Покрова пресвятой богородицы казачий праздник

С момента победы России в Азове над турками в 1641 году, икона Покрова Пресвятой Богородицы начинает особо почитаться  казаками, а праздник Покрова  становится одним из величайших праздников нашего народа.

С момента победы России в Азове над турками в 1641 году, икона Покрова Пресвятой Богородицы начинает особо почитаться  казаками, а праздник Покрова  становится одним из величайших праздников нашего народа.

Четыре года шла оборона Азова. Турки превосходили по численности казаков в 15 раз. Но казаки усердно молились, понимая, что невозможно своими силами одолеть такого врага. И вот, в день Покрова Богородицы опять явилась Жена, облаченная в багряницу. И поверили казаки, что над ними Покров Царицы Небесной, простирающийся в ответ на их горячую молитву. Турки сдались, их четырехлетняя блокада пала.

       В «Особой» повести об Азове,   говорится, что 27 июня в Азове,  казаку было видение во сне, чтобы образ Пречистой Богородицы «великое Донское Войско из церкви Иоанна Предтечи взяли с молебны и поставили на углу Среднево города от верхние стены, в победу поганым, нашедшим на град Азов, и велели бы Войском у святаго ея образа заутреню, и молебны, и вечерни пети», что казаки и исполнили, учредив здесь часовню. «И много к тому месту погании агаряняне приступашя и многие пакости деяша, и, Пречистыя Богородицы молитвою, много их на том месте побиша».

     О многочисленных чудесах, происходивших во время осады, повествуется и в  «Документальной повести». Казаки видят во сне “жену прекрасну в багряной ризе” — Богородицу, “мужа древна, власата, боса” — Иоанна Предтечу, от образа которого текут слезы. Пресвятая Богородица и Святой Иоанн Креститель издревле считаются покровителями казаков. Все это наложило отпечаток и на творчество поэтов:

«Эту землю снова и снова
Поливала горячая кровь.
Ты стояла на башне Азова
Меж встречающих смерть казаков.
И на ранней заре, средь тумана,
Как молитва звучали слова:
За Христа, за святого Ивана,
За казачий престол Покрова,
За свободу родную, как ветер,
За простую степную любовь,
И за всех православных на свете,
И за свой прародительский кров.
Не смолкало церковное пенье;
Бушевал за спиною пожар;
Со стены ты кидала каменья
В недалеких уже янычар
И хлестала кипящей смолою,
Обжигаясь сама и крича…
Дикий ветер гулял над тобою
И по-братски касался плеча:
За святого Ивана, за волю,
За казачью любовь навсегда!.. «

Николай Туроверов

Слово Святителя Димитрия Ростовского на праздник Покрова Пресвятой Богородицы

       В последние тяжкие времена, когда, с умножением грехов наших, увеличились наши бедствия во исполнение слов святого апостола Павла: беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии (2 Кор. 11, 26) когда во исполнение слов Самого Господа восстает народ на народ, и царство на царство, и наступают глады, моры и землетрясения по местам (Матф. 24, 7), когда теснят нас нашествия иноплеменников, междоусобные войны и смертоносные раны, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господня, подает нам в защиту Свой покров, чтобы освободить нас от всяких бедствий, чтобы защитить нас от глада, мора и землетрясения, спасти от войн и ран и сохранить нас невредимыми под Своим покровом. Знамение сего явилось в царственном городе Константинополе, в правление благочестивого царя Льва Мудрого в преславной церкви Пресвятой Богородицы, что во Влахернах. Там во время совершения всенощного бдения, в день воскресный, первого числа октября месяца, в четвертом часу ночи, в присутствии многочисленного народа, святой Андрей, Христа ради юродивый, возвел очи свои вверх и увидел Царицу Небесную, Покровительницу всего мира, Пресвятую Деву Богородицу, стоящую в воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей Своим честным омофором. Видя то, святой Андрей сказал ученику своему, блаженному Епифанию.

— Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?

Епифаний ответил:

— Вижу, святый отче, и ужасаюсь.

       Как некогда святой Иоанн Богослов видел на небе великое знамение, жену, облеченную в солнце, так и святый Андрей, во Влахернской церкви, подобной небу, увидел Невесту Неневестную, одетую в солнечную порфиру. Знамение, виденное Иоанном Богословом, прообразовало Премилосердную Покровительницу нашу, так как таковое же знамение явилось в то время, когда была открыта тайновидцу угрожавшая всей твари гибель: и быша, говорит он, блистания и гласи, и громи, и трус и градъ велик, и знамение велие явися на небеси, жена, облечена въ солнце (Откр. 11, 19; 12, 1). Почему же сие знамение, прообразовавшее Пречистую Деву, не являлось раньше молнии, громов, голосов, землетрясений и града, когда еще все стихии были спокойны, но во время самого страшного смятения на небе и на земле? Для того, чтобы показать, что Преблагая Защитница наша поспешает к нам на помощь в самое тяжкое время, при наступлении для нас гибели, и защищает нас от блеска обольстительной, недолго сияющей мирской суеты, от голосов житейской гордости и тщеславия, от громов внезапного нападения врагов, от бури страстей и от града свыше угрожающей нам казни за грехи.

Ибо, когда все эти бедствия теснят нас, тотчас, подобно великому знамению, является скорая роду христианскому Помощница, охраняя и покрывая нас невидимым предстательством. Таковое знамение дал Господь боящимся Его eже убежати от лица лука (Пс. 59, 6); ибо в сем мире мы поставлены как бы целью для стреляния. Стрелы летят на нас со всех сторон: одни от оружия врагов видимых, поспешно напрягающих лук свой и похваляющихся пред нами в своей гордости; другие из лука врагов невидимых, чтобы мы со скорбию сознались, что не можем выносить бесовских стрел; иные от нашей плоти, противоборствующей духу; иные от лука праведного гнева Божия и грозы наказания, как о сем святой Давид говорит: аще не обратитеся, оружие свое очистит, лук свой напряже и уготова и: и въ нем уготова сосуды смeртныя, стрелы своя сгараемым содела (Пс. 7, 13-14). Дабы мы не были смертельно уязвлены всеми этими стрелами и могли избежать опасности, дано нам знамение, покров Пречистой и Преблагословенной Девы. Покрываемые, как щитом, Ее покровом, мы остаемся невредимыми от стрел. Ибо наша Защитница имеет тысячу щитов для нашей охраны, как о сем говорит ей Дух Святой: яко столп давидов выя твоя: тысяща щитов висит на нем, все стрелы сильных(Песн. 4, 4).

