План синопсиса сценария

Что такое синопсис? По какой структуре писать синопсис? Рекомендации по написанию синопсиса. Пример синопсиса фильма “Дюна” (2021).

При создании новой идеи необходимо понимать, что пакет документов сценариста не ограничивается одним лишь сценарием. Туда обычно входят логлайн, библия персонажей, синопсис, план серий, если у вас сериал, и сам сценарий. Сегодня мы разберем один из самых мифических видом текста – синопсис.

Почему мифических? Текстов о том, как писать синопсисы, и примеров синопсисов на просторах интернета очень много. Но понимание сути синопсиса во всех материалах разнится. Более того порой сценарные конкурсы сами по-разному используют термин синопсиса и закладывают в него что-то своё. 

И по сей день начинающие сценаристы задают один и тот же вопрос: как написать синопсис к фильму? Будем разбираться.

Что такое синопсис

В чём точно согласны все участники киноиндустрии, так это в том, что синопсис – это изложение основных событий сценария. Это самое главное требование к синопсису.

Здесь важно каждое слово. Пересказывать нужно не все что происходит в истории, а только самое основное. То, без чего понять сюжет будет невозможно. И это относится к событиям именно сценария, а не к тем событиям, которые произошли в предыстории персонажей или в далёкие времена происхождения мира вашего проекта. 

Также нередко под синопсисом подразумевают описание основных конфликтов проекта. То есть можно кратко описать, в чём суть конфликта основной линии и конфликтов второстепенных линий. Это если говорить про технический аспект синопсиса.

У синопсиса есть и презентационный аспект. Его задача максимально завлечь редактора или продюсера, которому вы хотите продать свою идею. Прочтение сценария к фильму довольно-таки трудоёмкий и долгий процесс, так как это около 90 страниц. Именно благодаря синопсису, который обычно занимает 3-4 страницы (5 максимум), продюсер сможет принять решение, стоит ли дальнейших усилий знакомство с вами, чтение сценария целиком и реализация проекта.

Также синопсис отлично отражает проведённую вами работу над сценарием. Если в синопсисе есть пробелы или логические нестыковки, то это сразу будет замечено продюсером или редактором.

С чего начать написание синопсиса

Синопсис – это далеко не первый этап разработки идеи проекта. К нему нужно подходить со следующими наработками:

— описание идеи и темы;

— понимание основного конфликта;

— жанр и тональность проекта;

— основные черты персонажа, его сильные и слабые стороны;

— формулировка проблемы, которую персонаж будет решать в течение фильма или сериала;

— высказывание, которое вы хотите донести до зрителя.

Из этих наработок уже можно составить краткую заявку и переходить к синопсису.

Не пишите синопсис, не подумав, куда или кому вы отправите его. Иначе, когда синопсис будет готов, и вы решите его отправлять, возможно, его придётся просто напросто переписывать под новые требования. Познакомьтесь с техническим регламентом конкурсов, питчингов кинокомпаний или продакшенов. Все они дают четкое описание, какого формата документы они ждут.

Если все требования ясны, то начните синопсис с описания основного конфликта, а затем как бы наращивайте на него нужные события по структуре ниже.

Часто начинающие авторы путают понятия сюжетной и эмоциональной арки, и в синопсисе пересказывают только события – уволили с работы, приехал домой, пошёл в магазин. Это, конечно, важная часть синопсиса, но вероятнее продюсер будет искать не только события, но и то какой эмоциональный путь проходит персонаж.

Структура и объём синопсиса

В учебнике американского писателя и одного из первых сценарных кинотеоретиков Голливуда Сида Филда под названием “Рабочая книга сценариста” есть глава под заголовком “Четыре страницы”. Не называя слово “синопсис” Филд, рассказывает, что нужно написать и какие события нужно знать, чтобы потом перейти к самому сценарию.

Филд предлагает создавать синопсис фильма на основе трехактной структуры. О том, что это такое и как с ней работать, мы рассказывали в других материалах. Здесь мы лишь кратко обозначим основные пункты.

Любое произведение по этой структуре делится на три акта. Первый включает экспозицию, когда мы знакомимся с героем и его целью, и катализатор, который заставляет героя достигать этой цели. Второй акт фильма – развитие сюжета, где мы наблюдаем, как герой идет к своей цели. Третий акт – это кульминация и финал, когда герой достигает или не достигает своей цели и претерпевает эмоциональные изменения.

В каждом акте есть свой так называемый сюжетный узел – событие, которое сильно меняет сюжет и жизнь персонажа. Первый сюжетный узел расположен в конце первого акта. Как уже упоминали выше, это катализатор, после которого герой не может не решать свои проблемы.

Второй сюжетный узел в конце второго акта – момент, когда решение проблемы персонажем оборачивается шокирующим провалом или же ложным успехом.

Третий сюжетный узел находится в начале третьего акта. Это событие, которое подтолкнет сюжет к кульминации, а героя к финальному испытанию. Часто в этой точке хуже для героя быть уже не может. Эмоционально это самая низкая точка произведения.

Когда вы примерно наметили границы актов и сюжетные узлы, можно начать наращивать синопсис произведения. Приблизительно на 4 страницах Филд рекомендует расположить информацию следующим образом.

  • полстраницы, описывающие начальную сцену, где можно презентовать персонажа, атмосферу и чем-то уже зацепить читателя;
  • полстраницы, описывающие общий ход действия в первом акте;
  • полстраницы, описывающие сюжетный узел в конце первого акта, то есть катализатор;
  • полстраницы для действия во втором акте, где герой активно решает возникшую проблему и как приходит ко второму сюжетному узлу;
  • полстраницы для третьего сюжетного узла;
  • и три четверти страницы для третьего, где должно быть описание того, как тяжело, но успешно герой побеждает антагониста.

Конечно, нужно упомянть, что это не единственный вариант структуры синопсиса. К его написанию можно подходить с разных сторон. Но неизменным остаётся одно: содержание синопсиса состоит из классических драматургических элементов, таких как завязка, развитие, кульминация и развязка.

Что нужно делать при написании синопсиса

Убедитесь, что по вашему синопсису можно понять суть идеи, тему проекта, жанр, примерный масштаб будущего фильма или сериала, тональность и целевую аудиторию. Обязательно прочтите синопсис вслух и проверьте, насколько он понятен и прост. Нет ли там сложных, запутанных предложений? Не запутается ли читатель в героях? В событиях?

Если вы отправляете работу на конкретный конкурс или на открытый питчинг проектов киностудии, то часто у них на сайтах опубликованы требования к синопсису и другим частям заявки. Если они не опубликованы, то стоит уточнить эту информацию. Когда объявлен конкурс, то организаторы часто заботятся о том, чтобы все требования были ясны.

Если одним из требований к синопсису значится объём в одну страницу, то скорее всего на этой странице ожидают увидеть краткую заявку с основными данными о проекте и краткое описание идеи. По сути, в таком случае у вас будет возможность лишь кратко описать основной конфликт.

Но если вы не знаете конкретных требований в кинокомпанию, то лучше воспользоваться рекомендациями, написанными выше – 3-4 страницы.

Что не нужно делать при написании синопсиса

Во-первых, избегайте детальных описаний локаций и персонажей. Если эти детали никак не срабатывают в повествовании, то они лишь забирают объем. Никто не запрещает указать их в поэпизоднике или сценарии, если они там необходимы.

Во-вторых, избегайте диалогов. Если без диалогов не ясны события истории – значит проблема в поворотных пунктах или даже в самой идее. Оставляйте только те фразы или слова персонажей, которые принципиально влияют на сюжет.

В-третьих, избегайте в целом ненужной информации и многословия. Плохой истории они не помогут, а хорошую сделают плохой.

В-четвёртых, не претендуйте сразу же на большой объём. Если в начале по заданной выше структуре получилась страница, не пытайтесь сделать длиннее искусственно. Просто проверьте саму идею, персонажа и события на то, интересны ли они, есть ли эмоциональное изменение и так далее. Если да, то маленький объем – это только плюс. Если нет, продолжайте думать, переписывать и наращивать нужными истории элементами.

Пример синопсиса фильма

Хорошим и понятным примером синопсиса может стать синопсис фильма “Дюна” (2021). Этот фильм является адаптацией одноимённого научно-фантастического романа Фрэнка Герберта. Кинокартина 2021-го года охватывает лишь начало событий книги. Для адаптации любого произведения сценаристы всегда создают отдельную разработку для сценария, перерабатывая сюжетные линии. А значит, создают и новый синопсис. Содержание синопсиса “Дюны” можно представить следующим образом.

