Покров пресвятой богородицы славянский праздник

Покров — древний праздник славян, означавший конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Считалось, что Сварог покрывает Землю павшим листом да кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). С введением христианства этот праздник стал отмечался в чес...

Покров у славян На Покров выпадает первый снег (Фото: vladimir salman, по лицензии Shutterstock.com)

Покров — древний праздник славян, означавший конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Считалось, что Сварог покрывает Землю павшим листом да кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). С введением христианства этот праздник стал отмечался в честь пресвятой Богородицы и ее чудесного плата.

В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой, и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов.

День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме. Примерно с этих дней начинали топить в избах: начинали работать пряхи и ткачихи.

Считалось, что в этот день Домовой спать укладывается, и в связи с этим, был связан ритуал «Запекания углов». Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные «блинцы» — блины небольшого размера, а первый блин делили на четыре части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.

Девушки же просили Ладу о замужестве (во время христианства стали просить Богородицу). Именно с этого дня начинались регулярные девичьи посиделки.

Покров (14 октября) — очень светлый, радостный, весёлый древний славянский праздник. День окончания всех полевых сельскохозяйственных работ. Всё с полей убрано, уложено в амбары и погреба. Скотину с этого дня переставали выгонять пастись на луг. (Холодные росы или иней на траве,  горло застудит). Трудовой год закончен, можно перевести дух, отдохнуть, расслабиться.

Праздник этот у славян существовал задолго до принятия христианства. Почему он называется Покров? Многие считают, что в этот день снег покрывает землю, и ошибаются. Снег на Покров в наших широтах выпадает (и, тем более, ложится) крайне редко. Это – скорее исключение, чем правило. А вот лист с деревьев к этому дню укрывает землю, словно одеялом. Листвой вся земля покрыта, оттого и Покров.

Этот день пропитан сельской магией и мистикой. С ним связано много обычаев, обрядов, суеверий. В этот день пекли каравай и ели его всей семьёй, общиной на сжатом поле, обязательно положив кусок на высокое место – Полевику. А ещё разговаривали, договаривались с Домовым. Объясняли ему, что теперь эстафету всех забот о сохранении запасов урожая, скотины принимает он.

Существует несколько традиционных ограничений в этот день. На Покров категорически нельзя работать (запрещается даже брать в руки какие-либо инструменты), нельзя в этот день начинать новое дело, давать и брать деньги взаймы, охотиться, ловить рыбу.

Зато принято много и вкусно есть, пить, веселиться, ходить в гости, навещать родню, ходить в лес (просто гулять, смотреть, хорошо ли лист укрыл землю). Принято жечь костры и вести около них неторопливые, разумные беседы, впитывая тепло пламени, как бы запасаясь им на долгую, холодную зиму.

Покров – время начала посиделок, сватовства и свадеб. Полевые работы закончились, можно и о любви подумать. Короче, Покров – это большой радостный выходной день для сельских тружеников.

Существует поверье, что если к Покрову лист с деревьев упал чисто, и деревья стоят голые, то зима будет долгой и суровой. Наверное, это поверье актуально всё же для более северных широт. (Новгород, Псков). Я за свою  жизнь ни разу не припомню случая, чтоб лист в наших краях к Покрову упал чисто.

А уж в эту-то тёплую и долгую осень – тем более. Специально в этот праздник на весь день ушёл в лес (давний мой обычай), прошёл по лесным дорогам километров 15 и всё внимательно посмотрел. Полностью листва опала только с липы, липа голая. А дубы, берёзы, клёны, осины, вётла, орешник конечно потеряли часть листьев, но всё ещё стоят в листве, радуя глаз щедрыми красками осени. Ольха по лесным оврагам вообще зелёная стоит, в листве. Нынешнее «Бабье лето» сдвинулось к середине октября, к Покрову. Среднесуточная температура градусов на пять выше обычных для этого времени величин. Т.е. погода стоит, как в середине сентября, Природа подарили нам второй сентябрь!

Обычно с Покрова продвинутые поисковики выходят в лес на поиск мест проживания древних людей (Лес довольно прозрачен уже и рельеф земли после того, как трава легла от заморозков, хорошо просматривается). А в эту осень до леса заморозки так и не добрались и листвы на деревьях очень много, придётся с поиском повременить.

