Портреты минина пожарского день народного единства история праздника

Праздник учредили в 2005 году, с этого момента он является официальным выходным. Однако многие россияне до сих пор не знают, что именно отмечают 4 ноября

День народного единства отмечается в России 4 ноября.
Праздник учредили в 2005 году, однако опросы показывают, что более 70% россиян считают этот день лишь дополнительным
выходным, до сих пор не знают, что празднуют 4 ноября и почему выбрали эту дату.

Что произошло 4 ноября?

4 ноября 1612 года народное ополчение из крестьян, горожан и
казаков во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием
Пожарским взяло штурмом Китай-город и изгнало польские войска из Москвы.
Закончилось Смутное время — многолетний кризис Русского государства, который
мог завершиться распадом страны.

Через несколько месяцев после освобождения Москвы был собран
Земский собор, куда вошли представители всех сословий страны — от духовенства и
дворянства до стрельцов и крестьян. Они избрали нового царя — Михаила
Федоровича Романова, который стал основателем новой правящей династии.

Кто такие Минин и Пожарский?

Земский староста Кузьма Минин из Нижнего Новгорода обратился
к людям с призывом встать на защиту веры и Отечества и изгнать оккупантов. Для
этого Минин предложил собрать пожертвования и создать народное ополчение. Он
сам подал пример, отдав на благое дело все свое состояние.

картина «Минин и Пожарский»

Фото: Михаил Скотти. Картина «Минин и Пожарский»

Воеводой избрали новгородского князя Дмитрия Пожарского,
который был известен своей честностью и храбростью. По требованию князя Минин
стал его помощником и казначеем. Пожарский и Минин непрерывно собирали казну и
ратников. Им удалось сформировать мощное войско из 10 тысяч человек — такое
ополчение уже могло бросить вызов интервентам.

Главной задачей ополчения стало освобождение Москвы. Однако
еще до своего похода Минин и Пожарский фактически взяли на себя функции
правительства страны — они наводили порядок в городах и уездах, предпринимали дипломатические
шаги по нейтрализации Швеции, добились военной помощи от немцев, проведя
переговоры с германским императором.

Почему началась Смута?

Династия Рюриковичей пресеклась в 1598 году после смерти царя
Федора Иоанновича и его младшего брата Дмитрия. Трон занял боярин Борис Годунов,
однако его правление оказалось неудачным — из-за неурожайных лет начался голод,
народные бунты, появились самозванцы, претендовавшие на престол.

В стране разразился политический кризис, который усугубила
внезапная смерть Годунова в разгар войны с двинувшимся на Москву Лжедмитрием I,
выдававшим себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана Грозного. Сын Годунова
Федор продержался на троне всего несколько месяцев, после чего 16-летнего царя
убили в ходе мятежа.

Однако и Лжедмитрий вскоре погиб в результате действий
заговорщиков. После его смерти в стране начался период двоевластия, а польский
король Сигизмунд III объявил России войну. Значительная часть русского
государства, включая Москву, оказалась под контролем польско-литовских отрядов.

Как появился новый праздник?

В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился отмечать
день Казанской иконы Божией Матери 4 ноября — в память избавления Москвы и
России от поляков в 1612 году. По преданию, Казанская икона Божией Матери была
прислана из Казани князю Дмитрию Пожарскому и стала покровительницей народного
ополчения. Войско вошло в Москву с этой иконой.

собор Казанской иконы Божией Матери в Москве

Фото: собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади. Diego Delso / CC BY-SA 4.0

Однако праздник был церковный, после распада Российской
империи в 1917 году его перестали отмечать. Праздничным днем стало 7 ноября — день
Великой Октябрьской социалистической революции, который в 1996 году переименовали
в День примирения и согласия. Но советский праздник многих не устраивал — фактически отмечалась дата раскола государства.

В сентябре 2004 года Межрелигиозный совет России предложил
сделать праздничным днем 4 ноября, отмечая его как День народного единства.
Госдума поддержала инициативу. Решением парламента 7 ноября понизили в статусе
— дата стала просто памятной, тогда как 4 ноября — официальным праздником и
выходным днем.

Почему праздник так назвали?

Считается, что ополченцы под предводительством князя Дмитрия
Пожарского и Кузьмы Минина продемонстрировали образец героизма и сплоченности
всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в
обществе. Именно поэтому праздник назвали День народного единства.

В 1818 году на Красной площади был установлен памятник «Гражданину
Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса. Он стал первым в
истории страны монументом народным героям. Также на Красной площади стоит собор
Казанской иконы Божией Матери, освященный в память о героях, освободивших
столицу от поляков.

408 лет тому назад, 22 октября 1612 года (по новому стилю – 4 ноября), народное ополчение во главе с нижегородским купцом Кузьмой Мининым и воеводой Дмитрием Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы. В честь этого события в нашей стране в 2004 году был установлен государственный праздник – День народного единства. Это праздник призывает нас не только вспомнить важные исторические события, но и напомнить о том, что только вместе мы можем справиться с трудностями и преодолеть препятствия.

Много интересных фактов из жизни Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского можно прочитать в книгах по истории, находящихся в библиотеках города Челябинска:

Березов П.И. Минин и Пожарский / П. Березов.  Москва : Московский рабочий, 1957. – 341 с.(в библиотеке №32 )

Шишов А.В. Минин и Пожарский / А. В. Шишов.  Москва : Воениздат, 1990.  160 с. (Ф11)

Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский Хроника Смутного времени / Руслан Скрынников.  Москва : Молодая гвардия, 1981. – 349 (В библиотеках №№1, 11, 10, 12, 13, 14, 16, 18, 19, 22, 28, 32) 

В этих книгах вы прочитаете не только биографию Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, но и узнаете, в чем их заслуги перед отечеством. И вот одна из них, которая напрямую связана с праздником Днем народного единства.

1612 год  в России было Смутное время. Поляки «засели» в Москве. Внешние враги, внутренние раздоры, предательство бояр – все угрожало погибелью. Порядок на родной земле не кому было наводить, и призвал Кузьма Минин новгородцев на борьбу с иноземцами:

«Братья! Постоим за русскую землю, ополчимся поголовно, отдадим наше имущество, соберем деньги на войско, освободим Москву от иноземцев!»

Жители Нижнего Новгорода стали собирать ополчение. В нем объединились крестьяне и простые горожане, купцы и служилое дворянство, мастеровые люди и священнослужители. 

Собрать войско – полдела. Надо было найти полководца. Выбор пал на Дмитрия Пожарского – человека честного и храброго. Сам Кузьма Минин приехал к воеводе. Он рассказал, какая сила собирается в Нижнем Новгороде, что со всех концов страны стягиваются ополченцы. Пожарский согласился возглавить отряды, несмотря на то, что болели полученные раны в боях, и лечение продвигалось медленно. Он выдвинул только одно условие: сам князь займется военными делами и обучением ратников, а Минин будет вести всю денежную и хозяйственную часть.

Вскоре Пожарский прибыл в Нижний Новгород, провел осмотр собранных отрядов, выделил деньги на приобретение и починку воинского снаряжения. Так в ополчении появились конники и стрельцы.

