План сценарий мероприятия пример

Cкачать: "Составление сценария массового мероприятия"

Составление, оформление
сценария массового мероприятия.

       Этапы
проведения массового мероприятия

1. Подготовительный этап:

— определение темы мероприятия, его
названия, читательского и целевого назначения (обычно этот подэтап
проходит при составлении плана работы);

— составление программы (проекта)
массового мероприятия;

— формирование аудитории (предварительные
беседы, обзоры, опросы и т.д.);

— реклама массового мероприятия
(подготовка афиши).

2.    
Основной
этап:

— написание  
сценария    массового   мероприятия (оформление
книжной выставки);


проведение массового мероприятия.

3.    
Заключительный
этап:

— оценка
эффективности массового мероприятия;

— учет
массового мероприятия.

Схема
составления сценария

1.    
Название
мероприятия. Эпиграф.

2.    
Форма
мероприятия.

3.    
Дата 
и место проведения.

4.    
Читательское
назначение (кому адресовано).

5.    
Организаторы
(кто проводит мероприятие).

6.    
Основная
цель.

7.    
Оформление
и наглядность.

8.    
Оборудование
и технические средства.

9.    
Декорации.
Реквизит. Атрибуты.

10.
Ход
(структура) мероприятия.

Требования к оформлению сценария

На
титульном листе сценария (по возможности – иллюстрированном) необходимо указать:

— наименование учреждения (например, 
МУ «Будённовская городская централизованная библиотечная система» Центральная
детская библиотека);

—  форма и название мероприятия;

—  эпиграф;

— Ф. И. О. и должность автора
(составителя);

— адрес и телефон библиотеки-организатора;

—  год создания сценария.

Титульный лист оформляется на одной
стороне листа формата А 4. Сценарий должен быть напечатан на бумаге форматом А
4 (возможен электронный вариант). Кегль – 14, междустрочный интервал – 1,5 см,
поля – 1,5-2 см.

Сценарий мероприятия – это «художественное
произведение» библиотекарей-сценаристов, кропотливая работа по написанию
конкретных текстов ведущих и других его участников. Сценарий дает возможность
не только ознакомиться заранее с репликами и ремарками, но и прогнозировать ход
мероприятия.

В конце сценария приводится список
использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, место и год
издания, количество страниц).

К сценарию возможны приложения:
развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы
детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями и т. д.

Сценарный план массового
мероприятия

Сценарный
план — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для четкой
расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и
порядок проведения мероприятия. Необходимо помнить, что план носит
исключительно служебно-информативный характер и не заменяет собой сценарий
(программу торжественной и официальной части) мероприятия. Составление подобных
документов ложится на плечи организаторов.

Мы предлагаем вам познакомиться с
примерным сценарным планом с той целью, чтобы иметь представление, в каком
порядке проходят мероприятия.

Примерный сценарный план мероприятия

Название:
«Читаем детям о войне»

Форма: заключительное мероприятие акции
чтения

Дата и время проведения: 7 мая 2012 года в
11.00.

Продолжительность: 1 час.

Место проведения: библиотека-филиал №

С кем совместно проводится мероприятие: с
МОУ СОШ № ___,   Советом ветеранов…

Организаторы: библиотека – филиал №

Цель мероприятия: воспитание
патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов
литературы о Великой Отечественной войне.

Участники: дети в возрасте от 12 до 15
лет.

Почетные гости: ветераны Великой
Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, известные люди, родители
детей, имеющие военную профессию, представители органов исполнительной власти.

10.45–11.00      На экране демонстрируется слайдовая
электронная презентация с музыкальным сопровождением «Этот День Победы».

11.00–11.10     
Ведущий открывает мероприятие рассказом о значении Дня Победы, о подвиге нашего
народа в годы Великой Отечественной войны.

Ведущий представляет почетных гостей.
Одному из них предоставляется приветственное слово.

11.10–11.11     
Ведущий объявляет минуту молчания.

11.12–11.30     
Театрализованный сюжет по книгам о войне.

11.30–11.40     
Читателям предоставляется возможность поделиться своим мнением о прочитанных
произведениях.

11.40–11.45     
Поздравление ветеранов.

11.45–11.50     
Подведение итогов, награждение победителей, выражение благодарности участникам
и гостям мероприятия.

Анализ массового мероприятия

Важным
условием профессионального мастерства библиотечного работника является анализ
(или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведённого
мероприятия. Его цель: повышение эффективности и качества проводимых
мероприятий.

Анализ мероприятия предлагаем проводить по
следующей схеме:

1.    
Форма
и  название мероприятия.

2.    
Основная
цель 

3.    
Системность.
Место данного мероприятия в системе массовой работы библиотеки: одноразовое или
в рамках определённого цикла; стихийное или плановое.

4.    
Место
проведения.

5.    
Участники
(количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители, студенты, и т.
д.).

6.    
Кто
проводит (библиотекарь, иной специалист).

7.    
Качество
подготовки и проведения.

8.    
Наличие
плана, тезисов, сценария.

9.    
Использование
печатной, издательской продукции (памятки, закладки, буклеты, шорт-листы, 
рекомендательные списки и т.д.)

10.
Эффективное
использование справочного библиотечного аппарата (для мероприятий, направленных
на формирование информационно-библиографической культуры пользователей).

11.
Использование
активных и игровых форм, оригинальность заданий.

12.
Творческие
находки.

13.
Владение
материалом, профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения
материала.

14.
Коммуникабельность
в общении с участниками, эмоциональная атмосфера. Степень активности участников
при выполнении заданий, ответов на вопросы.

15.
Соответствие
содержания, информативности и объёма материала возрасту, уровню
подготовленности участников.

16.
Оформление,
наглядность и технические средства: книжные выставки или выставки творческих
работ, плакаты,  рисунки детей, портреты, фотографии, электронные
продукты, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, проектор и  др.

17.
Соответствие
содержания заявленной форме проведения мероприятия.

18.
Итоги.
Достигнут ли результат (поставленная цель).

Самоанализ мероприятия осуществляется
библиотечным работником, проводившим его, для выявления результативности
сделанного, удачных и неудачных моментов. Цель – повышение эффективности
последующих мероприятий.  Самоанализ   рекомендуем 
проводить по данной выше схеме анализа массового мероприятия.

Уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию методическое пособие, которое поможет сориентироваться в этапах подготовки и  проведения массового мероприятия, оформлении сценария и ведении учета  посещений. Приведенная схема анализа (самоанализа)  позволит определить  эффективность и  результативность проведенного мероприятия, выявить наиболее удачные и неудачные моменты.
В пособии в качестве приложения дан словарь форм массовой работы, в который вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и инновационные, недавно появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.
В пособии использован материал муниципального учреждения «Буденновская городская  централизованная  библиотечная система», который обработан и дополнен менеджером межбиблиотечного информационно-библиографического обслуживания МБУ «ЦБС» О. В. Жуклёнковой.


Составление, оформление сценария массового мероприятия.

Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно, благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.  Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное значение  для каждого библиотечного работника. Ведь, несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе  материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной библиотеки. К тому же, владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и других аналитических материалов.
Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания  некоторых правил и основных требований.
Так, при подготовке и проведении мероприятий в библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

  1. Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных   установок.
  2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять    участие в мероприятии.
  3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».
  4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития участников. Необходимо предусматривать и перспективу. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень  сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.
  5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.
  6. Мероприятие не должно быть “мероприятием“. Активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.
  7. При подготовке массовых мероприятий необходимо учитывать возрастные и психологические особенности пользователей. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня.

Подготовка и проведение любого массового мероприятия включают  несколько этапов.

  1. Подготовительный этап:

– определение темы мероприятия, его названия, читательского и целевого назначения (обычно этот подэтап проходит при составлении плана работы);
– составление программы (проекта) массового мероприятия;
– формирование аудитории (предварительные беседы, обзоры, опросы и т.д.);
– реклама массового мероприятия (подготовка афиши).

  1. Основной этап:

– написание   сценария    массового   мероприятия (оформление книжной выставки);
– проведение массового мероприятия.

