, боли и празднике творчества. Не потому, что в первом спектакле, о котором многие, в том числе и в Вологде, вспоминают как о легендарном, что-то не получилось. «Праздник одиночества», представленный на фестивале «Голоса истории» в 2001 году, открыл для вологжан нового режиссёра тогда ещё Ивановского драматического театра. Не могу сказать, что до конца был доволен тем спектаклем, но он был мне очень дорог. Но почему-то эта пьеса не отпускает меня».

Нико Пиросманашвили. Тифлисский уличный художник. Впоследствии – великий грузинский художник. Сегодня – художник, принадлежащий всему миру.

Жизнь и творчество Пиросмани до сих пор утопают во мгле времени. Известны только отдельные факты его необычной биографии, они и сегодня собираются по крупинкам. И только наше воображение может соединить их воедино.

«Праздник одиночества» не является спектаклем-биографией. Это версия последнего дня жизни Пиросмани на земле. Это размышление о судьбе художника вообще, о силе и слабости, вечности и одиночестве творца, о смысле и тайне творчества.

Мы в соцсетях:

YouTube

  • Главная
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Свежий номер
  • Архив
  • Подписка
  • Партнеры
  • Контакты
  • 12+

    Логин:
    Пароль:

    Запомнить меня

    Напомнить пароль?

    Вы можете войти как пользователь других сайтов:

  • Вход
  • Регистрация
    Логин (мин. 3 символа):*
    Адрес e-mail:*
    Пароль:*
    Подтверждение пароля:*
    Имя:*
    Фамилия:*
    Дата рождения:

    Выбрать дату в календаре

    Защита от автоматической регистрации

    CAPTCHA

    Введите слово на картинке:*
    Закрыть

    Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.

    *Поля, обязательные для заполнения.

Литературная газета

  • Литература
  • Политика
  • Общество
  • Искусство
  • Телеведение
  • Портфель ЛГ
  • Клуб 12 стульев
  • Спецпроекты ЛГ
  • Новости
  • ЛГ online
  • ЛГ Плюс
  • Видеоряд
  • Спецформат
  • Опросник
  • Позиция
  • Колумнисты
  • Авторы
  • Белорусский дневник

Реклама.

ЛГ online

Мы в Telegram


01.02.2023

Мы в Telegram
Читайте «ЛГ» и ее главреда Максима ЗАМШЕВА в популярном мессенджере.

В битве с Историей


26.01.2023

В битве с Историей
Израильтянин Ханох ДАШЕВСКИЙ напоминает о зверствах прибалтийских и украинских карателей во время Великой отечественной войны.

Мистический лес Санкт-Петербурга


20.01.2023

Мистический лес Санкт-Петербурга
Памятник Александру Блоку, установленный в северной столице накануне Рождества, поделил гражданское общество на сторонников и противников.

ЛГ плюс

«Я искала слова…»


31.01.2023

«Я искала слова…»
В поэзии Инны ТЕПЛОВОЙ хватает как темных, так и светлых оттенков.

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»


23.01.2023

«…и вокзалы все пронзительней пахнут войной»
Евгений КАСАТКИН преимущественно лирик. Однако гражданские мотивы в его поэзии звучат вполне органично.

Мы возвращаемся в Историю


16.01.2023

Мы возвращаемся в Историю
Гражданская лирика Натальи МАКЕЕВОЙ подкупает своей искренностью и энергетикой.

ВИДЕОРЯД

М. Замшев «Концертмейстер». Библиофреш

Смотреть все…


Спецформат

Дважды рязанец


01.02.2023

Дважды рязанец
К 125-летию рязанского поэта Бориса ЛЕОНТЬЕВА. Материал Владимира ХОМЯКОВА.

«Щелкунчик» 130 лет спустя


31.01.2023

«Щелкунчик» 130 лет спустя
Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко проводил 2022 год премьерой новой постановки балета Чайковского.

«Сибирские огни» в январе


31.01.2023

«Сибирские огни» в январе
Вышел первый в 2023 году номер популярного новосибирского литжурнала.

Позиция

Песни нас не покинут…


29.01.2023

Песни нас не покинут...
О смерти бывшего сотрудника «Литературной газеты» Дмитрия КУРИЛОВА сообщает Наталья РОЖКОВА.