       Некогда Давид создал свой, прекрасный и высочайший, столп между Сионом, стоящим на высокой горе и расположенном ниже Иерусалимом, называвшимся дщерью Сиона. И был тот столп между ними, как бы шея между телом и головою, ибо он своею высотою превосходил Иерусалим и достигал до Сиона. На том столпе были повешены щиты и все оружия, необходимые для войны и защиты Иерусалима. Дух Святой уподобляет Пречистую Деву сему столпу Давидову: ибо Она, будучи дщерью Давидовой, является посредницей между Христом, Главою Церкви, и верующими, кои составляют тело Церкви; Она превосходит Церковь; потому что поистине выше всех ее членов, но Она досягает и до Христа, как давшая Ему плоть. Она является посредницей и ныне, когда стала на воздухе между небом и землею, между Богом и людьми, между Подвигоположником — Христом и воинствующей церковью, подобно Давидову столпу между Сионом и Иерусалимом, увешанному крепкими щитами. Щиты сии означают всесильные Ее молитвы за нас к Богу, слышанные достойными во время видения Ее честного покрова. Она молилась с умилением, как Матерь к Своему Сыну и Творцу, произнося во время молитвы следующие, исполненные Божественного милосердия и любви слова:

Царю Небесный! Приими всякого человека, прославляющего Тебя и призывающего Пресвятое Имя Твое на всяком месте,–и где есть память о имени Моем, то место освяти; прославь прославляющих Тебя и с любовию почитающих Меня, Твою Матерь, принимая от них всякую молитву и благочестивые обеты и избавляя их от всяких зол и бедствий.

Таковые Ее молитвы не суть ли щиты, защищающие воинствующую церковь? Воистину они — несокрушимые щиты, при помощи коих мы можем угасить все огненные стрелы.

       Святой Амвросий о столпе Давидовом говорит, что он был создан с двоякою целью: для защиты города и для украшения его. Давид, — говорит Амвросий, — создал столп для защиты и украшения города: защитою был он, потому что со столпа можно издали видеть врага и прогнать его от города, — украшением — потому что он превосходил своею высотою все высокие здания Иерусалима. Не напрасно посему уподоблена столпу наша Покровительница, Которая для нас есть твердый столп пред лицом врагов: поистине, Она защищает нас и украшает. Защищает, когда далеко прогоняет от нас видимых и невидимых врагов, когда освобождает пленных от уз, когда избавляет мучимых нечистыми духами, когда утешает скорбящих, является заступницею обижаемых и тихою пристанью для гонимых бурею, когда питает алчущих и посещает больных. Она украшает нас, покрывая пред Богом постыдную наготу нашей жизни Своими высочайшими заслугами, как драгоценнейшими одеждами, и премногою благодатию, как неистощимым сокровищем, восполняя нашу скудость, делает нас благоугодными пред очами Господними. Она украшает, когда покрывает нас, не имеющих брачного одеяния, Своею ризою, и делает как бы невидимою для Всевидящего Ока постыдную наготу нашу душевную, которая искони была прообразуема землею невидимою и неустроенною, покрытою водами. Земля неустроенная и пустынная была прообразом грешной души, утратившей свою духовную красоту, лишенной добрых дел и чуждой благодати Божией. Воды же, покрывавшие неустроенную землю, прообразовали милосердие Богородицы, неисчерпаемое, как море, и, подобно многоводным рекам, на всех изливающееся и всех покрывающее. Когда Дух Божий носился над водами, то носился и над землею, скрытой под водами и неукрашенной, как бы не видя ее неблагообразия. Сие таинственно прообразовало, что и душа, покрываемая премилостивым покровом Девы Богородицы, если и не будет украшена добродетелями, не лишится благодати Святого Духа, ибо покров Пресвятой Богородицы покроет ее неблагообразие, как вода покрывала неустроенную землю, а равно украсит ее благолепием своей благодати и привлечет к ней Святого Духа. Пречистая Дева украшает нас, когда грешных делает праведными, а нечистых чистыми, как о сем говорит блаженный Анастасий Синаит: Чародеев Она делает апостолами и мытарей евангелистами, а блудных — достойными большего почета, нежели дев. Так, Марию Египетскую, бывшую некогда блудницею, Она сделала ныне почетнейшею многих дев; та, которая прежде была омраченной и нечистой, ныне сияет, как солнце, в царстве Христовом—по заступничеству Пречистой Девы Марии, пребывающей покровом и украшением для всех прибегающих к Ней. Украшает Она и весь духовный Иерусалим, или Христову Церковь, которая так воспевает в нынешний день: О чудное украшение всем верным eси, пророческое сбытие, апостолом слава и мучеником удобрение, девству похвало и всему миру предивный покров (Служба Покрову Богородицы, 3 стих. на «Господи воззвах»).

       На столпе Давидовом вместе со щитами были стрелы защитников страны: и Пречистая Дева, сей одушевленный столп, также имеет при Себе стрелы сильных, т. е. молитвы святых, молящихся с Нею. Ибо не Одна Она явилась во храме стоящею на воздухе, но с ангельскими воинствами и со множеством святых, благоговейно окружавших Ее в белых одеждах. Молитвы за нас всех сих святых суть как бы стрелы сильных, могущие прогнать все полчища врага нашего—дьявола. Пречистая Госпожа Богородица знает, что наша жизнь на земле есть война: воюет против нас враг со всеми своими силами; он воздвигнул против нас свои полчища и окружил нас своими легионами по слову псалмопевца: Обыдоша нас пси мнози, сонм лукавых одержаша нас (Пс. 21, 17); отверзоша на нас уста своя, яко лев восхищаяй и рыкаяй (Пс. 21, 14). Потому-то Небесная Царица, восхотевши помочь нам, воздвигла на врага нашего все силы небесные, призвала пророков и апостолов, собрала мучеников и девственников, соединила преподобных и праведных и явилась с ними оказать нам помощь, окружить нас сильным воинством и подать нам победу на врагов: тою бо воздвижутся победы, тою ниспадают врази (Акафист, икос 2). Она пришла с ангельскими воинствами, ибо Она была предувиденной Иаковом лествицей (Быт, 28, 12-15), которую окружает множество ангелов. Вспоминая здесь лествицу Иакова, кто-нибудь мог бы удивиться: почему ангелы не остались на ней неподвижно, но непрерывно восходили и нисходили? Уразумевши же, что та лествица была прообразом Девы Марии, по слову церковной песни: радуйся мосте, к небесeм преводяй, и лествице высокая, юже Иаков видe (Служба Благовещению, стих 1 на «Господи воззвав»), — он поймет, почему ангелы не оставались на лествице неподвижными. Ибо в молитвах неусыпающая богородица повелевает ангелам вместе с Нею непрестанно помогать людям: восходя к Богу, возносить молитвы людей, а нисходя—приносить им от Бога помощь и благодеяния. Та же лествица и ныне низвела с Собою множество ангелов с небес, принося нам свыше покровительство и защиту. Она пришла с ангелами, чтобы заповедать им — сохранити нас на всех путех наших; Она привела с Собою сонмы всех святых, чтобы, совершивши за нас совместное моление, совместно принести и наши грешные молитвы к Сыну Своему и Богу нашему. Между всеми святыми, явившимися во храме с Пречистою Девою, были два избраннейшие: святой Иоанн Предтеча, коего болий не воста в рожденных женами (Матф. 11, 11), и святой Иоанн Богослов, eгоже любляше Иисус, иже и возлеже на вечери на перси(Ин. 21, 20). Их обоих, как имеющих великое дерзновение пред Богом, наша Молитвенница воздвигла с Собою, чтобы вместе с ними скорее преклонить Бога на милость: много бо может молитва праведнаго поспешествуема (Иак, 5, 16). И стала Пречистая Дева между двумя девственниками как бы кивотом между двумя херувимами, как престол Господа Саваофа между Серафимами, как Моисей с простертыми дланями между Аароном и Ором; тогда пал адский Амалик со всем темным царством и с силою своею(Исход, 17, 11-14).

