Понятие сценарий культурно досуговой программы

Работа по теме: шпоры кап. Глава: 7. Характеристика понятия «сценарий культурно-досу¬го¬вой программы».. ВУЗ: БГУКИ.

Культурно-досуговая
программа является универсальной формой
художественного моделирования
действительности, а его драматургической
основой – сценарий.

Если
обратиться к этимологии слова, то
сценарий (от итал. scenario, от лат. scaena –
сцена) – краткое изложение событий,
которые происходят по ходу действия в
спектакле. Слово «сце¬нарий» первоначально
обозначало развернутый план спектакля.

Сценарий
определял основной порядок действия,
ключе¬вые моменты развития интриги,
очередность выходов на сце¬ну персонажей
импровизационного театра. Непосредствен¬ный
текст создавался самими актерами в
процессе спектакля или репетиций; при
этом он жестко не фиксировался, а
варьировался в зависимости от реакций
и отклика зрителей. По сценарному
принципу строились практически все
виды народного театра, особенно
комедийного (древнерусского – театр
скоморохов, европейского и славянского
– кукольного театра, французского –
ярмарочного, итальянского – зна¬ме¬ни¬той
комедии дель арте и т.д.).

В
начале XVII века даже начали выпускаться
отдельные сборники сценариев для
представлений комедии дель арте, авторами
которых чаще всего были ведущие актеры
трупп. Первый сборник, выпущенный Ф.Скала
в 1611 году, содер¬жал 50 сценариев, по
которым могло развиваться сценичес¬кое
действие.

в
широком смысле слова сценарий представляет
собой особый сло¬вес¬ный текст,
своеобразный перевод, осуществляемый
с языка сло¬весного вида искусства на
язык аудиовизуального, зре¬лищ¬ного
искусства. Будучи драматургической
основой куль¬тур¬но-досуговой программы,
сценарий «фиксирует» будущее единое
драматургическое действие во всем
объеме вырази¬тельных средств.

Сценарий
культурно-досуговой программы – это
подроб¬ная литературная разработка
драматургического действия,
пред¬на-значенного для постановки на
сценической площадке, на основе которого
создаются различные формы культурно-досуговых
программ.

8. Сценарный замысел и его составляющие элементы.

Зарождение
замысла – сложный процесс, связанный
с ин¬ди-видуальными особенностями
творческой личности, его ми¬ро-восприятием
и мироощущением. Возникновение замысла
придает поначалу хаотичной работе
целенаправленность, не ограничивая при
этом воображение, интуицию, фантазию.

Толковый
словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова
трактует замысел как «нечто задуманное,
замышленное, как цель работы, деятельности».

Толковый
словарь русского языка С.И.Ожегова
определяет замысел в двух значениях:

1.
Задуманный план действий, деятельности,
намерение.

2.
Заложенный в произведении смысл, идея.

Словарь
литературоведческих терминов характеризует
твор¬ческий замысел как представление
об основных чертах и свойствах
художественного произведения, его
содержании и фор¬ме, как творческий
набросок, намечающий основу произ¬ведения.

Тема
(от греч. théma – то, что положено в основу)

В
замысле культурно-досуговой программы
присутствуют не только личность
сценариста, его видение мира, но и
конечное звено творческого процесса –
зритель, аудитория. Не случайно Ю. Борев
отметил, что творчество – это процесс
отчуждения замысла от художника и
передачи его через произведение читателю,
зрителю, слушателю.

Таким
образом, в основе сценарного замысла
культурно-досуговой программы прежде
всего лежит ее (программы) тема и идея.

В.И.Даль
определяет тему как «положение, задача,
о коей рассуждается или которую
разъясняют». Другими словами, тема
культурно-досуговой программы – это
круг жизненных явлений, вопросов,
проблем, которые волнуют автора и
аудиторию, причем наиболее актуальных
и художественно осмысленных.

Выбор
темы досуговой программы определяется
миро¬ощу¬ще¬нием автора сценария, его
жизненными ценностными ориен¬тациями,
теми явлениями и связями, которые он
счи¬та¬ет наиболее важными.

