Портфолио сценарий ролика

Видеореклама – один из самых популярных и эффективных видов рекламного контента. Увеличение количества новых клиентов, повышение узнаваемости бренда, привлечение внимания к вашим товарам и услугам – это лишь некоторые преимущества, которые даст вам качественный рекламный ролик.

Увеличение количества новых клиентов, повышение узнаваемости бренда, привлечение внимания к вашим товарам и услугам – это лишь некоторые преимущества, которые даст вам качественный рекламный ролик.

Именно поэтому стоит уделить достаточно времени и сил созданию сценария. Хороший сценарий поможет вам заложить прочный фундамент для успешного воплощения замысла. Более того, законы драматургии, которые обычно используются для создания киносценариев, можно и нужно применять и в области видеомаркетинга.

В этой статье я рассмотрю основные этапы работы над сценарием креативного рекламного ролика – начиная от поиска идеи и заканчивая записью «чистовой» версии.

Подготовка

Хронометраж у рекламных роликов обычно совсем небольшой: от 10 до 35 секунд, особенно если речь идет о рекламе для телевидения. Казалось бы, что в этом сложного – сел и написал пару страничек, правда?

Нет. Львиную долю самых важных задач вы будете решать именно на стадии подготовки: прежде чем приступать к процессу написания, нужно определиться, о чем, зачем и для кого вы будете работать.

На этом этапе вам поможет несколько простых советов:

  1. Определите цель. Для чего вы будете работать, на что будет направлено действие готового продукта? Важно понимать, что просмотр вашей рекламы должен подействовать на потенциального клиента определенным образом. «Вау, хочу купить это!», «Ого, надо срочно заказать!», «Позвоню им завтра и узнаю, сколько это стоит!» – представьте себе конечный результат. Правильно сформулированная цель – это основа для выполнения всех последующих шагов.

Я не знаю, о чем писать: как выйти из контент-ступора?

Я не знаю, о чем писать: как выйти из контент-ступора?

  1. Ответьте себе на вопросы: кто ваша ЦА и чего она хочет? Если вы будете рекламировать детское питание, ваша целевая аудитория, скорее всего, будет состоять из родителей, преимущественно – из молодых мамочек. Если вы хотите написать сценарий для рекламы молодежной одежды, вашими потенциальными клиентами могут быть тинейджеры и студенты. Разрабатывая структуру ролика, вы будете ориентироваться именно на их интересы и приоритеты. Четкие представления о ЦА дадут вам возможность создать ролик, который будет близок и понятен ей.
  1. Поищите референсы. На стадии подготовки самое время ознакомиться с рекламой конкурентов: что уже было сказано на эту тему? Посмотрев несколько роликов, затрагивающих интересующую вас проблему, вы избежите повторов чужой мысли и поймете, как можно выделиться среди конкурентов.

А еще просмотр интересных рекламных видео станет отличным способом подстегнуть воображение: использование конкретного приема или особой «фишки» может стать отправной точкой для разработки концепции.

  1. Сформулируйте идею. Идея – это стержень будущего сценария и основная мысль, которую вы хотите донести до зрителя. Отталкиваясь от нее, вы сможете выбрать верное направление сюжета. «Мой товар самый классный», «Наши услуги помогут решить определенную проблему», «С этим товаром вы почувствуете себя крутым/модным/защищенным» – в утрированной форме идея видеорекламы может выглядеть именно так.

Делаем блоги для бизнеса и бренд-медиа

Интересно и эффективно

Подробнее

Делаем блоги для бизнеса и бренд-медиа

Работа над сюжетом

Итак, у вас есть классная идея и теперь вы знаете, зачем и для кого вы будете писать сценарий. Настало время собирать «скелет» вашей будущей истории:

  1. Придумайте героя. Создать персонажа помогут несколько вопросов: кто он, чем занимается, сколько ему лет, о чем он мечтает? Так как вы работаете именно над рекламой, а не над художественным фильмом, создать персонажа поможет собирательный образ представителя вашей целевой аудитории: например, героем ролика о вегетарианских продуктах может быть молодой инструктор по йоге.

Можно, однако, выбрать метод «от обратного»: например, сделать центральным персонажем рекламы молодежного бренда пожилую женщину и показать, как выбор этого продукта изменил ее жизнь. Такой путь более рискованный, зато смелый и оригинальный.

В любом случае, от героя зависит развитие сюжетной линии, ведь именно ему предстоит действовать в предложенных сценаристом обстоятельствах.

В этой рекламе Amstel мы знакомимся с героем через его окружение: мы слышим весь ролик об Алексе, но лишь в конце узнаем, кто же он такой.

Интрига может быть хорошим «крючком»: я, например, досмотрела рекламу до конца, чтобы наконец-то познакомиться с Алексом :)

Важно: не стоит ждать вдохновения и внезапного появления музы. Пишите здесь и сейчас: вдохновение появится в процессе. Как говорит Вики Кинг в книге «Как написать кино за 21 день», самый подходящий момент начать писать – когда вы думаете, что не знаете, о чем писать.

6. Найдите конфликт. Противостояние – это мощный двигатель, который задаст истории направление.

С чем будет бороться ваш герой? Может быть, он хочет приобрести недорогой и качественный холодильник, но не может найти идеальный вариант? Это внешний конфликт, который должен разрешиться в финале (разумеется, герой получит идеальное предложение, которое его устроит).

Или персонаж должен сделать важный выбор, но сомневается: поехать отдыхать в Турцию или в Таиланд? Это будет внутренний конфликт, который тоже разрешится при помощи рекламируемых услуг: «Все еще не можете определиться? Мы вам поможем!».

В контексте рекламы конфликт может быть выражен в виде проблемы, с которой вы поможете разобраться потенциальным клиентам.

Посмотрите на этот трогательный ролик от Milka: у героя ролика есть серьезный внутренний конфликт – борьба между вежливостью и желанием съесть шоколадку :)

7. Придерживайтесь трехактной структуры. Трехчастная форма предполагает наличие завязки и первого поворотного события в первом акте, развития и второго поворотного во втором акте, и кульминации с развязкой в заключительном акте.

Кажется, что в те же 25-30 секунд уложить сюжет с трехчастной структурой просто невозможно, однако это вполне реально. Мой любимый пример – это креативная реклама Mercedes-Benz.

Всего за 40 секунд разворачивается полноценная история: мужчина едет на автомобиле по заснеженному лесу (завязка), как вдруг внезапно в его машине оказывается сама Смерть (первое поворотное событие). Смерть намекает ошарашенному герою на его скорую гибель лаконичной фразой «Sorry» (развитие). Мужчина едва не становится жертвой несчастного случая, однако он успевает затормозить вовремя (второе поворотное событие), и Смерть остается ни с чем. Теперь уже герой иронично приносит мрачному жнецу свои извинения (кульминация). Почему ему удалось остаться невредимым? Конечно же, благодаря безопасному и крутому автомобилю (развязка)!

Важно: именно пэкшот – кадр с логотипом компании или самим продуктом и лозунгом бренда – наиболее часто становится развязкой рекламного ролика.

  1. Напишите синопсис. Теперь, когда вы выстроили сюжет, можно записать его в сжатой форме, без диалогов и лишних деталей. Пишите кратко и по существу, чтобы четко прослеживались основная мысль и сюжетная линия. Конечно, если ролик совсем небольшой, этот этап можно опустить и сразу приступить к записи черновика, но работа над синопсисом даст вам преимущество. Если в истории есть какие-то пробелы или «косяки», на этом этапе их будет проще отследить и исправить.
  1. Приступайте к записи чернового варианта. Пишите в той форме, которая вам наиболее удобна, корректуру и оформление оставьте для финальной стадии. Сейчас необходимо описать действие, которое зритель увидит в кадре, и прописать все диалоги (если они есть).

Важно: не указывайте в сценарии технические параметры: движение камеры, крупность плана и т. д., особенно если вы пишете сценарий на заказ, а не для себя. Вся техническая информация будет обсуждаться уже при непосредственной подготовке к съемкам при участии режиссера и оператора. Сейчас ваша задача – это написать историю так, чтобы она была логичной, увлекательной и понятной любому.

  1. Больше действия, меньше слов – используйте возможности визуального контента. Помните, что главная функция видеоконтента – показывать, а не рассказывать. Смело сокращайте диалоги, если они вообще необходимы. Полезные свойства продукта демонстрируйте через события – наблюдать за ними зрителю будет гораздо интереснее, чем слушать бесконечный закадровый голос, перечисляющий характеристики товара.

Посмотрите, как необычно и изобретательно показаны функции кабриолета Volvo C70 в этом милом ролике:

А ведь героини этой рекламы не произнесли ни слова!

Творческое ускорение: как научиться писать быстро и эффективно

Творческое ускорение: как научиться писать быстро и эффективно

Важно: прежде чем переходить к следующему шагу, выдержите паузу – отложите материал на несколько дней, отдохните от него. Взглянув на черновик свежим взглядом, вы поймете, нужны ли вам еще какие-то правки или можно приступать к финальному этапу.

