Поморские праздники список

На протяжении столетий праздничная культура, пронизанная архаическими верованиями народа, передаваясь из поколения в поколение, постоянно трансформировалась, дополняясь новыми элементами, и с течением времени всё больше сливаясь с православной верой. Иногда происходило огосударствление праздника, превращение его в официально-парадное торжество. Интересно, что в совокупности русский праздничный календарь составлял в среднем 100 дней, а в некоторых областях Русского Севера — от 120 до 150.

 На протяжении столетий праздничная культура, пронизанная архаическими верованиями народа, передаваясь из поколения в поколение, постоянно трансформировалась, дополняясь новыми элементами, и с течением времени всё больше сливаясь с православной верой. Иногда происходило огосударствление праздника, превращение его в официально-парадное торжество. Интересно, что в совокупности русский праздничный календарь составлял в среднем 100 дней, а в некоторых областях Русского Севера — от 120 до 150. 

Праздничной и обрядовой культуре также отводилось большое место в жизни поморов. Прежде всего бытовали общерусские праздники и обряды, определяемые церковным календарем: Святки, Рождество, Крещение, Пасха, Семик, Троица и т.д. Кроме них, было множество местных праздников и связанных с ними обрядов и обычаев. Это праздники престольные, обетные (по обязательству); съезжие (гостинные, гулевые, званые), уличные гулянья. Особенностью Поморья были так называемые пивные праздники, связанные с интереснейшим явлением социального значения — пивоварением.

Важное значение имели обычаи и обряды семейного цикла — свадебные, родильно-крестильные, похоронно-поминальные, а также аграрные праздники, приуроченные к посевным работам и сбору урожая. В семейном быту северян долго держались архаические пережитки, связанные с дохристианскими верованиями, восходящими к древнейшим религиозным представлениям. Возможно, поэтому поморские обряды в своей основе содержат магические языческие ритуалы. Для поморов характерен коллективный характер соблюдения обрядов, участие в них всей общины.

Сентябрь был самым
праздничным месяцем для поморов:
это было время прекращения
полевых работ для черносошного Поморья,
время возвращения с моря
рыбаков-промышленников
и начало осенней поморской торговли.

Необычайно богат свадебный комплекс семейных обрядов русских поморов. Общерусским является наличие в свадьбе таких элементов, как смотрины невесты, осмотр дома жениха, девичник, свадебный пир. Но есть и ряд элементов, присущих только северным свадьбам: театрально-драматический характер свадебного представления, печальный тон свадьбы, создаваемый причитаниями невесты, мытьё невесты в бане и связанные с этим обычаи и песни. Значительной была роль и предсвадебных обрядов — девичников и парничников. Кульминационным же моментом самой свадьбы был пир в доме жениха, куда свадебный поезд прибывал после венчания. Во время пира совершался один из главных свадебных ритуалов — невесте расплетали косу и заплетали волосы в две косы, а вместо девичьего головного убора — повязки надевали женский убор — повойник.

В поморских праздничных обрядах главное место отводилось веселью и удали. Для посторонних наблюдателей это казалось непонятным и даже отталкивающим. Так, бесшабашные гуляки, любившие шумно разгуляться в праздники, в тоже время оставались истово верующими, ревностно исполнявшими все православные обряды и каноны.

Православные праздники и в целом православная культура поморов также теснейшим образом связана с обрядностью. Неотделимой частью обрядности календарного цикла является празднование деревенских престолов, посвященных Двунадесятым праздникам или дням поминовения святых. В каждой деревне, помимо обязательно праздновавшихся Главных Господних праздников (Пасхи, Рождества и Крещения), отмечались праздники, маркировавшиеся престолами. С большим почетом относились к Троице, Преображению Господню, Фролу и Лавру, Успению Богородицы, Покрову, Михайлову дню. Они праздновались  во время полевых работ. Как правило, крестьяне отмечали праздники три дня, и работать в эти дни считалось вызовом обществу.  Новый год по календарю поморов наступал 14 сентября. Этот день знаменовался началом Маргаритинской ярмарки. На Севере ярмарочные традиции происходили из глубокой древности. Ярмарки для поморов не торговое действо, а в первую очередь —  праздник, который отмечался очень широко и ярко.

