Пир это праздник

У этого термина существуют и другие значения, см. Пир. Пир  большой званый обед, угощение с обильным возлиянием. Пиры проводились с древних времён до реформ Петра I, когда были введены ассамблеи. Пиры, традиции и обряды были практически…

У этого термина существуют и другие значения, см. Пир.

Пир — большой званый обед, угощение с обильным возлиянием.

Пиры проводились с древних времён до реформ Петра I, когда были введены ассамблеи. Пиры, традиции и обряды были практически идентичными в различных слоях общества.

Содержание

  • 1 Типы пиров
  • 2 Приглашение гостей
  • 3 Место проведения пира
  • 4 Столовые приборы
  • 5 Местничество
  • 6 Пир
  • 7 См. также
  • 8 Литература

Типы пиров

Пиры были двух типов: пир и братчина. Пир устраивал один хозяин, братчина проводилась в складчину, например жителями одного села.

Пиры давались по праздникам: Пасха, Рождество, Троица, Николин день, Петра и Павла, масленица, а также по семейным праздникам: рождение, крещение детей, свадебный пир, на новоселье и т. д.

Крестьяне получали от помещиков разрешение на пир 4 раза в году: на Великий день, Дмитровскую субботу, масленицу и Рождество, а также на крестины и свадьбу. Крестьян отпускали на пир на 3 дня, или на неделю.

Приглашение гостей

А. П. Рябушкин Едут! 1901. Вдоль дороги, по которой проезжали гости, стояли стрельцы.

Почётных гостей хозяин приглашал лично, к другим отправлял слуг. Тем самым между гостями делалось различие: одни получали честь прийти на пир, у других хозяин сам искал чести пригласить гостя на пир. На неофициальные пиры приглашались и жёны гостей. Для них хозяйка дома устраивала отдельный стол.

Царь за почётными гостями посылал специальный экипаж. К послам ездил окольничий с посольским приставом. Улицы убирались, вдоль дороги стояли стрельцы. Поезд гостя начинал стрелецкий полковник. Поезд сопровождали дворовые люди с протазанами в руках. Гостю устраивали три встречи: при выходе из экипажа (меньшая), на крыльце (средняя) и в сенях (большая). Почётным гостям устраивали четвёртую встречу. На первую встречу выходили два стольника и дьяк, на вторую встречу — окольничий, стольник и дьяк, на третью — боярин, стольник и думный дьяк.

Место проведения пира

Пир устраивали в специальной столовой, или сенях. Комнату украшали заранее: на пол стелили ковры или половики, вешали занавески на окна, на столы стелили скатерти, на лавки — полавочники. Столы ставили вдоль стен, от красного угла.

В царском дворце Приёмную палату убирали в большой, средний или меньший наряд в зависимости от торжественности случая.

Столовые приборы

На стол ставили: перечницу, уксусницу, лимонник и солонку на каждые четыре персоны. Еда подавалась на стол порезанной на мелкие куски, поэтому не было необходимости в ножах и вилках. Гости ели вдвоём из одного блюда — это называлось «разделить трапезу». Есть с кем-либо из одного блюда считалось определённой честью.

Местничество

В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.

В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим. К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался прямым. Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось большим местом. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если все не умещались за большой и прямой стол, к прямому столу под углом приставляли кривой стол.

Большое место считалось почётным, и предлагалось важным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от места. Священнослужители садились на большое место, не отказываясь. Последнее место за кривым столом называлось полатный брус, так как располагалось под потолочным брусом, на который укладывали полати. В былинах богатыри на княжеских пирах садились обычно на полатный брус, а затем уже пересаживались на более почётные места, исходя из своих подвигов.

Место по правую руку от хозяина считалось почётным. Гости занимали места, сообразно своему достоинству, родству, роду, отчеству. Заслуги человека считались не значительными в сравнении с родовыми счетами. Сесть выше кого-то, кто считался выше по достоинству, означало нанести ему оскорбление. Скромный человек намеренно занимал более низкое место с тем, чтобы хозяин пересадил его на подобающее ему место. Те, кто садился на неподобающе ему высокое место, мог быть обнесён блюдом, или получить тарелку с меньшим количеством еды, чем у соседа. Стулья (кресла) были редким предметом и предназначались только для старейшин, патриархов и князей (царей). Остальные сидели на лавках, занимая места выше, или ниже соседа — пир был частью родовой, а не общественной жизни. В XVIII веке застолье переместилось на стулья — независимые друг от друга места.

Царь сидел за отдельным столом на большом месте. На царских пирах кроме прямого и кривого столов ставили столы посольские, властелинские (для духовенства), боярские и другие.

Пир

Хозяин сам резал хлеб и подавал его с солью гостям. Получить хлеб-соль от хозяина означало получить его расположение.

После раздачи хлеба подавали напитки, и начинался пир. Гости сами требовали напитков; при подаче гуся говорили, что «гусь плавает по воде», при подаче индейки говорили, что «индейская курица воду пьёт».

Подавали до пяти перемен блюд: холодное, горячее, жаркое, пироги и «верхосыток» (десерт). Из напитков первым подавался квас, на царских пирах — вино. В XVI веке на царских пирах первым подавали жаркое. Царь начинал с жареного павлина или лебедя. В XVII веке первым блюдом стало холодное — обычно студень из говяжих ног, или икра. Напитков подавалось до девяти: три подачи вина, три подачи красного мёда, три подачи белого мёда. Обычаи гостеприимства требовали напоить гостей допьяна.

Царские пиры продолжались пять или шесть часов. В конце пира произносилась молитва «Достойно есть», и все расходились по домам. Гостям царь посылал на дом несколько вёдер вин и медов. Стольникам, стряпчим и жильцам, которые стояли с протазанами и прислуживали за столами, после пира выдавали по блюду сахаров зеренчатых, ягоды и изюм. В пирах участвовали 200—300 стольников, чашников, и стряпчих.

См. также

Банкет

Литература

  • Владимир Вольфович Богуславский «Славянская энциклопедия». Олма, 2004 ISBN 5-224-03660-7
  • Иван Забелин «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. Москва. 2005 ISBN 5-9578-2773-8
  • Успенский Г. П. Опыт повествования о древностях русских. — Харьков: 1811 стр.61-87
 Просмотр этого шаблона Организация приёма пищи
Последовательность Бранч • Завтрак • Континентальный завтрак • Ланч • Обед • Полдник • Ужин • Ямча
Форма Банкет • Кофе-брейк • Пир • Фуршет
Культура Застольные песни • Китайская чайная культура • Японская чайная церемония
Сервировка Английская • Русская • Французская • Куверт • Шведский стол
Услуги Бортовое питание • Кейтеринг • Общественное питание • Формы питания в отеле

Пир (застолье)

  • Пир (пи́ршество, с-рус. пированье, столованье) — праздничное застолье у славян, большой званый обед или братчина, угощение с обильной едой и напитками, с беседами, шутками, а нередко — с песнями и танцами.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Братчина (братщина, братшина) — вид пирования на Руси, совершаемое в складчину в определенное время и на котором могли решаться внутренние вопросы сельского или городского общества. Словом братчина назывались также сельская общинная, религиозно-общинная или городская ремесленная (цеховая) корпорация. У каждой такой общины или корпорации имелся свой святой покровитель и годовой праздник.

Свадебный пир — у славян главное торжество по случаю бракосочетания во время собственно свадьбы — сначала у невесты, а потом у жениха, включающее застолье и сопутствующие ему обряды и ритуальные действия: посад молодых, выкуп невесты у её брата, выведение подставной невесты и другие способы сведения жениха с невестой, снимание покрывала (см. Фата), венка с головы невесты и перемену ей головного убора, дележ главного свадебного хлеба (см. Каравай) или иного блюда (пирога, пряника, каши, курицы, петуха…

Народные гулянья (гулянка) — исторически распространённая и широко практикуемая традиция отмечания праздников у славян, а также у других европейских народов. Представляет собой массовое празднество под открытым небом, сопровождавшимися играми, хороводами, песнями, плясками, ряжением, игрой на гармошках, сопелках и дуделках, зажиганием костров.

Скла́дчина (ссы́пчина, ссы́пщина, ссы́пка, ски́дка, скла́дка, сбор, ми́рщина, мо́льба, братчина) — внесение денег или продуктов несколькими участниками для совместного пользования, на общее дело.

Сватовство́ по-ру́сски — начальная церемония сговора свадебного, в ходе которой сторона жениха при посредничестве свата предлагала родителям невесты выдать их дочь замуж. Все обрядовые действия и условия совершения сватовства подчинены главной цели — получению согласия на брак.