Работа над «чистовиком»: выходим на финишную прямую

Теперь, когда основная часть работы позади, дело за малым: нужно провести корректуру и привести в порядок оформление, а также проверить хронометраж, особенно если вы должны уложиться в строгие рамки.

Воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Освойте «американский» формат сценарной записи. Этот пункт не обязателен, тем более, у заказчика могут быть собственные требования к оформлению, но у «американки» есть неоспоримые достоинства.

Во-первых, информация будет четко разделена на блоки: место, время, действие и реплики (в том числе и закадровые). Во-вторых, в рамках «американского» формата у вас будет меньше возможности отойти от темы и начать «растекаться мыслью по древу». В-третьих, сценарий, записанный по «американским» стандартам гораздо легче и удобнее воспринимать.

Как отформатировать сценарий в соответствии с «американским» стандартом:

  • Шрифт Courier New, размер 12.
  • Курсив, выделение жирным и подчеркивание не используются.
  • В начале каждой сцены указывается ее номер, место действия (интерьер или натура, название объекта) и режим (утро/день/вечер/ночь).
  • Устанавливаем поля страницы: верхнее – 2,5 см, нижнее – 1,25 см, левое – 3,75 см, правое – 2,5 см.
  • Для строки с именем персонажа отступ слева – 6,75 см.
  • Для блока с репликами отступы слева и справа по 3,75 см.
  • В блоке с ремарками отступ слева – 5,5 см, справа – 4,5 см.

Как это выглядит на практике?

Как писать сценарии

Сравните: слева – сумбур и хаос, справа – структурированный материал

  1. Посчитайте хронометраж. Уложились ли вы во временные рамки?

Проверить, сколько времени будет идти ваш ролик, можно несколькими способами:

  • Возьмите секундомер. Засеките время и прочитайте сценарий вслух, проговаривая все реплики и представляя себе подробно и в деталях все действия. Можно даже пройти их, обозначая схематически: однажды коллега попросил меня посчитать хронометраж одной сложной сцены, и я ходила по комнате с секундомером, залезала в воображаемую лодку и гребла невидимыми веслами (да, со стороны этот процесс может выглядеть забавно). Этот способ пока еще остается самым проверенным.
  • Можно воспользоваться онлайн-ресурсом «Хрономер», однако я бы посоветовала прибегать к этому способу только в крайних случаях – когда сроки горят, и на полноценный просчет не хватает времени. Программа считает тайминг, основываясь на количестве слов в тексте – сами понимаете, что брать в расчет немые атмосферные кадры она не будет.
  • Сценарий, записанный в «американке», можно метрировать исходя из количества страниц: считается, что одна страница такого материала равняется приблизительно одной минуте экранного времени. Этот способ подходит для тех, кто рассчитывает сделать ролик с длительностью от одной минуты и более.

Заключение

В этой статье я привела пошаговую инструкцию по написанию сценария для рекламного ролика и описала основные этапы работы. Тестируйте, творите, фантазируйте! Искренне надеюсь, что материал был полезным и интересным ;)

А если не хочется тратить время на поиски идеи и муки творчества, мы можем полностью взять на себя производство вашей видеорекламы – от разработки замысла до монтажа и цветокоррекции.

В соцсетях Moviestart наши любимые подписчики часто задают разные вопросы о профессии, возможностях для дебютантов. Мы решили, что будем выбирать наиболее интересные и просить наших друзей экспертов на них ответить.

Сегодня – вопрос о портфолио сценариста, а отвечает на него CEO Сценарной школы Лига кино Олег Богатов.

Портфолио сценариста – это…

Портфолио – это работы, которые подтверждают опыт и квалификацию сценариста. Включать туда нужно лучшие сценарные проекты, сделанные автором. Если выбор не велик – то все. В идеале, сценарист должен иметь полнометражный фильм, написанный полностью, в сценарной записи. Есть написанный пакет сериала (заявка, посерийный план, пилот) – тоже очень хорошо. Если всего этого еще нет, подойдет один или несколько короткометражных сценариев. 

Иногда включают в портфолио еще сценарии рекламы, рассказы и повести, журналистские публикации. Скажем так, это допустимо, если сценарных работ нет или немного. Но всё же, лучше сесть и написать сценарий, даже по своему рассказу, чем посылать рассказ. Мы же говорим о профессии сценариста – а это особое мастерство, отличное от написания прозы.

Еще вариант – написать спек-сценарий к сериалу. То есть придумать серию существующего сериала с героями, которых все знают и в том жанре, которые свойственны этому проекту. Это показывает умение автора чувствовать каноны жанра и правила работы с существующими персонажами. В Голливуде это частая практика для начинающих сценаристов – писать спеки.

В России, это так же начинает быть популярным методом отбора авторов. Так в 2020 году КиноПоиск HD при поддержке сценарной школы Лига Кино и АПКиТ проводил Марафон сценаристов. Там были предложены 18 сериалов, к которым на первом этапе конкурса авторы писали спек-серии. Лучшие 50 прошли во второй тур и предлагали уже свои оригинальные идеи. Семь проектов взяты КиноПоискHDв разработку.

Поэтому спек-сценарии тоже вариант для начинающего автора. Не надо от него отказываться. 

Портфолио сценариста необходимо для…

Профессия сценариста, как и профессия режиссера или оператора не требует дипломов и документов. Обычно смотрят работы, которые уже сделал творческий специалист. Без портфолио трудно найти себе проект. 

Необходимо писать «в стол» на первом этапе, чтобы показать продюсерам и самому себе, что вы умеете писать сценарии, создавать увлекательные истории, генерировать живых персонажей и их приключения. Это как кулинария – говорить о еде и уметь ее готовить, разные вещи.

Что делать, если сценарии есть, а фильмов по ним снятых еще нет?  

Снятые фильмы – это удел профессиональных сценаристов, которые давно на рынке. Производственный цикл фильма длится от 2 лет и до бесконечности. Один из моих проектов, который я писал со своей сценарной группой в 2017, фильм ужасов «Иччи», только сейчас планируется к прокату. Четыре года спустя. Это нормально.

Поэтому никто не требует от начинающего автора фильмографии с готовыми проектами. Всегда просят написанные сценарии. Хорошо, если что-то «в запуске» или «под контрактом». Но даже если вы еще ничего не продали, это не станет препятствием для сотрудничества, если сценарии, которые вы пишите – талантливы и хватают за душу.

Есть ли понятие «сценарный шоурил»? 

Шоурила нет у сценаристов. Есть тестовые задания. Чтобы понять, насколько сценарист чувствует ту или иную тему. Так, например, я уже упомянул фильм «Иччи», который мы писали с двумя выпускниками Лиги Кино. Они получили это право в результате внутреннего закрытого конкурса в клубе выпускников нашей сценарной школы. Более 10 человек попробовали написать несколько сцен в жанре ужасов, и я выбрал 2 самых сильных работы. И не ошибся с соавторами.

Точно так же на любом проекте продюсер, креативный продюсер, редактор или главный автор может предложить сценаристу написать синопсис, несколько сцен или диалогов, чтобы понять в «одну ли сторону» они смотрят. Это нормальный рабочий процесс.

Как продюсер или режиссёр понимают, насколько талантлив сценарист?

Талант в профессии сценариста, как и везде, ещё не всё. Очень важно, чтобы автор слышал коллег – режиссера, продюсера, редактора и т.д. Если ты не восприимчив к чужому мнению – тебе будет сложно в профессии. 

А талант же проявляется в сценарии. Ты читаешь текст автора и не можешь оторваться, пока не дочитаешь. Тебе должно быть все время интересно, что будет в истории дальше. Если такой текст попадет в руки хорошего режиссера, то будет хит. 

Я, например, рад, что так получилось с фильмом «Красный призрак», соавтором которого я был. Режиссер Андрей Богатырев украсил текст своим мышлением и стилем. Получился настоящий боевик, которых на российском рынке не было и нет. Рекомендую посмотреть, и со сценарной точки зрения, и для удовольствия.

Справка

Сценарная школа Лига Кино – победитель Баттла Киношкол АПКиТ, партнер Молодежного центра Союза кинематографистов России, КиноПоискHD, Disney и АПКиТ. Уже пять лет в Лиге Кино работает полноценная линейка из трех курсов короткого, полного метра и сериалов. Выпускники Лиги Кино – авторы фильмов, сериалов и анимационных проектов.

https://ligakino.ru/

Важно отметить, курс высшего уровня «Сериал 2.0» ведут главные и шеф-редакторы НТВ, платформы Premier, кинокомпаний СТВ и Мостелефильм. Люди, которые запускают на российском рынке десятки сериалов в год занимаются со студентами разработкой их проектов в течение полугода.

https://ligakino.ru/course-9/

Кроме того, уже два года работает бесплатная для размещения и поиска база короткометражных сценариев, в которой уже почти 500 работ молодых и опытных авторов. Вы можете найти сценарий для съемок или разместить свой прямо сейчас.

https://ligakino.ru/screenplays/

PRESIUM BLOG

Разрабатываем сценарий рекламного ролика

Подробный гайд по созданию продающего видео

иллюстрация камера хлопушка

Думаете, что секрет успешных рекламных видео зависит от фееричных спецэффектов, известных селебрити в кадре или съемки на крутую камеру? Ошибаетесь, ведь для создания эффективного продающего видеоролика важно только одно – сильный и продуманный сценарий.

