Понятие детского праздника

Cкачать: Консультация для педагогов на тему "Детские праздники"

Детские праздники

Виды и формы детских праздников

Детский праздник – один
из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор для
творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы,
воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце.

Здесь крайне актуален
вопрос о восприятии праздника не только как формы досуга, но и как
культурно-образовательного явления, способствующего развитию личности и
воспитанию. Недооценка этого фактора праздничного поведения совершенно очевидна
и, к сожалению, не только в массовом сознании, но и для педагогической
общественности и многих публикаций.

Особая педагогическая
ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному
человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно
значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные
эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого
взаимодействия детей и взрослых.

Массовой практике присуще
большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых
постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные
представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы,
спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады,
юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и др. Все они, как правило,
составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с
детьми. Важная роль в реализации культурно-досуговой деятельности принадлежит
учреждениям дополнительного образования детей.

Можно выделить следующие
виды праздников, в которых возможно участие детей:

— церковные праздники,
главными из которых являются Рождество и Пасха и др.;

— календарно-обрядовые
праздники — Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы,
праздник урожая;


профессионально-трудовые праздники (день учителя и т.д.);

— гражданско-личностные
праздники, или семейные (свадьба, день рождения, юбилей и т.д.)

— спортивные праздники;

— праздники для детей;

— мемориальные праздники,
связанные с жизнью и творчеством великих русских поэтов и писателей, художников
и композиторов;

— юбилейные праздники
городов (День города), областей и республик.

Идея, сущность и эффективность праздника

Участники праздника –
взрослые и дети. По оценке специалистов взрослые участники праздника, и дети,
выполняя несложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых
праздничных действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют
потребности в общении, разумной интимности, субординационных отношениях. Такие
отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников
в коллективных взаимоотношениях, «разумно снисходительны», т.к. никто никого не
осуждает за неточность выполнения заданий или за недостаток необходимых сил,
здесь не ставятся оценки, а создается поле взаимопомощи, взаимоподдержки,
разумного (сродни деловому) взаимодействия.

Итак, игры на празднике
(обязательный атрибут праздничного веселья) – активное средство самовоспитания
детей и удовлетворения потребности в деятельности («Дети сами без понукания
выполняют в своих играх, досугах требования быть честным, терпеливым,
настойчивым, волевым, терпимым и т.д., иначе, они – игры, досуги – просто не
состоятся»). Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку; находят в новом
старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить
идею.

Художественное содержание
праздников воплощается в музыке, в песне, стихах. В народных сказках,
пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с
другой – разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и
праздники.

Почти у каждого
календарного праздника – своя тема, отражающая историю народа, страны, мира.
Праздник – тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому
взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться,
создавать художественные образы.

Значимая идея праздника –
это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых
историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции
общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели
досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений,
которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают
ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром.

Художественно-педагогическая
значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными,
близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:

— абсолютная
добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами
досуговой деятельности того или иного праздника;

— свободный выбор детьми
разнообразных сюжетов, ролей, положений, поведения праздничного действия;

— наличие в праздниках
глубинных народных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов,
церемониалов, символов и атрибутов принципиального характера, отработанных
социальным временем развлечений и художественных актов, жанров самодеятельного
искусства, состязаний, фольклора.

Сущность праздника
невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего
стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их
мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации
воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности
(познанию, труду, эстетике, общению), – праздник представляется в качестве
всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник
выступает психологическим посредником в обеспечении процесса сотрудничества.
Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и
игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере
социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности
человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных
эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и
сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно
окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее
эстетически оцениваемый продукт, и в итоге – развитие творчески-эстетических
задатков и способностей.

Возникновение и
становление праздника как любого вида духовного бытия человека связаны не в
меньшей мере и с удовлетворением такой потребности человека, как игра. Праздник
и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и
это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности. Таким
образом, праздник и игра – важные составляющие деятельности подростков,
практическое совершенствование которой должно базироваться на прочной
научно-педагогической основе. Здесь важен новый подход, опирающийся на научную
методологию, предполагающий глубину идейно-теоретического содержания, серьезные
философские обобщения, полный и точный учет реалий современности и научно
обоснованное предвидение будущего.

Многообразные виды
деятельности, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки и
проведения праздника, творческие, познавательные, игровые, общественные и др.,
чтобы действительно влиять на развитие ребенка, на динамику его способностей,
должны обладать определенными характеристиками. Мотивационно-потребностная
сфера личности развивается, когда, во-первых, связывает деятельность с ведущими
возрастными тенденциями, выводит растущего человека из зоны «актуального
развития» в зону «ближайшего развития»; во-вторых, проявляется в осознанном
целеполагании, связанном с моментом преодоления себя; и, в-третьих, когда ее
влияние охватывает не только начальный период деятельности, но распространяется
на весь процесс.

праздник обусловлен не
только деятельностью, но всеми сторонами человеческой личности, на которые он
призван воздействовать. Поэтому представляется правомерным при построении
модели праздника и его результата исходить не только из выводов деятельности
детей и подростков, а учитывать разные стороны целостной личности подростка в
системе общественных отношений.

Эффективность праздника
обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной,
рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно
проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и
взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает
целостность влияния данного феномена. Таким образом, педагогически
целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное
развитие подростка. И действительно, диапазон задач детских праздников довольно
широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы,
деятельности учреждений дополнительного образования, детских клубов, парков,
центров творчества, что создает определенную педагогическую систему детских
праздников.

В реальном художественно-педагогическом
процессе создания детского праздника активно взаимодействуют взрослые и дети,
что позволяет им выходить на качественно новый уровень сотрудничества и
выражается в изменении их ценностных ориентацией, взаимоотношения и взаимопонимания.
Именно данная педагогическая модель может служить основой построения целостного
процесса развития личности при организации детского праздника, разумеется, с
учетом местных особенностей и условий. Весте с тем решающая роль в успешном
осуществлении этого процесса принадлежит коллективу специалистов и
педагогов-организаторов, их подготовленности, слаженности, взаимопониманию и
взаимодействию с детьми. Подводя итоги, можно определить праздник как категорию
педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения
ребенка. Цель его – в познании юными гражданам окружающего мира, развитии их
морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков
организатора, умении постигать человеческую науку общения.

Понимание детского
праздника, как сложной системы различных субъективно-объективных и
личностно-общественных отношений и основанных на них видов деятельности детей и
подростков, позволяет выявить основные элементы праздника и структурные
взаимоотношения между ними. Праздник объединяет в себе различные
характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и ее
оценкой, выражением духовного мира личности и социальным явлением, видом
игровой, эстетической деятельности, средством воспитательного воздействия. И
все эти характеристики системно взаимосвязаны, являясь разными аспектами
нерасторжимого в своей целостности художественно-педагогического процесса
взаимодействия детей и взрослых в проведении праздника.

Педагогическое
взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника определяется
как система коллективных художественно-творческих дел детей и взрослых в ходе
педагогически организованной совместной деятельности. Участие в праздничном
действии в существенной степени формирует инициативность, уверенность в себе,
настойчивость, искренность, честность ребят. Коммуникативный характер праздника
настолько очевиден, что сама система детских праздников способна превратиться в
мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия.
Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений),
ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах
деятельности). Эмпатийное единство участников праздника (детей и взрослых)
помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному
ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей.

Праздник это творческая
метафора жизни. В мире детства он образует уникальный педагогический феномен.
Детские праздники создают единое культурно-образовательное пространство,
помогая формированию нового поколения, интегрированного в современное
социальное общество.

Формирование и развитие психических
процессов детей

Развитие психических
процессов в дошкольном детстве обусловлено рядом факторов. Согласно
культурно-исторической концепции развития Л. С. Выготского и его научной школы
основным из них становится социальная ситуация развития ребенка. Под социальной
ситуацией развития следует понимать форму значимых для ребенка отношений с
окружающей его социальной действительностью на протяжении разных возрастных
периодов жизни. Социальная ситуация развития влечет за собой динамические
изменения в психическом развитии ребенка, поскольку определяет формы и пути его
развития, виды деятельности, приобретаемые им новые психические свойства и
качества. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и
неповторимой социальной ситуацией развития, только изучив которую можно понять,
как возникают и развиваются психологические возрастные новообразования ребенка.

Внутри социальной
ситуации развития возникает и развивается ведущий вид детской деятельности.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

Ведущая деятельность —
это только та деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения
в психике ребенка и внутри которой у него развиваются психические процессы,
подготавливающие его переход к новой высшей ступени развития (см. табл. 2).

