Покров славянский праздник осени

14 октября и назывался у наших предков этот праздник Покрова. В наше время этот день именуют как один из самых важных церковных празднеств святой Богородицы

slavyanskij-oberegi-arnament-dlya-sajta-7p

Граница страницы, сайт славянских оберегов

славянский праздник покрова, встречи осени и зимыДревнеславянская культура полна различных тайн и загадок, которые уже несколько веков стараются разгадать и понять скрытый смысл, спрятанный в славянских праздниках. После принятия на Руси христианства большинство секретов наших предков были утрачены навсегда, так как церковь всеми способами старалась искоренить поклонение языческим идолам. И это скажем прямо, было не так уж и просто, поэтому тогдашняя церковь была вынуждена пойти на уступки – это касалось славянских праздников.

Довольно много всеми известных церковных праздников берут свое начало еще у славянского календаря. Но, конечно же, церковь и православные батюшки отвергают любые заимствования и тем более полное дублирование праздников. Несмотря на такие заявления, при первом же изучении славянского календаря и праздников некоторые заимствования очевидны. Хотя все же найти объяснение такому феномену довольно просто, ведь славяне поклонялись языческим богам на протяжении многих веков, и искоренить в одночасье все поклонения и верования людей было просто невозможно. Поэтому до сих пор существуют в нашей жизни славянские праздники, которые мы считаем исключительно церковными.

Одним из таких является празднование 14 октября и назывался у наших предков этот праздник Покрова. В наше время этот день празднуется как один из самых важных церковных празднеств святой Богородицы, а в народе именуется как Покрова. Но мало кто знает, что Покрова древний славянский праздник, имеющий сакральный смысл для наших предков.

Покрова это не просто языческий праздник, это время встречи осени и зимы. Непосредственное название «Покрова» незамысловатый смысл – его связывали с первым инеем, покрывавшим землю, оповещая всех о наступлении первых заморозков. Покрова для древних славян это день завершения всех работ в поле и окончание подготовительных работ к зимним месяцам. В этот день впервые протапливать избы, а хозяйки пряли и ткали на всю семью теплую одежду.

Как проводили Покрова наши предки?

Покрова древний славянский праздник. Обряд запекания углов для домовогоСуществовало несколько строгих ритуалов в этот день, одним из них был обряд «Запекания углов». Древние предки верили, что охранник Домовой в этот день впадает в спячку и для того чтобы задобрить его на это время его угощали специальными блинами. И просили сберечь тепло в доме в суровое зимнее время.

Блины подавались по особенному, первый блин разделяли на 4 куска и клали в четыре угла дома в качестве дани духу дома, дабы он был сыт и спокоен. А после накрывали на стол различные вкусности и приглашали Домового угоститься.

День домового 10 Февраля славянский праздник День Кудесы или Велесечи

Юные девушки же в этот день молили богиню Ладу об удачном замужестве (после

принятия христианства стали об этом молить Богородицу). Со дня Покрова начинались постоянные посиделки девушек, а также начинался период зимних свадеб.

После этого вечером вся семья должна была собраться за одним столом и начать пировать, в основном в этот день собирались не только родственники за одним столом, но и соседи ближайших домов, так как наши предки были очень дружные, и не было ничего ценнее связи с богами и своим народом. Все веселились и воспевали богов, прося их о милости и защите на холодную пору года.

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Покров у славян На Покров выпадает первый снег (Фото: vladimir salman, по лицензии Shutterstock.com)

Покров — древний праздник славян, означавший конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Считалось, что Сварог покрывает Землю павшим листом да кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). С введением христианства этот праздник стал отмечался в честь пресвятой Богородицы и ее чудесного плата.

В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой, и корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название народные верования связывали с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов.

День Покрова совпадал с полным окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме. Примерно с этих дней начинали топить в избах: начинали работать пряхи и ткачихи.

Считалось, что в этот день Домовой спать укладывается, и в связи с этим, был связан ритуал «Запекания углов». Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные «блинцы» — блины небольшого размера, а первый блин делили на четыре части и разносили по углам избы как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.

Девушки же просили Ладу о замужестве (во время христианства стали просить Богородицу). Именно с этого дня начинались регулярные девичьи посиделки.

Удивительно, но праздник Покрова Пресвятой Богородицы, основанием которого стали события, произошедшие в Византии, не утвердился в Греции. Это особенно странно, потому, что греки, как православный народ, особенно чутки к подобным событиям в истории своих предков.

А дело было так.

В начале X века на Константинополь внезапно напали племена русичей. Городу грозило разорение и гибель многих его жителей. И вот 1 (14) октября, в воскресный день народ горячо молился об избавлении от внезапной напасти во Влахернском храме. Храм этот примечателен тем, что он специально был построен для хранения и молитвенного поклонения ризам Пресвятой Богородицы: Ее головному покрову (мафорию) и части пояса, перенесенным из Палестины в V веке.

Итак, народ молился, и среди народа был один человек – тоже славянин (русич) по рождению, но попавший в плен и проданный затем в рабство византийцу Феогносту. Этот славянин был святой Андрей Христа ради юродивый. И вот во время всенощного бдения, примерно в четвёртом часу утра он увидел идущую по храму как бы по воздуху в сиянии небесной славы Пресвятую Богородицу в сопровождении святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова.

