План проведения праздника сабантуй

» Краткий сценарный план проведения мероприятий в рамках Областного национального культурно-спортивного праздника «Сабантуй-2018»

Главная  ⁄  Анонсы  ⁄  Краткий сценарный план проведения мероприятий в рамках Областного национального культурно-спортивного праздника «Сабантуй-2018»

Краткий сценарный план проведения мероприятий в рамках Областного национального культурно-спортивного праздника «Сабантуй-2018»

Место проведения: Сысертский район, с. Кадниково, КСК «Белая Лошадь»
Дата проведения: 30 июня 2018 года
Начало:
 
12.00
Время Мероприятие /Действие Место проведения
9.30– 10.30 Встреча почетных гостей КСК «Белая Лошадь»
10.30– 18.00 Работа этнографической площадки «Национальные подворья» и торговых рядов площадка «Национальные подворья»,
зоны торговли
10.30– 12.00 Время участия в розыгрыше призов КСК «Белая Лошадь»
10.30– 10.45 Кофе-брейк для гостей в кафе КСК «Белая лошадь» КСК «Белая Лошадь»
10.50–11.55 Обход почетными гостями национальных подворий:

– посещение подворья «Ассоциации национально-культурных объединений Свердловской области»;

– посещение «Уральского подворья» и подворья Сысертского городского округа;

– посещение «Татарского подворья»;

– посещение «Башкирского подворья»

площадка «Национальные подворья»,
зоны торговли
12.00– 12.20 Торжественное открытие праздника:

– пролог – выступление профессиональных артистов Республики Башкортостан (10 мин.);

– выступление профессиональных артистов Республики Татарстан (10 мин.)

главная сцена
12.20– 12.35 – приветственное слово Губернатора Свердловской области Е.В. Куйвашева;
– вручение Почетных грамот (Благодарственных писем) Губернатора Свердловской области животноводам и аграриям по итогам посевной кампании 2018 года
главная сцена
12.35– 12.40 Приветственное слово Министра семьи, труда
и социальной защиты населения Республики Башкортостан Л.Х. Ивановой
главная сцена
12.40 – 12.45 Приветственное слово Главы Чистопольского муниципального района Республики Татарстан
Д.А. Иванова и Постоянного представителя Республики Татарстан в Свердловской области
Х.М. Гильфанова
главная сцена
12.45– 12.50 Приветственное слово Председателя Законодательного Собрания Свердловской области Л.В. Бабушкиной главная сцена
12.50– 13.00 Закрытие официальной части праздника.

– 1 номер от профессиональных артистов Республики Башкортостан;

– 1 номер от профессиональных артистов Республики Татарстан.

главная сцена
13.05–13.30 Посещение Губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым и почетными гостями конно-спортивных состязаний зона скачек
13.35–14.00 Просмотр Губернатором Свердловской области
Е.В. Куйвашевым и почетными гостями соревнований по национальной борьбе Корэш, национальных спортивных состязаний
зона спортивных состязаний
14.05–14.20 Просмотр почетными гостями конного шоу манеж
14.30– 16.30 Торжественный прием Губернатора Свердловской области
 
банкетный зал
КСК «Белая Лошадь»
13.00–18.00 13.00–14.00 – выступление профессиональных артистов Республики Башкортостан.

14.00–15.00 – выступление профессиональных артистов Республики Татарстан.

15.00 – проведение розыгрыша призов.

15.30–18.00 – выступления звезд татарской
и башкирской эстрады из Республик Татарстан, Башкортостан и Свердловской области

главная сцена
13.00 –
18.00
Концертная программа любительских национальных коллективов Свердловской области малая сцена
10.00– 18.00 Спортивные мероприятия праздника
(по согласованию)
зона спортивных состязаний
18.00 Окончание праздника  

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.

Сценарий проведения праздника “Сабантуй” МБДОУ “Алтынчәч” с. Бишмунча

(Средняя — подготовительные группы)

Күңелле Сабан туйлары!

Подготовила   муз. руковод.

Юрикова Эльмира Рустамовна.

Балалар бакчасы териториясе бәйрәмчә бизәлгән: шарлар, флаглар эленгән. Күнелле көй янгырый.

А.Б.     Шатлыклар күңелебездә,

            Ак кояш күгебездә.

            Килегез, дуслар, кунакка:

            Сабантуй бүген бездә.

                                     Җилферди чиккән сөлгеләр,

                                     Бүләкләр күбебездә.

                                      Көрәшик тә, узышыйк та –

                                      Сабантуй бүген бездә.

ТАТАР БИЮЕ СӨЛГЕЛӘР БЕЛӘН (МАЛАЙЛАР)

1 бала: Сабан туе, сабан туе!

             Шундый кызык, күңелле.

             Ник чыкмаска көрәшергә,

             Мин соң егет түгелме?!

             Егылсам да исем китми,

             Булыр еккан чаклар да.

             Бүген бәйрәм – сабан туе

             Безнең туган якларда.

             Батыр калу өчен әле

             Миңа бераз иртәрәк.

             Тик шулай да сабан туен

             Үзем башлап җибәрәм.

