Понятие сценарий музейной экспозиции

Новости проекта

Новости проекта

Оплата расширенного пакета

Голосование

Вопрос для родителей: Как Вы думаете, с какой целью в школах введен деловой стиль одежды?

Голосование

Вопрос для родителей: Как Вы думаете, в какой одежде Вашим детям было бы удобно посещать занятия?

Голосование

Вопрос для родителей: Хотели бы Вы, чтобы в нашей школе была введена единая школьная форма?

  • Словарь музейных теринов

Сценарий экспозиции

Дата: 29 августа 2017 в 20:36

Сценарий экспозиции, вид проектного документа, представляющий экспозиционный замысел в виде сюжетной схемы, связующей научную концепцию с пластическим образом экспозиции музейной. Авторы С.э. интерпретируют научную идею, создавая произведение экспозиционной драматургии, которую реализует художник в формах пластического искусства и дизайна. Сценарное проектирование – творческий процесс, представляющий собой сложную синтетическую деятельность. С.э. не является обязательным элементом проектирования экспозиции; применяется, как правило, для решения сложных и оригинальных задач в презентации и актуализации наследия.

Сценарий как форма работы над экспозицией. Первые российские музеи: Кунсткамера, музеи Кремля.

В последние десятилетия в музейной практике появился опыт сопровождения ТЭПа литературным описанием будущей экспозиции, и её восприятия зрителем.
Отталкиваясь от научной концепции, авторы сценария ставят перед собой задачи выразить в литературной форме весь внутренний драматизм экспозиционной темы.
В основе сценария лежит стремление учесть психологию посетителя, попытка организовать его эмоциональное состояние на протяжении всего осмотра экспозиции.
В сценарии объединены документы научного и художественного проектирования, выраженные в более доступной для восприятия литературной форме.
Особое внимание следует уделять средствам усиления эмоционального воздействия на посетителя.Большинство специалистов считают, что сценарий следует применять при проектирование экспозиций многоплановых, задуманных как театральное действие.
Сценарий могут создавать как сотрудники музея, так и литераторы, знакомые с практикой работы в музее.

Музеи Кремля

Оружейная палата- музей сокровищница.

В музее представлены древние государственные религии, народная и царская одежда, облачения церковных иерархов, золотые и серебряные изделия, памятники оружейного мастерства, экипажи, парадное конское убранство, другоценные изделия, украшения.

Успенский собор- главный храм русского государства.

В соборе проходили церемонии венчания на царство, коронации императоров и др. Сегодня в соборе можно увидеть иконостас и ансамбль монументальной живописи, иконы.

А

рхангельский собор-родовая усыпальница великих русских князей и царей.

Покоится Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван третий, Иван Грозный, царевич Дмитрий, Цари Михаил и Алексей Романовы. (47 надгробий)

Уникальная портретная галерея московских правителей и их предков.

Патриаршие палаты

Музей в котором представлены ценные памятники истории и культуры 17 века- личные вещи патриархов, драгоценная посуда, карманные и настольные часы, иконы, старопечатные книги.

Ансамбль колокольни Ивана Великого

Благовещенский собор

Личный храм московских князей и царей. Иконы Рублева и Грека.

Церковь ризоположения

Храм русских митрополитов и патриархов.

(Это все государственные музеи московского кремля)
КУНСТКАМЕРА

В 1714 году в Петербурге появился первый в России музей, который назвали на немецкий манер «Кунсткамерой«,  то есть «кабинетом редкостей». Первыми экспонатами музея стали предметы личной коллекции самого Петра, их перевезли в новую столицу из Москвы и разместили в

 Летнем дворце царя в Летнем саду. Основу этого собрания редкостей составили предметы, которые Петр привез из Европы во время поездки с Великим Посольством: это были  минералы, изделия из камня, слоновой кости, сандалового дерева  из Индии, других азиатских стран,  в коллекцию входило также собрание анатомических препаратов голландского анатома Рюйша. Дополнял уникальное собрание огромный  Готторпский глобус — своеобразный маленький планетарий, внутри которого  можно было наблюдать движение звездного неба. Этот необычный подарок Петр получил в Европе от герцога Голштинского.   

Небольшой Летний дворец не мог стать настоящим хранилищем для уникальной коллекции:  очень скоро отведенное для нее помещение стало тесным. «Кабинет редкостей» решили перевести в отдельное здание.  Новым музейным помещением в 1718 году стали так называемые Кикины палаты — дом, конфискованный у опального вельможи Александра Васильевича Кикина.  Теперь появилась возможность свободно расставить все ценные предметы коллекции, так, что их можно было рассматривать. Первый российский музей стал публичным,  сам царь хорошо знал все предметы коллекции и любил их показывать.  

В Кикиных палатах разместился не только музей:  сюда же привезли царскую библиотеку редких книг, как русских, так и на иностранных языках. Здесь же появилась первая химическая лаборатория.

Стремясь к тому, чтобы  редкостей в  музее становилось все больше, Петр издал специальный указ, в котором говорилось: «Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные,  кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть ..да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…». Со всей России в музей стали поступать новые экспонаты, в те, кто бывал за границей, должны были привозить диковинные предметы оттуда.

  1. Технология мультимедиа и формы применения ев в музеях.

Мультимедиа-комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать с графиком, текстом, звуками, видео.

-Данные хранятся и обрабатываются в цифровой форме, с применением компьютера.

-Данные могут содержать текстовые ,звуковые, графические и анимационные компоненты.

-Мультимедия использует гипертекст

-свойства гиперактивности (активное воздействие между программой и человеком)

Мультимедия применяется в экспозициях музея, дает углубленную информацию о экспонате.

С мультимедия и проектором можно воспроизводить информацию с компьютера , диска , флешки итд

Мультимедия-возможность объединять в компьютерной системе текст, звук, анимацию,видео и графические изображения.

  1. Формы и методы культурно-образовательной деятельности музея.

Культурно-образовательная деятельность предполагает образование в пространстве культуры, развитие ума и интелекта человека, его душевных и личностных качеств, ценностого отношения к миру.
1. Экскурсия — это коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставок по определенному маршруту и под руководством экскурсовода, с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями.
Экскурсии могут проходить в здании музея по экспозии, выставке или открытому хранению фондов. За территорией музейного здания — это осмотр памятников и памятных мест. Также возможны комплексные экскурсии — это единая тема показа музейной экспозии и памятника, находящихся в естественных условиях.
Различают:
-по характеру тематики: обзорные экскурсии — проводятся для посетителей впервые пришедших в музей и желающих получить общее представление об его истории и колекциях (например туристы). Тематические экскурсии — наиболее детально раскрывают определенную тему или проблему.
-по целевой направленности — культурно-образовательные или учебные, непосредственно связаные с программой различных учебных заведений. Методические экскурсии проводятся для музейных сотрудников, знакомят с принципами построения экспозиций, особенностями хранения фондов, проведением экскурсий.
-по составу экскурсантов — для детской или взрослой аудитории, для туристов или местных жителей, по характеру состава однородные или разнородные группы (например родителей с детьми).
Методические приемы экскурсовода:
-прием-диалога — беседа в форме вопрос-ответ;
-прием-задания — экскурсантам дается задание;
-стоять к экспонату следует в полоборота, а не спиной;
-жесты и взгляды — посмотрел на экспонат и указал рукой, что тут же повторили все остальные;
-речь должна быть граммотной и эмоциональной.
 Подготовка к экскурсии
Развернутый план экскурсии — содержит цель, краткое содержание тем и  подтем, содержание вступительной и заключительной бесед, структуру экскурсии и её маршрут, демонтрационные экспонаты, продолжительность экскурсии.
Это итоговый документ — методическая разработка экскурсии, содержит перечень методических приемов используемых экскурсоводом.
2. Лекция — тематика связана с профилем музея или использованием музейных материалов. Основная цель донести до слушателей теоретический материал, сопроводив его материалами музейных колекций. Формы: тематический цикл лекций, лекторий выходного дня, выездные лекции.
3. Консультации — проводятся в музейной экспозиции или научном отделе по вопросу интересующему посетителя.
4. Кружок — небольшая группа детей и подростков, объединенных общими интересами и под руководством сотрудника музея.
5. Студия — цель: эстетическое развитие детей и взрослых, раскрытие способностей к художественному творчеству.
6. Викторины, конкурсы, олимпиады — приобщение участников к жизни музея, музейным колекциям и работе музея. Стимулирование их стремления к приобретению знаний и умений самостоятельно мыслить.
7. Встреча с интересным человеком, концерт, театрализованное представление, литературный вечер, кинопросмотр, музейные праздники — организуются для отдыха и развлечений.
8. Ролевая игра — способствует  развитие исторического сознания. Целиком строится на ролевом поведение участников, дает возможность окунуться в определенную среду в процессе игры.

  1. Художественные коллекции европейских монархов XV-XVI веков

Николо Кресченти разместил в своем доме в Риме собранные им фрагменты антикварной архитектуры;

Большой любитель старины был римский император Фридрих II-собрание раритетов;

Самым ярким представителем европейских коллекционеров стал герцог Жан Беррийский –приобретал ювелирные изделия, драгоценные камни, роскошные ковры, дорогие ткани, золотую посуду, церковную утварь. Он целенаправленно искал и собирал византийские вазы, античные и восточные камеи и медали (Британский музей)

В древнем Риме произведения искусства показывали в термах. В средние века хранилищами ценностей служили церкви и монастыри.