Завязка

В очень далёком будущем в руки герцога планеты Каладан, Лето Атрейдесу, передаётся в правление планета Арракис. Арракис, или Дюна как её называют, измучена многолетним правлением жестокого рода Харконненов. Но только на этой планете можно добыть редчайшее во вселенной вещество — специю. Специя продлевает жизнь человек и благодаря ей возможны межпланетные путешествия. Более того, Лето надеется, что однажды передаст бразды правление своему единственному сыну Полу, которому чужда власть и жестокость.

Катализатор

Семья Лето, его сын пол и наложница леди Джессика, отправляются на Арракис с ним. С герцогом же летит и вся его ближайшая свита и обслуга. 

Семья обнаруживает, что Харконненами в их новом доме на Арракисе был замурован шпион, а оставленное оборудование для добычи специи – старое и не рабочее. Их оставили в жестокой пустыне погибать.

Второй сюжетный узел

Выясняется, что это было сделано специально, и Харконнены всё время планировали нападение на Атрейдесов, чтобы прекратить их род. Они шантажируют личного доктора семьи герцога, и тот ради жены предаёт Лето Атрейдеса. Благодаря этому солдаты Харконненов захватывают Арракис. 

Лето Атрейдес оказывается в плену и совершает самоубийство, чтобы отравить своих врагов. Его сын пол и леди Джессика изгнаны в жестокую пустыню на верную смерть. Происходит окончательное падение рода Атрейдесов, как думают Харконнены, а всё ближайшее окружение убито до последнего человека.

Третий сюжетный узел и кульминация

Полу и его матери леди Джессике предстоит справляться с тяготами пустыни в одиночку. Встретив недружелюбных фременов, жителей пустыни, Пол вынужден сразится с ними на смерть, чтобы защитить мать. И он совершает своё первое убийство (кульминация). Убийство становится последней каплей того, чтобы Пол понял, что ему предстоит продолжить дело отца, стать новым лидером своего народа и познать Дюну.

Стоит обратить внимание, что синопсис даже такого достаточно сложного фильма с множеством линий, яркими персонажами, запутанными родословными и огромной научно-фантастической составляющей можно изложить на одной странице. И более того, остался объём, чтобы отметить и эмоциональное изменение главного героя и разбавить текст какими-то интересными вещами развлекающими читателя. 

Синопсис написать гораздо легче, когда под рукой уже есть готовая качественная предварительная разработка идеи. Если синопсис не ладится, то смело возвращайтесь в разработку и смотрите, что там не так. 


Download Article


Download Article

A screenplay synopsis summarizes a screenplay for an agent, director or producer. If the reader likes the synopsis, they might ask to see the screenplay itself. Unlike a treatment, which is a narrative of everything that happens in a screenplay, a synopsis includes only the most important or interesting parts of the story. Your synopsis must summarize the plot, follow basic guidelines, and get your main point across to have a shot at success.[1]

Synopsis Template and Sample Synopsis

  1. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 1

    1

    Write the logline. The logline is at most two sentences that sum up your screenplay. Include the identity of the protagonist (the main character/hero), the challenge(s) they’re trying to overcome, and why they must overcome them.[2]
    If you can, follow the logline with a paragraph describing why your screenplay is attractive from a filmmaker’s point of view.

    • For example, if it can be shot on a small budget using a limited number of locations near Los Angeles, your movie might be more attractive than one that will require a distant location, elaborate sets, or a lot of special effects.
  2. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 2

    2

    Introduce the main characters and setting. Limit this part to one paragraph. Include the names (who), their occupations (what), where they live and work (where), the time period of the story (when), and the reason you’re telling their story (why).[3]
    Type the names of the characters in all capital letters the first time their names appear. After that, type the character names in the usual way.[4]

    • Characters that should be included in the synopsis are the protagonist, the antagonist (villain), the love interest, and any important allies of the protagonist. Leave out the names of lesser characters.[5]

    Advertisement

  3. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 3

    3

    Summarize Act I. Limit this summary to about 3 paragraphs or half of a page. Act I is the setup. Introduce the characters and the main conflict that drives the story.[6]

  4. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 4

    4

    Cover Act II. Dedicate about a page to Act II. Show all the conflicts your characters face. Show how these conflicts lead to the crisis, or the characters’ reversal of fortune.[7]

  5. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 5

    5

    Finish with Act III. Limit this part to no more than 3 paragraphs (about half a page). Describe how the ultimate conflict ends and what happens to the characters afterward. Don’t worry about spoilers. Your reader needs to know how the plot ends. Tie up all loose ends when finishing your summary of Act III.[8]

  6. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 6

    6

    Think of a title that fits your story. You can try to make the title catchy and interesting, but the director of the movie studio will probably change it, so don’t work on it too hard. Put the title at the top of the page.

  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 7

    1

    Designate it a synopsis. This might seem obvious, but it’s easy to overlook. In the header of your document, write out the word “Synopsis” and the title of your movie. Under the title, inform your reader of the genre of you screenplay (drama, horror, comedy, etc.).[9]

    • For example, a synopsis for Star Wars might include “A science fiction adventure” beneath the title.
  2. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 8

    2

    Add your contact information.[10]
    At the top of the first page beneath the header, enter your name, mailing address, phone number, and email address. Include your Writers Guild of America (WGA) registration number.[11]

    • Always register your completed screenplay and/or treatment with the WGA to establish your authorship
  3. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 9

    3

    Keep it brief. Make sure your synopsis is at least two pages. A one-page synopsis might seem less time-consuming, but your reader will see it as lacking the necessary details. At the same time, keep it at no more than three pages.[12]
    This will allow your reader to finish your synopsis in about 15 minutes.

  4. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 10

    4

    Write in the present tense. Even if your plot is set in the past or the future, use present tense verbs. For example, in a screenplay for Star Wars, you might write “Obi-Wan Kenobi fights Darth Vader.” This is because the action in your screenplay happens as you write it, not in the time period you set it in.[13]

  5. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 11

    5

    Use third-person point of view. Even if you have a narrator doing voiceovers in the screenplay, the camera always takes an all-seeing viewpoint. Use pronouns like “he,” “she,” and “they.”[14]
    For example, you would say, “When Little Teapot gets all steamed up, he shouts to tip him over and pour him out.”

  6. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 12

    6

    Use single spacing. Keep each paragraph single-spaced. Place an extra space between individual paragraphs. When you start a new paragraph, don’t indent. This will allow your reader to “digest” the material more efficiently.

  7. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 13

    7

    Stick to a standardized typeface and font. If your reader can’t read what’s on the page, your synopsis will end up in the recycling bin. For this reason, you should avoid script- or handwriting-style typefaces. Stick to defaults like Times New Roman or Arial. Keep your font size at 12, unless the submission guidelines specify something different.[15]

  8. Advertisement

  1. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 14

    1

    Avoid extravagant language. Write in plain, succinct language that any audience can understand.[16]
    In order to sell your screenplay, your reader must first understand what your plot is about. If you use jargon or flowery language, your reader probably won’t bother going past the first few paragraphs. If you pad your synopsis with unnecessary adjectives or adverbs, it’s no longer a synopsis. Stay brief, and you’ll be one step closer to your goal.[17]

  2. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 15

    2

    Give your synopsis to other people to proofread. Ask them to look for errors in spelling, grammar, and any information that isn’t clear to them. This could be a friend, family member, or colleague. If they have any questions or if something isn’t clear to them, change your synopsis to make the story clearer. If your reader finds something in your synopsis that’s unclear or confusing, they won’t request your full screenplay.

  3. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 16

    3

    Prepare to make edits. Many organizations you may submit your synopsis to publish submission guidelines. Change your synopsis, if necessary, to fit those guidelines. The agent, movie studio, or other reader will likely request changes to fit established word counts or page counts. Follow those suggestions exactly if you want your synopsis to pass the next round.[18]

  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How do you start writing a screenplay?

    Melessa Sargent

    Melessa Sargent is the President of Scriptwriters Network, a non-profit organization that brings in entertainment professionals to teach the art and business of script writing for TV, features and new media. The Network serves its members by providing educational programming, developing access and opportunity through alliances with industry professionals, and furthering the cause and quality of writing in the entertainment industry. Under Melessa’s leadership, SWN has won numbers awards including the Los Angeles Award from 2014 through 2021, and the Innovation & Excellence award in 2020.

    Melessa Sargent

    Professional Writer

    Expert Answer

    I recommend making sure you know your idea. Write exactly what you want to your script to be about, and really understand your characters as well. To start, write everything out in paragraph form, noting things such as locations that you would like to include. Once you’ve written it all out, you can start to to transfer your ideas and and put them on paper using the correct formatting.

  • Question

    What software can I use to write a screenplay?