                                  Көрәш башлана

Җыр: “Сабан туе” ( Г.Зәйнашева сүзләре, Л.Батыр-Болгари көе)

А.Б.      Сабан туенда уеннар

              Төрле була, күп була.

             Уеннарсыз Сабан туе

             Булмаган да күк була.

2 бала:  Кемнәр өлгер, кемнәр җитез,

              Минем янга килегез.

              Әйдә карыйк ярышып,

              Капчык киеп чабышып.

“Капчык киеп чабыш” уены. Уенга кунаклар да  катнашалар. Бер бала таяк күтәреп чыга һәм сөйли:

3 бала:   Мактана дип уйламагыз,

               Мин урынлы мактанам.

               Чөнки менә бу чүлмәкне

               Күз бәйләп тә вата алам.

Мәйданда “ Чүлмәк ватыш” уены.

4 бала:    Кашык кабып йөгерәм дип

                Мактанырга ашыкма.

                Ә син менә йөгереп кара

                Күкәй салып кашыкка.

“Кашыкка йомырка салып йөгерү” уены уйнала.

“Аркан тартышу”га кунакларны чакыралар.  

А.Б.        Менә сиңа сулы чиләк,

               Көянтә эл иңеңә.

               Йөгер тизрәк, иң алдан кил,

               Егыла гына күрмә!

“Су ташу” уены.

А.Б.         Сабантуй елга бер килә,

                 Күңелле, олы бәйрәм!

                 Нур өстенә нурлар иңсен,

                 Биеп алыйк, ичмасам!

Кызлар көлкеле җырлар башкаралар:

Тыпыр-тыпыр тыпырдашып

Бергә басаек әле.

Уйнап-көлеп, җырлап-биеп

Күңел ачаек әле.

А.Б.   —Атлар кайта, юл бирегез!

Агач атларга атланып, “Атлар чабышы” үткәрелә.

Җиңүчеләргә чигәле сөлгеләр бирәләр.

Колга башына менәргә.

А.Б.      Без җырлаган дәртле җырлар

             Истә калачак.

             Дәртле җырлар төсле дәртле

                    Безнең балачаг.

Бәйрәм  күмәк җыр белән тәмамлана.

Балаларга бүләкләр таратыла.

В современных условиях праздник Сабантуй является общенациональным праздником татар, проживающих во всех регионах Российской Федерации, странах Европы, Средней Азии, Америки и Австралии. Благодаря этому празднику татары всего мира постигают многовековое духовное наследие своего народа, что, несомненно, способствует развитию единой народной культуры, передаваемой из поколения в поколение, способствует сохранению культурной идентичности.

Вопрос раскрытия генетических корней Сабантуя представляется весьма сложным, существует несколько гипотез о происхождении данного праздника. Некоторые ученые считают, что Сабантуй был привнесен в быт татар из Китая или Монголии (О. Ковалевский, Н. Катанов, Н. Семенов,) [40, с. 82], также превалирует мнение о его зарождении на территории Волжской Булгарии (Н. Загоскин, Г. Ахмеров, Ф. Валеев, А. Халиков, Я. Ханбиков, Я. Абдуллин) [40, с. 82], и существует гипотеза, что праздник Сабантуй связан с тенгрианскими верованиями, которые отражаются в ярких отголосках кочевнико-скотоводческого образа жизни наших предков (Д. Шарифуллин, Г. Давлетшин, М. Бакиров) [40, с. 82, Давлетшин, с. 4-5, Бакиров, с. 56-57]. Наряду с этими общеизвестными версиями о происхождении Сабантуя в некоторых источниках высказывается мысль о том, что проведение данного праздника берет начало от пророка Авраама (Ибраһим пәйгамбәр) [Яхин, с. 160, 164]. Согласно данной гипотезе, традиционные игры, как борьба, конные скачки, стрельба из лука, проводимые в рамках современного Сабантуя, составляли также основу мероприятий «Сабыйан туе» и «сач туйлары» организовываемых предками татар в честь рождения мальчика или же первой стрижки волос новорожденного. [https://www.youtube.com/watch?v=O99LFn4iTZ0].

Краткий обзор научных трудов отечественных ученых, а также выявление аналогичных обрядов и обычаев у многих тюркских народов позволяет считать третью версию наиболее достоверной и отнести Сабантуй к разряду древнетенгрианских праздников [Шарафутдинов, с. 95].

Сабантуй – праздник весенне-летнего цикла. Праздники, связанные с приходом весны, культом плодородия и земледелия были присущи многим народам Европы и Азии на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Они связаны с тенгрианской идеологией – обрядами жертвоприношения в честь верховного божества, небесного духа-хозяина Тенгре («Неба и солнца»).

Эти праздники являются символическим отражением традиционного народного мировоззрения, порожденного многовековым культом воспроизводства жизни человека и общества посредством сельскохозяйственной деятельности, которая неотделима от природы – единственного источника жизни.

Календарные праздники приурочены к пограничным периодам, сменам времен года, когда по народному мировоззрению природа, олицетворявшаяся тюрками-солнцепоклонниками именем бога неба и солнца – Тенгре, может особенно щедро поделиться своим плодородным потенциалом с людьми.

