Подготовьте подробный сценарий литературно музыкального вечера тихая моя родина

Внеклассное мероприятие

Литературно – музыкальный вечер «Тихая моя родина»

На фоне музыки (за сценой)

Ведущий: Поселок мой родной.

На карте не ищи и в книгах не копай,

Но для меня здесь все живое

Здесь отчий дом, здесь отчий край.

«Песня о Родине»

Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на мероприятии, которое посвящено самому дорогому – Родине, родному краю и людям, живущим в поселке Сухобезводное.

Звучит музыка «От чего так в России березы шумят»

Чтец 1.

Я себя без Родины не мыслю.

Без ее расцвеченных лугов,

Где на радуге – на коромысле

Виснут стаи белых облаков.

Я себя без Родины не помню.

Без ее дымящих в небо хат,

Где всегда и хорошо, и скромно,

И по-русски  честно говорят.

Я себя без Родины не знаю.

Весь я в ней. И вся она моя:

Горная, степная и лесная –

Звонкая, как песня соловья.

Ведущий:  Отчизна…Родина… Эти понятия, очертания которых мы не можем отчётливо для себя определить, но связаны с ними неразрывной связью. У каждого из нас есть маленький уголок, точка на Земле, где он родился, сделал первый шаг в жизнь — это наша родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, но оно не менее значимо в жизни, чем Родина – Россия.

Ведущий:  Моя малая Родина — это Семеновский район. Здесь я родился, рос и делал свои первые шаги по священной земле, где ступала нога моих предков. Этот край приютил нас всех, дал нам возможность жить на плодородной земле.

Ведущий:  «Моя семья», так называется проект.

Проект 1 «Моя семья»

Ведущий: Да, главное его богатство – это несомненно люди. В истории культуры нашего края есть талантливый творец, замечательный мастер слова, внёсший огромный вклад в развитие литературы. Это Борис Корнилов.  Но рядом с нами жили и живут самобытные писатели и поэты, чьё творчество мало известно широкому кругу читателей: В.Решетников, Н.Сухарева, А.Павлова  и многие другие. Их объединяет любовь к малой родине. Они живут радостями и тревогами своего времени, своего района, страны. Пишут о том, что нам близко и дорого,- о красоте родного края, о людях, живущих здесь.

Чтец 2

Опять зима пришла в родной поселок,

Опять Сухобезводное в снегу.

Пушистый снег лежит на ветках елок,

Налюбоваться лесом не могу.

Красоты леса и красоты края,

Как это поздно замечаем мы,

А лес, последнюю листву роняя,

Хранит свои прекрасные черты.

На фоне музыки

Ведущий: Маленький принц из сказочной повести Антуана де Сент Экзюпери сказал очень важные слова: «Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету… Это очень скучная работа, но совсем не трудная».


Ведущий: К сожалению эту совсем не трудную работу многие из нас не выполняют. Особенно бывает грустно, когда приходишь в парк, на озеро или на лесную опушку после «народных гуляний» и видишь горы мусора.


Ведущий: Почему люди так поступают?

Ведь мусор, оставленный в лесу, наносит непоправимый урон нашей  природе и животному миру.

Ведущий: Вспомните об этом, когда в очередной раз отправитесь на отдых, и слова из сказки-убери свою планету!

Ведущий: А мы представляем вашему вниманию проект «Экологическая тропа».

Проект 2 «Экологическая тропа»

Ведущий: Наука, изучающая историю родного края – краеведение стала для меня интересным делом, моим увлечением. Интереснее всего о прошлом людей и страны узнавать в музеях. В музеях предметы говорят о своем времени. Изучая и рассматривая экспозиции, я задавала себе вопросы. Кому принадлежали эти предметы раньше? Кому служили? Какова их история? Когда и где они появились, в какой стране? Для чего служили? Когда экскурсовод рассказывала нам историю экспонатов, как они попали в музей, мы узнавали, что за всеми экспонатами стоят люди и их порой нелегкая жизнь, связанная с историей страны.

Ведущий: В нашей школе есть небольшой школьный музей. Все учащиеся школы любят там бывать, потому, что там много интересного. Есть стенды, на которых отражены история нашей Сухобезводненской средней школы и история поселка Сухобезводное. В школьном музее хранится много фотографий, альбомов из истории школы и нашего района. Но больший интерес у школьников вызывают музейные экспонаты. Среди экспонатов есть монеты военного времени.

Сейчас  мы представим  следующий проект «Музейный экспонат».

Проект  3 «Музейный экспонат»

Ведущий: Система патриотического воспитания является составной частью воспитательной работы школы и предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебно- воспитательном процессе. Акция « Бессмертный полк», впервые прошедшая в Томске в 2012 году, нашла отклик у миллионов людей нашей Родины.

Ведущий: Учащиеся нашей школы и весь педагогический коллектив решил присоединиться к всероссийской акции. Война коснулась каждой семьи. И пусть не все воевали, не все имеют награды, но каждый человек , независимо от возраста, внес свой неоценимый вклад в Великую Победу. .

Ведущий: В каждой семье есть свой герой: участник войны, труженик тыла, ребенок войны…Знать свои корни- это главное условие формирования гражданственности, патриотизма, которое закладывается в семье. Только в семье ребенок приобщается к таким понятиям, как любовь, уважение, почитание. И только в семье ребенок может узнать о своих прадедах, которые сражались на войне, кто жил в оккупации, кто работал в тылу.