Тема
неразрывно связана с идеей драматургического
про¬из-ведения, которая характеризуется
как его содержательно-смысловая
целостность и продукт эмоционального
пережи¬ва¬ния и освоения жизни автором

Однако
идея не может быть сведена лишь к главной
автор¬ской мысли. Она – ракурс, точка
зрения автора на «факты жиз¬ни».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

муниципальное казённое
учреждение дополнительного образования

 «Тайшетская детская
художественная школа»

ДОКЛАД

Тема: «Сценарий как средство организации
досуговой деятельности».

Подготовил преподаватель
МКУДО ТДХШ:  Мантузова И.А.

       Сфера досуга
— одна из важных составляющих функционирования социума, она обладает большой
силой смыслового и эмоционального воздействия на личность. Многообразие видов и
форм культурно-досуговой деятельности, обусловленное общекультурными,
познавательными, эстетическими, семейными и другими интересами, создает широкие
условия и возможности для самореализации.

       Сегодня
учреждения культуры и искусства работают в проектной среде. Создавая творческий
проект, его автор реализует все функции менеджмента, объединяя их в одно целое
в процессе подготовки и реализации целостной, законченной программы – от
замысла через сценарную разработку до режиссерского воплощения в конкретной
форме. Эти творческие задачи нельзя решить без знаний, а также профессиональных
умений и навыков по сценарно-режиссерской деятельности. Режиссура
культурно-досуговых программ — важнейшая составляющая технологии проектирования
и реализации разнообразных форм творческих проектов и программ.

        Многолетняя
практика деятельности учреждений куль­туры показывает, что каждая, даже сугубо
деловая, «офици­альная» культурно-досуговая программа начинается со сце­нария
или сценарного организационного плана. Культурно-досуговая программа является
универсальной формой художественного моделирования действительности, а его
драматургической основой — сценарий.

       
Сценарий культурно-досуговой программы — это подробная литературная
разработка драматургического действия, предназначенного для постановки на
сценической площадке, на основе которого создаются различные формы
культурно-досуговых программ. Сценарий — это процесс планирования педагогиче­ского,
психологического, информационного, художествен­но-эстетического и т.п.
воздействия на объект воспитания.

        Драматургия
культурно-досуговой программы (сценарий) имеет общие черты с другими видами
драматургических искусств (театр, кинематограф, радио, телевидение), а именно
обязательное наличие в нем:

-единого
драматургического действия;

-сюжетного хода и
событийного ряда;

-конфликта как
«диалога действий»;

-жесткой
композиционной структуры;

-жанрового
разнообразия (в культурно-досуговых программах-разнообразие форм).

       
Сценарий представляет собой исходный каркас интел­лектуального и эмоционального
воздействия культурно-досуговой программы.     

      
 Первоосновой творческой деятельности сценариста яв­ляется замысел, в котором
он программирует конечный ре­зультат. Зарождение замысла и его воплощение, т.е.
весь творческий процесс создания сценария, зависит не только от личности
сценариста, но и в не меньшей степени от спе­цифики и возможностей того или
иного учреждения куль­туры и в каждом случае осуществляется по своей опреде­ленной
технологии.

     
 Замысел сценария является схемой будущей программы, которая включает основные
блоки — эпизоды, сюжетную линию. Поиски интересного сюжета — неотъемлемая часть
работы над сценарием. Интересно разработанный сюжет — важнейшее требование
драматургии учреждения культуры. На практике многие организаторы игнорируют
разработку сюжета, тем самым обедняя сценарий, превращая его в план выступлений
участников тех или иных событий, с концерт­ными номерами.

       Замысел
сценария — это внутреннее представление о будущей драматургической разработке
действия. Процесс его формирования условно можно разделить на три этапа:

1 этап — Тема.

Её может определять
праздничный календарь. Это годовой цикл народных и государственных праздников,
а также различные годовщины, связанные с историческими событиями страны,
региона, города, предприятия. Вид театрализованного представления, будет ли это
театрализованный концерт, эстрадное обозрение или тематический вечер, ибо форма
торжества определяется праздничными традициями или пожеланиями заказчика. Место
проведения (сцена дворца культуры или городская площадь, банкетный зал или
лесная поляна) и будущие участники — зрители.

2 этап — Создание
сценарного плана.