Подчеркнем еще раз, что
ведущая деятельность получает свое развитие в рамках конкретной социальной ситуации
личностного становления ребенка.

Признаком перехода
ребенка к новой ступени развития становится изменение вида ведущей детской
деятельности, но вместе с тем новая ведущая деятельность не отменяет
предшествующую, а позволяет ей усложняться и углубляться.

Таблица 2.

Ведущие вилы деятельности
и развитие психических процессов в дошкольном детстве

Возрастной период

Естественная социальная
ситуация развития

Ведущий вид
деятельности

Психические
новообразования

От рождения до года

Взрослый ухаживает и
общается с ребенком, удовлетворяет и вместе с тем контролирует его
потребности. Тесная связь жизни ребенка с деятельностью взрослого,
жизнеобеспечивающая зависимость от взрослых

Непосредственное
эмоциональное общение ребенка со взрослыми

Потребность в общении;
хватание как основа мануальных и предметных действий; физическая
самостоятельность (овладение ходьбой); овладение речью (звукоподражанием)

От 1 года 40 3 лет

Взаимодействие со
взрослыми и сверстниками обусловлено эмоциональной импульсивностью ребенка,
быстрым переходом от одного эмоционального состояния

Предметно-манипулятивная
деятельность

Опыт освоения
предметного мира и простейших манипуляций с предметами; развитие
наглядно-действенного мышления; возникновение новых социальных

Таблица 2 (продолжение)

Возрастной период

Естественная социальная
ситуация развития к другому и индивидуализмом.

Ведущий вид
деятельности

Психические
новообразования

мотивов – войти в жизнь
взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними как взрослые;
образование системы «Я» и развитие потребности действовать самому

Появление конкретных
страхов. Зарождение потребности в признании и уважении. Начинает
перестраиваться социальная позиция ребенка по отношению к людям, к авторитету
матери и отца. Ребенок ищет свое место в пространстве социальных отношений.
Доминирует совместная деятельность со взрослым, при этом возникает интерес к
детям, к общению с ними

От 3 до 5,5 лет

Появление круга элементарных
обязанностей. Изменение характера взаимодействия со взрослыми:
самостоятельное выполнение просьб и указаний взрослого, переход к
самостоятельной деятельности. Интерес к миру взрослых, их деятельности и
взаимоотношениям.

Игровая деятельность (сюжетно-ролевая
игра)

Освоение социальных
ролей и связей, социальных отношений; развитие

наглядно-образного
мышления; развитие способности к замещению и пространственному моделированию;
развитие познавательных интересов; развитие произвольности в эмоциональной
сфере; появление новых

Возрастной период

Естественная социальная
ситуация развития. Возникновение взаимоотношений со сверстниками, образование
«детского сообщества». Возрастающее осознание образа «Я» и значения своих
поступков. Ориентация на положительное подкрепление и поддержку со стороны
взрослых

Ведущий вид
деятельности

Психические
новообразования социальных мотивов – заниматься общественно значимой и
общественно оцененной деятельностью

От 5,5 до 7 лет

Самосознание и представления
о целостной картине мира все больше сближают детей друг с другом, зарождается
самобытная детская субкультура. Для ребенка важна не только оценка взрослого,
но и признание в группе сверстников, личная успешность и достижения.
Ориентация на самопрезентацию «Я» и высокий результат в предпочитаемых видах
деятельности. Углубление и систематизация познавательных интересов.

Игровая и продуктивная
полидеятельность; переход к учебной деятельности

Опыт осознания своей
внутренней жизни, своих чувств и переживаний (самолюбие и самооценка,
самосознание); стремление к разностороннему общению; развитие логического и
понятийного мышления; соподчинение мотивов деятельности и начало формирования
индивидуальной мотивационной сферы; компетентность; освоение новой социальной
позиции

Таблица 2 (окончание)

Возрастной период

Естественная социальная
ситуация развития

Ведущий вид
деятельности

Психические
новообразования

Возникновение интереса
к будущему обучению в школе, осознание необходимости учебной деятельности,
ценности образования и в связи с этим будущих жизненных перспектив

В контексте ведущей
деятельности происходит активное развитие всех психических функций ребенка,
приводящее к их качественным изменениям. И именно эти изменения являются
источником противоречий в системе отношений ребенка и взрослых и способами
деятельности, поскольку новые возможности не соответствуют старой форме
взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью и, прежде всего людьми.
Это несоответствие называется кризисом развития.

Что
такое кризис развития и к каким новообразованиям он ведет?

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

Кризис развития, по
определению Л. С. Выготского, это сосредоточение резких и капитальных сдвигов
и смещений, изменений и переломов в личности ребенка.

Это переломный пункт в
нормальном течении его психического развития. Кризис – это цепочка, прежде
всего, внутренних изменений ребенка, влекущих за собой перестройку
внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение
потребностей и побуждений, движущих его поведением.

Благодаря кризису
развития возможен переход от одного этапа психического развития к другому, от
завершения одного возрастного периода к началу следующего. На протяжении
дошкольного детства ребенок переживает четыре кризисных периода: кризис
новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет.

Преодоление ребенком
кризиса во многом зависит от его жизненной ситуации, от того, как значимые
взрослые (родители, воспитатели) учитывают происходящие с ним изменения и в
соответствии с ними выстраивают взаимоотношения и взаимодействие. Немаловажную
роль в мягком течении кризиса играет воспитание. «Кризисов вовсе может не быть,
если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно
управляемым процессом – процессом воспитания», – писал А. Н. Леонтьев.

Взаимодействие социальной
ситуации развития и ведущего вида деятельности через разрешение противоречий
кризисного периода приводит к возникновению психологических новообразований,
составляющих сущность каждого возрастного периода.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ

Под психологическим
новообразованием понимается широкий спектр психических явлений от психических
процессов до отдельных свойств личности (обратите внимание на последний столбец
в табл. 2 данного подраздела).

Психологические
новообразования подразумевают психические и социальные изменения, возникающие
на данной ступени развития, и определяют сознание ребенка, его отношение к
среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в целом. Психологические
новообразования представляют собой обобщенный результат всего психического
развития ребенка за определенный период и становятся исходной точкой для
развития психических процессов и личности ребенка следующего возраста (Л. С. Выготский).

Как
учитываются психические особенности ребенка при проектировании педагогического
процесса?

Особенности развития
психических процессов ребенка в дошкольном детстве характеризуются рядом
принципов (В. П. Зинченко), которые необходимо учитывать при проектировании
технологий воспитания, обучения и развития дошкольников, при организации
исследования проблем современного детства. К ним относятся такие принципы, как:

творческий характер
развития, проявляющийся в порождении ребенком знаков, символов, когда он уже с
младенчества выступает субъектом культуры;

ведущая роль
социокультурного контекста развития, по-разному проявляющаяся в разных периодах
детства и влияющая на овладение ребенком простейшими орудиями и предметами,
мимику и жесты, картину мира, характер деятельности и поведения;

особая значимость
сенситивных периодов развития (разных для разных возрастов), то есть периодов,
наиболее чувствительных к осознанию, усвоению и реализации норм, форм, условий
человеческой жизнедеятельности (языка, способов общения, способов продуктивной
деятельности и др.);

совместная деятельность
взрослых и детей как движущая сила развития ребенка, передача детям взрослыми
достижений исторического развития человека;

наличие ведущей
деятельности в каждом возрастном периоде и законы ее смены как основа
преемственности периодов психического развития ребенка;

определение зоны
ближайшего развития растущего человека. «Зона ближайшего развития ребенка – это
расстояние между уровнем его актуального развития, определяемым с помощь задач,
решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью
задач, решаемых под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными
товарищами» (Л. С. Выготский);

амплификация (обогащение,
расширение, углубление) детского развития как условие свободного поиска и
нахождения ребенком себя в материале, той или иной форме деятельности и
общения;

непреходящая ценность для
становления полноценной личности всех этапов детского развития, которая не
позволяет форсировать процесс перехода ребенка от одной ступени развития к
последующей (например, от образа к слову, от игры к учению, от предметного
действия к умственному и т. д.). Каждый этап должен исчерпать себя, тогда он
обеспечит благоприятные условия для перехода к новому, а его достижения
останутся на всю жизнь;

принцип единства аффекта
и интеллекта, или принцип активного деятеля, означающий становление сознания в
результате совместной деятельности аффективной и личностной составляющих.
Рассмотрение всех психических явлений сквозь призму их возникновения и
становления в деятельности;

опосредующая роль
знаково-символических структур в образовании связей между предметами и
действиями;

интериоризация и
экстериоризация как механизмы развития, означающие переход от внешнего к
внутреннему и наоборот;

неравномерность и
гетерохронность развития, проявляющиеся в том, что различные психические
функции, свойства и образования развиваются неравномерно, колебательно и
неоднородно. Данный принцип позволяет объяснить индивидуальный теми развития
психических процессов у ребенка.

Формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов средствами
музыкального искусства

Эстетическое воспитание
направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и
понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно
действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной
деятельности. Одним из ярких средств эстетического воспитания
является музыка. И прежде всего надо развивать у ребенка музыкальность.

Первый признак
музыкальности — способность чувствовать характер, настроение
музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное
отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя,
вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями. Например ритмичное
звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле
заставляет грустить.

Второй признак
музыкальности — способность вслушиваться, сравнивать, оценивать
наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Например, дети сопоставляют
простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий), различают простейшую
структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и
т.д.).

Третий признак
музыкальности — проявление творческого отношения к музыке. Слушая ее,
ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении,
игре, танце. С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное
отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.
Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

Огромную роль в развитии
духовности детей играет фольклор, вобравший в себя народную мудрость, моральные
и нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов.
Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки — это то неоценимое богатство,
которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать
творческой личностью. На своих занятиях мы с детьми проговариваю пословицы,
инсценируем песни, потешки, попевки. Русскую народную музыку и сказки
используем на праздниках, развлечениях. Разве можно устоять на месте, когда
звенят бубны, трещат ложки, развлекают разудалые скоморохи, и замечаю, как дети
эмоционально раскрываются и активно включаются в игровые ситуации.

Таким образом, народное
искусство, глубоко проникая в жизнь ребенка, формирует его
эмоционально-эстетическое восприятие родной культуры.

Основными составляющими
нашей деятельности являютсямузыкально-эстетические занятия, включающие
театрализацию как средство для раскрепощения и эмоционального развития детей.
Ведущая роль в становлении творческой личности принадлежит классике. На
занятиях я наблюдаю, что многие дети совершенно незнакомы с классической
музыкой. Для большинства детей эталоном музыкального искусства являются
популярные эстрадные песни и их исполнители. Но я стараюсь придерживаться
классического репертуара, и надеюсь, что мне удастся привить детям хотя бы
минимальный интерес к классической музыке. Отрадно видеть, когда малыш может похвастаться
родителям, что он знает композиторов и названия музыкальных произведений,
различает звучание инструментов симфонического оркестра.

Немаловажное значение в
нашем дошкольном учреждении имееттеатрализованная деятельность. Театрализация —
это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.

В. Сухомлинский
говорил: «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире
сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

На наш взгляд,
театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством,
формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка
различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

Коллектив нашего детского
сада на протяжении нескольких лет углубленно занимается развитием
театрально-игровой деятельности, постановкой детских сказок. Прежде всего мы
создали условия для театрально-игровой деятельности детей: вместе с
воспитателями изготовили теневые и пальчиковые театры, сделали ширму с
занавесом для смены декорации во время спектакля, костюмерную и гримерную. С
помощью родителей готовим костюмы к сказкам.

Дети уже не первый год
показывают разные спектакли, сказки. Это «Гадкий утенок», «Золушка», «Аленький
цветочек» и другие. Трудно поверить, что в спектаклях заняты не
профессиональные актеры. С какой душой, с какой отдачей каждый ребенок
стремиться донести до зрителей образ своего героя. И не только музыкальное
оформление спектакля и декорации завораживают зрителей, но и каждый жест,
интонация голоса, движение маленьких актеров находят отклик в душах взрослых.
Детям очень нравиться выступать, показываться в костюмах, представлять себя
сказочными героями. Все это дает им ощущение радости и чувство удовлетворения
от сделанного. Ощущения, полученные при выступлениях в спектаклях, ребенок
переносит в реальную жизнь и, соответственно, по-другому начинает вести себя на
занятиях, в семье, со сверстниками. Дети более внимательно слушают и лучше
воспринимают любой материал, энергичнее работают, а главное, получают от своего
успеха истинное наслаждение.

В театрально-игровую
деятельность вовлекаем ребят, начиная с младшего дошкольного возраста.
Малыши — зрители, но в то же время и исполнители отдельных номеров (девочки
исполняют танец цветов в сказке «Гадкий утенок», маленьких птенчиков – в сказке
«Аленький цветочек»).

В средней
группе продолжаем обогащать впечатления детей, развиваем их игровые
навыки. Дети этого возраста предпочитают кукольный театр, так как его
необходимый атрибут — ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от
зрителя.

Ребята старшего
дошкольного возраста уже более свободно ведут себя на сцене и активно
участвуют в театрализованных играх и драматизациях. На утренниках мы обыгрываем
сказки, где главные действующие лица — звери. Роль зверей служат прекрасным
поводом для освобождения, раскрепощения мышц.

Текст пьес, сценарии,
сказки выбираем вместе с воспитателями, учитываем знания и интересы детей, в
соответствии с данным возрастом. Стараемся, чтобы каждый ребенок заинтересовался
сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. Проводим с ребятами
беседу, с помощью которой учим их вникать в суть, поведения персонажей.

Далее предлагаем детям
прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж. Ребята переносятся в
сказочный мир, у них возникают различные эмоции и переживания. Затем разучиваем
с детьми текст, особо обращая внимание на выразительность речи.

При распределении ролей
учитываем индивидуальные особенности детей, их возможности. Нас волновал вопрос:
а как быть, если не все желающие смогут получить роль? Решили на каждую роль
назначать дублера. Это дает возможность малоактивным детям преодолеть в себе
робость, присмотреться к товарищу, по-своему создать сказочный образ. Ребятам
подготовительной к школе группы предоставляем возможность самим распределять
роли.

Большую работу детский
сад проводит с родителями: оформили стенд «Художественное творчество детей» с
цветными фотографиями, где видно, как дети участвуют в театрализованной
деятельности.

Проводим консультации для
родителей на темы «театрализация в детском саду», «Значение музыкального
искусства в развитии эмоциональной отзывчивости», «Развитие творческих
способностей дошкольников на музыкальных занятиях» и т.д.

В заключении хочется
сказать, что ТЕАТР — универсален, он включает в себя почти все виды
искусства и эстетической деятельности человека. Создание театра в нашем детском
саду способно привести к удивительным, на наш взгляд, результатам. Дети,
имеющие разные способности и наклонности, обязательно найдут свое место в
жизни, а вслед за этим почувствуют и свою ответственность за создаваемые
поступки. Чувство ответственности приведет ребенка к определенным важным для
жизни качествам: трудолюбие, чувство партнерства, любознательность. Общий
процесс творчества будет способствовать сближению детей, осознанию ими того,
что вместе можно сделать больше и интереснее.

Развитие коммуникативных
навыков дошкольников через различные виды музыкальной деятельности

Дошкольное детство представляет важный период в становлении
личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. Проблема развития
коммуникативных навыков общения у ребенка — одна из актуальных проблем
дошкольной педагогики. Коммуникативные навыки  — это навыки общения, направленные
на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой. Общение – одна
из основных психологических категорий. Человек становится личностью в
результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит
развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно
общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению
ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и
самого себя.      

        Музыка является одним
из важнейших средств гармоничного развития личности.
      Начиная с раннего возраста мы приучаем
детей  слушать музыку. Воспитываем  интерес к музыке, эмоциональную
отзывчивость на яркие, образные произведения.    Сначала это
совсем коротенькие  пьесы, к подготовительной группе продолжительность
звучания музыкального репертуара значительно увеличивается. Для более
точного   восприятия побуждаю детей внимательно слушать музыку,
обращаю  внимание на культуру слушания  (умение слушать музыку молча,
высказываться только по окончании звучания). Обсуждая прослушанные
 произведения,  побуждаю детей к развёрнутому  высказыванию,
когда  ребенок  излагает свои мысли подробно и обстоятельно.
 Обращаю  внимание и на культуру общения,  чтобы дети  не
выкрикивали, перебивая друг друга, умели выслушать товарищей.

      Пение – один из самых любимых видов
музыкальной деятельности. Песня помогает справляться с трудностями, благотворно
влияет на психическое состояние человека. Благодаря слову песня более доступна
детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Текст песни помогает
ребенку лучше понять музыкальный образ. Исполнение песен объединяет детей,
создает условия для их  эмоционального музыкального общения. Доказано, что
пение тесно взаимосвязано с общим развитием ребенка и формированием его
личностных качеств. Поэтому особое внимание  уделяю подбору песенного
репертуара, который направлен на развитие вокальных и коммуникативных
навыков.  (Например,  коммуникативная игра «Здравствуйте» для
младшего дошкольного возраста  и     
коммуникативная игра     « Дружок – колобок» для
старшего дошкольного возраста  Е. Картушиной.  В пении и песенном
творчестве использую приёмы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать
свой голос под его пение. ( Например,   пение по очереди, пение 
небольшим ансамблем,  с солистами, творческие задания «Придумай и спой
песенку», «Закончи мелодию», дидактическую  игру  «Передай звук по
цепочке».)  Большую помощь в развитии коммуникативных навыков дошкольников
оказывают   игры с голосом. У ребенка  развиваются не только
 вокально-певческие навыки, он избавляется от детской стеснительности,
неуверенности в себе, боязни публичного выступления.
                     