Ещё попадаются (правда, мало) грибы: подберёзовики, свинушки, дождевики, сухие летние опята, маслята в самосевном сосняке в краю леса, мухоморы. Змеи и ежи ещё не ушли в норы, не впали в зимнюю спячку – тепло ведь. Очень урожайный нынешний год на жёлуди. Под сильными дубами всё ими усыпано.

Друзья — единомышленники позвонили, встретиться хотят. Вышел в край леса, в место нашего сбора. Молодёжь из нашей дружной компании давно уже меня ждёт. Поздоровались, пообщались, костёр развели,   всё обсудили. Как хорошо просто сидеть у дружеского костра, где тебе всегда найдётся почётное (возраст!) место. Слушать, что там говорит меж собой молодёжь, смотреть на малиновые угли, вдыхать чистые запахи вечернего осеннего леса.

В темноте уже пошли по домам. Праздник удался!

Сергей Рогов                                      16 октября 2018 г.

Метки: друзья, Озёры

slavyanskij-oberegi-arnament-dlya-sajta-7p

Граница страницы, сайт славянских оберегов

славянский праздник покрова, встречи осени и зимыДревнеславянская культура полна различных тайн и загадок, которые уже несколько веков стараются разгадать и понять скрытый смысл, спрятанный в славянских праздниках. После принятия на Руси христианства большинство секретов наших предков были утрачены навсегда, так как церковь всеми способами старалась искоренить поклонение языческим идолам. И это скажем прямо, было не так уж и просто, поэтому тогдашняя церковь была вынуждена пойти на уступки – это касалось славянских праздников.

Довольно много всеми известных церковных праздников берут свое начало еще у славянского календаря. Но, конечно же, церковь и православные батюшки отвергают любые заимствования и тем более полное дублирование праздников. Несмотря на такие заявления, при первом же изучении славянского календаря и праздников некоторые заимствования очевидны. Хотя все же найти объяснение такому феномену довольно просто, ведь славяне поклонялись языческим богам на протяжении многих веков, и искоренить в одночасье все поклонения и верования людей было просто невозможно. Поэтому до сих пор существуют в нашей жизни славянские праздники, которые мы считаем исключительно церковными.

Одним из таких является празднование 14 октября и назывался у наших предков этот праздник Покрова. В наше время этот день празднуется как один из самых важных церковных празднеств святой Богородицы, а в народе именуется как Покрова. Но мало кто знает, что Покрова древний славянский праздник, имеющий сакральный смысл для наших предков.

Покрова это не просто языческий праздник, это время встречи осени и зимы. Непосредственное название «Покрова» незамысловатый смысл – его связывали с первым инеем, покрывавшим землю, оповещая всех о наступлении первых заморозков. Покрова для древних славян это день завершения всех работ в поле и окончание подготовительных работ к зимним месяцам. В этот день впервые протапливать избы, а хозяйки пряли и ткали на всю семью теплую одежду.

Как проводили Покрова наши предки?

Покрова древний славянский праздник. Обряд запекания углов для домовогоСуществовало несколько строгих ритуалов в этот день, одним из них был обряд «Запекания углов». Древние предки верили, что охранник Домовой в этот день впадает в спячку и для того чтобы задобрить его на это время его угощали специальными блинами. И просили сберечь тепло в доме в суровое зимнее время.

Блины подавались по особенному, первый блин разделяли на 4 куска и клали в четыре угла дома в качестве дани духу дома, дабы он был сыт и спокоен. А после накрывали на стол различные вкусности и приглашали Домового угоститься.

День домового 10 Февраля славянский праздник День Кудесы или Велесечи

Юные девушки же в этот день молили богиню Ладу об удачном замужестве (после

принятия христианства стали об этом молить Богородицу). Со дня Покрова начинались постоянные посиделки девушек, а также начинался период зимних свадеб.

После этого вечером вся семья должна была собраться за одним столом и начать пировать, в основном в этот день собирались не только родственники за одним столом, но и соседи ближайших домов, так как наши предки были очень дружные, и не было ничего ценнее связи с богами и своим народом. Все веселились и воспевали богов, прося их о милости и защите на холодную пору года.