Коллекционированием в эпоху возрождения занимались европейские монархи, духовенство, богатые купцы.

В конце 15-16вв формируются коллекции, которые перекочевали в такие музеи как: музей Ватикана, Лувр, Дрезденская картинная галерея.

Коллекционеры-Медичи, меценат Фердинанд 1 и др.

Мощный импульс развитию коллекционирования дали великие географические открытия-экзотическая одежда, оружие, посуда, утварь (естественно научные коллекции).

В Италии предметы старины стали собирать правители патриции многих итальянских городов.

Коллекционеры семьи Строцци, Торнабуони, Каппони, Ручеллаи.

Медичи-наполняли свои дворцы худ. Сокровищами. В 16в в развитии коллекционирования произошли изменения. Владельцы ряда собраний стали демонстрировать отобранные ими предметы сторонним зрителям. Так появились первые музейные учреждения.

Лоренцо Медичи-коллекция рукописей.

  1. Художественные музеи. Музеи современного искусства как особый тип художественного музея.

Художественные музеи-это музеи искусствоведческого профиля. В таких музеях хранят, собирают, изучают, экспонируют произведения изобразительного и декоративно – прикладного искусства, памятники архитектуры. Коллекции в в художественных музеях чаще всего состят из подлинников. С 19 века для художественных музеев стали строить специальные здания с выставочными залами, оборудованные для нужд экспозиции, запасниками, реставрационными мастерскими, научными библиотеками, фототекой, архивом. Существуют и другие виды художественных музеев включающих в себя территорию части города или парка – это Ярославо Дворище в Новгороде, музей-заповедник в Ярославле, Владимире, и др,- они хранят и экспонируют памятники архитектуры изобразительного монументального искусства и декоративно прикладного. В 20 веке строятся в основном выставочные павильоны, галереи.(Музей изящных искусств в Москве, Гос. Музей изобразит. исквусства имени Пушкина в Питере, Третьяковская галерея)

Худ. Музеи: музеи изобразит искусства, декоративно – прикладного, народного, художественно-промышленные, современного искусства.)

Актуальное искусство

Современное искусство не исходит из представления о прекрасном, красивом. Современное(актуальное) искусство его цель вызвать спор, дискуссию, общественные скандалы

  1. Эрмитаж. История создания основные этапы развития.

Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать уединенно, без помощи слуг, в этом уголке. Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем. Большой вклад в коллекцию музея внес Русский посол во Франции Д.А. Голицын, друживший с Д. Дидро и другими представителями культуры за рубежом. В коллекции появились работы «Возвращение блудного сына» Рембрандта, две «Данаи» Тициана и Рембрандта, «Вакха» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и многие другие. В Англии были куплены знаменитые работы Рубенса и Ван Дейка, а скульптуры из этой страны украсили Эрмитаж и Царское Село.В коллекцию собирались не только картины, но и гравюры, рисунки, античные ценности, работы декоративно-прикладного искусства, драгоценные резные камеи, нумизматические коллекции, медали и книги.. К концу правления Екатерины в ее коллекции было четыре тысячи картин, размещенных в Эрмитаже и загородных Дворцах. Именно Екатерина II положила начало созданию  знаменитой коллекции мастеров Франции, Голландии, Фландрии, Англии. Александр I продолжил собирать произведения искусства для музея. Так были приобретены картины Рембрандта и Рубенса с одинаковым названием «Снятие с креста», «Ферма» Поттера, полотна Клода Лоррена, «Бокал лимонада» Терборха и «Завтрак» Метсю, а также статуи, созданные Кановой: «Психея и Амур», «Парис», «Геба» и «Танцовщица». Во время правления Николая I была открыта Военная галерея 1812 года с портретами героев Отечественной войны 1812 года.К сожалению, 17 декабря 1837 г. пожар охватил часть дворца. По приказу Николая I переходы между зданиями были разобраны и все, что можно было вынести, было спасено. Реставрационные работы под руководством В.П. Стасова  продолжались до 1840 года.До середины 18 века посещать музей могли лишь избранные. Так А.С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора. Новый Эрмитаж, как музей, открылся 5 февраля 1852 г., что было отмечено ужином на 600 человек и представлением в Эрмитажном театре. Коллекция и дальше продолжалась пополняться произведениями искусства: картинами, оружием, изделиями из серебра и декоративно-прикладными работами. До 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Позже под музей были отданы и другие здания: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж и Эрмитажный театр, служившие до революции резиденцией царской семьи. После революции общее количество ценностей и произведений искусства в музея увеличилось более, чем в четыре раза. В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Свердловск и была возвращена в музей после окончания восстановительных работ в 1945 году. Музей постоянно расширяется. В 1981 году Меншиковский дворец на Васильевском острове после реставрации стал одним из подразделений музея, где представляется экспозиция отдела русской культуры первой четверти XVIII века. В 1992 году была восстановлена часть старого Зимнего дворца, в котором жил и умер Петр I. В 1999 году восточная часть Главного штаба была также передана музею. Недавно было построено Фондохранилище.

  1. Структура музейной экспозиции.

. Музейная экспозиция: основные понятия
Музейная экспозиция имеет свою спе­цифику. Ее основу составляют музейные предметы, обладающие определенной совокупностью признаков и свойств. В экспозиции они обретают но­вый статус: становятся экспонатами, то есть предмета­ми, выставленными для обозрения.

В качестве экспонатов могут выступать и «замени­тели» подлинников. Эта совокупность музей­ных предметов, их воспроизведений и моделей, науч­но-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом.

Все части экспозиции взаимосвязаны между со­бой и составляют ее тематическую структуру. В со­ответствии с ней экспозиционные материалы делятся на структурные единицы — экспозиционные комплек­сы, то есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство. В качестве экспози­ционного комплекса может рассматриваться и экспозиционный зал, созданный по единому проекту и имеющий свой неповторимый облик.

Согласно современным представлениям, музейная экспозиция — это целенаправленная и научно обосно­ванная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены коммента­рием, технически и художественно оформлены и в ито­ге создают специфический музейный образ природ­ных и общественных явлений.

Музей создает не только постоянные, но и времен­ные экспозиции — выставки, стационарные и пере­движные. Их временный характер проявляется в со­ставе экспонатов. На выставках часто демонстрируют­ся предметы из других музеев и частных коллекций, а также предметы, которые не могут долго находиться за пределами фондохранилищ — акварели, письмен­ные источники, уникальные вещи.

В настоящее время в музейной практике сложи­лось три основных типа музейных выставок:

  • темати­ческие выставки, в основе которых лежит определен­ный сюжет;
  • фондовые выставка, которые знакомят посетителей с малоизвестными и малодоступными коллекциями;
  • отчетные выставки, которые создают­ся по результатам реставрационных работ, по итогам комплектования фондов — так называемые выставки новых поступлений.

Создание выставок является составной частью экс­позиционной работы музеев. Выставки повышают до­ступность и общественную значимость музейных фон­дов, вводят в научный и культурный оборот памятники, находящиеся в частных собраниях, способствуют отра­ботке и совершенствованию методов экспозиционной и культурно-образовательной работы музея, расширяют географию его деятельности. В настоящее время актив­но развивается международный обмен выставками, что способствует взаимообогащению различных культур.
^
Материал в экспозиции может группироваться по-разному. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и орга­низации экспозиционных материалов называется ме­тодом построения экспозиции. В отечественном музее­ведении традиционно выделяют следующие основные методы экспонирования:

  • систематический,
  • ансамбле­вый,
  • ландшафтный и
  • тематический.

Этим методам со­ответствуют систематическая, ансамблевая, ландшафт­ная и тематическая экспозиции.

Первыми экспозициями, в основу которых легли научные принципы организации материала, стали сис­тематические экспозиции. Их появление в конце XVIII — первой половине XIX в. было связано с бурным развитием процесса дифференциации в сфере науки и созданием профильных музеев. Систематический метод экспонирования предусматривает отбор, размещение и интерпре­тацию однородных пред­метов в соответствии с классификационной си­стемой конкретной науч­ной дисциплины или от­расли производства.

В конце XIX — начале XX в. в Западной Европе появились первые экспозиции, состоящие исключи­тельно из ансамблей. Это были экспозиции музеев под открытым небом. Ансамблевая экспозиция сохраняет или реконст­руирует на основе достоверных научных данных ре­ально существовавшую или типичную для определен­ной эпохи социокультурную обстановку. Ансамблевая экспозиция характерна для мемориальных музеев, для музеефицированных памятников истории и культуры — дворцов, усадеб, крестьянских изб. Ее приме­ром могут служить исторические интерьеры или их фрагменты, воссоздаваемые в музеях не только гума­нитарного, но и естественно-научного профиля.

Структурной единицей ансамблевого показа явля­ется экспозиционный комплекс, который сохраняет или реконструирует существовавшую среду бытова­ния музейных предметов. Он может состоять из раз­личных экспонатов — орудий труда, оружия, одежды, мебели, изделий декоративно-прикладного искусства, изобразительных и письменных материалов. Посколь­ку в этом комплексе воспроизводятся реальные или типичные связи и отношения между предметами, по своему содержанию и в зрительном восприятии он представляет собой законченное целое.

