Покров цвет праздника

Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу.

Приблизительное время чтения: 8 мин.


print

14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси этот праздник называли Покров день. Мы расскажем о событиях и традициях Покрова.

Что такое Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.

Покров Богородицы

Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).

Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы

На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба.

События Покрова Пресвятой Богородицы

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.

Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

Покров Богородицы

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…

Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

История празднования Покрова Пресвятой Богородицы

Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник).

«Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

покров Богородицы

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.

Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Покров Богородицы

В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.

Покров Богородицы

В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

Глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Перевод:

В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

Глас 3

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Перевод:

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Перевод:

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

Покров день — народные традиции праздника

Покров Богородицы
Шибанов Михаил. «Празднество свадебного договора». 1777. Третьяковская галерея. Москва.

На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.

В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.

В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.

Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.

Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Покров Богородицы

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве в 1635 году основал царь Михаил Феодорович. По преданию, в честь Покрова Божией Матери его освятили потому, что отец Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет, умер именно в этот праздник.

Сначала монастырь назывался «Покрова на убогих домах», потому что здесь, на окраине столицы, располагалось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской.

В 1808 году на месте обветшавшего храма возвели каменный монастырский собор, а в последующие годы территорию обители украсил еще один храм — во имя Всех Святых, трехъярусная колокольня, стены и ворота. С 1751-ого по 1776-ой здесь располагалась Духовная семинария, а в XIX-XX веках монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.

В 1812-м обитель разорили французы, но за несколько лет после войны ее восстановили. В 1926 году советские власти взорвали монастырскую колокольню, затем закрыли Покровский храм, снесли часовню и могильные памятники. В 1929-м был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища разбили парк, он существует и по сей день. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.

В 1998 году сюда с Даниловского кладбища были перенесены мощи праведной старицы Матроны. В 2004-м блаженную Матрону причислили к лику святых. Сейчас Покровский монастырь — место паломничества всех, кто хочет помолиться у мощей старицы.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери

Почему столько боли, если над нами Покров Богородицы?

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле. И минутами многие спрашивают, задают вопрос себе и другим: каким же это образом, когда земля Русская, Церковь наша родная изначально были под защитой Пречистой Девы Богородицы, – каким образом могла наша Русская история и судьба нашей Церкви порой быть такой страшной и такой трагичной?

Читать далее

Загрузка…

12 — Цвета богослужебных облачений

Указания на цвета облачений излагаются с учетом установившейся богослужебной практики (ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983, 2001. Т.4. С. 148-149).

Рождество Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)

голубой

Крестовоздвижение

(до отдания включительно)

И другие праздники

в честь Креста Господня.

бордовый1 или фиолетовый

Св. ап. и ев. Иоанна Богослова

золотистый (желтый) или белый

Покров Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы.

(до отдания включительно)

голубой

Навечерие Рождества Христова

белый

Рождество Христово

(до отдания включительно)

золотистый или белый

Собор Пресвятой Богородицы

белый или голубой

Обрезание Господне

белый или золотистый

Навечерие Богоявления

Богоявление (Крещение Господне)

(до отдания включительно)

белый

Сретение Господне

(до отдания включительно)

голубой или белый

Благовещение Пресвятой Богородицы

голубой

Подготовительные Недели

к Великому посту

золотистый (желтый) или фиолетовый

Великий пост (седмичные дни)

Черный2,

темно-фиолетовый

или багряный

Субботы, Недели Великого поста

и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста

фиолетовый

Литургия Преждеосвященных Даров

черный,

темно-фиолетовый или багряный

Неделя Крестопоклонная

фиолетовый

или бордовый

Суббота Акафиста

голубой

или фиолетовый

Лазарева суббота

белый

Вход Господень в Иерусалим

зеленый или белый

Страстная седмица

черный или

темно-фиолетовый

Великий Четверг

фиолетовый

или багряный

(темно-бордовый)

Великая Суббота

(на Литургии после чтения Апостола)

и начало богослужения на Святую Пасху (до утрени 1-го дня Пасхи включительно)

белый

ПАСХА

(до отдания включительно)

красный

Вознесение Господне

(до отдания включительно)

белый

Пятидесятница (День Святой Троицы)

(до отдания включительно)

зеленый

Понедельник Святого Духа

зеленый или белый

Рождество св. Иоанна Предтечи

золотистый(желтый)

или белый

Первоверховных апостолов Петра и Павла

золотистый(желтый)

или белый

Преображение Господне

(до отдания включительно)

белый

Успение Пресвятой Богородицы

(до отдания включительно)3

голубой

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи

красный или бордовый

Собор Архистратига Михаила

и прочих Небесных Сил бесплотных

белый или красный

Господские средние праздники,

седмичный и воскресные дни

вне Великого поста

золотистый (желтый)

Богородичные праздники

голубой

Памяти4 Бесплотных Сил, святых дев и девственников

белый

Памяти пророков

золотистый (желтый) или красный

Памяти апостолов

золотистый (желтый)

Памяти святителей

золотистый (желтый)

Памяти мучеников

красный

Памяти преподобных

и Христа ради юродивых

зеленый

Памяти благоверных князей

золотистый (желтый), зеленый или красный5

Заупокойные богослужения

(вне Великого поста)

белый

Таинство Крещения

белый

Таинство Венчания

Белый, золотистый

или красный

(от Недели Фоминой до отдания Пасхи)

1 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Господня в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более темного оттенка, чем пасхальные.