     Музыкальная игра — самый органичный из
всех видов музыкальной деятельности. Потребность в игре заложена в ребенке
самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие
содержания  музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного
общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя  в этой
сфере.  Музыкально-дидактическая игра учит работать в составе малых
групп,  оказывая поддержку и помощь друг другу.  В малой группе
ребёнок постепенно научается прислушиваться к мнению товарищей, 
признавать и  поддерживать его, согласовывать свои действия с ними.
 Музыкальная игра активизирует умственную деятельность ребенка, развивает
его самостоятельную музыкальную деятельность.  Играя, дети взаимодействуют
друг с другом. Правила игры едины для всех, дети учатся взаимодействовать в
коллективе сверстников. В своей работе использую игры на занятиях, включаю в
программу утренников и развлечений, в самостоятельную игровую деятельность.
Играя на музыкальных занятиях, на вечерах досуга, ребёнок тоже приобретает
навыки общения.

     Неоценимую помощь в работе  оказывают
коммуникативные танцы-игры.   Помимо развития музыкального слуха,
выразительности движений, ориентировки в пространстве — в коммуникативных
танцах-играх реализуется много  направлений воспитательной работы.
Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт,
инициативности, готовности к общению. Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру,
эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Развитие
позитивного самоощущения: состояние раскрепощенности, уверенности в себе, ощущение
собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском
коллективе. Многие коммуникативные танцы построены на жестах и движениях,
которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг
к другу. Тактильный контакт, осуществляемый в танце,  еще более
способствует развитию доброжелательности между детьми,  нормализации
микроклимата в детском коллективе. Коммуникативные танцы  использую на
занятиях, включаю в программу утренников и развлечений,   активно
подключаю к участию в них родителей.

      Игра в оркестре  открывает
детям  мир музыкальных звуков,  красоту   звучания разных
инструментов. Учит  положительному эмоциональному настрою от участия в
совместной деятельности, совместной   радости творческого
музицирования.  Работая над  музыкальным произведением, учу детей
исполнять музыку  слаженно, не выделяясь из общего звучания.
Объясняю  ответственность каждого ребенка   за общий результат
работы, умению взаимодействовать в коллективе сверстников, поддерживать своих
товарищей. Игра в оркестре  развивает сосредоточенность, внимание,
упорство  в достижении поставленной задачи, помогает ребенку
 преодолеть нерешительность,  робость, неуверенность в своих силах.
 Игру  на музыкальных инструментах включаю в программу утренников и
развлечений. В свободной самостоятельной деятельности дети музицируют в
музыкальных уголках  в своих группах.

      Игра-драматизация – это
коллективное и совместное со взрослыми действие, большая свобода для проявления
индивидуальности и творчества. В игре – драматизации  происходит 
общение детей между собой и  общение ребенка  со взрослыми, но в
новом качестве — через роль. Дети  с удовольствием  включаются в
игру, «входят в образ», переносят элементы спектакля в самостоятельную
игровую  деятельность.  Игра — драматизация способствует  
развитию не только творческих способностей дошкольников, но и навыков общения.
Способствует развитию  контактности, доброжелательности, взаимоуважения к
своим товарищам, ответственности за общий  результат деятельности.

      Развития коммуникативных умений и
навыков дошкольников способствует    изучение  народного
фольклора —  хороводов, народных круговых танцев,  народных игр.
 В фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, а все
присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Это очень
существенно тем, что снимается механизм оценивания, ребенок раскрепощается и
все внимание обращает уже  на процесс своего  участия в данном виде
деятельности. Фольклорные праздники, проводимые в нашем ДОУ, ( «Рождество»,
«Весенняя ярмарка» и т.д.) способствуют общению  детей не только в рамках
своей группы, но и всего ДОУ.    

     Дети  очень любят развлечения с
направленностью на организацию позитивного общения: «Дни рождения», совместные
концерты, вечера досуга.   Приглашаем родителей к творческому
сотрудничеству: участию в различных формах музыкально-творческого
взаимодействия ( к выступлению на детских праздниках и развлечениях, к
совместной реализации игровых творческих проектов, участию в конкурсах и т.д.)

      Музыкальное творческое воспитание
ребенка, развитие его природной музыкальности – это не только путь к
эстетическому образованию или способ приобщения к ценностям культуры, но
и  путь ребенка  к  одухотворенной счастливой жизни и самореализации
его как личности. Если все то, что мы «заложили» в наших детей пригодится им в
дальнейшей жизни, значит,  наш труд не прошел даром!

Русские народные праздники в
приобщении детей к национальной культуре и традициям

Культура русского народа складывалась веками. Она впитала в себя
все традиции, обычаи и обряды, бережно передаваемые из поколения в поколение.

Народное творчество – это живой чистый родник, который несет в
себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и нравственное
содержание. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство
нравственного воспитания, формирование мировоззрения и развития фантазий
ребенка. Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов
национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте. Народное
творчество способствует развитию памяти, влияет на оздоровление организма, на
развитие речи, обогащает словарь, развивает артикуляционный аппарат,
фонематический слух и так далее.

К числу многочисленных средств приобщения дошкольников к
национальной культуре относится и музыка. В настоящее время изменилось
отношение к народной музыке, праздникам. Музыка и народные праздники стали чаще
звучать и проводиться. Пение, игра на народных инструментах, танцевальные элементы
– все это комплексно используется в жизни детского сада.

Формы ознакомления детей с народной культурой могут быть самыми
разнообразными. Это занятия познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки,
наблюдения, празднования.

Раскрывая тему народного праздника надо обращать внимание детей на
изменение в живой и неживой природе, обрядовые действия, их нравственную
основу. Русские народные праздники по своей природе педагогичны, они включают в
единое праздничное действие и детей и взрослых. Народный праздник создает
возможность развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в
единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям. Русские народные
праздники по своей природе педагогичны, они включают в единое целое праздничное
действие и детей и взрослых. Народный праздник создает возможность развития
ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших
компонентов доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию
интереса детей не только к малым фольклорным формам, но и к музыкальному и
народному искусству в целом.

«Народные праздники имеют функции социальной терапии, отношений
внутри общности, обыгрывание норм этих отношений» (Д. Фрейзер).

Русские народные праздники позволяют решать многие задачи эстетического
и нравственного воспитания. Важнейшим принципом их реализации является
гуманизация целей педагогической работы с детьми. Именно через праздники
взрослый приобщает ребенка к народному искусству и создает условия для его
полноценного развития. Соприкосновение с народным искусством и традициями,
участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость
за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные
праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое,
свои истоки, историю и культуру своего народа.

Русский народный праздник был всегда открыт для новизны,
изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и
зарубежной культур, воспитывал церковную, православную, религиозную обрядность.
Через народные праздники происходит приобщение детей к истокам русской народной
культуры, истории. Итак, народные праздники как совместная деятельность
дошкольников, оказывает большое влияние на усвоение детьми нравственного
поведения.

В настоящее время приобщение ребенка к народной культуре, народным
традициям зачастую осуществляется с помощью народных календарных праздников,
которые становятся привычными в жизни ДОУ. В программу народного праздника
входят: народные песни, пляски, игры, хороводы, народные танцы. Знакомство
детей с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками дает
возможность научиться подмечать характерные особенности времен года, погодные
изменения, поведение птиц, насекомых, растений. Знакомство с музыкальным
фольклором позволяет научить детей слушать и петь русские народные песни,
водить с напеванием хороводы, выполнять движения русских народных танцев.

Народное творчество – это живой чистый родник, который несет в
себе особое историческое, эстетическое, национально-психологическое и
нравственное содержание. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как
средство нравственного воспитания, формирование мировоззрения и развития
фантазий ребенка.

Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов
национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте. Народное
творчество способствует развитию памяти, влияет на оздоровление организма, на
развитие речи, обогащает словарь, развивает артикуляционный аппарат,
фонематический слух.

Приобщение детей к народным праздникам помогает детям быть более
эмоциональными и раскрепощенными.

Основные понятия

Детский
праздник

– форма
досуга детей, представляющая собой
систему зрелищно-развлекательных
действий, которые связаны с каким-либо
жизненно важным событием.

