Поэты революции сценарий

Cкачать: Сценарий открытого мероприятия "Революция в судьбах поэтов Серебряного века"

Воронежский государственный
промышленно-гуманитарный колледж

Революция в судьбах русских
поэтов Серебряного века

/СЦЕНАРИЙ/

2017 год.

Оборудование.
Портреты русских поэтов Серебряного века, свечи , стилизация помещения деталями
эпохи, слайды, мультимедийный проектор, музыкальные записи : шедевры Л. Бетховена,
В. Моцарта, П. Чайковского.

Есть имена и есть
такие даты,

они нетленной
сущности полны.

А. Т. Твардовский

Ведущая: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить об
удивительном явлении в русской литературе – революция в судьбах поэтов
Серебряного века. Поэзии первых двух десятилетий прошлого века, вместивших в
себя три революции и гражданскую войну.
Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что число их можно было
сравнить с россыпью сотен звёзд на чёрном бархате ночного неба и каждого
второго можно назвать Моцартом стиха. Сегодня мы с вами побываем в самом модном
поэтическом салоне начала прошлого века.

 Ведущая: Александр
Блок стоит первым в трагическом списке русских поэтов Серебряного века. Его не
преследовали, он не был в концлагере, но он умер, когда ему исполнилось всего
41 год. Статья последних лет «Интеллигенция и революция», «Крах гуманизма» свидетельствуют
о глубоком разочаровании поэта в строительстве нового советского общества.
Жизнь в голодном Петрограде, ощущение крайней усталости, восприятие
действительности как спада революционной волны приводят его к творческому
кризису и состоянию глубокой депрессии.

В своих
воспоминаниях о Блоке Владислав Ходасевич приведёт фрагмент его юбилейной
пушкинской речи: «И поэт умирает потому, что дышать ему больше нечем; жизнь
потеряла смысл. Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии.
Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий…творческую волю,
тайную свободу».

И добавит: «Не
странно ли: Блок умирает несколько месяцев, на глазах у всех, его лечили врачи
и никто не называл и не мог назвать его болезнь. Перед смертью он сильно
страдал. Но от чего же он всё-таки умер? Неизвестно. Он умер как-то «вообще»,
потому что не мог больше жить. Он умер от смерти…»

Несмотря ни на что,
Блок утверждал: «Безумно люблю жизнь, с каждым днём всё больше, всё жизненное,
простое и сложное, и бескрылое и цыганское».

Чтец:

О, я хочу безумно
жить:

Всё сущее –
увековечить,

Безличное –
вочеловечить,

Несбывшееся –
воплотить!

Пусть дышит  жизни
сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в
этом сне,-

Быть может ,юноша 
веселый

В грядущем скажет
обо мне:

Простим угрюмство
—  разве это

Сокрытый двигатель
его?

Он –весь – дитя
добра и света,

Он весь – свободы
торжество!

Чтец:

 Ночь,
улица, фонарь, аптека,

 Бессмысленный и
тусклый свет

 Живи еще хоть
четверть века –

 Все будет так.
Исхода нет

. Умрешь — начнешь
опять сначала

 И повторится все,
как встарь:

 Ночь, ледяная рябь
канала,

 Аптека, улица,
фонарь.

10 октября 1912

Вед : Почти через
сорок лет, к восьмидесятилетнему юбилею поэта Анна Ахматова напишет:

Он прав – опять
фонарь, аптека,

Нева, безмолвие,
гранит…

Как памятник началу
века,

Там этот человек
стоит –

Когда он
Пушкинскому Дому,

Прощаясь, помахал
рукой

И принял смертную
истому

Как незаслуженный
покой.

(Во время действия
демонстрируется портрет Н.Гумилева:

       Ведущая: Алексей
Николаевич Толстой вспоминал о Гумилёве: «Смерть всегда была вблизи него.
Думаю, что его возбуждала эта близость. Он был мужественен и упрям. В нём был
постоянный налёт печали и важности. Он был мечтателен и отважен – капитан
призрачного корабля с облачными парусами. В нём соединились мальчишество и
воспитанность молодого человека, кончившего с медалью царско-сельскую гимназию,
и бродячий дух, и непреклонный фанатизм будущего создателя «Цеха поэтов».

Гумилёв, не
написавший ни строчки во славу победившего пролетариата или против него,
вернувшийся в Россию, когда его единомышленники уже покидали её, не
участвовавший ни в Белом движении, ни в контрреволюционных заговорах, был
обречен. В последний год жизни, перед трагическим августом 1921 г., поэт
обратился к своим читателям. Стихотворение так и называется : «Моим читателям».
И каждый, кто читает это стихотворение, понимает, что оно обращено к нему, что
это – завещание Николая Гумилёва:

…А когда придёт их
последний час…

Я научу их сразу
припомнить

Всю жестокую милую
жизнь,

Всю родную,
странную землю

И, представ перед
ликом Бога

С простыми и
мудрыми словами,

Ждать спокойно его
суда.

         Ведущая: Николай
Гумилёв был арестован в августе 1921 года, как утверждалось долгие годы, за
участие в контрреволюционном заговоре. Обвинение не было подтверждено
доказательствами. Теперь установлено, что преступление Гумилёва заключалось в
том, что он не донёс органам советской власти, что ему предлагали вступить в
заговорщицкую офицерскую организацию. «Суда не было. Его расстреляли без суда и
следствия». При аресте он не назван имен тех, кто с ним общался, считая, что
это не достойно чести офицера.

Алексей Николаевич
Толстой писал: «Я не знаю подробностей его убийства, но, зная Гумилёва, — знаю,
что стоя у стены, он не подарил палачам даже взгляда смятения и страха. Хмурая
тень его, негодуя, отлетела от обезоруженной, окровавленной, страстно любимой
им Родины»

Николай Гумилёв
почему-то думал, что он умрёт в 53 года. Он развивал мысль, что смерть надо
заслужить изысканностью . Однако цифра 53 мистическим образом перевернулась,
как в зеркале, и жизнь его трагически и несправедливо оборвалась в 35 лет.

И умру я не на
постели,

При нотариусе и
враче,

А в какой – нибудь
дикой щели,

Утонувшей в густом
плюще.

Ведущая: Вся жизнь
Гумилёва – это любовь. Любовь такого вселенского масштаба, что вмещала в себя
всё, что можно любить на этом свете и, безусловно, романтическая любовь к
женщине. Главная её любовь –Анна Горенко (Ахматова), ей он посвяти целый
сборник стихов «Романтические цветы».

 Чтец:

Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
А думал — забавницу,
Гадал — своенравницу,
Веселую птицу-певунью.

Покликаешь —
морщится,
Обнимешь — топорщится,
А выйдет луна — затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то,- и хочет топиться.

Твержу ей:
крещенному,
С тобой по-мудреному
Возиться теперь мне не в пору;
Снеси-ка истому ты
В днепровские омуты,
На грешную Лысую гору.

Молчит — только
ежится,
И все ей неможется,
Мне жалко ее, виноватую,
Как птицу подбитую,
Березу подрытую,
Над очастью, богом заклятую.

Ведущая: В.Брюсов
напишет по этому поводу: «Стихи Гумилёва теперь красивы, изящны и большей
частью интересны по форме…»

В сентябре 1908
года Николай Степанович выехал в Африку. Он пробыл там шесть недель, был в
Египте. О таком путешествии он мечтал с детства. Африка – его страсть. Он будет
мечтать о ней и в период войны, когда уедет на фронт.(Звучит песня Е.Ваенги
«Жираф»

Ведущий: Владимир
Владимирович Маяковский – один из ярчайших представителей авангардистского
искусства, весьма противоречивая фигура отечественной поэзии. Он отказался от
канонов прошлого, стремился создать поэзию будущего.

Идеалы Маяковского
были связаны с коммунистическим будущим, а его мировосприятие можно назвать
романтическим футуризмом.

И его творчество, и
сама личность поэта были будто устремлены в будущее, в мир, «где будет много
стихов и песен», «где будет радостен свободный труд свободных людей». В жизни
он стремился вырваться из пут «мещанского существования», желал «космических
преобразований души». Но реальность развивалась не по сценарию поэта.

Сердце было
наполнено любовью к людям. О своём гуманизме он сказал : «Я бы искупал всех в
своей любви»(Читается стихотворение «Послушайте!»)

ПОСЛУШАЙТЕ!

Послушайте!

 Ведь, если звезды
зажигают –

 значит — это
кому-нибудь нужно?

 Значит — кто-то
хочет, чтобы они были?

 Значит — кто-то
называет эти плевочки

                                                                      
 жемчужиной?

