Планета бурь сценарий

14 апреля 1961 года – через два дня после полета Юрия Гагарина – на экраны  нашей страны вышел научно-фантастический фильм «Планета бурь» режиссера Павла Клушанцева,

14 апреля 1961 года – через два дня после полета Юрия Гагарина – на экраны  нашей страны вышел научно-фантастический фильм «Планета бурь» режиссера Павла Клушанцева, по мотивам одноименной книги Алексея Казанцева. Фильм, повествующий о совместной советско-американской экспедиции на Венеру, произвел фурор не только среди советских зрителей. Право на его показ приобрели 28 стран, в том числе и США.

О чем фильм

На орбите планеты Венера находятся космические корабли международной советско-американской экспедиции. Астронавты совершают посадку на Венеру. Сначала садится экипаж в составе советского исследователя, американца и американского же человекообразного робота. На орбите остается жена советского исследователя Мария. Однако, посадка проходит неудачно, людей и робота надо спасать. И тогда на Венеру отправляются трое советских астронавтов, а Мария ждет их всех одна в космосе, со строжайшим распоряжением ни в коем случае не покидать орбиту, поскольку иначе невозможно будет вернуться на Землю.

Венера оказывается планетой с богатой флорой и фауной, здесь имеются горы, болота, океаны и бурная вулканическая активность. Животные напоминают земных вымерших динозавров и птеродактилей.

После множества опасных приключений группы воссоединяются, при этом американца и его советского коллегу спасти удается в самый последний момент. На протяжении всего фильма члены экспедиции много спорят и о возможности существования разумных гуманоидов на Венере, и о механизмах распространения форм жизни в космосе, и о палеоконтакте на Земле, и подтрунивают над самым молодым членом экспедиции, мечтающем о прекрасной инопланетянке.

Не обходится и без идеологических споров с американцем, в которых советская сторона неизменно выходит победительницей. Маша на орбите переживает сильнейшую внутреннюю борьбу: желая помочь товарищам, она едва не совершает посадку на Венеру, но в последний момент берет себя в руки и слышит, наконец, в динамике голос руководителя экспедиции, сообщающего ей о том, что все спасены и направляются к ней. Самый, наверное, яркий момент фильма происходит уже перед финальными титрами: после того, как земляне отбывают, на поверхности венерианского озерца возникает отражение женской фигуры в белых одеждах. Она протягивает руки вслед улетевшей ракете.

Спецэффекты «Планеты бурь»

Фильм был снят на студии «Леннаучфильм» с применением беспрецедентных для того времени спецэффектов. Павел Владимирович Клушанцев в юности намеревался поступить в Технологический институт, однако, вышло иначе, он учился на факультете операторов в Ленинградском кинофототехникуме. Первыми его работами были научно-популярные фильмы, Клушанцев много экспериментировал с размерами объектов, с замедленной и ускоренной съемкой, с комбинированными съемками.

В фильме «Планета бурь» он применил многие из своих ранних идей, и создал новые разработки, специально для этого проекта. Поэтому зрителей так потрясали инопланетные чудовища, парящая в невесомости Маша, человекоподобный робот, вездеход, движущийся в метре над землей, и прочие чудеса. Теперь все это смотрится довольно наивно. Но для начала 60-х фильм стал настоящим прорывом. Такого не делали больше нигде.

Как американцы «украли» у Клушанцева «Планету бурь»

Фильм с большим успехом шел во многих странах мира, однако, в Голливуде решили не ограничиваться удачным прокатом. В 1965 году на экраны вышел фильм «Путешествие на доисторическую планету», который является не более чем переделкой фильма «Планета бурь». Оригинальную ленту перемонтировали на студии «Америкэн Интернешнэл», добавив несколько новых эпизодов и вырезав кадры с символикой СССР. Вместо советской женщины-космонавта Маши появляется американка на станции около Луны, советские актеры получают в титрах новые англоязычные имена или вовсе не указываются. В целом сюжет фильма сохранился почти без изменений. Но создатели «Доисторической планеты» ни одним словом не указали на то, что оригинал принадлежит «Леннаучфильму», и в таком виде даже дерзнули презентовать свой продукт на международном фестивале в Испании. Позднее на основе «Путешествия на доисторическую планету» появился фильм «Путешествие на планету амазонок», где были добавлены сцены с женщинами в белом, призывавшими на головы пришельцев стихийные бедствия. И снова ни слова о «Леннаучфильме» и Клушанцеве.

Говорят, что сам Клушанцев, когда узнал обо всем этом, только иронически улыбнулся и не выразил ни малейшего намерения отстаивать свои авторские права.

Спецэффекты, разработанные Клушанцевым оказали огромное влияние на развитие кинофантастики в целом. Создатель «Звездных войн» Лукас называл Клушанцева «крестным отцом» своей космической саги, и не скрывал, что воспользовался многими идеями из советского фильма.