Ведущий: Мы должны, отдавая дань памяти погибшим героям, чествуя ещё живущих детей войны, совершить маленький подвиг-  вписать страницы своей семьи в историю всей страны поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности.

 Ведущий: Представляем вашему вниманию проект «Бессмертный полк»

Проект 3   «Бессмертный полк»

Песня « Буду я военным  »

Ведущий: Уважаемые гости!  Мы призываем вас стать участниками Акции «Бессмертный полк» и  хотим подарить сегодня вам символ Памяти — Георгиевскую Ленточку.

Песня о Родине

Ведущий 2: И в самом деле, где бы мы ни были, куда бы ни забросила вас судьба –лучше, дороже и милее родных мест нет.

Ведущий 2: Все мы любим наш край. Мы желаем всем здесь присутствующим счастья и мира в нашем родном краю.

  • 3 февраля 2013

Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2012»

Номинация «Внеурочная деятельность в образовательном учреждении»

Данное мероприятие направлено на то, чтобы дать учащимся понятие о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где он родился и где прошло его детство.

Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Актуальность патриотического воспитания и привития любви к родине бесспорна. Патриотическое воспитание надо начинать с воспитания любви к своей «малой» Родине! Многие дети не знают историю своего края, а что говорить о России в целом?! 

Сегодня у значительной части подростков деформированы патриотические чувства, нравственные устои и культура поведения. Им присущи негуманные качества личности, такие как цинизм, безразличие, неуважительное отношение к историческому прошлому, героическим и трудовым подвигам народа. Любовь к родному краю, к своей маленькой Родине не возникает сама по себе.

Считаю, что целесообразно, как можно больше времени уделять различным формам патриотического воспитания, как в учебное, так и во внеурочное время. Воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формирум глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной хутор, а значит, стать созидателем своей малой Родины. 

Цель мероприятия: воспитание любви к родному краю.

Задачи:

  1. Рассказать детям об истории возникновения родного хутора.

  2. Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к Родине, уважение к людям, к труду и традициям народа, живущего здесь.

  3. Прививать любовь к родным местам, вызвать желание больше узнать о своём крае, чувство восхищения красотой родных мест.
  4. Способствовать развитию у детей желания больше узнавать о своем крае.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование
  • презентация «Здесь наше счастие живет, здесь только жизнью наслаждаться!»

Подготовительный период: 

Учащимся предлагались задания до праздника:

  • Исследование на тему: «Топонимы родного края». Задание такого типа имеет само по себе огромнейшее воспитательное значение,такие творческие работы помогают детям по-иному взглянуть на жизнь села, окружающих людей.

  • Поисковая работа. По материалам воспоминаний ветеранов ВОВ, старожил хутора, заслуженных тружеников села собрать материал (в том числе и фотографии, документы, письма) на темы: «Наши земляки – защитники земли Русской», «Сельские труженики», «Заслуженные и Почетные работники образования». Такая работа помогает воспитывать у учащихся любовь к родине, людям, чувство долга, чести.

  • Учитель истории провел экскурсию по школьному музею.

  • Был объявлен фотоконкурс: «Как ты красива, Родина моя».

  • Подготовить и разослать приглашения для гостей.

  • Подготовить стихи и песни о родном крае.

Коллектив восьмиклассников предложил вниманию гостей литературно – музыкальную композицию «Тихая моя родина», посвященную 220 – летию хутора Большой Лычак.

Краткое описание праздника:

  • Праздник подготовлен к юбилею родного хутора Большой Лычак и проведен 22 января.

  • Мероприятие представлено литературно – музыкальной композицией «Тихая моя родина».

  • Весь праздник сопровождается мультимедийной презентацией «Здесь наше счастие живет, здесь только жизнью наслаждаться!».

Работа по данному направлению будет проводиться в школе и в будущем, ведь любовь к Родине начинается с малого: любви к своему селу и людям, живущим рядом. Данный сценарий могут использовать в работе педагоги общеобразовательных школ.

Приложение 1: Сценарий композиции «Тихая моя родина».

Приложение 2: Презентация «Здесь наше счастие живет, здесь только жизнью наслаждаться!».

Автор: Воловатова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ «Большелычакская СОШ», хутор Большой Лычак, Волгоградская область. Стаж 26 лет, Почетный работник образования.

, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Литературно – музыкальный проект

«Тихая моя родина»

Цель: формирование у детей личностных качеств, способствующих любви к «малой» Родине.

Задачи: развитие у детей понимания особенностей образного языка литературных произведений, обогащение духовного мира учащихся, развитие творческих способностей учащихся, навыков выразительного чтения, воспитание у учащихся чувство патриотизма, гордости и любви к своей «малой» родине.

Форма: проект реализован в форме литературно – музыкальной композиции

В проекте приняли участие учащиеся 2-9 классов.

Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение, высказывания о малой родине.

Ход мероприятия

Ведущий1 :

Малая Родина или большая — все это Родина, как ни зови.
Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви.
Малая родина или большая, — все это Родина только одна.
В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она..

Ведущий 2:

Я знаю, есть большие города,
Где оживленно жизнь ведет круженье.
Но где бы ни была бы я — отдаю всегда 
Селу родному душу, предпочтенье.

