Сценарий мероприятия для учащихся музыкального отделения первого класса МБУ ДО«ДШИ п.Любохна» Посвящение в юные
музыканты «Необычное происшествие»
Автор: Хотемская Ирэна Вячеславна, преподаватель домры, гитары МБУ ДО «ДШИ п.Любохна»
Описание работы: Сценарий мероприятия для учащихся первого класса музыкальных отделений «ДШИ п.Любохна».
План:
— Пояснительная записка
— Сценарий
— Список использованной литературы
Пояснительная записка
В нашей музыкальной школе «Посвящение в юные музыканты» так же как и «Посвящение в юные художники» — это одна из форм внеклассной работы с детьми проводимое ежегодно для обучающихся первого класса. Это мероприятие занимает особое место, так как дает возможность ребенку ощутить себя частью коллектива, осознать значимость учебной деятельности, в которой он делает пока первые робкие шаги. На этом мероприятии подводятся первые небольшие итоги обучения, дети и их родители видят перспективу их развития, знакомятся с музыкальными инструментами, оценивают успехи своих старших товарищей.
Важно создать атмосферу праздника для маленьких музыкантов, сделать ярким и запоминающимся это первое значимое событие в жизни учеников, которое вводит их в большую музыкальную семью школы, где и дети, и педагоги – музыканты, объединенные одной целью.
Праздник музыки, — а именно так можно назвать это мероприятие, мы проводим в форме театрализованного концерта, в котором принимают участие обучающиеся старших классов.
Цель:
— создание мотивации для обучения в музыкальной школе
— повторение пройденного первоклассниками материала
Задачи:
— поднять детям хорошее настроение и дать ребятам раскрепоститься и почувствовать себя в «своей тарелке».
— закрепить знания обучающихся, которые они получили на первых уроках, в игровой и шуточной форме.
— приобщение к школьным традициям
— обзор для детей и родителей перспективы обучения в музыкальной школе
— сплочение детского коллектива
— создание атмосферы праздника
Сценарий
Ведущая: Здравствуйте уважаемые гости. Здравствуйте дорогие друзья.
Всем гостям мы очень рады! Праздник постучал в наш дом. Первоклассники, входите, с нетерпеньем вас мы ждем! (Ребята заходят в зал и занимают места)
Ведущая: Посмотрите, ребята, Сколько к нам пришло гостей, Чтобы поздравить Вас талантливых детей. Сегодня у наших первоклассников большой праздник — Посвящение в музыканты. Это очень важный праздник. Пройдет совсем немного времени, и вы сможете сами овладеть волшебным искусством, которое называется Музыка. И на клавишах и струнах передавать свои эмоции и чувства.
С минуты на минуту к нам должна прибыть в гости Королева Музыки, чтоб тоже вас поздравить наших первоклассников, в ее королевстве живут все музыкальные ноты, знаки, мелодии, песенки.
Входит грустная Королева Музыки
Здравствуйте дорогие дети. Здравствуйте. Случилось несчастье. Лень и фальшивая нота напустили на мое королевство лень и фальшь. И теперь там тихо и грустно. Не звучит красивая музыка.
Ведущая: Какой ужас. Как же быть? Надо выручать королевство и наш праздник. Да ребята? … (обращается к первоклассникам) Вот только как?
Заходят Лень и Фальшивая нота.
Фальшивая Нота: Вот это да Фу, безобразие. Кого это вы тут спасать собрались. Диссонансы и фальш это самое крутое в мире. Чтоб вы понимали.
Лень.Ой, плохо мне! ?! ! Сидят тут такие красивые! Опрятные. Нарядились. И не лень вам было умываться и одеваться. Я поражаюсь.
Фальшивая Нота: Везде поют, играют на своих дурацких инструментишках… Да еще и без меня. Без фальши!
Лень: Не дадим вам спасти королевство. Ни один первоклассник не станет музыкантом.
Королева Музыки: Да как вам не стыдно!!!! Музыка это ведь прекрасно. Верните все на место.
Ведущая: Так, давайте все успокоимся.
Вы посмотрите на наших первоклассников. Они пришли сюда. И очень хотят стать настоящими музыкантами. Правда ребята? …. (обращается к детям)
Фальшивая Нота: но быть музыкантом это так скучно. Учить гаммы. Играть красивую музыку.
Лень: (зевая). Ага и не лень вам.
Ведущая: Ну как первоклассники хотите быть музыкантами? (ДААААА)
Фальшивая Нота: Ну вы даете. (Думает) (к детям) и прям сильно хотите быть музыкантами ? Ладно уж. Ща попробую расколдовать. Эй лень. Как там. Эники бэники, Ахалай махалай
Лень: Я и не помню. Вспоминай сама мне не охото.
Фальшивая Нота: Я никак не могу вспомнить. Вот как заколдовалось.
Королева Музыки: Ну что же вы. Как вы могли. И я не знаю как быть? В голову ничего не приходит, я так расстроена!
Ведущая: Ребята, вы поможете нам победить, злые чары Фальшивой Ноты и Лени? Которые бояться красивой музыки и знаний! Надо, чтобы вы справились с музыкальными заданиями и стали настоящими музыкантами, так мы сможем расколдовать страну музыки.
Королева Музыки: Ну что ж, я уверена, что ребята выдержат свой первый музыкальный экзамен!
Ведущая:Я в этом ни капельки не сомневаюсь!
