Подготовьте праздник календарно обрядовых песен от зимних рождественских колядок до осенних проект

Обрядовые песни - это вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года. Календарно об...

Обрядовые песни — это  вид фольклора, сопровождавший календарные и семейные праздники, а также труд земледельца в течение хозяйственного года.

Календарно обрядовые песни — это разновидность обрядовых песен, которые связаны с праздниками, с явлениями природы и трудом крестьян в разные времена года. Всю календарную обрядность также связывают с солнечным циклом — солнцестояниями и равноденствиями.

Фолькло́р — это устное народное творчество; совокупность верований, обычаев, обрядов, песен, сказок и др. явлений быта народов. Важнейшей особенностью фольклора  является ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители 

Обряд — это церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера.

Можно выделить 4 цикла календарно — обрядовой поэзии: зима, весна, лето, осень. 

Колядки

Среди зимних календарно — обрядовых песен большое место занимали колядки. Колядованием назывались праздничные обходы изб с пением песен — колядок. Ряженые ходили по домам и желали богатого урожая, приплода скота, счастья в семенной жизни и здоровья. В заключение они просили награду за свой труд.

Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.

***

Ты нас будешь дарить —
Мы будем хвалить,
А не будешь дарить —
Мы будем корить!
Коляда, коляда!
Подавай пирога!

Масленичные календарно — обрядовые песни

Масленица символизирует наступление весны и уход зимы. Это веселый праздник с блинами, угощениями и хороводом. Отмечается семь дней. Заканчивается сжиганием чучела Масленицы. Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

Масленица Зиму замыкает,
Весну Красну приглашает!

Ой, Зимушка-Зима!
Иди спать, отдыхать!
Весна Красна!
К нам приди опять!

Становись в круг, весь народ!
Гармонист, грянь хоровод!

С доброй вестью к вам пришли,
Веселье, радость принесли!
Зима-то кончается,
Масленица начинается!

***

Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, —
Весну под руку ведет!

Будем петь, гулять, —
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
блинками баловаться!

 Весенние календарно — обрядовые песни

Приблизить приход весны было призвано исполнение обрядовых песен Веснянок. Их кликали, взобравшись на крыши  или пригорки, призывая весну. Прилет птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой часть весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

***

Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

Один из самых больших весенних праздников славян — Его́рий Ве́шний (Юрьев день), проводили обряд первого выгона скота на пастбище. Скот украшали лентами, цветами, пели о наступлении лета. С древнейших времен Юрьев день воспринимался народом как одна из границ между зимой и летом, важная дата в сельскохозяйственном календаре, а потому к нему приурочивалось множество работ, сопровождавшихся различными ритуалами.

Мы вокруг поля ходили,
Егорья окликали,
Макарья величали:
«Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком 
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого!»

***

Юрий, добрый вечер!
Юрий, подай ключи,
Юрий, отомкни землю,
Юрий, пусти траву!
— Юрий, на что трава?
— Трава для коников!
— Юрий, на что роса?
— Роса для воликов!

Летние обрядовые песни

Самые известные летние обряды связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали березками. Она знаменовала окончание весны и начало лета.  Обычаи давних времен основаны на обновлении жизни – это время, когда появляются первые листочки на деревьях, распускаются цветы.

До сих пор существует обряд завивания березы. Во время процесса девушки загадывали доброго здоровья своей матушке и другим родственникам. Или во время завивания березы думали о полюбившемся юноше – таким образом привязывая к себе его мысли и думы. 

На Троицу собирали раннюю росу – она считалась сильным лекарством против хворей и недугов. Такие обряды существовали у наших предков. Некоторые из них можно встретить и в наши дни.

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яишницею!

Обрядовая песня заклинала густые всходы, дождь, рост и богатый урожай ржи.

Где девушки шли,
Тут рожь густа!
Где бабы шли,
Там вымокла!
Где мужики шли,
Там повыросла!
Где ребята шли,
Там повылегла!
Где кум прошел,
Там овес взошел,
Где кума прошла,
Там рожь взошла!

Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы.

Песня оповещала о наступлении праздника Ивана Купалы.

— Сегодня, девочки, Купала,
Сегодня, девочки, Купала!
А кто сделал что — пропало,
А кто сделал что — пропало!

В песне заклинался богатый урожай.

Марья Ивана,
Марья Ивана
В жито звала,
В жито звала:
— Пойдем, Иван,
Пойдем, Иван,
Жито глядеть,
Жито глядеть!
Чье жито,
Чье жито
Лучше из всех,
Лучше из всех?
Наше жито,
Наше жито
Лучше из всех,
Лучше из всех!
Колосисто,
Колосисто,
Ядренисто,
Ядренисто,
Ядро в ведро,
Ядро в ведро.
Колос в бревно,
Колос в бревно!

