Поморские посиделки сценарий

Цель: формирование художественно-образного мышлении и эмоционально чувственного отношения к миру на основе знакомства с произведениями Степана Писахова и традициями  русского Севера. За

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

 «Северодвинская школа-интернат»

Литературная гостиная

«Поморские посиделки  «Не любо – не слушай»

Выполнили:

Кобзева Елена Валентиновна,

 учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория;

Кокоулина Елена Николаевна,

учитель технологии,

первая квалификационная категория;

Ларина Татьяна Владимировна,

первая квалификационная категория

г.  Северодвинск, 2015 год

Литературная гостиная

«Поморские посиделки  «Не любо – не слушай»

Цель: 

формирование художественно-образного мышлении и эмоционально чувственного отношения к миру на основе знакомства с произведениями Степана Писахова и традициями  русского Севера.

 Задачи:

— расширять читательский кругозор обучающихся;

— обогатить духовный мир детей; создавая условия для проявления творческой активности;

— воспитывать любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.

Оформление:

  1. Помещение оформлено под деревенскую северную избу, обязательный атрибут – русская печь. Стол накрыт узорчатой скатертью, на столе – самовар, чашки с блюдцами, пироги.
  2. Компьютер, мультимедиапроектор.
  3. Презентация.

Сценарий

  1. На экране – отрывок из м/ф «Морожены песни» (3.34 – 4.32)
  1.  Ведущая 1: — Здравствуйте, гости дорогие!

Милости просим к нам на посиделки.

Гостям рады, что пришли,

Для нас времечко нашли!

Будут здесь у нас забавы –

Представление на славу.

Ведущая 2:

— Мы потешить вас спешим,

Может быть, и рассмешим.

И вернемся, как во сне,

К нашей русской старине!

Ведущая 1: — Это присказка читается,

Ведущая 2: — Сказка только начинается!

  1. Ведущая 2: — Дорогие ребята, гости! Сегодня речь у нас пойдет о русской старине, о том, как жили – не тужили наши деды. Чтобы старые традиции не ушли безвозвратно, их надо знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно для нас с вами. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага.

Ведущая 1:

— Огонёк души не тухнет,

Ничего нет в жизни “вдруг”.
Вспомним радость русской кухни,
Дедов искренний досуг!

  1. Входит хозяйка:

— Ух, устала, уморилась (ставит ухват, поправляет платок, фартук). — Небось, думаете, что это она так хлопочет? А знаете первый закон русского гостеприимства? От души накормить гостей! То – то! Стряпалась. Ведь к нам на посиделки славные ребята пожаловали: бывалые, умные, а главное – старину любят. Любите?

Все: — Любим.

  1. На экране – отрывок из м/ф «Смех и горе у Бела моря» (1.50 – 2.59)
  1. Ведущая 1: — На российском крайнем Севере, у побережья Белого моря,  живут поморы. Жить на севере было непросто, особенно холодной зимой, и сложился здесь особый жизненный уклад и особый поморский характер — сдержанный, немногословный, неторопливый. И кухня поморская очень простая, но сытная. Готовить старались то, что было полезно для здоровья, давало силы. И сегодня мы вспомним традиции и рецепты поморской кухни. А поможет нам в этом наш земляк, сказочник Степан Писахов.  
  1. Стук в дверь. Входит купчиха. 

— Ох, устала я, пока до вас добиралась!

— Сяду рядышком на лавку,

 Вместе с вами посижу,

Угощусь я чаем сладким,

Что едала, расскажу.

Хозяйка: — Наша толстая Федора наедается не скоро. А расскажи-ка, дорогая гостьюшка, как ты пост соблюдаешь?

Купчиха: — Соблюдаю исправно.

Хозяйка: — А расскажи, как.

Купчиха: — Ну слушайте:

… как пост настал, ну, тут я постничать стала.

        Утром глаза открыла, чай пить захотела, а чай-то нельзя, потому — пост. Дак я кипяточку с медом выпила пять чашек, да с постным сахаром пять, да с малиновым соком пять чашек, да с вишневым пять и заедала всё черными сухариками.

        Пока кипяточек пила, и завтрак поспел, съела я капусты соленой тарелочку, редьки тертой тарелочку, грибочков мелких рыжичков тарелочку, огурчиков соленых десяточек, запила все квасом белым.

        Потом обедать пришла пора. Обед весь постный-постный! На перво жиденька овсянка с луком, грибовница с крупой, лукова похлебка. На второе: грузди жарены, брюква печеная, солоники, каша с морковью и шесть других разных каш с разным вареньем и три киселя: квасной, гороховой, малиновой. Заела все вареной черникой с изюмом.

        А время идет да идет. И  паужне черед пришел. Вздохнула я, да ничего не поделать — постничать надо! Поела гороху моченого с хреном, брусники с толокном, брюквы пареной, тюри мучной, мочеными яблоками с мелкими грушами в квасу заела.

        Ученик 1: — Да уж, ежели неблагочестивому человку, то эдакого поста не выдержать — лопнет. А купчиха до самой ужны пьет себе кипяточек с сухими ягодками. Трудится — постничат.

  1. Купчиха: — Вот и ужну подали.

Что за обедом ела, всего и за ужной поела. Да не утерпела и съела рыбки кусочек — лешшика фунтов на девять.

Легла я спать и глянула в угол, а там лешш, глянула в другой, а там лешш! Глянула к двери — и там лешш! Из-под кровати лешши, кругом лешши! И хвостами помахивают.

Со страху я закричала.

        Прибежала кухарка, дала пирога с горохом — мне и полегчало.

 [Ст. Писахов. «Как купчиха постничала»].

        9) Выходит Хозяйка «с пирогами:

— Да-да, а потом пришёл доктор – посмотрел, послушал и сказал: «Первый раз вижу, что до белой горячки объелась!»  

Угощайтесь, гости дорогие. Как говорил  Степан Писахов: «Река нам рыбу дарила, а дареным мы не торгуем, а угостить хорошего человека всегда рады». (Ставит на стол треску с картошкой).

Ученик 2: — А ведь любили  наши предки рыбой полакомиться, а особенно треску уважали. Недаром их прозвали трескоедами. 

Ученик 3: — Да, «Трещочки не поешь — не пообедаешь…»  

        Ученик 4: — А мой дед сказывал, что «Семга да треска сами ловятся, сами потрошатся, сами солятся, сами в бочки ложатся. Рыбаки только бочки порозны к берегу подкатывают да днища заколачивают». [Ст. Писахов. «Не любо – не слушай»].

        Ученик 5: — «А котора рыба побойче — выпотрошится да в пирог завернется. Семга да палтусина ловче всех рыб в пирог заворачиваются. Хозяйки только маслом смазывают да в печку подсаживают». [Ст. Писахов. «Не любо – не слушай»].

        Хозяюшка (с дровами): — Да уж, русская печка – главная в доме. Это деревенская кормилица. Она и отапливает жилье, и пищу в ней готовят, выпекают хлеб, сушат одежду, продукты. В ней даже мылись. А пироги из русской печки ни с чем не сравнишь.

        Ученик 6: — И то правда! По праздникам уж обязательно в каждом доме делались пироги. Особенно хороши были «рыбники». Они делались из любой рыбы.

        Ученик 1: — «Перед теткой Бутеней пироги понаставлены: пирог с треской, пирог с палтусиной, пирог с шепталой, пирог с морошкой и всяческо друго печенье и варенье». [Ст. Писахов. «Зажигалка»].