Упоминания в литературе

Был еще один интересный русский обычай, связанный с пиршествами. Люди, жившие в достатке, но рангом пониже бояр и сановного духовенства, устраивали пиры «в братчину» или, как еще говорили, «в ссыпчину», внося в общий котел свою долю продуктов. Пирующие выбирали особого «пирового старосту», который руководил всеми хозяйственными приготовлениями к пиру и был его ведущим. Проводили такие пиры в специально отобранных так называемых пировых избах. Вот откуда, наверное, пошли наши «вечеринки вскладчину», характерные, пожалуй, только для русских, а «пировой староста» превратился в современного тамаду. Ушли в прошлое старинные пиры со своими традициями и обычаями. Но, как и наши далекие предки, мы любим собраться за праздничным столом с близкими и друзьями. Как и прежде, мы видим в этом нечто большее, чем просто желание вкусно и сытно поесть. Нас объединяют радость общения, возможность почувствовать себя интересными друг другу. Русские праздничные столы – это наша добрая непреходящая традиция, отражающая широкую натуру русского человека.

Среди русских трапез можно выделить два типа по способу организации. В первом случае хозяин, как правило достаточно богатый, чаще князь или боярин, устраивал пир за свой счет и приглашал на него гостей. Пир второго типа назывался братчиной или ссыпчиной и устраивался простым людом. Устроители собирали со всех приглашенных хлеб или иные продукты, которые либо оставляли для пира, либо продавали, а уже на вырученные деньги заготавливали все необходимое. Термин «ссыпчина» возник в связи с тем, что приглашенные часто приносили зерно, которое ссыпалось в одно место, а затем использовалось по усмотрению устроителей. Тем не менее строгого разделения между пиром и братчиной не существовало. Даже при приглашении на частный княжеский пир от гостей могли потребовать внесения какого-либо вклада, как правило, денежного.

Семь великих князей – семь старейшин, первых по древности рода и богатству после царя, – обычно загодя съезжались на объявленный царский пир каждый в свой день, чтобы иметь возможность неспешно показать царю все подарки – показать из своих рук, – а потом насладиться уединенной вечерней трапезой с ним, вкушая отборные привозные вина и яства. Застолье с царем издавна считалось знаком особого доверия и приближенности к трону.

Первое письменное упоминание о Кегри как об одном из языческих божеств карелов встречается в предисловии к переводу Псалтыри М. Агриколы: «Kakri se liseis Carian cassuon» (Кегри прибавлял прирост скота)[48]. Это был бог-покровитель домашнего скота и посевов зерновых[49]. Как пишет М. Хаавио, 1 ноября день Кегри активно отмечали в Саво и Карелии еще в XVII–XVIII веках. Исследователь подчеркивает именно аграрный характер праздника. За неделю до праздника выбирали лучшую, чаще всего годовалую овцу (kekrilammas – овца Кегри), отделяли ее от стада и усиленно кормили, готовясь к жертвоприношению. Резали овцу в доме в полночь, когда новый год сменяет старый, или под утро, часа в четыре. Освежеванную тушу сразу же ставили на огонь, варили ее целиком: с головой, ногами и внутренностями. Солить варево и пробовать его имел право только самый старший хозяин дома. Пока не будет готово это мясо, никому из членов семьи нельзя было ничего есть (во избежание болезней). Затем начинался пир, одним из условий которого было съесть все мясо без остатка[50]. Этот ритуал продуцировал сытость и благополучие в наступающем году. Кратковременность самого праздника Кегри подчеркивается во многих пословицах: Ei häi ainos kegri kestä, eigo ainos perttilöi pestä[51] (He все время ведь кегри длится, не все время и полы моют); On kerran kekri keuhälläki[52](Есть один раз кекри и у бедного). Первая паремия, возможно, сохранила упоминание о том, что лиминальный промежуток ухода старого года и наступления нового и в далекой древности (когда смена лет происходила осенью) считался «чистым», подобно тому, каким в мифологической прозе XX века виделось святочное «время земли Сюндю».

На второй день свадьбы во многих деревнях был распространен обряд «поиска ярки». Родственники новобрачной приходили в дом ее мужа, заявляя о пропаже дочери, и начинали поиски «пропавшей». Если поиски заканчивались неудачей, то новобрачный сам выводил к гостям молодую жену. Гости сначала как бы проявляли радость по поводу возвращения дочери, но, приглядевшись, замечали в ней изменения – и отказывались принять обратно. Новобрачная возвращалась к мужу. Затем всех гостей приглашали к столу, который назывался «поклонным», «поцелуйным», «сырным» или «княжим». Застолье сопровождалось играми и забавами, а также исполнением «соленых» частушек неприличного содержания. Часто их исполняли ряженые. В конце пира родители благословляли новобрачных, а гости одаривали их разными подарками (крайне редко деньгами, чаще вещами и даже домашним скотом).

Связанные понятия (продолжение)

Русские свадебные обряды — система традиционных семейных обрядов, сопровождающих заключение брака. Является важнейшим элементом русской культуры. У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к XV веку.

Крести́ны — домашний праздник, праздничный обед в день совершения таинства крещения.

Кутья́ (от ср.-греч. ϰουϰϰιά — бобы; укр. кутя́, белор. куцця́, куця́, болг. кутя́, церк.-слав. кутьѩ, куциѩ, коуциѩ)) — каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя, реже пшена или риса с добавлением мёда (сыти) или сахара, иногда с сухофруктами (изюмом), орехами, зёрнами мака.

Дру́жка (дру́жко) — у славянских народов представитель жениха, главный распорядитель на свадьбе, который следил за тем, чтобы обычай соблюдался так, как его понимала община, сельская и городская.

Карава́й (коровай) — главный свадебный хлеб у славян, большой, чаще всего круглый, который делят на свадьбе для угощения всех её участников. Обычно искусно украшенный.

Хлеб-соль (хлеб да соль, хлебосоль) — сочетание хлеба и соли, характерное для их хранения и использования в быту и в обрядах; обобщенное наименование пищи; приветствие, обращенное к участникам трапезы.

Обе́д — как правило, второй или третий приём пищи в день (обычно после первого либо второго завтрака), наиболее обильный. Как правило, на обед подаётся горячая пища.

Тост (от англ. toast) — краткая речь, перед собравшимися, предшествующая распитию спиртных напитков, предназначенная подчеркнуть важность момента.

Ча́рка, Чара — сосуд для питья крепких напитков, маленькая чара (чарочка), иногда имеющая поддон или шаровидную ножку.

Ма́сленица — восточнославянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии.

Ассамблеи (франц. assemblée, «собрание») — прообраз дворянского бала, празднование, введённое Петром Первым в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 года.

Девичник (вечерина) — предсвадебный обряд, день перед свадьбой, либо дни от рукобитья до свадьбы.

Сва́дебный вы́куп — славянский обряд, при котором обычно сваха, дружки, сам жених или гости вносят реальную или символическую плату (деньги, пища, полотно, рушник и т. п.) за выход невесты из дома, проезд «свадебного поезда», танец с невестой, при «похищении невесты» или её туфля на свадьбе.

Молодожёны (молодые, новобрачные) — жених и невеста на свадьбе после ритуального объединения их в новую брачную пару и некоторое время после свадьбы.

Васи́льев ве́чер (канун Нового года в славянской традиции) — день народного календаря у славян, приходящийся на 31 декабря (13 января). У белорусов и украинцев более известен как Щедрый вечер или Щедрец; в Поволжье, центральных и некоторых южных областях России (Тверская, Ярославская, Московская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Оренбургская, частично — Воронежская, Белгородская и Курская) был известен как Овсень, у болгар — Сурва. У славян-католиков канун Нового года называется День Святого Сильвестра…

Жирный четверг (Грязный четверг, Женский четверг; польск. Tłusty czwartek; морав. Tučný, Tłustý čtvrtek; словен. Debelnica, Debeli, Tolsti četrtek; венг. torkos csütörtök; нем. Fetter Donnerstag, Schmotziger Donnerstag; греч. Τσικνοπέμπτη; итал. Giovedì Grasso) — народное название последнего четверга перед Великим постом у некоторых европейских народов. Следующие за ним пятница и суббота были постными, а в воскресенье, понедельник и вторник ели скоромную пищу.

Колядова́ние — приуроченный преимущественно к святкам славянский обряд посещения домов группой участников, которые исполняли «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали ритуальное угощение. У поляков и чехов колядовали также на Масленицу (Мясопуст) и на Пасху.

Обеденный стол — стол, предназначенный для сервировки и приёма пищи, обычно рассчитанный на совместную трапезу для нескольких едоков.

Жени́х — мужчина, вступающий в брак, один из двух центральных персонажей свадебного обряда, наряду с невестой.

Скоморо́хи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди; др.-рус. скоморохъ; церк.-слав. скомра́хъ) — в восточнославянской традиции участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев фривольного (иногда глумливого и кощунственного) содержания, обычно ряженые (маски, травести). Практиковали обрядовые формы «антиповедения».

