План праздника навруз

Праздник "Навруз Байрам"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19826372","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «НАВРУЗ БАЙРАМ»

Входит мальчик: Ассалам-алейкум! К нам сюда собирайся народ!

Сегодня вас столько интересного ждет.

Игры, забавы, чудеса из чудес,

Спешите! Подарков хватит на всех!

Дети входят в зал (в руках веточки украшенные лентами, подносы со сладостями.) перестраиваются, кладут сладости на стол, а ветки  вазы.

Вед:

Сегодня мы, собрались в этом году, чтобы отметить праздник весны, (это 21марта – праздник Весны) который у каждого народа называется по — разному. Азербайджанцы называют Навруз — байрам, Лезгины — Яран сувар, табасаранцы – Эбельцен, Даргинцы Хабило — Байрам и каждый народ отмечает по — своему.

Стихи: 1.Дома у нас большие, окна золотые

С днем Навруза – днём весны.

Мы поздравить вас пришли. (все- ассаламу-алекум)

              2. В доме этом все девицы

Как одна румянолицы.

Рукава их длины,

И слова их умны.

С днем Навруза – днём весны

Мы поздравить вас пришли.(все –ассаламу-алейкум)

               3.Да развеется тоска

Да провеется мука

А мука у нас бела

Испечём мы пирога

С днем Навруза – днём весны

Мы поздравить вас пришли.(все –ассаламу-алейкум)

Песня «Навруз Байрам»

Ведущий 1: Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря.

В праздник не обходится без угощений и застолий. Обязательными блюдами в этот день были круглые лепешки из муки различных злаков и плодов других растений (фасоли, чечевицы, пшеницы, риса, бобов, кунжута).

В Навруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сямени— блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

Стихи на родном языке:

  1. Гёзел бахар,гезел бахар,

Юрдумуза тез гел бахар.

Гел ойнасын сых мешяляр,

Ясеменлер бенёвшелер.

  1. Сюфрелер бир безекли

устю ширин чёрякли.

Нимчелерде ер емиши,

Шекер чюреки кишмиши,

Гелди бахар байрамы,

Шенлик етсин эл хамы!

3. Бахчамызда гюль олсун,

    Гюль олсун, бюльбюль олсун!

    Мен гельмишем кеф гёрюм,

    Зурна гёрюм, деф гёрюм!

4.Ай Кёса, Кёса гелсене,

         Гелиб салам версене,

         Чёмчени долдурсана.

         Мечлиси гюльдюрсене!

5.Новруз гелир, яз гелир.

   Бир элинде саз гелир.

   Бир элинде хончасы.

   Ачыб дилим гончасы!

6. Семени сахла мени,

 Илде гёйертерем сени.

Сен геленде яз олур,

Яз олур, аваз олур.

Хошдур деденин сазы,

Язда откем авазы.

Семени чан семени,

Гёйердерем мен сени!

7. Семени чан семени!

Гёзлериме ишыг вер,

Ишыг вер, ярашыг вер!

Дизиме тагет гелсин,

Голума гувет гелсин.

Язда кёнюль шад олур,

Дамагымда дад олур,

Семени ай семени,

Гёйердерем мен сени!

8. Семени сахла мени,

Илде гёйердерем сени.

Семенийе салдым бадам,

Гоймурлар бир брмаг дадам,

Семени безене гелмишем,

Узана узана гелмишем.

Входит Киш Папай: Ассалам-алейкум друзья! Угадайте кто я? Я Киш Папай. Принес вам дождя, богатство полям, праздник Навруз Байрам. Я лучше всех могу ходить по канату. Сейчас я вам покажу.( ходит по канату, предлагает детям) А кто из вас также может ходить по канату? Выходи покажи свое мастерство.

Сегодня у нас праздник первой борозды, а право проложить первую борозду, предоставляется самому сильному. Кто из вас сильный? (выходят 2 мальчика и соревнуются, тот кто побеждает , тому дают право проложить борозду).

Мальчик просеивает зерно и проговаривает слова:

Стихи:

1.  У нас радость тут и там,

Наступил Новруз Байрам

Смех, улыбки, угощенье,

Поднимает настроение.

2.Этот  день Новруз Байрам

Каждый год приходит к нам,

Против будней наш народ,

Ищет вечный антидот

  1. праздник с нами! Поздравляем!

Плодородия желаем,

Полной чаши вас весны,

 Будут дни пускай ясны!

  1. Пусть недолго длятся ночи!

Будьте вы богаты очень!

Счастья вам, здоровья, мира.

Жить шикарно и красиво!

Киш Папай: Праздник к нам пришел Навруз.

Всем нам стало хорошо.

Дружно, весело живем,

Мы танцуем и поем!

Девочка:

Сямянисян, яшылсан

Сюфряйя яраширсан

Бошгабларда койряндя

Сян ашырсан, даширсан.

Танец девочек «Сямяни»

Пальчиковая игра:

А теперь немного поиграем. Где ладошка? Тут, тут.

На в ладошке прут-прут.

Большой палец -гусь молодой,

Указательный- поймал.

Средний гуся- общипал.

Этот палец -суп сварил,

А самый маленький- печь топил.

Полетели гуси в рот,

Оттуда в живот. Вот!!!

Веселые  игры: «Перенеси в ложке яйцо», «Скачки на конях»,

«Перетягивание каната», «Надень папаху»

ПЕСНЯ «Навруз пришел к нам»


Ведущий:
 В день «Навруза» принято ходить друг другу с поздравлениями в гости. Древние верили, что в дни Навруза добрые ангелы (фаришта), спустившись с небес, приносят людям изобилие и благоденствие, но не посещают неопрятные дома или дома, в которых люди не живут в мире и согласии друг с другом.

Танец «Лезгинка»

Ведущий: А когда наступает вечер — начинается древний обряд очищения огнем. Люди разжигают костры, и прыгают через пламя, оставляя, по преданию, все болезни и беды в прошлом году. Важно суметь перепрыгнуть через огонь три раза. Тогда, говорят, исполнится любое, даже самое заветное желание.

Киш Папай: Так как у нас праздник Навруз-Байрам и мы будем прыгать через костер.

Дети, перепрыгивая через костер говорят свои пожелания.

  1. Да будут густыми всходы!
  2. Да будет урожай богатым!
  3. Мы прожили весь год хорошо. Дай, Аллах прожить следующий год лучше.
  4. Да умножатся овцы у тех, кто их имеет.
  5. Да умножатся коровы у тех, у кого они есть.
  6. Да не будет засухи.
  7. Да будет достаточно солнца и осадков.
  8. Пусть будет мир на земле!

Ведущий: Еще раз всех с праздником.

Спасибо, до новых встреч.

Звучит музыка

Цель мероприятия: активное вовлечение учащихся в общешкольные мероприятия
для сплочения детского коллектива и создания благоприятного
социально-психологического климата в школе с многонациональным составом,
уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов.

Задачи мероприятия:


  • познакомить с традициями  и обычаями праздника Навруз;
  • способствовать воспитанию эстетической культуры;
  • развивать умение слушать, мышление, память;
  • раскрытие артистических способностей учащихся;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • использование народных игр в организации активного отдыха и укрепления
    здоровья учащихся.

Ход мероприятия

 (Звучит музыка)

1 ведущий: Весна. Прекрасная пора.
Конец морозам и метелям,
И очень рада детвора
Звенящим солнечным капелям.

2 ведущий: А на реке уж треснул лед,
И птицы весело запели,
И солнце радует народ,
И всё звенят, звенят капели.