Сабантуй у татар является синтезом кочевой и оседлой культур, прошедшим сложный и длительный путь развития. Он генетически связан с земледельческими праздниками тюркских и финно-угорских народов. Здесь уместно отметить, что практически у всех народов Поволжья, проживающих по соседству с татарами, существуют аналогичные Сабантую праздники: «Гырон быдтон» у удмуртов, «Акатуй» у чуваш, «Агавайрем» у марийцев. Все эти праздники являются древними земледельческими праздниками, посвящёнными божествам плодородия, земли и силам природы [Владыкина, 150; Чувашская мифология, с. 85; http://mariez.ru/tradicii-i-obryady/agavayrem].

Ранних письменных источников, по которым можно было бы судить о времени возникновения праздника, практически не сохранилось. Некоторые сведения о можно встретить в древнекитайских и древнетюркских источниках. Так, например в древнекитайской летописи VI веке «Вэйшу» сообщается о том, что тюркские народы (древние хунну), исповедовавшие тенгрианство, при исполнении обряда весеннего жертвоприношения включали в культовые действия борьбу, битвы на мечах, конные скачки, игры и пляски. В литературном памятнике XI в. «Кутадгу билиг» («Наука быть счастливым») поэта Юсуфа Баласагуни повествуется об одном из основных элементах праздника, как борьба на поясах.

Одним из первых письменных упоминаний праздника у булгар – предков современных татар – является эпиграфический памятник, найденный в с. Иске Салман Алькеевского района Республики Татарстан, датируемый июнем 1292 годом [Хакимзянов, с. 38-39]. В XIII в. булгарский ученый Лачин Хисами написал трактат «Подарок бойцам, соревнующимся на майдане» [http://tatar-congress.org/ru/yanalyklar/iz-dalnih-stranstviy-vozvratyas-vstrechi-sootechestvennikov-tatar-v-kazani/].

Развернутое описание праздника, прошедшего летом 1505 г. в окрестностях Казани и совпадающего в своих основных чертах с Сабантуем, приводится в известном литературно-публицистическом произведении XVI в. «История о Казанском царстве, или Казанский летописец», написанном русским автором, долгое время жившем в Казанском ханстве [История о Казанском царстве (Казанский летописец) ПСРЛ, Т. XIX/ 546 с.].

После присоединения Казанского ханства к Российскому государству Сабантуй сохранил свои традиции и продолжал развиваться как истинно татарский народный праздник.

В XIX веке по мере усиления урбанизации и смешения в городах представителей разных этнических групп татар Сабантуй принимает характер общенационального праздника и отмечается не только на селе крестьянами-земледельцами, но и в татарских слободах городских центров, где проживали татары – предприниматели, мещане, рабочие и служащие. Именно в этот период оформляются основные элементы праздника, характерные для всех этнических групп татар – обряды, связанные с подготовкой к празднику, конные и другие состязания, а также игры и развлечения.

Советский период истории характеризуется активным воздействием государства на весь комплекс праздничной культуры татар, в том числе и на Сабантуй, попытками подчинения его определенным идеологическим установкам. Организация праздничных мероприятий, разработка их программы начинают жестко регламентироваться. Их проведение становится обязанностью партийных органов и органов государственной власти.

Несмотря на стремление к унификации, превращению Сабантуя в спортивное и идеолого-пропагандистское событие, праздник сохранил неповторимый народный дух, являясь одним из сильных факторов этносоциальной консолидации татар и выражением их идентичности.

Вместе с тем праздник Сабантуй претерпел сильные изменения: трансформировался исконный смысл праздника, были утрачены многие обряды, являвшиеся составной частью празднования, вытеснены традиционные образцы музыкального, танцевального творчества, а также утеряны традиции народных промыслов и элементов декоративно-прикладного мастерства.

В годы демократических преобразований в России (начало 90-х гг. ХХ в.) татарская общественность подняла вопрос о необходимости возрождения праздника Сабантуй в его первоначальном исконном виде. Поскольку именно Сабантуй дает возможность в условиях унификации и глобализации приобщиться к живой народной традиции.

На сегодняшний день праздник «Сабантуй» представляет собой сплав древнетюркской, татарской и современной общероссийской культуры, в котором объединились элементы языческих обрядов и монотеистической веры, кочевнической и оседлой традиции тюркских и ряда других этнических общностей, выработанных в ходе длительного исторического развития.

В праздновании Сабантуя участвует все население того или иного татарского поселения независимо от возраста, социальной и конфессиональной принадлежности. Это торжество содержит в себе различные формы обрядов, бережно хранимых на протяжении столетий в устной традиции и исторической памяти, в особенностях народного фольклора – поговорках и пословицах, музыке и песнях, символике праздника. К сожалению, многие традиционные выражения народного творчества, специфические особенности проведения Сабантуя у отдельных этнических групп, сейчас оказались утраченными или унифицированными.