Посевание (рус. (ходить) посевать, обсевать, засевать; белор. засеўкі, абсяванне; укр. засявуха, засівати, посівати; польск. posiewać — Подляшье) — восточно-славянский обряд, совершавшийся в первый день нового года или на Рождество и направленный на обеспечение урожая в наступившем году. Входил в состав новогодних обходов домов и включал ряд действий, относящихся к магии первого дня. В Польше и Словакии точно такой же обряд назывался chodzić na podsypkę (ходить на посыпку) или obsypka (обсыпка…

Посиде́лки (вечорки) — сезонная форма молодёжного досуга в осенне-зимнее время, наиболее характерная для восточных и южных славян. У западных славян подобные собрания не были регулярными.

Щедрование — славянский новогодний ритуал обхода домов с исполнением песен-благопожеланий и получением вознаграждения от хозяев дома. Распространён на территории Украины, южной Белоруссии, в западно- и южнорусских областях, частично — в восточных районах Польши и Словакии. У словаков щедрование совершалось в канун Рождества, называемый Štedrý deň/večer. Центрально-русским аналогом является овсеньканье, а северно-русским — виноградье.

Медвежья потеха — одна из древнейших форм развлечения на Руси. «Медвежья потеха» считалась царской забавой.

Пёстрая неде́ля — у славян неделя перед Масленицей (Мясопустом), предпоследняя перед Великим постом.

Свя́тки (святы́е, праздничные дни, зимние святки, коля́ды; др.-рус. свꙗтокъ) — славянский народный праздничный комплекс зимнего календарного периода, состоящий из двенадцати праздничных дней «от звезды и до воды» (рус. кубан.), то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды.

Банке́т (от фр. banquet) — званый обед или ужин в торжественных рамках, устраиваемый в честь определённого лица или события (например, юбилея или свадьбы). Для проведения банкетов зачастую используется специальный банкетный зал.

Сватовство́ — свадебный обряд, представляет собой обряд предложения женихом руки и сердца, своей девушке при её родителях. Участвовать в сватовстве будущий жених может либо непосредственно сам, либо посылая к родителям своей избранницы сватов. Как правило в состав делегации входят: родители жениха, ближайшие родственники, крёстные родители иногда в редких случаях близкие друзья.

Мясое́д (устар. мясоя́стие; ст.‑слав. мѧсоѧде́ние, мѧсоѧ́стїе) — период, когда по церковному уставу разрешена мясная пища. Обычно это время после какого-либо поста.

Тамада́ (груз. თამადა, от перс. dāmād‎ «зять, жених», по другой версии — от адыг. тхьаматэ «лидер, начальник») — распорядитель пиршества, массового мероприятия, в более узком понимании — ведущий свадебной церемонии.

Неве́ста (ст.-слав. нєвѣста — от не и ве́дать, то есть «неизвестная», «незнакомая») — девушка или женщина, вступающая в брак. Неофициально девушка считается невестой с момента согласия на предложение руки и сердца. Официально — с момента подачи заявления в ЗАГС. Возможно также в значении «девушка, достигшая брачного возраста».

Кра́сный у́гол (от ст.-слав. красѣнъ — «красивый, прекрасный»;) святой угол, передний угол, кутный угол (кут), большой, почётный, верхний угол, кутник — у восточных славян наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы и стоял стол, обычно был обращён на юго-восток.

У́жин, арх. ве́черя (от др.-греч. δεῖπνον «<вечерняя> трапеза») — последний приём пищи в конце дня, как правило, вечером или ночью. Ужин — как один из приёмов пищи, так и сама еда, приготовленная на вечер.

Ря́женье, Ряжение — обрядовое перевоплощение внешнего облика человека с помощью масок, одежды и других атрибутов.

Поми́нки (поминальные обряды, поминальный культ, заупокойный культ, помина́льный обе́д, помина́льная тра́пеза) — обряды, совершаемые в память умершего, главным из которых является коллективная трапеза, устраиваемая родственниками в доме покойного или на кладбище, непосредственно после погребения и в определённые сроки поминовения.

Мясопу́ст (Масленица у славянских народов, Карнавал у славян) — в славянской традиции праздник, отмечаемый в течение недели или трёх дней перед Великим постом и обозначающий в народном календаре границу зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста. Период перед Великим постом широко отмечался в календаре русских, западных славян и южных славян-католиков, менее широко — у сербов, болгар и македонцев, очень скромно — у украинцев и белорусов.

За́говенье (за́говины, запусты, мясопустье; от говеть «поститься») — в традиции Православных церквей название последнего дня перед длительным постом, когда ещё можно употреблять скоромную пищу (животного происхождения).

Руса́льная неде́ля (также Троицкая неделя, Проводы русалок) — в славянском народном календаре троицкая (начиная с Троицы), реже — предшествующая Троице неделя. Считалась временем пребывания на земле русалок, вышедших из воды после Вознесения. На Русальной неделе обычно совершались обряды, связанные с прощанием с весной: «Вынос троицкой берёзки», «Проводы русалки», «Похороны Костромы», «Вождение коня», «Проводы весны».

Свадебный поезд — свадебная процессия жениха, направляющаяся за невестой, сопровождающая молодых к венчанию и в дом жениха (или сначала в дом невесты, а потом жениха); реже — некоторые другие процессии в свадебном обряде. Свадебный поезд жениха, направляющийся за невестой, наделяется военной символикой с соответствующими атрибутами его участников и текстами. Славянский свадебный обряд.

Васильев день (Новый год) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 (14) января. Название дня происходит от имени святого Василия Великого. Первый день нового года, начало «Страшных вечеров». У восточных славян в этот день было принято ходить посевать по домам.

Акату́й, Агаду́й (чуваш. акатуй «праздник плуга») — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухатӳ (суха «пахота» — туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского…

Жирный вторник (англ. Shrove Tuesday; фр. Mardi gras; польск. Ostatki; — праздник-карнавал, канун Пепельной среды, знаменующей начало Великого поста. Во франкоговорящих странах называется Марди Гра (дословно «жирный вторник»); в англоговорящих — Покаянный день, Блинный день, у восточных славян аналог — Прощёное воскресенье.

Праздник Новруз (азерб. Novruz bayramı — Новруз-байрам) ежегодно отмечается в Азербайджане пять дней, включая 20 и 21 марта, день весеннего равноденствия. Дни проведения праздника Новруз на очередной год определяются и объявляются населению в декабре. Праздник отмечается в честь прихода весны, обновления природы. В дни Новруза по народной традиции зажигают костры, приготавливают различные сладости (шекербура, бадамбура, пахлава, гогал), наряжают хончу (угощения, собранные на поднос), высаживают сэмэни…

Упоминания в литературе (продолжение)

На второй день свадьбы во многих деревнях был распространен обряд «поиска ярки». Родственники новобрачной приходили в дом ее мужа, заявляли о пропаже дочери и начинали поиски «пропавшей». Если поиски заканчивались неудачей, то новобрачный сам выводил к гостям молодую жену. Гости сначала вроде бы как проявляли радость по поводу возвращения дочери, но, приглядевшись, замечали в ней некоторые изменения – и отказывались принять ее обратно. Новобрачная возвращалась к мужу. После обряда всех гостей приглашали к столу, который назывался «поклонным», «поцелуйным», «сырным» или «княжим». Застолье сопровождалось играми и забавами, а также исполнением «соленых» частушек неприличного содержания. На второй день свадьбы припасали самые срамные частушки. Часто их исполняли ряженые. В конце княжого пира родители благословляли новобрачных, а гости одаривали их разными подарками (крайне редко деньгами, чаще вещами и даже домашним скотом).

Возможно, данная песня сохранила отголоски испытаний во время возрастной инициации, которую проходили парни и в бане, после чего переходили в новый статус и получали возможность жениться и участвовать во взрослых мероприятиях, в том числе и пирах. Так, есть сведения, что в карельских деревнях еще в конце XIX века до женитьбы спиртное парням не наливали, даже пиво, которое и было едва ли не единственным хмельным напитком у карелов во время пиршества, в том числе и свадебного.

