Покров языческий праздник или христианский

В середине осени наступает еще один православный праздник - Покров Пресвятой Девы Марии, который мы отмечаем ежегодно 14 октября.

В середине осени наступает еще один православный праздник — Покров Пресвятой Девы Марии, который мы отмечаем ежегодно 14 октября.

Стоит отметить, что православие не всегда было нашей официальной религией, а вот праздник 14 октября, несмотря на это, был и славяне не упускали возможности лишний раз собраться всей деревней и отметить его, исполняя в точности все традиции и обычаи. А что это были за традиции и что за праздник  раньше был мы сейчас и узнаем в этой статье.

Покров Пресвятой Богородицы — история

Официально история этого праздника начиналась с 910 года. Тогда Константинополь был в осаде, а люди, уставшие от войны прятались во Влахернском храме, молясь о помиловании. Среди народа молились и некие Епифаний и Андрей, которым явилось дивное видение — появилась Дева Мария и начала молиться вместе со всеми, а после сняла с себя покров и развеяла его над народом. Возможно этому не придали бы такого значения, если бы наутро народ не узнал, что осада закончилась, а враг отступил. Именно эта история была взята за основу праздника. Но так ли это было на самом деле?

Языческие корни праздника Покрова

Интересно, но праздник как до крещения Руси, так и после назывался Покров. Вот только толкование названия было различным. Так, с приходом христианства его начали толковать так, будто Дева Мария накрывает своим покровом всех. Однако изначально название означало то, что с этого дня земля покрывается инеем.

Если говорить о Покровах как о языческом празднике, то раньше это был день, когда встречаются зима и осень. А это значило то, что все полевые работы должны быть к этому времени окончены и можно наконец расслабиться и позволить себе праздник. А Покрова как раз открывали сезон праздников и гуляний.

Покров Богородицы — традиции

До Покрова необходимо было не только закончить все полевые работы, но и заготовить продукты на зиму до самой весны. Также весь скот сгоняли в хлев и уже не выпускали его.

Интересно, но большинство обрядов должна была совершить именно женщина, как хранительница очага. Первый огонь должна была в этот день разжечь именно женщина. При этом каждая хозяйка старалась сжечь в костре несколько плодовых веток, приговаривая: «Дыму виться, к небу стремиться, моим желаниям сбыться, а богатству в моем кошеле поселиться!»

Обязательным в этот день был обряд запекания углов. Многие люди раньше верили в то, что в с 14 октября домовой засыпает до самой весны, и чтобы все это время в доме царила только благоприятная атмосфера, его пытались задобрить. Для этого обязательно главная женщина в доме пекла блины, а самый первый разделялся на четыре части и раскладывался по углам. Считалось, что так домовой не будет препятствовать успеху, более того даже содествовать. Также по мнению наших предков любимым лакомством домового были грибы. Поэтому перед праздником обязательно ходили в лес, чтобы найти хоть немного съедобных грибов. После этого их засушивали и уже в Покров прятали в укромном месте на целый год, а на следующий год просто подкадывали новые.

Как можно заметить, часто на праздники главным блюдом были блины. Это обусловленно тем, что они всегда символизировали Солнце, покровителем которого являются Даждьбог и Ярило — самые почитаемые божества у славян. Чтобы уважить их почти на каждый праздник напекали много блинов. Не обошла эта традиция и праздник Покрова. Хозяйки обязательно готовили как можно больше блинов, обходили все углы в доме с ними, а только потом подавали на стол.

Вторым обязательным блюдом в Покров был каравай. У каждой хозяйки были свои рецепты и хитрости в приготовлении этого блюда. Однако предназначался он не для застолья, а для других людей. Караваем угощали соседей, бедняков, друзей и родственников. Поэтому женщины старались его как можно больше, чтобы хватило для всех.

Читая о традициях на Покров, сначала может показаться, что мужчины совсем ничего не делали и то и дело отлеживались на печи. Однако было совсем не так. Пока женщины готовились к празднику, стряпали всякие угощения и убирали хату, сильный пол в это время занимался уборкой двора и утеплением хаты.

Так как полевой сезон окончен, можно подумать и о других насущных делах, например, о свадьбе. Не зря ведь Покров считался еще и днем открытия сезона бракосочетаний. Девушки с 14 октября начинали собираться вместе, чтобы погадать на суженного, а также начинали засылать сватов и готовиться к свадьбе. Даже существовало поверье, что выйти замуж на Покров — это к счастливой семейной жизни.