1 ведущий: Исәнмесез балалар, кәдерле кунаклар, укытучылар!

2 ведущий: Здравствуйте, ребята, дорогие учителя, уважаемые гости!

1 ведущий: Во все времена среди самых радостных событий в жизни людей
был приход весны. По-разному встречали его разные народы. Как праздник
возрождения природы, торжества жизни, надежд на щедрый урожайный год.

2 ведущий: Весна — время года, символизирующее молодость, творческое
и духовное обновление. В эти выходные большинство мусульман отмечают
Навруз. Название в переводе с языка фарси означает «новый день». Это
одновременно и праздник весны, и встреча Нового года. По традиции в Навруз
готовят праздничный стол, на котором обязательно должны быть семь блюд, название
которых начинается с буквы «с».

1 ведущий: Навруз символизировал вечное обновление жизни. Праздник
Навруз повсеместно сопровождался уничтожением старых вещей, генеральной уборкой.
Символом Навруза и нового года является суманак (сумалак) блюдо
из пророщенных ростков пшеницы.

2 ведущий: В этот день необходимо простить своим врагам самые
страшные обиды, а потому люди стараются сказать друг другу и всем окружающим как
можно больше слов благодарности и приветствия. Не забывается и о гостеприимстве
и благотворительности – в день начала праздника нужно обязательно накормить
голодного и одарить обездоленного.

1 ведущий: Мы сегодня собрались
Чтоб встретить праздник весны – Навруз!

2 ведущий: Улыбки, игры, звонкий смех,
Пусть радуют сегодня всех.

1 ведущий: Но прежде чем Наврузбикэ встречать нужно с почестями
Зимушку проводить! 

2 ведущий: А может, Зима еще недалеко ушла? Давайте, мы её
позовём!

(Предлагает гостям в зале кликнуть Зиму — Зимушка-зима 2 раза)

/Под музыку выходит опечаленная Зима/

Зима: Снег за мною стелется,
Я сама бела.
Я — Зима-метелица
В гости к вам пришла.
Зачем меня звали?

1 ведущий: Чтобы с почестями проводить тебя.

2 ведущий: Зимушка-Зима!
Что-то ты невесела?
Не ласкают снежны бури?
Что ты часто хмуришь брови?
Здорова ли ты?

Зима: Ах, 

1 ведущи:й Полно, Зимушка, печалиться.
Ты еще не так стара. 
(Зима смотрит на себя в зеркало.)

Зима: Да, ты прав, не так уж я стара.
Морщины — это ерунда.

2 ведущий: Ну-ка, встань да прибодрись,
По кругу веселей пройдись. 

Зима: Ребятушки, а развеселите-ка меня напоследок, да танец
мне веселый покажите!

1 ведущий: Существовало поверье: чем веселее будет праздник
Навруз, тем щедрее будет к людям природа. Поэтому в этот день люди веселились от
души, радовались приходу весны, готовили угощения, ходили в гости, желали
здоровья и благополучия им и их семьям, звучала музыка, песни и шутки.

Татарский танец


Зима: Вот теперь все в полном порядке. Можно и Навруз встречать.

Учащиеся читают стихотворения

Әйдә, кояш, сип нурынны,
Кызганма бер дә,
Зур бәйрәм, күңелле бәйрәм
Яз килэ бүген безгә

Тизрәк кил безгә, җылы яз,
Тизрәк-тизрәк кил! 
Куяннар тунып беткәндер, 
Иссен җылы жил

Чәчәкләр белән күмелсен 
Без яшәгән ил.
Тизрәк кил безгә, җылы яз, 
Тизрәк-тизрәк кил!

2 ведущий: Зажурчал ручей в овражке,
Прилетели с юга пташки
Греет солнышко с небес
В гости к нам идёт …. Навруз

Зима: Слышен звон бубенцов.

На “лошадях”въезжают Убырлы корчек, переодетая в Наврузбикэ и Шурале.

Убырлы корчек и Шурале: Расступись, поберегись, дай дорогу!
Тр-р-р!.. Кажется приехали!

Шурале: Наврузбикэ звали?

Зима: Звали.

Шурале: Получите и распишитесь.

Зима: За что расписываться? Наврузбикэ я не вижу.

Убырлы корчек: Ты что, Зима, Наврузбикэ-красавицу не
признала? Приглашали? Встречайте, как положено! Привет, ребятки! Я так
торопилась, что шпаргалку свою забыла. (Шурале). Ну-ка, поди сюды. Что
дальше-то? (Шурале на ухо ей подсказывает). А-а-а. Вспомнила. Пора, говорят, на
должность заступать. Все, Зима, ты можешь быть свободна, мне тут с тобой некогда
болтать, пора работать, я 100 лет мечтала об этой роли, на специальных курсах
обучалась.

Зима: Так, значит, ты ненастоящая Наврузбикэ?

Шурале: Как это, ненастоящая?

Убырлы карчык: Самая что ни на есть настоящая, и даже
документ имеется. 

(Показывает свёрток).

Зима: Назначается Наврузбикэ на весь праздник! Ну и дела!

Шурале: И печать имеется.

Убырлы карчык: И подпись .

Зима: Что-то подпись неразборчива.

Убырлы корчек: Ну, Зима, совсем ты стара стала, читать
разучилась? 

Шурале: Видишь, подпись самого важного начальника: Шурале.
(Стучит себе по груди)

Зима: Ну, теперь все ясно. Мы тебя на должность Наврузбикэ
принять не сможем.

Убырлы корчек: Как это — не можете? Я готовилась,
готовилась, никому ничего плохого и… хорошего не сделала.. 

Зима: Да потому, что должность Наврузбикэ не так-то просто
получить. Это звание заслужить нужно.

Убырлы корчек: О, так это проще простого! Говори, что
делать нужно? Для меня это пустяк!

Зима: Наврузбикэ очень скромная и добрая ! А самое главное,
она должна быть очень талантливой. Вот есть у тебя хотя бы один талант?

Шурале: О-о, у нашей красавицы полно талантов.Она умеет на
метле летать, колдовать, дразнить ребят (строит рожицы детям)

Зима: Да это не талант, это хулиганство какое-то! А умеешь ли ты
танцевать?Убырлы корчек: Раз плюнуть (музыка – быстрый татарский танец).(Запыхавшись) Погодите, не могу больше! Уморили!

Зима: Не быть тебе, Убырлы корчек, Наврузбикэ

Убырлы корчек: Никуда я не уйду и весь праздник вам испорчу!
(Шурале что-то шепчет Убырлы корчек) Точно. Я откажусь от роли Наврузбикэ, если
выполните наши задания. Первое задание — загадки отгадайте. Вот первая загадка:

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла … (Весна)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)

Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам … (Грачи)

Шурале: А сейчас мы посмотрим, умеете ли вы играть.

Шурале: Дуслар, кая барасыз?

Дети: Без урманга барабыз

Шурале: Урманда сез нишлисез? (Шурале трясёт длинными пальцами, пугая
ребят)

Дети: Чэчэклэр жыябыз

Шурале: Шурале килсэ, нишлисез?

Дети: Без аннан куркмыйбыз! (При приближении Шурале дети не
шевелятся, не смеются).

Убырлы корчек: Ну надо же, все задания выполнили.
Наверное, я что-то не так сделала, раз не гожусь на роль Наврузбикэ. Но где-же
настоящая Наврузбикэ, как её найти?

1 ведущий: Всему на свете свой черёд
И следом за метелью
Нам позывные подаёт
Весна своей капелью.