Ведущий 1:
С чего начинается родина… большая или малая?… с простого слова «Здравствуйте»! Здравствуйте, значит будьте здоровы.

Ведущий 2 :

 Здравствуйте, значит будьте богаты успехами, значит будьте все счастливы, каждый человек, каждая семья в отдельности и большая семья земляков вместе.

Ведущий 1:

Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы, там холмы зеленее.

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее,

Там все нас может восхищать,

Там все прекрасно, там все мило,

Там дни, как молнии, летят,

Там нет тоски унылой,

Там наше счастие живет,

Там только жизнью наслаждаться!

Николай Языков.

Ведущий 2 :

Русь. Россия. Родина. Каким измерением измерить ее? Мерить ли великими людьми, мудрецами, героями, поэтами или художниками? На это не хватит одной жизни. Мерить ли по векам, по нашествиям врагов ее, по датам ли ее побед? На это мало и ста жизней. Мерить ли ее великими реками – работягами с городами и селами, что лепятся к ним, как гроздья к виноградной лозе? А если мерить ее поясами времени, то насчитаем одиннадцать поясов, а это значит, что за одни сутки Россия встречает одиннадцать рассветов и справляет одиннадцать новогодних праздников. Да, она огромна, неизмерима. Но постигнуть ее можно даже в малом. Для этого нужно памятью и сердцем вернуться к той земле, которая кормила тебя первым хлебом, напоила тебя первой ключевой водой.

Ведущий 1. Мест красивых и даже необыкновенных в России немало. Но самые любимые и дорогие сердцу каждого из нас – это места, связанные с нашей малой родиной. Для меня моя «малая» Родина начинается с родного села, с улицы моего детства, со школьной скамьи. Моя Родина — это с.Каменка. Я люблю мою Россию, мою «малую» родину!

(презентация с песней «Деревенька моя»)

Ведущий 2. Какой же он, наш край?

Объявляем начало литературно – музыкального проекта «Тихая моя родина» и представляем членов жюри. Давайте их поприветствуем!

  1. Казарина Ирина Александровна

  2. Шиндина Валентина Ивановна

  3. Шитова Валентина Дмитриевна

  4. Ивашиненко Антонина Федоровна

  5. Кашина Светлана Викторовна

Ведущий 1.

Уважаемые участники проекта! Позвольте огласить критерии оценивания прочтённого вами стихотворения

2. Представление стихотворения максимально 2 балла

  1. Знание текста максимально 4 балла

  1. Выразительность чтения максимально 2 балла

  1. Артистизм, творчество максимально 2 балла

  1. Культура рассказывания максимально 2 балла

  1. Объём стихотворения максимально 2 балла

  1. Максимальное количество баллов, которое вы можете заработать, равно 14 – ти.

  1. Ну, что ж, ребята, пожелаем друг другу удачи, а жюри — плодотворной работы!!!

Ведущий 2.

Мало село мое родное.

На карте не ищи и в книгах не копай,

Но для меня здесь все живое

Здесь отчий дом, здесь отчий край.

Ведущий 1. Милое село, малая Родина, близкий и понятный сердцу ковыльный край, частица России, основа России! Незаметная, затерявшаяся среди тысяч таких же сёл и деревенек, капелька Отчизны, текущая по реке жизни огромной России. Для чтения стихов приглашаются ребята 2 класса.

Ведущий 2. Наш край — это удивительная по красоте и разнообразию природа. Какие луга, а какие цветы радуют нас своими яркими и сочными цветами. Итак, для чтения стихов приглашаются ребята 3 класса.

Ведущий 1. Каждый человек про свою родину находит самые прекрасные слова. Давайте послушаем их в исполнении ребят 4 класса.

Ведущий 2.

Место, где родился — Родиной зовут

Это имя свято в сердце берегут

Этот лес и речку, песню соловья,-

С детства все родное позабыть нельзя.

Мест красивых много,

Но в любой дали, краше нашей Каменки

Нам уж не найти.

Ведущий 1.

Поэт и муза неразлучны,

Без вдохновенья нет стихов,

Любовь — не мода, не искусство,

Пока он жив, жива любовь!

Ведущий 2.

Нам приятно, что сегодня на нашем конкурсе присутствует человек, для которого стихи стали способом самовыражения, объяснением в любви к родной природе, малой родине.

Ведущий 1.

Вы ребята, конечно, догадались, что речь идёт о ветеране педагогического труда Ивашиненко Антонине Фёдоровне. Вся жизнь её неразрывно связана с нашей Пугачёвской землёй. Родилась она в с. Красная речка, училась в Балашовском пединституте на филологическом факультете, много лет проработала учителем французского языка в сош №2 г. Пугачёва.

Ведущий 2.

В нашей школе Антонина Фёдоровна преподавала уроки русского языка и литературы, французского языка, а ещё учила ребят писать стихи, потому что и сама она поэтесса.

Ведущий 1.

Поэт не пишет, он поёт,

Как вдохновение придёт,

Когда душа его зовёт,

И тему он себе найдёт.

Ведущий 2.

Поток сознания в тиши,

Есть отзвук из его души,

И отблеск из того огня,

Что так сжигал всего себя.

Ведущий 1.

Вы только послушайте, как прекрасны и чудесны стихи Антонины Фёдоровны. Их прочитаем мы, ребята 5 класса. ……………………….

