Покров чей праздник

Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу.

Приблизительное время чтения: 8 мин.


print

14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси этот праздник называли Покров день. Мы расскажем о событиях и традициях Покрова.

Что такое Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.

Покров Богородицы

Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).

Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы

На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба.

События Покрова Пресвятой Богородицы

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.

Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

Покров Богородицы

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…

Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

История празднования Покрова Пресвятой Богородицы

Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник).

«Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

покров Богородицы

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.

Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Покров Богородицы

В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.

Покров Богородицы

В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

Глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Перевод:

В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

Глас 3

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Перевод:

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Перевод:

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

Покров день — народные традиции праздника

Покров Богородицы
Шибанов Михаил. «Празднество свадебного договора». 1777. Третьяковская галерея. Москва.

На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.

В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.

В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.

Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.

Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Покров Богородицы

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве в 1635 году основал царь Михаил Феодорович. По преданию, в честь Покрова Божией Матери его освятили потому, что отец Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет, умер именно в этот праздник.

Сначала монастырь назывался «Покрова на убогих домах», потому что здесь, на окраине столицы, располагалось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской.

В 1808 году на месте обветшавшего храма возвели каменный монастырский собор, а в последующие годы территорию обители украсил еще один храм — во имя Всех Святых, трехъярусная колокольня, стены и ворота. С 1751-ого по 1776-ой здесь располагалась Духовная семинария, а в XIX-XX веках монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.

В 1812-м обитель разорили французы, но за несколько лет после войны ее восстановили. В 1926 году советские власти взорвали монастырскую колокольню, затем закрыли Покровский храм, снесли часовню и могильные памятники. В 1929-м был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища разбили парк, он существует и по сей день. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.

В 1998 году сюда с Даниловского кладбища были перенесены мощи праведной старицы Матроны. В 2004-м блаженную Матрону причислили к лику святых. Сейчас Покровский монастырь — место паломничества всех, кто хочет помолиться у мощей старицы.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери

Почему столько боли, если над нами Покров Богородицы?

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле. И минутами многие спрашивают, задают вопрос себе и другим: каким же это образом, когда земля Русская, Церковь наша родная изначально были под защитой Пречистой Девы Богородицы, – каким образом могла наша Русская история и судьба нашей Церкви порой быть такой страшной и такой трагичной?

Читать далее

Загрузка…

В октябре отмечают один из главных праздников Русской православной церкви — Покров Пресвятой Богородицы. По современному календарю его принято справлять 14 октября. В 2022 году дата приходится на пятницу. «Известия» освещают историю и традиции православного праздника.

Покров Пресвятой Богородицы – 2022: история праздника

Если верить религиозным преданиям, начало празднику положило чудо, случившееся в Византии в X веке. Константинополь находился в осаде варваров, и напуганные жители собрались в храме, моля Господа о спасении. Среди них был и юродивый Андрей Константинопольский.

Подняв глаза к небу, святой увидел идущую по воздуху Богородицу. Она присоединилась к молитвам византийцев, а затем распростерла над собравшимися свое белое покрывало. Вскоре началась буря, и варвары отступили от стен города.

В начале XII века князь Андрей Боголюбский, узнав о явлении Небесной Матери юродивому, повелел церкви учредить великий праздник, который будет напоминать христианам о доброте и заботе Пресвятой Девы.

Покров Пресвятой Богородицы – 2022: как празднуют

Богослужение в честь праздника начинается еще накануне, 13 сентября. Проходит праздничное всенощное бдение, а утром служится литургия. Богородицу благодарят за ее милосердие, помощь, любовь и мудрость.

Многодневных постов в этот период нет, но праздник приходится на пятницу, так что на стол можно подавать рыбу. Приветствуются в день праздника гостеприимство и радушие, можно позвать близких и угостить их приготовленными блюдами.

В день Покрова Пресвятой Богородицы принято также праздновать свадьбы и свататься к невесте.

Покров Пресвятой Богородицы 2022 — что запрещено делать

Как и в любой другой церковный праздник, на Покров нельзя злословить, вступать в конфликты и умышленно делать подлые поступки. А вот доброта и щедрость обещают принести в дом гармонию и благополучие.