Например, вездеход на воздушной подушке (флиппер). Для фильма Клушанцева его специально создали на «АвтоВаЗе», и стоил он по тем временам огромных денег – 400 тысяч рублей. Движение вездехода над поверхностью планеты Клушанцев решил следующим образом: он поместил макет флиппера на стреле крана, который ехал по рельсам, расположенным ниже переднего плана декораций. В «Звездных войнах» герои передвигаются во флипперах, полностью «срисованных» с клушанцевского, и принцип движения применен тот же. Дроиды из «Звездных войн» — тоже «потомки» робота из фильма Клушанцева, вплоть до идеи «одеть роботом» живого актера. В «Планете бурь» доспехи робота носил на себе мастер спорта борец Борис Прутковский.

Идеями Клушанцева пользовался не только Лукас. Терминатор из фильма Кэмерона, опускающийся в расплавленный металл, это, как стало модно говорить, «большой привет» роботу Джону, гибнущему в вулканической лаве. А в «Титанике» Кэмерон воспользовался разработанными Клушанцевым приемами подводной съемки. Наконец, скафандры в фильме Ридли Скотта «Прометей» тоже имеют первоисточник в «Планете бурь».

Печально, но человек, столько сделавший для развития кинематографа, был почти неизвестен у себя на Родине. Говорят, что, когда Лукас уже после распада СССР приехал к нам в страну, он просил устроить ему встречу с Клушанцевым. Однако, чиновники от кинематографа даже не знали, кто это.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Когда то давно, в тысяча девятьсот…
… восемнадцатом году мальчик оказался в детском доме,..
… который разместили в старинном петербургском особняке.
В нем хватало всего: от зимнего сада до столового фарфора.
Но книги богатой библиотеки были выброшены во двор…
… на сожжение.
Какая польза подрастающему пролетарскому поколению от буржуазно-дворянской литературы?
Но мальчика, почему-то интересовали не тропические растения,..
… и не красивая роспись по фарфору, а книги, те самые,..
… выброшенные во двор.
Там он и нашел свою первую книжку о ракетах.
Мальчики всегда мальчики. И их стихия игра.
Но со временем они подрастут и превратятся во взрослых.
В скучных взрослых, озабоченных житейскими и служебными неурядицами.
Или стремлением к земному благополучию, желанием быть как все.
Или одержимых жаждой богатства, славы.
И тогда не до игр. Разве что в преферанс.
Но бывают среди них, редко, но бывают, вечные мальчики,..
… которые никогда не превращаются во взрослых.
Их называют романтиками, мечтателями, чудаками, иногда даже крутят пальцем у виска.
Они всегда упрямы, потому что у каждого есть цель.
И они стремятся к ней, во что бы то ни стало.
Вечные мальчики! Соль земли!
Такие мальчики рождаются и в богатых и в бедных семьях, и не известно,..
… кому из них труднее. В любом случае нужен характер,..
… а если нет отца, и надо матери помогать зарабатывать на хлеб, на обувь, на дрова?
Он мечтал стать инженером, но судьба распорядилась иначе.
Он стал кинооператором.
Кинематограф тех времен дал не только прообразы будущих телесериалов.
На его целлулоидном стебле завязались и другие,..
… неказистые поначалу, бутоны. Кинематограф технический,..
… учебный, научный. Он снимает для железнодорожников,..
… моряков, летчиков. Снимает на маневрах и учениях…
… конницу знаменитого маршала Буденого. Это было интересно.
Ему хотелось не только работать, но и познавать мир. А главное изобретать.
Ведь все начиналось на голом месте. Только камера и штатив. И он делает десятки,..
… сотни маленьких усовершенствований и больших изобретений:..
… камера для подводной съемки, для съемки с воздуха, призма Клушанцева,..
… первые комбинированные съемки, мультипликация в сочетании с натурой,..
… люминесцентная съемка, и тогда же произошло…
… первое столкновение с чиновной властью. Он принес заявку на изобретение,..
… и чиновник спросил его: «А в Америке это есть?».

— Нет.
— Тогда чего же лезешь, если нет?
Он еще не был режиссером, а ведь давно хотелось не снимать чужое.
А создавать свое. И вот на студии появился сценарий …
… «Полярное сияние». Интересно,..
… но технически неосуществимо. Никто из метров не рискнул.
И тогда в штатном расписании появилась строка:..

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

From Wikipedia, the free encyclopedia

Planeta Bur
PlanetaBurDVDRelease.jpg

Cover of the Lenfilm DVD Release

Directed by Pavel Klushantsev[1]
Written by Aleksandr Kazantsev
Pavel Klushantsev
Produced by L. Presnyakova
Vladimir Yemelyanov
Starring Vladimir Yemelyanov
Georgiy Zhzhonov
Gennadi Vernov
Yuri Sarantsev
Georgi Teich
Kyunna Ignatova
Boris Prudkovsky
Cinematography Arkadi Klimov
Edited by Volt Suslov
Music by Johann Admoni
Aleksandr Chernov

Production
company

Lennauchfilm

Release date

1962

Running time

72 minutes
Country Soviet Union
Language Russian

Planeta Bur (Russian: Планета бурь) is a 1962 Sovcolor Soviet science fiction film scripted by Alexander Kazantsev from his novel, and co-scripted and directed by Pavel Klushantsev.[1]

In English, the film is often informally referred to as Planet of the Storms, Planet of Storms, Planet of Tempests, Planeta Burg, and Storm Planet. It was never theatrically released in the U.S. in its original form before appearing on home video in the 1990s. The film is better known to American audiences via the two similar American direct-to-television features Voyage to the Prehistoric Planet and Voyage to the Planet of Prehistoric Women. Both U.S. video features reused the film’s special effects and most of its primary footage.

