Сценарий фольклорного досуга «Плат узорный»
- Богданова Лариса Викторовна
- Капырина Татьяна Александровна
Воспитатели ГБОУ Школа № 1466 имени Надежды Рушевой Москва
Коробейник 1.
Судари и сударыни!
Парни и молодицы!
Коробейник 2.
Поклон, Вам, гости званые,
Да желанные!
Здравствуйте, Лебедушки!
Здравствуйте, Молодушки!
Коробейник1.
Вижу хорошее настроение!
Значит, праздник пройдет удачно!
Коробейник2.
Эх! Полным – полна моя коробушка!
Есть и ситец и платки!
Коробейник1.
В коробейниках хожу,
Девушек я наряжу!
Все товары разложу!
Коробейник2.
У нас в коробушке лежит предмет одежды – кусок ткани, обычно квадратной формы. как вы думаете, что это? Правильно, платок!
Ведущий.
«Плат узорный» — так ласково и поэтично назвали мы наш праздник, посвященный женскому головному убору –платку. Платок –символ национального наряда. Платок был самым желанным подарком на Руси. Ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли с базара крестьянин –всегда дарили своим любимым платки в знак внимания и любви. Как самое дорогое, сокровенное хранились эти платки в сундуках.
Звучит русская-народная мелодия.
Выходит девушка, садится к сундуку с платками, перебирает их.
Ведущий.
Головные женские платки! какие невыдуманные истории могли бы они поведать о тех, чьи головы покрывали! В укромном темном закутке, шепотком, причитала женщина над своей судьбинушкой, прикрывая рот уголком платка. Этим же уголком вытирала слезы.
А самый красивый, самый нарядный платок был всегда припасен для особого случая или праздника.
Девушка, вынимая из сундука платки.
— Вот этот, совсем новый платок, дала мне в приданое мама…
— А этот платок привез жених… Стесняясь, неумело сунул в руки…
— А этот платок подарил папа, когда уходил на войну… Папа ушел и не вернулся, только синий платочек остался, как семейная реликвия.
Звучит песня «Синий платочек».
Ведущий.
Платки носили не только крестьянки в деревне, но и городские женщины. Только в городе предпочитали разноцветные шали и стоили они очень дорого. В России начали выпускать шали в 18 веке. Больше всего славились Павлово – Посадские шали.
Звучит мелодия русской –народной песни «Когда б имел златые горы…»
Сценка.
Коробейник.
Во времена былинные, стародавние
Собирался отец в страны дальние,
За товарами, за чудесными.
С дочерью прощался.
И с такими к ней речами обращался…
Купец.
Ой ты, доченька родная!
Уезжаю я в страны заморские,
Страны дальние.
Долго ль буду там, не долго-
Того не ведаю.
А думаю тебя порадовать-
Подарки привезти разные.
Что твоей душеньке угодно?
Может, ларец весь резной?
Или перстенек золотой?
Дочь.
Буду я и так молиться!
Чтоб ни буря, ни булат
Или чей –то черный взгляд
Не могли тебя сразить,
Чтоб тебе живому быть!
Ну, а коли про подарок…
То купи, пусть и не ярок,
Мне платок весь красивей-
Как у царских дочерей!
(купец с дочерью расходятся, выходит коробейник).
Коробейник.
Месяцок прошел, другой,
Следует отец домой.
(выходит купец с красивым платком).
Купец.
За семью морями был,
Земли все исколесил.
Лишь платочек из Посада
Всей душою полюбил!
(купец передает платок дочери).
Носи, доченька, платок! Не марай!
По праздникам покрывай!
Без праздника в сундук укладывай!
Ведущий.
Нарядные платки стали в наши дни деталью одежды. Какие бы ветры не царили в мире моды, они не смогли унести обыкновенный. привычный нам всем платок.
И всегда считалось, что если мамам, сестрам и любимым дарили русские шали, расписные платки, это значит. что им дарили радость и любовь!
Песня «Подари мне платок».
Ведущий.
А сейчас, ребята, давайте почитаем стихи о Павлово- Посадском платке.
Что за чудо – узор,
Что за краски вокруг?
Это поле, цветы,
Словно солнечный луг!
На Посадском платке
Россыпь разных цветов,
Ароматы весны,
Дуновенье ветров!
Эту русскую сказку
Каждый видеть здесь рад.
Эта сказка с названием
Павлов-Посад!
Словно счастья букеты
На Посадском платке.
Их теплей и роднее
Не найти нам нигде!
Дети исполняют песню Г.Струве «Моя Россия».
Ведущий.
А теперь давайте поиграем в русскую-народную игру с платочком!
Игра.
Дети читают стихи.
Рядом с нами городок,
Символ города-платок.
Набивным узором славится,
Всему миру очень нравится!
Не платок – красота!
Всех красавиц мечта!
Едут люди в городок,
Взглянуть на Павловский платок.
Лето красное ярко цветет на платках.
Словно зарево шали красивы!
В этих ярких узорах и пышных цветах
Самобытный характер России.
Не платок-красота! Всех красавиц мечта!
На головах девичьих играет.
Как набросит платок,
Так охапка цветов
На груди у девчат расцветает!
А в платке-то том самом: поле, поле цветет!
И цветы в нем безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живет:
Реки, горы, дороги и нивы.
В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым. цветастым узором,
На платке уместились работа и жизнь,
Старый домик с прогнившим забором.
А с платка улыбаясь ткачиха глядит:
«Одевай и носи на здоровье!
Он теплом и любовью тебя защитит,
Когда станет промозгло и больно!»
Ведущий.
Каждый скажет: «Нет на свете красивее девушек в шалях цвета России!»
Танец с платками.
После танца выходит мальчик.
А мы тоже не лаптем щи хлебаем! А ну. ребята, нашу любимую!
Танец «Роза».
Ведущий.
Сколько стихов и песен мы знаем о платке! Часто поэты используют платок в описании природы. «Зимний лес спит под белой шалью», «Осенний лес нарядился в золотой платок». Александр Блок видит родную Россию в образе женщины в платке узорном…
Ну что ж?
«Одной заботой больше,
Одной слезой река шумней,
А ты все та же- лес, да поле
Да плат узорный до бровей…»
А частушек сколько сложено…
Эй, веселые молодцы. да красные девицы! А ну, частушки запевайте!
Девочки.
Встанем, девочки, рядком! Да частушки пропоем!
Мальчики.
Да и мы. пожалуй, встанем. От девчонок не отстанем!
Частушки.
Ведущий.
А сейчас, я вам предлагаю отгадать несколько загадок!
Загадки.
Ведущий.
Раньше всегда требовали. чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях. Выйти простоволосой, значит без платка, не то. что из дому, даже из своей горницы. считалось недопустимым.
И только в 20 веке В России платок стало можно накидывать на плечи. Затем платок смело переместился на талию и стал играть роль яркого пояса. А затем платок оказался на бедрах. дополняя платье или джинсы. А некоторые девушки предпочитали его всегда носить на бедрах. Например, цыганки.
Цыганский танец.
Ведущий.
Павлово – Посадские тонкие шали,
Любую девушку украшали!
По яркому полю цветы разбежались,
Венком на краешке задержались.
Дефиле в платках.
Ведущий.
Дорогие родители! А теперь приглашаем вас выйти к нам и сделать из Павлово – Посадских шалей один большой красивый платок!
Ребята! А вы проходите к нам под платок! Взгляните вверх! Как красиво! Вы как будто попали в сказку цветов!!!
Коробейник1.
