Питер брейгель народный праздник

Самое большое полотно Питера Брейгеля Младшего - Крестьянский праздник. Люди в те времена около трети года проводил в праздности, для этого всегда находился повод. Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников Пасхи, Рождества и…

Самое большое полотно Питера Брейгеля Младшего — «Крестьянский праздник».
Люди в те времена около трети года проводил в праздности, для этого всегда находился повод. Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи, Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники — Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а также въезды правителей, епископов и других важных персон.
Жители могли поглазеть на диковинных зверей, подраться колбасами, выпить из винного фонтана, напасть на рыцаря с граблями, поиграть в «Святого Косму», посетить «славный дом», посплетничать у фонтана и найти другие способы развлечься.

IMG_4469.jpg

Картина повторяет популярную в немецкоязычных странах ксилографию нюрнбергского мастера Ганса Зебальда Бехама, которая была написана на 100 лет ранее (фото из интернета). Питер Брейгель Младший переиначил ее на свой лад в чисто фламандскую композицию.
Яркая декоративность, умение акцентировать интригу превращает картины Питера Младшего в сцену, где идут сразу несколько спектаклей. Каждый фрагмент пространства как вихрь, затягивает, превращаясь в отдельную историю. В целом это самые разные сюжеты, которые дают представление о картине народной жизни. Только успевай разглядывать персонажей, вовлеченных в бурное празднование. Такого рода изображения крестьян, которых в ту пору считали детьми природы, с одной стороны — добродушными людьми, такими прямолинейными, а с другой — грубыми и невоспитанными, — своеобразный взгляд горожанина с некоторой долей высокомерия и иронии.

IMG_4595.jpg

На праздниках было принято сходить в церковь, послушать проповедника и связать себя брачными узами. Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. В праздник женщины старались принарядиться: они шли не только на богослужение, но и «в люди» — посмотреть на других и показать себя. У каждого человека в церкви было свое место, которое определялось положением в обществе.
Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, для него сооружали помост , где гость мог помолиться вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.

IMG_4471.jpg

В воскресные и праздничные дни работать было запрещено и после мессы прихожанам хотелось поразвлечься: танцы и пение нередко происходили прямо на церковном дворе. Танец — излюбленное развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок. Если знАть предпочитала размеренные и церемониальные танцы-процессии, а на цеховых праздниках господствовали танцы с обручами, мечами и другими предметами, символизирующими изделия ремесленного производства, то среди крестьянского люда были распространены танцы-импровизации и хороводы, которые церковь называла грубыми и бесстыдными. Церковь обычно была против подобных развлечений, да и городское правление не во все времена хорошо относилось к танцам. Громкая музыка и смех нарушали благочестивое настроение прихожан и служителей храма, вызывая их недовольство и бесконечные жалобы.

IMG_4594.jpg

На праздниках было принято сходить в баню и хорошенько выпить. Посещение бани не сводилось единственно к гигиеническим процедурам, скорее это было место для развлечения, удовольствия и светского общения. После купания посетители участвовали в приемах и обедах, играли в мяч, в шахматы, в кости, пили и танцевали.
Виноторговцы выкатывали на улицы к баням винные бочки, расставляли кругом табуреты, выносили кружки и давали всем желающим попробовать вино. На улице немедленно составлялась попойка, так что городские советы были вынуждены запретить этот обычай. Исключение делалось только для нескольких дней в году, например Дня святого Мартина, когда было принято открывать молодое вино. Но зато в эти дни люди стояли, сидели и лежали на улицах — и пили вино.

IMG_4472.jpg

Вопреки запретам со стороны властей и церковников часть бань и примыкающих к ним таверн приобрела характер публичного дома: к услугам жителей были не только еда и выпивка, но и массаж и услуги проституток, которых часто называли «банщицами».
Вообще же проституция хотя и осуждалась церковью, считалась неизбежным явлением. «Дома для женщин», или «славные дома», принадлежали знатным семьям, купцам, королевским чиновникам и даже епископам и аббатам, а самые престижные из них нередко находились вблизи магистрата или здания суда. В Высокое Средневековье посещение публичного дома неженатыми мужчинами не считалось постыдным — в этом видели скорее признак здоровья и благополучия.

IMG_4591.jpg

Во время праздника можно было принять участие в спортивных состязаниях. У средневековых жителей были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы.
Состязания жителей напоминали учения. Они делились на две группы, им выдавали настоящее или деревянное оружие, на голову надевали защитные шлемы. Победителям присуждали призы. В речных городах могли устраиваться схватки за символический захват моста.

IMG_4473.jpg

Для тех, кому уличное веселье было не по душе, существовали другие развлечения.
Уже в Средние века популярностью пользовались шашки, шахматы, кости и даже карты. Шахматы были забавой дворянства, а шахматные доски из дерева или металла считались предметом роскоши и часто были настоящим произведением искусства.
Самой популярной игрой были игра в карты и кости. Этой игре предавались представители всех социальных категорий — в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях — и проигрывали деньги, одежду, лошадей и жилища. Многие жаловались, что потеряли в этой игре все, чем владели.

IMG_4589.jpg

Также была популярна игра с шарами, которыми нужно было сбить установленные уонцсы. Прародитель современного боулинга.

IMG_4596.jpg

Свою силу, ловкость и удаль можно было проявить в лазанье на столб за призом.