В мировой музейной практике именно ансамбле­вые экспозиции получили наибольшее распростране­ние, поскольку они легко воспринимаются посетите­лями, вызывают непосредственный интерес и оказы­вают сильное эмоциональное воздействие.

Параллельно с ансамблевыми формировались и ландшафтные экспозиции, воссоздающие взаимо­связи и взаимозависимость природных компонентов. Их основная структурная единица — биогруппы и ландшафтные диорамы.

Элементы ландшафтного метода экспонирования в виде биогрупп появились в естественно-научных му­зеях в середине XIX в. Биогруппа (биологическая груп­па) представляет собой экспозиционный комплекс из объектов животного и (или) растительного мира. Часто понятие «биогруппа» относится к научной таксидермической композиции, которая представляет жи­вотных в среде обитания. Таксидермия (от греч. taxis — устройство и derma — кожа) — вид деятельности, включающий консервацию и реконструкцию объек­тов животного мира. Современная таксидермия из ремесла по изготовлению чучел переросла в искусство. Но искусство это — особого рода: условность и деко­ративность здесь недопустимы, поскольку естествен­но-научные музеи призваны популяризировать досто­верные и научно объективные сведения.

Большую роль в становлении ландшафтного мето­да экспонирования сыграла Всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851 г.), где демонстрировались первые биологические группы из жизни животных, со­зданные немецким таксидермистом М.Х. Плоцкетом. Затем биогруппы стал активно включать в свою систематическую экспозицию Британский музей естествен­ной истории, причем создавал их на строго докумен­тальной основе. Для биогрупп с птицами и гнездами растения и почва собирались из одного места, а моло­дые и старые птицы — с одного гнезда. Использовался и натуральный почвенный покров, на котором было найдено гнездо: он осторожно срезался и перевозился в музей. Каждый отдельный листок, цветок, трава ими­тировались из воска и других подходящих материалов при этом искусственные растения располагались высушенной почве точно так, как они находи; в природе.

К концу XIX в. в практику естественно-научных музеев вошли панорамы и диорамы, ставшие харак­терными приемами ландшафтного метода экспониро­вания. Панорама (от греч. pan — все и horama — вид, зрелище) представляет собой больших размеров лен­тообразную картину, которая натянута по внутренней поверхности цилиндрического подрамника и сочета­ется с расположенным перед ней по кругу «предмет­ным» планом — макетами, сооружениями, фигурами. Панорама создает иллюзию реального пространства, окружающего зрителя, располагается в круглом строе­нии и рассматривается с площадки, находящейся в его центре. Первая панорама была создана ирландским художником Р. Баркером в 1787 г. и представляла со­бой круговое изображение города Эдинбурга.

В 1893 г. в Музее естественной истории в Стокголь­ме была создана первая биологическая панорама, вос­создающая природу Швеции.

В отличие от художественной панорамы, где жи­вопись подчиняет передний натурный план, в ланд­шафтной панораме пейзаж служит только вспомога­тельным средством, которое вводит зрителя в место обитания животных. Передний же план занимают до­кументальные материалы — чучела животных, гнезда птиц, растительность, рельеф местности.

В то время как панорама вводит зрителя будто бы в центр изображаемого события и позволяет осуще­ствлять круговой обзор, диорама (от греч. dia — сквозь и horama — вид) дает возможность рассматривать изо­бражение только со стороны окна (за исключением трехсторонних, так называемых альковных диорам).

Она охватывает лишь часть горизонта и может располагаться на стене как полукруглого, так и прямоугольного помещения. Поэтому диорамы, не требующие столь больших площадей, как панорамы, получили в естественно-научных музеях гораздо более широкое распространение.

В первой трети XIX в. ландшафтный метод экс­понирования стал практиковаться во многих музеях мира. В России первая ландшафтная экспози­ция была построена в 1930 г. в Московском областном краеведчес­ком музее (г. Истра). С 1970-х гг. ландшафт­ный метод стал преоб­ладающим в региональ­ных естественно-науч­ных музеях и отделах природы краеведчес­ких музеев.

Часть II. 4. Проектирование экспозиционно-выставочной деятельности (33.82 Kb)

  ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКСПОЗИЦИОННОВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При проектировании экспозиционно-выставочной деятельности необходимо исходить из того, что экспозиция (равно как и выставка) является специфической формой научной публикации. Поэтому экспозиция создаётся первоначально как научный проект, на основе которого разрабатывается художественное решение. Научный проект зависит от профиля музея, его основной проблематики и состава коллекций. Никакого идеологического давления на характер экспозиции не допускается. Музей, как определено выше, это хранилище социальной  памяти, а не идеологическое учреждение. Никакой чиновник от культуры или какого-либо ведомства не вправе диктовать характер и содержание экспозиции. Однако экспозиция не может быть и воплощением субъективного мнения или представления какого-либо лица, художника или дизайнера, какими бы авторитетными они ни были. Экспозиция – продукт авторского решения и авторского воплощения. Приступать к реализации экспозиционного проекта можно только на основании решения научно-методического совета. Если разрабатывается авторский проект группы специалистов, то он, тем не менее, обязательно проходит научную экспертизу, научное рецензирование и  утверждается на научно-методическом совете.

При проектировании экспозиции, особенно по проблемам новейшей истории, авторскому коллективу следует отрешиться от отмеченного А. С. Балакиревым принципа «преодоления доперестроечной, перестроечной и постперестроечной мифологизации истории страны ХХ века»[1]. Это «преодоление» не что иное, как конъюнктурный подход к решению вопроса, такой же идеологизированный, как и в советское время, а потому неприемлемый. Экспозиция отражает объективный исторический процесс, его восприятие современниками этого процесса, а не субъективное толкование позднейших интерпретаторов.

«Наиболее актуальной задачей, – отмечает Л. И. Скрипкина, – является раскрытие информационного потенциала предметного мира человека, поиск новых, соответствующих современному научному познанию подходов к интерпретации музейных источников и представлений их в экспозиции для адекватного восприятия её публикой»[2].

Всякая экспозиция предполагает совершенствование её архитектурно-художественного решения. Создание экспозиции – это процесс творческий, который находит воплощение в каждой новой экспозиции с учётом прошлого опыта и на основании новых методов и форм презентации музейных коллекций. Но, внедряя новое, нельзя забывать о самих музейных предметах, потому что основная задача музейной экспозиции – это представить музейные предметы в качестве действующих лиц истории, а не в том, чтобы вообще создать новую экспозицию, применяя новые более совершенные средства экспозиционного дизайна.

Руководитель Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии А. В. Лебедев, рассуждая о функционировании, воспроизводстве и развитии музея, пишет: «И если только  музей занялся чем-то качественно новым, как, например, краеведческий музей в Анадыре, который первый в России создал постоянную экспозицию медиа искусства, то мы имеем основание предположить, что в музее идёт процесс развития»[3]. Такая фраза настораживает. «Экспозиция медиа искусства» – что это такое? Если это одна из форм более эффективной презентации музейных коллекций, это одно дело, приемлемое. А если это сама по себе «Экспозиция медиа искусства», заменяющая музейные коллекции, то, о каком развитии музея можно говорить? Правда, А. В. Лебедев в другой статье поясняет: «Информационный продукт, возникающий в результате использования данного технического приёма, ни в прямом, ни в переносном смысле, нельзя назвать “экспозицией”, так же как магнитофон, объявляющий остановки в поезде метрополитена, нельзя назвать “транспортным средством”). Точнее было бы именовать его “электронной экспликацией”, или “электронной этикеткой”. Но термин “электронная экспозиция” устоялся, и мы в дальнейшем будем пользоваться этим сочетанием,  отдавая себе отчёт в его условности»[4]. Необходимая оговорка. В противном случае «электронную экспозицию» можно понять в буквальном смысле и заменить ею предметный ряд. В настоящее время такая опасность существует, когда широко обсуждаются возможности виртуального музея.

Да, музей сегодня не может игнорировать новейшие технические возможности. Достижения науки и техники необходимо использовать в самых разнообразных вариантах, внедрять медиа программы, но не заменять ими музейные коллекции. Иначе это будет уже не музей, а развлекательный центр. Таким развлекательно-познавательным центром явилась весьма популярная выставка в Манеже (Москва), раскрывающая деятельность династии Рюриковичей. Выставка привлекла огромное количество посетителей. Она поражала своей масштабностью и виртуальностью. Но ничего похожего на музейную выставку здесь не было. Это было самостоятельное произведение виртуального искусства и только. Если музеи пойдут по пути виртуальности, заменяя музейные предметы и коллекции виртуальными изображениями, это будет обозначать деградацию музея, лишение его подлинности и достоверности. Это будет представление копийного материала в электронном варианте. Однако полностью отрицать электронные технологии нельзя. Они должны служить усилению восприятия исторических, культурных и природных процессов.

Приступая к разработке проекта экспозиции, прежде всего необходимо проработать имеющуюся по этой проблеме музееведческую литературу[5], особенно труды Лаборатории музееведения[6] и Лаборатории музейного проектирования РИК (в прошлом НИИ культуры)[7], независимо от времени их публикации.