Тем не менее теплые сезоны проходили в бесконечных пирах и гуляньях. На сколько бы дней не затягивалось торжество в замке (чаще на неделю), приглашенные всегда оставались довольными, сытыми, не обделенными сердечностью хозяина. В такие дни обычно экономный сеньор кормил не только своих гостей, но и всю округу, раздавал драгоценные кубки, дарил каждому встречному одежду, порой демонстрируя щедрость странным, хотя и привычным для своего времени способом, то есть приказывал сжечь «лишние» продукты:

В блестящий век Екатерины эстетическая забава и наслаждения получили широкое развитие. Роскошь и великолепие ее общественных пиров и торжеств доходили до степени сказочного азиатского волшебства. Ряд таких блестящих празднеств начался с прибытием императрицы в Москву для коронования. Первый такой большой исторический праздник был назначен на шестой месяц по совершении коронации. За месяц до этого торжества появилась афиша, которою извещалось: «Сего месяца 30-го и февраля 1-го и 2-го, т. е. в четверток, субботу и воскресенье, по улицам: Большой Немецкой, по обеим Басманным, по Мясницкой и Покровке, от 10-ти часов утра за поздни, будет ездить большой маскарад, названный „Торжествующая Минерва“, в котором изъявится гнусность пороков и слава добродетели. По возвращении оного к горам начнут кататься и на сделанном на то театре представят народу разные игрища, пляски, комедии кукольные, фокус-покус и разные телодвижения, станут доставать деньги своим проворством охотники бегаться на лошадях и прочее; кто оное видеть желает, могут туда собираться и кататься с гор во всю неделю Масленицы, сутра и до ночи, в маске и без маски, кто как похочет, всякого звания люди».

Пышное русское застолье… Оно является чем-то очень важным в жизни, потому что даже в самые материально трудные годы на стол собирается, «достается» самое лучшее. «Русский стол» всегда неэкономный. С вариациями на достаток хозяев, но он должен «ломиться» от яств. Это не просто вкусное угощение. Человеку требуется гораздо меньше еды для насыщения. Важным является именно обилие, почти нескончаемое. Угощение на праздничный стол всегда готовится с большим запасом и, как правило, остается. Ради чего с большими стараниями, заботами, подчас с почти непосильными материальными издержками воспроизводится этот образ нескончаемого обилия всего самого вкусного? Может быть, он должен постоянно напоминать человеку образ бесконечного райского пира, той награды, которая ждет его по окончании земной жизни, если он провел ее, достойно своего Ангела.

Кроме этих блюд, обязательно на свадебном пиру должны были быть пироги, которые пекли из каравайного теста. После первого угощения у жениха его дружки выводили молодых из-за стола и снимали покрывало с головы невесты двумя пирогами. Пирожок (шишку) за пазухой носили жених и невеста с начала свадебной церемонии всю свадьбу до конца. С этим пирожком молодая иногда ходила первый раз по воду.

Платон в «Апологии Сократа» устами самого философа тоже называет Аристофана в числе гонителей. Однако действие «Пира», где Сократ мирно возлежит рядом с Аристофаном на симпосии, происходит после постановки «Облаков». Они оба знали цену красному словцу – оба были люди агоры. Истинный горожанин Сократ прокламировал: «Я ведь любознателен, а местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе». В стоях агоры, в мастерской сапожника Симона (место помечено камнями) вел он свои диалоги, возле рыночных лотков его лупила Ксантиппа. На агоре его признали виновным, тут он сидел в тюрьме (камнями обозначена камера), где и выпил яд. То, что его высмеивали и не любили, – неудивительно: манера надолго застывать столбом, говорить невпопад, а главное, на простые прямые вопросы давать унизительные уклончивые ответы. Даже Ксантиппу можно понять, не говоря об Аристофане. При этом благостный финал «Пира» ничего мрачного не предвещает: «Одни спят, другие разошлись по домам, а бодрствуют еще только Агафон, Аристофан и Сократ, которые пьют из большой чаши, передавая ее по кругу слева направо…»

Бабий кут отгораживался от остального пространства избы занавеской, кутным занавесом. Мужчины воздерживались от того, чтобы заходить в бабий кут, а появление здесь постороннего мужчины рассматривалось как оскорбление всей семье. Здесь было «бабье царство», здесь женщина была полной хозяйкой, работала и даже спала на лавке. Во время пиров женщины сидели за занавеской, а при обряде сватовства здесь пряталась невеста во всем уборе, выходя к жениху в определенный момент. Так было во всем мире и всегда: женская половина отделялась и была недоступной для посторонних в античном жилище (так называемый гинекий), в европейском средневековом замке, в русских боярских хоромах, в юрте степняка, в чуме или яранге северного оленевода или охотника.

Когда старый Кириллыч передал молодому князю Алексею Васильевичу приказания его батюшки, тот поспешил гостям навстречу, приказав слугам отпереть свою столовую палату и все в ней приготовить для приема. В то время как толпа слуг чинно выстраивалась по обе стороны ворот и по ступенькам крыльца, а воротные сторожа отмыкали железные засовы и открывали настежь обе створчатые половинки, князь Алексей стоял на верхней ступеньке крыльца, с некоторой тревогой прислушиваясь к нестройному гаму приехавшей хмельной братии. Воспитанный под строгим началом и еще не испорченный жизнью, этот двадцатилетний юноша хотя и занимал уже видное положение при дворе благодаря отцу, но не в отца был недалек, не боек на слова и ненаходчив; а потому он не любил бывать «на людях», всему на свете предпочитал охоту с соколами и терпеть не мог веселых пиров и шумных празднеств. И вдруг ему поручено принять хмельных гостей, играть роль хозяина…

Один из пиров Бориса Годунова, который проходил в Серпухове, продолжался почти шесть недель. На одном из обедов, по случаю расставания царя с войском, пировало пятьсот тысяч человек. Столы, накрытые в поле, буквально ломились от обилия серебряной посуды, яства, мед и вино развозили обозами, а гостей одаривали бархатами, парчами и камками.

Веселый звон колоколов огласил воздух, и Новгород, запестрел народом; собираются стар и мал: граждане в церковь Софийскую, немцы к св. Петру. Громогласно читают договорную мирную грамоту с рижанами и Готским берегом[18]; молебствие отходит, и все спешат от обедни к обеду на городище. Сановники за столами браными ждут гостей, гости ожидают друг друга, И вот уже посадник приветствует купцов ревельских, любских, армянских, союзников литовцев, земляков россиян. Владыко благословляет яствы, гремит труба, и все садятся: богач подле бедного, знатный с простолюдином, иноверец рядом с православными. Всё смешано, все дышат братством и дружеством; благодатное небо раскинуто одинаково над всеми. Казалось, тогда обновился пир Изяслава[19], князя, любезного народу, угощавшего на этом же месте любимый народ свой.

На сговоре решали вопросы организации свадьбы, обсуждали размер приданого. Дача за невестой приданого всегда была непременным условием русской свадьбы. В приданое входили: постель, платья, домашняя утварь, украшения, люди, деньги, недвижимость, скот. Если невеста была из бедной семьи и не могла принести в дом приданое, то жених мог сам «сделать приданое», например, передавая родителям невесты некоторую сумму денег, но такое случалось довольно редко. Во время сговора также распределялись свадебные чины. Жених и невеста уподоблялись князю и княгине, сама свадьба – княжескому пиру, потому и многие свадебные чины именовались подобно «штату придворных»: большими боярами – близкая родня и почетные гости, меньшими – дальняя родня и гости попроще.

Ежегодно в первую майскую субботу Нидерланды празднуют День сельди. Считается, что сельдь к маю нагуливает максимальный жирок, отчего становится еще вкуснее. Гостям праздника предлагаются лакомства из свежевыловленной сельди, а первый корабль, доставивший рыбу в порт, получает денежное вознаграждение. Сельдь доставляют еще к началу недели, чтобы она успела приготовиться по специальному рецепту, а первый бочонок отборной сельди передается в дар королеве. Вся оставшаяся рыбка становится угощением на селедочных пирах. В этот день улицы украшаются множеством флажков, за что он получил еще одно название – День флажков, играют музыкальные коллективы, проводятся различные состязания, в том числе и конные, раритетные парусные лодки ждут своих пассажиров для экскурсионных прогулок.

С появлением в Европе индивидуальных столовых приборов на пирах каждому гостю стали подавать тарелку, ложку и нож. Впрочем, ложку гость мог принести с собой. Однако все блюда, кроме супа, по-прежнему ели руками, которые затем вытирали о свою богатую одежду или скатерть. Сосуды для питья переходили от одного гостя к другому.