Зима: Ой, что это за шум?

Шурале: Это весна в разведку
Послала птицу, и пригнувши ветку,
Ей грач дорогу верную открыл.

Убырлы: Пришла пора, все оживает!
Подснежники уже цветут
И по небу грачи летают,
На крыльях к нам весну несут

Залетают грачи, с Наврузбикэ на “крыльях” — под музыку.


Наврузбикэ:

Исәнмесез!
Агымсулар кичтем мин, сезгә килеп життем мин.
Инде мине тыңлагыз, монаеп утырмагыз –
Уйнагыз да, көлегез, биегез дә, җырлагыз.

Наврузбикэ: Здравствуйте мои друзья,
Всех вас рада видеть я.
Знаю, ждут меня повсюду,
Приношу я радость людям.

2 ведущая: Весна журчит, как птичья трель
Звенит хрустальным бубенцом

1 ведущая: Она ломает снег и лёд
Весна журчит, звенит, поёт

Ребята поют песню “Яз килә”.

Наврузбикэ: До свидания, Зима, уходить тебе пора.
Наступает мой черёд, не была я целый год.

Зима: Тебя, Наврузбикэ, не подпущу,
Как завою, засвищу,
Позову к себе пургу и тебя прогнать смогу.

Наврузбикэ: Ты напрасно рассердилась,
Ты, сестрица не права,
Если б я не появилась,
То не выросла б трава.

Зима:
Что же это в самом деле?
Вечно споришь ты со мной.
Я пушиста и бела,
Ребятишкам я мила!
Позволяю им кататься
И на горке, и на льду,

Игра “Заморожу”

Я желаю оставаться,
Я отсюда не уйду.
Я тебя запорошу и метелью оглушу,
Я тебя заледеню и отсюда прогоню

Наврузбикэ: Может землю мне прогреть,
И костёрчик тут развесть?!
Чтобы вы повеселились,
И согрелись все вы здесь.

2 ведущая: Во время праздника Навруз звучала музыка, песни,
пляски, разжигали костер, прыгали через него.Совершалось это в целях избавления
от всяких болезней, несчастий, бедствий, очищения от грехов.

Игра-соревнование “Кто выше?”


Зима: Стало жарко тут сейчас
— Что ж, пришла пора прощаться,
И в дорогу собираться,
Меня встречайте в декабре.
Всегда я рада детворе!
Прошу меня не забывать,
Новых встреч со мною ждать!

Убырлы и Шурале уходят вместе с Зимой под музыку.

Учащиеся начальных классов:

— Вот и кончилась зима.
Птицы прилетели.

— К нам художница — весна
Постучалась в двери.

— Принесла весна с собой
Много разной краски:

— Небосвод стал голубой,
Зелен лес, как в сказке.

1 ведущий: По приметам люди определяли какой будет весна, лето, каким
будет урожай в этом году. (Приметы весны читает ученик на слайде)

2 ведущий: Уважаемые гости и присутствующие, а знаете ли вы,
поговорки и пословицы о весне?

Наврузбикэ: Я очень рада, что вы меня любите и ждёте. Я тоже ждала
встречи с вами и приготовила для вас угощение (национальное блюдо чак-чак).

1 ведущий: Фиалки, медуницы,
Весной в лесу цветут
И звёздочки кислицы
Белеют там и тут.

2 ведущий: А голубой подснежник
Весны сынок родной
Доверчиво и нежно
Глядит на нас с тобой.

Песня “Солнечная капель”


1 ведущий: Вот настал момент прощания,будет краткой наша речь

2 ведущая: Всем спасибо за внимание, за задор, весёлый смех

1 ведущая: Говорим мы до свидания, до счастливых новых встреч

2 ведущая: Язлар, өйләр имин булсын, күк йөзе аяз булсын.

1 ведущая: Барчабызга сәләмәтлек, бәхет, шатлык Нәүрүз алып килсен!

2 ведущая: Исэн сау булыгыз!

1 ведущая: До свидания!

Приложение

Науруз байрамы

Цели:

— воспитание толерантности по отношению к окружающим людям различной национальности, уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

— сохранение комфортного психологического климата в школе с многонациональным составом.

Задачи:

  1. способствовать формированию у детей понятий « традиция», «обычай»;

  2. познакомить детей с историей, традициями  и обычаями праздника Навруз;

  3. способствовать воспитанию эстетической культуры детей;

Ход мероприятия:

Слайды

1(1 ведущий) Есть праздник Науруз,

Новый год восточный.

Играет озорной кубыз,

Теперь весна уж точно!

Теперь равны и день и ночь,

И все невзгоды ушли прочь.

В степи зима суровая,

Но пробуждается природа и начинается жизнь новая.

(Мелодия кубыза)

2 (2 ведущий )Науруз – обрядовый праздник татар

Науруз (Нооруз, Навруз) — праздник весны отмечают ежегодно 21 марта. Слово Науруз переводится как «новый день» История праздника Науруз насчитывает около трёх тысяч лет. Этот древний праздник символизирует на Востоке окончание зимы и обновление, пробуждение природы.

3 (1 ведущий) По старинной традиции каждый участник праздника должен выполнить три условия:

— посадить цветы и не менее трех саженцев деревьев;

-настроить себя на добрые дела и радость, помириться с тем, с кем был в ссоре;

-также стремиться жить по-новому, честно и достойно.

4 (2 ведущий ) до наступления Науруза принято убираться в домах и рассчитываться с долгами;

— мириться с близкими, родными, и людьми, с которыми враждовали

— готовить национальные блюда

— ходить друг к другу в гости

5 (1 ведущий)Празднование Науруза начиналось традиционной встречей рассвета, из старинного ритуала «Если увидишь родник – расчищай его исток». Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, собирались у родника и производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадку деревьев!

6 (2 ведущий)Считают, чем веселее и радостнее он пройдет, тем щедрее будет к людям природа. Поэтому льются в этот день обрядовые песни Науруза, танцуют и веселятся люди, радуются приходу весны, дарят друг другу подарки.

7 (1 ведущий) На праздничный стол складывали круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов.

8 (2 ведущий) Наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк – блюдо из пророщенных ростков пшеницы.

9 (1 ведущий) Давным – давно жила семья из троих человек.

У них вся еда закончилась, осталось только мука, хлопковое масло и пшеница, которая проросла. Мать не знала, из чего готовить, а дети очень хотели кушать.

Она решила использовать то, что осталось. Положила на дно камни и все эти ингредиенты, мешала-мешала и уснула.

На утро проснулась вся семья ,а

в котле варилось что-то очень вкусное.

Такое блюдо помогло им спастись

от голода и прибавило сил.

С тех пор это блюдо одно из самых

главных на столе.

10 (2 ведущий) А отмечали праздник Науруз в течение недели, а то и двух – всё зависело о того, насколько
благополучен народ.

11 (1 ведущий) Навруз считается самым большим
из всех праздников поклонения Солнцу и огню

12 (2 ведущий) Когда наступает вечер – начинается древний обряд очищения огнем. Люди разжигают костры, и прыгают через пламя, оставляя, по преданию, все болезни и беды в прошлом году. Важно суметь перепрыгнуть через огонь семь раз. Тогда говорят исполнятся любое, даже самое заветное желание

13 (1 ведущий) «Пусть праздник Науруза будет счастливым»

14 (Ралина читает стихотворение )

Когда приходит к нам Навруз,
Цвету! сады, цветут поля! 
Когда приходит к нам Навруз, 
Весною дышит вся земля! 
Когда приходит к нам Навруз,
Звучат и музыка, и смех, 
И, поздравления принимая, 
Мы сами поздравляем всех!

