План сценария название

либретто

либретто

План сценария

Альтернативные описания

• краткое изложение содержания оперы, балета

• краткое изложение содержания пьесы, оперы, балета

• краткое изложение, текст оперы, оперетты, сценарий балета

• литературный текст оперы

• план сценария

• словесный текст оперы

• словесный текст театрализованного музыкально-вокального произведения

• сценарий балета

• краткое изложение содержания балета

• буквально это слово означает «книжечка»

• текст музыкально-вокального произведения

• краткое изложение оперы, балета и т. п.

• опера вкратце

• содержание оперы

• краткое изложение оперы

• литературный сценарий пантомимы

• схема сценария кинофильма

• литературный текст оперы или балета

• сюжетный план кинофильма

• изложение оперы или балета

• сценарий оперы или балета

• текст к опере

• план сценария оперы

• словесная часть оперы

• литературный скелет балета

• Краткое изложение содержания пьесы, оперы, балета

• Словесный текст музыкально-вокального произведения

• Литературный текст оперы, оперетты

• Литературный сценарий балета, пантомимы

• краткое изложение оперы, балета и т. п

• ср. несклон. итал. в переводе книжечка, тетрадка: слова, содержание или объяснение оперы, балета

Возможно, хоть один раз в жизни всякий графоман-любитель задумывался о том, что было бы интересно попробовать свои силы в качестве писателя-сценариста. Это интересный опыт — возможно, и «Оскар» не за горами! Кажется, что сочинять и писать очень просто. Но это не так. Любой сценарий, как и книга, строится на определенных правилах и принципах, с которыми не помешало бы ознакомиться начинающему сценаристу.

Содержание:

  • Идея и жанр будущего сценария
  • Выбор названия
  • Структура
    • Акт 1. Вступление и завязка истории
    • Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели
    • Акт 3. Главный герой выходит победителем
  • Персонажи сценария
  • Диалоги и описание действий
  • Редактирование сценария
  • Часто встречающиеся ошибки
  • Видео

Идея и жанр будущего сценария

Главной движущей силой повествования является идея. Это то, что лежит в основе всего сценария. Нужно очень тщательно продумать и проработать идею. Она должна быть свежа и оригинальна. Поскольку именно непроработанная идея является самой распространенной ошибкой начинающих сценаристов.

Следует сформулировать идею и записать ее на бумаге. Если написанное нравится, и задумка кажется интересной тогда все отлично. Можно провести опрос среди друзей и знакомых, только лучше скрыть свое авторство. Если большинство остались равнодушны к идее, можно попробовать поискать другую.

Идеей для сценария может послужить что угодно: прочитанная книга, увиденный фильм, услышанная новость. События повседневной жизни также могут частенько послужить хорошей основой.

Всякий жанр имеет свои специфические черты. Но все же лучше выбирать жанр, который раскрывает главную идею. Еще в выборе жанра важно, чтобы автору было комфортно писать в его рамках.

Из видео вы узнаете, как выбрать идею для сценария и как научиться правильно комбинировать несколько идей.

Выбор названия

Название — одна из составляющих успеха сценария. Главная цель хорошего названия — заинтриговать, привлечь внимание. Это означает, что оно должно быть не просто эффектным, а интригующим — читающий должен захотеть сам узнать, что скрывается за названием.

Идея для хорошего названия, скорее всего, придет не сразу. Вполне обычная практика, когда что-то дельное приходит в голову уже в конце написания. Для этого существует такое понятие, как «рабочее название». При съемках фильмов режиссеры тоже часто пользуются рабочим названием фильма.

Узнать, как студии выбирают сценарии, вы можете из этого видео.

Структура

Самая распространенная, базовая схема — это трехкратная структура. Она лежит в основе большинства популярных фильмов. Состоит из трех актов:

  • завязка;
  • борьба героя с препятствиями;
  • развязка.

Придерживаться структуры очень полезно для написания сценария — именно она помогает не запутаться в хитросплетениях сюжетных линий, характеров героев и диалогов.

В этом видео раскрываются секреты лучшего сценария.

Акт 1. Вступление и завязка истории

Очень важная часть. Именно в ней должны быть освещены основные стороны конфликта, показан главный герой, место и время будущего фильма. Нужно суметь заинтересовать читателя с первых 8−20 страниц. Ведь если потенциального читателя, а, возможно, в дальнейшем покупателя, не заинтриговать сразу — дальше он читать не станет.

В 1 акте должны быть затронуты следующие вопросы:

  • знакомство с главным героем, его характер, раскрытие с разных сторон;
  • событие, которое послужит завязкой всего сценария;
  • главный злодей, который будет противостоять герою;
  • необходимо обозначить главную цель героя.

В конце 1 акта нужно ввести поворотное событие, которое изменит жизнь главного героя и плавно подведет читателя ко второму акту.

Можно попробовать свои силы сценариста в создании видеоролика. Видео поможет вам в этом.

Акт 2. Борьба главного героя со сложностями на пути к заданной цели

Второй акт — это главная часть. В нем происходит главное противостояние героя и антигероя или борьба главного персонажа с трудностями, встречающимися у него на пути. Второй акт идет самым объемным, поэтому его лучше условно разделить еще на три части.

1 часть второго акта

Начало 2 акта открывается с противостояния двух движущих сил — героя и антигероя. Главный персонаж принимает вызов. Все мосты сожжены, и путь только вперед к назначенной цели.

2 часть второго акта

Препятствия на пути главного персонажа все сложнее и опасней, а цена поражения высока. Ставки поднимаются, и в случае проигрыша герой потеряет все, чем дорожил. Герой оказывается лицом к лицу с большими неприятностями. Заканчивается вторая часть крупным поражением главного героя.

3 часть второго акта

Это своеобразная подготовка к кульминации. Обстоятельства складываются не в пользу героя, кажется, что битва уже проиграна. Главная цель кажется недостижима. Внезапно главный герой получает еще один шанс исправить ситуацию в свою пользу. Он решает продолжать борьбу и стремится к победе.

Акт 3. Главный герой выходит победителем

Последний акт — это наиболее эмоциональная часть. Главный персонаж достигает поставленной цели и выходит победителем из борьбы. Он находит ответы на все загадки и вопросы. Действие подошло к кульминации, после которой наступила развязка истории.

Еще в конце истории нужно отвести небольшое место для того, чтобы показать, как сложилась судьба героев после приключения.

2 эффективных способа придумать сюжет — в этом видео.