Кокорев грешил доносами царю на второго воеводу, но и Палицин не уставал тревожить царя-батюшку доносами на первого воеводу, а письма те от Палицына до Москвы проходили через руки самого Хабарова, человека проворного и смышленого. Год прошел, второй миновал, внове заполыхали божьи зарницы сияний полярных над крышами Мангазеи «златокипящей» – тут и война началась!.. Войне как раз время пристало. Кокорев совсем уж зарвался на мангазейском воеводстве. Заезжих из тундры самоедов грабил, спаивая, пушнину у них отбирал, говоря, что царь в ней нуждается, а всех соболей и песцов в свои закрома складывал; любил Кокорев пировать, зазывая к себе мангазейцев, но идущие на пир обязаны были подарки делать хозяину, «но подарки должны были быть хорошими, а не то бросались в лицо гостю, которого челядь при этом выпроваживала кулаками». Недовольство боярином росло в городе, и настал день, когда второй воевода, Палицин, опохмелясь доброю чарою, объявил народу, что отныне он в съезжую избу не ходок, обещал печать свою к казенным бумагам более не прикладывать:

А в 1715 году на торжествах, посвященных рождению царевича Петра Петровича, на столах появились уже три пирога. Из одного вышла совершенно обнаженная карлица и произнесла заученную поздравительную речь. Из второго – карлик, и тоже – в чем мать родила. Реакция присутствовавших дам оказалась вполне предсказуемой. Из третьего выпорхнула дюжина куропаток. Это – прямое заимствование из античных времен, плагиат, можно сказать. Вот что можно прочесть на страницах романа «Сатирикон» древнеримского писателя Петрония, жившего в I веке нашей эры, где описан пир у разбогатевшего выскочки Тримальхиона.

Старинное предание гласит, что красное солнышко, всплывая из-за гор над обновленной Воскресением Христовым землею, радостно играет-пляшет своими лучами. Эта молва о «солнечных заигрышах» распространена во всех уголках славянского мира, некогда жившего одной духовной жизнью с русским народом. В великорусских губерниях раным-рано на первый день Светлого праздника выходил деревенский люд на пригорки, ребята малые влезали на крыши – любоваться игрой солнца. Взойдет, заиграет оно на безоблачном небе – быть, по примете старых людей, красному лету, богатому урожаю и счастливым свадьбам. Деревенская детвора при первом появлении светила принималась прыгать, припевая: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко! Солнышко, покажись, красное, снарядись! Едут господа-бояре к тебе в гости во двор, на пиры пировать, во столы столовать!» Старухи в это время умывались с золота, серебра и красного яйца, думая от того и помолодеть, и разбогатеть; старики же расчесывали волосы, приговаривая: «Сколько в голове волосков, столько и внучат!»

В поучениях о казнях Божьих Феодосия Печерского встречаем упоминание в числе других искушений рода человеческого и о скоморохах с гуслями, сопелями и всякими играми и делесы неподобными». В житии последнего святого, писанным Нестором, представляется целая картина пира при дворе Киевского князя. Придя однажды к князю, Феодосии застал его окруженным множеством певцов и скоморохов: одни играли на гуслях, другие на органах, иные на голосах пели песни. Феодосии смутил князя на мгновение вопросом, так ли будет на том свете, и веселье на время прекратилось, чтобы возобновиться по уходе святого, т. к. таков был обычай у князя».

После моего доклада Иоанн Васильевич пригласил меня на пир. Это была большая честь для меня и знак доверия. Меня провели в огромную палату, где стояли длинные столы в три ряда. Для Иоанна Васильевича и его фаворитов были накрыты особые столы в конце палаты. Гости сидели на широких скамьях, покрытых бархатом и парчой, а царь – в высоком, убранном жемчужными и алмазными кистями резном кресле со спинкой в виде золоченого двуглавого орла с распростертыми крыльями, украшенного драгоценными каменьями.

Обед в Древнем Риме, в том числе и торжественный, устраивался не раньше 2 часов дня и затягивался на всю вторую половину дня. Во время пира гости не только ели, но часто обсуждали философские вопросы, устраивали литературные диспуты или чтение стихов.

Восточные славяне и другие народы первоначально пиво варили из проса. Итальянский путешественник XV века так писал о Московском государстве: «Там нет винограда, но они варят пиво из меда, другие готовят брагу из проса. И в то, и в другое добавляют цветки хмеля, которое создают брожение. В итоге получается напиток, опьяняющий как вино». У тюркских же народов такой напиток назывался «буза». Пиво, так же как и мед, было непременным напитком как на княжеских пирах, так и в дни деревенских праздников.

Ученики Христа и гости были поражены таким превращением воды в вино. Это было первое чудо, которое Господь сотворил на бедном свадебном пиру в маленьком городке Кане Галилейской.

На мужской половине послышались требования залить блины брагой, но явился Касьян, погрозил одному-другому своим железным перстом, и брага вышла у каждого любителя из головы. Зато каждый получил по большущей жареной рыбине. Все шло чинно, словно за столом на боярском пиру.

Купец помнил Кремль совсем другим. В 1570 году Коробейников и еще несколько известных купцов были приглашены на пир по случаю взятия Новгорода. Когда гости проходили по комнатам и переходам царского дворца, то им показалось, что они попали в царство волшебных сказок. Прекрасные и диковинные изделия Запада и Востока, расшитые шелка, драгоценные камни-самоцветы, серебряные бочки, ендовы и братины – работы суздальских, новгородских, тверских, ростовских мастеров; соболя, золотые пояса, яхонтовые ожерелья, жемчужины, добываемые на северных реках, – все это великолепие поразило видавших виды купцов до глубины души.

Торговые, сыпля шутками да прибаутками – покупателей подвеселить надо, – разбивали на площади свои вежи. И старый, и малый, кутаясь в духовитые кожухи свои, дивились их богатствам. Тут были и ткани всякие, и секиры, и бусы девкам, и иголки, и нитки, и огнива заморские, и всяка штука нараспев. И сразу закипел весёлый торг. Несмотря на то что деньги были чрезвычайно разнообразны: и металлические, и кожаные, – гривны, ногаты, куны, резани, серебряные арабские диргемы, веверицы, монеты греческие, монеты римские, и готские, и урманские, и свейские, – несмотря на то что был и особый счёт новгородский, и киевский, и ростовский, и низовой, и прочие, вышгородцы, народ тёртый, не смущались этим. Бойко шла и мена, товар на товар… Другие несли со всех сторон всякой снеди для братчины весёлой: кто часть свинины, кто меду, кто зверовины, кто хлеба, кто чего… И хозяйки торопливо готовили пированьице, почестный пир про князя ласкового и про дружину его…

К. Маковский - Боярский свадебный пир в XVII веке.

К. Маковский — Боярский свадебный пир в XVII веке.

Пиры на Руси любили и устраивали их достаточно часто, благо поводов было достаточно: именины, рождение ребенка, свадьба, государственные события, православные праздники. Пир был сложным ритуалом, к которому готовились заранее, а царские пиры поражали своим великолепием. Важно было все: как садились участники, на каком отдалении от государя, и даже кому из них заранее подавали столовые приборы.

Что предшествовало пиру

Подготовка начиналась с составления пировальной росписи, в которой составлялся подробный план действия. Прописывались имена тех, кто был ответственен за организацию и обслуживание пира, а также перечислялись все гости, обозначались их места за столом. Подробно описывалось, какие кушанья и в каком порядке будут подаваться.

Пир Ивана Грозного в Александровской слободе. Картина русского художника Юрия Сергеева.

Пир Ивана Грозного в Александровской слободе. Картина русского художника Юрия Сергеева.

Помещение для пира украшалось очень тщательно. Если были приглашены иностранные гости, то использовалась дорогая посуда, а не обычная, глиняная или деревянная, которой ежедневно пользовались до 16 века.

Столы покрывались скатертями, ставились приборы для специй (соль, хрен, перец, уксус, привозные пряности). Интересно, что индивидуальные столовые приборы стали подаваться каждому гостю лишь с 17 века, а до этого такими привилегиями пользовались лишь особо знатные участники пира. Например, принц Бухав оставил записки, в которых говорил, что во время пира у Ивана Грозного ему пришлось пользоваться ножом и тарелкой на пару с соседом по столу.

Как рассаживали гостей: садись по отчине!

Лавки ставили у стен, а столы вдоль них. Если гостей было очень много, то делали ряды из столов. Стол царя устанавливался на специальном возвышении. Кроме правителя за него усаживались царевич, патриарх и в редких случаях особый гость. Женщинам, царице и царевнам, разрешалось присутствовать только на свадебных пирах. За иными они с любопытством следили через специальные окошки. Видимо, чтобы было не очень обидно, иногда устраивались приемы для боярынь, для этого стол накрывали в палатах у царицы.

Иностранные гости безропотно занимали те места, на которые им указывали. А вот русские окольничие и бояре спорили до изнеможения за право сидеть на лучшем месте. За это были предусмотрены наказания: могли лишить вотчины и даже казнить. Место нужно было занимать по отчине, то есть по расстоянию до царского стола. Нарушение могло сказаться на последующей службе, и даже на родне провинившегося. Чтобы решить эти проблемы, стали проводить пиры без мест. Это означало, что какое бы место не занял боярин столом, это не скажется на его службе.