(Альтапов играет на курае)

Под веселую музыку через зал выбегают зазывалы/
Зазывала1 К нам, сюда! Собирайся народ!
Сегодня вас много интересного ждет!
Игры, забавы, чудеса из чудес!
Спешите, подарков хватит на всех

Зазывала2 Мы зовем к себе тех,
Кто любит танцы, веселье и смех.
Дружно зиму провожай,
Будет летом урожай!

Зазывала1. Позабавимся на славу!
Веселиться весь народ.
И я думаю удачно 
Праздник проводов пройдет!

Зазывала2 Пожалуйте сюда!
На праздник весны и начала нового года. 

Но прежде чем весну встречать нужно с почестями Зимушку проводить! 
Зазывала1 Встречайте в гости к нам идет Зима!
/под музыку выходит опечаленная Зима/
Зима — Спасибо, что пришли меня проводить!
Зазывала1 — Зимушка-Зима!
Что-то ты невесела?
Здорова ли ты?
Зима — Ах, 
Зазывала2— Полно, Зимушка, печалиться.
Ты еще не так стара. 
Зима — Ребятушки, а развеселите-ка меня напоследок, да танец мне веселый покажите! Концертный номер 5 а класса
Пора подумать об отчете.
Зима — Ну, что ж, начнем отчет опроделанной работе
Зазывала1— Ну, а теперь мы всех гостей спросим. (Обращается к зрителям).
— Снега для лыжных прогулок хватало всегда?
— Да!
Зазывала2— Скована ль крепко была на озерах вода?
— Да!
Зазывала3— Все ли довольны этой зимой, иль не все?
— Все.
Зазывала(вместе)— Слава Зиме! 
Зима — Вот теперь все в полном порядке. Можно и Навруз праздновать. 
1 ученик Навруз это праздник дружбы, так пожелаем людям всей земли мира, дружбы и любви!
2 ученик-Навруз это праздник гостеприимства!
3 ученик Навруз — это праздник миролюбия!
4 ученик— Навруз — это праздник доброты!
Зима Желаем всем мира и спокойствия, счастья, успехов, великих свершений! Пусть этот год принесет вам удачу!
Зазывала 1 Зимушка- зима, согласно обычаю, мы выбрали Навруз — Бикэ, она будет символизировать весну на протяжении всего праздника. Наврузбикэ приготовила для вас сюрприз. Встречайте!
Слышен звон бубенцов. На машинке (может быть садовая тележка) Леший и Кикимора везут Убырлы , переодетую в Весну.
Зазывалы убегают
Леший и Кикимора — Посторонись, поберегись, дай дорогу! Тр-р-р!.. Приехали!
Леший Наврузбикэ приглашали?
Зима — Приглашали.
Леший — Получите и распишитесь.
Зима — За что расписываться? Навруз — бикэ я не вижу.
Убырлы корчек — Ты что, Зима, Весну-раскрасавицу не признала? Приглашали? Встречайте, как положено! Привет, братушки-ребятушки! Я так торопилась, так торопилась, что слова все по дороге растеряла. Пора, говорят, к обязанностям своим приступать. Все, Зима, ты можешь быть свободна, мне тут с вами некогда болтать, пора работать, я к этой роли, может, 100 лет готовилась, недоедала, недосыпала.
Зима — Вот ты и проговорилась. Значит, ты Навруз-бикэ ненастоящая.
Леший — Как это, не настоящая?
Кикимора — Самая что ни на есть настоящая, и даже справочка имеется. 
(Показывают справку).
Зима — Назначается Весной на весь праздник! Ну и дела!
Леший — И печать имеется.
Кикимора — И подпись .
Зима — Подпись неразборчива.
Убырлы корчек — Ну, Зима, совсем ты стара стала, читать, что ль, разучилась? 
Леший и Кикимора помогают читать.
Леший Подпись самого важного начальника: Шурале.
Зима — Ну, теперь все ясно. Мы тебя на должность Весны принять не сможем.
Убырлы корчек — Как это — не можете? Я готовилась, готовилась, никому почти вреда не причинила, разве только чуть-чуть пошалила 
Зима Да потому, что Навруз бикэ просто так не становятся. Это звание заслужить нужно.
Убырлы корчек О, так это проще простого! Говори, что делать нужно?
Зима Во-первых, Навруз бикэ очень скромная и добрая девочка! Во-вторых, она должна приготовить для гостей угощения. А самое главное, Науруз- бикэ должна быть очень талантливой. Вот есть у тебя хотя бы один талант?
Леший О-о, у нашей красавицы талантов много : она умеет прыгать ,, бегать, и опять прыгать, и опять бегать, и прыгать.
Убырлы корчек (запыхавшись) Погоди, не могу больше! Уморили!
Зима — Не быть тебе, Убырлы корчек, Навруз — бикэ.
Убырлы корчек Все равно не уйду, не уйду и весь праздник вам испорчу! (Леший и Кикимора что-то шепчут Убырлы корчек) Точно.

Я покину ваш праздник если выполните мое условие. Загадки наши отгадайте. Вот первая загадка ( загадывает загадки):

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт.

(Весна)

Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы …

(Скворечник)

Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка?

(Дождь)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)

Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)

В ночь — мороз,
С утра — капель,
Значит, на дворе…
(Апрель)

Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут…
(Гнездо)

На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
(Одуванчик)

Ведущий1.Наш праздник продолжается! Пришла пора выбрать настоящую Наурузбику.

Ведущий 2.На сцену приглашаются наши участницы

Конкурс Визитка (Девочки по очереди представляют заранее подготовленные визитки).

Конкурс Эрудит.

Получает очко та участница, которая ответит первой и правильно. 

(Ирина)Вопросы: 
1. По чему деревенские ребята ходят босиком? 
(По земле). 
2. Первый слог — домашнее животное, второй — мера площади, все слово — название реки. 
(Волга). 
3. Шли два человека и разговаривали. «Она белая», — говорит один. «Нет черная», — говорит другой. «У меня есть еще и красная», — говорит первый. О чем идет разговор? 
(О смородине). 

4.Как называется блюдо из пророщенных зерен пшеницы ( сумаляк)

5.В какой день начиналось празднование Науруза(21 марта в день весеннего равноденствия).

6.Сколько лет празднику Наурузу? (более 3000 лет)

7.Сколько раз по обычаю нужно перепрыгнуть через костер во время празднования Науруз? (семь)

(Настя)А теперь продолжите пословицы.

Весна красна цветами, а осень (пирогами).

Пашню пашут, руками ( не машут)

Весенний день год (кормит)

Кто надеется на небо, тот сидит (без хлеба)

Не ленись с плужком, будешь (с пирожком)

Конкурс «Назови блюдо». 
Представьте, что вас пригласили на царский пир. Там на столах были выставлены разные угощения, но все на букву «С». В течение 5 минут каждая конкурсантка на листках бумаги записывает возможные кушанья. 
Сколько перечислено кушаний — столько очков получает каждая участница.

( Настя)В то время , пока девочки работают, наши мальчики померяются в силе. Из каждого класса приглашаются по одному участнику. Им выдаются скалки. Посмотрим, кто кого перетянет .  

Конкурс «Большая стирка».

К Наурузу в домах проводили уборку и стирку. Теперь каждая участница получает по тазику с вещами. Ваша задача их развесить и как можно быстрее. Жюри так же будет обращать внимание на аккуратность.