По дороге в столицу к войску присоединялись множество отрядов из разных городов. Казанское ополчение принесло с собой чудотворную икону Казанской Божией Матери. Эту икону вручили князю Дмитрию Пожарскому. Накануне решающего боя за Китай город и Кремль русское воинство три дня постилось и молило Пресвятую Богородицу о победе. 

Победа была одержана, Кремль был освобожден 22 октября 1613 года (4 ноября по новому стилю).

В память о подвиге Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского на Красной площади возвели памятник, созданный известным скульптором И. Мартосом. Торжественное открытие состоялось 20 февраля 1818 года. На нем присутствовал император Александр I и все члены императорской семьи, а также прибывшие из Петербурга 4 гвардейских полка, задействованные в параде в честь открытия монумента. Церемония прошла с успехом и привлекла внимание горожан: крыши ближайших зданий, а также стены и башни Кремля были заполнены людьми.

В честь героев-освободителей народ сложил песню.

Как в старом-то было городе,

Во славном и богатом Нижнем,

Как уж жил тут поживал богатый мещанин,

Богатый мещанин Кузьма Сухорукий сын.

Он собрал-то себе войско из удалых молодцов,

Из удалых молодцов Нижегородских купцов;

Собравши их, он речь им взговорил:

«Ох, вы гой еси товарищи Нижегородские купцы!

Оставляйте вы свои домы,

Покидайте ваших жен, детей,

Вы продайте все ваше злато-серебро,

Накупите себе вострыих копиёв,

Вострыих копиёв, булатных ножей,

Выбирайте себе из князей и бояр удалова молодца,

Удалова молодца воеводушку;

Пойдем-ко мы сражатися

За матушку за родну землю,

За родну землю, за славный город Москву»

Молодые ратнички Нижегородские купцы,

Выбрали себе удалова молодца,

Удалова молодца воеводушку,

Из славнага княжескага роду

Князя Дмитрия по прозванию Пожарский

За славный Москву-город сражатися.

Уж привел-то славный князь Пожарский своих храбрых воинов,

Привел ко Московским стенам;

Становил-то славный князь Пожарский своих добрых воинов

У Московских у крепких стен;

Выходил-то славный князь Пожарский перед войско свое,

Как уж взговорил он своим храбрым воинам:

«Ох, вы гой еси храбрые солдатушки,

Храбрые солдатушки, Нижегородские купцы!

Помолимся мы на святыя на врата Спаския,

На пречистый образ Спасителя!»

Помолившись, дело начали.

Как разбили-проломили святыя врата,

Уж взошли-то храбрые солдатушки в белокаменный Кремль,

Как и начали солдатушки Поляков колоть, рубить,

Колоть, рубить, в большия кучи валить;

Самого-то Сузмунда в полон взяли,

В полон взяли, руки-ноги ему вязали,

руки-ноги вязали, буйну голову рубили.

Собралися все князья, бояре Московские,

Собралися думу думати.

Как и взговорють старшие бояре, воеводы Московские!

«Вы скажите, вы бояре, кому царем у нас быть?»

Как и взговорють бояре, воеводы Московские:

«Выбираем мы себе в цари

Из бояр боярина славнага –

Князя Дмитрия Пожарскаго сына».

Как взговорить к боярам Пожарский князь:

«Ох, вы гой еси бояре, воеводы Московские!

Не достоин я такой почести от вас,

Не могу принять я от вас царства Московскаго.

Уж скажу же вам, бояре, воеводы Московские:

Уж мы выберем себе в православные цари

Из славнаго, из богатаго дому Романова –

Михаила сына Федоровича».

И выбрали себе бояре в цари Михаила сына Федоровича.

Записано со слов старой жительницы села Слобода Боровского уезда Калужской губернии в 1868 г.

Библиотека №10 «Радуга» предлагает вам проверить знания о главных героях праздника в онлайн-викторине «Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский»:

Используемые источники:

Морозова Л.Е. Смута: ее герои, участники, жертвы / Л.Е. Морозова – Москва : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2004. – 544 с.

Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский: Хроника Смутного времени. – Москва : Мол.гвардия, 1981. – 352 с., ил.  ( Жизнь замечательных людей. Сер.биогр. Вып.9)

Сумина И.О. Самые знаменитые герои России. – Москва : Вече, 2003 – 432 с.

http://naslediepredkov.info/Minin-i-Pozharskiy-263.html

Читайте также в нашем блоге:

День народного единства: книги

День народного единства: стихи

4 ноября – День народного единства

День народного единства: книги о Дмитрии Пожарском, памятники

Ирина Бандровская, зав. сектором библиотеки №10 «Радуга»

4 ноября в России отмечается государственный праздник — День Народного Единства, установленный в память подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, не только освободившего Москву от польско-литовских захватчиков, но и положившего конец кровавой смуте, поразившей Россию на рубеже XVI — XVII веков. На один день своеобразной столицей России, центром торжеств становится мой родной город — Нижний Новгород, родина посадского человека Кузьмы Минина, место, откуда началось широкое общественное движение в защиту униженной Родины и истребляемой Православной Церкви.


Воззвание Минина к народу. Фрагмент знаменитой картины К. Маковского

Поход Нижегородского земского ополчения Минина и Пожарского на Москву состоялся в 1612 году, так что нынешний год — юбилейный. Ныне 410 годовщина события, на долгие годы отвративших от России угрозу иноземного владычества, а от Русской Православной Церкви — ещё более вероятную угрозу насильственного окатоличивания. Собственно, прежде всего именно с этой целью появились в начале XVII века в Москве поляки, именно по этой причине польский король Сигизмунд Ваза не захотел воцарения в России собственного сына Владислава (Владислав Ваза приглашался на русский трон не безоговорочно, а на условиях, что русским не будет насильственно навязываться католическая вера, а народ сам будет иметь право карать отступников, отрекшихся в угоду новому царю от Православия), а предпочёл вопреки всем законам, Божеским и человеческим, заявить на русский престол свои собственные претензии. Поляки очень близко к сердцу всегда принимали интересы Католической Церкви, а покорение России открывало перед ним перспективу исполнения многовековой мечты ватиканских иерархов — преодоления т.н. Великой Схизмы. Но то, что для католиков было многовековой мечтой, для русских людей было смерти подобно — ведь это означало уничтожение Православия.

У истоков создания Нижегородского Земского ополчения стоял человек, о котором очень не любили вспоминать в советские годы — священномученик Патриарх Московский и всея Руси Гермоген. Столкнувшись с категорическим отказом польского королевского дома соблюдать условия, которые он пытался для России и Русской Православной Церкви выторговать, Патриарх начал распространять призывы к борьбе против захватчиков. Эти призывы падали на благодатную почву. Многие города России отказались платить дань полякам. В самой Москве в 1611 году вспыхнуло восстание против оккупантов, которое было ими жестоко подавлено. Самого же Патриарха Гермогена заключили в подземельях Чудова монастыря, где держали голодом в надежде склонить престарелого архиерея (а владыке Гермогену на тот момент было уже за 80) подчиниться захватчикам и призвать русских людей к прекращению сопротивления. Однако Патриарх продолжал стоять на своём и все предложения поляков с гневом отверг. 17 (27) февраля 1612 года он умер в подземелье от голода, так и не покорившись оккупантам.


Патриарх Московский и всея Руси Гермоген в заточении.