Персонажи сценария

Проработка главного и второстепенных персонажей очень важный момент, поскольку плоские или, что еще хуже, неправдоподобные персонажи могут на корню загубить даже очень интересную идею сценария. Главное в создании персонажа — реалистичность. Нужно чтобы читатель сопереживал герою, отождествлял себя с ним. Следует помнить, что не бывает во всех смыслах положительных героев, как и безнадежно отрицательных. Герой должен иметь свою историю, быть противоречивым, но в то же время читатель должен, как и в свое время Станиславский, воскликнуть: «Верю!»

Следует продумать привычки, черты характера, внешность каждого, даже второстепенного персонажа. Сделать их героев максимально непохожими друг на друга.

Диалоги и описание действий

Следует стараться сохранять умеренность в использовании диалогов в сценарии — это утомляет зрителя, если по сценарию будут снимать фильм. Но также, что очень важно, диалоги между героями должны быть реалистичными. Слишком правильные и детальные реплики звучат фальшиво.

В каждом сценарии помимо диалогов есть описание действий. Изображение действий — это все, кроме диалогов. В него входит: описание интерьера, внешности героев, действий. Описание редко бывает длинным, но если такое случилось, следует разбить его на маленькие абзацы.

Редактирование сценария

Опытные сценаристы советуют: когда текст уже написан, отложите его в сторону хотя бы на 1−1,5 недели. Потом уже приступайте к редактированию. Это нужно для того, чтобы взглянуть на текст свежим взглядом.

Сценарий проверяется на предмет орфографических ошибок, стилистических и пунктуационных. Следует знать, что для оформления сценария существуют определенные стандарты. Стандарты эти распространяются на оформление титульного листа, размер шрифта, рекомендованное количество страниц, информацию, от какого лица ведется повествование. Скорее всего, придется переделывать некоторые диалоги и выкидывать из текста сцены, которые никак не влияют на развитие сюжета.

Полезные советы от Pixar в этом видео.

Часто встречающиеся ошибки

Перечень самых распространенных ошибок, которые совершают новички:

  1. Написание текста о том, в чем сам автор плохо разбирается.
  2. Введение в сюжет скучных, шаблонных персонажей.
  3. Несоблюдение последовательности повествования.
  4. Длинные и скучные диалоги с вычурными репликами.
  5. Пересмотр слишком большого количества пособий по написанию сценариев. Это сильно запутывает новичков на первых порах освоения писательского ремесла.

Видео

Изучение этого видео поможет вам написать сценарий.

Работа над сценарием – достаточно комплексный и трудоёмкий процесс. К этапу формирования сценарного плана у автора должны быть исписаны десятки страниц о своём персонаже, идее, теме, посыле, сеттинге и других важных параметрах фильма. Если автор создаёт ролик для социальных сетей, то должна предшествовать подготовка аналогично. 

Стоит отметить, что в настоящее время многие ютуберы-миллионники порой способны создавать проекты с бОльшим бюджетом и масштабом чем у неплохого фильма. Так что качественная разработка идеи и сценарный план критически важны вне зависимости от формата проекта. 

Что такое сценарный план

Сценарный план – это достаточно гибкий документ, который содержит основные структурные пункты сценария, но не ограничивается лишь структурой. В него можно включить важные сцены, сцены, которые нужно снять особенным способом, музыкальное решение и подобные вещи, которые помогут увидеть будущий фильм или ролик.

Сценарный план отличается от самого сценария тем, что в нём нет диалогов, его не нужно оформлять в специальном сценарном формате, но при этом он может содержать информацию, которая не попадёт в сценарий, а перейдёт, например, в план производства или в режиссёрский сценарий.

Зачем нужен сценарный план

         Как мы уже указали выше, сценарный план – это один из этапов работы перед написанием сценария и его производства. Важно отметить, что сценарный план фильма и документального проекта или ролика отличается по своему предназначению. Чем именно помогает сценарный план?

         Самое главное, для чего нужен сценарный план фильма или серии сериала – это формирование пути и примерного содержания сценария. 

Ни один сценарий практически невозможно написать без плана или предварительной подготовки. Фильм может состоять минимум из 90 сцен, а серия – от 20 до 40 в зависимости от жанра. При этом они не пишутся за раз и в хронологическом порядке. Работа начинается с ключевых поворотных пунктов, которые и должны быть указаны в плане. Остальные сцены можно прописать на этапе самого сценария. 

         Сценарный план документального фильма или ролика для социальных сетей нужен непосредственно для планирования съёмок и интервью с участниками проекта. В отличии от художественного фильма в документальном фильме, ролике или программе праздника события и слова не должны и не даже могут соответствовать сценарию дословно. Поэтому со сценарным планом проекта такого формата можно уже приступать к съёмкам.

Как написать сценарный план

Перед началом написания сценарного плана надо убедиться в том, что вы качественно проработали:

  • идею в виде логлайна,
  • главного героя,
  • второстепенных персонажей,
  • тему и посыл проекта;
  • сеттинг проекта;
  • другие важные для вашего проекта аспекты.

         Затем выберите, по какой структуре будет создаваться сценарий. Для фильмов используется стандартная трёхактная структура, о которой мы уже писали.

         Структура ролика или документального проекта не должна быть строго трёхактной. Она зависит от того, какие пункты вы хотите осветить в проекте. Выпишите эти подтемы, а затем подумайте, какой видеоряд раскроет их. Здесь же можно указать, какие интервью или какого типа сцены уже запланированы или могут пригодится.

Инструкция по написанию сценарного плана

Сценарный план художественного фильма и ролика для рекламы или социальных сетей строятся по-разному. 

Написание сценарного плана фильма

Когда вы определились, в какой структуре будет написан ваш будущий проект, можно перейти к его написанию по такому алгоритму

  1. Кратко опишите основные события актов. Например, в первом акте экспозицию и завязку, во втором — множественные усугубления и препятствия главного героя, в третьем – самый опасный и сложный момент, когда кажется, что главный герой потерпел поражение, и кульминацию, когда персонаж ярко и смело решает свою проблему и выходит победителем. Если не нравится этот подход, вы можете выбрать и другую структуру своего фильма, например, Труби или Снайдера.
  2. Скорее всего, в фильме у вас есть и второстепенные линии. Включите их события в план, когда основная история будет готова. Кстати, это можно сделать как текстом на бумаге, так и в виде карточек. 
  3. Множество сценарных теоретиков рекомендуют ещё один важный этап. Просмотрите все события от начала до конца и убедитесь, что все они логически связаны. Возможно, где-то нужно будет усилить эту связь и добавить сцены. А возможно, вы найдете и новые связи, из которых родятся более интересные события. Каким-то сценаристам будет удобно остановится на этом этапе, но если фильм объёмный, то потребуется ещё один.
  4. Продумайте решения для наиболее важных сцен. Например, в каких локациях они будут наиболее выигрышно смотреться? В какое время суток? Если фильм комедийный, то можно уже на этапе сценарного плана вписать крупные смешные моменты. Далее данный план вполне может переходить в поэпизодник.