А у семейных женщин в этот праздник было много своих забот. К примеру, чтобы сохранить детей от всякой хвори и недуга их выводили на крыльцо и обливали холодной водой. Считалось, что это будет хорошей защитой на весь год.

Приметы на Покров

Так как Покров — это сезон свадеб, то и большинство примет было связано с замужеством.

  • Так считалось, что если в этот день будет дождь или выпадет снег, то грядущий год обещает много невест.
  • А те, кто не успел еще найти себе спутника, стремились провести этот праздник как можно веселее и радостнее. Ведь согласно поверьям, именно это поможет найти хорошего/хорошую супруга/супруга. Если же провести его дома, то спутника в грядущем году, если верить примете, не встретишь.
  • Если же в Покров увидеть отлетающих журавлей, то хорошей погоды зимою не будет, ведь в таком случае она наступт рано и будет очень холодной.
  • Внимательно следили за такими деревьями как дуб и береза. Если до Покровов остались еще листья, то год пройдет неудачно, будет много бед и несчастий. Если наоборот, эти деревья успеют сбросить свои одеяния, то год будет успешным, радостным и веселым.
  • Когда парень на Покров проявляет внимание и ухаживает за девушкой, то считалось, что свадьба не за горами.
  • Также мужчины старались успеть утеплить жилище до окончания праздника. Если же утеплять хату уже после Покрова, то по поверьям всю зиму придется мерзнуть.

Источник: prostotak.net

Фото


К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Да, читатель, это правда. «Покров Богородицы» — антирусский праздник, навязанный нашему народу болтунами-мракобесами! И он не имеет никакого отношения к истинному христианству, поскольку его установил не Иисус Христос, а лукавые людишки, собравшиеся однажды в Константинополе, чтобы властвовать над народами от имени Христа-Спасителя! 

В далёкие времена наши великие предки хотели крепко проучить их за их жидовство и лукавство… Однако, так вышло, что на море случился сильный шторм, большие волны и шквалистый ветер сообща утопили ладьи, на которых русские витязи приплыли к берегу града Константинополя, и многие из них погибли в пучине морской. 

В память о гибели большого числа русских воинов от сил стихии так называемые «христианские священники» и утвердили свой «великий праздник Покров Богородицы», да ещё и навязали его потом нам, русским!

Вот как о том историческом событии сегодня рассказывают на разные лады разные источники:

«Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю). 

По преданию, произошло это в 910 году. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью. Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвёртом часу ночи в будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых…» «Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми».

«Как полагает ряд учёных, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы… Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча. Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»

Источник: https://foma.ru/14-oktyabrya-2013-pokrov-presvyatoj-bogorodiczyi.html

Другой источник утверждает следующее:

«В IX веке от Р.Х. наши предки – русы, тогда ещё язычники, осадили Константинополь. Во время службы во Влахернской церкви защитникам города явилась Богоматерь, и, в знак того, что даёт им свою защиту, покрыла их своей ризой. После этого омофор погрузили в прибрежные воды, и поднявшаяся в ту же минуту буря разметала русские ладьи. Есть и другие версии, но самое интересное в этой истории то, что именно Покров, греческий праздник поражения русов, стал одним из главных праздников Русской Православной Церкви…» Источник: http://azbyka.ru/days/prazdnik-pokrov-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii

«Википедия» утверждает следующее:

«Описанные события имели место, согласно некоторым датировкам, в 910 году (по иным источникам, в 902 году), при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами, и Константинополю угрожала опасность. В иных источниках говорится о войне с племенами русов в 860 году или болгар в 926 году. Однако полной ясности в данном вопросе трудно достичь, поскольку описание события заимствовано из жития Андрея Юродивого, годы жизни которого можно установить лишь предположительно…» 

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Покров_Пресвятой_Богородицы

Смотрите! Есть только предание о гибели русских «варваров» от сил стихии, но точной даты и даже точного года, когда произошло это событие, никто не знает! Однако, справлять «великий пгаздник поражения русов» священники решили аккурат 1 октября по старому стилю или 14 октября по новому стилю! 

Почему? 