Конукрс «Букет»

Украшением праздника всегда были цветы. А как много цветков знают наши участницы? Чей букет будет краше? Вам нужно написать на ваших цветочках названия цветов, которые вы знаете.

А пока наши девочки выполняют задание, посмотрим концертный номер 5б класса

Конкурс «Перепой-ка»

Давайте узнаем, насколько голосисты наши девочки. Каждая участница должна была подготовить песню. Начинаем петь все вместе. Итак, кто кого перепоет?

А теперь жюри подводит итоги. ( музыкальный номер 6б класса)

(Ведущий 1)В день равноденствия весеннего,

Так повелось уж с давних лет,

Науруз всем дарит настроение

И в дом несет он добрый свет.

(Ведущий 2)Накройте стол, и свечи яркие

Пусть озарят жилище ваше.

Науруз одарит пусть подарками

И жизнь пусть будет полной чашей!

автор: Ракович Оксана Федоровна

Педагог – организатор ГБУ ДО “ЦРТДиЮ им. В.М.Комарова”

Разработка сценария познавательной игровой программы “Наурыз – праздник мира и добра!”

     Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования 

     «Центр развития творчества детей и юношества имени В.М.Комарова»

Сценарий познавательной игровой программы

в рамках программы по толерантности

«Наурыз – праздник мира и добра!»

                                                            Подготовила: педагог – организатор

                                                            ДПК «Дружба»

                                                            Ракович Оксана Федоровна.

Байконур – 2021.

Дата проведения: 21.03.2021г.

Цель: организация активного досуга в рамках межнационального праздника Наурыз.

Задачи: 

Продолжать расширять представления детей о праздновании древнего народного праздника Наурыз.

Познакомить детей с казахскими национальными играми «казакша курес», «асыки», «орамал тарту», «тартысу», «тиынды котер», «кыз куу».

Создать условия для повышения самооценки детей с помощью игр соревновательного характера.

Развивать позитивный настрой к жизни через активную, интересную досуговую деятельность.

Развивать интерес, позитивное, толерантное отношение к национальному празднику, к обычаям и традициям казахского народа.

Развивать внимание, активность, быстроту, ловкость, меткость, силу, умение сообща, дружно преодолевать препятствия.

Развивать у детей мотивацию, интерес, желание участвовать в клубных мероприятиях.

Воспитывать уважительное отношение к культуре, традициям и обычаям казахского народа.

Воспитывать чувства товарищества, дружеские взаимоотношения в игре.

Оформление центральной стены: название мероприятия «Наурыз – праздник мира и добра», цветы, шары.

Оформление мизансцен: юрта бая (ширма с изображением фрагмента юрты, национальные ковровые узоры, камча, домбра, казахский стол с угощением, ковер, подушки), королевство Зимы (трон, снежинки)

Костюмы: Наурыз, Коктем, Зима, Хан, Свита 1, Сват 1, Кыдыр – ата.

Атрибуты к играм: шары с монетами (4), асыки (80), платочки (4), монеты в платочках (60), октау (2), лошадки (8), платки большие (4), стульчики (4), чапан (2), пояс (2).

Музыкальное оформление: фоновые записи казахских песен.

Названия аулов: Абай, Басшы, Жанажол, Рахат.

Знаки отличия: значки с названиями для главы аула.

Ход мероприятия: участники стоят полукругом перед минисценой

Фон 1

Вед: В марте весенний ветерок проказник, ласково гуляет по ветвям
      У нас большой великий праздник! Новый год, Наурыз-мейрам!
      Для всех сегодня вход открыт для всех гостей раздолье
      С утра веселый кюй звучит на степном приволье.
    Счастья, здоровья вам желаю, шлю привет всем селам, городам.
    С праздником великим поздравляю, мы встречаем Наурыз-мейрам!

Слово для поздравления предоставляется директору Центра творчества Кузьминой и.В

Вед: Наурыз великий праздник нашего народа, уходящий корнями в глубину веков, возвещающий о начале нового года, праздник единства и благополучия. А какой же праздник без гостей? 

Встречайте коллектив «Нур» под руководством Индиры Бактибаевны, с танцем»Курболар»

Фон 2 Казахский танец

Вед: спасибо коллективу «Нур». Праздник Наурыз – древнейший праздник народов Востока, который начинается в ночь с 21 на 22 марта, в день весеннего равноденствия. Об этом светлом празднике мы долгое время ничего не знали. Его как старый ковер свернули и запрятали подальше. А когда его достали и развернули, все просто ахнули. Настолько этот праздник оказался ярким, красивым, веселым и вечно молодым. С приходом Наурыза встречают Новый год, весну и солнце. И конечно к такому празднику тщательно готовятся. Таджики называют этот праздник « Гульнавруз», татары « Нардуган», украинцы « Сороки», греки « Патрик». Так что праздник Наурыз празднуют все народы Казахстана – представители 126 национальностей, которые живут в едином стремлении жить в мире и согласии друг с другом, построить процветающее государство.

входит грустный Наурыз

Вед: что случилось с тобой, добрый человек? Кто ты? Почему такой грустный?

Наурыз: Наурызом меня все зовут. Каждый год люди так меня ждут!

 Я должен Весну привести за собой, Весна хочет быть мне верной женой!

Вед: а что же мешает вам пожениться?

Наурыз: уж очень на нас отец её злится! Он хочет калым за невесту большой.

Вед: что ж, Наурыз, не печалься ты так! Не можем мы без солнышка и Весны. Мы все поможем тебе. Засылай к хану сватов.

Наурыз: сейчас я их приглашу! (убегает)

Фон 3

появляется хан, за ним идут, пританцовывая слуги, несут подушки.        

            Хан хлопает в ладоши 3 раза. Вбегает Весна

Хан: хороша у хана дочь! Луноликая, как ночь» Женихов гоню я прочь!

Көктем, сокровище моё!

Входят сват и Наурыз

Сват: есть у нас сын Наурыз – красивый, умный, добрый юноша! Он влюблён в вашу дочь Көктем!

Хан: не говорите мне про это! Моя дочь красавица!

Сват: о, Ханеке! Как же наш Наурыз без Көктем? Как же народ без Весны?

Хан: задумчиво ну что ж, не нужно мне золото и серебро. Я очень люблю свою дочь и отдам её только за достойного жениха! Если сможет он победить злую холодную волшебницу Зиму, то станет женихом моей дочери.

Наурыз: ну, что же мне делать? Как же мне быть? Смогу ли я злую Зиму победить?

Коктем: я слышу, Наурыз, любимый мой, тебе сразиться надобно с Зимой. Я подарю тебе сазсырнай. Но не простой, а волшебный

Силы Зимы он подорвёт. Звука его Зима не снесёт!

Фон 3    Наурыз делает круг и приходит к Зиме

Зима: Кто посмел в мои владения войти?

Сазсырнай волшебный кто посмел найти?

Звук его меня сломает,

Дух бурана погибает, и метели иссякают.

Не губи меня, джигит. Тело всё моё горит! Всё, что хочешь пожелай

В сазсырнай лишь не играй!

Наурыз: Ты зимой была нужна. Сила мне твоя важна.

Этот калым мал для хана. У метели, у бурана вешней влагой будет рана.

И тогда с моей невестой той устроим повсеместно. Засверкает степь цветами, зашумит земля садами. Люди счастье обретут, сев весенний все начнут!

Зима: победили вы меня. Что же, ухожу я на покой. С вами я сражусь зимой.

Фон 3

Зима уходит, Наурыз возвращается к Хану

Хан: Наурыз, ты настоящий батыр. Прогнал холодную Зиму, я отдаю тебе в жёны мою дочь Коктем!