В Архангельске празднества устраивались с большим размахом. Празднично отмечался спуск корабля на воду, в домах моряков устраивались торжественные проводы. Традиции городских праздников Архангельска всегда были тесно связаны с портом. Все праздничные действия традиционно включали в себя церковное богослужение и литургию с обязательным шествием, торжественные заседания и балы в Благородном собрании, грандиозные маскарады, народные гуляния, фейерверки. Особенно отмечались памятные даты и юбилеи, связанные с историей и экономической деятельностью.

ИСТОЧНИКИ:
Бернштам, Т. А. Традиционный праздничный календарь в Поморье во второй половине ХIX — начале ХХ века / Бернштам Т. А. // Этнографические исследования Северо-Запада СССР. — Л., 1977. — С. 88-115.
Давыдов, А. Н. Праздники старого города / А. Н. Давыдов // Следопыт Севера : историко-краеведчевский сборник. — Архангельск, 1986. — С. 214-229.

1. Поморский календарь

2. Поморский новый год

Поморский Новый год – это
праздник урожая, когда
поморы возвращались с
промыслов с рыбой. В
Архангельске в этот день,
14 сентября на протяжении
столетий начиналась,
Новогодняя сентябрьская
Маргаритинская ярмарка,
единственная в России
морская ярмарка

3. Покров

14 октября
С этого дня, по
представлениям крестьян,
в некоторых северных
деревнях начиналась
зима: «С Покрова до обеда
осень, а после обеда
зимушка-зима», — а
вместе с нею новые
хозяйственные
существовал обычай
поздравлять друг друга в
этот день с «первым
ледком, первым снежком».

4.

Хозяева звали гостей, сами
ходили в гости и готовили
угощение. У нас на Севере было
принято печь из муки нового
урожая калитки Одну
обязательно оставляли
«Хозяину» -домовому,
задабривали его.
кали́тки —
маленькие открытые
пирожки из ржаного
пресного теста с
различными
начинками,
наливками,
намазками или
припёками

5. Рождество

7 января
Рождество Христовосемейный праздник . К
нему готовились
заранее наряжали
елку, готовили
угощения и подарки.
Ель украсим мы звездой
и гирляндой золотой ,
Ведь сегодня торжествоРождество, Рождество!

6.

На кануне Рождества ,
в Сочельник , детвора
собиралась в группы и
отправлялась
колядовать – петь под
окнами односельчан
песни, которые
называются колядками.
А хозяева должны были
одарить колядовщиков.
Главный подарок на
Рождество у нас на
Севере это конечно
считается козуля
«Дорога козулечка к
рождественскому дню»

7.

Поморские козули
Поморские (лепные козули)объёмные обрядовые печенье ,
является наиболее древним видом
печеного фигурного теста,
восходящим к культовым фигуркам
ХП века
Традиционно пресное ржаное тесто
замешивали из грубой ржаной муки и
воды и соли. Фигурки – олени, коньки,
бычки, коровки, козлики, птички,
тюлени . Самым желанным подарком
был олень с раскидистыми рогами.
Хлебная фигурка служила оберегом
от злых сил. Хозяйка обычно
оставляла одну-две козули в доме,
чтобы счастье не покинуло ее семью.

8.

Мезенская козули
Мезенские козули — это особое витое
печенье.
Из ржаной муки месили тесто
(ржаная мука, вода и соль),
раскатывали тонкими жгутами, а
потом клали в виде фигурок
животных — коней, лосей, коров, птиц.
Из поколения в поколение
передавались приемы лепки этих
фигур, ни чего не меняя, сохраняя
традиционную форму.
Тетёрки (птички) знак материнства
Олень символ здоровья и
долголетия.
Баранчик приносит в дом изобилие
и благополучие.
Коровка – символ плодородия.

9.

Архангельские козули
Архангельские козули появились на
Русском Севере когда туда пришли
сахар и пряности (корица и
гвоздика).Случилось это не раньше
XVIII века. Козули пекутся из
пряничного теста, режутся
железными формами и украшаются
сахарной глазурью, белой и цветной
(чаще розовой).
Козули — это и оберег, и талисман.
Сегодня архангельские козули — это
красивый ароматный съедобный
сувенир, отличный подарок к любому
празднику или юбилею.

10. Масленица

Масленица — праздник
проводов зимы и встреча
весны.
Длился он целую неделю.
На масляной неделе
было принято выпекать и
поедать в больших
количествах блины –
символ солнца и новой
жизни.