В день торжества лучше отказаться от тяжелого физического труда и не обременять себя по дому ничем, кроме готовки.

Последняя суббота перед праздником считается днем поминовения усопших и называется Покровской родительской субботой. В этот день верующие посещали храмы и кладбища, а также молились за упокоение душ умерших. Другие праздники и события осени 2022 года перечислены в материале «Известий».

Покров Пресвятой Богородицы – один из самых почитаемых православных праздников. Он отмечается каждый год 14 октября. В этот день верующие вспоминают явление Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе. В материале РЕН ТВ расскажем об истории, традициях и значении праздника.

Когда празднуют Покров Пресвятой Богородицы

В православном мире Покров Пресвятой Богородицы отмечают каждый год 14 октября. Покров не принадлежит к числу 12 главных праздников церковного календаря – он относится к событиям, которые произошли не в годы жизни Девы Марии. Однако этот день считается одним из самых почитаемых и значимых.

История праздника

В этот день православные вспоминают предание о явлении Девы Марии в Константинополе. По мнению многих исследователей, это событие произошло в 910 году. В то время столица Византии была окружена неприятельскими войсками. Верующие собрались во Влахернском храме и отчаянно молились о спасении. Тогда Богородица явилась к людям в окружении святых: пророка Иоанна Предтечи и апостола Иоанна Богослова. Дева Мария начала молиться вместе с прихожанами, а затем сняла с головы омофор (покрывало, покров) и раскрыла его над людьми. Это и стало символом защиты от неприятелей. Вскоре враги отступили от Константинополя без всякого кровопролития.

Фото: © commons.wikimedia.org

Что нужно делать в Покров Пресвятой Богородицы

Накануне праздника, 13 октября, начинается богослужение, а утром 14 октября служится литургия. Пресвятую Богородицу благодарят за ее мудрость, любовь и милосердие. В Покров принято печь блины и приглашать в гости родных и близких. Праздник следует встречать весело, чтобы зима прошла без сложностей.

В день Покрова также традиционно празднуют свадьбы. Считается, что брак будет долгим и счастливым.

Что нельзя делать в праздник

В день Покрова не следует ругаться и вступать в конфликты. А вот щедрость и доброта, наоборот, – принесут в дом благополучие и гармонию.

В Покров Пресвятой Богородицы лучше не заниматься тяжелым физическим трудом и домашними делами. Исключением может быть лишь приготовление праздничных блюд.

Как праздновали Покров День на Руси

На Руси этот праздник также называли: Первое зазимье или Покров-Батюшка. Христианские традиции нередко переплетались с мирскими обычаями. Влияние оказали и пережитки язычества, и бытовые хлопоты.

Фото: © ИТАР-ТАСС/Сергея Метелицы

Как правило, в октябре на Руси крестьяне готовились к зиме и заканчивали сельскохозяйственные работы. Девушки собирались на посиделки, а еще после Покрова начиналась череда осенних свадеб. Покров Богородицы на Руси ассоциировался с платком и считался девичьим праздником.

В этот праздник на Руси внимательно следили за погодой. По приметам, если в день Покрова дует северный или восточный ветер, то зима будет суровой, а если южный, то – мягкой и снежной.

ПОКРО́В ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ, пра­во­слав­ный празд­ник в па­мять о яв­ле­нии Бо­го­ро­ди­цы в Кон­стан­ти­но­по­ле в сер. 10 в. Со­глас­но цер­ков­но­му ус­та­ву, при­чис­ля­ет­ся к раз­ря­ду т. н. ве­ли­ких празд­ни­ков. От­ме­ча­ет­ся 1(14) ок­тяб­ря.

В ос­но­ву празд­ни­ка по­ло­же­но пре­да­ние, со­дер­жа­щее­ся в Жи­тии блж. Ан­д­рея Юро­ди­во­го (9–10 вв.), о яв­ле­нии ему и его уче­ни­ку, Епи­фа­нию, Бо­жи­ей Ма­те­ри: во вре­мя все­нощ­но­го бде­ния во Влахерн­ском хра­ме Кон­стан­ти­но­по­ля, ко­то­ро­му уг­ро­жа­ло на­па­де­ние вра­гов, явив­шая­ся Бо­го­ро­ди­ца, прой­дя по воз­ду­ху в со­про­во­ж­де­нии ан­ге­лов и свя­тых, рас­про­стёр­ла над мо­ля­щи­ми­ся свой плат (омо­фор), или по­кров (греч. σϰέπη).