Plot[edit]

Three Soviet spaceships, Sirius, Vega, and Capella, are on their way from Lunar Station 7 for the first human landing on Venus and the first exploration of the planet. Capella is suddenly struck by a large meteor and is completely destroyed, killing all aboard. After mourning the loss of their friends, the remaining two ships, Sirius and Vega, soon continue on, even though the planned mission required three spaceships. A replacement, Arcturus, will be sent from Earth, but will not arrive for two months.

The cosmonauts aboard Sirius (Ilya, Roman, and Alyosha) and aboard Vega (Ivan and Allan, and the woman, Masha) all agree that proceeding with the landing and exploration is better than waiting two months. So Ivan and Allan, with their large robot assistant «John» (now partly disassembled for flight), descend toward Venus in Vegas glider spacecraft, leaving Masha in orbit to monitor communications between the ships and ground crews. All contact is lost with her after they land in a misty swamp. The gigantic Sirius gently lands vertically on its four shock-absorbing wing struts, but at a different, volcanic-terrain location. Because the atmosphere is poisonous, the men exit Sirius in their spacesuits and helmets. While wandering around some boulders, Aloysha is suddenly attacked and dragged off toward the mouth of a large carnivorous plant, but he is quickly rescued by Ilya and Roman. After photographing the lifeform and sharing jokes about the incident, they proceed to search for Ivan and Allan in their hovercar.

During their journey, they hear what sounds like a distant eerie voice of a woman, and then soon encounter a gigantic, sedate brontosaur-like creature, from which one of the men quickly takes a blood sample from its tail. Meanwhile, after completely assembling robot John, Ivan and Allan are suddenly attacked in the swamp by several human-size tyrannosaur-like beasts, some of which they kill with handguns. They later come across a large, deep ravine and attach strong cords to one of the gigantic trees near the edge of the ravine and to an anchoring boulder. John is able to fell the tree over the ravine, and they walk across it, while listening to recorded music. Allan is later weakened by a wound from the attack at the swamp, so robot John finds a cave for their protection from the wet environment. Both men, however, develop a fever and are soon too weak to stand.

While over an ocean near a beach, the three cosmonauts submerge their hovercar to escape an attack from a large flying pterosaur-like creature. While Underwater, they discover a head sculpture, with ruby gemstone eyes, of one of the flying creatures, apparently made by an intelligent species. After emerging onto the beach, Alyosha discovers a strange triangular rock, which he keeps.

After they radio-contact robot John and learn of the two fevers, they instruct John to immediately administer life-saving medicine. Ivan and Allan soon recover, just as flows of molten hot mud surround them. Desperately, Ivan has robot John carry them safely across the steaming mud, but the robot over-heats and slows down from their added weight. Robot John attempts to forcibly remove them with its claw and injures Allan in the process. The hovercar suddenly arrives just in time to rescue the two men and quickly leave the area. Robot John, now non-functional from the intense heat, slowly descends into the now deep molten flow. During their trip back to Sirius, they again see another gigantic brontosaur-like creature, and new fin-backed dinosaur-like animals.

After safely returning to Sirius, they discover a recorded, desperate message from Masha saying that she is going to defy her orders from Lunar Station 7 and land on Venus to search for them. This causes much anguish over her not surviving on this hostile world. Unstable ground and a rain flood are now threatening Sirius, so they must take off immediately. During this, Alyosha discovers that his strange rock has crumbled apart to reveal a small sculpture of a beautiful woman’s face, proving there is human life on Venus. He starts shouting to the others about what he has found, as they hurriedly pull him inside Sirius. They quickly launch just before the ground begins to break apart. Rising into space, they suddenly regain radio-contact from Masha, who tells them she finally decided to remain in orbit for them, as she had been ordered. Sirius then proceeds to safely return to Lunar Station 7.

Personnel[edit]

Cast[edit]

  • Vladimir Yemelyanov as Ilya Vasilyevich Vershinin
  • Georgiy Zhzhonov as Roman Bobrov
  • Gennadi Vernov as Alyosha
  • Yuri Sarantsev as Ivan Shcherba
  • Georgi Teich as Allan Kern
  • Kyunna Ignatova as Masha Ivanova
  • Boris Prudkovsky[Note 1] as Robot John

Production Team[edit]

  • Z. Anderson as Production Director
  • Vladimir Yemelyanov and L. Presnyakova as Producers
  • A.V. Markov, K.K. Flyorov, V.G. Denisov, and A.M. Kasatkin as Scientific Advisors

Crew[edit]

  • M. Tsybasov and V. Alexandrov as Production Designers
  • I. Yegorov, V. Makarov, V. Malakhieva and A. Nadezhdin as Art Directors
  • V. Shchelkov as Special Effects Art Director
  • A. Klimov as Director of Photography
  • A. Lavrentyev as Special Effects Director of Photography
  • R. Levitina as Sound Recordist
  • A. Belyavskaya and I. Yasnopolskaya as Assistant Directors
  • V. Suslov as Film Editor
  • Johann Admoni and Alexei Chernov as Music Composers