 И, надрываясь

 в метелях
полуденной пыли,

 врывается к богу,

 боится, что
опоздал,

 плачет,

целует ему жилистую
руку,

 просит –

 чтоб обязательно
была звезда!-

  клянется –

не перенесет эту
беззвездную муку!

А после

 ходит тревожный,

 но спокойный
наружно.

 Говорит кому-то:

 «Ведь теперь
тебе ничего?

 Не страшно?

 Да?!»

 Послушайте!

 Ведь, если звезды

 зажигают –

 значит — это
кому-нибудь нужно?

 Значит — это
необходимо,

 чтобы каждый вечер

 над крышами

 загоралась хоть
одна звезда?!

1914

Ведущая: Несмотря
на то, что он был признанным поэтом, глашатаем революции. Маяковский покончил
жизнь самоубийством в 1930 г. Он несколько раз играл в рулетку, но не один год
жил на грани жизни и смерти. Еще долго будут разгадывать тайну и причины гибели
поэта, но можно с уверенностью сказать, что вклад в мировую поэзию неоспорим,
что свеча любви не погасла.

В разладе с
действительностью и в мечтах о будущем родились в строках, к которым надо особо
прислушаться, желая понять жизнь и личность поэта, его творчество. Они обращены
к нам:

Грядущие люди!

Кто вы?

Вот – я, весь

Боль и ушиб.

Вам завещал я сад
фруктовый

Моей великой души

(«Во весь голос»)

Ведущая:

Паденье —
неизменный спутник страха,
И самый страх есть чувство пустоты.
Кто камни нам бросает с высоты,
И камень отрицает иго праха?

И деревянной поступью монаха
Мощеный двор когда-то мерил ты:
Булыжники и грубые мечты —
В них жажда смерти и тоска размаха!

Так проклят будь готический приют,
Где потолком входящий обморочен
И в очаге веселых дров не жгут.

Немногие для вечности живут,
Но если ты мгновенным озабочен —
Твой жребий страшен и твой дом непрочен!

Ведущая: Это стихи
Осипа Мандельштама. Он учился в одном из самых лучших , старейших частных
заведений тогдашней России – Тенишевском училище, в котором культивировались
идеалы политической свободы и гражданского долга. Нетрудно догадаться, куда
были обращены мысли будущего поэта, но мечтам жить и творить на своей родине .

Каким помнят
Мандельштама его современники? Самоуверенный и легкомысленный, эгоистичный и
чуткий, агрессивно-злой и нежный, очень привлекательный и совсем невыносимый
для окружающих, и почти всегда беспомощный, бездомный.

Трагическим
развитием судьбы он выделился из эстетических школ и направлений. Поэт самой
божественной закваски не выдержал наступающего террора. Всей совестью поэта и
гражданина он восстал против режима Сталина, написав стихи, направленные прямо
против него, за которые в ночь с 13 на 14 мая 1934 г. был арестован.

(Чтение
стихотворения «Мы живём под собою не чуя страны…»

1

Мы живем под собою
не чуя страны,…

Мы живем под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца, —
Там помянут кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд
тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, дарит за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина.

В тюрьме
Мандельштаму не давали есть и спать. Следователь хорошо знал весь круг знакомых
поэта и вынудил его составить список лиц, слышавших стихотворение.

Приказ Сталина,
подводящий итог следствию, был: «Изолировать, но сохранять». Мера наказания –
ссылка в далёкий северный посёлок Чердынь, затем – в Воронеж.

В мае 1937 г. истёк
срок воронежской ссылки, а 2 мая 1938 г. перед восходом солнца его снова
арестовали, автоматически приговорили к пяти годам каторжных работ и отправили
в Западную Сибирь.

Истощенный и
исхудалый, печальный старик (а ему было всего 47 лет) с молодыми ясными глазами
– таким запомнился он тем, кто видел его в последние месяцы жизни. Он умер 28
декабря 1938 года от разрыва сердца прямо на ходу. Смерть на конвейре, где
кровавым палачом была Советская родина.

Анна Ахматова в
1957 г. в цикле «Венок мёртвым» посвятила стихотворение :

Я над ними
склонюсь, как над чашей,

В них заметных
заметок не счесть –

Окровавленной
юности нашей

Это черная нежная
весть.

Тем же воздухом,
так же над бездной

Я дышала когда-то в
ночи,

В той ночи и
пустой, и железной,

Где напрасно зови и
кричи.

О, как пряно
дыханье гвоздики,

Мне когда-то
приснившейся там,-

Это кружатся
Эвридики,

Бык Европу везёт по
волнам.

Это наши проносятся
тени

Над Невой, над
Невой, над Невой,

Это плещет Нева о
ступени,

Это пропуск в
бессмертие твой.

Это ключики от
квартиры,

О которой теперь ни
гу-гу…

Это голос
таинственной лиры,

На загробном
гостящей лугу.

Ведущая: Колесо
истории не только перевернуло свет, но и проехалось по каждой отдельной судьбе.
Марина Цветаева вступила в литературу в тревожное и смутное время. Её
литературный манифест: «Записывайте точнее. Нет ничего не важного! Мои стихи –
дневник. Моя поэзия – поэзия собственных имён». (Стихотворение «Красною кистью
рябина зажглась…»

Чтец:

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Чтец:

Марина – «морская»,
море – её лира: человека, жизни, любви.

Кто создан из
камня, кто создан из глины, —

А я серебрюсь и
сверкаю!

Мне дело – измена,
мне имя – Марина.

Я – бренная пена
морская.

Кто создан из
глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и
надгробные плиты…

— В купели морской
крещена – и в полёте

Своём – непрестанно
разбита!

Ведущая: Главным
героем цветаевского творчества всегда была Душа. Тема души. Тема любви и тема
души тесно связаны между собой. У Цветаевой – любовь страсть, любовь – разрыв.

Судьба поэтессы
трагична. В России она жена белого офицера, за границей, в Чехии и Франции,
неистовая большевичка. Стихи не печатают. Дочь Ариадна арестована, другая ,
Ирина, умерла в приюте от голода и тоски. Сын Георгий, Мур, — как его звали в
семье, пропал без вести в годы Великой Отечественной войны.

Цветаевой
завидовали. Цветаеву ненавидели. В Россию она вернулась в июне 1939 года.
Возвращение состоялось в годы жесточайших репрессий. Муж и дочь оказались
арестованными. К 1941 г. огонь её души погас окончательно. Грянула война.
Цветаева эвакуировалась в город Чистополь, затем в Елабугу. Нищета. Тоска. 31
августа Марина Цветаева ушла «во Вселенную». Ей было 49 лет.

(Стихотворение
«Вскрыла жилы: не остановимо…»

Вскрыла жилы:
неостановимо,

Невосстановимо
хлещет жизнь.

Подставляйте миски
и тарелки!

Всякая тарелка
будет — мелкой,

Миска — плоской,

                                               Через
край — и мимо

В землю черную,
питать тростник.

Невозвратно,
неостановимо,

Невосстановимо
хлещет стих.

Ведущая : Марина
Цветаева погибла, когда её реальная жизнь, решительно оттеснив жизнь духа,
одержали победу. Когда не выдержала её израненная, живая душа…

По свидетельству
современников, кто-то из чекистов посетил М. Цветаеву буквально за день до её
смерти. Цель этого посещения – великая поэтесса приняла единственное решение –
самоубийство.

Стихотворение
«Пригвождена к позорному столбу» (Романс Таривердиева на стихи Цветаевой «Уж
сколько их упало в эту бездну…»

Пригвождена к позорному столбу,
Я все ж скажу, что я тебя люблю.
Что ни одна до самых недр — мать
Так на ребенка своего не взглянет.
Что за тебя, который делом занят,
Не умереть хочу, а умирать.
Ты не поймешь, — малы мои слова! —
Как мало мне позорного столба!
Что если б знамя мне доверил полк,
И вдруг бы ты предстал перед глазами
С другим в руке — окаменев как столб,
Моя рука бы выпустила знамя…
И эту честь последнюю поправ,
Пре ниже ног твоих, пре ниже трав.
Твоей рукой к позорному столбу
Пригвождена — березкой на лугу
Сей столб встает мне, и не рокот толп —
То голуби воркуют утром рано…
И всё уже отдав, сей черный столб
Я не отдам — за красный нимб Руана!

Евгений Евтушенко
написал стихотворение «Елабужский гвоздь», посвященное Марине Цветаевой.

 Помнишь, гераневая Елабуга,
ту городскую, что вечность назад
долго курила, курила, как плакала,
твой разъедающий самосад?

Бога просила
молитвенно, ранено,
чтобы ей дали белье постирать.
Вы мне позвольте, Марина Ивановна,
там, где вы жили, чуть-чуть постоять.

Бабка открыла
калитку зыбучую:
«Пытка под старость — незнамо за что.
Ходют и ходют — ну прямо замучили.
Дом бы продать, да не купит никто.

