План сценарий урока литературы

Сценарий уроков по литературе

                             Иван  Алексеевич  Бунин .  Стихотворение  «Листопад».

                                                  Урок  внеклассного  чтения.

         Цели  и задачи на уроке :

-Продолжить работу над формированием навыков анализа  лирического  текста.

-Учить ребят соотнесению словесного и зрительного образа природы через  прослушивание  песни  про листопад,  рассматривание картин русского художника и чтение лирического  текста.

— На изучаемом материале  закреплять и конкретизировать понятие о теме художественных произведений.

— Вести подготовительную работу по формированию навыков художественного описания картин природы в написании детских сочинений.

-Развивать внимание, память,  слух, речь учащихся.

-Создать условия для раскрытия  своих  возможностей каждым ребёнком, воспитывать  интерес  и любовь к  музыке, живописи, литературе, бережное  отношение к  природе; научить увидеть  красоту  природы  и  почувствовать  звуки  природы.

        Оборудование урока:

  • Картина   И.С.Остроухова «Золотая осень».
  • Песня про листопад.
  • Материал для чтения: И.А.Бунин «Листопад».

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!  Давайте   улыбнёмся  друг  другу! Нежная   и  тёплая  улыбка  украшает наши  лица.  Садитесь!

II. Работа над новым материалом.

1.  Давайте  послушайте  песню и  запомните  опорные  слова.

    * Звучит  песня  про листопад.

-О  каком  времени года эта  песня? (  Об  осени)

-Как  вы  узнали , что эта  песня  об  осени?  Какие  опорные  слова нашли?   (Первый сад,  розовый  листопад, листопад,  словно  бабочки с  небес  летят,  кружится  солнце  золотое,  печаль  и  грусть, осень  сравнит  чудеса…)

— С  кем  сравнивает листопад? (  с  бабочкой).  

— Да, листья падают ,  словно  бабочки  с небес  летят.

— Что такое  листопад? ( опадение  листьев у  деревьев,  кустарников)

— Каким  способом образовано слово «листопад»? ( листья  падают —  путём  сложения  двух  основ-  «лист+ пад и  соединительная  гласная О).

2.Беседа с учащимися по картине  русского  художника  И.С.Остроухова «Золотая осень» .

   Учитель.  Осень.  Это чудесное время года . Оно привлекало внимание не только  композиторов, поэтов и писателей, но  и  художников.  Давайте  обратимся теперь к живописи.  Перед вами  картина   известного  русского  художника  Ильи Семёновича Остроухова  «Золотая осень». Рассмотрите эту картину, чтобы ответить на вопросы, записанные на доске ( на слайде):

  1. Какую  пору изобразил  художник на  картине? ( Осеннюю пору, золотую  осень)
  2. Почему картина  так называется?
  3. Что вы увидите на  картине?
  4. Что вы увидите на картине ?
  5. Что, увиденное художником, наблюдали и вы во время осенней прогулки?

(После рассмотрения картин ребята обмениваются своими мнениями).

И.С. Остроухов - «Золотая осень»


        «Унылая пора! Очей очарованье!» — так писал об осени Александр Сергеевич Пушкин. Эти же слова приходят на ум, когда смотришь на картину Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень».
    Золото повсюду: на деревьях и на земле. Золотой наряд окружающих деревьев оттеняет бледно-голубое небо на заднем плане картины, чтобы не отвлекать внимания от их пышного наряда. Небо лишь кое-где просвечивает сквозь золотую листву, являясь своеобразным фоном для нового убранства этих красавцев. Даже старое корявое дерево, изображенное слева на картине, преобразилось, сменив зеленое платье на  золотое. Только трава еще не совсем поменяла наряд, да на некоторых листочках проглядывают зеленые пятна. Но на фоне этой неброской зелени еще изумительнее смотрится осеннее убранство кленов, молодых берез и осин.
      На лесной тропинке Остроухов изобразил двух сорок. Складывается впечатление, что они спешили по своим делам, но остановились, привлеченные окружающим золотом, и теперь бурно обсуждают, чей наряд краше и пышнее.
     Великолепная картина! По мнению многих критиков,
«Золотая осень» является одним из лучших произведений знаменитого художника, создавшего много прекрасных полотен, которые стали украшением не одного музея.

3. Мы продолжаем наблюдать описание осени  в стихотворении  знаменитого  русского  поэта.

  Сегодня  на  уроке  внеклассного  чтения  мы  будем читать , научимся  анализировать  стихотворение Ивана  Алексеевича Бунина « Листопад».

3.1..Знакомство  учащихся  с  содержанием  стихотворения.  Чтение его учителем.

                                 И.А. Бунин  «Листопад».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над  светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в  лазури  голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А  между  клёнами  синеют

То  там, то  здесь  в  листве  сквозной,

Просветы в  небо, что  оконца.

 Сегодня  на  пустой  поляне,

Среди  широкого  двора,

Воздушной  паутины  ткани

Блестят, как  сеть, из  серебра.

Сегодня  целый  день  играет

В  дворе  последний  мотылёк

И , точно  белый  лепесток,

На  паутине  замирает,

Пригретый  солнечным  теплом.

Сегодня так  светло  кругом

Такое  мёртвое  молчанье

В  лесу  и  в синей  вышине,

Что  можно  в  этой  тишине

Расслышать    листика  шуршанье.

3.2.Учитель. Были в тексте слова и выражения, малознакомые вам?   (Выясняется значения слов: лиловый, багряный, лазурь и другие).

                                          Словарная работа:

Лиловый  — цвета  сирени  или  фиалки,  фиолетовый.

Багряный — багровый:  красный  густого,  тёмного  оттенка.

Лазурь- 1.  светло- синий  цвет,  синева. 2 краска  светло-синего  цвета.

Расписной – разрисованный   красками,  украшенный  живописью.

Терем – в  Древней  Руси:  жилое  помещение в  верхней  части  дома  или  дом  в  виде  башни.

Пёстрый – состоящий  из  разноцветных  пятен, полос,  разноцветный.

Резьба – рисунок,  вырезанный на  дереве,  кости.

Просвет-  1. Светлая полоса или  слабый  луч  света в  неосвещённом  пространстве.

        2. Ширина  окна или  двери.

Паутина —  сеть из  тонких  нитей, получающихся от выделения  пауком  клейкого  сока.

Мотылёк – небольшая  бабочка.

              3.3.Беседа по содержанию  стихотворения.

— Итак, какое настроение выражено автором?

— Чем восхищается автор?

              3.4.Чтение стихотворения с анализом:

Учитель. А сейчас будем читать текст ещё раз и проследим, какие картины изобразил Бунин в стихотворении и как.

       *Чтение 1-й части стихотворения.

  Учитель. А теперь давайте найдём в этой части художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины?

Учитель. Что рисует автор?

 Дети:  — В  начале стихотворения автор рисует лес.

Учитель. С чем  автор   сравнивает  лес?

  Дети:  — И он  сравнивает его с теремом.

Учитель. А почему лес расписной? Кто его расписывал?

Дети: Его расписала осень разными цветами красок: жёлто — золотыми, лиловыми, багряными.

Учитель : А как вы понимаете выражение: лес «стоит «весёлой, пёстрою стеной»?

Дети: — Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами.