American adaptations[edit]

In 1965, American film producer Roger Corman gained access to the Soviet film footage[2][3] and hired film student Curtis Harrington to prepare it for an American release. Harrington added several American-made scenes starring Basil Rathbone and Faith Domergue, which replaced scenes of two of the Russian cast, and dubbed the dialogue to English. The resulting film, re-titled Voyage to the Prehistoric Planet, went directly to television from American International Pictures. In the cast and credits, the Russian actors’ names were replaced with fake non-Russian names; for example, the Russian actor Georgiy Zhzhonov was credited as «Kurt Boden».[1]

In 1968, American film director Peter Bogdanovich (under the name Derek Thomas) was hired by Corman to create a second, different American film version, re-titled Voyage to the Planet of Prehistoric Women, to which was added new scenes with American actress Mamie Van Doren and several other attractive women playing Venusians (wearing sea shell brassieres). Also included were some minor scenes from another Russian SF film, Mikhail Karyukov’s Nebo Zovyot. This second Americanized version is essentially the same as Corman’s first, but retold with a parallel viewpoint of the telepathic Venusian women, whose god (a large pterosaur-like flying creature) is killed by the Earth men, and includes an ending with an ironic twist: The Venusian women find a new god to worship, the now eroded and non-functional robot John. Corman’s 2nd version may have had some limited theatrical releases in the American South on the drive-in circuit, but primarily became a «TV movie» released through American International Television.

Reception[edit]

In a retrospective on Soviet science fiction film, British director Alex Cox remarked that «in its final minutes, Planet of Storms takes an extraordinary turn. … I shall not spoil the secret, but it’s worth the wait».[4]

The character of the female cosmonaut Masha, portrayed as emotional and arguably mentally unstable, was criticized by Soviet government and press as misogynist, and damaged Klushantsev’s career.[5]

Notes[edit]

  1. ^ 1964 USSR freestyle wrestling champion.

References[edit]

  1. ^ a b c Евгений Харитонов. Космическая одиссея Павла Клушанцева
  2. ^ Meehan, Paul (1998). A UFOlogical History of the Cinema (illustrated ed.). Southampton: Scarecrow Press. ISBN 9780810835733.
  3. ^ Miller, Thomas Kent (2016). Mars in the Movies: A History (illustrated ed.). McFarland: Scarecrow Press. ISBN 9780786499144.
  4. ^ Cox, Alex (June 30, 2011). «Rockets from Russia: great Eastern Bloc science-fiction films». The Guardian. Guardian Media Group. Retrieved August 22, 2016.
  5. ^ Dudziński, Przemysław (2014-10-29). «W drodze do gwiazd — film fantastycznonaukowy w Związku Radzieckim w dobie wyścigu w kosmos na przykładzie twórczości Pawła Kłuszancewa». Studia Filmoznawcze (in Polish). 35: 167–188. ISSN 0860-116X.

External links[edit]

  • Planeta Bur at IMDb
  • Planeta Bur is available for free download at the Internet Archive

From Wikipedia, the free encyclopedia

Planeta Bur
PlanetaBurDVDRelease.jpg

Cover of the Lenfilm DVD Release

Directed by Pavel Klushantsev[1]
Written by Aleksandr Kazantsev
Pavel Klushantsev
Produced by L. Presnyakova
Vladimir Yemelyanov
Starring Vladimir Yemelyanov
Georgiy Zhzhonov
Gennadi Vernov
Yuri Sarantsev
Georgi Teich
Kyunna Ignatova
Boris Prudkovsky
Cinematography Arkadi Klimov
Edited by Volt Suslov
Music by Johann Admoni
Aleksandr Chernov

Production
company

Lennauchfilm

Release date

1962

Running time

72 minutes
Country Soviet Union
Language Russian

Planeta Bur (Russian: Планета бурь) is a 1962 Sovcolor Soviet science fiction film scripted by Alexander Kazantsev from his novel, and co-scripted and directed by Pavel Klushantsev.[1]

In English, the film is often informally referred to as Planet of the Storms, Planet of Storms, Planet of Tempests, Planeta Burg, and Storm Planet. It was never theatrically released in the U.S. in its original form before appearing on home video in the 1990s. The film is better known to American audiences via the two similar American direct-to-television features Voyage to the Prehistoric Planet and Voyage to the Planet of Prehistoric Women. Both U.S. video features reused the film’s special effects and most of its primary footage.

Plot[edit]

Three Soviet spaceships, Sirius, Vega, and Capella, are on their way from Lunar Station 7 for the first human landing on Venus and the first exploration of the planet. Capella is suddenly struck by a large meteor and is completely destroyed, killing all aboard. After mourning the loss of their friends, the remaining two ships, Sirius and Vega, soon continue on, even though the planned mission required three spaceships. A replacement, Arcturus, will be sent from Earth, but will not arrive for two months.