Помню — была она
строгая, крупная.
Не подходила ей стирка белья.
Не получалось у ней с самокрутками.
Я их крутила. Веревку — не я».

Сирые сени. Слепые.
Те самые,
где оказалась пенька хороша,
где напослед  леденяющею  Камою
губы смочить привелось из ковша.

Гвоздь, а не крюк.
Он граненый, увесистый —
для хомутов, для рыбацких снастей.
Слишком здесь низко,
чтоб взять и повеситься.
Вот удавиться — оно попростей.

Ну а старуха, что
выжила впроголодь,
мне говорит, словно важный я гость:
«Как мне с гвоздем-то?
Все смотрят и трогают.
Может, возьмете себе этот гвоздь?»

Бабушка, я вас
прошу как о милости, —
только не спрашивайте опять:
«А отчего она самоубилась-то?
Вы ведь ученый. Вам легче понять».

Бабушка, страшно
мне в сенцах и комнате.
Мне бы поплакать на вашем плече.
Есть лишь убийства на свете, запомните.
Самоубийств не бывает вообще.

1967

Ведущая: Звучит
песня на стихи Б. Пастернака «Зимняя ночь» в исполнении А. Пугачевой): В
сравнении с Н .Гумилёвым, который был расстрелян в 35 лет, с Осипом
Мандельштамом, который погиб в 47, с Маяковским, который погиб в 47 , с
Маяковским, который прожил лишь 37, а Цветаева – 49, Бориса Пастернака можно
считать долгожителем. Он умер, когда ему было 70 лет. Но какие это были годы!
1890 – 1960. Жизнь Пастернака могла бы вместить несколько жизней: столько в ней
было разочарований, радостей, невзгод и печалей.

Каким было прошлое
ХХ столетие?

Столетием атомной
бомбы? Столетием тоталитаризма? Ужасного геноцида и погромов? Всеобщего
распада? Духовного обнищания? «Да», — скорбно скажем мы, , но с радостью можем
дополнить, что ХХ столетие – это столетие Б. Пастернака.

Судьбы поэтов, о
которых, о которых сегодня шла речь, тесно переплетены со временем.

Поэт всегда «у
вечности заложник, у времени в плену». Но больше всего это утверждение подходит
Пастернаку, который был распят на кресте времени, как Иисус, Гамлет ХХ столетия
– это столетие Б. Пастернака. (Исполняется стихотворение «Гамлет»)

Чтец:

Гамлет

Гул затих. Я вышел
на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске
Что случится на моем веку.

На меня наставлен
сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче…

Ведущая: В 1956
году Пастернак закончил роман «Доктор Живаго». Тревожный роман о гибели русской
интеллигенции, об утрате духовности, о неугасимом огне свечи…

В 1958 г. Пастернак
был удостоен Нобелевской премии за этот роман. На родине это было расценено как
предательство, а роман «Доктор Живаго» назвали антисоветским. В разделенном по
политическим предубеждениям мире это событие стало поводом для гонений,
несправедливых нападок и прямой опасности изгнания из страны.

Б. Пастернак
вынужден был отказаться от Нобелевской премии. И главное объяснение этого
отказа: «Выезд за пределы моей Родины для меня равносильно смерти» (Звучит
стихотворение «Нобелевская премия»

Я пропал, как зверь
в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег
пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.

В 1960 г.
Пастернака не стало. В последний путь его провожали все, кто 2 года тому назад
голосовал за исключение поэта из Союза писателей, те, для кого чужое горе —
только зрелище. Рассказывают, что после похорон была сильная гроза – словно и
природа прощалась с поэтом. Но на перекор судьбе :

Мело, мело по всей
земле

Во все пределы.

Свеча горела на
столе,

Свеча горела.

Как летом роем
мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со
двора

К оконной раме.

Метель лепила на
стекле

Кружки и стрелы.

Свеча горела на
столе,

Свеча горела.

На озаренный
потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук,
скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

И падали два
башмачка

Со стуком на пол,

И воск слезами с
ночника

На платье капал.

И все терялось в
снежной мгле

Седой и белой.

Свеча горела на
столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из
угла,

И жар соблазна

Вздымал, как ангел,
два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в
феврале,

И то и дело

Свеча горела на
столе,

Свеча горела.

Ведущая: Удары
судьбы в годы террора сыпались на Анну Ахматову один за другим: в 1921 г.
расстреляли Гумилёва, второго мужа, известного специалиста по европейскому
модерну Николая Пунина арестованного в 1935 г. , друзья оказались в эмиграции
или погибли в концлагерях. История не оставляла её в покое. Ахматова со
свойственным ей поразительным чутьем почувствовала надвигающиеся перемены ещё в
1913 году, задолго до известных событий: Брошена! Придуманное слово –

Разве я цветок или
письмо?

А глаза глядят уже
сурово

В потемневшее
трюмо.

Это трюмо открывает
галерею зеркал, в которые поэтесса вглядывалась в течение всей своей жизни,
видя в них отражения минувшего и тени будущего. Сына, Льва Гумилёва, будущего
академика, а тогда студента Ленинградского университета, арестовали в 1938 г..
Он провёл в лагерях целых 13 лет: «Муж в могиле, сын в тюрьме! Помолитесь обо
мне!» — напишет Ахматова.

Это была трагедия
народа. И Анна разделила её с теми, с кем стояла часами в страшных очередях под
мрачными стенами «Крестов».

(Стих. «Семнадцать
месяцев кричу,…»

Зову тебя домой.
Кидалась в ноги палачу —
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.

Ведущая: Ахматову
считают трагическим поэтом, но это не вся правда. Она пережила ослепительный
успех своих первых книг, которые прославляли её как « русскую Сафо». Ахматова
писала о любви, о горечи расставаний, о красоте природы. Жизнь её безраздельно
связана с русской землёй и с народом, с его бедами, горестями, которые стали и
её:

Эта встреча никем
не воспета,

И без песен печаль
улеглась.

Наступило
прохладное лето,

Словно новая жизнь
началась.

Сводом каменным
кажется небо,

Уязвленное желтым
огнём,

И нужнее насущного
хлеба

Мне единое слово о
нём.

Ты, росой окропляющий
травы,

Вестью душу мою
оживи,-

Не для страсти. Не
для забавы,

Для великой земной
любви.

Ведущая: С. Есенину
всегда была близка природа и родина, а на фоне этой любви, он преданно старался
быть рядом с народом. Он сильно переживал за свою страну в период революционных
событий, критично изменяющих историю родной земли. В эту страшную эпоху, Сергей
Александрович стал серьезно волноваться за Русь, поэтому в его поэтических
произведениях стали появляться несколько другие мотивы, призывающие родину:

О, Русь, взмахни
крылами,
Поставь иную крепь!
С иными именами
Встает иная степь.
Изначально, поэт приветствовал революционные изменения, которые, как ему
казалось в тот момент, были способны значительно изменить любимую родину,
улучшить уровень жизни людей и т.д. Но, когда городская цивилизация стала
вторгаться в уютные просторы обычных русских деревень, Есенин насторожился и
высказал свои опасения такими словами: «приход враждебного железного гостя»
Значительные перемены в творчестве Сергея Александровича
просматриваются в стихотворениях, написанных после зарубежной поездки автора,
которая произошла в 1922-1923гг. Осмотрев жизнь европейцев, Есенин по-иному
стал видеть свою родину, теперь он стал замечать все не хорошие стороны
родной земли, ее нищету и бессовестное отношение к простым крестьянам. Нищая
родина словно убивала любовь поэта, компрометируя поэтического творца на
ругательские высказывания:
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам, и тополям.
Я не знаю, что будет со мною,
Может в новую жизнь не гожусь.
Но, и все же, хочу я стальною
Видеть бедную, нищую Русь.

Ведущая: Тяжесть крестьянского труда, отсталость России и другие негативные
критерии нашей родины, причиняли боль влюбленному романтику. Ему было стыдно
за свою страну, он видел всю критичность происходящих событий, но не мог
остановить этот пагубный процесс, не дающий переродиться любимому краю и
«расправить гордые крылья» для полета к значительным переменам в лучшую
сторону. Эти мысли сводили с ума гениального русского поэта…

.Сергей Есенин

Гой ты, Русь, моя
родная,

Хаты — в ризах
образа…

Не видать конца и
края —

Только синь сосёт
глаза.

Как захожий
богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких
околиц

Звонно чахнут
тополя.

Пахнет яблоком и
мёдом

По церквам твой
кроткий Спас.

И гудит за
корогодом

На лугах весёлый
пляс.