Если ваш ролик для социальных сетей художественный, то вам тоже может подойти указанная выше структура. Любое художественное повествование развивается по единым драматургическим законам, вне зависимости от хронометража.

Написание сценарного плана ролика и документального фильма

         Когда вы определились с тем, какую тему и подтемы будете раскрывать, а также наметили примерный видеоряд, переходите к прописыванию плана.

  1. Если в вашем ролике есть конфликт, то по пунктам распишите, как вы будете его развивать.
  2. Пропишите, что нужно будет еще рассказать в ролике, чтобы объединить эти моменты в единый рассказ. 
  3. Составьте перечень дополнительных сцен, которые, как вам кажется, помогут сделать повествование более интересным. Для удобства можно разделить эти три категории выше разными цветами по мере их важности.
  4. Проведите работу над вопросами для интервью с вашими персонажами и продумайте, как и где вы их будете использовать.
  5. Далее можно указать, какие еще материалы вам могут понадобиться: музыка, аудиозаписи, компьютерная графика, архивная съемка, фотографии и т. д. 

        Над сценарным планом, возможно, придётся провести долгую работу в виде переписывания и редакции, но чем лучше вы его структурируете, тем проще будет писать сценарий и приступать к производству. Подробнее мы рассказываем в материале о документальном фильме.

Пример хорошего сценарного плана

Каждый сценарист может по-своему подходить к написанию сценарного плана, а объём плана может быть от одной страницы и больше. Сейчас мы постараемся представить, как мог бы выглядеть краткий вариант сценарного плана фильма “Дюна”, вышедшего в сентябре 2021 года. Синопсис этого фильма мы уже публиковали ранее. В план ниже мы поместим ключевые события, а также отведём место для наиболее важных сцен.

Первый акт

Экспозиция

Арракис – особенная планета, исключительно на ней можно добыть редчайшее во вселенной вещество – специю. Специя продлевает жизнь человек и благодаря ей возможны межпланетные путешествия. Арракис, или Дюна как её называют, измучена многолетней жестокостью правящего рода Харконненов.

Завязка

В руки герцога планеты Каладан, Лето Атрейдеса, передаётся в правление планета Арракис от Харконенов. Решение сцены: церемония подписания соглашения под музыку планеты – волынку. 

Лето надеется, что однажды передаст бразды правление своему единственному сыну Полу. Но тому чужда власть и жестокость. Решение сцены: Пол с отцом на родовом кладбище Атрейдесов.

Лето, его сын Пол и наложница леди Джессика, отправляются на Арракис. Решение сцены: отправление семьи на космических кораблях на фоне видов планеты Каладан.

Второй акт

Семья обнаруживает, что Харконненами в их новом доме на Арракисе был замурован шпион.

Оставленное оборудование для добычи специи – старое и не рабочее. Решение сцены: авария в пустыне и первое знакомство с земляным червём.

Харконненов захватывают Арракис благодаря предательству личного доктора семьи Атрейдесов и уничтожению всех приближённых Атрейдесов. Видеоряд из сражений и жестоких убийств.

Лето Атрейдес оказывается в плену и совершает самоубийство, чтобы отравить своих врагов. 

Его сын пол и леди Джессика изгнаны в жестокую пустыню на верную смерть. Решение сцены: полёт на сломанном вертолёте-стрекозе сквозь плотную песчаную бурю.

Третий акт

Полу и его матери леди Джессике предстоит справляться с тяготами пустыни в одиночку. Встретив недружелюбных фременов, жителей пустыни, Пол вынужден сразится с ними на смерть, чтобы защитить мать. И он совершает своё первое убийство (кульминация). Убийство становится последней каплей того, чтобы Пол понял, что ему предстоит продолжить дело отца, стать новым лидером своего народа и познать Дюну.

Данный план можно расширить и указать второстепенную линию. Например, то, как Владимир Харконен планировал захват, а его люди проводили жуткий ритуал для подготовки к сражению.

Если ваш сценарный план позволил вам отчётливо представить фильм, понять его начало и конец, то настало время переходить к битшиту или поэпизоднику. 

Структура сценария — это не мифология или спасение котика.  Это основные инструменты, c  помощью которых сценарист может рассказать свою историю. Все эти типы структуры применимы к любому жанру.

Попробуем разрушить некоторые стереотипы и предложить приемы, которые вы сможете взять на вооружение.

Будем честны. Даже если разрушить все до основания, история все-равно будет иметь начало, середину и конец. Это структура, которой следовали с тех пор, как древние люди рассказывали истории вокруг костра или создавали наскальные рисунки, изображающие сюжеты охоты на добычу (начало), противостояние добыче (середина) и победу над ней (конец). Больше о том, что такое трехактная структура >>>>>

Трехактная структура в кино —  простая и понятная структура, которой следуют большинство фильмов, независимо от того, что потом говорят об этом эксперты и критики. Есть экспозиция, конфронтация и развязка. Четырех, пяти и семи-актные структуры, как и другие варианты для телевизионных фильмов, просто продолжают трехактную структуру.

Девять структур, которые приводятся ниже, тоже разбиваются на три акта, просто в каждой это работает по-разному.

Когда автор решает использовать трехактную структуру, он предлагает самый простой и доступный для аудитории сюжет.

Каждая сцена имеет значение.

Каждая сцена переходит к следующей, двигая историю вперед с естественным развитием — без каких-то дополнительных приемов. Существует экспозиция персонажей и мира, далее следует конфликт, с которым они вынуждены столкнуться, и в конце все приходит к развязке. 

Вместо того, чтобы создавать сценарий только с использованием самых важных частей истории, как это делают в трехактной структуре, можно представить свою историю в непрерывном повествовании и реальном времени.

Примеры:

  • 12 Разгневанных мужчин  (1956 ) 
  • Мой ужин с Андре ( 1981 ) 
  • В последний момент ( 1995 ) 
  • Потерянный рейс ( 2006 ) 
  • Ровно в полдень  (1952 ) 

Нет перерывов в повествовании, нет флэшбэков, нет срезок, нет пробросов времени или чего-то подобного.

История представлена цельной и неотфильтрованной. Каждая мелочь важна, и сценаристы, которые применяют эту структуру к своим историям, должны это понимать.