КоролеваМузыки: Тогда вперёд, друзья!
Фальшивая Нота:(Усмехаясь в тихонько) Посмотрим посмотрим. Небось не знают ничего хи хи
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Ведущая. Вы уже знаете, все звуки делятся на две группы: 1. Шумовые звуки 2. Музыкальные звуки.
С шумовыми звуками мы с вами встречаемся ежедневно. Кто может подсказать мне, что это за звуки? (Приводят примеры шумовых звуков :шелест листьев, шум моря, звук машины и т.д.).
А музыкальные звуки издают музыкальные инструменты. Ребята, а какие музыкальные инструменты знаете вы? ( Скрипка, гитара, балалайка, пианино, труба и т.д.)
Ой, какие молодцы!
Королева Музыки: Ребята, а вы знаете, как называются люди, которые сочиняют музыку? (композитор)
Правильно такие люди называются композиторами.
Ведущая: Как вы считаете, чтобы стать композитором, нужно учиться? (Да!)
Фальшивая Нота: Ой, подумаешь прям учиться. Раз и написал…
Королева Музыки: Ты не права Фальшивая нота надо очень много учиться и сильно любить музыку. Например, Вольфганг Амадей Моцарт [портрет композитора на экране телевизора] начал сочинять свою блестящую музыку с пяти лет.
Знаменитый Бетховен [портрет на экране телевизора] сочинял музыку даже тогда, когда его слух был уже совсем слабым.
Иоганн Себастьян Бах [портрет на экране телевизора] работал по двенадцать часов в день, чтобы создать свои непревзойдённые шедевры.
Лень: Вот это да. Как им только не лень.
Королева Музыки: Друзья, скажите, когда композитор сочинил свою неповторимую музыку, что нужно для того, чтобы мы её услышали? (Нужно, чтобы ее кто-то сыграл!)
Ну, конечно же, обязательно нужно чтобы эту музыку кто-то исполнил. И такие люди называются музыканты или исполнители.
Ведущая: А сейчас мы вам загадаем загадки музыкальные. Они помогут открыть ваши знания. Мы же хотим расколдовать Королевство да ребята??? Королева Музыки: Нотный стан тут на замке. Ключ у ноты «соль» в руке.
У замков ключи различны, у нее же ключ:..(скрипичный)
В такте, есть какой значок — если целый такт молчок? (пауза)
Сообщить вам очень рад про свою работу:
На полтона я, друзья, повышаю ноту (диез)
Чтоб не спутать польку с маршем или с вальсом, например, обязательно на страже здесь всегда стоит (размер)
На пяти линейках ноты
Дружно выстроились в ряд.
Знает каждый ученик:
Получился … (звукоряд).
Чтобы всюду ноты-точки
Размещались по местам,
Пять линеек нотной строчки
Мы назвали… (нотный стан)
Ведущая:Если нота захотела
Повышенья до небес,
Для нее есть знак особый,
Называется … (диез).
А пониже стать решила,
Вот, пожалуйста, изволь
И на этот случай знак есть,
Называется … (бемоль).
«Выше — ниже отменяю!
Всем на место! Кар, кар, кар!
Ни диезов, ни бемолей!»
Так командует … (бекар).
С ним детям весело всегда
В жару, дожди и холода.
Веселых ноток он сеньор!
Так как зовут его…..(МАЖОР)
Ему в гостях у детворы
Не до веселья уж, увы!
У грустных ноток дирижер!
Ну а зовут его…..(МИНОР)
Королева Музыки: Нужен каждой ноте счёт .Ноты, стройтесь на расчёт!
Эта нотка белая,
Её имя? – (ЦЕЛАЯ).
И она звучит так важно,
Очень длинно и протяжно.
Нотку делим посрединке –
Получаем половинки.
Нотка ?( ПОЛОВИННАЯ) –
Тоже нота длинная.
Разрезаем половинки
На две чёрных четвертинки.
И всего мы получили Ноток ?( ЧЕТВЕРТНЫХ )– четыре.
Делим дальше четвертушки –
Получаем мы ?(ВОСЬМУШКИ).
Тоже нотки чёрные –
Быстрые, проворные.
Их крючочками отметим,
Чтоб не путать тех и этих.
Королева Музыки: МОЛОДЦЫ!!! Так мы вместе обязательно расколдуем королевство.
Ведущая: Вы уже ребята знаете, где бемоль, а где диез.
Вы поете и играете много песенок и пьес.
Мы хотим послушать вас. Вы сыграете для нас?(обращается к первоклассникам)…
В час посвящения в мир музыки
декабрьский день прозрачно чист.
Блестит рояль торжественностью глянца
Идет на сцену маленький артист!
Первоклассники играют свои первые пьески
Королева Музыки:Кто подружился с музыкой,Вовек с ней не расстанется!
Слава! Слава всем артистам!Музыкантам и певцам!Их волшебное искусство
Делает добрей сердца!
Ведущая:Все мы поздравляем С праздником, которому Каждый очень рад.
Он как день рождения — Ведь во многих семьях Появился новичок —
Юный музыкант.
Лень — Вот досада. И правда много знают.
Фальшивая Нота: Ага … И играют к сожалению без фальши. Старались мы напрасно… Пойдем подруга нам здесь делать нечего. Не удалось их запутать
Лень (зевая) Пойдем..(лень и фальшивая нота уходят)
Ведущая: Любите музыку – она призвана сеять добро.
