Пиросмани или праздник одиночества химки

Спектакль «Пиросмани, или Праздник одиночества» с 27 января 2021 по 16 февраля 2023, Большая сцена Химкинского драматического театра «Наш дом» в Московской области — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. Постановка-застолье о грузинском художнике с непростой судьбой. С вином и национальным колоритом.

Он был великим и известным грузинским художником в Тифлисе, расписывал стены духанов, делал для них вывески, а еще писал картины. Он изображал то, что видел: застолья, сбор винограда, железную дорогу, праздники и будни. Художник переносил на бумагу и своих друзей — садовников, виноградарей, рыбаков, дворников, духанщиков. Умер он в одиночестве в каморке под лестницей. Имя его — Нико Пиросманишвили. И сегодня вас приглашают сесть за стол и вместе с актерами театра вспомнить жизнь художника.

Впервые долгожданная премьера состоится в необычной обстановке. Зрители окажутся за одним столом с актерами и станут участниками грузинской трапезы. Подобный формат очень важен для раскрытия диалоговой природы и знаковой сущности театра. Это позволит зрителям стать полноправными участниками общего творческого процесса, что обеспечит простоту изложения материала, доступность в понимании и восприятии.

Режиссер-постановщик — Владимир Красовский. Художник — Светлана Иевлева. Автор — Вадим Коростылев.

Сведения предоставлены организацией

МАУК «Химкинский драматический театр «Наш дом»

и опубликованы автоматически. Администрация портала

«Культура.РФ»

не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь

в личном кабинете

учреждения культуры.

Идентификатор события на PRO.Культура.РФ —

885088

Пиросмани, или праздник одиночества
Использована фотография с официального сайта театра «Наш дом»

7 октября в рамках XXXI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» Химкинский драматический театр «Наш дом» представил спектакль-застолье «Пиросмани, или праздник одиночества». Автор постановки – Вадим Коростылев, режиссер – Владимир Красовский.

Попадая в зрительный зал, зритель сразу чувствует себя частью спектакля. На сцене –  накрытый стол, где каждому найдется место. На столе — простая Грузинская еда – сыр, лаваш, зелень, кувшины с вином. Мать Нико приглашает занять места. Зрители, они же гости, собрались здесь не просто так, а чтобы вспомнить жизнь великого грузинского художника Нико Пиросманашвили (Пиросмани). Так уж случилось, что его судьба сложилась не лучшим образом. Он расписывал стены духанов – небольших трактиров, делал вывески, а чаще всего писал картины за еду или выпивку. Каждая из дошедших до  нас картин передает грузинскую повседневную жизнь в ярких красках. Пиросмани писал портреты друзей – простых людей: садовников, виноградарей, рыбаков, дворников, духанщиков. Среди его работ есть и грузинские застолья, наполненные цветом и жизнелюбием. Жизнь художника была бедной и тяжелой, признания он так и не получил и умер в забвении, а большая часть биографии художника так и осталась неизвестной, однако мы знаем, что он умер в коморке под лестницей на Пасху, на 56-м году жизни.

Сам виновник торжества – Пиросмани, роль которого играет режиссер спектакля – Владимир Красовский появляется на сцене с большим чемоданом из которого достает документы – это собственная фотография и заявление об отставке. Каждый из зрителей может подержать их в руках. Пиросмани занимает здесь же место за праздничным столом, говорит первый тост о своем поминовении, рассказывает о нелегкой жизни, раскрывая душу перед незнакомыми людьми. Это открытый и честный разговор. Для каждого гостя это уникальная возможность понять необычного человека, художника, выслушав то, что накопилось у него на душе.

На импровизированные поминки художника приходят и герои его картин, заставляя оправдываться за то, что он их недостаточно хорошо нарисовал. Певица Маргарита недовольна своими толстыми ногами. Художник подарил ей свое сердце и миллион алых роз, продав единственное, что у него было – молочную лавку. Об истории этой любви спустя годы спела Алла Борисовна Пугачева в песне «Миллион алых роз». Недовольный рыбак жалуется на красную рубаху, в которой невозможно ловить рыбу. Князья жалуются на то, что художник посадил их за праздничный стол, нарисовав угощение на столе, а не во рту.

«Когда я рисую свадебный пир, – говорит Пиросмани, — я не жених и не невеста, я — вино. Вот если бы вино умело рисовать, оно бы нарисовало свадебный пир так, как его рисую я. Я тороплюсь, я знаю, что сейчас меня должны отведать. Нет, вкусить. Я растворюсь в крови вкусившего меня».

Весь спектакль – это дань памяти величайшему художнику и его самобытному таланту, благодаря которому люди увидели полотна, отразившие яркую, настоящая Грузию, которую невозможно не любить.