  1. Заключительный этап:

– оценка эффективности массового мероприятия;
– учет массового мероприятия.
Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении массового мероприятия в библиотеке. Сценарий позволяет четко спланировать все этапы мероприятия и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи.
При разработке и составлении сценария рекомендуем использовать следующую схему:

  1. Название мероприятия. Эпиграф.
  2. Форма мероприятия.
  3. Дата  и место проведения.
  4. Читательское назначение (кому адресовано).
  5. Организаторы (кто проводит мероприятие).
  6. Основная цель.
  7. Оформление и наглядность.
  8. Оборудование и технические средства.
  9. Декорации. Реквизит. Атрибуты.
  10. Ход (структура) мероприятия.

 
Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: введение, основная часть, заключение.
Введение включает вступительное слово, в котором  раскрывается  смысл темы; поясняется основная цель, условия; представляются участники, члены жюри или гости.
В основной  части определяется уровень информированности и актуализации проблемы (темы): проводится мини-опрос участников;  предоставляется информация по теме мероприятия, стимулируется  познавательная деятельность. Интерактивные формы мероприятия позволяют продемонстрировать  участникам применение  теоретических и практических знаний, полученных на  мероприятии,   в ходе выполнения заданий ведущего, участия в конкурсах, викторинах.
Заключительная часть  включает обсуждение, рефлексию, вывод, резюме, результат, подведение итогов и  награждение победителей.


Требования к оформлению сценария

На титульном листе сценария (по возможности – иллюстрированном) необходимо указать:
– наименование учреждения (например,  муниципальное бюджетное учреждение муниципального района Приволжский Самарской области «Централизованная библиотечная система Межпоселенческая детская библиотека);
–  форма и название мероприятия;
–  эпиграф;
– Ф. И. О. и должность автора (составителя);
– адрес и телефон библиотеки-организатора;
–  год создания сценария.
Титульный лист оформляется на одной стороне листа формата А 4. Сценарий должен быть напечатан на бумаге форматом А 4 (возможен электронный вариант). Кегль – 14, междустрочный интервал – 1,5 см, поля – 1,5-2 см.
Сценарий мероприятия – это «художественное произведение» библиотекарей-сценаристов, кропотливая работа по написанию конкретных текстов ведущих и других его участников. Сценарий дает возможность не только ознакомиться заранее с репликами и ремарками, но и прогнозировать ход мероприятия.
В конце сценария приводится список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, место и год издания, количество страниц).
К сценарию возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями и т. д.


Сценарный план массового мероприятия

Сценарный план — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для четкой расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и порядок проведения мероприятия. Необходимо помнить, что план носит исключительно служебно-информативный характер и не заменяет собой сценарий (программу торжественной и официальной части) мероприятия. Составление подобных документов ложится на плечи организаторов.
Я предлагаю вам познакомиться с примерным сценарным планом с той целью, чтобы иметь представление, в каком порядке проходят мероприятия.


Примерный сценарный план мероприятия

Название: «Читаем детям о войне»
Форма: заключительное мероприятие акции чтения
Дата и время проведения: 7 мая 2014 года в 11.00.
Продолжительность: 1 час.
Место проведения: Спасская сельская библиотека
С кем совместно проводится мероприятие: с ГБОУ СОШ     № ___, Советом ветеранов…
Организаторы: Спасская сельская библиотека
Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов литературы о Великой Отечественной войне.
Участники: дети в возрасте от 12 до 15 лет.
Почетные гости: ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, известные люди, родители детей, имеющие военную профессию, представители органов исполнительной власти.
10.45–11.00      На экране демонстрируется слайдовая электронная презентация с музыкальным сопровождением «Этот День Победы».
11.00–11.10      Ведущий открывает мероприятие рассказом о значении Дня Победы, о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
Ведущий представляет почетных гостей. Одному из них предоставляется приветственное слово.
11.10–11.11      Ведущий объявляет минуту молчания.
11.12–11.30      Театрализованный сюжет по книгам о войне.
11.30–11.40      Читателям предоставляется возможность поделиться своим мнением о прочитанных произведениях.
11.40–11.45      Поздравление ветеранов.
11.45–11.50      Подведение итогов, награждение победителей, выражение благодарности участникам и гостям мероприятия.
 
Организация учета посетителей массовых мероприятий.
 
Единицей учета посетителей массовых мероприятий библиотеки является лицо, посетившее мероприятие и зарегистрированное в документах, принятых в библиотеке, – паспорте массового мероприятия.


 Паспорт массового мероприятия
Дата и время проведения  
Продолжительность мероприятия (час, мин)  
 
Форма мероприятия  
 
 
Название мероприятия  
 
 
Место проведения  
 
Количество присутствовавших, всего  
 
в т.ч. по основным читательским группам:
дети до 14 включительно
родители
руководитель детского чтения
молодежь в возрасте от 15 до 24 л.
прочие
 
Содержание или составные части мероприятия  
 
 
 
 
 
Организация  документной выставки при проведении мероприятия  (название). Подробнее в паспорте выставки.  
 
 
 
Использование  технических средств при организации и проведении мероприятия  
 
 
 
Подразделения, участвовавшие в подготовке и проведении мероприятия, и Ф.И.О сотрудников  
 
 
Ф.И.О. ответственного за учёт  
 

 Учёт библиотечных мероприятий

Единицей учета библиотечных мероприятий является одно мероприятие – устный обзор, день информации, экскурсии и т. п., зарегистрированное в документации (паспорте массового мероприятия, в дневнике работы).
Комплексное мероприятие, включающее одновременное использование различных форм массовой работы, учитывается как одно мероприятие.
При проведении циклов мероприятий (недели, декады, месячника и др.) учитывается каждое входящее в цикл мероприятие.
При проведении совместного мероприятия двумя и более библиотеками (или отделами библиотеки), данное мероприятие учитывается только той библиотекой (отделом), которая (ый) была инициатором и осуществляла подготовку сценария мероприятия.
Учет массовой работы библиотеки ведется в 3-й части дневника соответствующего структурного подразделения библиотеки, куда заносятся сведения о каждом мероприятии.
 

Число
и месяц
Наименование
мероприятия и тема
Количество
обслуженных
Кто проводил мероприятие и где
       

 
Учёт посещений массового мероприятия ведется на основе паспорта массового мероприятия, который заполняется библиотечным работником, ответственным за его проведение.
В библиотеках, имеющих структурные подразделения, учёт массовых мероприятий ведется в дневнике работы соответствующего подразделения.
После проведения массового мероприятия, заполнения паспорта и 3-й части дневника, сведения о количестве посещений массового мероприятия заносятся в 1-ю часть дневника, в раздел «Количество посещений. В том числе на массовых мероприятиях» за конкретный день.

Количество посещений
Всего посещений В том числе на массовых мероприятиях
 
   

Посещения массовых мероприятий входят в общее число посещений библиотеки.
Учёт общего числа массовых мероприятий библиотеки производится суммированием данных, зарегистрированных в дневниках всех структурных подразделений. Данные о посещении массовых мероприятий фиксируются в ежемесячном информационном отчёте библиотеки, далее – в статистическом и текстовом отчёте о работе библиотеки за год и в бланке статистического отчёта формы 6НК.
В число посещений не включаются посещения мероприятий, проводимых другими организациями на правах аренды.


Анализ массового мероприятия

Важным условием профессионального мастерства библиотечного работника является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведённого мероприятия. Его цель: повышение эффективности и качества проводимых мероприятий.
Анализ мероприятия предлагаем проводить по следующей схеме:

  1. Форма и  название мероприятия.
  2. Основная цель
  3. Системность. Место данного мероприятия в системе массовой работы библиотеки: одноразовое или в рамках определённого цикла; стихийное или плановое.
  4. Место проведения.
  5. Участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители, студенты, и т. д.).
  6. Кто проводит (библиотекарь, иной специалист).
  7. Качество подготовки и проведения.
  8. Наличие плана, тезисов, сценария.
  9. Использование печатной, издательской продукции (памятки, закладки, буклеты, шорт-листы,  рекомендательные списки и т.д.)
  10. Эффективное использование справочного библиотечного аппарата (для мероприятий, направленных на формирование информационно-библиографической культуры пользователей).
  11. Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.
  12. Творческие находки.
  13. Владение материалом, профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала.
  14. Коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера. Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы.
  15. Соответствие содержания, информативности и объёма материала возрасту, уровню подготовленности участников.
  16. Оформление, наглядность и технические средства: книжные выставки или выставки творческих работ, плакаты,  рисунки детей, портреты, фотографии, электронные продукты, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, проектор и  др.
  17. Соответствие содержания заявленной форме проведения мероприятия.
  18. Итоги. Достигнут ли результат (поставленная цель).