Во время косьбы говорят:

      Коси коса,
      Пока роса,
      Роса долой –
      Коса домой.
      Коса любит лопаточку,
      Лопатка – песок,
      Косец – пирожок,
      Еще каши горшок,
      Толокна ему мешок,
      Еще брюковки на Филипповки,
      Еще редьки хвост
      На великий пост!

Осенние обрядовые песни

Это календарно  — обрядовые песни связанные со сбором урожая. Обрядовые песни жатвы  сопровождали начало уборки урожая, исполнялись во время работы и выражали радость окончания осенних работ в поле.

Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!

***

Песня рассказывает о совершении обряда «завивания бороды» — специально для несжатых для этой цели колосьев

Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!

Когда на поле дожинают рожь, дети говорят:

Солнышко красное,
Садись поскорей,
Нас, сирот, пожалей!

После ржаного жнитва катаются по пожне и говорят:

      Жнива, жнива,
      Дай мне силушку
      Еще на яровую жнивушку!

Смотрите также:

  • какие календарно — обрядовые песни самые веселые?
  • обрядовые песни осени

На странице использованы тексты обрядовых песен из книги Ю.Г. Круглов «Русские обрядовые песни»

Календарно обрядовые песни тексты

Слайд 1

Проект «Календарно-обрядовые песни»

Слайд 2

Календарно-обрядовые песни связаны с представлениями о круговороте природы, земледельческим календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян-земледельцев. Они делятся на зимние, весенние, летние и осенние, и соответствуют поворотным моментам в смене времен года. Люди верили, что их заклинания услышат Боги и пошлют им богатый урожай, приплод скота и безбедную жизнь.

Слайд 3

Зимний цикл обрядовых песен Включает в себя простейшие заклинания и обрядовую магию. Год начинается исполнением колядных песен или колядок. Колядки начинали исполнять с Рождества и до Крещения Господня . 12 дней ходили ряженые. Наряжались животными, стариками и старухами. Ряженые ходили от избы к избе и пели под окнами колядки . Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения.

Слайд 4

Весенний цикл обрядовых песен Весенние песни(веснянки) были связаны со встречей весны. Веснянки не пели , а кликали. На день весеннего равноденствия(22 марта) была традиция печь жаворонков, петь песни веснянки, взобравшись на пригорки и крыши. Ими встречали приход теплого времени и пробуждения новой жизни.

Слайд 5

Летний цикл обрядовых песен Исполнялись на Троицу, на праздник Ивана Купалы. На Троицу дома украшали березками. Из березовых веток плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы сопровождались песнями. Они знаменовала окончание весны и начало лета. Ива́н Купа́ла ( Ива́нов день, Купальская ночь) — народный праздник, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. На Ивана Купалу ночью жгли костры. Существовал обычай прыгать через костер: считалось, что огонь обладает очищающей силой –прыгавший через костер будет здоровым и крепким.

Слайд 6

Осенний цикл обрядовых песен Были связаны со сбором урожая. Сноп, нередко украшенный, торжественно приносился в деревню и хранился весь год. Из первых и последних колосьев на пашне завивали венки. Во время сбора урожая пели житные песни. Во время жатвы как мужчины, так и женщины стараются найти на одном стебле самое большое число колосьев.

Слайд 7

Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией.


1


ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ Работа ученика 6 «А» класса МОУ СОШ 23 г. Саратов Ведерникова Владимира


2


П Л А Н 1. Что такое фольклор 2. Жанры устного народного творчества 3. Календарно-обрядовые песни: — зимний цикл календарного фольклора — весенний цикл календарного фольклора — летний цикл календарного фольклора — осенний цикл календарного фольклора


3


Фольклор – искусство коллективное Фольклор каждого народа неповторим, так же, как его история, обычаи, культура Ф О Л Ь К Л О Р ФОЛЬКЛОР (англ. folklore — народная мудрость) – это обозначение художественной деятельности народа, или устного народного творчества, возникшего еще в дописьменный период


4


заговоры и заклинания УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО народные песни народные сказки мифологические рассказы детский фольклор духовные стихи былины исторические песни малые жанры фольклора: загадка, пословица, поговорка


5


КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ Наиболее древними считаются календарно-обрядовые песни. Их содержание связано с представлениями о круговороте природы, с земледельческим календарем. Эти песни отражают различные этапы жизни крестьян – земледельцев. Они входили в зимние, весенние, летние обряды, которые соответствуют поворотным моментам в смене времен года. Люди верили, что их заклинания услышат могучие боги, силы Солнца, Воды, Матери-Земли и пошлют хороший урожай, приплод скота, безбедную жизнь. Эти песни, как правило, невелики по объему и несложны по поэтической структуре. В них заключены тревога и ликование, неуверенность и надежда.


6


ЗИМНИЙ ЦИКЛ КАЛЕНДАРНОГО ФОЛЬКЛОРА Зимний цикл в основном состоит из песен. Изначально песни включали в себя простейшие заклинания и обрядовую магию. Год начинается исполнением колядных песен или колядок. КОЛЯДКА – это величальная песня, песня-заклинание благополучия в грядущем году.


