Победа над солнцем сценарий

Алексей Елисеевич Крученых

Алексей Елисеевич Крученых
Победа над Солнцем

Победа над Солнцем

Виктор Хлебников
Пролог

Чернотворские вестучки

Люди! Те кто родились, но еще не умер. Спешите идти в созерцог или созерцавель

Будетлянин.

Созерцавель поведет вас,

Созерцебен есть вождебен,

Сборище мрачных вождей

От мучав и ужасавлей до веселян и нездешних смеяв и веселогов пройдут перед внимательными видухами и созерцалями и глядарями: мина вы, бывавы, певавы, бытавы, идуньи, зовавы, величавы, судьбоспоры и малюты.

Зовавы позовут вас, как и полунебесные оттудни.

Минавы расскажут вам, кем вы были некогда. Бытавы — кто вы, бывавы — кем вы могли быть. Малюты утроги и утравы расскажут, кем будете. Никогдавли пройдут, как тихое сновидение. Маленькие повелюты властно поведут вас. Здесь будут иногдавли и воображавли.

А с ними сно и зно.

Свироги и песноги утрут слезу.

Воин, купец и пахарь. За вас подумал грезничий песнило и снахарь.

Беседни и двоиры певиры пленят вас.

Силебен заменит хилебен.

1-ые созерцины — тогда-то созерцавель есть преображавель.

Грозноглагольные скоропророчащие идуты потрясут.

Обликмены деебна в полном ряжебне пройдут, направляемые указуем волхвом игор, в чудесных ряжевых, показывая утро, вечер дееск, по замыслу мечтахаря, сего небожителя деин и дея деесь.

В детинце созерцога «Будеславль» есть свой подсказчук.

Он позаботится, чтобы говоровья и певавы шли гладко не брели розно, но достигнув княжебна над слухатаями, избавили бы людняк созерцога от гнева суздалей.

Смотраны написанные худогом, создадут переодею природы.

Места на облаках и на деревьях и на китовой мели занимайте до звонка.

Звуки несущиеся из трубарни долетят до вас.

Пользумен встретит вас.

Грезосвист пениствора наполнит созерцебен.

Звучаре повинуются гуляру-воляру.

Семена «Будеславля» полетят в жизнь.

Созерцебен есть уста!

Будь слухом (ушаст) созерцаль!

И смотряка.

В. Хлебников.

Вступление

Победа над Солнцем

Опера в 2 деймах 6 картинах.
Музыка М. В. Матюшина, декорации Каз. С. Малевича

1-е деймо

1-ая картина: Белое с черным — стены белые пол черный

(Двое будетлянских силачей разрывают занавес)

Первый.

Все хорошо, что хорошо начинается!

Второй.

А кончается?

1-й.

Конца не будет!

Мы поражаем вселенную

Мы вооружаем против себя мир

Устраиваем резню пугалей

Сколько крови Сколько сабель

  И пушечных тел!

  Мы погружаем горы!

(Поют)

  Толстых красавиц

  Мы заперли в дом

  Пусть там пьяницы

  Ходят разные нагишем

  Нет у нас песен

  Вздохов наград

  Что тешили плесень

  Тухлых наяд!..

(1-й силач медленно уходит)

2-й силач.:

Солнце ты страсти рожало

жгло воспаленным лучом

Задернем пыльным покрывалом

Заколотим в бетонный дом!

(Является Нерон и Калигула в одном лице у него только левая поднятая и согнутая под прямым углом рука).

Н. и К. (Грозно).

Кюлн сурн дер

Ехал налегке

Прошлом четверге

Жарьте рвите что я не допек.

(С благородным жестом застывает, потом поет во время пения уходит 2-й силач).

— Я ем собаку

И белоножки

Жареную котлету

Дохлую картошку

Место ограничено

Печать молчать

Ж Ш Ч

(Въезжает в колесах самолетов путешественник по всем векам — на нем листы с надписью каменный век средние века и проч… Нерон в пространство).

Нерон и К.

— Непозволительно так обращаться со стариками

Летельбищ не терпя…

Путешественник

— Друг все стало

Вдруг пушки

Поет.

— Озер спит

Много пыли

Потоп… Смотри

Все стало мужским

Озер тверже железа

Не верь старой мере

(Нерон осторожно посматривает в лорнет на железо колес).

Путешественник

(Поет)

  — Взыграл бур

  Катится пеленищ

  Скорее буромер

Не верь прежним весам

Тебя посадят на икру

Если не достанешь пустопят

Нерон и К.

Непозволительно так обращаться со стариками! они любят молодых

Ух я искал пенночку

Искал маленький кусочек стекол — все съели даже не оставили костей…

Ну что ж делать уйду искосью в XVI век в кавычки сюда.

(Отходит полуобернувшись к зрителям).

Все изгадили даже блевотина костей

(Снимает сапоги уходит).

Путешественник.

Я буду ездить по всем векам, я был в 35-м там сила без насилий и бунтовщики воюют с солнцем и хоть нет там счастья но все смотрят счастливыми и бессмертными… Неудивительно что я весь в пыли и поперечный…Призрачное царство… Я буду ездить по всем векам хоть и потерял две корзины пока не найду себе места.

(Некий злонамеренный подползает и слушает).

В афибе мне мало в подземном темно… Светил… Но я все изъездил (к зрителям): Пахнет дождевым провалом

Глаза лунатиков обросли чаем и моргают на небоскребы и на винтовых лестницах поместились торговки… Верблюды фабрик уже угрожают жареным салом а я не проехал еще и одной стороны. Что то ждет на станции.

(Поет).

— Не больше не меньше

Как резать пугатей

Держите держите

Пуляй пилюля

  Волчка

О я смел закопчу путь свой и следа не оставлю… Новое…

(Некий злонамеренный).

— Ты что ж неужели в самом деле полетишь?

Путешественник.

А что ж? Что колеса мои не найдут своих гвоздей?

(Некий стреляет, Путешественник укачивает кричит).

Гаризон! Лови сною

Cпные… З. З. З! —

(Тогда злонамеренный ложится и покрывает себя ружьем).

— Хотя я и не застрелился — из застенчивости —

Но памятник себе поставил — тоже не глуп!

Мне первому памятник — замечательно!..

Двойка черная правит прямо на меня.

(Показывается будетлянский пулемет останавливается у телеграфного столба).

— Ох жалоба! Что значит вид что поставил вразсплох своего врага — задумался.

Я без продолжения и подражания

(Входит забияка, разгуливает и поет)

  Сарча саранча

  Пик пить

  Пить пик

Не оставляй оружия к обеду за обедом

Ни за гречневой кашей

Не срежешь? Взапуски

(Некий нападает, стреляет молча несколько раз из ружья).

— В бой!

Ха-ха-ха! Неприятели, что вы устали или не узнаете?

Враги наступайте из решеток щелей вызьшайте меня на поединок. Я сам сломал свое горло, обращусь в порох, вату, крючок и петлю… Или вы думаете крючок сласнее ваты?

(убегает и через минуту возвращается).

Кички в капусте!..

А… за перегородкой! Тащи его мертвеца синеносого

(Неприятель тащит самого себя за волосы ползет на коленях).

А трус сам себя выдаешь и проводишь!

(Забияка в стороне смеется).

Забияка — Презренный сколько в тебе могильной пыли и стружек пойди вытрусись и умойся не то…

(Неприятель плачет)

Злонамеренный; А, темя неприятеля! ты меня считаешь за вилку и думу мою высмеиваешь но я ожидал и не шел на тебя с мечом.

Я продолжение своих путей.

Я ожидал… Закопал свой меч осторожно в землю и взявши новый мяч бросил его.

(Показывает прием футболиста).

В ваше стадо… Теперь смущены… Обморочены не можете различить своих гладких голов и мяча растерялись и прижались к скамеечке и мечи сами лезут со страху в земь их пугает мяч;

если неверный бежь поразишь голову своего хозяина и будет он бегать за нею в цветочном продавальце…

2-я картина. Зеленые стены и пол.

(Проходят вражеские воины в костюмах турков по хромому от сотни — с опущенными знаменами некоторые из них очень жирны).

(Один из воинов выступает и дает злонамеренному цветы — тот топчет их).

Злонам. — Выйти на встречу себе с пегим конем ружье под мышкой… А!

Я тебя давно искал наконец то вспотевший гриб.

(Затевает с собою драку. Входят певцы в костюмах спортсменов и силачи. Один из спортсменов поет):

  Нет уже света цветов

  Закройтесь гнилью небеса

  (Я говорю не для врагов

  а вам друзья)

Все порожденья дней осенних

И плод корявый лета

Не вас баяч новейший

Будет воспевать

1-й силач

Идите улиц миллионы

Иль тмени будет по-русски

Скрежет полозьев тележных

сказать ли? — Головы узкие

  Для себя неожиданно

  Сонные стали драться

  И такую пыль подняли

  Будто брали Порт-Артур

(Хор).

Колесница победная едет

Двойка побед

Как отрадно под колеса

Ее упасть

1-й силач.

Припечатана сургучом

Победа созревшая

Нам теперь все нипочем

Лежит солнце в ногах зарезанное!

  Драку затейте с пулеметами

  Их раздавите ногтем

  Тогда скажу: вот вы

  Силачи болые!

(Хор).

Пусть растопчут

Раскаленные кони

И завьются волосы

В запахе кожи!..

2-й силач.

  Соль ползет к пастуху

  Конь мост устроил в ухе

  Кто вас держит на постах

  Пробегайте по ребрам черным

Сквозь пар и дым

И рожки кранов

Встал на крыльце люд

Махает розгами чайня

1-й силач.

  — Не выходите за линию огня

  Птица летит железная

  Машет бородой леший

  Под копытом зарытой

Стонут фиалки

Под крепкой пятой

И молкнет палка

В луже гробовой

Оба силача (поют).