Королева Музыки: Спасибо ребята , что помогли расколдовать мое королевство.
Ведущая:Посмотрите, эти дети
С нотной грамотой дружны,
Нашей школе музыкальной
Вот такие и нужны!
И поэтому сегодня
В первый раз и навсегда
Первоклассников с почетом
В музыканты примем?
(Зрители:) ДА!
Королева Музыки: Вступая в ряды музыкантов надо произнести клятву:
КЛЯТВА. -Клянетесь с музыкой по жизни идти
И не свернуть с избранного пути! (Клянемся!)
— Клянетесь победить тоску и лень
И заниматься музыкой каждый день! (Клянемся)
— Клянетесь к творчеству стремиться
Чтобы вами мы могли гордиться! (Клянемся!)
-Ребенком всегда идеальным я буду
И клятвы своей никогда не забуду! (Клянусь)
Ведущая:Все мы рады вас сегодня
В музыканты посвятить,
От души вас всех поздравить
Сертификаты вам вручить.Для вручения на сцену приглашается Директор нашей школы Боровская Н.М.(Вручение сертификатов Юный музыкант)
Королева Музыки: Уважаемые родители! Настала и ваша очередь дать Клятву:
Клянусь (будь я мать или будь я отец)
Ребенку всегда говорить «Молодец»!( Клянусь!)
Клянусь я в учебе ребенка не «строить»,
Клянусь вместе с ним инструмент наш освоить!( Клянусь!)
За двойки клянусь я его не ругать
И заниматься ему помогать! (Клянусь!)
Я идеальным родителем буду,
И клятвы своей никогда не забуду!( Клянусь!)
Аплодисменты родителям
Дорогие ребята! Дорогие гости! Наш праздник подошел к концу, мы еще раз от всей души поздравляем наших первоклассников: теперь вы стали настоящими музыкантами!
Использованная литература:
Сайт Ассоль
Сайт Инфо-урок
Nsporol.ru
Преподаватель ГБУ ДО ДШИ им. В. В. Толкуновой г. Ртищево Саратовской области
“Посвящение в музыканты” сценарий праздника-концерта для первоклассников ДШИ.
Сл. 2
Сл. 3
Сл. 4
Сл. 5
Сл. 6
Сл. 7
Сл.8,9
Сл. 10
Сл. 11
Сл. 12
Сл. 13
Сл. 14
Сл. 15
Сл. 16
Сл. 17
Сл. 18
Сл. 19-38
Сл. 39
Сл. 40
Сл. 41
Сл. 42
Сл. 43
А начнем мы его со сказки.
Для детей и взрослых,
Для высоких и рослых,
Для старых и молодых,
Для полных и худых
Мы вам расскажем, как сумеем, покажем,
А вы смотрите, смекайте, на ус мотайте.
Итак, всем, без различия зарплаты и звания,
Предлагаем сказку для всеобщего внимания!
Звучит русская народная мелодия
Выходят 3 девочки
Ведущая: Три девицы под окошком размечталися немножко.
1 девица: Кабы я была царицей
Ведущая: Молвит первая девица
1 девица: Села б я за фортепьяно,
Записалась бы в сопрано,
Пела песни и романс,
Даже разучила джаз!
2 девица: Кабы я царицей стала-
Ведущая: Молвит девица вторая
2 девица: Я для батюшки-царя
Танцевала бы с утра
Польки, вальсы; пируэты
Все освоила б в балете!
Ведущая: Молвит девица другая:
3 девица: У меня мечта такая:
Баян, гитара и кларнет –
Лучшего занятья нет!
Играла я бы до утра,
Удивляла бы царя.
Ведущая: Тут в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
входит Царь
Царь: Ах вы, глупые девицы!
Надо ведь всему учиться.
Чтоб талантам развиваться,
Надо много заниматься,
Посещать школу необычную,
К разным искусствам привычную.
Школа такая в моем государстве есть.
Больше таких вы не встретите мест.
Школой искусств ее все называют,
Отправляю сей же час
Вас, девицы, в первый класс!
Дорогие ребята! А вам хочется пожелать доброго пути в мире музыки, а чтоб вы успешно преодолевали все трудности, помните этот наказ:
Будь послушным – это раз
1я Д.: Попусту не трать слова – это два.
2я Д.: С лучших лишь бери пример – это три.
3я Д.: А четыре – знай всегда: жизнь не радость, без труда.
1я Д.: Старших надо уважать – это пять.
2я Д.: Если порученье есть – принимай его за честь – это шесть.
3я Д.: Будь внимательным ко всем – это семь.
ЦАРЬ: У меня в руках СВИТОК здесь записаны ваши имена.
Царь зачитывает имена первоклассников под музыку.
Через годы состоится
Ваш экзамен выпускной,
Вот тогда при всех откроем
Этот список потайной.
Постарайтесь в нем остаться,
А не выбыть с полпути,
И в таком же вот составе
Всем до выпуска дойти!
Персонажи уходят
Ведущий: Ребята, вам предстоит пройти ряд испытаний и показать, насколько вы готовы к тому, чтобы носить звание Юный музыкант.
Для начала отгадайте загадку.
Как по нотам нам узнать, где на клавишах играть?
На второй линейке стана завитой красивый знак.
Он помощник наш отличный, а зовется – ключ…(скрипичный).