      Итак, мы празднуем покров Пресвятой Богородицы Девы, воспоминая Ее преславное явление во Влахернском храме, виденное святым Андреем и Епифанием. Мы празднуем, вознося благодарение Покровительнице нашей за столь великое милосердие Ее, явленное роду христианскому и прилежно молим ее, дабы Она и ныне и всегда молитвенно покровительствовала нам, ищущим ее покрова. Молим потому, что без Ее покрова нам, постоянно прогневляющим Бога, невозможно было бы жить. Многократно согрешая, мы подпадаем и многим наказаниям по слову псалмопевца: многи раны грешному (Пс. 31, 10). Мы погибли бы уже за свои беззакония, если бы за нас не предстательствовала премилостивая Владычица: аще бо не бы предстояла молящи сия Предстательница: кто бы нас избавил от толиких бед, кто же бы сохранил доныне свободны. Пророк Исаия советует иудеям укрыйтеся мало eлико eлико, дондеже мимоидет гнев господень. Но где можно укрыться от гнева Господня? Во время страданий мы нигде не нашли покрова для защиты, кроме единой Владычицы мира, Которая говорит о Себе устами Духа Святого, что Она, яко мгла покрых землю(Сирах. 24, 3). Подлинно, мы укрываемся под покровом Той, Которая, как облако, покрыла землю. Но почему же, О Пречестнейшая Дева Богородица, Ты уподобляешь Себя столь недостойной вещи, облаку? Разве у Тебя нет для уподобления солнца, луны и звезд, тем более, что о Тебе сказал Премудрый с удивлением: кто сия проницающая, аки утро, добра яко луна, избранна, яко солнце (Песн. 6, 9). Какую же красоту имеет облако, что Ты не гнушаешься уподобляться ему? Тайна эта ясна; когда облако сгущается над землею и покрывает ее, тогда все звери невредимы от ловцов, ибо никто не может поймать их. Потому-то и Пречистая Дева называет Себя облаком: Она скрывает нас от ловцов. Мы же, грешные, согласно рассуждению Златоуста, по своему бесчеловечию—скоты и звери: мы угождаем чреву, как медведи, утолщаем плоть, как лошаки, злопамятны, как верблюды, занимаемся хищением, как волки, гневаемся как змии, жалим, как скорпионы, коварны, как лисица, носим в себе яд злобы, как ехидна. Таких зверей, как мы, преследуют различные ловцы: постигает нас праведный гнев Божий, наказывая за дурные начинания,–по слову бог отмщений господь, бог отмщений не обинулся eсть (Пс. 93, 1). Постигают нас и беззакония наши, так что каждый из нас может сказать: постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети (Пс. 39, 13). Преследует нас и невидимый враг: бысть яко медведь ловяй, приседяй ми, яко лев в сокровенных(Плач. Иерем. 3, 10). Угрожает нам и видимый враг. Он говорит: гнав постигну, убию мечем моим, господствовати будет рука моя (Исх. 15, 9). Но мы имеем дерзновение, мы имеем мысленное облако, покрывающее нас,–Пречистую Деву Марию. На Нее мы уповаем, к Ней прибегаем; под Ее покровом и влас главы нашей не погибнет, лишь только мы с умилением воззовем: покрый нас покровом Твоим, Покровительница наша, Пречистая Дева: в день зол наших покрый насъ (Пс. 26, 5). Но все дни нашей жизни бедственны, как некогда сказал патриарх Иаков: малы и злы быша дние лет жития моего (Быт. 47, 9). Особенно бедственны те наши дни, в кои мы видим зло и сами творим много зла, собирая себе гнев в день гнева (Рим. 2, 5). Все сии бедственные наши дни требуют Твоего милостивого покрова, о Пресвятая Дева! Покрывай же нас во все дни жизни нашей, и особенно в день лютый, когда душа будет разлучаться с телом. Предстани нам с помощию Твоею и сокрой нас от воздушных духов злобы поднебесной, а в день Страшного Суда сокрой нас в тайниках Твоего Покрова! Аминь.

Проповедь священномученика Серафима (Чичагова) в день Покрова Божией Матери

       Святая Православная Церковь вспоминает ныне благодеяние, чудесно оказанное Божией Материю христианам в 910 году в Константинополе при греческом императоре Льве Премудром. Сарацины с большими силами напали на город и грозили ему совершенным разрушением. Не видя ниоткуда помощи, греки во множестве стеклись во Влахернский храм, в котором хранилась риза Богоматери, и молились, как вдруг св. Андрей Христа ради юродивый, бывший тут со своим учеником Епифанием, увидел под самыми сводами величественного храма Богоматерь со множеством Ангелов и святых, стоящую в воздухе, сияющую, как солнце, с омофором в руках, молящуюся о всем мире и о спасении града и жителей в нем. На следующий день неприятель был рассеян без всякого кровопролития и греки одержали победу по заступлению Божией Матери.

       Но мы празднуем сегодня не только событие, бывшее в Константинополе, но и воспоминание о любвеобильном Покрове Божией Матери над всеми христианами, прибегающими к Ее предстательству и заступлению от бед и напастей. Мы празднуем этот день в честь испытанного каждым из нас в жизни милосердия Богородицы!

