Пользовательский сценарий что это

Денис Нарижный, руководитель интернет-агентства «Студия F1» и создатель сервиса юзабилити-тестирования сайтов

Денис Нарижный, руководитель интернет-агентства «Студия F1» и создатель сервиса юзабилити-тестирования сайтов AskUsers.ru, рассказал Нетологии о том, как составлять и использовать пользовательские сценарии.

Сценарии описывают пользовательские истории и взаимосвязи между ними. Они помогают определить, зачем и почему пользователи приходят на сайт и как достигают своих целей: совершают покупки, заказывают по телефону, сравнивают товары, общаются с консультантами.

Прежде чем разработать сценарий, нужно ответить на три вопроса:

1. Кто те люди, что заходят на ваш сайт?

Нужно выделить чёткий сегмент аудитории и проработать портрет клиента, под которого готовится сценарий.

2. Почему они заходят к вам?

На основе аналитики или опроса можно определить, зачем на самом деле пользователи посещают ваш сайт: просто посмотреть, что-то узнать или купить.

3. Какие цели при этом преследуют и как их достигают?

Вариантов не так много, особенно если мы говорим о коммерческих сайтах. Обычные цели — изучить предложение с целью сравнить его с другими, непосредственно купить или сделать заказ, но возможны и другие варианты.

Пошагово достижение целей обычно расписывается в профилях задач. Здесь такая детализация не нужна, просто нужно понимать, какие шаги делает пользователь для достижения цели.

Сценарии помогают лучше понимать предпочтения посетителей сайта и анализировать пользовательский опыт. Это нужно, чтобы в дальнейшем проектировать сайт или интерфейс так, чтобы он вписывался в привычные для клиентов паттерны и приводил к цели посещения за наименьшее количество шагов и с минимальными затратами сил, времени и внимания.

Также сценарии используют для анализа пользовательского опыта при проведении юзабилити-тестов и других маркетинговых исследований.

Сценарий — наглядное схематическое представление того, как пользователь решает свою задачу с помощью сайта, что ему помогает и что мешает в достижении цели.

Пользовательские сценарии по степени детализации и технической проработки делятся на четыре группы.

Это самый насыщенный подробностями вариант: рассказ, схемы, видео, фотографии — все, что помогает описать опыт взаимодействия, иногда даже без привязки к персоне клиента. У каждого пользователя может быть своя история и свой специфический опыт. Это сбор сырой информации.

Если мы говорим о покупке: кто-то берет для себя, а кто-то в подарок, кто-то подарит маме, а другой — жене. У кого-то все хорошо с финансами, кто-то собирал деньги на покупку, кого-то интересует кредит и рассрочка. Опыт в этих пользовательских историях будет отличаться.

Запишите простые человеческие истории: «Через месяц у нас юбилей свадьбы, я отложил деньги и собираюсь выбрать подарок жене. У меня есть предел по стоимости, я знаю, что жена любит серебро и носит серьги…».

Вот пример из серии скринкастов: пользователь пытается сделать покупку в интернет-магазине:

Создаются с помощью объединения похожих пользовательских историй и отсечения лишнего и несущественного. Такой подход обобщает множество пользовательских историй в несколько сценариев. Например, таких: «Пользователь готовит деньги заранее, ищет через форму поиска, имеет ограниченный бюджет — сразу использует фильтры, принимает решение долго, несколько раз заходит в корзину и сравнивает товары».

А вот, например, шаги сценария, подготовленные при изучении сайта по аренде автокранов. Пользователи выделили вопросы, которые для них важны, теперь можно расписывать разные сценарии поведения.

Пользовательские сценарии: что это такое, как и для чего их нужно строить

Составляются уже с позиции персонажа (персоны покупателя). Еще меньше абстракции и больше конкретики. Каждой группе ЦА сопоставляется персонаж, далее прописывается его путь достижения цели.

Пользовательские сценарии: что это такое, как и для чего их нужно строить

Могут добавляться ограничения: например, проработка только варианта заказа с планшета или со смартфона.

Опишите пользовательский опыт по шагам: кто, каким образом и в какой последовательности делает. Это должен быть наиболее детализированный и технически проработанный вариант.

Пользовательские истории и концептуальные сценарии нужны для понимания основных мотивов пользователей и погружения в мир клиента. Конкретные сценарии и варианты использования уже могут использоваться для проектирования информационной архитектуры и интерфейсов, а также при проведении тестов и исследований юзабилити.

Единой формы для разработки пользовательских сценариев не существует. Поэтому итоговый результат может сильно отличаться.

Пользовательские сценарии: что это такое, как и для чего их нужно строить

Описание варианта использования от uxexperience.net

«Общение» пользователя и терминала по приему платежей:

Пользовательские сценарии: что это такое, как и для чего их нужно строить

Фрагмент презентации компании «Собака Павлова» о пользовательских сценариях.

Еще сценарий от uxforthemasses.com:

Пользовательские сценарии: что это такое, как и для чего их нужно строить

Пользовательские сценарии рассказывают об историях и образах покупателей, взаимосвязях между юзерами и позитивным клиентским опытом. Благодаря сценариям можно понять, почему люди попадают на сайт и как достигают своих целей: совершают покупки, делают заказ по телефону, сравнивают товары, разговаривают с консультантами.

Как разработать пользовательский сценарий для вашего продукта — разбираемся.

Что такое пользовательские сценарии 

Пользовательский сценарий (User Scenario) — это схема, которая позволяет определить, почему покупатели оказываются на сайте и как реализуют свои планы с помощью вашего продукта.

Чаще всего такие сценарии создаются в формате коротких рассказов о некоем эталонном пользователе, цель которого — удовлетворить свою потребность посредством вашего сайта или приложения.  

Чтобы создать сценарий, необходимо сфокусироваться на образе вашего пользователя. Кто он? Какой у него характер, бэкграунд, зачем он пришел на веб-ресурс? Как будет вести себя на сайте, с какой страницы начнет, на что будет нажимать? Продумать все вероятные линии поведения клиента невозможно — поэтому пользовательские сценарии, как правило, учитывают образы и мотивации юзеров, которые часто встречаются в определенной сфере. 

Важно! Сценарии пишутся до этапа техработ по созданию сайта/приложения, они сфокусированы на действиях и потребностях пользователей. Техническим нюансам (стекам, инструментам, интерфейсу) в этом процессе места нет. 

