Покров это православный праздник или языческий праздник

14 октября и назывался у наших предков этот праздник Покрова. В наше время этот день именуют как один из самых важных церковных празднеств святой Богородицы

slavyanskij-oberegi-arnament-dlya-sajta-7p

Граница страницы, сайт славянских оберегов

славянский праздник покрова, встречи осени и зимыДревнеславянская культура полна различных тайн и загадок, которые уже несколько веков стараются разгадать и понять скрытый смысл, спрятанный в славянских праздниках. После принятия на Руси христианства большинство секретов наших предков были утрачены навсегда, так как церковь всеми способами старалась искоренить поклонение языческим идолам. И это скажем прямо, было не так уж и просто, поэтому тогдашняя церковь была вынуждена пойти на уступки – это касалось славянских праздников.

Довольно много всеми известных церковных праздников берут свое начало еще у славянского календаря. Но, конечно же, церковь и православные батюшки отвергают любые заимствования и тем более полное дублирование праздников. Несмотря на такие заявления, при первом же изучении славянского календаря и праздников некоторые заимствования очевидны. Хотя все же найти объяснение такому феномену довольно просто, ведь славяне поклонялись языческим богам на протяжении многих веков, и искоренить в одночасье все поклонения и верования людей было просто невозможно. Поэтому до сих пор существуют в нашей жизни славянские праздники, которые мы считаем исключительно церковными.

Одним из таких является празднование 14 октября и назывался у наших предков этот праздник Покрова. В наше время этот день празднуется как один из самых важных церковных празднеств святой Богородицы, а в народе именуется как Покрова. Но мало кто знает, что Покрова древний славянский праздник, имеющий сакральный смысл для наших предков.

Покрова это не просто языческий праздник, это время встречи осени и зимы. Непосредственное название «Покрова» незамысловатый смысл – его связывали с первым инеем, покрывавшим землю, оповещая всех о наступлении первых заморозков. Покрова для древних славян это день завершения всех работ в поле и окончание подготовительных работ к зимним месяцам. В этот день впервые протапливать избы, а хозяйки пряли и ткали на всю семью теплую одежду.

Как проводили Покрова наши предки?

Покрова древний славянский праздник. Обряд запекания углов для домовогоСуществовало несколько строгих ритуалов в этот день, одним из них был обряд «Запекания углов». Древние предки верили, что охранник Домовой в этот день впадает в спячку и для того чтобы задобрить его на это время его угощали специальными блинами. И просили сберечь тепло в доме в суровое зимнее время.

Блины подавались по особенному, первый блин разделяли на 4 куска и клали в четыре угла дома в качестве дани духу дома, дабы он был сыт и спокоен. А после накрывали на стол различные вкусности и приглашали Домового угоститься.

День домового 10 Февраля славянский праздник День Кудесы или Велесечи

Юные девушки же в этот день молили богиню Ладу об удачном замужестве (после

принятия христианства стали об этом молить Богородицу). Со дня Покрова начинались постоянные посиделки девушек, а также начинался период зимних свадеб.

После этого вечером вся семья должна была собраться за одним столом и начать пировать, в основном в этот день собирались не только родственники за одним столом, но и соседи ближайших домов, так как наши предки были очень дружные, и не было ничего ценнее связи с богами и своим народом. Все веселились и воспевали богов, прося их о милости и защите на холодную пору года.

Граница страницы, сайт славянских оберегов

В середине осени наступает еще один православный праздник — Покров Пресвятой Девы Марии, который мы отмечаем ежегодно 14 октября.

Стоит отметить, что православие не всегда было нашей официальной религией, а вот праздник 14 октября, несмотря на это, был и славяне не упускали возможности лишний раз собраться всей деревней и отметить его, исполняя в точности все традиции и обычаи. А что это были за традиции и что за праздник  раньше был мы сейчас и узнаем в этой статье.