Сабантуй не имеет не только точной календарной даты, но и определенного (установленного) дня недели. Все зависит от погодных условий, интенсивности таяния снега и, соответственно, от степени готовности почвы к севу яровых культур [34, с.42]. Века отшлифовали форму проведения праздника. Сабантуй как народный праздник состоит из трех частей: длительной подготовительной части, кульминации праздника, проходящей в течение одного дня, и менее продолжительной заключительной части.

11.00-12.00 — торжественное открытие праздника. Награждение передовиков сельскохозяйственного производства, победителей конкурсов, фестивалей всех уровней. Полную программу сбантуя читайте на нашем сайте.

11.00-12.00 — торжественное открытие праздника. Награждение передовиков сельскохозяйственного производства, победителей конкурсов, фестивалей всех уровней.

12.00-13.30 – праздничный концерт творческих коллективов Стерлитамакского государственного театрально-концертного объединения.

13.30-15.30 — праздничный концерт творческих коллективов Стерлитамакского района.

12.00-12.20 – презентация башкирской этноюрты и этнодвориков русского, татарского, чувашского, мордовского, украинского, казахского народов.

12.30-12.45 – угощение пловом.

12.50-13.30 – презентация этапов эволюции процесса земледелия «От сохи до комбайна».

13.00 — отборочный этап конных скачек.

14.00 — финал конных скачек.

11.45-15.30 – выставка сельскохозяйственных животных.

11.45 — спортивные состязания:

— национальная борьба, куреш;
— мастер-класс по боксу;
— мини-футбол;
— лёгкая атлетика;
— турниры по шахматам и шашкам;
— волейбол;
— скандинавская ходьба;
— гиревой спорт, армспорт;
— силовые гимнастические упражнения;
— «Папа, мама, я — спортивная семья»;
— дартс и многое другое.

11.45-15.15 – национальные игры:

— бег в мешках, с ложкой, с ведром;
— бой мешками;
— доставание петуха по наклонному шесту;
— лазание по вертикальному шесту;
— срезание призов;
— другие игры и развлечения.

11.45-15.15 – презентация автомобилей и сельхозтехники:

— автомобили из автосалонов;
— ретроавтомобили;
— сельскохозяйственное оборудование и сельхозтехника;
— мототехника;
– слёт байкеров.

11.45-13.30 – детская площадка:

— флешмоб;
— мастер-классы учреждений дополнительного образования.

11.45-13.30 – библиоплощадка:
— квесты;
— интеллектуальные игры;
— кукольный театр;
— презентация мультстудии «Творчество».

13.30-16.00 – свободный микрофон «Алло, мы ищем таланты!».

11.45-15.30 – военно-патриотическая площадка:

— презентация вооружения;
— показательные выступления воспитанников подростковых клубов;
— презентация волонтёрского движения.

13.00-15.00 — плов и чай для всех гостей праздника «В семье единой».

11.45-15.30 – ярмарка-продажа народных промыслов.

16.00 – подведение итогов состязаний, игр, конкурсов художественной самодеятельности, благоустройства юрт. Закрытие праздника.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кунашакская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий национального праздника

«Сабантуй» — «Праздник плуга».

Начало торжественного открытия праздника «Сабантуй».

(В исполнении вокальной группы звучит песня про «Сабантуй»).

1ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

2 ведущий: Эссэлеммегалейкум, хормэтле Коншак халкы, кадерле кунаклар!

Ерак араларны якын итеп кильгэн миллэттэшлэр!

1 ведущий: Сегодня в нашем районе стартует славный праздник- «Сабантуй!»-«Праздник окончания полевых работ» -«Праздник плуга»

От всей души поздравляем Вас с этим нашим любимым праздником!

Желаем Вам мирного неба, дружбы и согласия, здоровья и счастья!

Добро пожаловать на «Сабантуй!»

2 ведущий: Буген Коншак жирендэ ямле бэйрэмебез — Сабан-туе.

Сезне шушы бэйрэм белэн чын кунельдэн котлыйбыз!

Илебезгэ, жиребезгэ тынычлык, гэйлэгезгэ иминлек – муллык, саулык телийбез!

Сабантуй бэйрэменэ рахим итегез!

(Исполняется татарский танец Харисова Алина, Сафонова Виктория.)

1ведущий: Мы приветствуем высоких гостей, прибывших на наш Сабантуй.

Так уж заведено, что гости Сабантуя должны угоститься национальным блюдом, —

у татар — это «чэк –чэк» — символ нашего гостеприимства.

(Звучит музыка)

2 ведущий: Кадерле кунакларны

Без буген каршы алдык,

Баллы чэк-чэклэрне без

Эзерлэп остэльгэ куйдык.

1ведущий: Гостей почтенных всех чак –чаком

У нас встречают каждый раз.

Мы встретились на Сабантуе –

Благословен будь этот час!

(Девушки в национальных костюмах подносят угощение – «чак –чак».)

1ведущий: Душа татар сокрыта в Сабантуе,

Где б ни жил он, в Казани иль в Москве,

От Астрахани до Урала, от Волги – до Сибири

Мы дарим праздник наш своей стране.

2 ведущий: Сабан-туе –хезмэт туе,

Шатлык hэм бэхет туе.

Уйнап – биеп, жырлап-колеп

Бэйрэм итийк кон буе.