Хан соединяет руки желает счастья и уходит

Вед: эй, казахский народ, хан на свадьбу вас зовёт! Люди, Наурыз встречайте! Молодых поздравляйте!

Фон 4 

Девушки разбрасывают шашу 

Вед: что ж, Наурыз, Коктем! Пришло время вам по земле идти и во все стороны тепло и весну нести! Проводим их аплодисментами!

Фон 4

 Вед: теперь наступит у нас весна! Все зацветет, зазеленеет! Разве это не праздник? А раз так, устроим веселые игры! И не просто игры, а соревнования! А для этого, разделимся на аулы. 

  1. Аул Абай – Спутник, Дружба
  2. Аул Басшы – Романтика, Юность
  3. Аул Жанажол – Ровесник, Алые паруса
  4. Аул Рахат – Мир, Космос.

Помощники Гульфизат и Айсулу надевают главам аулов значки

Вед: итак, аулы готовы к состязаниям? Тогда начинаем! Символом праздника у казахского народа является Шашу. Это могут быть сладости, деньги, лепестки цветов. В честь праздника устроим шашу с монетками. Посмотрите на эти красивые шарики. В них волшебные монетки. Сейчас главы аулов бегут до шаров, лопают их руками и бегут обратно. Следующий игрок бежит до шаров, спрятав одну руку за спину. Нужно как можно больше монет схватить одной рукой. Правила понятны? Объявляю игру 

  • «Тенге алу»

Вед: Готовы?  Начали!

Фон 5

Вед: Молодцы! Потрудились на славу! Много денег насобирали? Считаем! 

Участники озвучивают количество монет

Вед: у казахов были игры с платком, которым перевязывались чапаны на поясе у мужчин. Сейчас наши аулы тоже будут соревноваться в таком состязании. Суть: выходят по одному человеку с каждого аула. Между ними посередине ложится платок, концы которого завязаны в крепкие узелки. Каждый игрок стоит на расстоянии 5 м. от платка. Задача каждого: первым схватить платок, догнать соперника и нанести удар узелком платка по спине (тот игрок, который не успел взять первым платок, убегает от своего соперника). Объявляю игру

  • «Орамал тарту»

Фон 5

Подготовить борцов – чапан, пояс

Вед: Какая сложная игра и какие вы ловкие и быстрые! Теперь можете отдохнуть. Кто знает, что значит «Казакша курес?» Правильно, это спортивная борьба казахов, имеющая древнее происхождение. Проводилось на всех традиционных торжествах. В борьбе по-казахски не существовало ограничений в возрасте и весе. Боролись все, кто желает, даже отец с сыном. О борцах-палуанах складывались песни. Наряду с батырами, особенно почитались в народе силачи — Хаджи-мукан, Балуан Шолак, Битабар. На Наурыз обязательно приглашались борцы. Вот и сегодня у нас есть силачи, которые будут бороться за честь аула. Силачи, готовы? Объявляю игру

  • «Казакща курес»

Борцы аулов Абай и Басшы выходят на ринг.

Борцы аулов Жанажол и Рахат выходят на ринг.

Вед: поприветствуем наших силачей! Теперь предстоит самая напряженная борьба! Кто же станет чемпионом? Сейчас узнаем! Борцы готовы? Начали!

Два борца бьются за титул чемпиона среди аулов

Вед: приветствуем чемпиона аулов ___________________! А мы продолжаем! Тем, кто не успел собрать много монет в первой игре, сейчас повезло! У вас есть второй шанс! Но задание посложнее. Посмотрите на наших коней! Это арабские скакуны! Самые быстрые и породистые лошадки! Они несутся как ветер и летят как птицы! Они вам помогут разбогатеть! Нужно сесть на коня, проскакать по этой долине монет и схватить как можно больше платочков с деньгами. Правила понятны? Останавливаться нельзя! Победит самый быстрый и ловкий аул. Объявляю игру 

  • «Тиынды котер»

Фон 5

Вед: сколько же монет собрал каждый аул? 

Аулы озвучивают количество узелков с монетами

Вед: отлично! Молодцы! 

Подготовить стулья, платки

Вед: Скажите, уважаемые аулы, а как называется казахский национальный дом?

Ответы детей

Вед: А из каких частей состоит юрта?

Кереге, уык, шанырак

Вед: предлагаю вам построить юрту. Красивую, цветную, как наступающая весна. Что нужно делать: сейчас каждый аул становится в круг и танцуя идет по этому кругу. Как музыка остановится, все бегут к стулу, на котором лежит наш верх от юрты – шанырак. Нужно взяться за края платка и подняв вверх, сделать юрту. Готовы? Встали в круг, приготовились танцевать. Объявляю игру

                                      5 «Шанырак котер»

Фон 5

Вед: Какие красивые юрты получились! Молодцы! Встаем на места аулы. 

Подготовить асыки

Вед: у меня для вас есть загадки. Я читаю загадку на русском языке, а вы отвечаете на казахском. Готовы? Принимаю ответ только на казахском языке.

1.Он растёт не в огороде, а растёт в большущем поле

 Очень нужен он нам, хлеб чудесный – это …(нан)

  2.Любят все с ним играть все узнают – это мяч.

 Он по полу скок – скок мяч весёлый – это …(доп)

 3.Вам в бидон его нальют все ребята тёплым пьют.

 Молоко назвали – …(сут)

  1. Вяжет всем ребятам варежки и шапки все узнали без труда

 Это бабушка – …(апа)

 5.Смастерит он вам лошадку даст в свисточек погудеть

 Вы узнали – это дед. А по – казахски скажем без труда

 Дедушка милый – это …(ата) 

6.Заплелись густые травы. Закудрявились луга. Да и сам я весь кудрявый

Даже завитком рога. (барашек)

7.Хоть зверь я горбатый, но нравлюсь ребятам.   (верблюд)

8.Рыжий молокозавод день жует и ночь жуёт. Ведь траву не так легко

Переделать в молоко. (корова)

9.Не мой бы труд, не мой бы бег, ты плохо жил бы человек,

Но в век машины и мотора, боюсь в отставке буду скоро. (конь)

Вед: отлично разгадываете загадки! Молодцы аульчане! Очень давно, предки казахов придумали такую игру, в которую играют с овечьими косточками. Знаете, как они называются?

Ответы детей

Вед: правильно, асыки. С ними проводят очень много разных игр. Сегодня мы поиграем в игру на меткость. Посмотрите, у каждого аула есть 10 асыков, выложенных в линию. Каждый из вас берет по асыку, подходит к линии и выбивает асык из линии. Какой аул выбьет больше асыков, тот и победит. Не торопитесь! Меткость требует внимания! Готовы? Всем понятны правила? Тогда объявляю игру

  • «Асык ату»

Фон 5

Вед: какой же аул был самый меткий? Поздравляем вас с победой!!! Молодцы! Продолжаем праздник! В каждом ауле есть девушка – красавица! Выйдите вперед, мы на вас полюбуемся. Вот какие красавицы живут в наших аулах! Они отлично держатся на коне и могут обогнать любого джигита! Правда, девушки?

Ответы детей

Вед: сейчас мы проведем очень интересную игру. Для нее мне нужны смелые джигиты. Есть такие? 