Побегу по мятой
стежке

На приволь зеленых
лех,

Мне навстречу, как
сережки,

Прозвенит девичий
смех.

Если крикнет рать
святая:

«Кинь ты Русь,
живи в раю!»

Я скажу: «Не
надо рая

Дайте родину
мою».

1914

Ведущая: Евгений Евтушенко утверждал: « Поэт в России больше чем поэт, он
отраженье века своего» Страшный и прекрасный 20-й век, подаривший нам
сокровищницу  русских  серебряных поэтов.

         ЛИТЕРАТУРНАЯ ИГРА « ПОЭТЫ И РЕВОЛЮЦИЯ»

                        ( для учащихся 11 класса )

Цель игры: развитие интереса к творчеству А.Блока и В.Маяковского.

Оформление: портреты поэтов, музыкальное сопровождение.

Описаниие игры. Игра состоит из нескольких конкурсов. Участвуют две команды. Домашнее задание – написать эссе на тему: « Был ли счастлив ты в жизни своей ? », предварительно изучив жизнь и творчество А.Блока, В.Маяковского, и выучить наизусть стихотворение Блока ( 1 команда ) и Маяковского ( 2 команда ).                                        

                ХОД ИГРЫ

        ЗАДАНИЕ № 1

Прослушайте литературную композицию « Моя революция  » и ответьте на вопросы:

-Одинаково ли встретили революцию Блок и Маяковский?

-Согласны ли вы с их оценкой революции?        

                « Моя революция»

Чтец № 1 читает отрывок из поэмы Блока « Возмездие  » от слов «…20 век…» до слов «…невиданные мятежи».

Чтец № 2 : Где глаз людей обрывается куцый,

                        Главой голодных орд,

                        В терновом венце революции          

                                Грядёт 16 год.                

Чтец № 1         : Всем телом, всем сердцем, всем сознанием –

слушайте         революцию.

Чтец № 2 :

Не трусость вопит под шинелью серой,

Не крики тех , кому есть нечего,

Это народа огромное громовое:

-Верую

Величию сердца человечьего!-                        

Это над взбитой битвами пылью,

Над всеми, кто грызся, в любви изверясь,

Днесь

небывалой сбывается былью

социалистов великая ересь!

Чтец № 1 : Придите к нам! От ужасов войны

                        Придите в мирные объятья!

                        Пока не поздно – старый меч в ножны,

                        Товарищи! Мы снова – братья!

          Чтец № 2:

 Принимать или не принимать? Такого вопроса не было. Моя революция. Пошёл в Смольный. Работал. Всё, что приходилось.

Чтец № 1 читает отрывок из поэмы Блока «Возмездие»: начало пролога до слов «…мир прекрасен».

        ЗАДАНИЕ № 2         « Кто быстрей? »

( необходимо для ответа поднять фотографию поэта, о котором спрашивается в вопросе )

-Кого называли  товарищ Константин?

-Кому приход ился  родственником писатель Данилевский?

-Блок или Маяковский подписал манифест « Пощёчина общественному вкусу»?

-Мать Мария…В миру её звали Кузьмина-Караваева. С кем из поэтов её связывала дружба?

-Кто  на вопрос анкеты « Где я хотел бы жить?» ответил: « В Шахмотово»?

-Кто увлекался французской борьбой?

        ЗАДАНИЕ № 3

Прослушав литературную композицию « Новая Россия», скажите : какой описывали новую жизнь Блок и Маяковский .

.

        « Новая Россия»

Чтец № 4 : Гуляет ветер, порхает снег.

        Идут 12 человек.

        Винтовок чёрные ремни,

        Кругом – огни, огни, огни.

        В зубах- цигарка, примят картуз,

        На спину б надо бубновый туз.

Чтец № 3: Я земной шар

        Чуть не весь обошел,-

        И жизнь хороша, и жить хорошо.        

        А в нашей буче, боевой, кипучей,-

        И того лучше.

Чтец №4: Эх! Эх! Позабавиться не грех!

        Запирайте етажи,

        Нынче будут грабежи.

        Отмыкайте погреба – гуляет нынче голытьба.

Чтец № 3: Республика наша строится, дыбится.

        Другим странам по сто.

        История – пастью гроба.

        А моя страна – подросток,-

        Твори, выдумывай, пробуй!

        Радость прёт…

        Жизнь прекрасна и удивительна.

Чтец № 4: Россия – Сфинкс. Ликуя и скорбя,

        И обливаясь чёрной кровью,

        Она глядит, глядит в тебя

                   И с ненавистью, и с любовью.

        ЗАДАНИЕ № 4

( каждая команда должна ответить на 3 вопроса  о жизни и творчестве А.Блока ).

-Как Блок был связан с учёным Д.Менделеевым?

-Кто был первым исполнителем поэмы « Двенадцать »?

— В какой из партий состоял поэт?

-С каким литературным течением связано имя Блока?

-О ком из родственников поэта Достоевский сказал: «  Похож на Байрона»?

-«Блоку – верьте это настоящий – волею божьей поэт и человек бесстрашной искренности». Кому принадлежит это высказывание?

        ЗАДАНИЕ №5 «Домашнее задание»

        Команды должны  представить эссе на тему: « Был ли счастлив ты в жизни своей?»

        ЗАДАНИЕ № 6

( команды должны ответить  на 3 вопроса  о жизни и творчестве В.Маяковского ).

-Поэма « Облако в штанах» — это 4 крика «долой». Назовите эти крики.

.        -Назовите одноимённые произведения Л.Толстого и В.Маяковского.

-С каким литературным течением связано имя Маяковского?

-Кому посвятил всё своё творчество поэт?

-Почему Маяковский не смог дочитать роман Л.Толстого « Анна Каренина»?

         -Кто написал книгу « Маяковский – сам »?  

        ЗАДАНИЕ №7 « Назовите автора строк »

-Дай хоть

Последней нежностью выстелить.

Твой уходящий шаг.

-Мир опять цветами оброс,

У мира весенний вид.

И вновь встаёт непременный вопрос –

О женщинах и о   любви.

-Когда вы стоите на моём пути,

Такая живая, такая красивая…

— Я

 помню длительные муки:

 Ночь догорала за окном;

Её заломленные руки

Чуть брезжили в луче дневном.

-Она пришла с мороза , раскрасневшаяся, и наполнила комнату

Ароматом воздуха  и духов,

Звонким голосом

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовнёй.  

-Когда все расселятся в раю и аду,

Земля итогами подведена будет-

Помните:

В 1916 году

Из Петрограда исчезли красивые люди.

-Золотым опалённый огнём,

Я забыл о пути каменистом,

О товарище бедном своём.

        ЗАДАНИЕ № 8 «Визитная карточка поэта»

(необходимо наизусть выразительно прочитать стихотворение Блока ( 1 команда ) и Маяковского ( 2 команда ), которые являются их, по мнению команд, визитной карточкой и обосновать свой выбор).                      

        ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ ИГРЫ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.

        ПРИМЕЧАНИЯ

Все цитаты даны по книге « Блок А., Маяковский В., Есенин С.   Избранные сочинения/ Редкол.: Г.Беленький и др.; — М.: Худож. Лит.,1991.

        ЛИТЕРАТУРА         

БекетоваМ.А. Воспоминания об Александре Блоке. – М., 1991.

Михайлов А. Маяковский. – М., 1988.

ОрловВл. Гамаюн: Жизнь Александра Блока: В 2-кн. – М., 1997.П

Пастернак Б. Охранная грамота: Люди и положения ( по любому изданию ).

Якобсон Р. О поколении, растратившем своих поэтов // Вопросы литературы. – 1990. — № 11,12.

Поэтический перекресток: поэты революции и современные авторы

Музыкально-поэтические салоны

29 ноября 2013г, пятница

Место: Городской Центр истории Новосибирской книги. ул. Ленина, 32

Перекличка поэзии современных авторов с авторами эпохи революции 1917 года

СЦЕНАРИЙ

Поэтический перекресток: Поэты революции и современные авторы

— Добрый вечер дорогие друзья!

— Сегодня у нас очередной поэтический перекресток на котором пересеклись пути поэтов эпохи 1917 года и современных авторов.

         Непростое во всех отношениях время столкнуло между собой старую поэтическую гвардию поэтов серебряного века и новую поросль молодой Советской республики – пролетарских поэтов. Но молодежь значительно уступала старичкам и поэтому основу зарождающейся Советской поэзии составили именно поэты Серебряного века.

        Революция 1917 года развела стихотворцев по разным сторонам баррикад. Часть эмигрировала из России, часть осталась, а кто-то и просто был выслан из страны.