В целом этот задушевный разговор со зрителем с одной стороны, раскрывает тяжелую историю жизни  грузинского художника-самородка, а с другой стороны, доносит до зрителя нечто большее. Критика искусства – особый жанр, но часто, углубляясь в детали, критики заставляют художников «оправдываться» за свои работы, забывая о том, что за каждой картиной художника стоит человек со своей историей. За общим столом Пиросмани (Владимир Красовский) доходчиво объясняет, как много горя приходится перенести творцу, чтобы подарить людям радость.

Галина Супрунович специально для Musecube

«Это — спектакль человеческой жизни, которая, в конце концов, должна стать спектаклем: слишком много глаз к ней потянулось, потребовало ее, эту жизнь, себе. Пиросмани! Он к нам пришел много лет спустя. Спустя безвестность. Спустя нищету. Спустя голод.

Все происходит спустя: признание, слава. Воспоминания современников, которые становятся современниками спустя. Спустя подзатыльники, которые они раздавали нищему мальчишке. Спустя рог вина, который они подавали нищему живописцу.

Спустя тощий матрац, который они кидали в сад, даря ночевку бездомному. И великий нищий человек снова начинает жить спустя свою жизнь».

Этими словами начинается спектакль о великом грузинском художнике Нико Пиросмани. Вокруг его имени – множество мифов, самый известный из которых о «миллионе алых роз» для актрисы Маргариты, усыпавших площадь перед её домом. Не миф – что в первых числах апреля 1918 года давний приятель Нико Пиросмани нашел его в подвале дома №29 на Малоканской улице. Нико лежал на полу, прямо на битом кирпиче. Документов у Пиросмани давно уже не было, и в больничной книге записали: «Мужчина лет 60, бедняк, происхождение и вероисповедание неизвестно». А раз неизвестно, то на христианском кладбище места не нашлось, и похоронили его без отпевания, неизвестно где…

«Праздник одиночества» — спектакль о последних днях великого Пиросмани, который в одиночестве умирал в каком-то тёмном углу. И единственными собеседниками его были герои картин…

Автор спектакля Зураб Нанобашвили обращался к пьесе Вадима Коростылёва 11 лет назад: «снова вместе с драматургом я размышляю о судьбе художника, об одиночестве, мучении, боли и празднике творчества. Не потому, что в первом спектакле, о котором многие, в том числе и в Вологде, вспоминают как о легендарном, что-то не получилось. «Праздник одиночества», представленный на фестивале «Голоса истории» в 2001 году, открыл для вологжан нового режиссёра тогда ещё Ивановского драматического театра. Не могу сказать, что до конца был доволен тем спектаклем, но он был мне очень дорог. Но почему-то эта пьеса не отпускает меня».

Нико Пиросманашвили. Тифлисский уличный художник. Впоследствии – великий грузинский художник. Сегодня – художник, принадлежащий всему миру.

Жизнь и творчество Пиросмани до сих пор утопают во мгле времени. Известны только отдельные факты его необычной биографии, они и сегодня собираются по крупинкам. И только наше воображение может соединить их воедино.

«Праздник одиночества» не является спектаклем-биографией. Это версия последнего дня жизни Пиросмани на земле. Это размышление о судьбе художника вообще, о силе и слабости, вечности и одиночестве творца, о смысле и тайне творчества.

10«Жизнь коротка как ослиный хвост»

Известный грузинский художник Нико Пиросманишвили, или Пиросмани, умер в безызвестности на Пасху в 1918 году на 56-м году жизни в каморке под лестницей как какой-то бомж.

Спектакль «Пиросмани, или Праздник одиночества» (главную роль в котором сыграл сам режиссер спектакля Владимир Красовский) — дань великому человеку и его непревзойденному таланту, из -под кисти которого вышли «примитивные», но такие честные полотна. Это возможность прикоснуться к душе артиста, лично пообщаться и попрощаться с впечатлительным и добрым человеком, настоящим самородком Грузии, ибо не случилось тогда положенных гению похорон, не отдали ему заслуженных почестей, и никто не шел за его гробом.

В дверях зрителей встречает мать Нико: «Гамарджоба, дорогие гости. Проходите, располагайтесь, как вам удобно».

Тусклый свет, маленькая комната, накрытый стол со скромным угощением: лаваш, сыр, зелень и кувшины с красным вином. Мать Нико жестом приглашает всех садиться, разливая по стаканам чудесный напиток.

Камерная посмертная вечеринка на 21 человек. Все сидящие за столом — незнакомые друг другу люди, но художник, несмотря на ужасную бедность, всегда был гостеприимен (хотя друзей у него было мало).