Ведущий 2.

— Антонина Федоровна, а как рождаются ваши стихи?…. Хотелось услышать что-нибудь из Ваших последних стихов.(выступление А.Ф.)

Ведущий 2.

Большое спасибо, Антонина Фёдоровна за ваши прекрасные стихи!

А мы приглашаем следующего участника проекта – Андриенко Никиту…….

Ведущий 1.

Красивая природа в любое время года вынуждает сердце стучать чаще, хочется взлететь как птица и посмотреть на землю с птичьего полета. А вот какой нашу Каменку видят ребята 7 класса. Им и слово.

Ведущий 2.

Вед. Где бы мы ни были, как бы хорошо не жили, сердце тянется к родному дому, в родной уголок. Птице свое гнездо, а человеку родина дорога, — говорят в народе. А вот что рассказывают об этом ребята 8 класса.

Ведущий 1.

Очень много можно говорить о красоте родной природы. Но всегда в памяти останется тот уголок, откуда мы родом, наша деревня. Совсем скоро ребятам 9 класса предстоит покинуть свой отчий дом, но думаю, они с огромным чувством любви и благодарности будут возвращаться сюда снова и снова. Им и предоставим слово.

Ведущий 2.

Любовь к родине — чувство очень личное, глубокое, тихое, как сказал поэт. Не стоит его выставлять напоказ. То, как мы относимся к своим близким, родителям, друзьям, к своей родной Земле, нашей большой стране, лучше всего проявляется в наших делах и поступках.

Ведущий 1.

Вот и подходит к концу наш проект под названием «Моя тихая родина»

Спасибо всем за такие замечательные стихи. Нам очень понравились все участники и гости. Давайте подведём итоги. Через несколько минут многоуважаемое жюри объявит победителей конкурса! А пока еще несколько кадров о нашем родном селе.

(жюри объявляет победителей)

Ведущий 2.

Все мы любим наш край. Мы желаем всем здесь присутствующим счастья и мира в нашем родном краю.

5

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа 25 ст. Гурийской

Белореченского района Краснодарского края

Сценарий литературно

музыкальной гостиной

по лирике Н.М. Рубцова

«Тихая моя родина»

из опыта работы учителя русского языка и литературы Стрекаловой И.В.

2016 г.

Цели:

1. Углубление знаний учащихся о лирике Н. Рубцова.

2. Формирование интереса и любви к поэзии.

3. Воспитание эстетического вкуса.

1 кадр. Звучит стихотворение Н. Рубцова «Журавли»

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…

Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!

И разбудят меня, позовут журавлиные крики

Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…

Широко по Руси предназначенный срок увяданья

Возвещают они, как сказание древних страниц.

Всё, что есть на душе выражает рыданье

И высокий полёт этих гордых прославленных птиц.

Широко по Руси машут птицам согласные руки.

И забытость болот, и утраты знобящих полей

Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,

Далеко разгласит улетающий плач журавлей…

Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!

Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!

Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природа

Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их…

2 кадр.

Нашу литературномузыкальную гостиную мы посвящаем лирике

замечательного русского поэта XX века Николая Михайловича Рубцова.

3 кадр.

За свою недолгую жизнь Н. Рубцов успел издать только 4 поэтические

книги, но сегодня уже невозможно представить современную отечественную

поэзию без его имени и его стихов, таких, как «Журавли», «Русский огонёк»,

«Детство», «Звезда полей», «Берёзы», «В горнице» и других.

3 января 1936 г. в посёлке Емецк Архангельской области родился Н.

Рубцов. Детство будущего поэта пришлось на военные годы. В 1942 г. отец

уходит на фронт, откуда уже не возвращается. Через месяц умирает мать. В

своих воспоминаниях поэт писал: «Шёл первый год войны. Моя мать лежала

в больнице. Старшая сестра поднималась задолго до рассвета, целыми днями

стояла в очередях за хлебом, а я после бомбёжек с большим увлечением

искал во дворе осколки, и если находил, то гордился ими и хвастался…

Однажды брат позвал меня в кино. Мы посмотрели кино «Золотой ключик»,

в котором было так много интересного, и, счастливые, возвращались домой.

Возле калитки нашего дома нас остановила соседка и сказала: «А ваша мама

умерла». У неё на глазах показались слёзы. Брат мой заплакал тоже… Я

ничего не понял тогда, но сердце моё содрогнулось, и теперь часто

вспоминаю я кино «Золотой ключик» и соседку, которая сказала: «А ваша

мама умерла». Коля попадает в Никольский детдом Тотемского района.

Позднее, вспоминая своё детство, поэт скажет так.

Звучит отрывок из стихотворения «Детство»

Мать умерла.

Отец ушёл на фронт.

Соседка злая

Не даёт проходу.

Я смутно помню

Утро похорон

И за окошком

Скудную природу.

Откуда только

Как изпод земли! –

Взялись в жилье

И сумерки и сырость…

Но вот однажды

Всё переменилось,

За мной пришли,

Кудато повезли.

Я смутно помню

Позднюю реку,

Огни на ней,

И плеск, и скрип парома,

И крик» «Скорей!»,

Потом раскаты грома

И дождь…Потом

Детдом на берегу.

4 5 кадры.