         Судьба и тех и других поэтов трагична. Гибли поэты в Советской республике, гибли поэты за рубежом. Хлебников умер от голода, Маяковский застрелился, Есенин повесился или ему помогли, Мандельштам погиб в пересыльном лагере, Нарбут погиб в колымских лагерях, Гумилев расстрелян и так далее… Те, кто пережил 20-30 годы в основной своей массе стали писать все хуже и хуже. Есть исключения, но их немного. Осип Мандельштам, которому кажется было без разницы где и в каких условиях писать свои гениальные стихи и Георгий Иванов, чьи стихи к концу жизни становились все лучше и лучше. Да Иван Бунин, чьи произведения остались на самом высоком уровне.

В роли поэтов революции студенты и школьники. В роли современных авторов сами авторы.

Сергей Есенин – поэт, представитель группы имажинистов. Уехал было из России, но вернулся. В 1917 году выступления поэта на митингах и творчество было теснейшим образом связано с эсерами. На Октябрьскую революцию Сергей Есенин отозвался сразу. Он, как и Н.Клюев не скрывал своего восторга «С дворянчиками нам не по пути, пришло мужицкое царство» Изменилась поэтика Есенина и вместе с ней рухнул старый лирический мир поэта. Но советская власть на поэзию Есенина всерьез повлиять не успела.

Максимилиан Волошин – поэт. После Октябрьской революции принципиально остался жить в своем коктебельском доме, сколько бы властей над ним не сменялись. Мужество и личная порядочность всегда отличала Волошина среди поэтов данной эпохи.

Зинаида Гиппиус- идеолог русского символизма эмигрировала из России вместе с Дмитрием Мережковским и обосновались в Париже, где  их квартира стала центром эмигрантской литературной жизни. Им удалось создать в Париже атмосферу дореволюционного Петербурга – маленький неоцененный подвиг. Поэзия обоих вдали от Родины нисколько не изменилась.

Владимир Маяковский – поэт из группы футуристов. Разрываясь между Парижем и Москвой, он строгал бесконечные поэмы- агитки. Драматург, киносценарист, кинорежиссер, киноактер, художник, редактор журналов.

Марина Цветаева не прижилась в эмиграции, как не приживалась никогда и нигде. Но за рубежом ей стало особенно плохо: всеми отверженная, не имеющая читателей, она писала зачастую «в стол»: ошибочно думать, будто в зарубежной нашей поэзии не существовало блата и негласной цензуры, а Марина Ивановна не проходила ни по одному из этих параметров. И все же эмиграция продлила ее жизнь: Цветаева, в отличие от своего романтического друга Пастернака, не смогла бы промолчать в 1937-м году – конечно, если бы дожила до него, ведь многих взяли и раньше. И в конце концов советская система, пусть и без участия карательных органов, все-таки расправилась с поэтом.

Анна Ахматова (Горенко) – поэт, представитель акмеизма. «Не с теми я, кто бросил землю…» так идеологически обосновала свою позицию Анна Андреевна. Советская эпоха оставила серьезный отпечаток на ее творчестве. Изредка из-под ее пера выходили стихи «по зову сердца», чаще это были стихи по необходимости. И совершенно прав был товарищ Жданов, говоря о том, что Ахматова «мечется между будуаром и молельней» – другой вопрос, что хамский тон выступлений товарища Жданова и последовавшие оргвыводы не вполне укладываются в рамки приличного литературоведения. Да, на фоне бесконечных иосифов уткиных Ахматова выглядела великим поэтом. Но не более того.

Алексей Ачаир (Грызов) – русский поэт. Сражался на стороне белых. После занятия красными Владивостока пешком эмигрировал в Корею, а оттуда в Харбин. Ачаир постоянно писал стихи и издавал их, в частности, в журналах «Рубеж» и «Луч Азии», от случая к случаю также в парижской и пражской периодике. В сентябре 1945 Ачаир был принудительно репатриирован советскими органами. Он провёл 10 лет в ГУЛАГе (Воркута) 3 года в ссылке на севере Красноярского края в селе Байкит, а после освобождения жил в Новосибирске, где работал учителем пения в школе № 29.

Не сломила судьба нас, не выгнула,

Хоть пригнула до самой земли…

А за то, что нас Родина выгнала,

Мы по свету ее разнесли.

Игорь Северянин (Лотарев) – русский поэт, символист. Приветствовал свержение самодержавия, но Октябрьскую революцию не понял. Эмигрировал. Возглавил течение эгофутуризма. Лучшие стихи С. отличаются лиризмом, музыкальностью, точностью сатирических зарисовок.

Надежда Тэффи (Лохвицкая, по мужу – Бучинская) – русская писательница и поэтесса. В конце 1918 вместе с популярным писателем-сатириконовцем А. Аверченко Тэффи уехала в Киев, где предполагались их публичные выступления, и после продолжавшихся полтора года скитаний по югу России (Одесса, Новороссийск, Екатеринодар) добралась через Константинополь до Парижа. В книге «Воспоминания» (1931), которая представляет собой скорее автобиографическую повесть, Тэффи воссоздает маршрут своих странствий и пишет, что ее не оставляла надежда на скорое возвращение в Москву, хотя свое отношение к Октябрьской революции она определила с самого начала событий: «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъяренных харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла».

Владимир Набоков – русский и американский поэт, писатель, перводчик, литературовед и энтомолог. Октябрьская революция заставила Набоковых перебраться в Крым, где к Владимиру пришёл первый литературный успех — его работы печатались в газете «Ялтинский голос» и использовались театральными труппами, во множестве спасавшимися на южном берегу Крыма от опасностей революционного времени. В апреле 1919 года, перед захватом Крыма большевиками, семья Набоковых навсегда покинула Россию. Я американский писатель, рождённый в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию. …Моя голова разговаривает по-английски, моё сердце — по-русски, и моё ухо — по-французски.

В каком-то смысле эмигранты спасли русскую культуру, которая на русской почве была растоптана ленинской, сталинской и постсталинской цензурой. Но не стоит  идеализировать литературную эмиграцию. И там гибли поэты – в 30-х годах прошла целая волна самоубийств, чего стоит одна только гибель Поплавского.Но поэзию, это нелепое искусство говорить ритмично и в рифму, за то и любят, что она по каким-то необъяснимым причинам не терпит фальши и компромиссов. В СССР же без этого было просто невозможно существовать: единственный дерзнувший, Мандельштам, подвергся показательной травле, а затем и физическому уничтожению. Остальным пришлось платить по счетам: делить стихи на «настоящие» и «печатные», осваивать технику «социалистического реализма», изворачиваться, тоннами переводить никому не нужных вьетнамцев и чилийцев… Все это не проходит бесследно.

Современная поэзия противоречива, зачастую не имеющая ничего общего с самой поэзией. Девяностые годы прошлого века выпустили из бутылки джинна, который наряду с хорошей поэзией завалил рынок в лучшем случае третьесортными произведениями, которые возвеличивались, да и по сей день еще считаются гениальными. В наше время разброд продолжается, продолжается подмена культурных ценностей. Есть деньги – ты поэт! Ведь у тебя уже 2,3,4 сборника. Но что в них, сборниках? А лишь что-нибудь бы было. Или написал одно стихотворение и в печать! Я – гений! Как! Вы не хотите печатать? Что изменить, над чем поработать? Это пришло свыше! А вы! К сожалению, многие стихотворцы не желают учиться, не прислушиваются к голосу тех, кто понимает и разбирается в поэзии. Еще хуже, когда автор получивший признание начинает мнить себя настоящим поэтом и останавливается в росте, а чаще у него начинается обратный процесс деградации. И тут примеров хоть отбавляй. Даже в нашей организации «Творчество» наблюдается такая тенденция. Мы им предлагаем рост, а они смотрят в болото. Многие давно переросли многолюдные сборища клубов и им надо идти вперед, но клуб их держит и растворяет их в многочисленной тусовке, в атмосфере которой поэзия давно растворилась в амбициях и графоманстве.

Почему у нас нет нормального контакта с министерством культуры области? Да потому что работают там люди далекие от культуры и работают, чтобы получать деньги. Русский язык умирает и последним рубежом были и будут настоящие, а неподдельные поэты и прозаики.

Культуру уже давно пора спасать. Наш президент наконец-то обратил внимание на русский язык и литературу. А ведь НООО «Творчество» этим занимается уже 5 лет. Американизация во всех отраслях, уход со своих национальных позиций на чужие рельсы уже сказывается на всем. Идет планомерное и глобальное уничтожение русского самосознания. Наша история и культура может в скором времени оказаться под запретом. В Ставропольском крае прокуратура запретила школьным библиотекам иметь в фонде произведения Есенина и Набокова! Видите ли их книги разлагают сознание школьников эротикой, мистикой и ужасами.

Логичный вопрос: кто следующий и что дальше…

Комментарии

Ваш комментарий будет первым.