IMG_4592.jpg

Во время праздника можно было сходить на ярмарку. Каждую неделю к услугам горожан были мелкие городские рынки, а вот ярмарки проводились довольно редко — один или несколько раз в год: на Рождество, Пасху или на день местного святого — покровителя города или патронов торговых и ремесленных цехов. Жители стремились туда не только за покупками, но и поглазеть на диковинные вещи из дальних стран.

IMG_4590.jpg

Эту картину можно рассматривать очень долго, каждый раз обнаруживая все новую и новую сценку.

Приблизительное время чтения: 10 мин.


print

Карикатура, шуточная пародия, насмешка больного воображения или аллегория? Что такое «Битва Масленицы и Поста» кисти Питера Брейгеля? Сколько раз и почему художник обращался к этой теме?

Портрет Брейгеля работы Доминика Лампсония. 1572

История изобразительного искусства знает Брейгеля Адского, Райского и Мужицкого. Это не три ипостаси одного художника, как можно было бы подумать. Это три прозвища, принадлежавшие отцу и двум его сыновьям. «Художник величайшего трудолюбия и великолепного мастерства, которого славит сама природа, на которого снизу вверх смотрят художники, а соперники тщетно подражают…», — написал Ян Брейгель (Райский) о собственном отце, увековечивая его память на надгробии. Таким и был Питер Брейгель Старший: трудолюбивым, великолепным и «мужицким». Это прозвище художник получил не только за свое происхождение (он был родом из пригорода Брабанта, по другим сведениям из лимбургской деревушки), но за нескрываемый интерес к изображению сцен сельской жизни и крестьянского быта. Для человека средневековья такой интерес можно назвать даже странным. Но если окунуться в биографию художника…

Как Брейгель стал Брейгелем

Охота на зайца. Гравюра. 1560

Вообще, сведения о жизни Питера Брейгеля крайне скудны. Он родился то ли в 1525, то ли в 1530 году, учился, путешествовал по Италии, женился и умер.

Все сведения о нем биографы и исследователи черпали в его работах и косвенных свидетельствах его жизни. Судя по всему, он был хорошо образован: знал латынь и античную мифологию, внимательно читал Ветхий и Новый завет, имел глубокий и серьезный интерес к механике и точным наукам. Владел иностранными языками, путешествовал по Италии и находил там себе работу и друзей.

Ему едва исполнилось 15 лет, когда он приехал в Антверпен, чтобы поступить учеником в мастерскую Питера Кука ван Альста. Придворный художник императора Карла V, был хорошо известен как в Нидерландах, так и далеко за ее пределами. Вместе с учениками Питер Кук изготавливал картоны (эскизы) для ковров, эскизы витражей, немного занимался станковой живописью, много путешествовал, правда, уже без подмастерьев. Мечтая походить на итальянских живописцев, он занимался переводом архитектурных трактатов. Именно Питер Кук научил Брейгеля основам мастерства. Следуя строгим уставам гильдии живописцев святого Луки (самого известного и авторитетного на тот период объединения художников) он научил его всему, и, прежде всего, выбирать доски для своих работ. Дело в том, что в XVI веке в Голландии художники писали на деревянных досках. Самыми лучшими считались дубовые днища кораблей, десятилетиями «солившиеся» в море. Такие доски вместе с учениками Кук покупал на пристани, варил в льняном масле, грунтовал, шлифовал и только после этого позволял ставить клеймо гильдии. Такое клеймо гарантировало, что изображение будет держаться как минимум вечно. Почти вся станковая живопись, принадлежащая Питеру Брейгелю Старшему, выполнена на досках и дошла до нас, не утратив (как и гарантировала гильдия) свежести красок и живости впечатления. Но так как Питер Кук часто был в отъезде, то заниматься с его учениками приходилось его же супруге — Майкен Верхюльст. Талантливая и известная миниатюристка (будущая теща Питера Брейгеля) учила подмастерьев не только технике письма темперой, акварелью и маслом, она учила основам и принципам миниатюры. Урок тщательной прорисовки персонажей, внимания к деталям и нюансам Брейгель усвоил на отлично.

Под псевдонимом Босх

Гнев. Гравюра. 1557

Антверпен был центром торговли гравюрами. Гравюры вообще были ходовым товаром в эпоху отсутствия телевизора. Они были относительно недороги и куда популярнее картин. Гравюры привозили из Италии и Германии, и, скупая в мастерских Антверпена, их вывозили в Испанию и Францию. Поэтому когда умер ван Альст (1551 год), Брейгель оставил его мастерскую и поступил художником к Иерониму Коку.

Кок был предприимчивым гравером и владельцем знаменитой в Антверпене мастерской по изготовлению эстампов «На четырех ветрах». Вокруг его мастерской сложился даже кружок прославленных граверов. Иероним Кок не только выпускал гравюры по рисункам востребованного покупателями Босха, которого сам очень чтил. Кок делал с учениками вариации на тему рисунков выдающегося художника. В Брейгеле он нашел талантливого ученика и бесподобного копииста. Питер Брейгель своими работами «на манер Босха» (он вынужден был, и это доказано исследователями, подписывать эстампы фамилией Босха) делал продажу лавке. Юный художник, видимо, не был амбициозен и считал себя лишь ремесленником. Но то, что Брейгель долгое время находился под воздействием работ Босха, его откровений, его рая и ада — очевидно. Как очевидно и то, что работы Босха перевернули сознание Брейгеля, научили его смотреть на вещи не изнутри, а сверху, не проживая, а сопереживая.