    Melessa Sargent

    Melessa Sargent is the President of Scriptwriters Network, a non-profit organization that brings in entertainment professionals to teach the art and business of script writing for TV, features and new media. The Network serves its members by providing educational programming, developing access and opportunity through alliances with industry professionals, and furthering the cause and quality of writing in the entertainment industry. Under Melessa’s leadership, SWN has won numbers awards including the Los Angeles Award from 2014 through 2021, and the Innovation & Excellence award in 2020.

    Melessa Sargent

    Professional Writer

    Expert Answer

    I recommend using Final Draft, because they are always up to date and have great customer service. The software is also industry standard and very easy to use.

  • Question

    What is a spec script?

    Melessa Sargent

    Melessa Sargent is the President of Scriptwriters Network, a non-profit organization that brings in entertainment professionals to teach the art and business of script writing for TV, features and new media. The Network serves its members by providing educational programming, developing access and opportunity through alliances with industry professionals, and furthering the cause and quality of writing in the entertainment industry. Under Melessa’s leadership, SWN has won numbers awards including the Los Angeles Award from 2014 through 2021, and the Innovation & Excellence award in 2020.

    Melessa Sargent

    Professional Writer

    Expert Answer

    Writing a spec script involves writing a new episode to a television show that is already on TV. The process requires understanding all of the characters and their individual voices so that you can carry on the show from where it left off. Many screenwriters have a couple of specs written, as they can help with your own original writing.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

  • Don’t use subheadings. Since you don’t put these separations in screenplays, you shouldn’t put them in synopses, either.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a screenplay synopsis, start by introducing the characters and setting in the first paragraph, followed by summaries of each act. Limit the synopsis to no more than 3 pages, since readers should be able to finish it within 15 minutes. To format your synopsis, create a header with the word “Synopsis,” the title of the play, and the genre. On the first page, beneath the header, include your contact information and a longline that explains your play in 2 sentences. For tips on formatting your screenplay synopsis before submitting it, keep reading.

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 512,465 times.

Reader Success Stories

  • Ankit Chheda

    «The format and information is presented in a very easy-to-follow manner, and a relatable example where I know the…» more

Did this article help you?


Download Article


Download Article

A screenplay synopsis summarizes a screenplay for an agent, director or producer. If the reader likes the synopsis, they might ask to see the screenplay itself. Unlike a treatment, which is a narrative of everything that happens in a screenplay, a synopsis includes only the most important or interesting parts of the story. Your synopsis must summarize the plot, follow basic guidelines, and get your main point across to have a shot at success.[1]

Synopsis Template and Sample Synopsis

  1. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 1

    1

    Write the logline. The logline is at most two sentences that sum up your screenplay. Include the identity of the protagonist (the main character/hero), the challenge(s) they’re trying to overcome, and why they must overcome them.[2]
    If you can, follow the logline with a paragraph describing why your screenplay is attractive from a filmmaker’s point of view.

    • For example, if it can be shot on a small budget using a limited number of locations near Los Angeles, your movie might be more attractive than one that will require a distant location, elaborate sets, or a lot of special effects.
  2. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 2

    2

    Introduce the main characters and setting. Limit this part to one paragraph. Include the names (who), their occupations (what), where they live and work (where), the time period of the story (when), and the reason you’re telling their story (why).[3]
    Type the names of the characters in all capital letters the first time their names appear. After that, type the character names in the usual way.[4]

    • Characters that should be included in the synopsis are the protagonist, the antagonist (villain), the love interest, and any important allies of the protagonist. Leave out the names of lesser characters.[5]

    Advertisement

  3. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 3

    3

    Summarize Act I. Limit this summary to about 3 paragraphs or half of a page. Act I is the setup. Introduce the characters and the main conflict that drives the story.[6]

  4. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 4

    4

    Cover Act II. Dedicate about a page to Act II. Show all the conflicts your characters face. Show how these conflicts lead to the crisis, or the characters’ reversal of fortune.[7]

  5. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 5

    5

    Finish with Act III. Limit this part to no more than 3 paragraphs (about half a page). Describe how the ultimate conflict ends and what happens to the characters afterward. Don’t worry about spoilers. Your reader needs to know how the plot ends. Tie up all loose ends when finishing your summary of Act III.[8]

  6. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 6

    6

    Think of a title that fits your story. You can try to make the title catchy and interesting, but the director of the movie studio will probably change it, so don’t work on it too hard. Put the title at the top of the page.

  7. Advertisement

  1. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 7

    1

    Designate it a synopsis. This might seem obvious, but it’s easy to overlook. In the header of your document, write out the word “Synopsis” and the title of your movie. Under the title, inform your reader of the genre of you screenplay (drama, horror, comedy, etc.).[9]

    • For example, a synopsis for Star Wars might include “A science fiction adventure” beneath the title.
  2. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 8

    2

    Add your contact information.[10]
    At the top of the first page beneath the header, enter your name, mailing address, phone number, and email address. Include your Writers Guild of America (WGA) registration number.[11]

    • Always register your completed screenplay and/or treatment with the WGA to establish your authorship
  3. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 9

    3

    Keep it brief. Make sure your synopsis is at least two pages. A one-page synopsis might seem less time-consuming, but your reader will see it as lacking the necessary details. At the same time, keep it at no more than three pages.[12]
    This will allow your reader to finish your synopsis in about 15 minutes.

  4. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 10

    4

    Write in the present tense. Even if your plot is set in the past or the future, use present tense verbs. For example, in a screenplay for Star Wars, you might write “Obi-Wan Kenobi fights Darth Vader.” This is because the action in your screenplay happens as you write it, not in the time period you set it in.[13]

  5. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 11

    5

    Use third-person point of view. Even if you have a narrator doing voiceovers in the screenplay, the camera always takes an all-seeing viewpoint. Use pronouns like “he,” “she,” and “they.”[14]
    For example, you would say, “When Little Teapot gets all steamed up, he shouts to tip him over and pour him out.”

  6. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 12

    6

    Use single spacing. Keep each paragraph single-spaced. Place an extra space between individual paragraphs. When you start a new paragraph, don’t indent. This will allow your reader to “digest” the material more efficiently.

  7. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 13

    7

    Stick to a standardized typeface and font. If your reader can’t read what’s on the page, your synopsis will end up in the recycling bin. For this reason, you should avoid script- or handwriting-style typefaces. Stick to defaults like Times New Roman or Arial. Keep your font size at 12, unless the submission guidelines specify something different.[15]

  8. Advertisement

  1. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 14

    1

    Avoid extravagant language. Write in plain, succinct language that any audience can understand.[16]
    In order to sell your screenplay, your reader must first understand what your plot is about. If you use jargon or flowery language, your reader probably won’t bother going past the first few paragraphs. If you pad your synopsis with unnecessary adjectives or adverbs, it’s no longer a synopsis. Stay brief, and you’ll be one step closer to your goal.[17]

  2. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 15

    2

    Give your synopsis to other people to proofread. Ask them to look for errors in spelling, grammar, and any information that isn’t clear to them. This could be a friend, family member, or colleague. If they have any questions or if something isn’t clear to them, change your synopsis to make the story clearer. If your reader finds something in your synopsis that’s unclear or confusing, they won’t request your full screenplay.

  3. Image titled Write a Screenplay Synopsis Step 16

    3

    Prepare to make edits. Many organizations you may submit your synopsis to publish submission guidelines. Change your synopsis, if necessary, to fit those guidelines. The agent, movie studio, or other reader will likely request changes to fit established word counts or page counts. Follow those suggestions exactly if you want your synopsis to pass the next round.[18]

  4. Advertisement

Add New Question

  • Question

    How do you start writing a screenplay?

    Melessa Sargent

    Melessa Sargent is the President of Scriptwriters Network, a non-profit organization that brings in entertainment professionals to teach the art and business of script writing for TV, features and new media. The Network serves its members by providing educational programming, developing access and opportunity through alliances with industry professionals, and furthering the cause and quality of writing in the entertainment industry. Under Melessa’s leadership, SWN has won numbers awards including the Los Angeles Award from 2014 through 2021, and the Innovation & Excellence award in 2020.

    Melessa Sargent

    Professional Writer

    Expert Answer

    I recommend making sure you know your idea. Write exactly what you want to your script to be about, and really understand your characters as well. To start, write everything out in paragraph form, noting things such as locations that you would like to include. Once you’ve written it all out, you can start to to transfer your ideas and and put them on paper using the correct formatting.

  • Question

    What software can I use to write a screenplay?

    Melessa Sargent

    Melessa Sargent is the President of Scriptwriters Network, a non-profit organization that brings in entertainment professionals to teach the art and business of script writing for TV, features and new media. The Network serves its members by providing educational programming, developing access and opportunity through alliances with industry professionals, and furthering the cause and quality of writing in the entertainment industry. Under Melessa’s leadership, SWN has won numbers awards including the Los Angeles Award from 2014 through 2021, and the Innovation & Excellence award in 2020.