«Икра заморская, баклажанная»

После того как царь и гости рассаживались, выносили яства и торжество начиналось. Всем поддавались «изращатые» калачи вместо хлеба, пироги с начинкой из птичьего мяса с зеленью, капустными листами, сливами и брусникой. В качестве украшения использовались фигуры соответствующий птицы, их фигурки изготавливались из сахара или теста.

Царский пир в Грановитой палате Московского Кремля. Миниатюра. 1673 г.

Царский пир в Грановитой палате Московского Кремля. Миниатюра. 1673 г.

Подавалась соленая белуга с лимоном, яйцом и брусникой, обложенная капустными листьями, белужья и лососевая икра в деревянных чашах. После первого блюда выносились напитки. Изначально это были хмельные варианты — мёд, пиво, квас, позднее появилось вино.

Что касается горячего, то чаще всего это был жареный поросёнок с зеленью, брусникой, виртуозно украшенный полевыми цветами. В чести были также жареные тетерева, фазаны и лебеди. А вот супами баловали не слишком часто. Зато можно было удивиться обилию каш и самым разным жареным рубленым овощам с мясом — их всегда было много, и варианты были самые разные.

Когда наступало время десерта, выносили Кремль, сделанный из сахара, с маленькими каретами, лошадьми, стрельцами и пушками из марципана. Огромной популярностью пользовалось конфетное дерево, состоящая из груш в сиропе из мёда, вазы с полевыми цветами и сочных вишен и слив. Делали фруктово-ягодные пирамиды и фруктовые пряники, вес которых мог быть больше 6 кг.

Кто снимал пробы и как поступали с обжорами

Отвечал за проведение пира дворецкий, командовавший стольниками, чашниками и остальной прислугой. Подавать яства и напитки на стол, за которым сидел царь, могли только чашники и стольники знатного, порой княжеского рода. Чтобы обеспечить государю безопасность, царские блюда предварительно проверяли. Первые пробы под наблюдением дворецкого снимал повар, потом слуги, относящие блюда в специальную комнату, затем наступала очередь стольника или чашника. Они пробовали последними и подавали еду. Кушанья, которые предназначались гостям, пробовались на кухне.

Инсталляция «Царский стол»./Фото: krugozor.ru

Инсталляция «Царский стол»./Фото: krugozor.ru

Квас, морс, мёд, пиво, вино вперемешку с обильной и сытной едой делали свое дело. Многие люди наедались так, что не могли толком дышать, большое количество напитков кружило голову. Чтобы не приходило эксцессов, существовали специальные слуги, которые следили за гостями и при необходимости помогали им справиться с проблемами. Они сопровождали переевшего гостя в специальное помещение, где давали ему фазанье перо – им он мог щекотать в горле и вызвать рвоту. Существовали специальные козлы, на которые можно было лечь животом, свесив голову: в такой позе было легче избавиться от слишком большого количества еды и питья. После этого слуги провожали «ожившего «гостя за стол, где он снова принимался за еду.

Предпочтения отдельных правителей

У каждого правителя были свои личные предпочтения при организации пира, и это было видно по праздничному столу. Например, Анна Иоанновна любила роскошное балы и ужины, но которых поддавались охотничьи трофеи. Сама она в охоте практически не участвовала. Елизавета Петровна же охоту любила, зайцев и уток, подстреленных царственной рукой, жарили на открытом огне. В отличие от Анны Елизавета требовала, чтобы на столах было как можно больше алкоголя, и чтобы во время пира проходили театральные постановки.

Московский калач./Фото: www.koolinar.ru

Московский калач./Фото: www.koolinar.ru

Екатерина Великая ввела в моду французскую кухню. Это было время изысканности и многообразия. Повара готовили по 10 видов похлебки, до 25 промежуточных блюд, например рулады из кроликов, утку с соком и так далее. Подавали больше 30 закусок и потрясающее горячее, например глазированную семгу, окуня с ветчиной, пулярок с трюфелями. Затем круг повторяли. Отказаться от угощения считалось неприличным.

Павел 1 упростил царский стол. Обычная гречка с молоком подавалась в шикарных фарфоровых тарелках. Щи, каша, котлеты. Александр I вернул кухне разнообразие, но без прежнего размаха. Пышные празднества снова появились при Александре II, Александр III вернулся к правилу — чем проще, тем лучше. Последний император Николай II предпочитал скромность в питании. Его супруга Александра Фёдоровна, вегетарианка, каждое блюдо обсуждала со своим поваром.

Именно со свадьбами связана история вилки. В нашем обзоре рассказ о том, как столовый прибор оказался в центре внимания на трех королевских свадьбах.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Значение слова пир

Словарь Ушакова

пир

пир, пира, о пире, на пиру, мн. пиры, муж. (устар., теперь ритор.).

1. Большой званый обед или ужин с обильным и роскошным угощеньем. «И садятся все за стол, и веселый пир пошел.» Пушкин. «Мы пируем пир веселый и за родину мы пьем.» Языков. Пир на весь мир. Пир горой (см. гора). «Коли пир, так пир горой.» А.К.Толстой.

2. перен. Разгул. Жадный пир злодейства и насилья, торжество картечи и штыков! Некрасов (о войне).

В чужом пиру похмелье — см. похмелье.

Фразеологический словарь русского языка

пир

Пир на весь мир — о веселом празднестве с обильным угощением

Пир горой — о богатом застолье, обильной трапезе

Пир во время чумы — пир, веселье, бездумное времяпрепровождение во время общественного бедствия

Фразеологический словарь (Волкова)

пир

  В чужом пиру похмелье — неприятность из- за других, из- за чего-н. постороннего.

Плохое дело в чужом пиру похмелье.

Гаспаров. Записи и выписки

пир

♦ Трималхиона более всего напоминает описание обеда в «Опрометчивом турке».

Цыганско-русский словарь

Словарь Ожегова

пир

ПИР, а, о пире, на пиру, в пиру, мн. пиры, ов, м.

1. Богатое и торжественное угощение с приглашением многих гостей. Княжеский п. Задать п. П. горой (разг.). П. на весь мир (погов.).

2. Об обильном угощении, вкусной еде (разг.). За ужином у нас сегодня целый п.

Словарь Ефремовой

пир

  1. м.
    1. Большой званый обед или ужин с обильным угощением, обычно сопровождаемый различными увеселениями.
    2. перен. устар. Сражение, война, кровопролитие.

Добавить свое значение

Предложите свой вариант значения к слову пир

Цитаты со словом пир

  • Умеренность — это всё равно что обыкновенный скучный обед, а неумеренность — праздничный пир..
    Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея»
  • Садись за жизненный пир, но не облокачивайся на него..
    Пифагор

Синонимы к слову пир

  • бал
  • бали
  • балу
  • банкет
  • бог
  • бражничанье
  • вакханалия
  • веселье
  • вечер
  • вечерами
  • вечеренный
  • вечеринка
  • вечером
  • вечеря
  • виктория

Однокоренные слова к слову пир

  • арсенопирит
  • водопой
  • впираться
  • впиться
  • выпаивание
  • выпаивать
  • выпивала
  • выпивание
  • выпивать
  • выпивка
  • выпивоха
  • выпирание
  • выпирать
  • выпить
  • выпойка

Пир – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово пир? Пытаешься разобраться, что такое пир? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «пир» в словарях русского языка

Пир это:

пир может означать:

Википедия

Пир

м.

1.Большой званый обед или ужин с обильным угощением, обычно сопровождаемый различными увеселениями.

2. перен. устар.Сражение, война, кровопролитие.

Большой современный толковый словарь русского языка

Пир

м.
1) Большой званый обед или ужин с обильным угощением, обычно сопровождаемый различными увеселениями.
2) перен. устар. Сражение, война, кровопролитие.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Пир