Как инквизитор превратился в персонажа картины про Масленицу

Впрочем, и без Босха у Брейгеля хватало впечатлений, которые сформировали его как самостоятельного художника. В 1552 году Иероним Кок отправил Питера Брейгеля в Италию, чтобы там он сделал серию зарисовок римских развалин. «Заграничные виды» также были востребованы у покупателей. Путешествие Брейгеля длилось несколько лет. Здесь уже сама природа стала его учителем. Италию и Альпы, через которые Брейгель возвращался на родину,  житель равнин забыть так и не сумел.

Реформация также оставила след в душе Брейгеля. С детства он привык к страшным зрелищам виселиц и эшафотов, которые наравне с ветряными мельницами, городскими ратушами и колокольнями были частью пейзажа. Наверняка, Брейгель видел популярные гравюры со сценами расправы Карла V с непокорным городом Гент или со сценами аутодафе.

И даже в Италии, с ее солнцем, с лазурью ее неба и теплом ее моря, Брейгель стал свидетелем жестокостей, творимых испанской инквизицией. В Риме он видел горы сжигаемых книг, слышал крики еретиков, отправленных на пытки. Все это естественным образом и привычно входило в его память, в природу его естества и неминуемо должно было вылиться в творчестве.

Биографы Брейгеля не исключают, что в Риме он мог видеть, как в первые дни поста великий инквизитор, тогда им был знаменитый Караффа, в сопровождении охраны обходил лавки мясников, изымая нераспроданный товар. Возможно, именно этот человек, прославившийся своей жестокостью, творимой с маской праведника, стал прототипом одного из героев знаменитого полотна Питера Брейгеля «Битва Поста и Масленицы» («Битва Карнавала и Поста»).

«Битва  Масленицы и Поста»

За внимание к обыденной жизни Брейгеля звали «мужицким», а за тонкий юмор, соседствующий с площадным грубым смехом «Питером-шутником» и «Питером-забавником». Но прежде всего он был Питером созерцателем, отчужденным наблюдателем, который не выносит оценочных суждений и не мыслит себя судьей. Он находится над схваткой. Наблюдает с точки, которая позволяет ему не принимать участия в происходящем.

Увы, мы не знаем заказчика, не знаем кому, почему, зачем понадобились эти детали и подробности быта, философия, в духе которой Брейгель написал в 1559 году картину «Битва Масленицы и Поста».

Известно только, что Брейгелю на этот период тридцать, может тридцать пять лет, и он является членом гильдии святого Луки. То есть работает самостоятельно. И еще — он максималист.

К картине «Битва  Масленицы и Поста»можно относиться двояко. Например, как к живописи абсурда. Ведь что может быть абсурднее на картине длинного уродца с серым лицом и корзиной на голове. Вооружившись пекарской лопатой и селедкой он вступает в бой против оседлавшего винный бочонок толстяка. Но обратившись к исторической действительности, мы понимаем, что картина Брейгеля — это опыт этнографического исследования.

Широкая масленица у Брейгеля

Питер Брейгель Старший. Битва Масленицы и Поста. 1559

Карнавальное действо разыгрывается на площади неизвестного нам фламандского городка. Это собирательный образ. Вокруг церкви обычно стояли дома состоятельных горожан, но на картине Брейгеля у собора на площади, еще не замощенной булыжником, стоят трактиры и бедняцкие дома.

Масленичные гуляния. Их устраивали в воскресенье накануне Великого поста, на «жирной неделе». Карнавал проходил при большом стечении народа. Жители заранее готовились к нему: пекли оладьи и вафли, жарили и коптили свинину, домашнюю птицу, шили костюмы, готовили веселые представления к карнавалу, репетировали.

Традиция масленичных карнавалов с представлениями ряженых, с состязаниями шутов, жива в Голландии и сейчас. Она была и остается характерной для южных районов, в том числе Барабанта, откуда родом Брейгель. На севере, в Амстердаме, таких праздников не было. В Барабанта и сейчас на время празднования карнавала закрываются предприятия, а города (коммуны) меняются названиями.

В день масленицы народ высыпал на улицы, и начиналось веселье с шумом барабанов и прочих музыкальных инструментов, песнями, плясками, играми. Неуемный смех, дерзкие шутки, непозволительные вольности, за которые в обычные дни последовало бы наказание — вот главные спутники карнавала.

В «Битве поста и масленицы» Брейгель рисует сцену жизни человеческого муравейника. Сцену, привычную его глазу с детства. Любой большой  город выглядит, как муравейник, и лишь при ближайшем рассмотрении он оказывается полным жизни и событий пространством. Так и на картине Брейгеля мы видим некий организм, живую толпу. На проверку оказывается, что каждый здесь занят своим делом: кто-то спит, кто-то печет вафли, кто-то играет в кости, моет окна, пляшет, просит милостыню, женится, пьянствует, посыпает прохожих пеплом, поет, обманывает. Эта живая толпа, в которой человек, как и в других работах Брейгеля, и деталь ландшафта, и значимая единица некоего действа. Художник с тщательностью миниатюриста прорисовывает героев, прописывает мелочи, которые поначалу даже не улавливает глаз.