Литературная композиция "Поэзия Серебряного века"( сценарий)

С Ц Е НА Р И Й
Литературной композиции «Поэзия Серебряного века»

Ведущий: Сегодня мы собрались ив этом зале, чтобы
поговорить об удивительном явлении в русской литературе – поэзии «Серебряного
века». Поэзии первых двух десятилетий прошлого века, вместивших в себя три
революции и гражданскую войну.
Начало века дало такое
количество талантливых поэтов, что число их можно было сравнить с россыпью
сотен звёзд на чёрном бархате ночного
неба и каждого второго можно назвать Моцартом стиха. Сегодня мы с вами побываем
в самом модном поэтическом салоне начала прошлого века, основали который
поэтическая семья: Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус.
Звучит музыка, на сцену выходят поэты и
поэтессы. Здороваются друг с другом, кто-то садится, кто-то встаёт рядом,
образуют группки, общаются .По мере действия идёт небольшое перемещение по
сцене, так как читающие иногда выходят на авансцену или выходят вообще . Выходит
З.Гиппиус и здороваясь с каждым, как бы представляет его зрителю.

З.Гиппиус: Добрый вечер, господа! Я рада видеть всех вас
у себя.
Какое созвездие в национальной стихийной
галактике: Анечка Ахматова и Николай Гумилёв, О! Наша молодёжь, рекомендую:
Марина Цветаева. Волошин вы тоже здесь – очень рада. Здравствуйте, король
поэтов — Игорь Северянин. А давайте послушаем Осипа Мандельштама!
Мандельштам: Смутно дышашими листьями
Чёрный ветер
шелестит
И трепещущая
ласточка
В чёрном небе круг чертит.

Тихо спорят в
сердце ласковом
Умирающем моём.
Наступающие
сумерки
С догорающим
лучом
И над лесом
вечереющим
Стала медная
луна,
Отчего так мало
музыки
И такая тишина?
Гиппиус:
Музыка, где музыка?

Звучит танго «Брызги шампанского» на
сцене танцует пара.

После танца на авансцену выходит с бокалом
в руке И.Северянин.

Северянин: Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно,
искристо, остро!
Весь я в чём-то
норвежском!

Весь я в чём-то испанском!
Вдохновляюсь порывно!
И берусь за перо!
Стрёкот аэропланов! Беги
автомобилей!
Вертопросвист экспрессов!
Крыролёт буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там
кого-то побили!
Ананасы в шампанском – это
пульс вечеров!
В группе девушек
нервных,

В остром обществе дамском
Я трагедию жизни
претворю в грезофарс.
Ананасы в
шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы в
Нагасаки! Из Нью-Йорка на Марс!
Маяковский
(из зала): Какая пошлость! Томная сливочная тянучка
Гиппиус: Не
обращайте внимания на этого творца «Пощёчины общественного вкуса» лучше
послушаем влюблённую парочку Гумилёва и Ахматову. Просим, просим! Прочтите нам
своего «Жирафа».
Гумилёв проходит к стулу Ахматой и читает, обращаясь к ней
тихо и проникновенно

Гумилёв: Сегодня, я вижу, особенно грустен твой
взгляд
И руки особенно тонки,
колени обняв.
Послушай, далёко, далёко,
на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и
нега дана,
И шкуру его украшает
волшебный узор,
С которым равняться осмелится
только луна,
Дробясь и качаясь на влаге
широких озёр.
Вдали он подобен цветным
парусам корабля,
И бег его плавен, как
радостный птичий полёт.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он
прячется в мраморный грот.

Я знаю весёлые сказки
таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть
молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала
тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во
что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про
тропический сад,
Про стройные пальмы, про
запах немыслимых трав…
Ты плачешь?
Послушай…далёко на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ахматова:
Было душно от жгучего света,
А взгляды его — как лучи,
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился – он что-то
скажет.
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Не любишь, не хочешь
смотреть?
О, как ты красив, проклятый.
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный
тюльпан,
Тюльпан у тебя в
петлице.
Исполняется романс на стихи Цветаевой
«Мне нравится…»


Катя: Слова
и строки выстраиваются в ряд, и как бы уносятся на музыкальной волне. В
беззвучной тишине возникают образы, в которые сливались горечь и восторг,
безысходная тоска и радостное изумление перед чудом красоты.
Гиппиус: О
чём вы пишите?
Катя: О том,
что происходит в вашем салоне.
Гиппиус: А
кто вы?
Катя: Я
представляю газету «Красный Октябрь»,
зовут меня – Катерина.
Гиппиус: А
что вы здесь делаете?
Катя: Я
слушаю прекрасные стихи и стараюсь, чтобы о них узнали миллионы моих читателей.
Вот послушайте:
Я – изысканность русской
медлительной речи,
Предо мною другие поэты – предтечи.
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные
звоны.
Я – внезапный излом,
Я – играющий гром,
Я – прозрачный ручей,
Я – для всех и ничей…
Вечно юный, как сон,
Сильный тем, что влюблён
И в себя, и в других,
Я – изысканный стих.

Гиппиус: О!
Вы прочли стихи Кости Бальмонта – этого Паганини стиха, приятно, что вы о нём
знаете.
Катя: Я знаю
многих и сегодня хочу представить вам скромного, но очень
талантливого крестьянского поэта Сергея Есенина, попросим почитать его свои
стихи.
Есенин: Гей ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа.
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избёнки леса
Только видно на кочках и
впадинах
Как синеют кругом небеса.

Никнут шёлковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной.
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд
комаров.
А как грянут ребята
тальянкою,
Выйдут девки плясать у
костров.
Русский танец
Гиппиус: Гармония
звуков только в музыке и поэзии.
Цветаева:
Согласна, особенно в его стихах.
Цветаева: Имя твоё – птица в руке.
Имя твоё – льдинка на
языке.
Одно-единственное движенье
губ.
Имя твоё — пять букв.
Мячик, пойманный на лету.
Серебряный леденец во рту.
Имя твоё – ах, нельзя!
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных
глаз.
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой
глоток.
С именем твоим — сон глубок.

Блок: Я
знаю, Марина, о ком ты говоришь. Это же Блок, я прочту самое любимое мною его стихотворение (Выходит на авансцену)
Ты как отзвук забытого
гимна
В моей чёрной и дикой
судьбе.
О, Кармен, мне печально и
дивно,
Что приснился мне сон о
тебе.
Вешний трепет, и лепет, и
шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть –
Как гитара, как бубен весны!
И проходишь ты в думах и
грёзах,
Как царица блаженных
времён,
С головой утопающей в
розах,
Погружённая в сказочный сон,
Спишь, змеёю склубясь
прихотливой,
Спишь в дурмане и видишь во
сне.
Даль морскую и берег
счастливый
И мечту недоступную мне.
Видишь дым? Беззакатный и
жгучий,
И любимый, родимый твой край,
Синий-синий, певучий-певучий,
Неподвижно-блаженный, как рай.
В том краю тишина бездыханна,
Только в куще сплетённых
ветвей
Дивный голос твой, низкий и
странный,
Славит бурю цыганских
страстей.

Волошин: Это стихотворение напомнило о другом, тоже об Испании,
которое написал Волошин, разрешите прочестьИз страны, где солнца свет
Льётся с неба, жгуч и ярок,
Я привёз тебе в подарок
Пару звонких кастаньет.
И когда Париж огромный
Весь оденется в туман,
В мутный вечер на диван
Лягу я в мансарде тёмной.
И напомнят мне оне
И волны морской извивы,
И дрожащий луч на дне,
И извилистый ствол оливы.
Вечер в комнате пустой,
Силуэт седой колдуньи
И красавицы плясуньи
Стан и гибкий и живой. (Начинает тихо звучать музыка)
Танец быстрый, голос
звонкий,
Грациозный и простой,
С этой южной, с этой
тонкой
Стрекозиной красотой.
И танцоры идут в ряд,
Облитые красным светом,
И гитары говорят
В такт трескучим кастаньетам.
Испанский танец

Гиппиус: Изнемогаю от усталости
Душа изранена, в крови…
Ужели нет над нами жалости,
Ужель над нами нет любви.
Мы исполняем волю строгую.
Как тени, тихо, без следа
Неумолимою дорогою
Идём — неведомо куда.
Без рокота, без удивления,
Мы делаем, что хочет Бог.
Он создал нас для
вдохновения
И полюбить, создав, не
смог.
Мы падаем, толпа бессильная,
Бессильно веря в чудеса,
А сверху, как плита
могильная,
Слепые давят небеса.
Из зала выходит Маяковский и обращается
к сидящим на сцене.