  Скрылось солнце

  Тьма обступила

  Возьмем все ножи

  Ждать взаперти

Занавес.

3-я картина. Черные стены и пол

(Входят похоронщики. Верхняя половина белая и красная нижняя черная).

(Поют).

  Размозжить черепаху

  Упасть на люльку

  Кровожадной репы

  Приветствуйте клетку

Пахнет гробом жирный клоп…

Черная ножка…

Качается расплющенный гроб

Извивается кружево стружек.

4-я картина.

(Разговорщик по телефону):

— Что? Солнце полонили?!

Благодарю. —

(Входят несущие солнце — сбились так что солнца не видно):

Один.

— Мы пришли из 10-х стран

Страшные!..

Знайте что земля не вертится

Многие:

Мы вырвали солнце со свежими корнями

Они пропахли арифметикой жирные

Вот оно смотрите

Один:

— Надо учредить праздник: День победы над солнцем.

Поют:

(Хор).

— Мы вольные

Разбитое солнце…

Здравствует тьма!

И черные боги

Их любимца — свинья!

Один:

Солнце железного века умерло! Пушки сломаны пали и шины гнутся как воск перед взорами!

Разговорщик: что?.. Надеящийся на огонь пушки еще сегодня будет сварен с кашей!

Слушайте!

Один.

На более плотные ступени

Выкованные не из огня

не железа и мрамора

Не воздушных плит

  В дыму угаре

  И пыли жирной

  Крепнут удары

  Здоровьем как свиньи

  Ликом мы темные

  Свет наш внутри

  Нас греет дохлое вымя

  Красной зари

  БРН БРН

(ЗАНАВЕС)

Десятый стран

2-я деймо 5-ая картина.

изображены дома наружными стенами но окна странно идут внутрь как просверленные трубы много окон, расположенных неправильными рядами и кажется что они подозрительно движутся.

(Показывается «Пестрый глаз»):

  прошлый уходит

  быстрым паром

  и задвигает засов

и череп скамейкой ускакал в дверь

(убегает как бы наблюдая за черепом)

(входят с одной стороны новые

с др. трусливые):

новые: мы выстрелили впрошлое

трус: что же осталось что нибудь?

— ни следа

— глубока ли пустота?

— проветривает весь город. Всем стало легко дышать и многие не знают что с собой делать от чрезвычайной легкости. Некоторые пытались утопиться, слабые сходили с ума, говоря: ведь мы можем стать страшными и сильными.

Это их тяготило

Трусл. Не надо было показывать им проложенных путей,

удерживайте толпу.

Новые. Один принес свою печаль, возьмите она мне теперь не нужна! он вообразил также что внутри у него светлее чем вымя пусть покружится

(кричит).

(Чтец):

как необычайна жизнь без прошлого

С опасностью но без раскаяния и воспоминаний…

Забыты ошибки и неудачи надоедливо пищавшие в ухо вы уподобляетесь ныне чистому зеркалу или богатому водовместилищу где в чистом гроте беззаботные златые рыбки виляют хвостами кк турки благодарящие

(потревоженный — он спал — входит толстяк)

толстяк:

голова на 2 шага сзади — обязательно! все-то отстает!

  У досада!

где закат? уберусь… светится… у меня все видно дома… скорей надо убираться…

(поднимает что-то): кусок самолета или самовара

(пробует на зуб)

сероводород!

видно адская штука возьму про запас… (прячет).

(чтец спеша):

я все хочу сказать — вспомните прошлое

полное тоски ошибок…

ломаний и сгибания колен… вспомним и сопоставим с настоящим… так радостно:

освобожденные от тяжести всемирного тяготения мы прихотливо располагаем свои пожитки кк будто

перебирается богатое царство

(толстяк поет):

застенчивость застрелиться

трудно в пути

пугамет и виселица

  держат икру…

(Чтец перебивая): или вы не чувствуете кк живут два мяча: один закупоренный кисленький и тепленький и другой бьющий из подземелья кк вулкан опрокидывающий…

(музыка)

они несовместимы… (музыка силы)

лишь черепа обгрызанные бегают на единственных четырех ногах — вероятно это черепа основ… (уходит).

6-ая картина.

Толстяк:

10-ые страны… окна все внутрь проведены дом загорожен живи тут кк знаешь

Ну и 10-ые страны! вот не знал что придется сидеть взаперти

ни головой ни рукой двинуть нельзя развинтятся или сдвинутся а как тут топор действует окаянный обстриг всех нас ходим мы лысые и не жарко а только парко такой климат скверный даже капуста и лук не растут а базар — где он? — говорят на островах…

а вот бы забраться по лестнице в мозг этого дома открыть там дверь № 35 — эх вот чудеса! да, все тут не тк-то просто хоть свиду что комод — и все! а вот блуждаешь блуждаешь

(лезет куда то в верх)

нет не тут все дороги перепутались и идут вверх к земле а боковых ходов нет… эй кто там наш есть подай веревку или голос стреляй… ксть! пушки из березы — подумаешь!

старожил:

вот пожалуйте вход прямо назад выйдете… а другого нет нет или прямо вверх к земле

— да страшновато

— ну как хотите

толстяк: завести бы часы свои.

эй оглобля куда у вас поворачиваются часы? стрелка?

внимательный рабочий:

назад обе сразу перед обедом а теперь только башня, колеса — видишь? (старожил уходит)

толстяк: ба, ой упаду (заглядывает в разрез часов: башня небо улицы вниз вершинами — кк в зеркале)

где бы заложить часы?

Рабочий:

не мечтайте не пощадят! Что же высчитайте быстрота ведь сказывается, на два корневых зуба если класть по вагону старых ящиков да их пересыпать желтым песком да все это и пустить тк то сами подумайте

ну самое простое что они наскочат на ккую нибудь этакую трубу в кресле ну а если нет? ведь там народ весь забрался куда то тк высоко что ему и дела нет кк там чувствуют себя паровозы их копыта и проч. ну естественно!

рыскает печь косы

как нагонит антилопа

но в том то и дело

что никто не подставит лоба

ну а впрочем я оставляю все по прежнему (уходит)

(Толстяк из окна):

да да пожалуйте вот вчера был тут телеграфный столб а сегодня буфет, ну а завтра будут наверно кирпичи.

это у нас ежедневно случается никто не

знает где остановка и где будут обедат

эй ты прими ноги — (уходит через окно вверху)

(шум пропеллера за сценой, вбегает молодой человек:

поет испуганный мещанскую

песню):

ю ю юк

ю ю юк

гр гр гр

  пм

  пм

др др рд рд

  у у у

    к н к н лк м

      ба ба ба ба

    · · · · · · ·

гибнет родина

  от стрекоз

чертит лилии

паровоз

(слышен шум пропеллера)

не поймаюся в цепи

силки красоты

шелк и нелепы

уловки грубы

  Я пробираюсь тихонько

  по темной дороге

  по узкой тропинке

  под мышкой корова

черныя коровы

тайны знак

за седлом шелковым

спрятан клад

  я втихомолку

  им любуюсь

  втиши тонкая иголка

  прячется в шею

(идут спортсмены в такт линиям зданий):

    сюда… все бежит без противления

сюда направляются со всех сторон пути

паровозят сто копытца

обгоняют обманывают неловких

  просто давят

  берегитесь чудовищ

  пестроглазых…

будетлянские страны будут

кого беспокоят эти проволки пусть обернется спиной

(поют):

с высоты небоскребов

как безудержно

льются экипажи

картечь не так поражает даже

отовсюду льдят самокаты

смертью гробнут стаканы плакаты

Шаги повешены

на вывесках

бегут люди

вниз котелками

(музыка — стук машин)

и косые занавески

опрокидювают стекла

гр жм

  км

одгн сирг врзл

     гл…

(необыкновенный шум — падает аероплан — на сцене видно поломанное крыло)

(крики)

з… з… стучит стучит женщину задавило мост опрокинул

(после падения часть бросается к аероплану, а часть смотрящих):

1-й; с виду на сиду большое

закуверкалай зачесался

2-й-

спренькурезал стор дван ентал ти те

3-й — амда курло ту ти ухватилось у сосало

(авиатор за сценой хохочет, появляется и все хохочет):

Ха-ха-ха я жив

(и все остальные хохочут)

я жив только крылья немного потрепались да башмак вот!

(поет военную песню):

л л л

кр   кр

 тлп

 тлмт

кр  вд  т  р

 кр вубр

 ду  ду

ра   л

 к б  и

  жр

вида

   диба

входят силачи:

все хорошо, что хорошо начинается

    и не имеет конца

мир погибнет а нам нет

        конца!

(Занавес).

Оглавление

  • Победа над Солнцем
  •   Виктор Хлебников Пролог
  •   Вступление
  •   Победа над Солнцем
  •     1-е деймо
  •     Десятый стран

    X

    Имя пользователя *

    Пароль *

    Запомнить меня

  • Регистрация
  • Забыли пароль?
  • Алексей Елисеевич Крученых
    Победа над Солнцем

    Победа над Солнцем

    Виктор Хлебников
    Пролог

    Чернотворские вестучки

    Люди! Те кто родились, но еще не умер. Спешите идти в созерцог или созерцавель

    Будетлянин.

    Созерцавель поведет вас,

    Созерцебен есть вождебен,

    Сборище мрачных вождей

    От мучав и ужасавлей до веселян и нездешних смеяв и веселогов пройдут перед внимательными видухами и созерцалями и глядарями: мина вы, бывавы, певавы, бытавы, идуньи, зовавы, величавы, судьбоспоры и малюты.

    Зовавы позовут вас, как и полунебесные оттудни.