(Исполняется танец «Бурзяночка»- Гафарова Лилия..)

1ведущий: Сабантуй – яркое и веселое народное гуляние.

Это танцы и хороводы.
Это состязания певцов и танцоров!

Это праздник труда, здоровья,

Это праздник силы и ловкости.

2 ведущий: Национальная борьба «КОРЭШ»!

Здесь состязаются самые сильные и самые ловкие!

Главный приз – живой баран.

Победитель будет назван почетным именем «Батыр – 2018 года».

(мальчики под музыку показывают борьбу на поясах ).

2 ведущий: Сегодня победителем состязаний становится Хайрзаманов Шахин,

ему вручается главный приз и лента «Батыр – 2018»

1 ведущий: А сейчас конкурс для девушек! Выходите!

Вот два ведра – полны водицы

Надо быстро пробежать и не облиться!

2 ведущий: Менэ синэ сулы чилэк,

Коянтэ эл иненэ.

Йогер тизрэк, ин алдан киль
Егыла генэ курмэ.

(Девушки показывают бег наперегонки с коромыслами и ведрами.)

1ведущий: Сабантуй – это яркость красок!

Сабантуй – это песен звон!

Сабантуй – это плуга праздник

Кто трудился на совесть в поле —

Тех радует он.

2 ведущий: Жыр белэн без тибрэтэбез бэбилэрне!

Жыр белэн без юатабыз энилэрне!

Жыр белэн без каршылыйбыз, озатабыз,

Жыр белэн без мэхэббэтне анлатабыз!

Исполняется песня «Тала-тала»- солист Мифтахова Олеся.

1ведущий: Но какой же «Сабантуй» без скачек?

Скачки – это престижные состязания – в них принимают участие лучшие

быстроногие скакуны!

( джигиты выводят лошадей, под веселую музыку начинаются скачки).

2ведущий: Сегодня батыром Сабантуя становится Садритдинов Тимур!

И по традиции ему вручаются сабантуйные дары и лента «Батыр – 2018».

1 ведущий: Вот и подошел к концу наш веселый праздник.

Всем желаем здоровья, счастья и побольше радостных дней.

2 ведущий: Сау булыгыз!!!

Звучит песня «Сабантуй» в исполнении вокальной группы

Автор: Гирфанова Наиля Хакимьяновна- учитель нач. классов

На чтение 15 мин Просмотров 14.1к.

Праздник непосредственно связан с древним аграрным культом. Его название происходит от соединения двух слов: сабан означает «яровые», или же – «плуг», а туй – «свадьба», «торжество». Таким образом, смысл слова «Сабантуй» – торжество в честь сева яровых.

С древних времён «Сабантуй» празднуется ежегодно, с перерывами на войну и другие бедствия. Но по возвращении мирной жизни празднование «Сабантуя» всегда возобновлялось. Поэтому праздник практически без изменений дошел до наших дней.

Содержание:

  1. Как появился Сабантуй
  2. Этапы подготовки Сабантуя
  3. Решение о проведении праздника
  4. Подготовка майдана
  5. Ритуал сбора подарков
  6. Майдан (место состязаний)
  7. Этапы праздничных мероприятий Сабантуя
  8. «Ат чабышы» (конные скачки)
  9. «Йөгерү» (соревнование бегунов)
  10. Торжественное открытие праздника
  11. «Көрәш» (национальная борьба)
  12. Развлекательная часть
  13. Шуточные состязания для всех гостей
  14. Майдан длится с 10 – 11 утра до 2 – 3 часов пополудни
  15. «Кичке Сабантуй» (вечерний Сабантуй)
  16. Сев
  17. День сегодняшний
  18. Сабантуй за пределами России

Как появился Сабантуй

Первоначальная цель этого праздника, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.

Однако «Сабантуй» получил статус официального национального праздника лишь при существовании Казанского ханства. В разные эпохи на празднование Сабантуя влияли различные течения: мусульманские, христианские и советские. Несмотря на это передача традиций, обрядов, игр и состязаний оставалась неизменной. 

Этот праздник отмечается не только в большинстве татарских деревень, но и в больших татарских общинах по всему миру. В его проведении существуют локальные различия, которые вызваны наличием или отсутствием отдельных обрядов.

Этот праздник отличался гостеприимством: односельчане приглашали друзей, соседей и знакомых любой национальности. Именно благодаря этому общению в «Сабантуй» было внесено много дополнений, которые пришли от представителей других народов. Воистину «средь полей ходить – землю познать, средь людей ходить – народ узнать».

Татарский «Сабантуй» во многом напоминает башкирский «Хабантуй», чувашский «Акатуй» и удмуртский «Гербер». Содержание «Сабантуя» часто дополнялось аналогичными ему праздниками у других народов Поволжья (башкирского, чувашского, удмуртского, марийского, мордовского и русского этносов).

Исследования последних лет показывают, что «Сабантуй» состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной – с первого таяния снега до начала сева.