  1.  Хозяюшка: — А кто знает, сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки – мастерицы? (не менее 50-ти).

— А вот мы сейчас наших гостей и проверим: все ли толк в пирогах знают?

(викторина)

— Пирог с запечённой в тесте черникой? (ягодник)

— Пирог из гороховой муки? (гороховик)

— Пирог с грибами? (губник)

— Маленький пирожок четырёхугольной формы, из середины которого через отверстие виднеется  мелкая рыбёшка (кулебяка)

— Пирог с запечённой крупной рыбой (рыбник)

—  Пирожок, который замешивался из пшеничной муки  (пшеничник)

— Пирожок, политый сверху разведённой на молоке картошкой и сметаной (калитка)

— Что такое пирог с шепталой? (с курагой)

 Ученик 2: А помнишь, Сеня Малина сказывал, как наши мужики как-то акулу поймали? И «Сало той акулы страсть како скусно было. Мы из того сала колобы пекли,  и таки ли сытны колобы, что мы стали впрок наедаться. И так ведь было: колоб съешь — два месяца сыт»! [Ст. Писахов. «С промыслом мимо чиновников»].

11) Хозяюшка:  — Угощайтесь, гости дорогие! «Ну, и урожай был на моем огороде! Столько назрело да выросло, что из огорода выперло. Которо в поле, то ничего, а одна репина на дорогу выбоченилась — ни проехать ни пройти. А капуста выросла така, что я одним листом дом от дождя закрывала». [Ст. Писахов. «Летно пиво»]. 

А кто из гостей наших знает, какой овощ в старину парили в печке и называли «вторым хлебом»? (Репа).

        Ученик 3: — Репа и редька водились в изобилии с незапамятных времен. Если репу мелко порезать и высушить на противне, получалась вяленица, вместо конфет детворе. С репой пекли пироги, называя их сиченниками или курниками.

        Ученик 4: — Из репы варили «репню» — густую похлебку.

        Ученик 5: — Да что репа? Вот Сеня Малина рассказывал, что у него из-за редьки одно лето одни страдания вышли. А давайте его послушаем.

        На экране – отрывок из м/ф «Смех и горе у Бела моря» (3.05 – 4.13)

        Сеня Малина: —  Заболели у меня зубы от редьки. И то сказать — редька больно сахарна выросла в то лето. Уж мы и принялись ее есть.

Ели редьку кусками,

редьку ломтями,

редьку с солью,

редьку голью,

редьку с квасом,

редьку с маслом,

редьку мочену,

редьку сушену,

редьку с хлебом,

редьку терту,

редьку маком,

редьку так!

Из редьки кисель варили.

С редькой чай пили.

А я до того навалился на сахарну редьку, что от сладкого зубы заболели и так заболели, что свету невзвидел!

По людскому совету на стену лез, вызнялся до второго етажа, в горнице по полу катался. Не помогло.

Побежал к железной дороге, на станцию.

Поезд стоял.

Я за второй вагон с конца веревку привязал, а другой конец прицепил к зубу больному. Хотел привязаться к последнему вагону, да там кондуктор стоял.

Вот поезд все свистки проделал и пошел. И я пошел.

Поезд шибче, я — бегом. Поезд полным ходом. Я упал да за землю ухватился.

И знаешь что?

Два вагона оторвало!

Покеда бегал да вагоны толкал, — зубна боль у меня из ума выпала, зубы и болеть перестали.

 [Ст. Писахов. «Сахарна редька»].

        Хозяйка: — Стоп, стоп, таку сказку можно несколько лет слушать. А давайте отдохнём и частушки пропоём. (Звучат частушки в исполнении учеников)

Ученики:

 На столе у нас пирог,

 Пышки и ватрушки,

 Так споём же под чаёк

 Чайные частушки.

  Самовар блестит, кипя,

 Чай в нём так и пенится!

 Погляди-ка на себя-

 Ну и отраженьице!

 В пляске не жалей ботинки!

 Предлагай-ка чай друзьям

 Если в чае есть чаинки,

 Значит письма пишут вам!

 Лучше доктора любого

 Лечит скуку и тоску

 Чашка вкусного, крутого

 Самоварного чайку!

 Самовар пыхтит, искрится

 Щедрый, круглый, золотой.

 Озаряет наши лица

 Он своею добротой.

        Ученик 6:

—  Позабавилась душа:

Эх, частушка хороша!

  1.  Ученик 1:  — Поморы говорят: «Где есть чай – там под елью рай», «Чай пьешь – до ста лет проживешь», «Выпей чайку – забудешь тоску».

Ученик 2: — Главное в поморском чаепитии – это  душевность, веселье, покой и радость. Чай согревает не только тело, но и душу.

Ученик 3:

— На Руси — один зарок,

 Кроме всякой пищи:

 Утром — чай, в обед — чаек,

 Вечером — чаище.»

Хозяюшка :

— Выпивая чашку чая,

 я обычно не скучаю…

 Потому что никогда

 Я не пью его одна.

  1.  Исполняется танец под музыку «Северная плясовая»
  1.  Ученица 4, ученица 5 инсценируют сказку «Подруженьки»:

Обе подруженьки страсть как любили чай пить. Это для них разлюбезно дело. Пили чай всегда вместе и всяка по-своему. На стол два самовара подымали. Одной надо, чтобы самовар все время кипел-разговаривал.

— Терпеть не могу из молчашшого самовара чай пить, буди с сердитым сидеть!

Друга, как самовар закипит, его той же минутой крышкой прихлопнет:

— Перекипела вода, вкус терят, с аппетиту сбиват!

Чай пили — одна вприкуску, друга внакладку. Одной надо, чтобы чашечка была с цветочком: хошь маленькой, хошь с одной стороны, а чтобы был цветочек. «Коли есть цветочек, я буди в саду сижу!»

Другой надо чашечку с золотом: пусть и не вся золота, пусть только ободочек, один крайчик позолочен, — значит, чашечка нарядна!

Одна пила с блюдечка: на растопыренных пальчиках его держит и с краю выфыркиват, да так тонкозвучно, буди птичка поет.

Друга чашечку за ручку двумя пальчиками поддерживат над блюдечком и чаем булькат.

Пьют в полном молчании, от удовольствия улыбаются, маленькими поклонами колышутся.

  1.  Ученики декламируют под мелодию «Славянская народная песня»:

Ученик 6:

В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки.
В нашей праздничной светёлке,
Где пришлось нам отдохнуть.

Ученик 1:

Дни общения – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад.
Делу время, а потехе
Рады люди как-никак.

Ученик 2:

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: до новых встреч!

Ученик 3:

Не погаснет, не потухнет

На холмах семи ветров
Мастерство российской кухни,
Слава русских поваров!

Ученик 4:

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный
Посиделок русский дух.

Ученик 5:

Посиделки, вечеринки

Звёзды в праздничной выси –
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.

Ученик 6:

Жизнь такая – не иная,
Не заморская – чужая,
Это наша сторона.
Всё, что было вспоминая,
Пусть живёт страна родная
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!

  1.  Этап рефлексии «Волшебный горшочек»

Хозяйка:

— Хорошо посидели? А теперь мы раздадим вам по волшебному колобку, а вы выразите своё отношение к нашим посиделкам одним словом и запишите его на пирожке.

Хозяйка:

А за слова ваши ласковые да пожелания приветливые угощаем вас ягодниками поморскими, пейте чаёк да нас добрым словом вспоминайте.