А зачем нужен платок?
Коробейник2
Ясное дело, чтоб им махать!
Коробейник1
А зачем махать?
Коробейник2.
Парней созывать!
Танец «Канарейка».
Ведущий.
Красивый яркий платок носила и царица, и крестьянка. Сейчас нет уголка России, где бы не носили такие красивые платки. Платок хранит тепло, дарит здоровье и хорошее настроение. Надеюсь. что у нас с вами сегодня тоже хорошее настроение.
А еще я вам хочу сказать. что носовые платочки являются неотъемлемой частью. как мужского, так и женского гардероба!
коробейники дарят детям носовые платочки.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Участники: учащиеся 1- 11 классов, театральный и танцевальный коллектив, педагоги – организаторы, преподаватель музыки.
Цель: приобщать детей к национальной культуре.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с русскими традициями;
- Способствовать формированию уважительного отношения к платку, как символу национального наряда;
- Содействовать развитию творческих способностей.
Подготовительная работа:
- Подбор материала для составления сценария.
- Распределение ролей.
- Подготовка музыкальных, театральных, танцевальных номеров.
- Подборка музыкального сопровождения.
- Предлагаем детям вместе с родителями принять участие в выставке платков.
Оформление, оборудование, инвентарь:
- Оформление зала.
- Оформление выставки платков.
- Музыкальный центр, аудиокассеты, — диски.
- Театральные, танцевальные костюмы.
Ход представления.
Звучит мелодия русской народной песни «Коробейники», появляются коробейники с лотками, в которых лежат платки.
Коробейник 1:
Сударыни и судари!
Парни и молодицы!
Коробейник 2:
Поклон вам, гости званые,
Да желанные!
Здравствуйте, лебедушки!
Здравствуйте, молодушки!
Коробейник 1: Вижу хорошее настроение, значит, праздник пройдет удачно.
Коробейник 2:
Эх, полным – полна моя коробушка!
Есть и ситец и платки!
Коробейник 1:
В коробейниках хожу,
Девушек я наряжу,
Все товары разложу.
Коробейник 2: У нас в коробушке лежит «предмет одежды – кусок ткани, обычно квадратной формы». Как вы думаете, что это? Правильно платок.
Ведущий: «Плат узорный» — так назвали мы ласково и поэтично наш праздник, посвященный женскому головному убору — платку, символу национального наряда.
Платок был самым желанным подарком на Руси. Ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли с базара крестьянин, всегда дарили любимым платки в знак внимания и любви. Как самое сокровенное, хранились те платки в сундуках.
(Звучит русская народная мелодия, выходит девушка, садится к сундуку с платками, перебирает их)
Ведущий: Головные женские платки. Какие невыдуманные истории могли бы поведать они о тех, чьи головы покрывали. В укромном темном закутке, шепотком, причитала женщина над своей судьбинушкой, прикрывая рот уголком платка. Этим же уголком вытирала слезы, а самый красивый, самый нарядный платок был всегда припасен для особого случая или праздника.
Девушка (вынимая из сундука платки):
— Вот этот совсем новый, дала мне в приданое мать.
— А этот привез муж и, стесняясь, неумело, сунул в руки.
— А этот платок подарил отец, когда уходил на войну. Ушел отец и не вернулся, только синий платочек остался, как семейная реликвия.
(Звучит песня «Синий платочек» в сольном исполнении.)
Девушка: Платки носили не только крестьянки в деревне, но и городские женщины. Только в городе больше предпочитали разноцветные шали. И стоили они очень дорого.
Ведущий: Мода на шали появилась во времена Египетского похода Наполеона. Он прислал кашемировую шаль в подарок Жозефине. Шаль ей так понравилась, что впоследствии их было у императрицы 400 (четыреста) штук.Мягкие кашемировые шали защищали, от холодов дам, в декольтированных платьях.
Девушка: В России начали выпускать шали в 18 веке на фабриках Подмосковья и Иваново – Вознесенска, но больше всего славились Павлово – Посадские шали.
(Звучит мелодия русской народной песни «Когда б имел златые горы», участники театрального коллектива показывают сценку «Платочек из Посада».)
Сценка «Платочек из Посада»
Коробейник:
Во времена былинные, стародавние
Собирался купец в страны дальние,
За товарами, за чудесными,
С дочерью прощался
И с такими к ней речами обращался.
Купец:
Ой, ты, доченька родная,
Уезжаю я в страны заморские,
Страны дивные,
Долго ль буду там, недолго –
Того не ведаю.
А думаю тебя порадовать –
Подарки, привести разные.
Что твоей душеньке угодно
Может, ларец весь резной
Или перстенек золотой.
Дочь:
Буду я и так молиться!
Чтоб ни буря, ни булат
Или чей – то черный взгляд
Не могли тебя сразить,
Чтоб тебе живому быть!
Ну, а коли про подарок…
То купи, пусть и неярок,
Мне платок всех красивей –
Как у царских дочерей!
(купец с дочерью расходятся, выходит коробейник)
Коробейник:
Месяцок прошел, другой,
Следует отец домой.
(выходит купец с красивым платком)
Купец:
За семью морями был,
Земли все исколесил.
Лишь платочек из Посада
Всей душою полюбил.
(Купец передает платок дочери)
Купец:
Носи, доченька, платок, не марай,
По праздникам одевай,
Без праздничка в сундук укладай.
(Танцевальный коллектив исполняет хоровод с шалями под народную песню «Ах, Самара – городок»)
Девушка (на фоне песни «Оренбургский платок», девушка вынимает пуховый платок)Знаменитые оренбургские пуховые платки. Долгими зимними вечерами сидели крепостные мастерицы за лучиной в низенькой светелке и выполняли кропотливую работу. Кто прял, кто пропускал пух через ческу. Кайма у этих платков загляденье и узор у каждого платка свой, неповторимый.
(Демонстрация пуховых платков)
Ведущий: Никогда в России не переставали носить платки. Их цвета, рисунки, качество материала – своеобразная летопись своего времени. Платок всегда был дополнением к наряду женщины. Как женщина носит платок: повязывает косынку или накидывает шаль — говорит о ее вкусе, характере, настроении.
(Демонстрация способов завязывания платков)
Ведущий:
1. Платок поверх головы теплый.
В древности в холодное время года женщины всех возрастов покрывали голову теплым платком, платок охватывал подбородок и шею, а узел завязывали высоко на макушке. Такая манера носить платок сохранилась кое — где в России до начала 20 века.
2. Платок поверх головы.
Позже стали завязывать платок поверх головного убора, а узел завязывали сзади на шее.
3. Платок на повойник
Так носили платок замужние женщины. Платок одевали на «повой» — «покрывало», «полотенце». Головной убор непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос и сохранился у Коми народа.
4. Платок, завязанный концами вверх.
Платок, завязанный концами вверх надо лбом, означал в первую очередь способность уберечь, защитить от опасности, как реальной, так и злого духа, и служил оберегом.
5. Платок на волосах (3 варианта.)
В христианские времена женщины носили платки, завязанные поверх головы, узлами назад, наперед, пропускали угол платка через завязанные концы.
6. Вязаные платки.
Очень популярны были вязаные и вышитые платки, которые мастерицы изготавливали сами в домашних условиях. И сейчас эти платки пользуются большим спросом.
В современной моде также популярны платки и платочки, косынки и шали. Нехитрое дополнение к наряду, но всякий раз неожиданное и оригинальное.
(Демонстрация современных платочков, косынок)
Ведущий:
1. Платок – шарф.