В давние времена люди не понимали, почему наступает весна. Появление черной земли из-под снега ассоциировалось в их сознании с прилетом черных грачейЛюди думали, что именно эти птицы приносят весну из дальних стран (обычно в конце марта – начале апреля). В честь их прилета устраивались такие праздники как:

  • татарский «Карга боткасы» (грачиная каша)
  • башкирский «Каргатуй» (грачиная свадьба)

При появлении проталинок, освобождении от снега пригорков и холмов вокруг деревни почтенные старцы аулов – аксакалы – говорили детям, что наступило время кашу варить. Это первый календарный праздник татар – «Карга боткасы».

До принятия ислама праздник был посвящён культу птицы. Это было также связано с представлениями о способности душ умерших превращаться в птиц и животных. Элементы этого культа остались в празднике до настоящего времени.

Однако главное предназначение этого праздника — обеспечить в будущем году богатый урожай. С этого времени начиналась подготовка к празднику – Сабантую.

Современный «Сабантуй» почти повсеместно проходит по единой схеме.

В городах это однодневный праздник, сосредоточенный на майдане. А в сельской местности праздник делится на две части – сбор подарков и майдан. Тон задает Татарстан.

Именно там объявляется единая дата проведения Сабантуя для деревень и райцентров. Затем – дата для крупных городов. И в конце дата завершающего «Сабантуя» в столице Республики – Казани.

Кроме того, в сельской местности – это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей. Поэтому готовятся к празднику заранее – убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей. Как правило, в редкой деревенской семье не бывает приезжих в дни «Сабантуя».

Характерно, что на этом празднике никогда не случается хаоса и беспорядка. Несмотря на большое стечение народа и ажиотаж соревнований – образцовый порядок сохраняется и оберегается самими гуляющими.

На празднике допускается много пунктов, которые были запрещены Кораном в обычные дни:

  • Так, по мусульманским заветам, женщине нельзя появляться в людных местах с мужчинами, а на «Сабантуй» – можно
  • Шариат требовал, чтобы невесту, и, особенно, жениха выбирали родители. А во время праздника у молодежи появлялась возможность приглядеть себе жениха или невесту. Молодые люди сами знакомились, водили хороводы и влюблялись. Именно на «Сабантуе» завязывались знакомства и намечались будущие семейные пары
  • Девушки были зрительницами, которые вдохновляли парней участвовать в различных состязаниях. Как говорит народная мудрость: «Конь узнается лишь в упряжке санной, а богатырь – в схватке бранной» – поэтому ни один джигит не упускал случай покрасоваться перед девушками
  • Мужчина, которого выбрали джигитом аула, ездил и в другие деревни для состязаний. Для этого его освобождали от тяжелого труда и берегли для победы
  • В самой организации «Сабантуя» был заключен принцип: «Не обидеть, не оскорбить, не унизить ни одного человека. Никто не должен уйти с тяжелым сердцем, с обидой»

Этапы подготовки Сабантуя

Решение о проведении праздника

Как только сходил снег, старики-аксакалы собирают сход и договариваются о сроках проведения праздника «Сабантуй».

Фото совещания по поводу проведения праздника Сабантуй

Совещание по поводу проведения праздника Сабантуй

Подготовка майдана

Место проведения праздника тоже определяется заранее. Выбранная территория очищается от камней и разравнивается. Иногда оборудуется трибуна. В некоторых селах есть постоянное, специально отведенное для майдана место – наподобие небольшого стадиона.

Оно оборудовано необходимыми для состязаний приспособлениями и сиденьями для участников праздника. В день праздника на майдане ставят стол с призами и подарками для победителей. Начинают работать торговые палатки и буфеты.

Ритуал сбора подарков

Обряд дарений в Сабантуе пришел на смену языческим жертвоприношениям богу Солнца и неба Тенгре. Но в его основе продолжает лежать стремление к продолжению рода, обеспечению плодовитости скота и плодородия земли.

Жителей деревни о таком дне оповещают заранее, чтобы хозяйки успели подготовиться.

Обычно «одаривание» проводят накануне праздника, в субботу. Но если село большое, то иногда сбор подарков начинают в пятницу, во второй половине дня.

Сбор подарков (әйбер җыю, яулык җыю), как и прежде, впечатляющее зрелище. Группа односельчан выезжает на повозках и останавливается у каждого дома. Таким образом, сборщики подарков разъезжают из одного конца деревни в другой, собирают полотенца, платки, отрезы материи, и т. д.

Жители деревни охотно отдают приготовленные заранее вещи. Главным подарком является баран, который предназначается в качестве приза батыру (богатырю) «Сабантуя». Обычно хозяин, а чаще хозяйка сами выносят подарки и ждут сборщиков у ворот своего дома. Сборщики благодарят одаривающих песнями, шутками, прибаутками.

Самым ценным (не дорогим, а именно почетным) подарком считалось вышитое полотенце – тастымал. Его обязательно должны были подготовить молодухи (яшь килен), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Полотенца прикрепляли к уздечкам коней и подвешивали к шесту, который сборщики подарков несли на плече. Чем красивее полотенце, тем выше его привязывали на шесте.

Призы, которые дарились победителям состязаний, готовились всю зиму. Молодухи (яшь килен) тоже по-своему состязались в рукоделии. Они вышивали бисером и нитками тюбетейки, кошельки, кисеты, шили рукавицы, камзолы.