Детский
утренник

– комплексная форма работы с детьми,
представляющая собой комплекс тематически
объединенных и композиционно выстроенных
идейно-художественных средств, имеющих
целью всестороннее развитие личности.

Дети
– особая социально-демографическая
группа населения, имеющая возрастные
границы от рождения до совершеннолетия,
характеризующаяся специфическими
потребностями, интересами и правами.

Игра
– форма культурных развлечений с
элементами интеллектуальных занятий,
межличностного общения и организованного
отдыха; эффективное воспитательное
средство формирования личности.

Периоды детства

Период детства
подразделяется на следующие возрасты:
младенческий – до 1 года, преддошкольный
(ясельный) – от 1 года до 3 лет, дошкольный
– от 3 до 7 лет, младший школьный – от 7
до 12 лет, средний школьный – от 12 до 14
лет, старший школьный – от 14 до 17 лет.

Виды детских
праздников

  1. Праздники для
    детей

  2. Праздники с
    участием детей

  • церковные праздники
    (Рождество и Пасха)

  • календарно-обрядовые
    праздники (Новый год, Масленица, праздник
    Ивана Купалы, праздник урожая)

  • профессионально-трудовые
    праздники (День Учителя)

  • гражданско-личностные
    праздники, или семейные (Свадьба, День
    рождения)

  • спортивные
    праздники

  • мемориальные
    праздники, связанные с жизнью и
    творчеством великих русских поэтов и
    писателей, художников и композиторов

  • юбилейные праздники
    городов (День города), областей и
    республик

Особенности
детского праздника

1. Добровольный
характер участия в празднике.

2. Учет возрастных
и социально-психологических особенностей
детей.

3. Сочетание
развлекательной и педагогической
деятельности.

4. Разнообразие
форм проведения детских праздников.

Из них наиболее
распространены: фестивали, театрализованные
представления, тематические дни и
недели, праздничные обряды и ритуалы,
спектакли, презентации, балы, карнавалы,
шествия, смотры, конкурсы, олимпиады,
юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера,
концерты и др.

5. Программа
праздника многогранна, она определяется
воспитательными задачами, запросами
и интересами детей.

6. Дети действую
под руководством взрослых: педагогов,
организаторов, режиссеров.

Детский праздник
— важная часть жизни ребенка, это
радостное событие, которое позволяет
расслабиться, встряхнуться, забыться,
а порой и просто отдохнуть от будней.
И уже почти афоризмом стали слова: «Без
праздников не бывает детства!» Праздники
духовно обогащают ребенка, расширяют
его знания об окружающем мире, помогают
восстанавливать старые и добрые
традиции, объединяют и побуждают к
творчеству.

Основные
средства
эмоционального воздействия

на детском празднике: игра, музыка,
слово.

1. Игра –
обязательный атрибут детского праздника.

А. С. Макаренко
писал: «Игра имеет важное значение в
жизни ребенка, имеет такое же значение,
какое у взрослого имеет деятельность,
работа, служба. Каков ребенок в игре,
таков во многом он будет в работе, когда
вырастет. Поэтому воспитание будущего
деятеля происходит, прежде всего, в
игре».

Игра – ведущая
деятельность ребенка и основа развития.

Виды игр:
учебно-прикладные, интеллектуальные,
физкультурно-оздоровительные. Игры
связаны со всеми сторонами формирования
личности и способствуют всестороннему
развитию.

2. Другие виды
деятельности

В процессе подготовки
и проведения праздника используются
разнообразные виды деятельности
(музыкальная, речевая, изобразительная
деятельность и общение). Использование
разнообразной деятельности не только
определяет содержание праздника, но и
решает ряд специфических задач: развивает
слуховое восприятие, произношение,
голос, расширяет активный словарь
ребенка, развивает крупную и мелкую
моторику, расширяет представления
детей об окружающем мире, способствует
формированию навыков общения.

Технология
организации и проведения детского
праздника

Технология
организации и проведения детского
праздника является сложным в творческом
отношении делом, требует от организатора
детского досуга глубокой теоретической
осведомленности.

  1. Создание
    постановочной группы (Сценарист,
    режиссер, музыкальный руководитель)

  2. Создание сценария

    • Определение темы
      мероприятия (О чем?)

    • Определение
      сверхзадачи мероприятия (Ради чего?)

    • Определение
      эпизодов и действующих лиц

    • Определение
      масштаба мероприятия + Место действия,
      аудитория, время и продолжительность
      действия

    • Выбор формы
      воплощения замысла (конкурсная
      программа, массовое шествие, праздничный
      концерт, обрядовый уличный праздник
      и др.)

    • Подбор выразительных
      средств (Музыкальное, шумовое, световое
      обеспечение, костюмы, реквизит )

    • Составление сметы
      расходов

  3. Постановка
    мероприятия (распределение обязанностей
    среди членов группы, подготовка
    музыкального оформления, реквизита,
    костюмов, декораций, реклама в СМИ,
    афишах, репетиционный период)

  4. Проведение
    мероприятия.

Функции

Функции детского
праздника взаимосвязаны между собой.

1.
Информационно-просветительная /
Образовательно-развивающая

Детский
праздник является культурно-образовательным
явлением и способствует расширению
кругозора, развитию личности
(интеллектуальному, эстетическому,
нравственному и др.)

2. Воспитательная

Главным средством
воспитания выступает духовная культура
во всех ее проявлениях. Ребенок
обогащается духовно, усваивает нормы
поведения. Участие в праздничном
действии в существенной степени
формирует инициативность, уверенность
в себе, настойчивость, искренность,
честность ребят.

3. Коммуникативная

Участвуя
в празднике, ребенок контактирует со
сверстниками и взрослыми, получает
навыки общения в коллективе.
Праздник создает уникальную систему
взаимодействия детей и взрослых.

4. Досуговая

Праздник является
одной из самых популярных и интересных
форм проведения досуга.

5. Культурно-творческая

Функция носит
преобразующий, созидательный характер.
Развитию творческих способностей
ребенка способствуют разнообразные
виды деятельности, которые присутствуют
на празднике (песни, танцы, рисование
и др.)

6. Реабилитационная

Социально-психологическая
адаптация детей.

7.
Гедонистическая

Праздник дарит
детям положительные эмоции.

Детский
утренник

– комплексная форма клубной деятельности.

Комплекс тематически
объединенных и композиционно выстроенных
идейно-художественных средств, имеющих
целью всестороннее развитие личности.

Специфика
утренника

  • временная ориентация
    (проводится днем и непродолжителен по
    времени, так как внимание детей
    неустойчиво и они быстро утомляются)

  • преобладание
    эмоционального элемента, включение
    эмоциональных образных средств
    искусства (у детей больше развито
    правое полушарие мозга, и они мыслят
    образно)

  • использование
    игровых элементов (подвижность детей)

  • социальная
    значимость утренника – выполнение
    воспитательных функций (формирование
    личности, развитие эмоциональной
    природы детей, общественная активность,
    культура общения и поведения в
    коллективе).

Воспитательный
эффект усиливается, если дети сами
участвуют в подготовке и проведении
детского утренника.

Эффективность
детского утренника зависит от соблюдения
педагогических
требований
:

  • содержание
    утренника должно иметь четкую
    тематическую направленность и
    определенную целевую установку

  • содержание
    утренника должно соответствовать
    возрастным особенностям детей

  • формы, средства
    и методы, используемые на детском
    утреннике, должны быть разнообразными
    и доступными для детей данного возраста

  • в детском утреннике
    органически должны сочетаться
    рациональные и эмоциональные элементы
    с преобладанием последних

  • воспитательный
    эффект зависит от четкой организации
    утренника, дисциплины и порядка

Список использованных
источников:

  1. Бочарова, Н. И.
    Организация досуга детей в семье :
    учеб. пособие для студентов высш. пед.
    учеб. заведений / Н. И. Бочарова, О. Г.
    Тихонова. – М. : Академия, 2001. – 208 с.

  2. Ерошенков, И. Н.
    Культурно-воспитательная деятельность
    среди детей и подростков : учеб. пособие
    для студентов вузов / И. Н. Ерошенков.
    – М. : ВЛАДОС, 2004. – 221 с.

  3. Ефимова, Т. В.
    Детский праздник. Игры, сценарии, идеи
    на каждый день / Т. В. Ефимова. – СПб. :
    Питер, 2010. – 192 с.

  4. Лебедева, О. А.
    Общешкольные праздники и их роль в
    развитии детей / О. А. Лебедева //
    Реабилитация. Образование. Развитие.
    – СПб, 2008. – С. 16.

  5. Новаторов, В. Е.
    Культурно-досуговая деятельность :
    словарь-справочник / В. Е. Новаторов. –
    Омск, 1992. – 183с.