В этой инструкции мы пошагово опишем процесс разработки сценария для рекламного ролика и покажем, как написать всего три строчки, которые принесут миллионы.

Помните мужчину с упаковкой стирального порошка, который грозился прийти к вам? А караван праздничных грузовиков Coca-Cola, уже более 20 лет знаменующих приход Нового года? Читатели постарше должны еще припомнить тетю Асю, с приездом которой белье становилось белоснежным.

грузовик coca cola

Все это – примеры лучших рекламных роликов, которые принесли компаниям внушительный доход и лояльность миллионов потребителей. Если не верите, то взгляните на это изображение:

Зачем нужен сценарий

Спорим, вы тоже начали напевать «Праздник к нам приходит, праздник к нам приходит»? :)

Да, видеореклама была, есть и будет одним из самых эффективных инструментов маркетинга. Но мало кто осознает, что результативность подобных рекламных кампаний зависит не столько от технического исполнения, сколько от качественного сценария.

Хороший сценарий – это основа любой рекламы, и чтобы написать его, придется приложить немало усилий и времени. По правде говоря, создавать сценарий для рекламного видеоролика намного сложнее, чем для короткометражки или полноценного художественного фильма. Ведь тут кроме писательского таланта потребуются еще глубокие познания в маркетинге, изучение целевой аудитории и в целом понимание покупательской психологии.

Когда мы готовили этот материал, то нашли в интернете массу статей на тему «Как написать сценарий рекламы», но, к сожалению, ни одна из них не была полезной. Все пишут про драматургию ролика, про яркие образы и креативность. Безусловно, это очень хорошо, но никто не упоминает, что рекламный сценарий – это всегда про деньги.

Именно рост продаж является конечной целью любой рекламной компании. Поэтому если вы хотите создать действительно продающий сценарий видеоролика, то вам придется «зарыться» в маркетинг и рассматривать текст не с точки зрения писателя, а со стороны бизнеса. И наша инструкция как раз поможет вам это сделать.

Шаг 1. Подготовка и анализ

Для начала определите, о чем будет ваш рекламный ролик? Вы рекламируете отдельный продукт, линейку товаров или компанию в целом? От этого будет зависеть вся дальнейшая работа над сценарием.

Что рекламируем?

Компании используют данный формат для разных целей. Например, при помощи видеорекламы можно познакомить потребителей с новым продуктом, повысить охват и узнаваемость бренда или же стимулировать продажи.

Какая цель рекламы?

Критически важный пункт. Без подробного анализа целевой аудитории невозможно написать сценарий «на миллион» и снять эффективный ролик. Выясните, кому будет адресована реклама: домохозяйкам, бизнесменам средних лет или пожилым людям? Далее определите, какую проблему ЦА решает рекламируемый продукт?

Кто целевая аудитория?

Также советуем обратить внимание на то, что иногда покупателями и потребителями могут быть совершенно разные сегменты аудитории. Например, потребителями косметики для бритья бороды являются мужчины, но покупают их обычно женщины.

Обязательно уточните у заказчика или руководителя, где будет размещаться рекламный ролик, для которого вы пишете сценарий. Его покажут на ТВ, добавят на главную страницу корпоративного сайта или используют в таргетированной рекламе в социальных сетях? Если последнее, то в каких именно?

Какой формат?

Например, если вас попросили написать сценарий рекламного видео для TikTok или stories в Instagram, то его длительность не должна превышать 15 секунд.

Еще один важный фактор, который также следует учитывать при подготовке сценария. Если общий бюджет на съемки ролика составляет не больше 1000 рублей, то идею с привлечением Ольги Бузовой придется отложить. Шутка, конечно, но финансовая сторона вопроса во многом определяет концепцию и сценарий рекламы.

Какой бюджет?

В результате у вас должен появиться список с базовой информацией, которая ляжет в основу сценария на следующих этапах работы. Выглядеть он будет примерно так:

Шаг 2. Разработка концепции

Проведя первичный анализ и подготовку, вы можете приступить непосредственно к креативной части работы над сценарием – разработке концепции. Условно весь процесс можно поделить на 3 этапа.

Давайте подробнее пройдемся по каждому из них.

Концепция – довольно размытое понятие, которое включает в себя множество различных аспектов. Если говорить коротко, то концепция – это то, каким будет ваш ролик, что вы хотите донести зрителю. Это своеобразная точка зрения, взгляд, позиция, которая определяет общее настроение и тональность рекламы.

Креативная концепция

Например, будете ли вы использовать юмор, или ваша видеореклама должна быть серьезной и солидной? Будет ли ваш ролик мини-фильмом или же это анимационное видео? Повествование от первого или третьего лица?

Сформировав концепцию сценария, вам будет гораздо проще работать над образами и персонажами, писать текст и искать референсы.

Если вы определились с креативной концепцией, то теперь пришло время найти соответствующие ей референсы. Рекомендуем использовать несколько источников для поиска вдохновляющего видеоконтента:

Изучение референсов

Специализированные платформы (YouTube, Vimeo и т.д.)

Видеостоки (Shutterstock, Depositphotos и т.д.)

Социальные сети (Instagram, Facebook, TikTok и т.д.)

Во-первых, вы сможете найти что-то похожее и близкое по смыслу вашей концепции и оценить, насколько хорошо выглядит ваша идея на практике. А, возможно, анализ референсов даже вдохновит вас на новую и более интересную идею.

Чем это полезно:

Во-вторых, вы сможете проанализировать, что до вас уже делали конкуренты и увидеть, что у них получилось хорошо, а что – плохо. Так вы обезопасите себя от возможных ошибок и создадите действительно уникальный видеоролик.

Объективно оценить свою идею бывает крайне сложно, поэтому тут вам на помощь придут коллеги, друзья, руководитель или заказчик.

Мозговой штурм

Презентуйте им концепцию сценария вместе с подборкой референсов и посмотрите на их реакцию. Что им понравилось, а что вызвало негатив. В ходе мозгового штурма с командой вы сможете найти самый подходящий вариант для будущего рекламного сценария и сразу же забраковать провальные идеи.

В результате командной работы у вас должна появиться утвержденная креативная концепция сценария рекламного ролика.

Теперь, когда у вас на руках есть все необходимое, вы можете приступить к самой творческой (и, пожалуй, сложной) части – написанию сценария!

Оставьте заявку на съёмку видео и анимационный ролик в PRESIUM

Шаг 3. Написание сценария

Сразу предупредим: если вы ждете каких-то «волшебных» шаблонов или 100% эффективной «формулы» рекламного сценария, то их не будет. И не из-за того, что мы жадничаем, а просто потому, что невозможно создать универсальный шаблон. Слишком много факторов влияют на итоговый результат ролика: рекламируемый продукт, задачи компании, сегмент ЦА, бюджет и прочее.

К сожалению, мы не сможем предоставить вам готовый сценарий рекламного видео. Но мы с удовольствием поделимся полезными практическими советами, которые помогут вам самостоятельно его написать.

Структура сценария – это тезисное изложение вашего сюжета. Не расписывайте подробности, реплики персонажей, декорации и прочие детали. Все это не требуется на данном этапе. Главное, чтобы структура отражала общий ход событий вашей истории.

Формируем структуру

Тут же подумайте, каких персонажей вы хотите ввести в сюжет. Кто они, какой у них характер, настроение? Как они говорят и одеваются? Кстати, не обязательно, чтобы это были люди. В мировой рекламной практике есть масса отличных примеров, когда главными персонажами рекламы становятся животные, предметы или даже какие-то абстрактные явления. Выбор за вами. Но учтите, что зрителей гораздо больше «зацепит» та реклама, с персонажами которой они могут себя ассоциировать.

После того, как у вас появилась структура и общее понимание ключевых персонажей, подготовьте краткий синопсис сценария. Он должен содержать опорные и фундаментальные точки, которые управляют повествованием и указывают на ключевые моменты истории. Также проверьте, чтобы не нарушалась последовательность событий, отсутствовали «дыры» в сюжете и логические нестыковки.

Работая над сценарием рекламного ролика, будьте готовы исписать немало «бумаги». Поверьте, мы знаем, о чем говорим. Ведь с первого раза мало кому удается написать идеальный сценарий. Это нормально, если у вас будет по 10-20 различных вариантов текста.

Написание текста

Конечно, каждый сценарист выбирает комфортный для себя способ работы с текстом, но мы рекомендуем вам придерживаться простой схемы поэтапного написания сценария.

