Повелитель мух сценарий спектакля

Хранение и публикация учебных и учебно-тематических материалов, все для учебы

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Повелитель
мух

Время действия не определено. В
результате произошедшего где-то ядерного
взрыва группа подростков, которых везли
в эвакуацию, оказывается на необитаемом
острове. Первыми на берегу моря
встречаются Ральф и толстый мальчик
в очках по прозвищу Хрюша. Найдя
на дне моря большую раковину, они
используют её как рог и созывают всех
ребят. Сбегаются мальчишки от трех
лет до четырнадцати; последними
строем приходят певчие церковного хора
во главе с Джеком Меридью. Ральф
предлагает выбрать «главного». Кроме
него, на главенство претендует Джек,
но голосование заканчивается в пользу
Ральфа, который предлагает Джеку
возглавить хористов, сделав их охотниками.

Небольшой отряд в составе Ральфа,
Джека и Саймона, хрупкого, склонного
к обморокам хориста, идет в разведку,
чтобы определить, действительно ли они
попали на остров. Хрюшу, несмотря
на его просьбы, с собой не берут.

Поднимаясь в гору, мальчики испытывают
чувство единения и восторга. На обратном
пути они замечают запутавшегося в лианах
поросенка. Джек уже заносит нож, но что-то
останавливает его: он еще не готов
к убийству. Пока он медлит, свинье
удается бежать, и мальчик испытывает
стыд за свою нерешительность, давая
себе клятву в следующий раз нанести
смертельный удар.

Мальчики возвращаются в лагерь. Ральф
собирает собрание и объясняет, что
теперь им все придется решать самим.
Он предлагает установить правила,
в частности, не говорить всем
сразу, а давать высказаться тому, кто
держит рог, — так они называют морскую
раковину. Детей пока не пугает, что
их, возможно, не скоро спасут, и они
предвкушают веселую жизнь на острове.

Вдруг малыши выталкивают вперед щуплого
мальчика лет шести с родимым пятном
на пол-лица. Оказывается, тот ночью
видел зверя — змея, который утром
превратился в лиану. Дети высказывают
предположение, что это был сон, кошмар,
но мальчик твердо стоит на своем.
Джек обещает обыскать остров и проверить,
есть ли тут змеи; Ральф с досадой
говорит, что никакого зверя нет.

Ральф убеждает ребят, что их, конечно,
спасут, но для этого нужно развести
на вершине горы большой костер
и поддерживать его, чтобы их могли
увидеть с корабля.

Совместными усилиями они складывают
костер и поджигают его с помощью
Хрюшиных очков. Поддержание огня берет
на себя Джек со своими охотниками.

Вскоре выясняется, что никто не хочет
серьезно работать: строить шалаши
продолжают лишь Саймон и Ральф;
охотники, увлекшись охотой, совершенно
забыли про костер. Из-за того, что костер
погас, ребят не заметили с проплывавшего
мимо корабля. Это становится поводом
для первой серьезной ссоры между Ральфом
и Джеком. Джек, как раз в этот момент
убивший первую свинью, обижается, что
его подвиг не оценили, хотя сознает
справедливость упреков Ральфа.
От бессильной злобы он разбивает
Хрюше очки, дразнит его. Ральфу с трудом
удается восстановить порядок и утвердить
свое главенство.

Для поддержания порядка Ральф собирает
очередное собрание, теперь уже понимая,
как важно уметь грамотно и последовательно
излагать свои мысли. Он вновь напоминает
о необходимости соблюдать установленные
ими же самими правила. Но главное
для Ральфа — изжить закравшийся
в души малышей страх. Взявший слово
Джек неожиданно произносит запретное
слово «зверь». И напрасно Хрюша
убеждает всех, что нет ни зверя,
ни страха, «если только друг дружку
не пугать», — малыши не хотят
этому верить. Маленький Персиваль Уимз
Медисон вносит дополнительную сумятицу,
утверждая, что «зверь выходит из моря».
И лишь Саймону открывается истина.
«Может, это мы сами…» — говорит
он.

На этом собрании Джек, чувствуя свою
силу, отказывается подчиняться правилам
и обещает выследить зверя. Мальчики
делятся на два лагеря — тех, кто
олицетворяет разум, закон и порядок
(Хрюша, Ральф, Саймон), и тех, кто
представляет слепую силу разрушения
(Джек, Роджер и другие охотники).