11. Сороки

22 марта -день весеннего
равноденствия, когда день равняется с
ночью. « Зима кончается , весна
начинается» В этот день , по мнению
наших предков , прилетают из теплых
стран птицы, и первые из них –
жаворонки. Сороки считались детским
праздником: накануне женщины месят
ржаное тесто и пекут « жаворонков»,, а
утром в день праздника, раздают их
детям. Дети , с криками и смехом
бежали закликать весну. Для этого
жаворонков насаживали на длинные
палки выбегали с ними на пригорок «
угор» и что есть силы кричали :
« Жаворонки»

12.

У нас на Севере этот день
называли
«Тетёрочный
день».
Каргопольские тетерки
(печенье свитое из ржаных жгутов)
Живет на каргопольской земле
красивый древний обычай,
пекут хозяйки «тетерки».
Тетерочное дело хлопотливое,
потому помогала вся родня от
мала до велика. Наскать надо
было сто-двести штук!!!
Орнамент «тетерок» имеет
древнюю символику солнца круг. Основной узор
составляют стилизованные
мотивы- коники, решеты,
березки, кудерочки,
восмерушки

13. Пасха

Пасха-главный
православный
праздник года. К
этому празднику
тщательно готовились
заранее красили яйца
и пекли куличи
.
Кулич –это
праздничный
пасхальный
хлеб

14. Троица(Пятидесятница)

Первый летний
праздник Троица –
это девичий праздник.
главное место
отводилось березе.
Вокруг березы водились
хороводы, пели песни.
Но основное действие –
это завивание венков.
Не только плетут венки
на голову , но и
завивают ветви березы
.

15. Ильин день

2 августа
. «На Илью до половины дня -лето,
с половины – осень».
Илья пророк, в. народном
воображении , могучий
распорядитель самых
страшных и благодетельных
сил природы -грома, молнии и
дождя. От него зависит
плодородие земли.
В этот день в деревнях пекли
первые колобки из зерна
нового урожая(наверно
Колобок из известной сказки
был испечен в Ильин день).

16.

Для важнейших событий в народе
предназначался свой каравай.
Свадебный каравай ,
обычно искусно
украшенный ,делился на
свадьбе, для угощения
всех её участников.
Именинный каравай
К именинам — в
сопровождении хоровода с
подблюдной песней
«Каравай, каравай, кого
любишь — выбирай» К
приему дорогих желанных
гостей — «хлеб-соль»

Информация о материале
Краеведение

23 января 2023

112

У поморов календарь традиционно отмечаемых дат ничем существенно не отличался от общерусского календаря праздников.

Календарь, который наши предки обычно брали с собой на промысел или в дорогу, представлял собой четырёхгранный, шестигранный деревянный или костяной брусок. На нём чертами и зазубринами обозначались обычные дни и праздничные. Вторые имели символические обозначения. Например, дни солнцестояния обозначались изображениями высокого и низкого солнца. День, когда холод покатится обратно на север, – санями, прилёт птиц – птицей, день выгона скота – конём и так далее. Дни, посвящённые Матери-Земле, содержали древний, пришедший к нам из античности символ Земли – крест в круге. Среди знаков старых календарей оказывается немало и тех, что связаны с личной жизнью хозяина.

Больше узнать о праздничной стороне жизни поморов поможет видеопрезентация «Поморский календарь».

Материал подготовила
Голбан О.А.,
ведущий библиотекарь
краеведческого сектора
отдела обслуживания
центральной библиотеки
имени Н.В. Колычева

Туризм

Арктический event-календарь

Национальные и другие праздники круглый год

Кто говорит, что на Крайнем Севере делать нечего, ни разу не ел уху на Дне первой рыбы и не водил хоровод во время празднования Ысыаха. В одном из своих романов Джек Лондон писал: «Мороз и вялость несовместимы». И действительно, активности коренных жителей Арктики можно только позавидовать.

Сохраняйте в закладки, что, когда и где пропускать никак нельзя. Поехали!

Содержание

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Январь

Фестиваль колокольного искусства «Хрустальные звоны»

В начале зимы, не опасаясь трескучего мороза, известные звонари, вокальные и музыкальные коллективы со всей России приезжают в Архангельск. В программе фестиваля мастер-классы, концерты, выставки и экскурсии по городу, укутанному снегом.