Покров Пресвятой Богородицы — история

Официально история этого праздника начиналась с 910 года. Тогда Константинополь был в осаде, а люди, уставшие от войны прятались во Влахернском храме, молясь о помиловании. Среди народа молились и некие Епифаний и Андрей, которым явилось дивное видение — появилась Дева Мария и начала молиться вместе со всеми, а после сняла с себя покров и развеяла его над народом. Возможно этому не придали бы такого значения, если бы наутро народ не узнал, что осада закончилась, а враг отступил. Именно эта история была взята за основу праздника. Но так ли это было на самом деле?

Языческие корни праздника Покрова

Интересно, но праздник как до крещения Руси, так и после назывался Покров. Вот только толкование названия было различным. Так, с приходом христианства его начали толковать так, будто Дева Мария накрывает своим покровом всех. Однако изначально название означало то, что с этого дня земля покрывается инеем.

Если говорить о Покровах как о языческом празднике, то раньше это был день, когда встречаются зима и осень. А это значило то, что все полевые работы должны быть к этому времени окончены и можно наконец расслабиться и позволить себе праздник. А Покрова как раз открывали сезон праздников и гуляний.

Покров Богородицы — традиции

До Покрова необходимо было не только закончить все полевые работы, но и заготовить продукты на зиму до самой весны. Также весь скот сгоняли в хлев и уже не выпускали его.

Интересно, но большинство обрядов должна была совершить именно женщина, как хранительница очага. Первый огонь должна была в этот день разжечь именно женщина. При этом каждая хозяйка старалась сжечь в костре несколько плодовых веток, приговаривая: «Дыму виться, к небу стремиться, моим желаниям сбыться, а богатству в моем кошеле поселиться!»

Обязательным в этот день был обряд запекания углов. Многие люди раньше верили в то, что в с 14 октября домовой засыпает до самой весны, и чтобы все это время в доме царила только благоприятная атмосфера, его пытались задобрить. Для этого обязательно главная женщина в доме пекла блины, а самый первый разделялся на четыре части и раскладывался по углам. Считалось, что так домовой не будет препятствовать успеху, более того даже содествовать. Также по мнению наших предков любимым лакомством домового были грибы. Поэтому перед праздником обязательно ходили в лес, чтобы найти хоть немного съедобных грибов. После этого их засушивали и уже в Покров прятали в укромном месте на целый год, а на следующий год просто подкадывали новые.

Как можно заметить, часто на праздники главным блюдом были блины. Это обусловленно тем, что они всегда символизировали Солнце, покровителем которого являются Даждьбог и Ярило — самые почитаемые божества у славян. Чтобы уважить их почти на каждый праздник напекали много блинов. Не обошла эта традиция и праздник Покрова. Хозяйки обязательно готовили как можно больше блинов, обходили все углы в доме с ними, а только потом подавали на стол.

Вторым обязательным блюдом в Покров был каравай. У каждой хозяйки были свои рецепты и хитрости в приготовлении этого блюда. Однако предназначался он не для застолья, а для других людей. Караваем угощали соседей, бедняков, друзей и родственников. Поэтому женщины старались его как можно больше, чтобы хватило для всех.

Читая о традициях на Покров, сначала может показаться, что мужчины совсем ничего не делали и то и дело отлеживались на печи. Однако было совсем не так. Пока женщины готовились к празднику, стряпали всякие угощения и убирали хату, сильный пол в это время занимался уборкой двора и утеплением хаты.

Так как полевой сезон окончен, можно подумать и о других насущных делах, например, о свадьбе. Не зря ведь Покров считался еще и днем открытия сезона бракосочетаний. Девушки с 14 октября начинали собираться вместе, чтобы погадать на суженного, а также начинали засылать сватов и готовиться к свадьбе. Даже существовало поверье, что выйти замуж на Покров — это к счастливой семейной жизни.

А у семейных женщин в этот праздник было много своих забот. К примеру, чтобы сохранить детей от всякой хвори и недуга их выводили на крыльцо и обливали холодной водой. Считалось, что это будет хорошей защитой на весь год.