Битва Масленицы и Поста. Деталь

Центральная фигура праздника — король Карнавал. Он, как на боевого коня, взгромоздился на винный бочонок. Головой «лошади» служит свиной окорок, пригвожденный к бочке кинжалом. Свои короткие ножки Карнавал вставил в стремена — медный таз, привязанный веревкой к седлу. Из амуниции на нем только шлем — это миска с куриным паштетом, который так же как копченую свинину, жаренную домашнюю птицу и вафли было принято поедать в дни перед постом. Король вооружен кинжалом и железным вертелом (копьем), на который для устрашения противника нацеплена большая копченая свиная голова, подрумяненная на костре утка и шматок ветчины. «Королевская» охрана вооружена устрашающе: решеткой для барбекю, гигантским блюдом со сладкими имбирными оладьями, рогатиной, свечой. Завершает процессию мальчик с бумажной короной на голове.

Колесницу с троном противника тащат две монахини. Тщедушный наездник (Пост) с серо-зеленым лицом и пчелиным ульем вместо шлема (символом умеренности) здесь само воплощение смирения. При нем селедка, четки из лука, постные лепешки и фиги в корзине — скромная пища времени воздержания. Его свита — женщины и дети, у которых на лбу нарисованы черные крестики. Обычно их рисовали золой на лбу прихожанам священники по окончании мессы в «пепельную среду». Тут же просят милостыню калека и стоящая позади него женщина со спрятавшейся в корзине обезьяной. Здесь Брейгель намекает, что парочка явно дурит прохожих. А еще есть шутовская свадьба, прокаженные с шутом и факелом, мужчина зачем-то украсивший голову вафлями. В первые дни поста у голландских женщин принято было убирать дом, — вот женщина моет окно. Или еще, накануне поста, на «жирной неделе», люди выносили на улицу поломанную домашнюю мебель и утварь и сжигали ее в большом костре. Вот он полыхает в верхней части картины. Персонажей так много, что даже простое их перечисление готово затянуться до бесконечности.

Карнавал всегда был частью большого городского праздника, неуемного веселья и счастливого времени свободы. Однако картину «Битва  Масленицы и Поста» жизнерадостной никак не назовешь. И дело не в колорите, выбранном художником для картины. Скорее чуткий к переменам, которые несла с собой Реформация, и молчаливый по натуре Питер Брейгель языком аллегорий и намеков повествует, каким невеселым может быть праздник.

Дотошный этнограф Брейгель тщательно перечисляет всех действующих лиц, детально прописывает все, чем жили его современники, составляет мозаику из фрагментов действительности, собственных живых впечатлений и выдает на-гора энциклопедию городской жизни. Через рядовое, повседневное, обыденное, он говорит о том, что его реально тревожит, рассуждает о человеческой природе, ее пороках и добродетелях. Он философствует, а еще смеется между строк. И смех этот какой-то злой.

Грустная  масленица у Брейгеля

Пасмурный день. 1559

Несколько лет спустя Брейгель женится. У него родился первенец. Художник имел успех, особенно среди богатых и знатных людей Антверпена и Брюсселя. Он переезжает в Брюссель, в том числе, чтобы избежать преследований инквизиции, без разбору уничтожавшей жителей Нидерландов.

По заказу состоятельного купца из Антверпена Николаса Ионгелинка Брейгель работает над циклом из шести картин (календарем в картинках), известным как «Времена года», или «Месяцы». Год напряженной работы. В результате художник создает серию, описывающую неразрываю связь человека и природы. Но работы («Охота на снегу», «Пасмурный день», «Возвращение стад», «Сенокос», «Жатва»), которые Брейгель считал лучшим, что он создал, при его жизни так никто и не видел. Владелец картин, предприимчивый негоциант, едва заказ был готов, тут же отдал свою коллекцию (из которой 16 картин принадлежали только перу Брейгеля) под залог огромного займа. Судя по всему, он так и не смог вернуть займ, поэтому картины на долгие годы были скрыты в подвалах городского ломбарда.

А между тем, в картине этой серии «Пасмурный день» Брейгель вновь обращается к теме масленицы. Только вот написана она совсем по-другому.

«Пасмурный день» (1565 год) — это вероятно период февраля-марта, на который приходится масленица или «жирная неделя». Затянутое грозовыми тучами небо. Бушующий водный поток, беспощадный к хрупким суденышкам. Заснеженные склоны гор и тут же изрытые колесами дороги с непроходимой грязью. Хотя зима на исходе, и снег уже сошел, о солнце помышлять не приходится. За теплом ходят в лес: здесь взрослые и дети собирают хворост, чтобы обогреть свои лачуги. У кого-то работа, а у кого-то детское и искреннее веселье. В четверг «жирной недели» в школах было принято избирать «короля детей», «маленького короля карнавала». Ему на голову надевали бумажную корону, и он угощал друзей вафлями.

Питер Брейгель Младший — Крестьянский праздник


топ 100 блогов sinekvan — 22.08.2022

Самое большое полотно Питера Брейгеля Младшего — «Крестьянский
праздник».
Люди в те времена около трети года проводил в праздности, для этого
всегда находился повод. Пятьдесят два обычных воскресенья, по
неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи,
Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники —
Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение,
Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца
Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства,
День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых
апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс
дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так
далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а
также въезды правителей, епископов и других важных персон.
Жители могли поглазеть на диковинных зверей, подраться колбасами,
выпить из винного фонтана, напасть на рыцаря с граблями, поиграть в
«Святого Косму», посетить «славный дом», посплетничать у фонтана и
найти другие способы развлечься.

