Понятие праздника функции праздника

Cкачать: "Праздник как феномен культуры" - лекция по предмету "Режиссура культурно-массовых мероприятий и театрализованных представлений"

Праздник как феномен
культуры

Праздник — отрезок времени,
выделенный в календаре в честь чего-либо или кого-либо, имеющий сакральное
(небытовое, мифическое) значение и связанный с культурной или религиозной
традицией. ВИКИПЕДИЯ

Слово также употребляется в иных,
близких по смыслу, значениях:

·                  
официальный день отдыха, установленный в
связи с календарным событием, противоположность будням;

·                  
массовые развлекательные мероприятия,
весёлое препровождение свободного времени;

·                  
день какого-либо радостного события;

·                  
общее состояние душевного подъёма (обычно
в словосочетаниях: «праздник жизни» и т. п.).

ПРА’ЗДНИК [зн], а, м. 1.
В религиозном обиходе — день (или несколько дней подряд), посвященный памяти
какого-н. религиозного (исторического или легендарного) события или так наз.
святого (церк.). П. пасхи. П. кущей. 2. День торжества в память какого-н.
выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными
собраниями, парадами, демонстрациями и т. п. Революционные праздники. 3.
Официально установленный общий день отдыха по таким дням (см. праздник в 1 и 2
знач.); противоп. будни.

В «Толковом словаре
живого великорусского языка» В. Даля читаем: «Праздничный день или праздник
вообще-день, посвященный отдыху, не деловой, не работный… день, празднуемый
по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского,
государственного, или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности,
до лица». В «Малом толковом словаре» В. и Л. Лопатиных находим современные
«добавки»: «Праздник: 1) День торжества, установленный по случаю какого-нибудь
события, и само такое торжество. Праздник Победы. Новогодний праздник.
Спортивный праздник. Праздник урожая. Семейный праздник. 2) … Общий нерабочий
день (дни) по случаю такого торжества».

Слово «праздник»
образовалось от старинного славянского слова, связанного с трудом.

В России труд всегда был
в почёте. Особенно труд земледельцев. Это почётный, но тяжёлый труд. Поэтому
редкие дни отдыха отличали от трудовых дней словом «праздьнъ». Со временем так
стали называть все дни, не занятые делами, свободные от работы.

Со временем к слову
«праздьнъ» стали добавлять слово «день». Так получились «праздные дни».

Само слово «праздный»,
стало словом нарицательным. Этим словом стали называть людей, которые ленились
трудиться.

Праздные дни, наоборот,
отмечали очень торжественно и чинно. Например, праздные дни Пасхи. К праздным
дням основательно готовились: чисто убирали дом, готовили специальные
праздничные угощения. В праздные дни было положено одевать лучшую одежду. В
праздные дни надо было вести себя по-особому и соблюдать все установленные для
праздных дней правила. Особо значимые праздные дни стали называть
«праздниками». Такими праздниками стали: Рождество, Крещение, Богоявление и
другие,- всего двенадцать дней в году, связанных с церковными памятными днями

Праздники — это
своеобразные рубежи жизни: на них ориентируются, к ним готовятся. В отведенные
для него дни мы собираемся вместе и, стряхнув груз повседневных забот,
переключаемся, отдыхаем, набираемся энергии, оглядываемся назад и мечтаем о
будущем… Взрослые, и дети живут в ожидании хорошего праздника — веселого,
нарядного, дружественного и бывают очень разочарованны, если их ожидания
обмануты. Потому время праздника мы всегда стараемся сделать ярким, разноцветным,
объединяющим людей в их радости, запоминающимся надолго.

А еще праздники любят за
необычность личного самовыражения, установку на творчество, образность,
элементы костюмированного шоу, эмоциональность, за возможность «себя показать и
других посмотреть».

Праздники — неизменные
спутники народной жизни. Праздники для нас — это возможность доставить радость
близким!

Праздник — не календарное
понятие. Праздник происходит там, где его чувствуют, где его ждут.

Праздник как феномен
культуры — день или дни торжества, установленные в честь или память кого или
чего-либо. В сознании человека праздник ассоциируется с «временным вступлением
в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия». Праздник —
антитеза будням, обычной жизни, специфическая кратковременная форма
человеческого бытия.

Исторические корни
праздника уходят в глубокую древность, они тесно связаны с магией, ритуалом,
трудовой деятельностью, мировосприятием, образом жизни, ценностными
ориентациями. Издревле существовала общечеловеческая потребность в праздниках,
выполнявшем важные социальные функции: компенсаторную, эстетическую,
нравственно облагораживающую. Праздник выступал как способ духовного единения,
коллективного самовыражения и обретения свободы, раскрепощения, снятия груза
будничных забот и тревог.

Как бы далеко ни
углублялись мы в историю народов России (да и не только России), нам не удастся
найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. Начиная от
плясок вокруг костра по случаю удачной охоты и кончая Святками, Масленицей,
Пасхой, Купальной неделей и прочими календарными торжествами нынешних дней. Со
времен первобытных капищ и языческого осмысления природы и своего места и роли
в ней народа не упускал случая попеть, потанцевать, поиграть. Славили богов,
поклонялись идолам, стремились умилостивить их жертвоприношениям, песнями,
танцами, играми. Эта первооснова доживших до наших дней обрядов и ритуалов
легко узнаваема, если знать историю формирования и развития нации.

Праздники обладают
способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы
поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности
и ценностные ориентации.

Праздник всегда имеет
оптимистичный жизнеутверждающий характер; его содержательная сторона отличается
выраженно-духовной направленностью. В нем достаточно ощутима многовековая
преемственность духовных ценностей.

С развитием цивилизации
праздники становились делом официальным, а с утверждением государственности как
формы и средства управления человеческим сообществом еще и регламентированными.
Тем же путем шла и церковь. Причем и церковь, и государство очень строго
следили за тем, чтобы празднества любого масштаба и содержания не выходили за
официально установленные рамки. Эта система жива и сегодня.

Особое значение в
праздниках приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная
насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм,
зрелищность, элементы карнавальности, театрализация. Все эти качества роднят
праздник с искусством, но не отождествляются с ним. Праздник — некая
пограничная зона между реальной жизнью и художественным произведением.

Признаки праздника:

Существуют разные типы
праздников, но все они в большей или меньшей степени характеризуются общими
признаками: свободным временем, отсутствием трудовой деятельности,
осуществляемой в будничные дни, отдыхом, радостью, пиршеством, весельем,
определенным ритуалом, танцем, приемом и более или менее добровольным согласием
в принятии участия в праздничной деятельности. Праздник соединяет людей узами
общности, порождает чувство коллективности. На празднике люди, более чем
где-либо, ощущают свое единство и общность, открыто демонстрируют себя и в
таком же качестве видят других. Праздник связан с религиозным культом и с
важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией
производства и т. д.

Типология праздников
многообразна:

— народные
(национальные). Народным праздникам свойственна естественность, органичность,
самостийность;

религиозные праздники
являются отражением той или иной формы верований. Наблюдается определенная
близость народных и религиозных праздников, т.к. в этнонациональных культурах
религия выступает одной из важных форм ценностной ориентации. Но народные
праздники могут не исчерпываться религиозными, т.к. включают в себя и элементы
светской культуры (карнавальная культура в рамках средневековья). Существует
возможность превращения в перспективе государственных праздников в народные.

— государственные.
Государственные праздники отличает высокая степень протокольной
регламентированности, выраженная идеологическая направленность;

профессиональные,

— семейные
и др.

Когда же речь идет о
семейных праздниках, официальная регламентация теряет свою довлеющую силу. В
узком родственном кругу, внутри «ячейки» общества действуют свои правила и
регламенты и, независимо от официальных канонов, рождаются, умирают,
преобразовываются самые разные — большие и малые — праздники. Не будет
преувеличением сказать, что без праздников существование нормальной семьи
невозможно, без них нет и самой семьи.

Само понятие праздник, в
том числе и семейный, содержание, которое в это понятие вкладывается,
трансформируется в зависимости от условий существования каждой отдельной семьи,
ее духовных, религиозных, нравственных, политических ориентаций, образовательного
и материального цензов.

Семейные праздники очень
многообразны, в каждом отдельном случае — свои традиции, нормы, способы их
ознаменования, даже свои критерии в определении значимости того или иного
события. Но при всем при этом семейные торжества можно разделить на
общечеловеческие, общенациональные, общегосударственные и лично-семейные. К общечеловеческим
торжествам относятся рождение детей (за редчайшим исключением это всегда
радость); нет на земле народа, нации, племени, где рождение новой семьи не
воспринималось как бы праздник; не менее важны дни рождения, именины, годовщины
супружества.

Функции праздников

Всякий исследователь,
рассматривающий проблему праздников, в той или иной степени касался вопроса
функций праздников. В этом плане можно отметить работы Д. М. Генкина, Я. П.
Белоусова, Л. С. Лаптевой, Д. М. Угриновича, М. В. Литвиновой и др. Все эти
исследователи предлагали свое видение и понимание функций праздников. Выделим
самые основные из них: коммуникативную, идеологическую или воспитательную,
компенсаторную, рекреативную, игровую, интегративную (сплочение), эстетическую
и другие функции «Праздник» преследует несколько основных целей:

— развлекательная — отдых
от повседневных трудовых будней с обязательной психологической разгрузкой.

— воспитательно-обучающая
– не случайно обязательным аспектом любого праздника у наших предков была психолого-педагогическая
функция через игровые моменты. Это и передача традиций, и освоение обычаев, и
обучение формам поведения в различных ситуациях и многое другое.