Ухтостровская основная общеобразовательная школа

МБОУ «Рембуевская СОШ»

Холмогорского района

Архангельской области

Конспект внеклассного мероприятия по краеведению 5-9 классы.

Учитель I категории – Лудкова О.Е.

«Люби и знай – Поморский край!»

Деревенские посиделки.

Цель: Формирование у детей чувства уважения к русской культуре фольклору Поморского Севера, стремление к познанию и пониманию культурно – исторического наследия, развитие творческого потенциала.

Задачи:

  • Развивать у учащихся познавательный интерес к народному быту;

  • Способствовать обогащению активного словарного запаса детей через восприятие фольклорных жанров.

  • Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю, уважения к его культурному наследию, ответственности за его будущее.

  • Знакомство с Поморскими сказками, песнями, особенностью поморского говора.

  • Создание условий для развития сценических ЗУН.

  • Обеспечение условий духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения;

  • Возрождение истинных духовных ценностей родного края.

Оборудование:

  • старая домашняя утварь (самовар, керосиновая лампа, горшки, плетёная корзина, расшитые полотенца, расписной короб)

  • ноутбук

  • работы участников (вязание, шитьё, прялки и т.д)

Учитель: «Дом не стоит без фундамента, дерево не растет с подрубленным корнем, человек не может без основы, сердцевинка должна быть в нем». А это прошлое и светлая память о нем, народные обычаи и устои семейные, родной дом.
Верно говорят в народе: «Только дурная птица свое гнездо не бережет». Если задуматься, только тем и можно жить по — хорошему, по-людски…» — так мудро и просто ответил народный мастер из Вельска Е.М.Дружин.

Храни огонь родного очага,
И не позарься на костры чужие!
Таким законом наши предки жили,
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!

О.Фокина

В каждом селе, в каждой деревне в старину были свои обычаи посиделок, праздников посвященных народному календарю. Собиралась молодежь, чтобы себя показать и других посмотреть.

Мы приглашаем вспомнить старину заветную наших дедушек и бабушек , прадедушек и прабабушек, когда после трудового дня собирались в просторной горнице, чтобы отдохнуть и повеселиться. А назывались эти вечера посиделками. На посиделках рождались сказки, песни, пословицы, поговорки, игры, которые и поныне живут в народной памяти.

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод —
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

Отдых – это не безделки –

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки,

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей!

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

«Люби и знай Поморский край»!

На сцене декорация русской горницы: красный угол, стол с лавками, самовар, подсвечник, прялки. Появляется Девушка. Она ставит на стол угощение, чашки.

Дочь: Ох, чей-то мама с бабушкой нончи запаздывают.

Входят: мама, бабушка и крестная, крестятся на иконы, бабушка и крестная говорят на «о».


Мать (входя): а вот и мы, доченька, и гостья с нами пришла.
Крестная: здравствуй, милая кресница, здравствуй, красавица. Кока-ж ты хороша, пригожа выросла. Дай я тебя поцолую (целует девушку).
Дочь: здравствуйте, здравствуйте, где же вы были так долго, я уж прям заждалась?
Мать: знамо где, в церкви. Мы с утра пораньше ушли, тя будить не стали, уж так сладко спала.
Бабушка: а тут и угощение готово!
Крестная: и в избе все прибрано: вон как чисто, молодец, хозяюшка!
Дочь: скоро еще гости придут.
Мать: это кто же к нам придет?
Дочь: подружки мои на посиделки пожалуют.

В дом стучатся и входят девушки

Девушки:

-Здравствуйте, хозяюшки! Можно к вам?

-Пустите нас к себе в избу на посиделки?

Мать: пустим, как не пустить, только чем платить-то будете? Чай, ваши посиделки нам недешево обойдутся: и сор в избе, и огня да тепла сколько пойдет!
Девушка: а что надобно?
Мать: да совсем немного
Дровец возок, керосину жбанок,
Да пшеницы полпуда, да гороху три блюда,
Да меду туесок, да масла горшок,
Да денег пятачок!
Девушка: (смеются) вот так немного! Ладно, мы про этот обычай, про складчину знаем и все из дома принесли, и мед, и масло, и дрова.

Вручают хозяйке дрова, мешочки, горшочек и т.д.

Бабушка: вот и ладно, вот и хорошо! Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь, угощайтесь. А теперь, девоньки, за работу принимайтесь.

Девушки усаживаются на лавки. Все заняты делом: кто вяжет, кто вышивает, а кто прядет пряжу.

Бабушка: У нас в Поморье так: явился гость на порог, хоть пой, хоть тужи, но приют окажи, крепким чаем напои. А потом уж спрашивай: кто пироги печёт, а кто беду в ступе толчёт, где клин с светом сходится, где какие дела водятся. «Гость на порог – хозяину радость».

Девушка: Долог зимний вечер. Скучно буде молча заниматься работами: ткать, прясть, вышивать. Мы собрались сказки сказывать, да варежки довязывать.

У сказки чистая душа, как ручеёк лесной,
Она приходит не спеша в прохладный час ночной.

Родной народ её творец. Народ-хитрец, народ-мудрец
В неё мечту свою вложил, как золото в ларец.

Мать: Говорят у нас «На Севере живёшь, а знаний ни на грош. Что в детстве не узнаешь, то взрослым не найдёшь». Слушайте, девоньки, сказку про « Глупого жениха»

(Мать рассказывает сказку «Глупый жених»)

«Вот раз жених свататься пошёл недалёко. Он дюже НЕСКЛЕПИСТО говорил. Так сват ему говорит:

— Ты, брат, с невестой-то как покруглее говори.

Ну, он пришёл. Помолцал, помолцал, да как напоились, развеселились, да к невесте и говорит:

— Колесо, — говорит.

Да помолцал, помолцал и опеть:

— Колесо.

Ведь кругло колесо-то, а ему «покруглее» велели , вот он круглое и выбрал. Невеста не пошла».

Стук в дверь. Входят парни.

Парень: гостей принимаете?

Бабушка: принимаем. Заходите, гости дорогие!

Парень: здравствуйте, хозяюшки! Здравствуйте красавицы!

— Мир вашему дому (кланяются). Счастья вам, хозяюшки! Большого здоровья!

— Хозяин весел – и гости радостны. Русский человек хлеб-соль водит.

— У нашей хозяюшки все в работе: и собаки посуду моют.

— За шутку не сердись, а в обиду не давайся.

— Мы, хозяюшки, к вам тоже не с пустыми руками пожаловали, всяк со своей работой, да в придачу забавы на всякий вкус принесли.

«Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие».

Мать: Входите, проходите, гости дорогие, рассаживайтесь. В ногах правды нет. Удобно ли вам? Всем места хватило? Всем ли слышно? Всем ли видно?

Парень: Гостям-то известное дело место хватило, да не тесновато ли хозяевам?

Бабушка: В тесноте — не в обиде. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко! Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому — сказку, кому-правду, кому-песенку. Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах, щелкают орешки да творят насмешки. Небылицы прозвучат и гостей повеселят!

Мать: Меткое словцо прогоняет скуку, вызывает смех…

(Дети исполняют шутливый диалог-небылицу)

Парень: а штой-то расселись по местам, как синички по кустам?
Девушка: а что? Синичка — зимняя птичка, воробью сестричка.
Девушка: немного синичка ест и пьет, да весело живет! А вы зачем пожаловали?
Парень: мы все село обошли, краше вас не нашли.
Парень: хотим мы песни петь, да плясать! на вас посмотреть, да себя показать!