Начало этого этапа
связано с чётким определением темы. В замысле любого произведения она занимает
главенствующее место. Тема — это предмет исследования автора. Чтобы облегчить
её формулировку, нужно ответить на вопрос: что будет изображено в сценарии?
Или: о чём должен быть сценарий? Тема, идея, жанр, конфликт, сценарный ход —
важнейшие компоненты замысла. Второй этап разработки замысла сценария
заканчивается составлением плана. План сценария — это перечень эпизодов с
кратким описанием их содержания, определением основных выразительных средств в
смысловом и художественном контексте сценарного хода.

3  этап —
Окончательное оформление замысла.

Корректировка
замысла в процессе его воплощения связана не только с лексическим наполнением,
но и со всеми художественными и документальными фрагментами невербального
характера. Здесь важно одно: умение видеть структуру сценария целиком и притом
с разных точек зрения. Это позволяет чутко реагировать на необходимость
изменений в сюжете, использовании выразительных средств, тексте и т.д.

       В оформление
игровой программы, а в принципе любого досугового мероприятия, входят:
декорации, театральный костюм, грим, бутафория, световое и шумовое оформление, а
также музыкальное оформление. Ни один сценарий мероприятия не будет успешен без
использования этих выразительных средств. Существует даже такое понятие, как
декорационное искусство — искусство создания зрительного образа мероприятия
посредством декораций и костюмов, освещения и постановочной техники. Декорационное
искусство способствует раскрытию содержания и стиля представления, усиливает
его воздействие на зрителя. А костюмы, маски, декорации и т.д., являются
элементами декорационного искусства.

        Итак,
сценарий культурно-досуговой программы — это подробная текстовая разработка,
включающая как литературную основу, так и организационные аспекты содержания
программы. Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого
эпизода/номера ко второму и т.д. сценарная разработка не предлагает
«кускообразности», т.е. от первого эпизода/номера ко второму обязательно должен
быть плавный переход. Сценарий — произведение синтетическое, так как может
соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических
произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных
событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое. Спектр досуговых программ
достаточно широк — ток-шоу, литературно-музыкальные композиции, конкурсно-игровые
программы, праздники, театрализованные представления. Разнообразие программ
предполагает выбор определенного решения, соответствующего их форме. Однако
большинство программ соответствуют «классической» форме построения.

         Сценарий
пишется для конкретного зрителя и организация общения также «закладывается» в
структуру сценария, используя приемы активизации аудитории культурно-досуговой
программы. В качестве специфической черты необходимо выделить также
разнообразие мест и площадок для постановки культурно-досуговой программы — от
домашней комнаты до стадионов и улиц городов. Место в данном случае — это не
только пространство, но и конкретная аудитория, на которую надо воздействовать.

         И,
наконец, главное. Сценарий культурно-досуговой программы пишется не
для читателя, а для режиссера. Более того, сценарист и режиссер
в клубной практике, как правило, выступают в одном лице, поэтому литературная
(драматургическая) основа сценария всегда содержит в себе элементы режиссерской
разработки.

        Драматургия
культурно-досуговых программ имеет свои количественные и качественные
показатели:

-актуальность
программы с позиций текущих общественно-политических, социально-экономических и
социально-культурных задач, стоящих перед обществом;

-преемственность и
последовательность в их подготовке и проведении, которая выражается в
органической связи предыдущих и последующих программ в таких аспектах как
художественный, организационный и педагогический;

-разнообразие форм
культурно-досуговых программ.

       Тема и идея
— это тот смысловой стержень, который держит драматургический каркас сценария
культурно-досуговой программы.

        Композиционная
структура сценария культурно-досуговой программы:

1. Экспозиция
— начальная, вступительная часть сценария дает необходимые сведения о
предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах. Экспозиция знакомит
с правилами сценической игры. Другим видом экспозиции является пролог – прямое
обращение автора к зрителю, краткий рассказ о характере будущего представления.
Экспозиция длится до момента завязки.

2. Завязка —
момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С
завязки начинается движение всего действия, его развитие.

3. Кульминация
— высшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии
характеров действующих лиц и разрешении конфликта. Кульминация нередко является
развязкой.