Памяти жертв Холокоста


27.01.2023

Памяти жертв Холокоста
С 16 по 31 января в России проходит традиционная ежегодная «Неделя памяти жертв Холокоста», приуроченная к Международному Дню памяти жертв.

Почему цела транспортная инфраструктура Украины?


22.01.2023

Почему цела транспортная инфраструктура Украины?
Интересы крупного бизнеса не всегда тождественны интересам нашей страны, напоминает журналист Станислав ЛЮЛИН.


  • Статьи
  • 2011 год
  • №26 (6328) (29-06-2011)
  • Спустя жизнь

Спустя жизнь

Спустя жизнь

Театральная площадь
Анохина Екатерина

Оценить:










Оценка: 10 — Голосов: 2

Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться

 

12+



Новости

01.02.2023

«Идущим на грозу» раздали награды

Отметили лауреатов и призеров литконкурса, учрежденного «Сибирскими огнями».

01.02.2023

«Главкнига»

В России учреждается Национальная книжная премия.

31.01.2023

«Уникальная Россия» продолжается

В московском Гостином дворе проходит 3-я Художественно-промышленная выставка.

31.01.2023

К 100-летию Гайдая

РГБ приглашает на выставку, лекцию и показ фильма, приуроченных к юбилею выдающегося кинорежиссера.

30.01.2023

Умер «отец» кота Леопольда

Художник-мультипликатор Вячеслав Назарук ушел на 82-м году жизни.

Все новости

Книга недели

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.

Колумнисты ЛГ

События и мнения

Крашенинникова Вероника

Пуля за слово

В 2022-м среди представителей медиа были новые жертвы: в мире погибло 67 журнали…

Литература

Сафронова Елена

Текст как рутина

К 130-летию со дня рождения Марины Цветаевой портал «Ревизор.ru» составил поэтич…

Литература

Сазанович Елена

Шиллер Шекспирович Гёте

Литература

Дмитрий Воденников

Ты даже не услышишь

События и мнения

Бузгалин Александр

Язык и суржик

На каком языке мы говорим? Едва ли не для большинства сограждан не будет слишком…

10«Жизнь коротка как ослиный хвост»

Известный грузинский художник Нико Пиросманишвили, или Пиросмани, умер в безызвестности на Пасху в 1918 году на 56-м году жизни в каморке под лестницей как какой-то бомж.

Спектакль «Пиросмани, или Праздник одиночества» (главную роль в котором сыграл сам режиссер спектакля Владимир Красовский) — дань великому человеку и его непревзойденному таланту, из -под кисти которого вышли «примитивные», но такие честные полотна. Это возможность прикоснуться к душе артиста, лично пообщаться и попрощаться с впечатлительным и добрым человеком, настоящим самородком Грузии, ибо не случилось тогда положенных гению похорон, не отдали ему заслуженных почестей, и никто не шел за его гробом.

В дверях зрителей встречает мать Нико: «Гамарджоба, дорогие гости. Проходите, располагайтесь, как вам удобно».

Тусклый свет, маленькая комната, накрытый стол со скромным угощением: лаваш, сыр, зелень и кувшины с красным вином. Мать Нико жестом приглашает всех садиться, разливая по стаканам чудесный напиток.

Камерная посмертная вечеринка на 21 человек. Все сидящие за столом — незнакомые друг другу люди, но художник, несмотря на ужасную бедность, всегда был гостеприимен (хотя друзей у него было мало).

Из тени зала медленно выходит сам виновник торжества в надвинутой на глаза темной шляпе с широкими полями и потертым чемоданом в руках, в котором он носит собственную фотографию и заявление об отставке (на русском языке) начальнику Закавказской железной дороги. «За 3 дня меня не стало. Никаких вещей от меня не осталось. Нет, осталось: фото и бумага, когда я работал на железной дороге». И Нико (Красовский) пускает по рукам остатки былой жизни.

«Посидите со мной в последний раз, выпейте и закусите», — просит художник и начинает свой короткий рассказ.

Редкие посетители и ожившие полотна бередят основные вехи его жизненного пути, бунтуют против мастера, заставляя его посмертно оправдываться за свое видение мира.