  6. Панченкова,
    О. Е. Специфика
    подготовки и проведения праздника для
    детей младшего школьного возраста
    [Электронный ресурс] // Фестиваль
    педагогических идей «Открытый урок».
    – Режим доступа :
    http://festival.1september.ru/articles/570820/

  7. Степанова, И. В.
    Определение праздника. Проблемы
    терминологии / И. В. Степанова // Мир
    науки, культуры, образования. – 2008. –
    № 1 (8). – С. 46-47.

16. Организация
совместного отдыха детей и родителей:
цели и задачи, содержание, формы.

17.
Пропаганда фольклора в учреждениях
культуры для детей и подростков.

18.
Патриотическое воспитание в детских
учреждениях культуры.

19. Возрастные
кризисы человека и их влияние на
досуговые интересы и предпочтения. 

Кризисы
возрастные [греч. krisis — решение,
поворотный пункт] — особые, относительно
непродолжительные по времени периоды
онтогенеза, характеризующиеся резкими
психологическими изменениями.

ДОСУГ
— свободное, незанятое время, гулянки,
гулячая пора, простор от дела. На досуге,
на досугах. в свободное от дела
время.

Возрастные
рамки «среднего возраста» – 21-22 до
35(40)

Возрастные
кризисы это некие временные периоды в
развитии человека, при которых наблюдаются
резкие психические изменения. Они
длятся не долго, от нескольких месяцев
до года и являются нормальным явлением
в личностном развитии человека.

Длительность
этих кризисов и их проявления зависят
от индивидуальных особенностей и тех
условий, в которых находится человек
в тот или иной период времени. Под
условиями понимается как семья, так и
социальное окружение.

Мнения
психологов по поводу возрастных кризисов
расходятся. Одни считают, что кризис —
это результат неправильного воспитания,
что развитие должно проходить плавно
и гармонично. Другие считают, что кризис
— это нормальный процесс перехода на
более сложный возрастной этап. Некоторые
психологи считают, что человек, не
переживший кризис, не будет развиваться
дальше.


кризис новорожденного


кризис одного года


кризис трех лет


кризис семи лет


кризис подрасткового периода


кризис среднего возраста


«узелковый период» кризис старости

Кризис
одного года характеризуется освоением
речевого действия, происходит разделение
линий психического развития мальчиков
и девочек. Им присущи разные типы ведущей
деятельности. У мальчиков на основе
предметной деятельности формируется
предметно-орудийная, она включает
манипуляцию с человеческими предметами,
зачатки конструирования, в результате
чего у мужчин лучше развито отвлеченное,
абстрактное мышление. У девочек на
основе речевой деятельности –
коммуникативная, которая предполагает
освоение логики человеческих отношений.
Большинство женщин обладает более
развитым, чем у мужчин, социальным
мышлением, сфера проявления которого
— общение людей. 

Кризис
трех лет является одним из наиболее
сложных жизненных периодов ребенка.
Ребенок выделяет свое «Я», отдаляется
от взрослых и пытается построить с ними
другие «более взрослые» отношения.
Известный отечественный психолог Л.С.
Выгодский выделяет несколько характеристик
кризиса трехлетнего возраста.

1.
Негативизм. 

2.
Проявление упрямства. 

3.
Очень четко прослеживаются линия
проявления самостоятельности. 

Кризис
семи лет может проявиться в промежутке
приблизительно от 6 до 8 лет. Это еще
один непростой период в жизни ребенка
и его родителей. Явление это тесно
связано с резким изменением условий
жизни ребенка, его социального статуса
— ребенок идет в школу. Еще одни
обязанности, ответственность, новые
правила, новые роли, новые люди, новые
отношения.

Кризис
новорожденного. Процесс рождения —
тяжелый, переломный момент в жизни
ребенка. Рождение — это всегда резкий
переход к новому. Психоаналитики
называют рождение травмой и считают,
что вся последующая жизнь человека
носит печать пережитой им при рождении
травмы.

Рождаясь,
ребенок физически отделяется от матери
и попадает в совершенно иные условия:
холод, яркая освещенность, воздушная
среда, требующая другого типа дыхания,
необходимость смены типа питания. При
переходе к внеутробному существованию
коренным образом меняется не только
условия жизни, но само физиологические
существование. Рождаясь, младенец
попадает в мир контрастов и противоречий,
и самое первое из них — первый вздох.

Кризис
подросткового периода. Возрастные
границы этого периода 10-11 и 15-16 годами.

Основные
признаки:


перестройка организма ребенка – половое
созревание;


Появляется чувство взрослости,
родительский авторитет обесценивается;


личностная нестабильность;


отчаянные попытки «пройти через все»

Выделяют
3 основных направления:

1)
Подростки свое свободное время
предпочитают

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тема:Праздники в детском саду и их классификация

         Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Конечно, самое главное — это создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем, сформировать праздничную культуру. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес к предстоящему торжеству; на основе этого интереса формируются их моральные и нравственные качества, художественный вкус. Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого-либо события сплачивает детей и взрослых, между которыми возникает полезное сотрудничество. Важно, чтобы ребенок не был пассивным созерцателем, наблюдателем и слушателем. Необходимо дать выход детским стремлениям; способствовать желанию ребят участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в процессе оформления зала, группы и других помещений детского сада. Это обеспечивает социализацию ребенка, формирует активную позицию и приобщает к человеческой культуре, традициям и обычаям русского народа.

В основу классификации праздников, которые отмечаются в детском саду, гамии была положена общепринятую праздничную культуру, которая выработалась в нашей стране, и выделили следующие виды праздников:

народные и фольклорные (праздники народного календаря): Святки, Коляда, Масленица, Сороки, Красная горка, праздник Ивана Купалы, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;

государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др. ;

международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;

православные: Рождество Христово, Благовещение, Пасха, Вербное воскресенье, Троица, Покров, престольные праздники и др. ;

бытовые и семейные: день рождения, традиционные праздники в детском саду, группе; праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить детям радость, например, «Праздник Мыльных пузырей (Оригами, Воздушных шаров, Бумажных корабликов)»

При организации праздников как особого вида использования свободного времени мы придерживались принципов, которые характерны для русского досуга, — душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, выражение коллективного строя жизни, состояние всеобщей гармонии. Народные праздники, обряды и обрядовая поэзия — это одно из самых ярких явлений в духовной культуре русского народа (как, впрочем, и любого другого народа). Поэтому подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры ребенка: он получает знания; знакомится с традициями и обычаями, учится сохранять их: постепенно приобретает навыки и умения в организации праздничного веселья. Для того чтобы сформировать праздничную культуру, взрослые должны вызвать у ребенка интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия всего коллектива дошкольного учреждения и детей так, чтобы предстоящий праздничный день прошел весело и интересно. В первую очередь следует продумать программу праздника. В ее составлении принимают участие все члены коллектива: музыкальный работник, воспитатель, старший воспитатель, заведующая и т. д.

Праздник — важнейшее событие в жизни ребенка дошкольного возраста. Ребенок буквально считает дни от праздника к празднику, ждет очередного праздника с нетерпением и долго вспоминает о нем потом. Праздник дарит дошкольнику массу переживаний и богатую пищу для восприятия, что служит отличной питательной почвой для детского воображения. В самостоятельных играх ребенка нередко появляются персонажи, с которыми он познакомился именно на праздниках — Снегурочка, Дед Мороз, Солнышко. Дошкольник с удовольствием обыгрывает увиденное и услышанное на празднике — повторяет понравившиеся сюжеты, поет песни, играет в игры. Даже малыши 3–4 лет после праздников устраивают своим игрушкам «праздники»: усаживают их на стульчики, разыгрывают запомнившиеся сценки, читают им стишки.

Конечно же, основная цель детского праздника — это доставить ребенку как можно больше радости, сформировать у него своеобразную праздничную культуру, неотъемлемую часть жизни любого человека, и одновременно обогатить его новыми, яркими впечатлениями. Но для детей дошкольного возраста праздник не то, что для взрослого человека. Это не только и не столько отдых, организованный досуг, развлечение, но и важное средство учебно-воспитательного процесса. На тематических праздниках дети получают много новой информации и закрепляют знания, приобретенные на занятиях. В процессе подготовки к праздникам дошколята учатся самостоятельности и организованности, умению согласовывать свои действиями с действиями других детей…

В детском саду отмечаются как праздники общегосударственного значения (Новый Год, День защитника отечества, Женский день, День Победы и День примирения и согласия), так и специфические праздники, которые в яркой и веселой форме помогают познакомить детей с временами года, различными природными явлениями, русским народным творчеством и пр. — например, Праздник зимы, Праздник весны, Осенняя ярмарка, В гостях у сказки, всевозможные тематические утренники и вечера.