4. Развязка —
заключительный момент в развитии действия сценария, который является моментом
полного разрешения конфликтной ситуации.

5. Финал —
эмоционально-смысловое завершение произведения. Своеобразной формой финала, в
котором подводится итог всего действия, является эпилог. Эпилог аналогичен
прологу, т.е., если в начале сценария автор вводит зрителя в мир героев, знакомит
с характером действия, то финал подводит определенные итоги, дает оценку
завершившемуся действию.

        Типы
культурно-досуговых программ:

– разовая игровая
программа;

– конкурсно-игровая
программа по заданной тематике;

– игра-спектакль;

– театрализованная
игра;

– зрелище;

– праздник;

– длительная
досуговая программа.

         В основе
предложенной квалификации лежат два фактора: степень соучастия детей в
программе и ее протяженность во времени.

          Методы
осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В
зависимости от типа и содержания программы можно использовать:

–игровые методы,

–упражнения,

–обсуждения,

–создание,
проигрывание и анализ ситуаций,

–творческие задания
(на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и
т.д.),

–театрализации.

         Любая
культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение
определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть
запланировано:

–осмысление детьми
(в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и
самореализации личности;

–осознание детьми
своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное
от учебы время;

–изменение
установок детей на способы и формы проведения своего досуга;

–приобретение
детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и
разнообразно проводить свободное время;

–освоение детьми
основных средств общения, основ зрительской культуры;

–повышение культуры
взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и
взрослыми;

–изменение
атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового
участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

–формирование
традиций образовательного учреждения.

         Отслеживание
результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с
помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них
изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с
родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их
самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ учащихся.

        С помощью
этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня
участников досуговых программ.

        Таким
образом, правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая
программа может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их
творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со
сверстниками творческой деятельности.

         Создание
сценария культурно-досуговой программы — это сложный, многоступенчатый
творческий процесс, включающий в себя как период накопления
информационно-содержательного материала, формирование авторского замысла, так и
непосредственное написание этой формы драматургического произведения. Этапы
работы над сценарием отражают последовательность работы, организуют и
упорядочивают творчество сценариста.

          Не
следует забывать, что характер сценария культурно-досуговой программы
предполагает, что автор выступает не только в качестве сценариста, но и
режиссера-постановщика, т.е. литературная и режиссерская линии взаимодополняют
друг друга, что находит свое отражение в основных этапах работы над сценарием.

Литература

1.     
Гальперина, Т.И. Режиссура культурно-досуговых
программ в работе менеджера туристкой анимации: учебно-практическое пособие /
Т.И.Гальперина. – М.: Советский спорт, 2008. – 292с.

2.     
Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность:
учеб. пособие / А.Д.Жарков, В.М.Чижиков . – М.: МГУК, 1998. – 469 с.

3.     
Козловская, Л.И. Культурно-досуговые программы
в структуре социокультурной деятельности / Л.И. Козловская // Социальная
педагогика. Проблемы инкультурации личности. – Мн.: Четыре четверти, 2007. –
с.43-51

4.     
Чечетин, А.И. Основы драматургии: учеб.
пособие / А.И.Чечетин . – М.: МГУКИ, 2004. – 148с.


С этим файлом связано 12 файл(ов). Среди них: Без названия.pdf, Задание 2.docx, ЗАЯВЛЕНИЕ НА ПЕРВОГО РЕБЕНКА 1 лист.docx, Буклет Сафронова.pdf, kompleksnaya_podgotovka_k_ege.docx, 5. от РМЦ — Методические рекомендации ШСК (1).pdf, Термодинамика.ppt, Auditornaya_rabota (3).docx, Доклад о состоянии и использовании земель в 2018.doc, Ответы.docx, Ответы2-1.docx, Английское слово addiction характеризует зависимость.docx и ещё 2 файл(а).
Показать все связанные файлы


Подборка по базе: Правоведение Понятие исущность права.doc, Вариант — 8 Генеральный план понятие, сущность Березина.doc, ВЗК-182с Марченко Д.А. трудовой договор понятие, заключение, рас, 2022 Курсовая ГП Договор понятие значение виды! доработка 2.docx, Реферат Семейное право Понятие семьи в социологическом и юридич, Философия А.Шопенгауэра. Понятие «мировая воля».docx, 3.11Производная. Понятие о производной функции..docx, 8-наурыз концерт сценарии.docx, Тема 1. Тайм-менеджмент в современных условиях понятие, историч, Тема 8 Лекция 1 Понятие права.pptx


Общее понятие о сценарии культурно-досуговой программы

Лекция

Основной вид культурно-досуговой драматургии – сценарий.