Самоанализ мероприятия осуществляется библиотечным работником, проводившим его, для выявления результативности сделанного, удачных и неудачных моментов. Цель – повышение эффективности последующих мероприятий.  Самоанализ   рекомендуем  проводить по данной выше схеме анализа массового мероприятия.


Список литературы
  1. Головко, С.И. Библиотечная деятельность: принципы обновления: научно-методическое пособие / С.И. Головко. – М.: Либерия-Бибинформ, 2008. – 128 с.
  2. Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотек:  учебно-методическое пособие / Г.К. Олзоева. – М.: Либерия-Бибинформ , 2006. – 120 с.
  3. Олзоева, Г. Импровизируем и воплощаем / Г. Олзоева // Библиотека. – 2005. – № 12. –  С. 27-29.
  4. Павлинова, А. Репертуар массовых мероприятий для читателей региона  / А. Павлинова // Библиотека. – 2000. – № 10. – С. 52-54.
  5. Седых, Т. Технология массового мероприятия / Т. Седых // Библиотека в школе. – 2007. – №6, 16-31 марта. – С. 23-27.
  6. Смелова О. И. Браво, массовая работа! [Текст]: опыт работы / О. И. Смелова // Библиотека –  2003. – № 2. – С.16-17.

 

Муниципальное учреждение

«Буденновская городская  централизованная  библиотечная система»

Методико-библиографический отдел

Составление, оформление сценария массового мероприятия. Учет посещений

Методические рекомендации

г. Буденновск

2013г.

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вашему вниманию методическое пособие, которое поможет сориентироваться в этапах подготовки и  проведения массового мероприятия, оформлении сценария и ведении учета  посещений. Приведенная схема анализа (самоанализа)  позволит определить  эффективность и  результативность проведенного мероприятия, выявить наиболее удачные и неудачные моменты. 

В пособии в качестве приложения дан словарь форм массовой работы, в который вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и перспективные, инновационные, только появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.

Составление, оформление сценария массового мероприятия.

Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы. Именно, благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.  Поэтому владение технологией написания сценариев имеет важное значение  для каждого библиотечного работника. Ведь, несмотря на обилие выходящих сегодня в периодической и специальной литературе  материалов на самые различные темы, по-прежнему остается актуальным создание оригинальных, эксклюзивных сценариев, необходимых для работы конкретной библиотеки. К тому же, владение навыками оформления и написания сценария – универсальная способность, которая поможет в составлении различных форм творческой деятельности: рефератов, отчетов и других аналитических материалов.

Без преувеличения можно утверждать, что написание сценария – занятие непростое и требующее как природных способностей, так и знания  некоторых правил и основных требований. 

         Так, при подготовке и проведении мероприятий в библиотеке, нужно помнить, что существуют определенные педагогические требования, которые необходимо соблюдать, чтобы достичь поставленных целей.

         1.Мероприятие не самоцель, а средство воспитания, т.е. должно создавать цельность настроения, вызывать переживания, направленные на формирование определенных   установок.

         2. Следует стремиться к вовлечению в действие широкого круга участников, чтобы каждый мог быть активен, проявить свои знания, способности и дарования. Идеальный вариант, когда все приглашенные могут принять    участие в мероприятии.

         3. Мероприятие не должно быть перегружено и затянуто. Принцип: «игра должна закончиться чуть раньше, чем она надоест».

4. При проведении мероприятий нельзя ориентироваться на уже достигнутый уровень развития участников. Необходимо предусматривать и перспективу. Вместе с тем, нельзя ориентироваться и на завышенный уровень развития. Мы знаем, что когда что-то слишком просто – это неинтересно, когда очень  сложно – тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.

5. Мероприятие должно быть захватывающим, что зависит от форм подачи материала, активности участников. Школьники младшего школьного возраста и подростки нуждаются в том, чтобы преподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемый материал, тем сильнее будет его влияние. Не последнюю роль играет и принцип наглядности. Поэтому очень важно использовать не только живой язык, эмоциональный рассказ, метафоры, эпитеты, но и иллюстративный материал, музыку, видеоматериалы.

6. Мероприятие не должно быть “мероприятием“. Активное применение игровых и занимательных форм работы в библиотеке должно отличать их от школьного урока. Новые формы способствуют развитию творческой активности, интеллектуальных способностей.

7. При подготовке массовых мероприятий необходи-мо учитывать возрастные и психологические особенности пользователей. Например, для младших школьников характерными особенностями являются стремление познавать мир в игре, быстрая утомляемость, неумение долго концентрировать внимание, повышенная эмоциональная возбудимость, желание соревноваться со сверстниками. Это должно определять и формы работы. Здесь же можно отметить, что работа с этой возрастной категорией является, пожалуй, наиболее важной и актуальной сегодня.

        Подготовка и проведение любого массового мероприятия включают  несколько этапов.

  1. Подготовительный этап:

— определение темы мероприятия, его названия, читательского и целевого назначения (обычно этот подэтап проходит при составлении плана работы);

— составление программы (проекта) массового мероприятия;

— формирование аудитории (предварительные беседы, обзоры, опросы и т.д.);

— реклама массового мероприятия (подготовка афиши).

  1. Основной этап:

— написание   сценария    массового   мероприятия (оформление книжной выставки);

— проведение массового мероприятия.

  1. Заключительный этап:

— оценка эффективности массового мероприятия;

— учет массового мероприятия.

Составление сценария занимает важное место при подготовке и проведении массового мероприятия в библиотеке. Сценарий позволяет четко спланировать все этапы мероприятия и их логическую взаимосвязь, продумать методы и приемы достижения цели, эффективно использовать библиотечный аппарат, предусмотреть ошибки и промахи.

При разработке и составлении сценария рекомендуем использовать следующую схему:

  1. Название мероприятия. Эпиграф.
  2. Форма мероприятия.
  3. Дата  и место проведения.
  4. Читательское назначение (кому адресовано).
  5. Организаторы (кто проводит мероприятие).
  6. Основная цель.
  7. Оформление и наглядность.
  8. Оборудование и технические средства.
  9. Декорации. Реквизит. Атрибуты.
  10. Ход (структура) мероприятия.

  Структура каждого сценария, как и любого доклада, аналитического материала и, пожалуй, любого текста представляет собой универсальную модель: введение, основная часть, заключение.

Введение включает вступительное слово, в котором  раскрывается  смысл темы; поясняется основная цель, условия; представляются участники, члены жюри или гости.

В основной  части определяется уровень информированности и актуализации проблемы (темы): проводится мини-опрос участников;  предоставляется информация по теме мероприятия, стимулируется  познавательная деятельность. Интерактивные формы мероприятия позволяют продемонстрировать  участникам применение  теоретических и практических знаний, полученных на  мероприятии,   в ходе выполнения заданий ведущего, участия в конкурсах, викторинах.

Заключительная часть  включает обсуждение, рефлексию, вывод, резюме, результат, подведение итогов и  награждение победителей.

Требования к оформлению сценария

На титульном листе сценария (по возможности – иллюстрированном) необходимо указать:

— наименование учреждения (например,  МУ «Будённовская городская централизованная библиотечная система» Центральная детская библиотека);

—  форма и название мероприятия;

—  эпиграф;

— Ф. И. О. и должность автора (составителя);

— адрес и телефон библиотеки-организатора;

—  год создания сценария.

Титульный лист оформляется на одной стороне листа формата А 4. Сценарий должен быть напечатан на бумаге форматом А 4 (возможен электронный вариант). Кегль – 14, междустрочный интервал – 1,5 см, поля – 1,5-2 см.

Сценарий мероприятия – это «художественное произведение» библиотекарей-сценаристов, кропотливая работа по написанию конкретных текстов ведущих и других его участников. Сценарий дает возможность не только ознакомиться заранее с репликами и ремарками, но и прогнозировать ход мероприятия.

В конце сценария приводится список использованной литературы в алфавитном порядке (автор, заглавие, место и год издания, количество страниц).