— коммуникативная функция
(т.е. область общения) любого праздника, это социализация участников-гостей
праздника, где по средствам игровой формы, у них есть возможность проявиться ни
к чему не обязывая себя, а также сблизиться духовно с другими пришедшими на
праздник гостями. К примеру, незнакомые или малознакомые до сих пор люди на
праздничных мероприятиях, при грамотно составленной программе, к концу вечера
становятся хорошими приятелями.

Идеологическая функция
праздника. Праздник изначально был способом приобщения подрастающего поколения
к традициям, идеям и верованиям предков. Здесь играли роль и календарь, и
предмет праздника, и обычаи, и обряды, в нем действенно представленные.
Идеологичность заложена в природе праздника и, будучи осознанной, активно
эксплуатировалась правящими классами, кастами, сословиями, партиями в целях
самоутверждения, навязывания своей идеологии, верований, ценностей.

Компенсаторная функция
праздника. Ее обычно связывают с неудовлетворенными потребностями личности в
буднях: ограничение в питье, пище, отдыхе, сдерживание в поведении,
эмоциональная бедность жизни. Праздник возмещает запретные в будни
удовольствия. Данную функцию также называют функцией проективной разрядки.
Здесь речь идет о восстановлении психического равновесия, ликвидации напряжения
и дисгармонии, которые накапливаются в организме человека. Проективная разрядка
— способ снятия напряжения, который состоит в перенесении неудовлетворенных
эмоций с одного реального объекта на другой реальный, его замещающий, или
иллюзорный.

Рекреативная функция
праздника. Если компенсаторная функция праздника связана прежде всего с
удовлетворением социопсихологических потребностей, то рекреативная —
биопсихологических. Речь идет об удовлетворении потребности в удовольствиях,
наслаждении жизнью. Для этого праздничная пора — самая благоприятная. Песни,
танцы, музыка, еда, вольности, безделье, беззаботность, пора примитивных
удовольствий сами по себе, без домысливания их значения, есть ценность жизни
для части субъектов праздника, не озабоченной философскими вопросами жизни.

–обучающая функция –
сочинение сценариев, сценическое движение, упражнения для дикции, вокальные,
танцевальные занятия, работа над декорациями, пантомима, правильное
использование жестов и мимики, искусство диалога, перевоплощения, экспромта;

– воспитательная функция
– проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

– развивающая функция –
гармоническое развитие личностных качеств подростка при подготовке выступления,
расширение его кругозора, развитие интеллекта, создание условий для
самоутверждения и самореализации;

– коммуникативная
функция– объединение подростков в коллектив, общение между сверстниками в
процессе подготовки праздника, установление эмоциональных контактов с
применением упражнений по общению, организация творческого сотрудничества с
другими детскими коллективами;

– эстетическая функция –
развитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;

– просветительская
функция – развитие интереса к окружающей действительности, телевидению,
кинофильмам, радиопередачам, чтению;

– развлекательная функция
– создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры, превращение
занятия в увлекательное путешествие, проведение мини-игр и экспромтов;

– релаксационная функция
– снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой, с помощью игровых
приемов и самой игры.

За последние годы в нашей
жизни многое изменилось. Но тяга людей к праздникам, желание как-то по-особому
отметить то или иное событие остались неизменными. Более того, потребность в
праздниках значительно возросла.

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 793.2

Ш. Б. Майны, Ш. Б. Майны, О. А. Чооду ТРАДИЦИОННАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

Рассматриваются различные подходы к определению понятий «традиция», «традиционная культура», «праздник» (функции, классификация), «праздничная культура». Вводится авторская трактовка дефиниции «традиционная праздничная культура».

Ключевые слова: традиция, традиционная культура, праздник, праздничная культура

Выявление сущности понятия традиционная праздничная культура приводит к осмыслению основных его определений, поскольку смысл той или иной дефиниции детерминирует процесс культурологической рефлексии.

Вопросу традиции и традиционной культуры посвящено значительное количество работ, имеющих важное теоретическое и практическое значение [1; 8; 14-15; 22]. Следует подчеркнуть, что понятия традиция, традиционная культура являются достаточно широкими, чрезвычайно сложными и неоднозначно трактуемыми. Они часто употребляются как в повседневном обиходе, так и в фундаментальных теоретических исследованиях.

Обращает на себя внимание, что большинство авторов под традициями понимают общепринятые формы и способы жизнедеятельности, которые отличаются устойчивостью, повторяемостью и передаются от поколения к поколению.

В рассмотрении дефиниции традиционной культуры существуют несколько подходов: философский, исторический, социологический, культурологический и др. С культурологической точки зрения традиционную культуру рассмотрела А. В. Костина. Она определяет традиционную культуру как культуру, воспроизводящую такой субъект исторического действия, как коллективная личность. Для личности подобного типа наиболее характерно отождествление себя с социальной группой, все представители которой объединены общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. В таких обществах, называемых традиционными или доиндустриальными, господствуют коллективистские социальные представления, предполагающие не-

укоснительное соблюдение традиционных норм поведения и исключающие возможность проявления индивидуальной свободы [10].

Особое место в традиционной культуре занимает праздник и праздничная культура. Составить полное определение понятия праздника оказывается крайне сложной задачей. В научноисследовательской литературе имеется ряд трактовок данного концепта, но все они, как правило, отражают лишь один или несколько аспектов праздника. Проанализировав различные определения понятия праздник, мы можем отметить характерные черты, так или иначе упоминающиеся в описаниях праздничной культуры.

Большой толковый словарь по культурологии определяет праздник как день или дни торжества, установленные в честь или память кого-либо или чего-либо. Праздник — антитеза будням, обычной жизни, специфически кратковременная форма человеческого бытия. Особое значение в празднике приобретает его эстетическая составляющая: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, экспрессивность, алогизм, зрелищность, элементы карна-вальности, театрализация. Все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляют с ним. Праздник представляет собой как бы пограничную зону между реальной жизнью и художественным произведением [9, с. 326-327].

Праздник как вид игровой деятельности рассматривается в словаре социально-культурной деятельности. Присущий исключительно человеку, связанный с почитанием наиболее значимых событий природного, общественного и индивидуального бытия, праздник актуализирует духовные ценности и характеризуется надбудничностью,

56

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Ш. Б. Майны, Ш. Б. Майны, О. А. Чооду Традиционная праздничная культура: понятие и сущность

торжественностью, привязанностью к определенным временным отрезкам, особой временной структурой и ритмикой. Праздник служит важным фактором укрепления духовной связи между поколениями, это наглядная формула уз поколений, проявление культурной идентификации.

Далее авторы словаря раскрывают отличительные особенности праздника:

— игра, свойственная исключительно человеку, животное способно играть, но не праздновать;

— игра, исполненная особой торжественности и возвышенности, эти качества задаются актуализацией в сфере праздника всего комплекса духовных ценностей (моральных, эстетических, художественных);

— четкий ритм повторяемости, выделенности из потока времени; он привязан к конкретному временному отрезку и не может быть разыгран в любой удобный момент;

— праздник носит небудничный характер, он противопоставлен повседневности, в то время как другие виды игры не прерывают хода повседневной жизни [20, с. 62-63].

Из приведенных определений праздника следует, что его игровые особенности являются важными, так как понятия праздник и игра синонимичны, трудно представить себе праздник вне игрового характера.

На сегодняшний день выделяется ряд концептуальных направлений в рассмотрении феноменологии праздника в рамках таких наук, как философия, культурология, социология, этнография и др.

Проанализировав труды отечественных ученых, занимающихся исследованием отдельных аспектов праздника, мы выделили следующие модели праздника: философско-

культурная (миросозерцательная) (М. М. Бахтин [2], Л. С. Лаптева [12] и др.); эмпирикоописательная (И. М. Снегирев [19]); трудовая (В. И. Чичеров [23], В. Я. Пропп [18]); рекреативная (Н. О. Мизов [16]); школа заимствования как разновидность мифологической концепции (В. Ф. Миллер [17]); игровая (Й. Хейзинга [21]).

Основателем эмпирико-описательного направления в фольклористике является И. М. Сне-

гирев (этнограф, фольклорист), достаточно подробно описавший все многообразие русских народных праздников, изложивший их эстетическое и социологическое наполнение. Как отмечает исследователь, праздник есть свободное время, обряд — знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом [19, с. 81].

Следующим направлением в рассмотрении феноменологии праздника является миросозерцательная, философско-культурная концепция, в рамках которой необходимо обратиться к идее смысловой и функциональной трансформации обрядов в празднике с учетом синкретичности первобытной культуры и недифференцированности в обыденном сознании разных пластов идеологии. Наиболее полно данная теория представлена в работах М. М. Бахтина, по определению которого празднество (всякое) — это очень важная первичная форма человеческой культуры. Ее нельзя вывести и объяснить из практических условий и целей общественного труда или (еще более вульгарная форма объяснения) из биологической (физиологической) потребности в периодическом отдыхе. Празднество всегда имело существенное и глубокое смысловое миросозерцательное содержание. Никакое «упражнение» в организации и усовершенствовании общественного процесса, никакая «игра в труд» и никакой отдых или передышка в труде сами по себе никогда не могут стать праздничными, к ним должно присоединиться что-то из иной сферы бытия — духовно-идеологической. Они должны получить санкцию не из мира средств и необходимых условий, а из мира высших целей человеческого существования, т. е. идеалов. При этом празднества на всех этапах своего исторического развития были связаны с кризисными, переломными моментами в жизни природы, общества, человека. Моменты смерти, возрождения, смены и обновления всегда были ведущими в праздничном мироощущении и в конкретных формах создали специфическую «праздничность» праздника. Таким образом, праздник не просто дублирует труд, подводя итоги трудового цикла и подготавливая участников к новой фазе трудовой жизни, но посто-

57

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Ш. Б. Майны, Ш. Б. Майны, О. А. Чооду

Традиционная праздничная культура: понятие и сущность

янно провозглашает народный идеал жизни, с которым изначально соединен [2, с. 13-14].