    Минавы расскажут вам, кем вы были некогда. Бытавы — кто вы, бывавы — кем вы могли быть. Малюты утроги и утравы расскажут, кем будете. Никогдавли пройдут, как тихое сновидение. Маленькие повелюты властно поведут вас. Здесь будут иногдавли и воображавли.

    А с ними сно и зно.

    Свироги и песноги утрут слезу.

    Воин, купец и пахарь. За вас подумал грезничий песнило и снахарь.

    Беседни и двоиры певиры пленят вас.

    Силебен заменит хилебен.

    1-ые созерцины — тогда-то созерцавель есть преображавель.

    Грозноглагольные скоропророчащие идуты потрясут.

    Обликмены деебна в полном ряжебне пройдут, направляемые указуем волхвом игор, в чудесных ряжевых, показывая утро, вечер дееск, по замыслу мечтахаря, сего небожителя деин и дея деесь.

    В детинце созерцога «Будеславль» есть свой подсказчук.

    Он позаботится, чтобы говоровья и певавы шли гладко не брели розно, но достигнув княжебна над слухатаями, избавили бы людняк созерцога от гнева суздалей.

    Смотраны написанные худогом, создадут переодею природы.

    Места на облаках и на деревьях и на китовой мели занимайте до звонка.

    Звуки несущиеся из трубарни долетят до вас.

    Пользумен встретит вас.

    Грезосвист пениствора наполнит созерцебен.

    Звучаре повинуются гуляру-воляру.

    Семена «Будеславля» полетят в жизнь.

    Созерцебен есть уста!

    Будь слухом (ушаст) созерцаль!

    И смотряка.

    В. Хлебников.

    Вступление

    Победа над Солнцем

    Опера в 2 деймах 6 картинах.
    Музыка М. В. Матюшина, декорации Каз. С. Малевича

    1-е деймо

    1-ая картина: Белое с черным — стены белые пол черный

    (Двое будетлянских силачей разрывают занавес)

    Первый.

    Все хорошо, что хорошо начинается!

    Второй.

    А кончается?

    1-й.

    Конца не будет!

    Мы поражаем вселенную

    Мы вооружаем против себя мир

    Устраиваем резню пугалей

    Сколько крови Сколько сабель

      И пушечных тел!

      Мы погружаем горы!

    (Поют)

      Толстых красавиц

      Мы заперли в дом

      Пусть там пьяницы

      Ходят разные нагишем

      Нет у нас песен

      Вздохов наград

      Что тешили плесень

      Тухлых наяд!..

    (1-й силач медленно уходит)

    2-й силач.:

    Солнце ты страсти рожало

    жгло воспаленным лучом

    Задернем пыльным покрывалом

    Заколотим в бетонный дом!

    (Является Нерон и Калигула в одном лице у него только левая поднятая и согнутая под прямым углом рука).

    Н. и К. (Грозно).

    Кюлн сурн дер

    Ехал налегке

    Прошлом четверге

    Жарьте рвите что я не допек.

    (С благородным жестом застывает, потом поет во время пения уходит 2-й силач).

    — Я ем собаку

    И белоножки

    Жареную котлету

    Дохлую картошку

    Место ограничено

    Печать молчать

    Ж Ш Ч

    (Въезжает в колесах самолетов путешественник по всем векам — на нем листы с надписью каменный век средние века и проч… Нерон в пространство).

    Нерон и К.

    — Непозволительно так обращаться со стариками

    Путешественник

    — Друг все стало

    Вдруг пушки

    Поет.

    — Озер спит

    Много пыли

    Потоп… Смотри

    Все стало мужским

    Озер тверже железа

    Не верь старой мере

    (Нерон осторожно посматривает в лорнет на железо колес).

    Путешественник

    (Поет)

      — Взыграл бур

      Катится пеленищ

      Скорее буромер

    Не верь прежним весам

    Тебя посадят на икру

    Если не достанешь пустопят

    Нерон и К.

    Непозволительно так обращаться со стариками! они любят молодых

    Ух я искал пенночку

    Искал маленький кусочек стекол — все съели даже не оставили костей…

    Ну что ж делать уйду искосью в XVI век в кавычки сюда.

    (Отходит полуобернувшись к зрителям).

    Все изгадили даже блевотина костей

    (Снимает сапоги уходит).

    Путешественник.

    Я буду ездить по всем векам, я был в 35-м там сила без насилий и бунтовщики воюют с солнцем и хоть нет там счастья но все смотрят счастливыми и бессмертными… Неудивительно что я весь в пыли и поперечный…Призрачное царство… Я буду ездить по всем векам хоть и потерял две корзины пока не найду себе места.

    (Некий злонамеренный подползает и слушает).

    В афибе мне мало в подземном темно… Светил… Но я все изъездил (к зрителям): Пахнет дождевым провалом

    Глаза лунатиков обросли чаем и моргают на небоскребы и на винтовых лестницах поместились торговки… Верблюды фабрик уже угрожают жареным салом а я не проехал еще и одной стороны. Что то ждет на станции.

    (Поет).

    — Не больше не меньше

    Как резать пугатей

    Держите держите

    Пуляй пилюля

      Волчка

    О я смел закопчу путь свой и следа не оставлю… Новое…

    (Некий злонамеренный).

    — Ты что ж неужели в самом деле полетишь?

    Путешественник.

    А что ж? Что колеса мои не найдут своих гвоздей?

    (Некий стреляет, Путешественник укачивает кричит).

    Гаризон! Лови сною

    Cпные… З. З. З! —

    (Тогда злонамеренный ложится и покрывает себя ружьем).

    — Хотя я и не застрелился — из застенчивости —

    Но памятник себе поставил — тоже не глуп!

    Мне первому памятник — замечательно!..

    Двойка черная правит прямо на меня.

    (Показывается будетлянский пулемет останавливается у телеграфного столба).

    — Ох жалоба! Что значит вид что поставил вразсплох своего врага — задумался.

    Я без продолжения и подражания

    (Входит забияка, разгуливает и поет)

      Сарча саранча

      Пик пить

      Пить пик

    Не оставляй оружия к обеду за обедом

    Ни за гречневой кашей

    (Некий нападает, стреляет молча несколько раз из ружья).

    Ха-ха-ха! Неприятели, что вы устали или не узнаете?

    Враги наступайте из решеток щелей вызьшайте меня на поединок. Я сам сломал свое горло, обращусь в порох, вату, крючок и петлю… Или вы думаете крючок сласнее ваты?

    (убегает и через минуту возвращается).

    Кички в капусте!..

    А… за перегородкой! Тащи его мертвеца синеносого

    (Неприятель тащит самого себя за волосы ползет на коленях).

    А трус сам себя выдаешь и проводишь!

    (Забияка в стороне смеется).

    Забияка — Презренный сколько в тебе могильной пыли и стружек пойди вытрусись и умойся не то…

    (Неприятель плачет)

    Злонамеренный; А, темя неприятеля! ты меня считаешь за вилку и думу мою высмеиваешь но я ожидал и не шел на тебя с мечом.

    Я продолжение своих путей.

    Я ожидал… Закопал свой меч осторожно в землю и взявши новый мяч бросил его.

    (Показывает прием футболиста).

    В ваше стадо… Теперь смущены… Обморочены не можете различить своих гладких голов и мяча растерялись и прижались к скамеечке и мечи сами лезут со страху в земь их пугает мяч;

    если неверный бежь поразишь голову своего хозяина и будет он бегать за нею в цветочном продавальце…

    2-я картина. Зеленые стены и пол.

    (Проходят вражеские воины в костюмах турков по хромому от сотни — с опущенными знаменами некоторые из них очень жирны).

    (Один из воинов выступает и дает злонамеренному цветы — тот топчет их).

    Злонам. — Выйти на встречу себе с пегим конем ружье под мышкой… А!

    Я тебя давно искал наконец то вспотевший гриб.

    (Затевает с собою драку. Входят певцы в костюмах спортсменов и силачи. Один из спортсменов поет):

      Нет уже света цветов

      Закройтесь гнилью небеса

      (Я говорю не для врагов

      а вам друзья)

    Все порожденья дней осенних

    И плод корявый лета

    Не вас баяч новейший

    Будет воспевать

    1-й силач

    Идите улиц миллионы

    Иль тмени будет по-русски

    Скрежет полозьев тележных

    сказать ли? — Головы узкие

      Для себя неожиданно

      Сонные стали драться

      И такую пыль подняли

      Будто брали Порт-Артур

    (Хор).

    Колесница победная едет

    Двойка побед

    Как отрадно под колеса

    Ее упасть

    1-й силач.

    Припечатана сургучом

    Победа созревшая

    Нам теперь все нипочем

    Лежит солнце в ногах зарезанное!

      Драку затейте с пулеметами

      Их раздавите ногтем

      Тогда скажу: вот вы

      Силачи болые!

    (Хор).

    Пусть растопчут

    Раскаленные кони

    И завьются волосы

    В запахе кожи!..

    2-й силач.

      Соль ползет к пастуху

      Конь мост устроил в ухе

      Кто вас держит на постах

      Пробегайте по ребрам черным

    Сквозь пар и дым

    И рожки кранов

    Встал на крыльце люд

    Махает розгами чайня

    1-й силач.

      — Не выходите за линию огня

      Птица летит железная

      Машет бородой леший

      Под копытом зарытой

    Стонут фиалки

    Под крепкой пятой

    И молкнет палка

    В луже гробовой

    Оба силача (поют).

      Скрылось солнце

      Тьма обступила

      Возьмем все ножи

      Ждать взаперти

    Занавес.

    3-я картина. Черные стены и пол

    (Входят похоронщики. Верхняя половина белая и красная нижняя черная).

    (Поют).