(Шутки переклички)

— Федул, что губы надул?
— Кафтан прожег.
— Можно зашить.
— Иглы нет.
— А велика ли дыра?
— Да один ворот остался.

— Фома, что из леса не идешь?
— Да медведя поймал!
— Так веди сюда!
— Да он не идет!
— Так сам иди!
— Да он не пускает!

— Сынок, сходи за водицей на речку!
— Брюхо болит!
— Сынок, иди кашу есть!
— Что ж, раз мать велит — надо идти.

(Сценка «Филя и Уля»)

«Филя и Уля.»

Уля: Здорово, Филя!

Филя: Здорово, Уля!

Уля: Што, мати гостинцу прислала?

Филя: Мать прислала олабышев.

Уля: А где же они?

Филя: А я их под лавку положил…

Уля: Экой ты, Филя, дурак!

Филя: А ты бы, Уля, как?

Уля: Я бы их в пецку положила. Ты бы пришел и поел.

Филя: Ладно, Уля, в следующий раз так и сде­лаю.

(Филя и Уля вновь расходятся и встречаются.)

У л я: Здорово, Филя!

Филя: Здорово, Уля!

У л я: Што мати прислала?

Филя: Мати прислала сарафан.

Уля: А где же он?

Филя: А я его в пецку положил.

Уля: Экой ты, Филя, дурак!

Филя: А ты бы, Уля, как?

Уля: Я бы его на спицку повесила.

Филя: Ладно, Уля, в следующий раз я так и сде­лаю…

(Филя и Уля вновь расходятся и встречаются.)

Уля: Здорово, Филя!

Филя: Здорово, Уля!

Уля: Что мати прислала?

Филя: Мати прислала барана.

Уля: А где же он?

Филя: А я его на спицку повесил.

Уля: Экой ты, Филя, дурак!

Филя: А ты бы, Уля, как?

Уля: Я бы его в хлев запустила, да сена задала, да воды наносила.

Филя: Ладно, Уля, в следующий раз я так и сде­лаю…

(Филя и Уля вновь расходятся и встречаются.)

Уля: Здорово, Филя!

Филя: Здорово, Уля!

Уля: Что мати прислала?

Филя: Мати послала отця.

Уля: А где же он?

Филя: А я ее в хлев запустил, да сена задал, да воды наносил.

Уля: Экой ты, Филя, дурак!

Филя: А ты бы, Уля, как?

Уля: Я бы за стол посадила, чаем угостила.

Филя: Ладно, Уля, в следующий раз я так и сде­лаю…

(Филя и Уля вновь расходятся и встречаются.)

Уля: Здорово, Филя!

Филя: Здорово, Уля!

Уля: Что мати прислала?

Филя: Мати прислала свинью.

Уля: А где же она?

Филя: А я ее за стол посадил, чаем угостил.

Уля: Ах, ты Филя! Филя-простофиля!

Мать: Эх, хороши потешки складом,

Ну, а песни наши — ладом!

Девушка: Где песня льётся, там легче живётся!

Парень: А давайте хороводы водить.

(Поют и водят хоровод под песню «Ой, сад в огороде»)

Четверо берутся за руки и ходят по кругу. После каждого куплета в круг берут еще по два человека, таким образом, круг все увеличивается и увеличивается

Ой, сад во дворе

Ой, сад во дворе
Ой, сад во дворе расстилается
Народ у ворот
Народ у ворот
Народ у ворот собирается
Ой едут ко мне
Ой едут ко мне
Ой едут ко мне дорогие гости
Ой станут они
Ой станут они
Ой станут они гулять по саду
Ой будут срывать
Ой будут срывать
Ой будут срывать сладку ягоду
Меня молоду
Меня молоду
Меня молоду всё нахваливать

Парень: а давайте поиграем в «Бояр».

Все встают в два ряда (парни напротив девчат). На каждый куплет оба ряда, по очереди выходят вперед, потом возвращаются назад.

1 Бояре, а мы к вам пришли, (выходят вперед)
Молодые, а мы к вам пришли (назад)
2 Бояре, а зачем пришли,
Молодые, а зачем пришли?
3 Бояре, мы невесту привели,
Молодые, мы невесту привели.
4 Бояре, а невеста не плоха,
Пусть невеста выбирает жениха.
Выходит невеста, кланяется жениху и они взявшись за руки садятся на лавку. Игра повторяется:
3 Бояре, привели мы жениха,
Молодые, привели мы жениха.
4 Бояре, а жених-то как хорош,
Может ты себе невесту подберешь?
Выходит жених и выбирает себе невесту, они тоже садятся на лавку.
Игра продолжается до тех пор, пока все девочки не перейдут на сторону мальчиков.

Парень: Веселил нас много раз

Русский танец перепляс,

Сколько удали, задора,

Сколько радости во взоре.

.

Парень: Хватит, девки, горевать. Не пора ли поплясать.

(исполняют танец……)

Девушка:

Встанем, девицы, рядком

Да частушки пропоём!

(исполняют частушки)

Мать:

Бабий век- сорок лет.

Бабушка: Шестьдесят — износу нет!
Если смерти не случиться,
Проживу еще сто лет!

Девушка:

Пускай люди посудачат,
Скажут, что я модница.
Что — ж, хотя и модница,
Зато и хороводница.

Девушка:

Про меня, про молоду,
Восемь сплетен на году,
Пусть пойдет девятая,
Я не виноватая.

Девушка:

Про меня-то говорят
«Не умею хлеба печь»,
Ну диковинка какая-
На лопату, да и в печь.

Девушка:

Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке!

Девушка:
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.

Бабушка: «Не красна изба углами, а красна пирогами!»

(мать идёт по кругу, угощая гостей, лакомством, на подносе)

«Подходите, подходите!
Угощение берите!
Чаем запивайте!
Нас добрым словом вспоминайте!»

Бабушка: Ой, спасибо, гости дорогие, потешили вы нас.

Спасибо всем дорогим гостям, что приехали к нам на посиделки, улыбками ласковыми друг друга встретили, душу согрели у огонька нашего и обрели в сердце своем друзей множество. А я хочу, чтобы каждый из вас хранил в душе своей любовь и уважение к своим истокам, предавал своим детям и внукам любовь к России.

Мать: Вот и все. Добрый конец – всему делу венец. Завтра ждет нас день забот. А на прощанье – песня!

(Участники поют песню «Вместе со всей страной).

Песня «Вместе со всей страной»

Солнечный день или метель мне все равно

Просто ценю, крепко люблю то, что жизнью дано

Реки, леса, птиц голоса и просторы полей

Встретишь везде хлеб на столе и улыбки друзей

Припев:

Мир любви мы построим

Солнцу двери откроем

Жить счастливой судьбой

Мы будем со своей страной

Вместе станем сильнее

Все пути одолеем

Я с тобой, ты со мной

И вместе со своей страной

Будем хранить мы имена предков земли

Будем хранить мирный простор, что для нас сберегли

Будем идти в завтрашний день о прекрасном мечтать

Будем дела наших отцов с честью мы продолжать

Однажды заспорили между собой три человека. А разговор у них был о том, какое наследство нужно оставлять своим детям.

Один говорит: « Я своим детям оставлю много денег».

Другой говорит: «Эка невидаль, что такое деньги? Они сегодня есть, а завтра их нет.

Я своим детям в наследство дам хорошие профессии, они сами смогут зарабатывать себе денег столько, сколько захотят.

А третий ответил: «А я хочу дать своим детям в наследство один только наказ, который они никогда забыть не смогут, и будут следовать ему всю свою жизнь.