Посмотрите на этот платочек – шарфик, с ним вы будете нарядно выглядеть на прогулке и на деловом вечере.
2. Ожерелье.
Такое украшение, дополняющее наряд, можно сделать из тонкого платка. Накиньте шарф вокруг шеи
и скрутите концы один вокруг другого.
3. Бандана.
Теплым летним днем от солнца спасет платок – бандана – современная деталь одежды молодых людей.
4. Носовые платки.
Носовые платочки являются неотъемлемой частью как женского, так и мужского гардероба.
(Звучит песня «Стоят девчонки» в исполнении вокальной группы.)
Ведущий: Сколько стихов и песен мы знаем о платке. Часто поэты используют платок в описании природы. « Зимний лес спит под белой шалью», «Осенний лес нарядился в золотой платок».
Александр Блок видит родную Россию в образе женщины в платке узорном.
— Ну, что ж?
Одной заботой боле –
Одной слезой река шумней,
А ты все та же – лес да поле
Да плат узорный до бровей…
А частушек сколько сложено…
Сейчас мы услышим частушки о платке.
(Частушки в исполнении хоровой и танцевальной группы)
1. Мы частушки сочиняем,
Можем их пропеть сейчас.
Мы для вас споем, сыграем…
Эх! Простите только нас!2.Понедельник – день тяжелый,
У тебя полно забот.
Трудовой пот вытирая,
Приложи ко лбу платок!3. Во вторник внук по луже скок!
Вот тут и надобен платок,
Вытрешь рожицу родную,
Скажешь: «Дай-ка, расцелую!»4. На третьем платочке
На память узелочки.
В среду кое-что купить
Платок не даст тебе забыть.5. А в четверг кино смотри
Да платком слезу утри,
Хоть бразильский сериал
Всех давно уже достал.6. А в костюмчике платок
Из кармана уголок
К белой блузочке подходит
И с ума всех девок сводит.7. Если кто-то вдруг зевает,
Это часто так бывает.
Ты платочком рот прикрой
И частушку с нами спой.8. В воскресенье вновь пляши
Да платочком все маши.
Ведь платок – такая штука
Применять его наука.9. У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем – молодец!
Коробейник 1:Спасибо вам за хорошие частушки. А знаете, есть еще много загадок и пословиц о платках, например: — На чужой роток не накинешь платок.
Коробейник 2:
— Бабы бранятся, так платки с головы валятся.
Коробейник 1:
— Шесть досок да холстинки платок.
Коробейник 1:
Мне кажется, хороший у нас праздник получился.
Коробейник 2:
Да мне тоже нравится. Но пора заканчивать, ведь «Делу время – потехе час!».
Коробейник 1:
Тогда пусть наш праздник получит достойное завершение. Ни что так не поднимает хорошее настроение, как веселая пляска.
Коробейник 2:
Смотрите и получайте удовольствие от танца с платочками.
(Танец с платочками в исполнении танцевальной группы под мелодию песни «Калинка»)
Ведущий:
Делу время – потехе час!
Надеемся, что вы не скучали у нас!
— Поприветствуем всех участников праздника.
(выходят все участники)
— До новых встреч, друзья!
Праздник русского платка
Цель: развивать у детей интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Задачи:
-
Знакомство с историей русского платка, с русскими народными инструментами.
-
Приобщение к культуре и традициям русского народа средствами устного народного творчества.
-
Развивать умение передавать характер музыки, ее образно-эмоциональное содержание через движение.
-
Развивать гибкость у детей, ловкость, быстроту движений.
-
Получить эмоциональный отклик на проведение праздника
Оборудование:
1. Видео – ролик «ПАВЛО-ПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ»
2. Русская народная музыка (для игр )
3. Песня «Синий платочек» сл. Я. Галицкого и М. Максимова
муз. Г. Петербурского
4. Музыка для танца «C платками»
5. Музыка для танца «Матрешки»
6. Платочки для матрешек.
7. Костюмы матрешек
8. Костюмы для танца «с платками»
9. Атрибуты для подиума «Повяжи платок»: ПЛАТКИ, ПЛАТОЧКИ, ШАРФИКИ. Буклеты «Повяжи платок»
10. Большой платок для игры «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?»
11.Платочек на шесте для игры «Достань платок»
Оформление зала: на центральной стене зала оформить композицию из русских платков.
Ход праздника:
Под русскую народную мелодию дети входят в зал, а в их наряде обязательно присутствует платок или платочек. Их встречает Ведущая в длинном сарафане в роли Хозяйки.
Хозяйка: День вам добрый, день вам чистый,
День без боли и без зла.
И от добрых всех людей
Шлем поклон мы вам, друзья!
Здравствуйте, гости дорогие, малые и большие! Приглашаю я вас на праздник, очень надеюсь, что сами догадаетесь на какой:
Твоя бабушка повяжет,
А потом тебе расскажет —
Что за головной убор
Знает, любит с давних пор.
Даст материи кусочек —
Повяжи себе… (платочек)
Дети (посовещавшись):
Разгадали ваш товар,
Ведь лоскут равносторонний-
Это плат, платок, платочек,
Для него и наш денечек
Хозяйка: Да, у нас сегодня праздник русского платка!!! «Плат узорный» — так назвали мы ласково и поэтично наш праздник, посвященный женскому головному убору — платку, символу национального наряда. Меняются время и мода, но неизменными остаются цветы России на плечах русских красавиц. Вспомните историю, ведь на Руси ни одно народное гуляние, ни один хоровод не обходились без нарядного, узорчатого платка.
А если мы обратимся к словарю Владимира Ивановича Даля, то найдём такое определение: У Полин было Д/з (Найти определение слова «платок» в словаре В.Даля)
Платок
«Лоскут равносторонний, шёлковый, бумажный, шерстяной, холщовый, какими повязывают голову, мужчины шею, а женщины накидывают на плечи, носят в руках или кармане». (Словарь В. Даля).
Словом, мы предлагаем вам поближе познакомиться с этим видом одежды – платком.
А помогут мне в этом коробейники, которые издавна на Руси ходили по деревням и сёлам, предлагая женщинам свой товар, в основном платки. Коробейники под музыку ходят со своими коробами среди зрителей и предлагают купить платки.
1 Коробейник: Сударыни и судари!
Парни и молодицы!
2 Коробейник : Поклон вам, гости званые
Да желанные!
Здравствуйте, лебедушки!
Здравствуйте, молодушки!
1 Коробейник : Вижу улыбки на ваших лицах, вижу праздничное настроение! Значит, не залежатся сегодня наши товары!
Эх, полным-полна моя коробушка!
Есть и ситец и платки!
В коробейниках хожу,
Девчонок всех я наряжу,
Все товары разложу.
Коробейник 1:Азачем нужен платок?
Коробейник 2: Ясное дело, чтоб им махать!
Коробейник 1: А зачем махать?
Коробейник 2: Парней созывать.
К1:Выбирайте, молодицы, что только пожелаете!
Выходят девочки выбирают себе платки, выстраиваются друг за другом.
Послушайте балладу о платке
Баллада о платке (читают дети)
Заглянем в старый сундучок
Лежит там бабушкин платок,
Ведь с незапамятных времён-
Он бабий спутник и дружок!
Платок – в подарок дорог был
Любовь он, счастье приносил
И в церковь – без платка нельзя,
Покрыта женщин голова,
А в горести – другой платок
Тебя утешит и поймёт…
И каждый знает – у тебя
Случилась страшная беда…
У госпожи – платок другой –
Он шёлковый и дорогой!