Раньше каждая молодуха (яшь килен) готовила свое полотенце, зная; что оно принародно будет передано одному из победителей состязаний. По красоте узора полотенца судили об умении, трудолюбии и мастерстве молодой хозяйки. Самое лучшее полотенце получал батыр «Сабантуя». Это было большой честью не только для него, но и для изготовительницы этого подарка.

В последние годы ввиду исчезновения домашнего производства вышитых полотенец для «Сабантуя» начали дарить рубашки. С сожалением приходится констатировать, что при этом теряется моральная значимость подарка.

Традиционным является и сбор яиц. Их дают, как и вместо подарка, так и вместе с подарком. Яйца собирают в ведро. Часть их продают. Вырученные средства идут на приобретение необходимых для «Сабантуя» вещей. Остальная часть яиц используется на майдане во время различных шуточных состязаний. Например, их пьют борцы.

Лучшие призы предназначаются победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждает во всех схватках по национальной борьбе.

Когда сборщики завершают сбор подарков, то еще раз проезжают по селу с песнями, музыкой и показывают всем, сколько вещей собралось.

Фото люди в национальных костюмах едут на праздник

Майдан (место состязаний)

В назначенный день проводятся состязания: как правило, майдан находится в районе парового поля. К назначенному часу туда со всех сторон стекается народ: пешком, семьями на лошадях – жители не только этой деревни, но и всей округи.

Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдается очередность в его проведении. Дуги и гривы лошадей украшают узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день достают из сундуков самые лучшие наряды и украшения.

Фото катания на наряженной лошади в повозке

Гостей праздника традиционно принято встречать национальным татарским блюдом «чак-чак».

Общее фото, дальний план проведения праздника Сабантуй

Этапы праздничных мероприятий Сабантуя

*Призы победителям вручаются только на майдане.

Самые древние и основные состязания на Сабантуе связаны с кочевым и полукочевым бытом предков татар. Ранее эти соревнования имели сакральное значение. Ими являются:

«Ат чабышы» (конные скачки)

Фото конных скачек, три лошади несутся

Праздничные соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне «Сабантуй» не обходился без них. Лошадей, которые участвовали в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5 – 10 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана.

Интересно, что было обязательным награждение бегуна, который повредил ногу и коня, который пересек финишную черту последним. Шеи таких скакунов украшали вышитыми полотенцами, платками.

«Йөгерү» (соревнование бегунов)

Фото дети соревнуются в беге, пересекают финишную черту

Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге (йөгерү). Их начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту. Впереди скакал всадник, чтобы показывать путь бегунам. Принцип организации состязаний был тот же, что и на скачках: старт устраивали в отдалении, а финиш – на майдане.

Торжественное открытие праздника

Фото с открытия праздника Сабантуй

«Көрәш» (национальная борьба)

Фото мужчины состязаются в борьбе, взяв друг друга за пояс

Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на «Сабантуях» по прежнему остается национальная борьба – көрэш. Борцы перекидывают друг другу через спину (за талию), кушак (бильбау), концы которого держат в руках, обматывают вокруг кисти и пытаются положить соперника на лопатки.

Начинают её два мальчика дошкольного возраста (иногда два старика). Затем поочередно выходят на ковер мальчики-школьники, юноши и мужчины среднего возраста.

Кульминационным моментом не только в этом виде состязаний, но и в целом «Сабантуя», является борьба батыров, то есть тех, кто вышел победителем в предварительных схватках. Когда на ковре остаются два непобежденных борца, страсти накаляются до предела.

Следует отметить, что поединки на майдане демонстрируют не только силу, ловкость, мастерство, мужество батыров, но и их спортивное благородство, уважительное отношение к сопернику. Победитель в борьбе получает самый ценный подарок «Сабантуя». По традиции – живого барана.

В настоящее время призы бывают довольно крупными, особенно в городах: автомобили, дорогая бытовая электроника, ковры, стиральные машины и т.д.

Фото молодой мужчина получил призового барана

Необходимо отметить, что майдан стал спортивным началом для многих известных борцов. А татарская борьба – көрэш, из праздничного развлечения переросла в вид спорта, по которому проводятся личные и командные первенства не только Татарстана, но и России.

Одновременно с борьбой на другой стороне майдана соревнуются в подъеме тяжести:

  • гири (пудовой, двухпудовой – побеждает тот, кто поднимет большее количество раз):

Фото мужчины состязаются в подъёме гирь

  • прыжки в высоту:

Фото мужчина прыгает через перекладину, слетела шапка

  • стрельба из лука (у башкир):

Фото женщина стреляет из лука

Во время көрэша (национальная борьба) выступают певцы, танцоры и прочие участники художественной самодеятельности. Певцы и музыканты ждут этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа.

Во время «Сабантуя» люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом – в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.

Развлекательная часть

Одновременно с көрэш (национальная борьба) идут выступления певцов, танцоров – участников художественной самодеятельности. Певцы и музыканты ждали этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа.

Во время «Сабантуя» люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом – в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.