— В картине  Остроухова мы тоже видим на дальнем плане изображение леса, -и он тоже похож на стену.

— А я хочу сказать, что автор стихотворения тоже, наблюдал лес со стороны, с поляны: «Стоит над светлою поляной».

  Учитель. Вычитаем другие рисующие слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины.

Дети: — Жёлтые берёзы, у них листочки резные и блестящие, — мы наблюдали такие, когда были на прогулке. Жёлтый цвет берёз очень красиво сочетается с голубизной неба:

«Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой».

— Поэт ещё говорит о ёлочках, сравнивает их с тёмными вышками, и они не меняют цвет осенью и чётко выделяются на золотом фоне  берёз:

«Как вышки, ёлочки темнеют».

Учитель. Вот мы  увидели очень похожие картины у Бунина и Остроухова:

«А между клёнами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца»…

      И на картине мы видим эти голубые просветы сквозь золотую листву клёнов.

— Очень интересно: и поэт, и художник изобразили одну и ту же картину, словно договорились…

Учитель. Нет, они не договаривались,  просто  красивое в природе привлекает любого  человека, мимо такой красоты нельзя пройти  равнодушно.

                                                        Работа над II частью.

Учитель. А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия.

       Опишите  своими   словами  картины , которые вы  увидите, и  соотнесите их с текстом.

Дети.— Автор рисует паутину, похожую на серебряную  сеть:

« Воздушной паутины ткани

Блестят, как  сеть, из серебра».

— А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток.

— Это последний мотылёк, уже   нет  насекомых. Мотылёк  пригрелся на  солнышке, ему  тепло, приятно, он  замер  на  паутине:

« И точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом».

— День солнечный, яркий:

«Сегодня  так  тепло кругом».

Учитель. А теперь прочитайте последнее четверостишие: какие звуки услышал автор в  осеннем  лесу?

Дети: — Он  услышал  «мёртвую  тишину»:…такое  мёртвое  молчание»…

Учитель. —  А  разве  тишину  можно  услышать?

Дети. Можно.

Учитель. А почему  о  тишине  автор  говорит,  что  она   «мёртвая»?

Дети. — Чтоб  мы  поняли,  что  в  лесу нет  никаких  звуков  ни  шума  ветра,  ни  птичьих  голосов « в  лесу и  в  синем  вышине…».

— А  ещё  чтобы  мы  услышали на  фоне  такой  тишины  еле  заметные  звуки  падающего  листика:

« Что   можно  в  этой  тишине

Расслышать  листика  шуршанье».

3.5.Учитель. А можете    вы  услышать  эти  звуки  в  стихотворении?  Найдите  звуковые  средства  описания  картин  в  художественном  тексте?

Дети:  Здесь есть  слова, в  которых  употребляются  звуки,  передающие  шуршание листика:

* «молчанье» — ч;

* «вышине»  —  ш ;

*«можно» — ж;

* «тишине»  -ш;

*  «расслышать»   — ш;

*  «шуршанье»  — ш.

3.6.Наблюдение  над  цветовой  гаммой  изображения  осеннего   пейзажа  на  картинах  и  в  стихотворении.

  Учитель. А теперь  ещё  раз  посмотрите  на  картины :  какие  цвета  использовал  в  них  художник?  Какие  цвета  преобладают?

    (Ребята  описывают картину.)

А  теперь  давайте  посмотрим, какая  богатая  цветовая  гамма в  изображении  осенних  картин  в  стихотворении И.А.Бунина?

( Ребята   вычитывают: * « лиловый»

                                         *«золотой»;

                                         *  «багряный» ;

                                         *  «жёлтый»- «жёлтою  резьбой»;

                                        *  «синий» — « в  синей  вышине»;

                                        *  «серебристый» — «как  есть  из  серебра»;

                                         * «белый» — « белый  лепесток».

3.7.Выразительное чтение  стихотворения. Определение  главной  мысли  стихотворения,  конкретизация  темы  подбором  заглавий.

Учитель. А  теперь  скажите, о чём это  стихотворение?

Дети :  об  осени…

— О красоте  осенней  природы.

— О  чувствах  от  увиденной  красоты.

Учитель.  А как  вы  думаете, для  чего  Бунин написал  его?

Дети :— Чтобы  обратить  наше  внимание  на  красоту  природы.

— Чтобы  рассказать  читателю об  этой  красоте  и  заставить  его  полюбоваться  ею.

—  Чтобы  выразить  свои  чувства и настроения, своё  душевное  настроение.

— И свою  любовь к  природе.

4. Определение  темы  и  основной  мысли  стихотворения.

Учитель. Поэт  назвал  стихотворение  «Листопад». Как  вы  думаете,  определено ли  в  этом  названии  основное  содержание,  основная  тема  стихотворения?  Выскажите  своё  мнение.

Дети: — Я  думаю,  что  нет,  потому  что  о  листопаде  упоминается только  в  последней  картине: «Расслышать  листика  шуршанье»…, а  во  всём  стихотворении  говорится о  красочных  картинах осени.

— А я  считаю,  что  соответствует.  Я понял, что автор  в  это  название  воплотил не  само  явление листопада, а  именно эту  пору  осени,  пору  листопада,  когда  листья   меняют  окраску и , перед  тем, как  упасть  с  деревьев, необыкновенно  красивые.

— А  я  обратила  внимание  на  подзаголовок:  это  ведь  не  всё  произведение, а  отрывок,  в  котором   главное  внимание  обращается на  красоту  и  разнообразие  осенней  природы  в  пору  листопада.

4.1.Учитель. Попробуйте  подобрать  своё  заглавие  к  этому  стихотворению.

(Ребята  придумывают  названия:  «Осень»,  «Осенние  картины»,  «Осенний  день»,  « Осенний лес», «Осенний  пейзаж», « Звуки  осени»,  «Краски  осени», «Осенние  настроения» и  другие).

  Учитель  записывает  эти  названия  на  доске (  на  слайде).

Учитель.  Всеми  этими  заглавиями  можно  выразить  тему  данного  стихотворения?

Дети :  Да,  всеми.

—  В стихотворении  говорится  об  этом.

Учитель. Я  с   вами  согласна,  но  среди  этих  заглавий есть  такие,  которые  отражают  тему  осени  широко,  т.е.  обращается  внимание на  несколько  картин,  а  другие  ограничивают  изображение  отдельных,  конкретных  деталей.  Например, как  вы  думаете, какое  из этих  двух  заглавий  более  точно  раскроет  данного  текста:  «Осенний  день»  или  «Звуки  осени»?

Дети: — Я  думаю «Осенний  день»,  потому  что  в  содержании  нарисованы  сразу  несколько  картин.

— А «Звуки  осени»  подойдёт  только  к  последнему  четверостишию.

—  Ведь  стихотворение  не  только  о  звуках, а  и о  красках  осени, и  о  лесе,  о  мотыльке.

5. Учитель. Молодцы. Дома  подготовите  выразительное  чтение  стихотворения. Напишите  сочинение — описание  « Осенний  день»

 Муниципальное  автономное  общеобразовательное  учреждение

          Средняя общеобразовательная  школа  с. Аксы-Барлык

                   Барун-Хемчикского  кожууна  Республики  Тыва

                                                   Иван Алексеевич Бунин

                                               Стихотворение «Листопад»

                                                (Урок  внеклассного чтения)

                                                                                 Хомушку  Марта  Сааяевна

                                                                         учитель русского языка  и литературы

                                       Аксы-Барлык – 2018 г.