Особняком стоят церковные и народные праздники, связанные с земледельческим календарем. Учитывая тот факт, что Российская Федерация является светским государством, празднование церковных праздников отдается на откуп семье и не должно навязываться детям в детском саду. Родители сами решают, будут ли они давать своему ребенку религиозное воспитание, и в каком виде это будет происходить. Соответственно на уровне семьи рассматривается и вопрос о праздновании значимых церковных дат. Тем более, что Россия — мультиконфессиональное государство, и родители-мусульмане вряд ли обрадуются, если их ребенок будет принимать участие в празднике, посвященном, например, Троице или Яблочному Спасу. Что касается аграрных праздников, в основе которых лежат языческие представления наших далеких предков об устройстве мира, то правильнее заменить их так называемыми «сезонными» праздниками, на которых дети будут отмечать приход очередного времени года без какой-либо религиозной подоплеки. Тем более, что до наших дней аграрные праздники дошли в сильно измененном виде, лишенные сакральной окраски. И этому есть объективные причины: с одной стороны — Октябрьская революция, повлекшая за собой смену ценностей; с другой стороны — «устаревание» народных праздников, чье содержание входит в противоречие с современным образом жизни. Сегодня люди в массе своей не знают, какой глубокий мировоззренческий подтекст содержит тот или иной аграрный праздник, и не понимают большинства праздничных обрядов.

Детей необходимо заранее предупреждать о том, что в такой-то день состоится праздник. Это позволит им подготовиться к празднику, настроиться на него. Накануне праздника необходимо украсить помещение, в котором он будет проходить. В оформлении помещения следует учитывать сезонность и тематику праздника. Оформительские работы начинают в присутствии детей и, желательно, с их участием, даже если речь идет о младших дошкольниках. Заканчивают оформление помещения уже без детей, чтобы сохранить элемент неожиданности.

Необходимо заранее продумать, где дети будут переодеваться, где будут сидеть при просмотре кукольного представления, где будут спрятаны подарки, где будет лежать тот или иной предмет, задействованный в праздничной программе, и т. п.

Летние праздники лучше всего проводить на свежем воздухе. При этом участок, на котором состоится праздник, также необходимо украсить в соответствии с тематикой праздника. На ветки деревьев можно повесить флажки, гирлянды, воздушные шарики, игрушки; землю украсить цветами и игрушками.

Все дети на празднике должны быть одеты по-праздничному. Если праздник предполагает специальные костюмы, то дети должны знать, кто во что будет одет. Желательно использовать не полный костюм, а отдельные элементы, по которым легко опознать, кого изображает ребенок. В этом смысле очень удобны шапочки, маски и полумаски — ободки с верхней частью маски. Полный костюм будет сковывать движения ребят. Достаточно, если одежда будет нужного цвета, например, у лягушонка — зеленой, а у цыпленка — желтой. Праздничные персонажи, изображаемые взрослыми, должны быть одеты в полный костюм.

Начинаться праздник должен ярко и торжественно, чтобы дети сразу же настроились на праздничную волну. Это может быть совместная пляска или несложная разминочная игра. Весь праздник должна пронизывать одна общая идея, которая будет связывать между собой все элементы праздника. Хорошо, если на празднике будет присутствовать какой-то сквозной персонаж, который поможет ведущему вести праздник. Праздничные номера и забавы следует подбирать таким образом, чтобы они шли по линии увеличения эмоционального накала. При этом общие игры и пляски должны чередоваться с сольными выступлениями. А детские номера необходимо разбавлять минутами отдыха, во время которых дети смогут посмотреть выступления взрослых или старших ребят.

Обычно на празднике дети читают стихи, поют песни, танцуют, смотрят или показывают кукольные представления, теневые мини-спектакли и инсценировки, а также играют в игры. При этом не надо искать какие-то особенные литературные источники. Наоборот, желательно использовать стихи, песни, сказки и сценки, хорошо известные детям и любимые ими. Особенно это касается младших дошкольников, которых неудачным выбором и новизной материала можно только испугать. На празднике не должно быть слишком длинных и заумных стихов, которые скучны и в данных обстоятельствах просто-напросто неуместны. Не следует использовать взрослые песни с «детскими» словами. Дело в том, что у взрослой музыки совсем иная мелодика и иной ритм, чем у детской, поэтому нередко они трудны для исполнения в дошкольном возрасте.

Обязательный пункт праздничной программы — игры. Чтобы дети искренне радовались играм, они должны быть знакомы им по каждодневным занятиям в детском саду. Если дети в игре изображают каких-нибудь животных или птиц, то им на головы следует надеть специальные маски/шапочки, которые раздаются непосредственно перед проведением игры. А вот показать эти шапочки/маски следует заранее, чтобы на празднике дети не тратили время на их разглядывание.

В старшей и подготовительной группах можно провести конкурсы (например, детских рисунков), в которых дети смогли бы померяться силами. Для конкурса детских рисунков необходимо готовится заранее: дети выполняют рисунки дома, а на празднике их работы вывешивается на обозрение остальных детей и их родителей, которые и определяют победителя.

Завершается праздничная программа самым приятным для детей действом — раздачей подарков, которая должна быть обставлена в игровой форме (особенно для старших дошкольников, которые в этом вопросе весьма придирчивы). Можно преподнести подарки в какой-нибудь оригинальной упаковке. Можно спрятать их и попросить детей найти. Можно раздавать подарки в качестве призов. В любом случае, сам процесс раздачи подарков должен быть быстрым, но без суеты.

Если праздник предполагает праздничный пир, то его приурочивают к обычному приему пищи — завтраку, обеду или полднику. При этом стол должен быть украшен по-праздничному, а блюда праздничного стола должны быть по-настоящему вкусными и, по возможности, связанными с темой праздника.

Если на празднике предполагается музыкальное сопровождение (а какой праздник без музыки!), то детей необходимо заранее познакомить с выбранной музыкой. Старшие же дошкольники должны принимать непосредственное участие в подборе музыки! На одном празднике не должно быть слишком много песен и музыкальных фрагментов.

Вообще, для детей музыкальное оформление праздника имеет огромное значение. Они чутко реагируют на ритм, ладовую окраску музыки, которая пробуждает в ребенке определенное эмоциональное состояние. Правильно подобранная музыка помогает дошкольникам при разыгрывании сценок, побуждает их к уместным в данном контексте движениям. Медленная музыка заставляет двигаться более плавно, веселая и зажигательная — быстрее…

Несмотря на стремительное развитие техники и отсутствие проблем с записью нужного музыкального фрагмента, лучше использовать не аудиозапись, а живую музыку. Во-первых, человек, вживую исполняющий музыку, чутко реагирует на поведение детей и, при необходимости, может под него подстроиться. Во-вторых, дети на живую музыку откликаются более эмоционально, чем на фонограмму.

Программу праздника составляют таким образом, чтобы в нее можно было легко и безболезненно внести изменения. Дети — народ непредсказуемый, в результате чего праздник может пойти вразрез с намеченным путем. Например, дети отказались играть в предложенную игру или испугались какого-то персонажа. Такие «пустяки» не должны вывести воспитателей и ведущего праздника из равновесия. Важно быстро собраться и предложить детям новую игру, которая бы пошла у них на «ура», или повернуть праздник в безопасное русло. Как говорится, праздник должен состояться «при любой погоде»!

В данных обстоятельствах очень важна роль ведущего праздника, который должен быть творческим человеком, способным к импровизациям и хорошо знающим психологию дошкольника. Ведущий должен в совершенстве владеть русской речью, иметь четкий и выразительный голос, знать много шуток и игр, быть веселым, эмоциональным и находчивым человеком. И, конечно же, он должен любить детей. Желательно, чтобы это был не пришлый человек, что может испугать детей или, как минимум, напрячь их, а работник данного детского сада. На празднике в младшей дошкольной группе роль ведущего может взять на себя веселый и уверенный в себе ребенок из старшей/подготовительной группы (естественно, под чутким руководством воспитателя!).

Если на празднике присутствуют родители и другие гости, то необходимо предусмотреть игры и номера с их участием. Кстати, взгляды в отношении присутствия гостей на праздниках дошкольников неоднозначны. Некоторые считают, что присутствие посторонних отвлекает детей, а то и вовсе создает напряженную атмосферу. Но большинство педагогов сходятся во мнении, что гостей не только можно, но и нужно приглашать. С одной стороны, родители и близкие лучше узнают своих детей, смогут увидеть в них доселе нераскрытые таланты. С другой стороны, дети почувствуют, что родители интересуются ими и любят их, что в любом случае сближает детей и родителей.