«Живите так, чтобы память о вас передавалась от отца к сыну, от матери к дочери. Пусть ваши дети и внуки живут так, чтобы последующие потомки вспоминали вас с любовью и уважением. Храните и берегите истоки русской культуры, духовности и нравственности.

У нас нет машины времени для того, чтобы отправится в будущее, но есть возможность вернуться в прошлое и поразмышлять о настоящем …

11

По итогам подготовительного занятия
учащимся был предложен следующий тест:

Житейские правила вкушения пищи
Поморов.

  1. Перед началом трапезы всякая поморская семья –
  2. А) Хором пела весёлую песню.
    Б) Каждый член семьи должен пожелать всем
    остальным приятного аппетита.
    В) Благодарила бога за то, что насытил.

  3. За столом каждый уважающий себя и других Помор,
    должен был –
  4. А) Болтать без умолку, рассказывая
    захватывающие истории.
    Б) Молча жевать, чтобы съесть больше остальных.
    В) Не говорить за столом, и хорошо пережёвывать
    пищу.

  5. Настоящий помор должен –
  6. А) Пищу не бранить, даже если она не
    вкусна.
    Б) Честно говорить о том, нравится еда или нет.
    В) Громко расхваливать, даже не вкусную пищу.

  7. Если Помор уже насытился, а трапеза ещё не
    окончена, он –
    А) Должен поставить свою тарелку кошке, не
    пропадать же добру.
    Б) Должен доесть всё до конца, не выбрасывая ни
    крошки.
    В) Должен поделиться с самым младшим в семье,
    пусть растёт быстрее.

И вообще во время еды нужно было не
иметь дурных мыслей.

I. Зачин

Баянист начинает играть русскую пьесу.
Хозяйка посиделок (на фоне музыки)

Есть у повести начало –
Это первая строка
Начинается с причала
Путь по морю моряка.
У кручины есть причина,
У стихов завязка слов.
Начинается с зачина
Сказка, песня и … любовь.
Собрались все вместе коли,
Как там бают: “чином чин”,
Начинаем с хлеба – соли
С доброй песни наш зачин.

ПЕСНЯ “Уж вы, девушки, дайте совет” в
исполнении артистов театра фольклора
“Радеюшка” (см. Приложение №1).

Выходят три девушки (учительницы) в
русских костюмах с хлебом и солью. Кланяются.

Девушка 1.

Нам зачинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.

Девушка 2.

Жива традиция.
Жива –
От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.

Девушка 3.

И потому принять изволь
Тот, кто пришёл на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!

Низко кланяются на все четыре
стороны и вручают хлеб– соль самому старшему
.

Ведущие – дети 4-а, 3-в, 3-г
классов.


  1. На завалинках, в светёлке
  2. Иль на брёвнышках каких
    Собирались посиделки
    Пожилых и молодых.

  3. При лучине ли сидели
  4. Иль под светлый небосвод-
    Говорили, песни пели
    Да водили хоровод.

  5. Добрым чаем угощались
  6. С мёдом, явно без конфет.
    Как и нынче мы, общались, –
    Без общенья жизни нет.

  7. Вы пришли к нам не на час,
  8. Предлагаем посиделки
    Провести вот здесь
    Тотчас.

  9. Огонёк души не тухнет,
  10. Ничего нет в жизни “вдруг”.
    Вспомним радость русской кухни,
    Дедов искренний досуг!

  11. Отдых – это не безделки –
    Время игр и новостей.
    (хором) Начинаем посиделки!
    Открываем посиделки!
  12. Для друзей и для гостей

II.Программа посиделок “Пища поморов”

Девушка 1.

Покатилась вечеринка,
Заглянула ночь во двор…
У зачина есть разминка,
Как бы нитка, паутинка-
Та, что вяжет разговор.

Девушка 2.

Как когда-то в век старинный,
В те далёкие года
Проводились викторины
Типа “что, где, когда”.
Как тогда, друзья, для вас
Проведём её сейчас.

Девушка 3. Проводит викторину по
программе “Разговор о правильном питании”
часть вторая “Две недели в лагере здоровья”.

ВИКТОРИНА


  1. Какие названия питательных веществ Вы знаете?
    (Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества).
  2. Назовите главную функцию белков в организме.
    (Строительный материал организма).
  3. Назовите главную функцию углеводов и жиров в
    организме. (Источник энергии).
  4. Назовите главную функцию витаминов и
    минеральных веществ в организме. (Способствуют
    росту, помогают быть сильными и здоровыми).

Справка из истории питания поморов.

Питание северян, несмотря на простоту
и даже примитивность ряда блюд было рационально
и довольно разнообразно. Рациональность
заключалась в том, в посты организм насыщался
витаминами и в то же время “разгружался”, а в
скоромные дни пополнял баланс белков и жиров. Что
касается разнообразия, то анализ ассортимента
продуктов, из которых состоял рацион жителей
различных уголков обширнейшей Архангельской
губернии, позволяет сделать вывод, что хотя и не
все уезды были равнозначны по урожайности
злаковых, овощей, рыбодобыче и т.д. Однако
продукты, не выращиваемые или выращиваемые в
малых количествах в той или иной местности, всё
же присутствовали на столе её жителей. Так как по
всей губернии шёл бойкий обмен товаром.

О рационе питания поморов нам помогут
узнать сказки северных писателей.

Инсценирование сказки С. Писахова
“Как купчиха постничала”. Участвуют дети и
родители 4-а класса

Продолжение викторины. Дети 4 -а класса
задают вопросы ученикам 3-в и 3-г классов. Рецепты
северной кухни.

Девушка 1.

Отдохнуть пришла пора.
И сейчас без подготовки.
Начинается игра
“Кто сегодня самый ловкий”

ИГРА “РАСТЯПА” с участием артистов
театра фольклора “Радеюшка”.

Все встают в круг, начинает играть
музыка, один человек под музыку бежит внутри
круга, выбирает товарища. Кого он выбрал, то бежит
за ним и т.д. Когда музыка заканчивается, все
встают парами. Кто остаётся один – тот
“растяпа”. “Растяпа” становится ведущим, и
игра продолжается.

Инсценирование сказки Б. Шергина
“Шти”

Участвуют дети и родители 3-в класса. Продолжение
викторины. Дети 3 -в класса задают вопросы
ученикам 4-а и 3-г классов.

Рецепты.

На севере именно щи из квашеной
капусты уже много – много веков занимают
центральное место в национальных супах. В летнее
время свежую капусту с добавлением таких
“кислых щей” и употребляли для замены квашеной
капусты при приготовлении любимого блюда. Без
щей из квашеной капусты наши предки не мыслили
жизнь. Они были и остаются повседневным блюдом на
домашнем семейном столе.

Щи на Руси ели все. А Нартов, сподвижник
Петра I., писал о государе, что “кушанья его были:
кислые щи, студни, каши, жаркое с огурцами и
лимоном солёным, ветчина …”.

Питательная ценностей щей состоит в
том, что отвары капусты и других овощей, входящих
в их рецептуру, имеют большое значение как
возбудители аппетита. Очень ценен минеральный
состав этого блюда. В нём содержится большое
количество солей кальция, калия и других
щелочных элементов, которых зачастую мало в
пищевых продуктах.

Девушка 2.

У кого душа не узкая,
Всех, кто любит пляску русскую,
Пляски, а не танцы бальные
Не интернациональные.
Выходи без лишних слов.
Будет танец плясунов.

ТАНЕЦ ПЛЯСУНОВ с участием артистов
театра фольклора “Радеюшка”.