Где: Архангельская область

Фестиваль ледяных скульптур «Снеголед»

В течение недели профессиональные скульпторы со всей России создают ледовые фигуры на территории экскурсионно-туристического центра «Снежная деревня». Их творения сохранятся до первых теплых лучей солнца.

Где: Мурманская область, г. Кировск

Февраль

День оленевода

Пожалуй, один из главных традиционных праздников народов Крайнего Севера. В этот день устраивают гонки на оленьих упряжках и снегоходах, конкурсы национальной одежды, мастер-классы, ярмарки и выступления народных коллективов.

Где: ЯНАО, ХМАО, Мурманская и Архангельская области, Таймыр, Камчатка

Международный день полярного медведя

27 февраля во всем мире отмечают День белого медведя, чтобы привлечь внимание людей к этому редкому виду и напомнить о необходимости его защиты. Полярный медведь занесен в Красные книги МСОП и России.

Где: Во всем мире

Март

Гонки на снегоходах «Буран-Дей»

Снегоход уже давно неотъемлемая часть жизни северян. Поэтому с 1997 в Нарьян-Маре проходят гонки на снегоходах. Эти состязания можно назвать арктическим вариантом «Формулы-1»: адреналин, соперничество, спорт, традиции.

Где: НАО

Полярная Олимпиада

Праздник Севера – главное спортивное событие Мурманской области. История Полярной Олимпиады началась в 1934 году, сегодня в программе около 10 мероприятий: к традиционным биатлону, горнолыжному спорту и лыжным гонкам добавили гонки на оленьих упряжках и горный слалом.

Где: Мурманская область

Апрель

Гонка на собачьих упряжках «Надежда»

Уже более 30 лет традиционная гонка на собачьих упряжках «Надежда» остается главным туристическим брендом Чукотки, символом и драйвером развития традиционного ездового спорта коренных жителей полуострова.

Где: Чукотка

Вороний день

На Север первой из пернатых прибывает ворона, что знаменует начало весны и старт нового года по календарю ханты и манси. В этот день коренные жители молятся духам, кланяются священному дереву и повязывают на ветви разноцветные ленты.

Где: ХМАО

Хэйро

Долганы на традиционном празднике окончания зимы собираются возле ритуального костра и водят хороводы, взявшись за руки. Гуляния продолжаются на спортплощадке – проводятся соревнования по национальной борьбе, перетягиванию хорея, метанию топора и т. д.

Где: Таймыр

День карельской и вепсской письменности

День карельской и вепсской письменности отмечается 20 апреля. В этот день в 1989 году были официально утверждены алфавиты карельского (ливвиковское наречие, на латинской основе) и вепсского (на основе латиницы, с 2007 года) языков и свод основных правил по орфографии.

Где: вся Россия

Май

Фестиваль «Хибины-Бикини»

По традиции закрытие сезона на горе Айкуайвенчорр отмечают масштабным спуском лыжников в купальных костюмах. Также в программе конкурсы, огненное шоу, фестиваль красок и дискотека.

Где: Мурманская область, г. Кировск

День полярника

С 2013 года в России 21 мая отмечается День полярника. Праздник установлен в честь открытия 21 мая 1931 года первой дрейфующей полярной станции «Северный полюс-1». Полярники – это представители самых разных профессий, которые долгие года провели в Арктике и Антарктике.

Где: В России

Июнь

Ысыах

22 июня – в день летнего равноденствия и начала короткого северного лета – отмечается якутский Новый год. Древний якутский праздник посвящен общению с Небом и его зримым символом Солнцем.

Где: Якутия

Фестиваль уличных театров

В последнюю неделю июня Архангельский молодежный театр под руководством Виктора Панова организует главный театральный праздник области. У фестиваля с 30-летней истории произошла важная трансформация: с 2020 года он проходит в формате всероссийского.

Где: Архангельская область

День первой рыбы

День первой рыбы – один из главных традиционных праздников коренных жителей Камчатки. Старт рыболовного сезона отмечается с размахом: выступают творческие коллективы, проводятся конкурсы, мастер-классы, а в финале танцевальный марафон.

Где: Камчатка

Хэбденек

В день летнего солнцестояния коренные жители Колымы отмечают национальный Новый год. Эвенский праздник по традиции сопровождается ритуалами, среди них встреча, благодарение земли, зажжение и кормление священного огня и т. д.