Своей родиной Н. Рубцов всегда считал село Никольское. Здесь он

окончил семилетку и отсюда отправился в город Тотьму в лесотехнический

техникум.

Стихотворение «Родная деревня»

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!

Бывает, что пылкий мальчишка

За гостем приезжим по следу

В дорогу торопиться слишком:

Я тоже отсюда уеду.

Среди удивлённых девчонок

Храбрится едва из пелёнок:

Ну что по провинции шляться?

В столицу пора отправляться!

Когда ж повзрослеет в столице,

Посмотрит на жизнь за границей,

Тогда он оценит Николу,

Где кончил начальную школу…

6 кадр.

Вся поэзия Н. Рубцова это признание в любви к своей Родине: её лесам,

полям и рекам, звёздам и берёзам, к людям, живущим на ней.

Стихотворение Добрый Филя»

Я запомнил, как диво, Филя любит скотину,

Тот лесной хуторок Ест любую еду,

Задремавший счастливо Филя ходит в долину.

Меж звериных дорог… Филя дует в дуду!

Там в избе деревянной, Мир такой справедливый,

Без претензий и льгот, Даже нечего крыть…

Так, без газа, без ванной, Филя, что молчаливый?

Добрый Филя живёт, А о чём говорить?

7 кадр.

У критика Ю. Селезнёва читаем: «Стихи Рубцова сами просятся на

музыку, скорее музыка просится из его стихов: их не нужно перекладывать

на музыку, её нужно улавливать в них, слушать её…». Наверно, поэтому

многие стихи Н. Рубцова положены на музыку и стали прекрасными

песнями.

Звучит песня «Букет» («Я буду долго гнать велосипед…»).

8 кадр.

Звучит песня «В горнице»

9 — 10 кадры.

В поэзии н. Рубцова часто встречаются образы души, ветра, Руси, дороги

и, конечно, берёзы.

Стихотворение «Берёзы»

Я люблю, когда шумят берёзы,

Когда листья падают с берёз.

Слушаю – и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

Всё очнётся в памяти невольно,

Отзовётся в сердце и в крови.

Станет както радостно и больно,

Будто ктото шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же берёза

Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля.

А у нас в деревне у оград

С ветром и дождём шумел, как улей.

Вот такой же поздний листопад…

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз…

11 12 кадры. При жизни стихи Рубцова, увы, не были широко известны.

Поэт часто менял профессии, нужно было на чтото жить: он был слесарем

сборщиком, литконсультантом, кочегаром, лесорубом… За публикации

своих стихов в районных и областных газетах получал гроши. Но шли годы.

Время определило значение поэзии Н. Рубцова. Всё выше и выше над

горизонтом стала подниматься скромная звезда поэта.

Стихотворение «Звезда полей»

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним.

Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней.

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

13 кадр.

Люди, слышавшие стихи в исполнении самого поэта, вспоминают, как,

увлекаясь чтением, Рубцов сопровождал его характерными движениями рук,

он словно управлял слышимой ему стихией, которая жила в окружающем

мире, в лесном шуме, в завывании ветра.

В авторском исполнении звучит стихотворение «Тихая моя родина».

14 кадр.

В ночь с 18 на 19 декабря 1971 года Николая Рубцова не стало. Его звезда

не погасла и не закатилась за горизонт. Его стихи остались с нами.

15 кадр.

Поэт Станислав Куняев, хорошо знавший Николая Рубцова и друживший

с ним, посвятил его памяти очень тёплые и задушевные строки.

Отрывок из стихотворения С. Куняева «Памяти поэта»

Он был поэт;

как критики твердят,

его стихи лучатся добрым светом,

но тот,

кто проникал в тяжёлый взгляд,

тот мог по праву

усомнится в этом.

В его прищуре

открывалась мне

печаль по бесконечному раздолью,

по безнадёжно брошенной земле, –

ну, словом, всё,

что можно звать любовью.

Он точно знал,

что счастье – это дым

и что не породнишь его со Словом,

вот почему он умер молодым

и крепко спит

в своём краю суровом…

16 кадр.

Звучит песня на стихотворение Н. Рубцова «В минуты музыки

печальной…»

17 кадр.

Стихотворение Н. Рубцова «До конца» можно считать поэтическим и

человеческим кредо поэта.

Стихотворение «До конца»

До конца,

До тихого креста

Пусть душа останется чиста!

Перед этой

Жёлтой, захолустной

Стороной берёзовой

Берёзовой моей,

Перед жнивой

Пасмурной и грустной

В дни осенних

Горестных дождей,

Перед этим

Строгим сельсоветом,

Перед этим

Садом у моста.

Перед всем

Старинным белым светом

Я клянусь:

Душа моя чиста.

Пусть она

Останется чиста

До конца,

До смертного креста!

Источники:

1. Л.Н. Овчинникова. В литературной гостиной: Композиция по

творчеству Николая Рубцова. Жл «Литература в школе» №1-1996,

стр.104.

2. В.Н. Нечаев. Литературный вечер, посвящённый творчеству Н. М.

Рубцова. Жл «Литература в школе» №102006, стр. 45.

3. Н. Рубцов. Стихи. Жл «Литература в школе» №31991, стр. 99.

Н.М.Рубцов. «Русский огонёк»

Погружены в томительный мороз,

Вокруг меня снега оцепенели.

Оцепенели маленькие ели,

И было небо тёмное, без звёзд.