2 В древности в Православной Церкви вовсе не было черных облачений, а в Великий пост служили в багряных ризах, т.е. в темно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совешаться и в фиолетовых облачениях, но более темного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.

3 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.

4 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остается золотистым.

5 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зеленых облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в красных ризах.

Примечание. В Русской Церкви существовала также традиция совершения богослужения в воскресные дни и в Господские праздники в красных ризах; в дни выноса Креста могли употребляться облачения синего цвета, а на Богородичные  праздники, в Великий Четверг (на литургии) и в период от Пасхи до отдания Вознесения – белые. (Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе… М., 1901. С. 244-245.)

Источник: Богослужебные указания на 2017 год.

Назад к списку

Ниже приведены цвета облачений, связанные с основными литургическими периодами и церковными праздниками. Эти цвета относятся не только к облачению, которое носит духовенство, но также и к покрытию престола, жертвенника, аналоев и др. инвентаря внутри храма.

  • Рождество Пресвятой Богородицы (от предпразднства до отдания): голубой.
  • Воздвижение Креста Господня (от предпразднства до отдания) и другие праздники Креста Господня: красный.
  • Покров Пресвятой Богородицы и Введение во Храм Пресвятой Богородицы (от предпразднства до отдания): голубой.
  • Период Рождественского поста: красный.
  • Рождество Христово (включая канун (сочельник) и до отдания): белый.
  • Собор Пресвятой Богородицы: голубой.
  • Обрезание Господне, Богоявление (в том числе канун (сочельник), и до отдания): белый.
  • Сретение Господне (от предпразднства до отдания): голубой.
  • Благовещение (от предпразднства до отдания); но если в Страстную седмицу, только в сам день праздника): голубой.
  • Подготовительные воскресенья перед Великим постом (о блудном сыне и др.): золотой.
  • Будние дни Великого поста: черный (фиолетовый может использоваться, если облачения черного цвета отсутствуют).
  • Субботы и обычные воскресенья Великого поста, а также полиелейные праздники в будние дни Великого Поста: фиолетовый (темно-красный цвет облачений может использоваться, если фиолетовый недоступен).
  • «Торжество Православия» 1-ое воскресенье Великого Поста: красный.[*]
  • Крестопоклонное воскресенье Великого Поста: красный (не фиолетовый)
  • Суббота Акафиста в Великий пост: голубой
  • Великий Канон св. Андрея в Великий пост: черный.
  • Лазарева суббота: зеленый (золотой допустим в случае, если облачения зеленого цвета недоступны).
  • Вербное воскресенье: зеленый.
  • Великий понедельник, вторник и среда Страстной седмицы: черный.
  • Соборование, в Великую Среду (или в другой день): фиолетовый
  • Великая четверг на Литургии: красный (не фиолетовый)
  • Великий четверг вечером (чтение Двенадцати Евангелий): черный.
  • Великая суббота на Литургии (после Апостольского чтения): белый.
  • Пасха Господня (до отдания): белый.
  • Вознесение Господне (до отдания): белый.
  • Пятидесятница (до отдания): зеленый.
  • День Святого Духа: зеленый.
  • Недели Всех Святых, Всех Русских Святых и Всех Поместных Святых (1-я, 2-я и 3-я Недели по Пятидесятнице): золотой.[**]
  • Рождество св. Иоанна Крестителя (и вообще другие посвященные Предтечи праздники): красный.
  • Петров (Апостольский) пост: красный.[**]
  • День Первоверховных Апп. Петра и Павла и, как правило, др. праздники апостолов: золотой.
  • Успенский пост до кануна Преображения Господня: красный.
  • Преображение Господне (до отдания): белый.
  • Успение Пресвятой Богородицы (от предпразднства до отдания): голубой.

[*] В то время как в некоторых местах для Торжества Православия надевают фиолетовые облачения, наш правящий архиерей не одобряет эту практику, учитывая праздничный характер поминовения дня, и предпочитает практику, переданную святителем Иоанном чудотворцем и другими нашими иерархи: а именно, что красные облачения следует носить в этот день, а фиолетовые использовать только в том случае, если красного недостаточно для всех служителей Алтаря. Это практика, благословенная для использования в нашей епархии.

[**] Если, как бывает в некоторые годы, в Апостольский пост входят Недели Всех Святых, или Всех Святых Российских, или Всех Поместных Святых (1-я, 2-я и 3-я Недели по Пятидесятнице), то в будние дни облачения КРАСНЫЕ (в честь поста) а по выходным ЗОЛОТЫЕ (в честь разных святых).

Помимо указанных выше конкретных праздников и литургических периодов, по отношению к цвету облачений применяются следующие более общие правила:

ПРИМЕЧАНИЕ. Мы никогда не совершаем Таинства в черных облачениях (это включает в себя не только Божественную литургию, но также и Таинство Соборования и др.). Это правило не распространяется на Литургию Преждеосвященных Даров, которая обычно совершается в облачениях черного цвета, поскольку во время этого богослужения нет Евхаристического Канона и преосуществления, но только причастие верующих Преждеосвященными Дарами. Мы также не совершаем в облачениях черного цвета погребение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Покров земли праздник
  • Покров установление праздника
  • Покров славянский праздник осени
  • Покров святой богородицы праздник история
  • Покров святой богородицы праздник икона