Всегда покрыта голова –
У замужней бабы –
Неважно – бедна ль она и знатна,
Но шаль, платок с нею всегда.
Платок Вас от жары спасёт,
И в холод – он всегда согреет…
А в праздник – будет украшеньем,
Мужчинам всем на загляденье!
Девицы – на плечах платки красивые носили
И из платков наряды шили,
Наряды – всем на удивленье
Женихам на загляденье!
В песнях, стихах платки воспевали…
Художники красавиц в платках рисовали…
Бабы в платки детей пеленали
Шали в блокаду людей согревали…
Платки вязали, расшивали, бахромою украшали –
Платки царицы носили и жрицы…
А от милого платок –
Он на память узелок
Немало лет с тех пор прошло-
Платок как был – так он остался,
Он ничего не испугался!
В гардеробе любой дамы есть,
хоть маленький платок-
Он и вправду наш дружок!
Ведущая: На небе солнце!
Дети: На платке солнце!
Ведущая: На небе месяц!
Дети: На платке месяц!
Ведущая: На небе звезды!
Дети: На платке звезды!
Ведущая: На небе заря!
Дети: На платке заря!
Ведущая: И вся красота поднебесная!
Выходят для танца
Хозяюшка: Как во нашей, во деревне
Да на каменном мосту,
На высоком, на счастливом,
Девки водят хоровод.
Танец с ПЛАТКАМИ
Хозяйка: Ребята, скажите, пожалуйста, у кого из вас мама или бабушка, тетя или сестренка любят носить платки? (Ответы детей)
Хозяйка: Обычай носить платок имеет на Руси давнюю историю. Еще в глубокой древности женщина покрывала голову куском ткани — платком, платом. Его носила она поверх головного убора, потом стали класть на мягкий волосник, а затем и прямо на волосы. До появления монопольной промышленности крестьяне ткали платки дома на простых самодельных станках. Украшали узорными ткаными полосами, вышивками или красили и набивали на них печатные узоры.
В большом ходу был платок продолговатой формы, состоявший из двух неразрезанных платков — фата. Ее делали из шелка, кисеи или кана-вата. Особенно ценилась фата кана-ватная. В XVIII веке такой платок стоил от 7 до 45 рублей, поэтому в народе и родилась пословица: «Голь перекатна, а фата канаватна».
В конце XVIII века в России была создана текстильная промышленность. Трехгорная мануфактура в Москве выпускала до 40 видов платков. Их выделку освоили фабрики Подмосковья и Иваново-Вознесенска. Особенно славились платки, которые делались в селе Охна на Клязьме и в прилегающих к нему деревнях, слившихся в одно поселение, в 1844 году названное Павловским Посадом.
По народной традиции платок был очень желанным подарком. Любой женщине было приятно получить его в подарок. Постепенно он стал символом красоты и любви.
Во всем мире наши русские платки были признаны лучшими. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Конечно, потому что создавали их очень талантливые мастера и художники. А особенно славились Павлово-Посадские платки.
Хозяйка: Я сейчас мы посмотрим репортаж из г. Павлово- Посада Московской области
Хозяйка: Наши ребята подготовили сценку
Сценка «Платочек из Посада»
Коробейник:
Во времена былинные, стародавние
Собирался купец в страны дальние,
За товарами, за чудесными,
С дочерью прощался
И с такими к ней речами обращался.
Купец:
Ой, ты, доченька родная,
Уезжаю я в страны заморские,
Страны дивные,
Долго ль буду там, недолго –
Того не ведаю.
А думаю тебя порадовать –
Подарки, привести разные.
Что твоей душеньке угодно
Может, ларец весь резной
Или перстенек золотой.
Дочь:
Буду я и так молиться!
Чтоб ни буря, ни булат
Или чей – то черный взгляд
Не могли тебя сразить,
Чтоб тебе живому быть!
Ну, а коли про подарок…
То купи, пусть и неярок,
Мне платок всех красивей –
Как у царских дочерей!
(купец с дочерью расходятся, выходит коробейник)
Коробейник:
Месяцок прошел, другой,
Следует отец домой.
(выходит купец с красивым платком)
Купец:
За семью морями был,
Земли все исколесил.
Лишь платочек из Посада
Всей душою полюбил.
(Купец передает платок дочери)
Купец:
Носи, доченька, платок, не марай,
По праздникам одевай,
Без праздничка в сундук укладай.
Хозяйка: Уважаемые гости, громче хлопайте в ладоши!
Сегодня к нам пришли матрешечки, изумительные крошечки!
Танец «Матрешки»
Хозяйка: Уважаемые гости, а кто знает пословицы и поговорки о платках и платочках?
Пословицы и поговорки о платках (читают дети и родители)
1. И новый платок наденешь, да половина Москвы не проведает.
2. Купил бы жене платок по лету, да денег нету.
3. На каждый роток не накинешь платок.
4. На чужой роток не накинешь платок.
5. Ни кола, ни двора, один серенький коток, на мне беленький платок
6. Шесть досок да холстинки платок.
7. Бабы бранятся, так платки с головы валятся.
8. Не к роже платочек, утрешься рукавичкой.
Хозяйка: А сейчас я предлагаю всем нашим гостям послушать чудесную песню.
Песня «Пчёлочка златая»
Хозяйка:
Летела сова – весёлая голова,
Вот она летала-летала и села,
Да хвостиком повертела,
Да по сторонам поглядела
И опять полетела, да пёрышки обронила,
А пёрышки непростые,
На каждом загадка написана.
Раз нашли мы эти пёрышки, должны и загадки отгадать.
Загадки
1.В брюхе – баня,
В носу – решето.
На голове – пуговка,
Всего одна рука и та на спине. (Чайник)
2.Никогда не ест,
А только пьёт,
А как зашумит –
Всех приманит. (Самовар)
3.Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)
4.Тянется, а не резина,
С клапанами, а не машина,
Песни поёт, а не радио. (Баян)
5.Морщинистый Тит всю деревню веселит. (Гармошка)
6.То толстеет, то худеет
И на весь дом голосит. (Гармошка)
7.Сверху кожа, снизу тоже,
А в середине – пусто. (Барабан)
Коробейник:
Э-ге-гей! Честной народ!
Выглянь из своих ворот!
Погляди сюда скорей
И увидишь ложкарей!
Ложкари играют «Ой, блины, блины, блины…».
Хозяйка: Ой, посмотрите, пока мы ложками любовались, выросла чудо-ромашка. Это цветок не простой, это ромашка-скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку.
Скороговорки
1.У крошки Матрёшки
Пропали серёжки,
Серёжки Серёжка
Нашёл на дорожке.
2.Шёл Егор через двор,
Нёс с собой Егор топор,
Шёл Егор рубить забор.
3.Не руби дрова, трава здорова.
4.Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.
5.Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
Хозяйка:
Платки … Их носили не только крестьянки – и горожанки жаловали. Но особо были любимы в городах шали, из разнообразных тканей – шерсти, шёлка, штапеля…
Русские шали имели одну особенность – в отличие от большинства привозных, они были двухсторонними, без изнанки, их можно было носить на обе стороны. Шали стоили чрезвычайно дорого – до 20 тысяч рублей и более. Бывали они огромные – даже в три человеческих роста, один конец обёртывался вокруг руки, другой спускался до земли. Такую шаль могли ткать от шести месяцев до 2 лет, если рисунок был сложным.