7


Пришла Коляда Накануне Рождества. Дайте коровку, Масляну головку! А дай Бог тому, Кто в этом дому! Ему рожь густа, Рожь ужиниста; Ему с колоса осьмина, Из зерна ему коврига, Из полу зерна – пирог. Наделил бы вас Господь И житьём, и бытьём, И богатством, И создай вам, Господи, Ещё лучше того! Смысл любой колядки в своеобразном заклинание счастья и богатства щедрому хозяину. Чем больше отдаст он колядующим, тем больше обретёт в грядущем году. Угощение – признак полноты дома. Колядка – песня-заклинание, песня-заговор, условная магическая игра хозяина и колядовщиков. С праздником Коляды связан и сам обычай гадания.


8


МАСЛЕНИЦА Это праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой. Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Поэтому на Масленицу катались на лошадях вокруг села, носили на шестах горящие колеса (символ солнца), главную роль на праздничном столе отводили блинам (изображению солнечного диска). На масленичном костре сжигали Масленицу – соломенное чучело. Проводы-похороны сопровождались пением, ритуальным смехом, шутовским действием. Смех должен был утвердить жизнь, весну, тепло.


9


ВЕСЕННИЙ ЦИКЛ КАЛЕНДАРНОГО ФОЛЬКЛОРА Уж ты пташечка, Ты залётная! Ты слетай На сине море, Ты возьми Ключи весенние, Замкни зиму, Отомкни лето! Веснянка – связана с обрядом заклинания весны. Веснянки пелись в марте, это были хоровые переклички девушек – своеобразные песни-заговоры, замыкающие зиму, ускоряющие приход весны. Пекли специальные сдобы – в виде фигурок птиц (жаворонков), выпускали птиц из клеток на волю, как бы призывая их скорее принести весну.


10


ХОРОВОДЫ Хороводы изначально связаны с праздником весеннего обновления природы. Начинали водить с пасхальной недели. На радуницу – радуницкие, 23 апреля – георгиевские, 9 мая – никольские. Весенние хороводы переходили в летние: Троицкие, Всесвятские, Ивановские, Петровские. К хороводным причисляют все песни. Могли петь любую, если ее характер отвечал теме хороводных песен. Древние хороводные песни прочно связаны с праздничными заклинательными обрядами. Сохранившиеся до наших дней плясовые песни сопровождали мужские и женские пляски. Мужские олицетворяли силу и сноровку, женские – нежность, пластичность, статность.


11


ЛЕТНИЙ ЦИКЛ КАЛЕНДАРНОГО ФОЛЬКЛОРА День Ивана Купалы День Ивана Купалы – кульминация земельного годичного круга – ночь на 25 июня. Праздник Ивана Купалы совмещает в себе языческое поклонение и христианский праздник в честь дня Рождества святого Иоанна. Этот праздник открывал цикл летних праздников – до августа, когда начинался праздник жатвы.


12


Иван да Марья В реке купались. Где Иван купался, Берег колыхался, Где Марья купалась, Трава расстилалась. Девицы цветы щипали Да у Ивана пытали: Что это за цветы? Это цветы Купалы. Девицам — умыванье, А парням — воздыханье!


13


ОСЕННИЙ ЦИКЛ КАЛЕНДАРНОГО ФОЛЬКЛОРА Основным содержанием осенних обрядов являлось стремление вернуть работающим на поле затраченную силу и сохранить плодоносную энергию земли. Особые почести воздавали и последнему снопу. Работа в поле сопровождалась «жнивными» и «дожиночными» песнями – под одни жали, а под другие собирали последний урожай. А на нас сказали, Что мы лена жали, Что мы лена жали! Ажно мы пожали И в копы послали, В стоге наметали! А в поле копами, На гумне стогами, На гумне стогами! На гумне стогами, На току ворохами, А с току мехами!


14


Самый распространенный в народе осенний праздник – Покров. Считается, что Покров приносит белое снежное покрывало на землю. Об этом сложены поговорки: «На Покров до обеда осень, после обеда зима», « Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто – к легкому году, а не чисто – к строгой зиме», «Покров кроет землю то листом, то снегом», «Отлет журавлей на Покров – на раннюю холодную зиму», «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «От первого снега до санного пути шесть недель».. Сельскохозяйственный год завершен, и снова наступает время веселых игр, гуляний, свадеб с их обрядами и ритуалом. П О К Р О В

Презентация «Календарно-обрядовые песни»

ПОДГОТОВИЛА: УРВАНЦЕВА О. Г.,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «БУРЕВЕСТНИКОВСКАЯ ШКОЛА»