       Когда в третий день по Своем Успении Она явилась святым апостолам во славе воскресения, то сказала им: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни!»

С тех пор Ее видели многие святые угодники Божии, которым Она являлась в сопровождении святых апостолов, святых мучеников и мучениц, святого Предтечи Иоанна Крестителя, святителя Николая Чудотворца и других, но от нас, грешных, отнята возможность, по нечистоте нашей, лицезреть Богородицу, охраняющую и нас также Своим Покровом и за нас молящуюся Господу Своему и Сыну. Мы не могли бы выдержать лицезрения славы Ее нашими телесными очами. Но, несомненно, мы видим Матерь Божию духовными, сердечными очами, прямо ощущаем, сознаем Ее помощь и заступление. Просим, молим, и Она помогает.

       Поэтому радуйтесь, дети, радуйтесь, сироты! Вас питает, растит, просвещает в науках и учит любить Бога Сама Матерь Божия, ибо Она с вами во все дни! Вы, часто брошенные родителями, голодные и сирые, сохраняетесь любовию и заботами Богоматери несравненно лучше, чем все так называемые счастливые дети.

       Радуйтесь, хранящие девство и целомудрие! В миру ли вы или в монастырях, но о вас особенно печется Матерь Божия как о самых близких сердцу детях своих и уневестившихся Христу, Сыну Ее. Не бойтесь козней врага человечества, не бойтесь соблазнов злобствующего на вас мира, но мужайтесь, Сама Матерь Божия с вами есть во все дни.

Радуйтесь, подвизающиеся в вере, желающие спасения! Матерь Божия, конечно, с вами, искренними учениками Сына и Бога Своего, ибо в лице святого апостола Иоанна Сам Христос усыновил вас Богоматери. Что было бы с вами без Ее заступления и предстательства?! Чем бы вы победили врага, возненавидевшего вас силою своего адского сердца и оклеветавшего, очернившего и обвинившего вас пред людьми в небывалых преступлениях? Кто бы утешил вас, утер вам слезы, придал силы для терпения неправды, нападков и скорбей, если бы не была с вами во все дни Пречистая и Всесильная Царица Небесная!

       Радуйтесь, ревнители слова истинного! Положите всю надежду, ваше упование на Матерь Божию, Матерь Истины, Которая с вами во все дни. Она непрестанно молит Господа о даровании вам премудрости и силы для борьбы с житейской ложью, гордостью — высокоумных и заблуждением — неверующих…

       Радуйтесь, любящие, благочестивые родители и горячо молящиеся материнские сердца! Ваша молитва сильна пред Господом и Богоматерию! Царице Небесной, рожденной по слезным молитвам праведных родителей, воспитанной в доме Божием, сделавшейся Материю Христа и мученицей за Него, Ей ли не понять ваших просьб, молитв и слез, после того как оружие пронзило Ее материнское сердце, и Ей ли не сочувствовать вашим воздыханиям?

       Теперь, когда Она сильна славою небесною, могущественна дерзновением ко Господу и Ею усыновлен весь человеческий род, теперь Богородица во имя заслуг Христа, Сына Своего, а также ради своих прошедших страданий вымолит спасение, радость и вечную жизнь детям вашим и с вами будет во все дни!

       Радуйтесь, подвизающиеся в терпении и уповании на Бога! Великими скорбями и испытаниями, может быть, даже лишениями, голодом, бессонными ночами идете вы по своему крестному пути, но радуйтесь, ибо идете путем Христа, святых апостолов, мучеников и по этому пути в величайшем смирении шла Сама Матерь Божия. Ныне Она охраняет этот единственный путь в Царство Ее Сына и Бога и, облегчая идущих по нем, нареклась Радостию всех скорбящих.

       Не предавайтесь отчаянию и заблудшие отроки, потерявшие свою чистоту юноши, совратившиеся с духовного пути люди и все, живущие в забвении! Не падайте духом, ибо и вас Матерь Божия любит больше, чем вы себя! Она хочет вашего спасения, вашего вразумления и покаяния! Она смотрит на вас как на детей Христа, ради которых также Он страдал и чрез это Она мучилась! В усердных молитвах ко Господу Матерь Божия просит вас спасти и даровать вам дух раскаяния. Радуйтесь, что имеете такую любвеобильную Матерь, но поболейте сердцем, посетуйте, что столько раз Ее оскорбляли своими грехами. Покайтесь и присоединитесь к тем, с которыми Матерь Божия пребывает во все дни. Аминь.

Материал подготовила Юлия Воинова — Жунич, пресс — секретарь МОО ЦКВ и Некомерческое партнерство «ОБЪЕДИНЕНИЯ КАЗАКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЙСКОВОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА»


Под Покров Божией Матери издревле казаки ввергали себя в своей нелегкой жизни.Надежда на покровительство Матери Бога Живого,упование на ее скорое заступление помогала преодолевать все страдания военного казачьего народа. Со времен «Азовского сидения» казаки особенно чтят праздник Покрова.
Казачий поэт Николай Туроверов писал:
И на ранней заре, средь тумана,
Как молитва звучали слова:
За Христа, за святого Ивана,
За казачий престол Покрова…
За свободу родную, как ветер,
За простую степную любовь,
И за всех православных на свете,
И за свой прародительский кров.»

https://www.facebook.com/zangirovs/posts/346026975540653

Азовское сидение или почему казаки отмечают свой праздник на Покров

Мало теперь кто знает, откуда пошла традиция на православный праздник Покрова Божьей Матери отмечать Войсковой праздник Донского и Кубанского казачьих войск. Связана эта традиция с так называемым Азовским сидением 1637-1641 годов, с подвигом казаков, отстоявших город Азов от турецкого нашествия.
Во время владения Азовом, зазнавшиеся турки обратили в мечети и разрушили православные храмы, усилили набеги на казачьи городки и русские окраины.
Положение русских пленников, а особенно казаков стало невыносимым: их продавали в рабство, изнуряли тяжкими работами, приковывали на каторгах к веслам и били бичами. Зная все это, донские казаки решили вырвать из рук мусульман свою древнюю столицу.
На помощь к ним пришли запорожцы. Запорожцы поклялись стать заодно с донцами против неверных, выбрали походных атаманов и двинулись к Азову «судовой и конной ратью».
В то время Азов был практически неприступен: 4-х тысячный гарнизон, 200 больших, средних, и малых орудий, много тысяч снарядов, проведены валы, рвы, укреплены бастионы. Первым делом подошедшие казаки окопались вокруг города.