К сценарию возможны приложения: развернутый план, конспект, схемы, фото, отзывы, анализ, творческие работы детей, дидактический и раздаточный материал с вопросами и заданиями и т. д.

Сценарный план массового мероприятия

Сценарный план — это перечень всех основных этапов любого мероприятия. Он служит для четкой расстановки сил и средств организаторов, а также обозначает время, место и порядок проведения мероприятия. Необходимо помнить, что план носит исключительно служебно-информативный характер и не заменяет собой сценарий (программу торжественной и официальной части) мероприятия. Составление подобных документов ложится на плечи организаторов.

Мы предлагаем вам познакомиться с примерным сценарным планом с той целью, чтобы иметь представление, в каком порядке проходят мероприятия.

Примерный сценарный план мероприятия

Название: «Читаем детям о войне»

Форма: заключительное мероприятие акции чтения

Дата и время проведения: 7 мая 2012 года в 11.00.

Продолжительность: 1 час.

Место проведения: библиотека-филиал №

С кем совместно проводится мероприятие: с МОУ СОШ № ___,   Советом ветеранов…

Организаторы: библиотека – филиал №

Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств у детей и подростков на примере лучших образцов литературы о Великой Отечественной войне.

Участники: дети в возрасте от 12 до 15 лет.

Почетные гости: ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, дети войны, известные люди, родители детей, имеющие военную профессию, представители органов исполнительной власти.

10.45–11.00      На экране демонстрируется слайдовая электронная презентация с музыкальным сопровождением «Этот День Победы».

11.00–11.10      Ведущий открывает мероприятие рассказом о значении Дня Победы, о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Ведущий представляет почетных гостей. Одному из них предоставляется приветственное слово.

11.10–11.11      Ведущий объявляет минуту молчания.

11.12–11.30      Театрализованный сюжет по книгам о войне.

11.30–11.40      Читателям предоставляется возможность поделиться своим мнением о прочитанных произведениях.

11.40–11.45      Поздравление ветеранов.

11.45–11.50      Подведение итогов, награждение победителей, выражение благодарности участникам и гостям мероприятия.

Организация учета посетителей массовых мероприятий

Единицей учета посетителей массовых мероприятий библиотеки является лицо, посетившее мероприятие и зарегистрированное в документах, принятых в библиотеке, – паспорте массового мероприятия.

Паспорт массового мероприятия

Дата проведения  «_____»____________________201__г.

Название мероприятия _____________________________

_______________________________________________

Форма проведения мероприятия _____________________

_______________________________________________

Тема мероприятия__________________________________

_________________________________________________

Место проведения мероприятия______________________

________________________________________________

Количество присутствующих, в том числе по основным  читательским группам: всего_____________________________

Дети до 14 включительно____________________________

Родители________________________________________

РДЧ____________________________________________

Молодежь в возрасте от 15 до 24 лет_________________

Прочие_________________________________________

Организация  документной выставки при проведении мероприятия  (название)_________________________________

________________________________________________

________________________________________________

количество представленных документов_______________

количество выданных документов____________________

Использование  технических средств при организации и проведении мероприятия___________________________

________________________________________________

Содержание и составные части мероприятия  (кратко)

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

Результат________________________________________

________________________________________________

Ф.И.О. сотрудника, ответственного за  проведение      мероприятия_____________подпись______________

Ф.И.О. руководителя группы участников мероприятия____________подпись______________

Примечание_____________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

________________________________________________

Учёт библиотечных мероприятий

Единицей учета библиотечных мероприятий является одно мероприятие – устный обзор, день информации, экскурсии и т. п., зарегистрированное в документации (паспорте массового мероприятия, в дневнике работы).

Комплексное мероприятие, включающее одновременное использование различных форм массовой работы, учитывается как одно мероприятие.

При проведении циклов мероприятий (недели, декады, месячника и др.) учитывается каждое входящее в цикл мероприятие.

При проведении совместного мероприятия двумя и более библиотеками (или отделами библиотеки), данное мероприятие учитывается только той библиотекой (отделом), которая (ый) была инициатором и осуществляла подготовку сценария мероприятия.

Учет массовой работы библиотеки ведется в 3-й части дневника соответствующего структурного подразделения библиотеки, куда заносятся сведения о каждом мероприятии.

Число

и месяц

Наименование

мероприятия и тема

Количество

обслуженных

Кто проводил мероприятие и где

Учёт посещений массового мероприятия ведется на основе паспорта массового мероприятия, который заполняется библиотечным работником, ответственным за его проведение.

В библиотеках, имеющих структурные подразделения, учёт массовых мероприятий ведется в дневнике работы соответствующего подразделения.

После проведения массового мероприятия, заполнения паспорта и 3-й части дневника, сведения о количестве посещений массового мероприятия заносятся в 1-ю часть дневника, в раздел «Количество посещений. В том числе на массовых мероприятиях» за конкретный день.

Количество посещений

Всего посещений

В том числе на массовых мероприятиях

Посещения массовых мероприятий входят в общее число посещений библиотеки.

Учёт общего числа массовых мероприятий библиотеки производится суммированием данных, зарегистрированных в дневниках всех структурных подразделений. Данные о посещении массовых мероприятий фиксируются в ежемесячном информационном отчёте библиотеки, далее – в статистическом и текстовом отчёте о работе библиотеки за год и в бланке статистического отчёта формы 6НК.

В число посещений не включаются посещения мероприятий, проводимых другими организациями на правах аренды.

Анализ массового мероприятия

Важным условием профессионального мастерства библиотечного работника является анализ (или самоанализ), который желательно проводить после каждого проведённого мероприятия. Его цель: повышение эффективности и качества проводимых мероприятий.

Анализ мероприятия предлагаем проводить по следующей схеме:

  1. Форма и  название мероприятия.
  2. Основная цель 
  3. Системность. Место данного мероприятия в системе массовой работы библиотеки: одноразовое или в рамках определённого цикла; стихийное или плановое.
  4. Место проведения.
  5. Участники (количество, состав – школьники (их возраст), учителя, родители, студенты, и т. д.).
  6. Кто проводит (библиотекарь, иной специалист).
  7. Качество подготовки и проведения.
  8. Наличие плана, тезисов, сценария.
  9. Использование печатной, издательской продукции (памятки, закладки, буклеты, шорт-листы,  рекомендательные списки и т.д.)
  10. Эффективное использование справочного библиотечного аппарата (для мероприятий, направленных на формирование информационно-библиографической культуры пользователей).
  11. Использование активных и игровых форм, оригинальность заданий.
  12. Творческие находки.
  13. Владение материалом, профессионализм и эрудиция библиотекаря, доступность изложения материала.
  14. Коммуникабельность в общении с участниками, эмоциональная атмосфера. Степень активности участников при выполнении заданий, ответов на вопросы.
  15. Соответствие содержания, информативности и объёма материала возрасту, уровню подготовленности участников.
  16. Оформление, наглядность и технические средства: книжные выставки или выставки творческих работ, плакаты,  рисунки детей, портреты, фотографии, электронные продукты, аудио- и видеоаппаратура, компьютер, проектор и  др.
  17. Соответствие содержания заявленной форме проведения мероприятия.
  18. Итоги. Достигнут ли результат (поставленная цель).

Самоанализ мероприятия осуществляется библиотечным работником, проводившим его, для выявления результативности сделанного, удачных и неудачных моментов. Цель – повышение эффективности последующих мероприятий.  Самоанализ   рекомендуем  проводить по данной выше схеме анализа массового мероприятия.

Словарь форм массовой работы

Словарь представляет собой перечень  форм массовой работы. В него  вошли как традиционные, исторически сложившиеся формы мероприятий, так и перспективные, инновационные, только появляющиеся в связи с развитием информационных потребностей общества.

 Все лексические единицы словаря представлены в именительном падеже единственного числа (например, беседа, обзор).

Для всех словосочетаний принят инверсированный порядок слов (например, урок библиографический, конференция читательская).

Все термины приведены в алфавитном порядке.

При составлении словаря использованы: база данных СКС, профессиональные периодические издания, ресурсы Интернет.