      Размозжить черепаху

      Упасть на люльку

      Кровожадной репы

      Приветствуйте клетку

    Пахнет гробом жирный клоп…

    Черная ножка…

    Качается расплющенный гроб

    Извивается кружево стружек.

    4-я картина.

    (Разговорщик по телефону):

    — Что? Солнце полонили?!

    Благодарю. —

    (Входят несущие солнце — сбились так что солнца не видно):

    Один.

    — Мы пришли из 10-х стран

    Страшные!..

    Знайте что земля не вертится

    Многие:

    Мы вырвали солнце со свежими корнями

    Они пропахли арифметикой жирные

    Вот оно смотрите

    Один:

    — Надо учредить праздник: День победы над солнцем.

    Поют:

    (Хор).

    — Мы вольные

    Разбитое солнце…

    Здравствует тьма!

    И черные боги

    Их любимца — свинья!

    Один:

    Солнце железного века умерло! Пушки сломаны пали и шины гнутся как воск перед взорами!

    Разговорщик: что?.. Надеящийся на огонь пушки еще сегодня будет сварен с кашей!

    Слушайте!

    Один.

    На более плотные ступени

    Выкованные не из огня

    не железа и мрамора

    Не воздушных плит

      В дыму угаре

      И пыли жирной

      Крепнут удары

      Здоровьем как свиньи

      Ликом мы темные

      Свет наш внутри

      Нас греет дохлое вымя

      Красной зари

    (ЗАНАВЕС)

    Десятый стран

    2-я деймо 5-ая картина.

    изображены дома наружными стенами но окна странно идут внутрь как просверленные трубы много окон, расположенных неправильными рядами и кажется что они подозрительно движутся.

    (Показывается «Пестрый глаз»):

      прошлый уходит

      быстрым паром

      и задвигает засов

    и череп скамейкой ускакал в дверь

    (убегает как бы наблюдая за черепом)

    (входят с одной стороны новые

    с др. трусливые):

    новые: мы выстрелили впрошлое

    трус: что же осталось что нибудь?

    — ни следа

    — глубока ли пустота?

    — проветривает весь город. Всем стало легко дышать и многие не знают что с собой делать от чрезвычайной легкости. Некоторые пытались утопиться, слабые сходили с ума, говоря: ведь мы можем стать страшными и сильными.

    Это их тяготило

    Трусл. Не надо было показывать им проложенных путей,

    удерживайте толпу.

    Новые. Один принес свою печаль, возьмите она мне теперь не нужна! он вообразил также что внутри у него светлее чем вымя пусть покружится

    (кричит).

    (Чтец):

    как необычайна жизнь без прошлого

    С опасностью но без раскаяния и воспоминаний…

    Забыты ошибки и неудачи надоедливо пищавшие в ухо вы уподобляетесь ныне чистому зеркалу или богатому водовместилищу где в чистом гроте беззаботные златые рыбки виляют хвостами кк турки благодарящие

    (потревоженный — он спал — входит толстяк)

    толстяк:

    голова на 2 шага сзади — обязательно! все-то отстает!

      У досада!

    где закат? уберусь… светится… у меня все видно дома… скорей надо убираться…

    (поднимает что-то): кусок самолета или самовара

    (пробует на зуб)

    сероводород!

    видно адская штука возьму про запас… (прячет).

    (чтец спеша):

    я все хочу сказать — вспомните прошлое

    полное тоски ошибок…

    ломаний и сгибания колен… вспомним и сопоставим с настоящим… так радостно:

    освобожденные от тяжести всемирного тяготения мы прихотливо располагаем свои пожитки кк будто

    перебирается богатое царство

    (толстяк поет):

    застенчивость застрелиться

    трудно в пути

    пугамет и виселица

      держат икру…

    (Чтец перебивая): или вы не чувствуете кк живут два мяча: один закупоренный кисленький и тепленький и другой бьющий из подземелья кк вулкан опрокидывающий…

    (музыка)

    они несовместимы… (музыка силы)

    лишь черепа обгрызанные бегают на единственных четырех ногах — вероятно это черепа основ… (уходит).

    6-ая картина.

    Толстяк:

    10-ые страны… окна все внутрь проведены дом загорожен живи тут кк знаешь

    Ну и 10-ые страны! вот не знал что придется сидеть взаперти

    ни головой ни рукой двинуть нельзя развинтятся или сдвинутся а как тут топор действует окаянный обстриг всех нас ходим мы лысые и не жарко а только парко такой климат скверный даже капуста и лук не растут а базар — где он? — говорят на островах…

    а вот бы забраться по лестнице в мозг этого дома открыть там дверь № 35 — эх вот чудеса! да, все тут не тк-то просто хоть свиду что комод — и все! а вот блуждаешь блуждаешь

    (лезет куда то в верх)

    нет не тут все дороги перепутались и идут вверх к земле а боковых ходов нет… эй кто там наш есть подай веревку или голос стреляй… ксть! пушки из березы — подумаешь!

    старожил:

    вот пожалуйте вход прямо назад выйдете… а другого нет нет или прямо вверх к земле

    — да страшновато

    — ну как хотите

    толстяк: завести бы часы свои.

    эй оглобля куда у вас поворачиваются часы? стрелка?

    внимательный рабочий:

    назад обе сразу перед обедом а теперь только башня, колеса — видишь? (старожил уходит)

    толстяк: ба, ой упаду (заглядывает в разрез часов: башня небо улицы вниз вершинами — кк в зеркале)

    где бы заложить часы?

    Рабочий:

    не мечтайте не пощадят! Что же высчитайте быстрота ведь сказывается, на два корневых зуба если класть по вагону старых ящиков да их пересыпать желтым песком да все это и пустить тк то сами подумайте

    ну самое простое что они наскочат на ккую нибудь этакую трубу в кресле ну а если нет? ведь там народ весь забрался куда то тк высоко что ему и дела нет кк там чувствуют себя паровозы их копыта и проч. ну естественно!

    рыскает печь косы

    как нагонит антилопа

    но в том то и дело

    что никто не подставит лоба

    ну а впрочем я оставляю все по прежнему (уходит)

    (Толстяк из окна):

    да да пожалуйте вот вчера был тут телеграфный столб а сегодня буфет, ну а завтра будут наверно кирпичи.

    это у нас ежедневно случается никто не

    знает где остановка и где будут обедат

    эй ты прими ноги — (уходит через окно вверху)

    (шум пропеллера за сценой, вбегает молодой человек:

    поет испуганный мещанскую

    песню):

    ю ю юк

    ю ю юк

    гр гр гр

      пм

      пм

    др др рд рд

      у у у

        к н к н лк м

          ба ба ба ба

        · · · · · · ·

    гибнет родина

      от стрекоз

    чертит лилии

    паровоз

    (слышен шум пропеллера)

    не поймаюся в цепи

    силки красоты

    шелк и нелепы

    уловки грубы

      Я пробираюсь тихонько

      по темной дороге

      по узкой тропинке

      под мышкой корова

    черныя коровы

    тайны знак

    за седлом шелковым

    спрятан клад

      я втихомолку

      им любуюсь

      втиши тонкая иголка

      прячется в шею

    (идут спортсмены в такт линиям зданий):

        сюда… все бежит без противления

    сюда направляются со всех сторон пути

    паровозят сто копытца

    обгоняют обманывают неловких

      просто давят

      берегитесь чудовищ

      пестроглазых…

    будетлянские страны будут

    кого беспокоят эти проволки пусть обернется спиной

    (поют):

    с высоты небоскребов

    как безудержно

    льются экипажи

    картечь не так поражает даже

    отовсюду льдят самокаты

    смертью гробнут стаканы плакаты

    Шаги повешены

    на вывесках

    бегут люди

    вниз котелками

    (музыка — стук машин)

    и косые занавески

    опрокидювают стекла

    гр жм

      км

    одгн сирг врзл

         гл…

    (необыкновенный шум — падает аероплан — на сцене видно поломанное крыло)

    (крики)

    з… з… стучит стучит женщину задавило мост опрокинул

    (после падения часть бросается к аероплану, а часть смотрящих):

    1-й; с виду на сиду большое

    закуверкалай зачесался

    2-й-

    спренькурезал стор дван ентал ти те

    3-й — амда курло ту ти ухватилось у сосало

    (авиатор за сценой хохочет, появляется и все хохочет):

    Ха-ха-ха я жив

    (и все остальные хохочут)

    я жив только крылья немного потрепались да башмак вот!

    (поет военную песню):

    л л л

    кр   кр

     тлп

     тлмт

    кр  вд  т  р

     кр вубр

     ду  ду

    ра   л

     к б  и

    входят силачи:

    все хорошо, что хорошо начинается

        и не имеет конца

    мир погибнет а нам нет

            конца!

    (Занавес).



    Оглавление

  • Победа над Солнцем
  •  
    Виктор Хлебников
    Пролог
  •  
    Вступление
  •  
    Победа над Солнцем
  •    
    1-е деймо
  •    
    Десятый стран
  • Победа над солнцем
    Композитор Михаил Матюшин
    Автор(ы)
    либретто
    Алексей Кручёных
    Источник сюжета
    Жанр
    Количество действий «в двух деймах, шести картинах»
    Год создания 1913
    Первая постановка 1913
    Место первой постановки Санкт-Петербург

    «Победа над солнцем» — футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных, целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности[1].

    Стала примером совместной работы поэтов и художников, синтеза искусств — слова, музыки и формы. Опера повествует о том, как группа «будетлян» отправилась завоевывать Солнце. Либретто широко пользовалось заумью (оставаясь довольно понятным), музыка была хроматической и диссонансной, а оформление — карикатурным, преувеличивавшим характеристики того или иного персонажа[2].