Где: Магаданская область

Июль

Музыкальный фестиваль «Белый шум»

Фестиваль под открытым небом «Белый шум» – это музыка, йога и медитация под плеск волн Белого моря. Событие овеяно магической аурой Русского Севера и собирает более 20 музыкальных коллективов на трех сценах.

Где: Карелия

Встреча с серыми китами

Каждое лето во время морских прогулок у берегов Камчатки, Чукотки, Кольского полуострова туристов ждут удивительные встречи. В зависимости от региона можно увидеть морских птиц, сивучей, косаток, кашалотов, серых и гренландских китов.

Где: Камчатка, Чукотка, Кольский полуостров

Август

Кижская регата

Фестиваль традиционного судостроения и судоходства «Кижская регата» проводится с 1999 года. Благодаря этому празднику лодка-кижанка из седой древности вплыла в ХХI век и получила всероссийскую известность.

Где: Карелия, музей-заповедник «Кижи»

Арктический фестиваль «Териберка»

Арктический фестиваль «Териберка»

Где: Мурманская область, с. Териберка

Сентябрь

Алхалалалай

В конце сентября коренные жители Камчатки – ительмены – отмечают Алхалалалай. Это древний обрядовый праздник благодарения ворона Кутха, которого коренные жители считают прародителем полуострова. Впервые праздник описал известный российский ученый Степан Крашенинников в первой половине XVIII века.

Где: Камчатка

Охота за полярным сиянием

Лучшее время для наблюдения за полярным сиянием – с конца сентября до конца марта. За этот период оно проходит четыре стадии интенсивности: от монохромного (почти белого) до самого яркого. Не забудьте выспаться и одеться тепло, так как пик сияния – с полуночи до 3 часов ночи.

Где: Мурманская область

Октябрь

Фестиваль ряпушки

Ряпушка – один из главных специалитетов на гастрономической карте Карелии. В течение трех дней участники соревнуются за звание лучшего рыболова на озере Куйто.

Где: Карелия

Всемирный день защиты животных

Отмечать этот день решили в 1931 году во Флоренции на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы. Дата выбрана неслучайно – именно 4 октября в Италии празднуют день святого Франциска Ассизского, покровителя и защитника животных.

Где: Весь мир

Ноябрь

День моржа

Праздник был учрежден в 2008 году по инициативе WWF Россия и Совета по морским млекопитающим и отмечается 24 ноября. Его цель – привлечь внимание к сокращению популяции крупнейших ластоногих обитателей северных вод.

Где: Вся Россия

Хололо

Праздник корякского народа – Хололо – знаменует конец охоты на нерпу. Коряки исполняют ритуальные танцы и песни, угощают гостей национальными блюдами и благодарят морского зверя за хороший сезон.

Где: Камчатка

Декабрь

Arctic Open

На Международном кинофестивале стран Арктики Arctic Open талантливые режиссеры из северных уголков мира представляют свои картины, главная тема которых – человек на Крайнем Севере. Также киносмотр готовит богатую социальную, культурную и образовательную программы.

Где: Архангельская область

Пэгытти

На Чукотке встречают Новый год не только первыми в России, но и еще на неделю раньше. В дни зимнего солнцестояния 21–22 декабря празднуют Пэгытти – национальный чукотский Новый год.

Где: Чукотка

Теги

  • # Арктика
  • # Крайний Север
  • # КМНС
  • # Чукотка
  • # Якутия
  • # ЯНАО
  • # НАО
  • # ХМАО
  • # Архангельская область
  • # Мурманская область
  • # Республика Коми
  • # Республика Карелия
  • # Красноярский край
  • # Коряки
  • # Ительмены
  • # Вепсы
  • # Саамы
  • # Ханты
  • # Ненцы
  • # Юкагиры
  • # Эвенки
  • # Эскимосы
  • # Чукчи
  • # Нганасаны

Праздники и обряды

Из календарных праздников води наибольшее число обрядов было приурочено к следующим датам:

Егорьев день – 23 апреля (6 мая) – В этот день происходил первый выгон скота. Сохранились сведения об обряде разжигания костров на краю деревни, в котором участвовала молодежь.

Иванов день – 24 июня (7 июля) – В канун этого дня повсеместно разжигали костры. Были широко распространены гадания девушек.

Ильин день – 20 июля (2 августа) – В этот день происходили совместные общинные трапезы – «братчины». К Ильину дню был приурочен ритуальный лов рыбы. Первую рыбу жарили и бросали обратно в реку, всю остальную подавали к общему столу.