Правильно! Именно скрипичный ключ поможет нам попасть в волшебный мир музыки. Но для этого, нам нужно собрать ноты и правильно разместить их на нотном стане.
Ну что вы готовы к испытаниям?
Ответы детей.
Тогда скажите, вы любите музыку?
Ответы детей.
А стихи о музыке знаете?
Первоклассники читают стихи о музыке.
- Посмотрите-ка, скорее,
Сколько к нам пришло гостей,
Чтобы с праздником поздравить
Нас, талантливых детей! - Осторожно мы вступаем
В этот музыкальный дом,
А со временем привыкнем,
Будет нам уютно в нем. - Школа наша непростая,
Музыкальная такая.
В ней играют и поют,
Дружно с музыкой живут. - Ведь не просто научиться
Песни петь или играть,
Нужно очень потрудиться,
Чтобы музыкантом стать. - Будем мы всегда стараться
Лишь пятерки получать.
Педагогам обещаем
Только радость доставлять. - Нам почудится веселье
В пении пташек поутру
И рассказ печальный в звоне
Слез-дождинок по стеклу. - Скоро сможем мы и сами
Эти звуки подхватить
И на клавишах и струнах
Целый мир изобразить. - На сольфеджио научат
Скоро нас писать диктант.
В хоре петь мы будем дружно,
Развивая свой талант. - И пусть не будет рядом мамы —
Играть усердно будем гаммы.
И где бы ни пришлось нам жить —
Все: Клянемся музыку любить!
Ведущий: Молодцы! Вот вам ваша первая нотка До!
И послушайте, какой музыкальный подарок подготовили наши дети специально для вас.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Ведущий: А я уверенна, что вы уже знаете все ноты. Знаете? Ну-ка нотки как в рекламе, быстро, дружно встали в ряд. Вот смотрите, получился музыкальный звукоряд!
выходят ученики-нотки
Дети: Мы ноты, ноты, ноты, мы с песнями всегда, и мы не унываем нигде и никогда.
- Я – ДО. Я – нота добрая, желаю всем добра! «ДО»:
У нотки «ДО» забот полно
Ей дело важное дано.
Она основа звукоряда,
Ей быть всегда на месте надо.
- Я – РЕ. Гуляю во дворе, всегда уверенна в себе!
«РЕ» радость всем вокруг несёт
И для подруг ромашки рвёт.
Как ручеёк звенит она,
И всем издалека слышна.
- я – МИ. Я – мисс очаровашка! Милашка я, друзья, милашка!
«МИ» обожает мир, покой,
Волшебный месяц золотой.
О красоте она мечтает
И ей напевы посвящает.
- Я – ФА. Дружу я с нотой «соль», рощу горох, бобы, фасоль.
«ФА» – фантазёрка и поэт,
Есть у неё велосипед
Крылатый, с ярким фонарём,
По небу мчится «Фа» на нём.
- У СОЛЬ особенная роль. Я ключ скрипичный открываю, на строчках ноты расставляю.
«СОЛЬ» любит солнца яркий свет,
Светлей и чище – нотки нет.
В саду она фасоль растит,
Вас непременно угостит.
- Я – нота ЛЯ, я нота ЛЯ, меня запела вся земля!
Дом нотки «ЛЯ» из лепестков,
Она большой знаток цветов
Лесных, садовых, луговых,
Сама похожа «Ля» на них.
- СИ поем мы для того, чтоб вновь вернуться к ноте до!
Нота «СИ» у нас скромна,
Последняя в ряду она,
«Си» обожает сны и сказки
И голубые деток глазки.
Ведущий: Я очень рада, что вы хорошо знаете все ноты. Отныне и навсегда они ваши верные друзья и помощники!
Вот и вторая нотка РЕ
При солнце звучат и звучат при луне
Знакомые песни в чудесной стране.
Семь ноток волшебные песни творят
И вечно готовы служить для ребят.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Ведущий: Мы с радостью готовы в музыканты вас принять,
Но попробуйте сначала вы загадки отгадать!
Прочитайте сказку, называя ноты вместо пропущенных слогов.
А вот и нотка МИ.
Рождается мелодия касаньем легких рук,
Гармония семи небес подарит нежный звук.
Он потечет в семи морях, откроет семь чудес,
И радугой семи цветов коснется вновь небес.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Ведущий: И снова задание для наших первоклассников. Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете музыкальные инструменты.
Загадки:
- В мире звуков он – король. «Фа диез» и «Си бемоль»
Очень дружно в нем живут. Стоя рядом с ним – поют,
Сидя рядом с ним – играют, клавиши перебирают,
Нажимают на педаль. Этот инструмент – ( РОЯЛЬ)
- В руки ты его берёшь, то растянешь, то сожмёшь,
Если это повторять, начинает он играть.
Сбоку клавиши ряды, чтобы петь на все лады.
Не рояль и не тромбон. Это что? (Аккордеон)
- Треугольник, три струны – звуки звонкие важны.
Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею!
Но я тружусь, я не лентяйка. Я озорная… (Балалайка)
- У него рубашка в складку, любит он плясать вприсядку.
Он и пляшет, и поёт – если в руки попадёт.
Много пуговиц на нём с перламутровым огнём.
Весельчак, а не буян. Голосистый мой … (Баян)
- Мой голос бархатистый вам знаком –
Но я звучней, красивей и моложе.