муж. ( см. пира ) пиршество ср. пируха жен. пирушка умалит. многолюдное угощенье, большой званый обед, ужин, иногда с музыкой, пляской и с другими потехами. Пир свадебный, именинный. У них пир горой идет. Пир на весь мир. Каковы гости, таков и пир. На пиру много друзей. Как при пире, при беседе много друзей; как при горе, при кручине — нет никого! В чужом пиру да похмелье. С чужого пира похмелье. На чужом пиру с похмелья. Как в пир идти, так и голову чесать. Когда пир, тогда и песни. В пир идешь, не хвастай, а когда из пиру идешь, хвастай. Горе горевать не пир пировать. Что в пир, что в мир (т. е. по миру), все в одном. Мое горе в миру не годится в пиру. Ни в пир, ни в мир, ни в добрые люди. Звал волк козу на пир, да коза нейдет. Радуйся, Кирюшка, будет у бабушки пирушка! Пирные подготовки. Дом пирный. Пировые затеи. Пировой староста, стар. кого избирали в хозяева народного пира, б. ч. на храмовых праздниках; обычно церковный староста. Пиряне, свадебные гости. Пировный праздник, церк. званый. Пировать, пиршествовать, быть участником пира, веселиться разгульно за столом; бражничать; праздновать что-либо пиром. Хлеб-соль берем, а вас паровать зовем (согласие на свадьбу). Где пировать, тут и пиво наливать (и брагу сливать). Люди пировать, а мы горевать. Каково пируется? Пированье ср. пировка жен. , пермяц. действие по глаг. Пирователь, -ница , пирушник, пирянин, пировник, -ница , пирник, пирщик, — щица, кто пирует, участник пира, сотрапезник. Пиршественый, пирный, пировой; относящ. до великого, торжественного празднества, пиршества. Пиршествовать, пировать торжествено и великолепно; пиршествованье, пированье или роскошное пиршество. Паршествователь, — ница, кто пирует, хозяин и застольники. Пирничать, пирушначать, пировать или задавать пиры почасту, жить широко, разгульно; бражничать, бывать на попойках, жить для еды и питья. Пирог муж. (пирожина, пирожища; пирожок, -жочек ; пирожишка). сев. до моск. хлеб ситный, лучший ржаной; новг. , вологод. , пермяц. хлеб полбеный, либо ячный; тамб. , курск. , ряз. пшеничный; оренб. ситный яровой, без всякой приправы; что в вост. губ. калач, в южн. булка; | хлебенное, печенье, б. ч. пшеничное, с начинкою. Пироги бывают: с горохом, с кашею, с грибами (гороховик, крупеник, грибник), с мясом, рыбой (кулебяка) и пр. Пирог защипанный, глухой; незащипанный или растегай; пирог долгий, круглый, треух; кислый, сдобный; подовый, из кислого теста, вздутый; слад кий, чиненый сластями, либо торт.

Словарь Даля

Пир

пир, -а, предл. на пир`у, мн. -`ы, -`ов

Словарь русского языка Лопатина

Пир

Colloq об обильном угощении, вкусной еде За ужином у нас сегодня целый п. пир богатая и торжественная еда с приглашением многих гостей Княжеский п. Задать п. П. горой (разг.). П. на весь мир (погов.).

Словарь русского языка Ожегова

Пир

м.
1) Большой званый обед или ужин с обильным угощением, обычно сопровождаемый различными увеселениями.
2) перен. устар. Сражение, война, кровопролитие.

Толковый словарь Ефремовой

Пир

пира, о пире, на пиру, мн. пиры, м. (устар., теперь ритор.).

1. Большой званый обед или ужин с обильным и роскошным угощеньем. И садятся все за стол, и веселый пир пошел. Пушкин. Мы пируем пир веселый и за родину мы пьем. Языков. Пир на весь мир. Пир горой (см. гора). Коли пир, так пир горой. А.К. Толстой.

2. перен. Разгул. Жадный пир злодейства и насилья, торжество картечи и штыков! Некрасов (о войне). В чужом пиру похмелье – см. похмелье.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Пир

пир, -а, предл. на пиру, мн. —ы, —ов

Полный орфографический словарь русского языка

Пир

мужское имя

Викисловарь

Пир

большой званый обед или ужин с обильным угощением, обычно сопровождаемый различными увеселениями об обильном угощении, вкусной еде , сражение, война, кровопролитие

Викисловарь

Пир

участник пиринга; равноправного информационного обмена

Викисловарь

Пир

старый, пожилой

Викисловарь

Пир

один

Викисловарь

Где и как употребляется слово «пир»?

Кроме значения слова «пир» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «пир».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «пир» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «пир»

Ещё через три дня мы добрались до берега реки и устроили пир горой, возмещая себе все прежние лишения.

Её задача заключалась в охране от порчи постели молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха.

Во время пира гости не только ели, но часто обсуждали философские вопросы, устраивали литературные диспуты или чтение стихов.

Синонимы, антонимы и гипонимы к слову «пир»

Синонимы к слову «пир»:

  • бал
  • банкет
  • бражничанье
  • вакханалия
  • вечер
  • вечеринка
  • вечеря
  • выпивка
  • гулянка
  • корша
  • курултай
  • кутеж
  • обед
  • оргия
  • пикник
  • пированье
  • пирушка
  • пиршество
  • погулянки
  • попойка
  • празднество
  • праздник
  • пьянка
  • пьянство
  • раут
  • торжество
  • угощение
  • ужин
  • учитель
  • фестиваль
  • застолье
  • кровавый пир
  • сражение

Антонимы к слову «пир»:

  • мир

Гиперонимы к слову «пир»:

  • имя
  • приём пищи
  • пища
  • событие
  • участник

Гипонимы к слову «пир»:

  • сид
  • лич

Разбор слова «пир»

Пир является ответом на вопросы из кроссвордов

  • Банкет, который горой
  • … горой (о бурном застолье)
  • Всемирный банкет
  • Застолье
  • Чем прославился Лукулл? 3 буквы
  • «Чумовая» гулянка
  • Богатая и торжественная еда с приглашением множества гостей
  • Богатая торжественная трапеза
  • Вечеринка у царя Гороха
  • Роман английского писателя Джеймса Ханта «… поэтов»

— Ну что же нам теперь повода ждать? Нельзя ли просто так собраться?

— Конечно, случались и пиры спонтанного характера, к примеру, Карл VI Французский (в недалеком времени, к сожалению, Карл Безумный), влюбившись с первого взгляда в свою избранницу приказал играть свадьбу уже через день, так что соответствующее торжество пришлось готовить что называется, в авральном режиме: поварята и кухонная прислуга работали посменно, и спали тут же на кухне, вповалку возле стен, чтобы не мешать заступившим на вахту. Но подобные случаи, конечно же, были скорее исключением из правила. При обычном раскладе подготовка к пиру начиналась за неделю, а то и за десять дней.

— Почему так долго?

— В качестве первого шага к хозяину или хозяйке (порой знатные дамы имели право устраивать пиры от собственного имени, причем супруг мог появиться там лишь по приглашению своей половины), вызывался главный церемонимейстер замка. На долгом и обстоятельном совещании в первую очередь обсуждали список приглашенных, вслед за чем к будущим гостям высылали конных или пеших слуг. Кстати говоря, гостями на пиру могли быть отнюдь и не всегда особы голубых кровей, вежливость требовала приглашать на пиры также купцов, поставлявших хозяину продовольствие, ткани или предметы роскоши, а также собственных слуг, чтобы те не считали себя обделенными. В зависимости от согласия или отказа, список утверждался уже окончательно и подготовку можно было начинать уже со всей основательностью.

Список приглашенных был важен не только для того, чтобы уточнить, сколько еды припасти для дорогих гостей и сколько кубков поставить на стол, но также и для того, чтобы определить сколько продуктов какой категории понадобится для предстоящего торжества. Дело в том, что во времена Средневековья, как мы помним, характеризовавшиеся девизом «никакой свободы, никакого равенства, никакого братства», хозяин пира был вовсе не обязан угощать гостей тем, что ел сам. Приглашенные строго делились на категории в зависимости от своей генеалогии и общественного положения.

Если в древнем Риме подобное деление вызвало бы настоящий скандал (известна, к примеру, история, где на одном пиру дикого кабана подали одному хозяину, и саркастичный Марциал немедля отреагировал на столь возмутительное поведение эпиграммой: у тебя отличный собеседник (имея в виду кабана)). В Средневековой Европе скандал бы вызвал скорее обратный случай. Так известно, что к примеру дофин (граф) Вьеннский приказывал подавать только себе рубец с шафраном, тогда как всем прочим гостям полагалась пища куда более простая, и возможность смотреть, как славно угощается их хозяин.

— И когда определились со списком гостей…

— Владелец или владелица замка, держа в руках уточненный список гостей, приглашал к себе все того же церемонимейстера и вместе с ним главного повара. На этом новом совещании составлялся окончательный список блюд, количество перемен а также меню для гостей каждой категории; и места, которые каждый из приглашенных должен был занять. Церемонимейстер должен был также озаботиться развлекательной программой – уточнить с хозяином какая музыка будет исполняться во время пира, каких артистов или шутов пригласить на торжество.

Задача главного повара также была не из простых: меню следовало приспособить к сезону, возможности доставки тех или иных продуктов, а также к требованиям церковного календаря. Так сохранилась довольно забавная запись о подготовке пира, должного происходить в начале марта: «фруктов нет – ибо не сезон, молочного нельзя – ибо пост. Вывод: закуска отменяется».

За пряностями, сахаром, заморскими винами и прочими лакомствами подобного же рода, слуги отправлялись на рынок, или – для особенно именитых хозяев – поставщикам летели приказы доставить все необходимое к такому-то числу. И наконец, когда искомое наконец-то оказывалось в герцогских или графских кладовых, за дело брались повара.

— Целая бригада поваров?