Праздник как способ сохранения традиционной культуры рассмотрела М. А. Куляшова. Праздники — наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен переживать упадок, но не может исчезнуть совсем. Он призван организовывать и эстетически оформлять свободное время. Будучи одной из основ жизнедеятельности человека, праздник предстает духовным небосводом каждой эпохи, каждого народа. Как явление культуры праздник выполняет различные функции: идеологическую, воспитательную, социально-интегративную, агитационно-пропагандистскую, просвещенческую, рекреативную и др. Праздничные мероприятия дают возможность нашему социально разобщенному обществу объединиться, почувствовать свою общность с другими людьми. С помощью праздника, отмечает М. А. Куляшова, человечество сохраняет, поддерживает ценности, использует и воссоздает традиции [11, с. 169-172].

По своей природе праздник — полифункциональное явление. Как полагает польский социолог К. Жигульский, каждый праздник связан с определенной ценностью, которая является святыней (sacrum) для празднующей группы, разделяет праздники на светские и религиозные. Он также отмечает в них эмоциональный характер: они делятся на радостные и печальные. Функции праздника переплетены и взаимосвязаны, поэтому выделение какой-либо одной из них разрывает целостность праздника как комплексного явления и дает фрагментарное представление о сложной природе данного феномена [7, с. 63].

Тем не менее обозначить основной круг функций праздника целесообразно для исследования, так как они позволяют охарактеризовать семантико-семиотические аспекты изучаемого феномена. Существует многообразие функций праздников. Дать единую функциональную смысловую палитру крайне затруднительно, поскольку они возникают в конкретной генетической среде и могут полностью реализоваться только в ней, в случае же искусственного внесения в ту или иную среду они трансформируются

соответственно ее специфике. Анализ исследований по разным аспектам праздника показывает следующие распространенные функции: эстетическую, информативно-коммуникативную, компенсаторную, игровую, функцию релаксации и идеологического воздействия, культуроформирующую, функцию социализации, трансляцию традиционной культуры, функцию снятия этических регламентаций [3; 4, с. 32-36; 7; 11; 12, с. 173-201].

Анализ определений понятия праздник и его функций позволил нам прийти к выводу, что праздник семантически связан со свободным, праздным временем, периодом отдыха; с религиозным культом и важнейшими датами в истории народа и государства; с народными обычаями, ритуалами, обрядами; с традициями социальных движений, торжествами, демонстрациями; с радостью, весельем, пиршеством, потреблением и растратами, народными играми.

Чрезвычайно разнообразна типология праздников. Практически ни один автор, рассматривавший праздник в том или ином аспекте, не обходил вниманием вопрос классификации. Наиболее известная исходит из распределения праздников по временам года, сезонам (так называемый сезонный календарь). Этот принцип чрезвычайно ограничен, так как оставляет за пределами классификационной системы многие праздники. Широкое распространение получило деление праздников на религиозные и нерелигиозные. В этом случае за принцип классификации принимается отношение праздника и религии, подчеркивается его первоначально религиозное, мистическое происхождение [13, с. 68-85].

Одним из первых в отечественной науке предложил свою классификацию И. М. Снегирев, который разделял праздники на подвижные и неподвижные (т. е. имеющие и не имеющие точной даты), а также исключительные (приуроченные к особому событию), сельские и городские, отечественные и заимствованные [19, с. 81].

К. Жигульский представляет «среду обитания» праздника как явления человеческой культуры в виде географической карты. На пространственной карте существуют местные,

58

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Ш. Б. Майны, Ш. Б. Майны, О. А. Чооду Традиционная праздничная культура: понятие и сущность

локальные, региональные, национальные, государственные, международные праздники. Историческая карта знакомит с праздниками той или иной эпохи. Для раскрытия характера связей феноменов праздника представляется важной выдвинутая К. Жигульским классификация празднеств по признакам: временному, пространственному, целостному, психологическому, социологическому и др. [7, с. 7-8].

Интересным является мнение Д. М. Генкина о том, что единой, всесторонней классификации праздника для всех времен и народов создать невозможно, так как праздник является сложным, многосторонним явлением. Тем не менее он предлагает свою классификацию, основанную на принципах общественной значимости и масштабности события, и выделяет три основные группы праздников:

— всеобщие, отвечающие наиболее масштабным, большим событиям; это прежде всего великие праздничные даты страны, имеющие всемирно-историческое значение, эпохальные события истории и наших дней, переломные моменты в природе; социальная общность, празднующая такое событие, по существу безгранична;

— локальные, вызываемые событием, имеющим значение для определенной празднующей общности; это профессиональные праздники, праздники отдельных коллективов, учреждений, городов и т. д.; в каждом случае масштаб события определяется масштабом празднующей общности;

— личностные, вызываемые событием, имеющим значение для отдельной личности, семьи, группы людей [5, с. 56-58].

Современная жизнь человеческого общества немыслима без праздничной культуры, которая ассоциируется в нашем сознании с моментами отдыха и возможностью отвлечься от повседневных забот. Праздничное время мы можем посвятить участию в массовых торжествах, встречам с родственниками и друзьями, посещению культурно-развлекательных заведений или занятиям по душе. Однако так было не всегда, еще каких-то несколько столетий назад подавляющая часть праздничного времени уходила на выполнение

определенных обрядов и ритуалов, которые регулировались церковью и государством.

История праздничной культуры начинается с того момента, когда в жизнь человеческого общества вторгается понятие времени, и время как таковое становится предметом осознания, поэтому появление праздника представляет собой длительный процесс. Праздники были во всех обществах и культурах, начиная с глубокой древности, так как они являлись необходимым условием социального существования и специфическим выражением человека, обладающего, в отличие от животных, уникальной способностью праздновать, т. е. включать в свою жизнь радости других людей и опыт культуры предшествующих поколений.

Дефиниция праздничная культура имеет множество значений, и каждый исследователь рассматривает его в соответствии с целью и задачами своего исследования.

Из всего многообразия вариантов нам наиболее близко определение М. К. Декановой, согласно которому праздничная культура представляет часть духовной культуры общества и включает совокупность всех видов и форм праздников и праздничных традиций, обрядов и ритуалов, церемоний и обычаев, атрибутов и символов, отражающих быт и нравы, существующие и действующие в социуме в конкретноисторических условиях при поступательном историческом развитии. Как отмечает исследователь, с течением времени праздничная культура переживает определенные изменения как эволюционного, так и революционного характера. Одни ее компоненты, хотя и испытывают воздействие социокультурных процессов трансформации, достаточно стабильны, даже консервативны, другие обладают большей ориентированностью на новации и в той или иной степени подвержены внешним и внутренним воздействиям. Праздничная культура, связывающая в единое целое многочисленные празднества, обряды и ритуалы, разнообразные по виду и типу, по содержанию и идеологии, является одним из наиболее ярких и самобытных явлений национальной культуры. Формирование, существование и развитие праздничной культуры — это всегда длительные и

59

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Ш. Б. Майны, Ш. Б. Майны, О. А. Чооду

Традиционная праздничная культура: понятие и сущность

сложные процессы, в которых находят свое отражение политические, социально-экономи-

ческие и культурные процессы трансформации, происходящие в тот или иной исторический период и испытывающие влияние многочисленных и разнохарактерных факторов [6].

Проведенный анализ понятий традиционная культура, праздник, праздничная культура позволил нам сформулировать собствен-

ное понимание концепта традиционная праздничная культура как комплекса праздников и праздничных традиций, обрядов, обычаев, игр, символических атрибутов, отражающих ценности, религиозные воззрения, быт и нравы представителей конкретного этноса, обеспечивающих трансляцию социального опыта и взаимодействие человека, общества, природы и культуры.__________________

1. Арутюнов, А. С. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / А. С. Арутюнов. — Москва: Наука, 1989. — 264 с.

2. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. — 2-е изд. — Москва: Художественная литература, 1990. — 543 с.

3. Белоусов, Я. П. Праздники старые и новые / Я. П. Белоусов. — Алма-Ата, 1974.

4. Ванченко, Т. П. Функциональные основания массового праздника (теория культуры) / Т. П. Ванченко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2008. — № 4. — С. 32-36.

5. Генкин, Д. М. Массовые праздники / Д. М. Генкин. — Москва: Просвещение, 1975. — 140 с.

6. Деканова, М. К. Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX — первой трети XX в.: центр и провинция: автореф. дис. … канд. ист. наук: 07.00.02 / М. К. Деканова. — Самара, 2009.

7. Жигульский, К. Праздник и культура. (Праздники старые и новые: размышления социолога) / К. Жи-гульский. — Москва: Прогресс, 1985. — 336 с.

8. Иконникова, С. Н. Диалог о культуре / С. Н. Иконникова. — Ленинград: Лениздат, 1987. — 202 с.

9. Кононенко, Б. И. Большой толковый словарь по культурологии / Б. И. Кононенко. — Москва: Вече 2000: АСТ, 2003. — 512 с.

10. Костина, А. В. Традиционная культура: к проблеме определения понятия [Электронный ресурс] / А. В. Костина // Знание. Понимание. Умение: электронный журнал. — 2009. — № 4. — Культурология. -Режим доступа: http: //www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina/ (дата обращения: 12.06.12.).