Приметы на Покров

Так как Покров — это сезон свадеб, то и большинство примет было связано с замужеством.

  • Так считалось, что если в этот день будет дождь или выпадет снег, то грядущий год обещает много невест.
  • А те, кто не успел еще найти себе спутника, стремились провести этот праздник как можно веселее и радостнее. Ведь согласно поверьям, именно это поможет найти хорошего/хорошую супруга/супруга. Если же провести его дома, то спутника в грядущем году, если верить примете, не встретишь.
  • Если же в Покров увидеть отлетающих журавлей, то хорошей погоды зимою не будет, ведь в таком случае она наступт рано и будет очень холодной.
  • Внимательно следили за такими деревьями как дуб и береза. Если до Покровов остались еще листья, то год пройдет неудачно, будет много бед и несчастий. Если наоборот, эти деревья успеют сбросить свои одеяния, то год будет успешным, радостным и веселым.
  • Когда парень на Покров проявляет внимание и ухаживает за девушкой, то считалось, что свадьба не за горами.
  • Также мужчины старались успеть утеплить жилище до окончания праздника. Если же утеплять хату уже после Покрова, то по поверьям всю зиму придется мерзнуть.

Источник: prostotak.net

Фото


К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Покров (14 октября) — очень светлый, радостный, весёлый древний славянский праздник. День окончания всех полевых сельскохозяйственных работ. Всё с полей убрано, уложено в амбары и погреба. Скотину с этого дня переставали выгонять пастись на луг. (Холодные росы или иней на траве,  горло застудит). Трудовой год закончен, можно перевести дух, отдохнуть, расслабиться.

Праздник этот у славян существовал задолго до принятия христианства. Почему он называется Покров? Многие считают, что в этот день снег покрывает землю, и ошибаются. Снег на Покров в наших широтах выпадает (и, тем более, ложится) крайне редко. Это – скорее исключение, чем правило. А вот лист с деревьев к этому дню укрывает землю, словно одеялом. Листвой вся земля покрыта, оттого и Покров.

Этот день пропитан сельской магией и мистикой. С ним связано много обычаев, обрядов, суеверий. В этот день пекли каравай и ели его всей семьёй, общиной на сжатом поле, обязательно положив кусок на высокое место – Полевику. А ещё разговаривали, договаривались с Домовым. Объясняли ему, что теперь эстафету всех забот о сохранении запасов урожая, скотины принимает он.

Существует несколько традиционных ограничений в этот день. На Покров категорически нельзя работать (запрещается даже брать в руки какие-либо инструменты), нельзя в этот день начинать новое дело, давать и брать деньги взаймы, охотиться, ловить рыбу.

Зато принято много и вкусно есть, пить, веселиться, ходить в гости, навещать родню, ходить в лес (просто гулять, смотреть, хорошо ли лист укрыл землю). Принято жечь костры и вести около них неторопливые, разумные беседы, впитывая тепло пламени, как бы запасаясь им на долгую, холодную зиму.

Покров – время начала посиделок, сватовства и свадеб. Полевые работы закончились, можно и о любви подумать. Короче, Покров – это большой радостный выходной день для сельских тружеников.

Существует поверье, что если к Покрову лист с деревьев упал чисто, и деревья стоят голые, то зима будет долгой и суровой. Наверное, это поверье актуально всё же для более северных широт. (Новгород, Псков). Я за свою  жизнь ни разу не припомню случая, чтоб лист в наших краях к Покрову упал чисто.

А уж в эту-то тёплую и долгую осень – тем более. Специально в этот праздник на весь день ушёл в лес (давний мой обычай), прошёл по лесным дорогам километров 15 и всё внимательно посмотрел. Полностью листва опала только с липы, липа голая. А дубы, берёзы, клёны, осины, вётла, орешник конечно потеряли часть листьев, но всё ещё стоят в листве, радуя глаз щедрыми красками осени. Ольха по лесным оврагам вообще зелёная стоит, в листве. Нынешнее «Бабье лето» сдвинулось к середине октября, к Покрову. Среднесуточная температура градусов на пять выше обычных для этого времени величин. Т.е. погода стоит, как в середине сентября, Природа подарили нам второй сентябрь!