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Да, читатель, это правда. «Покров Богородицы» — антирусский праздник, навязанный нашему народу болтунами-мракобесами! И он не имеет никакого отношения к истинному христианству, поскольку его установил не Иисус Христос, а лукавые людишки, собравшиеся однажды в Константинополе, чтобы властвовать над народами от имени Христа-Спасителя! 

В далёкие времена наши великие предки хотели крепко проучить их за их жидовство и лукавство… Однако, так вышло, что на море случился сильный шторм, большие волны и шквалистый ветер сообща утопили ладьи, на которых русские витязи приплыли к берегу града Константинополя, и многие из них погибли в пучине морской. 

В память о гибели большого числа русских воинов от сил стихии так называемые «христианские священники» и утвердили свой «великий праздник Покров Богородицы», да ещё и навязали его потом нам, русским!

Вот как о том историческом событии сегодня рассказывают на разные лады разные источники:

«Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю). 

По преданию, произошло это в 910 году. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью. Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвёртом часу ночи в будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых…» «Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми».

«Как полагает ряд учёных, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы… Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча. Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»

Источник: https://foma.ru/14-oktyabrya-2013-pokrov-presvyatoj-bogorodiczyi.html

Другой источник утверждает следующее:

«В IX веке от Р.Х. наши предки – русы, тогда ещё язычники, осадили Константинополь. Во время службы во Влахернской церкви защитникам города явилась Богоматерь, и, в знак того, что даёт им свою защиту, покрыла их своей ризой. После этого омофор погрузили в прибрежные воды, и поднявшаяся в ту же минуту буря разметала русские ладьи. Есть и другие версии, но самое интересное в этой истории то, что именно Покров, греческий праздник поражения русов, стал одним из главных праздников Русской Православной Церкви…» Источник: http://azbyka.ru/days/prazdnik-pokrov-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii

«Википедия» утверждает следующее:

«Описанные события имели место, согласно некоторым датировкам, в 910 году (по иным источникам, в 902 году), при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами, и Константинополю угрожала опасность. В иных источниках говорится о войне с племенами русов в 860 году или болгар в 926 году. Однако полной ясности в данном вопросе трудно достичь, поскольку описание события заимствовано из жития Андрея Юродивого, годы жизни которого можно установить лишь предположительно…» 

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Покров_Пресвятой_Богородицы

Смотрите! Есть только предание о гибели русских «варваров» от сил стихии, но точной даты и даже точного года, когда произошло это событие, никто не знает! Однако, справлять «великий пгаздник поражения русов» священники решили аккурат 1 октября по старому стилю или 14 октября по новому стилю! 

Почему? 

Исключительно потому же, почему «Рождество Христа» стали праздновать аккурат 25 декабря, в день, на который у северных славян, русских, приходился праздник «Рождество Солнца»

Вот как английский и американский писатель-философ Томас Пейн оценил (ещё в конце 18-го века!) этот акт подмены древнеславянского праздника на жидо-христианский праздник:

Ну а на 1 октября по старому стилю или на 14 октября по новому стилю у «варваров» приходился праздник, который тоже (ну надо же!) назывался Покровом! Его и подменили жидо-христианским «Покровом Богородицы»:

«В славянском календаре Покров означал завершение сельскохозяйственных работ и приход зимы. В этот день часто выпадал первый снег. В связи с этим существовала поговорка «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается». Хозяйки начинали с этого дня готовить дом к заморозкам. Покров также считался девичьим праздником, потому что ассоциировался с покрывающим голову невесты платком. С этого праздника на Руси начинались свадьбы. Созданные в это время семьи считались счастливыми и крепкими…»  

Источник: https://www.mk.ru/social/2019/10/14/pokrov-presvyatoy-bogorodicy-2019-tradicii-primety-i-zaprety.html

И вот что мы имеем сегодня в результате замещения в сознании русских людей древнеславянского праздника псевдохристианским праздником: 

Слова этой «варварской» песни доходчиво объясняют умеющим мыслить людям, что есть такое «покров» Богородицы, и кто такая «Русская Богородица», укрывающая землю снежным покровом:

«Белый пушистый снег на землю ложится вновь.
В нём чистота и свет, в нём Матери Любовь.
Как малое дитя, прячась от страшных снов,
Так и сама земля, спряталась под Покров…»

Есть и другое (более научное!) объяснение славянского праздника Покров, связанного с началом резкого похолодания в северном полушарии земли и с выпадением на Русском Севере первого снега: 14 октября (вот почему это непреходящая дата) каждый год над Северным полюсом нашей планеты наступает великая тьма, именуемая по научному «астрономической полярной ночью». Солнце уходит за горизонт почти на полгода! 