Формы массовых мероприятий:

  • Hi-Fi — книга (Хай-фай-книга)
  • Оpen-air («легкая атмосфера», «на открытом воздухе» — англ.)
  • PR-акция
  • PR-кампания
  • PRO-движение книги
  • Teach-in (Тич-ин) — публичная дискуссия, собрание для обсуждения злободневных вопросов. (В университетах Америки форма продленных лекций-семинаров, продолжающихся без перерывов. Первоначально — как вид социального протеста)

А

Сценарий новогодней развлекательной программы

Для обучающихся МБУДО «ЦДТ «Южный»

Педагог-организатор Бакмаева Ирина Сергеевна.

                  В зале звучат детские новогодние песни.

Ведущий:

Здравствуйте дети, родители и гости!

Как хорошо, когда приходят гости

Звучит повсюду музыка и смех.

Мы праздник новогодний открываем

На елку пригласили всех, всех, всех!

Ведущий: в волшебном месте под названием Эрендел две сестры Эльза и Анна уже вовсю готовятся ко встрече Нового года.

И сегодня они пригласили нас в гости.

В зале ёлка, украшенная игрушками, вся сверкает огнями.

Эльза и Анна украшают ёлку.

(снеговик прячется за ёлкой)

Анна: Я с ног сбилась от усталости, собираясь на праздник. А у тебя, Эльза, всё готово?

Эльза: Мне совсем не до праздника…

Анна: Почему ты грустишь? Уже совсем скоро всё начнется, мы в гости ребят пригласили. Все будут петь, танцевать, получать подарки.

Эльза:  А вдруг я не рассчитаю свою волшебную силу и случайно заморожу всех гостей или ещё что-нибудь неприятное сделаю.

Анна: Не беспокойся, мы будем веселиться петь, играть, танцевать и никто даже не узнает о твоей способности.

Эльза: Я очень люблю игры, песни и танцы.

Ведущий: Эльза и Анна, у вас всё готово  к встрече Нового года?

Эльза: Конечно. Посмотрите, какое у меня красивое платье. Я его специально для праздника выбирала.

Анна: И у меня красивое платье.

Сёстры, взявшись за руки кружатся и веселятся под музыку.

Ведущий:  Анна и Эльза, наши дети тоже сегодня все нарядные пришли.

Спасибо, что вы ёлочку красиво нарядили.

И нас  в гости пригласили.

Эльза: А ваши дети готовы к празднику?

Ведущий: Конечно  готовы.

Анна: Эльза, давай проверим.

Эльза: Есть у меня для вас новогодние загадки.

Ведущий: Тогда загадайте и посмотрите, какие у нас сообразительные ребята.

Анна: Эльза, а давай по очереди загадывать.

Эльза: Давай.

Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занёс,
Изо льда мосты построил,
Кто же это?..
Дети: (Дед Мороз)

***

Анна: Он всё время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути.
Дети: (Снег)

***

Эльза: Родилась она в лесу,
Там росла и расцвела.
И теперь свою красу
Нам на праздник принесла.
Дети: (Ёлка)

***

Анна: Он приходит в зимний вечер
Зажигать на ёлке свечи.
Он заводит хоровод —
Это праздник…
Дети: (Новый год)

Эльза: Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нём,
Нос приделали, и в миг
Получился…
Дети: (Снеговик)

***

Ведущий: Вы, ребята, молодцы!

Анна: Эльза, сестрёнка, поколдуй,  ну поколдуй, пожалуйста.

Так хочется волшебства.

Эльза: Ну, хорошо (начинает колдовать звук превращения, хлопушка с серпантином, появляется Снеговик)

Олаф: Всем привет, я Олаф, и я очень люблю жаркие объятия. Обнимает Эльзу и Анну.

Анна: Ух ты, он разговаривает. Эльза, ты волшебница.      

Эльза: Удивительно. Я сделала настоящего говорящего снеговика.

Олаф: Ну что вы заладили, говорящий, говорящий, я еще петь и танцевать могу, вот смотрите. (делает несколько движений)

Ведущий: Ты молодец, Олаф! Наши  ребята тоже готовились к празднику и послушай как они красиво поют (или … посмотри как они красиво танцуют).

***************

Выступление детей

        ***************

Ведущий: Спасибо вам за выступление.

Анна: Ах, Эльза, как здесь весело и красиво .

Эльза: Анна, давай в снежки поиграем.

Олаф, принеси нам снежки.

Олаф: Я тоже хочу поиграть с вами.

Ведущий: Только осторожно играйте, не попадите в ёлку.

Герои перекидываются снежками

Эльза случайно попадает снежком в ёлку и огни на ёлочке гаснут.

Ведущий: Эльза, я ведь просила быть осторожнее.

Анна:  Эльза, что ты наделала?

Ты испортила праздник.

Эльза: Не будет у вас никакого праздника.

Все расходитесь по домам.

Анна: Что с тобой случилось Эльза?

Ты же так ждала этот день.

Ведущий: В тот момент, когда Эльза попала снежком в ёлку, случилось волшебство и сердце Эльзы превратилось в ледышку.

Олаф: Я тоже не хочу расходиться.

Эльза: Тогда развлеките меня, а то скучно здесь у вас.  Спойте или станцуйте.

Олаф: Обожаю песни и танцы.

Ведущий: Ребята,  без вашей помощи нам никак не обойтись.

Анна: Мы будем танцевать, только на местах.

Олаф, потанцуй с ребятами.

Ведущий: Ребята, повторяйте движения за Анной и Олафом.

******

Флешмоб  «Руки на пояс»

             ******

Ведущий: Эльза, мы тебя развлекли, теперь примени свою магию и верни огоньки на ёлочку.

Анна: Эльза, ну пожалуйста.

Мы все хотим веселья и подарков.

Эльза: Ещё чего захотели. Вы  совсем не умеете веселиться.

Олаф: Обожаю веселиться.

А давайте позовём моих друзей, снеговиков.

Может они нам помогут.

Анна: Олаф, хорошо ты придумал.

Ведущий: Олаф, а давай ребята сами соберут снеговичков.

Эльза: Плохая затея. Это вам не поможет.

*******************

Игра «Собери снеговика»

*****************

Олаф: (радостно хлопает в ладоши и подпрыгивает)

Как здорово, у меня появились новые друзья.

Эльза: Ну что? Зря старались. Ваши снеговики тоже ничего не умеют.

Ведущий: Зато наши ребята умеют танцевать.

***************

Выступление детей

***************

Ведущий: А я  знаю, кто нам поможет. В этот чудесный Новогодний праздник только один всем известный волшебник может творить любые чудеса!

                   Рано дети вешать нос,

                   Нам поможет Дед Мороз!

Ведущий: Ребята, а с кем Дедушка Мороз приходит на праздник?

Дети: Со Снегурочкой.

Ведущий: Давайте дружно позовём Дедушку Мороза и Снегурочку.

Дети: Дед Мороз! Снегурочка!

Звучит музыка – сначала тихо, затем все громче и громче. Входит Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз: Здравствуйте, детишки!

Дети: Здравствуйте!

Снова с вами я друзья.

Готовился, торопился,

Шёл сквозь бури и метели,

Чтоб своей добиться цели….

Скажите мне, пожалуйста, что у вас случилось?

Олаф:  Дедушка Мороз, беда случилась.

Анна:

Мы готовились к встрече с тобой и Снегурочкой

Но Эльза случайно попала снежком в ёлочку и её сердце превратилось в льдинку.

Олаф:  Да. Она заколдовала огни на ёлочке.

Ведущий: Дедушка Мороз, помоги нам пожалуйста, расколдуй Эльзу.

Снегурочка: Наслышаны мы о проделках Эльзы!

Дедушка, давай поможем ребятам встретить весело Новый год!

Дед Мороз:  Я помогу вам, ребята. Но сначала давайте станцуем мой любимый танец, только танцевать мы будем стоя около своего места.

        **********************

Флешмоб «Шёл весёлый Дед Мороз»

************************

Дед Мороз: Эх, ребята, молодцы!

Пришло время выполнить своё обещание.

Есть у меня одно волшебное заклинание. Чтобы растопить холодное сердце Эльзы, нужно, чтобы она дотронулась до моего волшебного посоха, тогда произойдёт чудо и Эльза снова станет доброй.

Звучит хрустальная

 музыка

Дед Мороз:

Снежинки, принесите мне хрусталь

Немного волшебства, янтарь.