Я не лежу, как скрипка, на плече,
Играю стоя, а не лежа. (Виолончель)
- Шестиструнку-чужестранку,
Романтичную испанку,
Этот звонкий инструмент
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист. (Гитара шестиструнная.) - Собой хвалиться я не смею,
Всего лишь три струны имею.
Я не играю томно, я озорная … (домра.)
Четвертая нотка ФА появилась.
Загадки то про музыкальные инструменты вы отгадали, а вот сумеете ли отгадать, какой музыкальный инструмент звучит.
Дети отгадывают по звучанию инструменты.
И еще одна нотка появилась, пятая.
Музыка – волшебная страна,
Сколько счастья дарит нам она.
Полон музыки весь свет,
В этом тайны вовсе нет.
МУЗ. НОМЕР
Следующий конкурс – «Аукцион «музыкальных» слов».
Вам нужно придумать как можно больше слов, содержащих в своём составе названия нот.
До – дом, дорога, долото…
Ре – река, рекомендация, республика…и т.д.
Тот, кто последний назовет слово, получает приз.
За отлично выполненное задание вы получаете шестую ноту.
Музыка повсюду и везде
В пляске водопада и в реке,
В птичьих голосах в лесной тиши
Музыка моя звучи, звучи!
МУЗ. НОМЕР
Есть такое особое средство, которое помогает нам в жизни. Оно и в трудную минуту, и в минуты радости всегда с нами – я говорю о песне. И раз вы сегодня посвящаетесь не просто в музыканты, а в музыканты-хоровики, то следующее задание надо решить вокальным способом. А именно спеть песню «В траве сидел кузнечик» разными голосами. А какими именно узнаете по картинкам.
Дети поют
Появляется последняя седьмая нотка.
Молодцы! Вот и все семь нот собрались на нотном стане.
А теперь настало время проверить, чему вы научились, наши юные музыканты.
Все мы разные, но вместе
Очень петь мы любим песни.
У кого-то голос тонкий,
У кого-то голос звонкий
У кого-то низкий бас
Ну, а музыка всех нас
Подружила, увлекла,
В школьном хоре собрала.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР
Ведущий: Посмотрите, эти дети
С нотной грамотой дружны,
Нашей школе музыкальной
Вот такие и нужны!
И поэтому сегодня
В первый раз и навсегда
Первоклассников с почетом
В музыканты примем?
Зрители: Да!
Ведущий: Вот и настал самый торжественный момент нашего праздника. Сейчас я порошу встать всех первоклассников.
Для того чтобы нести звание «Первоклассник детской музыкальной школы» вы должны произнести клятву.
Ведущий читает клятву, дети говорят «Клянемся»:
КЛЯТВА ПЕРВОКЛАССНИКОВ:
Вступая в ряды учащихся филиала школы искусств, торжественно клянёмся:
С гордостью носить звание Ученик Детской школы искусств, клянёмся! (КЛЯНЁМСЯ!)
Никогда не успокаиваться на достигнутом! Клянёмся!
(КЛЯНЁМСЯ!)
Навсегда расстаться с ленью, равнодушием и невежеством! Клянёмся! (КЛЯНЁМСЯ!)
Считать своими друзьями трудолюбие, целеустремлённость, любознательность, доброту и отзывчивость! Клянёмся!
(КЛЯНЁМСЯ!)
Достойно пронести через всю жизнь волшебный Свет Искусства! Клянёмся! (КЛЯНЁМСЯ!)
Ведущий: Итак, наступил самый торжественный момент нашего праздника, мы думаем, каждый из вас заслуживает звания «Юный музыкант». Объявляем вас юными музыкантами и вручаем памятные подарки.
Музыка. Вручение медалек и дипломов
Ведущий: Мы поздравляем всех вас с почетным званием первоклассника!
Пусть гармония всегда царит в вашей жизни и только радостная музыка звучит в ваших сердцах. Успехов вам, Юные музыканты!
Презентация к празднику в приложении
За 10 минут до начала праздника на экран
проецируется 1 слайд презентации, звучит музыка;
гости, преподаватели, родители, учащиеся
усаживаются в концертном зале.
Ведущая: Дорогие наши первоклассники!
Уважаемые родители! Добрый вечер! Сегодня мы
принимаем Вас, наших первоклассников, в семью
юных музыкантов — пианистов, скрипачей,
виолончелистов, духовиков. Учащиеся именно этих
отделов пришли на наш праздник. Наша музыкальная
школа — одна из старейших музыкальных школ
области, ей уже исполнилось сорок лет. В ней
работают творческие и опытные преподаватели и
учатся трудолюбивые и талантливые ученики. На
всех отделах есть такие ученики, которые хорошо
овладели своим музыкальным инструментом и могут
выступить на концертах и различных конкурсах —
школьных, муниципальных, областных,
международных конкурсах. Немало учеников стало
лауреатами и дипломатами этих конкурсов, т.е.
заняли призовые места. Некоторые выпускники
продолжили свое музыкальное образование и стали
преподавателями музыки, артистами оркестров; они
работают в различных учреждениях культуры нашей
большой страны. В нашей школе и в нашем городе
работают преподавателями музыки многие наши
бывшие выпускники. Мы гордимся нашими учениками
и надеемся, что и в вашей жизни музыка займет
важное место. Сейчас я приглашаю на сцену
преподавателя фортепианного отдела, нашего
бывшего ученика. В его исполнении прозвучит
«Прелюдия» Великого русского композитора
Сергея Васильевича Рахманинова.