Хозяйка: Русские платки воспеты в песнях, в стихах. Часто поэты используют платок в описании природы. Зимний лес спит под белой шалью, Осенний лес нарядился в золотой платок. Александр Блок видит родную Россию в образе женщины в платке узорном.
Ну что? Одной заботой боле
Одной слезой река шумней,
А ты все та же лес да поле,
Да плат узорный до бровей
И невозможное возможно,
Дорога долгая легла,
Когда блеснет в дали дорожной,
Мгновенный взор из-под платка.
Знаете ребята , а поэт С.Есенин свои первые стихи принёс в печать завёрнутыми в мамин платок.
Полина: Я вчера разбиралась в шкафу, и нашла
Мамин Павлово-Посадский платок,
Что-то важное вспомнила сразу душа
Как свободы глотнула глоток.
А в платке то самом: поле, поле цветёт!
И цветы в нём безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живёт:
Реки…горы…дороги и нивы!
В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором,
На платке уместилась – работа и жизнь,
Старый домик с прогнившим забором.
А с платка, улыбаясь, ткачиха глядит:
«Одевай и носи на здоровье!
Он теплом и любовью тебя защитит,
Когда станет, промозгло и больно!»
Не смогла удержаться надела, кручусь
Возле зеркала, как лепесток…
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –
В мамин Павлово-Посадский платок…
Хозяйка: Во время войны платок был символом любви и верности. Он вдохновлял русских солдат на подвиги. И каждый глядя на платок любимой, знал, что дома его любят и ждут.
Послушайте в исполнении девочек песню «Синий платочек»
Хозяйка: Платки бывают разные: теплыми и легкими, нарядными и необычными, но они всегда делают хозяйку платка более выразительной и прекрасной! Нарядные платки стали в наши дни модной деталью одежды.
Какие бы ветры ни царили в мире моды, они не смогли унести обыкновенный, привычный нам всем платок.
Он придаст вашему облику привлекательность и неповторимость.
Девочки 3 класса научат вас, как можно красиво завязать платок, шарфик или шаль!
Подиум: «Повяжи платок»
Хозяйка: ! Всем русские платки к лицу. Накинет девица на плечи праздничный платок, взглянет в зеркало и улыбнётся. Красавица! Хороши наши девочки в русских платках!
Хозяйка: На Руси ни одно народное гуляние, не обходились без нарядного, узорчатого платка. Давайте и мы с вами устроим веселые игрища с платочками. Приглашаю всех в круг на русскую народную игру.
Хозяйка: У меня платочек расписной.
Он волшебный, не простой.
Будем мы сейчас играть
И платочком накрывать.
Игра «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?»
Дети под музыку двигаются по залу. Когда музыка остановится, все должны присесть и закрыть глаза. Хозяйка накрывает кого-нибудь платком и говорит: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и пытаются угадать, кто находится под платком. Затем игра повторяется.
2 игра «Достань платок». Платок подвешен на шесте, и его можно достать, лишь подпрыгнув (с разбега). Поначалу это удается всем. Тогда платок поднимают все выше и выше, чтобы прыгающие старались добраться до него. Побеждает тот, кто прыгнул выше всех и достал платок.
Хозяйка:
: — Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
(Девочки исполняют частушки) .
Вместе:1.Мы частушки запоем,
Запоем мы громко.
Затыкайте ваши уши,
Лопнут перепонки.
2. У березки, у осинки
Тоненькие веточки.
А мы бойкие девчонки,
Все мы как конфеточки.
3. Вы, подружки дорогие,
В стороне не стойте,
А частушки про платки
Веселее пойте.
4. На платочке у меня
Розы распускаются.
Не могу стоять на месте,
Пчёлы все слетаются.
5.Я платочком помашу,
Покружусь немножко,
Пусть посмотрит на меня
Озорник Серёжка.
6.На платочке два цветочка – 7. Ой, подруженька моя,
Голубой да синенький. В красненьком платочке.
Про любовь никто не знает – Перед милым вертится,
Только я да миленький. Как змея на кочке.
8. Свой платочек подарю
Я соседу Саше,
Чтобы съел на завтрак он
За меня всю кашу.
9. Снова красненький платочек
На кудрях своих ношу.
На кого взгляну разочек —
Вмиг того приворожу.
10. Повяжу платок я туго, 11. Я иду, иду, иду –
Чтобы ветер не порвал. Платок валяется на льду.
Поведу машину лугом, Какого ты себе нашла,
Чтобы милый увидал. Такого я себе найду.
Вместе: Мы девчата боевые,
Не видали вы таких.
А платки на нас какие-
В ярких красках расписных!
Рефлексия: : «Что нового они узнали, и было ли им интересно?» после чего передают платочек следующему. Скажите, а как можно назвать всё что мы с вами сегодня делали? Устное народное творчество или фольклор. Давайте на нашей карусели запишем , что мы называем устным народным творчеством : стихи , потешки….
Ребята, нам всем интересно какое настроение сегодня у вас после нашего праздника?! Сейчас мы украсим наш платок цветами, а цветы вы выберите по своему настроению…(желтый цвет-прекрасное настроение, красный цвет -хорошее, и зелёный- не очень хорошее)
Коробейник: Мне кажется, хороший у нас праздник получился.
Хозяйка: Поэтому пусть наш праздник получит достойное завершение. На Руси был очень необычный обряд. Если хозяева устали, а гости не желают расходиться, как намекнуть, что пора и честь знать?
Коробейники: Выдать на прощанье пряник «Разгоняй»
Хозяйка: Правильно. Оно и понятно: в старину гость был свят и неприкосновенен.
(Коробейники угощают всех пряниками)
А на память примите, пожалуйста, от нас куклы-обережки. Они будут оберегать вас от всего плохого и непременно принесут удачу.
Хозяйка: Ну а в конце нашего праздника хотелось бы пожелать : не забывайте русские народные традиции, носите русские платки: и в пир, и в мир, и в добрые люди.
Делу время – потехе час!
Надеемся, что вы не скучали у нас!
МБОУ Новомирская СОШ
Азовского района
Конспект внеклассного мероприятия
в рамках внеурочной деятельности:
Праздник русского платка «Плат узорный»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов, 1 кв.категории
Ишутина Оксана Владимировна
2015г.
Под русскую народную музыку дети и родители покидают зал.
Литература.
-
Сборник великорусских частушек. Под. ред. Елеонской Е.Н. – М., 1914.
-
Частушки. / Под. ред. Астафьевой Л.А. – М., 1987.
-
Флоренский П.А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. – Кострома, 1909.
-
Русские платки и шали Автор: Арсеньева Е.В. Издательство: Внешторгиздат Год: 1980 Страниц: 32 Формат: pdf Размер: 10,69 Мб.
-
«Русские шали». Автор составитель Г.А. Макаровская. Москва, «Советская Россия», 1986 г.
19
Библиотечный урок
«Плат узорный»
Автор: Нурлина Алсу Газизовна
Организация: МБОУ «СОШ № 5» г. Набережные Челны
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны
Цель и задачи:
- дать представление о предметах старины на примере женских головных уборов;
- учить отличать их от современных по внешнему виду и названиям.
- приобщить детей к наследию бытовой культуры и семейных традиций.
Оборудование:
- выставка платков и женских национальных головных уборов;
- экран,проектор,ноутбук;
- презентация «Плат узорный…».
Ход занятия
1. Орг. момент.
Поклон вам земной, люди пожилые и молодые, старые знакомые и новые, гости званые и залетные!
«Плат узорный» — так ласково и поэтично назвали мы наш праздник, посвященный женскому головному убору – платку, символу национального русского костюма (1-й слайд).