    Содержание

    • 1 История
    • 2 Содержание и оформление
      • 2.1 Художественное оформление
      • 2.2 Либретто
      • 2.3 Музыка
    • 3 Постановки
      • 3.1 Премьера
      • 3.2 2-я (витебская) постановка
      • 3.3 Современные постановки
    • 4 Документы
    • 5 Библиография
    • 6 Примечания
    • 7 Cсылки

    История

    Осенью 1913 года кубофутуристы — Объединенный комитет «Союза молодежи» решает организовать футуристический театр. Пьесы были заказаны Маяковскому и Крученых. Возникает идея постановки футуристической оперы с характерным названием «Победа над Солнцем». В середине июля Малевич и Крученых приехали на дачу Матюшина, где состоялся «Первый всероссийский съезд футуристов», включавший, правда, всего трех участников — Матюшина, Малевича и Крученых. Было решено создать театр, назвав его «Будетлянин» и перевернуть основы представления россиян о театре. «Победа над Солнцем» создавалась как «произведение программно-футуристическое, как выражение алогизма в слове, изображении и музыке».[3]. Крученых при написании либретто руководствовался своей поэтической концепцией «заумного языка».

    Матюшин так писал о замысле постановки: «Опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием вся Победа над Солнцем есть победа над старым привычным понятием о солнце как о красоте».

    Малевич в статье «Театр» (1917) подчеркнул оглушительное новаторство спектаклей: «Звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова, и буквозвуки Алексея Крученых распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо. Мы открыли новую дорогу театру».

    Авторы «Победы над Солнцем» воспевали идею строительства нового будущего, которое может быть построено только после разрушения старого. И каждый из них достигал этого собственными средствами: Малевич — супрематическими построениями, Крученых — заумью, а Матюшин — диссонантностью музыкальной ткани[4].

    В 1913 году состоялась первая постановка (в Санкт-Петербурге). Второй раз — в 1920 году (в Витебске), и до 1980-х гг. опера не возобновлялась. В последующие годы предпринимаются попытки её постановки, но исключительно в качестве эксперимента, так как в отличие от классической оперы с музыкой, универсальной в любых условиях, «Победа над Солнцем» осталась скорее диковиной, для любителей музыки ценности не представляющей.

    Содержание и оформление

    Художественное оформление

    Казимир Малевич. Эскиз костюма Спортсмена

    • Казимир Малевич (1913)

    Вклад художников-оформителей, в первую очередь Малевича, в спектакль, до сих пор является главным художественным достоинством спектакля, благодаря которому он вошел в историю культуры. «Эта была живописная заумь, предварявшая исступленную беспредметность супрематизма», писал об оформлении Бенедикт Лившиц[3] — то есть работа над постановкой послужила толчком Малевичу для рождения супрематизма. Кроме того, знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича впервые возник в декорациях к «Победе над солнцем» (1-е действие, 5-я сцена) как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы: черный квадрат вместо солнечного круга.

    «Декорации Малевича с фантасмогорическими изображениями-осколками видимого мира, его костюмы, где господствовала безоглядная деформация актерских фигур, создавали в резких лучах прожекторов небывалые сценические эффекты»[1]. Работа Малевича вела к понятию Buhnenarchitektur (нем. сценическая архитектура), то есть трехмерной кинетической взаимодействующей целостности[2].

    «Декорации ко всем картинам построены по одному принципу. Кажется, что действие всегда происходит внутри какого-то куба. Грани этого куба не дают возможности выйти за его пределы, но в то же время явно ощущается стремление в глубину, в пространство задника сцены»[4]. 1-я картина решена в черно-белой гамме, в декорациях 2 картины, наряду со ступенеобразным мотивом появляется мотив закручивающейся спирали и появляется черно-зеленая гамма. «Третья и четвертая картины усиливают это напряжение. В них появляется все больше абстрактных фигур и линий, которые заполняют все пространство. Кульминацией является эскиз четвертой картины с его мотивом Солнца, которое уже почти закрыто абстрактными фигурами Нового мира». В 5-й картине (Новом мире) поле поделено пополам на черную и белую часть диагональю. В 6-й картине все поле задника занято трубами, колесами, т.к. представляет собой гимн машинерии.

    • Вера Ермолаева (1920)

    Участвовала в постановке оперы в Витебске. Создала (в той же технике раскрашенной гравюры) театральные эскизы к опере. Она была ученицей Малевича, и её пластическое решение апеллировало к кубизму и развивало приемы из первой версии спектакля. В 1922 году эскизы выставлялись на выставке в Берлине.

    • Эль Лисицкий (1923)

    В 1920–1921 годах Лазарь Лисицкий разработал проект постановки оперы «Победа над солнцем» как электромеханического представления: актеров заменяли огромные марионетки, которые должны были перемещаться по сцене при помощи электромеханической установки. Частью сценографии оказывался сам процесс управления марионетками, а также звуковыми и световыми эффектами. Единственным свидетельством грандиозного, но не осуществленного новаторского замысла Лисицкого остались альбомы эскизов. Эскизы не были использованы, постановка не была осуществлена. Папка с литографированными фигуринами опубликована в Берлине в 1923 году.

    Либретто

    • Алексей Кручёных
    • Велимир Хлебников — написал пролог

    В тексте Крученых, густо замешанном на зауми, повествовалось о Будетлянских силачах, беспощадно разрушающих все общепринятые нормы здравого смысла. Среди героев оперы числились:

    • Нерон и Калигула в одном лице,
    • Путешественник по все векам, Некий злонамеренный, Разговорщик по телефону,
    • Пестрый глаз, Новые, Авиатор, Забияка, Похоронщики и многие другие невообразимые персонажи.

    Кручёных провозглашал победу техники и силы над стихией и романтикой природы, замену природного, несовершенного солнца новым рукотворным, электрическим светом. Старое вечное Солнце выступало символом прежнего порядка вещей, подлежащего искоренению, — борьба с ними увенчивалась полной победой Будетлянских силачей: хор в конце первого дейма (неологизм Хлебникова, обозначающий действие) докладывал: “Мы вырвали солнце со свежими корнями / Они пропахли арифметикой жирные/ Вот оно смотрите».[1]

    Будетлянские силачи,
    разрывая занавес:

    Конца не будет
    Мы поражаем вселенную
    Мы вооружаем против себя мир
    Устраиваем резню пугалей
    Сколько крови Сколько сабель
    И пушечных тел!
    Мы погружаем горы!

    Спектакль состоит из двух действий (дейм, как назвал их Крученых): в первом дейме, включающем в себя четыре картины, происходит главное событие спектакля — пленение Солнца, которое происходит за сценой, невидимое зрителю. Будетлянские силачи разрывают занавес. Во второй картине появляются новые действующие персонажи — вражеские воины в костюмах турок, но затем выходят поющие силачи, из реплик которых становится ясно, что борьба с солнцем еще не закончилась. Третья картина символизирует конец борьбы, победу над ненавистным светилом, в ней появляются Похоронщики. Всю картину составляет их песня.

    Кульминацией действия является четвертая картина. Из реплик персонажа, названного Разговорщиком по телефону, зритель узнает о пленении Солнца. Из «десятых стран», вернулись воины-победители, несущие Солнце. Они провозглашают новые законы мироздания: «Знайте, что земля не вертится». Картина заканчивается своего рода гимном — описанием нового мира и нового человека.

    Малевич. «Некий злонамеренный»

    Начало второго дейма происходит уже в совершенно новом мире — в так называемом Десятом стране. Нарушены все законы времени и пространства. От прошлого не осталось и следа, но что делать с настоящим, новые люди не знают. Шестая (финальная) картина представляет собой вторую кульминацию: Толстяк не может выйти из дома, так как прежние законы пространства не действуют. И в противовес этому на сцену вновь выходят стройные ряды спортсменов. Этот торжественный парад сопровождается полетом аэропланов. Все сливается в сплошной шум и заканчивается падением аэроплана (хотя это событие вновь происходит за сценой, а зрители видят лишь поломанное крыло). Ничто не может повредить празднику — появляется Авиатор, которому только «башмак попортило». Заканчивается праздничное действо военной песней, утверждающей ту же мысль о бессмертии «новых» людей, что и в начале оперы, тем самым логически замыкая её[4].

    Музыка

    «Музыкальное сопровождение Матюшина опиралось на его четвертитоновую теорию. В музыке щедро использовались диссонансные аккорды, извлекаемые из расстроенного рояля; звуковую заумную какофонию усугублял хор студентов, поющий невпопад где намеренно, а где случайно»[1].

    Постановки

    Премьера

    Спектакли футуристов состоялись в начале декабря 1913 года в помещении театра «Луна-парк» на Офицерской улице (ныне Декабристов). 2 и 4 декабря шла трагедия «Владимир Маяковский» в декорациях П. Филонова и И. Школьника; 3 и 5 декабря шла «Победа над Солнцем».

    Подготовка премьерного спектакля свелась к двум репетициям. Опера была показана дважды, исполняли ее в основном актеры-любители (большей частью студенты). Исключение составили лишь два профессиональных певца. По свидетельствам современников, единственным инструментом, который удалось раздобыть для постановки, было расстроенное фортепиано, которое окрестили «старой кастрюлей»[4].

    Описание постановки:

    После «Пролога», написанного Хлебниковым и произнесенного Крученых, занавес был не раздвинут, а разорван пополам. На сцене, ослепительно освещенной прожектором, появились ошеломившие зрителей своей абсурдностью, внешним видом и поведением персонажи: Нерон, Похоронщик, Неприятель, Авиатор, Калигула, Трусливый, Некий злонамеренный, Внимательный рабочий. Особое впечатление произвели громадные фигуры Будетлянских силачей. Спектакль шел в атмосфере непрекращающегося скандала. Публика разделилась на два лагеря — бурно возмущавшихся и приветствовавших оперу. Последних было меньшинство[3].