(Во время рассказа ведущей на экран
проецируются через модемное устройство
фотографии пианистов, композиторов и далее по
тексту)
Фортепиано было любимым инструментом многих
известных музыкантов. Благодаря творчеству
И.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена, Р.Шумана,
Ф.Шопена, русских композиторов П.Чайковского,
А.Скрябина, С.Рахманинова оно стало самым
популярным инструментом. На нем играли:
замечательные русские пианисты, известные всему
миру — Святослав Рихтер, Сергей Рахманинов,
Владимир Горовиц, Эмиль Гилельс и др. Самые
наблюдательные из вас, наверное, слышали записи
нашего современника, известного виртуоза
фортепиано, Дениса Мацуева.
В прошлом году отмечалось 300 лет со дня
появления фортепиано. Его имя произошло от 2-х
итальянских слов — форте и пиано. В переводе на
русский язык значит: «громко — тихо» —
фортепиано. Но также у фортепиано есть два других
имени. Концертный инструмент — рояль, значит
«Королевский». В концертных залах без рояля не
обойтись. Открываем крышку — и в отдаленном
месте слышен каждый его звук; но такой громоздкий
инструмент не поместится в комнате или классе,
там его заменит пианино — с такой же клавиатурой,
но поменьше размером. Если мы поинтересуемся
родословной фортепиано, то узнаем, что на нем
скрестилось три рода музыкальных инструментов:
род струнных, род ударных и род клавишных. От
благородного клавесина, (который царил в то
время, когда мужчины носили напудренные парики, а
дамы — кринолиновые платья с железными обручами
на корсетах) фортепиано унаследовало свою
внешность и клавишный механизм, правда сердце
клавесина билось более сдержанно и бесстрастно
— от щипка струн перышками.
Первые клавишные инструменты (клавикорд,
клавесин, спинет) имели слабый, тихий звук, но
были достаточно популярными инструментами для
домашнего музицирования. Они, как правило, были
богато декорированы и потому являлись таким же
украшением дома, как и красивая мебель. А какие
имена им давали в разных странах! То английской
шахматной доской называли, наверное, потому что
спинет имел вид настольного ящика, шкатулки.
Клавесин имел клички крыло и жираф — (современный
рояль ведь тоже напоминает крыло огромной птицы).
От древних струнных музыкальных инструментов
(а в каждой стране у них были разные названия:
цимбалы, кантеле, гусли звончатые) — фортепиано
унаследовало струны, от ударных инструментов —
молоточки. В России до сих пор сохранились как
народный инструмент гусли звончатые. Когда люди
научились тянуть стальную проволоку — они
натянули ее с гигантской силой на чугунную раму.
Обвили в несколько слоев струны и получился
полный, глубокий звук. Так и вошли в нашу жизнь
пианино и рояль. В 1709 году итальянец Бартоломео
Кристофори, занимавшийся музыкальными
инструментами семейства Медичи, изобрел первое
фортепиано. В переводе на русский язык его
изобретение называлось: «клавишный
инструмент, играющий нежно и громко». Это
название затем было сокращено и инструмент стал
называться «фортепиано». Устройство фортепиано
Кристофори было очень простым. Оно состояло из
клавиши, войлочного молоточка и специального
возвращателя.
Не менее популярны и струнные инструменты.
На Руси, по свидетельству древнейших
памятников, смычковые инструменты были известны
очень давно, но ни один из них не развился
настолько, чтобы впоследствии стать
инструментом симфонического оркестра. Наиболее
старым древне-русским смычковым инструментом
является гудок. В своем наиболее чистом виде он
располагал овальным, несколько грушевидным
деревянным кузовом, с натянутыми поверх его
тремя струнами. Играли на гудке дугообразным
смычком, ничего общего с современным не имевшим.
Время, когда зародился гудок, в точности не
известно, но существует предположение, что во
времена Ивана Грозного существовали
«скоморошьи оркестры».
В других странах средневековые музыканты —
менестрели играли на грушевидных ребеках и
фиделях, водя смычком по струнам, а короли
держали целые оркестры из этих инструментов, они
аккомпанировали танцам и обеспечивали
музыкальное сопровождение во время поездок
королей. Родоначальницей искусства изготовления
струнных была Италия. На протяжении 200 лет
семейства Амати, Гварнери, Страдивари выпиливали
по дереву, склеивали и придавали лоск этому чуду
музыкального ремесла. Они изготавливали скрипки,
виолончели, виолы и гитары. В переводе с
итальянского — виола — анютины глазки (фиалки).
Выходит, виолончель — это большая фиалка. В
семействе струнных виолончель уступает место по
величине только контрабасу. Всему миру известно
имя виолончелиста — русского музыканта Мстислава
Ростроповича. Сейчас я приглашаю на сцену
ученицу с виолончелью, с инструментом, который
имеет происхождение от такого красивого
названия и не менее приятный, красивый звук. Л.
Ван Бетховен «Экосез» исп. ученица на
виолончели
Кто знает, когда и зачем дунул первобытный
человек в кусок бамбука, камышовую тростинку, в
веточку бузины без сердцевины? Но именно трубка
стала тогда музыкальным инструментом, когда по
длине её корпуса были проделаны дырочки: так
появились первые дудочки и свирели, способные
петь красивые мелодии. Немало выдумки
потребовалось европейским мастерам, чтобы ради
красивого голоса усовершенствовать первые
духовые инструменты. Так появились: флейта,
кларнет, гобой, фагот, саксофон.