Фото мужчины, танцующего на празднике Сабантуй, на фоне девушек, играющих на варгане

Шуточные состязания для всех гостей

Существуют и другие состязания для зрителей. По динамику объявляется время и место проведения отдельных видов, так как из-за большого стечения народа, большого числа желающих принять участие в состязаниях и обширной программы праздника невозможно провести все виды состязаний на майдане.

Характерной чертой всех состязаний на сабантуе является то, что они просты по своей структуре и доступны любому присутствующему.

Например:

  • Бег с ведрами на коромысле, наполненными водой
  • Бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом
  • Битье горшков с завязанными глазами
  • Перетягивание каната или палки»
  • Бег в мешках
  • Бой с мешками набитыми сеном, травой
  • Лазанье на высокий гладкий столб (наверху которого подвешен приз – иногда живой петух в клетке или сапоги) и т. д.
  • Добывание ртом монет из наполненных АЙРАНОМ котлов
  • Хождение на ходунках
  • Армрестлинг
  • Перенос груза на тачке
  • Подьем мешка с зерном
  • «Остабикә»

Майдан длится с 10 – 11 утра до 2 – 3 часов пополудни

Поэтому даже на сельский «Сабантуй» выезжают магазины, столовые и буфеты со своим товаром.

Идет бойкая распродажа сладостей, печеных изделий, соков, воды, чая. Многочисленных гостей угощают такими блюдами, как чак-чак, вак-бәлеш, перемеяч, өчпочмак.

Если «Сабантуй» проводится на расстоянии от села, то нередко здесь, на лужайке, устраиваются семейные чаепития за самоваром, который берут с собой.

Фото лавки с разными сладостями на празднике Сабантуй, чак-чак

*Кроме того, в сельской местности это считается и временем приема гостей, встречи родственников и близких друзей, так как сейчас празднуют «Сабантуй» летом, после завершения весенних полевых работ. Поэтому после окончания соревнований на майдане народ расходится по домам.

«Кичке Сабантуй» (вечерний Сабантуй)

Под вечер снова все собирается на вечерние игрища – кичке уен. Их проводят на краю села, на лугах, иногда на месте дневного майдана. В последнее время, нередко, – в клубе.

Вечерние игрища характерны для сельской местности. Именно вечером здесь проводят состязания певцов, танцоров, чтецов, особенно если насыщенной была дневная программа.

Сев

Сразу же после завершения «Сабантуя», если позволяли погодные условия, начинался сев. Таким образом, в традиционном быту «Сабантуй» являлся праздником, дающим заряд бодрости перед ответственным этапом в сельскохозяйственном труде. И только в некоторых местах скачки, борьба и т.д. устраивались после сева, в качестве завершения этого этапа работы.

День сегодняшний

С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды потеряли смысл, но многие из них продолжают бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с «Сабантуем».

В XIX веке «Сабантуй» был просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных и трудоемких сельскохозяйственных работ.

В настоящее же время «Сабантуй» приобрел в Татарстане статус государственного праздника. Сегодня едиными стали сроки его проведения. Раньше сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля).

Теперь же – в честь их окончания (в июне, перед началом косовицы, когда для жителей села наступает небольшая передышка в напряженном летнем сезоне).

В целом для Татарстана характерно поэтапное его проведение: сначала «Сабантуй» празднуют по отдельным селам и деревням, колхозам, а на следующей неделе проводится районный «Сабантуй». Или в субботу – по деревням, а в воскресенье – в райцентре. Завершающим является «Сабантуй» в крупных городах и столице Татарстана – Казани.

Этот праздник является международным национальным татарским и башкирским праздником, который стал государственным в Татарстане и Башкортостане. Начиная с 2001 года в различных городах России стал проводиться Федеральный Сабантуй. А в 2010 году впервые состоялся Всероссийский сельский Сабантуй в селе Алькино Самарской области. И в этом же 2010 году Федеральный Сабантуй прошел в Удмуртии.

Старинный праздник постепенно дополняется современными традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

Сабантуй за пределами России

Сабантуй проходит не только в России, но и по всему миру. Он стал официальным городским праздником во многих странах – местах компактного проживания татарского и башкирского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США).

Совершенно иным образом «Сабантуй» идентифицируется в татарских диаспорах. Для них праздник — важный маркер идентификации себя как татар и способ заявить о себе новым соседям. В среде этнографов ходит шутка: «Если где-то встретились три татарина, они обязательно организуют Сабантуй».

Для диаспор участие Казани в организации Сабантуя — важный символический жест: Казань воспринимается как центр всех татар, поэтому помощь татарстанской столицы как бы легитимирует их праздник.

В современном мире Сабантуй – живая традиция, несущая в себе Дух татарского народа. В 2003 году генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура поддержал инициативу по выдвижению татарского национального праздника Сабантуй, «являющего собой живую традицию и пользующегося искренней любовью народа», в число претендентов на включение в «Список шедевров устного и нематериального наследия ЮНЕСКО».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • План проведения праздника осени
  • План проведения праздника дня защиты детей
  • План проведения праздника день народного единства
  • План проведения праздника день здоровья
  • План приглашения на праздник