Эти типы сценариев сложны, поэтому сценаристу часто приходится искать возможности, чтобы управлять действием и мотивацией персонажей. Обратный отсчет времени – лучший инструмент в данном случае.

Если посмотреть на фильм «Ровно в полдень» и, особенно, на «В последний момент», то видно, что действие и драма превращаются в единый механизм из-за эффекта тикающих часов.

В фильме «Ровно в полдень» в определённое время что-то произойдет и маршал должен успеть подготовиться.

А в фильме  «В последний момент» отец вынужден выполнять то, что говорит злодей, если он хочет снова увидеть свою дочь. Часы в прямом смысле тикают.

Ровно в полдень ( 1952 )

Ровно в полдень ( 1952 )

Если решите рассказать свою историю в формате структуры реального времени, имейте в виду — ни одна секунда в выбранный момент жизни персонажа не может быть упущена.

Преимущество этой структуры в том, что напряженность истории постоянно растет и выглядит намного более убедительно. Особенно, если сценаристу удалось сделать все честно.

Это, пожалуй, одна из самых сложных структур. В ней несколько различных историй смешиваются вместе.

Примеры: 

  • Нетерпимость  ( 1916) 
  • Фонтан ( 2006 ) 
  • Облачный атлас ( 2012 ) 
  • Крестный отец 2 ( 1974 ) 

Эти фильмы охватывают одновременно несколько историй, которые могут происходить в разное время.

Все эти истории объединены темами, эмоциями, смыслом, но не всегда связаны напрямую. События одной истории не всегда влияют на остальные.

Единственная связь между ними —  общие темы, эмоции и смыслы. Кроме этого, возможно использование одних и тех же актеров для отображения разных персонажей, демонстрация одинаковых мест в разные периоды времени и т. д.

Магия заключается в том, что у аудитории создается ощущение, что жизнь во Вселенной каким-то образом связана.

Если решите связать сюжетные линии, как это сделал Фрэнсис Форд Коппола во второй части Крестного отца, то каждая история будет иметь более глубокий смысл. Когда мы видим подъем власти Майкла Корлеоне …

Крестный отец 2 ( 1974 )

Крестный отец 2 ( 1974 )

… в сочетании с более коварным и незаметным подъемом власти его отца …

Крестный отец 2 ( 1974 )

Крестный отец 2 ( 1974 )

… начинаем ощущать двойственность этих историй, которые могли бы существовать в других разных фильмах сами по себе.

Решите вы связывать истории из нескольких хронологий или нет, эта структура в любом случае предполагает выход за рамки обычного повествования.

Истории со взаимосвязанной структурой работают по принципу домино. Каждая кость домино падает, заставляя падать следующую и следующую, и следующую, и так до конца.

Примеры: 

  • Магнолия ( 1999 ) 
  • Столкновение ( 2004 ) 
  • Вавилон ( 2006 ) 

Некоторые истории, которые были в фильмах «Магнолия», «Столкновение» и «Вавилон», похожи на фильмы, созданные по структуре множества сюжетных линий. Но отличие заключается в том, что все истории связаны между собой как несколько разных рядов падающих домино. Они взаимодействуют друг с другом так, что вместе приводят к развязке. События каждой отдельной линии ведут всю историю фильма целиком.

Этот тип структуры дает аудитории ощущение того, что наши жизни могут быть невероятно взаимосвязаны. Причины и следствия поступков, могут иметь параллельные причины и следствия в жизни других людей.

В «Магнолии» Пол Томас Андерсон создал историю, в которой восемь персонажей и их рассказы медленно соединяются по мере развития сюжета.

Магнолия ( 1999)

Магнолия ( 1999)

Главным в структуре взаимосвязей является то, что к концу каждый сюжет и персонаж должны мастерски воздействовать на других, и если удалить одну сюжетную линию или персонажа, то вся история целиком не сработает.

Сценарий со структурой взаимосвязей делает чтение сценария невероятно увлекательным, так как захватывает читателя с самого начала, он задается вопросом, действительно ли эти истории и персонажи связаны между собой.

Возможно, вы не слышали о такой структуре, но на самом деле она распространена больше, чем кажется на первый взгляд.

Примеры: 

  • Бойцовский клуб ( 1999 ) 
  • Казино ( 1995 ) 
  • Красота по-американски  ( 1999 ) 
  • Славные парни ( 2016 ) 
  • Форест Гамп ( 1994 ) 
  • Интервью с вампиром ( 1994 ) 
  • Гражданин Кейн ( 1941 ) 

Эта структура пришла в Голливуд из России, основываясь на терминах, которые возникли из русского формализма и используются в нарратологии, где создается повествовательное построение сюжета.

Фабула —  сама история, а сюжет —  повествование и то, как устроена история.

Эта специфическая структура, используемая американским кино,  она имеет оригинальную организацию, сначала демонстрируя конец.  А уже после экспозиции, которая представлена финалом фильма зрители видят, как герои туда попали.

«Гражданин Кейн» начинается со смерти главного персонажа, когда он бормочет «Роузбуд» на смертном одре. Жизнь затем представлена через воспоминания, с вкраплениями журналистских расследований жизни Кейна.

Гражданин Кейн ( 1941 )

Гражданин Кейн ( 1941 )

Фабула фильма — это реальная история о жизни Кейна, как это происходило в хронологическом порядке. В то же время сюжет — это то, как рассказывается история на протяжении всего фильма.

«Форрест Гамп» открывается почти финалом истории, когда Форрест ждет автобуса. Зритель изучает фабулу через воспоминания, когда он рассказывает спутникам на автобусной остановке о некоторых историях из жизни. 

Сюжет присутствует в сценах, когда автобусная остановка переплетается с этими историями о жизни. Если бы фильм был представлен в трехактной структуре, мы бы встретились с Форрестом Гампом в детстве и дошли до того момента, когда он сидит на автобусной остановке. Сцены с Форрестом, где он разговаривает с людьми на остановке, были бы лишними, а голос за кадром можно было бы не использовать.

Форрест Гамп (1994)

Форрест Гамп (1994)

«Интервью с вампиром» начинается со знакомства с вампиром Луи, с которым беседует Маллой. Луи вспоминает о днях в качестве вампира за сотни лет до этого момента, прожитых с его создателем Лестатом. Это и есть фабула истории, а события интервью представляют собой сюжет. События истории (фабула) сами существуют, независимо от того, как их рассказывать (сюжет).

Интервью с вампиром ( 1994 )

Интервью с вампиром ( 1994 )

Это уникальная структура, которая часто используется в реальных историях, но также может быть креативно применена к вымышленным. 