Исключительно потому же, почему «Рождество Христа» стали праздновать аккурат 25 декабря, в день, на который у северных славян, русских, приходился праздник «Рождество Солнца»

Вот как английский и американский писатель-философ Томас Пейн оценил (ещё в конце 18-го века!) этот акт подмены древнеславянского праздника на жидо-христианский праздник:

Ну а на 1 октября по старому стилю или на 14 октября по новому стилю у «варваров» приходился праздник, который тоже (ну надо же!) назывался Покровом! Его и подменили жидо-христианским «Покровом Богородицы»:

«В славянском календаре Покров означал завершение сельскохозяйственных работ и приход зимы. В этот день часто выпадал первый снег. В связи с этим существовала поговорка «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается». Хозяйки начинали с этого дня готовить дом к заморозкам. Покров также считался девичьим праздником, потому что ассоциировался с покрывающим голову невесты платком. С этого праздника на Руси начинались свадьбы. Созданные в это время семьи считались счастливыми и крепкими…»  

Источник: https://www.mk.ru/social/2019/10/14/pokrov-presvyatoy-bogorodicy-2019-tradicii-primety-i-zaprety.html

И вот что мы имеем сегодня в результате замещения в сознании русских людей древнеславянского праздника псевдохристианским праздником: 

Слова этой «варварской» песни доходчиво объясняют умеющим мыслить людям, что есть такое «покров» Богородицы, и кто такая «Русская Богородица», укрывающая землю снежным покровом:

«Белый пушистый снег на землю ложится вновь.
В нём чистота и свет, в нём Матери Любовь.
Как малое дитя, прячась от страшных снов,
Так и сама земля, спряталась под Покров…»

Есть и другое (более научное!) объяснение славянского праздника Покров, связанного с началом резкого похолодания в северном полушарии земли и с выпадением на Русском Севере первого снега: 14 октября (вот почему это непреходящая дата) каждый год над Северным полюсом нашей планеты наступает великая тьма, именуемая по научному «астрономической полярной ночью». Солнце уходит за горизонт почти на полгода! 

Вот и выходит, что «Русская Богородица», покрывающая землю первым снегом 14 октября и рождающая, по преданию, 25 декабря молодое Солнце (Коляду), — это тёмно-синее небо со звёздами:

А вот так «Русская Богородица», рождающая 25 декабря младенца-Солнце (Коляду), стала изображаться на иконах после замены в 1700 году в вере славян образа «молодого Солнца» на образ «младенца-Христа», Рождество которого также стали отмечать 25 декабря по старому стилю.

Две иконы Богородицы с младенцем: естественная и рукотворная.

Две иконы Богородицы с младенцем: естественная и рукотворная.

Как видим, несмотря ни на что, древний славянский образ Богородицы — тёмно-синее небо — по-прежнему остаётся несокрушимым в генетической памяти русов.

14 октября 2019 г. Мурманск. Антон Благин

Комментарий:

Gale_g: попы на проповедях так и восклицают: «Это уникальный праздник! Ни один народ не празднует победу над собой, и только русский празднует уничтожение русского флота под Царьградом!»
Несколько раз приходилось это слышать. Осадок был, поскольку нелегко оставлять «русскую веру». Но потом постепенно глаза открылись. Попы признаются также на проповеди: «Среди русских святых большинство — это не этнические русские. Но они более русские, чем сами русские.» И когда слова такие исходят из жидовского рта, понимаешь, что РПЦ и христианство никакого отношения к русским не имеют! Также понимаешь, что у русских было своё Православие, но это было не христианство.

slavyanskij-oberegi-arnament-dlya-sajta-7p

Граница страницы, сайт славянских оберегов

славянский праздник покрова, встречи осени и зимыДревнеславянская культура полна различных тайн и загадок, которые уже несколько веков стараются разгадать и понять скрытый смысл, спрятанный в славянских праздниках. После принятия на Руси христианства большинство секретов наших предков были утрачены навсегда, так как церковь всеми способами старалась искоренить поклонение языческим идолам. И это скажем прямо, было не так уж и просто, поэтому тогдашняя церковь была вынуждена пойти на уступки – это касалось славянских праздников.

Довольно много всеми известных церковных праздников берут свое начало еще у славянского календаря. Но, конечно же, церковь и православные батюшки отвергают любые заимствования и тем более полное дублирование праздников. Несмотря на такие заявления, при первом же изучении славянского календаря и праздников некоторые заимствования очевидны. Хотя все же найти объяснение такому феномену довольно просто, ведь славяне поклонялись языческим богам на протяжении многих веков, и искоренить в одночасье все поклонения и верования людей было просто невозможно. Поэтому до сих пор существуют в нашей жизни славянские праздники, которые мы считаем исключительно церковными.