1. Первый драфт. Тут вам нужно за один раз написать сценарий целиком, ничего не редактируя и не сокращая. Просто излагайте поток сознания без остановки. Абстрагируйтесь от «внутреннего критика» и пишите сценарий таким, каким вы его видите. Не обращайте внимания на опечатки, повторы, лишние слова и несовершенство стилистики. Все это вы будете исправлять позже.

Когда написали, закройте Word и сделайте паузу.

2. Пауза. На данном этапе вам нужно забыть о вашем сценарии и хорошенько «проветрить» голову. Если сложно это сделать, то переключитесь на какую-то другую задачу. Например, погуляйте с собакой, приготовьте ужин, свяжите крючком шарф. Сколько времени уделить отдыху, решайте сами: 2 часа, 2 дня или 2 недели (если такая возможность, конечно же, есть).

3. Редактирование. И только теперь можете вернуться к вашему черновому сценарию и начать работу над ошибками. Отредактировали? Покажите коллегам и узнайте их мнение.

Второй и третий этап повторяйте по кругу до тех пор, пока готовый сценарий полностью вас не устроит.

Вот несколько советов, которые помогут вам в работе над текстом рекламного видеоролика:

Никогда не удаляйте предыдущие версии текста, так как они могут пригодиться. Каждый новый вариант сценария пишите в новом документе, чтобы у вас была возможность вернуться на пару шагов назад и при необходимости взять какие-то фрагменты.

Первые 2-5 секунд рекламного ролика самые важные, так как они влияют на то, будет ли зритель смотреть видео дальше. Учтите это в вашем сценарии, добавив в самое начало что-то яркое, нестандартное и интригующее. То, что зацепит человека и заставит его ощутить ценность вашего ролика.

Не расслабляйтесь и держите ритм на протяжении всего сюжета. Если зрителя привлекло яркое начало, а после 10 секунды ролик становится «пресным» и скучным, то его перестанут смотреть.

Обязательно проверьте с секундомером, вложились ли вы в хронометраж. Мысленно пройдитесь по всему сценарию, прокрутите в голове все события и проговорите вслух все диалоги. Выдерживайте все необходимые паузы и интонации.

Пишите коротко. Если можете сократить, сокращайте, так как любое слово, предлог или междометие занимает драгоценное время, которое в случае с рекламными роликами всегда строго лимитировано.

Когда ваш текст полностью готов, пришло время правильно его оформить. Сегодня используют 2 основных вида оформления сценариев:

текст сценария печатной машинки

Формат рекламного сценария

Классический кинематографический формат

Рекламный формат гораздо проще и понятнее. Весь сценарий делится на 2 колонки: описание действия в кадре и реплики персонажей. Иногда могут присутствовать столбцы с указанием длительности кадра, раскадровками или с какими-то важными комментариями сценариста.

В киношном варианте форматирования сценарий очень похож на пьесу: есть блоки с действиями, диалогами, ремарками.

Мы в Presium верим, что у вас обязательно все получится, и очень надеемся, что наш гайд поможет вам создать гениальный сценарий для вашего рекламного ролика. А если вам нужны полезные советы по разработке презентационного видео о компании, то обязательно почитайте эту статью.

1. DollarShaveClub.com – Our Blades Are F***ing Great

В заключение поделимся примерами креативной рекламы для вдохновения

2. Old Spice – Твой конь всегда едет вперед

3. Реклама грузовиков Volvo со знаменитым трюком Жан-Клода Ван Дамма

4. IKEA – дедушка и стул

5. Liberty Mutual Insurance – Люди

6. Turkish Airlines – Месси и Коби

7. Kaspersky Security – «Смертельная» реклама

8. PANDORA – Женская месть

9. Яндекс – Коляска по лучшей цене

10. Mercedes – Прости, смерть!

Раз в неделю пишем вам о новостях в мире визуальных коммуникаций и рассказываем об обновлениях в блоге. Никакой рекламы

Студия, где создаются визуальные коммуникации, облегчающие работу сотрудников и повышающие эффективность бизнеса

Откладывали ли вы создание видео, потому что просто не знали с чего начать? Это знакомо. Но поскольку видеоконтент помогает маркетологам увеличивать доход быстрее, чем обычные публикации, время откладывать создание видео в долгий ящик нету.

Видео будет настолько хорошим, насколько удастся создать правильный посыл, а это значит, что очень важно знать, как написать сценарий. В этой статье вы найдете все, что понадобится, чтобы вывести написание видео-сценария на новый уровень. И (барабанная дробь) также получите несколько готовых шаблонов видео сценариев, чтобы вы могли создавать быстрые и профессионально выглядящие видео в мгновение ока.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое сценарий для видео и для чего нужен.
  • Основные шаги для написания отличного сценария.
  • Виды сценариев.
  • Примеры и шаблоны для видео сценария.
  • Полезные инструменты упрощающие работу и повышающие эффективность.
  • Ключевые советы для супер сценариев + бонус видео.

Готовы научиться создавать крутые сценарии для видео, которые упростят весь процесс записи? Давайте приступим:

Что такое видео сценарий

Видео сценарий — это план и основа для вашего видео. Это хронологическое изложение сцен, действий и диалогов, которые вы хотите показать в своем видео.

Как написать видео сценарий: основы

Прежде чем мы начнем создание видео, давайте проясним это: держитесь оптимального баланса, упрощайте. Когда вы планируете свое видео и пишете сценарий, очень легко начать генерировать всевозможные крутые идеи. В конце концов, вы можете сделать что угодно в видео, верно?

С неограниченным бюджетом, конечно. Но готов поспорить, что ваш бюджет ограничен (или время). Поэтому создавайте свои видео как можно проще и лаконичнее. Вы будете удивлены, сколько работы требуется для создания минимальных видео эффектов.

Имея все это в виду, начните планировать свой сценарий. Некоторые авторы называют это «прерайтингом».

Определите свою аудиторию

Это основной элемент любого вида маркетинга или копирайтинга. Вам нужно адресовать свой контент очень конкретному клиенту, иначе он не найдет отклика. Может возникнуть соблазн сделать видео как можно более на широкую аудиторию, чтобы охватить каждого потенциального клиента. Избегайте этого искушения. То, что предназначено для всех, никому не нравится.

Прежде чем вы начнете писать свой сценарий для видео, важно понять, что вы хотите сообщить и кому. Когда вы понимаете свою аудиторию, вам легче писать сценарии сцен и диалогов, чтобы привлечь их внимание. Один из самых простых способов сделать это — обобщить ваше видео в одном предложении, чтобы понять для кого оно и что должен делать тот кто его просмотрел.

Выберите цель

Далее вам нужно знать, в чем смысл и цель видео. Это будет зависеть от того, где ваша аудитория увидит видео, на какой стадии маркетинговой воронки будет использоваться видео, и что вы хотите, чтобы зрители делали после просмотра видео, а также от ключевых показателей эффективности, которые вы используете для отслеживания ваших действий.

Но если вы хотите, чтобы зрители сделали что-то конкретное после просмотра видео, вам понадобится призыв к действию. Просто убедитесь, что ваш призыв к действию соответствует цели видео. Посмотрите это видео для FreshBooks. Цель видео совершенно ясна, даже если она прямо не заявлена.

Customer Testimonial: Meet Sarah, An Interior Designer Using FreshBooks

Определите суть видео

Это сводится к очень простому упражнению: одним предложением расскажите кому-нибудь, почему ему стоит посмотреть это видео.

Когда вы начнете писать свой сценарий, поместите ответ на этот вопрос как можно ближе к началу. Дайте зрителям знать, что они получат, и вы удержите больше аудитории.

В качестве бонуса определение сути видео также подскажет вам, какой тип видео вам нужен.

С чего начать написание сценария

Теперь, когда у вас есть четкое представление о том, каким вы хотите видеть свое видео, давайте начнем работать над сценарием. Важно понимать, что написание сценария для видео — это процесс, и чем больше вещей вы сможете выяснить на этом этапе, тем проще будет при сьёмке.

Важный шаг: напишите примерный набросок для видео

Вы всегда должны начинать с чернового сценария, потому что он оставляет место для редактирования и изменений. В черновом сценарии нет реальной структуры – все, что вам нужно сделать, это написать ключевые моменты сценария. Вы можете начать с того, что запишите концепцию видео – каким должен быть окончательный вывод и насколько это важно для вашей аудитории. Вы также можете сделать краткую заметку о том, что произойдет в начале, середине и конце.

Если это интервью, вы можете записать все вопросы, которые приходят вам в голову, а для видеоблога просто запишите все, что вы хотите осветить в видео. Даже грубый набросок послужит хорошим ориентиром каждый раз, когда вы будете теряться в том, куда идет видео.

Именно на этапе чернового наброска вы отредактируете материал, который делает видео слишком длинным или отвлекает от идеи, которую вы хотите донести. Чем больше вы работаете над черновиком, чтобы добраться до сути, тем лучше получится ваше видео.