Зачем нужны пользовательские сценарии?

  • изучить и лучше осознавать предпочтения юзеров
  • анализировать пользовательский опыт
  • спроектировать интерфейс так, чтобы он соответствовал традиционным для клиентов паттернам и позволял достичь цели, потратив минимум сил и времени
  • найти самые важные моменты, которые необходимо учесть в ходе разработки UX
  • определить, на каких этапах процесса пользователям потребуется дополнительная помощь 
  • понять ключевые потребности и побуждения клиентов

Хотите получать дайджест статей?

Одно письмо с лучшими материалами за неделю. Подписывайтесь, чтобы ничего не упустить.

Спасибо за вашу подписку!

Важно! Сценарий описывает текущую ситуацию. Но уже в процессе его создания у вас возникнут идеи, которые позволят улучшить юзабилити продукта — упростить, добавить новые функции или подсказки. 

Какими бывают пользовательские сценарии

Самая популярная классификация пользовательских сценариев принадлежит Дэвиду Беньону, Сьюзан и Филу Тернерам, авторам учебника по взаимодействию компьютера и человека (HCI — human-computer interaction).  

В книге Designing Interactive Systems — People, Activities, Contexts, Technologies они выделяют 4 вида сценариев:

  • пользовательские истории
  • концептуальные сценарии
  • конкретные сценарии
  • варианты применения

Визуализировать это разделение можно так:

Чтобы проработать в пользовательском сценарии все важные для покупателя моменты, необходимо пройти все 4 этапа, от создания истории — до кейса.

#1. Пользовательские истории

Пользовательские истории (User Stories) — база для сценариев. Это синопсис, краткое содержание «легенды» юзера и его потребностей относительно вашего продукта.

Отличительные черты пользовательских историй:

  • небольшой размер
  • максимальная детализация: содержат подробности о человеке и его бэкграунде, мотивах, стремлениях, привычках и нуждах
  • от лица юзера описывается потребность, которую закрывает ваш продукт

Разберем все 4 этапа на примерах пользовательских сценариев для создания сайта маркетплейса.

Пример: На этой неделе коллега пригласила меня на юбилей. Я ее почти не знаю, но другие сотрудники посоветовали подарить ей что-нибудь для дома — набор текстиля или посуды. Мне сложно выбрать, поскольку я слабо ориентируюсь в этих вещах и переживаю, что могу купить дорогой подарок плохого качества или даже бесполезный. 

Хорошо бы получить совет от кого-нибудь, кто в этом разбирается. А то я не знаю, на что ориентироваться, кроме цветов. Это должен быть интернет-магазин с большим количеством отзывов на товары и либо с точкой выдачи недалеко от работы, либо с доставкой домой в вечернее время. Кроме того, нужна оплата картой, потому что я не хочу возиться с наличкой. 

Было бы неплохо, если бы сразу в магазине могли красиво упаковать подарок и мне не пришлось бы тратить время еще и на это.

#2. Концептуальные сценарии

Несколько историй и характеров потенциальных покупателей объединяются в один концептуальный сценарий. Conceptual Scenarios создаются на основе пользовательских историй путем упрощения. Все малозначительное отбрасывается, похожие «легенды» объединяются в одну. Финальное описание практически полностью лишено технических подробностей.

Этот этап необходим для генерации идей и выявления ключевых требований. Когда в процессе обсуждения концепта возникает определенная система, с которой взаимодействует юзер, идея перерастает в конкретный сценарий.

Пример: Пользователь заранее планирует бюджет на покупку, ищет товар через поиск, сразу применяет фильтры, несколько дней принимает решение, сомневается и сравнивает продукты в корзине. Затем оставляет заказ, выбрав наиболее подходящий вариант оплаты и способ доставки. 

#3. Конкретные сценарии

На этапе создания конкретного сценария важно сегментировать аудиторию, для каждой из категорий прописать персонажа — и уже исходя из усредненных характеристик ЦА обрисовать путь достижения цели. В этот блок работы можно также включить ограничения: например, пользователь делает заказ с ПК, мобильной версии сайта или из приложения. 

Concrete Scenarios уже включают в себя детали реализации проекта и технические подробности. Конкретные сценарии пишутся от третьего лица.

Пример: Добавляем ограничение — заказ будет сделан через мобильную версию сайта.

Клиент Х хочет приобрести покрывало в подарок коллеге на этой неделе. Бренд должен быть «проверенным» (т. е. его качество подтверждают отзывы других покупателей и фильтр популярности). Необходимо, чтобы у товара была красивая упаковка, чтобы впечатлить коллегу во время поздравления.

Клиент Х выбирает покрывало с телефона, стоя в пробке по дороге домой и параллельно отвлекаясь на другие дела. Ему точно не хочется заполнять слишком много полей. Оплатить заказ лучше через Apple Pay на сайте, поскольку он почти не носит с собой наличку.

Определившись с подарком, клиент выберет праздничную упаковку и доставку после 20:00. Ему важно, чтобы товар привезли точно в указанное время, поскольку он приедет домой в 19:45, а в 20.30 отправится на встречу. 

Чтобы проработать весь процесс взаимодействия покупателя с сайтом, важно создать нескольких персонажей, продумать для каждого из них историю, концепт и конкретный сценарий. После этого конкретные сценарии объединяют по главному признаку — в нашем примере это заказ через мобильную версию сайта. Конечный вариант, который получился после такой интеграции, называется сценарием применения или кейсом.

#4. Сценарии применения

Пример или кейс применения (Use Case) — пошаговое описание взаимодействий пользователей и системы. Это технический план, в фокусе которого находятся функции, а не чувства и мысли юзера, некий список деталей контактов человека с системой. Действующее лицо уже не персонаж, а абстрактная усредненная пользовательская роль — новый юзер, администратор магазина, зарегистрированный клиент.

На этом этапе следует описать user experience по шагам: кто, что, как и в какой последовательности делает. 

Пользовательские истории и концептуальные сценарии нужны для понимания основных мотивов юзеров и погружения в мир клиента. Конкретные сценарии и варианты применения уже могут использоваться для проектирования информационной архитектуры, интерфейсов, а также при проведении тестов и исследований юзабилити.

Пример: Заказ покрывала

Хотите получать дайджест статей?