Питер Брейгель Младший - Крестьянский праздник IMG_4469.jpg

Картина повторяет популярную в немецкоязычных странах ксилографию
нюрнбергского мастера Ганса Зебальда Бехама, которая была написана
на 100 лет ранее (фото из интернета). Питер Брейгель Младший
переиначил ее на свой лад в чисто фламандскую композицию.
Яркая декоративность, умение акцентировать интригу превращает
картины Питера Младшего в сцену, где идут сразу несколько
спектаклей. Каждый фрагмент пространства как вихрь, затягивает,
превращаясь в отдельную историю. В целом это самые разные сюжеты,
которые дают представление о картине народной жизни. Только успевай
разглядывать персонажей, вовлеченных в бурное празднование. Такого
рода изображения крестьян, которых в ту пору считали детьми
природы, с одной стороны — добродушными людьми, такими
прямолинейными, а с другой — грубыми и невоспитанными, —
своеобразный взгляд горожанина с некоторой долей высокомерия и
иронии.

Питер Брейгель Младший - Крестьянский праздник IMG_4595.jpg

На праздниках было принято сходить в церковь, послушать
проповедника и связать себя брачными узами. Праздничные
богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших
хоровых певцов. В праздник женщины старались принарядиться: они шли
не только на богослужение, но и «в люди» — посмотреть на других и
показать себя. У каждого человека в церкви было свое место, которое
определялось положением в обществе.
Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во
дворе храма, для него сооружали помост , где гость мог помолиться
вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной
проповедью.

Питер Брейгель Младший - Крестьянский праздник IMG_4471.jpg

В воскресные и праздничные дни работать было запрещено и после
мессы прихожанам хотелось поразвлечься: танцы и пение нередко
происходили прямо на церковном дворе. Танец — излюбленное
развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не
обходился без плясок. Если знАть предпочитала размеренные и
церемониальные танцы-процессии, а на цеховых праздниках
господствовали танцы с обручами, мечами и другими предметами,
символизирующими изделия ремесленного производства, то среди
крестьянского люда были распространены танцы-импровизации и
хороводы, которые церковь называла грубыми и бесстыдными. Церковь
обычно была против подобных развлечений, да и городское правление
не во все времена хорошо относилось к танцам. Громкая музыка и смех
нарушали благочестивое настроение прихожан и служителей храма,
вызывая их недовольство и бесконечные жалобы.

Питер Брейгель Младший - Крестьянский праздник IMG_4594.jpg

На праздниках было принято сходить в баню и хорошенько выпить.
Посещение бани не сводилось единственно к гигиеническим процедурам,
скорее это было место для развлечения, удовольствия и светского
общения. После купания посетители участвовали в приемах и обедах,
играли в мяч, в шахматы, в кости, пили и танцевали.
Виноторговцы выкатывали на улицы к баням винные бочки, расставляли
кругом табуреты, выносили кружки и давали всем желающим попробовать
вино. На улице немедленно составлялась попойка, так что городские
советы были вынуждены запретить этот обычай. Исключение делалось
только для нескольких дней в году, например Дня святого Мартина,
когда было принято открывать молодое вино. Но зато в эти дни люди
стояли, сидели и лежали на улицах — и пили вино.

Питер Брейгель Младший - Крестьянский праздник IMG_4472.jpg

Вопреки запретам со стороны властей и церковников часть бань и
примыкающих к ним таверн приобрела характер публичного дома: к
услугам жителей были не только еда и выпивка, но и массаж и услуги
проституток, которых часто называли «банщицами».
Вообще же проституция хотя и осуждалась церковью, считалась
неизбежным явлением. «Дома для женщин», или «славные дома»,
принадлежали знатным семьям, купцам, королевским чиновникам и даже
епископам и аббатам, а самые престижные из них нередко находились
вблизи магистрата или здания суда. В Высокое Средневековье
посещение публичного дома неженатыми мужчинами не считалось
постыдным — в этом видели скорее признак здоровья и
благополучия.

Питер Брейгель Младший - Крестьянский праздник IMG_4591.jpg

Во время праздника можно было принять участие в спортивных
состязаниях. У средневековых жителей были все возможности
поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для
тренировок организовывались общества стрелков из лука и
фехтовальные школы.
Состязания жителей напоминали учения. Они делились на две группы,
им выдавали настоящее или деревянное оружие, на голову надевали
защитные шлемы. Победителям присуждали призы. В речных городах
могли устраиваться схватки за символический захват моста.

Питер Брейгель Младший - Крестьянский праздник IMG_4473.jpg

Для тех, кому уличное веселье было не по душе, существовали другие
развлечения.
Уже в Средние века популярностью пользовались шашки, шахматы, кости
и даже карты. Шахматы были забавой дворянства, а шахматные доски из
дерева или металла считались предметом роскоши и часто были
настоящим произведением искусства.
Самой популярной игрой были игра в карты и кости. Этой игре
предавались представители всех социальных категорий — в хижинах,
замках, тавернах и даже монастырях — и проигрывали деньги, одежду,
лошадей и жилища. Многие жаловались, что потеряли в этой игре все,
чем владели.

Питер Брейгель Младший - Крестьянский праздник IMG_4589.jpg

Также была популярна игра с шарами, которыми нужно было сбить
установленные уонцсы. Прародитель современного боулинга.

Питер Брейгель Младший - Крестьянский праздник IMG_4596.jpg

Свою силу, ловкость и удаль можно было проявить в лазанье на столб
за призом.