Одним из таких является празднование 14 октября и назывался у наших предков этот праздник Покрова. В наше время этот день празднуется как один из самых важных церковных празднеств святой Богородицы, а в народе именуется как Покрова. Но мало кто знает, что Покрова древний славянский праздник, имеющий сакральный смысл для наших предков.

Покрова это не просто языческий праздник, это время встречи осени и зимы. Непосредственное название «Покрова» незамысловатый смысл – его связывали с первым инеем, покрывавшим землю, оповещая всех о наступлении первых заморозков. Покрова для древних славян это день завершения всех работ в поле и окончание подготовительных работ к зимним месяцам. В этот день впервые протапливать избы, а хозяйки пряли и ткали на всю семью теплую одежду.

Как проводили Покрова наши предки?

Покрова древний славянский праздник. Обряд запекания углов для домовогоСуществовало несколько строгих ритуалов в этот день, одним из них был обряд «Запекания углов». Древние предки верили, что охранник Домовой в этот день впадает в спячку и для того чтобы задобрить его на это время его угощали специальными блинами. И просили сберечь тепло в доме в суровое зимнее время.

Блины подавались по особенному, первый блин разделяли на 4 куска и клали в четыре угла дома в качестве дани духу дома, дабы он был сыт и спокоен. А после накрывали на стол различные вкусности и приглашали Домового угоститься.

День домового 10 Февраля славянский праздник День Кудесы или Велесечи

Юные девушки же в этот день молили богиню Ладу об удачном замужестве (после

принятия христианства стали об этом молить Богородицу). Со дня Покрова начинались постоянные посиделки девушек, а также начинался период зимних свадеб.

После этого вечером вся семья должна была собраться за одним столом и начать пировать, в основном в этот день собирались не только родственники за одним столом, но и соседи ближайших домов, так как наши предки были очень дружные, и не было ничего ценнее связи с богами и своим народом. Все веселились и воспевали богов, прося их о милости и защите на холодную пору года.

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Приблизительное время чтения: 8 мин.


print

14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло в 910 году. По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. На Руси этот праздник называли Покров день. Мы расскажем о событиях и традициях Покрова.

Что такое Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.

Покров Богородицы

Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).

Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы

На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба.

События Покрова Пресвятой Богородицы

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.

Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

Покров Богородицы

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…

Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

История празднования Покрова Пресвятой Богородицы

Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник).

«Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

покров Богородицы

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.

Известны две основные иконографические традиции Покрова – «суздальский» и «новгородский». В первом случае Богородицу изображают перед храмом, она простирает свой омофор (покрывало для головы) над всеми, кто молится в нем. Самый первый известный нам образец «суздальского» типа — храмовая икона Покровского Суздальского монастыря. Она была написана во второй половины XIV века, а сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Покров Богородицы

В «новгородском» типе икон омофор поддерживают ангелы, а не Богородица. Сама Божия Матерь изображается стоящей внутри храма. Одна из наиболее ранних икон этого типа происходит из Зверина монастыря и датируется 1399 годом. Сейчас ее можно увидеть в Новгородском музее.

Покров Богородицы

В конце XV века эти две иконографические традиции стали объединяться.

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

Глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Перевод:

В сей день мы, православные люди, торжественно празднуем, благословляемые Твоим, Богомати, пришествием, и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, о спасении душ наших»

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

Глас 3

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Перевод:

Ныне Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо молится за нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, апостолы же с пророками ликуют: ибо о нас молит Богородица Предвечного Бога

Величание Покрова Пресвятой Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

Перевод:

Величаем Тебя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой святой, ибо видел Тебя святой Андрей на воздухе за нас Христу молящуюся.

Покров день — народные традиции праздника

Покров Богородицы
Шибанов Михаил. «Празднество свадебного договора». 1777. Третьяковская галерея. Москва.

На Руси праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии называли Покров день, а еще: Первое зазимье, Свадебник, Третья Пречистая, Засидки, Обсичане, День Романа Сладкопевца, Покров-Батюшка.

В народном сознании христианский смысл события, легшего в основу праздника, тесно переплелся с сугубо мирскими обычаями. Смена времен года, пережитки языческих верований, бытовые хлопоты — все оказало свое влияние.

В эту пору (1 октября по старому стилю, 14 октября — по новому) заканчивались сельскохозяйственные работы, крестьяне готовились к зиме, девушки собирались на посиделки. А еще это было начало осеннего свадебного сезона.