Ежегодно, начиная с 2000 года, в июле, в деревне Лужицы проходит водский праздник «Лужицкая складчина». Его часто называют «праздником деревни», т.к. новая традиция связывает его с первым письменным упоминанием деревни Лужицы в Переписных оброчных книгах 1500 года. В программе праздника рассказы о древней и современной истории водского народа, о жизни водской деревни и о судьбе её жителей; выступления фольклорных коллективов и застолье вскладчину. Одним из самых ярких эпизодов праздника является » хождение чудами». Девиз праздника: «Нас мало, но мы есть!»

Обрядность жизненного цикла

Родильная обрядность

Родильная обрядность води мало исследована. После родов к роженице обязательно приходили замужние женщины деревни, приносили  деньги и угощение.

Свадебная обрядность

 Из семейных обрядов води  наиболее интересна свадьба, которая вплоть до начала XX века сохраняла архаичную символику брака-союза двух родов и ритуалы ухода невесты из дома отца и принятия её в «род» мужа.  Для води был характерен достаточно свободный выбор брачного партнера самими молодыми людьми. Сватовство делилось на два этапа – собственно сватовство и табаки («табакад»), когда в дом невесты приезжали жених, его родители и сват и привозили с собой табак, пироги («чиима-пиирага»). Ритуальное курение табака всеми участниками церемонии было знаком закрепления договора.

Собственно свадьба в прошлом была двухконечной (двухходовой): после венчания жених и невеста разъезжались по своим домам, где праздновали каждый со своими гостями. Жених ехал за невестой только на следующий день. В XIX веке эта традиция постепенно исчезла. Теперь после венчания вся процессия отправлялась в дом жениха. Непременным элементом свадебного стола были караваи курсси (в ходе свадьбы их не ели).

Обязательным элементом обрядности второго дня свадьбы был выход молодой за водой к колодцу, который сопровождалось пением и музыкой. Во время выхода за водой всем гостям демонстрировали подарки, приготовленные невестой для родни жениха.

По сведениям XVIII века в ходе свадебной церемонии невесте брили, а позднее коротко обрезали волосы, что символизировало ее переход в категорию замужних женщин. К концу XIX века этот обычай ушёл в прошлое.

Спаньё в сарае

Девушки с парнями ходят спать в сарай. Спали парами и спали артелью.

Потом парень спросит у девушки: » Пойдёшь за меня замуж, тогда я отправлю сватов?». Девушка говорит, что: » Пойду». Тогда парень говорит: «Я отправлю сватов сегодня или завтра». Они идут утром из сарая прочь; девушка — в свой дом, парень тоже в свой дом».

Парень объявляет родителям о своём желании жениться

Девушка дома не говорит ничего, что её обещали прийти сватать. А парень идёт домой, говорит своим матери или отцу: » Тата и мама, я хочу жениться». Потом парень слушает, что скажут отец с матерью. Тогда мать скажет: » Возьми, как хочешь, тебе надо с ней жить, а не нам. Если тебе хорошо, так и нам будет хорошо. Однажды надо сделать такой шаг. Иди, спроси у дяди или крёстного, который из них хочет идти сватать. Пускай идёт с богом!»

Парень просит дядю или крёстного сходить за молодкой

Парень идёт к дяде с волнением.  Парень говорит: «Хочу жениться!» — » Кого ты хочешь взять?» — » Потом узнаешь, когда пойдут сватать».

И побежал парень к крёстному. » Крёстный, я пришёл к тебе с небольшой просьбой». — » За каким таким делом ты пришёл, крестник?» — » Я хочу тебя просить, крёстный, не сходишь ли мне сегодня вечером за невестой?»

Парень пошёл домой. Крёстный пошёл к невесте.

Крёстный отец парня идёт к невесте

Пошёл в комнату. Задел ногой за ухватки и вытащил их на пол. Сказал: «Здоровья вам!» Затем сел на скамейку: » Я слышал, что у тебя есть яблоня на продажу. Мы хотим купить и посадить в своём саду». Максим говорит: «У нас и в деревне-то нет яблонь»! — «У вас есть, чего нам недостаёт». И Максим сообразил, что пришли за его дочкой. Крёстный спрашивает у девушки: » Будешь ты выходить замуж?» Девушка говорит: «Один раз выходить замуж нужно». Тогда опять крёстный спрашивает: «Можно ли завтра тогда прийти? — Девушка отвечает: » Приходите». Крёстный идёт, парню говорит: » Звали завтра обратно».