Структура Фабула/Сюжет дает дополнительное ощущение повествования и оправдывает использование закадрового голоса. Поэтому, если нужен голос за кадром в сценарии, один из лучших способов сделать это — написать сценарий по структуре Фабула / Сюжет.

Больше о том, что такое структура в материале что такое акт в сценарии >>>>>.  Во второй части статьи разберем структуры:

  • С реверсивной драматургией
  • Расёмон
  • Цикличная (круговая)
  • Нелинейная
  • Сновидений

Перевод статьи Кена Миямото сценарного ридера и аналитика компании Sony Pictures, оригинал статьи

Перевод статьи: Илья Глазунов, Вадим Комиссарук

Читать вторую часть >>>>

Николай Шилов

Сценарное мастерство

Одной
из составляющих любого торжества или
гуляния яв­ляется
театрализованное зрелище. Чтобы оно по
настоящему ув­лекло
зрителей, надо придумать умный и веселый
сценарий. Да­вать
универсальные рецепты, как это осуществлять
— дело небла­годарное
и бесполезное. Можно лишь поделиться
наблюдениями, которые
возникают в процессе собственных опытов.
Этому и посвящена
предлагаемая статья.

Для начала несколько
оговорок.

Первая.
Автор
намеренно ограничился описанием работы
над
сценариями клубных театрализованных
представлений, т.е. таких,
которые связаны со сценической площадкой
и предпола­гают относительно устойчивое
деление праздничной аудитории на
зрителей и исполнителей.

Вторая.
Терминология,
используемая в тексте — традиционна. Ее
источники: эстетика, лингвистика,
литературоведение, режиссура.

Замысел сценария

Сценарий
(от
итал. sсепаrio,
лат.
sсаепа)
предметно-изобразительная
основа театрализованного представления,
в ко­торой
с прямой речью персонажей свободно
взаимодействует описательно-повествовательная
речь. Прямая речь имеет форму монолога
или диалога.

Монолог
(от
греч. топоs
один
и logos
речь)
— речь дейст­вующего
лица, выключенная из разговорного
общения персона­жей.
В праздничной драматургии — речь
конферансье или веду­щего,
обращенная к артистам или участникам
торжества.

Диалог
(от
греч. dialogos
разговор,
беседа) — форма устной речи,
разговор двух или нескольких персонажей
в театрализован­ном
представлении, а также ведущего с
участниками празднично­го
действия.

Описательно-повествовательная
речь в сценарии выступает в форме
ремарки.

Ремарка
(франц.
rеmаrqие
замечание,
пояснение) — указа­ние
автора в тексте сценария на поступки
героев, их жесты, ми­мику, обстановку
действия. Описание предполагаемого
поведе­ния
участников праздника, условий игр,
конкурсов и т.д. Крат­кая
ремарка, находящаяся внутри прямой
речи, заключается в скобки,
более подробная выделяется графически.

Первая
и, может, главная особенность сценария
театрализо­ванного
представления — документальная
основа.
Сердцевина
праздника
— реальное событие. Юбилей города или
учреждения, окончание
школы, поступление в институт, творческий
отчет художественного
коллектива и т.д. Местный факт постоянно
присутствует
и в традиционных гуляниях, связанных с
народным календарем.
Кроме того, документ в различных ипостасях
явля­ется
структурным элементом праздничной
драматургии. Аудио- и видеозаписи,
кинофрагменты, выступления реальных
героев, различные
церемониальные действия — строительный
материал сценариста.

Другая
особенность сценария — его синтетический,
собира­тельный
характер. Здесь встречаются вес виды
искусств (музыка, литература,
театр, кино, живопись, архитектура) и
различною рода
документалистика. Варьирование сочетаний
того и другого породило
видовое разнообразие театрализованных
представле­ний.

Концерт
(от итал.
сопсеrtо
состязание)
— публичное ис­полнение
произведений малых форм самых разных
искусств.

Театрализованный
концерт

это
концерт, имеющий, еди­ный
художественный сценический образ, для
создания которого используются
выразительные средства, присущие театру:
сюжет­ный
ход, ролевая персонификация ведущих,
сценография, теат­ральный
костюм, грим, сценическая атмосфера.

Сценарий
концерта представляет собой перечень
художест­венных
номеров, сопровождаемый текстом ведущего,
а также описание
выразительных средств (свет, музыка,
кино, слайды, массовые
мизансцены), создающих единый образ
представления, причем
номера, как правило, объединены в
художественно-смысловые
блоки.

Художественно-смысловой
блок

это
поставленные в оп­ределенные
взаимосвязи концертные выступления,
образующие развернутую
художественную мысль. Композиционное
оформле­ние
отдельных частей концерта зачастую
бывает поэтическим.

Театрализованный
тематический вечер

это
документально
— художественное представление,
посвященное реальным героям
и реальным событиям, построенное при
помощи монтажа. Сценарий
театрализованного тематического вечера
состоит из выступлений
реальных героев, текстов ведущего,
концертных номеров,
элементов театрализации («зримое
стихотворение», «зримая
песня», «зримый документ», слайд фильмы
и кинофраг­менты)
и описания церемониальных действий.

Конкурсно-игровая
программа

это
театрализованное пред­ставление,
основой которого являются игры, конкурсы,
забавы, розыгрыши.
Сценарий конкурсно-игровой программы
включает в себя
описание игр и конкурсов и правил их
проведения в изложе­нии
ведущего.
Подробные ремарки дают представление
о пред­полагаемом
поведении игроков и болельщиков.

Театрализованное
представление-спектакль

— представ­ление,
аналогичное театральному зрелищу. Оно
имеет единый сюжет,
вымышленных персонажей и диалогическую
форму. Од­нако нередко эти признаки
разрушаются. Например, представле­ние
может быть полисюжетным. Каждый эпизод
в этом случае относительно
самостоятелен, и в нем действует свой
круг героев. Сценарий театрализованного
представления-спектакля создается
драматургическим
путем и наиболее близок по своей сути
пьесе.

Самостоятельно
в чистом виде все эти разновидности
клуб­ных
театрализованных представлений почти
не существуют. Происходит
постоянное их взаимопроникновение и
взаимообо­гащение.

Отметим,
что какой бы сценарий ни предстояло
написать, работа
над ним начинается с формирования
замысла.

Замысел
сценария — это внутреннее представление
о буду­щей
драматургической разработке праздничного
действия. Про­цесс
его формирования условно можно разделить
на три этапа.

Первый этап.
Поиски «эмоционального камертона».