The cosmonauts aboard Sirius (Ilya, Roman, and Alyosha) and aboard Vega (Ivan and Allan, and the woman, Masha) all agree that proceeding with the landing and exploration is better than waiting two months. So Ivan and Allan, with their large robot assistant «John» (now partly disassembled for flight), descend toward Venus in Vegas glider spacecraft, leaving Masha in orbit to monitor communications between the ships and ground crews. All contact is lost with her after they land in a misty swamp. The gigantic Sirius gently lands vertically on its four shock-absorbing wing struts, but at a different, volcanic-terrain location. Because the atmosphere is poisonous, the men exit Sirius in their spacesuits and helmets. While wandering around some boulders, Aloysha is suddenly attacked and dragged off toward the mouth of a large carnivorous plant, but he is quickly rescued by Ilya and Roman. After photographing the lifeform and sharing jokes about the incident, they proceed to search for Ivan and Allan in their hovercar.

During their journey, they hear what sounds like a distant eerie voice of a woman, and then soon encounter a gigantic, sedate brontosaur-like creature, from which one of the men quickly takes a blood sample from its tail. Meanwhile, after completely assembling robot John, Ivan and Allan are suddenly attacked in the swamp by several human-size tyrannosaur-like beasts, some of which they kill with handguns. They later come across a large, deep ravine and attach strong cords to one of the gigantic trees near the edge of the ravine and to an anchoring boulder. John is able to fell the tree over the ravine, and they walk across it, while listening to recorded music. Allan is later weakened by a wound from the attack at the swamp, so robot John finds a cave for their protection from the wet environment. Both men, however, develop a fever and are soon too weak to stand.

While over an ocean near a beach, the three cosmonauts submerge their hovercar to escape an attack from a large flying pterosaur-like creature. While Underwater, they discover a head sculpture, with ruby gemstone eyes, of one of the flying creatures, apparently made by an intelligent species. After emerging onto the beach, Alyosha discovers a strange triangular rock, which he keeps.

After they radio-contact robot John and learn of the two fevers, they instruct John to immediately administer life-saving medicine. Ivan and Allan soon recover, just as flows of molten hot mud surround them. Desperately, Ivan has robot John carry them safely across the steaming mud, but the robot over-heats and slows down from their added weight. Robot John attempts to forcibly remove them with its claw and injures Allan in the process. The hovercar suddenly arrives just in time to rescue the two men and quickly leave the area. Robot John, now non-functional from the intense heat, slowly descends into the now deep molten flow. During their trip back to Sirius, they again see another gigantic brontosaur-like creature, and new fin-backed dinosaur-like animals.

After safely returning to Sirius, they discover a recorded, desperate message from Masha saying that she is going to defy her orders from Lunar Station 7 and land on Venus to search for them. This causes much anguish over her not surviving on this hostile world. Unstable ground and a rain flood are now threatening Sirius, so they must take off immediately. During this, Alyosha discovers that his strange rock has crumbled apart to reveal a small sculpture of a beautiful woman’s face, proving there is human life on Venus. He starts shouting to the others about what he has found, as they hurriedly pull him inside Sirius. They quickly launch just before the ground begins to break apart. Rising into space, they suddenly regain radio-contact from Masha, who tells them she finally decided to remain in orbit for them, as she had been ordered. Sirius then proceeds to safely return to Lunar Station 7.

Personnel[edit]

Cast[edit]

  • Vladimir Yemelyanov as Ilya Vasilyevich Vershinin
  • Georgiy Zhzhonov as Roman Bobrov
  • Gennadi Vernov as Alyosha
  • Yuri Sarantsev as Ivan Shcherba
  • Georgi Teich as Allan Kern
  • Kyunna Ignatova as Masha Ivanova
  • Boris Prudkovsky[Note 1] as Robot John

Production Team[edit]

  • Z. Anderson as Production Director
  • Vladimir Yemelyanov and L. Presnyakova as Producers
  • A.V. Markov, K.K. Flyorov, V.G. Denisov, and A.M. Kasatkin as Scientific Advisors

Crew[edit]

  • M. Tsybasov and V. Alexandrov as Production Designers
  • I. Yegorov, V. Makarov, V. Malakhieva and A. Nadezhdin as Art Directors
  • V. Shchelkov as Special Effects Art Director
  • A. Klimov as Director of Photography
  • A. Lavrentyev as Special Effects Director of Photography
  • R. Levitina as Sound Recordist
  • A. Belyavskaya and I. Yasnopolskaya as Assistant Directors
  • V. Suslov as Film Editor
  • Johann Admoni and Alexei Chernov as Music Composers

American adaptations[edit]

In 1965, American film producer Roger Corman gained access to the Soviet film footage[2][3] and hired film student Curtis Harrington to prepare it for an American release. Harrington added several American-made scenes starring Basil Rathbone and Faith Domergue, which replaced scenes of two of the Russian cast, and dubbed the dialogue to English. The resulting film, re-titled Voyage to the Prehistoric Planet, went directly to television from American International Pictures. In the cast and credits, the Russian actors’ names were replaced with fake non-Russian names; for example, the Russian actor Georgiy Zhzhonov was credited as «Kurt Boden».[1]

In 1968, American film director Peter Bogdanovich (under the name Derek Thomas) was hired by Corman to create a second, different American film version, re-titled Voyage to the Planet of Prehistoric Women, to which was added new scenes with American actress Mamie Van Doren and several other attractive women playing Venusians (wearing sea shell brassieres). Also included were some minor scenes from another Russian SF film, Mikhail Karyukov’s Nebo Zovyot. This second Americanized version is essentially the same as Corman’s first, but retold with a parallel viewpoint of the telepathic Venusian women, whose god (a large pterosaur-like flying creature) is killed by the Earth men, and includes an ending with an ironic twist: The Venusian women find a new god to worship, the now eroded and non-functional robot John. Corman’s 2nd version may have had some limited theatrical releases in the American South on the drive-in circuit, but primarily became a «TV movie» released through American International Television.