    Melessa Sargent

    Professional Writer

    Expert Answer

    I recommend using Final Draft, because they are always up to date and have great customer service. The software is also industry standard and very easy to use.

  • Question

    What is a spec script?

    Melessa Sargent

    Melessa Sargent is the President of Scriptwriters Network, a non-profit organization that brings in entertainment professionals to teach the art and business of script writing for TV, features and new media. The Network serves its members by providing educational programming, developing access and opportunity through alliances with industry professionals, and furthering the cause and quality of writing in the entertainment industry. Under Melessa’s leadership, SWN has won numbers awards including the Los Angeles Award from 2014 through 2021, and the Innovation & Excellence award in 2020.

    Melessa Sargent

    Professional Writer

    Expert Answer

    Writing a spec script involves writing a new episode to a television show that is already on TV. The process requires understanding all of the characters and their individual voices so that you can carry on the show from where it left off. Many screenwriters have a couple of specs written, as they can help with your own original writing.

See more answers

Ask a Question

200 characters left

Include your email address to get a message when this question is answered.

Submit

Advertisement

Video

  • Don’t use subheadings. Since you don’t put these separations in screenplays, you shouldn’t put them in synopses, either.

Advertisement

References

About This Article

Article SummaryX

To write a screenplay synopsis, start by introducing the characters and setting in the first paragraph, followed by summaries of each act. Limit the synopsis to no more than 3 pages, since readers should be able to finish it within 15 minutes. To format your synopsis, create a header with the word “Synopsis,” the title of the play, and the genre. On the first page, beneath the header, include your contact information and a longline that explains your play in 2 sentences. For tips on formatting your screenplay synopsis before submitting it, keep reading.

Did this summary help you?

Thanks to all authors for creating a page that has been read 512,465 times.

Reader Success Stories

  • Ankit Chheda

    «The format and information is presented in a very easy-to-follow manner, and a relatable example where I know the…» more

Did this article help you?

Вряд ли найдется человек, не знающий, что такое сценарий фильма – кино-то ведь смотрят все. Обычно при этом слове представляется внушительная стопка листов с текстом, после прочтения которой актеры понимают, кого и как играть, а режиссер – что именно ему предстоит снимать. Однако гораздо меньшее количество людей ответят утвердительно, если спросить, что такое синопсис к фильму.

Разберемся, что значит такое странное слово. Только не путайте с синапсисом: понятие, конечно, похоже на слух, но точно не из сферы киноиндустрии. Итак, начнем.

Синопсис сценария – это…

Проще всего назвать его остовом, своеобразной выжимкой. Представляет линейный, сжатый пересказ сценария + донесение основной мысли картины. Обязательные условия – написан интересно, содержит главные события фильма: идею, завязку, кульминацию, развязку, важные сюжетные повороты.
Для легкости восприятия объясним на наглядном примере. Помните, в школе писали изложения по литературным произведениям, где надо было сжато рассказать суть и раскрыть конфликт и главную идею? Школьникам целую книгу, а то и несколько томов, приходилось умещать максимум в 3-4 листа тетради. Теперь представьте, что произведение – сценарий, а изложение – синопсис. Размер последнего варьируется от двух-трех страниц до примерно половины листа формата A4 (либо меньше). Все зависит от цели написания.

Обычно синопсисы киносценария готовят для представления:

  • Продюсерам.
  • Менеджерам различных мероприятий.
  • Для включения в каталог фестивалей.

В подобных условиях люди точно не станут читать толстенный сценарий, просто потому, что не имеют достаточно времени. Вот почему важно заинтересовать их хорошей историей, но не наскучить, чтобы чтение не бросили на полпути. Для этого синопсис кино необходимо написать правильно. Разберемся, как.

Пишем грамотный синопсис

Что стоит включить в тему, чтобы вышло хорошо:

  1. Экспозицию: описание времени и места, в которых действуют герои.
  2. Завязку: событие, меняющее жизнь героев. Одновременно происходит фокус на главной идее/конфликте/драме.
  3. Основные сюжетные моменты – для понимания, куда и как все движется.
  4. Кульминацию – тот момент, когда происходит высший накал страстей и эмоций.
  5. Развязку – можно сказать, эпилог с выводом и каким-то заключительным действием.

Для ясности обратимся вновь к наглядному примеру синопсиса. Возьмем фильм «Титаник» – ведь его смотрели если не все, то большинство.

«В наше время охотник за сокровищами ищет ожерелье на затонувшем в начале 20 в. знаменитом судне. Вместо этого он находит портрет неизвестной женщины. Выясняется, что эта девушка – англичанка Роуз, плывшая с матерью и женихом в Америку. Ныне почтенная старушка, она рассказывает кладоискателю свою историю, действие которой разворачивается непосредственно на «Титанике».

То есть экспозиция – корабль и океан в 1912 г. и совсем чуть-чуть современность.

Далее – завязка. «Роуз, девушка высшего общества, больше не может выносить ни сковывающие ее правила поведения, ни навязанный матерью скорый брак по расчету. Пытаясь покончить с собой, она встречает Джека – нищего, но невероятно талантливого художника. Между молодыми людьми вспыхивает страсть, а потом и настоящие чувства. Увы, жених и бесконечные социальные условности и ограничения не дают влюбленным надежды на скорое счастье. В процессе конфликтов, человеческой драмы происходит в придачу драма природная: судно сталкивается с огромным айсбергом и начинает стремительно тонуть».

Здесь зрителя ждет кульминация – это сцены ухода «Титаника» под воду и смерти Джека. Развязка – судьба Роуз после катастрофы, плюс окончание ее повествования для искателя кладов.

Примерно в таком виде, только более занимательно и литературно, пишутся синопсисы. Более кратким вариантом является логлайн – аннотация, умещающая суть и главный конфликт буквально в 2-3 строках. Синопсис сериала создается по такому же принципу.

Делаем вывод: синопсис не менее важная часть в кино, чем сценарий, просто не такая очевидная. Зато теперь вы знаете, что это такое и «с чем его едят».

Как написать синопсис к фильму?

Киносценарий, как мы уже говорили, похож на дикого зверя. Большого и страшного. Это внушительная стопочка страниц, отформатированная определенным образом, в которой рассказывается в подробностях какая-то история.

sinopsisКороткометражки внешне выглядят поскромнее — 10-20 страниц написать кажется проще, чем полнометражные 100-110. Но по большому счету принцип создания короткометражки и полнометражки одинаковый (по крайней мере, я в этом убежден).

В момент, когда наша идея уже сформулирована, избрана форма, найдены герои, можно было бы уже начать писать сам сценарий! Но здесь очень легко споткнуться.

Не имея четкого каркаса сюжета, сценарий может увести нас в любую сторону, и, как правило, всё дальше и дальше от того, что мы хотим получить.

kak-pisat-stsenariiПоэтому необходим вектор движения истории. Этот вектор называется синопсис.

Когда мы кому-нибудь пересказываем 800-страничную книгу или 2-часовой фильм, мы ведь не воспроизводим каждое предложение или кадр. Мы стараемся изложить все максимально событийно и логично, чтобы не отнимать у слушателя полдня жизни.

Если совсем упрощать, то мы рассказываем что-то, у чего есть начало, середина и конец, из которых все становится понятно — в том числе и то, зачем мы всё это рассказывали. Так вот, синопсис — это краткий пересказ сюжета в письменном виде.

Однако если мы рассказываем сбивчиво, постоянно отвлекаемся, долго мычим и не можем подобрать слова — все сразу же теряют интерес к повествованию и ждут, когда всё поскорее закончится.

Всё вышесказанное справедливо и к кино. Чтобы конфуза не произошло, и зритель не закидал нас гнилыми помидорами (а на самом деле попросту выключил фильм/ушел из кинотеатра), важно разработать конструкцию сюжета. Она призвана поддерживать внимание аудитории, корректно доносить нашу мысль и поддерживать наш рассказ в правильной форме.

КАК НАПИСАТЬ СИНОПСИС?

В принципе, каждая книжка по сценарному мастерству буквально ломится от руководств по выстраиванию конструкции. Я постараюсь сделать это максимально лаконично.

Любая история состоит из экспозиции, завязки, перипетий, кульминации и развязки. Каждый из этих элементов чрезвычайно важен. И далее будем разбираться, что это вообще за птицы такие, и почему они столь значительны.

ЭКСПОЗИЦИЯ

Это обозначение мира, в котором происходит наша история. Время действия, место действия, главные герои, их характеры, важные для повествования жизненные обстоятельства. Все, что пригодится зрителю, чтобы правильно понимать дальнейшую историю. И, что самое главное, чтобы зритель могсопереживать герою.