Наблюдая за усилиями казаков, турки смеялись над ними. Ночью были взорваны подкопы, затряслись азовские твердыни, часть крепостных стен взлетела на воздух, городские стены и улицы сделались полем сражения. После отчаянной трехдневной обороны турки были перебиты. Около 5 лет казаки владели Азовом, устьями Дона и Азовским морем. Но мстительные турки, перед которыми дрожала вся Европа, готовились жестоко отомстить казакам.

Постоянный гарнизон крепости состоял из 1400 человек. Но когда на Дону узнали о движении к Азову огромной турецкой армии, со всех сторон потянулось пополнение. К началу осады в крепость собралось около 5000 воинов. С ними осталось 800 жен, не уступавших в доблести своим мужьям. В гарнизоне Азова оказались и запорожцы.
Часть из них брала город и осела в нем на жительство. Да и вообще в те годы, на Дон непрерывно прибывали казаки с Днепра, которых принимали здесь как братьев единых по имени, по крови, по быту.
Против защитников Азова турецкий султан двинул лучшие полки своей регулярной армии: 40 тысяч янычар,6 тысяч наемного иноземного корпуса, через море на судах было переброшено до 100 тысяч войска и рабочих. По суше подходили татарская и горская конницы. В распоряжении турецкого войска находилось 850 пушек с огромным количеством боеприпасов. На море стали на рейд до 300 кораблей.
Батареи открыли ураганный огонь. Однако последовавший за этим жестокий приступ встретил твердое сопротивление и был отбит. Турки потеряли не меньше десяти тысяч воинов.


После первой неудачи турки повели регулярную осаду. Вдоль крепостных стен рабочие стали сыпать высокие валы, с которых пушки забрасывали крепость «огненными ядрами», а в то же время переменные группы свежих войск почти ежедневно лезли на стены, изматывая силы бессменных защитников города. Казаки не имели времени ни для сна, ни для отдыха. Жены и даже дети помогали мужьям и отцам. Они ухаживали за ранеными, готовили пищу, подносили воду и боеприпасы, а иногда лили на головы штурмующих турок кипяток и горящую смолу. Казаки отбивали приступ за приступом, взрывали на минах целые колонны неприятеля. Но и сами несли жестокие потери.
Турки вообще не имели понятия о силах гарнизона, потому, что случайных пленников невозможно было заставить говорить никакими пытками.
Двадцать неудачных атак принесли туркам большие потери.
Продолжая их можно было совсем остаться без армии. Тогда неприятель решил добить полуразрушенную крепость при помощи подкопов, но 17 минных галерей были обнаружены и своевременно взорваны казаками.
Подходила осень, начинались дожди и холода, стали распространяться болезни. Турецкая армия таяла изо дня в день, а с нею и надежда овладеть городом. В рядах войск началось разложение, татарская конница отказалась идти в пешие наступления, усугублялись нелады между старшими начальниками. Командующий турецкой армией попробовал купить Азов. Но казаки « на их бусурманские прелести не покусилися и им всем отказали».
Однако тяжело было защитникам Азова. Живыми оставалось не больше трех тысяч воинов. Кончались боеприпасы и продовольствие. Тело от утомления отказывалось служить, хотя дух бойцов не был сломлен. Не смерть была страшна, а плен.
Казаки были готовы на всякую попытку, чтобы пробиться или умереть в бою. Приняли предложение атамана Осипа Петрова ударить на турецкий лагерь и биться до последнего.

В ночь на 14 октября, под праздник Покрова Божьей Матери, казаки, отслужили молебен, молясь всю ночь, испрашивая у Пресвятой Богородицы заступничества. Поклялись лечь костьми, но города не сдавать. Попрощались друг с другом по-братски, обнялись, перецеловались и решили наутро сделать последнюю попытку победить или умереть всем до единого человека.
Под утро страшные, опаленные, со сверкающими нечеловеческим огнем глазами, они двинулись на врагов. Но к удивлению своему не нашли ни одной живой души.
Только где-то у моря раздавался глухой шум отступающих турецких войск.
С тех пор повелось у казаков считать, что заступилась за них Богородица, и отмечают они свой войсковой праздник в день Покрова Божьей Матери.

Источник http://klin-demianovo.ru/http:/klin-demianovo.ru/analitika/73482/azovskoe-sidenie-ili-pochemu-kazaki-otmechayut-svoy-prazdnik-na-pokrov/


На Покров 14 октября совершается всемирное поминовение у казаков, поскольку традиционно на Покров казаки справляли память всех усопших казаков и молились, чтобы Матерь Божия приняла их под свой Покров.


Покровский праздник в станицах праздновался особенно торжественно.

October 14 2014, 12:23

Categories:

  • Армия
  • Религия
  • История
  • Cancel

Покров — Казачий праздник

14 октября Казаки отмечают один из своих самых значимых праздников — Покров Пресвятой Богородицы. Исторически такая традиция была приурочена к чудесному поражению турок под Азовом (Азовское осадное сидение 1641г.). Когда у изнемогавшего от долгой и неравной борьбы казачьего гарнизона не оставалось уже никаких надежд на победу, им была явлена «жена прекрасная в багряной ризе», вдохновившая их на победу.

Само по себе «Азовское осадное сидение», без преувеличения, является экстраординарным событием военной истории. Овладев Азовом в 1637 году, казаки приступили к обустройству крепости, и к осени 1641 года обороноспособность крепости была основательно усилена. Постоянный азовский гарнизон состоял из 1400 человек. К началу осады в крепости собралось около четверти всего боевого состава, находившегося на Дону (свыше 5300 воинов). С ними осталось 800 жен, остальные 15 тыс. разместились по близлежащим городкам. Против горсточки защитников Азова султан двинул лучшие полки своей регулярной армии: 40 тыс. янычар и спагов, 6 тыс. наемников (германских рейтаров), через море было переброшено до 100 тыс. войск и рабочих из М.Азии, Молдавии, Валахии, Трансильвании, Венеции, по суши подходило 80 тыс. тысяч татарской и горской конницы. Всего действительного боевого состава, не считая моряков, обозников и рабочих, было не менее 150 тыс. В распоряжении турецкой армии находилось 850 пушек различных типов, 300 линейных кораблей и изобилие съестных припасов. Командовал войсками Силистрийский паша Гуссейн Делия, конницу вел Крымский хан Бегадырь Гирей, а флот Пиал Ага.