Например, если вы пишете сценарий для интервью, удалите повторяющиеся вопросы, на которые, возможно, ваш гость уже много раз отвечал в других интервью. Однако для концептуального видео вы будете взвешивать сцены, которые добавляют ценность, и опускать те, которые этого не делают.

Основные задачи правильного сценария

Маркетинговые видеоролики выполняют две задачи:

  1. Они обучают зрителей.
  2. Они убеждают зрителей.

В некоторых видео используется только одно из двух, а в некоторых — и то, и другое, лучше разделить различные типы на одну из этих двух категорий, чтобы упростить задачу.

Обучающие видео: Сценарии презентаций и поясняющих видеороликов (с шаблонами)

Видеоролики с презентациями и пояснениями относятся к образовательной категории.

Эти видео обычно предназначены для:

  • Демонстрация того, как что-то делать.
  • Объяснение того, как работает ваш продукт или услуга.
  • Представление того, что делает ваш бренд.

Ключ к успеху с обучающими видеороликами — это краткость и визуальные эффекты.

Краткую информацию легче запомнить. Вот почему телефонные номера состоят из семи цифр. Поэтому делайте свое видео коротким и разбивайте его на управляемые блоки информации, чтобы помочь зрителям запомнить то, что вы им показали.

Кроме того, добавьте соответствующие визуальные эффекты, чтобы показать и рассказать зрителю, что вы объясняете, что еще больше увеличит удержание. Вот отличное поясняющее видео от Mint:

Оно короткое (1:32), визуальные эффекты уместны, а диалог разбит на отдельные высказывания.

Это видео из Dollar Shave Club стало легендарным:

DollarShaveClub.com — Our Blades Are F***ing Great

Посмотрите это видео несколько раз, потому что это весело) Но как только вы перестанете плеваться кофе, обратите внимание, как диалог разбивается на 10-15-секундные фрагменты, которые разделены забавными визуальными эффектами. Четкие, запоминающиеся блоки информации.

И просто для смеха, вот бонусные видео, которые вдохновят вас.

IT-MAN solves your everyday IT-problems!

Пример обучающего видео

Пример обучающего видео команды Invideo
  • Скачать шаблон обучающего видео.

Убеждающие видеоролики: Сценарии рекламных и коммерческих видеороликов (с шаблонами)

Рекламные и коммерческие видеоролики предназначены для того, чтобы заставить людей что-то сделать. Действие, к которому вы побуждаете, не всегда является немедленной покупкой.

Чаще всего рекламные и коммерческие видеоролики предназначены для:

  • Демонстрации преимуществ и особенностей вашего продукта или услуги.
  • Демонстрация того, что отличает ваш бренд от конкурентов.
  • Демонстрация того, как ваш продукт или услуга улучшат жизнь ваших клиентов.

Клиенты часто просматривают эти видео в социальных сетях или на боковой панели веб-сайта. Переход к сути и краткость изложения особо важны. Призыв к действию также является обязательным. У вас есть буквально 2-3 секунды чтобы зацепить потенциального клиента.

Эти видео обычно смотрят с выключенным звуком, поэтому напишите свой сценарий и спланируйте свои визуальные эффекты так, чтобы они работали без звука. Включение субтитров также является хорошей идеей.

Возможно, вы думаете: “Отлично! Я сэкономлю время и создам видео без диалога!” Это вполне хорошая идея, но даже если в вашем видео нет диалога, не забывайте про сценарий. Напишите сценарий для визуальных эффектов, чтобы у вас был конкретный план для создания видео.

Вот несколько примеров коммерческих видеороликов, которые хорошо работают на нескольких платформах:

https://www.instagram.com/p/BDin77DxtAH/

Burger King | Whopper Sign

안봐도 되는 광고 2 — Ignore This (Beatbox Version)

Обратите внимание, какие они короткие. Также обратите внимание, что все они могут быть эффективными и без звука. Но главный вывод из этих видео заключается в том, что вам нужно привлечь внимание, донести свое сообщение до того, как зритель переключит свое внимание.

Пример аудиовизуального сценария для видео

Пример аудиовизуального сценария для видео команды Invideo
  • Скачать шаблон для видео сценария «Говорящей головы».
  • Скачать шаблон для видео сценария интервью;
  • Скачать шаблон для скриптованного видео.

Лучшие советы по написанию видео сценария

Подумал, что лучше завершить эту статью несколькими советами:

130 слов в минуту

Опять же, используйте это правило для измерения и оценки длины вашего видео. 130 слов почти всегда равны примерно 1 минуте закадрового голоса. Это отличный темп; аудитория способна следить и понимать, и это дает достаточно пространства для движения на экране, чтобы сопровождать действия голосом.

Сделайте это веселым

Привнесение частицы юмора в ваш видео сценарий может иметь огромное значение. В конечном счете, вы должны помнить: люди не должны смотреть скучное, стерильное видео. Скорее всего, оно оттолкнет вашу аудиторию. И давайте посмотрим правде в глаза – есть много других способов, которыми пользователи могли бы проводить свое время. Если вы сделаете свое видео веселым, живым и увлекательным, вы можете создать такое воздействие, которое просто заставит их смотреть видео и стать вашим подписчиком.

Не бойтесь убирать фрагменты

Когда вы начинаете писать сценарий, возможно, вам захочется записать все свои идеи и мысли. Вырезание сцен может быть крайне непростым. Тем не менее, каждое хорошее видео было сокращено до минимума – так что не бойтесь быть безжалостными в своих действиях. Обрежьте повторяющиеся, ненужные или малоинформативные части. Вы также должны получить обратную связь от других людей, которые могут помочь вам определить сцены, которые они не понимают или считают слишком длинными.

Призыв к действию

Люди, которые досматривают до конца ваше видео, бесценны. Это люди, которые явно заинтересованы в том, что вы хотите сказать, и абсолютно важно извлечь выгоду из этого интереса, указав им правильное направление.

Вот почему важно заканчивать ваше видео четким призывом к действию.

Это может быть что угодно, от обращения к вам за дополнительной информацией до загрузки вашего приложения. Призыв к действию появляется в конце видео и остается на экране в течение нескольких секунд для достижения максимального эффекта.

Также для лучшего эффекта можно аккуратно интегрировать ваш призыв в контексте самого видео, в подходящем месте (ближе к середине).

Воспользуйтесь инструментами при написании

Большинство людей воспринимают письмо немного непривычным и пугающим. К счастью, есть инструменты, которые могут помочь.

Grammarly — это полезный инструмент для большинства писателей. Это сервис для онлайн-проверки грамматики, орфографии и обнаружения плагиата, позволяющее избежать досадных ошибок.

Popsters — сервис поможет проанализировать любые каналы на YouTube, покажет самые популярные видео, самые комментируемые, с наибольшим к-вом просмотров. Поможет понять, когда лучше публиковать видео, и что нужно для создания вирусных видео.

Hemingway App выделяет любые ошибки и дает советы о том, как исправить текст — этот инструмент следует принципам, которые использовал писатель Эрнест Хемингуэй, известный своей простой, прямой прозой.

Черпайте вдохновение

Возможно, мы не все художники, но всем нам определенно нужно вдохновение! Вероятно, вы замечали, что просмотр креативных примеров помогает вдохновиться, а сообщество Dribbble чрезвычайно полезно при создании анимационного видео. Это сообщество дизайнеров, доступное только по приглашению, что означает, что только лучшие иллюстраторы публикуют в нем свои работы, и оно может помочь вам найти творческие идеи для иллюстраций, демонстрирующих тему вашего видео.

Высновки

Подводя итог, важно выделить, чтобы ваши видео должны были простыми, короткими и по существу, чтобы донести вашу идею. Слишком много информации и слишком сложный язык могут оттолкнуть, поэтому правильное составление сценария, пожалуй, одна из самых важных частей процесса создания видео (хотя иллюстраторы и аниматоры почти наверняка не согласятся!)

Придерживайтесь правила 130 слов в минуту, чтобы управлять продолжительностью видео, и используйте различные инструменты, которые помогут вам вдохновиться и улучшить вашу работу.

P.S Если вам действительно понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях. Я буду очень благодарен.

Интересное видео, советы Pixar как писать сценарии 😉:

Как писать сценарий — советы Pixar

Обновлено 30.05.2022

Поделиться

Твитнуть

Отправить

Запостить

Поделиться

Отправить

Интересно также:

  • Идеи для коротких видео на YouTube, Инстаграм, ТикТок


  • Как продавать Вконтакте — секреты продаж в соцсетях


  • Юзабилити аудит сайта — полезные видео уроки


  • SMM: стратегия увеличения продаж


  • Влияние на поведенческие факторы


Если ученики захотят лично познакомиться с преподавателем английского, они могут подойти к нему до начала занятий или посетить открытый урок. А познакомиться с онлайн-преподавателем студент может на первой вводной встрече, на пробном бесплатном занятии или — посмотрев презентационное видео.