Распространял воззвания с призывами постоять за веру и Отечество и другой светоч Православия — преподобный Дионисий Радонежский, тогдашний настоятель Троице-Сергиевой лавры. «Сами видите близкую конечную погибель всех христиан. Где только завладели литовские люди, в каких городах, какое разорение учинилось Московскому государству. Где святая церковь? Где Божии образа? Где иноки, цветущие многолетними сединами, где и хорошо украшенные добродетелями? Не всё ли до конца разорено и обречено злым поруганием? … Бога ради, положите подвиг своего страдания, чтоб вам и всему общему народу, всем православным христианам, быть в соединении, и служилые люди, однолично, без всякого мешканья, поспешили под Москву на сход, ко всем боярам, и воеводам, ко всему смиренству народа всего православного христианства», — писал он в своих воззваниях, которые по его поручению монахи Лавры переписывали в огромных количествах и раздавали паломникам. Потом эти воззвания через руки паломников разлетались по России.


Преподобный Дионисий Радонежский

Трудно сказать, чьи именно воззвания дошли осенью 1611 года до Нижнего Новгорода — святители ли Гермогена или преподобного Дионисия. Факт тот, что одна из грамот попала в руки местного купца, старосты прихода Иоанно-Предтеченской Церкви Кузьмы Минина. Минин отличался примерным благочестием и призывы авторитетных священнослужителей к борьбе воспринял как обращённый непосредственно к нему приказ действовать. В октябре того же года Минин с паперти своей родной Иоанно-Предтеченской Церкви обратился с воззванием к жителям Нижнего Новгорода, призывая всех записываться в ряды народного ополчения, а тех, кто по тем или иным причинам не способен воевать, жертвовать на спасение Церкви и Отечества.

Призыв Минина, несмотря на то, что человеком он был не слишком известным и незнатного происхождения, встретил живейший отклик среди горожан. До «закладывания жён и детей», о чём с пафосом говорил Минин в своём воззвании к народу, дело, конечно, не дошло — необходимости не было, но по совету Минина горожане активно жертвовали на создание и вооружение новой земской рати (предыдущее ополчение — под командованием Прокопия Ляпунова — потерпело поражение) третью часть своих имуществ. Сам же Минин отдал все бывшие у него деньги и все драгоценности своей супруги. Когда же выяснилось, что собранных добровольных пожертвований не хватает, Минин, облечённый от нижегородцев соответствующими полномочиями (он стал называться «выборным человеком всею землёю»), принудительно обложил всех горожан налогом в пятую часть всех доходов от любой промысловой или торговой деятельности.


Кузьма Минин (в центре с поднятой рукой) собирает пожертвования на народное ополчение.
На переднем плане престарелый дворянин благословляет сына идти воевать.
В левой части картины явно небогатая и незнатная девушка жертвует на ополчение
свой драгоценный кокошник — явно единственное своё украшение.

Поскольку Минин был человеком нарочито мирным и боевого опыта не имел, то командовать формируемым войском он не решился, опасаясь погубить всё народное дело. В качестве воеводы Нижегородского ополчения был приглашён князь Дмитрий Пожарский. Причина, по которой выбор Минина и его сторонников пал на Пожарского, была проста: Дмитрий Михайлович принимал участие в Московском восстании, героически сражался против захватчиков на Сретенке и был тяжело ранен в бою. На него можно было положиться. К тому же он находился в своём родовом поместье Юрино под Нижним Новгородом, куда к нему и отправилась делегация.

Пожарский с радостью согласился принять приглашение Минина. Формируемому ополчению он придал чёткую военную организацию, энергично взялся за подготовку добровольцев к будущим боям. На Пожарского же легли заботы по вербовке ополченцев. Минин же, как человек торговый, понимавший толк в финансах, стал заведовать ополченской казной. Имеются сведения, что до Патриарха Гермогена, доживавшего в заточении свои последние дни, дошли сведения о формируемом в Нижнем Новгороде народном ополчении. Через верных людей, сумевших пробраться к нему, Патриарх успел передать Минину и Пожарскому своё благословение и Казанскую икону Божией Матери, обретение которое некогда было непосредственно связано с его именем.

В ряды Нижегородского ополчения принимались люди всех родов, сословий и национальностей — главное, чтобы было желание сражаться за веру и Отечество. Под красным знаменем Минина и Пожарского соединились служилые дворяне, стрельцы, казаки, посадские люди и даже добровольцы из крепостных крестьян и поволжских инородцев. Минин лично пригласил в ряды ополчения группу смоленских дворян, которые после падения родного города нашли убежище на Нижегородской земле — и те охотно отозвались на призыв. Перед лицом общей опасности о сословных различиях не думали.


Минин и Пожарский. Исторически достоверная деталь: Нижегородское Земское ополчение
шло в бой под красным знаменем, на одной стороне которого был изображён Спаситель,
а на другой — Архангел Михаил. В настоящее время это знамя хранится в Музее Нижегородского Ополчения
в Нижегородском Кремле.

Ополчение выступило в поход к Москве в начале марта 1612 года. Оставаться дальше на месте было опасно — наступала весна, распутица непременно должна была скоро сделать дороги непроходимыми, и тогда перспектива похода на Москву откладывалась бы до лета. Перед выступлением из Нижнего Новгорода Пожарский выслал конный отряд к Ярославлю с приказом занять город. Отряд этот успешно выполнил порученное дело, и 6 апреля (для простоты восприятия все даты указываю по новому стилю) 1612 года основные силы ополчения вступили в Ярославль. Этот город на четыре месяца стал своеобразной столицей повстанцев. В Ярославле войско пополняло запасы оружия и привлекало в свои ряды новых бойцов. Минин и Пожарский разослали гонцов по городам Поволжья, русского Севера и даже Сибири. Отдельные отряды ополченцев заняли целый ряд городов, в том числе Кострому и Суздаль, лишив поляков возможности взять их под свой контроль.

В Ярославле же всё дело Минина и Пожарского едва не погибло. Один из лидеров первого ополчения (того самого, которое под командованием Прокопия Ляпунова потерпело поражение в 1611 году), казачий атаман Иван Заруцкий, решивший половить рыбку в мутной воде (у него был проект возведения на престол сына Марины Мнишек, любовницы Лжедмитрия), подослал наёмных убийц к Минину и Пожарскому. Убийство не состоялось, убийцы были схвачены. Однако стало ясно, что далеко не все столь же бескорыстно, как Минин или Пожарский, готовы жертвовать личными амбициями во имя спасения Отечества.


Минин и Пожарский во главе Нижегородского ополчения
с Казанской иконой Божией Матери, что, по замыслу автора картины,

должно символизировать религиозный характер их борьбы.
А также христианскую самоотверженность ополченцев в этой борьбе.