Одно письмо с лучшими материалами за неделю. Подписывайтесь, чтобы ничего не упустить.

Спасибо за подписку!

Пользовательские сценарии в UX-дизайне

Центром любого дизайн-проекта является пользователь.

Мы создаем продукты, основываясь на том, что знаем о пользователях, даже если это противоречит нашему собственному мнению или представлениях об идеальном дизайне. Как? Благодаря различным методам исследования пользователей, таким как пользовательские сценарии.

Чтобы понять, как этот метод изучения пользовательского опыта (User Experience, UX) реально помогает создавать удобные интерфейсы, рассмотрим несколько основных моментов, включая определение пользовательских сценариев, их роль в UX-дизайне, отличие от пользовательских историй и многое другое.

Содержание статьи

Что такое пользовательские сценарии?

Зачем нужны сценарии?

Как создать пользовательский сценарий

Отличие пользовательского сценария от пользовательской истории

Привлекаем команду контроля качества

Заключение

Что такое пользовательские сценарии?

По сути, пользовательские сценарии (User Scenarios) — это короткие рассказы о пользователях, представленных в виде образов идеальных пользователей (персон), пытающихся достичь своих целей в своем контексте в ходе взаимодействия с вашим сайтом или приложением. Как правило, сценарии разрабатываются для продуктов и сервисов, только планируемых к запуску.

Создание сценариев требует особого мышления: необходимо сосредоточиться на целях пользователей. Чего они будут пытаться достичь на вашем сайте или в приложении? Будет ли ваш продукт им полезен? Также важно подумать о сопровождающем их контексте (нюансы поведения и использования продукта, условия, влияющие на UX), их предыдущих знаниях и опыте.

Пользовательские сценарии не представляют всех возможных пользователей. Вместо этого они обычно учитывают только самые распространенные персоны и их мотивации. Хорошие сценарии включают контекст и детализацию, чтобы быть как можно более точными и связными.

Чтобы представлять целевых пользователей в максимально реальном виде, сценарии должны исходить из четкого понимания того, с кем вы будете иметь дело, — требуется исследование, проведенное с существующими или потенциальными пользователями. Работая с хорошо продуманными сценариями, наполненными реалистичными персонами, команда разработчиков сможет выявить ранее неизвестные проблемные области и затем исправить их.

Зачем нужны сценарии?

Пользовательский сценарий — это вымышленная история о том, как пользователь выполняет действия или достигает своих целей с помощью вашего продукта. Сценарий обращает особое внимание на мотивацию пользователя в ходе взаимодействия с дизайном и документирует особенности поведения на сайте. В итоге дизайнеры получают набор полезных соображений, которые могут стать основой для выработки новых идей и юзабилити-тестирования.

Визуализация того, как юзер будет использовать продукт или услугу, весьма полезна на этапе идейной разработки проекта. На такой ранней стадии гибкость, которую эти сценарии предлагают воображению дизайнера, огромна. Благодаря этому можно расширить потенциал дизайна в плане его универсальности и даже выйти за рамки того, что предлагается на рынке.

Пользовательские сценарии также применяются для определения наиболее важных для юзабилити-тестирования областей, они позволяют понять, как именно должен проводиться каждый тест.

Благодаря сценариям мы можем определить:

  • наиболее важные моменты, на которые нужно обратить внимание в процессе разработки UX;
  • какие этапы процесса потребуют от вас дополнительной помощи вашим пользователям;
  • основные потребности и мотивы ваших пользователей.

Как создать пользовательский сценарий

Как вы уже поняли, предварительным условием является создание персон. Разработав образы идеальных пользователей, вы можете переходить к следующему плану:

1. Решите, какие сценарии создавать, отталкиваясь от наиболее значимых действий каждого вида персон.

2. Напишите правдоподобную историю, содержащую:

  • сюжет (триггеры, действия, достигнутая цель);
  • контекст использования (где? когда? каковы окружающие пользователя условия?);
  • мотивации, причины;
  • ответ на вопрос: как продукт/сервис помогает достигнуть конечной цели?

3. Отойдите от решений относительно пользовательского интерфейса (User Interface, UI). Суть не в этом. Главное — это опыт персон, что они чувствуют, видят, делают, о чем думают.

4. Постарайтесь избегать далеких от реальности предположений. Ориентируйтесь на то, что в данной ситуации сделал бы реальный пользователь.

5. Уберите все, что не вписывается в сценарий.

Пользовательский сценарий должен сосредотачиваться не только на взаимодействии с продуктом, но и на других вещах, которые происходят во время этого взаимодействия. Он может включать культурную информацию, контекст и описание обстоятельств, которые побуждают использовать продукт или приложение. Например, сценарий описывающий применение мобильного приложения, будет содержать информацию о том, что устройство используется, когда пользователь находится в поезде, или что действие прерывается входящим вызовом. Подобная информация помогает разработчикам адаптировать дизайн, исходя из целей улучшения пользовательского опыта и юзабилити. 

Пользовательский сценарий должен сосредотачиваться не только на взаимодействии с продуктом, но и на других вещах, которые происходят во время этого взаимодействия.

Написав сценарий, вы можете на его основе начать определять требования к дизайну приложения.

Отличие пользовательского сценария от пользовательской истории

Следует отметить, что сценарии создаются, исходя из пользовательских историй (User Stories), коротких утверждений, описывающих, что нужно определенной персоне и почему. Сценарии выводят пользовательские истории на новый уровень, добавляя к истории подробности взаимодействия с продуктом или услугой.

Пользовательские истории:

  • короче (как правило, одно предложение), не содержат деталей о пользователе и его прошлом опыте, мыслях и мотивациях;
  • с точки зрения пользователя описывают некую потребность, которая должна удовлетворяться вашим продуктом;
  • представлены прямой речью самого пользователя.

Пример истории: «Как любитель кино, я хочу, чтобы на моем смартфоне была вся информация о предстоящих премьерах в местных кинотеатрах, чтобы мне не приходилось проверять сайты каждого из них по отдельности».

Хорошо написанная пользовательская история — это скелет любого проекта по дизайну UX, а сценарий — это его мышцы. Вместе они помогают создать надежный продукт, успешно решающий проблемы пользователя и вызывающий чувство удовлетворения.

Отличие сценария от примера использования

Пример, или кейс, использования (Use Case) — это, скорее, технический план, чертеж проекта, в центре которого находятся функции, а не чувства и мысли. Кейсы представляют собой список действий при взаимодействии человека с системой.