ЦЕЛЬ: ОПРЕДЕЛИТЬ ОСОБЕННОСТИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
ЗАДАЧИ:
ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПЕСНЯМИ;
ПРОСЛЕДИТЬ ОТГОЛОСКИ НАРОДНОЙ ОБРЯДОВОЙ ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ, КОМПОЗИТОРОВ, ХУДОЖНИКОВ
ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖЕНИЕ К НАРОДНЫМ ОБЫЧАЯМ;
ВЫЗВАТЬ ЖЕЛАНИЕ ПРОВЕСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОБЫЧАЕВ ЖИТЕЛЕЙ ПОСЁЛКА, РАЙОНА

Создать кластер

Создать кластер

Обряды берут своё начало в глубокой древности.
Календарный обряд – неотъемлемая часть народного празднества – это установленные традицией символические действия, имеющие магический смысл.
Известно, что народные празднества связаны прежде всего с хозяйственной деятельностью и приурочены к временам года, т.е. распорядку сельскохозяйственных работ по временам года.
Считалось, что если обрядовые действия не будут исполнены в сопровождении песни, то не будет достигнут желаемый результат.
Исполняемые во время самых разных обрядов песни называются календарно – обрядовыми. Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду устного народного творчества
( УНТ ).

Немного истории

Рождественские новогодние праздники связаны с зимним солнцестоянием – одним из важнейших дней земледельческого календаря.
Началу года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, так и весь год проведёшь. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди весёлыми, все желали друг другу счастья и удачи.
А начинались праздники колядованием – ряженые обходили дома и пели колядки (желали богатого урожая, изобилия, славили хозяев), хозяева щедро одаривали колядующих пирогами, лепёшками, колбасами…( см учебник, стр. 7)
Если хозяева скупились, им пели
озорные колядки с шуточными
угрозами.

колядки

К.А.Трутовский. «Колядки в Малороссии».

Современная Масленица произошла от языческого старославянского праздника проводов Зимы. Так она и сохранилась по сей день.
Главное угощение на Масленицу — блины. С пылу с жару дорогим гостям. С топлёным маслом, с мёдом, со сметаной, с икрой, грибами, с осетриной…
Блин – это символ солнца, круглый и горячий он сулит радость и веселье, вот-вот растает снег и наступят тёплые весенние деньки.
Длится Масленица неделю. По красоте, поэтичности и озорству это один из самых продолжительных и весёлых предвесенних праздников в канун Великого поста.
Для проводов сооружалось большое чучело Масленицы, потом его сжигали или закапывали.

МАСЛЕНИЧНЫЕ ПЕСНИ

«Масленица. Б Кустодиев.

Сжигание Масленицы (Прощание).

* Весенние песни – Веснянки – не пели,
а кликали (выкрикивали), взобравшись
куда-нибудь повыше: на крышу, на пригорок.
* В них призывали весну, окончательно
расставались с зимой.
Выпекали из теста птичек, подкидывали их, чтобы они «летали».
Обряд связывался с приходом
весны, с весенним возрождением земли.

ВЕСЕННИЕ
ПЕСНИ

Летние песни

Кукушечка, любушечка,
Принимайте меня во зелёный сад одноё.
Кумитеся, любитеся
Принимайте меня во зелёный сад одноё.
Вы пойдёте во зелёный сад,
Принимайте меня во зелёный сад одноё.

Лето приводило за собой свои праздники и открывалось широким праздником Троицы.
Он совпадал с расцветом природы в начале лета.

Троица — очень красивый праздник. Дома украшают ветками берёзы, травой, цветами. Плетут венки, гадают на них, водят хороводы.
И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость. Всё сопровождалось песнями.
Праздник Троицы без березы — то же самое, что Рождество без елки.
Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки.

Народные обычаи, связанные с праздником Троицы.

В народе сохранился древний обычай, имеющий дохристианские корни.
Он заключался в том, чтобы идти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слезы означали дождь.
Считалось, что после этого летом не будет засухи.

Сергей Коровин. К Троице. 1902 г.

Описание этого обычая мы находим у:

А. С. Пушкина в «Евгении Онегине»:
В день
Троицын, когда народ
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три…
Сергея Есенина:
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
На резных окошках ленты и кусты.
Я пойду к обедне плакать на цветы…

Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников раннемосковского зодчества. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном.

Андрей Рублёв. ТРОИЦА.
Третьяковская галерея.

Троицкий собор. Москва.

ОСЕННИЕ ПЕСНИ.

Б. Кустодиев. Жатва.

Последний календарно – обрядовый цикл связан со сбором урожая.

Обряды совершали в день, когда заканчивали уборку хлеба.
Окончив жатву, «завивали бороду» — завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела.
Потом катались по земле, восстанавливая свои силы.
Потом с последним снопом торжественно шли домой, распевая песни.

А. Венецианов.

Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календаре — распорядком работ по временам года.

Можно выделить 4 цикла календарно — обрядовой поэзии: зима, весна, лето, осень.  Приводим тексты обрядовых песен для изучения в 6 классе.