24 июня 1641 года турки обступили Азов. Со стороны турок к казакам было послано посольство для переговоров о сдаче, обещая казакам 12 тыс. червонных сразу и 30 тыс. по выступлении из Азова. Казаки ответили: «Сами волею взяли мы Азов, сами и отстаивать будем, помощи кроме Бога ни от кого не ожидаем и прельщений ваших не слушаем, не словами, а саблями примем вас незваных гостей». 25 июня 30 тыс. лучших турецких войск были двинуты на приступ Азова. Штурм был отбит, и турки потеряли более 6 тыс. человек. Турки насыпали вал выше стен Азова и расположили на нем более ста орудий большого калибра. День и ночь они обстреливали город и до «подошвы» сбили крепостной вал. Казаки насыпали второй. В то же время переменные группы свежих турецких сил ежедневно лезли на стены, изматывая казаков. Защитники не имели времени ни для сна, ни для отдыха. Двенадцать неудачных штурмов принесли туркам большие потери. Турецкий командующий просил подкреплений и получил из Стамбула новые полки янычар. Подходила осень, начались дожди и холода, стали распространяться болезни. Турецкая армия таяла изо дня в день. Но большего горя хлебнули защитники Азова. Живыми оставалось не более 3 тыс. воинов. В неравной борьбе почти две трети гарнизона сложили головы. Кончалось продовольствие и боевые припасы. Казаки приняли предложение атамана Осипа Петрова ударить по турецкому лагерю и биться до последнего. «И начали мы, бедные, прощатися. Простите нас, леса темные и дубравы зеленые, простите нас, поля чистые и тихие заводи, простите нас, море синее и Тихий Дон Иванович. Уж нам по тебе, атаману нашему, с грозным войском не ездити и дикого зверя в чистом поле не стреливати, и в Тихом Дону рыбы не лавливати» («Повесть об Азовском осадном сидении», написанная одним из участников обороны).

Ночью, накануне 1 октября (ст.ст.), праздника Покрова Пресвятой Богородицы, молча, строем выступили из крепости. На передовых позициях была мертвая тишина. В поднимающемся тумане казаки увидели турецкий стан пустым. Гусейн отступил со своей армией от Азова. Казаки настигли турок на берегу моря и в упор расстреливали их. Турки в беспорядке бросились к судам. При осаде от 180 тыс. турецкой армии осталось не больше одной трети. Количество защищавших Азов было не более 8 тыс. мужчин и около 800 женщин. Убитыми казаки потеряли более 3 тыс. человек, много погибло от голода и болезней.

Поэтому праздник Покрова Пресвятой Богородицы чтят на Дону особенно. Но не только история Азовской осады является первопричиной главенства этого торжества в казачьих умах. Корни особенного почитания Богородицы намного древнее, глубже и душевнее. Об этом свидетельствует донской апокриф «О Богородице и слезах казачьих матерей», созданный казаками задолго до Азовского события.

……………
«Однажды спустилась на землю Пречистая Дева, наша Небесная Мати. Вместе со святым Николаем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо скользнула Она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И когда наступил знойный день, пересохли от жалости уста Ее и нечем было их освежить. Тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ее струям Пречистая Мати, как упала корона с Ее головы и скрылась глубоко под водой. «Ах! — сказала Она, — пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых. Но когда вернулась она в свой Небесный Дом, то увидела на Ее золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга. «Как же они попали сюда? — воскликнула Она, — наверное, их нашли Казаки и передали для меня». «Нет, Матушка, — сказал Ей Сын, — это не жемчуг, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу».

А сколько этих слез пролито в XX веке? Никто не подсчитывал. Думаю, что казачий народ вполне достоин того, чтобы иметь свою историю в полном объеме, со всеми «плюсами» и «минусами». Традиции, история и законы, а не наскоро сшитый реестровый мундир должны стать залогом возрождения казачьего этноса.

Выходили ангелы — казачата малые,
Чернецовцы, павшие за Родимый край,
И цветы лазоревы — сине-желто-алые —
Все собравши по степи, возвратились в рай.
Скрылись звезды ясные. Отзвенело пение.
Лишь Петро-угодничек, выйдя из-за туч,
Поглядел на страшное Дона запустение
И от двери райские в бездну кинул ключ.

(П.С. Поляков «Лазоревый цветок»).

Олег Гапонов
Материал с сайта «Донские казаки в борьбе с большевиками» ( www.elan-kazak.ru)

14 октября Казаки отмечают один из своих самых значимых
праздников — Покров Пресвятой Богородицы. Исторически такая традиция была
приурочена к чудесному поражению турок под Азовом (Азовское осадное сидение
1641г.). Когда у изнемогавшего от долгой и неравной борьбы казачьего гарнизона
не оставалось уже никаких надежд на победу, им была явлена «жена прекрасная в
багряной ризе», вдохновившая их на победу.

 

Само по себе «Азовское осадное сидение», без преувеличения,
является экстраординарным событием военной истории. Овладев Азовом в 1637 году,
казаки приступили к обустройству крепости, и к осени 1641 года
обороноспособность крепости была основательно усилена. Постоянный азовский
гарнизон состоял из 1400 человек. К началу осады в крепости собралось около
четверти всего боевого состава, находившегося на Дону (свыше 5300 воинов). С
ними осталось 800 жен, остальные 15 тыс. разместились по близлежащим городкам. Против
горсточки защитников Азова султан двинул лучшие полки своей регулярной армии:
40 тыс. янычар и спагов, 6 тыс. наемников (германских рейтаров), через море
было переброшено до 100 тыс. войск и рабочих из М.Азии, Молдавии, Валахии,
Трансильвании, Венеции, по суши подходило 80 тыс. тысяч татарской и горской
конницы. Всего действительного боевого состава, не считая моряков, обозников и
рабочих, было не менее 150 тыс. В распоряжении турецкой армии находилось 850
пушек различных типов, 300 линейных кораблей и изобилие съестных припасов.
Командовал войсками Силистрийский паша Гуссейн Делия, конницу вел Крымский хан
Бегадырь Гирей, а флот Пиал Ага.

24 июня 1641 года турки обступили Азов. Со стороны турок к
казакам было послано посольство для переговоров о сдаче, обещая казакам 12 тыс.
червонных сразу и 30 тыс. по выступлении из Азова. Казаки ответили: «Сами волею
взяли мы Азов, сами и отстаивать будем, помощи кроме Бога ни от кого не ожидаем
и прельщений ваших не слушаем, не словами, а саблями примем вас незваных
гостей». 25 июня 30 тыс. лучших турецких войск были двинуты на приступ Азова.
Штурм был отбит, и турки потеряли более 6 тыс. человек.