Танцуют,
как известно, от печки. Попробуем
разобраться, что
же такое «печка» в нашем случае. Итак,
чтобы замысел сце­нария
«вытанцевался», нужно вдуматься в
исходные данные, найти
несколько отправных точек или «кирпичиков».

Первый
из них — тема.
Ее,
в самом общем виде, определяет праздничный
календарь. Это годовой цикл народных и
государ­ственных праздников, а также
различные годовщины, связанные с
историческими событиями страны, региона,
города, предпри­ятия.

Следующий
«кирпичик» или вторая отправная точка
раз­мышлений сценариста — вид
театрализованного представле­
ния.
Автору
драматургической основы праздника
изначально известно
(опять же в самых общих чертах), будет
ли это театрализованный
концерт, эстрадное обозрение или
тематический ве­чер,
ибо форма торжества определяется
праздничными тради­циями
или пожеланиями заказчика.

И,
наконец, место
проведения

(сцена
дворца культуры или городская
площадь, банкетный зал или лесная поляна)
и будущие участники
— зрители — последние, но немаловажные
«кирпичики» нашей
воображаемой печки.

Тема
и жанровая разновидность, место проведения
и адресат -не
так уж и мало, чтобы фантазия сценариста
включалась в рабо­ту.

Первоначально
автор пытается конкретизировать тему,
най­ти
основной прием для организации материала,
определить коли­чество
эпизодов и главные выразительные
средства. Он переби­рает в уме
художественные коллективы .и конкретные
сцениче­ские номера, которые могли
бы войти в драматургическую ткань
сценария,
вспоминает имена интересных людей,
выступления которых
могут создать эмоциональный фон будущего
праздника, перечитывает
литературные произведения, на которые
его выве­ли
первые ассоциации.

И,
наконец, в ею сознании возникает,
пользуясь выражением Ольги
Форш, некий «отчеканенный
объем».
Одни
его детали видятся
достаточно отчетливо, другие — смутно
и расплывчато. Но
самое главное на этом этапе придумывается
нечто такое, что очень
нравится самому сценаристу. Эта придумка
может касаться как
основных элементов замысла (тема, идея,
жанр, конфликт, сценарный
ход), так и второстепенных (название
сценария, имена персонажей,
художественные номера).

Далее
она будет играть роль эмоционального
камертона.
На
эту
придумку будут равняться все остальные
компоненты замыс­ла.
А, кроме того, она призвана стимулировать
фантазию автора, поддерживать в нем
«энергию заблуждения» (Л.Толстой),
жела­ние
написать такой сценарий, какого еще
никто до него не напи­сал.

Например,
придумывая сценарий торжества,
посвященного юбилею
одной из школ Челябинска, автор решил
опереться на известное
выражение, бытующее в учительской среде:
«Школа для
нас — второй дом». И одна из ассоциативных
тропинок при­вела
его к веселому персонажу — Домовенку.

Сразу
замаячил эпизод, посвященный встрече
ветеранов с учителями,
которые только что со студенческой
скамьи. Вруче­ние
этого персонажика -талисмана с веселым
напутствием и стало для сценариста
эмоциональным камертоном всей работы.

Второй
этап. Конкретизация основных элементов
замысла.
Создание
сценарного плана.

Начало
этого этапа связано с четким определением
темы бу­дущего праздника. В замысле
любого произведения она занимает
главенствующее место. Недаром, античная
риторика (ораторское искусство)
открывалась разделом «инвенцио»
(нахождение темы),
наряду с двумя другими «диспозицио»
(расположение мате­риала) и «элокуцио»
способ изложения, стиль).

Тема
(от греч. (thета,
букв.
— то, что положено в основу) –
это предмет исследования автора. Чтобы
облегчить ее формули­ровку, нужно
ответить на вопрос: что будет изображено
в сцена­рии?
Или: о чем должен быть сценарий?

Правильно
и точно названная тема, подобно циркулю,
очер­чивает
круг материала, который необходимо
изучить сценаристу. Попробуйте
определить предмет изображения в
празднике, по­священном
международному женскому дню приблизительно.
Скажем
так: жизнь, женщин нашего города, — и вы
не справитесь с обилием
материала, не сумеете сконцентрировать
свое внимание на
чем-либо конкретном, растеряетесь от
количества реальных героев.

Но
стоит лишь ограничиться рассказом о
мастерицах, вла­деющих
тайнами традиционных российских
рукоремесел (вы­шивка,
кружевоплетение и т.д.), как ваш замысел
начнет обретать зримые
очертания. Понятным становится все: и
какую литературу
заказать в библиотеке, и кто станет
реальным героем, и какие художественные
коллективы примут участие в празднике.

Существуют
два способа развертывания темы. Диахронный
(от
греч. diа
через,
сквозь и сhrопоs
время)
и синхронный (греч.
sуп
вместе
и сhrопоs
время).
В первом случае предмет изображения
рассматривается по этапам своего
развития и это характерно
для сценариев различных юбилейных
торжеств (дни рождения
и творческие годовщины выдающихся
современников, круглые
даты предприятий, городов и регионов).
Ось изображе­ния
— временная.

Во
втором случае предметом художественного
исследования являются
различные аспекты одной проблемы. Ось
изображения —
пространственная. Таким образом, строится
драматическая ос­нова
большинства тематических вечеров и
развлекательных про­грамм.

Развертывание
темы рождает определенную структуру.
По­являются
смысловые
узелки —
основа
будущих эпизодов. К ним мы
еще вернемся, когда речь пойдет о
составлении плана сцена­рия.

Предметом
драматургического исследования всегда
являют­ся
человеческие отношения. Конкретизируя
тему, сценарист, как правило, сталкивается
с некой социально-нравственной пробле­мой
(от греч. рrоblета
задача)
— противоречием, которое в данный
момент, при данных обстоятельствах
неразрешимо. А любое
противоречие предполагает, как минимум,
две точки зре­ния.
И
эти точки зрения есть ничто иное, как
основание будущего драматургического
конфликта
(от
лат. сопflictus
столкнове­ние).

Драматургический
конфликт — это столкновение действую­щих
лиц
при
осуществлении ими своих жизненных
задач. В сце­нарии
театрализованного представления
конфликт редко имеет собственно
драматургическую форму. Чаще всего он
проявляется при
монтаже различных художественных
фрагментов, при сопос­тавлении
различных идейных установок. Осознанно
или интуи­тивно
автор замысла занимает в конфликте
определенную сторо­ну.
Он выносит некое нравственное суждение
о предмете изо­бражения.
И это суждение принято называть идеей
(греч.
ideа
понятие,
представление) сценария.