Зачем нужно видео для самопрезентации

Такое видео — все равно что elevator pitch. Оно должно длиться от 1 до 3 минут и давать будущим ученикам представление о том, что преподаватель умеет, как выглядит и говорит, от чего будет отталкиваться при подготовке к занятиям и в какой манере их вести.

Важный нюанс: такое видео должно быть на английском языке (если вы работаете с начинающими или с детьми, обучаете с нуля — допускается плавный переход с английского на русский и обратно). Помните: будущие студенты хотят услышать, как вы говорите (ну то есть как со временем начнут говорить они!).

Зачем вам видео для самопрезентации:

  • чтобы показать, какой вы человек

Лучше один раз увидеть, что 10 раз прочитать в портфолио. Видео поможет студенту понять, нравитесь ли вы ему, «совпадаете» ли с ним по темпераменту, скорости речи, интонациям и другим почти неуловимым, но значимым параметрам.

  • чтобы сообщить самое главное

Видео позволяет будущим ученикам сэкономить время на изучение вашего портфолио, опыта, сертификатов. В нем вы можете кратко, емко и убедительно сформулировать свои достижения и ненавязчиво себя отрекламировать.

  • чтобы наладить контакт

В видеоролике вы можете подать себя так, как хотите чтобы вас воспринимали: как преподавателя-« зажигалку» или как серьезного, вдумчивого человека, который не будет тратить оплаченное время занятий на болтовню. Это ваш шанс проявить себя как дружелюбного человека с чувством юмора и изюминкой.

Как создать убойное презентационное видео

Общие рекомендации

  • Улыбайтесь и будьте уверены в себе! Старайтесь излучать позитив и дружелюбие. Зрители должны почувствовать, что вы будете рады знакомству, что постараетесь сделать все от вас зависящее, чтобы на занятиях с вами было комфортно.
  • Говорите четко и медленно. Ваши зрители пока не знают английский язык или знают его недостаточно хорошо, чтобы понимать с лету. Поэтому выбирайте простые слова, фразы и конструкции, произносите их чуть более внятно, чем звучите в обычной жизни. Если переходите на русский язык, говорите быстрее, потому что на видео родная речь всегда получается слегка затянутой, лишенной энергии (недаром многие смотрят видео на YouTube на скорости х1,25).
  • Следите за мимикой, жестами и языком тела. Пусть весь этот невербальный инструментарий выражает дружелюбие, позитив и естественность. Забудьте про неуверенные и закрытые позы: на видео вы должны выглядеть расслабленно (не развязно, но в своей тарелке).
  • Продумайте свой образ: наряд, макияж, укладку. Они должны смотреться гармонично, не скучно и не слишком строго. Оптимальный вариант — тот, в котором вы будете вести занятия. Кроме того, постарайтесь выглядеть на тот возраст, который будет играть в вашу пользу: например, если ваша специализация — обучение английскому пожилых людей, не стоит выглядеть слишком юными. Наконец, если работаете с детьми — выбирайте чистые, но яркие оттенки, которые нравятся детям (меньше черного и серого).
  • Текст речи лучше написать заранее, но ни в коем случае не читайте по бумажке! Порепетируйте, выучите самые важные и точные формулировки, а в остальном — импровизируйте. Так как ваша речь будет более естественной.
  • Записав видео, покажите его кому-то объективному (но доброжелательно настроенному). Вам не обязательно учитывать каждую рекомендацию, но иногда полезно посмотреть на себя глазами другого человека. Член семьи или друг может подсказать, как сделать презентационное видео лучше.

Технические рекомендации

  • Используйте качественную камеру, которая будет снимать видео с разрешением не менее 480 пикселей. Отличный вариант — камера смартфона. Встроенная веб-камера на ноутбуке не лучший вариант, потому что качество видеосигнала у нее невысокое.
  • Снимайте видео в хорошо освещенном помещении. Естественный дневной свет хорош, но лучше если он будет рассеянным (например, сквозь занавески): прямой солнечный свет создает контрастные тени, которые придают лицу чрезмерную резкость. Свет должен падать на вас спереди или слегка сбоку.
  • Отдайте предпочтение горизонтальной ориентации видео, потому что большинство медиаплееров показывают снятое видео горизонтально. Если в дальнейшем будете загружать видео на YouTube, там тоже лучше смотрятся горизонтальные видео.
  • Поставьте камеру на устойчивую поверхность на уровне глаз или чуть ниже (но не ниже уровня груди) и на расстоянии, с которого вас будет видно от талии и выше. Отличный помощник начинающего видеографа — кронштейн.
  • Найдите для съемок такое время, когда вокруг будет тихо, и никакие фоновые шумы (разговоры, звуки телефонных уведомлений, работающий телевизор или стиральная машина) не будут отвлекать внимание зрителя от вас.
  • Убедитесь, что у вас чистый фон. Отлично, если стена позади вас однотонного, нейтрального цвета, контрастного вашей одежде. Уберите из кадра любые отвлекающие предметы и ненужные детали интерьера.
  • Сохраните видео хотя бы в одном популярном формате — MP4, MPEG4 или MOV (можно в нескольких). Не поленитесь загрузить на YouTube и Vimeo: вы сможете делиться ссылкой или встраивать видео с помощью кода в привлекательном виде (экраном видеоплеера). Обратите внимание на настройки конфиденциальности: лучше если ваше видео будет доступно всем желающим — иначе зачем это всё?

О чем стоит сказать в видео для самопрезентации

Одновременно легко и сложно быть краткими. Так хочется уместить в видео все самое главное! Но многословное, «водянистое» видео просто не досмотрят до конца. При этом не бойтесь шутить, обращаться к своим зрителям напрямую (словно беседуете с ними). 

Что точно должно прозвучать:

  • Основная информация о вас — ваше полное имя, образование, сертификаты, подтверждающие квалификацию. Расскажите также что-нибудь интересное о себе, например, о своих хобби.
  • Опыт работы. Если он есть, поделитесь, с какими уровнями владения языком вы работали, каких успехов добивались ваши ученики. Если опыта пока мало, можно рассказать, где и кем вы раньше работали, как решили преподавать онлайн, и почему уверены, что у вас получится.
  • Языки, на которых вы говорите. Так уж повелось, что на людей, которые пока не знают ни одного языка, кроме родного, производит сильное впечатление информация о том, что кто-то знает даже не один иностранный язык. Произнесите несколько слов на языках, которые знаете, — это придаст вашему выступлению изюминку. Можно коротко рассказать об опыте изучения языка: так вы намекнете, что и сами сталкивались с трудностями, что на глубинном уровне понимаете, как ученикам нелегко (НЛП-еры назвали бы это «подстройкой»).
  • Какими будут ваши занятия. Поделитесь, что вам нравится в обучении английскому языку, какие акценты, приоритеты вы расставляете на занятиях (например, вы гуру раскладывания грамматики по полочкам или считаете, что главное — разговорная речь). Не стесняйтесь вспомнить о некоторых удачных своих занятиях, приведите примеры материалов, которые вы используете и которые помогают вам сделать занятия увлекательными, живыми.
  • Ваша специализация — если она есть. Например, вы преподаете деловой английский, готовите учеников к экзаменам или обучаете малышей / подростков / пенсионеров.
  • Платформы, инструменты и сервисы, которые вы используете. Многим студентам и ученикам, которые не считают себя технически подкованными, важно услышать в видео знакомые платформы. Другие сочтут вашим преимуществом то, что вы используете много инструментов и сервисов.
  • Почему стоит выбрать вас. Подумайте об этом заранее, сформулируйте так, чтобы от вас она звучала естественно и органично, — но обязательно назовите причину, по которой учиться у вас здорово. Особая методика? Живой, самый что ни на есть современный, английский язык с опорой на сериалы и поп-культуру? Веселые активности на каждом занятии? Решать вам.

Продающее видео, оно же объясняющее или презентационное видео – главное оружие маркетолога интернет-эпохи. Большая мощная пушка, как у Шварценеггера в фильме “Коммандо”. То, что пробивает броню недоверия к рекламе, продукту, компании. 

В пострекламном мире брендам стало особенно сложно выгрызть место на рынке. В 90-е было достаточно заявить “Если любите прохладу, свежий воздух круглый год, обращайтесь на Московский Вентиляторный Завод!”, чтобы продажи кондиционеров выросли в разы. Сегодняшний зритель спросит: “Это ещё почему? А может питерский завод лучше?”. 

У потребителя появился выбор. И компаниям теперь приходится не только привлекать к себе внимание, но и убеждать. При этом помнить, что долгих скучных лекций никто не любит, концентрация внимания зрителя сегодня как у аквариумной рыбки (8 секунд – доказанный научный факт), а рекламу и вовсе сразу выключают. 

Вот почему инновационные компании так любят объясняющие (читай, презентационные или продающие) видео. Они позволяют рассказать просто о сложном, не отнимают у зрителя много времени, а вместо кричащих слоганов используют грамотный сторителлинг, драматургию и “крючки” из большого кино. 

Если имиджевое видео “тащит” за счет визуала, то в презентациях тонкая грань между успехом и провалом гораздо сильнее зависит от сценария. 