    Б.Лившиц писал: «В пределах сценической коробки впервые рождалась живописная стереометрия, устанавливалась строгая система объемов, сводившая до минимума элементы случайности, навязываемой ей извне движениями человеческих фигур. Самые эти фигуры кромсались лезвиями фаров, попеременно лишались рук, ног, головы, ибо для Малевича они были лишь геометрическими телами, подлежащими не только разложению на составные части, но и совершенному растворению в живописном пространстве. Единственной реальностью была абстрактная форма, поглощавшая в себе без остатка всю люциферическую суету мира»[2].

    Реакция публики:

    «Спектакли, предназначенные взорвать пошлость общественного вкуса, нацелены были прежде всего на вселенский скандал — и публика незамедлительно откликнулась на художническую провокацию. Зрители в переполненном зале, неведомо для них самих, включались в представление как своеобразные со-творцы»[1].

    Вот что писал Матюшин в воспоминаниях: «В день первого спектакля в зрительном зале все время стоял „страшный скандал“. Зрители резко делились на сочувствующих и негодующих. Наши меценаты были страшно смущены скандалом и сами из директорской ложи показывали знаки негодования и свистели вместе с негодующими»[4].

    Крученых пишет: «Впечатление от оперы было настолько ошеломляющим, что когда после “Победы над Солнцем” начали вызывать автора, главный администратор Фокин, воспользовавшись всеобщей суматохой, заявил публике из ложи: — Его увезли в сумасшедший дом! Все же я протискался сквозь кулисы, закивал и раскланялся»[4].

    2-я (витебская) постановка

    Опера была поставлена группой УНОВИС при участии В. Ермолаевой в Витебске в 1920 году.

    Современные постановки

    Затем несколько десятилетий оперу не ставили на сцене. Лишь в последние два десятилетия этот спектакль привлек к себе многих театральных режиссеров в разных странах.

    • Следующая попытка обратиться к «Победе над Солнцем» была сделана только в 1983 г., когда опера была реконструирована силами Западно-Берлинской академии искусств при участии Калифорнийского института искусств (Лос-Анжелес).
    • В 1989 г. спектакль был возобновлён на отечественной сцене Театром-студией Ленинградского Дворца молодёжи (музыка Матюшина была обработана и дополнена новыми оригинальными фрагментами В. Артемова и др.). Прежним остался лишь текст Крученых.
    • Свою трактовку в 1997 году предложил РАМТ: не реконструкция постановки 1913 года, но самостоятельное произведение с новой музыкой Стефана Андрусенко и новым оформлением, в том числе костюмами[5].
    • За рубежом оперу ставили несколько раз. Так, в 1993 году в Вене состоялась постановка оперы[6]. В 1999 году её ставили в Лондоне, причем критики отмечают, что та музыка, которая должна была шокировать зрителей начала века, в настоящий момент воспринимается как саундтрек, полный всех клише электронной музыки за последние 40 лет[7].

    Документы

    • Издание «Победы над Солнцем» — книжечка с либретто и музыкальными фрагментами оперы, продавалась в дни спектакля (1913).

    К настоящему времени известны 26 эскизов Малевича к постановке 1913 года, хотя их было больше[3]:

    • 1 воспроизведен на обложке издания «Победы над Солнцем» — книжечки с либретто и музыкальными фрагментами оперы (местонахождение рисунка не известно)
    • 1 репродуцирован в книге Б. Лившица «Полутораглазый стрелец» (местонахождение рисунка не известно)
    • 20 эскизов на выставке, устроенной Л. Жевержеевым в декабре 1915 года (сейчас в Ленинградском государственном театральном музее)
    • 6 в Русском музее

    Библиография

    источники:

    • Крученых А. Первые в мире спектакли футуристов // Наше наследие. 1989. № 2 (8). С. 133—134.
    • Крученых А. Победа над Солнцем // Кушлина О. Б. Драма первой половины ХX века / О. Б. Кушлина, Д. Р. Тевекелян, В. В. Медведев. М., 2004. С. 321—338.
    • Малевич К. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы, 1913—1929. М., 1995.
    • Матюшин М. Русский кубофутуризм: Отрывок из неизданной книги «Творческий путь художника» // Наше наследие. 1989. № 2 (8). С. 130—133.

    исследования:

    • Губанова Г. Групповой портрет на фоне Апокалипсиса: К проблеме толкования «Победы над Солнцем» // Лит. обозрение. 1998. № 4. С. 286—299.
    • Дуглас Ш. Казимир Малевич и истоки русского абстракционизма // Вопр. искусствознания. 1994. № 1. С. 166—198.
    • Левая Т. Кубофутуризм: музыкальные параллели // Левая Т. Русская музыка начала ХX века в художественном контексте эпохи. М., 1991. С. 136—160.

    Примечания

    1. 1 2 3 4 5 Александра Штатских. Футуристическая опера «Победа над Солнцем» (Из книги «Казимир Малевич»)
    2. 1 2 3 Энциклопедия русской культуры. Победа над Солнцем
    3. 1 2 3 4 Евгений Ковтун. «Победа над Солнцем» — начало супрематизма // «Наше наследие», № 2, 1989
    4. 1 2 3 4 5 6 Толкачева Л. И. Синтез искусств в опере кубофутуристов «Победа над Солнцем» / Л. И. Толкачева // Известия Уральского государственного университета. – 2005. – № 35. – С. 126-132.
    5. Рецензии на спектакли РАМТа
    6. Victory over sun, Vienna
    7. Victory over the sun The Guardian article on the 1999 London recreation

    Cсылки

    • 9 эскизов Малевича (1913)
    • Эскизы Малевича
    • Эскизы Лисицкого в ГТГ

    Wikimedia Foundation.
    2010.

    Автор: Крученых Алексей

    Жанр: Драматургия: прочее

    «Победа над Солнцем» — футуристическая опера Михаила Матюшина и Алексея Кручёных, целиком построенная на литературной, музыкальной и живописной алогичности.Издание «Победы над Солнцем» — книжечка с либретто и музыкальными фрагментами оперы, продавалась в дни спектакля (1913).Текст дан в современной орфографии.

    Читать книгу онлайн бесплатно

    Скачать книгу бесплатно:

    • Скачать в формате FB2(144 КБ)
    • Скачать в формате EPUB(145 КБ)
    • Скачать в формате RTF (DOC)(11 КБ)
    • Скачать в формате HTML(140 КБ)
    • Скачать в формате TXT(9 КБ)

    Какой формат выбрать?

    Алексей Елисеевич Крученых

    Победа над Солнцем

    Победа над Солнцем

    Виктор Хлебников

    Пролог

    Чернотворские вестучки

    Люди! Те кто родились, но еще не умер. Спешите идти в созерцог или созерцавель

    Будетлянин.

    Созерцавель поведет вас,

    Созерцебен есть вождебен,

    Сборище мрачных вождей

    От мучав и ужасавлей до веселян и нездешних смеяв и веселогов пройдут перед внимательными видухами и созерцалями и глядарями: мина вы, бывавы, певавы, бытавы, идуньи, зовавы, величавы, судьбоспоры и малюты.

    Зовавы позовут вас, как и полунебесные оттудни.

    Минавы расскажут вам, кем вы были некогда. Бытавы — кто вы, бывавы — кем вы могли быть. Малюты утроги и утравы расскажут, кем будете. Никогдавли пройдут, как тихое сновидение. Маленькие повелюты властно поведут вас. Здесь будут иногдавли и воображавли.

    А с ними сно и зно.

    Свироги и песноги утрут слезу.

    Воин, купец и пахарь. За вас подумал грезничий песнило и снахарь.

    Беседни и двоиры певиры пленят вас.

    Силебен заменит хилебен.

    1-ые созерцины — тогда-то созерцавель есть преображавель.

    Грозноглагольные скоропророчащие идуты потрясут.

    Обликмены деебна в полном ряжебне пройдут, направляемые указуем волхвом игор, в чудесных ряжевых, показывая утро, вечер дееск, по замыслу мечтахаря, сего небожителя деин и дея деесь.

    В детинце созерцога «Будеславль» есть свой подсказчук.

    Он позаботится, чтобы говоровья и певавы шли гладко не брели розно, но достигнув княжебна над слухатаями, избавили бы людняк созерцога от гнева суздалей.

    Смотраны написанные худогом, создадут переодею природы.

    Места на облаках и на деревьях и на китовой мели занимайте до звонка.

    Звуки несущиеся из трубарни долетят до вас.

    Пользумен встретит вас.

    Грезосвист пениствора наполнит созерцебен.

    Звучаре повинуются гуляру-воляру.

    Семена «Будеславля» полетят в жизнь.

    Созерцебен есть уста!

    Будь слухом (ушаст) созерцаль!

    И смотряка.

    В. Хлебников.

    Вступление

    Победа над Солнцем

    Опера в 2 деймах 6 картинах.
    Музыка М. В. Матюшина, декорации Каз. С. Малевича

    1-е деймо

    1-ая картина: Белое с черным — стены белые пол черный

    (Двое будетлянских силачей разрывают занавес)

    Первый.

    Все хорошо, что хорошо начинается!

    Второй.

    А кончается?

    1-й.

    Конца не будет!
    Мы поражаем вселенную
    Мы вооружаем против себя мир
    Устраиваем резню пугалей
    Сколько крови Сколько сабель
      И пушечных тел!
      Мы погружаем горы!

    (Поют)

      Толстых красавиц
      Мы заперли в дом
      Пусть там пьяницы
      Ходят разные нагишем
      Нет у нас песен
      Вздохов наград
      Что тешили плесень
      Тухлых наяд!..