Содержание научной концепции экспозиции

Обоснование тематики. Тематика экспозиции определяется концепцией музея. Необходимо обосновать формы и методы экспозиционного решения. Экспозиция может быть коллекционной, тематической, проблемной и т.д. Можно применять сюжетно-образный метод решения экспозиции. Решить одну сквозную проблему возможно  путём решения ряда различных проблем в отдельных залах.

История экспозиционных проектов музея. Приступая к выбору экспозиционного решения, следует проанализировать удачный и неудачный опыт прежних экспозиций, а также опыт экспозиций других профильных музеев. Возможен вариант заимствования из других непрофильных музеев. Особое внимание следует обратить на то, как воспринималась экспозиция в целом и её отдельные части посетителями, а в связи с этим – проанализировать все социологические опросы, которые были проведены относительно прежней экспозиции или в других музеях. Учёт мнений посетителей обязателен, так как музей работает для них.

Новизна проекта. Определяя новизну проекта, следует уделить внимание новым методам и формам решения экспозиции в отечественной и мировой музейной практике. При этом необходимо указать, в чём состоит новизна: в архитектурно-художественном решении, подборе музейных коллекций, методе экспозиционной демонстрации памятников, использовании новейших технологий, учёте форм научно-просветительной работы и т.д.

Архитектурно-художественное решение экспозиции. На основе научной концепции разрабатывается художественный проект. Ответственным за разработку проекта является художник или дизайнер музея (это может быть один человек или целая организация, с которыми заключается договор). Но целиком проект, от разработки методологии до монтажных листов, ему отдавать нельзя, поскольку создание экспозиции есть всегда результат работы авторского коллектива. Художник-дизайнер работает при полном согласовании своих действий с научным проектом и научными сотрудниками музея, которые разрабатывали научную концепцию и будут принимать участие в реализации запроектированных замыслов. Практика музеев конца ХХ – начала XXI века показывает, что во многих случаях, когда научные сотрудники полностью доверялись художнику-дизайнеру, экспозиции превращались в нагромождение различного рода конструкций, в которых терялись сами музейные коллекции. Посетители, приходя в такой музей (особенно при сюжетно-образном методе), удивлялись и даже восторгались общими формами и конструкциями, а на музейный предмет внимания не обращали.

В архитектурно-художественном проекте главную роль должен играть музейный предмет. Пространственное его окружение имеет вспомогательное значение.

Сценарий экспозиции. Сценарий экспозиции в музейном деле стал внедряться относительно недавно. Ещё двадцать лет назад необходимость сценария не признавалась. Сегодня складывается тройственный союз: научный сотрудник-экспозиционер, художник-дизайнер и сценарист. Полемизируя с экспозиционерами и художниками прошлого, В. Ю. Дукельский отмечает: «В отличие от научной концепции, которая отвечает на вопрос “о чём мы хотим рассказать”, сценарий ищет ответ на вопрос “как мы хотим рассказать, и зачем вообще создаётся наша экспозиция?”»[8]. Развивая мысль о месте и значении сценария в экспозиции, он пишет: «… при проектировании экспозиции речь одновременно идёт и о сценарии, и о режиссёрской разработке. Сам сценарист выступает именно в качестве режиссёра, отвечающего за создание единого и гармоничного экспозиционного действия. Может быть, правильнее было бы назвать его продюсером, поскольку именно он отвечает за создание произведения»[9]. Сценарий на основе научной концепции развивает экспозиционный сюжет, в котором обозначаются завязка, акцент или кульминация и развязка. Для этого  планируются вводный, акцентный и заключительный залы, разрабатываются маршруты следования и действия. Действия – в широком смысле. Они заключаются в действиях, поведении, речи, методике и речи экскурсовода; в действии самой экспозиции, предназначенной быть динамичной; в действии медиа программ и т.д. Сценарий – достаточно сложная вещь. Он требует, с одной стороны, осмысления научной концепции, а с другой – творческого воплощения её замысла. А поскольку сценарист должен обладать знаниями и навыками режиссёра, постановщика, звукооператора, педагога, постольку к разработке сценария следует привлекать хорошо подготовленного специалиста или создавать специальный творческий коллектив с непременным участием научного сотрудника музея.

Однако нельзя допускать чрезмерного увлечения разработкой сценария как такового и подмены им научного проекта. Тот же В. Ю. Дукельский допускает вариант, когда можно обойтись без научного проекта, заменяя его сценарной постановкой. Такая позиция чревата тем, что музейная экспозиция может превратиться в развлекательно-познавательное шоу.

Новые технологии, естественно, необходимо применять в разработке музейной экспозиции. Если в прошлом перед тем, как начать монтаж экспозиции, художник готовил монтажные листы, а потом производилась раскладка предметов в соответствии с экспозиционными комплексами, то теперь образ будущей экспозиции и отдельных её составных частей можно представить в электронном варианте.

Экспозиционные разделы. Экспозиционные разделы последовательно раскрывают основное содержание экспозиции. В каждом  разделе может быть один или несколько экспозиционных залов, в которых раскрываются отдельные темы экспозиции.

Э к с п о з и ц и о н н ы е  з а л ы. Определяется тематика, ведущие тексты,  основной приём решения, метод экспонирования, характер освещения и оборудования.

А к ц е н т н ы й  з а л. Выделяется основной зал, где выражается основная идея экспозиции, выставляются основные экспонаты, решается наиболее эффективным способом.

В ы с т а в о ч н ы й  з а л. Здесь проходят сменные тематические, персональные выставки или выставки коллекций из фондов музея. Определяется концепция выставочного зала. Это могут быть только художественные выставки или выставки декоративно-прикладного искусства с проведением мастер-классов.

Худ о ж е с т в е н н а я  г а л е р е я. Если в музее сформирована значительная коллекция произведений искусства, можно запроектировать художественную галерею с постоянной или сменной экспозицией. Здесь можно запланировать встречи с авторами или художественные студии.

К и н о ко н ц е р т н ы й  з а л – л е к т о р и й. Если позволяет помещение музея, проектируется киноконцертный зал для проведения лекций, бесед, встреч, концертов, вечеров, конференций, научных  чтений и т.д.

М у з ы к а л ь н а я  г о с т и н а я. Это может быть небольшое помещение для проведения камерных музыкальных концертов, встреч  с исполнителями и т.д.

Г о р о д  м а с т е р о в. Для краеведческих музеев, музеев-заповедников и национальных парков можно проектировать город мастеров для демонстрации изделий и проведения мастер-классов. Это может быть один или несколько экспозиционных залов с имитацией творческих мастерских, и даже отдельный городок на открытом воздухе с домами-мастерскими, площадками для изготовления скульптур, ярмарочными палатками и т.д.

Экспозиционное оборудование. Проектируется характер экспозиционного оборудования: модульные комплексы, стационарные витрины или передвижные. Могут внедряться автоматические системы по изменению конфигураций экспозиционного оборудования. Предусматривается включение панорам, диорам, полиэкранов, автогидов и т.д.

Мультимедийные программы, или экспозиции медиа искусства.

Они начали внедряться в музейные экспозиции сравнительно недавно. Это специально созданные на основе компьютерных технологий аудио-, видео- и мультимедийные программы, выступающие «равноправными участниками экспозиционного “действа” наряду с традиционными музейными предметами», что, как отмечает А. В. Лебедев, «ставит перед музейным проектировщиком ряд новых, специфических задач, способы решения которых ещё не превратились в устойчивую технологию»[10]. Но технологии эти в ряде случаев успешно разрабатываются. В современных экспозициях вместо обычных мониторов, вмонтированных в экспозицию, появляются широкомасштабные и глубокоёмкие изображения, эффективно дополняющие экспозиционные ряды. В качестве одного из удачных примеров можно назвать мультимедийные программы, разработанные в ГИМе на выставке «Отечественная война 1812 года» в Москве.

Если музей имеет возможность удовлетворить всё возрастающие требования посетителей, он непременно будет внедрять компьютерные технологии и в современную экспозицию, что потребует привлечения дополнительных средств и сотрудничества с технической интеллигенцией. Однако при этом нельзя заменять или затмевать сам музейный предмет.

Виртуальный музей. Словарь музейных терминов даёт два понятия «виртуального музея»: «1. Созданная с помощью компьютерных технологий модель придуманного музея, существующего исключительно в виртуальном пространстве. Воспроизводит некоторые составляющие реального музея: каталоги “коллекций”, “экспозиций” и т.д. Как правило, отличается возможностью обратной связи с посетителями сайта, широко представленными воспроизведениями “музейных предметов”, наличием трёхмерных “виртуальных экспозиций”, дающих возможность виртуального путешествия по “экспозиции” и даже её самостоятельного моделирования. 2. Электронные публикации, объединённых по тематическому, региональному, проблемному или иному принципу подборок артефактов, в действительности находящихся в разных местах и не составляющих коллекций. На  бытовом уровне “В. м.” нередко называют сайт реально существующего музея»[11].