«Покров Пресвятой Богородицы». Икона. Нач. 15 в. Новгород. Третьяковская галерея (Москва).

Хо­тя об­ще­при­зна­но, что празд­ник П. П. Б. име­ет рус. про­ис­хо­ж­де­ние, в ис­то­рич. нау­ке дис­ку­ти­ру­ет­ся во­прос о кон­крет­ном вре­ме­ни, мес­те по­яв­ле­ния и ини­циа­то­ре празд­ни­ка. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­но пред­по­ло­же­ние, что он по­я­вил­ся на Ру­си при­бли­зи­тель­но во 2-й пол. 12 в., о чём сви­де­тель­ст­ву­ют дан­ные ме­ся­це­сло­вов и про­лож­ных чте­ний, а ини­циа­то­ром его ус­та­нов­ле­ния был вла­ди­мир­ский кн. Ан­д­рей Юрь­е­вич Бо­го­люб­ский. При нём в честь празд­ни­ка П. П. Б. бы­ла ос­вя­ще­на По­кро­ва на Нер­ли цер­ковь. Ки­ев­ская ги­по­те­за при­пи­сы­ва­ет идею празд­но­ва­ния П. П. Б. од­но­му из ки­ев­ских кня­зей (воз­мож­но, Вла­ди­ми­ру Все­во­ло­до­ви­чу Мо­но­ма­ху). При­во­дят­ся так­же ар­гу­мен­ты в поль­зу нов­го­род­ской вер­сии ге­не­зи­са празд­ни­ка. В це­лом пред­по­ла­га­ет­ся, что по­чи­та­ние По­кро­ва, воз­ник­нув в од­ном из ре­гио­нов Древ­ней Ру­си, по­сте­пен­но по­лу­чи­ло об­ще­рус­ское при­зна­ние. Празд­ник П. П. Б. яв­ля­ет­ся слав. ре­цеп­ци­ей ви­зант. по­чи­та­ния ос­тав­лен­ных Бо­го­ро­ди­цей при Ус­пе­нии ри­зы и поя­са [празд­но­ва­ние 2(15) ию­ля и 31 авг. (13 сент.) со­от­вет­ст­вен­но], те­ма­ти­че­ски вклю­ча­ясь, т. о., в еди­ный «ус­пен­ский» ка­лен­дар­но-бо­го­слу­жеб­ный цикл, что под­твер­жда­ет ана­лиз гим­но­гра­фич. тек­стов.

Стар­шие спи­ски бо­го­слу­жеб­но­го по­сле­до­ва­ния П. П. Б. да­ти­ру­ют­ся сер. 14 в. В па­мят­ни­ках 15 – нач. 17 вв. на­блю­да­ет­ся вы­тес­не­ние служ­бой По­кро­ва бо­лее древ­не­го чи­на, по­свя­щён­но­го ап. Ана­нии, чья па­мять от­ме­ча­ет­ся в этот же день; к кон­цу это­го пе­рио­да празд­ник П. П. Б. при­об­ре­та­ет не­ко­то­рые чер­ты дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков. Та же эво­лю­ция про­сле­жи­ва­ет­ся на ма­те­риа­ле ти­пи­ко­нов и си­нак­са­рей. Уси­ле­ние ин­те­ре­са к те­ме празд­ни­ка П. П. Б. при­сут­ст­ву­ет и в др.-рус. го­ми­ле­тич. лит-ре 15–16 вв. В 18–19 вв. в со­от­вет­ст­вии с об­щей тен­ден­ци­ей раз­ви­тия гим­но­гра­фии по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние ака­фи­сты По­кро­ву.