Какая глушь! Я был один живой.

Один живой в бескрайнем мёртвом поле!

Вдруг ветхий свет (пригрезившийся, что ли)

Мелькнул в пустыне, как сторожевой…

Я был совсем, как снежный человек,

Входя в избу (последняя надежда!).

И услыхал, отряхивая снег:

-Вот печь для вас и тёплая одежда…

Потом хозяйка слушала меня,

Но в тусклом взгляде жизни было мало,

И неподвижно сидя у огня,

Она совсем, казалось, задремала.

Как много жёлтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий!

Огнём, враждой Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет…

-Скажи, родимый,

Будет ли война?

И я сказал: -Наверное, не будет.

— Дай бог, дай бог…

Ведь всем не угодишь,

А от раздора пользы не прибудет…

И вдруг опять:

— Не будет, говоришь?

— Нет,- говорю, — не будет.

— Дай бог, дай бог…

И долго на меня

Она смотрела, как глухонемая,

И, головы седой не поднимая,

Опять сидела тихо у огня.

Что снилось ей?

Весь этот белый свет,

Быть может, встал пред нею в то мгновенье?

Но я глухим бренчанием монет

Прервал её старинные виденья…

— Господь с тобой! Мы денег не берём!

— Что ж, — говорю,- желаю вам здоровья!

За всё добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью…

Спасибо, скромный русский огонёк,

За то, что ты в предчувствии тревожном

Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далёк,

За то, что, с доброй верою дружа,

Среди тревог великих и разбоя

Горишь, горишь, как добрая душа,

Горишь во мгле – и нет тебе покоя!

Составитель: библиотекарь библиотечно-информационного центра Добрышкина Н.В.

Негромко, без особых восклицаний и клятв заводит с нами разговор о Родине, о сыновней любви к ней великий русский поэт Николай Рубцов. Его стихи отмечены подлинной народностью и человечностью. У него есть стихотворения всего в несколько строк, но за этими строками миллионы простых людей со своими судьбами.

Сценарий музыкального вечера в библиотеке на тему « Тихая моя Родина…»

Эпиграф: « До конца, до тихого креста

Пусть душа останется чиста!»

(Звучит «Вокализ» Рахманинова ) и на фоне музыки читает стихотворение уч-ся 3-го курса гр. 12 КС Илья Зарубин ).

1.Тихая моя Родина!

Ивы, река, соловьи…

Мать здесь моя похоронена

В детские годы мои.

2.-Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не смогу.-

Тихо ответили жители:

-Это на том берегу.

3.Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

4. Там ,где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

5.Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

6.Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор,

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

7.Школа моя деревянная!…

Время придет уезжать-

Речка за мною туманная,

Будет бежать и бежать.

8.С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

1-й Ведущий: Вот так негромко, без особых восклицаний и клятв заводит с нами разговор о Родине, о сыновней любви к ней великий русский поэт Николай Рубцов. Критики называли его поэзию — «тихой». Вряд ли с этим можно безоговорочно согласиться. Но в чем-то это действительно так.

Когда трепещет душа, когда ищешь пути к родному, любимому сердцу, рука тянется к томику стихов Рубцова, к тому высокому изначальному чувству, которое наполняло чистый родник его поэзии. Да, его стихи — это родник, к которому припадаешь губами и пьешь ледяную влагу, но от нее почему-то никогда не бывает простуды.

2-й ведущий: По драматизму судьбы, по характеру творчества поэт Николай Рубцов стоит в одном ряду с Василием Шукшиным, Олегом Куваевым, Александром Вампиловым. Он родился в январе 1936 года на Северной Двине, неподалеку от Архангельска. Беломорье – суровый край, богатый сказками, преданьями, легендами. Край, давший Михаила Ломоносова, давший прекрасных писателей и поэтов Василия Белова и Федора Абрамова, Александра Яшина и Николая Рубцова.

Война разрушила все. Отец – с первых дней на фронте. Коле было 6 лет, когда заболела и умерла мать. С младшим братом Борисом попал он в детский дом в селе НикольскомТотемского района. Одно из первых его стихотворений « Аленький цветок», написанных еще в детском доме.

2-й чтец: Домик моих родителей часто лишал я сна.

-Где он опять, не видели? Мать без того больна.

В зарослях сада нашего прятался я как мог.

Там я тайком выращивал «Аленький» свой цветок.

Этот цветочек маленький, как я любил и прятал!

Нежил его,- вот маменька будет подарку рада!

Кстати его, некстати ли, вырастить все же смог…

Нес я за гробом матери аленький свой цветок.

1-й ведущий: В 14 лет Николай заканчивает семилетку в Никольском детдоме и решается осуществить детскую мечту – стать моряком. Едет в Ригу, пытается поступить в мореходное училище. Но в поезде его обворовывают, и одинокий мальчишка, без денег, в чужом городе – что он тогда пережил и как добрался в родную Николу — одному Богу известно!. В мореходку его не приняли – нужно было иметь за плечами 15 лет, но ему было только 14 лет. События тех лет позже отольются в щемящем стихотворении «Фиалки».
2-й чтец:

Я в фуфаечке грязной шёл по насыпи мола.
Вдруг откуда-то страстно стала звать радиола:
«Купите фиалки,вот фиалки лесные.
Купите фиалки, они словно живые…»
Как я рвался на море!