    (1-й силач медленно уходит)

    2-й силач.:

    Солнце ты страсти рожало
    жгло воспаленным лучом
    Задернем пыльным покрывалом
    Заколотим в бетонный дом!

    (Является Нерон и Калигула в одном лице у него только левая поднятая и согнутая под прямым углом рука).

    Н. и К. (Грозно).

    Кюлн сурн дер
    Ехал налегке
    Прошлом четверге

    Жарьте рвите что я не допек.

    (С благородным жестом застывает, потом поет во время пения уходит 2-й силач).

    — Я ем собаку
    И белоножки
    Жареную котлету
    Дохлую картошку
    Место ограничено
    Печать молчать
    Ж Ш Ч

    (Въезжает в колесах самолетов путешественник по всем векам — на нем листы с надписью каменный век средние века и проч… Нерон в пространство).

    Нерон и К.

    — Непозволительно так обращаться со стариками

    Летельбищ не терпя…

    Путешественник

    — Друг все стало
    Вдруг пушки

    Поет.

    — Озер спит
    Много пыли
    Потоп… Смотри
    Все стало мужским
    Озер тверже железа
    Не верь старой мере

    (Нерон осторожно посматривает в лорнет на железо колес).

    Путешественник

    (Поет)

      — Взыграл бур
      Катится пеленищ
      Скорее буромер
    Не верь прежним весам
    Тебя посадят на икру
    Если не достанешь пустопят

    Нерон и К.

    Непозволительно так обращаться со стариками! они любят молодых

    Ух я искал пенночку

    Искал маленький кусочек стекол — все съели даже не оставили костей…

    В начале XX века совершилась настоящая революция в представлениях об искусстве и критериях художественной ценности. Мир раздвинул свои границы и начал осознавать свое единство. Прямая линия, которая вела от античности к Ренессансу и европейскому искусству XIX столетия, утратила свою исключительность.

    Европоцентристская концепция культуры обнаружила свою узость и неполноту. Перед художниками впервые открылись как несомненные ценности великие культуры Африки, Азии, Америки — искусство Византии и Персии, Китая и Японии, ацтеков и инков. Все, что ранее числилось по ведомству этнографии, раскрыло теперь свои художественные достоинства.

    С особой напряженностью переживали этот процесс русские художники. Отечественный авангард возник не только на дрожжах кубофутуризма, но вобрал в себя достижения национальных художественных традиций. Заново увидели художники и традиционную русскую культуру — древнюю икону и фреску, лубок, вывеску, народную игрушку, национальный костюм. Новая эстетика, рождавшаяся в творчестве художников русского авангарда, опрокидывала прежние «греко-римские» представления о художественной ценности, изменив самый облик искусства. Сплавив и обобщив многовековой опыт мировой культуры, футуристы на этой основе создали новый образ словесного творчества и книги, которая воспринималась как «антикнига», взорвали прежнее представление о театре, предложили новые формы станковой живописи.

    Семьдесят пять лет назад в России возникла новая художественная идея в изобразительном искусстве, получившая название «супрематизм». Его создателем был Казимир Северинович Малевич. Встреченное яростным сопротивлением официальной критики, новое искусство тем не менее стремительно развивалось, охватывая различные области творчества от живописи и театра до архитектуры, полиграфии, дизайна. Везде супрематизм создал новые способы художественно-образного мышления Н. Лунин, посетивший Москву в феврале 1919 года, писал: «Супрематизм» расцвел пышным цветом по всей Москве. Вывески, выставки, кафе — все супрематизм». В Москве, Петрограде, Витебске в первые годы революции появились многочисленные последователи Малевича, возникла школа, которую прошли многие ведущие художники страны. Пластическая культура, заключенная в новом художественном движении, обновил; образный строй и язык изобразительного искусства. «Супрематисты сделали в искусстве то, — писал В. Шкловский, — что сделано в медицине химиком. Они выделили действующую часть средств». Перешагнув границы России, супрематизм оказал заметное влияние на состояние мировой художественной культуры. В тридцатые годы развитие авангардных течений изобразительного искусства в нашей стране было насильственно остановлено, и только теперь можно в полной мере оценить их значение, в том числе в формировании художественной культуры XX века.

    Как же возникла эта мощная революционная творческая идея?

    Еще осенью 1909 года от художественного кружка Н. Кульбина, организовавшего в Петербурге первые выставки нового искусства*, отошла группа художников во главе с М. Матюшиным и Е. Гуро. «Выделенная группа, — вспоминал потом Матюшин, — оказывается настолько сильной и жизненной, что существует вплоть до начала всемирной войны, служа центром, куда стекаются лучшие силы нового искусства из Москвы и Петербурга». По инициативе Матюшина и Гуро в начале 1910 года возникло общество «Союз молодежи».

    К 1913 году, ставшему высшей и переломной точкой в истории «Союза», уже состоялись важнейшие выставки и диспуты кубофутуристов, были опубликованы манифесты, программные статьи и многочисленные поэтические сборники**. Более того, к этому времени наметился уже и «отход» русского искусства от кубофутуризма: В. Кандинский создал первые абстрактные работы, М. Ларионов разрабатывал собственную форму беспредметности — «лучизм», П. Филонов, отвергнув кубофутуризм и Пикассо, уже занимался проблемами своей концепции «аналитического искусства».

    В этой обстановке осенью 1913 года Объединенный комитет «Союза» решает организовать футуристический театр. Пьесы были заказаны Маяковскому и Крученых. Возникает идея постановки футуристической оперы с характерным названием «Победа над Солнцем».

    matush_futur

    В середине июля Малевич и Крученых приехали на дачу Матюшина (в двух верстах от станции Уусикиркко на Карельском перешейке Матюшин снял два дачных домика в усадьбе Берга). Здесь состоялся «Первый всероссийский съезд футуристов». Правда, участников съезда оказалось всего лишь трое: Матюшин, Малевич и Крученых. Незадолго до этого «Союз» перенес тяжелую утрату — весной скончалась Елена Гуро. Не смогли приехать Д. Бурлюк и В. Хлебников.

    Участники съезда выпустили манифест, который был отпечатан в петербургских и московских газетах. В нем, в частности, провозглашалось: «Устремиться на оплот художественной чахлости — на русский театр и решительно преобразить его. Художественным, Коршевским, Александринским, Большим и Малым нет места в сегодня! — с этой целью учреждается новый театр «Будетлянин—. И в нем будет устроено несколько представлений (Москва и Петрград). Будут поставлены дейма: Крученых «Победа над солнцем» (опера), Маяковского «Железная дорога», Хлебникова «Рождественская сказка» и др.».

    Уже из этих слов манифеста понятно, что за «оперу» решили ставить будетляне.

    Работа началась. Крученых сочинял либретто, Матюшин — музыку, Малевич обдумывал эскизы костюмов и декораций. На одной из фотографий, снятых в усадьбе Берга, запечатлены трое соавторов. Крученых держит в руках эскиз обложки сборника «Трое», который готовил к изданию Матюшин. В фигуре уходящего человека, изображенного на обложке этого сборника, Малевич предвосхитил образы, созданные им в эскизах для «Победы над Солнцем».

    Крученых увидел в рисунке Малевича воплощение своих будущих персонажей: «Думал наедине о пьесе, и казалось мне: хорошо, может быть, было, если бы действующие лица напоминали фигуру, что на обложке в «Трое», и говорили грубо и вниз, но не знаю, как все это выйдет, и потому вполне полагаюсь на Вас и Малевича». (Из письма к Матюшину; между 5 и 13 октября 1913 года.)

    Это было не просто соавторство, а синтезирующее взаимообогащение слова, музыки и формы: «Крученых, Малевич и я работали вместе, — вспоминал Матюшин. — И каждый из нас своим теоретическим образом подымал и разъяснял начатое другими. Опера росла усилиями всего коллектива, через слово, музыку и пространственный образ художника».

    malev_rab_mid

    «Победа над Солнцем» создавалась как произведение программно-футуристическое, как выражение алогизма в слове, изображении и музыке. Крученых своей поэтической концепцией «заумного языка» оказал большое влияние на Матюшина и Малевича; они не раз отмечали это. «Никто из поэтов, — писал Матюшин, — не поражал меня своим творчеством так непосредственно, как Крученых. Его идеи, спрятанные в словотворческие формы, кажутся совершенно непонятными, но я и Малевич, работавшие с ним, многое поняли».

    Сценарий «Победы над Солнцем» был написан с позиций, которые Крученых теоретически обосновывал в ряде манифестов и в статье «Новые пути слова», опубликованной в период работы над «Победой». «Переживание не укладывается в слова (застывшие понятия) — муки слова — гносеологическое одиночество, — провозглашал он. — Отсюда стремление к заумному свободному языку, к такому способу выражения прибегает человек в важные минуты». «Заумь», как считали Крученых и его единомышленники, должна «уничтожить устаревшее движение мысли по закону причинности, беззубый здравый смысл», она есть выражение «нового разума», опирающегося на «высшую интуицию».

    Концепцию «зауми» Малевич связывал с развитием и обострением способностей человеческого разума. Его картина «Корова и скрипка» (1911) тоже выступила своего рода манифестом алогизма. На обороте картины художник разъяснил: «Алогическое сопоставление двух форм — «скрипка и корова» — как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудком». Абсурдное с точки зрения здравого смысла сближение разнородного — коровы и скрипки — прокламировало неявную всеобщую связь явлений. Интуиция открывает «дальние» связи в мире, которые обыкновенная логика воспринимает как абсурдные. Осознать любое частное событие как включенное в универсальную систему, увидеть и воплотить невидимое, которое открывается «духовному зрению», — вот существо посткубистических исканий в русской живописи, наиболее остро выраженное в работах Малевича.