Мы довольны пляской вашей…

Угоститесь редькой нашей.

Инсценирование сказки С. Писахова
“Редька”. Участвуют дети и родители 3-г класса.

Продолжение викторины. Дети 3 -г класса
задают вопросы ученикам 4-а и 3-в классов.

Рецепты

Хоровод “Стенка на стенку”. (Про
треску)

Дети становятся в хоровод буквой П.
Изображают закид невода и вылов рыбы.

Сяду под окошко, скрою край окошка.
Погляжу далёко за озеро широко.
Озеро широко, было рыбы много.
Бела рыба щука, да белая белуга.
Шелков невод кину, да белу рыбу выну.
Куда мне-ко сести, да белу рыбу чистить.
Сяду я присяду к зелёному саду.
Ещё пересяду, да на доль долинку.
На доль на долинку к милому на тропинку.

Выступление артистки театра
фольклора “Радеюшка”
со сказкой С. Писахова
“Пирог с зубаткой”.

Игра “Коза”

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
Ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Хвостиком, помашем, помашем, помашем.
А потом попляшем, попляшем, попляшем.

Частушки (см. Приложение
№2
)

Концовка посиделок.


  1. В небе будто от побелки
  2. Засветился Млечный путь,
    Отшумели посиделки.
    В нашей праздничной светёлке,
    Где пришлось нам отдохнуть.

  3. Дни общения – счастья вехи,
  4. Посиделкам каждый рад.
    Делу время, а потехе
    Рады люди как-никак.

  5. Мы делились новостями,
  6. Мы старались вас развлечь.
    Мы прощаемся с гостями,
    Говоря: до новых встреч!

  7. Не погаснет, не потухнет
  8. На холмах семи ветров
    Мастерство российской кухни,
    Слава русских поваров!

  9. Не потухнет, не погаснет,
  10. Если ты не нем, не глух,
    Самый светлый, самый ясный
    Посиделок русский дух.

  11. Посиделки, вечеринки,
  12. Звёзды в праздничной выси –
    Это русские картинки
    Нашей жизни на Руси.

  13. Жизнь такая – не иная,
    Не заморская – чужая,
    Это наша сторона.
    Всё, что было вспоминая,
    Пусть живёт страна родная
    Очень русская, земная,
    В мире лучшая страна!

Анкетирование учащихся 4-а, 3-в, 3-г
классов.

Характер участия в КТД по
классам (ученики)

4-а

3-в

3-г

Организатор дела

5

3

3

Активный участник

16

8

9

Исполнитель разового
поручения

5

14

16

Слушатель – зритель

Характер участия в КТД
по классам (родители)

Организатор дела

4

2

2

Активный участник

4

4

4

Исполнитель разового
поручения

7

5

5

Слушатель – зритель

11

14

17

Вывод: все ученики начальной школы
приняли участие в коллективном творческом деле
“Посиделки “Пища поморов”. Чем старше дети, тем
активнее их роль в деятельности. Многие с
удовольствием выступают в роли организаторов и
активных участников дел, проявляют больше
самостоятельности при планировании, имеют своё
мнение, прислушиваются к мнению других
участников. Главный принцип КТД – нет зрителей –
все участники дела хорошо прослеживается в
данной таблице. Родители больше участвуют в роли
исполнителей разового поручения,
слушателей–зрителей.

Список литературы:

  1. Антипина и др. Архангельская область. Словарь –
    справочник. Архангельск, Поморский университет,
    2005 г.
  2. Большакова Л. Морянка. Хрестоматия о русском
    Севере. Архангельск, Поморский университет, 2005 г.
  3. Писахов С. Сказки. Северо-Западное книжное
    издательство, Архангельск, 1978 г.
  4. Черёмухина Л. Северная кухня. Северо– Западное
    книжное издательство, Архангельск, 1992 г.
  5. Шергин Б. У Архангельского города. Северо–
    Западное книжное издательство, Архангельск, 1985 г.
  6. Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.
    Новая школа. Москва, 1997 г.

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Поморская вечеря.

Сценарий фольклорного праздника «Поморская вечеря» основан на фольклорных традициях Варзуги, знаниях и умениях обучающихся, которые занимаются изучением фольклора: поморской речи, традиций, обычаев жителей Терского берега.

Сцена оформление сцены представляет собой стилизованную поморскую избу: макет русской печи, стол, на котором стоит самовар, чашки, поморская выпечка (кулебяка из сёмги, которая потом будет вручена в качества «хлеба- соли». За столом сидят Хозяин с Хозяйкой в поморских костюмах. Во время действия они занимаются рукоделием: Хозяйка вышивает, а Хозяин ремонтирует рыболовную сеть, используя клешицу (инструмент для ремонта сети).

Начинается действие с перепляса, в котором принимают участие все ученики школы.

Перепляс 1

I. Начало. После перепляса

(Марина , Роман)

М. Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!

Р. Хозяин: Веселья вам да радости!

М. Х-ка: Давно мы вас ждём – поджидаем, праздник не начинаем.

Р. Х-ин: Припасли мы вам забавушек на всякий вкус.

Кому — правда, кому – сказка, кому – песенка.

Примите от нас хлеб-соль/ кулебяку

М. Х-ка:

Удобно ли вам гости дорогие.

Всем ли слышно?

Всем ли места хватило?

Ну, тогда начнём наш праздник. (Вручает хлеб – соль.)

(Выходят девочки).

II 1) Лиза

Есть така страна-сторонушка,

Возле морюшка студеного,

Возле моря, моря Белого,

Возле Мурмана сурового.

II 2)Рита


Вскружит ветер душу ей, и, несмелая,

Побежит речонка Варзуга к морю Белому.

По камням, по валунам вся извертится –

Так торопится она с морем встретиться.

II 3) Миша Н

Поморье… Терский берег Белого моря… Редко стоят сёла на холодном берегу. Двадцать, тридцать, а то и все пятьдесят километров одно от другого. Живут в этих сёлах потомки древних новгородцев – поморы. Иные сёла насчитывают и триста, и четыреста, и шестьсот лет. А названия-то какие необычные, певучие, старинные: Умба, Кузомень, Варзуга, Чаваньга, Чапома, Кузрека, Оленица, Кашкаранцы, Пялица.

II 4) Вадим

В местном говоре, в песнях, в обычаях, в одеждах – во многом ещё видится и слышится далёкое новгородское время, славная пора этого великого северного города, стоявшего на рубеже Русской земли…

II 5) Гена

Долгими зимними вечерами собирались жители деревень вокруг бабушек, крутивших веретёна с грубой пряжей и рассказывающих сказки, а весенней порой на угорах девушки в домотканых сарафанах водили хороводы, играли в горелки, в «просо сеяли», пели песни.

II 6) Роман

И звонко, напевно, игриво льются над рекою Варзугой песни молодых поморок

Исполняется песня «Двор возле двор»: (Двор возле двор, две калиточки во двор, калина моя, малина моя…)

III 1) Александр Горяинов «Родина моя» Заборщиков Никита 5 кл

Я родился в Варзуге

На Терском берегу.

Это моя родина

И я её люблю.

Пускай она находится

От центра далеко.

И нету здесь автобусов,

Трамваев и метро.

Зато природа дикая,

Озёра и река.

Прекрасна многоликая

Родина моя!

III 2) Вика

Это наш поморский край! Но живы до сих пор в памяти песни да сказки, такие старинные, что и не знает никто, сколько им веков.