Сиянье звезд нужно добавить

И лунным светом все разбавить.

Пусть сердце Эльзы от холода избавит

И праздник детям вновь подарит.

Дед Мороз говорит заклинание, (включается волшебная музыка).

 Эльза своей палочкой дотрагивается до посоха Деда Мороза, и она загорается.

Эльза: Дедушка Мороз, да ты и правда настоящий волшебник.

Олаф: Как здорово!

Анна: Вот это настоящее чудо.

Эльза: Спасибо тебе, Дедушка Мороз.

Снегурочка:

Чудесно то, что хорошо кончается

А интересное все только начинается

Ведь скоро новый год к нам постучится

И всем мечтам отныне дано сбыться!

Ведущий: Дедушка Мороз, а дети из группы ….. подготовили для тебя подарок.

************************

                                   Танец . Выступлене детей

                                    ************************

Ведущий: Дедушка Мороз,  на нашей ёлочке не горят огоньки.

Помоги,  пожалуйста, нам их зажечь.

Дед Мороз: Ну что Эльза, давай вместе зажжём огоньки.

Эльза: Ну я не знаю, получится ли у меня?

Анна: Эльза, пожалуйста!

Олаф: Ты же всё умеешь.

Эльза: Попробую. Но если снова что-то случится,помните, что вы сами меня попросили.

Чтоб на елочке на нашей
Засверкали огоньки,
Дед Мороз: Мы, ребята, громко скажем:

Раз, два, три —

«Наша елочка, гори!»


Ребята и герои повторяют слова: «Наша елочка, гори!»

 (огоньки на ёлке не зажглись.)

Снегурочка:

Дедушка Мороз, не зажглись огоньки.

Эльза: А я что говорила?

Ничего не получится.

Дед Мороз:
Давайте, ребята, еще раз все вместе, дружно!

Родители помогайте кричать детям.
Раз, два, три:
«Наша елочка, гори!»
(Дети повторяют слова)

 (под красивую музыку ёлочка загорается огоньками.)

Снегурочка:

 Посмотрите, вся сверкая, елочка стоит у нас.

Под зелеными ветвями все закружимся сейчас!

А чтоб пелось целый год —
Заводите хоровод.

******

«Хоровод раз,  два, три»

******

Дед Мороз: До меня дошли слухи, что вы все старались ёлочку наряжали.

Ведущая: Да, Дедушка. Дети даже игрушки на ёлочку мастерили вместе с родителями.

Дед Мороз: Молодцы ребята!

Снегурочка: Дедушка, а давай посмотрим, как ребята умеют наряжать ёлочку.

**********************

Флешмоб «Мы повесим шарики»

************************

Олаф: Смотрите, что я нашёл.

Анна : Так это же рукавица Дедушки Мороза.

Олаф: Нет, это моя.

(снеговик пытается натянуть рукавицу)

Эльза: Олаф, не твой размерчик и цвет тоже тебе не подходит.

Олаф: Уже и пошутить нельзя.

Я её под ёлкой нашёл.

(отдаёт варежку Деду Морозу)

Снегурочка:

Дедушка , как хорошо что нашлась твоя рукавица.

А теперь, порадуй детвору, поиграй с ребятами!

Дед Мороз:

С большим удовольствием поиграю внученька.

Есть у меня любимая игра для вас, детишки.

****************************

Игра «Заморожу»

****************************

Дед Мороз:

Дети, сейчас под музыку вы будете передавать друг другу мою рукавичку. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках окажется рукавица, подойдёт ко мне и прочитает нам стишок или поздравит всех с Новым годом.

(под музыку дети передают рукавицу по кругу.

Тот ребёнок, на ком музыка прервалась, рассказывает стих).

Дед Мороз.
Вот и праздник новогодний нам заканчивать пора!
Много радости сегодня вам желаю, детвора!

Снегурочка.

Пусть Новый год встречают дружно и взрослые, и малыши.
А нам уже прощаться нужно, всех поздравляем от души.

Дед Мороз. 

До свиданья, ребятишки! До свиданья, говорю.
Через год меня вы ждите, Обязательно приду!.

Ведущая:

За окном снежок метет, наступает Новый год!
Всех-всех-всех мы поздравляем, Мира, счастья вам желаем!
Всем здоровья и добра! С Новым годом вас, друзья!

Снегурочка:

Светит наша ёлка

Светит очень ярко

Значит время подошло

Раздавать подарки.

Дед Мороз: 

Перед тем как расставаться,

Должен, дети, вам признаться,

У меня сюрприз для вас –

Ну-ка, посох, раз, два, три,

Ты подарки подари!

 Мне нужны помощники, чтобы всем ребятам подарки подарить.

Ведущая:

Ребята, подходите к Деду Морозу и Снегурочке за подарком.

/Сказочные персонажи помогают раздавать подарки детям./

Играет новогодняя музыка и в микрофон озвучивается

о фотографировании со сказочными героями.

Разработка сценария мероприятия подчиняется общим законам драматургии. Но есть одно существенное отличие праздника с участием гостей от спектакля, идущего на сцене. Оно заключается в интерактивном характере торжественного события. Это обстоятельство необходимо учитывать уже на стадии написания сценария.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. С ЧЕГО НАЧАТЬ?
  2. КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СТРУКТУРА СЦЕНАРИЯ?
  3. КАК ПИСАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ?
  4. КАК ПИСАТЬ КУЛЬМИНАЦИЮ?
  5. СОВЕТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ
  6. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
  7. КАК ОФОРМИТЬ ТЕКСТ СЦЕНАРИЯ: ИНСТРУКЦИЯ
  8. КОНКРЕТНЫЕ ИДЕИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ

Золотое правило, которое отвечает на вопрос: как написать сценарий праздника, гласит: «Тексты должны быть предельно ясными, четкими и выразительными. Идеально, если они написаны короткими рифмованными строками. Хорошо воспринимаются также диалоги в форме вопрос-ответ, утверждение-отрицание».

2022-01-15_23-15-02 (2).png

Важно! На вопрос, как составить сценарий мероприятия, профессионалы отвечают, что его надо писать не как литературное произведение, а как схему, служащую фарватером в бурном море торжества и веселья. Условие справедливо для всех типов представлений с участием зрителей.

Воспользуйтесь для оттачивания юмористического стиля анекдотами. В них можно найти немало остроумных диалогов, которые оживят сценарий и здорово повеселят публику.

С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ НАД СЦЕНАРИЕМ?

На помощь автору, желающему составить сценарий праздника, приходят законы, по которым строится драматургическое произведение. В данном случае они приспособлены под конкретные задачи интерактивного мероприятия.

Если вы не знаете, с чего начать и как писать сценарий, начните с ответов на вопросы и определите следующие моменты:

  1. Какова цель праздника? Для этого надо ответить на вопрос: чего мы хотим получить от этого мероприятия? К примеру, если это Новый год, мы хотим встретить его так, чтобы он был успешным и счастливым. Это условие ведущий оговаривает в начале торжества. Оно может быть оформлено в виде веселого договора, подписанного всеми участниками. Или в виде торжественной клятвы: «Мы… такие-то такие-то, торжественно обещаем: пить, танцевать и веселиться так, чтобы весь год быть здоровыми, бодрыми, веселыми!»
  2. Какова тема праздничной встречи (застолья, банкета и т. д.)? Тема определяется датой (если это календарный праздник) или поводом, по которому люди собрались веселиться. Например: празднование Масленицы посвящено встрече Весны. Тема весны определяет все дальнейшие перипетии. Определив тему, автор видит, о чем писать, в каком стиле оформить зал, какие будут номера, игры, костюмы, реквизит и так далее. Тема определяет подходящую форму праздника. Например, ту же масленицу можно решить в форме ярмарочного балагана. Отсюда рождаются тексты в виде закличек, появляются герои в костюмах балаганных дедов, коробейников и так далее.
  3. Что или кто мешает достичь цели? Цель — встретить счастливый Новый год. Мешает погода, Баба-яга или другие злодеи. Появляется конфликтная ситуация, вокруг которой завязываются все действия, проявляется общая заинтересованность в преодолении препятствий, компания объединяется в едином порыве, сценарий держит гостей в тонусе весь вечер.
  4. Каково ведущее предлагаемое обстоятельство? Вокруг чего конкретно происходит борьба? На чем держится конфликт? Куда движется сюжет? Это может быть предмет, персонаж, явление или какое-либо спорное утверждение.