11. Куляшова, М. А. Праздник как способ сохранения традиционной культуры / М. А. Куляшова // Современные технологии по сохранению и развитию социально-культурных традиций: в 2 т. Т. I: материалы межрегион. науч.-практ. конф. 12-13 нояб. 2007 г. / науч. ред. Д. Л. Хилханов. — Улан-Удэ: ВосточноСибирская государственная академия культуры и искусств, 2007. — С. 169-172.

12. Лаптева, Л. С. Функции массовых праздников / Л. С. Лаптева // Парк и отдых: материалы всесоюз. совещания по планировке, благоустройству и строительству парков культуры и отдыха. — Москва, 1975. -Вып. 2. — С. 173-201.

13. Луначарский, А. В. О массовых празднествах, эстраде, цирке: сб. / А. В. Луначарский; вступ. ст. и ком-мент. С. Дрейдена. — Москва: Искусство, 1981. — 424 с.

14. Лурье, С. В. Историческая этнология / С. В. Лурье. — Москва: Аспект Пресс, 1997. — 448 с.

15. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Маркарян. — Москва: Мысль, 1983. — 280 с.

16. Мизов, Н. О. Праздник как общественное явление / Н. О. Мизов. — София, 1966.

17. Миллер, В. Русская масленица и западноевропейский карнавал / В. Миллер. — Москва: Наука, 1984.

18. Пропп, В. Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования) / В. Я. Пропп. — Санкт-Петербург: Терра-Азбука, 1995.

19. Снегирев, И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И. М. Снегирев. — Москва: Советская Россия, 1990. — Ч. 1. — 158 с.

20. Социально-культурная деятельность: словарь / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников, О. В. Ступакевич. —

Минск: Адукацыя i выхыванне, 2008. — 96 с.

21. Хейзинга, Й. Homo ludens. Человек играющий. Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга; пер. Д. В. Сильвестрова. — Москва: Прогресс-Традиция, 1997. — 416 с.

22. Чистов, К. В. Народные традиции и фольклор: очерки теории / К. В. Чистов. — Ленинград, 1986.

23. Чичеров, В. И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI — XIX вв. / В. И. Чичеров. -Москва: Изд-во Академии наук СССР, 1957.

Сдано 21.01.2014

60

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Ш. Б. Майны, Ш. Б. Майны, О. А. Чооду Традиционная праздничная культура: понятие и сущность

Sh. B. Maina, Sh. B. Maina, O. A. Choodu

TRADITIONAL FESTIVE CULTURE: THE CONCEPT AND ESSENCE ABSTRACT Abstract. The article discusses various approaches to the definition of the concepts of “tradition”, “traditional culture”, “holiday” (function, classification), “festive culture”. Author’s interpretation of the definition introduced “traditionalfestive culture”.

Keywords: tradition, traditional culture, holiday, festive culture

References

1. Arutyunov, A. Narody i kul’tury: razvitie i vzaimodejstvie [Peoples and Cultures: development and interaction] / A. Arutyunov. — Moscow: Nauka, 1989. — 264 p.

2. Bakhtin, M. M. Rabelais Creativity and popular culture of the Middle Ages and the Renaissance / M. M. Bakhtin. -2nd ed. — Moscow: Fiction, 1990. — 543 p.

3. Belousov, Ya. P. Prazdniki starye i novye [Holidays old and new] / Ya. Belousov. — Alma-Ata, 1974.

4. Vanchenko, T. P. Functional base mass holiday (cultural theory ) / T. P. Vanchenko // Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo universiteta kul’tury i iskusstv [Herald of Moscow State University of Culture and Arts]. — 2008. — № 4. — P. 32-36.

5. Genkin, D. M. Massovye prazdniki [Mass holidays] / D. M. Genkin. — Moscow: Prosveshhenie, 1975. — 140 p.

6. Dekanova, M. K. Transformacija rossijskoj prazdnichnoj kul’tury v konce XIX — pervoj treti XX v.: centr i provincii [Transformation of Russian festive culture in the late XIX — early XX century: Centre and province]: author. dis. … cand. Hist. sciences: 07.00.02 / M. K. Dekanova. — Samara, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Zhigulskiy, K. Prazdnik i kul’tura. (Prazdniki starye i novye: razmyshlenija sociologa) [Holidays and Culture Festival. (Holidays old and new: reflections of sociologist)] / K. Jigulskiy. — Moscow: Progress Publishers, 1985. — 336 p.

8. Ikonnikova, S. N. Dialog o kul’ture [Dialogue about culture] / S. N. Ikonnikova. — Leningrad: Lenizdat, 1987. — 202 p.

9. Kononenko, B. I. Bol’shoj tolkovyj slovar’ po kul’turologii [Big Dictionary of Cultural Studies] / B. I. Ko-nonenko. — Moscow: Veche 2000: AST, 2003. — 512 p.

10. Kostina, A. V. Traditional culture: the problem of the definition [Electronic resource] / A. V. Kostina // Znanie. Ponimanie. Umenie [The knowledge. Understanding. Skill]: electronic journal. — 2009. — № 4. — Culturology. -URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Kostina/ (date accessed: 12.06.12).

11. Kulyashova, M. A. Festival as a way to preserve traditional culture / M. A. Kulyashova // Sovremennye tehnologii po sohraneniju i razvitiju social’no-kul’turnyh tradicij [Modern technologies for the conservation and development of socio-cultural traditions]: in 2 vol. Vol. I: materials of interregional scientific-practical. conf. Nov 12-13. 2007 / scientific. ed. D. L. Hilhanov. — Ulan-Ude: East-Siberian State Academy of Culture and Arts , 2007. — P. 169-172.

12. Lapteva, L. S. Options mass holidays / L. S. Lapteva // Park i otdyh [Park and Recreation]: Materials Proc. with broadcasting on planning, landscaping and construction of parks and recreation. — Moscow, 1975. — Vol. 2. — P. 173-201.

13. Lunacharsky, A. V. O massovyh prazdnestvah, jestrade, cirke [On mass festivals, stage, circus]: comp. /

A. V. Lunacharsky; entered. art. and comment. S. Dreyden. — Moscow: Arts, 1981. — 424 p.

14. Lurie, S. V. Istoricheskaja jetnologija [Historical ethnology] / S. V. Lurie. — Moscow: Aspect Press, 1997. — 448 p.

15. Markarian, E. S. Teorija kul’tury i sovremennaja nauka [Theory of culture and modern science] / E. S. Mark-arian. — Moscow: Mysl’, 1983. — 280 p.

16. Mizov, N. O. Prazdnik kak obshhestvennoe javlenie [Holiday as a social phenomenon] / N. O. Mizov. — Sofia, 1966.

17. Miller, B. Russkaja maslenica i zapadnoevropejskij karnaval [Russian and Western European carnival] /

B. Miller. — Moscow: Nauka, 1984.

18. Propp, V. Ya. Russkie agrarnye prazdniki (opyt istoriko-jetnograficheskogo issledovanija) [Russian agrarian holidays (the experience of historical and ethnographic research)] / V. Ya. Propp. — St.-Petersburg: Terra-Azbuka, 1995.

19. Snegiryov, I. M. Russkie prostonarodnye prazdniki i suevernye obrjady [Russian holidays folksy and superstitious rites] / I. M. Snegiryov. — Moscow: Soviet. Russia, 1990. — Part 1. — 158 p.

20. Social’no-kul’turnaja dejatel’nost [Socio-cultural activities]: Dictionary / V. N. Naumchyk, M. A. Pazdnikov,

O. V. Stupakevich. — Minsk: Adukatsyya i vyhyvanne 2008. — 96 p.

21. Huizinga, J. Homo ludens. Chelovek igrajushhij. Stat’i po istorii kul’tury [Homo ludens. Man playing. Articles on the history of culture] / J. Huizinga; transl. by D. V. Silvestrov. — Moscow: Progress-Tradicija, 1997. — 416 p.

22. Chistov, K. V. Narodnye tradicii i fol’klor [Traditions and Folklore]: Essays on the theory / K. V. Chistov. -Leningrad, 1986.

23. Chicherov, V. I. Zimnij period russkogo zemledel’cheskogo kalendarja XVI — XIX vv. [Winter period of Rus-

sian agricultural calendar XVI — XIX centuries] / V. I. Chicherov. — Moscow: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1957. Received 21.01.2014

61

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014 / 2 (38)

Народная
культура
представляет поистине удивительное
явление. Она создавалась в течении
тысячелетий, путем естественного отбора,
анонимными творцами – людьми труда,
представителями народа, не имеющими
специального и профессионального
образования. Ее основными составляющими
подсистемами являются религиозная,
нравственная, бытовая, трудовая ,
оздоровительная, игровая, зрелищная
подсистемы.

Народная
культура

собирательное
понятие, не имеющее четко определенных
границ и включающее культурные пласты
разных эпох от глубокой древности до
настоящего времени.

(Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Л., 1986;
)Формирование и функционирование
феномена народной культуры в этническом
сообществе или социальных группах, или
общностях разного типа связано с
осознанием их принадлежности к народу.
Самоидентификация с народом, народными
традициями в стереотипах социального
поведения и действия, обыденных
представлениях, выборе культурных
эталонов и социальных норм, ориентациях
на определенные формы досуга, любительской
художественно- творческой практики –
проявления народной культуры. В наше
время ее общая особенность —
внепрофессиональный статус в сфере
современной многослойной культуры, не
специализированный характер культурной
деятельности,что, впрочем не исключает
высокого уровня мастерства, умения
,знания, в основе чего лежит свободное
владение традицией .