Вот, например, французская певица и танцовщица Маргарита, сетующая на свои ноги-тумбочки. А ведь Нико так сильно ее любил, что с радостью отдал ей не только свое сердце, но и все, что у него тогда было: он продал молочную лавку, приносящую ему стабильный доход, и накупил на все деньги Маргарите роз (эта без(д)умная история безответной любви увековечена поэтом Андреем Вознесенским в великой песне Аллы Пугачевой «Миллион алых роз» ).

Где-то вдали кричит недовольный рыбак в красной рубахе, ведь красный отпугивает всю рыбу, а за столом сидят князья, сидят и не едят. И сердятся на Нико — зачем нарисовал угощение на столе, а не в руке и во рту.

«Когда я рисую свадебный пир, я не жених и не невеста, я — вино. Вот если бы вино умело рисовать, оно бы нарисовало свадебный пир так, как его рисую я. Я тороплюсь, я знаю, что сейчас меня должны отведать. Нет, вкусить. Я растворюсь в крови вкусившего меня».

Этот спектакль не столько биография, сколько пророчество. Особое видение жизни. Бурдюк житейской мудрости. Ода любви к миру.

А Нико, он как Иисус…только в живописи. Бог живописи, распятый жизненными трудностями.

Пиросмани, или праздник одиночества
Использована фотография с официального сайта театра «Наш дом»

7 октября в рамках XXXI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» Химкинский драматический театр «Наш дом» представил спектакль-застолье «Пиросмани, или праздник одиночества». Автор постановки – Вадим Коростылев, режиссер – Владимир Красовский.

Попадая в зрительный зал, зритель сразу чувствует себя частью спектакля. На сцене –  накрытый стол, где каждому найдется место. На столе — простая Грузинская еда – сыр, лаваш, зелень, кувшины с вином. Мать Нико приглашает занять места. Зрители, они же гости, собрались здесь не просто так, а чтобы вспомнить жизнь великого грузинского художника Нико Пиросманашвили (Пиросмани). Так уж случилось, что его судьба сложилась не лучшим образом. Он расписывал стены духанов – небольших трактиров, делал вывески, а чаще всего писал картины за еду или выпивку. Каждая из дошедших до  нас картин передает грузинскую повседневную жизнь в ярких красках. Пиросмани писал портреты друзей – простых людей: садовников, виноградарей, рыбаков, дворников, духанщиков. Среди его работ есть и грузинские застолья, наполненные цветом и жизнелюбием. Жизнь художника была бедной и тяжелой, признания он так и не получил и умер в забвении, а большая часть биографии художника так и осталась неизвестной, однако мы знаем, что он умер в коморке под лестницей на Пасху, на 56-м году жизни.

Сам виновник торжества – Пиросмани, роль которого играет режиссер спектакля – Владимир Красовский появляется на сцене с большим чемоданом из которого достает документы – это собственная фотография и заявление об отставке. Каждый из зрителей может подержать их в руках. Пиросмани занимает здесь же место за праздничным столом, говорит первый тост о своем поминовении, рассказывает о нелегкой жизни, раскрывая душу перед незнакомыми людьми. Это открытый и честный разговор. Для каждого гостя это уникальная возможность понять необычного человека, художника, выслушав то, что накопилось у него на душе.

На импровизированные поминки художника приходят и герои его картин, заставляя оправдываться за то, что он их недостаточно хорошо нарисовал. Певица Маргарита недовольна своими толстыми ногами. Художник подарил ей свое сердце и миллион алых роз, продав единственное, что у него было – молочную лавку. Об истории этой любви спустя годы спела Алла Борисовна Пугачева в песне «Миллион алых роз». Недовольный рыбак жалуется на красную рубаху, в которой невозможно ловить рыбу. Князья жалуются на то, что художник посадил их за праздничный стол, нарисовав угощение на столе, а не во рту.

«Когда я рисую свадебный пир, – говорит Пиросмани, — я не жених и не невеста, я — вино. Вот если бы вино умело рисовать, оно бы нарисовало свадебный пир так, как его рисую я. Я тороплюсь, я знаю, что сейчас меня должны отведать. Нет, вкусить. Я растворюсь в крови вкусившего меня».