Хозяйка: У нас в Варзуге так: явился гость на порог, хоть пой, хоть тужи, но приют окажи, крепким чаем напои.

А потом уж спрашивай: кто пироги печёт, а кто беду в ступе толчёт, где клин со светом сходится, где каки дела водятся.

Мы тоже сегодня будем хвастать, как живётся в Варзуге, как работается, как отдыхается, как поётся.

Сценка (Девушки сидят, занимаются рукоделием, ведут беседу)

Стук в дверь, заходят девушки.

Полина: заходите, девки, да рассаживайтесь! Поди, озябли, пока добежали. Уж больно холодно вечерами- то стало. Коль недолго шли – то!

Рита: Дак это, Шурка долго ширилась! Говорит: «Обождите, девки, мне мама приказала обшить носки Ивану, коль не обошью ведь не спустит на вечёрку – то». Вот и припозднились.

Полина: Ну, коль расселись, давайте и песню споём!

Песня «Дунька» (За рекой на горе лес зелёный шумит, на свиданье в лесок Ванька к Дуньке спешит…)

Дарина: Ой, девчонки, и впрямь говорят: «На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка-зима!» Видели, как запорошило?

Анна: Да, зима в этом году дружная будет, обещат много свадеб.

Дарина: Никак, Руфим с Домной поженятся, слышала, ходил свататься.

Яна: А я сегодня её в церкви видала, свечку ставила, ей- Богу, гадала, свеча – то у ей как заприщёлкивала, да ярко загорела, замигал, да цвета- то заменяла. Знать, весёла у их жизнь будет, с приключениями.

Маша: А тебя, никак, зависть берёт? Сама под венец, поди, захотела?

Яна: Ничего она меня не берёт, нужно мне больно!

Маша: А не ты давеча под подушкой нашёптывала: «Покров, покров, покрой землю снежком, а меня женишком!». Покров землю- то покрыл, а женишка- то твоего что – то не видать!

Яна: Андель, Марья, ну ты и змея!

Полина: Ладно вам бухтеть – то. Давайте- ка, девки, споём что – нибудь!

Песня «Погодушка – погода»

Стук в дверь. Заходят ребята.

Юра: Хозяйка, встречай гостей!

Марья: Яна, поди, твой жених пожаловал!

Полина: Проходите, присаживайтесь!

Юра: Что, девки, сидите, как мухи вёшны. Слыхали, как Покров проведёшь, така и зима будет?

Рита: А тебе, Юра, смотрю, всё веселье подавай, коль неугомонный!

Гена: А мы своё дело сделали, к заморозкам урожай собрали. Осталось невест найти!

Дарина: А ты, Гена, слыхал таку поговорку: ищи жену в огороде, а не в хороводе!

Гена: А мне и в хороводе пойдёт!

Юра: Ну что, девки, расселись, откладывайте своё рукоделье! Пора и покружаться!

Из дома выходят на улицу

Перепляс 2

Варзугские частушки (начальные классы)

Игра «Козёл»

(Шёл козёл дорогою, дорогою, дорогою, нашёл козу безрогую, безрогую козу. Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, и ножками подрыгаем, подрыгаем, коза…)

1) Участницы «Жемчужинки» (детского фольклорного коллектива)

Полина: Успехи наших выпускников известны далеко за пределами Варзуги…

На протяжении последних 17 лет наша школа принимает участие в разных проектах на разных уровнях.

(Рассказ об успехах наших выпускников о результатах в разных проектах : рукописных книгах, в научно – исследовательских конференциях, конкурсах сочинений и т. п.)

Полина: А сейчас я приглашаю на сцену своего одноклассника, он пишет стихи, недавно стал победителем регионального конкурса сочинений «Герой нашего времени» и был приглашён Мурманскую Областную Думу на награждение за 1 место в этом конкурсе.

Встречайте: Вопияшин Кирилл (читает собственное стихотворение).

Перепляс : « Хлопки».

6 класс : Стихотворение «Мой край» Заборщиковой Кристины

Моя милая Варзуга… Знаю

Я о ней почти всё,

Но такие минуты бывают

Словно видишь впервые её.

То холодная, злая, гневная

Бьёт в лицо дождём, снегом и градом,

А то тёплая, нежная, милая,

Словно с солнцем сидишь рядом.

И у каждого деревца, дома, забора

Свой характер, своя колея.

Много у них веселья, задора,

А, может, кто злой, как змея.

Каждое деревце, каждая ветка,

Каждый листочек тут будто живой.

Словно нарочно дерево метко

Осенью в зонтик кидает листвой.

Возможно, уеду и стану занудой,

И не увижу её никогда.

Но я тебя никогда не забуду,

Милая Варзуга, наша Земля.

Демонстрация видеофильма «Модница» по сказке Б. Шергина «Модница».

Хор женщин , «Жемчужинка» : «Ой ты, морё- морюшко»

(Дети «змейку» ведут- 5-9 кл)

Марина

В нашей горнице затихают голоса –расходятся гости. Догорает лучина – делу конец. Но завтра будет новый день, новые заботы и хлопоты, новые открытия и чудеса. Вновь соберутся в светлой горнице певуньи – мелодично запоют варзугские песни, зазвучат голоса и родится новое чудо…

Много песен сложено о земле поморской

И много на свете есть разных сторон

Немало манящих просторов,

Но сердце моё говорит, что родней,

Нет в мире, чем наше село (хором) ВАРЗУГА!

Общий круговой перепляс

Слово гостям, директору, учителям.

Достарыңызбен бөлісу:

Конспект осеннего праздника в подготовительной группе детского сада
Тема: «Поморские посиделки»

Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к фольклору поморов.
Задачи:

ОО «Познавательное развитие»: Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира, знакомство с народными традициями Поморья, народным костюмом. Формирование представлений о традициях и праздниках.

ОО «Речевое развитие»: развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой северных народов, литературы: определение особенности говора поморов; расширение словарного запаса детей.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»: Развитие поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса. Формирование эстетической культуры путём развития исторической памяти, интереса и любви к искусству, культуре и традициями русского Севера.

ОО «Физическое развитие»: Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Развитие интереса к участию в подвижных играх.

Ход мероприятия

Зал оформлен в виде русской избы.

Хозяйка горницы встречает детей у входа в музыкальный зал.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, по — старинному посиделками называется. Пригласили мы гостей, да с северных волостей. А вот и они…

Пожалуйте, гости дорогие, милости просим!

Входят дети под веселую музыку.

Хозяйка: Проходите, гости дорогие, веселья вам да радости! Здравствуйте, поморы и поморочки! У нас в Поморье так: явился гость на порог, хоть пой, хоть тужи, но приют окажи!

Наши посиделки осени посвящены, будем песни петь, стихи рассказывать.

Дети читают стихи:

Мы, друзья, живём на севере,
Много знаем мы о нём!
На далёком белом Севере
Даже ночь бывает днём!

Суров мой Север лишь на первый взгляд

Пусть ветры завывают за стеною,

Здесь каждый будет вас увидеть рад.

И обогреть душевной теплотою.

Дороже нет родного края,

Где отчий дом, семья, друзья.

Его я славлю, воспеваю —

Ведь это родина моя!

Хозяйка: К ноябрю во всех сёлах заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай. С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол каравай пришел. Об этом народ слагал пословицы и песни.

Исполняется песня «Осень златокудрая».

Хозяйка: Садитесь, гости дорогие, будьте как дома!

Дети: Спасибо, хозяюшка!

Дети: Гости люди подневольные

Где посадят, там и сидят.