Привлекаем команду контроля качества

Над пользовательскими сценариями обычно работают координатор или менеджер проекта, а также UX- и UI-разработчики. Специалисты по контролю качества (QA, Quality Assurance) или, попросту говоря, тестировщики привлекаются не всегда, хотя именно они знают каждый кейс и каждое условие (позитивное или негативное) с точки зрения пользователя. С их помощью вы будете писать более точные сценарии.

Когда речь заходит о сценариях, обычно это означает необходимость протестировать продукт или данные. Вам нужно убедиться, что ваш продукт готов, прежде чем вы сделаете его доступным широкой публике. Тестировщики должны стать вашими первыми клиентами. Перед началом тестирования такому профессионалу нужно передать максимум информации о продукте и как можно больше сценариев.

Почему этот шаг действительно важен?

Ваш продукт попадет в руки многих людей. Существует много способов использования продукта или сервиса, и вы должны подготовить все возможные сценарии. Не только QA, но вообще каждый профессионал, участвующий в разработке, должен осознавать важность пользовательского сценария. Сценарии помогают вам генерировать идеальное решение проблем и делать хорошие, по-настоящему полезные продукты.

Каждый участник команды должен представить себя на месте пользователя. Не одного пользователя, а многих, разных пользователей. Как только все вживутся в роли, переходите к следующим шагам:

1. Изучите своих пользователей, их привычки и потребности.

2. Начните сами использовать продукт всеми возможными способами. Представьте, что вы и есть тот самый пользователь, который при этом хочет сделать что-то на вашем сайте или в приложении.

3. Разбейте процесс на несколько частей. Например, создайте пользовательские сценарии для случаев входа в систему и для оплаты или добавления товаров в корзину.

4. Разделите каждый сценарий на позитивный и негативный вариант. Возьмем попытку входа в качестве примера. Позитивный кейс: ввод пользователем имени и пароля, приводящий к успешному входу в систему. Негативный: пользователь забыл свой юзернейм и не смог войти в систему.

5. Придумайте как можно больше негативных кейсов. Такой подход позволяет обнаруживать больше пробелов.

6. Подключите всю команду. Попросите всех ваших коллег собраться вместе, составить список сценариев и завершить их с помощью продукта. Наличие разнообразных точек зрения поможет при дальнейшей разработке.

7. Создайте карту сценариев — документ, содержащий все ваши сценарии, тогда вы избежите повторений. На такой карте будет удобно наблюдать все имеющиеся сценарии и отмечать те, которые вы уже проработали.

8. Подумайте о том, как помочь пользователям следовать обозначенному вами сценарию. Experrto — это платформа для адаптации пользователей к интерфейсу и взаимодействию с вашим продуктом. С помощью индивидуально настроенных визуальных интерактивных подсказок Experrto позволяет выстроить онбординг таким образом, чтобы пользователь мог максимально эффективно добиться своей цели на сайте и завершить свой сценарий.

Прежде чем приступить к дизайну пользовательского пути, дизайнер накидывает базовый сценарий. Затем приглашает QA-специалистов для окончательной его проработки. Шаги повторяются до тех пор, пока вы не получите завершенный пользовательский сценарий — лишь затем можно переходить к следующим стадиям разработки.

Убедитесь, что вы следуете всем пунктам из представленного выше алгоритма, уделяя особое внимание негативным кейсам.

Заключение

Пользовательские сценарии важны, поскольку они позволяют экспертам по юзабилити и разработчикам проникнуть в сознание потенциальных пользователей. В сценариях основное внимание уделяется потребностям людей, а не аспектам дизайна. Еще одним преимуществом пользовательских сценариев является то, что они написаны на языке, который понимают все члены команды, независимо от специализации.

Изучите все возможные точки зрения. Разбирайте отдельные моменты снова и снова, фиксируя в своих заметках полученные инсайты. К этому и сводится процесс создания сценариев, пользовательских историй и примеров использования. 

По материалам: interaction-design.org, uxknowledgebase.com, uxplanet.org 

17-10-2021

Зачем создавать пользовательский сценарий? Я знаком со своей целевой аудиторией, неужели этого недостаточно? Очень важно понимать свою аудиторию, а работа с «персонами» действительно помогает понять своих пользователей. Чего персоны вам не скажут, так это то, почему пользователи приходят на ваш сайт, что они ищут, и как они это находят. Хороший пользовательский сценарий поможет вам понять цели пользователей, и создать дизайн, который будет идеально им соответствовать. Сначала познакомьтесь с пользователями, поймите их мотивацию, и только затем, начинайте работать над дизайном. Давайте посмотрим на то, как работа с пользовательскими сценариями может помочь улучшить пользовательский опыт.

Что такое пользовательский сценарий?

Пользовательский сценарий детально описывает, что пользователь делает на сайте, и, особенно, почему он это делает. Пользовательский сценарий — это короткая история, рассказывающая о пользователе, который посещает ваш сайт с определенной мотивацией и целью. Хороший пользовательский сценарий включает в себя всю информацию о шагах, предпринимаемых пользователем для достижения своей цели.

Зачем нужны пользовательские сценарии?

Пользовательские сценарии — это очень удобный инструмент для разработки пользовательских интерфейсов. Ведь важно не только «познакомиться» с пользователем, но и понять его цели. Только тогда, когда мы поймем, кто и что делает на нашем сайте, а также то, как и зачем они это делают, мы сможем четко определиться с требованиями дизайна, которые нам предстоит удовлетворить. Так что нам нужно сжать контент веб-сайта до определенных целей, а затем представить всё это в виде сценариев.

Когда нужны пользовательские сценарии?

Пользовательские сценарии нужны всегда, когда вы начинаете работу над любым пользовательским интерфейсом, будь то веб-сайт, компьютерная программа, или любое приложение для любого устройства. Так что всегда. Что бы вы ни создавали, создавайте это для пользователей, и упростите использование вашего продукта. Только тогда, когда ты точно знаете, чего хочет ваш пользователь, и что он делает на вашем сайте, вы можете гарантировать юзабилити, и хороший пользовательский опыт.

Как выглядит хороший пользовательский сценарий?