Питер Брейгель Младший - Крестьянский праздник IMG_4592.jpg

Во время праздника можно было сходить на ярмарку. Каждую неделю к
услугам горожан были мелкие городские рынки, а вот ярмарки
проводились довольно редко — один или несколько раз в год: на
Рождество, Пасху или на день местного святого — покровителя города
или патронов торговых и ремесленных цехов. Жители стремились туда
не только за покупками, но и поглазеть на диковинные вещи из
дальних стран.

Питер Брейгель Младший - Крестьянский праздник IMG_4590.jpg

Эту картину можно рассматривать очень долго, каждый раз обнаруживая
все новую и новую сценку.

  • Ранее
  • Архив

Предыдущие записи блогера :

Архив записей в блогах:

Привет коммунарам! А есть ли у кого-то опыт езды на арендном авто по Израилю? Особенно интересуют как проехать в зоопарк тонкости аренды (МВУ ннада?) и особенности парковки в Тель-Авиве. Прежде брал машину напрокат только в России. Заодно, вопрос про economycarrentals.com: правильно …

Федоскинская миниатюра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. (Википедия)   [ Spoiler (click to open) ] …

Всем, кто кричал, что Катя не права. …что не манипулятор вовсе, что девочка сама виновата. Письмо к посту «Человек-праздник». От той самой девочки. Пришло на почту. «Я бы не хотела участвовать в дискуссии в комментариях. И если это будет возможно, можно разместить мое …

С Днем победы ВСЕХ! Не знаю, как для кого, а для нашей семьи этот праздник всегда был, есть и будет ПРАЗДНИКОМ!!! Естественно, никуда мы не пошли. Утром просыпаюсь от того, что кто-то щелкает дверью. Понимаю, что кто-то из детей проснулся и ушел во двор. Значит, и мне нужно подниматься …

Я так понимаю, что речь может идти о поражении в правах — в том или ином виде. В связи с чем сектору ведущего интересно мнение всех остальных секторов: нужны ли нам с вами эти странички? Если да, то в каком виде? В каком направлении их развивать? …

Skip to content

…Ответ пришел неожиданно. Помогла его сделать совсем недавняя находка. В те же последние годы своей жизни Брейгель написал еще одну картину: «Вино по случаю праздника святого Мартина». Хозяин огромного полотна (148 на 270,5 сантиметров) не подозревал об его ценности и обратился в музей Прадо с просьбой отреставрировать картину. В процессе реставрации и выяснилось, что ее написал Брейгель. Авторство помог определить рентген — в левом углу полотна проступили фрагменты имени автора.

(АЛЬБОМ НЕ ЗАВЕРШЁН)

Питер Брейгель Старший

Питер Брейгель Старший. «Вино по случаю праздника Святого Мартина». 1563-1565. Крестьяне, дети, нищие, воры и пьяницы празднуют прибытие молодого вина. Очень похоже на Вавилонскую башню, только — из людей.

Музей Прадо приобрел для своей коллекции картину за 7 млн. евро. Музейные специалисты отметили, что на картине изображено «нечто похожее на Вавилонскую башню, состоящую из пьющих вино людей»: около сотни человек снимают первую пробу вина нового урожая.

Ответ пришел сам: люди не выдержали тяжкого груза
Великой идеи, что обещала Счастье для всех там — впереди.
Люди предались порокам, из коих первым оказалось пьянство.

Поищите взглядом в правом углу внизу калеку. Знакомое существо? Да, тянутся за найденной картиной уже известные следы, наделенные разоблачительной силой…

В ТОМ, ЧТО ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ НЕ БУДЕТ
НИКОГДА ДОСТРОЕНА ВИНОВАТЫ ЛЮДИ,
НЕ ВЫДЕРЖАВШИЕ ГРУЗА ВЫСОКИХ ЧУВСТВ И ВЕЛИКИХ ИДЕЙ…

крестьянская свадьба

Крестьянская свадьба

Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. 1568.Музей истории искусств, Вена.
Крестьянская свадьба
Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. 1568.Музей истории искусств, Вена.
Крестьянская свадьба
Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. 1568.Музей истории искусств, Вена.
Крестьянская свадьба
Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. 1568.Музей истории искусств, Вена.
Крестьянская свадьба
Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба. 1568.Музей истории искусств, Вена.

крестьянский танец

крестьянский танец

Питер Брейгель

Питер Брейгель

Питер Брейгель

Питер Брейгель

Питер Брейгель

Питер Брейгель

Питер Брейгель

Питер Брейгель

Питер Брейгель

<—Брейгель — зло и тьма землю объяли…

Брейгель: «Семь смертных грехов и добродетелей»…—>


«Крестьянский танец», Питер Брейгель Старший — описание картины

Год: 1567

Содержание статьи:

Описание картины:

Крестьянский танец — Питер Брейгель Старший. Дерево, масло. 114 x 164 см

   Ярко, красочно, динамично изобразил мастер кисти Питер Брейгель Старший картину «Крестьянский танец». Художественная работа была написана маслом по дубовому дереву в стиле Северного Возрождения. Её сюжет – жанровая сцена. Авторская работа художника является продолжением сюжетов серии о крестьянах. Он очень любил свой народ и посвящал этой теме свои лучшие гениальные творения.