Календарно — обрядовые песни Колядки

Среди зимних календарно — обрядовых песен большое место занимали колядки. Колядованием назывались праздничные обходы изб с пением песен — колядок. Ряженые ходили по домам и желали богатого урожая, приплода скота, счастья в семенной жизни и здоровья. В заключение они просили награду за свой труд.

Коляда, коляда!
А бывает коляда
На кануне Рождества
Коляда пришла
Рождество принесла.

***

Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепешку
В заднее окошко

Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять.

***

Коляда, коляда!
По вечеру рождества!
Дома ли хозяин?
Нет его дома, –
Уехал на поле
Пшеницу сеять.
Дай кишки, пирожка;
Как не дашь пирожка,
Уведем корову за рога,
И за задним воротам
Привяжем к столбу,
Ушибем метлой.

Масленичные календарно — обрядовые песни

Масленица символизирует наступление весны и уход зимы. Это веселый праздник с блинами, угощениями и хороводом.

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару — разбирайте!
Похвалить не забывайте.

***

Веселись, народ:
В гости Масленка идет
С пирогами и блинами, —
Весну под руку ведет!

Будем петь, гулять, —
Весну-матушку встречать!
На санях кататься,
блинками баловаться!

***
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинов себе горячих напечём –
Нам метели и морозы нипочём!

Если есть сковорода,
Не страшны нам холода,
Потому что блин горячий –
Это лучшая еда!

 Весенние календарно — обрядовые песни

Весенние календарно — обрядовые песни (веснянки) исполнялись что бы приблизить приход весны . Их кликали, взобравшись на крыши  или пригорки, призывая весну. Прилет птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой часть весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью,
Со льном высокиим,
С корнем глубокиим,
С хлебами обильными.

Ты приди, Весна – веснянка,
Выходи к нам на полянку!
Дружно, дружно, всем народом,
Мы пройдемся хороводом.
Песни , пляски заведем,
Игры разные начнем…
Не дадим Весне скучать,
Будем праздник отмечать!

Ты приди, Весна – веснянка,
Выходи к нам на полянку!
Дружно, дружно, всем народом,
Мы пройдемся хороводом.
Песни , пляски заведем,
Игры разные начнем…
Не дадим Весне скучать,
Будем праздник отмечать!

Летние обрядовые песни

Где девушки шли,
Тут рожь густа!
Где бабы шли,
Там вымокла!
Где мужики шли,
Там повыросла!
Где ребята шли,
Там повылегла!
Где кум прошел,
Там овес взошел,
Где кума прошла,
Там рожь взошла!

Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девки пришли,
К тебе красны пришли,
Пирога принесли
Со яишницею!

Коси коса,
Пока роса,
Роса долой –
Коса домой.
Коса любит лопаточку,
Лопатка – песок,
Косец – пирожок,
Еще каши горшок,
Толокна ему мешок,
Еще брюковки на Филипповки,
Еще редьки хвост
На великий пост!

Осенние обрядовые песни

Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором урожая. Обряды эти совершали в тот день, когда заканчивали уборку хлеба.

Жали мы, жали,
Жали, пожинали:
Жней молодые,
Серпы золотые…
Ой и чьё это поле
Зажелтело, стоя?
Иваново поле
Зажелтело, стоя:
Жницы молодые,
Серпы золотые!

Уж мы вьем-вьем бороду
У Василья на поле,
Завиваем бороду
У Ивановича нашего,
На ниве великой,
На полосе широкой!

ровая спорынья!
Иди с нивушки домой,
Со поставушки домой
К нам во Кощено село.
Во Петровково гумно!
А с гумна спорынья
Во амбар перешла,
Она гнездышко свила,
Малых деток вывела,
Пшеной выкормила,
Сытой выпоила!

И говорило аржаное жито,
В чистом поле стоя,
В чистом поле стоя:
Не хочу я, аржаное жито,
Да в поле стояти,
Да в поле стояти,
Не хочу я, аржаное жито,
Да в пола стояти
Колосом махати!
А хочу я, аржаное жито,
Во пучок завязаться,
В засенку ложиться,
А чтоб меня, аржаное жито,
Во пучок взвязали,
Из меня рожь выбирали!

Смотрите также:

Урок русского языка в 6 классе

Обрядовый фольклор.
Календарно-обрядовые песни

Тамбовцева Валерия Валерьевна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние песни, летние и осенние песни).

Задачи урока:

·                   рассказать учащимся, во время каких праздников исполнялись календарно-обрядовые песни; найти и определить   художественные особенности календарно-обрядовых песен;

·                   развивать эстетический вкус учащихся;

·                   воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование:

·        Литература.6 класс. В 2 ч. Ч.1/ под ред. В.Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2012.

·        фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»,

·        мультимедийное оборудование,

·        репродукции картин художника В.Кустодиева,

·        раздаточный материал.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Настрой учащихся на работу, создание атмосферы комфорта, постановка целей урока.