Шестого августа 1612 года заметно выросшее численно Нижегородское земское ополчение выступило из Ярославля. Пожарский вёл за собой на Москву около 20 тысяч человек, включая 10 тысяч дворян, 3 тысячи казаков и около тысячи стрельцов. Сильный конный отряд под командованием Василия Туренина Пожарский выслал вперёд, приказав ему идти к Москве и занять Чертольские ворота. 30 августа основные силы земского войска подошли к Москве, где всё ещё находились некоторые части первого ополчения во главе с князем Дмитрием Трубецким. С Трубецким у ополченцев сложились натянутые отношения, поскольку тот претендовал на первенство. Поэтому бойцы Минина и Пожарского не стали обустраиваться рядом с его «табором», а заняли позиции между Арбатскими и Чертольскими воротами. Здесь ополченцами было сооружено несколько острожков со рвами. Фланги ополчения прикрывала конница. Немедленно штурмовать Москву Минин и Пожарский не решились, поскольку им было известно, что на помощь польскому гарнизону Москвы движется большой отряд гетмана Ходкевича. Необходимо было сначала отразить Ходкевича, обезопасить свои тылы, а уже потом — предпринимать решительный штурм.

Войско Ходкевича подошло к Москве на следующий день после ополчения, 31 августа. С ним прибыл огромный обоз с провиантом для осаждённого гарнизона. Польский гарнизон в Москве, надо сказать, уже испытывал недостаток в продовольствии  — не столько из-за осады со стороны ополченцев, сколько из-а того, что при подавлении Московского восстания город был весь практически сожжён. 1 сентября Ходкевич попытался атаковать ополченцев, чтобы пробиться к Московскому Кремлю, где засели два полка его соотечественников. Польская конница атаковала русскую у стен Новодевичьего монастыря. Бой продолжался семь часов, по истечении которых поляки начали теснить ополченцев вглубь сожжённых кварталов Москвы. Минин и Пожарский ввели в бой бывшие у них в распоряжении казачьи отряды, которые отогнали поляков.


Ян Кароль Ходкевич был одним из лучших полководцев Речи Посполитой.
Но потерпел поражение от Минина и Пожарского, одушевлённых любовью к Родине
и ревностью по вере.


Польская конница идёт в атаку

Следующий день обе армии отдыхали, собирались с силами, а Ходкевич намечал направление для нового удара. 3 сентября сражение возобновилось. На этот раз поляки ударили через Замоскворечье. Им удалось потеснить ополченцев, после чего Ходкевич приказал немедленно отправить в Москву обоз. Этот обоз под прикрытием конницы, среди которой, к слову, было много наёмников из числа украинских казаков (это — к вопросу о «братских народах»), почти дошёл до Кремля. Но под вечер, понимая, что положение создаётся отчаянное, Минин лично возглавил контратаку. Взяв с собой последний резерв земского войска — три дворянские поместные сотни — он повёл их через Москву-реку и у Крымского Двора решительно атаковал поляков. Бойцы Ходкевича этой атаки не выдержали и обратились в бегство, которое очень быстро стало всеобщим. Ополченцы, воодущевлённые победой, перешли в контрнаступление и выбили войска Ходкевича из Москвы, однако дальнейшее преследование разбитого неприятеля Пожарский предусмотрительно воспретил: в открытом поле ополченцы могли быть легко контратакованы и разбиты. 4 сентября Ходкевич отвёл свои потрёпанные полки от Москвы. Весь его огромный обоз с провиантом стал добычей ополченцев. Примечательно, что казаки Трубецкого от участия в битве уклонились и демонстративно ушли в свой лагерь. Они бы ушли и из-под Москвы, если бы не вмешавшийся в дело Авраамий Палицын. Именно ему удалось уговорить Трубецкого остаться.

После разгрома Ходкевича и захвата его обозов стало ясно, что дни кремлёвского гарнизона сочтены. В то время, как ополченцы ни в чём не нуждались, поляки  Москве всё сильнее и сильнее испытывали голод. Рано или поздно это должно было принудить их к сдаче.

В конце сентября остатки первого ополчения Прокопия Ляпунова всё-таки изъявили своё согласие присоединиться к Нижегородскому ополчению и подчиниться единому командованию Пожарского. Единой стала и временная государственная власть. Москва была обложена правильной осадой, поляки лишались возможности играть на противоречиях между русскими группировками. Однако капитулировать они не спешили, поскольку опасались возмездия за свои преступления, совершённые при подавлении Московского восстания.


Воевода Д.М. Пожарский во главе объединённых сил Первого и Второго земских ополчений.

Лишь первого ноября осаждённые поляки, отчаявшись получить помощь от своего короля, согласились начать переговоры о капитуляции. В этот же день казаки Трубецкого атаковали Москву и полностью очистили от оккупантов Китай-город, загнав весь польский гарнизон в Кремль. 4 ноября Минин и Пожарский предприняли попытку общего штурма Кремля, однако потерпели неудачу. Тем не менее, на следующий день, 5 ноября, польский гарнизон Кремля изъявил согласие сложить оружие под гарантию жизни и при условии возврата всех награбленных оккупантами ценностей.

Москва была освобождена от захватчиков. Независимость Русского государства и Русской Церкви — восстановлена в полном объёме. Конечно, это ещё не означало ни окончания войны, ни окончания Смуты, однако перспектива будущей победы с этого дня нарисовалась отчётливо и бесспорно. А поскольку покойный к этому времени Патриарх Гермоген благословил ополченцев Минина и Пожарского Казанской иконой Божией Матери,  в память об этих событиях Русская Православная Церковь установила на 4 ноября ежегодное празднование в честь этой иконы.


Пожарский и Минин ведут ополченцев на штурм Москвы.


Сдача польского гарнизона Московского Кремля

6 ноября 1612 года ополчение Минина и Пожарского под колокольный звон торжественно вступило в Москву. Преподобный Дионисий Радонежский, чьи воззвания сыграли столь важную роль в создании Земского ополчения, лично прибыл к ополченцам из Троице Сергиевой Лавры и возглавил торжественный крестный ход. Пленные поляки были по распоряжению Пожарского разосланы по дальним городам, где их приказано было содержать впредь до обмена на русских пленных. 11 ноября, в воскресенье, на Красной площади в присутствии ополченцев и уцелевших москвичей — тех, кому посчастливилось пережить польскую оккупацию — был отслужен благодарственный молебен об избавлении русской столицы. Великая Смута, благодаря самоотверженности Минина и патриотическому подъёму многочисленных русских людей разных чинов и состояний, заканчивалась.

Часть жителей России до сих пор не знает, чему посвящен День народного единства и какое отношение к нему имеет Нижний Новгород

Поделиться

Сегодня, 4 ноября, граждане России отмечают День народного единства. Праздник этот относительно новый — появился он в 2005 году. Его придумали, чтобы заменить советский праздник 7 ноября — День Октябрьской революции. Власти хотели преодолеть раскол российского общества на красных и белых, продлившийся почти век, поэтому первоначально переименовали 7 ноября в День согласия и примирения, а потом вспомнили про другую дату. Выбор пал на 4 ноября, день, который уходит в историю страны гораздо глубже, чем события начала ХХ века. День, который не настал бы без незнатного нижегородского купца Козьмы Минина — человека, который вернул России независимость.

На Руси о Минине узнали после его успешного Второго народного ополчения, которое в 1612 году освободило Москву от польских интервентов. При этом о жизни нижегородского купца известно немногое. Лидер русского ополчения оставил после себя только небольшое количество подлинных документов и огромное количество легенд. Летописцы фиксируют его жизнь в период с 1611-го до смерти в 1616-м. Но этих пяти лет ему хватило, чтобы остаться в национальной памяти.