Сценарий – это подробная литературная разработка содержания культурно-досуговой программы, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, показаны авторские переходы от одной части к другой, вносятся используемые художественные произведения, оформление и т.д..

Сценарная драматургия — особый специфический вид драматургии.

Почему?

Сценарий— произведение синтетическое.

В сценарной драматургии действуют законы живописи, музыки, хореографии, архитектуры и общелитературные законы, так как она использует эти виды искусства для создания собственного произведения.

2. Сценарий тяготеет к произведениям эпическим, хоть и рассматривается, как вид драматургии. Сценарий отражает масштабные явления социальной жизни.

Что сближает сценарную и театральную драматургию?

И сценарий, и пьеса пишутся для последующего воспроизведения средствами других искусств.
Общая задача: внушить идею способом эмоционального воздействия, потрясения, сопереживания.

Но…

средства решения основной задачи разные!

Какие?

В традиционной драматургии

Через частный конфликт конкретных героев.
Каждый из героев является носителем определённого мировоззрения, жизненной позиции. Из конфликта выходит победителем один из героев. Таким образом, автор доносит до зрителя свой взгляд, своё представление о правильной жизненной позиции.

Подумайте, носителями каких позиций являются герои кинофильмов, кадры из которых предложены ниже. Какие идеи хотят донести авторы?

Основные виды построения конфликта в традиционной драматургии:

Внешний конфликт

(«герой — герой», «две группы», «герой — среда»)

Внутренний конфликт

(в герое борются две «личности», он в ситуации выбора)

2. Эмоциональное воздействие может происходить через удивление (загадку)

Для этого

информацию надо делить на порции.
каждый раз сообщается меньше информации, чем хочет узнать аудитория.
самая важная информация утаивается до конца.

Чем больше труда

вложено в поиск информации,

тем ценнее она для

аудитории.

3. Эмоциональное воздействие может происходить через сопереживание.

Сопереживание возникает, когда персонажи близки и понятны.
Сопереживание порождает идентификацию себя с героем.

Саспенс – момент, когда аудитория максимально вовлечена.

Возникает, когда персонажу, которому аудитория сопереживает, угрожает опасность.

Открытый саспенс возникает, когда аудитория знает больше, чем герой и волнуется за него («Волк и семеро козлят»)

Закрытый саспенс, когда известно, что угроза есть, но неизвестно – откуда («Колобок»)

В сценарной драматургии:

изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта.

2. В сценариях художественно-публицистического характера конфликт может представлять собой полемический диалог двух условных групп.

3. В народных праздничных обычаях встречаются конфликты мнимые, шуточные.

4. В игровых программах разнообразные виды конфликтов: конфликт ведущего с одним игроком; конфликт ведущего с группой; конфликт между командами.

Дополнительные источники эмоциональной энергии в сценарной драматургии:

сценарии, как правило, опираются на готовое, уже заранее сложившееся отношение зрителя к данному факту.
использование больших пространств, выступление массового числа исполнителей, использование технических средств.

Три вида сценариев:

Простейшие (набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории)
Иллюстрированные (в которых соединяется информационный материал и искусство, а тема является основным стержнем.
Театрализованные (в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к театральной драматургии)

Специфические требования к сценарной драматургии:

актуальность культурно-досуговых программ с позиций текущих общественно-политических, социально-экономических, культурных задач;
преемственность и последовательность в их подготовке и проведении, выражающиеся в органической связи предыдущих и последующих программ;
жанровое разнообразие программ, возможность модификации одной и той же программы.

Проверим знания?

Дайте определение сценария.
Что сближает сценарную и театральную драматургию?
Сопереживание герою возникает у зрителя, когда…
Момент, в котором вовлечение аудитории проявляется наиболее полно, называется …
Какова задача сценария культурно-досуговой программы?