Обычно с Покрова продвинутые поисковики выходят в лес на поиск мест проживания древних людей (Лес довольно прозрачен уже и рельеф земли после того, как трава легла от заморозков, хорошо просматривается). А в эту осень до леса заморозки так и не добрались и листвы на деревьях очень много, придётся с поиском повременить.

Ещё попадаются (правда, мало) грибы: подберёзовики, свинушки, дождевики, сухие летние опята, маслята в самосевном сосняке в краю леса, мухоморы. Змеи и ежи ещё не ушли в норы, не впали в зимнюю спячку – тепло ведь. Очень урожайный нынешний год на жёлуди. Под сильными дубами всё ими усыпано.

Друзья — единомышленники позвонили, встретиться хотят. Вышел в край леса, в место нашего сбора. Молодёжь из нашей дружной компании давно уже меня ждёт. Поздоровались, пообщались, костёр развели,   всё обсудили. Как хорошо просто сидеть у дружеского костра, где тебе всегда найдётся почётное (возраст!) место. Слушать, что там говорит меж собой молодёжь, смотреть на малиновые угли, вдыхать чистые запахи вечернего осеннего леса.

В темноте уже пошли по домам. Праздник удался!

Сергей Рогов                                      16 октября 2018 г.

Метки: друзья, Озёры

Чудесное видение во Влахернах

Это случилось в 910 году (или чуть позже, по другим источникам) во Влахернах, северо-западном пригороде Константинополя — месте императорской резиденции. Горожане молились о защите города в войне с сарацинами в храме Богородицы, где хранились священные предметы Девы Марии, перевезенные из Палестины еще в V веке: риза, мафорий (покров) и часть пояса.

Чудо произошло во время всенощной службы 1 октября (то есть 14-го по новому стилю), и лицезрели его Андрей Блаженный со сподвижником своим Епифанием: Богородица, появившаяся под куполом в сопровождении Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, распростерла над молящимися свое головное покрывало, блиставшее «паче лучей солнечных».

Но почему же это свидетельство было воспринято как непреложный факт? Причиной явилось то, что Андрей был на ту пору известной личностью. Ему, славянину по рождению, досталась непростая судьба: в молодости воевал, попал в плен, был отправлен в Константинополь и продан в рабство некоему Феогносту.

Хозяин, убедившись, что приятная внешность юноши сочетается с добрым нравом, назначил его своим довереннейшим слугой, а затем отдал для обучения священным книгам, к которым у Андрея обнаружилось сильное влечение. Он много молился, часто ходил по церквям, много читал.

Однажды, приняв подвиг во славу Бога от ангела, явившегося во сне, облачился в рубище и понес бремя юродивого: просил милостыню, которой делился с другими нищими, безропотно терпел тяготы голодного существования, выносил побои и насмешки.

За великое терпение и смирение получил дар пророчества, в истинности которого люди убеждались много раз. Скончался Андрей Блаженный в 936 году, день его памяти приходится на 15 октября (2-е по ст. стилю), то есть на следующий день после нынешнего Покрова.

И, быть может, символично, что восковая икона Влахернской Богоматери, уцелевшая в перипетиях константинопольской истории, в конце концов оказалась в России. В наше время она хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Славянские традиции

В Русской православной церкви почитание памяти о чуде явления Богородицы во Влахернах было установлено около 1164 г., инициатором и проводником этой идеи был князь Андрей Боголюбский. В 1165 году по его велению воздвигнут храм Покрова на Нерли — уникальный шедевр отечественного зодчества.

Образ Богородицы был любим народом, который с радостью воспринял праздник. Тем более, что он вполне соответствовал более давним традициям народного календаря.