Давайте, например, вспомним начало фильма «Робокоп» Пола Верховена (многие считают фильм детским и глупым, но пересмотрите его — уверяю, это очень качественная социальная сатира). Нет, там из героя не сразу делают полицейского робота.

Сперва режиссер вместе со сценаристом показывают нам Америку ближайшего будущего. Дело происходит в Детройте (машиностроительный центр США — где же еще может происходить история о роботе?), в этом спятившем мире все государственные структуры (включая полицию) подчиняются бизнес-корпорации «ОСР»; на улицах во всю бушует преступность, а полицейских убивают чуть ли не каждый день (самая заметная здесь банда уголовника Кларенса Боддикера).

ekspoziaНашего героя, Алекса Мёрфи, как раз переводят в самый опасный полицейский участок в Детройте. А внутри самой корпорации «ОСР» происходит конкуренция между двумя сотрудниками, каждый из которых пытается из карьерных соображений протащить собственный проект кибернетического полицейского.

Как мы можем понять, без подобной экспозиции дальнейший сюжет не будет работать всерьез — мы не будем понимать предпосылок, характеров героев, причинно-следственных связей. Всё сразу станет «общим» местом, а это губительно для кино. Как говорил Михаил Ромм: «Кино — искусство грубое в своей конкретике».

ЗАВЯЗКА

Момент, который, в общем-то, показывает, зачем мы здесь все собрались. Обозначение главного конфликта истории. И постановка вопроса «Чем дело кончится?». Завязка – это резкое изменение в привычной жизни героев, которые изменяют течение окружающей для них действительности. Причем, это всегда делается посредством события.

То есть, если вы собирались пойти в магазин, идете туда по улице, покупаете то, что вам нужно и возвращаетесь домой – это не история, тут нет ни одной структурной ее составляющей, не произошло никаких драматургических событий.

Вот если бы вы отправились в магазин, и по пути столкнулись со стаей голодных, разъяренных и бешеных собак – это сразу бы стало завязкой истории, потому что, во-первых, это сильно меняет ваши планы, во-вторых, неожиданно. Соответственно, теперь вам нужно спасаться от бешеных собак, а до дома добежать уже не успеете.

Глядя на эту историю, человек задастся вопросом «Чем дело кончится?». В «Робокопе» Пола Верховена – это убийство главного героя, Алекса Мёрфи бандой Алекса Боддикера и создание на основе покойного полицейского Робокопа.

zavyazkaВ полнометражном фильме завязка обычно происходит на 15-20-х минутах (соответственно, на 15-20-х страницах сценария, оформленного по международному стандарту – о формате сценария читайте в отдельной статье). В короткометражных историях всё зависит от хронометража, но не позже 5-й минуты.

Если мы затянем возникновение завязки, то рискуем потерять зрителя – он может выключить внимание и заскучать. Такое, например, произошло с фильмом «Орда» Андрея Прошкина, где вопрос «Чем дело кончится?» был задан где-то минуте на 50-й. К чему это привело? К тому, что большая часть аудитории уже умерла от скуки.

ПЕРИПЕТИЯ

Дополнительные осложнения, возникающие на пути героя по ходу сюжета. Самые примитивные примеры можно найти в современных компьютерных играх: герою дадут задание отправиться куда-то и включить рубильник, но когда он оказывается возле рубильника, понимает, что там сломана ручка или не подведено электричество.

Вариантов перипетий великое множество. Для чего всё это делается? Для того, чтобы герою жизнь мёдом не казалась. Нужно разнообразить сюжет, чуть-чуть встряхнуть зрителя, активизировать его внимание еще больше.

perepetiiЕсли вернуться к «Робокопу», то перипетия – это возникшая «Директива №4» в его прошивке, не позволяющая ему арестовывать высокопоставленных чиновников корпорации «ОСР» (что мешает ему выполнить свою работу).

В полнометражном кино перипетий обычно несколько. В короткометражном одна-две. Но на самом деле, в короткометражке это необязательный элемент. Особенно, если весь фильм идет 7-10 минут.

КУЛЬМИНАЦИЯ

Самый важный момент всей рассказываемой истории. Ее нельзя проваливать ни при каких обстоятельствах. Пик эмоционального напряжения, а также разрешение основного конфликта. Ответ на вопрос «Чем дело кончится?».

Все самые важные линии здесь важно подвести к своему завершению, потому как зритель только и ждет этого. Если брать пример с бешеными собаками, то это именно та сцена (или цепочка сцен), в которой вы придумали, как их победить, и побеждаете их. Либо, как у вас ничего не получилось, и псины перегрызают вам горло, хе-хе. Шутка.

Конечно, к кульминации надо подвести зрителя ритмически. Она не может произойти на ровном месте. Неплохо бы поломать голову над тем, как столкнуть противоборствующие стороны в «финальной битве» (а не как у Кристофера Нолана в третьем «Тёмном рыцаре», когда все персонажи вдруг появляются в нужных местах, словно по мановению волшебной палочки).

Обычно кульминация – самый длинный эпизод в фильме. В силу своей значительности. Это не значит, что он затянутый. Это значит, что именно сейчас мы держим зрителя на крючке в самой высокой точке, и должны продержать его там, пока не разберемся со всем, с чем необходимо разобраться.

В «Робокопе» это эпизод, когда банда Кларенса пытается разобраться с Робокопом (он же Мёрфи) на брошенном заводе. Здесь не только происходит уничтожение плохих парней (надо сказать, чрезвычайно жестокое).

kulminaziaТут также впервые Мёрфи предстает перед нами без шлема, и общается со своей бывшей напарницей, как с полноценным другом, так, что мы понимаем — всё-таки многое человеческое в нем осталось.

Таким образом, дан ответ на ряд вопросов. «Мёрфи отомстит своим убийцам? Да, и сделает это так, как они того заслуживают»; «Мёрфи превратили в бездушную болванку или где-то там за доспехами живет его душа? Где-то в глубине там по-прежнему человек Алекс Мёрфи».

РАЗВЯЗКА

Последняя точка повествования. Здесь мы добиваем те вопросы, которые по каким-то причинам не успели разрешить в кульминации (как правило, второстепенные), и позволяем зрителю со спокойной душой вздохнуть и осмыслить рассказанное.

Например, в фильме «Бриллиантовая рука» — это сцена возле парохода, где героя Юрия Никулина спускают на кране с гипсом. Ведь в кульминации он выпал из багажника летящего под вертолетом автомобиля – не мог же Гайдай убедить зрителя, что Семён Семёныч погиб.

В фильме «Бёрдмен» — это сцена в больнице, где мы выясняем, что Ригган Томпсон не застрелился, а лишь отстрелил себе нос.

В «Робокопе» это последний аккорд. Вопрос старика-директора: «Хорошо стреляешь, сынок. Как тебя зовут?» и ответ Робокопа с ухмылкой: «Мёрфи».

razvyazkaВ идеальном фильме кульминация и развязка совпадают друг с другом в одном эпизоде. Но нет ничего страшного, если что-то придется переносить в отдельную развязку.

Итак, как только мы построили конструкцию сюжета, обозначив в ней все вышеназванные структурные элементы – можно приступать к написанию синопсиса. С готовой конструкцией это не составит труда, и краткий пересказ фильма на одной страничке будет без проблем написан.

Теперь у нас есть всё, чтобы начать писать сам сценарий!

Об авторе: Влад Дикарев

Независимый режиссёр и сценарист.
Мой профиль в социальных сетях ВКонтакте и Telegram

Практически все международные фестивали требуют выслать синопсис на английском языке. Как правило, отборщики просят уложиться в 6—7 предложений (около 300 знаков). В некоторых случаях количество знаков может увеличиться до 1000. Когда речь идет о 100 знаках, в качестве синопсиса подойдет логлайн.

Соблюдать эти требования очень важно, поскольку каждый фестиваль выпускает свои каталоги, другую, приуроченную к проекту печатную продукцию, где размещает информацию о фильмах. Допустим, организаторы знают, что хотят отобрать 15 работ для конкурса и для представления каждой отведено по половине страницы, где нужно разместить и синопсис, и кадр из фильма, и информацию о режиссере и съемочной группе.

Делая несколько вариантов синопсиса разного объема, нужно иметь в виду, что количество символов одного и того же текста на английском и русском языках отличается. В переводе на английский объем текста уменьшается. Если в требованиях идет речь о количестве знаков, а не предложений, нужно считать знаки англоязычного текста.

Давайте разберем подробнее, что такое «логлайн» и «синопсис», и поймем, как лучше их написать.