Редакция NN.RU поздравляет своих читателей с праздником и публикует историю нижегородца, который спас Россию.

Один из источников жизни Минина — Никоновская летопись — утверждает, что полное имя нижегородца — Кузьма Минич Минин по прозвищу Сухорук. Он родился во второй половине XVI века, предположительно в 1570-е годы, по одной версии — в Нижнем Новгороде, по другой — в Балахне Нижегородского уезда Русского царства. Историки полагают, что отец Минина был состоятельным солеваром по имени Мина Анкудинов. Есть версия, что солеварня отца Минина в Балахне стояла рядом с солеварней князей Пожарских — два героя могли быть знакомы еще задолго до событий 1612 года, но официального подтверждения этой легенде нет.

Памятники и бюсты Козьмы Минина до сих пор стоят по всей России

Памятники и бюсты Козьмы Минина до сих пор стоят по всей России

Фото: Наталья Бурухина

Поделиться

До знаменитого воззвания к нижегородцам Минин не был известен: он был посадским человеком (сословие городских ремесленников и торговцев в средневековой Руси. — Прим. ред.) и торговал мясом. Жил, по некоторым данным, в районе Благовещенской слободы (где находится церковь Рождества Иоанна Предтечи). До похода на Москву, предположительно, уже имел воинский опыт.

Первые его битвы случились в 1608–1609 годах, когда нижегородцам во главе с воеводой Андреем Алябьевым пришлось сражаться против «воровских» отрядов из Балахны, которые поддерживали Лжедмитрия II против царя Василия Шуйского (последнего представителя Рюриковичей на престоле). По легенде, именно во время этих походов Минин прославился как храбрый воин, чем заслужил уважение нижегородцев.

Есть несколько легенд, почему Козьма Минин выступил со своим воззванием к нижегородцам. Одна из легенд была описана монахом Троице-Сергиевой Лавры Симоном Азарьиным спустя примерно 20 лет после смерти самого Минина. Согласно ей, поднять народ на борьбу он решил после того, как во сне ему явился преподобный Сергий Радонежский (почитается православными как духовный собиратель русского народа. — Прим. ред.).

Симон Азарьин описал Минина как «мужа благочестивого», который проводил свою жизнь в целомудрии. Из текста священника следует, что купец любил безмолвие и якобы часто удалялся от жены в особую молельную комнату, где проводил много времени. Когда Минин заснул в этой комнате, пишет Азарьин, к нему во сне пришел Сергий Радонежский, попросивший его собрать казну и нанимать воинов для освобождения Москвы. Сам будущий предводитель ополчения, как утверждает автор летописи, дважды игнорировал видения, пока преподобный не обратился к нему гневно:

— И вот спустя некоторое время снова явился ему преподобный Сергий и сказал с укором: «Разве я не говорил тебе? Такова воля Божия — помиловать православных христиан и от шумного мятежа привести к тишине, потому-то я и велел тебе собрать казну и нанять ратных людей, чтобы они, с Божией помощью, очистили Московское государство от безбожных поляков и прогнали еретиков». И еще сказал ему преподобный: «Старшие не возьмутся за такое дело, но младшие начнут его, начинание их будет делом благим и придет к доброму завершению». И как бы дав ему наказ, отошел и стал невидим.

Подтвердить легенду про сон Минина невозможно, однако у историков есть основания полагать, что купец, как и другие люди того времени, был человеком богобоязненным.

Одна из самых известных картин о Смуте — «Воззвание Минина к нижегородцам» (1896). Это вторая по величине картина в России

Одна из самых известных картин о Смуте — «Воззвание Минина к нижегородцам» (1896). Это вторая по величине картина в России

Иллюстрация: Константин Маковский

Поделиться

История Козьмы Минина как героя народного ополчения начинается осенью 1611 года. В это время в Нижний Новгород приходит письмо от находящегося в заключении патриарха Гермогена, который просит поднять сопротивление польским интервентам, захватившим Москву. Местный священник зачитал послание Гермогена горожанам, среди которых был недавно избранный посадским старостой Минин.

По мнению неизвестного автора «Нового летописца», письмо патриарха настолько впечатлило мужчину, что он поднялся на возвышенность и произнес свое воззвание к нижегородцам с призывом помочь государству, защитить православную веру и собрать деньги на ополчение. Точные его слова не сохранились, но авторы летописей приводят следующий вариант:

— О, братия и друзья, весь нижегородский народ! Что сотворим ныне, видя Московское государство в великом разорении? Призовём себе в Нижнем Нове граде храбрых и мужественных воинов Московскаго государства, достоверных дворян града Смоленска, ибо ныне они близ града нашего, в Арзамасских местах. Если мы хотим помочь Московскому государству, то нам не пожалеть имущества своего, да не только имущества своего, но и не пожалеть дворы свои продавать и жен и детей закладывать, и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником.

Историки нередко пытаются воссоздать облики Минина и Пожарского

Историки нередко пытаются воссоздать облики Минина и Пожарского

Иллюстрация: Ю. А. Алексеев

Поделиться

Людей за войском было решено послать к князю Дмитрию Пожарскому. Тот в это время находился в своем уезде недалеко от Нижнего Новгорода и лечился от ран после поражения в первой попытке похода на Москву. Пожарский поддержал инициативу нижегородцев, пусть и не сразу, поскольку считал, что жители города своенравны и скорее пойдут за Мининым, чем за неизвестным для них воеводой.

Минин первоначально отказывался от того, чтобы встать во главе ополчения и заниматься его организацией, но нижегородцы настояли, пообещали подчиняться и давать деньги на содержание рати. За короткое время Минину удалось собрать войско. В летописях пишут, что на это каждый состоятельный нижегородец дал треть своего имущества, бедняки — пятую часть. Минин действовал жестко: всех, кто отказывался отдавать деньги, он лишал имущества и обращал в холопов.

Картину «Воззвание Минина к Нижегородцам» Маковский писал в съемной студии в Париже. На работу ушло почти 20 лет

Картину «Воззвание Минина к Нижегородцам» Маковский писал в съемной студии в Париже. На работу ушло почти 20 лет

Фото: из архива Нижнего Новгорода

Поделиться

Ополчение, собранное Козьмой Мининым, — это не толпа крестьян и горожан, вооруженных вилами и топорами. Оно в основном состояло из опытных ратников, в том числе включало войска князя Пожарского, казаков и воинов из Арзамаса и Смоленска, Рязани и Коломны, не поддержавших интервенцию. За короткий срок под знамена Второго ополчения встали почти 3 тысяч человек — все они получали за службу хорошее жалование.

Мотив воззвания Минина к нижегородцам вдохновлял многих художников

Мотив воззвания Минина к нижегородцам вдохновлял многих художников

Иллюстрация: Максим Фаюстов «Воззвание Козьмы Минина к Нижегородцам в 1611 году» (2008–2010 гг.)

Поделиться

Русское ополчение выступило на Москву из Нижнего Новгорода в конце февраля — начале марта 1612 года. Перед штурмом Москвы войско остановилось на четыре месяца в Ярославле для сбора дополнительных сил.

Там же окончательно определился состав нового правительства страны — «Совета всея земли». В него вошли представители княжеских родов. Возглавили его Пожарский и Минин.