Традиционность
важное
качество народной культуры, определяющее
как ее целостно — нормативное и смысловое
содержание, так и социальные механизмы
его передачи, наследования в непосредственном
общении от лица к лицу, от мастера к
ученику, от поколения к поколению, минуя
институционально – организационные
формы.

Для
народной культуры характерны
синкретические, недифференцированные
формы взаимоотношения с миром, которые
передаются в процессе непосредственной
коммуникации.
 Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994;

Ярче
всего народная культура представлена
фольклором,
хотя далеко не исчерпывается им.

Фольклор
(англ. folklore —
«народная мудрость») — народное
творчество, чаще всего устное.
Художественная, коллективная, творческая
деятельность народа, отражающая его
жизнь, воззрения, идеалы, принципы;
создаваемые народом и
бытующие в народных массах(Берёзкин
Ю. Е. Тематическая
классификация и распределение
фольклорно-мифологических мотивов по
ареалам
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994;

К
основным
аспектам содержания народной культуры
можно отнести:

мировоззрение
народа, народный опыт, жилище, костюм,
трудовую деятельность, досуг, ремесла,
семейные отношения, народные праздники
и обряды, знания и умения, художественное
творчество.

Следует
отметить, что как любое другое общественное
явление,
народная культура обладает специфическими
чертами,

среди которых следует выделить:
неразрывную связь с природой, со средой
обитания; открытость, воспитательный
характер народной культуры России,
способность к контакту с культурой
других народов, диалогичность,
самобытность, цельность, ситуативность,
наличие целенаправленного эмоционального 
заряда, сохранение элементов языческой
и православной культуры, чувство юмора.
Ее
важнейшей характеристикой
является
 анонимность,
отсутствие автора
.
Так,
нет автора у сказок, былин и пословиц,
народных песен и плачей; не известны
изобретатели топора и колеса, строители
ирригационных сооружений древности и
т.д. Это позволяет говорить о народной
этике, народных инструментах, народном
спорте, народной медицине, народной
педагогике и т.д. Народная культура
передается
из поколения в поколение
,
постоянно пополняясь, обогащаясь и
модифицируясь.
Афанасьев 
А.Н. Народ – художник: Миф. Фольклор.
Литература. – М.: Сов. Россия, 1986. – 366 с.

Основным
и важным элементом народной культуры
являются праздники
с их многообразием обычаев, обрядов,
церемоний и ритуалов.

Праздник
в
культурологии принято определять как:
«противопоставленный
будням (повседневности) отрезок времени,
характеризующийся радостью и торжеством,
выделенный в потоке времени в память,
или в честь кого или чего-либо, обладающий
сущностной связью со сферой сакрального,
отмечаемый в культурной или религиозной
традиции как институционализированное
действо, которое обеспечивает его
участникам макс. причастность к этой
сфере»
1.
Культурология. Энциклопедия : в 2-х т. /
гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. — М.
политическая энциклопедия» (РОССПЭН),
2007. — Т. 2. — 1184 с. 

Праздники
как феномен народной культуры представляют
собой одну из форм жизни этноса. На
протяжении столетий народная праздничная
культура славян, пронизанная архаическими
верованиями, постоянно трансформировалась,
пополняясь новыми элементами, главным
образом под влиянием православия. Истоки
же традиционных праздников, обычаев и
обрядов лежат в глубокой древности, в
сложном переплетении элементов
архаических аграрно-магических
представлений и языческих культов.

Обряд

определенным образом выстроенная цепь
символических, как правило, групповых
или массовых действий, предназначенных
для того, чтобы в наглядно-образной
форме отметить события общественной
или личной жизни. Обряд — это совокупность
действий, следующих в строго установленным
обычаем порядке для оформления событий,
занимаемых особое место в жизни и
трудовой деятельности людей. Обряды
обусловлены обычаями, традицией.Ерошенков, И.Н. Культурно–досуговая
деятельность в современных условиях
[Текст]: / И.Н. Ерошенков. — М.: МГИК, 1994. —
43 с.

История
изучения праздников показывает, что
они всегда были тесно связаны с условиями
жизни людей, со способами добывания
основных средств их существования, с
формированием и развитием мировосприятия
и верований. Традиционный славянский
праздник — это судьба народная, самым
тесным образом связанная с землей-кормилицей
и космическим началом.
Поэтому
актуальным и необходимым остаётся
изучение самого праздника, его современного
состояния и процессов трансформации в
нем. Все это имеет немаловажное значение
для решения более широких проблем
исторической этнографии славянских
народностей, поскольку остаются
нерешенными некоторые вопросы формирования
и сохранения народной культуры. В этой
связи обращение к вопросам
историко-культурного развития , в данном
случае к вопросам праздничной культуры,
актуально, ибо там сохраняется и обще
народный, и свой специфический,
региональный характер многих -праздничных
традиций, что в свою очередь, может
прояснить понимание того места, которое
занимают в культурной истории праздники
и праздничный быт населения
Снегирев
ИМ. Русские простонародные праздники
и суеверные обряды. М., 1838. Вып. 1. Л

Природа
праздника достаточно давно стала
объектом научных исследований. Античная
философская система рассматривала
праздник как феномен, обладавший мощной
стабилизирующей функцией, способствовавший
укреплению государственных, нравственных
и религиозных норм. Аристотель одним
из первых задался вопросом о значимости
празднеств. Он утверждал, что понять
природу праздничного существования
так же сложно, как ответить на вопрос
«зачем человеку жизнь?». Для него праздник
— время соприкосновения с истинной
духовностью, смысл существования. Платон
в «Законах» показывает значение праздника
как содержательного элемента формирования
личности: ритм, гармония и игра пробуждают
в людях чувство наслаждения и
удовлетворения, на фоне которых
усиливаются физическое и нравственное
совершенствование. Платон также утверждал
прямую зависимость между сохранением
традиции и незыблемостью государства:
«Если же молодые колеблют это единообразие
игр, вводят новшества, ищут постоянно
перемен, то мы полностью вправе сказать,
что для государства нет ничего более
гибельного, чем все это» В V веке до н.э.
Геродот утверждал, что общегреческие
праздники явились «третьим (наряду с
языком и расой) элементом, способствовавшим
консолидации греков»

В
эпоху Средневековья аскетизм философских
доктрин совершил переворот в оценке
праздника: на смену понятию «праздник»
приходит понятие «ритуал», которое
надолго задерживается в научной
литературе для определения массовых
коммуникаций торжественного характера.

3.
Платон. Сочинения : в 3-х т. / Платон; под
общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса; всту.
ст. А. Ф. Лосева; [пер. с древнегреч.]. — М.
: Мысль, 1968. — Т. 1. — 623 с.

4.
Геродот. История в девяти книгах /
Геродот; пер. и прим. Г. А. Стратоновского.
— Л. : Наука, 1972. —

600
с.

Ритуа́л
— совокупность условных, традиционных
действий, лишённых непосредственной
практической целесообразности, но
служащих символом определённых социальных
отношений, формой их наглядного выражения
и закрепления. …

http://ru.wikipedia.org/wiki/Ритуал

В
Новое время, когда значительно возрастает
научный интерес к исследованиям,
определявшим место культуры в жизни
людей, ритуалы и мифы рассматривались
как древнейшие формы культуры. Один из
ранних заподноевропейских мыслителей
Дж. Вико в труде «Основания новой науки
об общей природе наций» (1725 г.) развивал
идею становления ментальности людей
первобытного общества на основе
«божественной поэзии».

Научные
теории XIX и XX веков в основном освещали
проблемы формирования смыслообразующих
факторов традиционного сознания
народностей и наций. В XIX веке широкое
распространение получили теории
«народного духа», где специфические
особенности каждого народа определялись
как изначально ему свойственные и
неизменные. Возникли эти идеи при
изучении реальных объектов и понятий,
таких как психология народа и психология
масс. Были поставлены вопросы о
возникновении и формах проявления
массовых феноменов и соотнесенности
их с индивидуальным формированием
личности. Философия, психология,
антропология, этнография и другие науки
объединили свои усилия по изучению
сложного, трудно поддающегося анализу
феномена мифоритуальной и праздничной
культуры. Их успехи стали важными
стимулами в развитии ведущих школ
изучения проблем мифологии и ее
интерпретации, имевших принципиальное
значение для дальнейшего осмысления
праздника. Так, представители
натуралистической, или мифологической
школы (А. Кун, В. Маннхардт, Ф. Буслаев,
А. Афанасьев, А. Потебня) на основе
языковых данных анализировали
индоевропейскую мифологию. Антропологическая,
или эволюционистская школа (Э. Тейлор,
Э. Лэнг, Г. Спенсер), опираясь на конкретные
наблюдения быта американских индейцев,
считала мифологию отражением представлений
о реальной жизни, «первобытной наукой»,
потерявшей смысл в связи с развитием
современных знаний. Дж. Фрезер, вышедший
из эволюционистской школы, собрав
большое количество информации о ритуалах
и мифах, указывал на приоритет ритуала
над мифом [5]. Представители кембриджской
школы классической филологии (Д. Харрисон,
Ф. М. Корнфорд) видели в ритуалах важнейший
механизм трансмиссии религии и искусства
древнего мира. Ф. Реглан считал, что все
мифы являются ритуальными текстами.
5.
Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь : исследование
магии и религии. / Дж. Дж. Фрезер; [пер. с
англ.]. — М. : Политиздат, 1980. — 831 с.