2022-01-15_23-17-26.png

Например, на празднике Знаний 1 сентября в школе можно объявить о сокровище, которое было украдено и спрятано какими-то злодеями. Чтобы его найти, надо пройти череду испытаний. На этот каркас легко и просто накладываются различные игры, концертные номера и прочие забавы.

Внимание! Классика жанра: новогоднее елочное представление, когда ведущий объявляет о том, что Снегурочку, Деда Мороза, елочку или мешок с подарками похитили какие-то злые силы. Участники под его руководством выполняют различные действия, помогающие одолеть злодеев, спасти добрых героев и получить в конце за это заслуженную награду!

Эта простейшая схема поможет правильно написать сценарий любых праздничных мероприятий. Она дает автору возможность сконцентрировать внимание на поставленной задаче, возбуждает воображение, вдохновляет на создание интересного, захватывающего сюжета!

2022-01-15_22-58-43.png

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СТРУКТУРА СЦЕНАРИЯ?

Хорошо организованный праздник идет по накатанной колее так, что никто не видит поставленных ограничителей, но никто их не переходит. В сохранении баланса между организованностью и свободой и есть самая большая сложность проведения интерактивных мероприятий.

Достижение этой гармонии обычно возлагают на плечи ведущего, но лучше, если автор сценария тоже позаботится о логичной и правильной структуре, на которой будет держаться весь праздник.

Разработка сценарного плана выполняется по следующей схеме:

  1. Вступление.
  2. Кульминация.
  3. Заключительная часть.

Внутри и между этими компонентами выстраивается программа праздничного вечера. Можно ли назвать ее сюжетом? Да, если соблюдены законы драматургии, о которых шла речь выше.

Важно! По определению сюжет — это борьба между противоборствующими силами за достижение некоей цели. Если в программе праздника прослеживается конфликтная ситуация, можно говорить о сюжете.

Классический пример – новогодние елочные представления, когда добрые и злые персонажи пытаются привлечь детей на свою сторону.

ПИШЕМ ВСТУПЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНО

В начале надо привлечь внимание гостей к теме, ради которой все собрались, организовать их для совместного проведения праздника, настроить на нужный лад, задать атмосферу. Это самая короткая часть вечера.

Совет: послушайте начало праздничных передач федерального или советского телевидения. Обратите внимание на то, как обставлен выход ведущих. Там это сделано очень эффектно и профессионально. Воспользуйтесь идеями и саундтреками профессионалов.

После приветствия можно провести короткий блиц-опрос зала, конкурс лучших поздравлений, игру-знакомство, игру на внимание, конкурс на лучший тост и так далее.

КАК ПИСАТЬ КУЛЬМИНАЦИЮ?

Кульминация — апогей праздника: высшая точка, самая яркая и захватывающая его часть. В сценарии этот эпизод прописывают ближе к финалу. Потому что кульминация означает победу добра над злом, достижение цели праздника, торжество справедливости, когда уже нечего делать, не за что бороться, злодеи повержены, стыдятся и раскаиваются. Пришло время завершать мероприятие и прощаться!

Важно! Участие неподготовленных гостей вносит элемент спонтанности, что требует от организаторов и ведущих быстрой реакции и умения импровизировать. Им надо быть готовыми к неожиданностям во время проведения праздника и иметь на всякий случай несколько заготовок в виде дополнительных шуток, игр, сценок, концертных номеров и так далее.

Классический пример: Дед Мороз зажигает огоньки на елке. Баба-яга и ее пособники просят прощения, исправляются и просят разрешения веселиться вместе со всеми. Веселье продолжается, но уже без артистов.

2022-01-15_22-59-51.png

СОВЕТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ

Сценарный замысел, конечно же, определяет дизайн зала, в котором будет проходить мероприятие. Составление сценария праздника зачастую идет рука об руку с другими организационными работами, возлагаемыми на автора.

Важно! Чтобы сделать интересное оформление, надо придумать необычную форму проведения мероприятия. Жанр и стилистика праздника определят его декоративную сторону.

Например, зал на юбилей или день рождения можно оформить звездными зодиакальными символами, провозвещающими виновнику торжества добро и благо!

Будет интересно, если поместить портреты юбиляра в центр астрологического круга! В таком оформлении хорошо будут смотреться сценки с гадалками, волхвами, астрологами, цыганами. В этом же ключе проводят конкурс на лучшее предсказание, аукционы, лотереи.

2022-01-15_23-07-35.png

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Праздничные сценарии, как правило, пишутся по единому шаблону. Меняется только тема, форма, персонажи, декорации, тексты. В каждом конкретном случае автор оговаривает с организаторами или заказчиками праздника отдельные детали.

Хитрость! Начинающему сценаристу можно поискать в библиотеках книжку «В помощь самодеятельности» или что-то в этом роде. Эта серия содержит огромное количество методичек и готовых сценариев на самые разные темы. Их можно использовать в качестве шаблона, чтобы набить руку и понять секреты правильного составления сценария!

2022-01-15_23-05-20.png

Праздничные мероприятия с участием зрителей бывают следующих видов:

  • застольные (свадьбы, юбилеи, корпоративы);
  • торжественные, официальные;
  • театрализованные.

Торжественная часть обычно предшествует застольной. Элементы театрализации могут присутствовать и в первой, и во второй частях. Главное, что требуется от автора во всех случаях, это не перегружать праздник скучными длинными речами. Даже если они очень красиво написаны.

Важно! Каждому автору и ведущему подобных вечеров надо помнить одно золотое правило: люди приходят на праздник веселиться, а не слушать умные слова. Сценарий пишут для конкретных людей. Тексты, артисты, игры, сюжет должны вести праздник, но не заслонять собой веселье и свободное общение гостей.

2022-01-15_23-13-05.png

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРАВИЛЬНОМУ ОФОРМЛЕНИЮ СЦЕНАРИЯ

Сценарий любого мероприятия помимо интересного содержания должен быть правильно оформлен. Аккуратность нужна как самому автору, чтобы защитить свою идею перед заказчиком или художественным советом, так и другим участникам.

Сценарий печатают в нескольких экземплярах, чтобы раздать:

  • руководителю проекта (директору клуба, администратору, заказчику);
  • режиссеру, художнику, ведущим;
  • звукорежиссеру, диджею, осветителю.

Перечень сотрудников зависит от масштаба праздника. Их может быть больше или меньше, но каждый должен иметь для работы свой экземпляр.

Оформление текста сценария по шагам:

  1. На заглавном листе вверху пишут название учреждения, по заказу которого пишется сценарий и в котором планируется проведение праздника.
  2. Под шапкой набирают название и имя автора-составителя.
  3. В нижнем колонтитуле обозначают город, в котором написан сценарий, и год написания.

Первую страницу не нумеруют. Верхний колонтитул отдают шапке, в которую вписывают следующее:

  • цель мероприятия (воспитательная, просветительская, развлекательная);
  • место/время проведения;
    • оформление (список необходимого оборудования и реквизита);
    • список персонажей, принимающих участие в театрализованном представлении).

Далее следует таблица, в которой по колонкам описывается ход мероприятия:

Пример: «Сценарий о пользе прививок против ковида».

Название: «Изгнание Коронавируса с Земли Русской».

Автор: Александр Петров. г .Самара, 2021

Действующие лица

Текстовка каждого персонажа

Авторские ремарки (пояснения: кто откуда вышел, как сказал, в какой интонации, с каким настроением и т. д.)

Поле для заметок и примечаний

Маска 1-я

Вот уж Новый год подходит,

А Ковид все не уходит!

Звучит тревожная музыка. Выходят Маски

 

Маска 2, 3, 4….

Надо нам его спровадить

И людей от бед избавить

   

Как оформить сценарий праздника? Смотрите в следующем видео:

КОНКРЕТНЫЕ ИДЕИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРАЗДНИКОВ

На юбилее, дне рождения, любом семейном празднике, корпоративах, школьных вечеринках очень хорошо принимаются именные поздравления. Сочинить их очень легко: автор или организатор записывает имена виновников торжества и их близких родственников.