В этой статье расскажу, каким должен быть сценарий объясняющего ролика, опираясь на собственный многолетний опыт и советы топовых сценаристов в РФ, с которыми работаем. 

Статья не заменит учебник по сценарному мастерству и 10 лет опыта работы с такими сценариями, но позволит избежать типичных ошибок и разобраться в вопросе на уровне маркетолога “в теме”. 

Правда на первом месте

Мы постоянно должны преследовать чувство честности и искренности в наших коммуникациях. То, что делают специалисты рекламной индустрии – так это рассказывают правдивую историю, которая стоит за продуктом или брендом. Любую фальшь зритель прекрасно чувствует. 

Лучшая и эффективнейшая из всех стратегий в рекламе, которой вы можете следовать – это говорить правду. Все лучшие рекламные кампании – те, которые говорили правду. Мы восхищаемся правдой, но нам сложно самим выражать ее. Вместе с этим мы любим правдивых людей. Говорите правду и сделайте ее интересной! 

Бизнес старость

Залог успешной коммуникации – искренность

Реклама – это на 80% идея и на 80% реализация

Нет, не подумайте, я умею считать. В этом и заключается величайшая головоломка рекламы: как придумать блестящую идею и как блестяще перенести ее на экран? Обе эти вещи одинаково и чрезвычайно важны. Идея — еще не идея до тех пор, пока не была реализована. В претворении идеи в жизнь происходит вся магия, а до тех пор идея — это просто теория. 

Вы можете написать что угодно, но без диалога и совместной работы с людьми, которые будут воплощать ваш сценарий в жизнь, ваше творчество не несет никакой ценности. Нельзя написать текст спикера без согласования с диктором или звукорежиссером, а видеоряд – без обсуждения с арт-директором или продюсером. 

Ваш сценарий не закончен, пока не согласован с командой. Только в кооперации с коллегами получите законченный и работающий сценарный план. И только с опытом научитесь заранее учитывать возможные будущие нюансы производства видео.

На гифке – крутейшая художественная постановка
Задумка важна так же, как и реализация

Краткость – всё ещё сестра таланта

Я люблю тот факт в рекламе, что с помощью 60 секунд вы можете не только изменить чью-то жизнь, но и наследие, а также финансовое состояние бренда. В эксплейнерах у вас есть на это 120 секунд. 

Чем короче, тем лучше. У вас есть 5 секунд, чтобы привлечь внимание зрителя и около 90-120 секунд, чтобы объяснить как это работает и донести свой месседж. Согласно статистике, после двух минут просмотра ролика концентрация зрителя резко снижается. Мы подробно касались этого в статье “Оптимальный хронометраж видеоролика”.

Золотой стандарт для эксплейнера — не более 90 секунд и не более 180 слов. При этом ключевой посыл должен уместиться в одно предложение и прозвучать уже в первые 30 секунд хронометража. 

Ивлеева

Чем короче – тем лучше

Памятка по форматам видео, которой стоит придерживаться:

  • Короткий рекламный (промо) ролик – до 25 секунд
  • Стандартный рекламный ролик – 30-45 секунд
  • Длинный рекламный ролик – 50-60 секунд
  • Эксплейнер (презентационный/объясняющий ролик) – 90-180 секунд
  • Обучающий ролик – 4-5 минут
  • Короткометражный (корпоративный/имиджевый/документальный) фильм – от 5-7 до 25 минут
  • Полнометражный фильм (фильм о бренде, компании, предприятии) – от 45 минут и выше

Конечно, это субъективная оценка, цифры могут незначительно варьироваться, но в общем хронометраж видеоформатов для бизнеса чаще всего укладывается в обозначенные рамки. 

Трехактная структура. Что? Как? Почему?

Тот, кто рассказывает лучшие истории – правит миром. 

Как и в любом художественном произведении, в основе сценария аудиовизуального творения, то есть объясняющего ролика, лежит трехактная структура, завязанная на три “золотых” вопроса.

Что? Какую “боль” клиента решает ваш продукт? Сразу заострив внимание на проблеме, мы заставим зрителя включиться. Это вступление и завязка. Не бойтесь использовать юмор на данном этапе. Он поможет расслабить людей, снизить отторжение от очередной новой информации и услышать, увидеть, воспринять идею.

Джокер

Даже Джокеру бывает смешно

Как? Пока внимание зрителя еще сконцентрировано, объясняем ему, как наш продукт помогает решить проблему. Ни в коем случае не впадаем в пространные объяснения и не углубляемся в детали – нет времени. Это середина и кульминация. 

Почему? Завершаем ролик объяснением, почему зритель должен выбрать именно ваш продукт, а не похожее решение от конкурентов. Это развязка. Приберегите для нее реально увесистые доводы и ваши отличия. 

Трехактная структура сценария

Знаменитая трехактная структура повествования

Чем проще, тем лучше

Нет, не надо писать сценарий как для детей – это байка от фантазеров, которые никогда не писали ничего, кроме воды. Но представлять, что ваш зритель подросткового возраста, просто с соответствующим образованием и прочими атрибутами вашей целевой аудитории, на самом деле полезно. 

Идеальный объясняющий ролик должен быть привлекающим, коротким, вовлекающим и легким для понимания. Менеджеры слишком любят свой продукт, считают важной каждую мелочь и стремятся донести до клиента максимум информации, а порой уходят в технарщину. 

Именно поэтому, когда заказчик сам решает написать сценарий, всегда получаем его с формулировкой – вот вам сюжет, тут 2 минуты. Садимся с командой изучать, реальность – минимум 5 минут. 

Перед тем как садиться за сценарий, сформулируйте один ключевой посыл, который ляжет в основу ролика и целевое действие, которое должен выполнить зритель после просмотра. 

Помните, что худший исход: зритель заскучал и прервал просмотр. Поэтому один ролик – один месседж. Даже если у вас многофункциональный продукт с кучей преимуществ, выберите одно, самое важное для ЦА. 

Дикторский текст тоже должен состоять из кратких простых предложений. Пиши, сокращай, как завещал великий Ильяхов. 

Простота - ключ к успеху

В центре внимания клиент, а не продукт 

Когда вы продаете продукт – продавайте решение проблемы КЛИЕНТА, а не своей проблемы. Убедите, что решаете ЕГО проблему. И чтобы это сделать, нужно знать и понимать своего зрителя. Что это значит? 

Например, это значит использовать слова и выражения, терминологию, которая релевантна ЕГО потребности, а не вашей. И тогда зритель подумает: черт побери, да, они действительно меня понимают! 

Очень важно использовать ЯЗЫК КЛИЕНТА, когда вы продаете продукт, а не ваш язык. Найдите способ убеждения зрителя в том, что понимаете его потребность. Это самая главная вещь, которую вы можете сделать. Когда вы убедили его, что понимаете, он с гораздо большей вероятностью выслушает ваше решение. 

Если вы говорите зрителю «это круто» — вы его потеряли. Представьте, что пришли к врачу и он только и говорит о том, что недавно открыли «новый крутой способ лечения», который хотел бы применить на вас. Вас сильно это заинтересует, особенно если это не имеет никакого отношения к вашему заболеванию?

Важно, чтобы зритель проникся. В видеопродакшене для этого в ход идёт масса рычагов: от кропотливой работы дизайнеров и концептщиков над образом персонажа до характерного произношения в исполнении нейтив-диктора. 

Показывайте, а не рассказывайте

Эй, мы же делаем видео, верно? Человек верит глазам. Так покажите. 

Мозг устроен так, что он воспринимает визуальную информацию быстрее аудио. Быстрее в 60 000 раз, если верить исследованиям. Создавая сценарий ролика, постоянно помните, что не нужно описывать словами то, что можно показать на экране. 

Тем более, в анимационном ролике, можно позволить себе многое, что не получится с обычной видеосъемкой. Здесь в нашем распоряжении десятки разнообразных стилей моушн-дизайна, поэтому меньше слов, больше самого содержания в кадре. Всю ключевую информацию надо ПОКАЗАТЬ!

Видео для выставки НЦИИК

Пример: с увеличением глубины переработки нефти растет и получаемая компанией прибыль.

На какие “кнопки” будем давить

Объясняющие ролики не раздражают зрителя, потому что не предлагают что-то купить. Вместо кричащих слоганов, мы предлагаем решение насущной проблемы или задачи. 

И здесь есть две основных модели повествования:

Гуманизировать продукт – привести простой понятный пример из жизни. Разобрать типичную ситуацию для целевой аудитории и через нее показать пользу. 

Зачем? Чтобы в дальнейшем, в ситуации выбора товара/продукции вашей категории покупатель вспомнил именно о вас. Подумайте сами: когда вы едите на работу и хотите кофе – о каком первом бренде вспоминаете? Когда едите с семьей и голодны – какой бренд приходит на ум? Идея в том, чтобы приходить на ум первым в большем числе таких ситуаций покупки. Чем лучше вас помнят – тем больше ваши продажи. 