#

2022, Россия, Беларусь, 1:14′
арт-видео
реж. Дарья Сермяжко

#

2020, Россия, Франция, Швейцария , ‘
игровой фильм
реж. Кирилл Серебренников

#

2012, Россия, 45′
документальный фильм
реж. Валерий Спирин

#

2018, Россия, Эстония, Франция, 90′
игровой фильм
реж. Наташа Меркулова,Алексей Чупов

#

2018, Россия, 10′
игровой сериал
реж. Ирина Вилкова

#

2019, Россия, 90′
игровой фильм
реж. Клим Шипенко

#

2019, Россия, 49′
игровой сериал
реж. Константин Богомолов

#

2020, Россия, 90′
игровой фильм
реж. Анна Меликян

#

2020, Россия, 122′
игровой фильм
реж. Анна Меликян

#

2020, Россия, 15′
игровой сериал
реж. Анна Меликян

#

2020, Россия, 08′
игровой сериал
реж. Кирилл Алехин

#

2021, Россия, 105′
игровой фильм
реж. Пётр Буслов

#

2021, Россия, Армения, 97:42′
игровой фильм
реж. Армен Акопян,Дмитрий Тархов

#

2021, Россия, 110′
игровой фильм
реж. Александр Домогаров мл.

#

2021, Россия, Беларусь, 87′
игровой фильм
реж. Владимир Алеников

#

2021, Россия, 45′
документальный фильм
реж. Валерий Спирин

#

2021, Россия, ‘
субтитры к 35 фильмам
реж.

#

2022, Россия, 95′
игровой фильм
реж. Юлия Трофимова

#

2006, Россия, 136′
игровой фильм
реж. Николай Лебедев

#

2007, Россия, 103′
игровой фильм
реж. Анна Меликян

#

2015, Беларусь, 14:59′
игровой фильм
реж. Митрий Семёнов-Алейников

#

2015, Россия, Венгрия, Беларусь, 70:51′
игровой фильм
реж. Лика Алексеева

#

2015, Россия, 88:43’’
игровой фильм
реж. Александр Котт

#

2016, Мексика, ‘
анимация
реж.

#

2016, Россия, 22:24′
игровой фильм
реж. Кирилл Васильев

#

2016, Россия, 97′
игровой фильм
реж. Владимир Котт

#

2016, Россия, 90′
игровой фильм
реж. Павел Руминов

#

2016, Россия, субтитры к 55 фильмам’
анимация
реж.

#

2016, Россия, 26′
игровой сериал
реж. Артур Богатов

#

2017, Россия, 92:26′
игровой фильм
реж. Лера Суркова

#

2017, Россия, субтитры к 23 фильмам’
анимация
реж.

#

2017, Россия, 25:01′
игровой фильм
реж. Евгений Никитин

#

2017, Россия, 24′
игровой сериал
реж. Антон Федотов

#

2017, Россия, 83′
игровой фильм
реж. Роман Волобуев

#

2017, Россия, 90′
игровой фильм
реж. Иван Шурховецкий

#

2018, Эстония, Россия, 18:46′
игровой фильм
реж. Владимир Котт

#

2018, Россия, 96′
игровой фильм
реж. Марюс Вайсберг

#

2018, США, Россия, 10:38′
игровой фильм
реж. Юлия Трофимова

#

2018, Россия, 24′
игровой сериал
реж. Антон Маслов

#

2018, Россия, 18:09′
игровой фильм
реж. Даша Чаруша

#

2018, Россия, 52′
игровой сериал
реж. Андрей Джунковский

#

2018, Россия, 100′
игровой фильм
реж. Мария Агранович

#

2018, Россия, 14:45′
игровой фильм
реж. Максим Елагин

#

2018, Россия, 08:07′
игровой фильм
реж. Иван Плечев

#

2019, Россия, ‘
субтитры к 33 фильмам
реж.

#

2019, Россия, 14:59′
игровой фильм
реж. Василиса Кузьмина

#

2019, Россия, 26′
игровой фильм
реж. Олеся Яковлева

#

2019, Россия, 13:10′
игровой фильм
реж. Владимир Копцев,Елена Копцева

#

2019, Россия, Грузия, 80′
игровой фильм
реж. Петр Левченко

#

2019, Россия, 24′
игровой сериал
реж. Антон Маслов

#

2020, Россия, 93:43′
игровой фильм
реж. Даша Чаруша

#

2021, Россия, 20:50′
игровой фильм
реж. Александр Котт

#

2021, Эстония, Россия, ‘
игровой фильм
реж. Борис Гуц

#

, , ‘

реж.

#

1999, Россия, 210′
игровой фильм
реж. Юрий Александров

#

2008, Россия, 100′
игровой фильм
реж. Александр Прошкин

#

2008, Россия, 127′
игровой фильм
реж. Владимир Бортко

#

2010, Китай, 50 серий по 40 мин’
сериал
реж. Шаохун Ли

#

2012, Россия, 73′
игровой фильм
реж. Арсений Гончуков

#

2013, Россия, 30′
документальный фильм
реж. Вениамин Тронин

#

2013, Россия, 18:15′
игровой фильм
реж. Виталий Курапов

#

2013, Россия, 12:30′
анимационный фильм
реж. Полиектова Ольга Андреевна,Полиектова Татьяна Андреевна

#

2013, Россия, 28:32′
игровой фильм
реж. Сергей Соловьёв

#

2013, Россия, 29:10′
документальный фильм
реж. Дмитрий Завильгельский

#

2013, Россия, 1:10′
арт-видео
реж. Михаил Романовский

#

2014, Россия, 13:52′
игровой фильм
реж. Ксения Гришина

#

2014, Россия, 08:20′
игровой фильм
реж. Юлия Сапонова

#

2014, Армения, 22′
игровой фильм
реж. Вагенак Балаян

#

2014, Россия, 27′
документальный фильм
реж. Людмила Бычкова

#

2014, Россия, 85′
документальный фильм
реж. Никита Тихонов-Рау

#

2014, Россия, 27′
документальный фильм
реж. Людмила Бычкова

#

2014, Россия, 130:24′
игровой фильм
реж. Владимир Котт

#

2014, США, 8′
игровой фильм
реж. Иван Петухов

#

2014, Кыргызстан, Болгария, Россия, 22:19′
игровой фильм
реж. Жанна Карабалаева

#

2014, Сингапур, Россия, 09:26′
игровой фильм
реж. Максим Дашкин

#

2014, Россия, 35′
игровой фильм
реж. Михаил Романовский

#

2014, Россия, 60′
документальный фильм
реж. Мумин Шакиров

#

2014, Россия, 18:07′
игровой фильм
реж. Анастасия Полухина

#

2014, Россия, 19′
игровой фильм
реж. Никита Шулешко

#

2014, Россия, 4:54′
игровой фильм
реж. Михаил Романовский

#

2014, Россия, 42:52′
документальный фильм
реж. Ольга Арлаускас

#

2014, Россия, 26:03′
игровой фильм
реж. Игорь Каграманов

#

2014, Россия, 5:45′
игровой фильм
реж. Михаил Романовский

#

2014, Россия, 90′
игровой фильм
реж. Арсений Гончуков

#

2014, Россия, 28:30’’
игровой фильм
реж. Виктор Сидоров

#

2014, США, 100′
игровой фильм
реж. Грен Уэллс

#

2014, Россия, ‘
документальный фильм
реж. Ольга Арлаускас,Никита Тихонов-Рау

#

2014, Россия, 16:07′
игровой фильм
реж. Юрий Суходольский

#

2014, Россия, 26:25′
игровой фильм
реж. Руслан Магомадов

#

2014, Россия, 7×5′
анимационный сериал
реж. Станислав Метельский

#

2014, Россия, 4 серии по 60 минут’
игровой сериал
реж. Владимир Хотиненко

#

2014, Россия, 24:26′
игровой фильм
реж. Марина Мигунова

#

2014, Россия, 10 серий по 43 минуты’
игровой сериал
реж. Андрес Пуустусмаа

#

2014, Россия, 19′
игровой фильм
реж. Валерий Полиенко

#

2014, Россия, 44:10′
документальный фильм
реж. Сергей Циханович

#

2014, Россия, 7′
игровой фильм
реж. Наташа Новик

#

2015, Россия, 95′
игровой фильм
реж. Султан Хажироко

#

2015, Россия, 11:25′
игровой фильм
реж. Ефграф Сорокин

#

2015, Россия, 24:42′
игровой фильм
реж. Никита Ордынский

#

2015, Россия, 11:45′
анимационный фильм
реж. Игорь Писаренко

С этими советами вы подготовите хороший синопсис и заинтересуете людей своей книгой

Синопсис — это краткое содержание произведения. Оно необходимо для участия в литературных конкурсах, подачи заявок на экранизацию, продвижения книги. Навыком пересказывать свою книгу приходится овладеть всем писателям, которые хотят быть востребованными и успешными. Здесь мы подробно рассказывали о том, что такое синопсис, какие ошибки при его создании можно совершить, а также приводили пример того, что должно получиться в итоге.