Маяковский: Пока
вы выкипячиваете,

рифмами пиликая,
Из любвей и соловьёв

какое-то варево,
Улица корчится
безъязыкая

ей нечем кричать и

разговаривать.
Выньте, гулящие,

руки из брюк,
Берите камень,
Нож
или бомбу,
А если у которых нету
рук –
Пришёл чтоб

и бился лбом бы.
Ведущий: Уже прозвучал революционный набат. Разгорался пожар
революции и гражданской войны. На улицах пели:
Смело, мы в бой
пойдём
За власть Советов,
И как один умрём
В борьбе за это.
Пауза, звучит «Реквием» Моцарта.
Гиппиус(вставая): Умерла в дали от родины Зинаида Гиппиус
Гумилёв: Расстрелян Николай Гумилёв
Северянин:
Умер на чужбине Игорь Северянин и Константин Бальмонт
Цветаева:
Повесилась Марина Цветаева.
Блок: Умер
от нервного истощения Александр Блок
Ахматова:
Муж расстрелян, сын — узник ГУЛАГа, сама подверглась гонениям Анна Ахматова.
Мандельштам:
Умер в застенках ГУЛАГа Осип Мандельштам.
Есенин:
Повесился Сергей Есенин
Маяковский:
Застрелился Владимир Маяковский.
Катя: Всё творчество этих замечательных поэтов было
проникнуто одной большой любовью – любовью к Родине, вот как писал Константин
Бальмонт:
Есть в русской природе
усталая нежность,
Безмолвная боль затаённой
печали,
Безвыходность горя, безгласность,
безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
Сестра моя и мать! Жена моя
Россия…
Мне не в чем каяться, Россия,
пред тобой,
Не предавал тебя ни сердцем,
ни душой.
Мандельштам:
Я от жизни
смертельно устал
Ни чего от неё не приемлю,
Но люблю мою бедную
землю
От того, что другой
не видал.

Цветаева: Облака вокруг, купола вокруг,
Надо всей Москвой, сколько
хватит рук.
И льётся аллилуйя в бескрайние поля,
А в грудь тебя целует
московская земля.
Есенин: Если кликнет рать святая:
Кинь ты Русь, живи в раю,
Я скажу: не надо рая,
Дайте родину мою.

Ведущий:
Евгений Евтушенко утверждал: « Поэт в России больше чем поэт, он отраженье века
своего» Страшный и прекрасный 20-й век, подаривший нам сокровищницу серебряных
поэтов.

Сценарий литературно-музыкальной композиции,

посвящённой 100-летию Октябрьской революции

Действующие лица:

Никита — солдат белой армии

Петя — солдат красной армии

Соня — жена Алексея

Лера — жена Степана

Катя – односельчанка

Аня-агитатор

Соня (закадровый голос) События революции и Гражданской войны в корне изменили судьбы многих поколений. Всем павшим в это жестокое время мы посвящаем своё выступление…

 Во имя грозного закона
   Братоубийственной войны,
   И воспалены, и красны —
   Пылают гневные знамена.

Песня «Громыхает гражданская война» (выходят из-за кулис, поют все)

Бьют свинцовые ливни,
Нам пророчат беду,
Мы на плечи взвалили —
И войну, и нужду.

Громыхает гражданская война —
От темна, до темна,
Много в поле тропинок,
Только правда одна.

Громыхает гражданская война
От темна, до темна,
Много в поле тропинок,
Только правда одна.

Массовка. Деревня. Звучит вальс «На сопках Маньчжурии»

Соня: Какой сегодня чудесный вечер!

Никита: И правда, так тихо и спокойно.

Соня: Лера, какое у тебя красивое платье!

Лера: Спасибо, я сшила его сама.

Никита: А вы слышали, говорят в Петрограде восстание?

Петя: А нам-то что? В Петрограде и без нас власть разделят.

Звучит «Марш трудовой России» (Аня – агитатор, выходит на сцену и поёт)

Вставай с колен, великая Россия
Вставай с колен, открой завесу лжи
И знамя наше красное
Рабочими руками удержи!

Агитатор-Аня: Товарищи! Временное правительство низложено. Дело, за которое борется народ-это немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством! Долой самодержавие! Да здравствует революция рабочих и крестьян! Хлеб — голодным! Землю — крестьянам! Заводы — рабочим! Мир — народам! Вступайте в ряды Красной армии! Внесите свой вклад в Великую революцию! (Произнеся речь — уходит)

Петя: Ну что, ты готов? Постоим за великое дело революции?

Никита: Ты собираешься помочь творить беззаконие?

Петя: Что значит беззаконие? Беззаконием было самодержавное иго, которое обременяло Россию много веков!

Никита: Ты называешь беззаконием единственную справедливую и законную власть!

Петя: У нас с тобой разные понимания о справедливости.

Никита: Значит, наши пути расходятся. Прощай.

Соня: Ты, правда, собрался уходить?

Никита: Да, так нужно. Я не могу сидеть, сложа руки.

Соня: Береги себя.

Лера: Ты хорошо подумал? Может, ты, останешься?

Петя: Я должен помочь революции!

Лера: Возвращайся.

Звучит марш «Прощание славянки» (Никита поёт)

Много песен мы в сердце сложили,
Воспевая родные края,
Беззаветно тебя мы любили,
Святорусская наша земля.

Высоко ты главу поднимала,
Словно солнце, твой лик воссиял,
Но ты жертвою подлости стала
Тех, кто предал тебя и продал

Звучит песня «Красная армия всех сильней» (Петр поёт)

Белая армия, чёрный барон —
Снова готовят нам царский трон,
Но от тайги до британских морей —
Красная Армия всех сильней.
Припев:
Так пусть же Красная,
Сжимает властно,
Свой штык мозолистой рукой!
И все должны мы
Неудержимо,
Идти в последний смертный бой!

Лера: Как думаешь, они вернутся?

Прощание. Звучит песня «Не для тебя» (девушки поют, провожая)

Не для тебя придет весна,
Не для тебя Дон разольется.
И сердце девичье забьется,
С восторгом чувств не для тебя.

Не для тебя цветут сады,
В долине роща расцветает —
Там соловей весну встречает,
Он будет петь не для тебя.

(Поле боя. Петя и Никита падают, раненые)

Никита: Как думаешь, за что мы воевали?

Петя: Думаю, что каждый ради своей цели.

Никита: А какая была твоя цель?

Петя: Я хотел, чтобы Россия стала великой. Чтобы русскому народу жилось лучше. А твоя?

Никита: Моя цель была такой же. Так почему же мы воевали друг против друга?

Петя: Не знаю.

Никита: Прощай, Петя.

Петя: Прощай, Никита.

(Все выходят на сцену)
Катя. Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Другие — из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,

 Лера. И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».

 Соня. А я стою один меж них,
В ревущем пламени и дыме.
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

Анна

Дай тебе Боже, родная земля;
                                        Мудрых вождей и великих,
                                        Чтобы не слышали эти поля
                                        Криков проклятий диких.
                                        Чтоб не лилась невинная кровь,
                                        Слез неутешных не лилось,
                                        Чтоб вековечно святая любовь
                                        В грешных сердцах воцарилась.

(Все поют «Громыхает Гражданская война». Уходят со сцены).

Если снова над миром грянет гром,
Небо вспыхнет огнем,
Вы нам только шепните
Мы на помощь придем.

Если снова над миром грянет гром,
Небо вспыхнет огнем,
Вы нам только шепните
Мы на помощь придем.

  • Сценарий литературно-музыкального вечера

    «Поэты Серебряного века»

      Звучит музыка

     Вед.- «Серебряный век» – проявление духовного и художественного ренессанса, знаменующего взлет русской культуры конца Х1Х – начала ХХ веков. Плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых «воистину индивидуален», определяют значение этого феномена. Ощущение рубежности, которым шла до сих пор Россия, глухим колоколом звучит в стихах всех поэтов «серебряного века»:

     …скорбь великая растет в душе у всех…

     Надолго ль этот пир, надолго ль этот смех?

     Каким путем, куда идешь ты, век железный?

     Иль больше цели нет и ты висишь над бездной?-

     Трагически сложилась судьба большинства гениев «серебряного века». Но сквозь перипетии революции, мировой и гражданской войны, эмиграции, через огонь и кровь, застенки ЧК, ошибки и заблуждения многие из них пронесли чувство Родины, неизбывную веру в то, что «Россия будет великой».

      Гаснет свет, все рассаживаются под звуки скрипки /

     Владимир Маяковский

     Послушайте!

     Ведь если звезды зажигают-

     Значит – это кому-нибудь нужно?

     Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

      Свет гаснет, загораются звезды

     А.Блок читает Танец « Кармен»

     Ты как отзвук забытого гимна

     В моей черной и дикой судьбе

     О, Кармен, мне печально и дивно,

     Что приснился мне сон о тебе.