  1. Оргмомент

  2. Подготовка к восприятию:

Слово учителя о писателе

Ребята, сегодня нам выпало огромное счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем, непревзойденным мастером короткого рассказа.

Почему я говорю вновь? 

Потому что вы знакомы с некоторыми его рассказами. Какими?

Но если учесть, что рассказов у Чехова множество, мы не можем еще сказать, что знаем его творения. Мы мало знаем и о личности самого писателя, и о его биографии.

Учитель рассказывает про личность и творчество А.П Чехова

Чехов был удивительным человеком. Внешность его была запоминающ аяся. Высокого роста, худощ авы й, необычайно аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с достоинством. Поражало лицо этого человека — открытое, умное, с веселыми светло-карими глазами. Об этом говорит нам и репродукция с его фотографии. (Показать).

Таким Чехов остался и в зрелые годы, только появилось пенсне,и на лице заметны следы возраста — усталость. (Показать репродукцию с фотографии), Чехов прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что он сделал ее сам. И свой характер он сформировал тоже сам. Как это произошло?

Чехов был великий труженик, Начиная с детских и юных лет, которые прошли в Таганроге, он много трудился. У его отца была крохотная лавка (магазинчик), и Чехов-гимназист после занятий почти ежедневно стоял за прилавком, безотказно помогая отцу. А когда отец разорился, и семья переехала в Москву, Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Он жил только на свои средства, которые добывал репетиторством и другим трудом.

В Москве Чехов поступил на медицинский факультет университета, но теперь ему приходилось, кроме себя, содержать отца и мать (так будет отныне всегда) и помогать братьям и сестре (это тоже будет всегда). И для этого надо было много работать.

Но трудовая школа не прошла даром. Он узнал жизнь, людей; в нем появилось чувство собственного достоинства, уверенность в себе; он стал независимым, свободным человеком.

Чехов начал писать в студенческие годы. Под его пером рождались короткие рассказы, подписанные различными псевдонимами, т.е. вымышленными именами, например: “брат моего брата», “Человек без селезенки», “Антоша Чехонте”. Последний псевдоним был главным.

Под этим именем Чехова знала вся читающая Россия.

Рассказы Антоши Чехонте были смешные, и люди, читая их, хохотали; а жизнь в стране была далеко не смешной. 1 марта 1881 года революционеры убили царя Александра ll-го, и начались аресты, ссылки; устанавливалась полицейская слежка за людьми.

Чехов видел, как менялось поведение многих людей в это время: они всего боялись — лгали, дрожали перед начальством; они легко становились подхалимами, но вели себя по-хамски с подчиненными.

В этой обстановке писатель занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи и насилию, к грубости и чванству; он презирал трусость и подхалимство но всех его видах. Какая нужна была сила духа, говорит К.И. Чуковский о Чехове, чтобы в то время открыто защищать ум. талант, и “свободу от силы и лжи»! [1].

Прежде всего этой цели служили его книги. В них он и осудил общественные пороки своего времени. Об этом нам говорит его рассказ “Хамелеон», созданный им в 1884 году и подписанный псевдонимом «Антоша Чехонте”. Сейчас мы начнем знакомиться с его содержанием.

Ученики перечисляют прочитанные ими произведения

Ребята открывают тетради, записывают тему урока

Регулятивные УУД: прогнозирование (предвосхищение результата)

Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой речи.

  1. Анализ рассказа А.П Чехова «Хамелеон»

  1. Беседа по произведению

  1. Вывод

Итак, рассказ прочитан.

— Какие мысли и чувства вызвал?

-Этот рассказ заставляет нас смеяться, задумываться, грустить?

Прокомментируйте свой ответ.

-Рассказ очень короткий. События в нем разворачиваются быстро. Начинается рассказ сразу же с описания места действия.

Что мы узнаем из этого описания?

Обратите внимание на такие предложения: “На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти, около них нет даже нищих”.

С какой целью Чехов использует эпитет “уныло” и сравнение “как голодные пасти”?

О каких событиях идет речь в рассказе? Когда они начинаются?

Как развиваются дальше?

Чем заканчиваются?

— Придумайте всего пять предложений, с помощью которых можно передать последовательный ход событий, употребив глаголы в настоящем времени.

-Посмотрим на план и ответим на вопрос: Какое из пяти предложений вы считаете наиболее значимым и почему?

-Теперь поговорим о главном герое произведения, т.е. о ком?

Что вы скажете о его поведении?

Почему он так себя ведет

— Да, мы видим, что Очумелов боится попасть впросак и поэтому его мнение очень быстро меняется, оно зависит от реплик, которые раздаются в толпе.

Можно ли показать графически, как меняется мнение Очумелова и тон его речи? Пользуясь текстом, приведите примеры, как меняется взгляд Очумелова на собаку.

1) Вначале Очумелов решает: “А собаку истребить надо”.

2) Затем он приходит к выводу, что собака не виновата, а виноват Хрюкин.

3) После этого считает, что собака — “черт знает что! Ни шерсти, ни вида — подлость одна только!»

4) А через несколько секунд заявляет: “Собака — нежная тварь»

5) Но тут же заявляет. “Она бродячая… Истребить, он решает: “Собачонка ничего себе… Шустрая такая

-Эта схема наглядно показывает, как за несколько минут Очумелов шесть раз изменил свое мнение. Он как оборотень: то угодник, то хам; то полицейский надзиратель, то маленький человек, которые боится не угодить начальству.

— Как одним словом можно назвать такого человека? Как называет его автор?

— Чтобы увидеть, как “хамелеон» Очумелов меняет свою окраску, ‘ прочитаем эту сцену (в сокращении) по ролям.

— А чувствует ли Очумелов неловкость от своего поведения, не стыдно ли ему так открыто обнаруживать свою беспринципность, отсутствие чувства собственного достоинства? А почему ему не стыдно?

— Как оценивает его поведение толпа обывателей? Почему она не осуждает своего полицейского надзирателя? О чем говорит их сходство?

Известно, что смех бывает разный: дружелюбный, незлобный, чванный, обличающий.

Выберите из этого ряда наиболее подходящие определения смеха, каким, по-вашему мнению, пользуется автор.

А как называется незлобный смех?

А обличающий общественные и человеческие Пороки?

К чему же прибегает Чехов: к юмору или сатире?

К каким приемам он прибегает, чтобы вызвать смех? Что нас смешит?

— Автор использует смешные фамилии: Хрюкин, Очумелов, Кого напоминает слово “Хрюкин”? А Очумелов? От каких слов оно произошло?

— Если обратиться к «Словарю русского языка” Ожегова, то можно понять, что фамилия этого героя происходит от слоев “очумелый», “очуметь”, что значит “совсем потерять соображение”. Важно и то, что само слово “чума” означает острозаразную болезнь, которая поражает многих людей.

— Так почему Чехов дал такую фамилию своему герою?

-А не смешит ли нас речь героев?

-Выберите из текста “образцы” речи Хрюкина и Очумелова и познакомьте нас с ними.

— Можно ли показать, что речь характеризует героя? Как?