Снег, выпавший 14 октября, испокон называли снежным покрывалом земли, которую с этого дня нельзя было беспокоить до весны никакими действиями, будь то возведение забора или установка памятника на могиле. Белорусы в деревнях и сегодня повторяют: «На Пакроу зiма закрывае лета, а Бог пячатае землю, i пасля гэтага дня да вясны нiхто не можа яе чапаць».

Готовясь к Покрову, хозяева утепляли дома: конопатили пазы в стенах, промазывали оконные рамы. Да не просто так, а с приговорами: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром» (или «животом», то есть, надели здоровьем).

Кроме того, 14 октября нужно было протопить избу дровами из яблоневых веток, чтобы было тепло в ней всю студеную пору года. С Покрова скот переводили на зимнее содержание, и по этому случаю домашней животине устраивали пир, подмешивая в сено зерно и солому из последнего «пожинального» снопа. Это делалось для того, чтобы уберечь живность от бескормицы и болезней.

Молодухи старались обезопасить себя от «призора недоброго взгляда», сжигая в овине старые соломенные матрасы. Старшее поколение сбрасывало в огонь изношенные лапти, «прибавляя себе ходу на зиму». Детвору обливали на пороге дома водой через решето.

В это день полагалось также печь блины, чтобы «запекать углы». Смысл обычая заключался в расчете удачно перезимовать, уберечь семью от напастей и каких бы то ни было потерь. И хозяйки, хлопоча у печи, бормотали присловье: «Покров-Покров, натопи избу без дров».

А еще бытовало поверье, согласно которому обильный снегопад на Покров предвещает большое количество свадеб. Об этом стоит рассказать поподробнее.

Свадебные приметы

Покров связывался с покровительством и, памятуя о материнском подвиге Богородицы, славяне прежде всего надеялись на счастье своих детей. С Покрова начинались осенние свадебные недели, а брак, заключенный в это время (с 14 до 28 октября), считался самым благоприятным для будущих отношений в семье молодоженов.

На Покров красны девушки приговаривали: «Мать — Покров, покрой мать сыру землю и меня, молоду»; «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!»; «Мать — Покров! Покрой землю снежком, а меня, молоду, платком».

Покрывать голову в обязательном порядке должна была замужняя женщина, для которой показаться без головного убора означало совершить большой грех (отсюда и выражение «опростоволоситься»). О несостоявшейся невесте говорили со вздохом: «Не покрыл Покров, не покроет и Рождество».

А на церковной заутрене потенциальные невесты ставили праздничную свечу со словами: «Пресвятая Богородица, покрой мою голову красным кокошником, золотым назатыльником». Да торопились поскорее отправиться в храм, так как считалось: кто раньше свечу поставит, тот раньше и замуж выйдет.

Были и другие свадебные приметы на Покров. При подозрении на соперничество в любви, девушки произносили в этот день «остудные» слова о том, чтобы милый не заглядывался на разлучницу, а та не вставала на пути. Родители парубка в Малороссии каждому дню недели давали имя девицы на выданье из окрестных мест, и по погоде в этот день судили, какой супругой она окажется.

Молодежь устраивала гулянья по обычаю: «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». Девушки собирались в одном доме, готовили и накрывали стол вскладчину, плясали и пели, кое-где наряжаясь для потехи.

Приходили на вечерины парни, угощали конфетами да орехами. Считалось удачей для девушки получить подарок на таких посиделках (только не ножницы и не иголку), а лучше всего — перстенек:

Если миленький колечко
Подарит в Покров, любя,
Должно знать мое сердечко,
Скоро замуж выйду я.

* * *
Да, немало примет связывали наши предки с Покровом. Значимый это был день, и все встречали его с надеждой на счастливое будущее. Так пусть оно, будущее, таким и будет.

Покров у славян На Покров выпадает первый снег (Фото: vladimir salman, по лицензии Shutterstock.com)

Покров — древний праздник славян, означавший конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Считалось, что Сварог покрывает Землю павшим листом да кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). С введением христианства этот праздник стал отмечался в честь пресвятой Богородицы и ее чудесного плата.