     Внешний трепет, и лепет и шелест

     Непробудные, дикие сны

     И твоя одичавшая прелесть-

     Как гитара, как бубен весны!

     И проходишь ты в думах и грезах

     Как царица блаженных времен,

     С головой, утопающей а розах

     Погруженная в сказочный сон.

     Моему детству можно позавидовать, я был окружен заботой тетушек, бабушек среди благоуханной глуши Шахматова. И сама прелесть окрестностей природы удваивалась от того, что многие прогулки я совершал вместе с дедом Андреем Николаевичем Бекетовым, «отцом русской ботаники», как его часто называли.

     …был заботой женщин нежной

     От грубой жизни огражден,

     Летели годы безмятежно,

     Как голубой весенний сон.

     Моя первая книга – «Стихи о прекрасной даме» 1905 год, многим современникам казалась чуждой. Слишком много было любви в этой поэзии, что не соответствовало времени первой революции. А я любил тогда уже мою жену Любовь Дмитриевну Менделееву.

     Я и молод, и свеж, и влюблен,

     Я в тревоге, в тоске и в мольбе,

     Зеленею, таинственный клен,

     Неизменно склоненный к тебе.

     Октябрь 17 года я встретил в Петрограде, взволнованно и напряженно вглядывался в происходящее.

     Произошло то, чего никто еще оценить не может, ибо таких масштабов история еще не знала.

     Не произойти не могло, случиться могло только в России.

     Черный вечер.

     Белый снег.

     Ветер, ветер!

     На ногах не стоит человек.

     Ветер, ветер –

     На всем божьем свете!

     «Двенадцать» — какие бы они ни были – это лучшее что я написал. А когда с 18-го года началась Красная Армия и социалистическое строительство, я больше не мог и с тех пор больше не пишу.

     Вед. – В самом начале 1921 года он почувствовал , по его словам что что-то стало в нем шевелиться

     , части остановившегося механизма приходят в движение» — и тогда же заболел смертельно.

    Звучит романс « Приходи на меня посмотреть»

     — Я родилась 11 июня 1989 г. Под Одессой. Годовалым ребенком меня перевезли в Царское село, там я прожила до 16 лет. Училась в женской гимназии , но неохотно. Первое стихотворение написала в 11 лет. В 1910 вышла замуж за Николая Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж.

     Звенела музыка в саду

     Таким невыразимым горем,

     Свежо и остро пахли морем

     На блюде устрицы во льду.

     В 1912 году родился мой единственный сын Лев и вышел первый сборник стихов «Вечер». В1914сборник «Четки» —  всех восхищала моя любовная лирика, потому что о любви писала женщина.

     В сентябре 1917 года вышел сборник «Белая стая» — это встреча с новой страшной действительностью. Революцию я не восприняла:

     И целый день, своих пугаясь стонов,

     В тоске смертельной мечется толпа,

     А за рекой на траурных знаменах

     Зловещие смеются черепа.

     Тогда я еще не знала , что в 21 году расстреляют моего мужа, а в 1935 арестуют сына. Он пройдет через ужас Гулага, позднее станет ученым с мировым именем. Во время войны я написала цикл стихов «Ветер войны», в котором много стихов о блокаде Ленинграда:

     Принеси же мне горсточку чистой,

     Нашей невской студеной воды,

     И с головки твоей золотистой

     Я кровавые смою следы.

     В 1946 году меня лишили возможности работать, исключили из союза писателей. Выживать помогали друзья. Власти смотрели на меня, как на неблагонадежную. Летом 1964 года мне присудили литературную премию Италии, в 65 почетное звание доктора Оксфордского университета.

     Вед.- У Анны Ахматовой были три вещи сохранявшие для нее «память сердца», ее вечные спутники: перстень подаренный мужем, шаль от Марины Цветаевой и рисунок-портрет работы итальянского художника Модильяни.

    Мне голос был. Он звал утешно,

     Он говорил: « Иди сюда,

     Оставь свой край глухой и грешный,

     Оставь Россию навсегда.

     Я кровь от рук твоих отмою,

     Из сердца выну черный стыд,

     Я новым именем покрою

     Боль поражений и обид».

     Но равнодушно и спокойно

     Руками я замкнула слух,

     Чтоб этой речью недостойной

     Не осквернился скорбный дух.

     Звучит фонограмма песни на стихи С.Есенина «Я Московский озорной гуляка»

     Стихи я начал писать рано, лет девяти. Считал себя певцом русской деревни. Россия… Какое хорошее слово…и «роса», и «сила», и «синее что-то…»

     О Русь – малиновое поле

     И синь, упавшая в реку, —

     Люблю до радости и боли

     Твою озерную тоску.

     Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.

     Русь моя, деревянная Русь!

     Я один твой певец и глашатай,

     Звериных стихов моих грусть

     Я кормил резедой и мятой.

     К себе я был беспощаден, себя вынимал на испод. Мое время крутых поворотов истории России, отмеченное мировой войной, революциями, разрушениями гражданской войны особенно мне жаль русские деревни.

     …Россия! Сердцу милый край!

     Душа сжимается от боли.

     Уж сколько лет не слышит поле

     Петушье пенье, песий лай.

     Судьба моя складывалась непросто: бесконечные разочарования в друзьях и любимых,

     Горькие ошибки и болезненные удары, надрыв, боль, неустроенность, крушение надежд я часто топил в вине. Где же опора и пристанище? Даже поэзия не спасает от тоски. Такой опорой становилась мне мать.

     Читает стихотворение «Письмо матери»

     27 декабря 1925 года я ушел из жизни, тайну своей смерти унеся с собой.

     М.Цветаева.

     -Не грусти Сережа. Мы все были счастливы, не всегда и всех нас ломало и крушило то новое, бурное, страшное время.

     Кто создан из камня, кто создан из глины,-

     А я серебрюсь и сверкаю!

     Мне дело – измена, мне имя – Марина,

     Я – бренная пена морская

     Литературных влиянии не знаю, знаю человеческие…Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество. Чувство собственности ограничивается детьми и тетрадями. Моя главная способность – способность любить, вернее, невозможность не любить. Я так стремительно вхожу в жизнь каждого встречного, который мне чем-нибудь мил. Хочу помочь, пожалеть, что он пугается – или того, что я его люблю, или того, что он меня полюбит…

     Летят они, — написанные наспех,

     Тяжелые от горечи и нег.

     Между любовью и любовью распят

     Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.

     «После России» так я назвала свою книгу стихов в эмиграции. Я уехала к мужу, которому путь в Россию был закрыт – «белогвардеец». Долгие 17 лет все меня выталкивает в Россию.

     В июне 1939 года я с сыном возвращались в Россию. Муж и дочь уже там, но еще не в тюрьме.

     Тоска по Родине! Давно

     Разоблаченная морока!

     Мне совершенно все равно-

     Где совершенно одинокой

     Быть, по каким камням домой

     Брести с кошелкою базарной

     В дом, и незнающий, что – мой,

     Как госпиталь или казарма.

     В августе 1941 года в маленьком городке Елабуге жизнь моя трагически оборвалась.

     Вед. – Друзья, разрещите представить одну из ярких звезд «серебрянного века», лауреата Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака.

     Б. Пастернак — Хочется сказать словами Пушкина – «Друзья, прекрасен наш союз!» И сколько ещё горит негаснущих звезд на небосклоне нашего времени…

     Пастернак – Осип Мандельштам

     Ахматова – Михаил Кузмин

     Блок — Николай Заболоцкий

     Цветаева – Андрей Белый

     Есенин – Константин Бальмонт

     Быть знаменитым некрасиво.

     Не это подымает ввысь,

     Не надо заводить архива,

     Над рукописями трястись.

     Цель творчества – самоотдача,

     А не шумиха, не успех

     Позорно ничего не знача,

     Быть притчей на устах у всех.

     Но надо жить без самозванства,

     Так жить, чтобы в конце концов

     Привлечь к себе любовь пространства,

     Услышать будущего зов.

     И надо оставлять проблемы

     В судьбе а не среди бумаг,

     Места и главы жизни целой

     Отчеркивая на полях.

     Другие по живому следу

     Пройдут твой путь за пядью пядь,

     Но пораженья от победы

     Ты сам не должен отличать.

     И должен ни единой долькой

     Не отступаться от лица,

     А быть живым, и только,

     ЖИВЫМ, И ТОЛЬКО ДО КОНЦА.

Просмотр содержимого документа

«Сценарий литературно-музыкального вечера «Поэты Серебряного века» »

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Праздник коляда наряды
  • Праздник день семьи название
  • Поэты погибшие на войне сценарий
  • Почему после праздника становится грустно
  • Праздник ко дню знаний название