Reception[edit]

In a retrospective on Soviet science fiction film, British director Alex Cox remarked that «in its final minutes, Planet of Storms takes an extraordinary turn. … I shall not spoil the secret, but it’s worth the wait».[4]

The character of the female cosmonaut Masha, portrayed as emotional and arguably mentally unstable, was criticized by Soviet government and press as misogynist, and damaged Klushantsev’s career.[5]

Notes[edit]

  1. ^ 1964 USSR freestyle wrestling champion.

References[edit]

  1. ^ a b c Евгений Харитонов. Космическая одиссея Павла Клушанцева
  2. ^ Meehan, Paul (1998). A UFOlogical History of the Cinema (illustrated ed.). Southampton: Scarecrow Press. ISBN 9780810835733.
  3. ^ Miller, Thomas Kent (2016). Mars in the Movies: A History (illustrated ed.). McFarland: Scarecrow Press. ISBN 9780786499144.
  4. ^ Cox, Alex (June 30, 2011). «Rockets from Russia: great Eastern Bloc science-fiction films». The Guardian. Guardian Media Group. Retrieved August 22, 2016.
  5. ^ Dudziński, Przemysław (2014-10-29). «W drodze do gwiazd — film fantastycznonaukowy w Związku Radzieckim w dobie wyścigu w kosmos na przykładzie twórczości Pawła Kłuszancewa». Studia Filmoznawcze (in Polish). 35: 167–188. ISSN 0860-116X.

External links[edit]

  • Planeta Bur at IMDb
  • Planeta Bur is available for free download at the Internet Archive

В эпоху чрезвычайной популярности космической темы во всем мире — а если точнее, 14 апреля 1962 года, через год после полета Гагарина в космос — состоялась премьера художественного фильма, который стал вехой во всей мировой кинофантастике.
В фильме рассказывалось о совместной советско-американской экспедиции на Венеру. Речь идет о фильме Павла Клушанцева «Планета бурь».

Идея поставить игровую научно-фантастическую ленту о полете на другую планету родилась у Клушанцева еще в конце 50-х. До этого он в основном снимал научно-популярное кино.

Но уже в нем режиссер начинал поднимать фантастическую тему. Особо примечательны в этом плане фильмы «Вселенная» 1951 года (о строении Солнечной системы, особенностях ее структуры, о космических телах и их взаимодействии)…

…и «Дорога к звездам» 1957 года — первый в истории кино популярно-фантастический фильм, рассказывающий об основоположнике космонавтики К.Э. Циолковском, об истории развития ракетной техники и дальнейших перспективах космонавтики, а также фантазирующий на тему, как будет происходить освоение человеком ближнего и дальнего космоса. Именно в этом фильме достоверно и впечатляюще был показан эффект невесомости космонавтов. Фильм имел большой успех и в нашей стране, и на Западе. Говорят, что в одном из интервью Стэнли Кубрик заявил, что без «Дороги к звездам» не было бы и «Космической одиссеи 2001 года» — Клушанцев «подсказал» многие технические находки «Одиссеи».

Но вернемся к «Планете бурь». В 1959 году Клушанцев подал заявку на фильм об экспедиции на Луну, и проект был утвержден и поставлен в план «Леннаучфильма». С самого начала еще не рожденному фильму не везло. Сценарий предложили написать Александру Казанцеву и профессиональному сценаристу Михаилу Витухновскому, но результат не удовлетворил Клушанцева. Назрел нешуточный конфликт между режиссером и сценаристами, в результате которого со скандалом вышел из проекта Витухновский, а за ним и Казанцев. Доведенный до нервного срыва Клушанцев все-таки уговорил Казанцева вернуться и переделать сценарий. В результате в основу была положена повесть А. Казанцева «Планета бурь», а герои картины вместо Луны отправились осваивать Венеру — кстати, впервые в истории кинофантастики.

Картина была снята, но один курьезный случай едва не задержал ее выход на большой экран. На генеральном просмотре министр культуры Е.А. Фурцева потребовала вырезать из фильма фрагмент, в котором героиня, оставшись одна на орбите и думая, что разведэкспедиция погибла, плачет. Мотивировка министра была убийственной в своей чиновничьей глупости: «Советская женщина-космонавт не может плакать!» По счастью, кому-то все-таки удалось убедить Фурцеву в том, что элемент человечности не навредит гранитному образу советских покорителей космоса, и фрагмент был спасен.