Одним
из первых ученых, разработавших теорию
ритуала, исходя из человеческого
поведения (его действенной логики), был
профессор Чикагского университета
Виктор Тэрнер. Свои взгляды он изложил
в книгах «Символ и ритуал», «От ритуала
к театру» и др. Он рассматривал ритуал
как знаковую систему, взаимодействующую
со всей ментально-эмоциональной сферой.
Интерес к действованиям в ритуале
приводит В. Тэрнера к поискам типологических
параллелей между ритуалом и театром. В
XX веке проблема изоморфизма культа,
ритуала и театра приобрела особую
актуальность. В контексте антропологических
(этнологических) исследований К.
Леви-Строса, М. Элиаде, В. Тэрнера и др.
развивается театральная теория ритуала,
опирающаяся на анализ и выявление
этнопсихологических факторов, порождающих
лицедейство как особый способ познания
мира, связанный с деятельностными
проявлениями человеческой духовности.

Осознание
праздничной игры как чрезвычайно важного
механизма человеческой деятельности
получило развитие в ряде работ крупных
западных культурологов. В частности,
Й. Хейзинга утверждает, что в праздниках
человечество «разыгрывает порядок
вещей в природе, как оно это воспринимает»
в форме сценической или состязательной,
образно воплощенной в действии. При
этом целью жертвоприношения, состязания
или представления является «игра с
красотой и святыней» [6, с. 23-40].

6.
Хейзинга Й. Homo ludens. (Человек играющий) /
Й. Хейзинга; пер. с нидерл. и примеч. В.
В. Ошиса. -М. : Эксмо-Пресс, 2001. — 351 с.

В
отечественной культурологии (М. Бахтин,
С. Гуревич, В. Пропп, О. Фрейденберг, А.
Лосев, Д. Лихачев и др.) праздничность
рассматривается как один из важнейших
способов регуляции поведения в
зрелищно-игровых формах культуры, как
особая жизнедеятельность, основанная
на канонической эстетизации жизни с
элементами импровизации в рамках
традиции.

М.
Каган, анализируя человеческую
деятельность, отмечает, что «социальная
сущность праздника связана с коллективной
природой его восприятия и участия», и
подчеркивает, что «коллективность
является зрелищем самим по себе» [7, с.
206], определяя, таким образом, сущность
коллективной деятельности в пространстве
праздника как зрелища, в котором каждый
исполняет отведенную социальную роль.

В
последнее время наметились тенденции
к изучению этнографических реалий,
заключенных в праздничной жизнедеятельности,
в которой наиболее наглядно проявляется
этническая специфика. Специалисты
разных направлений, изучающие живую
культуру, концентрируют внимание на
устройстве и функционировании «вторичных
моделирующих систем», однако установка
на характеристику отдельных элементов
расчлененной на части системы не
позволяет увидеть главные смыслообразующие
элементы, сохраняющиеся в традиционных
и современных формах жизнедеятельности,
в которых усматривается определяемое
нами праздничное лицедейство.

Итак,
концепт
праздника оказывается встроенным в
один терминологический ряд с понятиями
мифа, ритуала, традиции, игры, структуры,
которых создаются зрелищно-игровыми
образами.
Все
элементы, объединенные в едином тексте
праздника, формируют комплексный
зрительный образ, отражающий парадигму
бытия и соответствующий той картине
действительности, которая освоена
менталитетом и чувством народа. Как
целостная структура любой праздник
имеет определенные задачи, цели, функции
и механизмы их реализации.

На
первый взгляд, основной функцией
праздника является релаксационная.
«Праздное» время ассоциируется с
отдыхом, досугом, который служит для
компенсации физических и духовных
затрат в будни. Но истинное значение
праздника много шире. Любой праздник —
это веха истории, завершение этапов
жизни, время, когда отмечается окончание
природного цикла, когда происходит
подведение итогов, глубинная задача
которых — показать в порубежной ситуации
пути к обновлению. Поводом
для праздника, смыслообразующим фактором
его возникновения является событие,
осознаваемое сообществом как явление
особой важности, на примере которого
происходит формирование парадигмы
бытия.

В связи с этим оно ритуализируется:
переходит из повседневности или
мифологизированного прошлого в
праздничный контекст и многократно
отмечается в определенное время. Событие
тем самым акцентируется, воспринимается,
оценивается и санкционируется общественным
сознанием. Этот психологический механизм
переводит событие из мира повседневности
в мир интенсивных эмоций, так как массовое
переживание имеет тенденцию к усилению,
переживание приводит к суггестии.
Основная
мотивация праздничной жизнедеятельности
людей направлена на создание условий
для возникновения у них положительных
эмоций, на фоне которых происходит
закрепление важнейших ценностных
ориентации.

Праздник
является своеобразным феноменом
коллективного творчества. В нем возникают
групповые положительные эмоции,
настроения, переживания, на фоне которых
формируются важные общественные
представления, идеалы, мировоззренческие
установки, отражаемые в живой ткани
действа. В процессе коллективного
творчества в отвлеченных и
конкретно-чувственных образах реальной
жизни, стереотипах и кодах поведения,
сформировавшихся в течение длительной
жизнедеятельности сообщества, путем
отбора лучших образцов этнической
практики- создается зрелищно-игровой
образ реального мира, несущий потенции
идеального будущего. Необходимо отметить,
что все элементы, объединенные в контексте
праздника, исполняют интегрирующую
роль, они не являются суммой отдельных
явлений, а представляют целостную
картину, хронотоп, соединяющий микро-
и макрокосм, соответствующий сознанию
народа.

В
празднике явления и предметы, помимо
собственно утилитарного значения,
обретают смысл знака, символа: не просто
еда, а обильное застолье как метафора
изобилия, культового подношения, жертвы;
не обычная ходьба, а шествие, танец; не
разговор, а декламация, речи, тосты,
пение; одежда особая -праздничная;
ритуальная, утварь — специальная
обрядовая, парадная и т. д. Эти символы,
разнообразные надбытовые действования
(обрядность, ритуал) создают особую
метафорическую стихию праздника, в
которой реализуется его эстетическая
функция. В стихию праздника вовлекаются
космос, природа, среда обитания, усвоенные
в «данный период материальные и духовные
ценности» [8, с. 144].

7.
Каган М. С. Человеческая деятельность
: (Опыт системного анализа) / М. С. Каган.
— М. : Политиздат, 1974. — 328 с

Богатейший
материал раскрывается в народных
празднествах, в них отражаются события
повседневной жизни, представления о
добре и зле, утверждаются притягательные
для народа формы быта, трудовой
деятельности, сакральные и эстетические
ценности. В силу того, что любой этнос
является чрезвычайно устойчивым
образованием и его существование
насчитывает тысячелетия, празднества,
основанные на длительно сохраняемых
традициях, служат одним из важнейших
способов адаптации (имеются в виду
кристаллизация и сохранение многих
положительных знаний и опыта народа

Важным
механизмом, осуществляющим создание
моделируемых представлений, утвердившихся
в этническом сознании является

традиция
.
Действительно, культурная
традиция

это общественная память, аккумулирующая
опыт прошлого, своеобразная программа,
которая в результате многократного
повторения превращается в стереотип
поведения, в который заложена информация,
способствующая адекватному функционированию
сообщества в изменяющихся исторических
условиях.
Многие
традиции сохраняются в праздниках на
протяжении тысячелетий, прослеживаются
у этноса на всех стадиях исторической
жизни от племени до нации. Зачастую
семантика их утрачивается, и обыденное
сознание не фиксирует их смысловую
нагрузку: «Так делали предки» — основное
объяснение информаторов в этом случае.
Традиция воспринимается ими как
специфический элемент этнической
культуры. Этнографы и историки считают,
что расшифровка и выявление древних
значений представляет научный интерес
«в разрешении проблем, связанных с
этногенезом … обнажает архаические
слои древней культуры» [12, с. 3]. Надо
отметить, что некоторые традиции
модернизируются, иные же совсем исчезают.
Новые явления реальной жизни проходят
сквозь призму традиционализации. Эти
явления, получив оценку общества,
кодируются в праздничной символике и
входят в виде новаций в партитуру
праздника. Исторически смена форм
неизбежна и непрерывна; осуществляется
она как в результате прямого развития
традиции, так и в появлении новых образов.
Этот процесс происходит сложно,
конфликтно, становится ареной борьбы
и эксперимента, в ходе которого отмирают
отжившие элементы, выявляются маложизненные
образования. Таким образом, опыт
передается из поколения в поколение.
Через отбор, сохранение и передачу
информации, осуществляемые механизмами
праздников, реализуется присущая ему
(празднику) трансмиссионная функция.

Слабо
изучена и практически не исследована
сакральная
функция

праздника, базирующаяся на вере. Ее
задача в традиционной культуре может
быть охарактеризована как условный, но
опредмеченный в вещах и действиях
контакт со сверхчувственным, гарантируемый
подлинностью чувств людей. Эта взаимосвязь
стимулируется в строго регламентированных
ритуалах экстатической возвышенностью
чувств и верой в правоту избранной формы
взаимодействия. В результате высшие
силы становятся тем мыслимым, но основным
зрителем, воспринимающим целостно
метафорическое действо полифункционального,
развертывающегося образ спектакля-праздника.
Необходимо отметить, что этнографические
данные подтверждают сохранение в
народном сознании представлений о
празднично-ритуальной апелляции к
божественным силам, как действенному
методу. Особенно ярко это находит
отражение в календарных праздниках.