Эта же статья для тех, кто хочет перейти от теории к практике. Автор Литрес Глеб Кащеев делится собственным опытом создания хорошего синопсиса. Писатель стал победителем конкурса «Электронная буква 2020» в номинации «Лучший фантастический мир» Он расскажет о 5 разных приемов, с помощью которых можно написать краткое содержание вашей книги.

Несмотря на то, что про краткое изложение содержания романа написано много справочных материалов, когда садишься писать его сам, сталкиваешься с одной и той же проблемой. Ты насытил книгу таким количеством ценных идей и интересных поворотов сюжета, как же их выкинуть? Кого из героев упомянуть в синопсисе, а кто на сюжет влияния не оказывает? Бабушка главного героя, чьи советы он иногда вспоминает, и чьими пирожками спасается от голодной смерти, — она влияет на сюжет или нет?

И вот, вроде, пишешь краткий синопсис, а он вдруг уже на четвертую страницу переползает, а ты даже до середины сюжета не дошел. Объективно и беспристрастно взглянуть на свой сюжет и обрезать его до жалких 3000 символов очень сложно. Сам через это проходил. Поэтому я дам вам 5 работающих способов, как написать краткий синопсис. А уж насытить его потом деталями до нужного количества знаков можно легко.

Способ 1: пусть напишет другой

Не спешите возмущаться. Конечно, никто за вас писать синопсис не будет. С другой стороны, кратко пересказать чужую книгу в разы проще, чем свою. Причем читатели запомнят из вашего сюжета именно самое важное — то, что их больше всего впечатлило. А это вам и нужно. Впечатлило их — понравится и редактору, жюри, продюсеру.

Поэтому берите друзей, родственников, знакомых, которые уже прочли ваше произведение и, вооружившись диктофоном, просите их пересказать кратко: о чем роман. Из трех-четырех пересказов делаете усредненный текст, добавьте в начале на абзац описание главного героя и детали сеттинга (не более абзаца, запомните!) — вот вам и синопсис.

Способ 2: ищите референс

Воспользуйтесь способом, который используют сценаристы. Конечно, каждый считает свою книгу уникальной, но она не существует в вакууме. У книг, написанных в рамках того или иного жанра и даже на пересечении двух жанров, всегда есть аналоги. Да, вы пишете лучше, да, вы придумали уникальный твист, которого у других нет, но все равно похожие книги должны быть.

В кино это называется референсами. Для понимания: сценарий вообще не принимают к рассмотрению, если в нем не обозначены фильмы-референсы. Для прозаиков такого требования нет, но поверьте, найти похожий пример стоит в любом случае. Это поможет вам оценить целевую аудиторию, уточнить жанры, посмотреть как именно продвигалась та книга и т. п.

С точки зрения подготовки синопсиса это делается так: напишите сами краткий пересказ для книги-референса. Это всегда проще. Найдите в сюжете ключевые точки. А теперь возвращайтесь к своей книге и посмотрите на нее исключительно в рамках событий чужого синопсиса: в чем отличие вашего произведения. Внесите исправления в чужой синопсис так, чтобы теперь этот текст был про вас.

Способ 3: найдите ключевые точки

Если вы не супер-опытный писатель с кучей изданных книг, то вы, скорее всего, придерживаетесь стандартных правил при построении сюжета. У вас есть экспозиция (знакомство с героем и миром, в котором он живет) и три ключевые точки:

  • Что-то нарушает привычный мир героя и зовет его в приключение (или пинком заставляет бежать свою или чужую жизнь).

  • К середине романа ставки в игре повышаются. Герой понимает, что на кону стоит что-то гораздо большее, чем он предполагал, встречает новую проблему.

  • Кульминация. Герой вступает в финальную битву или сталкивается с серьезными проблемами и одерживает (или не одерживает) победу.

Отведите 1 или максимум 2 абзаца на экспозицию. Запомните, что редактора интересует не цвет глаз и волос героя, а его социальное положение, яркие черты характера, четко обозначенная сила и слабость, и то, чего он хочет достичь. Далее напишите по одному абзацу на каждую ключевую точку, обозначая с чем сталкивается герой и какие выводы или шаги делает. В конце можно добавить одно предложение про то, что случилось после победы героя, если у вас есть такой элемент сюжета как «возвращение изменившегося героя к обычной жизни». Если вы все сделаете правильно, то у вас выйдет синопсис на 1500−2000 знаков, который четко покажет содержание вашей истории.

Способ 4: используйте метод снежинки

Экстремальный способ, ломающий мозг, но после него вы будете писать не только крутые синопсисы, но и логлайны (краткое описание фильма, которое передает всю суть в 1−2 предложениях), аннотации и прочее, необходимое для продвижения книги. Попробуйте сформулировать всю идею книги в одном предложении, причем так, чтобы оно казалось интересным. Например: «Пятнадцатилетняя девушка-привидение пытается поймать маньяка, убивающего детей, а также переосмыслить свою предыдущую жизнь и понять, что же с ней случилось». Это из моего романа «Лабрис».

Если вы смогли это сделать не в стиле Льва Толстого и ваше предложение не занимает полстраницы, поздравляю. Вы проделали огромную и самую важную работу. Это логлайн вашей книги. Теперь превращаем одно предложение в три. В первом описываем каким был герой в начале. Во втором — что он сделал. В третьем — каким стал в конце или чего достиг. Поздравляю, первые два предложения — это, по сути, ваша аннотация. Для коммерческой аннотации можно потом второе предложение изменить, описав как герой начинает действовать и добавив интригу.

Теперь каждое из трех предложений превращаем в абзац. В первом — каким был герой в начале и в какую ситуацию вляпался. Во втором — что делал и с какими проблемами столкнулся. В третьем — как он со всем справился и каким стал в конце. Поздравляю, у вас готовый синопсис на 1000−1500 знаков. Я встречал конкурсы и с таким ограничением. Насытить его потом деталями и сделать из него 3000 или 4000 знаков уже куда легче. Следуйте той же логике: превратите каждый абзац в два, например.

Способ 5: начните с синопсиса

Этот способ годится для тех, кто только приступает к новой книге. Напишите сначала синопсис. Пусть он будет вашим планом. Тогда у вас не будет соблазна насыщать роман теми деталями, которые вы еще не придумали. Конечно, существуют авторы, работающие без плана, на одном вдохновении, и этот способ им не подойдет. Но для тех, кто представляет себе общую картину сюжета, я бы советовал воспользоваться этим способом.

Кстати, бонус в том, что синопсис + логлайн — это готовая сценарная заявка, которую можно кидать в киностудии. Тогда, в случае действительно классной идеи, возможно, вам придется писать не роман, а сценарий и увидеть свои произведения на большом экране.

современный писатель, работающий в жанрах young adult, мистика, фантастика, фэнтези.

Была ли данная статья полезна для Вас?

Другие статьи в нашем блоге:

Пролог

За долгие годы существования такого жанра искусства как кино, умельцы этой профессии понапридумывали множество полезных бумажек, которые упростили им жизнь, но заставили напрячься авторов. Аргументируя это тем, что, мол, «нам же потом с этим работать» продюсеры ввели целую систему «творческих документов» по которым они выбирают свой проект.

Казалось бы, сценарное дело – одно из самых творческих и абстрактных дел в кино. Но даже у него выработаны определённые правила, законы и предпочтения. Как только кино стало бизнесом и, надо отметить, модным и прибыльным бизнесом, продюсерам стало не до 10−томных опусов, написанных в витиеватом стиле. Американский продюсер должен был понимать, что из написанного он увидит на экране, а что так и останется у него в воображении.

script

Из-за этого, например, стала популярна американская форма записи сценариев. Ничего лишнего: никаких эмоциональных демагогий в голове героя, ощущений неосязаемого и множество ещё чего-то в таком роде (я с удовольствием напишу отдельный трактат о том, как надо написать сценарий, чтоб он соответствовал американской форме, если, конечно, будет кому интересно). Все, что написал автор должно быть показано на экране, сказано персонажами или прочитано на лице актёров. Да и форма значительно изменилась. Чем больше денег вращалось в кино, чем чаще слово «окупаемость» стало появляться в обиходе, тем больше появилось правил и формализации процесса написания сценария.

Точнее, все то, что формализовали подсознательно было и «ежу понятно». Но для пущей лёгкости отбора работ для дальнейшей реализации «ежовые» истины стали достаточно важным фактором, и основным «инструментом» отбора. Так что начнём с самого начала.

Круг первый и второй. Идея и Заявка

Всякий проект любого характера всегда начинается с идеи. И не важно, где она приходит и насколько она хороша − каждая идея имеет право на существование и реализацию при условии, что она подаётся под, например, острым или сладким соусом.