В сер. 19 в. служ­ба на По­кров по­явля­ет­ся в ли­тур­гич. прак­ти­ке греч. афон­ских мо­на­сты­рей. Совр. чи­но­по­сле­до­ва­ние, со­став­лен­ное не­за­ви­си­мо от слав. тек­ста, со­вер­ша­ет­ся в па­мять ос­во­бо­жде­ния Афин от герм. ок­ку­па­ции (12.10.1944).

Со­дер­жа­ние празд­ни­ка П. П. Б. – ми­ло­серд­ное за­ступ­ни­че­ст­во и по­мощь Бо­жи­ей Ма­те­ри – бы­ло вос­при­ня­то нар. тра­ди­ци­ей вост. сла­вян, до­пол­нив­шей цер­ков­ный празд­ник аг­рар­ной и ма­гич. сим­во­ли­кой. В нар. куль­ту­ре П. П. Б. от­ме­чал на­ча­ло зим­не­го се­зо­на. С это­го вре­ме­ни на­чи­на­ли го­то­вить из­бы к зи­ме, мес­та­ми – пе­ре­ста­ва­ли вы­го­нять скот на па­ст­би­ще; на Ук­раи­не и юге Рос­сии на­чи­на­ли то­пить до­ма. К П. П. Б. за­кан­чи­ва­лись все по­ле­вые и ого­род­ные ра­бо­ты и на­чи­нал­ся се­зон по­си­де­лок и сва­деб. Час­то на П. П. Б. уст­раи­ва­ли пив­ные празд­ни­ки-брат­чи­ны (По­кров­щи­ны).