Современные технические средства позволяют совершать заочное путешествие по другим музеям и выставкам, как отечественным, так и зарубежным. Можно получить более глубокую и разностороннюю информацию, в том числе изобразительный ряд о коллекциях и предметах своего музея. То, что не выставлено в экспозиции, можно увидеть в виртуальном музее. Можно запроектировать и Интернет-музей. Интересную форму виртуального музея выработал Государственный художественный музей Алтайского края в Барнауле. Там, с одной стороны, по заключению договоров с художественными музеями страны с помощью компьютерной техники создана информационная база, позволяющая познакомиться с коллекциями других музеев. С другой стороны, формируется собственная база с видеофильмами, отражающими историю и культуру родного края. Такие фильмы-презентации проводятся на конкурсной основе среди местного населения. Фильмы эти можно использовать не только при проведении занятий на экспозиции, но и вовремя экскурсий по городу.

Формы использования экспозиции. Экспозиция строится не столько для экспонирования памятников историко-культурного и природного наследия, сколько для организации в экспозиционных залах научно-просветительной и культурно-образовательной деятельности.

Экспозиция проектируется в полном соответствии с предполагаемыми формами работы: какие планируются виды экскурсий, формы проведения занятий по музейной педагогике, творческие встречи и т.д. Предлагаются экспозиционные комплексы с дидактическими задачами, игровыми приёмами или театрализованными представлениями.

Например, в Александровском музее Владимирской области экспозиция, раскрывающая тему текстильного производства, представлена как «Салон мадам М». Здесь посетители встречаются с хозяйкой салона, которая предлагает на выбор различные образцы тканей и объясняет, для какой цели та или иная ткань изготавливается и как производится. Затем посетители осматривают готовые изделия из тканей в экспозиции, выбирают себе понравившуюся модель, примеряют в примерочной и выходят к гостям. Выход этот может сопровождаться каким-либо театрализованным представлением: сватовством невесты, светским балом и т.д.

Можно запроектировать применение приёма узнаваемости, как это сделано в краеведческом музее пос. Палана на Камчатке. Там действующие лица диорамы «Береговые чукчи» персонифицированы, имеют портретное сходство с местными жителями. Посетители с большим интересом приходят в музей, чтобы посмотреть именно эту диораму и с помощью научного сотрудника «пообщаться» с земляками, узнавая своих близких и знакомых.

В экспозиционном проекте можно предусмотреть «действующую» экспозицию, как это сделано в Этнографическом музее города Усть-Каменогорска. Там научный народный ансамбль «Беловодье» по результатам летних полевых экспедиций проводит «Самоварные» – встречи с местными жителями. В специально оборудованном экспозиционном зале принимают гостей и приглашают их к столу, угощая чаем из самовара. Тема беседы и сервировка стола зависит от того,  какой материал был собран во время экспедиции: местные традиции, народное творчество устное (фольклор) и музыкальное (песни). Занятия эти тематические и зависят от того, каков был характер научной экспедиции в прошедший полевой сезон: фольклор местных казахов, служилых казаков или русских переселенцев.

Интересные формы использования экспозиции разработаны и внедрены в Музее музыкальных инструментов в Алма-Ате. Там экспозиционные комплексы с музыкальными инструментами, расположенные в витринах в хронологическом порядке, сопровождаются записями звучания этих инструментов. А специально заказанные экскурсии заканчиваются концертом народного ансамбля с объяснением, какой инструмент, когда и как создан и как он звучит.

Интерактивные проекты. Если предполагаются интерактивные занятия на принципах музейной педагогики, можно оборудовать специальное помещение с экспозицией для проведения занятий. Например, в Ивановском краеведческом музее был оформлен экспозиционный зал, где проводились занятия с детьми «Как рубашка в поле  выросла». В музее села Лядины Каргопольского района Архангельской области в зале народных промыслов установлены ткацкие станки, на которых желающие могут выткать половик или полотенце. В селе Печниково того же района в экспозиции представлена глиняная каргопольская игрушка и оборудовано помещение, где это игрушку можно изготовить, раскрасить и обжечь в муфельной печи. В Каргопольском музее для демонстрации народных представлений о традициях и обычаях по временам года в экспозиции было создано четыре экспозиционных комплекса: весна, лето, осень, зима, где и проводились соответствующие интерактивные занятия. В том же музее для  отражения истории народного танца устраиваются вечера ретротанца, для чего специально оборудована экспозиционная площадка под названием «Музейный дворик».

Научные реконструкции. Можно проектировать различные научные реконструкции, исходя из общей тематической и профильной направленности музея. Политехнический музей в Москве демонстрирует технологические процессы, например функционирование доменной печи. Археологический музей в Тамани Краснодарского края спроектирован непосредственно на месте раскопа. В Бабаевском музее Вологодской области реконструирован интерьер крестьянской избы, где полностью представлен бабий кут. В московском музее «Палаты бояр Романовых в Зарядье» реконструирована девичья комната, где  с помощью механизмов девицы (манекены) «занимаются рукоделием». В краеведческом музее Барнаула можно увидеть реконструкции паровой машины И. Ползунова, его железной дороги и других изобретений. В Музее истории Лондона экспозиционные залы, сменяя друг друга, демонстрируют ремесленные мастерские средневековья. Музей техники в  Париже представляет освоение космоса в виде планетария, где с помощью лазерных устройств демонстрируется рождение и развитие Вселенной и проникновение в неё космических аппаратов.

Выставочная деятельность. Выставочной деятельностью музеи занимались всегда. Но если в 1970-1980-е годы устраивалось по 2-3 выставки в год, то в современных условиях не только в центральных, но и в местных музеях выставки организуются почти ежемесячно. Этим самым осуществляется задача ознакомления посетителей как можно с большим количеством памятников историко-культурного и природного наследия.

Естественно, что организация выставок требует научного проектирования, а не простого экспонирования предметов. Прежде всего, следует разработать систему выставочной деятельности.

Определяются формы и предназначение выставок: тематические, фондовые, коллекционные, персональные, проблемные, выездные,  передвижные и т.д. Составляется план их проведения с указанием сроков и ответственных. Определяются помещения, экспозиционные площади, материально-технические возможности, в том числе с применением современных разработок как в области дизайн-проектов, так и  в области использования компьютерной техники. Разрабатываются культурные программы, сценарии проведения презентаций выставок и формы сотрудничества с посетителями. Выявляются возможности и методы реализации предметов в случае организации выставок-продаж. Готовятся научно-популярные и рекламные издания. Осуществляется связь с прессой. Планируется проведение социологических  исследований.

Для каждой выставки разрабатывается её концепция и составляется тематико-экспозиционный план.

Охранно-пожарная сигнализация. В современных условиях разработаны различные технические устройства пожарной и охранной сигнализации. Они устанавливаются по договору с соответствующими организациями. Проектируя экспозицию, следует ориентироваться не только на избранную систему, но и на соблюдение основных принципов охраны музейного предмета. А заключаются они в соблюдении трёх или четырёх уровней охранной сигнализации: музей в целом  – экспозиционный зал – экспозиционный комплекс – экспонат.

Штатное расписание. Проектируя музей, в целях повышения эффективности экспозиции, планируется создание экспозиционно-выставочного отдела во главе с заведующим. В отделе может быть несколько научных сотрудников, исходя из масштабности экспозиционных разделов и масштабов выставочной деятельности. В состав отдела также включаются художник-дизайнер и рабочий (или рабочие) по монтажу и демонтажу экспозиций.

В о п р о с ы  и  з а д а н и я

  1. Проанализируйте графические изображения экспозиции.
  2. Каким должен быть акцентный зал?
  3. Каковы преимущества и недостатки модульного экспозиционного оборудования?
  4. Как можно решить виртуальное пространство в экспозиционных комплексах?
  5. Каковы формы деятельности в пространстве музейной экспозиции?

Представление об экспозиции О. И. Сочилиной

Экспозиция:

  • постоянная и временная
  • стационарная и передвижная
  • тематическая, хронологическая, комплексная, проблемная

Виды деятельности (более 100 форм):

  • экскурсии
  • лекции
  • тематические вечера на экспозиции и т.д.

Рекомендации:

  • избегать «гидизма»
  • чувство меры (не перенасыщать экспозицию)         решение экспозиции в три пояса:
    • верхний (иллюстр. мат-л)
    • средний (основной)
    • нижний (крупн. вещи)
  • чувство исторической правды (объективный показ)

Часть II. 4. Проектирование экспозиционно-выставочной деятельности

Часть II. 4. Проектирование экспозиционно-выставочной деятельности

Представление об экспозиции О. В. Труновой

 Проектирование экспозиционно-выставочной деятельности. 

Часть II. 4. Проектирование экспозиционно-выставочной деятельности

Требования  к построению экспозиции

3 экспозиционных пояса:

Верхний – изобразительный материал, крупные предметы.

Средний (основной) – предметы, которые должны работать на восприятие. Нижний – крупногабаритные предметы.


[1] Балакирев А. С.  К разработке научной концепции экспозиции по новейшей отечественной истории // Музейное дело: сб. науч. трудов Музея революции. М., 1995. Вып. 22. С. 44.

[2] Скрипкина  Л. И.  Значение теоретического наследия А. М. Разгона для решения современных проблем развития музейного дела России // Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX-XXI веков / Труды ГИМ. Вып. 127. М., 2001. С. 37.

[3] Лебедев  А. В.  О природе музейного проектирования // Музейное проектирование / Отв. ред. А. А. Щербакова; Сост. А. В. Лебедев.  М., 2009.  С. 11.

[4] Лебедев А. В.  Виртуализация музея или новая предметность? // Музейное проектирование… С. 79.