Весь спектакль – это дань памяти величайшему художнику и его самобытному таланту, благодаря которому люди увидели полотна, отразившие яркую, настоящая Грузию, которую невозможно не любить.

В целом этот задушевный разговор со зрителем с одной стороны, раскрывает тяжелую историю жизни  грузинского художника-самородка, а с другой стороны, доносит до зрителя нечто большее. Критика искусства – особый жанр, но часто, углубляясь в детали, критики заставляют художников «оправдываться» за свои работы, забывая о том, что за каждой картиной художника стоит человек со своей историей. За общим столом Пиросмани (Владимир Красовский) доходчиво объясняет, как много горя приходится перенести творцу, чтобы подарить людям радость.

Галина Супрунович специально для Musecube

25 апреля 2011 года в Вологодском областном драматическом театре состоялся бенефис Леонида Рудого – премьера спектакля «Праздник одиночества», приуроченная к 65-летнему юбилею народного артиста России.

Жизнь человека полна непредсказуемых событий, полна радости и счастья, и в то же время – горестей и разочарований. Найти смысл своего пребывания на земле, найти себя, принимая все поклоны и все тычки судьбы… Пи-рос-ма-нии… Протяжно и мягко звучит эта фамилия забытого многими художника. Один день из его жизни – последний день, когда пришло время подвести какой-то итог, объяснить себе самому и всем другим суть своего творчества, свои душевные муки, свои мысли.

«Он к нам пришел много лет спустя. Спустя безвестность. Спустя нищету. Спустя голод. Все происходит спустя: признание, слава. Воспоминания современников, которые становятся современниками спустя. Спустя подзатыльники, которые они раздавали нищему мальчишке. Спустя рог вина, который они подавали нищему живописцу. Спустя тощий матрац, который они кидали в сад, даря ночевку бездомному. И великий нищий человек снова начинает жить спустя свою жизнь». Такими словами начинается спектакль «Праздник одиночества». Спустя почти столетие со смерти художника, режиссер Зураб Нанобашвили словно хочет не просто воскресить это имя, хочет показать зрителю его философию, философию одиночества, философию самоотдачи творчеству: «Этот спектакль о мессии, о спасителе, он ничего здесь не говорит просто так – вся пьеса написана белым стихом, вся состоит из притч. Я уже ставил это спектакль 11 лет назад и благодаря ему попал в этот театр. А сейчас возвращение к постановке для меня очень важно. Мы рассказываем не о Грузии, а о художнике, о великом творце, который стал одиноким, и его одиночество выливается в этот спектакль, который становится праздником для всех нас. И здесь важно не то, что сделал режиссер или сыграл артист, а то, какой отклик будет в зале, какая возникнет атмосфера. Потому что катарсис рождается только через «крест», через мучения, большие испытания, нужно от всего отказаться, бескомпромиссно, чтобы создать великую легенду под названием «Нико Пиросмани».

Перед зрителями предстают последние часы жизни художника-самоучки, который писал так, как видел, как чувствовал. Для Нико Пиросмани (народный артист РФ Леонид Рудой) главное было не угодить всем, а нарисовать так, чтобы картина имела свой смысл, свою сущность. Многим это не нравилось, герои его творений не узнавали себя. «Почему ты так меня нарисовал? Ты кто такой, чтобы держать меня на ветру с голыми плечами?! Что мне твой пучок роз!» – негодовала его возлюбленная Маргарита (Наталья Брусенская), с которой связана одна из самых красивых легенд, окружающих Пиросмани: чтобы завоевать сердце актрисы, художник продал свою лавку и купил миллион алых роз. Только такой подарок не был оценен по достоинству. Да и вообще судьба не сулила художнику великих наград, хотя что подразумевать под ее наградами? Да, не было в жизни любви, не было настоящего друга, которому он бы позволил разделить его горе, не было славы и признания, но зато был дар рисовать, благодаря которому он оставил нам, сейчас живущим, свое художественное наследие.