Хороший пользовательский сценарий краток и точен. Он дает ответы на следующие вопросы: Кем является мой пользователь? Что этот пользователь хочет получить от моего сайта? Как он планирует достичь этой цели? Почему этот пользователь пришел именно на мой сайт, а не на какой-нибудь другой? Давайте рассмотрим эти четыре вопроса по отдельности. Также, я приведу краткие примеры.

Кем является мой пользователь?

Включайте в свои сценарии «реальных» пользователей. Первый шаг — создайте персон, которые будут отражать вашу целевую аудиторию. Это поможет вам «познакомиться» с пользователями, и понять их действия. Персоны, отражающие реальных пользователей, оживят ваши сценарии, и сделают их более реалистичными. Очень краткий пример персоны может выглядеть примерно так:

Питер (32 года, не женат) работает в департаменте корпоративных коммуникаций компании Daimler Chrysler. Поначалу, он любил эту работу, но теперь, она не кажется ему такой интересной. Однако, он боится что-то менять, поскольку его статус и финансовое положение очень важны для него. Питер очень организован, и не выносит хаоса или неудобств. В свободное время он много читает. Книги помогают ему занять ум, а профессиональная литература дает ему задачи, которых не может предложить работа. Последние несколько недель, Питер увлекся книгами по медицине. Из-за семейной истории, его особо интересуют болезни почек.

Что этот пользователь хочет получить от моего сайта?

Постарайтесь понять, что ищут вши пользователи. Понимание целей пользователей поможет вам поспособствовать их достижению, и сделать этот процесс максимально быстрым. Подробности, не имеющие отношения к целям пользователя не должны включаться в сценарий. Не забывайте о краткости. Пример:

Питер ищет книгу, которая могла бы простыми словами рассказать о различных болезнях почек, включая симптомы, методы лечения, и возможные долгосрочные эффекты. Он планирует потратить на эту книгу не более $30, и, поскольку он хочет сэкономить, не откажется от подержанной. Чтобы найти то, что ему нужно, он заходит на Amazon.com.

Как он планирует достичь своей цели?

Нужно не только знать, что пользователь ищет, но и то, как он это делает. Имеется ввиду их прошлый опыт, возможности и ограничения, связанные с достижением этой цели. Ответ на этот вопрос должен описывать поведение пользователя на вашем сайте. Пример:

Питер разбирается в компьютерах, но поскольку он и так работает с ними целый день, то дома он хочет прибегать к их помощи как можно меньше. Удобство очень важно для Питера. Он точно знает, чего хочет, и ожидает увидеть несколько вариантов, из которых он сможет выбрать. Он рассчитывает на простой процесс оплаты, и ожидает, что доставка займет не более двух дней. Чтобы определиться с выбором, Питер предпочитает знакомиться с мнениями экспертов, и краткими отзывами других пользователей.

Почему этот пользователь пришел именно на мой сайт?

При написании пользовательского сценария, точно отвечайте на вопрос «почему?». Например, сравнение товаров, и непосредственная покупка — это две разные мотивации. Переход на сайт из-за позитивного прошлого опыта, и по совету друга — также отличаются. Для каждой их этих мотиваций, нужны свои сценарии. Пример:

Раньше, Питер ходил в местный книжный магазин. Ему нравилось ходить по городу после работы. Потом, друг посоветовал ему Amazon.com. Его другу очень понравился функционал сайта, и его удобство. Питер заинтересовался, и решил попробовать. Ведь покупать книги не отходя от стола, намного удобней, чем в магазине. Он решил попробовать, и заказать книгу онлайн.

Заключение

Пользовательские сценарии — это короткие истории, рассказывающие о мотивах наших пользователей, их целях, и о том, какие действия они совершают на нашем веб-сайте. Сценарий должен быть кратким и по сути. Вы можете превратить четыре вопроса — кто, что, как, и почему, в чеклист, который поможет вам исключить из сценария всю ненужную информацию. Хороший пользовательский сценарий помогает определить конкретные требования, улучшить юзабилити, и пользовательский опыт.

Перевод статьи Сабины Айдлер

Минимально необходимые для UX дизайнера навыки

Предыдущая статья
Минимально необходимые для UX дизайнера навыки

Введение в юзабилити

Следующая статья
Введение в юзабилити

Без технической душноты исследуем сценарии «пользователь <—> система». Для продактов, дизайнеров и аналитиков — оставили готовый шаблон

Всем привет! Я Ната, UX/UI дизайнер в Red Collar. В этой статье я расскажу о методологии, которая улучшит коммуникацию внутри команды, а значит и работу над продуктом — Use Case или «юзкейсе», а также поделюсь шаблоном для тех, кто сталкивается с ней впервые.

В идеальном мире юзкейсы составляет системный аналитик на основе правил, сформулированных бизнес-аналитиком после общения с заказчиком. В реальном мире таких позиций в команде может не быть из-за ограничений по времени и бюджету, но проблема передачи знаний внутри команды на проекте остается. В таких случаях писать юзкейс может дизайнер, тестировщик, продакт и другие люди.

Польза юзкейсов — единое представление о продукте

Если в команде более 5 человек, а проект длится более 3 месяцев, то может возникнуть дискоммуникация. Например:

  • разработчики неправильно поняли сценарий взаимодействия и реализовали фичу не так, как планировалось;

  • в ходе долгих обсуждений внутри команды вы сильно отклонились от первоначальной идеи и точно воспроизвести её не можете;

  • дизайнеры спроектировали функциональность, которая изначально не планировалась;

  • один и тот же кейс в разных местах реализован по-разному, что увеличивает время разработки и усложняет UX;

  • при тестировании пропускаются значительные ошибки;

  • сменился состав команды: к проекту подключились новые участники, а ведущие члены команды ушли.

Сценарии юзкейсов — как игра в теннис между пользователем и системой

Use Case — это описание взаимодействия с системой в виде последовательности действий для достижения конкретного результата. По сути, это метамодель, которая иллюстрирует не саму систему, а набор функциональных требований к ней.

Методология была разработана в 80-х Иваром Якобсоном. Для всех желающих погрузиться в тему глубже есть бесплатная книга Use-Case 2.0, также другие ссылки по теме оставлю внизу статьи.

Для наглядности юзкейс можно сравнить с игрой в теннис, где один игрок это пользователь, другой — система. Удар ракеткой это действие, которое совершает пользователь, после чего мяч переходит системе, и далее система ему отвечает. Разница только в том, что в юзкейсе пользователь или система могут подряд совершить несколько действий.