2. Вводная часть.
Русский платок… Лично у меня первое впечатление о нем из далекого детства: платок на голове у мамы и бабушки, платок, в который меня укутывали, чтобы зимой отправить на улицу, и, наконец, его величество павлопосадский платок – нарядный и яркий, который многим из нас приходилось приобретать для подарка самым близким и дорогим людям (2-й слайд).
Платок был самым желанным подарком на Руси. Ухаживал ли парень за девушкой, приезжал ли из города с базара или на побывку с отхожего промысла из дальних краев крестьян, — всегда дарили они платки любимым, в знак внимания и приязни. Как самое сокровенное хранились те дареные платки в сундуках.
3. Основная часть.
а) Головные женские платки… Какие невыдуманные истории могли бы поведать они о тех, чьей собственностью были, чьи головы покрывали… В укромном темном закутке, шепотком, причитала женщина над своей горькой судьбиной, прикрывая рот уголком платка, этими же уголками вытирала она глаза, застланные слезами. И всегда самый красивый, самый нарядный платок был припасен для особого случая или праздника. А когда наступал праздничный день то, собираясь на гулянье, вынимала крестьянка из сундука свои лучшие платки.
Сколько традиций, связанных с платком, существует в разных уголках России. Девушка повязала своим платком гармошку ухажера, в некоторых местах платки дарили всем гостям на свадьбе или вручали на поминках – в память об умершем. Уходя на фронт, дарили мужчины платки – женам, матерям, любимым, чтоб берегли в разлуке. Ушли и не вернулись… Только «синий платочек» остался – как семейная реликвия.
Никогда не переставали в России носить платки. Их цвета, рисунки, качество материала – своеобразная летопись своего времени.
б) А кто знает, когда появились на Руси платки? (ответы) Они появились в ХУ1 –ХУ11 веках и назывались канаватками (3-й слайд). Это были большие платы из тонкого шелка с разноцветными полосами. Канаватками торговали восточные купцы, их привозили издалека, и хранились они в семье с особой бережностью, переходя по наследству от матери к дочери, наравне с жемчужными украшениями.
Далеким прообразом платка был кусок ткани, полотенчатый головной убор – убрус, покрывавший голову замужней женщины поверх повоя (4-й слайд). Убрус также называли ширинкой, наметкой, полотенцем. Полоса ткани, часто вышитая, которую носили, перегибая по диагонали: ее получали, отрезая полоску ткани по ширине холста, откуда и название. Повой, позднее повойник, неотделимая часть женского костюма – мягкая шапочка из ткани, которую надевали сразу после венчания. Праздничные повойники в зажиточных семьях делали из шелка и бархата. Спереди они богато расшивались, чаще всего с золотыми нитками. Позже поверх повоя надевалась корона-кокошник или кика (5-й слайд).
Убрусы и повои полностью закрывали волосы, а концы их спускались на спину, плечи, грудь. По дверному русскому обычаю, женская голова всегда должна была быть покрытой. С непокрытой головой женщина не могла войти в церковь. Традиция эта шла от времен язычества, когда покрывание головы означало защиту самой женщины и ее близких от злых сил.
Такое же значение имел для русской женщины и платок, в Х1Х веке изрядно потеснивший, а кое-где и вовсе вытеснивший старинные головные уборы. От самого дорогого, шитого золотом, до самого дешевого, холщового, слыл он символом честности женской жизни. Наибольшим позором для женщины считалось на Руси насильственное публичное обнажение головы.
в) А откуда взялось слово «платок»? Слово «платок» очень древнее, «плат» — кусок ткани (6-й слайд). В словаре Даля написано так: « Плат, платок, платочек… Лоскут равносторонний, шелковый, бумажный, шерстяной, холщовый, какими женщины повязывают голову, мужчины шею, а первые и накидывают на шею, и все носят в руках или в кармане».
Владимир Иванович Даль не случайно перечислял названия тканей, которые шли на платки, среди них есть как дешевые, так и дорогие. Платки носили женщины разных сословий, и по ткани, из которой платок изготовлен, можно было судить о социальном положении хозяйки. Было время, когда женщины «простого сословия» не имели права носить шелковых платков.
По традиции материалом для платков служили шерсть и шелк. До появления монопольной промышленности крестьяне ткали платки дома на простых самодельных станках. Украшали узорными ткаными полосами, вышивками или красили и набивали на них печатные узоры.
г) В ХУ11 в. «царевы» мануфактуры освоили производство платков как для царского обихода, так и на продажу. Производство шелковых платков ведет в России начало с ХУ111 века. Центром шелковой промышленности являлась Москва. Трехгорная мануфактура в Москве выпускала до 40 видов платков. Их выделку освоили фабрики Подмосковья и Иваново-Вознесенска. Особенно славились платки, которые делались в селе Охна на Клязьме и в прилегающих к нему деревнях, слившихся в одно поселение, в 1844 году названное Павловским Посадом. А со второй половины ХУ111 века под Москвой и Петербургом налаживается выпуск дешевых – хлопчатобумажных.
Сами изготовляли крестьянки и столь любимые в крестьянском быту ситцевые платки, ярко-красные, с мелким набивным рисунком (7-й слайд). Среди крестьянок платки эти назывались «аглицкими», хотя давным-давно производились в России. В рабочую летнюю пору они укрывали голову женщины от знойного солнца и служили изголовьем в краткие минуты отдыха в поле.
Столетие спустя шерстяные платки и шали стали самым распространенным женским головным убором. Их изготавливали по всей России: в Подмосковье, в Поволжье, Рязанской и Воронежской губерниях.
Слово «шаль» от персидского слова «шал» — большой (8-й слайд). Мода на шали пришла в Европу после египетских походов Наполеона 1, который привез в подарок Жозефине восточную шаль необыкновенной красоты. В 1790 году в парижских журналах мод появилось предложение носить шали античного стиля. Подлинные восточные шали, царившие в Европе в 1800-1810-е годы, постепенно вытеснялись фабрикацией французского и английского производства. Очень скоро мода на шали пришла и в Россию, где они пользовались большим спросом.
Самая первая мануфактура, начавшая выработку шалей по образу кашмирских, возникла в 1806 году в вотчине помещицы Надежды Аполлоновной Мерлиной в деревне Скородумовке Лукоянского уезда Нижегородской губернии. В 1830-е годы Н.А.Мерлина владела еще одной мануфактурой в селе Подрядникове Егорьевского уезда Рязанской губернии. Мерлинские шали были квадратными и прямоугольными, с белой серединой и широким бортом, затканными красочным «индийским» узором (9-й слайд, 10-й слайд). Шали не имели изнаночной стороны.
В 1813 году в селе Хава Воронежской области в имении помещицы В.А. Елисеевой была открыта мануфактурная мастерская. 5 лет ушло на изготовление специального станка: распускали кашмирские шали и смотрели, как располагаются нити, пытаясь по плетению определить устройство ткацкой машины… Летом на фабрике было занято около 50 крепостных ткачих, зимой – около 1000. В зависимости от сложности рисунка каждую шаль мастерица ткала от 6 месяцев до 2-х с половиной лет, соответственно и стоила сделанная ею вещь от 500 до 12000 рублей. Ткали девушки из тончайшей пряжи, для которой годился лишь пух тибетских коз и сайгаков. Из 13 гр. такой пряжи они вытягивали нить длиной в четыре с половиной километра. Шали получались воздушные и нежные, как дыхание младенца.