В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой, и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов.

День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме. Примерно с этих дней начинали топить в избах: начинали работать пряхи и ткачихи.

Считалось, что в этот день Домовой спать укладывается, и в связи с этим, был связан ритуал «Запекания углов». Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные «блинцы» — блины небольшого размера, а первый блин делили на четыре части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.

Девушки же просили Ладу о замужестве (во время христианства стали просить Богородицу). Именно с этого дня начинались регулярные девичьи посиделки.

иерей Александр Пикалёв

Отец Александр, расскажите о празднике Покрова Пресвятой Богородицы.

Праздник Покрова Богородицы обязан своим появлениям чудесному событию, которое произошло в 910 году в Константинополе, во время царствования императора Льва Vl Философа, который получил свое прозвание за любовь к книжной мудрости.

Столицу осаждали полчища врагов, в любой момент способных ворваться в город, разрушить, сжечь его. Единственным прибежищем жителей осажденного города стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. В то время в храме был и святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. И вот святой Андрей видит, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял «паче лучей солнечных», а рядом стояли святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов.  Тогда святой Андрей спрашивает у своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюся», – отвечал ему Епифаний.  Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей. 

В чем особенность этого праздника в православной традиции?

Особенность, я бы даже сказал, парадоксальность праздника в его «непатриотичности». Сам факт существования этого праздника в русском православном  календаре разрушает ложный стереотип о том, что православие это некая национальная вера, национальная традиция… дело в том, что праздник этот неверно связывается с нападением сарацинов на Константинополь. Но Византийские летописи того времени не содержат никакого упоминания о нападении сарацин. Летописи детально раскрывают жизнь Влахернского дворца , отношения императора и патриарха, придворные интриги, предательство некоторых царедворцев, перешедших на сторону арабов (одним из них был тот самый патриций Самон, что мучил св. Василия Нового), благочестие монахов… Нет только нападения врагов на Константинополь. Из крупных военных операций этих лет можно отметить только неудачную попытку византийской армии выбить арабов с Крита и из Сирии.

Но какое событие могло так сильно напугать жителей Константинополя? Ответ может быть следующим: около этого времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Империю. Свирепые викинги Олега и ведомые ими славяне, опустошительные нашествия которых крепко отметились в памяти греков, были не менее страшны, чем арабы.

В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан. Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание, но не исключено, что именно общая тревога греков и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она предстательствует перед Господом за греческое православное царство.

Несмотря на то, что событие это произошло на Византийской земле, в греческий календарь этот праздник не вошел, но зато был принят и утвержден на Руси, благодаря святому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого.

Таким образом получается, что в праздник Покрова Русская Православная Церковь празднует среди прочего и поражение славянского (языческого) оружия, оружия наших предков силою Божьей и предстательством Пресвятой Богородицы. Поэтому этот праздник имеет такое большое миссионерское значение. Он говорит о том, что единство в вере стоит выше любых человеческих конфликтов, любых национальных стереотипов и антипатий. Именно понимание этой истины позволило русскому народу впоследствии воспринять этот праздник и сделать его частью своей православной традиции. 

Почему Православная Церковь так почитает Богородицу?

Потому что все основания для этого почитания изложены в Священном Писании:

«И сказала Мария: «…величит душа Моя Господа,  и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,  что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;  что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;» (Евангелие от Луки 1 гл.).

Из этого мы видим, что еще до рождения Спасителя было предопределено величие Девы Марии и Ее почитание (ублажение) всеми народами. В 11 главе от Луки мы читаем слова некоей женщины из народа, которая, слыша Божественную мудрость Христа, восклицает: «…блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!»