Иконография

Во­прос об ис­то­ках ико­но­гра­фии П. П. Б. яв­ля­ет­ся дис­кус­си­он­ным. Со­глас­но од­ной из ги­по­тез, ви­зант. про­то­ти­пом др.-рус. об­ра­зов П. П. Б. мог­ла яв­лять­ся ил­лю­ст­ра­ция Ака­фи­ста Бо­жи­ей Ма­те­ри. По дру­гой, в ос­но­ве ком­по­зи­ции по­кров­ских икон ле­жит т. н. пят­нич­ное чу­до, про­ис­хо­див­шее еже­не­дель­но во Влахерн­ском хра­ме: за­ве­са (по­кров), за­кры­вав­шая од­ну из чти­мых икон Бо­го­ма­те­ри, при­под­ни­ма­лась на не­ко­то­рое вре­мя, де­лая об­раз дос­туп­ным для мо­лит­вы, а за­тем так же чу­дес­но опус­ка­лась. Спи­ски с это­го влахерн­ско­го об­раза, ве­ро­ят­но, бы­ли из­вест­ны на Ру­си. Древ­ней­шее изо­бра­же­ние П. П. Б. в др.-рус. иск-ве – на пла­сти­не мед­ных врат Ро­ж­де­ст­вен­ско­го со­бо­ра в Суз­да­ле (1-я треть 13 в.): Бо­го­ма­терь пред­став­ле­на в трёх­чет­верт­ном раз­во­ро­те, с под­ня­ты­ми в мо­лит­вен­ном жес­те ру­ка­ми, над Ней про­стёр­то по­кры­ва­ло, по сто­ро­нам – ан­ге­лы, в верх­нем пра­вом уг­лу – по­лу­фи­гу­ра бла­го­слов­ляю­ще­го Хри­ста. В 14 в. сло­жи­лись 2 ико­но­гра­фич. из­во­да П. П. Б. «Нов­го­род­ский» пред­став­ля­ет Бо­го­ро­ди­цу стоя­щей фрон­таль­но с воз­де­ты­ми ру­ка­ми над за­кры­ты­ми вра­та­ми хра­ма, ан­ге­лы дер­жат над ней плат (рос­пись со­бо­ра Сне­то­гор­ско­го мон. в Пско­ве, 1313; ико­на из Зве­ри­на мон., ок. 1399, Нов­го­род­ский гос. объ­е­ди­нён­ный ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зей-за­по­вед­ник; ико­на 1-й пол. 15 в. из со­брания А. В. Мо­ро­зо­ва, ГТГ; псков­ская ико­на 1-й пол. 15 в., Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), на фо­не пред­став­лен 5-гла­вый храм с ку­по­ла­ми. Ко вто­ро­му, «суз­даль­ско­му», ти­пу от­но­сят­ся об­ра­зы, на ко­то­рых плат, сим­во­ли­зи­рую­щий за­ступ­ни­че­ст­во Бо­жи­ей Ма­те­ри пе­ред Бо­гом за че­ло­ве­че­ский род, дер­жит са­ма Бо­го­ма­терь, вни­зу, в цен­тре, – ам­вон, на ко­то­ром сто­ит прп. Ро­ман Слад­ко­пе­вец со свит­ком в ру­ках (хра­мо­вая ико­на 2-й пол. 14 в., ГТГ; ико­на по­след­ней четв. 15 в., Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ский ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зей-за­по­вед­ник; обе – из По­кров­ско­го мон. в Суз­да­ле). В изо­бра­же­ни­ях дан­но­го ти­па Бо­го­ма­терь пред­став­ле­на на ар­хит. фо­не, пе­ре­даю­щем чер­ты Влахерн­ско­го ан­сам­бля в Кон­стан­ти­но­по­ле – пря­мо­уголь­ной ба­зи­ли­ки с 2-скат­ной кров­лей и круг­лой ку­поль­ной церк­ви. В обо­их из­во­дах в ниж­ней час­ти изо­бра­жа­ют­ся блж. Ан­д­рей Юро­ди­вый, ука­зую­щий на Бо­го­ма­терь, и груп­пы апо­сто­лов, свя­ти­те­лей, му­че­ни­ков и др. святых. В 16 в. про­изош­ло объ­е­ди­не­ние двух ико­но­гра­фич. ва­ри­ан­тов: плат над Бо­го­ма­те­рью дер­жат ан­ге­лы, а вни­зу сто­ит Ро­ман Слад­ко­пе­вец (дву­сто­рон­няя ико­на из Со­фий­ско­го со­бо­ра в Нов­го­ро­де, Нов­го­род­ский гос. объ­е­ди­нён­ный ис­то­ри­ко-ар­хит. и ху­дож. му­зей-за­по­вед­ник). Для па­мят­ни­ков 16–17 вв. ха­рак­тер­но вклю­че­ние бoльшего ко­ли­че­ст­ва дей­ст­вую­щих лиц: сре­ди при­сут­ст­вую­щих пред­став­ле­ны Та­ра­сий Кон­стан­ти­но­поль­ский, за­щи­щав­ший по­чи­та­ние икон Бо­го­ма­тери, и ви­зант. имп. Лев VI Муд­рый, в прав­ле­ние ко­то­ро­го про­изош­ло вла­херн­ское чу­до (нов­го­род­ская ико­на сер. 16 в., ГРМ).

В зап.-ев­роп. иск-ве близ­ки­ми по смыс­лу к об­раз­ам П. П. Б. яв­ля­ют­ся из­вест­ные с сер. 13 в. изо­бра­же­ния «Ма­дон­ны Ми­зе­ри­кор­дии» (Ма­дон­ны Ми­ло­сер­дия), ук­ры­ваю­щей мо­ля­щих­ся сво­им пла­щом (при­пи­сы­вае­мый С. Мар­ти­ни об­раз из Нац. пи­на­ко­те­ки, Сие­на, ок. 1305–10; трип­тих «Рас­пя­тие», «Ро­ж­де­ст­во Хри­сто­во» и «Ма­дон­на Ми­зе­ри­кор­дия», 1333, Лувр, Па­риж; центр. часть по­лип­ти­ха Пье­ро дел­ла Фран­че­ски, 1445–1460-е гг., Гор. пи­на­ко­те­ка, Бор­го-Сан­се­польк­ро). В рас­ши­рен­ном ва­ри­ан­те края пла­ща Ма­дон­ны дер­жат ан­ге­лы (рос­пись Д. Гир­лан­дайо в ц. Онь­и­сан­ти во Фло­рен­ции, 1480).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Покров история церковного праздника
  • Покров цвет праздника
  • Покров история возникновения этого праздника
  • Покров фольклорный праздник сценарий
  • Покров земли праздник