 

Турки насыпали вал выше
стен Азова и расположили на нем более ста орудий большого калибра. День и ночь
они обстреливали город и до «подошвы» сбили крепостной вал. Казаки насыпали
второй. В то же время переменные группы свежих турецких сил ежедневно лезли на
стены, изматывая казаков. Защитники не имели времени ни для сна, ни для отдыха.
Двенадцать неудачных штурмов принесли туркам большие потери. Турецкий
командующий просил подкреплений и получил из Стамбула новые полки янычар.
Подходила осень, начались дожди и холода, стали распространяться болезни.
Турецкая армия таяла изо дня в день. Но большего горя хлебнули защитники Азова.
Живыми оставалось не более 3 тыс. воинов. В неравной борьбе почти две трети
гарнизона сложили головы. Кончалось продовольствие и боевые припасы. Казаки
приняли предложение атамана Осипа Петрова ударить по турецкому лагерю и биться
до последнего. «И начали мы, бедные, прощатися. Простите нас, леса темные и
дубравы зеленые, простите нас, поля чистые и тихие заводи, простите нас, море
синее и Тихий Дон Иванович. Уж нам по тебе, атаману нашему, с грозным войском
не ездити и дикого зверя в чистом поле не стреливати, и в Тихом Дону рыбы не
лавливати» («Повесть об Азовском осадном сидении», написанная одним из
участников обороны).

Ночью, накануне 1 октября (ст.ст.), праздника Покрова
Пресвятой Богородицы, молча, строем выступили из крепости. На передовых позициях
была мертвая тишина. В поднимающемся тумане казаки увидели турецкий стан
пустым. Гусейн отступил со своей армией от Азова. Казаки настигли турок на
берегу моря и в упор расстреливали их. Турки в беспорядке бросились к судам.

 

При осаде от 180 тыс. турецкой армии осталось не больше одной трети. Количество
защищавших Азов было не более 8 тыс. мужчин и около 800 женщин. Убитыми казаки
потеряли более 3 тыс. человек, много погибло от голода и болезней.

Поэтому праздник Покрова Пресвятой Богородицы чтят казаки
особенно. Но не только история Азовской осады является первопричиной главенства
этого торжества в казачьих умах. Корни особенного почитания Богородицы намного
древнее, глубже и душевнее. Об этом свидетельствует донской апокриф «О
Богородице и слезах казачьих матерей», созданный казаками задолго до Азовского
события.

«Однажды спустилась на землю Пречистая Дева, наша Небесная
Мати. Вместе со святым Николаем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо
скользнула Она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих
детей. И когда наступил знойный день, пересохли от жалости уста Ее и нечем было
их освежить. Тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ее струям
Пречистая Мати, как упала корона с Ее головы и скрылась глубоко под водой. «Ах!
— сказала Она, — пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня
таких красивых. Но когда вернулась она в свой Небесный Дом, то увидела на Ее
золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга. «Как же они попали
сюда? — воскликнула Она, — наверное, их нашли Казаки и передали для меня».
«Нет, Матушка, — сказал Ей Сын, — это не жемчуг, а слезы казачьих матерей.
Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу».

А сколько этих слез пролито в XX веке? Никто не подсчитывал.
Думаю, что казачий народ вполне достоин того, чтобы иметь свою историю в полном
объеме, со всеми «плюсами» и «минусами». Традиции, история и законы, а не
наскоро сшитый реестровый мундир должны стать залогом возрождения казачьего
этноса.

14 октября все православные отмечают Покров Пресвятой Богородицы. В этот день все православные молятся, чтобы почтить Богородицу, просят милости и защиты Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Праздник Покрова Божией Матери всегда был и остается одним из самых почитаемых среди казаков. Этот праздник, издавна считается днём Великой Благодати и воинской славы.

Под Покров Божией Матери издревле казаки ввергали себя в своей нелегкой жизни.Надежда на покровительство Матери Бога Живого,упование на ее скорое заступление помогала преодолевать все страдания военного казачьего народа. Со времен «Азовского сидения» казаки особенно чтят праздник Покрова.

Казачий поэт Николай Туроверов писал:

И на ранней заре, средь тумана,

Как молитва звучали слова:

За Христа, за святого Ивана,

За казачий престол Покрова…

За свободу родную, как ветер,

За простую степную любовь,

И за всех православных на свете,

И за свой прародительский кров.»

Покров Пресвятой Богородицы (Покров день) – непереходящий православный праздник, отмечаемый Русской православной церковью 14 октября. Относится к великим праздникам.

История праздника: Ежегодно 14 октября, в день Покрова Божией Матери, православные христиане вспоминают чудо, которое произошло 1106 лет назад.

По преданию, в 910 году, в царствование императора Льва IV Философа Мудрого, на Византию напали сарацины.

Во время богослужения в Константинополе святой Андрей Юродивый (славянин) и его ученик Епифаний увидели явление матери Божией, простиравшей свой омофор (большой платок – прим. ред.) над прихожанами. Она страстно молила о спасении мира.

Константинопольцы, узнав о чуде, пуще прежнего стали просить Бога и его пречистую матерь о спасении от нашествия захватчиков. И вскоре враги были изгнаны за пределы империи.

В Русской православной церкви праздник Покрова Богородицы стал отмечаться в княжение св. благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского. Им же был поставлен первый храм Покрова Пресвятой Богородицы на тихой речке Нерли. Легкий, одноглавый, похожий издали на воина в серебряном шлеме и белокаменной рубахе, стоит этот храм и по сей день.

Для донских казаков праздник Покрова Пресвятой Богородицы – один из главных, он традиционно считается войсковым казачьим праздником. От него веет теплотой Божией любви и материнской заботой Богородицы. Казаки твердо верят, что Матерь Божия, Царица Небесная, покровительствует и помогает им в трудах ратных и мирных.

Корни того уважения, с которым донские казаки относятся к Покрову Пресвятой Богородицы, уходят в 1552 г.

За добровольное и героическое участие армии донских казаков под командой атамана Сусара Фёдорова в штурме Казани (1552 г.) Иван Грозный даровал казакам реку «Дон со всеми притоками» в вечное пользование. Независимый статус Донского казачества подтверждала жалованная грамота, текст которой почти 150 лет зачитывался перед казаками на каждый Покров по многочисленным спискам (копиям). 

И так было до 1708 года: Петр I велел уничтожить грамоту первого царя всея Руси из-за участия значительной части донского казачества в восстании Кондратия Булавина. 

Но не только история взятия Казани является причиной почитания казаками праздника Покрова Божьей Матери.