Идея
имеет над человеком особую власть. Она
одухотворяет процесс
творчества, управляет ходом ассоциаций,
подсказывает те
или иные художественные решения.

«…Во
всяком
произведении должна быть оплодотворяющая
идея,
чтобы произведение вознеслось над
повседневностью, над быстротечным
временем и, опережая жизнь, утратило
характер, хотя,
может быть, и художественного, но простого
пересказа фак­та»
(Вячеслав
Шишков. Как мы пишем. — М.: Книга, 1989, — с.
168.)
.

Как
это может быть применимо к сценариям
игровых про­грамм?
Какой, к примеру, может быть
идейно-тематическая ос­нова
замысла игрового сценария, основу
которого составляют игры
и конкурсы «рулеточного» принципа, т.е.
такие, где господ­ствует его Величество
Случай?

Темой
такого сценария может быть предопределенность
и свобода
выбора в личной жизни современного
молодого челове­ка.

Проблема,
существующая в обществе: отсутствие
веры в собственные возможности у
определенной части молодежи и поиски
утешения в магии, мистике, надежда на
слепой случай и т.д.

В
противоречие вступают две жизненные
установки. Первая —
собственную жизнь необходимо устраивать
самому. Вторая -надо
подчиниться обстоятельствам и судьба
сама устроит твою жизнь.

Идея
сценария: удача приходит к тем, кто
создает свою судьбу
собственными руками, умом и волей.

С
понятием «жанр» (франц. gеnrе

род, вид) мы уже сталки­вались
на первом этапе формирования замысла.
Но мы говорили только
об одной составляющей этого термина —
о разновидности театрализованного
представления. Сейчас же, когда сценарист
глубже
осознал свое отношение к поднимаемой
проблеме, он ищет
художественные аргументы, чтобы убедить
будущего зри­теля
в своей правоте, и один из таких аргументов
— это эмоцио­нальный
настрой, необходимый для предстоящего
общения. Жиз­нерадостность,
патетика, ирония, ностальгия — вот далеко
не полная
палитра жанровых красок пишущего.
Выбирай любую, а вернее, ту, которая
сделает праздничное действие убедительным
и
оригинальным.

Короче
говоря, на этапе конкретизации замысла
в определе­нии
жанра появляется уточнение, несущее в
себе эмоциональное
отношение
автора
к изображаемым событиям. Например,
кон­церт-реквием,
вечер-портрет, сказочное представление,
игровой эксперимент
и т.д.

Как
уже отмечалось, в рамках одного праздника
могут при­сутствовать не только
фрагменты всех видов искусств от музыки
до
живописи, от хореографии до архитектуры,
но и документ в различных
видах от выступления реального героя
до кадров кинохроники.
Но если такой разнообразнейший букет
давно уже стал
достоянием театральной и кинематографической
драматургии,
то сочетание художественного,
документального и реально­го
(последнее
В.Шкловский называет «внеэстетическим
материа­лом»),
скажем, посадка деревьев, парад техники
и т.п. — главный признак
драматургии праздничного действия.
Разновидовый, разножанровый,
разностилевый материал требует
определенного способа
объединения, поэтому важнейшим элементом
замысла является сценарный
ход.
Это
прием, который на основе какого-либо
конструктивного принципа организует
материал и придает ему
смысловую и художественную целостность.

Документальный
и художественный материал, который
соб­ран
в соответствии с темой будущего сценария,
образует основ­ной
смысловой ряд.
Сценарный
ход создает дополнительный.
От
пересечения
этих двух рядов и рождаются удачные
сценарные решения.
Каждый из них (имеются в виду смысловые
ряды) по мере
развития тянет за собой определенный
лексический шлейф. Возникает
тот самый «бином фантазии», о котором
говорит Дж.
Родари и который помогает творить
сценаристу.

«Надо
чтобы два слова разделяла известная
дистанция, что­бы
одно было достаточно чуждым другому,
чтобы соседство их было
сколько-нибудь необычным — только тогда
воображение будет
вынуждено активизироваться, стремясь
установить между указанными словами
родство, создать единое… целое, в котором
оба
чужеродных элемента могли бы существовать»
(Дж.
Родари. Грамматика фантазии. Введение
в искусство придумыва­
ния
историй. — М.: Прогресс, 1974.)
.

Обратимся
еще раз к сценарию школьного юбилейного
тор­жества.

Основной смысловой
ряд: жизнь школы.

Сценарный
ход: школа — второй дом, значит дополнительный
смысловой
ряд: жизнь дома.

Лексический
шлейф основного ряда: школа, юбилей,
учите­ля,
ученики, профессиональные династии и
т.д.
Лексический шлейф дополнительного
ряда: семья, день рож­дения,
родители, дети и т.д.

Не
так уж далеки друг от друга эти понятия,
и тем не менее, необходимость
их совмещения будоражит фантазию
сценариста, и
возникают следующие эпизоды.

Викторина
«Счастливый случай» — ремейк известной
телеиг­ры. На сцене две семьи. В той и
другой представители трех поко­лений.
Бабушки, которые когда-то работали в
школе, папы и ма­мы — нынешние ее
сотрудники и дети — ученики начальных
клас­сов.
Свел их, действительно, счастливый
случай — юбилей шко­лы.
Традициям, быту и бытию последней и
посвящены вопросы ведущего.

«Праздничный
торт». Рассказ об истории школы, который
сопровождается
все новыми и новыми огоньками,
вспыхиваю­щими
друг за другом на именинном угощении.

Каждый эпизод
живет внутри уподобления школа — дом,
подчиняясь
его смысловому и образному диктату.

Необычайно
плодотворна на этом этапе работа с
толковым словарем.
Необходимо
изучить корневые гнезда ключевых слов
главного
и дополнительного рядов. Это приведет
к новым ассо­циативным
дорожкам, по которым двинется
драматургическая мысль,
обогатить язык будущего сценария
забытыми пословица­ми,
поговорками, идиоматическими выражениями.

Возьмем
одно из ключевых, в нашем случае, понятий,
— сло­во
«дом» — и обратимся к толковому словарю
В.И.Даля:

Домъ
м. Строение для житья; в городе, жилое
строение;
хоромы;
в деревне, изба со всеми ухожами и
хозяйством. Кре­стьянский дом, изба;
юж.хата; княжеский и вообще большой,
вельможеский,
палаты, дворец; помещичий, в деревне,
усадьба;
маленький
и плохонький, хижина, лачуга; врытый в
землю, зем­
лянка.
Умал. домец, домик, домок, домочек,
домишка; увел, доми­на, домища
и
т.д.