Хозяйка: Проходите, у нас для каждого найдётся и местечко и доброе словечко.

Под народную музыку «Светит месяц» садятся на места.

Заходят в зал девочка и мальчик под песню «Ах, вы сени!» с подносом.

(На подносе каравай и соль.)

Девочка и мальчик:

Нам праздничная досталась роль.

Мы принесли вам хлеб да соль.

Хозяйка: Спасибо, детушки!

(Хозяйка благодарит, усаживает гостей.)

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Ребёнок: Гостям- то, известное дело, хватило места

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде.

Сядем рядком да поговорим ладком.

Давайте расскажем всем, как это было раньше.

1 ребёнок. На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

2 ребёнок. При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

3 ребёнок: И играли, и плясали!

Ах, как песни хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души!

4 ребёнок: Отдых- это не безделки

Время игр и новестей

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Хором: Для друзей и для гостей!

Девочка:

Девчата, а мы платки возьмём,

с ними танцевать пойдем.

Девочки подбегают и берут платки на танец.

Исполняется «Танец с платками».

Входит бабушка Василиса (музыка).

Бабушка Василиса: Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Зовут меня — Бабушкой Василисой. Узнала я что вы тут на посиделки собрались, вот и поспешила к вам.

Хозяйка: Откуда ты к нам пожаловала, Бабушка Василиса?

Есть така сторона-сторонушка

Возле морюшка студеного,

Возле моря Белого,

Возле Мурмана сурового.

Много сел по берегу разбросано.

Была и Кандалакша селом поморским.

Вдоль залива над рекой

Избы серые, лодки плоские.

Ветер носится над горой.

Вотведь как издавна было.

— Ну, добры молодцы да красны девицы! А какие же посиделки без игры веселой! (Показывает яблоко.) Принесла я вам молодильное яблочко, давайте с ним поиграем.

Хозяйка:

Ну, народ выходи в игру играть!

Проводится игра: «Воевода»

Дети встают в круг. Передают яблоко под музыку друг другу со словами: «Катится яблочко по хороводу, кто его взял, тот Воевода!»

Ребенок, у которого оказалось яблоко, заходит в круг и говорит: «Я сегодня Воевода, я иду из хоровода!», останавливается напротив двух детей. Они поворачиваются спинами друг к другу. «Воевода» вытягивает руку с яблоком. Все дети говорят: «Раз, два, три! Беги!». Двое детей бегут вокруг круга наперегонки. Кто первый взял яблоко, тот «Воевода». Игра повторяется несколько раз.

Бабушка Василиса: А сейчас, милые детушки, не зевайте, русские пословицы рассказывать помогайте. Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте: (поочереди с Хозяйкой говорят):
• Какие труды…(такие и плоды).
• Семь раз отмерь…(один отрежь).
• Землю красит солнце…(а человека труд).
• На печи заседать…(хлеба не видать).
• Труд человека кормит…(а лень портит).
• Скучен день до вечера…(коли делать не чего).
• Любишь кататься, (люби и саночки возить).
• Красна птица перьем…(а человек уменьем).
• Под лежачий камень…(вода не течет).

Хозяйка: Засиделись мы что-то… Заведите, что ли наши сесверны частушки! …

Девочка:
Встанем, девицы, рядком
Да частушки пропоем!

Мальчик:
Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!

(Дети встают в 2 шеренги: мальчики — с одной стороны, девочки — с другой.)

Исполняются частушки.

Садятся на места.

Бабушка Василиса: Хорошо у вас в гостях душевно, тепло, весело.

— А вот, когда я была молода, как вы, много поговорок наших северных знала, да только позабыла все. Может вы, дети, каки поговорки да пословицы знаете?

Дети поочереди говорят:

  1. Тресочки не поешь – так не пообедаешь.
  2. Ой, тоска, не клюёт треска!
  3. Рыбы жареной поел – пошёл, песенку запел!
  4. Солёной рыбки не поешь – и чайку не попьёшь.
  5. Мурман, кому — мать, кому – мачеха.
  6. У нас хлеб идёт не от поля, а от моря.
  7. Кто в море не бывал, тот и горя не видал.
  8. Северок – тёплый ветерок, бок греет, и комаров нету.
  9. Море — не горе, а радость людям.
  10. Море пахать –рукам спокою не видать.
  11. Море кипит, рыбу сулит.
  12. Держись в море около людей, беду одолеешь.
  13. Работа помора извека на море.
  14. Лес да море –поморское поле.
  15. И радость и горе помору –все от моря.
  16. Если солнце село в тучу, ожидай на завтра бучу.
  17. Чайка ходит по песку – моряку ведёт тоску.
  18. Чайка села на воду – жди хорошую погоду.
  19. Закипела в море пена, будет ветру перемена.
  20. Заря красна с вечера, моряку бояться нечего, заря красна поутру, моряку не по нутру.
  21. Не учи рыбу плавать.

Бабушка Василиса: Вижу, хорошо вы, ребятки, мудрость народную усвоили. Порадовали Бабушку Василису.

Хозяйка:

Молодцы, ребятушки. Верно вы сказывали и радость и горе помору -все от моря. Мы поморы с детства морем живем. Уходят мужья, да сыновья в море суровое, по Белу бережку рыбу ловить, и в доме тоскливо становится.Вот и я одна осталася. Хорошо, что вы ко мне в гости пожаловали.

Бабушка Василиса:

Ой, да полно, те, Хозяюшка кручиниться! Очень у нас в северных сёлах любят осенние хороводы. Давайте и мы с вами, красны девицы да добры молодцы, заведем хоровод!

Исполняется хоровод (мальчики идевочки).

Хозяйка:

Знашь чего, Василиса, вспомнила я, как моя бабушка про хоровод говорила:

«У наших ворот всегда хоровод».

Бабушка Василиса:

— Да и я кой-чего помню ещё:

«Красна девка в хороводе, что маков цвет в огороде.

Улица широка — то и хороводу простор»

Дети выстраиваются как в начале праздника.

Читают стихи:

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: до новых встреч!

Не потухнет, не погаснет,

Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный
Посиделок русский дух.

Посиделки, вечеринки

Звёзды в праздничной выси –
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.

Жизнь такая – не иная,
Не заморская – чужая,
Это наша сторона.

Всё, что было вспоминая,
Пусть живёт страна родная
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!

Исполняется песня «Русская сторонка».

Хозяйка: Вот, гости дорогие, повеселились мы с вами, много нового узнали на наших поморских осенних посиделках. Пока вы пели да плясали, мы вам угощение приготовили.

Бабушка Василиса:

Мы всех ребят приглашаем

Яблоком румяным угощаем!

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте,

Нас добрым словом вспоминайте!

(Ведущие раздают яблоки из корзины).

Звучит народная музыка. Дети выходят из зала.

Список литературы:

  1. И.Каплунова, И.Новоскольцева. Сборник «Как у наших у ворот».
  2. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». — М., 2006.
  3. Литература:1. «Терский берег –поморская сказка», сборник рукописных книг. -Умба: 2005.
  4. «Роднички Беломорья», методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с культурно-историческими традициями поморов.-Мурманск: МОИПКРО, 2006.
  5. Разин Е. Ф. «Кандалакша». -Мурманск:1991.4. Пантелеева Л., Лявданский Э. «Храни огонь родного очага». -Мурманск:1993.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Полгода праздник ребенку
  • Помолвка у армян что подарить
  • Полгода отношений это праздник
  • Помолвка сценарий ведущего
  • Покш эрзянь чи мордовский праздник