[5] См.: Алексеев  В. П.  Демонстрация проблемы этногенеза в музейной экспозиции // Музееведение. Музеи мира: сб. науч. трудов / НИИ культуры. М., 1991; Гнедовский М. Б.  Проектирование в музейном деле: история и перспективы // Музееведение. Музеи Мира. М., 1991; Музееведение. Музеи исторического профиля: учебное пособие для вузов по спец. «История» / Под ред. К. Г. Левыкина и В. Хербста. М., 1988; Казакова С. Ф. Выставка «Подвиг земли Тюменской» // Музейное дело в СССР.  М., 1982; Музеи России: поиски, исследования, опыт работы: сб.  науч. трудов / Ассоциация музеев России. СПб., 1996; Свецимский Е.  Модернизация музейных экспозиций. М., 1989; Шмит Ф. И. Музейное дело: Вопросы экспозиции. Л.: Академия, 1929 и др. (см. список литературы в приложении).

[6] Музей и современность: сб. науч. трудов / ЦМР СССР. М., 1986; Актуальные проблемы советского музееведения: сб.  науч. трудов / ЦМР СССР.  М., 1987.

[7] Искусство музейной экспозиции: сб. науч. трудов / НИИ культуры. М., 1977; Искусство музейной экспозиции: Современные тенденции архитектурно-художественных  решений: сб. науч. трудов / НИИ культуры. М., 1982; МузееведениеНа пути к музею XXI века: сб. науч. трудов / НИИ культуры. М., 1989 и др.

[8] Дукельский В. Ю. Проектирование музейной экспозиции // Музейное проектирование…  С. 63.

[9] Там же.

[10] Лебедев А. В. Виртуализация музея или новая предметность? // Музейное проектирование… С. 77.

[11] Словарь музейных терминов / Сост. М. Е. Каулен, А. А. Сундиева, И. В. Чувилова и др. // Музей. 2009. № 5. С. 49.

Справочник /

Термины /

Археология /

Сценарий экспозиции

Термин и определение

Сценарий экспозиции

Опубликовано:
viktoriyakag8gx

Предмет:
Археология

👍 Проверено Автор24

вид проектного документа, представляющий экспозиционный замысел в виде сюжетной схемы, связующей научную концепцию с пластическим образом экспозиции музейной. Авторы С.э. интерпретируют научную идею, создавая произведение экспозиционной драматургии, которую реализует художник в формах пластического искусства и дизайна. Сценарное проектирование – творческий процесс, представляющий собой сложную синтетическую деятельность. Сценарий экспозиции не является обязательным элементом проектирования экспозиции; применяется, как правило, для решения сложных и оригинальных задач в презентации и актуализации наследия.

Научные статьи на тему «Сценарий экспозиции»

1.

Наглядные формы массовой работы библиотеки

Функции библиотечных экспозиций разнообразны, они:

способствуют активизации внимания пользователей,…
Библиотечные экспозиции подразделяются на несколько видов в зависимости от экспонируемого объекта:

Выставки…
Выставки по итогам конкурсов (экспозиции рисунков, поделок)….
Независимо от экспонируемого объекта все выставки организуются в соответствии с общим экспозиционным сценарием
Подбор экспонатов, определение дизайна выставки и размещения их в пространстве экспозиции.

Статья от экспертов

Автор24

2.

Токсичность углеродных нанотрубок: специальные и отдалённые эффекты воздействия, сценарии экспозиции, оценка риска (обзор литературы)

Статья содержит анализ и обобщение данных о специальных и отдалённых эффектах токсического действия углеродных нанотрубок (УНТ) (органотоксичность, генотоксичность, репродуктивная токсичность, эмбриотоксичность, иммунотоксичность, аллергенность, канцерогенность), оценки экспозиции и рисков УНТ при различных путях поступления, в том числе ингаляционном и с разнообразной продукцией. Поиск и отбор источников был осуществлён с использованием открытых баз данных, включая PubMed, Scopus, Google Sch…

3.

Отделка выставочного зала

Определение 1

Экспозиция – это выставка, демонстрация музейных экспонатов, она организовывается в…
За год в одном выставочном зале может смениться более десятка экспозиций, через него пройдут тысячи людей…
интернет-биржа студенческих работ
Выставочные пространства должны не только предоставлять место для экспозиции
Но во многом эти сценарии друг другу противоречат, и, стремясь угодить всем, архитектор получает безликое…
Отделка зала, в котором постоянная экспозиция не меняется годами, и зала, в котором выставки меняют друг

Статья от экспертов

Автор24

4.

Современные тенденции в формировании выставочных экспозиций

Постановка задачи. Определить тенденции в организации выставочных экспозиций на современном этапе развития пространств музеев, культурно-досуговых и научно-исследовательских центров. Результаты. Анализ пространственного-предметной организации выставочной экспозиции позволяет выявить общие направления и признаки формирования элементов выставки, отражающие потребности общества в потреблении такого «продукта», как визуальная информация. Определены характерные черты современных экспозиций, органи…

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  • 📝 Напиши термин
  • ✍️ Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  • 🤝 Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины, с помощью удобных и приятных
    карточек

Как разрабатывают дизайн-концепцию музея под ключ?

Прежде чем дизайнеры-визуализаторы приступят к созданию дизайн-проекта, необходимо разработать концепцию будущего пространства. Дизайн-концепция – это своеобразных сценарий музейной экспозиции. Он отражает, в какой последовательности будут находиться зоны музея, какие интерактивные экспонаты будут представлены. Именно дизайн-концепция является предварительным этапом, основой будущего музея. Мы решили рассказать о разработке дизайн-концепции на примере музея под ключ от Vinchi Interactive.Читайте в статье, как разрабатывают дизайн-концепцию!

Какие риски возможны при отсутствии дизайн-концепции?

Отсутствие предварительно разработанной концепции делает зоны экспозиции музея несвязанными между собой. Поскольку интерьер помещения проектируется по отдельности, он имеет риск находиться в отрыве от содержания экспозиции. Проще говоря, цветовые решения и выбор материала могут не сочетаться с тематикой экспозиции. Общий замысел пространства также будет сложно донести, а спонтанные изменения в процессе реализации и вовсе могут привести к потери части изначальных идей.

Почему наличие дизайн-концепции необходимо?

Первый и ключевой довод в пользу наличия дизайн-концепции при разработке интерьера музея – проектирование пространства исходя из содержания экспозиции. Дизайн-концепция становится своеобразной опорой на всех этапах реализации проекта – от визуализации до застройки – без риска потери общего замысла. Наличие дизайн-концепции является гарантом сохранения смысловой, контекстной и сценарной нагрузки помещения. Guideline как руководство к действию сохранит целостность визуальной картины. Кроме того, дизайн-концепция нужна для того, чтобы детализировать концептуальные решения.

Наличие дизайн-концепции является гарантом сохранения смысловой нагрузки помещения музея

5 основных этапов дизайн-концепции

Поиск основных идей

Первый этап разработки дизайн-концепции посвящен поиску основных идей, которые впоследствии станут источниками вдохновения при создании визуализации музея. Составляется черновик будущего проекта в обобщенном виде. На этом этапе команда проекта задается вопросами: кто наша целевая аудитория? Какую миссию несет будущий музей? Когда на эти вопросы будет дан точный ответ, получится определить цели и задачи. Только после этого дизайнеры-визуализаторы приступают к разработке чернового варианта пространства и его структуры.

Разработка плана музея

Когда идеи концепции определены, дизайнеры приступают к разработке пространственной структуры музея – придумывают тематические зоны и маршрут будущего музея. Создание функционального плана пространства подразумевает под собой выбор интерактивных экспонатов и расстановки витрин или стендов, а также принципов их использования.

экспозиционный план

Разработка сценария экспозиции музея

Следующим этапом после создания плана музея продумывается тематико-сюжетный план. На этом этапе дизайнер-визуализатор ищет референсы-примеры для будущего музея, чтобы иметь более четкое представление будущего пространства.

Цветовое решение

Разработка концепции инсталляционных решений

Предпоследним этапом в процессе разработки дизайн-концепции является создание презентации будущего музейного пространства с описанием целей и задач. Также описывается цветовое решение, обосновывается выбор материалов и варианты подсветки. Каждая зона маршрута выносится на отдельных слайд и дополняется фото-референсами и текстом с описанием функций зоны и включенных в нее интерактивных экспонатов.

Пример слайда

Утверждение дизайн-концепции с заказчиком

Итоговый вариант дизайн-концепции презентуют заказчику. В дизайн-концепцию могут вноситься правки и дополнения, после чего итоговый вариант утверждается заказчиком. Прежде чем дизайнеры-визуализаторы приступят к разработке визуализации, намечается план работ, составляется дорожная карта и спецификация реализации проекта.

Почему вашему музею стоит обратить внимание на интерактивы?

Разработка музейного пространства под ключ – отличный способ внести что-то новое в постоянную экспозицию музея. Необычная цифровая форма подачи информации точно запомнится каждому посетителю! Vinchi Interactive разработает для вашего музея уникальную дизайн-концепцию – нам доверили создание более 1200+ цифровых проектов по всей России. Оставьте заявку, и мы свяжемся с вами для обсуждения дизайн-концепции будущего музея!