— Чехов использует в рассказе и художественные детали, которые выполняют различные функции.

Обратимся к тексту и подумаем, когда, в какой момент появляется в речи Очумелова слово “пальто» (так он называет свою шинель). Какое значение имеет эта деталь?

Какую роль играет и такая деталь, как “палец”? — Сравните две сцены: в первой палец держит вверх, здесь “палец имеет вид знамения победы»; во второй Хрюкни опускает палец вниз по приказу Очумелова: “А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий’ палец выставлять!”

Подумайте над вопросом.

— Что говорят такие детали, как узелок, решето, конфискованный крыжовник?

— Помогают ли они увидеть истинное яйцо блюстителей порядка. Каково оно?

— Можно ли считать, что Чехов, обращаясь к детали, с еще большей силой осмеивает своих героев?

— Кто думает по-другому?

Аргументируйте свой ответ.

-Мы познакомились с вами с прекрасным рассказом Чехова.

Несмотря на то, что он очень короткий, его содержание никого не оставило равнодушным. Чем это можно объяснить?

-В своем рассказе Чехов мастерски высмеял особое поведение человека — хамелеонство, т.е. приспособление к окружающей обстановке, которое проявляется в легкой и быстрой перемене взглядов, мнений, симпатий.

Чехов понимал природу этого явления. Оно — результат таких общественных условий, когда человек находится в полной зависимости от начальства и потому боится быть самим собой; он становится лакеем, подхалимом, угодником.

Но далеко не всякий человек может быть хамелеоном. Для этого надо обладать особыми качествами души. Какими?

А вот Чехову, по словам К.И. Чуковского, два “порока души” казались особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными”

Эти два порока и приводят к хамелеонству. Они свойственны не только Очумелову, герою рассказа Чехова, но ими, к сожалению, обладают не только книжные герои, но и многие реальные люди.

А какими свойствами души надо обладать, чтобы не стать хамелеоном?

Чехов, например, считал, что человек должен сохранять в любых обстоятельствах чувство собственного достоинства. Оно не только не позволит ему глумиться над слабыми, особенно попавшими в беду, а заставить встать на их защиту. Но наша помощь слабому, доброе участие в его жизни, говорил Чехов, не должны быть навязчивыми, громкими, шумными, — они должны носить деликатный характер.

Согласны ли вы с этими утверждениями или у вас есть другие, противоположные мнения?

Ребята отвечают устно на вопросы учителя

— Смех, улыбку

Рассказ вызывает смешанные чувства. Сначала вроде смешно, но потом становится грустно: насколько нужно быть глупым человеком, чтобы так унижаться перед какой-то собачонкой? Даже если она и генеральская?

-Мы узнаем, что события происходят в провинциальном городке, автор использует очень много деталей.

В первых строках произведения сказано, что за Очумеловым идет городовой, неся решето с конфискованным крыжовником. Нетрудно догадаться, что ягоды были отобраны нечестно и это первый намек на характер надзирателя.

Базарная площадь, обычный день, рядовая ситуация, но из-за статуса собаки начинается полная неразбериха.

Ученики зачитывают свои предложения.

На доске записывают план:

  1. Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов.

  2. Он слышит визг собаки.

  3. Он видит мастера Хрюкина, которого собака укусила за палец.

  4. Очумелое долго выясняет, кому принадлежит собака.

  5. Узнав, что хозяин собаки — брат генерала он продолжает свои путь по базарной площади.

-Главное предложение 4. Потому что, когда Очумелов пытается узнать, чья собака, он постоянно меняет свое мнение и демонстрирует «хамелионство».

-Об Очумелове. Он груб с окружающими, не церемонится с простыми людьми. Он –

человек малокультурный и необразованный.

Беспринципный, ограниченный человек, гибкий в вопросах справедливости, закона, правды. Трусливый приспособленец, пользуется властью в своих целях, уважает статус и чин, а не закон.

Ребята чертят в тетрадях схему « Как меняется мнение Очумелова и то его речи»

— Приспособленец. Хамелеон

Ученики читают выбранную сцену по ролям, потом обсуждают прочитанное.

-Очумелов от такого поведения совершенно не чувствует неловкости. Даже его речь говорит о его необразованности, она невыразительна, бессвязна, нелогична = беспринципный приспособленец.

-Из толпы доносятся реплики по поводу того, кому все-таки принадлежит собака. Страх перед властью, угода полицейскому.

Дети записывают в тетрадь выбранные ими определения

-Юмор

-Сатира

-Чехов прибегает к сатире, чтобы показать сущность системы правосудия, непостоянство взглядов. Осмеивает подхалимство.

-Говорящие фамилии.

-Он не раз меняет свою точку зрения, в нём постоянно
происходит внутренняя борьба.
Полицейский надзиратель находится в постоянной тревоге,
его бросает то в жар, то в холод.

-Смешит. Их речь полна просторечий.

— Дети читают «образцы» речи, анализируют речь Хрюкина и Очумелова.

— Она очень разная. С людьми из

толпы разговаривают грубо, другие интонации и другой язык, когда речь

заходит о людях сильных и богатых.

-Это происходит, когда речь идет о генерале Жигалове и его

брате. Действительно, перед генералом Жигаловым совсем не обязательно

демонстрировать свой чин.

-Это говорит о том, что Хрюкин такой же

хамелеон, он так же быстро меняет свою точку зрения. Ребята сравнивают две сцены.

— Создают впечатление как о только что проявленной Очумеловым «власти», произведенной «расправе», так и о том, что устранение всякого рода «беспорядков» производится представителями власти (Очумеловым и Елдыриным).

-Можно. С помощью деталей герои еще больше раскрывают свою суть.

Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Познавательные УУД (общеучебные): поиск выделенной информации, моделирование.

Регулятивные УУД: внесение необходимых дополнений и корректив в созданный продукт.

Коммуникативные УУД: умение слушать.

Личностные УУД: действие смыслообразования (установление связи между результатом учения и тем, ради чего она осуществляется).

Введение

На уроках литературы используются технологии проблемно развивающего обучения, развития критического мышления, творческой мастерской, инициирующие поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности обучающихся.

Урок литературы чаще всего является уроком открытия нового знания. Особенность работы с художественным текстом, со словесным видом искусства, с эталонами красоты, мысли, чувства, нравственности ставит под сомнение возможность ведения урока по стандартной структуре, которая предполагает следующие этапы:

  • Этап мотивации к учебной деятельности, основная цель которого – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности в системе координат хочу-надо-могу.
  • Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии, основная цель которого – активизация мыслительных операций сравнения, обобщения, аналогии, классификации.
  • Этап выявления места и причины затруднений, основная цель которого – осознание недостаточности знания для решения предложенной задачи.
  • Этап построения проекта выхода из затруднения,  основная цель которого – постановка целей и выбор способа их реализации.
  • Этап реализации построенного проекта, основная цель которого – формирование умений применять новый способ действия, выдвигать и обосновывать гипотезы, использовать модели, схемы.
  • Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, основная цель которого – усвоение нового способа действия фронтально, в группах, в парах.
  • Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, основная цель которого – исполнительская рефлексия.
  • Этап включения в систему знаний и повторения, основная цель которого – закрепление изученного, понимание возможности применения нового знания.
  • Этап рефлексии учебной деятельности на уроке, основная цель которого – самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, определение задания для самоподготовки.