    «Заумь» русских кубофутуристов резко отличалась от концепции футуристов итальянских. В феврале 1914 года, вскоре после постановки «Победы над Солнцем», в Петербурге с лекциями выступил Маринетти, вождь итальянских футуристов. На вечере у Кульбина он узнал о творческом принципе «зауми». После объяснений Бенедикта Лившица Маринетти воскликнул: «Да ведь это же мои «слова на свободе»! «Технический манифест футуристической литературы» Маринетти и «Дополнение» к нему (оба опубликованы в 1912 году) дают представление о том, что понимал итальянский футурист под «словами на свободе». Это:

    Разрушение синтаксиса.
    Глаголы в неопределенном наклонении.
    Отмена прилагательных и наречий.
    Отказ от знаков препинания.

    Сам Маринетти и нашел точное определение для своих «слов на свободе» — «телеграфный стиль». Это та же речь и тот же способ мышления, но «выпрямленные» и усеченные, то есть построенные на принципе экономии выразительности.

    У русских художников речь шла не о новых приемах выражения мысли, а о новом мышлении. Заумь не есть, конечно, «безумие», в нем, по мысли «будетлян», логика высшего порядка. «Мы дошли до отвержения разума, — писал Малевич Матюшину в 1913 году, — но отвергли разум в силу того, что в нас зародился другой, который в сравнении с отвергнутым нами может быть назван заумным, у которого тоже есть закон и конструкция и смысл, и только познав его, у нас будут работы основаны на законе истинно новом, заумном».

    Художников не удовлетворяло то, что несмотря на открытия Галилея, Коперника и Джордано Бруно, вселенная в художественном творчестве все же оставалась геоцентрической, что творчество оставалось «на привязи» земного притяжения с его понятиями «верха» и «низа», наличием перспективы и горизонта. Супрематический метод состоял в том, что Малевич взглянул на землю как бы извне, внутренняя «духовная» вселенная подсказала ему этот взгляд, и сразу же рухнули незыблемые каноны пространствопостроения. В супрематических станковых работах исчезает представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом» — все направления равноправны, как в космическом пространстве. Пространство картины больше неподвластно земному тяготению (ориентация «верх — низ»), оно перестало быть геоцентричным, то есть «частным случаем» вселенной. Возникает самостоятельный мир, замкнутый в себе, обладающий собственным полем сцеплений-тяготений и в то же время соотнесенный как равный с универсальной мировой гармонией. В этом Малевич соприкасается с позицией русского философа Николая Федорова, который впервые в истории эстетических учений увидел сущность художественного творчества в борьбе с тяготением***. Целостный организм произведения, по мысли Федорова, выражает собой сопротивление тяготению. Такая точка зрения философа вытекала из его общей концепции мира, в которой силам падения (энтропии) противостоят созидательные силы «восстания».

    Согласно теории супрематизма (и «зауми»), творчеству с новых позиций открывались недоступные обыденному сознанию связи явлений в мире. «Заумь» (как и супрематизм) — не стилистика и не лингвистика, это попытка ввести интуицию в сферу сознания, в творческую практику. По определению Матюшина, основанному на впечатлении от супрематических работ Малевича, заумь означала «новый творческий интуитивный разум, сменивший неосознанную интуицию».

    Велимир Хлебников, как и художники-супрематисты, внимательно исследовал возможности интуитивного проникновения в мир реальных явлений. В отрывке «Пусть на могильной плите…» он писал: «Так есть величины, с изменением которых синий цвет василька (я беру чистое ощущение), непрерывно изменяясь, проходя через неведомые нам, людям, области разрыва, превратится в звук кукования кукушки, или в плач ребенка, станет им. При этом, непрерывно изменяясь, он образует некоторое однопротяженное многообразие, все точки которого, кроме близких к первой и последней, будут относиться к области неведомых ощущений, они будут как бы из другого мира». Хлебников отмечает тайный и незримый путь, который проходит синий цвет василька в своем превращении в звук. Скрытый путь интуиции остается неведомым, зримы (или слышимы) лишь его результаты.

    Заумь и супрематизм с первых своих шагов в живописи и поэзии оказали огромное, еще далеко не исследованное воздействие на художественный процесс двадцатого века и в России и за рубежом. Алогизм как художественный метод пронизывает творчество Филонова и Шагала, обостренно выступает в театре Мейерхольда, позднее укореняется в поэзии обериутов — Хармса, Введенского, Заболоцкого, в прозе — Платонова, Булгакова, Зощенко.

    malev_sila_mid

    Спектакли футуристов состоялись в начале декабря 1913 года в театральном помещении «Луна-парка» на Офицерской улице (ныне Декабристов). Второго и четвертого декабря шла трагедия «Владимир Маяковский» в декорациях П. Филонова и И. Школьника; третьего и пятого — «Победа над Солнцем». После «Пролога», написанного Хлебниковым и произнесенного Крученых, занавес был не раздвинут, а разорван пополам. На сцене, ослепительно освещенной прожектором, появились ошеломившие зрителей своей абсурдностью, внешним видом и поведением персонажи: Нерон, Похоронщик, Неприятель, Авиатор, Калигула, Трусливый, Некий злонамеренный, Внимательный рабочий. Особое впечатление произвели громадные фигуры Будетлянских силачей. Спектакль шел в атмосфере непрекращающегося скандала. Публика разделилась на два лагеря — бурно возмущавшихся и приветствовавших оперу. Последних было меньшинство.

    Присутствовавший на спектакле Бенедикт Лившиц спустя много лет отмечал, что «светящимся фокусом» «Победы над Солнцем» стали костюмы, декорации и вся сценическая постановка Малевича: «Эта была живописная заумь, предварявшая исступленную беспредметность супрематизма». Это можно было заметить, конечно, в перспективе прошедших лет, когда супрематизм завоевал прочные позиции в искусстве, но тогда, в декабре 1913 года, сам Малевич еще не догадывался о свершившемся в его творчестве решительном переломе. В 1915 году, вспоминая свою работу над оформлением оперы, он писал Матюшину: «То, что было сделано бессознательно, теперь дает необычайные плоды».

    История возникновения супрематизма до сих пор еще мало исследована, но эскизы к «Победе над Солнцем» и переписка авторов вносят ясность в этот вопрос. К настоящему времени известны 26 эскизов, хотя их было больше. Один из них воспроизведен на обложке издания «Победы над Солнцем» — книжечки с либретто и музыкальными фрагментами оперы. Она продавалась в дни спектакля. Другой эскиз репродуцирован в книге Б. Лившица «Полутораглазый стрелец». Местонахождение этих рисунков неизвестно. Двадцать эскизов демонстрировались на выставке, устроенной Л. Жевержеевым в декабре 1915 года. Сейчас они хранятся в Ленинградском государственном театральном музее. Кроме того, шесть эскизов принадлежат Русскому музею.

    Хотя эскизы костюмов в основе своей выдержаны Малевичем в принципах кубизма, в них уже заметно проступает тяготение к супрематической концепции беспредметности. В эскизах персонажей Некого злонамеренного и Похоронщика появились локально окрашенные плоскости, черный квадрат, прямоугольник. Еще определеннее супрематическая тенденция ощутима в эскизах занавеса и задников. В композиционном и цветовом решении задников первых трех картин постановки лежит квадрат; пятой картине задник представлял собой вполне «супрематический» квадрат, решенный в черном и белом.

    В эскизах к «Победе над Солнцем» открылся эстетический принцип супрематизма. Он еще не имеет имени и не осознан самим автором, но здесь его фактическое начало и исток. Малевич не раз подчеркивал это. Когда в 1915 году Матюшин собирался выпустить новое, более полное (партитура с эскизами) издание «Победы над Солнцем», Малевич уже отчетливо сознает решающее значение своих эскизов в собственной творческой эволюции. Он просит воспроизвести занавес, изображающий черный квадрат, который «является родоначальником куба и шара, его распадения несут удивительную культуру в живописи». И добавляет: «Все многое, поставленное мною в 13 г. в Вашей опере «Поб<еда> над С<олнцем>», принесло мне массу нового, но только никто не заметил».

    Родившись, новое движение в русской живописи некоторое время оставалось безымянным, и только в июне 1915 года мы впервые встречаем его название — «супрематизм». Работы Малевича этих лет заключают в себе в конспективном виде весь комплекс идей и проблем, которые художники будут развивать в двадцатые годы.

    <1989>

    * Кульбин Николай Иванович — приват-доцент Военно-медицинской академии, художник, один из первых пропагандистов нового искусства в России. В 1908 году организовал первую в Петербурге выставку «Современные течения в искусстве». В своем творчестве занимал умеренно-авангардистскую позицию (импрессионизм с элементами фовизма, геометризация формы некубистического характера), что и привело к разрыву с более «левыми» — Матюшиным и его друзьями. Матюшин вспоминал: «Наша группа не могла ему простить западный елей и порвала с ним уже в 1910 году. Отношения были почти враждебные».

    ** Диспуты состоялись в помещении театра на Троицкой улице. На первом диспуте (о новой живописи — 23 марта 1913 года) председательствовал Матюшин, выступали Д.Бурлюк и Малевич. На втором диспуте (о новой русской литературе — 24 марта) в качестве докладчиков выступали Давид и Николай Бурлюки, Маяковский и Крученых.

    *** Влияние Федорова на участников движения русского кубофутуризма почти не исследовано, но известно, что на его труды опирался Н. Бурлюк в своей статье «Поэтические начала» («Первый журнал русских футуристов». № 1-2. М., 1914).

    Источник: «Наше наследие», №2, 1989

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Победа деда моя победа сценарий
  • Пмр праздник 2 сентября
  • Пляска на хуторских праздниках 5 букв сканворд
  • Пляжный отдых на январские праздники
  • Пляжный отдых на новогодние праздники куда поехать