   На картине изображён деревенский уличный праздник. Народное гуляние «кипит» во всю мощь! В центре художественной композиции гуляют и танцуют сельские жители. Художник талантливо создал акцент именно на этом сюжете. Мужчина играет на волынке. Рядом с ним сидит односельчанин и держа в руках кувшин с вином слушает весёлую музыку. Она льётся красиво и зажигательно, захватывая пришедших на праздник людей. Мужчина и женщина в платке спешат присоединиться к этому заводному гулянию. За столом сидят крестьяне. Они оживлённо беседуют, пьют пиво, спорят, размахивая руками. За ними стоит влюблённая пара. Молодые люди заняты сами собой, ничего не замечают вокруг и целуются. Веселятся и дети, и взрослые. Они танцуют дружно взявшись за руки. У всех прекрасное настроение! В разгуле веселья у дверей трактира поссорились супруги. Муж тянет жену за руки из него, вероятно он хочет увести её домой. Вокруг деревенской улицы – крестьянские избы, на заднем плане картины вдали видна церковь.

   Питер Брейгель в своём художественном произведении во всей красе показал голландский народ, умеющий радоваться жизни! Люди способны не только трудиться, но и со вкусом отдыхать! Картина наполнена творческим вдохновением, яркими красками оптимизма и доброй, жизнерадостной энергией. Фейерверк радости «брызжет» фонтаном счастья! Художник использовал в работе цветовые пятна, подчёркивающие энергичный и задорный ритм танцоров. Всё кружится в динамичном движении и увлекает в мир праздника! Создаётся впечатление, что слышны музыка, разговоры, смех людей, передающих ощущение восторга. С таким чудесным удовольствием крестьяне отдыхают на досуге! Художник словно наблюдает весёлое гуляние со стороны, стремясь запечатлеть каждое мгновение жизни.

   Картина несёт свет, радость, заряжает благоприятной энергией, вселяет уверенность, исцеляет от депрессии. Созерцая репродукцию, хочется быть участником праздника, погрузиться в атмосферу счастливых событий. Художественный шедевр будет великолепно смотреться в домашнем интерьере гостиной и детской, даря яркие, интересные, радужные впечатления!!!

Другие картины Питера Брейгеля Старшего

Питер Брейгель

Крестьянская тема в работах Брейгеля

Брейгель первым в европейской живописи заявил, что крестьянин в такой же степени субъект ренессансной культуры, как и рыцарь. Разберем работы, изображающие крестьян и сельскую жизнь.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Ольга Алешина

Искусствовед, преподаватель истории и истории искусств

Поговорим о крестьянской теме в творчестве Брейгеля. Он поставил простого мужика вровень с господином — пожалуй, после него это по-настоящему сделал только Ван Гог.

👨‍🌾 В ренессансной литературе это сделали Рабле и Шекспир, а в изобразительном искусстве только он, Питер Брейгель — не зря его назвали «мужицкий».

▪️ До Брейгеля образы простолюдинов обычно встречались в сценах, связанных с религиозными сюжетами (Крестный путь, Распятие), где они выступали либо в роли мучителей, либо в роли зевак.

🥔 Простолюдин для Брейгеля — это всегда и исключительно крестьянин, человек, тесно связанный с землей. Он обращается к соответствующим темам: пахота, сев, жатва и праздники — все то, что составляло круг крестьянской жизни во времена Брейгеля (мы уже видели это во «Временах года»).

🍻 В 1567–1569 годы Брейгель исполнил ряд картин на темы народной жизни — например, «Крестьянский танец» и «Крестьянская свадьба». Художника интересует не столько атмосфера крестьянского празднества, сколько драматургия, сами крестьяне — их облик, характерные типы и повадки.

▪️ Грузные и сильные фигуры крестьян изображены в несвойственных Брейгелю крупных масштабах. Они выражают стихию и естественную мощь природы.

Питер Брейгель. Пейзаж с притчей о сеятеле, 1557



Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Теперь посмотрим на картину «Пейзаж с притчей о сеятеле».

🌾 На картине изображен крестьянин, сеющий зерно. Он занят явно привычным делом, от которого зависит ежедневное существование его самого и его семьи. Герой засевает крошечный участок земли, распаханный среди деревьев.

🍂 Гармония крестьянина с природой и окружающим миром — продолжение темы «Времен года». В тех работах крестьянин тоже работает не для кого-то, а для себя: возделывает землю, сеет и жнет, гонит стада с полей, ходит на охоту и возвращается домой.

👨‍🌾 Крестьянин в «Сеятеле» определенно ощущает себя на своем месте. Ведь этот клочок — часть большого мира, в котором он живет и к которому принадлежит.

И все это — на фоне прекрасных гор и вечернего неба. При этом сеятель среди всего этого великолепия не кажется ненужным. Пожалуй, убери его Брейгель с картины, и она что-то непременно утратит. Крестьянин «собирает» весь пейзаж и наполняет его смыслом.

Питер Брейгель


1. Свадебный танец, 1566
2. Крестьянский танец, 1567

Теперь поговорим о картинах Брейгеля, посвященных крестьянским праздникам и досугу.

🎶 В жизни крестьянина есть не только ежедневные заботы и труды, но и праздники. Связаны они, как правило, с особенно значимыми событиями в жизни: сбором урожая, окончанием полевых работ, свадьбой.

👰 Иногда крестьянские радости выражаются вполне благопристойно — как в «Свадебном танце». Множество собравшихся крестьян танцуют, другие наблюдают за танцующими, третьи заняты степенным разговором.