Юзкейсы существуют в двух равнозначных видах: UML-диаграмма или текстовый документ. По желанию их можно совмещать

«Основной юзкейс» — сценарий успеха: участники + действия + результат + доп. условия

Единого формата для написания юзкейсов не существует. Каждая компания сама определяет для себя формат и уровень детализации. Опишу основной принцип написания.

Основные элементы юзкейса:

1. Понятный заголовок, желательно, чтобы он содержал результат юзкейса. Пример, «Создание заявки».

2. Действующие лица или участники. Можно выделить такие варианты:

  • «Пользователь и система». Например, при авторизации.
  • «Несколько пользователей и система». Например, если мы описываем общение в чате.

  • «Система и система». Например, если мы описываем внутренние процессы внутри системы.
  • «Несколько систем и система».

3. Описание последовательности действий в виде сценария.

4. Результат, то есть то, к чему должны прийти пользователь или система.

Ниже показан простой вариант юзкейса на примере регистрации. В нем есть все основные элементы. Также добавлена нумерация шагов, чтобы проще было ссылаться на конкретный шаг в коммуникации.

Пример простого юзкейса

Выглядит понятно, но в реальности кейсы могут оказаться сложнее, поэтому к юзкейсу добавляют дополнительную уточняющую информацию:

  • контекст использования;
  • откуда происходит переход к юзкейсу;
  • дополнительные условия;
  • триггер;
  • цель;
  • изменения в технологии.

В описание юзкейса могут добавлять перечисление инпутов (полей ввода), если это необходимо для понимания сценария.

Пример развернутого юзкейса с пояснениями

«Альтернативный юзкейс» — сценарий ошибки

Рассмотрели вид основных сценариев юзкейсов, а что если возникла ошибка или пользователь столкнулся со сложностями? Для этого создается альтернативный юзкейс: когда результат основного не был достигнут. Например, пользователь не смог зарегистрироваться, так как имя уже занято или с указанной почты уже создана учетная запись.

Альтернативные юзкейсы прописывают отдельно, в нашем случае будет создана отдельная таблица, но если сценарий короткий, то мы описываем его в рамках основного юзкейса. Пример ниже.

Пример юзкейса с альтернативными сценариями внутри основного

Чеклист для написания юзкейсов

Разобрались, что юзкейс нам нужен в первую очередь для улучшения коммуникации внутри команды при разработке продукта. Теперь вы можете легко его написать, но важно, чтобы его также было легко читать. Ниже найдете критерии, которые помогут вам написать легкий для восприятия юзкейс.

Вначале сделайте единый шаблон и заведите словарь

В идеале юзкейсы пишутся на этапе проектирования, при планировании фичей или продукта в целом, но бывает так, что необходимость в юзкейсах обнаруживается позже, когда дизайн готов, а часть продукта уже вышла в прод.

Если вы на начальной стадии проекта, рекомендую начать с составления пути пользователя, а позже переходить к юзкейсам.

Если у вас уже готов дизайн, то перед написанием юзкейсов внимательно изучите все материалы, составьте список разделов и взаимодействий с ними в связке с продактом, дизайнером и другими лицами, участвовавшими в планировании и проектировании продукта.

Советы, которые ускорят написание юзкейсов:

  1. Создайте один шаблон для всех юзкейсов на проекте. Не страшно, если он будет видоизменяться со временем. Главное, чтобы не приходилось для каждого юзкейса придумывать уникальный формат, так как их будет сложно писать и еще сложнее читать.
  2. Создайте словарь терминов. Если внутри вашей команды активно используется определенная терминология или вы работаете над узкоспециализированным продуктом, создайте словарь с расшифровкой терминов и ссылайтесь на него при написании юзкейса.

Так нужен ли вам юзкейс?

Важно понимать, что юзкейс — это инструмент, а цель любого инструмента — упростить и улучшить работу. Если после внедрения юзкейсов в проект вы не видите изменений, а ресурсы расходуются все больше на ведение документации, то, вероятно, вам стоит пересмотреть процесс ведения документации и протестировать другие инструменты, например, User Story.

Всем крутых продуктов!

Ната Нефедьева

Шаблон юзкейса + дополнительные материалы

Подготовила для вас шаблон юзкейса, открыт всем в гуглдоке.

1. Статьи и бесплатные книги о юзкейсах от создателя методологии Ивара Якобсона — даст более полное представление об инструменте «из первых рук» (en)

2. Короткое видео с простым объяснением инструмента от бизнес-аналитика + ссылка в описании к видео на их шаблон юзкейсов (en)

3. Короткое видео о юзкейсах для новичков от UX/UI дизайнер в Siemens (ru)

4. Статья от Usability.gov с краткой информации о юзкейсах и примером их заполнения (en)

5. Статья от системного аналитика, где подробно рассказывается о методологии и опыте ее применения в QIWI (ru)

Сценарий использования, вариант использования, прецедент или же пользовательский сценарий (англ. Use Case) — в разработке программного обеспечения и системном проектировании это описание поведения системы, которым она отвечает на внешние запросы. Другими словами, сценарий использования описывает, «кто» и «что» может сделать с рассматриваемой системой. Методика сценариев использования применяется для выявления требований к поведению системы, известных также как функциональные требования.

В системном проектировании сценарии использования применяются на более высоком уровне чем в при разработке программного обеспечения, часто представляя цели заинтересованных лиц или миссии. На стадии анализа требований сценарии использования могут быть преобразованы в ряд детальных требований и задокументированы с помощью диаграмм требований SysML или других подобных механизмов.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Цели сценариев использования
  • 3 Уровень детализации
  • 4 Подходящая детализация
  • 5 Нотация сценариев использования
  • 6 Сценарии использования и процесс разработки
  • 7 Шаблоны сценариев использования
  • 8 Ограничения сценариев использования
  • 9 См. также
  • 10 Примечания
  • 11 Ссылки

История

В 1986 году Ивар Якобсон, позже соавтор Унифицированного Языка Моделирования (UML) и Рационального Унифицированного Процесса (RUP), впервые сформулировал методику визуального моделирования для описания сценариев использования. Первоначально он использовал несколько иные термины — англ. usage scenarios и usage case, но ни один из них не был естественным для английского языка. И в конечном счете он остановился на термине use case — сценарий использования. После создания Якобсоном методики моделирования сценариев использования многие люди поспособствовали улучшению этой методики, включая Курта Биттнера, Алистера Кокберна, Ганнэра Овергарда, и Джери Шнайдера.