Бросил дом безрассудно.
И в моряцкой конторе всё просился на судно —на буксир, на баржу ли…
Но нетрезвые, с кренцем, моряки хохотнули и назвали младенцем!
Так зачем мою душу так волна волновала,
посылая на сушу брызги быстрого шквала?
Кроме моря и неба,кроме мокрого мола -надо хлеба мне, хлеба!
Замолчи, радиола…
Сел я в белый автобус, в белый, тёплый, хороший.
Там вертелась, как глобус, голова контролёрши.
Назвала хулиганом, назвала меня фруктом.
Как всё это погано!

Эх, кондуктор, кондуктор!
Ты не требуй билета, увези на толкучку.
Я, как маме, за этo поцелую Вам ручку!

2-й ведущий: А на море он все же попал, на Северный флот. Через несколько лет его призвали в армию. По словам очевидцев, это был счастливый период его недолгой жизни. Там, на флоте, он начал печатать свои первые стихи, там появилось много верных друзей. Он был душой моряцкой компании, часто в кубрике в свободное от вахты время брал в руки любимую гармошку или гитару.

(Звучит песня в исполнении уч.-ся 2 курса гр. 2ОТЗ 9-1 Майорова Павла «Букет» и в презентации идут фото поэта)

Он был молод, в расцвете сил, он любил девушку, которая, как он надеялся, его ждала.

1-й Ведущий: но жизнь снова испытывает поэта на излом. Как это часто случается любимая его не дождалась. Очень долго не мог залечить он эту рану. И любовная лирика его окрашивается горечью и грустью.

1-й чтец

Огонь в печи не спит, перекликаясь
С глухим дождем, струящимся по крыше…
А возле ветхой сказочной часовни
Стоит береза старая, как Русь,-
И вся она как огненная буря,
Когда по ветру вытянутся ветви
И зашумят, охваченные дрожью,
И листья долго валятся с ветвей,
Вокруг ствола лужайку устилая…

Когда стихает яростная буря,
Сюда приходит девочка-малютка
И робко так садится на качели,
Закутываясь в бабушкину шаль.
Скрипят, скрипят под ветками качели,
И так шумит над девочкой береза
И так вздыхает горестно и страстно,
Как будто человеческою речью
Она желает что-то рассказать.
Они друг другу так необходимы!

Но я нарушил их уединенье,
Когда однажды шлялся по деревне
И вдруг спросил играючи: ‘Шалунья!
О чем поешь?’ Малютка отвернулась
И говорит: ‘Я не пою, я плачу…’
Вокруг меня все стало так уныло!
Но в наши годы плакать невозможно,
И каждый раз, себя превозмогая,
Мы говорим: ‘Все будет хорошо’

( Звучит песня в исполнении уч-ся гр.2 ОРТ 9-2 Печенкина Александра «Я люблю шум берез!»)
2-й ведущий :После службы в армии – работа на Кировском заводе, затем в 26 лет- учеба в Москве в литературном институте им. Горького. И здесь снова скитание по общагам, несправедливость со стороны чиновников от литературы, придирки и перевод на заочное отделение. Но друзья — поэты, с которыми Николай учился 2 года, уже заметили необыкновенный талант и даже говорили окружающим, что в литературу пришел второй Есенин. Да, он очень любил Есенина, многому у него учился. Но также Николай Рубцов знал и любил поэзию Пушкина, Блока, Тютчева. Но все — таки самыми любимыми поэтами для него были Есенин и Тютчев. Зрелые стихотворения Рубцова отмечены подлинной народностью и человечностью. Когда поэт говорит о народе, он не умиляется со стороны другим человеком, но дает войти ему в стихотворение с его собственной правдой, в нем как бы говорят сами история, народ, природа.

Стихотворение «Русский огонек» исполняется двумя чтецами. Читает уч-ся 4 курса гр. 11 КС Проскурнин Дмитрий)

Погружены в томительный мороз,
Вокруг меня снега оцепенели!
Оцепенели маленькие ели,
И было небо тёмное, без звезд.
Какая глушь! Я был один живой
Один живой в бескрайнем мёртвом поле!
Вдруг тихий свет — пригрезившийся, что ли? —
Мелькнул в пустыне, как сторожевой…

Я был совсем как снежный человек,
Входя в избу, — последняя надежда! —
И услыхал, отряхивая снег:
(Говорит девушка)- Вот печь для вас… И тёплая одежда… —
Потом хозяйка слушала меня,
Но в тусклом взгляде жизни было мало,
И, неподвижно сидя у огня,
Она совсем, казалось, задремала…

Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий!
Огнём, враждой земля полным -полна,
И близких всех душа не позабудет…
(говорит девушка)- Скажи, родимый, будет ли война?
И я сказал:
— Наверное, не будет.
(говорит девушка) — Дай бог, дай бог… ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет… —
И вдруг опять:

(говорит девушка)- Не будет, говоришь?
— Нет, — говорю, — наверное, не будет!
( говорит девушка)- Дай бог, дай бог…
И долго на меня
Она смотрела, как глухонемая,
И, головы седой не поднимая,
Опять сидела тихо у огня.
Что снилось ей? Весь этот белый свет,
Быть может, встал пред нею в то мгновенье?
Но я глухим бренчанием монет
Прервал её старинные виденья.
(говорит девушка)- Господь с тобой! Мы денег не берём.
— Что ж, — говорю, — желаю вам здоровья!
За всё добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью..