💃 Но порой радости обнаруживают себя буйно, как в «Крестьянском танце». Здесь танец превращается почти в языческую пляску. Пляшущие совсем не обращают внимания друг на друга, хотя и танцуют парами, каждый будто сам по себе. Никакой гармонии между ними в танце нет, движения резкие, порывистые, грубые. И в то же время все вместе они образуют единство.

🎵 Крестьянский танец — это веселье в той форме, в какой оно доступно простой и незамысловатой крестьянской душе. Это вполне укладывается в тот образ мира, который так близок Брейгелю.

Питер Брейгель. Голова крестьянки, 1564

В завершение дня поговорим о картине «Голова крестьянки» — единственном случае, когда Брейгель обратился к портретному жанру. Простолюдинов в принципе не особо изображали на картинах, а о портретах не могло быть и речи.

👩‍🌾 На картине мы видим некрасивую, простую крестьянку. Но есть очень интересные детали: на голове повязан белоснежный платок, который резко отделяет женщину от фона картины. Фон этот темный и создает ощущение, что рядом с крестьянкой никого нет, она одна.

🙏 Лицо крестьянки выражает мучительное ожидание. К ее образу «просятся» сложенные в молитве руки. Она явно ждет встречи с Богом — для него же каждая душа дорога.

👁 Брейгель пытается увидеть крестьянку такой, какой ее видит Бог. И ему это в известной степени удается — взгляд Брейгеля любящий и принимающий.

?

LiveJournal

Log in

If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link

November 26 2009, 04:14

Category:

  • Искусство
  • Cancel

Брейгель Питер Старший.Крестьянский танец.Притча о слепых

[url=http://nezhna.com/post114608250/]Брейгель, Питер Старший.Страна лентяев[/url]
Откликом на народное восстание, названное иконоборчеством, стала картина «Крестьянский танец», написанная около 1567 года. В основе иконоборчества лежали идеи кальвинизма.
[b]Питер Брейгель Старший (1525/30-1569)
Крестьянский танец 1568—69[/b]
Музей истории искусств, Вена
 (699x477, 57Kb)
«Веселитесь, отдыхайте, вы заслужили это трудом и борьбой с врагами, но не забывайте о церкви » — будто говорит художник.
 (582x698, 74Kb)
Скорее всего, это день памяти какого-то святого. Но никаким религиозным «пыланием» он не сопровождается.
Про церковь, виднеющуюся на заднем плане, никто и не вспоминает, увлекшись безудержным танцем
[more]
0дин из танцующих беззаботно попирает ногой крест, образованный двумя соломинами
 (700x697, 66Kb)
У этого же персонажа на головной убор прицеплена ложка — символ обжорства
 (700x594, 51Kb)
Ключ и кошелек, дополняющие платья женщин, — символ корыстолюбия. На земле отчетливо прописана ореховая скорлупа, отсылающая нас к нидерландской пословице о человеке, «променявшем спасение на лесной орех».
 (582x699, 59Kb)
У сидящего рядом с волынщиком молодого человека голову венчает шапочка с фазаньим пером, являющимся символом гордыни.
 (583x699, 72Kb)
Разгоряченные вином гуляки готовы начать драку (символ грех гнева)
 (535x698, 72Kb)
Образ Богородицы прикреплен к стволу дерева. Но сама Богородица забыта крестьянами; религиозный праздник для них — лишь еще один повод выпить и повеселиться
 (650x626, 60Kb)
[b]Брейгель, Питер Старший
Притча о слепых 1568г[/b]
Музей Каподимонте, Неаполь, Италия
 (700x393, 55Kb)
Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти.
С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок.
В это время и создается картина «Слепые», в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела.
Картина посвящена словам Христа в библейской притче о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью:
«Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?».
Жуткая вереница бесприютных калек, лишенных не только зрения, но и поводыря, бредет из глубины картины на зрителя медлено и осторожно они идут друг за другом, не подозревая, что их путь ведет в заполненный водой овраг.
Внезапно вожак оступается и падает, и вслед за ним падет идущий следом
 (699x535, 53Kb)
Следующий судорожно ищет внезапно исчезнувшую опору опору, уже качаясь и теряя равновесие
 (547x584, 54Kb)
Последние пока идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу.
Брейгель старается избежать нарочитого драматизма : его персонажам, скорее всего, не угрожает гибель — овраг неглубок. Весь ужас происходящего сконцентрирован не в сюжете, а именно в образах: в неторопливом, след в след, движении к краю ямы, в череде ужасных лиц, подвижных и разнохарактерных, но лишенных какой-либо тени мысли и жизни
 (682x606, 67Kb)
Осуждая человечество за суету и порочность, художник противопоставляет ему чистоту и гармонию природы.
 (698x305, 48Kb)
Эта картина — последняя из известных ныне сохранившихся работ Брейгеля. Брейгель, умерший в Брюсселе 5 сентября 1569 г. (в возрасте примерно сорока лет), до конца своих дней работал еще над одной картиной, которая , «была самым лучшим из созданных им произведений». Ни сама картина, ни ее описание не дошли до нас, известно только название: «Торжество правды»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Питер брейгель крестьянский праздник
  • Питер брейгель вино на празднике святого мартина
  • Питер артсен крестьянский праздник
  • Питание после новогодних праздников
  • Письмо про русские праздники на немецком