В течение 1990-ых сценарии использования стали одной из самых распространенных методик документирования функциональных требований, особенно в объектно-ориентированной среде, откуда они и произошли. Но их применение не ограничивается объектно-ориентированными системами, поскольку сценарии использования не объектно-ориентированы по природе.

Цели сценариев использования

«Каждый сценарий использования сосредотачивается на описании того, как достигнуть цели или задачи. Для большинства программных проектов это означает, что потребуется множество сценариев использования чтобы определить необходимый набор свойств новой системы. Степень формальности программного проекта и его стадии будет влиять на необходимый уровень детализации, для каждого сценария использования.»

Сценарии использования не должны путаться с понятием свойств системы (англ. Feature). Сценарий использования может быть связан с одним или более свойством системы, и свойство может быть связано с одним или более сценарием использования.

Сценарий использования определяет взаимодействия между внешними агентами и системой, направленные на достижение цели. Актер (англ. Actor) представляет собой роль, которую играет человек или вещь, взаимодействуя с системой. Тот же самый человек, использующий систему, может быть представлен как различные актеры, потому что они играют различные роли. Например, «Джек» может играть роль Клиента использующего Банкомат, чтобы забрать наличные деньги, или играть роль Работника Банка, использующего систему для пополнения банкомата купюрами.

Сценарии использования рассматривают систему как «черный ящик», и взаимодействия с системой, включая системные ответы, описываются с точки зрения внешнего наблюдателя. Это — преднамеренная политика, потому что это вынуждает автора сосредоточиться на том, что система должна сделать, а не, как это должно быть сделано, и позволяет избегать создания предположений о том, как функциональные возможности будут реализованы.

Сценарии использования могут быть описаны на абстрактном уровне (деловой сценарий использования, иногда называемый ключевым сценарием использования), или на системном уровне (системный сценарий использования). Различия между ними — в деталях.

  • Деловой сценарий использования не затрагивает технологий, рассматривает систему как «черный ящик» и описывает бизнес-процесс, который используется деловыми актерами (людьми, или системами, внешними к бизнесу) для достижения своих целей (например, обработка оплаты, одобрение авансового отчета, управляет корпоративным недвижимым имуществом). Деловой сценарий использования описывает процесс, ценный для делового агента, описывает что именно делает процесс.
  • Системный сценарий использования обычно описывается на уровне функций системы (например, создайте ваучер), и определяет функцию или сервис, предоставляемые системой для пользователя. Системный сценарий использования описывает что актер может сделать взаимодействуя с системой. По этой причине рекомендуется, чтобы системные случаи использования началась с глагола (например, создайте ваучер, выберите платежи, отмените ваучер).

Сценарий использования должен:

  • Описывать что именно система должна сделать, чтобы актер достиг своей цели.
  • Не затрагивать деталей реализации.
  • Иметь достаточный уровень детализации.
  • Не описывать пользовательские интерфейсы и экраны. Это делается во время дизайна пользовательского интерфейса.

Уровень детализации

Алистер Кокберн в книге «Написание эффективных сценариев использования» выделил три уровня детализации сценариев использования:

  • Краткий сценарий использования
состоит из нескольких предложений. Он может быть легко вставлен в ячейку электронной таблицы, позволяя записать в соседних столбцах приоритет, продолжительности, техническую сложность и другие параметры.
  • Обычный сценарий использования
состоит из нескольких параграфов текста, подытоживающих сценарий использования.
  • Полностью детализированный сценарий использования
формальный документ, основанный на подробном шаблоне с различными разделами. Именно этот вариант подразумевается в большинстве случаев под понятием сценария использования.

Подходящая детализация

Некоторым процессам разработки программного обеспечения достаточно простого сценария использования для определения требований системы. Другим необходимо много детализированных сценариев использования. В общем случае чем больше и сложнее проект, тем более вероятно, что будет необходимо использовать много детализированных сценариев.

Уровень деталей в сценарии использования часто зависит от стадии проекта. Начальные сценарии могут быть краткими, но в процессе развития проекта они становятся более детальными. Это отражает различные требования к сценариям использования. Первоначально они должны только быть краткими, так как они применяются для получения общих деловых требований с точки зрения пользователей. Однако, позже в процессе создания системы разработчики нуждаются в намного более определенном и детальном руководстве.

Рациональный Унифицированный Процесс (RUP) стимулирует разработчиков использовать краткое описание сценариев использования в диаграмме сценариев использования с обычным уровнем детализации в виде комментария и детальным описанием в текстовом анализе. Сценарии могут быть задокументированы с помощью специальных инструментов (например, UML Tool, SysML Tool), или написаны в обычном текстовом редакторе.

Нотация сценариев использования

В Унифицированном языке моделирования отношениях между всеми или частью сценариев использования и актерами представлены в виде диаграммы сценария использования или диаграммах, первоначально основанных на объектной записи Ивара Якобсона. SysML использует то же самое представление на системном уровне.

На диаграммах сценариев использования в UML сценариев отображается в виде эллипса. Внутри эллипса или под ним указывается имя элемента.

К сценариям использования в UML применимы следующие виды отношений:

  • Ассоциация (англ. Association) — может указывать на то, что актер инициирует соответствующий вариант использования.

В том числе между прецедентами:

  • Расширение (англ. Extend) — разновидность отношения зависимости между базовым вариантом использования и его специальным случаем.
  • Включение (англ. Include) — определяет взаимосвязь базового варианта использования с другим вариантом использования, функциональное поведение которого задействуется базовым не всегда, а только при выполнении дополнительных условий.
  • Обобщение (англ. Generalization, наследование) — моделирует соответствующую общность ролей.

Сценарии использования и процесс разработки

Варианты применения сценариев в процессе разработки зависят от используемой методологии разработки. В одних методологиях разработки все, что требуется это краткий обзор сценария. В других сценарии использования усложняются и изменяются в ходе разработки. В некоторых методологиях они могут начать как краткие деловые сценарии, развиться в детальные системные сценарии использования, и затем перерасти в чрезвычайно детальные и исчерпывающие тесты.