Кроме того, евангелист Иоанн Богослов свидетельствует о том, что первое Свое чудо, в результате которого ученики уверовали в Спасителя, Христос сотворил именно по просьбе, ходатайству Своей Матери. Поэтому почитание Богородицы как заступницы, ходатаицы за людей укоренено в самой глубине христианской традиции и опыта. Именно чудесам Божией Матери мы обязаны такому количеству Ее чудотворных икон, которые во все времена пользовались почитанием православных христиан, и не только православных. Мы знаем, как чтят католики Казанскую Икону Богородицы, мы знаем о том, что даже мусульмане принимали участие в крестных ходах с Моздокской иконой. 

Почему же Богородица в Писании упоминается так редко? Как совместить церковное почитание Божией Матери и скупость евангельского повествования о Ней?

Спор о почитании Богородицы очень давний, и противники Ее почитания в первую очередь ссылаются именно на Евангелие, вернее, на то, что там крайне мало информации о Деве Марии. Но к Евангелию (как и к Церкви) неприменим статистический анализ. Смотреть нужно не на количество строк, а на то, что в них сказано. Безусловно, Священное Писание обладает огромным авторитетом, но ведь оно само порождено Церковью. А Церковь своей двухтысячелетней историей ответила на вопрос, почему христиане почитают Божию Матерь.

Но вернемся к самому евангельскому тексту. Там есть пророчества о почитании Богородицы. Это слова Архангела Гавриила, который приносит Деве Марии весть о том, что Она будет матерью Спасителя. Короткая фраза «Благословенна Ты между женами» (Лк.1:28). Благословенна – означает прославлена. И Архангел произносит это не от себя, он всего лишь посланник Божий. И Богородица, встречаясь со Своей родственницей Елисаветой, прямо говорит, что Бог сделал Ее великой и люди прославят Ее (Лк.1:48-49). Поэтому Церковь всегда отвечала тем, кто, ссылаясь на Евангелие, отказывался почитать Богородицу: тем самым вы отказываетесь исполнять то, к чему призывает христиан Евангелие: почитать Божию Матерь.

Одна из древнейших молитв к Пресвятой Богородице (на церковнославянском):

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Как видим текст древнейшей молитвы по смыслу полностью тождественен тексту Евангелия.

Евангелие прямо говорит о том, что Господь был в повиновении у Иосифа и Марии (Лк.2:51) и даже спорил с религиозными учителями, пытавшимися обойти Божию заповедь: «Почитай отца твоего и мать». А в самый страшный момент Своего земного служения Спаситель, уже страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову.

А самое главное заключается вот в чем. Человечество ждало Спасителя множество веков. В Ветхом Завете Бог через пророков говорил, что Он войдет в мир через женщину, родившись без участия мужского семени. Но от женщины, которая должна была стать земной Матерью воплотившегося Бога, требовался величайший подвиг. И Дева Мария добровольно и свободно пошла на это. Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести Свой крест. Ведь она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына окончится трагически. И как верующий человек, и как Мать Она перенесла немыслимые страдания. А пошла Она на это, потому что хотела спасения всем нам, всему человеческому роду. Как же Церкви не почитать Ту, без подвига Которой стало бы невозможным Боговоплощение – а значит, и наше спасение? 

Но ведь не все христиане почитают Богородицу…

Вы, конечно, говорите о протестантах и множестве отколовшихся от них псевдохристианских сект. Причины того резко негативного отношения к двухтысячелетней христианской традиции у сектантов имеют целый ряд причин: от примитивного нигилизма по отношению ко всему церковному, когда уже слова «храм», «церковь», «священник» становятся ругательными, как это бытует у «Свидетелей Иеговы» до неспособности понять, что именно Церковь видит в самом Христе, как она Его воспринимает.
Если мы начнем перечислять православные праздники: Рождество, Пасху, Вознесение, Преображение и т.п., мы заметим одну очень важную особенность: праздники эти посвящены не просто Христу, не просто событиям  Его земной жизни, а человеческой плоти Христа. Благовещение – во чреве Богородицы созиждестя человеческое Тело Христа.  Кто рождается в Вифлеемском хлеву? ВОПЛОТИВШИЙСЯ Бог!, Что преображается на Фаворе? Человеческое Тело Христа! Что воскресает в  третий день в гробнице Иосифа Аримафейского? Человеческая плоть Бога! Что возносится через сорок дней на небо одесную Отца? Новое человеческое естество! По сути, мы празднуем то, что с пришествием Христа в мир нет больше непреодолимой границы между Богом и человеком в силу того, что человеческая природа во всей ее полноте воспринята, усвоена, исцелена и  преображена Христом.  Бог воплотился, чтобы человек обОжился. В этих словах вся внутренняя сущность христианства.