Парень вместе с крёстным отцом сватают

Вечером парень идёт с крёстным второй раз. Отец опять спрашивает у девушки: » Хочешь ты идти к ним?» — » Ведь я вчера тебе говорила, что один раз надо идти замуж». «Ну, пойдешь, так иди. Силком мне тебя не удержать». Тогда жениха крёстный говорит: «Теперь принесут вина, покрестятся богу и дадут платок».

Невеста будет давать платок

Крёстный идёт принести вина из кабака. Девушка идёт звать своих родственников: дядь, тёть, крестного и крёстную, и некоторых соседей: » Приходите пить вина, я стану давать платок». Соседи говорят: «Вот как, ты, правда, замуж идёшь?» Девушка опять в ответ: «Ведь раз надо идти». Соседи говорят: » Придём «. Пришли все родственникиНевеста идёт, берёт из кирсту платок, даёт отцу или матери в руки. Поворачиваются в сторону иконы, зажигают свечи и лампадку и крестятся богу. Потом дают мать и отец девушки жениху платок. А парень даёт матери невесты рубль денег. Девушкина мать, как даст парню платок, парень вытрет девушкиной матери рот платком, затем свой и потом поцелуются. < Отец девушки сажает за стол свата и свою родню. Сват сидит в божьем углу за столом, жених сидит напротив, рядом с дверью. Девушка в другой комнате с другими девушками.

Сват наливает вина, даёт отцу девушки говорит: «Выпей, теперь будем нового рода». Отец девушки берёт левой рукой стакан, перекладывает в правую руку и повернётся в сторону Божьего угла, перекрестится и скажет: «Ну, теперь да поможет Бог, дай Бог счастья и умения друг друга слышать и любить. Потом называет свата «родственником», а жениха «зятем»: » Здорово пить, родственник и зять». Потом сват нальёт матери.

Потом даст сват жениху стакан вина. Жених возьмёт в руку, пьёт и идёт прочь; домой, если дом близко, а если далеко, то здесь, в коридоре или в другой комнате сидит.

Как жених возьмёт стакан в руки, тогда девушки возьмут печные заслонки в руки, идут жениху под нос, бьют по заслонкам палками и начинают петь. Из комнаты идут с песнями на улицу, стучат палками по заслонкам и идут по деревне с песнями, всё только бьют заслонками. Сват раздаёт вино родственникам невесты, потом деревенским мужикам и всем, кто придёт смотреть.

Потом придут девушки обратно в комнату с песен. Спросят у свата: «А нам бутыль вина!» Сват даст им бутыль вина. Девушки возьмут вдвоём и отнесут в другую комнату, дадут невесте в руки. Молодая возьмёт эту бутыль с вином, возьмёт рюмку в руки и станет раздавать девушкам. Прежде себе возьмёт первую рюмку, потом и другим по очереди.

Потом принесут девушки пустую бутыль, завязанную поясом за горлышко и дают свату через стол и скажут: «Вперёд не забывайте нас!»

Затем начнут гнать свата из комнаты: «Идите прочь! Идите прочь! Невеста хочет плакать в голос, да вас стесняется». Сваты говорят: «Идём, идём. Слава Богу, наконец, достали невесту, теперь мы пойдём с хорошим настроением прочь». И пойдут из комнаты.

Похоронная обрядность

В похоронной обрядности сохранялись многочисленные языческие пережитки. Долгое время обычными были захоронения в святых рощах. Могилы могли обкладывать камнями. Останки сородичей, кремированных на стороне, водь помещала в специальные оградки из булыжников. Захоронения в один курган совершались иногда в течение многих десятков лет. Заметное влияние русской культуры отражается на погребальном водском обряде, который служит важнейшим идентификатором. В XIII веке обряд трупосожжения в каменных оградках сменяется трупоположение в грунтовых ямах, хотя оба типа захоронений какое-то время сосуществуют.

Источники:

  1.  www.etno.clow.ru
  2. www.kolpino-sity.ru

Назад в раздел

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Полгода праздник ребенку
  • Помолвка у армян что подарить
  • Полгода отношений это праздник
  • Помолвка сценарий ведущего
  • Покш эрзянь чи мордовский праздник