Не прошло и шести лет, как в Россию приехал посланник Наполеона Коленкур – торговать у русских шаль для императрицы: крепостные мастерицы достигли изумительного совершенства не только в прядении, но и в окраске, и в ткачестве. Выткать европейский узор был гораздо сложнее, чем турецкий, который выполнялся небольшим количеством различных цветов, хоть и был мелким. В шали с европейским узором каждый цветок составлялся из нескольких оттенков. Красота и изысканность сочетаний тонов, смелая простота рисунков ставили русские шали на первое место в мире.
Для шалей отдельно ткались кайма и середина, затем они сшивались. Узорная кайма часто состояла из множества фрагментов различной формы. Каждый элемент узора при незначительных размерах имеет мельчайшую проработку. Ткачество из тончайших шерстяных нитей создает впечатление искусной вышивки (11-й слайд).
Исключительного совершенства в ткачестве узорных бортов шалей достигли мастерицы мануфактуры Мерлиной, где в первые годы ткали ковры. Созданные ими шали был двухсторонними, при ношении можно было использовать и лицевую, и изнаночную сторону. Техника ткачества паласных ковров была перенесена на ткачество шалей. Достигалось это применением закладной техники ткачества, при которой нить цветного утка переплетается с нитями основы в границах элемента узора, не доходя до края полотна. Граница элемента узора вследствие переплетения нитей фона и узора имеет сквозные отверстия. Эта техника требовала огромного напряжения зрения, но и необычной ловкости и гибкости пальцев. Поэтому к работе привлекались молоденькие девушки из крепостных. Труд был тяжелым. Через 10 лет работы на мануфактуре они получали свободу от крепостной зависимости. Но цена за свободу оказывалась слишком дорогой – здоровье было утрачено.
Мода в покрое женских рукавов способствовала «невыгодности употребления длинных, тяжелых азиатских шалей, и вскоре они почти совершенно заменились квадратными европейскими шалями и платками всех возможных величин». Они легко драпировались, а наброшенные на плечи, ниспадали легкими мягкими складками, внося в костюм элемент восточной экзотики. Назывались шали кашмирскими, но техника их ткачества отличалась от индийской. Индийский способ, называемый узелковым, предусматривал продвижение цветного утка в пределах фрагмента узора, выполняемого одним цветом. Затем нить закреплялась на изнанке узелком. Нить другого цвета, продолжающая узор, тоже заканчивалась узелком на изнанке. Европейский способ ткачества был несколько проще: цветной уток прокидывался от одного края узорной каймы до другого. Там, где нужно было по узору, он выступал на лицевой стороне, наискось переплетаясь в этом месте с нитями основы. Другие цветные уточные нити свисали на изнаночной стороне шали. После пробежки нескольких цветных утков прокидывалась уточная нить на всю ширину шали. Она закрепляла, переплетаясь с нитями основы, предыдущие цветные утки. По завершении ткачества, свободно свисающие на изнаночной стороне нити выстригались, шаль становилась легче. Этот способ называли «пробежным», или «выстрижным». Шали, выполненные этим способом, достигали значительных размеров – порой до двух метров в длину.
Любопытная деталь: секрет кашемирской шали разгадала Елисеева, но за ее шалями укрепилось название «колокольцовских» по фамилии статского советника Дмитрия Аполлоновича Колокольцева, основавшего фабрику по производству шерстяных шалей в селе Ивановском Петровского уезда Саратовской губернии. Его шалями согревали плечи только аристократки: исключительно сложной была техника их ткачества, и выложить от 1000 до 12000 рублей могли немногие.
д) Соткать шаль – занятие крайне кропотливое: толщина пряжи меньше толщины человеческого волоса. Полгода, год, а то и два с половиной года уходило на одну шаль, зато изящный рисунок радовал глаз, веселил сердце. Сложные узоры ткали не челноками, а специальными деревянными иглами, и чем больше цветовых оттенков, тем больше требовалось игл. Русские шали имеют свои стилевые особенности. Их композиционное решение четко и многообразно. Узкая узорная кайма по краю с фестончиками и гирляндами мелких цветочков, похожих на зерна жемчуга, нанизанные на нить, подчеркивают белизну фона. Чередование цветных пятен – красных, голубых, зеленых – создает спокойный ритмический строй. Были шали с орнаментальными полосами – «дорогами» (11-й слайд), с каймой по двум краям (12-й слайд); с незаполненным рисунком средником (13-й слайд); с широкой каймой из узорных прямоугольников и т.п.
Обратите внимание на узоры? В какой части платка самые крупные цветы и букеты? (14-й слайд) (По кайме и по углам). Почему почти во всех платках они так расположены? (Сначала платок сгибали на уголок и потом повязывали на голову – вся красота оставалась на виду)
Создание узора для шали было делом, пожалуй, еще более важным, чем его воплощение. (15-й слайд). Художники специально занимались созданием узоров для шалей. Рисунок сам по себе представлял ценность. Чтобы рисунок не мог быть использован конкурентами, он страховался (16-й слайд). Созданный рисунок попадал к колористу, в волшебных руках которого один и тот же узор приобретал новое звучание. Цвет в конечном итоге давал оценку ткачам и создателям рисунка. Колористическая гамма в узорах русских шалей создавали мажорное настроение, отвечающее русскому народному вкусу.
Шали бытовали во всех слоях русского общества. С применением «пробежной» техники ткачества и более дешевых материалов – шерсти, шелка, хлопка – шали становились доступными более широкому кругу покупателей. Под влиянием западной моды в русском текстильном деле появилось множество французских терминов, быстро вошедших в обиход и понятных тогда почти всем: шали терно – тонкие, из козьего пуха и шерсти, драдедамовые – полусуконные, из бур-де-суа – шелковые, и охлопков, тибет – мягкие и пушистые из длинноволокнистой шерсти.
Во второй половине Х1Х века наряду с ручным ткачеством производство ковровых платков на жаккардовых станках принимает массовый характер.
е) В подражание тканым шалям русские мануфактуры стали выпускать еще более дешевые – набивные (17-й слайд). Шерстяные платки и шали до конца Х1Х века набивались вручную. Процесс набойки – сложный и длительный. Сначала сотканную материю отбеливали, затем она проходила ряд подготовительных операций перед окраской. Ткань нарезали по величине платков, укрепляли на деревянной раме, для набивки наиболее сложных узоров приклеивали к столу, обтянутому толстым сукном или войлоком. В зависимости от величины платка узор разбивался на 4, 16 или 24 части. Каждая из частей узора воспроизводилась на набивной доске – деревянной форме (18-й слайд). Для этого с рисунка, предназначенного к исполнению, «снимали кальку», то есть абрис рисунка, переводился на промасленную бумагу, причем контур каждой краски делался отдельно. Рисунок прибивали гвоздиками по углам и легким перестукиванием молоточка переносили карандаш с кальки на слегка увлажненное дерево (19-й слайд). Потом мастер выбирает из доски фон, оставляя неприкосновенной плоскость узора. Выбранный и зачищенный фон и всю форму пропитывают лаком, чтобы предохранить ее от воздействия влаги при работе с красками. С выпуклых частей формы счищают лак, чтобы к ним приставала краска, а фон и края формы, покрытые лаком, остаются зачищенными. Бока формы и тыльную часть окрашивают масляной краской, и форма для одной краски – «цветка» готова. Цветка может быть круглой, фигурной, сегментообразной, прямоугольной. Тонкий контур узора наносят на платок «манерой» — своего рода металлическим штампом, набитым на деревянный щит. Сложный многоцветный рисунок требовал порой до четырехсот резных деревянных набивочных манер. Набивка узора происходит на специальных столах, сделанных по размеру изделия, обычно это 150х150 см, покрытых толстом сукном в 3-4 слоя. С двух сторон стола стоят столики для печатных форм и шасси – специальный ящик с вкладышем, на дне которого лежит суконка с налитой густой краской. Одновременно работают два набойщика, которые набивают две краски. Сначала набивают контурные и более светлые краски, затем более темные. После набивки двух красок изделие сушат, затем набивают следующие две краски, сушат и т.д. Когда набит весь узор, печатают фон, сушат, закрепляют краски, отделывают.