Выбирают тех, кто будет на празднике. К имени подбирается простейшая рифма: Наталия — Италия, Ольга — Волга, Николай — Играй, Желай, Григорий — Добрый и так далее. По этим простейшим созвучиям составляются позитивные четверостишия типа:

Любим нашу мы Наталию,

Как прекрасную Италию:

Всем Наташа хороша:

Блеск — фигура, свет — душа!

***

Наш Григорий — парень добрый,

И всегда готов помочь,

Оставайся сильным, бодрым,

В светлый день и в темну ночь!

Спортивный праздник можно провести в форме Олимпиады. Ведущий будет говорить как спортивный комментатор. Из числа гостей выбрать жюри, начать действо с зажжения факела, потом пронести его торжественно по залу.

Хитрость! Пусть автор посмотрит трансляцию открытия Олимпийских игр, чтобы позаимствовать оттуда интересные идеи и повторить структуру в своем сценарии!

Сценарий воспитательного направления для детей строится по такой схеме: ведущими выступают персонажи популярных мультиков. Например, Маша и Медведь, Нюша и Бараш (из Смешариков) или кто-то из семейства Барбоскиных. Один из них говорит правильные вещи, другой ему возражает.

2022-01-17_18-20-02.png

Они призывают на помощь гостей, проводят флешмобы, конкурсы, в которых побеждает положительный и проигрывает отрицательный персонаж. В заключительной части последний понимает свои ошибки и раскаивается! Справедливость торжествует! Цель праздника достигнута! Плохой герой исправился и стал хорошим! Всем раздают призы, награды и подарки! Праздник завершается песней про дружбу!

Подписывайтесь на нас

Все ваши наработки и задумки должен отражать сценарный план, его вы предоставляете оргкомитету, для краткого изложения сценария праздника, главные действия и этапы праздничных мероприятий.

Это важнейший документ, на который опираются все члены оргкомитета праздника, сценарный план, является основой для официального протокола, по которому действует орготдел администраций и создания бюджета вашего торжества. Его составляющие определяют размер трат, технического и творческого наполнения празднеств.

Сценарный план для примера

Как сделать сценарный план предлагаем вам освоить на примерах, которые опубликованы ниже. В списке наиболее значимые праздники России, при проведении который требуются сценарные планы, чтобы утвердить их и приступить к написанию сценария на их основе.

Сценарный план праздника День города

Отработанный на практике сценарный план мероприятий на День города опубликован для помощи организаторам и культработникам, которые проводят подобные праздники на своей территории.

Сценарный план художественного пленэра

Этот сценарный план открытия пленэра художников опубликован для примера организаторам, которые проводят подобное мероприятие на своей территории.

Сценарный план мероприятий ко Дню Победы

Предлагается сценарный план на День Победы, центральных мероприятий, посвящённых очередной годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной Войне — «Свет Победы».

Сценарный план праздника журналистов газеты

Готовый поэтапный сценарный план юбилея газеты будет полезен организаторам для примера, при проведении подобных праздничных торжеств на своей территории.

Сценарный план ко Дню культработника

Для примера сценарный план праздника, посвящённого Дню работника культуры в районном Доме культуры, куда включен перечень мероприятий.

Сценарный план при организации праздника

Организация праздника, включает в себя ряд задач, которые и формируют позитивное отношение у потенциального зрителя и должны полностью оправдать ожидания людей, для которых и делается праздник, поэтому важно само, поэтапное начало праздника.

1. Праздник задолго подготавливается большим комплексом работ, закладывается его материальная база, проводятся работы по украшению мест проведения Праздника, устраиваются сценические площадки, на которых развернется действие.
Праздничная ситуация формируется циклом мероприятий, направленных на освещение основной темы Праздника, рассмотрим в данной статье — ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ НАРОДА.

Тему раскрывают: театральные спектакли, в которых звучит эта тема, это филармонические концерты, и специальный подбор кинолент, перед демонстрацией которых выступают специалисты, акцентирующие внимание зрителей на главных вопросах человеческого бытия.

Это и специальные выставки городских, областных и районных музеев, школьных музеев, музеев предприятий, тематические выставки библиотек.

Буде эффективны: интервью на радио, телевидении, в газетах с людьми различных профессий, раскрывающих свой талант в служении на благо обществу, беседы с писателями, художниками, историками, священнослужителями.

В результате этих усилий Праздник в своем движении должен объединить людей всех слоев общества, прихожан и мирян, направить их внимание на общее дело возрождения народа, Праздник должен обрести гражданское, общечеловеческое звучание.

Мероприятия, посвященные празднованию рождения города, которые включают в себя:

  1. концерты духовной музыки;
  2. концерты фольклорных коллективов;
  3. смотры, выставки, посвященные духовной жизни народа, истории родного края.

2. О Празднике и его программе сообщается в прессе, по радио, телевидению, афишах праздника, приглашениях.

3. В день Праздника с раннего утра народ идет в Церкви. Начинается большой Праздник…

По традиции в полдень начинаются народные гулянья.

Утра до начала основных мероприятий по дальним улицам города курсирует машина с громкоговорящей связью, транслируя праздничный репортаж-приглашение. По центральным улицам разъезжает декорированная карета, запряженная тройкой лошадей, с глашатаями-скоморохами.

Зазывают людей на Праздник…

РЕПОРТАЖ-ЗАЗЫВ ГЛАШАТАЕВ-СКОМОРОХОВ, ТРАНСЛИРУЕМЫЙ ИЗ МАШИНЫ

На фоне задорных русских народных мелодий зазывалы-скоморохи.

Облачись, честной народ!
В красные одежды.
Праздник главный у ворот,
Веры и Надежды!..
Праздник света и любви,
Радости м счастья,
Мы отметим до зари
Массовым участием!
Не обходим стороной, —
Города рожденье,
В этот день и в этот час,
Прогони сомненье!
Пусть все добрые у нас,
Сбудутся решения!
Пусть задумки до конца
Будут воплощаться!
Вместе души и сердца,
Празднику сбываться!
Земляки! Давай, вставай,
Протрезвей от спячки…
В праздном деле избегай
Суеты, раскачки!
От зари и до зари
Не томись в безделье,
Дел побольше сотвори
В массовом веселье.
В этот день ты прояви
Лики и одежды,
Праздник радости, Любви,
Веры и Надежды!
Не печаль и не застой,
И не наваждения!
Главный Праздник городской, —
Духа пробуждения!
Освещает нам пути
Свет твой Изначальный!
Наши души просвети,
Праздник величальный!
Разожги огонь в крови,
Лишь коснешься слуха,
Праздник света и Любви,
Возрождение духа!
Чтобы свет во тьме сиял!..
Ярче разгорался,
Чтобы в буднях прорастал
Праздник, приближался!
Чтобы каждый воспарил,
Духом укрепился,
Чтоб Тебя благословил,
И к Тебе стремился!..
Поспешайте, Праздник ждет,
Покидай постели,
Не проспи, честной народ,
Радость и веселье!..
Лени волю не давай,
Сном пускай не дразнит!
Эй, народ честной, вставай,
Выходи на Праздник!
Выходи, развеселись!..
Всем на удивление,
И на площадь появись
К нам на представление.
Ныне верим чудесам
Запрягай-ка лошадь!
И к двенадцати часам
Ты явись на площадь!
Здесь мы многому итог
Подведем, расскажем…
И торжественный Пролог
Праздника покажем!

Организация праздника, это полное сопровождение творческой группой всех мероприятий, каждого действие исполнителей, статистов и возможная реакция зрителей, должны быть подконтрольны и предсказуемы. Поэтом важно на каждом участке, череды мероприятий иметь ответственных, кураторов, которые извещают режиссера и оргкомитет о проходящих мероприятиях, предотвращать заранее и помогать на местах решать возможные проблемы.

Как делать праздник, читайте в следующем выпуске материалов по теме «Организация праздника»

В помощь организатору праздника, г. Данков, 2016 год.

© КАНУН

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях, чтобы быстрее других получать свежие материалы и сценарии праздников:

  • Наша группа ОДНОКЛАССНИКИ
  • Наша группа ВКОНТАКТЕ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • План сценарий ко дню учителя
  • План сценарий классного часа
  • План сценарий квн
  • План сценарий досугового мероприятия
  • План сценарий внеурочного мероприятия