Невольно обращает на себя внимание, тот факт, что именно два святых Иоанна сопровождали Пресвятую Владычицу. Ведь это имя (Иоанн) впоследствии и стало «самым русским» из всех имён. Как будто с самого начала событие это каким-то неуловимым и тончайшим образом было связано именно с нашим народом. Как будто две стороны, два характерных свойства славянской души обозначили своим присутствием эти великие святые: безраздельную любовь к Богу — «апостол любви» Иоанн Богослов — и аскетичность, многотрудность славянской жизни — пророк Иоанн Креститель.

Между тем святой Андрей увидел как Пресвятая Богородица вошла в Алтарь, сняла с головы Своей сияющее покрывало, распростёрла его над молящимся народом и сама стала молиться со слезами ко Господу о прощении и защите православного народа от всяческих бед и напастей.

Покров Пресвятой Богородицы

Видение продолжалось довольно долго и, может быть, желая вполне удостовериться в его подлинности, святой Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Святые Андрей и Епифаний долго ещё смотрели на молящуюся Владычицу мира, а когда Она удалилась, через некоторое время исчезло и покрывало. Но в тот же день войска русичей сняли осаду и покинули приделы Константинополя.

Это было чудо особого заступничества Пречистой Владычицы за христианский народ!

Странно, но в Греции это событие так и не было запечатлено Церковным торжеством и это два столетия спустя было с изумлением отмечено русским князем Андреем Боголюбским. Обратив внимание на описанный эпизод в житии своего небесного покровителя, благоверный князь сказал: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая».

И был на Руси установлен один из самых любимых и чтимых до сих пор праздников – Покров Пресвятой Богородицы. И в этом, несомненно, есть тоже глубокий, таинственный смысл, указание на сокровенную связь нашего народа с Божьей Матерью. Ведь невозможно принудить праздновать как-то особенно именно тот или иной праздник, да и не насаждал никто специально, я думаю, такое почитание. Просто сам народ чутко откликнулся на событие многовековой давности не как на историческое событие, а как на живую реальность милосердной любви, являемой Пресвятой Владычицей; как на вечную реальность Её божественного, духовного Покрова, распростёртого над многострадальной, мятежной, горько кающейся, но и чуткой к чистоте и святости – славянской, русской душой.

Только этой незримой, но явственной связью и можно объяснить непреходящее значение этого Праздника для нашего народа. Значение, которое не смогли перечеркнуть и упразднить ни века монгольского ига, ни перевороты и крутые реформы оевропеившихся монархов, ни десятилетия насильственного безбожия… Всё прошло, а русская душа осталась под светлым Покровом Пречистой и чувствует этот Покров и нуждается в нём, а Матерь Божья, зная сердцем эту горячую, живую нужду, не оставляет нас, убогих и сирых.

Праздник этот обычно приходится на «природное» начало зимы. И как-то очень по-русски чистота первого снега, покрывающая грязь и слякотную распутицу осени, первая благословенная тишина морозного, снежного дня ложится на сердце напоминанием о святой чистоте и тишине благодатного Покрова, который простирает над молящимися Пресвятая Владычица Богородица.

 Читайте также:

Покров Пресвятой Богородицы

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

День Покрова Богородицы: смысл праздника, обычаи и приметы

В этот день начинался осенний свадебный сезон

14 октября, или 1 октября по юлианскому календарю, отмечается Покров Пресвятой Богородицы. Православные христиане считают этот праздник одним из пяти, уступающих по значимости лишь двунадесятым праздникам и Пасхе.

По преданию, которое легло в основу праздника, христианский святой Андрей Юродивый молился во Влахернском храме в Константинополе, где хранилась Риза Богородицы, по преданию принадлежавшая Деве Марии. Как говорится в житии святого, тот вместе со своим учеником блаженным Епифанием увидел Богородицу, которая распростерла над собравшимся в храме народом свой омофор.

В народно-христианской традиции восточных славян данному празднику соответствовал Покров день, отмечавший встречу осени с зимой. Народная этимология добавила этому названию новое значение, связав его с первым снегом, «покрывающим» землю. В связи с этим существовала поговорка «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается». Еще одна традиция, связанная с этим праздником, как предполагается, также связана с трактовкой его названия — поскольку после выхода замуж женщины покрывали голову, этот праздник знаменовал начало осеннего свадебного сезона, а многие девушки молились Пресвятой Богородице о замужестве.

С этой датой, как и с Воздвиженьем, связывались поверья об уходе животных на зиму. Считалось, что в этот день по лесам переставали ходить лешие, которые и разгоняют многих зверей по норам, прощаясь со своей свободой.

Праздник Покрова ознаменовывал полное окончание полевых работ и начало максимально активной подготовки к зиме. По некоторым данным, в этот день было не принято заниматься тяжелой работой, а также брать или давать в долг деньги. Считалось, что свое время в праздник следует посвящать духовному саморазвитию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Покров святой богородицы праздник икона
  • Покров святой богородицы история праздника
  • Покров русские традиции праздника
  • Покров приметы этого праздника
  • Покров престольный праздник или нет