Ответы детей

Вед: от каждого аула выходит одна девушка и один джигит. Девочка скачет на коне вперед, джигит за ней. Джигит должен догнать девочку и поцеловать в щечку. Если не догнал, то на повороте девочка разворачивается, догоняет джигита и бьет его по спине камчой. Правила понятны? Не поцеловал – получил камчой по спине. Девочки готовы? Джигиты готовы? Объявляю игру 

  • «Кыз куу»

Фон 5

Вед: и кто же у нас победил? Девочки или джигиты? 

Ответы детей

Вед: весело поиграли! Молодцы! Отгадайте загадку: с помощью этого предмета готовят самое вкусное национальное блюдо бешбармак. Что за предмет?

Ответы детей

Вед: правильно это октау. Именно с ней мы сейчас поиграем! Померяемся силой. Покажите, какая у вас сила? Ух ты! Одни силачи! Итак, аул Абай борется с аулом Басшы, аул Жанажол с аулом Рахат. Готовы? Объявляю игру 

  • «Тартысу»

Фон 5

Вед: итак, уважаемые аулы, наши состязания закончились. Но праздник продолжается. К нам идет очень значимый человек. Встречаайте – Кыдыр – ата.

Аплодисменты приход Кыдыр – ата

Кыдыр – ата: С праздником вас, с Наурызом! 

Вед: Уважаемый Кыдыр – ата, мы приготовили угощение. Просим вас отведать с нашего стола.

Помощницы раздают баурсаки и конфеты, угощают Кыдыр – ата, он дает бата

Вед: благодарим вас, Кыдыр – ата, что пришли к нам в гости! Желаем всем: чтобы дом был полная чаша, здоровье крепкое, много детей! Счастливого Нового года! До новых встреч!

Фон 1

                            Самоанализ по познавательно – игровой программе 

                                «Наурыз – праздник мира и добра!».

Дата проведения: 20.03.2021.г.

Время проведения: 15.00.ч.

Место проведения: спортивный зал ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М.Комарова»

Участники: воспитанники клубов от 9 – 11 лет.

Уровень: общеклубный.

Ведущий: Ракович О.Ф.

       Данное мероприятие приурочено к национальному празднованию Нового года, предусмотрено в годовом планировании, проводится в рамках программы «Гармонизация межэтнических отношений и формирование культуры межнационального общения» и является одной из основных форм работы с воспитанниками по социально – профилактической деятельности. 

      Вопросы толерантного воспитания всегда будут важны, так как мы работаем с детьми. На смену одних детей, повзрослевших, приходят другие и начинаем все заново. К сожалению, актуальность профилактики культуры межнационального общения не спадает. В связи с чем, проведение национальных праздников, отличный вариант воспитания толерантности.

  Вопросы для итогового анализа     Оценка оптимальности действия педагога
1 Цели и задачи мероприятия. Их оптимальность и успешность решения на мероприятии. С помощью одной поставленной цели, я реализовываю множество важных задач, которые в доступной форме усваиваются детьми.

Цель: организация активного досуга в рамках межнационального праздника Наурыз.

Задачи: 

Обучающие

Продолжать расширять представления детей о праздновании древнего народного праздника Наурыз.

Познакомить детей с казахскими национальными играми «тенге алу», «казакша курес», «асык ату», «орамал тарту», «тартысу», «шанырак котер», «тиынды котер», «кыз куу».

Создать условия для повышения самооценки детей с помощью игр соревновательного характера.

Развивающие

Развивать позитивный настрой к жизни через активную, интересную досуговую деятельность.

Развивать интерес, позитивное, толерантное отношение к национальному празднику, к обычаям и традициям казахского народа.

Развивать внимание, активность, быстроту, ловкость, меткость, силу, умение сообща, дружно преодолевать препятствия.

Развивать у детей мотивацию, интерес, желание участвовать в клубных мероприятиях.

Воспитательные

Воспитывать уважительное отношение к культуре, традициям и обычаям казахского народа.

Воспитывать чувства товарищества, дружеские взаимоотношения в игре.

2 Структура основных элементов Основными структурными элементами мероприятия являются традиционные для познавательно – игровой программы элементы: 

I Организационный момент:

  1. Приветственное слово ведущего.
  2. Поздравление от директора Центра творчества Кузьминой И.В.
  3. Национальный танец «Курболар» от хореографического коллектива «Нур» под руководством Санатовой Индиры Бактибаевны.

II Основная часть:

  1. Экскурс в историю празднования праздника Наурыз.
  2. Сценка о женитьбе Наурыз и Коктем. Шашу.
  3. Разделение детей – участников на аулы Абай, Басшы, Жанажол, Рахат (закрепление значков с названиями)
  4. Подвижная игра «Тенге алу» на развитие быстроты и ловкости.
  5. Подвижная игра «Орамал тарту» на развитие быстроты реакции, скорости бега.
  6. Игра на развитие силы и упорства «Казакша курес»
  7. Подвижная игра «Тиынды котер» на развитие ловкости и быстроты.
  8. Игра малой подвижности «Шанырак котер» на развитие быстроты реакции.
  9. Загадки по теме.
  10. Игра малой подвижности «Асык ату» на развитие меткости.
  11. Подвижная игра «Кыз куу» на развитие быстроты бега.
  12. Силовая игра «Тартысу».

III Заключительная часть:

  1. Приход гостя Кыдыр – ата. Угощение для всех участников (баурсаки, конфеты)
  2. Рефлексия.
  3. Завершающее слово ведущего. Общее фото.
3 Оценка содержания мероприятия, соответствие темы и содержания. Подобранный материал полностью соответствует заявленной теме и раскрывает поставленные цель и задачи. Благодаря смене деятельности, связок между заданиями, обеспечен плавный переход от одной игры к другой, что предполагает сохранение интереса к мероприятию в течение всей программы. Содержание мероприятия раскрывается через оптимально выбранные форму, средства и методические приемы проведения мероприятия.
6 Рациональность использования на мероприятии средств наглядности, ТСО и др. Оформление зала (красочное название мероприятия, цветы, шары, рисунки с видами национальных игр), игровой инвентарь (монетки, лошадки, платки, асычки, камчи, чапаны), музыкальное сопровождение, национальные костюмы, продумано для каждого этапа проведения мероприятия, соответствует содержанию и теме мероприятия. Использование ТСО не предусматривалось, так как была подготовлена живая сценка.
7 Творческое применение имеющихся педагогических инноваций, соответствие возрасту участников Были продуманы и использованы на мероприятии задания развивающего характера, доступно объяснялись правила игр с использованием атрибутики. А так – же:

Музыкальные произведения к каждому этапу мероприятия;

Игровые атрибуты ручной работы;

Исторические справки по празднованию Наурыза

Для воспитанников 9 – 11 лет программа полностью соответствует возрастным особенностям.

8 Соблюдение на мероприятии необходимых гигиенических условий, применение способов поддержания работоспособности воспитанников. На мероприятии выдержаны необходимые гигиенические условия: дети и педагог одеты в спортивную форму, смена деятельности (подвижные игры – загадки – игры малой подвижности) обеспечивает комфортное самочувствие участников, в рамках здоровье сберегающих технологий, игры проводятся на мягком  покрытии, количество участников , количество аулов, расстояние между аулами, рассчитано так, что позволяет свободное передвижение по залу. Угощение преподносится детям в порционных пакетиках.
9 Предварительная работа. Обработать интернет ресурсы по теме мероприятия;

Обозначить цель и задачи мероприятия;

Составить сценарный план;

Подобрать костюмы и отрепетировать роли героев сценки: Наурыз, Хан, Коктем, Сват, Зима. Сват 2, Кыдыр – ата, ведущего;

Подобрать художественное слово (загадка, стихотворение).

Подготовить игровой инвентарь.