Как и с детьми, с родителями необходимо провести подготовительную работу, что подразумевает не только и не столько привлечение финансирования или помощь в создании костюмов и праздничных блюд, но и объяснение правил проведения праздника. Родители часто обижаются и негодуют, что их детям дали второстепенную роль или не дали роли вообще. Надо попытаться объяснить, что ролей на всех не хватает, но это не значит, что на следующем празднике «обделенный» ребенок опять останется без роли. Как раз наоборот! Кроме того, необходимо объяснить родителям правила поведения во время праздника, чтобы они своей неуемной любовью и нескоординированными действиями не создали ненужного беспорядка. В частности, следует заранее рассмотреть вопрос о фото и видеосъемке праздника. Желательно, чтобы за съемку отвечали один — два человека, не больше.

Обычно праздники проводят в каждой группе отдельно. Так как дети дошкольного возраста развиваются стремительно, то ребенок 3-х лет и ребенок 6-ти лет — это два совершенно разных мира. Иногда чисто технически не удается собрать их на одном празднике, потому что младшие дошкольники быстрее утомляются.

Небольшие праздничные утренники и вечера не должны нарушать привычный распорядок дня в детском саду. Перед их началом не следует создавать много шума и суеты!

Праздники для детей младшей и средней дошкольных групп

Дети младшей и средней дошкольных групп очень любят праздники, с удовольствием откликаются на них, эмоционально переживают и неподдельно радуются их приходу. Тем не менее, именно в этом возрасте праздник может легко обернуться «трагедией», так как плохо и неграмотно организованным праздником малышей легко испугать, ниже приводится несколько правил проведения праздников у младших и средних дошкольников.

Во-первых, праздник не должен быть слишком длинным, так как малыши быстро утомляются. Нервная система младших дошкольников еще очень неустойчива и слаба, а произвольность пока не сформирована: дети не могут заставить себя делать то, что им неинтересно или «не по зубам». Они быстро истощаются и теряют к деятельности интерес, какой бы веселой она ни была. Не надо заставлять ребенка долго сидеть на одном месте, слушать длинную-предлинную сказку и даже слишком много двигаться! Не пытайтесь засунуть в один праздник все детские забавы, какие только знаете! Оптимальная продолжительность праздника в младших группах — не более 30 минут. При этом следует помнить, что малыши не обладают произвольным вниманием, а это значит, что чем-то одним их можно заинтересовать максимум на 10–15 минут, после которых следует сменить деятельность или сделать небольшую паузу, то есть направить внимание детей в другую сторону.

Вот приблизительный план стандартного праздника для младших и средних дошкольников:

1. Дети заходят в помещение, в котором будет происходить праздник, и осматривают, как оно украшено. В отличие от старших дошкольников малыши практически не принимают участие в оформлении зала, поэтому то, что они увидят не должно их испугать. Дайте детям время посмотреть каждый закуток помещения, останавливайтесь возле каждого украшения, обращайте на него внимание («Посмотрите, ребята, какая нарядная елочка!»). Пусть они привыкнут к «новому» помещению! Помните, что, с одной стороны, малыши очень любопытны, но с другой стороны, их легко испугать.

2. Для создания праздничного настроя дети пляшут, играют в несложную разогревающую игру или поют песню, тематически связанную с праздником.

3. Появляется сказочный персонаж (Снегурочка, Петрушка, бабушка и т. п.), который будет вести праздник.

Он должен обязательно представиться или спросить у детей, знают ли они, кто он, а затем дать им время рассмотреть себя со всех сторон. Если такой персонаж не планируется, и праздник ведет воспитатель, то происходит какое-то неожиданное событие, с которого начинается праздничное действо. Например, воспитатель находит какой-то «волшебный» предмет.

4. Дети исполняют танец, поют песню или читают небольшие стихи (в средней группе) в честь этого персонажа/предмета.

5. «Тело» праздника составляют либо игры, либо кукольное представление, либо сказочная инсценировка, разыгранная взрослыми или детьми постарше. Инсценировка может содержать в себе задания и игры для малышей. Следует помнить, что игр не должно быть слишком много!

6. Завершает праздник общая пляска под веселую музыку и раздача подарков.

Во-вторых, перед каждым праздником желательно провести занятие, а то и не одно, тематически связанное с ним. На этих занятиях воспитатель читает малышам стихи, рассказывает сказки, показывает картинки, которые имеют прямое отношение к предстоящему событию. Это поможет детям лучше понять смысл праздника. Тем более, что младшие и средние дошкольники любят слушать и повторять за взрослыми стихи и сказки, особенно про то, что им близко и понятно — про птичек, зайчиков, солнышко, дождик и т. п. Рассказывать стихи и сказки нужно медленно, с чувством и расстановкой.

В-третьих, дети младшего дошкольного возраста нередко пугаются отдельных сказочных персонажей и, увидев их, начинают плакать. Это касается практически всех отрицательных сказочных героев (Кощея Бессмертного, Бабы-Яги, Змея Горыныча), но не только их. Часто негативная реакция у малышей бывает на Деда Мороза, поэтому в младшей дошкольной группе присутствие «живого» Деда Мороза на новогоднем празднике нежелательно: лучше ограничиться Снегурочкой и/или небольшой куклой Деда Мороза. Старайтесь задействовать в празднике персонажей симпатичных и таких же беззащитных, как сами дети, — зайчат, цыплят, белочек, ежиков, снежинок. Если это отрицательный персонаж, типа волка или медведя, то он не должен выглядеть страшно. Пусть это будет не взрослый медведь, а пока еще безобидный мишка! Хорошо относятся маленькие детки к положительным женским персонажам, которые у них ассоциируются с мамой и бабушкой, — к Снегурочке, Матрешке, Бабушке, Сказочнице и т. п. Обычно весело реагируют на Петрушку.

В любом случае, персонаж, приглашенный на праздник, должен быть хорошо знаком детям по книжкам и мультфильмам. Если персонаж выбран удачно, то контакт с ним у детей возникнет моментально: они открыто и безбоязненно станут общаться с ним, с удовольствием будут откликаться на его предложения поиграть или исполнить какое-то задание, споют ему песенку, научат танцу и пр.

При проведении общих праздников, в которых принимают участие группы разного возраста, ни в коем случае нельзя забывать дошкольников из первой младшей группы. Причем их участие не должно ограничиваться только ролью зрителей. Малышам необходимо позволить внести свою лепту в проведение праздника — подготовить с ними танец или использовать их в инсценировке, как правило, в эпизодических ролях без слов. Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием участвуют в подготовке к предстоящему празднику: рисуют приглашения, оформляют помещение, помогают взрослым делать костюмы и декорации.

Праздники для детей старшей и подготовительной дошкольных групп

В старшей и подготовительной группах детского сада большое значение имеет предварительный этап праздника, так как дети этого возраста принимают в нем самое активное участие. Подготовка к празднику вызывает у старших дошкольников не меньший эмоциональный подъем, чем само праздничное действо. Она сплачивает детей; рождает полезное и плодотворное сотрудничество между ними и взрослыми, также принимающими участие в подготовке к празднику.

Воспитатель заранее договаривается с детьми о дате проведения праздника и совместно с ними намечает программу праздника. Вместе с детьми уточняется вопрос о приглашенных гостях. Будут ли это родители, дети из младшей и средней групп, а может быть, гостей не будет вовсе. Старшие дошкольники принимают участие в оформлении помещения и в создании костюмов. Для концерта выбирается ведущий-конферансье — ребенок, обладающей артистическими способностями и выразительной речью. Остальные роли распределяются по желанию детей с учетом их личностных особенностей и возможностей. Себе взрослые берут те роли, которые слишком сложны для дошкольника.

Обратите внимание, что в подготовке к празднику должна участвовать вся группа без исключения! Это не значит, что все дети сыграют какую-нибудь роль в праздничном представлении. Скорее всего, останутся дети, на которых ролей не хватит. Следует объяснить им, что ролей меньше, чем детей в группе, и пообещать, что на следующем празднике ребенок обязательно получит роль. Важно задействовать в праздничной программе не только активных ребят, но и тех, кто робеет или предпочитает отсиживаться в тени. Подключите таких детей к оформительской работе — рисованию афиши и пригласительных билетов, созданию декораций и праздничных костюмов, подбору музыки и т. п. Просто зрителей и сторонних наблюдателей оставаться не должно! Каждый ребенок должен почувствовать свою ответственность за проведение праздника.

Старшие дошкольники могут принять участие в праздниках малышей. Им по силам показать несложный кукольный или теневой спектакль либо принять участие в праздничной инсценировке наряду со взрослыми.

Оптимальная продолжительность праздника в старшей/подготовительной группе — 50–60 минут.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Полноценный сценарий проведения свадьбы
  • Полностью сценарий на юбилей
  • Полное название сегодняшнего праздника
  • Полное название праздника пасхи
  • Полное название праздника день матери