Несколько
страниц понадобилось В.И.Далю, чтобы
описать все
выражения и понятия, связанные со словом
«Дом».

Мы
же обратим внимание лишь на группу
синонимов (хоро­мы,
усадьба, хижина), а также на слова,
которые, к сожалению, покидают
активный сценарный словарь (домочадцы,
домовница, домоблюстительство,
доморачительство) — они могут пригодиться
нам при качественных характеристиках
предмета нашего опи­сания.
Запомним мудрые фразеологические
обороты («держать дом»,
«вести дом»), а вот пословицы и поговорки
можно и выпи­сать. Они гак и просятся
в текст сценария.

Три кола вбито,
бороной накрыто, и то дом.

И тесен дом, да
просторен он.

Дом вести не лапти
плести.

Эти
выражения не только ждут соответствующего
поворота мысли,
чтобы отыскать свое место на страницах
сценария, они сами
становятся отправной точкой творческой
фантазии.

Однокоренные
слова приводят нас в новые смысловые
ряды, а
те, в свою очередь, помогают находить
неожиданные сцениче­ские
решения. Это касается и слова «домовой»
(дух — хранитель дома),
которое несет на себе жанровые и смысловые
напластова­ния
современной детской сказки; и слова
«Домострой» (письмен­ное
наставление домохозяину). Использование
литературного памятника
XVI
века под этим заголовком в серьезном
или паро­дийном
ключе, несомненно, таит в себе новые
драматургические возможности.
Почему бы, используя структуру и
стилистику этой книги,
не написать и «пиcьменное
наставление» директору шко­лы.
Короче, если такую работу проделать с
каждым словом ос­новного
(тема) и вспомогательного (сценарный
ход) смысловых рядов,
замысел сценария необычайно обогатит­ся.

Сценарный
ход, безусловно, зависит от главной
темы, он и возникает
только тогда, когда сценарист начинает
знакомиться с материалом.
И тем не менее, удаленность основного
смыслового ряда
от дополнительного в каждом случае
бывает разной.

Вот
еще пример. Студенческий праздник
«Прощание с кол­леджем».
Сценарный ход — заполнение обходного
листа. Послед­ний
воспроизведен на
сцене
в увеличенном размере. Каждый эпизод
заканчивается тем, что на эстраду
поднимается предста­витель
того подразделения, которое присутствует
в перечне про­щального документа
(комендант общежития, библиотекарь,
кос­тюмер
и т.д.), говорит несколько слов о выпускниках
и ставит свою подпись. В этом случае
расстояние между смысловыми рядами
ничтожно. Поэтому каждый эпизод
(«общежитие и выпу­скники»,
«библиотека и выпускники», «костюмерная
и выпуск­ники»)
требует дополнительного конструктивного
приема.

Дает
ли сценарный ход решение всем эпизодам
или в каждом отдельном
случае нужно искать специальные средства
их организации
— сценарист определяет в ходе работы с
материалом.

В
театрализованном концерте и эстрадном
представлении часто
используется так называемый сюжетный
ход. В
этих
об­стоятельствах
дополнительный смысловой ряд реализуется
через взаимодействие персонажей, то
есть через развитие драматурги­ческого
конфликта. Художественные номера или
эстрадные ми­ниатюры
сохраняют полную автономность, а ход
развивается пунктирно.
Действие персонажей сюжетного хода
возникает ме­жду
выступлениями артистов различных жанров
или сценками, связывая
их и подчиняя единому смысловому и
художественному решению.
Вспомним один из московских рождественских
кон­цертов.
На сцену в окружении внуков поднимается
седой старик. В
руках у него Вечная книга. Все устраиваются
за столиком, ос­вещаемым
настольной лампой. Старик открывает
Евангелие и начинает
читать историю Иисуса Христа. По ходу
чтения на сце­не возникают то пляска
пастухов, то песнопения, прославляющие
. деву
Марию, то отрывки святого писания.

Смысловые
ряды поставлены здесь в простые
иллюстратив­ные
связи. Номера и сюжетный ход взаимодействуют
по законам монтажа.

Тема,
идея, жанр, конфликт, сценарный ход —
важнейшие
компоненты
замысла. И в то же время в воображении
пишущего сценарий
начнет вырисовываться только с появлением
вырази­тельных
средств
в
каждом из намеченных эпизодов, причем,
степень
их конкретности опять же может быть
различной. Где-то определяются только
виды искусств, которые составляют основу
эпизода,
скажем, симфоническая музыка (оркестр)
и звучащее слово
(чтец), где-то возникает художественное
произведение с точным
названием, а где-то реальная фамилия
реального героя.

Второй
этап разработки замысла сценария
заканчивается со­ставлением
плана. План сценария — это перечень
эпизодов с кратким
описанием
их содержания, определением основных
вырази­тельных
средств в смысловом и художественном
контексте сце­нарного
хода.

Третий этап.
Окончательное оформление замысла.

Уточнение
и обогащение замысла сценария заканчивается
только
тогда, когда поставлена последняя точка.
Причем, перво­начальное
представление о своем детище и
окончательный ре­зультат
работы очень разнятся. И это понятно.
Ибо рукописное воплощение
замысла постоянно ставит автора перед
выбором целого
ряда возможностей. Каждое слово «вызывает
бесконеч­ный
ряд цепных реакций…
извлекая
звуки и образы, ассоциации и
воспоминания, представления и мечты.
Процесс этот тесно со­пряжен
с опытом и памятью, с воображением и
сферой подсозна­тельного и осложняется
тем, что
разум
не остается пассивным, он все
время вмешивается, контролирует,
принимает или отвергает, созидает
или разрушает». И то, что принято и
оставлено в сцена­рии,
начинает
жить по своим собственным законам,
управляя дальнейшим
изложением.

Корректировка
замысла в процессе его воплощения
связана не только с лексическим
наполнением, но и со всеми художест­венными
и документальными фрагментами
невербального харак­тера.
Использование кино или видеоряда в
одном из эпизодов, требует
его повтора в другом, церемониальное
действие в проло­ге
должно симметрично возникнуть в финале,
— и такого рода примеры
можно приводить бесконечно. Здесь важно
одно: уме­ние
видеть структуру сценария целиком и
притом с разных точек зрения.
Это позволяет чутко реагировать на
необходимость изме­нений
в сюжете, использовании выразительных
средств, тексте и т.д.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • План сценария на юбилей мужчине
  • План сценария на юбилей женщине
  • План сценария на рождество
  • План сценария масленицы
  • План сценария литературного вечера