— На крупной кухне каждый из них имел собственную «специализацию» — были умельцы, готовившие исключительно соусы, были «колбасники», специалисты по супам, жаркому, кондитеры и т.д. Руководил всем процессом главный повар, восседавший как на троне на высоком сидении в середине кухни и громким голосом отдававший приказы своим подопечным.

Один подобный персонаж, Гильом Тирель – повар трех французских королей оставил нам любопытные зарисовки кухонной жизни, сдобренные толикой доброго юмора. В частности, он пишет, что

Для тех, кто проделал долгий путь, к примеру, из другого города или даже другого государства (это могли быть послы, заморская невеста для принца и т.д.) гостеприимные хозяева советовали прибыть за день до начала собственно праздника.

— Это ещё зачем?

— В этом случае считалось вежливым предложить гостям жарко натопленную замковую баню – этюв, чистые полотенца и перемену нижнего белья, тогда как пиршественное платье гости доставляли с собой в сундуках и сумках.

Но в любом случае, для дорогих гостей прямо со ступеней замка или дворца слуги расстилали ковровую дорожку – как мы знаем, этот обычай для пышных церемоний и сейчас не вышел из употребления. На входе в дом мужчины, как правило, приказывали снять с себя высокие сапоги для верховой езды со шпорами, или крепкие уличные башмаки, оставаясь в шоссах – подобии плотных чулков или колготок с плотной кожаной подошвой.

— Милота, просто. И сразу за стол?

— Зачастую пир предварялся церемонией ради которой весь праздник собственно и был затеян: крестинами, свадьбой, турниром или чем-либо подобным. Если ничего подобного не было предусмотрено, в ожидании приглашения к столу гости с удобством размещались – по теплому времени в саду, зимой – в «гостевой» зале, уже заранее жарко натопленной и украшенной. В ожидании основного действа развлекались светскими беседами, концертом легкой музыки и наконец, настольными играми, в которых наши предки были настоящими мастерами. Кстати сказать, особенной популярностью пользовались шахматы – эта восточная по происхождению игра считалась в высшей степени аристократической и предназначенной для развития ума; кроме того доброй славой пользовались всевозможные настольные игры, сходные с современными шашками и нардами, вплоть до того момента, как по приказанию церемонимейстера слуга дул в рог, бывший сигналом, что гостям и хозяевам пора сесть за стол.

-Ну, наконец-то, начнём наш «пир на весь мир»!

— Этот рог в просторечии именовался «водяным», т.к. гостям прежде чем приступить к трапезе полагалось обязательно вымыть руки. Впрочем, вначале гостей следовало провести к своим местам, и проследить, чтобы кто-то случайно или с умыслом не устроился на месте выше, чем ему было положено по статусу. Этим занимались особые слуги под командованием главного церемонимейстера. Роль этого последнего была достаточно сложной: мало того, что он должен был помнить самых знатных персон в лицо, а остальных хотя бы по именам, но еще и держать в голове план рассаживания и следить, чтобы этот последний неукоснительно соблюдался.

— Сколько всего надо предусмотреть было хозяевам, чтобы мероприятие прошло гладко.

— К этим обычным, так сказать, заботам время от времени по вине тщеславия хозяина или хозяйки могли добавляться иные проблемы, причем далеко не шуточные. Дело в том, что аристократы того времени имели обыкновение устраивать в пиршественной зале так сказать «стоячие» места для простонародья, чья роль состояла в том, чтобы глазеть, как славно пируют их господа, получать время от времени от хозяйских щедрот немного вина и легкие закуски, а также наблюдать за обычными для пира спектаклями. Однако, подобная хозяйская щедрость порой выходила боком: к примеру, на пиру, данном в честь коронации Изабеллы Баварской, любимой супруги короля Карла VI напор толпы оказался столь велик, что стража не сумела его сдержать, и все прибывавшие «зрители» перевернули один из столов и попросту сорвали спектакль, должный изображать взятие Трои, помяв и перевернув декорации. Перепуганные дамы подняли крик, виновнице торжества стало плохо, и лишь кое-как в зале удалось навести порядок. На пиру, данном в честь коронации Генриха VI Английского королем Франции расходившееся простонародье, ворвавшись в залу принялось занимать чужие места и хватать со стола все, до чего могло дотянуться, огрызаясь на попытки приглашенных уйти прочь с чужого места, в толпе шныряли карманники… коротко говоря, праздник для завоевателей был испорчен безвозвратно. Однако, подобные эксцессы, к счастью, оставались единичными.

Итак, посадка благополучно заканчивалась, и вновь, двигаясь от хозяина и хозяйки вплоть до самого скромного из гостей, к каждому походила пара слуг, один из которых нес узкогорлый кувшин и полотенце, переброшенное через плечо, другой – медный тазик. Гостю поливали на руки, затем подавали полотенце и учтиво желали приятного аппетита.

— Это же Средневековье! Зачем всё это? Какая уж гигиена?

— Любопытно, что сама вода для умывания рук тоже бывала не так проста – «Парижское домоводство» приводит целый список рецептов для ее изготовления: воду можно было настоять на апельсиновой кожуре, на розовых лепестках, и наконец, на шалфее, надо сказать, отличном дезинфицирующем средстве.

Когда церемония заканчивалась, высшему духовному лицу, присутствовавшему на пире (а за неимением такового – исповеднику хозяина или хозяйки дома) предстояло прочесть короткую молитву, благословляя еду и питье, и лишь после этого начиналась собственно подача блюд.

В первую очередь на стол ставились дополнительные приборы для самых знатных персон – дорогие кубки и т.н. «нефы» — настольные корабли из золота и серебра, зачастую представлявшие собой настоящие произведения искусства. Корабли несли в себе солонку, перечницу и небольшие сосуды для драгоценных восточных пряностей; менее знатным персонам предлагалось довольствоваться в качестве приправ горчицей, уксусом и ароматными травами.

— Хлеб-то где? Что за обед без хлеба?

— Следующим за дело брался хлебодар – эта должность, как правило, предоставлялась мелким дворянам и полагалась достаточно почетной. По его приказу на каждом столе ставились хлебные корзины, причем качество хлеба, конечно же, соответствовало социальному положению сидевших за столом гостей – чем знатнее, тем белее и мягче полагалось быть хлебу, а перед каждым приглашенным поверх керамического четырехугольника, заменявшего современный подтарельник, появлялась жесткая и сухая лепешка т.н. «пиршественного хлеба». Этот далекий предок современной одноразовой посуды должен был впитывать в себя излишки мясной подливы и соуса, так что скатерть оставалась чистой. Лепешку меняли вместе с каждой сменой блюд, после чего она отправлялась на корм хозяйским псам и свиньям – или даже нищим, специально для того собиравшимся у ворот. Главный хлебодар занимал место у хозяйского стола, чтобы по приказу того или иного уважаемого человека отрезать и подавать ему очередной кусок хлеба, хлебодары пониже рангом обслуживали столы более скромного свойства, а для простых персон эту обязанность выполнял скромный слуга.

— Пришло время и для еды….

— Затем на столах появлялись холодные и горячие закуски, эта – первая по счету – перемена, должна была возбудить аппетит, и потому состояла, как правило, из небольших – с соленым или острым вкусом блюд. Так в 1379 году на пиру у аббата Линьи, данном на 16 персон, в качестве закусок фигурировали горячие пышки, печеные яблоки, обсыпанные белым драже, винные ягоды, запеченные в жире, копченая сельдь, кресс-салат и ромзарин, причем запивать все это роскошество полагалось вином «гренаш».

Надо сказать, что все блюда и вина, подававшиеся высоким персонам обязательно пробовались – т.к. от опасности отравления, к сожалению, не были избавлены даже короли. Для пущей верности к каждому кубку на особой цепочке прикреплялся рог «единорога» (на деле – клык нарвала или моржа) по общему убеждению, должный чернеть при соприкосновении с ядом.

— Ну теперь, уж точно, защищены. Бояться нечего!

— Самое забавное, что эти «предосторожности» в самом деле работали, правда, не против яда, а скорее против потенциальных отравителей, отбивая у них охоту пускать в ход свое искусство.

Любопытно, что в качестве закуски зачастую подавали сырые не слишком сладкие фрукты – дыни, яблоки, померанцы. Связано это было опять же с требованием тогдашней медицины, которая полагала желудок подобием плавильного котла, а для переваривания «холодных и влажных» фруктов (опять же в согласии с тогдашними воззрениями) требовалось немалое время. Интересно, что эта традиция жива во Франции до сих пор, в чем любой желающий может без труда убедиться сам.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пессимистичный сценарий развития ресторана
  • Пионерская мозаика сценарий
  • Пессимистический сценарий развития это
  • Пионерская вечеринка сценарий прикольный
  • Пессимистический сценарий развития границ