Скачать музыкальное сопровождение по сценарному плану.

Оформить зал для проведения мероприятия: написать название мероприятия «Наурыз – праздник мира и добра!», развесить рисунки, шары, цветы, декорировать трон в зимнем стиле, оформить минисцену в казахском национальном стиле.

Подготовить подносы с угощением для участников;

Пригласить участников мероприятия. 

10 Познавательная, воспитательная ценность в мероприятии Дети узнали новые национальные игры Казахстана, научились играть в некоторые из них.

Воспитательная ценность в содружестве народов.

11 Эмоциональная насыщенность, интерес детей, их активность В мероприятии показана интересная легенда – сказка о соединении Наурыза и Весны, использован национальный танец, загадки, подобраны интересные игры, а для их осуществления взят большой зал, Интерес детей, их активность в течение всего мероприятия был на высоком уровне.
12 Стиль общения педагога с участниками мероприятия, соблюдение педагогического такта В общении с детьми придерживалась демократического стиля. Это располагает детей к активности, доверительному отношению, а следовательно к непринужденной , теплой обстановке на празднике. 

Минусы: вследствие непонимания детьми русского языка, 3 игры не были освоены. 

«Здравствуй, Навруз!» музыкальный сценарий для учащихся начальных классов.

Цель: Понятие о празднике Навруз.Познакомить детей с национальнымитрадициями и обычаями узбекского народа . Национальные блюда, одежды.

В классе накрыт стол с национальными блюдами.Дети одеты в национальные одежды, а в руках у них весенние цветы (фиалки, тюльпаны ….)

Учитель :

Здравствуйте уважаемые дети, учителя. Сегодня большой праздник- Навруз. Это праздник дружбы, труда и весны. Не зря праздник отмечают 21 марта. Ведь это день весеннего равноденствия. По мусульманскому календарю именно с этого дня начинается новый год.
Слово “Навруз” от арабского означает новый день
С приходом весны вся природа оживает, появляется надежда на богатый урожай.

Сады оделись в белый цвет,
Летают в небе птицы,
И пестрых бабочек букет
Вокруг цветов кружится!

Ученики продолжают:

В работе пчелки, муравьи-
Пришла пора трудиться.
И у людей от красоты
Сияют счастьем лица!
Учитель: Кто знает, какие блюда готовятся на Навруз?

Ученики: Кук сомса, сумаляк, кук чучвара, плов.
Учитель : А знаете из чего готовится сумаляк?
Ученики : Из муки , из пшеницы!!!
Учитель : Правильно, сумаляк готовится из пшеницы. Варят сумаляк целые сутки , и готовят это блюдо женщины.
Говорят, что попробовавший человек целый год не болеет.
А ещё есть другое блюдо , которое готовят только мужчины-это халим. Халим готовится из говядины и говядины. Тоже очень вкусное блюдо.
Ученица: А я готовила кук самсу. Туда кладут зелень, мяту. Бывает очень вкусно.
Учитель: Правильно. А какие весенние цветы вы знаете?
Ученики:
— Фиалка, тюльпан
— Подснежник, колокольчик …
— А я знаю загадку про весенние цветы…

Ученики рассказывают стихи, пословицы, загадывают загадки, поют песни о весне и Наврузе:

На крыльях весны к нам Навруз прилетел
В одежды нарядные села одел
Цветеньем садов осветил города
И всех приглашает на праздник труда!

Учитель: С приходом весны все готовятся к празднику Навруз. Убирают улицы, сажают деревья и цветы, белят деревья и т.д. На этом празднике надо навестить больных и старших. Поссорившиеся должны помириться, а для малообеспеченных надо сделать пожертвования. А еще на Навруз загадывают желания и верят, что оно обязательно сбудется в этом году. На празднике объявляют народное гуляние и раздают сумаляк
 

1 ученик
Здравствуйте уважаемые гости, учителя и ученики. Навруз- это праздник равенства и справедливости. Навруз наступает в день весеннего равноденствия. Это означает, что Навруз приносит с собой добро, свободу, мир и благоденствие. История свидетельствует, что в дни Навруза забывались ссоры и обиды, останавливались войны. Люди с открытым сердцем шли друг к другу, желая каждому добра и благополучия.

Зазывала:

Бор-хо, кел-хо
Хой-хой одамлар
Эшитмадим демангалар
Эшитганлар кетманглар
Байрам келди, Навруз келди!

Зазывала: Сайил томоша бошланур
Курганлар дармонда
Курмаганлар армонда
Бор-хо,кел-хо
Навруз, келди,Навруз!

1 чтец:

На крыльях весны к нам Навруз прилетел
В одежды нарядные сёла одел
Цветеньем садов осветил города
И всех приглашает на праздник сюда!
Радуйся, народ, всех Навруз зовёт!

2 чтец

Навруз- это праздник дружбы!
Навруз- праздник гостеприимства!
Навруз- это праздник доброты!
Навруз- это праздник милосердия!
Навруз- это праздник миролюбия!

Весна: Вот и пришла весна в наши края. Везде всё зеленеет, расцветает, и распускаются цветы. Весна – это самое красивое время года.

Ведущий: Здравствуй Весна! Добро пожаловать на наш праздник!

Чтец:

В небе кружатся бумажные змеи
Ветер весенний веет и веет
Взоры искрятся от солнца вокруг
Пусть целый год процветает Навруз!

Далее танец

Навруз — день весеннего равноденствия, праздник первого дня весны и обновления природы. Происхождение праздника уходит корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Он отмечается как начало нового года более чем 300 миллионами жителей во всем мире.

navruz_tadbir_ssenariysi_2022

Международный день Навруз (International Day of Nowruz) отмечается с 2010 года. С предложением ввести новую дату в календарь ООН выступили правительства нескольких государств: Азербайджана, Албании, Афганистана, Македонии, Индии, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Турции. 23 февраля Генеральная ассамблея приняла инициативу этих стран и закрепила за 21 марта международный праздник – День Навруз (резолюция №A/RES/64/253).

Значение слово Навруз

Слово Навруз (Новруз, Навруз, Нооруз, Невруз, Наурыз), означает новый день, его написание и произношение может варьироваться в зависимости от страны.

Навруз играет значительную роль в укреплении связей между народами на основе взаимного уважения и идеалов мира и добрососедства. Его традиции и ритуалы отражают культурные и древние обычаи цивилизаций Востока и Запада, получившие распространение в контексте взаимообмена человеческими ценностями. Празднование Навруза означает утверждение жизни в гармонии с природой, осознание неразрывной связи между созидательным трудом и природными циклами обновления и заботливое и уважительное отношение к природным источникам жизни.

На этой странице вы можете скачать сценарий праздничного мероприятия «Навруз».


В этот день встречаем мы весну,
Ждали мы ее одну.
После зимних и холодных дней,
Нам с весною веселей.

Сняли словно с плеч мы груз,
Отмечаем мы Навруз.
В этот день весеннего равноденствия,
Отмечаем дружно день сей.
Поздравляем мы сейчас же всех,
Пусть всегда сопутствует успех.


Внеклассное мероприятие: «Навруз — национальный праздник»Скачать

Разработка внеклассного урока: «Навруз — праздник весны»Скачать

Сценарий мероприятия: «Навруз»Скачать

Сценарий праздника: «Навруз — праздник весны»Скачать

Похожие темы

🔥7.2 K раз просмотрено

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • План праздника на день осени
  • План праздника ко дню матери
  • План праздника золотая осень
  • План праздника дружбы
  • План праздника день отца