Молодцы!

Педагогика

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ СЦЕНАРИЯ

Кандидат педагогических наук, доцент Н. Д. Фролова, кандидат педагогических наук, преподаватель А. А. Чуб, преподаватель Н. В. Растопчина

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 3500015, г. Краснодар, ул. Будённого 161

Сценарий — это прикладное произведение, которое не предназначено для чтения людьми, участвующими в производстве спектакля или культурно-досуговой программы. В сценарии должно присутствовать последовательное описание сцен, действий, которые надо играть или выполнять.

При создании целевых анимационных программ требуются профессиональная подготовка, творчество и знание особенностей работы с различным контингентом.

Являясь литературным произведением, сценарий заключает в себе все компоненты, присущие драматургии. Здесь действуют все силы драматургической структуры, но выражены они специфическим языком данного жанра.

Ключевые слова: сценарная культура, сценарий, театрализация, культурно-досуговая программа.

В нашей стране массовые спортивно-художественные театрализованные представления достигли высокой степени совершенства и представляют собой своеобразный жанр на стыке спорта и искусства. Накоплен богатый опыт разработки, организации и проведения подобных праздников.

Изменение уклада, стиля жизни современного человека, характера его трудовой деятельности в связи с индустриализацией и урбанизацией привели к изменению его потребностей в отдыхе. Теперь помимо размещения и питания он стал включать и другие элементы, направленные на удовлетворение потребностей в развлечениях, веселом проведении досуга, в эмоциональной разгрузке.

Организация такого отдыха связана с формированием и реализацией таких программ развлечений (анимационных программ), которые бы отвлекали отдыхающего от повседневных жизненных проблем, проводили его эмоциональную разрядку, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни.

В настоящее время особенно остро ощущается нехватка специалистов по организации интересного, полноценного досуга в туристских комплексах, гостиницах, турбазах, пансионатах и санаториях. В зарубежной практике специалистов по организации досуга на таких предприятиях принято называть туристскими аниматорами. Именно оттуда и пришло это понятие.

Создание культурно-досуговой программы начинается с творческого замысла, а заканчивается созданием

сценария. Однако аниматоры сталкиваются с трудностями в разработке и написании сценария, им не хватает сценарной культуры.

Цель данной работы — определить особенности, тенденции, закономерности и проблемы развития сценарной культуры режиссеров театрализованных представлений и праздников при создании сценария.

Развитие теоретических представлений о сценарии привело к формированию разнородных концепций, каждая из которых вносила определенный вклад в характеристику сценария, но не давала всестороннего описания его сущности. В конце 70-х годов ХХ в. наступил новый этап в теоретическом осмыслении сущности сценария. Сценарий стал осознаваться как сложное образование, требующее профессиональной сценарной культуры.

Наша литература, непосредственно касающаяся драматургии театрализованных представлений и праздников, представлена всего лишь некоторыми авторами, такими как: Д. Н. Аль (1988), М. И. Маршак (1975), И. Г. Шароев (1988) и А. И. Чечетин (1988).

Вот почему так остро ощущается потребность в научном осмыслении теории сценария, исходящая как от научных работников, так и от практиков, которые предпринимают серьезные усилия в проектировании новых форм театрализациии, но вынуждены при этом часто идти на ощупь, ибо не представляют себе смысла такого художественно-педагогического явления, как «сценарная культура» режиссеров театрализованных представлений и праздников.

Сценарная культура понимается нами как комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков интеграционного характера, необходимых для профессионального художественного регулирования воспитательных процессов в обществе. Сценарная культура проявляется в разработке и написании сценария театрализованного представления.

Под сценарием (от итал. scenario) понимается план литературного произведения с подробным описанием действия, сюжетная схема, по которой создаются представления в театре, импровизации, балетные спектакли, кинофильмы, массовые зрелища и другие.

Сценарий — это прикладное произведение, которое не предназначено для чтения людьми, участвующими в производстве спектакля или культурно-досуговой программы. В сценарии должно присутствовать последовательное описание сцен, действий, которые надо играть или выполнять.