Существуют
разные способы специфических коммуникаций
между верующими и божеством. Для нас
представляется интересным, что
обязательным условием в праздничной
коммуникации является выраженная ее
коммуникацией эстетическая
функция
.
Красота и художественное совершенство
исполняемых эпизодов выступает основным
гарантом благополучной трансляции
человеческих чаяний трансцендентным
силам. Во время праздника, что явствует
из народных представлений, раскрываются
границы, разделяющие «профанный» и
«сакральный» миры. Получается, что если
в быту пространственные и временные
рамки ограничены материальным миром,
то во время праздника рушатся ограничивающие
людей пределы, давая им выход на просторы
глубокого духовного и нравственного
очищения, катарсиса. В связи с этим
повышается семиотический статус
предметов и действований. Символическая
форма ритуалов, загадочная на первый
взгляд, сформировалась и утвердилась
в качестве высоких духовных ценностей.
В празднике всегда благие силы
противопоставляются — разрушающим,
жизнь — смерти, начало — концу.

Данная статья научно освещает социально-теоретические основы массовых праздников и представлений и включает в себя описание понятий праздника и представления, их виды и жанры, особенности, информирует о новых праздниках, появившихся в период независимости Узбекистана. В статье использованы научные труды ученых, которые работали над изучением праздников и представлений на уровне науки.

Ключевые слова: праздник, представление, эортология, культура, искусство, гуляние, обряд, традиция, изучение, театрализованное представление, концерт.

На сегодняшний день, вопросы преобразования и усовершенствования системы непрерывного образования, поднятие ее на новый уровень качества и повышение эффективности — вопрос уровня государственной политики, идущий по собственному пути развития. Следует особенно подчеркнуть, в эстетическом воспитании молодежи, формировании в них национального духа ключевым фактором являются народные праздники, традиции и обряды.

Если великий мыслитель Востока Махмуд Кошгари утверждал «Праздник — день радости и веселья народа» [1, с. 447], то Беруни называл их «самыми главными днями в жизни человека и разделял праздники на земные и религиозные [7, с. 49]. А также, по мнению Омара Хайяма «Кто будет праздновать Навруз и радоваться, тот проживет до следующего Навруза в радости и блаженстве» [6, с. 12].

В ХХ веке многие ученые занимались вопросами праздников. Очень важны исследования М.Бахтина в области правильного определения сущности праздников, их истории и места в современном мире. «Праздники во все времена имели цель расширить сознание о мире. «Упражнения», «трудовые игры» и развлекательные паузы во время труда, направленные на организацию и усовершенствование процесса социального труда, никогда сами по себе не смогут стать праздниками. Для их преобразования в праздники необходимы некоторые элементы из другой — морально-идеологической сферы действительности. Они не появляются в условиях материального мира и необходимости, а берут силу из мира великих целей жизни человека, то есть из мира идеалов, в которых и был изначальный призыв» [5, с. 299].

«Праздник — это идеальная жизнь в определенное время» — утверждал И.Мазаев [4, с. 172]. По исследованиям Д.Генкина «Праздник — социальное явление, отражающее жизнь каждого гражданина и общества в целом. Праздник — это ансамбль действительности и искусства, это особенное и уникальное событие, показывающее тот или иной жизненный случай, художественно приукрасив» [2, с. 44]. Об этом А.Арнольдов выдвигает мысль «Праздник совокупляет в себе самые дорогие богатства, собранные в мировой культуре» [2, с. 79].

Национальная Энциклопедия Узбекистан объясняет праздник следующим образом: — «Праздник (Байрам на узб.яз. с турецкого — свадьба, большое собрание) — широко отмечающийся радостный день. По мере социально-экономического развития появились традиционные, религиозные национальные и др. праздники разделяемые по происхождению, смыслу и становлению в социальной жизни. Праздники, переходящие из поколения в поколение, как наследство, называются традиционными праздниками. Например: праздник Навруз. Традиционные праздники не связаны непосредственно с социальной жизнью и образом жизнедеятельности в настоящее время определенного народа или национальности. В религиозных праздниках отмечаются обряды, определенные идеей каждой религии» [8, с. 584].

Слово «Байрам» (праздник на узб.яз.), происходит из турецкого, означает свадьба, обряд, праздность. Есть разные толкования этого слова. Самым верным считается следующее определение, данное в энциклопедии философии: Праздник — сумма радости людей. Он является одним из главных частей социальной жизни местности и отмечает события рождающие радость и веселья [10, с. 5].

Представление — художественное культурное мероприятие, показываемое перед зрителями, умело использующее методы эффектного исполнения, от которого зритель получает эстетическое наслаждение и является непосредственным участником события.

Понятие «праздник» гораздо шире чем «представление». Праздник всегда отличается участием широкой, активной и творческой народной массы. Он занимает широкую площадь и не имеет определенную сценическую площадку и никаких конкретных границ. Представление же, в отличие от праздника, всегда проводиться на определенной сценической площадке, имеет обозначенные границы и делить народную массу на участников и зрителей [10, с. 75].

По специфике праздник делится на несколько видов.

I.          Социально-политические праздники: 1 сентября — День независимости Республики Узбекистан, 8 декабря — День принятия Конституции Республики Узбекистан, 14 января — День защитника Отечества, 9 мая — День памяти и почести, 21 октября — День присвоения узбекскому языку звание Государственного языка и т. д.

II.       Национальные праздники: Праздник Навруз, Ковун сайли (дынное гуляние), Гул сайли (цветочное гуляние), Сув сайли (водное гуляние), Олма сайли (яблочное гуляние), Кум сайли (песочное гуляние), Лола сайли (гуляние тюльпан), праздник птиц и т. д.

III.    Трудовые праздники: Первый день посева, Праздник урожая, Праздник хлопка, Праздник первых цветов и т. д.

IV.    Религиозные праздники: Курбан хаит, Рамазан хаит и т. д.

V.       Календарно-профессиональные праздники: День учителей и наставников, День работников радио, День театра, День врачей и т. д.

VI.    Календарные праздники: 1 января — Новый год, 8 марта — Международный женский праздник, 1 июня — Международный день защиты детей и т. д.

Популярность массовых праздников в том, что они в первую очередь имеют глубокие социально-психологические и воспитательные корни, и в процессе постановки не допускаются неприемлемые элементы и случайности.

Необходимо отметить, история массовых праздников, особенно генезис истории возникновения праздников Узбекистана, виды праздников не изучены полностью. История — такая наука, чем глубже изучаем, тем сильнее удостоверяемся, как мало мы знаем. Особенно история массовых праздников изучена очень мало.

Издревле, со времен появления человечества, праздники выдвигали такие идеи как: воспевание успехов в жизни, надежды, желаний; торжества, случаи, событий, побед в быту и других сферах, глубокого осознания пройденной дороги, гордости за победы и надежды на завтрашний день; поздравления друг друга перед праздником, добрые пожелания на будущее, пожелания удачи и счастья; самоидентификация, осознание нации, обретение национальной идеи и многое другое. Праздники создают условия ценить время и дорожить им.

Появление праздников и этапов их развития изучает наука «Эортология». Греческое по происхождению слово, означает наука о празднике. Своим появлением и научно-теоретическим изучением, эта наука обязана таким великим ученым как И.Снегирёв, И.Сахаров, Ф.Буслаев, А.Афанасьев, Е.Аничков, К.Марджанов, Д.Генкин, И.Туманов и мн. др. Так же великие мыслители-философы Востока, такие как, Махмуд Кошгари, Абу Райхон Беруни, Фирдавси, Фараби, Авиценна, Алишер Наваи, Бабур, Агахи, Бехбуди, Фитрат и другие описывали в своих трудах свои взгляды о месте и роли праздников в социальной жизни людей. Научным соискателем теории праздников Узбекистана, одним из первых выступил У.Карабаев и оказал огромный вклад в развитие этой науки. В его трудах «Праздники Узбекистана», «Праздники узбекской нации» он глубоко и научно подошел к этой теме и попытался полностью осветить историю возникновения праздников.

До недавних времен, история праздников изучалась как часть общей истории искусства (литература и театр). Но, массовые праздники и представления во всех исторических этапах достойно занимали одно из почетных мест, в качестве основной морали воспитания и духовности.

Народы Средней Азии, в частности и узбекский народ имеет очень много праздников, появившихся в древности, которые, передаваясь из поколения в поколение, совершенствовались и становились бесценным достоянием нации.

Эти праздники формировались из потребностей народной массы в древние времена, развивались на основе социальной необходимости и обогащались на примере других народов.

Узбекских народных праздников целесообразно изучать, разделив на следующие этапы:

—        Формы праздника зарожденные в первобытном строе (сюда входит игры охотников, зоофагические, то есть служение тотемным животным таких как медведь, горный баран, корова, конь и т. д. праздники, праздники труда, оргаистические праздники и др.);

—        Древние (до исламские) праздники народов Средней Азии;

—        Узбекские праздники со средневековья до революции;

—        Праздники времени советов;

—        Праздники эпохи независимости [9, с. 43].

У.Карабаев исходя из характеристик праздника, определяющих основу народных праздников, выявляет следующие три основные свойства праздника:

1)        Появление праздничного состояния (настроения), зарождение потребности в празднике;

2)        Формирование праздничного состояния, настроения — это еще не праздник. Для реализации порывов этого состояния, настроения нужно организовать праздник. Превращение массы в участников праздника.

3)        Праздник это — театрализованные постановки, представления, концерты, смотры, конкурсы, состязания, то есть единство разнообразных массовых мероприятий [7, с. 49–50].

Исследователь Э.Соколов определяет праздник как самую лучшую форму среди всех увеселений. Потому что на праздничных мероприятиях объединяются все прогрессивные формы увеселения [3, с. 84].

Праздник является средством, который обогащает духовный мир личности путем воздействия на эстетические переживания человека. На основе праздника и представления лежат почет и уважение национальным традициям приоритетными задачами которых, является породить в людях радость по средством художественности и искусства.