Учебная деятельность на уроке литературы связана с работой аналитической (действующей по законам логики) и ассоциативной (разрывающей логические связи) мысли. Эта работа требует от обучающегося интегрированного знания (знания из разных наук, включая философию, психологию, искусствоведение) и жизненного личностного опыта. Учебная деятельность на уроке литературы связана не только с работой мысли, но и с работой чувства. Постоянство эмоционального переживания – лучший тренер ученического ума и сердца. Этап мотивации к учебной  деятельности  (индуктор) на уроке литературы не может быть однократным. Будить чувство, вызывать поток уже имеющихся знаний,  ассоциаций, воспоминаний, вопросов необходимо в течение всего учебного занятия для того, чтобы помочь обучающимся находить ещё один повод для детального изучения произведения, придумывать и продумывать способы решения учебной задачи, учиться у писателя творческим формам представления «продукта» своей учебной деятельности.

Интерпретация прочитанного не может быть эталонной, не может быть «под копирку», так как интерпретация, во-первых, свободна в выборе способа объяснения и представления оценки произведения, во-вторых, всегда личностна. Поэтому этап работы с самопроверкой по эталону  на уроке открытия нового знания о произведении (нового этического, эстетического, философского знания) как этап ограничения творческой свободы  противоречит дидактическим принципам  вариативности, творчества, психологической комфортности.

Способность ставить вопросы, аргументированно рассуждать, быть красноречивым, убедительным развивается во взаимодействии с одноклассниками. Такое социальное мышление формирует дискуссия как основной приём речевого взаимодействия. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи на уроке  открытия нового (интерпретационного) знания о художественном мире произведения не может быть каким-то отдельным этапом урока. Проговаривание во внешней речи (в дискуссии)  — форма учебной деятельности  на уроке. Коррекция монолога, речевой самоконтроль – постоянные  виды деятельности учителя и обучающихся на литературном занятии.

Тип урока: открытие нового знания (открытие нового интерпретационного знания).

Развивающая цель: развитие творческой мысли.

Обучающая цель: понимание философской роли иносказания.

Воспитывающая цель: понимание ценности личностного опыта.

Деятельностные цели: умение преобразовывать информацию, формулировать проблемы, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера.
Содержательные цели: обучение работе  с художественной деталью, правилам отбора  литературного материала для последующего его комментирования; предоставление возможности для творческой самореализации обучающихся, развитие навыков самооценки.

Метапредметная тема: интуиция и знание.

УМК Литература. 10 класс. В. И. Коровин, др. — М.: Просвещение, 2012:

Часть 1.Введение

Часть 2. Нравственный идеал А. Чехова

Заключение

Презентация 2 (буктрейлер) «Запечатлённое слово. А.Чехов. «Дуэль»».

Рецензия на экранизацию повести А. Чехова «Дуэль» (Результаты проекта «Власть слова». Проектный продукт (рецензия на фильм И. Хейфица «Плохой хороший человек») выполнен ученицей 11 класса моу сош № 1 г. Хвалынска Саратовской области Ермошиной Екатериной . Проектный продукт (буктрейлер) «Запечатлённое слово. А. Чехов. «Дуэль»» выполнен учеником 8 класса моу сош № 1 г. Хвалынска Саратовской области Ситором Дмитрием в соавторстве с Ермошиной Екатериной. Руководитель проекта – Хатькова С. А., учитель русского языка и литературы моу сош №1 г. Хвалынска.)

Сценарий урока

  • Как вы думаете, почему в списке профессий не значится профессия читатель? Возможно ли в будущем появление специальности читатель?

Почему во все времена «интеллигентно» быть читателем? Сформулируйте вопросы, разоблачающие «любителя читать». Подчеркните вопросы, при составлении которых вы представляли конкретного человека (себя, друга, знакомого) и абстрактного человека (собирательный образ читателя, предполагаемый).

  • Читать полезно. Бесполезность чтения. Выберите тезис. Будьте убедительны в обосновании своей точки зрения: приведите как можно больше аргументов, доказывающих вашу правоту. Подчеркните те аргументы, с которыми вы бы могли выглядеть достойно в поединке с учителем словесности: «Почему не прочитано (прочитано не до конца) произведение?»  
  • Классифицируйте читателей-школьников по целям их чтения.

Закончите высказывания:

  • ученики 1-4 классов вынуждены читать художественные произведения, потому что…
  • ученики 5-8 классов вынуждены читать  художественные произведения, потому что…
  • ученики 9-11 классов вынуждены читать художественные произведения, потому что…
  • Подтвердите или опровергните тезис: «Школьник – раб школьной программы чтения художественной литературы». Сформулируйте личностные результаты школьника-читателя художественной литературы.
  • Назовите виды чтения (и способы знакомства с произведениями), которые вы использовали в течение 10 лет. Какие «способы знакомства»  с книгой часто подводили вас на уроке литературы? Продолжите список причин, по которым чтение произведения заменяется чтением краткого его пересказа, просмотром его экранизации: объёмность произведения, неумение рационально распределить время на чтение произведения и подготовку к урокам не «литературным», …..
  • Как вы думаете, с чего должно начинаться чтение произведения на уроке? Объясните причинно-следственную связь аргументов вашего размышления.
  • Любое занятие чем-либо начинается с желания заняться чем-либо: хочу плавать – пойду плавать; хочу почитать – почитаю. Как организовать на уроке желание почитать, как вызвать такой интерес к книге, чтобы захотелось её почитать? Как заманить читателя «в книгу»? Выступите в роли скептиков: «разочаруйте» меня, указав на иллюзорность путей организации на уроке чтения с увлечением.

Презентация 1. Работа со слайдом 1. Итак, я считаю:

  • увлечь чтением может тема произведения. Например, я говорю: «Это книга о любви».

 (Оппоненты разделяют точку зрения Е. Онегина, человека, который прочёл всю «библиотеку», чтобы прийти к выводу:

…Там скука, там обман иль бред;
В том совести, в том смысла нет;
На всех различные вериги;
И устарела старина,
И старым бредит новизна…

Обучающиеся вспоминают произведения, в которых раскрывается тема любви, и комментируют «новизну» идей, иронизируя над мечтаниями героев: «Надежда им лжёт детским лепетом своим».

— И. Тургенев «Ася». «У любви нет завтра».

И. Тургенев «Отцы и дети».  О любящем человеке: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

— Л. Толстой «Война и мир». «Надо любить, надо верить, надо надеяться». «Чтобы любить, как Бог, надо стать его частицей, надо вернуться к нему. Любить, как Бог, на земле не получается».

— Ф. Достоевский «Преступление и наказание».  О той, кем любим: «Нянькой будет!» О той, которая любит: «Юродивая».

— А. Чехов «Дама с собачкой». В любви нет счастья. Чувство как испытание, как крест.

— Н. Чернышевский «Что делать?» Теория разумного эгоизма чувства.

— М. Лермонтов «Герой нашего времени». Любовью разбиваются сердца Мери, Бэлы, Веры, Печорина.

А Пушкин «Евгений Онегин». Любящий «бедный Ленский;  чуть с ума не «своротивший» Онегин; Ольга «как эта глупая луна на этом глупом небосклоне», святость  Татьяны».)