Тематико-экспозиционный
план, один из
основных документов научного проектирования
экспозиции, определяющий состав и
основные характеристики (атрибуцию,
размеры, инвентарные номера, шифры
хранения и т.д.) экспозиционных материалов,
их распределение и группировку по темам,
подтемам, экспозиционным комплексам,
а также основные тексты к экспозиции
музейной. В Т.э.п. также могут включаться
в виде приложений тексты большого
объема, указания для создания
воспроизведений музейных предметов
(объектов) и научно-вспомогательных
материалов, документация по использованию
технических средств в экспозиции и т.п.
Т.э.п. создается, как правило, на завершающем
этапе научного проектирования в
соответствии с научной концепцией
экспозиции и может корректироваться
после осуществления пробной экспозиции
(раскладки).

Сценарий экспозиции,
вид проектного документа, представляющий
экспозиционный замысел в виде сюжетной
схемы, связующей научную концепцию с
пластическим образом экспозиции
музейной. Авторы С.э. интерпретируют
научную идею, создавая произведение
экспозиционной драматургии, которую
реализует художник в формах пластического
искусства и дизайна. Сценарное
проектирование – творческий процесс,
представляющий собой сложную синтетическую
деятельность. С.э. не является обязательным
элементом проектирования экспозиции;
применяется, как правило, для решения
сложных и оригинальных задач в презентации
и актуализации наследия.

Создание музейной
экспозиции

сложный
исследовательский,

творческий и
производственно-технический процесс,
который

требует совместных
усилий научных сотрудников, художников,
ди-

зайнеров, музейных
педагогов, инженеров. В связи с этим
составны-

ми частями
проектирования экспозиции являются:
1) научное

проектирование,
в ходе которого разрабатываются основные
идеи

экспозиции и ее
конкретное содержание; 2) художественное
проекти-

рование, призванное
обеспечить образное, пластическое
воплощение

темы; 3) техническое
и рабочее проектирование, фиксирующее
место

каждого экспоната,
текста и технических средств.

Тематико-экспозиционный
план (ТЭП).
На
третьем этапе

научного
проектирования разрабатывается на
основе тематико-

структурного плана
и отобранного экспозиционного материала
про-

изводится составление
основного документа, завершающего
процесс

научного
проектирования – тематико-экспозиционного
плана.

Этот план представляет
собой творческий исследовательский
труд,

в котором в
соответствии с тематикой особо выделяются
экспозици-

онные комплексы,
состоящие из конкретных музейных
экспонатов

со всеми присущими
им научными характеристиками. ТЭП
включает

следующие пункты:
наименования разделов, тем, подием,
комплек-

сов; ведущие тексты
и аннотации; перечни экспозиционных
материа-

лов, входящих в
комплекс; сведения о характере
экспозиционных

материалов
(подлинник, воспроизведение) и их размеры;
указание

мест хранения
материалов и их шифра; примечания по
художествен-

ному проектированию
экспозиции. В итоге создается электронный

вариант экспозиции,
учитывающий все требования тематической

структуры и
музейного дизайна (См. приложение).

Перед окончательным
оформлением тематико-экспозиционного

плана нередко
осуществляется так называемая «пробная»
экспози-

ция, или раскладка.
Она состоит в том, что предназначенные

18

для экспонирования
материалы раскладываются, развешиваются,

расставляются в
заданном пространстве в соответствии
с тематиче-

ской структурой.
Это позволяет выяснить зрительную
совместимость

экспонатов, уточнить
композицию комплекса, оптимальную
нагрузку

стен, витрин. В
настоящее время широко внедрено в
музейную прак-

тику компьютерное
моделирование экспозиционных комплексов,

тем, разделов,
залов.

Современный
тематико-экспозиционный план экспозиции
зачас-

тую сопровождает
сценарий
литературное изложение содержания

экспозиции с
усиленным эмоциональным воздействием
на посетите-

лей. Целесообразным
считается применение сценария при
проекти-

ровании экспозиций
с u1085 нетрадиционной тематикой, а также
особенно

в детских музеях.

Структура ТЭПа:

Тематико-экспозиционный
план

Это итоговый
документ научного проектирования
экспозиции. В нём даются:

— титульный лист
с указанием названия музея, темы, автора,
даты;

— оглавление –
уточненная тематическая структура
экспозиции (точная

формулировка
названий разделов, тем, подтем) с указанием
страниц плана;

— пояснительная
записка с подробным раскрытием научного
обоснования

экспозиции и
принципов экспозиционных решений;

— в соответствии
с тематической структурой полный
пронумерованный

перечень уже не
предполагаемых, а наличных экспозиционных
материалов,

сгруппированных
по комплексам, с более или менее краткими
сведениями о

каждой из них.
Возможно краткое раскрытие идейного
содержания

экспозиционных
комплексов. Обычно в тематико-экспозиционный
план

включаются
дополнительные данные: характер
экспонатов (подлинник,

воспроизведение,
вспомогательный материал), инвентарные
номера, иногда

размеры подлинников.
В особую графу возможно выделение
ведущих

текстов. В
тематико-экспозиционном плане (в графе
«примечания»)

рекомендуется
дать предложения художникам, а именно:
подчеркнуть

доминанту каждого
зала, дать указания к размещению
экспонатов или

комплексов (верхний
пояс, первый, второй, скрытый план,
ведущий

экспонат), дать
конкретные предложения по использованию
технических

средств, указать
экспонаты, требующие особых мер по
обеспечению

сохранности. Иногда
при малых масштабах работы или при
краткости

этикетажа (например,
на временных выставках) в ТЭП включается

полностью весь
этикетаж и объяснительные тексты. Однако
всё это

значительно
увеличивает объём плана и затрудняет
редактирование текстов.

Весь текстовой
материал, как и разработки различных
вспомогательных

материалов,
прилагаются к ТЭПу.

ПРИМЕРЫ:

МУЗЕИ И ЭКСПОЗИЦИОННЫЕ
ПРОСТРАНСТВА

наиболее интересные
в плане организации экспозиции (концепции,
технических средств и т.д.)

МАК
— Австрийский музей прикладного искусства,
Вена

«Поскольку
оформление выставочных залов в МАКе
было поручено деятелям искусства, уже
сама расстановка является определенным
экспериментом в поиске музеем своей
идентичности. Впервые здесь можно
ощутить результат плодотворного
совмещения традиционного музейного
фонда и современных течений в искусстве.
Оформительская задача была сознательно
поручена не архитекторам, а различным
деятелям искусства в надежде на то, что
их различный подход к музейным экспонатам
сделает их по-новому доступными, и
преподаст урок нашим органам чувств об
особенной чувствительности и
проникновенности материалов.

Так как в музее не
может существовать «обязательной»
демонстрации художественных объектов,
а любой вид демонстрации одновременно
является и толкованием и оценкой, музей
МАК выбрал выдающихся деятелей
современного искусства, которые в тесном
сотрудничестве и после долгих обсуждений
с кураторами расположили экспонаты
коллекции. Помещения, в которых выставлены
коллекции, следуют хронологическому
принципу. Однако, целью не является
полностью «покрыть» музейными экспонатами
отдельную эпоху, предпочтение отдается
скорее тому, чтобы показать основные
моменты музея, особенно интересные и
единственные в своем роде экспонаты
(учебные коллекции, тем не менее, как и
прежде выстроены по старому музейному
принципу материала в концентрированной
форме демонстрации экспонатов в ряд).

Для «своих залов»
деятели искусства нашли самые разные
решения. Они работают с цветом, особыми
световыми установками, с электронной
бегущей строкой, необычными витринами,
рамками, подиумами и специальными
необычными видами оформления. Невозможно
не заметить, что придерживаясь своей
личной стратегии, они тем не менее
выполнили свою задачу с пониманием и
уважением к объектам, и что демонстрация
отобранных экспонатов всегда стояла
для них на первом месте. Эти залы
необходимо прочувствовать для того,
чтобы решить для себя, удалась ли эта
стратегия, и создают ли художественные
интервенции еще один дополнительный
уровень толкования, вносят ли они вклад
в желаемую комплексность и многоплановость
музейной ситуации.

Деятели искусства
взялись с энтузиазмом за разрешение
этой необычной задачи, хотя во время
работы они прожили и моменты разочарования.
Так например, Дональд Джадд пришел к
выводу, что комнату ”Дубский” все же
нужно было расположить в подвале, а
Барбара Блум почти совершает кощунство,
показывая гнутую венскую мебель с ее
серийными, почти минималистскими
вариациями, вместе с мебелью ИКЕА. Об
этих залах уже велись дискуссии. Но что
может быть большим успехом для музея
чем то, что он пробуждает радикальную
и компетентную дискуссию о взаимодействии
старого и нового, об актуализации старых,
обремененных традициями помещений и
рабочих методах современных деятелей
искусства?!» Петер
Ноевер.

Музей
естественной истории, Великобритания,
Лондон

Главный принцип,
взятый музеем на вооружение – надо жить
играючи. И учиться, соответственно,
тоже. Играючи познакомиться с динозаврами,
узнать о том, как происходит извержение
вулкана, послушать голоса обитателей
джунглей… Британские преподаватели
давно поняли – чтобы удержать внимание
своих учеников во время урока, следует
сам урок проводить в стенах Музея
естественной истории.