2.Проверка домашнего задания.

Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с.5).

3. Актуализация знаний.

-Что такое фольклор?

-Назовите известные вам жанры фольклора.

4.Объяснение нового материала.

Слайд 1

Слово учителя о календарно-обрядовых песнях.

Слайд 2

Фольклор (от английского folk — народ, lore — мудрость) — устное народное творчество. Фоль­клор возник до появления письменности. Самая важная его черта — то, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная отличительная черта фольклора — коллективность творчества. Он возник как массо­вое творчество и выражал представления первобытной общины и рода, а не отдельной личности.

Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские обряды. А что такое обряд?

Слайд 3

Обряды – это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.  С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.

Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых различных обрядов и являлись их важной и необходимой частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые условия и не исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. Эти песни являются древнейшим видом народного творчества.

Календарно-обрядовые песни получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем – распорядком работ по временам года. Среди календарно-обрядовых песен различают: колядки, масленичные песни, весенние песни, летние песни, осенние песни.

Слайд 4

Слайд 5

Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться.

Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Обряд колядования — это обход дворов с праздничными пожеланиями хозяевам и получение за это подарков. Ребятишки, парни и девушки рядились кто во что горазд: и козой наряжались, и медведем, и кикиморой, и страшным чертом — в вывороченном тулупе, с рогами и длинным хвостом. Лица закрывали страшными и смешными масками — «личинами» или «харями». Веселились, пугали друг друга и плясали до упаду. А затем вновь ходили по дворам, останавливались под окнами и вновь пели колядки. За ласковые слова и добрые пожелания хозяева одаривали колядовщиков печеньем в виде коньков, коровок, козулек и пирогами. Ряженые благодарили добрых людей величаньями. У всех славянских народов песни назывались по-разному: колядки- на юге, овсень – в центральной России, виноградье- на севере. Святки праздновались всеми, но больше всего молодежью. Игры, песни, посиделки, гадания наполняли двухнедельное святочное празднество. Как и в самые давние времена, парни и девушки ходили от избы к избе, но теперь с изображением звезды, возвестившей о рождении Христа, и пели величальные, то есть поздравительные песни — колядки.

Слайд 6

– Пришла коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку – 
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!

* * * * * * * * * *

Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством во всем!

(Учащиеся прослушивают запись песни «Коляда ходя, бродя…»)

Слайд 7

Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали.

 Слайд 8

На Масленицу было принято водить хороводы, печь блины, напоминавшие о весеннем солнце, которые затем поедались. Считалось, что чем больше блинов съешь, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Недаром пели: «Как на масленой недели из печи блины летели…»

Слайд 9 

Масленицу называли широкой, потому что это был веселый праздник: катались на санях с гор, на лошадях по деревне, играли во взятие снежного городка, устраивали ярмарки, балаганы, кулачные бои.

А мы Масленицу повстречали,
Повстречали, душа, повстречали.
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали.
Маслом гору поливали.

(Учащиеся прослушивают запись песни «Масленая погорела…»)


Слайд 10 

Закончились рождественско-новогодние праздники, пронеслась веселая обманщица Масленица, пришла Весна-красна и зазвенели по земле веснянки, или весенние песни. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Слайд 11 

Кликанья обычно сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из теста (жаворонки, кулики). Птичек подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту на нитке, чтобы они «летали» на ветру. Их просили прилететь, принести весну.

(Учащиеся прослушивают запись песни «Ой, жаворонки, жаворонушки…»)

Слайд 12

Летние песни исполняли на Троицу и праздник Ивана Купалы.

 Девушки на Троицу, украсив избы, шли в лес завивать березку и плести венки. В ближайшей роще выбирали молодую кудрявую березку, украшали ее лентами и, взявшись за руки, водили хоровод, сопровождая его песнями. Затем также устраивали под березкой праздничную трапезу (обед), а после ломали с той же березки ветки и плели венки, с которыми снова водили хороводы и пели песни. Похороводив, шли на реку, бросали венки на воду и загадывали: если поплывет — счастье, завертится на одном месте — свадьба расстроится, потонет — смерть родных или суженого. Венки также сплетали и хранили до Троицына дня.

Кукушечка, любушечка,

Принимайте меня во зеленый сад одное.

Кумитеся***, любитеся,

Принимайте меня во зеленый сад одное.

Вы пойдете во зеленый сад,

Принимайте меня во зеленый сад одное.

 В Троицу в народе считалось обязательным пойти на службу в церковь. После службы девушки надевали на голову свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Ее срубали и ставили посредине круга, опять украшали лентами, цветами. Потом устраивали с березкой торжественное шествие: обносили ее вокруг всей деревни. Затем на одной из улиц втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К девушкам присоединялись парни.

Как и на Масленицу, в старину Троицу отмечали целую неделю. Каждому дню соответствовали определенные обычаи.