  • увлечь чтением может главное событие произведения. Например, я говорю: «Это книга о дуэли».

 (Оппоненты замечают, что в русской литературе дуэль показана не как поединок, а как срежиссированное театральное представление в жанре трагикомедии, шутовства: «Взвести друг на друга курок и метить в ляжку иль в висок» (А. Пушкин «Евгений Онегин»). Обучающиеся вспоминают дуэлянтов (Пьера и Долохова, Сильвио и графа, Базарова и П. П. Кирсанова, Онегина и Ленского, Печорина и Грушницкого) и понимают, что в лоскутах дуэли герои прячут наготу души, «в буйной слепоте страстей» (Ф. Тютчев) ранят не противника, а самих себя.)

  • увлечь чтением может Слово произведения, язык произведения, культура речи писателя.

 (Оппоненты опасаются «словесного пижонства» в его низкой или высокой форме проявления. Обучающиеся комментируют, например, следующие известные строки:
«Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя». «Кто писал не знаю, а я, дурак, читаю». (А. Чехов «Жалобная книга»)
«Когда смотрюсь я в зеркала, То вижу, кажется, Эзопа, Но стань Дембровский у стекла, Так вдруг покажется там ж…» (А. Пушкин Эпиграмма)
«Несносно видеть пред собою одних обедов длинный ряд, Глядеть на жизнь, как на обряд, И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей». (А. Пушкин «Евгений Онегин») 

  • Откроем учебник. Прочтём первый эпиграф, которым открывается статья  «Введение». ( ˂Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. А. Пушкин˃) Следовать, следить, выслеживать, караулить, угадывать, любопытствовать…Какой способ чтения с увлечением предложен писателем? Выскажите своё отношение  к этому приёму чтения.
  • Прочтите второй эпиграф Введения (˂Чтобы понять писателя, надо прежде всего его правильно прочесть. В. Ходасевич˃). Можете ли вы назвать «правила чтения»? Мешают или помогают понимать правильно писателя возраст читателя, уровень его  воспитания, образования, культуры? Постарайтесь объединить в своём размышлении противоположные точки зрения, избегая противоречия аргументов.
  • Правильно прочесть. Правильно понять писателя. Какой тезис спорный? Озвучьте ваш  самый убедительный аргумент и ваш  вовсе не убедительный аргумент. Есть ли у читателя право на интерпретацию произведения? Продолжите высказывания: «Интерпретировать – значит… Интерпретация нужна для того, чтобы… Интерпретатору проще выражать идеи прочитанного, потому что…»
  • Работа с Презентацией 2 (с буктрейлером «Запечатлённое слово. А. Чехов «Дуэль»») и рецензией на повесть А. Чехова «Дуэль».

Работая над проектом «Запечатлённое слово», ученик 8 класса и ученица11 класса прочли по моей «указке» одно произведение русской классической литературы. Одиннадцатиклассница написала рецензию на книгу и её экранизацию, восьмиклассник подготовил буктрейлер.  Участники проекта присутствуют сегодня на занятии.

  • Разъединим аудио и видеоряды презентации 2 (буктрейлера).

Сначала прослушаем аудиофайл буктрейлера.

Проголосуем. Поприветствуйте автора рекламного ролика правой рукой, если вас увлекла книга, если вам захотелось узнать, что это за книга, если в вас возникло желание почитать её. Поприветствуйте автора презентации левой рукой, если вы остались равнодушны к неизвестной книге. Пожимая автору руку, объясните свой выбор. Если при выражении своего отношения к книге вы столкнётесь с совпадающими в классе точками зрениями, сформулируйте своё мнение синонимичными конструкциями. Автор же  работы постарается отстоять свой взгляд на произведение, свой интерес к книге, сохраняя втайне фамилию писателя и название книги.

  • Предположите авторство книги, приведите аргументы в пользу своей точки зрения.

(Предположения обучающихся:

1) драма «любил-разлюбил» свойственна героям М. Лермонтова (Печорину) и А. Чехова (Тригорину);

2) об «узкой консервативной морали» рассуждают герои Ф. Достоевского (Раскольников), И. Тургенева (Базаров), Н. Чернышевского (Рахметов);

3) «деспотами-иллюзионистами»  показаны герои А. Пушкина (Онегин, «модный тиран»), А. Чехова (Беликов, «человек в футляре»);

4) «породистость» выбрана для внешности героя  М. Лермонтова (Печорина);

5) дуэль как представление, спектакль, постановочное действие представлена в произведении И. Тургенева (дуэль Базарова и П. Кирсанова);

6) «светлых повестей» игры с жизнью и со смертью нет ни у И. Тургенева (Базаров против Базарова), ни у М. Лермонтова (Печорин против Печорина), ни у А. Чехова (Треплев против Треплева) – повести грустные, чёрные.

  • Соединим аудио и видеоряды буктрейлера. Посмотрим презентацию 2 (открыть с помощью программы VLC media player).

Определены фамилия писателя и название произведения. А. П. Чехов «Дуэль». Вспомните синонимы слова «дуэль». (Поединок, борьба, соревнование, состязание, спор, диспут.)  Как вы думаете, какое значение слова «дуэль» выбрано автором презентации для интерпретационного анонсного слова о книге?  Какие слайды, использованные «буктрейлеристом»,  какие творческие (или технические) его находки «работают» на ваше предположение?

  • Переведите «светлую повесть» с жаргонного языка на язык литературный. Составьте возможные аннотации к предполагаемой «светлой повести» А. Чехова «Дуэль».
  • Откроем статью учебника «Нравственный идеал А. Чехова». Найдём в данной статье абзац, в котором рассказывается о «важнейшем идеале А. Чехова». (˂…Другим важнейшим идеалом Чехова было то, что обычно называют чувством человеческого достоинства, а сам он называл «чувством личной свободы» в человеке. Иными словами, это стремление быть независимой личностью в самом широком смысле слова. Независимым в поведении, то есть требовать к себе уважения как к человеческому существу, от природы обладающему своей, особой индивидуальностью, никогда ни перед кем не унижаться, не быть ничьим рабом; независимым в мысли, то есть по возможности иметь обо всем свое, основанное на личном опыте суждение, никогда не повторять чужих мыслей и мнений, какими бы авторитетными они ни казались… ˃) Как вы поняли объяснение авторами учебника «идеала А. Чехова»? Прокомментируйте прочитанное.
  • Как вы думаете, «чувство внутренней свободы» освобождает человека (от чего? от кого?) или загоняет его в угол? Докажите свою точку зрения, опираясь на образ интерпретированного в буктрейлере чеховского героя. Как это «чувство внутренней свободы» названо в романе в стихах А. Пушкина? Определите точки соприкосновения «хандры» Онегина и   «чувства внутренней свободы» чеховского героя.
  • В буктрейлере озвучиваются вопросы, поставленные А. Чеховым в «Дуэли». Какие вопросы вы запомнили? Как вы поняли, автор буктрейлера ассоциативно отвечает на чеховские вопросы о «человеческой породе», об «узости консервативной морали», о «деспотах-иллюзионистах», т.д.? Сформулируйте его ответы.
  • Работа с рецензией на книгу и на её экранизацию (Приложение). Групповая работа. Каждой группе достаётся по одной странице рецензии. Задание: определить тезисы рецензии. Озвучьте «постранично» (группа за группой)  тезисы размышления одиннадцатиклассницы о книге и сделайте вывод: автор рецензии  на стороне книги или на стороне её экранизации? Какие изменения могут появиться в ваших составленных ранее аннотациях?  Рецензия чеховской повести «Дуэль»  увеличила или сократила расстояние между вами (как прогнозируемыми читателями) и книгой?
  • Для того чтобы написать рецензию, ученице пришлось сначала прочитать книгу, потом посмотреть фильм, затем перечитать книгу. Спросим у одиннадцатиклассницы: «С чего началось увлечение чтением: со знакомства с книгой (с первого её  прочтения) или с  перечитывания книги? Что означает «чтение с увлечением»?»
  • Откроем статью учебника «Заключение», прочтём последний её абзац. (˂…Авторы питают надежду, что некоторые юноши и девушки, изучавшие русскую литературу XIX века по учебнику, изберут областью профессиональных интересов науку о литературе. Те же, кто предпочтет иные специальности, не будут сожалеть о том, что знакомились с русской литературой по этой книге; возможно, чтение станет их любимым занятием и будет доставлять художественное наслаждение и радость познания… ˃) Как авторы учебника понимают выражение «чтение с увлечением»? Прокомментируйте прочитанное. Авторами учебника определены составляющие чтения с увлечением: «художественное наслаждение и радость познания». Продолжите список этих составляющих.
  • Согласны ли вы с утверждением: «Чтобы увлечь школьника чтением художественного произведения, учитель должен быть «деспотом-иллюзионистом». Если согласны с данной точкой зрения, то закончите высказывание: чтобы увлечь школьника чтением художественного произведения, учитель должен быть «деспотом-иллюзионистом», то есть он должен уметь…