Научный
музей «Cosmo Caixa» – Испания, Барселона

Почувствовать
себя настоящим учёными – именно это
предлагает своим посетителям Научный
музей Барселоны. Что делают учёные?
Выдвигают гипотезы, ставят эксперименты,
проводят опыты. Возможностей для этого
в Научном центре музея предостаточно,
тем более что музей часто называют
экспериментальным. «Познанию мира»
весьма способствуют аудиовизуальные
эффекты, видеозаписи, звуковые эффекты,
а также экспериментальные модели;
проводятся дискуссии и обсуждения. В
целом, музей рассчитан на взрослого и
заинтересованного посетителя.

Музейная экспозиция:
тенденции развития

Одними из
интереснейших построек современных
музеев за последние годы можно считать:
Национальный
музей антропологии в Мехико
(архитектор
Р. Васкес), Государственный музей Винсента
Ван Гога в Амстердаме (архитектор Г.
Ритвельд), Йельский центр британского
искусства (архитектор Л. Кан), восточный
корпус Национальной галереи в Вашингтоне
(архитектор И. Пей) и другие. Одной из
признанных музейных построек последних
лет считается сооружение архитектурного
комплекса художественного музея в
Менхенгладбахе, Германия (архитектор
Х. Холляйн).

Новая экспозиция
“несла образ” старой традиционной
экспозиции крупнейшего и хорошо знакомого
музея, устоявшийся за долгие годы в
памяти своих зрителей и соответствующий
“образу этого музея”. Подобное происходит
во многих зарубежных музеях, где
формообразование и стилистика новых
экспозиций меняются значительно
медленнее, чем в поисковых концептуальных
экспозициях. Это объясняется ориентацией
на психологию восприятия зрителей, на
сложившийся некий «образ музея»,
отвечающий традиционным стереотипам.
Такие музеи развиваются в “традиционных”
формах, имеют свои определенные цели и
задачи. Например, новая экспозиции
Пергамского музея (Берлин), новая
экспозиция Египетского музея (Боде
музей, Берлин), экспозиция, посвященная
истории Чехии (Градчаны, Прага), экспозиция
музейного комплекса г. Брно, экспозиция
Музея национальных искусств и ремесел
(Куала-Лумпур, Малайзия), экспозиция
искусства Древнего Египта в Музее
Метрополитен (Нью-Йорк), экспозиция
Музея прикладного искусства (Прага) и
многие, многие другие. Все они выполнены
на блестящем современном техническом
и дизайнерском уровне. Однако их решения
не выходят из-под влияния традиционного,
“классического” для наших дней
построения музейной экспозиции,
основанного на принципах оптимальной
демонстрации коллекций. Применение
подобного подхода в большинстве случаев
отнюдь не исключает концептуальных
решений музеев и экспозиций. Однако эта
концептуальность несколько иного рода,
чем свойственная привычным нам
отечественным решениям.

Одним из интересных
примеров можно считать музей Д’Орсе в
Париже (программа П. О. Бирн и К. Пике,
дизайн — Г. Ауленти). Он наиболее ярко
демонстрирует концептуализм в решении
современного западного музея. Экспозиции
раскинулись в здании старого Орлеанского
вокзала, построенного архитектором
В.Лалу в 1900 г. Парижане называют вокзал
Д’Орсе “лебединой песней французского
модерна”. Музей предназначен для
экспонирования французского искусства,
включая изобразительные виды, пластику,
прикладное искусство, фотографию и
историю театра середины XIX-начала XX в.
Дизайнер Гаэ Ауленти остро и контрастно
вписала экспозицию в стиле постмодерна
в архитектурную канву модерна начала
века. “Проект родился скорее из “диалога”
с архитектурой, чем из принципиально-определенных
позиций. Это было экспериментирование
на тему “архитектурная диалектика”,
рассматривающая отношения форма-функция,
город-здание, вокзал-музей в их
взаимосвязи”. Целью этой концептуальной
программы было: “…не сделать музей в
вокзале, а сделать музей из вокзала”.
Экспозиция представляет как бы
“…городскую метафору с городским
словарем улиц, площадей и фасадов”.
Монументальные формы и ритмы, ее
совершенный для наших дней экспозиционный
дизайн, цветовая палитра в структуре
исторической архитектуры подчеркивают
контраст двух эпох.

Музей представляет
собой учреждение и, как называют его
создатели, “музеологическую машину”,
использующую новейшую музейную технологию
с применением новейших материалов и
техники, сложных современных систем
естественного и искусственного освещения,
с автоматическим управлением
технологическими режимами, осуществляемым
“компьютерами Клименси, аналогичными
тем, что установлены в технических
службах Космического центра Ариан в
Куру (Французская Гвиана)”. Концептуальные
решения экспозиций в большей степени
присущи выставкам. Например, выставка
“Артуро Тосканини. Годы 1915-1946: Искусство
в тени политики” в Пармском театре
Фарнеза (дизайнер Марко Фольи). Для
экспозиции, которая развернулась на
сцене старинного театра, были выполнены
декорации “в память о ритмических
пространствах Адольфа Аппиа”, в форме
двух гигантских фасадов дворцов.
“Поражает тесная и фантастическая
связь между зрительным залом и авансценой,
задуманной как гигантский фасад дворца”,
который просматривается сквозь легкие
конструкции экспозиции, что создает
ощущение загадочности и атмосферу игры
театра.

Интерес представляет
и выставка “Атлас Парижа” (дизайнер
Италло Рота), основанная на оригинальном
экспонировании графических градостроительных
планов, которые просвечивают через
матовые поверхности стекол подвесного
потолка, стен и макетов, создавая
иллюзорную пространственную среду, в
которую погружается зритель.
Римско-Германский музей в Кельне посвящен
экспонированию древностей Римской
цивилизации на территории Германии. Он
оснащен современным оборудованием, в
композиции которого лежит принцип
строительных лесов. Такие остро
современные конструкции и витрины ярко
демонстрируют контраст времен, экспонатов
и экспозиции. Сотрудники кельнских
музеев считают, что предметы культуры
и искусства Римской эпохи в таких
витринах более доступны для обозрения
и восприятия их современным человеком.

Соседние файлы в папке 05-03-2013_19-40-55

  • #
  • #
  • #
  • #

Стадия проектирования — логическое продолжение разработки концепции музейной сценографии. На этом этапе детально прорабатывается содержание, сюжетный план, сценарии контента, экспозиционные решения и инсталляции.

Результатом стадии проектирования являются:

Дизайн-проект экспозиции

Партитура со ссылками на материалы экспозиции

Графические развёртки и 3D-визуализации

Чертежи изделий индивидуального изготовления

Сценарии цифрового контента

Проект системы мультимедийного оборудования

Проект системы электроснабжения

Проект системы освещения

Спецификация оборудования и материалов

Дорожная карта реализации

На стадии проектирования наше бюро прорабатывает и согласует с заказчиком содержательную части экспозиции, включая проработку текстовых, иллюстративных материалов, объектов среды. В итоге появляется содержательная партитура проекта, детальные 3D-визуализации. Это позволяет увидеть «цифровую копию» объекта и в дальнейшем перейти к реализации, избегая содержательных потерь. Столь глубокая проработка обычно производится на этапе реализации, однако ввиду этапности реализации и необходимого времени на проведение предварительных мероприятий (проектирование инженерных сетей, поставка основного оборудования, производство изделий индивидуального изготовления), превентивная проработка содержательной части позволяет уделить процессу разработки контента более длительное время, что сказывается на его качестве и глубине.

<p>Проработка<wbr> содержательной части проекта</p>
Чертеж

<p>Проработка<wbr> содержательной части проекта</p>
Визуализация

Партитура проекта — это особый документ, который связывает сюжеты, предметы и сценарий экспозиции.

Дизайн пользовательского опыта — важная часть нашей работы. В экспозиции пользователь взаимодействует с огромным количеством элементов (визуальные материалы, механическое управление, цифровые интерфейсы). Финальная проработка пользовательского опыта возможна по итогам ранжирования, структуризации и проработки информации. Такая детализация влияет на управляющие элементы инсталляций, цифровых и интерактивных модулей, что важно для конструирования и рабочего проектирования всех изделий. Аналогичное утверждение касается и всех составляющих цифровых продуктов, сценариев, раскадровок и интерфейсов.

<p>Проработка пользовательского опыта</p>

Общие подходы к оформлению и гайдлайн проекта разрабатывается на этапе концепции. В процессе проектирования, в после редактуры текстов и изображений, вся графика также прорабатывается и детализируется. Параллельно проектируются экспозиционные решения и интерактивные инсталляции. В результате финальные визуализации становятся уже очень близки к реальности и создают у заказчика полноценное видение будущего реализованного проекта.

Помимо визуализаций для большего погружения
мы предлагаем виртуальные туры, в том числе в очках виртуальной реальности.

Визуализация экспозиции «История Боспорского царства» Восточно-Крымского ИКМЗ

Детальный подход к проектированию музейных экспозиций позволяет перейти к стадии реализации проекта
без смысловых, финансовых и временных потерь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Понятие сценарий культурно досуговой программы
  • Понятие слова праздник
  • Понятие семейный праздник
  • Понятие праздника хэллоуин
  • Понятие праздника функции праздника