Сценарий — это музыка пластических движений,

которая является силой, определяющей действующую структуру, образность, стиль и драматургическую основу, — говорил Вс. Мейерхольд. Именно творческое решение, режиссерское видение многое определяют в создании сценария. Работа над сценарием начинается с того, что Маяковский назвал социальным заказом — с осмысления темы, с поиска наиболее выразительного, оптимального драматургического решения.

В сценарии различают две самостоятельные части: описательную (ремарка) и речевую.

В теории и практике массовых зрелищ сложились представления о сценарии как о подробной литературной разработке содержания театрализованного праздничного действия, о программе воспитательного воздействия, способе фиксации будущего единого действия представления во всем объеме выразительных средств, переводе вербального на аудиовизуальный язык искусства, документе планируемых событий праздника, синтетическом элементе драматургии, воплощающем те или иные явления социальной жизни.

Являясь литературным произведением, сценарий заключает в себе все компоненты, присущие драматургии. Здесь действуют все силы драматургической структуры, но выражены они специфическим языком данного жанра. Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают здесь специфические черты, где конфликтность существует не в результате контрдействия и противоборствующих сил, а в монтажном соединении.

Через сценарий красной линией должна идти основная тема, цементирующая как сценарий, так и все произведение в целом.

Сценарий — литературное произведение, имеющее две основные особенности. Во-первых, оно адресовано очень узкому кругу читателей: руководству, режиссеру, оператору, светотехнику. Во-вторых, автор сценария должен помнить, что оно предназначено для режиссера, который должен иметь ясное представление о том, что он будет ставить.

Сегодня мы сталкиваемся с таким явлением, когда сценарием называют план проведения совещания, заседания или конференции. Мы считаем, что это разные понятия, и они не взаимозаменимы.

По своей структуре сценарии различных культурно-досуговых программ, спортивно-художественных представлений и театрализованных представлений имеют принципиальное различие, но по технологии создания имеют одну основу. В любом сценарии должны присутствовать тема и идея, цель, задачи, режиссерский замысел, жанр и стиль. Жанр — понятие, задающее сценаристу метод работы, стиль, способы разрешения конфликтов и т. д. Режиссерский замысел культурно-досуговой и анимационной программы оформляется в режиссерский сценарий. В нем к литературному сценарию добавлены описания режиссерских проработок:

— характеристика действенного пространства: сцены, игровой площадки, зрительного зала (содержание и месторасположение декораций и сценографии);

— описание схемы движения людей и предме-

тов (направления входов и выходов персонажей и участников, направления движения декораций и предметов; моменты начала и окончания движения; перемены местоположения действий; мизансцены и их перестроение и пр.);

— характеристика звукового оформления (содержание, место включения, уровень громкости);

— характеристика светового оформления (содержание, моменты изменений световой картинки);

— характеристика персонажей и их действий (характер пластики и речи, действенные задачи, костюмы);

— жанровые, темпоритмические, стилистические рекомендации по манере актерской игры;

— предполагаемые действия участников (реакция аудитории: аплодисменты, возгласы и пр.; передвижение участников в пространстве);

— временной регламент события (продолжительность эпизодов и фрагментов, общая продолжительность программы).

В каждом конкретном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по содержанию, стимулирующему душевные силы. К таким анимационным программам относятся: культурно-познавательные и тематические, фольклорные и литературные, музыкальные и театральные, искусствоведческие и научные, фестивальные, карнавальные и спортивные или, например, турпоездки по казино-центрам, расположенным в разных странах, организованные для любителей игры в казино.

При создании целевых анимационных программ требуются профессиональная подготовка, творчество и знание особенностей работы с различным контингентом отдыхающих.

Особого внимания заслуживает разработка массовых спортивно-художественных выступлений. Массовые гимнастические праздники и физкультурные парады — большое спортивно-показательное зрелище. В них используются многочисленные средства спортивной гимнастики, акробатики, художественной гимнастики и танцев, выполняемые с музыкальным сопровождением. Физкультурные выступления отражают цели и стремления молодежи, достижения в спорте, труде и учебе. Они являются составной частью физического, духовного и эстетического воспитания людей различного возраста, особенно подрастающего поколения. Современным выступлениям свойственны идейная направленность, народность и красочность.