Вот и выходит, что «Русская Богородица», покрывающая землю первым снегом 14 октября и рождающая, по преданию, 25 декабря молодое Солнце (Коляду), — это тёмно-синее небо со звёздами:

А вот так «Русская Богородица», рождающая 25 декабря младенца-Солнце (Коляду), стала изображаться на иконах после замены в 1700 году в вере славян образа «молодого Солнца» на образ «младенца-Христа», Рождество которого также стали отмечать 25 декабря по старому стилю.

Две иконы Богородицы с младенцем: естественная и рукотворная.

Две иконы Богородицы с младенцем: естественная и рукотворная.

Как видим, несмотря ни на что, древний славянский образ Богородицы — тёмно-синее небо — по-прежнему остаётся несокрушимым в генетической памяти русов.

14 октября 2019 г. Мурманск. Антон Благин

Комментарий:

Gale_g: попы на проповедях так и восклицают: «Это уникальный праздник! Ни один народ не празднует победу над собой, и только русский празднует уничтожение русского флота под Царьградом!»
Несколько раз приходилось это слышать. Осадок был, поскольку нелегко оставлять «русскую веру». Но потом постепенно глаза открылись. Попы признаются также на проповеди: «Среди русских святых большинство — это не этнические русские. Но они более русские, чем сами русские.» И когда слова такие исходят из жидовского рта, понимаешь, что РПЦ и христианство никакого отношения к русским не имеют! Также понимаешь, что у русских было своё Православие, но это было не христианство.

Чудесное видение во Влахернах

Это случилось в 910 году (или чуть позже, по другим источникам) во Влахернах, северо-западном пригороде Константинополя — месте императорской резиденции. Горожане молились о защите города в войне с сарацинами в храме Богородицы, где хранились священные предметы Девы Марии, перевезенные из Палестины еще в V веке: риза, мафорий (покров) и часть пояса.

Чудо произошло во время всенощной службы 1 октября (то есть 14-го по новому стилю), и лицезрели его Андрей Блаженный со сподвижником своим Епифанием: Богородица, появившаяся под куполом в сопровождении Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, распростерла над молящимися свое головное покрывало, блиставшее «паче лучей солнечных».

Но почему же это свидетельство было воспринято как непреложный факт? Причиной явилось то, что Андрей был на ту пору известной личностью. Ему, славянину по рождению, досталась непростая судьба: в молодости воевал, попал в плен, был отправлен в Константинополь и продан в рабство некоему Феогносту.

Хозяин, убедившись, что приятная внешность юноши сочетается с добрым нравом, назначил его своим довереннейшим слугой, а затем отдал для обучения священным книгам, к которым у Андрея обнаружилось сильное влечение. Он много молился, часто ходил по церквям, много читал.

Однажды, приняв подвиг во славу Бога от ангела, явившегося во сне, облачился в рубище и понес бремя юродивого: просил милостыню, которой делился с другими нищими, безропотно терпел тяготы голодного существования, выносил побои и насмешки.

За великое терпение и смирение получил дар пророчества, в истинности которого люди убеждались много раз. Скончался Андрей Блаженный в 936 году, день его памяти приходится на 15 октября (2-е по ст. стилю), то есть на следующий день после нынешнего Покрова.

И, быть может, символично, что восковая икона Влахернской Богоматери, уцелевшая в перипетиях константинопольской истории, в конце концов оказалась в России. В наше время она хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Славянские традиции

В Русской православной церкви почитание памяти о чуде явления Богородицы во Влахернах было установлено около 1164 г., инициатором и проводником этой идеи был князь Андрей Боголюбский. В 1165 году по его велению воздвигнут храм Покрова на Нерли — уникальный шедевр отечественного зодчества.