Если высказанное мнение вы не разделяете, то предложите свой сравнительный образ учителя-словесника, призвание которого —  воспитывать в школьнике любовь (интерес) к чтению. Прокомментируйте свою интерпретацию «учебных действий» учителя литературы.

  • Оформите свои выводы о науке убеждать (побуждать к действию) на уроке (ученика или /и  учителя) в виде карты военных действий, отразив на ней черты характера участников урока, способы их работы, действия.
  • Выберите, с вашей точки зрения, самое сложное задание, с которым вы сегодня справились. Оцените свою работу на уроке по качеству выполнения этого задания.
  • Какой вид работы вам показался самым интересным? Какое задание для работы на сегодняшнем уроке вы бы предложили сами? Сформулируйте его цель.

Домашнее задание (выбор обучающегося): слайды 2 — 4 Презентации 1.

  • Прочтите повесть А. Чехова «Дуэль». Авторы учебника в статье «Нравственный идеал А. Чехова» напоминают сюжет, придуманный писателем; сюжет о том, как «…молодой человек выдавливает из себя по капле раба, как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…» Сопоставьте данный сюжет с сюжетом повести «Дуэль». Ответьте на вопрос: «Какой путь к вочеловечиванию выбран писателем: путь выдавливания из себя по капле раба или путь впитывания в себя по капле раба (если говорить о рабе морали)?
  • Найдите и объясните интерпретационные параллели повести и фрагментов «Ералаша», мультфильма, использованных в буктрейлере.
  • Объясните, почему в буктрейлере при интерпретации повести использована театральная «кухня»: театральные звонки, «программки», репетиции, спектакль?
  • Выразите своё отношение к буктрейлеру  как к жанру анонса книги, её рекламы. Определите отличительные черты буктрейлера и аннотации, рецензии.
  • Подготовьте свой буктрейлер. (Снимите своё рекламное «кино», отобрав литературный материал, исполнив роли героев повести.)

Конспекты уроков

Автор: галина Михайловна афанасьева
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13
Краткое описание работы: Итоговое занятие по литературе на проверку сформированных компетенций по терминам теории и знанию изученных за учебный год литературных произведений. Игровая форма позволяет мобильно и глубоко погрузиться в атмосферу урока.

Читать далее


Автор: Оксана Александровна Шевченко
Учебное заведение: учитель русского языка и литературы
Краткое описание работы: Урок внеклассного чтения рассчитан на интеграцию литературы и психологии. Участие психолога в уроке помогает учащимся глубже проникнуть в изучаемый вопрос

Читать далее


Автор: Журавлёва Валентина Игоревна
Учебное заведение: МБОУ «СОШ №21 с.Семёновки г.Йошкар-Олы»
Краткое описание работы: Вводный урок по теме «Символизм». 11 класс.

Читать далее


Автор: Ирина Григорьевна Головач
Учебное заведение: МОУ Ореховская СОШ
Краткое описание работы: Цель: изучение особенностей сказок В. Даля.
Задачи:
Образовательные:
— обеспечить в ходе урока повторение основных понятий народной и литературной сказки;
— повторить основные жанры устного народного творчества;
— пополнить знания учащихся о творчестве В. Даля;
— научить давать характеристику героя на основе авторского описания и речи персонажей;
— рассмотреть на примере сказки В. Даля «Что значит досуг» основные приемы авторского отношения к герою.
Развивающие:
— развивать умение сопоставлять народную и литературную сказку; развивать читательские умения:
— развивать навыки выразительного чтения;
— развивать речь учащихся, сообразительность, воображение,
— развивать умение давать оценку прочитанному, высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
— развивать умение слушать текст и высказывания других учащихся, оценивать их ответы, высказывать собственное мнение;
— развивать умение работать в парах.
Воспитательные:
— способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
-содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся;
— воспитывать любовь к чтению, желание читать сказки;
— воспитывать чувство гордости и патриотизма, любовь к своему краю.

Читать далее


Автор: Анемподистова Валентина Степановна
Учебное заведение: МБОУ Сыланская СОШ им.профессора Г.П.Башарина Чурапчинского района РС(Я)
Краткое описание работы: Интегрированный урок (русский язык, география) «Там, где восходит солнце» для учащихся 6-7 кл. Форма урока: виртуальное путешествие. Учащиеся узнают о местоположении Японии, познакомятся с выпускницей школы, которая живет в Японии, выучат и будут употреблять на уроке японские слова вежливости, научатся технике оригами.

Читать далее


Автор: Дмитрюк Дарья Алексеевна
Учебное заведение: БОУ «СОШ№162»
Краткое описание работы: Данный урок призван показать взаимосвязь литературы с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние, а также показать своеобразие булгаковской сатиры, мастерство и мужество писателя, а также позицию автора.

Читать далее


Автор: Рамаданова Наталья Павловна
Учебное заведение: ГКОУ ШСШИ
Краткое описание работы: -Добрый день, ребята! Перед тем, как начать свой урок, давайте проведем артикуляционную и дыхательную гимнастику. Это важно для того, чтобы мы красиво и правильно говорили. Встаньте, пожалуйста

Читать далее


Автор: Соколенко Елена Александровна
Учебное заведение: Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Луганское общеобразовательное учреждение-гимназия № 60 имени 200-летия города Луганска», Луганск.
Краткое описание работы: Урок-дискуссия «А любовь остается жить…» даёт возможность учащимся поразмышлять о вечных человеческих ценностях: любви, преданности, дружбе. Дети, проанализировав поступки героев, должны будут ответить на вопросы: «Любовь — это вечное чувство? Может ли она погибнуть, если умерли герои?»