Из тени зала медленно выходит сам виновник торжества в надвинутой на глаза темной шляпе с широкими полями и потертым чемоданом в руках, в котором он носит собственную фотографию и заявление об отставке (на русском языке) начальнику Закавказской железной дороги. «За 3 дня меня не стало. Никаких вещей от меня не осталось. Нет, осталось: фото и бумага, когда я работал на железной дороге». И Нико (Красовский) пускает по рукам остатки былой жизни.

«Посидите со мной в последний раз, выпейте и закусите», — просит художник и начинает свой короткий рассказ.

Редкие посетители и ожившие полотна бередят основные вехи его жизненного пути, бунтуют против мастера, заставляя его посмертно оправдываться за свое видение мира.

Вот, например, французская певица и танцовщица Маргарита, сетующая на свои ноги-тумбочки. А ведь Нико так сильно ее любил, что с радостью отдал ей не только свое сердце, но и все, что у него тогда было: он продал молочную лавку, приносящую ему стабильный доход, и накупил на все деньги Маргарите роз (эта без(д)умная история безответной любви увековечена поэтом Андреем Вознесенским в великой песне Аллы Пугачевой «Миллион алых роз» ).

Где-то вдали кричит недовольный рыбак в красной рубахе, ведь красный отпугивает всю рыбу, а за столом сидят князья, сидят и не едят. И сердятся на Нико — зачем нарисовал угощение на столе, а не в руке и во рту.

«Когда я рисую свадебный пир, я не жених и не невеста, я — вино. Вот если бы вино умело рисовать, оно бы нарисовало свадебный пир так, как его рисую я. Я тороплюсь, я знаю, что сейчас меня должны отведать. Нет, вкусить. Я растворюсь в крови вкусившего меня».

Этот спектакль не столько биография, сколько пророчество. Особое видение жизни. Бурдюк житейской мудрости. Ода любви к миру.

А Нико, он как Иисус…только в живописи. Бог живописи, распятый жизненными трудностями.

Он был великим и известным грузинским художником в Тифлисе, расписывал стены духанов, делал для них вывески, а еще писал картины. Он изображал то, что видел: застолья, сбор винограда, железную дорогу, праздники и будни. Художник переносил на бумагу и своих друзей – садовников, виноградарей, рыбаков, дворников, духанщиков. Умер он в одиночестве в каморке под лестницей. Имя его – Нико Пиросманишвили. И сегодня вас приглашают сесть за стол и вместе с актерами театра вспомнить жизнь художника.

Впервые долгожданная премьера состоится в необычной обстановке. Зрители окажутся за одним столом с актерами и станут участниками грузинской трапезы. Подобный формат очень важен для раскрытия диалоговой природы и знаковой сущности театра. Это позволит зрителям стать полноправными участниками общего творческого процесса, что обеспечит простоту изложения материала, доступность в понимании и восприятии.

Режиссер-постановщик – Владимир Красовский. Художник – Светлана Иевлева. Автор – Вадим Коростылев.

<small>Автор: Химкинский драматический театр Наш дом.</small> <small>Источник: МАУК ХДТ НАШ ДОМ.</small>

Автор: Химкинский драматический театр Наш дом. Источник: МАУК ХДТ НАШ ДОМ.

<small>Автор: Химкинский драматический театр Наш дом.</small> <small>Источник: МАУК ХДТ НАШ ДОМ.</small>

Автор: Химкинский драматический театр Наш дом. Источник: МАУК ХДТ НАШ ДОМ.

<small>Автор: Химкинский драматический театр Наш дом.</small> <small>Источник: МАУК ХДТ НАШ ДОМ.</small>

Автор: Химкинский драматический театр Наш дом. Источник: МАУК ХДТ НАШ ДОМ.

<small>Автор: Химкинский драматический театр Наш дом.</small> <small>Источник: МАУК ХДТ НАШ ДОМ.</small>

Автор: Химкинский драматический театр Наш дом. Источник: МАУК ХДТ НАШ ДОМ.

<small>Автор: Химкинский драматический театр Наш дом.</small> <small>Источник: МАУК ХДТ НАШ ДОМ .</small>

Автор: Химкинский драматический театр Наш дом. Источник: МАУК ХДТ НАШ ДОМ .

<small>Автор: Химкинский драматический театр Наш дом.</small> <small>Источник: МАУК ХДТ НАШ ДОМ.</small>

Автор: Химкинский драматический театр Наш дом. Источник: МАУК ХДТ НАШ ДОМ.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пирог на праздник вместо торта
  • Пираты сценарий на юбилей
  • Пираты на новогоднем празднике сценарий
  • Пираты карибского моря сценарий на русском
  • Пираты карибского моря сценарий детского праздника