А воплотился Христос от Девы Марии, воплотился по собственному слову для того, чтобы исполнить закон.

А что гласит закон? «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Исх.20:12) Сам Христос чтил Свою Матерь, потому что так велел Божий закон. По Ее ходатайству творил чудеса, благодаря Ее заступлению спас православный Константинополь от варваров.  Что в свете этого я могу сказать тем так называемым христианам, которые не чтят Богородицу?  Только то, что они игнорируют Священное Писание, историю Церкви и, в конце концов, здравый смысл. А идя еще дальше, когда порочат Божью Матерь, называя ее самой обычной женщиной или утверждая что Христос не единственный Ее Сын, совершают нравственное преступление предусмотренное законом Ветхого Завета: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» (Лев.20:9).

И тем не менее всегда находились люди, воспринимавшие почитание Богородицы как идолопоклонство и при этом называвшие себя христианами. Они, к сожалению, не понимали внутренней сущности Церкви. Православная Церковь – это живые люди, ее можно сравнить с большой семьей. Глава семьи – Христос, а все члены семьи, где бы они ни находились, в каком бы веке они ни жили, через Христа духовно связаны и друг с другом.

В Церкви есть святые. Это люди, которые так сильно стремились к Богу при жизни, что после смерти оказались в особой близости к Нему. И если в обычной семье старшие дети помогают младшим, могут попросить отца за них, то почему это не может происходить в семье церковной? Почему те, кто уже достиг святости, не могут просить Бога за тех, кто находится еще в пути?! Если человек приходит в храм и пишет записку о здравии или упокоении, тем самым прося священника помолиться за него, так почему тот же человек не может обратиться к людям, которые уже находятся рядом с Богом? И чем ближе эти люди к Богу, тем больше надежд мы возлагаем на их заступничество, на их любовь к нам. А ближе всех к Богу – Его Мать. Ее подвиг отличается от подвига святых качественным образом. Любой христианский подвиг связан с самопожертвованием, но в то же время «нет человека, который не согрешил бы». Поэтому даже величайшие святые не были до конца свободны от человеческой «самости». Церковь знает только одного человека, который был свободен от себялюбия совершенно, который от начала до конца своей жизни всегда отдавал всего себя Богу, ничего не ожидая взамен. Это – Матерь Божия. Самый совершенный дар Божий человеку – быть матерью, утешенной удивительной связью со своим ребенком, для Богородицы был с самого начала подвигом, от которого, как Она знала, Ей не должно было достаться никакого обычного материнского утешения.

Церковь не обожествляет Богородицу. Она – человек. Но при том Христос назвал Ее матерью, а Она Его – Сыном. Что может быть ближе этого? И, будучи в Таинстве Крещения связанными со Христом, христиане тем самым теснейшим образом духовно связаны с Его Матерью. Это знает любой человек, искренне когда-либо Ей молившийся.

Именно поэтому за помощью к Богородице обращаются намного чаще, чем к другим святым, поэтому Ей посвящено так много храмов, поэтому написано столько Ее икон. Каждая икона – это случай реальной помощи, которую получили люди, обращаясь с молитвой к Божьей Матери. Каждый воздвигнутый в Ее честь храм – это свидетельство того, что люди всегда чувствуют силу Ее любви, которой с избытком хватает для каждого человека.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Покров чей праздник
  • Покров на руси история праздника
  • Покров церковный праздник поздравления
  • Покров на нерли праздник покрова
  • Покров церковный праздник 2021