В настоящее время существует три вида оформления платков (20-й слайд): ручная набойка, фотопечать (ручной перенос шаблонов или машинный), машинная набивка (печать с цилиндрических валов) (21-й слайд).
Подвергшиеся переработке и упрощению в другой технике, сложные узоры тканых шалей получали новую интерпретацию. На первых порах набивные шали напоминали восточные ткани с «дорогами» — узорными полосами из цветочных ветвей, причудливых листьев. Почти одновременно появились и набивные шали с каймой. Композиционным центром служила маленькая свободная от узора середина в виде крестчатой или звездной фигурки. Лучами расходились от нее к углам и кайме разные мотивы. Они имели четкий контур и мельчайшую проработку деталей. Мотивы были из турецких «огурцов», «опахал», веток, букетиков, гирлянд из ярких цветов. Благодаря применению светотени узор становится рельефным, трактовка цветочных мотивов – реалистической. Уравновешенное сочетание сдержанных цветов – сине-черных, зеленых, темно-красных с черным — несло в себе черты монументальности, так созвучные величественному образу русских женщин.
Особенно прославились платки с набивным рисунком, выпускавшиеся с 1863 года кустарной мастерской Якова Лабзина в подмосковном селе Павлово-Посад (22-й слайд). Первые павловские платки – простое, хотя и искусное подражание шалям. Но не могут наши мастера только слепо подражать – вскоре павловские платки становятся своеобычными (23-й – 27-й слайд): на черной, васильковой, белой или красной «земле» (фоне) распустились алые сочные розы, соперничая с ярким румянцем щек красных девиц, сразу полюбивших теплые и красивые платки, нежно обнимавшие их зябкие плечи. Живая связь павловских платков с природой, с цветением садов и лугов, придает им вневременной характер. Они всегда в моде. Изучая культурное наследие павловских мастеров, художники стремятся в новых линиях и красках воплотить его в сегодняшний день.
Незадолго перед тем, как в Павловском Посаде застучали киянки, в степном Оренбургском крае уральская казачка Мария Николаевна Ускова отправила в Лондон, на всемирную выставку 1861 года шесть пуховых платков. С тех экспонатов и пошла слава оренбургских пуховых платков.
Пушистый, легкий, прозрачный и в то же время теплый и прочный ажурный пуховый платок…(28-й слайд). В него так приятно закутаться холодным зимним вечером. «Оренбургская паутинка» — так называют его ласково. А появился он в ХУ11 веке, когда русские поселенцы только начинали осваивать уральские земли. Уральские казачки переняли у кочевавших по степи калмычек и казашек привычку к теплой одежде из козьего пуха. Но если те просто вывязывали шарфы, то русские мастерицы, привыкшие украшать любую одежду вышивкой и кружевами, стали и пуховые платки украшать узорами, используя растительный орнамент – живые мотивы природы. Долгие зимние ночи сидели крепостные мастерицы вокруг стола за лучиной в низенькой светелке и выполняли кропотливую работу. Кто прял, а кто пропускал пух через ческу – двухрядный частокол высоких иголок, чтобы нитки легко пушились, становились прочными. И кайма у этих платков загляденье: широкая, зубчики ровные – один к одному, и узор у каждого платка свой, неповторимый. Огромные платки протаскивались через обручальное кольцо и, складывая многократно, умещались в скорлупу гусиного яйца. Вязали белоснежные «паутинки» и серые теплые платки из козьего пуха. Девочки с семилетнего возраста перенимали навыки вязания у родителей и к 13ти – 15ти годам уже в совершенстве владели этим удивительным мастерством. Мастерицы постоянно импровизируют, комбинируя различные орнаменты. Ни один платок не похож на другой. И каждый – произведение искусства, в котором заключен мир красоты и гармонии (29-й – 30-й слайд).
«Шали, кроме того, что они придают красоту прелестною драпировкою, — отмечалось в одной журнальной статье Х1Х века, — служат еще защитою от суровости климата, сохраняя теплоту и здравие». В начале нынешнего, ХХ1 столетия шаль опять находит свое место в гардеробе женщины, дополняя стильные куртки, элегантные пальто и, конечно же, нарядные платья. Какие бы ветры ни царили в мире моды, они не смогли унести обыкновенный, привычный нам платок. Он придаст вашему облику привлекательность и неповторимость.
Яркими павлопосадскими платками восхищались художники и в своих произведениях раскрывали их красоту (31 — 38 слайд).
4. Заключительная часть.
Вот и подошел к концу наш праздник. Мы благодарим всех, кто принял в нем участие. До новых встреч!
Приложения:
- file0.doc.. 71,0 КБ
- file1.ppt.zip.. 17,1 МБ
Опубликовано: 16.02.2022
«Плат узорный» – под таким поэтичным названием в Большеолыпской библиотеке прошло праздничное мероприятие к 8 Марта среди членов любительского объединения «Библиовестник».
Обычай носить платок имеет на Руси древнюю историю. Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях. Даже из своей половины дома выйти без платка считалось недопустимым. Замужние женщины надевали платок поверх головного убора. И по сей день русский платок в народе пользуется большой популярностью – ему посвящают песни, стихи и считают очень женственным аксессуаром.
Праздник начался красивым хороводом с платками, в исполнении наших милых бабушек.
Всё разнообразие платков было представлено на этом празднике: разные по форме и расцветке, турецкие и кашмирские, шелковые и ситцевые, кумачевые (красные) и кубовые (темно-синие), оренбургские и павловопосадские, из крепдешина и капрона, носовые платочки и вязаные шали – все это можно было увидеть на специально оформленной к празднику выставке.
Мероприятие украсили игры, конкурсы и, конечно, песни о платках. Много задушевных песен было спето на русском и удмуртском языках. Завершился этот красивый праздник вкусным чаепитием, задорными танцами и душевными беседами. Все гости вечера получили заряд отличного настроения и массу позитива.
«Плат узорный, расписной» — праздник русского платка
2022 год — был объявлен президентом РФ годом культурного наследия народов России. В рамках этого знаменательного события в РДК для учащихся ДСШ был проведен праздник русского платка под поэтическим названием «Плат узорный». Началось мероприятие с яркого, театрализованного пролога «Мы гостей встречаем», в котором персонажи праздника приветствовали всех гостей красивыми стихотворениями, шутками, прибаутками, народными песнями. Ведущие мероприятия, в образах девок-платочниц, рассказали историю возникновения русских платков, поведали много интересных былей, связанных с народным ремеслом, показали разные способы использования этих головных уборов. Особый интерес у ребят вызвали самобытные, казачьи песни в исполнении солиста РДК Даниила Гурова, особый колорит звучания, соответствующий сценический образ, все это в совокупности вызвало огромный восторг у зрителей. Завершилось мероприятие развлекательной программой «Как в старину с платками игрывали».