Образ Богородицы был любим народом, который с радостью воспринял праздник. Тем более, что он вполне соответствовал более давним традициям народного календаря.

Снег, выпавший 14 октября, испокон называли снежным покрывалом земли, которую с этого дня нельзя было беспокоить до весны никакими действиями, будь то возведение забора или установка памятника на могиле. Белорусы в деревнях и сегодня повторяют: «На Пакроу зiма закрывае лета, а Бог пячатае землю, i пасля гэтага дня да вясны нiхто не можа яе чапаць».

Готовясь к Покрову, хозяева утепляли дома: конопатили пазы в стенах, промазывали оконные рамы. Да не просто так, а с приговорами: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром» (или «животом», то есть, надели здоровьем).

Кроме того, 14 октября нужно было протопить избу дровами из яблоневых веток, чтобы было тепло в ней всю студеную пору года. С Покрова скот переводили на зимнее содержание, и по этому случаю домашней животине устраивали пир, подмешивая в сено зерно и солому из последнего «пожинального» снопа. Это делалось для того, чтобы уберечь живность от бескормицы и болезней.

Молодухи старались обезопасить себя от «призора недоброго взгляда», сжигая в овине старые соломенные матрасы. Старшее поколение сбрасывало в огонь изношенные лапти, «прибавляя себе ходу на зиму». Детвору обливали на пороге дома водой через решето.

В это день полагалось также печь блины, чтобы «запекать углы». Смысл обычая заключался в расчете удачно перезимовать, уберечь семью от напастей и каких бы то ни было потерь. И хозяйки, хлопоча у печи, бормотали присловье: «Покров-Покров, натопи избу без дров».

А еще бытовало поверье, согласно которому обильный снегопад на Покров предвещает большое количество свадеб. Об этом стоит рассказать поподробнее.

Свадебные приметы

Покров связывался с покровительством и, памятуя о материнском подвиге Богородицы, славяне прежде всего надеялись на счастье своих детей. С Покрова начинались осенние свадебные недели, а брак, заключенный в это время (с 14 до 28 октября), считался самым благоприятным для будущих отношений в семье молодоженов.

На Покров красны девушки приговаривали: «Мать — Покров, покрой мать сыру землю и меня, молоду»; «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!»; «Мать — Покров! Покрой землю снежком, а меня, молоду, платком».

Покрывать голову в обязательном порядке должна была замужняя женщина, для которой показаться без головного убора означало совершить большой грех (отсюда и выражение «опростоволоситься»). О несостоявшейся невесте говорили со вздохом: «Не покрыл Покров, не покроет и Рождество».

А на церковной заутрене потенциальные невесты ставили праздничную свечу со словами: «Пресвятая Богородица, покрой мою голову красным кокошником, золотым назатыльником». Да торопились поскорее отправиться в храм, так как считалось: кто раньше свечу поставит, тот раньше и замуж выйдет.

Были и другие свадебные приметы на Покров. При подозрении на соперничество в любви, девушки произносили в этот день «остудные» слова о том, чтобы милый не заглядывался на разлучницу, а та не вставала на пути. Родители парубка в Малороссии каждому дню недели давали имя девицы на выданье из окрестных мест, и по погоде в этот день судили, какой супругой она окажется.

Молодежь устраивала гулянья по обычаю: «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». Девушки собирались в одном доме, готовили и накрывали стол вскладчину, плясали и пели, кое-где наряжаясь для потехи.

Приходили на вечерины парни, угощали конфетами да орехами. Считалось удачей для девушки получить подарок на таких посиделках (только не ножницы и не иголку), а лучше всего — перстенек:

Если миленький колечко
Подарит в Покров, любя,
Должно знать мое сердечко,
Скоро замуж выйду я.

* * *
Да, немало примет связывали наши предки с Покровом. Значимый это был день, и все встречали его с надеждой на счастливое будущее. Так пусть оно, будущее, таким и будет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Покров пресвятой богородицы праздник тропарь
  • Покров день это православный праздник
  • Покров день церковный праздник какого числа
  • Покров пресвятой богородицы праздник поздравление открытка
  • Покров день христианский праздник