Аналогичным образом, показав ситуации применения промышленного минерала – брусита, мы написали сценарий презентационного ролика «Русской Горно-Химической Компании», ролик которой приводили в начале статьи. А теперь можете ознакомиться со сценарием и увидеть, как этот принцип реализован на практике:

Романтизировать продукт – сделать его привлекательным. Сыграть на любопытстве пользователя или его желании выделиться. Больше подходит для имиджевых видео, здесь визуал – наше всё. 

Понять, как какой путь более уместен в вашем случае, помогают три золотых вопроса: 

  • В чем ценность нашего продукта?
  • Почему он лучше, чем аналогичные продукты конкурентов?
  • Что зритель должен вынести из ролика?

В рекламе принято считать: нужно что-то продавать зрителю. Но лучше делать ровно обратное – вдохновлять людей, чтобы они шли за вами и потом покупали, нежели вы бы просто их проинструктировали по покупке чего-либо и продали товар. Крупные бренды вроде Apple или Johnnie Walker вдохновляют – это главное, что они делают с помощью рекламы. 

Принцип подходит для премиальных и дорогих продуктов. Например, таких как ювелирные украшения TABAYER – дочки британского ювелирного дома GRAFF. Клиент запросил “вау” – получил сотни тысяч просмотров и сотни восторженных комментариев в Инстаграме бренда.

Проблема – решение

Проверенная схема для анимационного эксплейнера. Придумать героя или ситуацию, в которой зритель легко узнает себя и свою “боль”. Показать, как ваш продукт помогает герою преодолеть обстоятельства и выйти победителем. 

Яркий пример – наш эксплейнер для латвийской компании Jumis. 

Будь круче

Здесь мы предлагаем не решение проблемы, но возможность приобрести статус – пожалуй, единственный случай, когда аргумент “это круто” работает. Стать популярнее, богаче, статуснее (выбирайте любой из семи смертных грехов человека). Для таких видео не обязателен сюжет и персонажи. Важнее разжечь любопытство зрителя и задать нужное настроение.

Совсем как в нашем ролике для сервиса InstaGame.

Заключение

Многие мэтры рекламного мира и коммуникаций сходятся в одном: легче и эффективнее всего рекламируются и продаются продукты, у которых есть правдивое уникальное позиционирование и отличие от конкурентов. Поэтому ваша задача – найти эти отличия и правильно подать аудитории. 

Теперь вы знаете, на какие нюансы обратить внимание при работе над сценарием объясняющего ролика. Кажется, теперь нашим сценаристам придется сильно постараться, чтобы угодить такому подкованному Заказчику! 

А может быть, в вашей голове уже созрел собственный гениальный сценарий? Давайте, не откладывая дела, обсудим ваш проект с мастерами видеопроизводства.

Алексей Банников, генеральный директор группы компаний «Фотосклад.ру», написал простую и понятную инструкцию для блога Нетологии о том, как в три шага создавать сценарии для видеороликов.


Чтобы грамотно и качественно снять коммерческий ролик, вовсе не обязательно обрывать телефон «Мосфильма» или выписывать дорогого режиссёра. Сейчас всё от начала до конца можно сделать самому.

  • Научитесь создавать концепции для креативных видео, которые захочется досмотреть до конца
  • Работайте с YouTube, TikTok и другими популярными площадками
  • Выстраивайте стратегию продвижения видео, рассчитывайте стоимость продвижения и анализируйте эффективность

В нашей компании мы давно и успешно развиваем собственный YouTube-канал. Сейчас у канала 40 000 подписчиков, более 2 миллионов просмотров и сотни увлекательных роликов. И ни одно видео не обходится без сценария. Мы готовы поделиться опытом написания сценария для видео.

В сфере бизнеса мы чаще всего встречаем несколько типов различных видеороликов.

1. Реклама. Отдельно рекламные видео вряд ли смотрит кто-то кроме профессионалов данной области, но правильно снятый ролик вполне может стать предметом популярного искусства и привлечь аудиторию исключительно за счёт качества.

Пример рекламы Фотосклад.ру

2. Вирусный ролик. Видео, которое за несколько дней успевает облететь весь интернет. Снять такой ролик — это и талант, и везение.

Небольшое объяснение, как снять вирусный ролик

3. Экспертное мнение. Такие видео пользуются популярностью у определённого круга зрителей. Они отлично исполняют роль имиджевых видео и, что особенно важно, несут информативную функцию.

Пример экспертного мнения: гайд по travel-фотографии

4. Отзыв о продукте или компании. Отзыв или обзор всегда интересен и потенциальным клиентам компании, и покупателям продукта и просто тем, кто следит за индустрией. Пример: здесь была реклама товара, который продаёт наш магазин.

https://www.youtube.com/watch?v=m0L0aVRGf1Y

Известная персона + качественный продукт = секрет успеха

В создании видеоролика есть одно очень важное правило — всегда опираться на сценарий. Это касается всех вышеперечисленных типов видео, даже тех, где подразумевается свободная речь. Но подробнее об этом мы расскажем немного позже, а сначала давайте обсудим три этапа, которые проходит сценарий.

Идея нужна любому ролику. Что вы хотите с его помощью сказать, что показать, а о чём умолчать. Идея заключает в себе концепцию, на которую будет опираться все видео.

Если это реклама — идеей становится продукт, если экспертное мнение — тема разговора. А вот с вирусным роликом дела обстоят сложнее — его идея в том, что зацепит зрителя и заставит его поделиться видео с друзьями. Это может быть тема, которая затронет большинство, нечто популярное или смешное. А вот ваша компания или продукт как раз не должны становиться краеугольным камнем.

Практически все идеи мы придумываем сами, за редким исключением прибегая к помощи фрилансеров. В нашем отделе нет проблем с идеями, каждый день мы обсуждаем тренды и какие-то концепции, которые возможно реализовать на своей площадке.

После того как мы определились с идеей, самое время переходить к сценарию. Здесь работа предстоит непростая: во-первых, определитесь, собираетесь ли вы строго следовать сценарию или же говорить неформально.

В рекламном или вирусном ролике у вас должен быть чётко расписанный сценарий. Если есть персонажи, то вы должны указать их описание или характерную черту. Кроме того, в таком сценарии описывается окружение и настроение кадра. По сути, их можно сравнить со сценариями к фильмам, поскольку их продумывание и написание — это комплексная и серьёзная задача. Мы пользуемся именно такой схемой при съёмке рекламы конкурсов, розыгрышей и мероприятий.

Чтобы текст было проще запомнить, а монтировать видео было легче, поделите его на смысловые части. Между этими частями можно будет резать видео, кроме того, можно будет делать дубли и выбирать наиболее удачный. Но детальнее мы опишем это в следующем пункте.

Если в видео предполагается свободный текст, то всё равно потребуется мини-сценарий. Вам совершенно точно понадобится чек-лист: список тем, которые необходимо упомянуть. Не забывайте, что даже профессионалы иногда запинаются и задумываются. Видео необязательно должно быть идеальным, но говорящему необходимо продумывать предложения заранее, чтобы не путаться в словах-паразитах. Текст не должен выглядеть заученным, говорить нужно на одном языке с вашим зрителем.

Когда сценарий готов, лучший способ отредактировать его — несколько раз прочитать вслух. Все слова и фразы, которые вам неудобно произносить можно смело убирать или перерабатывать. Например, в обилии шипящих звуков или одинаковых букв очень легко запутаться и оговориться. Чтобы этого избежать, нужно прогонять сценарий именно вслух.

Как написать сценарий для видеоролика: инструкция в три шага

Работа с видео — сложный процесс, ради которого нужно освоить специализированный софт

Этот же метод очень хорошо подходит для того, чтобы сразу понять длину видео: зачитайте отредактированный текст, замерив время секундомером. Хотя бы примерно, но вы будете знать хронометраж вашего ролика.

Ещё один полезный совет, который мы не раз пробовали на практике — адаптировать сценарий под говорящего. Старайтесь использовать слова, характерные для героя видео, так ему будет гораздо проще донести информацию.

И конечно, после этого, самое время переходить к раскадровке — если видео имеет сюжет или несколько локаций, придётся немного поработать режиссёром. Продумайте, какие предметы понадобятся, какой антураж и интерьер подойдёт лучше всего и как именно должен выглядеть кадр. Здесь поработать придётся и сценаристу, и оператору. У последнего глаз на такие вещи должен быть намётан, поэтому стоит прислушиваться к его советам.

Если вы сделали всё правильно, то к началу съёмок у вас получится несколько листов с напечатанным сценарием, и массой пометок. Не стоит пугаться, именно так обычно и выглядит набросок, который становится в итоге отличным видеороликом. Главное, пожалуй, разобраться в собственных записях.


Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Телеграм Нетологии

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Портфолио ведущего праздников образец
  • Портфолио ведущего праздника
  • Портфолио агентства праздников
  • Портреты минина пожарского день народного единства история праздника
  • Портрет матери сценарий ко дню матери