За время «стояния» в Ярославле к ополчению примкнуло большое число понизовых и подмосковных городов с уездами, Поморье и Сибирь. Большая территория Русского царства в этот момент переходит под контроль «Совета всея земли».

Войска Минина и Пожарского подошли к столице 22 августа 1612 года.

Минин не только руководил ополчением, но и лично участвовал в сражении с войском гетмана Ходкевича. С небольшим отрядом конных ополченцев и перешедших на их сторону поляков Козьма Минин неожиданно напал на передовые отряды гетмана и обратил их в бегство. Простояв всю ночь около Донского монастыря, остатки войск Речи Посполитой утром 25 августа покинули Москву.

Остатки интервентов и бояре-изменники оставались в Московском Кремле — крепости, которая и сейчас выглядит неприступной. Народное войско осадило кремль до глубокой осени. Ополченцы несколько раз призывали осажденных сдаться, но те отказывались. К концу ноября в кремле начался страшный голод — остававшиеся там люди перешли на человечину. К 4 ноября (25 октября по старому стилю) они согласились сложить оружие и открыть крепость. Днем позже войско Минина и Пожарского вошло в крепость со знаменами и хоругвями. Воеводы приняли капитуляцию интервентов.

«Совет всея земли», который возглавлял Минин, оставался главным органом государственной власти еще целый год. Вместе с Пожарским нижегородец продолжал управлять страной, хотя все документы за него подписывал князь. Купца Минина называли человеком, который «мог изыскать средства на любые вопросы».

После Земского собора (съезд представителей русских земель и знатных родов. — Прим. ред.) в 1613-м на престол был избран молодой Михаил Федорович, сын митрополита Филарета и первый из царей династии Романовых, наиболее компромиссная фигура для всех. Минин и Пожарский перестали руководить страной. Нижегородскому купцу государь пожаловал чин думного дворянина с денежным окладом и земельные вотчины.

Среди прочего он получил двор в Нижегородском кремле, село Богородское и при нем еще девять деревень. Сам он остался жить в Москве и постоянно заседал при думе, занимаясь в основном финансами разоренного Смутой государства.

О последних годах Минина писал Пушкин, который был хорошо знаком с событиями 1612 года:

— Кстати: недавно в одной исторической статье сказано было, что Минину дали дворянство и боярство, но что спесивые вельможи не допустили его в думу и принудили в 1617 году удалиться в Нижний Новгород — сколько несообразностей! Минин никогда не бывал боярином; он в думе заседал, как думный дворянин; в 1616 их было всего два: он и Гаврило Пушкин. Они получали по 300 рублей окладу. О годе его смерти нет нигде никакого известия; полагают, что Минин умер в Нижнем Новгороде, потому что он там похоронен, и что в последний раз упомянуто о нем в списке дворцовым чинам в 1616», — писал поэт, изучавший Смуту для работы над «Борисом Годуновым».

Изображение Минина <i class="_">— </i>думского дворянина

Изображение Минина думского дворянина

Иллюстрация: Г. А. Афонасьев, гравюра начала XIX века

Поделиться

Козьма Минин скончался в 1616 году при загадочных обстоятельствах. Зимой его отправили в Казанский уезд для розыска подозреваемых в восстании татар и черемисов. На обратном пути, как сообщают документы, «Минина на дороге не стало». Как именно он умер — неизвестно.

Его похоронили в Нижнем Новгороде. Сначала на территории Похвалинской церкви, а позже перенесли его останки в Спасо-Преображенский собор на территории Нижегородского кремля. В 1930 году, после разрушения собора большевиками, прах был передан на хранение в историко-архитектурный музей-заповедник, а затем перенесен в Михайло-Архангельский собор. Некоторые нижегородские исследователи уверены, что в соборе лежит вовсе не его прах, а сам Минин покоится на месте, где стоял Спасо-Преображенский собор.

Его дело в некотором смысле продолжил сын Нефёд Кузьмич, который служил при дворе царя Михаила Федоровича чиновником-стряпчим. У него была жена Анна Михайлова, однако супруги были бездетны. Нефёд умер в конце осени 1632 года, род Мининых прервался.

Известно, что у Минина осталась вдова — Татьяна Семеновна, но историки знают о ней мало. Она пережила мужа и сына — после смерти Нефёда она удалилась в монастырь под именем Таисия и скончалась приблизительно в 1636 году.

Часть жителей России уверена, что День народного единства — новодел, праздник, придуманный для мифологии постсоветской России. Но появился он гораздо раньше, хотя и не совсем в том виде, в котором он проходит сейчас: это был церковный праздник Казанской иконы Божией Матери — с этой иконой 4 ноября 1612 года князь Пожарский и купец Минин вошли в Китай-город, освободив Москву от захватчиков. В 1649 году царь Алексей Михайлович указом сделал этот праздник государственным, и с того дня ежегодно отмечался День освобождения Москвы.

Советские власти боролись с религиозным прошлым страны, поэтому церковный праздник был забыт. Традицию возобновили в 2005 году. Нижний Новгород стал центром празднования, а на том самом месте, где в 1611 году говорил свою речь Козьма Минин, открыли памятник нижегородским героям — точную копию того, что стоит на Красной площади в Москве, где фигуры купца и князя символизируют народное единство.

Нижегородцы особенно любят этот праздник

Нижегородцы особенно любят этот праздник

Фото: Наталья Бурухина

Поделиться

Слайд 2

День народного единства отмечается в России 4 ноября — дата окончания Смутного времени и освобождения от польских захватчиков в 1612 г.

Слайд 3

С 2005 года Россия отмечает новый для себя праздник День народного единства. 16 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября.

Слайд 4

Основной причиной переноса, по мнению многих наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года). В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.»

Слайд 5

4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». Именно этот день в 1612 году стал решающим в освобождении Москвы от польско-литовских интервентов. Ведущую роль в Нижегородском ополчении, которое освободило Москву, играли Кузьма Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Слайд 6

Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале 20 века 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества». Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась. Таким образом, можно сказать, что «День народного единства» совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Слайд 7

После смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний , хилый да слабый , недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием,- неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя!

Слайд 8

Борис Годунов После смерти царя Федора на Земском соборе избирается новый царь – Борис Годунов. Он был сильным, честолюбивым государственным деятелем, вёл успешную внешнюю политику, при нём укреплялось разоренное при Иване Грозном государство.

Слайд 9

Лжедмитрий 1 У Бориса Годунова было много врагов. Воспользовавшись слабостью страны, Польша поддержала Лжедмитрия 1 и начала поход против России. Царь Борис Годунов внезапно умер, а польский Лжедмитрий I в Москве венчан на царство.

Слайд 10

Василий Шуйский Царствование Лжедмитрия I продолжалось 11 месяцев. В результате заговора во главе с князем Василием Шуйским бояре перебили поляков и Лжедмитрий I был тоже убит. На престол вступил боярский царь Василий Шуйский.

Слайд 11

Лжедмитрий II Лжедмитрий II — самозванец . В 1607 году Лжедмитрий II появился в Стародубе-Северском и выдал себя за царя Дмитрия Иоанновича (сына Ивана Грозного), якобы счастливо спасшегося во время Московского восстания 1606 года. Получил поддержку от поляков и русского боярства. В мае 1608 года Лжедмитрий II одержал победу над войсками В. Шуйского. Не сумев занять столицу, остановился лагерем в селе Тушино под Москвой, за что получил прозвище » Тушинский вор «. В 1609 году потерял поддержку поляков, вынужден бежать в Калугу, где и был убит.