Праздник требует от организаторов, особенно от сценаристов и режиссёров большой ответственности при подборе материалов, использования документов, достоверности фактов и художественной переработки и синтеза вышеуказанных материалов. Эти мероприятия должны отвечать социально-психологическим требованиям людей, становиться массовыми явлениями, повысить активность личностей в массовых действиях, являться отправной точкой создания условий для праздничного отдыха.

Массовые мероприятия, проводимые на площадях, парках и улицах не только зарождают массовое действие, но и карнавалами, гуляниями и фестивалями дарят эстетическое наслаждение, повышает зрелищность представления и рождает праздничное настроение. Не зря люди одевают новые и красочные одеяния, готовят праздничную еду, все в приподнятом настроении. В праздничные дни плохие становятся хорошими, скупые — щедрыми, некрасивые — красивыми. О положительных свойствах праздников, сколько ни говори, все равно всего не скажешь. Они привлекают к себе широкую массу людей, дарят культурно-духовную пищу, широко освещает все аспекты нашей жизни.

Э.Соколов, отмечая роль праздников, пишет следующее: «Социально-политическая и культурная роль праздника определяться тем что она поддерживая основные традиции, укрепляет культурные победы человечества» [3, с. 84]. И на самом деле праздники показывают самые лучшие материальные и культурные стороны общества.

Д.Генкин анализируя праздник и праздничное настроение, выделяет следующие главные компоненты и первичные социальные условия:

1)        потребность объединению, закаляя личную стойкость происходящим событиям, стремление к общей цели в выражении своего отношения к ним.

2)        потребность стремления широкому социальному общению

3)        потребность стремления выражать общественные радости, празднования и стремлений в эмоциональной жизни общества [2, с. 46].

При организации настоящих, совершенных с точки зрения композиции, духовно богатых праздничных представлений, воплощающих эти высокие идеи, режиссеры массовых праздников несут большую ответственность перед обществом. Театр массовых праздников в первую очередь героический театр. По идее своей он масштабен и монументален.

На развитие философской идеи феномена культуры праздника, с античных времен Платон, Аристотель, М.Тирский, до нынешних дней В.Бенямин, Ж.Бодрийяр, К.Леви-Стросс, М.Мосс обращали большое внимание.

Иностранные ученые отнеслись к феномену праздника с точки зрения культурологии и выявили функции праздников в культурологии. Ученые Р.Кайуа, Д.Кемпбел, М.Элиаде уточнили мифологические основы праздников. К.Жигульский изучая праздники в качестве социальной институции, исследовал воздействия религиозных, политических и социальных идей на них. Болгарский ученый Н.Мидов изучил традиции и обряды составляющих основу праздника. М.Мид и Д.Фрезер исследовали этнические формы в праздниках, а И.Хейзинг анализировал игры на праздниках. Среди анализируемой литературы большое значение имеет исследования русских ученых В. И. Чечерова и В. Я. Проппа. Они квалифицируя возникновение праздников, выявили — на основе возникновения праздничного календаря лежит трудовая деятельность крестьян, работников и охотников.

В своих научных трудах они выявили воплощение ритмических функций (взаимозаменяемость отдыха и труда) семантических и этнографических аспектов аграрных праздников. На основе этого можно более или менее уверенно утверждать, что в культуре земледелия, организация ярмарок является особенным показателем активного труда. Особенное внимание заслуживают научные исследования М. М. Бахтина. Он создал теорию праздников. А его соискания послужили основой для следующих научных исследований.

Л. Н. Лазорева, А. Ф. Некрылова, И. И. Шангина анализировали этнокультурные особенности праздников и систематизировали. Этническая особенность праздников в том, что при помощи культуры обряда появляется национальная идея. Требуется особая внимательность на яркие этнические выступления в праздничных действиях.

В своих исследованиях Н. А. Хренов, изучил традиции, обряды, праздники и провел глубокий анализ их места в развитии человека и общества, особенности и общности праздников. Н. Ф. Макеютин анализировал историю возникновения праздников и систематизировал их возникновение, разработал классификацию праздников.

Т. А. Апинян, С. В. Григорьев, М. А. Новиков, Л. Т. Ретюнеких, В. Я. Суртаев, В. Н. Устиненко изучали диалектику праздничных игр. При изучении культуры праздников большое значение имеет исследования ученых, режиссеров, сценаристов и художников-постановщиков. Д. Н. Ал, Э. В. Вертковский, Д. М. Генкин, Л. А. Дронов, А. А. Конович, И. М. Туманов, А. Д. Силин, Б. Н. Петров, О. Л. Орлов проводили научные исследования в этой области. В творческих исканиях С. Н. Булгакова, И. А. Ильина, Л. П. Красавина изучены вопросы деятельности человека в праздниках.

Изучение узбекских народных праздников началось в ХХ веке. В начальном этапе развития этой отрасли науки показали пример этнографы и писатели, описывая образцы зрелищного искусства и начиная их научное исследование. Узбекский народ наряду с великими историческими, духовными, научными достижениями своих предков, памятниками архитектуры, искусства и литературы, в праве гордиться своей многотысячной культурой праздников, обрядов. Узбекские праздники появились на основе социально-духовных потребностей наших предков. Но, к сожалению, до сих пор не проведены специальные исследования для изучения данного исторического наследия узбекского народа.

Выдающие ученые проводили исследования в области изучения праздников. Среди них Т.Мирзаев, Б.Саримсоков, М.Муродов, М.Жураев, С.Йулдошева, Ш.Турдимов изучали праздники в качестве народного творчества, фольклора. М.Рахмонов, М.Кадиров, Б.Шодиев изучали зрелищность праздников, то есть с точки зрения театральной критики. Такие историки как Б.Аминов, О.Буриев, А.Ашуров изучали праздники исходя из исторической значимости. Б.Сайфуллаев, Ф.Ахмедов в своих научных трудах освещают педагогические ценности праздников. Усман Карабаев глубоко изучил историю возникновения праздников и осветил философские стороны праздников.

Развитие отраслей культуры, искусства, науки и образования, усовершенствование этих отраслей, учитывая новое время, новые мировоззрения, являются приоритетными задачами процветания государства и нашего общества. Насколько значимы эти современные понятия, новые методы, изобретения настолько и ценно духовно-творческое наследие наших предков.

Являясь источниками композиционного построения драматургии праздников и представлений эпохи независимости, народное творчество, фольклор, современное искусство эстрады, массовые танцы и театрализованные номера направлены на выполнения следующих функций.

Первая — политико-идеологическая функция, служить на повышение образованности народа, разъяснение идеи независимости гражданам.

Вторая — патриотическая, национальная функция, воспевается любовь к родине, народу и усиливает эти чувства в душе каждого зрителя.

Третья — культурно-просветительская функция, праздники и представления, гуляния, выступления, обряды дают определенную культурно-просветительскую информацию, воздействуют на их сознание и мировоззрение.

Четвертая — духовно-воспитательная функция. Представления своей красочностью, освещением исторической и современной жизни, содержанием и образностью обогащает духовный мир массы, оказывают огромное воспитательное влияние. Они учат народ, особенно молодежь человечности, дружелюбию, переживанию чужим страданиям, ценность национальных традиций.

Пятая — художественно-эстетическая функция. Праздник и представление должен быть направлен на удовлетворения художественных потребностей, рост эстетического вкуса населения.

Шестая — героическая, ведущая функция. Создавая современного героя в драматургии массовых праздников и представлений, восхваляется достоинства героя, и зрители призываются последовать положительным качествам данного героя.

Седьмая — интернациональная функция, дружба национальностей проживающих в нашей стране, показывается с помощью искусства каждой национальности.

Восьмая — функция воспевания мужества, чести и доблести. Широко агитируются с помощью национальных народных игр, выходом военных, различными спортивными соревнованиями.

На данном исследовании научно изучены, теоретически и практически анализированы социально-теоретические основы праздников и представлений. В результате исследования изучены праздники и представления настоящего времени, подробно анализированы художественно-идейные, социально-политические, социально-педагогические и духовно-просветительские значения.

Литература:

1.   Кошгари М. Девону луғотит-турк, 1 том. — Ташкент: Фан, 1963. — С447.

2.   Генкин Д. Массовые праздники. — Москва: Просвещение, 1975. — С.44.

3.   Соколов Э. Свободное время и культура досуга. — Ленинград: 1977. — С. 84.

4.   Мазаев А. Праздник как социольно-художественное явление. — Москва: Наука, 1978. — С.172.

5.   Бахтин М. Литературно-критические статьи. — Москва: 1986. — С.299.

6.   Хайём У. Наврузнаме. — Ташкент: Мехнат, 1990. — С.12.

7.   Карабоев У. Праздники Узбекистана. — Ташкент: Ўқитувчи, 1991. — С. 49.

8.   Национальная энциклопедия Узбекистан. 1 том. — Тошкент, Узбекистон Миллий Энциклопедияси Давлат илмий нашриёти, 2000. — С.584.

9.   Карабоев У. Х. Праздники узбекского народа. — Ташкент: Шарк. 2002. — С.43.

10.                       Ахмедов Ф. Э. Основы режиссуры массовых праздников. — Ташкент: Алокачи, 2008. — С. 5.

Основные термины (генерируются автоматически): праздник, день, представление, время, история возникновения праздников, Узбекистан, узбекский народ, народная масса, народное творчество, праздничное настроение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Понятие праздника день народного единства
  • Понятие праздник виды праздников
  • Понятие литературного сценария
  • Понятие жизненного сценария психология
  • Понятие жизненного сценария берн