Слайд 13 

В воскресенье, в Троицын день, с утра всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. В этот день и храм, и жилище принято было украшать настоящим зеленым ковром из цветов и листьев. Окна домов украшали свежими березовыми и яблочными ветками, вставляли их за образа в комнатах.

(Учащиеся прослушивают запись Троицкой песни).

Слайд 14  

Праздник Ивана Купала – еще один крупный летний праздник. Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в святых источниках. На Русском Севере накануне — в день Аграфены Купальницы топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года.

В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.

Ой, рано на Ивана…

Да кто нейдет на улицу…

Ой, рано на Ивана!

Ой, рано на Ивана…

Ой, рано на Ивана.

На Украине девушки и парни, взявшись за руки, прыгали попарно через огонь. Если во время прыжка их руки останутся вместе, то считали, что это явная примета их будущего брака. тоже, если вслед им полетят искры. .В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие.Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».

Украинские девушки за травами и цветами для купальских венков ходили утром накануне Купалы. При этом обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам.

Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

Слайд 15 

ОСЕННИЕ ПЕСНИ связаны со сбором урожая. Обряды совершали в день, когда заканчивали уборку хлеба. Окончив жатву, «завивали бороду»- завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. Потом катались по земле, восстанавливая силы, потерянные в дни страды. Потом с последним снопом торжественно шли домой, распевая песни. 

Жали мы, жали,

Жали, пожинали,—

Жнеи молодые,

Серпы золотые,

Нива долговая,

Постать широкая;

По месяцу жали,

Серпы поломали,

В краю не бывали;

В краю не бывали,

Людей не видали.

5. Первичное закрепление.

Работа с учебником.

1)      Учащиеся читают выразительно  календарно-обрядовые песни и находят в них художественные средства выразительности.

2)      Р а с с м а т р и в а н и е  и л л ю с т р а ц и и – репродукции картины  «Масленица» Б. Кустодиева.

6. Самостоятельная работа.

Работа с раздаточным материалом. Учащиеся определяют по содержанию песни, к какому виду она принадлежит и какой праздник сопровождала.

1)Волхвов привечайте,

Святое встречайте,

Пришло Рождество!

Начинаем торжество!

С нами Звезда идет,

Молитву поет…

2) Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

– Чувиль-виль-виль,

Жавороночек,

Принеси весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне,

На ржаной копне,

На овсяном снопе.

3)      А мы масленицу дожидаем, 
Дожидаем, душе, дожидаем. 
Сыр и масло в глаза увидаем, 
Увидаем, душе, увидаем. 
Как на горке дубок зелененек, 
Зелененек, душе, зелененек. 
А Ванюша, дружок, молоденек, 
Молоденек, душе, молоденек. 
Наша Масленица, будь счастливой, 
Будь счастливой, душе, будь счастливой. 
Наша горушка будь катливой, 
Будь катливой, душе, будь катливой

4)      Пойдем,девочки,

Завивать веночки!

Завьем веночки,

Завьем зеленые.

Стой, мой веночек,

Всю недельку зелен,

А я , молодешенька,

Весь год веселешенька!

7. Подведение итогов.

-Почему фольклор был всегда важной частью народного быта?

-Чему посвящены календарно-обрядовые песни?

-Какой праздник сопровождался исполнением колядок?

-Какова главная тема масленичных песен?

-Почему весенние песни по-другому назывались закличками?

-Какое дерево является  героем летних (троицких) песен? Почему?

-С каким событием связан календарно-обрядовый цикл осенних песен?

8. Выставление оценок.

Комментированное выставление оценок.

9. Домашнее задание.

С. 10 – ответить на вопросы.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Календарные обряды ведут своё начало из глубокой древности. До
наших дней уцелело очень немногое. Календарный обряд – неотъемлемая часть
народного празднества, это установленные традицией символические действия,
имеющие магический смысл. Народные празднества у большинства народов связаны с
хозяйственной деятельностью и приурочены к временам года. Песни, сопровождающие
праздничный обряд, по мысли наших предков, оказывали влияние на плодородие
земли, и на благополучие семьи, и на здоровье скота. Считалось, что если не
будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то
не будет достигнут желаемый результат. Следует различать характер обрядовой
песни: песни величальные, корильные, заклинательные, ритуальные, игровые,
лирические. Это жанры обрядовой песенной поэзии.

Ведущий 2. Русские учёные И. Сахаров и Е.Аничков разделили календарные
обряды на 4 цикла: зимний, весенний, летний и осенний.

Зимние календарные обряды у русских.

Ведущий 1. Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием.
Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок-песен, в которых
славились хозяева дома и содержались пожелания богатого урожая, изобилия. Началу
года придавалось особенное значение: как встретишь Новый год, таков он и будет.
Весёлые, коротенькие колядки были песенной формой таких пожеланий.

Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко!