Слайд 12

Смутное время в России в начале XVII века « Государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время, называлось –Речь Посполитая, в его состав входили Польша и Литва . Тогда и наступил конец терпению народа.».

Слайд 13

Польские отряды расползлись по всей стране. Шведы захватили Великий Новгород. Интервенты рвали страну на части. Гибель России казалась неизбежной… На борьбу поднялся весь народ.

Слайд 14

Осенью 1611 г. по призыву нижегородского купеческого старосты К. Минина началось формирование народного ополчения.

Слайд 15

Военным руководителем ополчения стал князь Д. М. Пожарский. .

Слайд 16

Кузьма Минин, продавец мяса и рыбы, земский староста, считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл». По советам Минина, люди жертвовали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества. Люди выбрали вождем князя Д.М.Пожарского, лечившегося от ран в своем имении. К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые окружной грамотой. Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец в июле 1612 года ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. В апреле 1612 г. в Ярославле уже стояло громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе.

Слайд 17

Центром освободительного движения стал Нижний Новгород. В сентябре 1611г. нижегородский староста Кузьма Минин призвал жителей города встать на защиту Родины. Воеводой был избран князь Дмитрий Пожарский. Так у народного ополчения стало два вождя.

Слайд 18

Два месяца осаждал Москву Пожарский.4 ноября 1612года интервенты (поляки) открыли ворота Кремля и сдались, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай- город.

Слайд 19

В 1613 г. Земский собор избрал нового царя — Михаила Федоровича Романова .

Слайд 20

Михаил Фёдорович Романов (1596–1645) Михаил Федорович – основоположник царско-императорской династии Романовых, первый русский царь из боярского рода Романовых. 21 февраля 1613 года Земский собор избрал шестнадцатилетнего Михаила Романова государем Всея Руси.

Слайд 21

Поистине национальным героем того времени стал Иван Осипович Сусанин. В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны. Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы. Враги хотели сделать Сусанина своим проводником ,а он завел захватчиков в глухой лес и погубил их.

Слайд 22

Иван Сусанин

Слайд 23

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»(Жизнь за царя), Картина М.И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».

Слайд 24

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади — на самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Слайд 25

Памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год» .

Слайд 26

Мартос Иван Петрович (1750-1835), скульптор, профессор Санкт-Петербургской Академии художеств.

Слайд 27

Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Слайд 28

Подобное неоднократно будет повторяться в русской истории. Простые русские люди, понявшие, что стране угрожает смертельный враг, самоотверженно встают на её защиту. Пример: Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина , пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов, заведшего врагов в глухой лес, в болото ( 1613 год ). По преданию, таким образом он спас жившего тогда в Костроме выбранного на царство Михаила Фёдоровича Романова. 1812год Народное ополчение – патриоты Смоленска, Бородино . Тарутино. Массовое партизанское движение, которое сделало пребывание французов в России невыносимым. Ополчение, которое преследовало противника, дав возможность сохранить основные силы русской армии. Способны ли мы, русские люди, сегодня на общее дело?

Слайд 29

Народное ополчение 1941 года 1941 год вновь показал, что ополчение – удивительное, неповторимое проявление русской души, факт готовности самопожертвования ради своей Родины. Добровольцы отвоевали время для развёртывания кадровой армии. ИХ ВСЕХ объединяла мысль: Кто, если не мы? За нами — Родина!

Слайд 30

С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперед. Врага он побеждает, Объединившись в бой, И Русь освобождает, И жертвует собой. Во славу тех героев Живем одной судьбой, Сегодня День единства Мы празднуем с тобой!

День народного единства

День народного единства

«История назвала Минина и Пожарского спасителями Отечества: отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием».

Н. Карамзин

Начало Смутного времени

1603 г. На престоле царь Борис Годунов, а на земле Российской лютует голод. Царские указы и меры, принятые государем для уменьшения голода, не увенчались успехом. Люди дохли как мухи, а трехлетние страдания не прошли бесследно для народного сознания и даже породили мрачные легенды и предзнаменования.

В конце 1604 г. засияла на небе необычайно яркая комета. В Нижегородском крае она была доступна взгляду даже среди бела дня. «Быть беде!» — толковали в народе. В это же время, как кометы, вспыхивали народные восстания, которые с трудом удавалось погасить. А весть о том, что царевич Дмитрий жив и направляется с войском к Москве, вовсе породила смуту в народе. Кто же истинный царь?

Лжедмитрий

Смерть Бориса Годунова открыла вход в Кремль тем, у кого была могущественная поддержка среди бояр. С этого момента и до 1610 г. на Руси наступил период Лжедмитриев и боярского предательства. А народ покорно ждал от боярской думы разумного и справедливого решения. И безмолвно дождался, когда в августе 1610 г. бояре тайно от народа призвали на московский трон польского короля Владислава. А в сентябре интервенты уже вошли в Кремль. По всей Руси гремят набаты — будущее Московского государства под угрозой. Москва оказалась захваченной польско-литовской шляхтой. Шведы вступили в Великий Новгород, на север готовилась высадка английского десанта, Русь разваливалась на глазах.

Атаман казачьей вольницы, тушинский боярин Иван Зарусский, осаждая Москву, думал посадить на трон Марию Мнишек, с малолетним сыном. У бояр с дворянами не было согласия.
И в это время в Нижнем Новгороде произошли истинно великие события, имевшие значение для утверждения силы и славы русского государства.

Первое ополчение

В феврале 1611 г. нижегородская рать из 1200 человек, в которую входили воины из Казани, Ярославля, Чебоксар, двинулась на Москву. В рядах ратников был и нижегородский доброволец Козьма Минин. Однако первый поход ополчения потерпел поражение, которое не давало покоя патриоту земли русской Козьме Минину.

Решив перейти от мысли к действию, посадский староста начал разговаривать в земской избе с приходящими по делам посетителями. Козьма указывал на необходимость создать казну и предлагал сделать пожертвования. Так он собрал первую сумму на снаряжение ополчения. Но этих денег было недостаточно, и Минин решил обратиться с воззвание ко всему нижегородскому народу. Известно, что большое влияние на Минина оказали послания патриарха Гермогена, который отверг требования поляков призвать народ к покорности и смирению. На спуске, что идет от Ивановских ворот к торгу, начал собираться народ.

Обращение Минина к Нижегородцам

Никто не остался равнодушным к обращению земляка: «Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имени своего!». Минин: «Не жалеть ничего, свои дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником».

Это воззвание не оставило равнодушным никого. Широкой волной потекли пожертвования. Многие приносили последнее. Именно это событие отражено на картине Константина Маковского «Воззвание Минина к народу», которая пожалована государем Николаем Александровичем городу Нижнему Новгороду, а сегодня составляет гордость экспозиции художественного музея города.