Премьера фильма состоялась 14 апреля 1962 года, и он тут же стал хитом сезона. Покорение планет виделось не за горами, и Клушанцев предложил зрителю познавательную и увлекательную картинку — как это может происходить в недалеком будущем. В фильме были задействованы замечательные актеры — Владимир Емельянов, Георгий Жжёнов, Геннадий Вернов, Юрий Саранцев, Кюнна Игнатова.

Объективности ради нужно сказать, что «Планета бурь» не была лишена серьезных недостатков. Прежде всего это касается шаблонных, лишенных какой бы то ни было психологической индивидуальности героев, которые изъясняются с комсомольским пафосом. Люди, их характеры и взаимоотношения, космическая философия не интересовали Клушанцева-режиссера. «Планета бурь» создавалась в большей степени с целью популяризации космонавтики.

Но эти недостатки с лихвой окупались героико-исследовательской романтикой и динамичностью действия — есть здесь и погибшая экспедиция, и загадка древней венерианской цивилизации, и плотоядный цветок, едва не сожравший одного из участников экспедиции, и сражение с ящероподобными аборигенами, и свихнувшийся робот «Железный Джон». Наконец, весьма впечатляюще и натурально изображены динозавр и гигантский птеродактиль, на удивление достоверно снята сцена извержения венерианского вулкана. Визуальный ряд картины ни на йоту не уступал голливудским научно-фантастическим лентам тех лет.

«Планета бурь» стала хитом сезона у зрителей. Критика же ругала фильм нещадно. В истории нашего кино лента так и осталась недооцененной. Совсем по-другому к ней отнеслись за рубежом. Фильм был закуплен 28 странами, в том числе и США. Ну а что произошло в США с этой лентой, наверное, вы все хорошо знаете.
В 1965 году студией Роджера Кормана фильм был перемонтирован с заменой ряда эпизодов, добавлением нескольких новых и выпущен в прокат под названием «Путешествие на доисторическую планету» (Voyage to the Prehistoric Planet, 1965). В титрах советские актеры, оставшиеся в фильме, были указаны под вымышленными англоязычными именами (Георгий Жжёнов как Курт Боден, Геннадий Вернов как Роберт Чантал и т.д.). Все персонажи стали людьми западного мира — американцы плюс француз и немец. Однако переименованием и дубляжом дело не ограничилось — из картины путем перемонтажа были убраны прямые визуальные намеки на советское происхождение картины (хотя кое-что в кадрах все-таки осталось, например русская надпись «Сириус» на корпусе магнитофона), были изъяты некоторые замедляющие действие фрагменты, реплики. И наоборот, американцами были добавлены новые эпизоды (кадры орбитальной станции, взятые «напрокат» из другого советского фантастического фильма — «Небо зовет» (1959) — и доснятые специально на студии Кормана уже с участием настоящих американских актеров). В новых эпизодах были заняты американские актеры Бэзил Рэтбоун и Фэйт Домерг (эпизоды, заменившие все эпизоды с К. Игнатовой).

Но на этом эпопея не закончилась. Кассовые сборы «Путешествия на доисторическую планету», по-видимому, разочаровали продюсеров, и в 1968 году в США был выпущен еще один перемонтированный вариант фильма под названием «Путешествие на планету доисторических женщин» (Voyage to the Planet of Prehistoric Women). Из монтажа «Путешествия на доисторическую планету» были удалены ранее доснятые эпизоды и вставлены новые, которые вводили в сюжет племя полуголых венерианских доисторических амазонок. Режиссером этой версии был Питер Богданович (под псевдонимом Дерек Томас).

Почему вообще у американцев была возможность видоизменять «Планету бурь» в свое удовольствие? Причина проста — до 1973 года СССР упорно не подписывал Бернскую конференцию об авторских правах, что давало людям, купившим советскую художественную продукцию, поступать с ней по их усмотрению.
Много позже, в 1996 году, журнал «Американский кинооператор» с вызывающей уважение самокритичностью заметил: «К сожалению, из многих фильмов Клушанцева в США показывались лишь перемонтированные отрывки, включенные в посредственные американские фантастические фильмы многих режиссеров, включая раннего Фрэнсиса Копполу». О том, что в Штатах до сих пор помнят фильм советского режиссера, свидетельствует и лента «Красная планета» (Red Planet, 2000). Даже зарубежная критика отметила сюжетное сходство с «Планетой бурь» вплоть до прямых заимствований из нее.

А что Клушанцев? После шквального огня критики, обрушившейся на «Планету», он зарекся снимать сугубо игровые фильмы и вернулся в любимое лоно научпопа. Но фантастика на этом не закончилась. Спустя несколько лет он поставил без преувеличения блистательные популярно-фантастические фильмы «Луна» (1965) и «Марс» (1968), завершив «планетарную трилогию». В 1970 году Павлу Владимировичу Клушанцеву присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, он продолжал снимать замечательные научно-популярные фильмы о загадках Вселенной и Земли.

Планета бурь
Постер фильма
Жанр

фантастика

Режиссёр

Павел Клушанцев

Автор
сценария

Павел Клушанцев
Александр Казанцев

В главных
ролях

Владимир Емельянов,
Георгий Жжёнов,
Геннадий Вернов,
Юрий Саранцев,
Георгий Тейх,
Кюнна Игнатова

Оператор

Аркадий Климов

Композитор

Иоганн Адмони, Александр Чернов

Кинокомпания

Ленинградская киностудия научно-популярных фильмов

Длительность

78 мин.