Спасибо, скромный русский огонёк,
За то, что ты в предчувствии тревожном
Горишь для тех, кто в поле бездорожном
От всех друзей отчаянно далёк,
За то, что, с доброй верою дружа,
Среди тревог великих и разбоя
Горишь, горишь, как добрая душа,
Горишь во мгле, и нет тебе покоя..

1-й Ведущий: Стихотворение это всего в несколько строк – но за ними миллионы простых людей, живущих по ироническому признанию поэта, без претензий и льгот. На реке поэзии Николая Рубцова есть только причалы добра. Даже в темную ночь в ней светит хоть одинокая звезда и всегда загорается приветливый огонек.

(Проигрывается куплет песни «Зимняя ночь»)

2-й ведущий : Где бы он ни был, неизменно возвращался в Николу… мало кому из современных поэтов удалось столь проникновенно, как Рубцову, сказать о том, что человек не может, не имеет права смотреть свысока на воды, травы и деревья, на живность всякую, ибо сам он часть природы. Природа у Николая Рубцова – хранительница истории, народа. Первое четверостишье – картина природы, наблюдаемая автором и ожидание подлёта журавлей. И реакцию самого автора –

«И разбудят меня, позовут журавлиные крики» –

следует понимать в переносном смысле: разбудят спящую часть души!

1-й Ведущий: Поэзия Рубцова насыщена традиционной народной символикой, в его душу вошли стихии ветра, снега, тумана, дождя. Так, у него береза — символ Руси, конь- символ свободы, счастья и удачи. Дом в лирике Рубцова – то, к чему сам поэт всю свою недолгую жизнь стремился, но так и не обрел.

Он говорил, обращаясь к России : «Люблю твои избушки и цветы…» — но с грустью заключает: «Не купить мне избу над оврагом….».

Деревня у поэта, как и дом,- символ всего самого лучшего в жизни. Он гордится, что «вырос в хорошей деревне», знает, что «в деревне виднее природа и люди», называет ее «светлой», молит о том, чтоб ее вид «вокзальный дым не заволок».

Храм олицетворяет в его символике святость Руси. Поэтому жаль «разрушенных белых церквей», он называет храм «удивительным, белокаменным» но этот храм, как деревня, как Россия, разорен и погружен в сон.

Вечные вопросы жизни и смерти у Николая Рубцова неразрывно связаны с темой Родины. Родина для поэта — идеал святости, т.е. идеал неизменный, нравственный и эстетический. И символами Родины у Рубцова являются храм, деревня, береза, гнездо, дом, звезда, горница.

(Слушается романс « В минуты музыки»)

2-й ведущий : Родина-сон, подразумевающий запустение, застой. Родина — покой, успокоение, к которому приходит и с чем связывает свою судьбу лирический герой. Родина — святыня, неповторимая и вечная, о сохранении и возрождении которой мечтает поэт, связывающий это возрождение с понятием свободы. Николай Рубцов ничего не имел, что можно было бы у него отнять «У тебя ведь добра, кроме Родины и воли- ни кола, ни двора» так заметил о нем оренбургский поэт В.Кузнецов) и тем более нельзя отнять талант, а ведь именно он составлял главное богатство поэта. Особенно важно отметить, что поэт был беден, унижен, отвержен системой, как и все простые, а особенно внутренне свободные люди.

1-й Ведущий: Был ли случаен успех Рубцова?

Случайные успехи недолговечны. Успех был подготовлен им всем течением жизни.:

-неустанной работой души;

-смелостью, с которой Николай Михайлович отринул устоявшиеся каноны;

-неприятием лжи, верой в народные идеалы, приверженностью подлинным культурным традициям;

-совестью и позицией гражданина;

-вдохновением, рождаемым в тяжком труде.

Все это и есть талант!

2-йЧтец: Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей..

(Звучит романс «Гори ,гори моя звезда.» в исполнении Анны Герман)

2-й Ведущий:

Поэт трагически погиб в самом расцвете сил, в 35 лет.

Его называли Есениным 60-тых годов.

(Звучит знаменитая «Горница» .Музыка Морозова, в исполнении Капуро)

Составила сценарий по творчеству Н.М.Рубцова библиотекарь Добрышкина Н.В. В мероприятии исполняли песни как учащиеся колледжа, так и использовались песни в исполнении Анны Герман, М.Капуро, Татьяны и Сергея Никитиных и Вадима Стройкина.

Используемая литература:

  1. Уроки литературы № 3-2001г./Приложение к журналу «Литература в школе». Стр.4-8 статья Трунина А.В. «Диалог художественных миров».
  2. Журнал «Литература в школе» № 1 – 1999г. стр. 60-69 статья Бондаренко М.А. «Поэзия Николая Рубцова в школе».
  3. Журнал «Литература в школе» № 10 -2006г. стр. 45-47 статья Нечаева В.Н. Литературный вечер, посвященный творчеству Н.М.Рубцова.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Подготовка дня знаний праздника первого звонка справка
  • Подготовить сценарий проведения какого либо праздника
  • Подготовить сообщение православные праздники
  • Подготовить сообщение об одном христианском празднике
  • Подготовить сообщение об одном мусульманском празднике