Покров — «встреча Осени с Зимой». Люди ждали первый иней, который «покрывал» землю и был предзнаменованием надвигающихся холодов. Кроме того крестьяне связывали слово «покров» с обычаем, согласно которому после свадьбы женщина могла ходить только с покрытой головой. «Простоволосыми» разрешалось ходить только незамужним девушкам.

Покровский ставропигиальный женский монастырь в Москве

Покров Богородицы

Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве в 1635 году основал царь Михаил Феодорович. По преданию, в честь Покрова Божией Матери его освятили потому, что отец Михаила Феодоровича, Патриарх Филарет, умер именно в этот праздник.

Сначала монастырь назывался «Покрова на убогих домах», потому что здесь, на окраине столицы, располагалось кладбище для погребения бездомных, бродяг и казненных. Покровская деревянная церковь существовала до основания монастыря и была приходской.

В 1808 году на месте обветшавшего храма возвели каменный монастырский собор, а в последующие годы территорию обители украсил еще один храм — во имя Всех Святых, трехъярусная колокольня, стены и ворота. С 1751-ого по 1776-ой здесь располагалась Духовная семинария, а в XIX-XX веках монастырское кладбище было усыпальницей московского купечества.

В 1812-м обитель разорили французы, но за несколько лет после войны ее восстановили. В 1926 году советские власти взорвали монастырскую колокольню, затем закрыли Покровский храм, снесли часовню и могильные памятники. В 1929-м был закрыт Воскресенский храм. На месте кладбища разбили парк, он существует и по сей день. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.

В 1998 году сюда с Даниловского кладбища были перенесены мощи праведной старицы Матроны. В 2004-м блаженную Матрону причислили к лику святых. Сейчас Покровский монастырь — место паломничества всех, кто хочет помолиться у мощей старицы.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Покров Божией Матери

Почему столько боли, если над нами Покров Богородицы?

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. С самого начала христианства на Руси Божия Матерь считалась Покровительницей земли нашей. Под Ее покровом, силой Ее молитвы росла вера православная на нашей земле. И минутами многие спрашивают, задают вопрос себе и другим: каким же это образом, когда земля Русская, Церковь наша родная изначально были под защитой Пречистой Девы Богородицы, – каким образом могла наша Русская история и судьба нашей Церкви порой быть такой страшной и такой трагичной?

Читать далее

Загрузка…

Чудесное видение во Влахернах

Это случилось в 910 году (или чуть позже, по другим источникам) во Влахернах, северо-западном пригороде Константинополя — месте императорской резиденции. Горожане молились о защите города в войне с сарацинами в храме Богородицы, где хранились священные предметы Девы Марии, перевезенные из Палестины еще в V веке: риза, мафорий (покров) и часть пояса.

Чудо произошло во время всенощной службы 1 октября (то есть 14-го по новому стилю), и лицезрели его Андрей Блаженный со сподвижником своим Епифанием: Богородица, появившаяся под куполом в сопровождении Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова, распростерла над молящимися свое головное покрывало, блиставшее «паче лучей солнечных».

Но почему же это свидетельство было воспринято как непреложный факт? Причиной явилось то, что Андрей был на ту пору известной личностью. Ему, славянину по рождению, досталась непростая судьба: в молодости воевал, попал в плен, был отправлен в Константинополь и продан в рабство некоему Феогносту.

Хозяин, убедившись, что приятная внешность юноши сочетается с добрым нравом, назначил его своим довереннейшим слугой, а затем отдал для обучения священным книгам, к которым у Андрея обнаружилось сильное влечение. Он много молился, часто ходил по церквям, много читал.

Однажды, приняв подвиг во славу Бога от ангела, явившегося во сне, облачился в рубище и понес бремя юродивого: просил милостыню, которой делился с другими нищими, безропотно терпел тяготы голодного существования, выносил побои и насмешки.

За великое терпение и смирение получил дар пророчества, в истинности которого люди убеждались много раз. Скончался Андрей Блаженный в 936 году, день его памяти приходится на 15 октября (2-е по ст. стилю), то есть на следующий день после нынешнего Покрова.