Всюду, где живет, трудится и отдыхает человек —
звучит музыка. Древние музыканты сложили миф о
певце Орфее. Песня Орфея делала чудеса. Когда он
играл на кифаре и пел под мелодичный звон ее
струн, ветер переставал колыхать листву, далекие
скалы двигались навстречу песне, море замирало,
дикие звери выбирались из своих логовищ и
смиренно шли за удивительным певцом,
завороженные его музыкой. Вот так в далекой
древности люди почувствовали силу его музыки.
Музыка может выражать самые высокие чувства и
самые тонкие переживания человека, может
рисовать своими звуками то, что нельзя высказать
словами.
На сцену выходят 4 первоклассника и читают
стихи:
Музыка — лукавая работа:
Чтобы людям сердце волновать,
Мало пьесу выучить по нотам —
Надо научиться колдовать.Надо понимать язык снежинок,
записать, о чем поет капель,
или вдруг на крыльях журавлиных
полететь за тридевять земель.Надо превращаться в медвежонка,
на сосну, карабкаться, ворча,
или трепетать травинкой тонкой
у лесного, чистого ручья.Тот, кто это знает и умеет,
тот приносит счастье в каждый дом!
Постарайся сделаться скорее
добрым музыкантом — колдуном!
Ведущий: С помощью музыкальных звуков
можно нарисовать различные музыкальные
картинки, представить веселые и грустные
музыкальные истории и пережить глубокие
человеческие чувства. Она может рисовать
звуковыми красками картины природы, создавать
портреты, раскрывать характер людей и
рассказывать целые истории, а также приглашать к
танцу. Ребята, сейчас для вас прозвучит в
исполнении ученика еще одна танцевальная пьеса,
а вы внимательно послушайте, может быть вы
угадаете, что это за танец.
«Вальс» В. Моцарта исп. ученик на скрипке
Ведущий: Ну как, ребята, вы догадались,
что за танец прозвучал? Да, конечно же, это
«Вальс». Молодцы, вы узнали его 3-х дольный
размер. Есть много танцевальных пьес, может быть,
вы скажете их названия? Да, правильно: полька,
мазурка, кадриль, краковяк; старинные танцы
менуэт, контрданс, экосез. А сейчас в исполнении
бывших выпускниц школы, а ныне преподавателей
фортепианного отдела прозвучит пьеса
композитора Ю.Маевского «В первый раз в первый
класс».
Во время звучания 3-й части пьесы на сцену
выходит, танцуя, господин Мажор. С ним рядом идет
господин Минор, показывая свой недовольный и
грустный вид, неся за плечами мешок с
музыкальными инструментами. После окончания
пьесы включается музыка («Полька»), танцуют 2
пары учеников первого класса.
Минор усаживается на коврик, выходят девочки —
первоклассницы и веерами- опахалами обмахивают
его. Выбегают по очереди первоклассники и, беря
со столика лимонад, конфеты, книги, игрушки,
предлагают ему.
Ведущий: Ребята! Пока звучала музыка и
так красиво танцевали ребята, к нам прибыли
необычные гости. Вы догадались, кто они такие и
почему прибыли на наш праздник? Посмотрите на их
маски и сразу узнаете их имена. Да, ребята. Вы
правы. Это Мажор и Минор. Два музыкальных лада,
которые отвечают за взаимоотношения звуков. А
прибыли они к нам для того, чтобы проверить, как
вы научились ладить друг с другом, как проучились
первую четверть в музыкальной школе, какие
знания усвоили; чтобы передать от Феи Музыки
привет.
Мажор: Девчонки и мальчишки, дорогие
ребятишки! Кто из Вас, хочу я знать, любит петь и
танцевать?
Минор: Давайте-ка и мы встряхнемся!
Вставайте, разомнемся!
Звучит танец, за роялем преподаватель. Все
ребята встают в круг вместе с Мажором и Минором,
преподавателями и танцуют.
Минор: Ребята! Вы уже научились играть
на музыкальных инструментах?
А мы сейчас проверим, какие музыкальные
инструменты вы знаете.
Мажор и Минор по очереди загадывают ребятам
загадки:
- Чтобы струны спеть смогли, скорей к плечу ее
прижми (скрипка). - Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду сидит ворон на дубу, сидит
ворон на дубу, он играет (во трубу). Ой, звенит, она,
звенит, всех игрою веселит, а всего-то три струны
для веселья ей нужны (балалайка). - Стоит на длинной ножке в деревянной одежке. К
плечу её прижимают — обнимая, смычком играют
(виолончель). - Тронешь пальцем — звук родится и звенит — как
будто птица. Есть педали: от одной звук
становится глухой, от другой звучит он длинно.
Что же это? (пианино). - У него рубашка в складку, любит танцевать в
присядку. Он и пляшет и поет, если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем с перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян голосистый мой (баян). - Я музыкальный инструмент, но обо мне заходит
речь в домах, где холодно зимой, и там, где люди
топят печь (труба). - Он стоит на трех ногах, сам черный, в черных
сапогах, зубы белые, педаль, голосистый мой
(рояль).
Минор: Молодцы, ребята. Много
музыкальных инструментов знаете. Сейчас
прозвучит мелодия зажигательного бразильского
танца, а исполнит её на саксофоне ученик 4 класса.