Основными средствами массовых физкультурных выступлений и гимнастических праздников являются: вольные упражнения без предметов и с предметами, упражнения на гимнастических снарядах и конструкциях, акробатические упражнения и прыжки, упражнения художественной гимнастики, элементы народного и современного танца, массовые построения и пирамиды. К средствам массовых выступлений относятся также художественное оформление и музыкальное сопровождение.

№4 • 2009

71

При составлении сценария массовых физкультурно-спортивных выступлений многое зависит от правильного композиционного построения всех его частей. Поэтому все средства, составляющие содержание выступления, должны логически сочетаться между собой с учетом последовательного нарастания эмоционального и зрелищного эффекта. Начало должно быть интересным, необычным и четким, а финал — захватывающим и особенно эффектным. По силе художественного воздействия на зрителя, по масштабу и оформлению массовые построения должны быть самой захватывающей частью выступления. Располагаются они в центре поля или площадки. Форма построения может быть различной: а) в виде концентрических кругов, квадратов, ромбов, изображения герба, знамени, различных эмблем, цветочных клумб и т. п.; б) в виде пирамид с использованием снарядов, конструкций; в) в виде «живой вазы» с различными фигурами вокруг неё и массовыми упражнениями на ней.

Таким образом, сценарий культурно-досуговой программы, в отличие от пьесы, не является самостоятельным литературным произведением. Будучи литературной основой будущей постановки, он является не догмой, а руководством к действию. Поэтому в процессе постановки (режиссерской проработки, репетиций) он может быть изменен, доработан, дополнен новыми материалами.

Культурно-досуговая программа — универсальная форма художественного моделирования. Разнообразнейшие виды и формы моделей, такие как театрализованные представления и праздники, народные гулянья и танцевальные вечера, спортивные состязания и турниры, художественные выставки и шоу, объединяются в общее понятие «культурно-досуговая программа».

Сценарий программы должен соответствовать требованиям ценностно-ориентированного и активно-де-ятельностного подхода к целостному технологическому процессу и отвечать характеристикам: актуальность содержания; преемственность и последовательность комплекса программ; жанровое и содержательное разнообразие; возможность модификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамян, А. Массовые гимнастические выступления / А. Абрамян. — М.: Физкультура и спорт,1966. — 96 с.

2. Гальперина, Т. И. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации: учебное пособие / Т. И. Гальперина; Российская международная академия туризма. — М.: Советский спорт, 2006. — 168 с.

3. Гаранин, Н. И., Булыгина, И. И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: учебное пособие / Н. И. Гаранин, И. И. Булыгина. — М.: Советский спорт, 2003. — 128 с.

4. Марков, О. И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников: учебное пособие для преподавателей, аспирантов и студентов вузов культуры и искусств / О. И. Марков. — Краснодар. Изд. КГУКИ, 2004. — 408 с.

5. Курило, Л. В. Теория и практика анимации: Ч.1. Теоретические основы туристкой анимации: учебное пособие / Л. В. Курило; Российская международная академия туризма. — М.: Советский спорт, 2006. — 195 с.

6.Петров,Б.Н.Массовые спортивно-художественные представления (Основы режиссуры, технологии, организации и методики) / Б. Н. Петров. — М.: Физкультура, образование и наука, 1998. — 328 с.

A SCENARIO MAKING TECHNOLOGY

N. Frolova, Candidate of Pedagogics, Associate Profesor, A. Chub, Candidate of Pedagogics, Teacher, N. Rastopchina, Teacher,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 3500015, g. Krasnodar, ul. Budennogo, 161

A scenario is an applied work, which is not designated for reading it by the people taking part in the creating a performance of any cultural programme. A scenario should consist of sequent description of scenes, actions, which have to be played or done.

While creating purposeful animated programmes one should have professional preparedness, be a creative person

and know peculiarities of the work with different contingents.

Being a literary work, a scenario includes all the components typical for dramatic art. All forces having a dramatic structure are presented here, but they are expressed by a specific language of the given genre.

Key words: scenario culture, scenario, theatrical performance, cultural-leisure programme.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Понятие праздника хэллоуин
  • Понятие праздника функции праздника
  • Понятие праздника день народного единства
  • Понятие праздник виды праздников
  • Понятие литературного сценария