Шаблоны сценариев использования

Нет никакого стандартного шаблона для документации детальных сценариев использования. Существуют много конкурирующих схем, но лучше всего использовать те шаблоны, которые лучше подходят для проекта. Есть, однако смысл упомянуть об основных моментах на которые стоит обратить внимание.

Имя сценария
Имя сценария стоит писать в формате глагол-существительное (например, Заимствовать Книги, Забрать Наличные деньги). Оно должно описывать достижимую цель (например, Регистрация Пользователя лучше чем Регистрирующийся Пользователь), и должно объяснять о чем сценарий использования.

Неплохо использовать как имя сценария цель актера, гарантируя таким образом внимание к потребностям пользователя. Два-три слова — оптимум. Если слов в названии больше, то обычно есть более короткое и более информативное имя.

Цель
Без цели сценарий бесполезен. Нет никакой необходимости в сценарии использования, когда нет никакой потребности ни в каком актере, чтобы достигнуть цели. Цель кратко описывает то, чего пользователь намеревается достигнуть с этим сценарием.
Актеры
Актер это кто-то или что-то вне системы и влияющий на систему или находящийся под ее влиянием. Актер может быть человеком, устройством, другой системой или подсистемой, или временем. Человек в реальном мире может быть представлен несколькими актерами, если у них есть несколько различных ролей и целей по отношению к системе. Они взаимодействуют с системой и производят над ней некоторые действия.
Заинтересованные лица
Заинтересованное лицо — человек или отдел, которых затрагивает сценарий использования. Обычно это работники организации или отдела, для которого создается сценарий. К заинтересованному лицу можно обратиться с просьбой предоставить информацию, отзыв, или разрешение для сценария использования.
Предварительное условия
Стоит определить все условия, которые должны быть истиной (то есть, описать состояние системы системы) при которых исполнение сценария имеет смысл. Таким образом, если система не находится в состоянии, описанном в предварительных условиях, поведение сценария неопределенно. Заметьте так же, что предварительные условия это не «активаторы» (см. ниже). Так как верные предварительные условия НЕ инициируют выполнение сценария.
Активаторы
Активатор это событие инициирующее выполнение сценария. Это событие может быть внешним, временным или внутренним. Если активатор не реальное событие (например, клиент нажимает кнопку), но ряд сложных условий, тогда стоит описать процесс активации. Этот процесс должен периодически или постоянно проверять условия активации и инициировать сценарий.

Есть несколько вариантов как описать ситуацию, когда активация происходит, но предварительные условия не удовлетворены.

  • Один путь состоит в том, чтобы обработать «ошибку» в пределах сценария (как исключение). В принципе такой подход нелогичен, потому что «предварительные условия» — теперь не истинные предварительные условия вообще (потому что поведение сценария определено, даже когда предварительные условия не встречены).
  • Другой путь — поместить все предварительные условия в активатор (так, чтобы сценарий не выполнялся, если предварительные условия не встречены), и создайте отдельный сценарий описывающий проблему.
Порядок Событий
Как минимум, каждый сценарий использования должен описать типичный ход событий, часто представленный как ряд пронумерованных шагов.
Альтернативные пути и дополнения
Сценарии использования могут содержать вторичные пути или альтернативные сценарии, которые являются вариантами основного. Каждое проверенное правило может привести к альтернативному пути и когда правил много количество альтернативных путей возрастает приводя к очень сложным документам. Иногда лучше использовать условную логику или диаграммы, чтобы описать сценарии со многими правилами и условиями.
Бизнес правила
Бизнес правила определяют как организация ведет свой бизнес относительно сценария использования. Бизнес правила — специальный вид требований. Они могут касаться одного сценария использования, применяться ко всем сценариям или ко всему бизнесу. Сценарии использования должны ясно ссылаться на бизнес правила, которые для них применимы и используются.

Ограничения сценариев использования

  • Сценарии использования плохо подходят для документирования требований не основанных на взаимодействии с системой (таких как алгоритм или математические требования) или нефункциональных требований (такие как платформа, производительность, синхронизация, безопасность).
  • Следование шаблонам не гарантирует качество сценариев. Качество зависит только от навыков создателя сценария.
  • Есть кривая обучения правильному пониманию сценариев использования, как для конечных пользователей так и для разработчиков. Так как нет никаких полностью стандартных определений сценариев, каждая группа должна постепенно развивать свою собственную интерпретацию.
  • Сторонники Экстремального программирования часто считают сценарии использования слишком формальными документами, предпочитая использовать более простой подход пользовательских историй.
  • Создателям сценариев часто сложно определить на каком уровне следует описывать пользовательский интерфейс (UI). Хоть теория сценариев использования и предлагает, чтобы пользовательские интерфейсы не описывались в сценариях, часто достаточно трудно описать сценарий не затрагивая описания пользовательского интерфейса.
  • Важность сценариев использования может быть переоценена. В книге «Object Oriented Software Construction» (2-ой выпуск), Бертран Мейер обсуждает проблемы, такие как проектирование системы только по сценариям использования исключая другие потенциально ценные методики анализа требований.
  • Сценарии использования получили некоторый интерес как отправная точка для тест дизайна. Определенная литература по сценариям использования, однако, утверждает что предварительные и результирующие условия, описанные в сценарии, должны применяться ко всему сценарию (то есть, ко всем возможным путям развития сценария). Это ограничивает пользу сценариев с точки зрения тест дизайна. Если результирующие условия сценария использования являются достаточно общими, чтобы быть правильными для всех вариантов развития событий, они вероятно бесполезны как основа для определения ожидаемого поведения системы в тест дизайне. Например, результирующие условия неудавшейся попытки снять наличные деньги из банкомата отличаются от результирующих условий после успешной операции. Если результирующие условия отразят этот факт, то они также будут отличаться. Если результирующие условия не отражают этого, то они не могут использоваться для определения ожидаемого поведения тестов.

См. также

  • Прецедент (UML)
  • Анализ требований

Примечания

Ссылки

  • Лекция: Элементы графической нотации диаграммы вариантов использования
  • Лекция: Спецификация требований и рекомендации по написанию эффективных вариантов использования

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пользовательский сценарий таблица
  • Полный фонетический разбор слова праздник
  • Поллианна спектакль сценарий
  • Полковой праздник семеновского полка
  • Полковой праздник преображенского полка