Новый год пришёл,
Старый угнал, Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять

Ведущий 2. Коляда – первоначально производили от «коло» – колесо
(напоминает форму солнца) – от колоды, которую зажигают в эти дни. Но позже было
установлено, что слово имеет нерусское происхождение. От лат.
Calendae
– в Древнем Риме 1-й день месяца. Христианское название коляды –
святки.

Стук в дверь. Пение колядок.

Уж кафтан-то короток, а я весь передрог,
У нас торбасы тоненьки, у нас ножки зябнут,
У нас перчаточки тоненьки, у нас ручки зябнут,
Уж как шапочки голеньки, у нас темечко зябнет.
Коляда, коляда, отпирай ворота!
Не отворишь ворота – подавай пирога.

Поющие (ряженые) входят в «дом».

Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка, горох, чечевичка!
На поле – копнами,
На столе – пирогами!
С Новым годом,
С Новым счастьем, хозяин, хозяюшка!

Ведущий 1. Колядование у европейцев тоже составляло центральное действо
святочно-новогоднего ритуала, сопровождалось собиранием даров (обрядовых хлебов
и печенья в виде фигурок животных), исполнением заклинательных, величальных
песен. «Колядники разносили зелёные ветки, били ими хозяев, зелёной ветвью
старались разворошить горящие в очаге угли, совершали обряд «посевания», то есть
обсыпали зерном, орехами, фасолью, сушёными фруктами хозяина дома, домашнюю
скотину, птицу или рассыпали всё это добро по дому».

Гадание.

Ведущий 2. В эти дни, когда солнце начинало свой годичный путь, когда
начинался новый год в природе, а, значит, и в жизни человека, связанного с
землёй, естественно было задуматься, каким он будет, что он принесёт природе и
человеку. И кроме колядования происходило ещё одно магическое действо – гадание.

Оно сопровождалось пением подблюдных песен:

Секи, мати, капустку, пеки пироги.
Свят вечер. Свят вечер.
К тебе, мати, гости, ко мне женихи.
К тебе, мати, в лаптях, ко мне – в сапогах.
Кому мы поём, тому с добром.
Тому сбудется и не минуется.

Масленичные песни.

Ведущий 1. Масленица праздновалась на последней неделе перед Великим
постом. Она отличалась весельем, гостеприимством и обильным застольем. Название
праздника масленица появилось у русских потому, что в это время очень
много масленой пищи, «блинов масленых». Проводам Зимы и встрече Весны
придавалось важное значение. Было убеждение, что не потешить Масленицу – значит
«жить в горькой беде и жизнь худо кончить». Зажигались костры на высоком месте
(на горке, на возвышенности), потому что стремились приблизить огонь к Солнцу,
тем самым ускорить наступление долгожданной весны. Сжигали солому (отслужившую),
то есть возвращали земле, чтобы возродилась и принесла плоды.

Как на Масленой неделе
Со стола блины летели,
И сыр и творог –
Всё летело под порог!
Как на масленой неделе
Из печи блины летели.
Весело было нам,
Весело было нам!
Прошла Маслёна,
Кончилось гулянье,
Идём теперь на отдыханье!

Угощение блинами.

Ведущий 2. У европейцев русской масленице соответствует Карнавал.

Весенние песни.

Ведущий 1. Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались пением так
называемых веснянок. Их не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши.
Кликанья сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из теста. Птичек
подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту, крыше на нитке, чтобы они
«летали» на ветру.

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью, со льном высоким,
С конем глубоким,
С хлебами обильными.

Летние песни.

Ведущий 2. Широко отмечался такой летний праздник, как Троица. Этот
праздник был связан с расцветающей, входящей в силу природой.

На Троицу дома украшали берёзками, с берёзками ходили по деревне. Из
берёзовых веток с листьями плели венки, на которых гадали. Гадания и хороводы
сопровождались песнями.

Ребята водят хоровод и исполняют «Во поле берёзонька стояла»

Осенние песни.

Ведущий 1. Последний календарно-обрядовый цикл был связан со сбором
урожая. Обряды эти совершали в тот день, когда заканчивали уборку хлеба. Окончив
жатву, обычно «завивали бороду», то есть завязывали последнюю горсть стеблей
веночком, чтобы сила земли не скудела. После этого катались по жатве, чтобы
восстановить силы, потерянные в дни страды. Потом с последним снопом, распевая
песни, торжественно шли домой.

Жали мы, жали,
Жали-пожинали,-
Жнеи молодые,
Серпы золотые,
Нива долговая,
Постать широкая;
По месяцу жали,
Серпы поломали.
В краю не бывали.
Людей не видали.

Ведущий 2. Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время
самых разных обрядов и являлись необходимой их частью.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Подготовьте подробный сценарий литературно музыкального вечера тихая моя родина
  • Подготовка сценария театрализованного представления
  • Подготовка дня знаний праздника первого звонка справка
  • Подготовить сценарий проведения какого либо праздника
  • Подготовить сообщение православные праздники