Э. Абрэу «Тико — тико»
Ведущий: А кто из вас, ребята, напомнит
мне, как называется коллектив музыкантов? Да,
если музыканты играют вместе, это значит
выступает ансамбль. Сейчас я приглашаю на сцену
ансамбль «Дивертисмент». Это квартет
преподавателей нашей школы, небольшой
музыкальный коллектив. Они исполнят
«Контрданс» композитора Г.Перселла
Мажор: Какой интересный коллектив у
нас в школе есть! А вы знаете, как называется
очень большой коллектив музыкантов, когда они
играют на различных музыкальных инструментах
все вместе? Правильно, оркестр.
Минор: мы вам принесли совсем необычные
инструменты и попросим вас на них сыграть, вот
будет интересно, будет настоящий
оркестр.(Достают и раздают из мешка детские
игрушечные и шумовые музыкальные инструменты).
Ведущий: Ребята, вы не пугайтесь!
Конечно, таких инструментов вы еще не видели,
играть на них не учились, но мы попробуем сейчас
это сделать вместе с преподавателями нашего
ансамбля «Дивертисмент». Они исполнят музыку,
под которую удобно ходить стройным шагом, а
называется она:? Правильно, «Марш».
Преподаватели сыграют нам вступление, а вы
вместе со мной, по моей команде, попробуете
проиграть шаги марша — раз-два, раз-два. У нас
получится настоящий оркестр. Приготовились?
Все участники праздника «играют» на шумовых
музыкальных инструментах в такт музыке.
Мажор: Ай, да молодцы ребята! Как все
ладно у нас получилось!
Фея музыки прислала нам поздравление на
праздник.
Открывает лист со стихами и читает:
Дорогой мой первоклассник! У тебя сегодня
праздник. Вечер очень интересный.
Много музыки и песен вам дарила нынче вся школы
дружная семья.
Вот и я, друзья мои, посылаю из дали поздравления
свои!
Но прошу сначала вас загадки отгадать для нас.
Мажор и Минор по очереди задают загадки:
На листочке, на страничке — то ли точки, то ли
птички,
Все сидят на лесенке и щебечут песенки:(нотки)
Если музыку писать, надо ноты лучше знать, а для
этого сгодится очень нотная (тетрадь)
- Нотный стан тут на замке. Ключ у ноты «соль» в
руке.
У замков ключи различны, у нее же
ключ:..(скрипичный) - Семь ребят на лесенке заиграли песенки:.(до ре
ми фа соль ля си) - От ноты «фа» стою я справа;
Ну а на кухне — Главная приправа (соль). - Понижаю ноту я. Как зовут меня, друзья? (бемоль)
- В такте есть какой значок — если целый такт
молчок? (пауза) - Я в любой октаве первая встречаюсь,
Поскорее вспомни, как я называюсь?( до). - Сообщить вам очень рад про свою работу:
На полтона я, друзья, повышаю ноту (диез) - Ой, дуга какая тут! Как скажи, тебя зовут? — В
пьесах роль моя важна, нотам очень я нужна. Для
того, чтоб их учить плавной поступью ходить. Ну, а
поступь та, ребята, называется :(легато) - Чтоб не спутать польку с маршем или с вальсом,
например, обязательно на страже здесь всегда
стоит (размер) - Хлопочет весь день, суетится веселая птица
:(синица) - Мы расположены по гамме: как нас зовут узнайте
сами —
В названье каждом здесь живет одна из нот:
Две ноты завершило «но», игра зовётся…(домино). - Болотную воду, глотая по капле, стоит в
тростнике длинноногая цап:.(ля).
Мажор:
Вот какие здесь таланты — эти чудо музыканты.
Все загадки разгадали и отгадки нам сказали.
Скоро будут без изъяна петь и скрипки и рояли!
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня у вас
первый школьный праздник — «Посвящение в
музыканты». Месяц назад вы пришли в нашу школу,
не зная ее правил и законов. А теперь вы узнали
школьные порядки, окунулись в море музыки,
испытали первые трудности и не струсили, не
запросились домой. Вас можно назвать настоящими
учениками. Давайте все вместе дадим обещание с
любовь относиться к нашей музыкальной школе:
Будем музыку любить, Будем ей всегда служить,
Званьем гордым и высоким — музыканта — дорожить.
В исполнении хора первоклассников звучит гимн
школы ( музыка и слова преподавателя нашей школы),
разученный на уроках хора.
После исполнения песни ученики принимают в
подарок буклеты с гимном школы, конфеты и подарки
от родителей.
Ведущий: Ребята, до свидания! Пусть
всегда музыка дарит вам радость, надежды, мечты,
приносит хорошее настроение. Успехов вам в учебе!
Методическое обеспечение.
- DVD проигрыватель; экран; презентация в формате
РРТ (фото инструментов, композиторов,
исполнителей, музыкальных подсказок); - набор шумовых музыкальных инструментов (бубны,
трещотки, свистульки, барабаны, пластиковые
бутылки, наполненные горохом и т.д.); - костюмы для ведущих (маски, украшения).
Использованная литература.
- М.И.Глинка Танцы из оперы «Иван Сусанин»
- М. Зильберквит «Рождение фортепиано» М., 1973г.
- Е. Полякова «Музыкальные загадки» СПб, 2004г.