И, быть может, символично, что восковая икона Влахернской Богоматери, уцелевшая в перипетиях константинопольской истории, в конце концов оказалась в России. В наше время она хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Славянские традиции

В Русской православной церкви почитание памяти о чуде явления Богородицы во Влахернах было установлено около 1164 г., инициатором и проводником этой идеи был князь Андрей Боголюбский. В 1165 году по его велению воздвигнут храм Покрова на Нерли — уникальный шедевр отечественного зодчества.

Образ Богородицы был любим народом, который с радостью воспринял праздник. Тем более, что он вполне соответствовал более давним традициям народного календаря.

Снег, выпавший 14 октября, испокон называли снежным покрывалом земли, которую с этого дня нельзя было беспокоить до весны никакими действиями, будь то возведение забора или установка памятника на могиле. Белорусы в деревнях и сегодня повторяют: «На Пакроу зiма закрывае лета, а Бог пячатае землю, i пасля гэтага дня да вясны нiхто не можа яе чапаць».

Готовясь к Покрову, хозяева утепляли дома: конопатили пазы в стенах, промазывали оконные рамы. Да не просто так, а с приговорами: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а хозяина добром» (или «животом», то есть, надели здоровьем).

Кроме того, 14 октября нужно было протопить избу дровами из яблоневых веток, чтобы было тепло в ней всю студеную пору года. С Покрова скот переводили на зимнее содержание, и по этому случаю домашней животине устраивали пир, подмешивая в сено зерно и солому из последнего «пожинального» снопа. Это делалось для того, чтобы уберечь живность от бескормицы и болезней.

Молодухи старались обезопасить себя от «призора недоброго взгляда», сжигая в овине старые соломенные матрасы. Старшее поколение сбрасывало в огонь изношенные лапти, «прибавляя себе ходу на зиму». Детвору обливали на пороге дома водой через решето.

В это день полагалось также печь блины, чтобы «запекать углы». Смысл обычая заключался в расчете удачно перезимовать, уберечь семью от напастей и каких бы то ни было потерь. И хозяйки, хлопоча у печи, бормотали присловье: «Покров-Покров, натопи избу без дров».

А еще бытовало поверье, согласно которому обильный снегопад на Покров предвещает большое количество свадеб. Об этом стоит рассказать поподробнее.

Свадебные приметы

Покров связывался с покровительством и, памятуя о материнском подвиге Богородицы, славяне прежде всего надеялись на счастье своих детей. С Покрова начинались осенние свадебные недели, а брак, заключенный в это время (с 14 до 28 октября), считался самым благоприятным для будущих отношений в семье молодоженов.

На Покров красны девушки приговаривали: «Мать — Покров, покрой мать сыру землю и меня, молоду»; «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!»; «Мать — Покров! Покрой землю снежком, а меня, молоду, платком».

Покрывать голову в обязательном порядке должна была замужняя женщина, для которой показаться без головного убора означало совершить большой грех (отсюда и выражение «опростоволоситься»). О несостоявшейся невесте говорили со вздохом: «Не покрыл Покров, не покроет и Рождество».

А на церковной заутрене потенциальные невесты ставили праздничную свечу со словами: «Пресвятая Богородица, покрой мою голову красным кокошником, золотым назатыльником». Да торопились поскорее отправиться в храм, так как считалось: кто раньше свечу поставит, тот раньше и замуж выйдет.

Были и другие свадебные приметы на Покров. При подозрении на соперничество в любви, девушки произносили в этот день «остудные» слова о том, чтобы милый не заглядывался на разлучницу, а та не вставала на пути. Родители парубка в Малороссии каждому дню недели давали имя девицы на выданье из окрестных мест, и по погоде в этот день судили, какой супругой она окажется.

Молодежь устраивала гулянья по обычаю: «если Покров весело проведешь, дружка милого найдешь». Девушки собирались в одном доме, готовили и накрывали стол вскладчину, плясали и пели, кое-где наряжаясь для потехи.

Приходили на вечерины парни, угощали конфетами да орехами. Считалось удачей для девушки получить подарок на таких посиделках (только не ножницы и не иголку), а лучше всего — перстенек:

Если миленький колечко
Подарит в Покров, любя,
Должно знать мое сердечко,
Скоро замуж выйду я.

* * *
Да, немало примет связывали наши предки с Покровом. Значимый это был день, и все встречали его с надеждой на счастливое будущее. Так пусть оно, будущее, таким и будет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Покров это церковный праздник или нет
  • Покров это христианский праздник
  • Покров это религиозный праздник
  • Покров это православный праздник или языческий праздник
  • Покров что делают на этот праздник