Все друзья Пиросмани – герои его картин (заслуженный артист РФ Олег Емельянов, актеры Виталий Полозов, Андрей Светоносов, Александр Чупин, Дмитрий Бычков, Дмитрий Мельников), которые приходят к нему в последнюю ночь, чтобы упрекнуть, вылить все свое недовольство, унизить художника. Вы спросите: почему друзья? Но раз они появляются в этот момент, значит, они для него имеют большое значение: каждая написанная им картина – не просто вещь, а детище, в которое вложена душа и сердце. Пусть они приходят в черных одеждах и символизируют непризнанность художника, неприятие его творчества как мэтрами искусства, так и простыми людьми. «Я хочу в такой черешне жить. Потому и рисую величиной с дом. Я выгоню из нее косточку и сам поселюсь в ней. И все кругом станет розовым. И небо, и земля, и даже ты. Зеленые деревья станут розовыми. И это будет правдой, я ведь живу в черешне, я вижу, что все кругом розовое…» Весь мир художник видит в иных красках, чем те, кто его окружает, наверно, потому они и одеты в черные одежды. Но Пиросмани богаче всех их, и главное его богатство – доброе сердце и тонкая душа: «И чего только нет у этого Нико! Дома нет! Сада нет! Барашка нет! Лавки нет!».

Лишь несколько гостей этого праздника одиночества предстают в других цветах – светлая и чистая Ия (Наталия Абашидзе) – «и я», словно часть самого художника, его душа; ангел в белых одеждах, унесший Нико на руках в иной мир (Николай Акулов); русский художник в красной рубахе (Владимир Таныгин), потому что нарисовал купание красного коня. Они лучше всех понимают Нико, знают, чего на самом деле стоит этот удивительно талантливый человек. Благодаря им по-настоящему раскрывается образ грузинского художника, который через боль и страдания обретает очищение.

Трогательная история Нико Пиросмани не оставит никого равнодушным. Она заставляет задуматься, на чьей стороне ты: бездушных людей в черном или тех, кто умеет ценить и любить.

Режиссер Зураб Нанобашвили рассказал о подготовке к спектаклю: «Я не уверен, что он будет у нас идти как кассовый спектакль и зал шесть раз в неделю будет заполнен. Нам достаточно играть его раз в месяц, чтобы на него приходила публика, которая не останется равнодушной, безразличие – это плохо. При подготовке к спектаклю мы с артистами долго читали пьесу, обсуждали судьбу художника. Сложно играть такой спектакль, где разорванное сознание, ведь на самом деле он один в этой комнате под лестницей. И все, что происходит – происходит в его сознании. Это всего лишь версия его последнего дня жизни. С Пиросмани связано очень много разных легенд. Ведь даже могилу его раскопали и ничего там не нашли. Многие художники того времени стали покрывать картины лаком, чтобы те блестели, они думали, что Пиросмани так делал, хотя он покупал специальную пленку и на ней рисовал. И все, что у него было, он тратил на эту немецкую пленку, кисти и краски. Весь его менталитет складывался на улице. В 1916 году художники пригласили его поучаствовать в крупной выставке и после этого выпустили унизительный фельетон, с карикатурой и словами, что ему еще лет 10 нужно поучиться, а затем уже заявлять о себе на выставках. Это, можно сказать, разбило его сердце. Здесь хочется напомнить о доброте, как например, жираф, что занимает центральное место в декорациях: Пиросмани похож на жирафа, он воспринимается как какое-то доброе существо с солнечными лучами вместо пятен, символ доброты. Нам всем не хватает доброты и жертвенности. Мне кажется, творец – это мессия и если нет жертвенности, нет катарсиса.

Если вы не сбежите от нас, и вам это будет интересно, хоть десять минут, хоть пятнадцать, спектакль заставит вас еще раз придти посмотреть эту историю – значит, дело уже сделано, мы разговариваем друг о друге, о душе. Мы же все умеем приспосабливаться, а он нет. Он – поэзия, а мы – проза. Это мало имеет отношения к жизни, но много к душе. «Праздник одиночества» подготовлен к юбилейному дню рождению Леонида Рудого, мне показалось, что такой спектакль для него будет творческой встряской – сыграть униженного, оскорбленного, покинутого, забытого, а при этом у артиста есть множество разных наград. Это повод о многом задуматься».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пьеса пеппи длинный чулок сценарий
  • Пьеса кошкин дом сценарий
  • Пьеса королевство кривых зеркал сценарий
  • Пьеса колосок сценарий
  • Пьеса колобок сценарий