Причиной также является чудо, совершенное Пресвятой Богородицей во время осады турками города Азов, обороняемого донскими казаками. (Азовское осадное сидение 1641г.).

Предыстория «Азовского осадного сидения»:

Во время своего владения Азовом, зазнавшиеся турки обратили в мечети и разрушили православные храмы, усилили набеги на казачьи городки и русские окраины.

Положение русских пленников, а особенно казаков стало невыносимым: их продавали в рабство, изнуряли тяжкими работами, приковывали на каторгах к веслам и били бичами. Зная все это, донские казаки решили вырвать из рук мусульман свою древнюю столицу.

На помощь к ним пришли запорожцы. Запорожцы поклялись стать заодно с донцами против неверных, выбрали походных атаманов и двинулись к Азову «судовой и конной ратью».

В то время Азов был практически неприступен: 4-х тысячный гарнизон, 200 больших, средних, и малых орудий, много тысяч снарядов, проведены валы, рвы, укреплены бастионы. Первым делом подошедшие казаки окопались вокруг города.

Наблюдая за усилиями казаков, турки смеялись над ними. Ночью были взорваны подкопы, затряслись азовские твердыни, часть крепостных стен взлетела на воздух, городские стены и улицы сделались полем сражения. После отчаянной трехдневной обороны турки были перебиты. 

Около 5 лет казаки владели Азовом, устьями Дона и Азовским морем. Но мстительные турки, перед которыми дрожала вся Европа, готовились жестоко отомстить казакам.

Постоянный гарнизон крепости состоял из 1400 человек. Но когда на Дону узнали о движении к Азову огромной турецкой армии, со всех сторон потянулось пополнение. К началу осады в крепость собралось около 8000 воинов. С ними осталось 800 жен, не уступавших в доблести своим мужьям. В гарнизоне Азова оказались и запорожцы. Часть из них брала город и осела в нем на жительство. Да и вообще в те годы, на Дон непрерывно прибывали казаки с Днепра, которых принимали здесь как братьев единых по имени, по крови, по быту.

Азовское осадное сидение 1641г.

Против защитников Азова турецкий султан двинул лучшие полки своей регулярной армии: 40 тысяч янычар,6 тысяч наемного иноземного корпуса, через море на судах было переброшено до 100 тысяч войска и рабочих. По суше подходили татарская и горская конницы. В распоряжении турецкого войска находилось 850 пушек с огромным количеством боеприпасов. На море стали на рейд до 300 кораблей.

Батареи открыли ураганный огонь. Однако последовавший за этим жестокий приступ встретил твердое сопротивление и был отбит. Турки потеряли не меньше десяти тысяч воинов.

Турецкая осада крепости длилась больше трёх месяцев. В надежде на своё численное превосходство турки изматывали казаков непрерывными атаками днём и ночью. Пока одни турецкие части штурмовали крепость, другие отдыхали и готовились для последующей атаки. Малочисленный же казачий гарнизон был вынужден бессменно отражать яростный штурм врага. Всего было 24 приступа. Однако нападавшие каждый раз были отбиты с большими потерями.

После первой неудачи турки повели регулярную осаду. Вдоль крепостных стен рабочие стали сыпать высокие валы, с которых пушки забрасывали крепость «огненными ядрами», а в то же время переменные группы свежих войск почти ежедневно лезли на стены, изматывая силы бессменных защитников города. Казаки не имели времени ни для сна, ни для отдыха. Жены и даже дети помогали мужьям и отцам. Они ухаживали за ранеными, готовили пищу, подносили воду и боеприпасы, а иногда лили на головы штурмующих турок кипяток и горящую смолу. Казаки отбивали приступ за приступом, взрывали на минах целые колонны неприятеля. Но и сами несли жестокие потери.

Турки вообще не имели понятия о силах гарнизона, потому, что случайных пленников невозможно было заставить говорить никакими пытками. Двадцать неудачных атак принесли туркам большие потери.

Продолжая их можно было совсем остаться без армии. Тогда неприятель решил добить полуразрушенную крепость при помощи подкопов, но 17 минных галерей были обнаружены и своевременно взорваны казаками.

Подходила осень, начинались дожди и холода, стали распространяться болезни. Турецкая армия таяла изо дня в день, а с нею и надежда овладеть городом. В рядах войск началось разложение, татарская конница отказалась идти в пешие наступления, усугублялись нелады между старшими начальниками. Командующий турецкой армией попробовал купить Азов. Но казаки « на их бусурманские прелести не покусилися и им всем отказали».

Истощённые, немощные казаки держались стойко, хоть и тяжело было защитникам Азова. Живыми оставалось не больше трех тысяч воинов. Кончались боеприпасы и продовольствие. Тело от утомления отказывалось служить, хотя дух бойцов не был сломлен. Не смерть была страшна, а плен.

Казаки были готовы на всякую попытку, чтобы пробиться или умереть в бою. Силы казаков были на исходе, и они решили принять последний бой. Приняли предложение атамана Осипа Петрова ударить на турецкий лагерь и биться до последнего.

В ночь на 14 октября, под праздник Покрова Божьей Матери, казаки, отслужили молебен, молясь всю ночь, испрашивая у Пресвятой Богородицы заступничества. Поклялись лечь костьми, но города не сдавать. Попрощались друг с другом по-братски, обнялись, перецеловались и решили наутро сделать последнюю попытку победить или умереть всем до единого человека.

По православному обычаю, надев чистые рубахи и помолившись, казаки рано утром вышли за ворота Азова.

Как известно из летописей, в этот день опустился густой туман. Не видно было ни зги. Смрад стоял жуткий: защитники крепости спотыкались о многочисленные трупы, которыми было усеяна земля, но отважно шли на вражьи голоса, навстречу верной погибели. Так они дошли до самого берега Дона, но никого не встретили. Турки отступили. Было это аккурат в Покров день, Богородица, покрыв туманом, и вселив сердца турок страх, уберегла их от врага.

С тех пор повелось у казаков считать, что заступилась за них Богородица, и отмечают они свой войсковой праздник в день Покрова Божьей Матери.

Добавим, что за время осады османские войска потеряли около трети живой силы. Серьёзный урон понесли и казаки: около 3 тысяч были убиты, многие – ранены и впоследствии скончались.

На Покров 14 октября совершается всемирное поминовение у казаков, поскольку традиционно на Покров казаки справляли память всех усопших казаков и молились, чтобы Матерь Божия приняла их под свой Покров.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Покров осенний праздник когда
  • Покрова или покрова ударение праздник
  • Покрова женский праздник
  • Покрова божией матери праздник дата
  • Покров языческий праздник или христианский