Идеи записываются на листочках, салфетках, вбиваются в телефон ночью, быстро запоминаются и могут даже потом украшать корявым почерком руки поверхности, на которых вас застало вдохновение.

scott-scripts-1725(1)

Слава Богу, вряд ли вы потом покажете эти бессвязные каракули продюсеру. После хаоса приходит черёд систематизации.

Человек, решивший по-настоящему написать сценарий, для его реализации, задумается, для кого он все это пишет. С этого начинается формироваться заявка. Понятное дело, в процессе написания сценария заявка может поменяться или же расшириться, но начинать стоит «с утра».

Заявка − это документ, в котором содержится краткое описание уже готового или будущего проекта. И вам нужно продумать вот что:

  • Как вы хотите, чтоб он назывался?
  • Кто автор этого эпоса?
  • Какого жанра ваше творение уже есть или же еще планируется?
  • Есть ли у него аналоги и конкуренты?
  • В чем весь конфликт этой истории, и чем эта история так уникальна?

В ней необязательно описывать сюжет, углубляться в психологию героев − достаточно передать атмосферу и заинтересовать того, кто захочет снимать это ещё до прочтения сценария (мы ведь понимаем, что продюсеры редко когда читают полностью сценарии просто, чтобы ознакомится − такой чести удостаиваются только именитые драматурги или уже прошедшие отбор, и при том жёсткий). Продюсеров необходимо убедить, заинтересовав его всего несколькими строчками.

Круг третий. Логлайн

Кстати, о строчках. Если до сценария руки у продюсера чаще всего не доходят, то магические 25 слов глаза все же заметят. И имя этим словам − логлайн. Когда вы присылаете идею продюсеру (заведомом до этого указав какой он хороший и успешный) по email или ещё каким-то неведомым способом в каком-либо виде, то всегда помимо заявки нужен логлайн (некоторые продюсеры просят включить в заявку логлайн).

Грубо говоря, «логлайн» − это то, что будет написано на обороте диска, Описание на сайте и в брошюре кинотеатра.

Если эти 25 слов заинтересуют производителя − значит история имеет место быть. Логлайн не содержит подробностей сюжета, он не раскрывает всех сюжетных поворотных моментов, не выдает финал.

Он описывает суть истории и ничего больше.

kino

Существует несколько шаблонов, которыми пользуются современные драматурги при написании оных. Например: главный герой-цель-препятствие или герой-проблема-цель.

«Чикаго» (Мюзикл Роба Маршалла): После убийства любовника жаждущая успеха певица бьётся за свою карьеру, используя преступление как ступеньку к славе и счастью.

Вот вам пример логлайна из которого потом спокойно вырос сценарий, а после и оскароносный фильм. Иногда к этим компонентам шаблонов ещё присоединяется такой как последствия.

«Брюс Всемогущий» (комедия Тома Шедьяка): Однажды не очень удачливый герой для того, чтобы изменить свою жизнь, поспорил с Богом и неожиданно для себя занял его место.

Есть сложные шаблоны, которые применяют как метры киноиндустрии (например Стивен Спилберг), так и люди, любящие байопики и истории из жизни: герой-недостаток-вызов-противник-битва.

На самом деле, достаточно легко расписать любой существующий фильм на такие составляющие и посмотреть, что такой «план действий» практически всегда используется в современном кино. Если же при написании логлайна, вы поняли, что «где-то совершено убийство логики», значит не стоит сомневаться − в сценарии все нелогичности в 10 раз сильнее проявятся.

Круг четвёртый. Синопсис

clap

Если логлайн «прокатил» (соответствует схеме шаблона и выглядит при этом вменяемо) можно смело писать синопсис. Американцы, опять же желая сократить время на чтение, понимание сути и оценку произведения, предлагают автору вложится в 100 слов.

Если, по их мнению, история не готова уместиться с это количество слов, то она ещё не готова идти дальше.

У нас все проще − страница А4. На ней вы можете писать все, что захотите (с учётом того, что это будет относиться к делу).

Из особенностей синопсиса хочу отметить то, что пишется он, как и весь сценарий, в теперешнем времени. Указывать героя при первом упоминании нужно большими буквами, возможно, описать его (если это имеет значение для истории).

Синопсис передаёт краткое изложение событий, что происходят в фильме. Сухая констатация факта: начало, середина и конец.

Круг пятый. Тритмент (иногда поэпизодный план)

В широком понимания этого слова. «Тритмент» − это очень расширенный синопсис. Некоторые говорят, что тритмент − это сценарий без диалогов. В любом случае тритмент поможет вам разобраться что к чему, что за чем и почему.

Если обычный синопсис, как я уже говорила – это 1 страница, иногда немного больше, то тритмент – это повествование где-то в десяти страницах (плюс-минус 2−3 страницы). Некоторые продюсеры вместо тритмента предпочитают поэпизодный план.

Тут требуется и правда достаточно подробное описание эпизодов и сцен. Но после поэпизодного плана сценарий написать очень просто.

Особой формы у тритмента нет − те же правила, что и у синопсиса, только все подробнее и понятнее. Поэпизодный план составляется по-разному. Есть метод, который мне когда-то рассказал режиссёр Леонид Мазор − на каждый эпизод выделяется отдельная карточка, где указаны содержание, условия (интерьер или экстерьер, день или ночь и тому подобное). После нужно тасовать их в определенном порядке и выставлять в соответствии с логикой. После вам останется только дописать диалоги и сложить все воедино − вот и готовый сценарий.

Круг шестой. Сценарий

Самый сложный и самый насыщенный круг. Записать всю свою историю в логическом порядке, отполировать диалоги и подправить в соответствии с задумкой финал.

Существует, как я уже упоминала, несколько видов записи сценариев. На сегодня самой популярной формой записи среди Европы и Голливуда является американская форма.

Советские же драматурги предпочитали свою собственную форму − обычный рассказ, приправленный деталями для съёмки (и то в некоторых случаях). Сейчас это более редкий вид записи − ни режиссёрам, ни продюсерам не удобно пользоваться такой записью. Все современные киноделы предпочитают западного «друга».

Записанные события шрифтом Courier New, выделенные диалоги (так же как в пьесе), указатели ИНТ, ЭКСТ, НАТ; сценарные дни и все такое.

8996862790_19194ae69e_k

Понятное дело, что у вас будет не один, и не два варианта сценариев, куча правок и ремарок и целое море вариаций на тему той или иной сцены. Говорят, что в среднем каждый сценарий переписывается трижды (как и в идеале должно быть дублей при съёмке − технический, актёрский и финальный).

Первый вариант всегда для того, чтобы посмотреть, как история будет смотреться уже «сшитой» в единое одеяло из заплаток.

Второй вариант − свои собственные правки с соответствиями с ощущениями автора.

Третий вариант − правки от заинтересованного лица. Продюсер, режиссёр или редактор − все они вносят правки и пожелания, которые бы хотели увидеть в дальнейшем. Конечно, окончательный вариант может быть и не третьим и не четвёртым… Все зависит от сценариста и режиссёра (продюсера).

После написания возникает логичный вопрос − «И что дальше?». Тут я могу предложить несколько вариантов:

  • Первый вариант − это стучаться во все двери. Каждый более или менее вменяемый продакшн и кинокомпания имеет своих людей, что читают и смотрят сценарии, что им поступают. Конечно, это нисколечко не значит, что ваш сценарий сразу прочитают и возьмут. Но, возможно, обратную связь вы получите.
  • Второй вариант − грант. Поищите писательские конкурсы, на которые можно послать ваше творение. Даже если вы не выиграете, опять же получите обратную связь. Если же выиграете − сможете или отдать сценарий на производство или же реализовать его самостоятельно за деньги, которые вы выиграете.
  • Вариант три − сценарный агент. В Америке это достаточно развитая услуга − агент, что целенаправленно продвигает сценарии кинокомпаниям, и диктует условия, про которым вышеупомянутые согласны брать их. Увы, для этого надо располагать деньгами. Например, для того, чтоб опубликовать свой рассказ в «Producers Digest» необходимо заплатить 100$ за 100 слов. В любом случае, я советую вам писать и пробовать − у кого-то же получается. Чем же вы хуже.

Дерзайте! Всего хорошего!

Превью: Depositphotos

Читайте также:

20 полезных лекций для режиссеров и сценаристов

Как стать сценаристом. Основы

Самые полезнейшие лекции о кино в одном месте

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • План режиссерского сценария видеоролика
  • План работы сдк на новогодние праздники 2022
  • План работы над сценарием
  • План работы библиотеки на новогодние праздники
  • План противопожарных мероприятий на новогодние праздники