Читать далее


Автор: Севрюгина Ирина Викторовна
Учебное заведение: БОУ УР «Столичный лицей»
Краткое описание работы: Конспект «Законы человечности» по рассказу А.Платонова «Юшка» ведет юного читателя по пути познания человеческого сердца, христианского всепрощения, огромного принятия, любви к природе. Обращается внимание на портрет и биографические данные писателя, ведь это тоже Человек с большой буквы, справедливый и сочувствующий.

Читать далее


Автор: Казьмина Юлия Ссргеевна
Учебное заведение: МОУ Сортавальского МР РК Кааламская СОШ
Краткое описание работы: Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.
Задачи: Познакомить с биографией А.П.Чехова. Введение понятий «юмор», «сатира».Развитие культуры речи, читательских умений; обучение отбирать материал текста для работы над темой; развитие навыков сравнительного анализа; развитие навыков групповой работы, развитие монологической речи.Воспитание интереса к предмету, воспитание нравственных качеств.

Читать далее


  • Все публикации
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Белорусская литература
  • Белорусский язык
  • Библиотечное дело
  • Биология
  • Внеклассные мероприятия
  • Воспитательная работа
  • Всемирная история
  • География
  • Допризывная и медицинская подготовка
  • Дошкольное воспитание
  • Изобразительное искусство
  • Информатика
  • Искусство
  • История Беларуси
  • Литература русская
  • Логопедия, олигофренопедагогика, дефектология
  • Математика
  • Музыкальное искусство
  • Начальная военная подготовка
  • Начальная школа
  • Немецкий язык
  • Основы обществознания
  • Основы правоведения
  • Основы экономики и финансовой грамотности
  • Педагогика, методика обучения
  • Психология
  • Русский язык
  • Самопознание
  • Светскость и основы религиоведения
  • Социальная педагогика
  • Тренинги, мастер-классы
  • Трудовое обучение
  • Физика
  • Физическая культура и здоровье
  • Французский язык
  • Химия
  • Хореография
  • Человек. Общество. Право.
  • Черчение
  • Разное

Урок литературы в 7 классе «Антуан де Сент-Экзюпери. Философская сказка «Маленький принц»

Автор: Завьялова Светлана Владимировна, ГУО «Средняя школа № 3 г. Орши имени В.С.Короткевича», г. Орша, Витебская область

Опубликовано: 09.01.2023

Посмотреть публикацию

Урок русской литературы в 5 классе по рассказу В.И. Белова » Скворцы»

Автор: Кунаховец Диана Михайловна, ГУО » Средняя школа № 3 г. Пинска», г. Пинск, Брестская область

Опубликовано: 09.01.2023

Посмотреть публикацию

Урок русской литературы по рассказу В. И. Белова » Скворцы» 5 класс

Автор: Кунаховец Диана Михайловна, ГУО » Средняя школа № 3 г. Пинска», г. Пинск, Брестская область

Опубликовано: 09.01.2023

Посмотреть публикацию

С.Я.Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (картины 5-7). По заслугам и честь 5 класс

Автор: Грудинова Алеся Михайловна, ГУО «Средняя школа г.п.Краснополье», г.п.Краснополье

Опубликовано: 08.01.2023

Посмотреть публикацию

Конспект урока по русской литературе в 6 классе, «И.С.Тургенев. «Записки охотника» («Бежин луг»). Богатство духовного мира мальчиков «

Автор: Гланбоцкая Ирина Александровна, Средняя школа № 18 , г. Барань, Оршанский район, Витебская область

Опубликовано: 03.01.2023

Посмотреть публикацию

План урока по русской литературе в 11 классе/ М.А. Булгаков. Очерк жизни и творчества. Повесть «Собачье сердце»

Автор: Войткевич Александра Сергеевна, ГУО «Гудогайская средняя школа», п. Гудогай

Опубликовано: 30.12.2022

Посмотреть публикацию

План урока по теме «Нравственная стойкость героя рассказа «Уроки французского» В. Г. Распутин»

Автор: Абрамова Ольга Геннадьевна, ГУО «Средняя школа №4 г.Новогрудка», г.Новогрудок ,Гродненская область

Опубликовано: 29.12.2022

Посмотреть публикацию

Урок русской литературы в 6 классе

Автор: Лауто Светлана Леонидовна, Средняя школа №4, г. Могилев

Опубликовано: 28.12.2022

Посмотреть публикацию

План-конспект урока русской литературы в 9 классе «Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Творческая история повести «Шинель»»

Автор: Ломоносова Татьяна Геннадьевна, Государственное учреждение образования «Жуховичская средняя школа», аг.Большие Жуховичи, Кореличский район, Гродненская область

Опубликовано: 28.12.2022

Посмотреть публикацию

План открытого урока по русской литературе 2 класс

Автор: Гинч Татьяна Константиновна, Средняя школа №2 г.Скиделя, г.Скидель

Опубликовано: 27.12.2022

Посмотреть публикацию

Исповедальная лирика М.Ю. Лермонтова (мастерская, 8 класс )

Автор: Волчек Елена Николаевна, ГУО «Средняя школа №2 г. Скиделя», г. Скидель, Гродненский район

Опубликовано: 26.12.2022

Посмотреть публикацию

План открытого урока по внеклассному чтению

Автор: Цепкевич Марина Георгиевна, ГУО «Коптёвская средняя школа», аг.Коптёвка, Гродненский район, Гродненская область

Опубликовано: 22.12.2022

Посмотреть публикацию

План открытого урока по русской литературе в 3 классе

Автор: Позднякова Екатерина Николаевна, Средняя школа №22 , г. Могилёв

Опубликовано: 19.12.2022

Посмотреть публикацию

План открытого урока литературы в 10 классе по пьесе А. П. Чехова « Вишневый сад» Размышления о будущем России

Автор: Нижникова Жанна Анатольевна, Средняя школа №23, г. Могилев

Опубликовано: 07.12.2022

Посмотреть публикацию

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Автор: Терентьева Ольга Валерьевна, Средняя школа № 23 , г. Могилев

Опубликовано: 07.12.2022

Посмотреть публикацию

План -конспект урока по русской литературе в 4 классе

Автор: Инна Эдуардовна Счастнная, Государственное учреждение образования «Средняя школа №35 г. Могилева», Ул.Пионерская, д.29/24, кв.8

Опубликовано: 01.12.2022

Посмотреть публикацию

План-конспект урока по русской литературе. Б. Заходер «Серая Звёздочка», 4 класс

Автор: Кочегарова Галина Григорьевна, Средняя школа №1 г. Кричева , г. Кричев

Опубликовано: 29.11.2022

Посмотреть публикацию

План урока по русской литературе в 6 классе

Автор: Куриленко Елена Леонидовна, Средняя школа №9, г.Могилев

Опубликовано: 26.11.2022

Посмотреть публикацию

план открытого урока в 8 классе

Автор: Ольга Васильевна Сергиевич, Учитель, 225796 Брестская Обл., Ивановский р-н, аг. Рудск, ул. Набережная,9

Опубликовано: 21.11.2022

Посмотреть публикацию

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • План сценарий спортивно массового мероприятия
  • План сценарий открытого урока
  • План сценарий мероприятия пример
  • План сценарий ко дню учителя
  • План сценарий классного часа