Страна

Союз Советских Социалистических Республик СССР

Год

1961

IMDb

ID 0056352

Титры фильма

Кадр из фильма

«Планета бурь» (1961) — советский научно-фантастический художественный фильм режиссёра Павла Клушанцева, экранизация романа Александра Казанцева.

Сюжет

На планету Венера отправляется совместная советско-американская экспедиция на трёх космических кораблях. Один из кораблей, «Капелла», погибает при столкновении с метеоритом. Оставшиеся экипажи «Сириуса» и «Веги» (первый — трое советских космонавтов и второй — советские мужчина и женщина, американец и американский человекообразный робот) принимают решение совершить посадку на поверхность Венеры, оставив на орбите только одного человека (женщину) для поддержки связи с Землёй. Корабль и планёр с другого корабля садятся далеко друг от друга.

Венера оказывается богатой жизнью — планета населена животными, похожими на динозавров. Экспедиция на планёре (русский, американец и робот) оказывается в сложном положении, и второй экипаж отправляется к коллегам на выручку. Они сталкиваются с птеродактилем, бронтозавром, погружаются в венерианский океан, на дне которого находят странно выглядящие рифы. В конце концов они успевают спасти советского и американского товарищей за минуту до того, как тех поглотит кипящая лава. Робот, получивший повреждения и из-за этого чуть не угробивший своих спутников, тонет в лаве.

Перед стартом с поверхности планеты один из членов экспедиции случайно обнаруживает в камне, поднятом со дна океана, скульптурный портрет женщины — «венерианской Аэлиты». После отлёта происходит кульминация — мы видим в отражении в озере фигуру женщины в белых одеждах, протягивающей руки вслед улетевшему кораблю.

В ролях

  • Владимир Емельянов — Илья Васильевич Вершинин
  • Георгий Жжёнов — Роман Бобров
  • Геннадий Вернов — Алеша
  • Георгий Тейх — Аллан Керн
  • Кюнна Игнатова — Маша Иванова
  • Юрий Саранцев — Щерба
  • Б.Прудковский — робот Джон

Значение

  • «Планета бурь» была одним из первых советских фантастических фильмов о космическом путешествии. Фильм был сделан с использованием уникальных технологий комбинированной съёмки, намного опережавших существовавшие в те времена зарубежные аналоги, в том числе подводные съёмки.[1]
  • «Планета бурь» оказала значительное влияние на отечественную и мировую кинофантастику следующих десятилетий и была признана одним из важных этапов в мировом фантастическом кинематографе.[1]
  • Право на прокат фильма приобрели 28 стран.[1]
  • В США купленный советский фильм стал «сырьём» для своей кинопродукции — он был перемонтирован студией, специализирующейся в основном на фильмах ужасов, — «Америкэн Интернешэнэл» Роджера Кормана с уничтожением ряда эпизодов и добавлением своих новых и в таком виде выпущен в американский прокат под названием «Путешествие на доисторическую планету» (Voyage to the Prehistoric Planet, 1965). Все упоминания о том, что это кинопродукция из СССР были уничтожены, в титрах советским актёрам, оставшимся в кадре, были даны англоязычные вымышленными имена и фамилии (Георгий Жжёнов как «Курт Боден», Геннадий Вернов как «Роберт Чантал» и т. д.) В новых эпизодах были заняты американские актёры Бэзил Рэтбон (эпизоды на станции связи «Луна 7») и Фэйт Домерг (эпизоды, заменившие все эпизоды с Кюнной Игнатовой).[2]
  • В 1968 году в США был выпущен ещё один перемонтированный вариант фильма под названием «Путешествие на планету доисторических женщин» (Voyage to the Planet of Prehistoric Women). Из монтажа «Путешествия на доисторическую планету» были удалены ранее доснятые эпизоды и вставлены новые, которые вводили в сюжет племя полуголых венерианских доисторических амазонок. Режиссёром этой версии был Питер Богданович (под псевдонимом «Дерек Томас»).[3]
  • Министр культуры СССР Екатерина Фурцева, отметив, что фильм очень интересный, указала, что советская женщина-космонавт не имеет права рыдать в космосе, теряя самообладание в трудную минуту.[4][1]

См. также

  • Список фильмов о динозаврах

Ссылки

  • Планета бурь (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • [1] На сайте Архива кино
  • Федоров А.В. Советская кинофантастика о войне и космосе: герменевтический анализ // Вопросы культурологии. 2011. № 11

Примечания

  1. 1 2 3 4 Евгений Харитонов. Космическая одиссея Павла Клушанцева
  2. Информация о фильме «Voyage to the Prehistoric Planet» на IMDB
  3. Информация о фильме «Voyage to the Planet of Prehistoric Women» на IMDB
  4. Фильмы Павла Клушанцева. Просто о сложном

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • План школьных праздников
  • План что нам осень подарила первая младшая группа
  • План физического праздника
  • План урока праздники народов россии
  • План урока праздники английский