Дмитрий Пожарский

Итак, после событий, состоявшихся на площади у Ивановской башни Нижегородского Кремля, Нижний начал готовиться к ополчению. В зиму город больше походил на большой воинский стан. По совету Минина нижегородцы стали отдавать на нужды ополчения третью часть имущества. По его же предложению предводителем похода был выбран опытный воин князь Дмитрий Пожарский (потомок Стародубских князей). 28 октября 1611 г. Пожарский принял решение возглавить нижегородскую рать, и прибыл в Нижний Новгород.

Ядром ополчения стали закаленные в сечах смоляне. Они нашли временное пристанище в Арзамасе. Соединились с ними вязьмичи, дорогобужане, служилый люд из Коломны, Гороховца и других городов. Вместе с русскими вступали в ополчение татары, чуваши, мордва, черемисы. Вся великая Русь по зову нижегородцев встала на защиту Москвы. «Купно за едино. Вместе за одно!» — эти слова стали девизом войска.

Второе ополчение

В конце зимы 1612 г. ополчение выступило в поход. Оно было небольшим: всего несколько тысяч человек. Пошли на Ярославль, в обход опасных мест, занятых казаками. По дороге к ополчению примыкали все новые ратники. Самые большие отряды присоединились к войску в Ярославле.
С иконой Казанской Божьей Матери и под стягом князя Пожарского ополчение вступило в Москву. А тем временем, противостоящие войску Пожарского силы интервентов под Москвой имели численное преимущество. Ополчение расположилось станом у Арбатских ворот, между двух огней. С одной стороны наступали полки гетмана Хаткевича, с другой наступали поляки. Но иной позиции у Пожарского не было. Оставалось или победить, или положить всю рать на поле брани.

Кровопролитная сеча длилась два дня. Летописец рассказывает, как «Минин, не искусен воинским стремлением, но смел дерзновением», в критический момент битвы попросил у Пожарского три конные дворянские сотни. Перебрался через крымский брод Москвы-реки и ударил врага с тылу. Гетманское войско не успело подготовиться к отпору. В панике вражеская рота налетела на седлавших коней рейтар и смяла их порядки. На помощь Минину пришли казаки. Тем временем ратники Минина уже достигли городского внешнего вала. Поляки отступили к Донскому монастырю.

На исходе октября 1612 г. они с позором оставили окраины Москвы.

После взятия Москвы

После победы Дмитрий Пожарский вместе с князем Трубецким возглавил временное правительство. Начиная с 1628 г. в течение почти трех лет Дмитрий Михайлович был воеводой в Новгороде. Минину, новый царь Михаил Романов пожаловал звание думного дворянина и наградил вотчиной — селом Богородским в Нижегородском уезде. С 1613 г. герой нижегородского ополчения жил при царском дворе, участвовал в заседаниях боярской Думы. 20 января 1616 г. по возвращению из Черемисских земель Минин скоропостижно скончался. Его похоронили на одном из кладбищ Нижнего Новгорода. Затем прах перенесли в усыпальницу Спасо-Преображенского собора. До середины XIX в. центральное место на гробнице занимала надпись — «Избавитель Москвы — Отечества любитель». Сейчас собор разрушен. Ныне прах находится в Михайло-Архангельском соборе кремля.

Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги.

Памятная медаль «День народного единства»

В начале XIX в., после позора под Аустерлицем, император Александр I подписал мир с Наполеоном. Но мудрый дипломат Александр прекрасно понимал, что Франция все равно нападет на Россию. Нужно было готовиться к войне. Именно тогда на помощь государству снова пришли идеи Минина и Пожарского. 30 ноября 1806 г. император издает манифест о создании ополчения по примеру великих предков. К моменту нападения Наполеона Россия имела не только регулярные войска, но и 612 тыс. ратников-ополченцев, среди них были и нижегородцы. Было принято и другое, не менее важное решение.

В целях воспитания патриотического духа, по совету царя Александра, президент академии художеств, граф Строганов, вводит в устав непременный раздел все воспитанники академии должны выполнять работы на патриотические сюжеты. Тогда появились работы с изображениями Дмитрия Донского, Александра Невского, Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского. Памятная медаль «4 ноября День народного единства»

День Народного единства в России

В 2005 г. 4 ноября в нашей стране впервые отмечали новый всероссийский праздник — День народного единства. Дата выбрана не случайно: 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 г. вошло в отечественную историю как знаменательный день освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Нижегородским ополчением под предводительством Минина и Пожарского в союзе с другими патриотическими силами. На родине Козьмы Минина — в Нижегородской области — эта дата отмечается ежегодно.

У этого праздника глубокие исторические корни. В честь освобождения Москвы в былые времена нижегородцы отмечали две даты — Память князя Дмитрия Пожарского и Память великого гражданина Кузьмы Минина. До революции 1917 г. в эти знаменательные дни городской голова приглашал почетных горожан в Спасо-Преображенский собор, где находилась гробница Кузьмы Минина. Там в присутствии членов городской думы, офицеров, чиновников, дворян, купцов, духовенства и именитых гостей совершалось богослужение. Затем в здании думы накрывался поминальный стол. Особый почет оказывался воинам-ветеранам, которым при большом скоплении горожан вручались подарки.

Возрождение праздника

В двадцатом веке эти традиции надолго были утрачены. Но в последние годы благодаря патриотическому движению общественности Нижнего Новгорода и Балахны празднование дней памяти героев народного ополчения стало возрождаться.

С 2001 г. в честь подвига народного ополчения в Нижегородской области стали проводить культурно-патриотическую акцию «Алтарь Отечества». За прошедшие несколько лет стало уже доброй традицией, что с 1 по 4 ноября участники этой акции проходят по всему героическому маршруту ополчения. Цель акции — привлечь всеобщее внимание к духовным ценностям Отечества, его героическому прошлому, продемонстрировать многообразие российской культуры. Девизом культурно-просветительского похода стали слова Кузьма Минина, которые он произнес в воззвании к народу: «Купно за едино!» («Вместе за одно»).

В 2003 г. участники акции, отдав дань памяти вождям нижегородского ополчения и возложив цветы к их монументу на Красной площади в Москве, предложили объявить 4 ноября всероссийским национальным праздником.

День Согласия и Примирения

16 декабря 2004 г. Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября.

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». В ополчении, собранном Мининым, объединились «русские люди, поволжские и сибирские татары, башкирские и марийские стрельцы, мордовские и удмуртские ратники». Потому и назван праздник Днем народного единства.

Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде

Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде

Памятник Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде

В 2005 г. в рамках празднования в Нижнем Новгороде Дня народного единства у храма Рождества Иоанна Предтечи состоялось открытие памятника Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, который является уменьшенной копией памятника, установленного на Красной площади в Москве.
Обещание сделать копию памятника и подарить ее Нижнему Новгороду мэр Москвы Юрий Лужков дал еще шесть лет назад экс-губернатору Нижегородской области Ивану Склярову во время подписания соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. И вот теперь с приходом нынешнего нижегородского губернатора Валерия Шанцева в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось торжественное открытие монумента на историческом месте.

Памятник установлен на пьедестале у церкви Иоанна Предтечи. По заключению историков и экспертов, именно с паперти этой церкви Козьма Минин призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков.

Олег Сухонин

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Портал солнышко сценарий нового года
  • Портал солнышко сценарии дня рождения
  • Пора играть студия праздников
  • Попутчики на новогодние праздники
  • Популярные японские праздники