Той же ночью дежурившие на горе
у костра близнецы Эрик и Сэм
прибегают в лагерь с известием,
что видели зверя. Весь день мальчики
обшаривают остров, и лишь вечером
Ральф, Джек и Роджер отправляются
на гору. Там в неверном свете луны
они принимают за зверя повисший
на стропах труп парашютиста со сбитого
самолета и в страхе бросаются
бежать.

На новом собрании Джек открыто упрекает
Ральфа в трусости, предлагая себя
в качестве вождя. Не получив
поддержки, он уходит в лес.

Постепенно Хрюша и Ральф начинают
замечать, что в лагере остается все
меньше ребят, и понимают, что те ушли
к Джеку.

Мечтатель Саймон, облюбовавший в лесу
полянку, где можно побыть одному,
становится свидетелем охоты на свинью. В
качестве жертвы «зверю» охотники
насаживают свиную голову на кол —
это и есть Повелитель мух: ведь голова
сплошь облеплена мухами. Раз увидев,
Саймон уже не может отвести взгляда
от «этих издревле неотвратимо узнающих
глаз», ибо на него смотрит сам дьявол.
«Ты же знал… что я — часть тебя
самого. Неотделимая часть», — говорит
голова, словно намекая, что она и есть
воплощенное зло, порождающее страх.

Чуть позже охотники во главе с Джеком
совершают набег на лагерь, чтобы
добыть огонь. Лица их вымазаны глиной:
под личиной проще творить бесчинства.
Захватив огонь, Джек приглашает всех
присоединиться к его отряду, соблазняя
охотничьей вольницей и едой.

Ральфу и Хрюше страшно хочется есть,
и они с остальными ребятами идут
к Джеку. Джек вновь призывает всех
вступить в его воинство. Ему противостоит
Ральф, который напоминает, что его
избрали главным демократическим путем.
Но своим напоминанием о цивилизованности
Джек противопоставляет первобытный
танец, сопровождаемый призывом: «Зверя
бей! Глотку режь!» Неожиданно на площадке
появляется Саймон, который был на горе
и своими глазами убедился, что никакого
зверя там нет. Он пытается рассказать
о своем открытии, но в темноте
его самого принимают за зверя и убивают
в диком ритуальном танце.

«Племя» Джека располагается в «замке»,
на напоминающей крепость скале, где
с помощью нехитрого рычага на противника
можно сбрасывать камни. Ральф тем
временем из последних сил пытается
поддерживать костер, единственную
их надежду на спасение, но Джек,
как-то ночью прокравшийся в лагерь,
крадет Хрюшины очки, с помощью которых
ребята разводили огонь.

Ральф, Хрюша и близнецы отправляются
к Джеку в надежде вернуть очки,
но Джек встречает их враждебно.
Тщетно Хрюша пытается убедить их, что
«закон и чтоб нас спасли» лучше, чем
«охотиться и погубить все». В
завязавшейся драке близнецов берут
в плен. Ральфа тяжело ранят, а Хрюшу
убивают брошенным из крепости камнем…
Разбит рог, последний оплот демократии.
Торжествует инстинкт убийства, и вот
Джека на посту вождя уже готов сменить
Роджер, олицетворяющий тупую, звериную
жестокость.

Ральфу удается скрыться. Он понимает,
«что раскрашенные дикари ни перед
чем не остановятся». Видя, что часовыми
стали Эрик и Сэм, Ральф пытается
переманить их на свою сторону,
но они слишком напуганы. Они лишь
сообщают ему, что на него готовится
охота. Тогда он просит, чтобы они
увели «охотников» подальше от его
укрытия: он хочет спрятаться неподалеку
от замка.

Однако страх оказывается сильнее понятий
чести, и близнецы выдают его Джеку.
Ральфа выкуривают из леса, не давая
ему спрятаться… Как затравленный зверь
мечется Ральф по острову и вдруг,
выскочив на берег, натыкается
на морского офицера. «Могли бы выглядеть
и попристойнее», — упрекает тот
ребят. Известие о гибели двух мальчиков
поражает его. И представляя, как все
начиналось, он говорит: «Все тогда
чудно выглядело. Просто «Коралловый
остров».

Повелитель мух

О спектакле

Премьера состоялась 22 октября 2005 г.

Что заставляет человека охотиться за зверем, которого он никогда не видел, искать врага, которого не существует, бежать от страхов, которые выдумал сам? Внутреннее Зло, разрушительная и пугающая сущность человека способна превратить добрых ребят в жестоких хищников, детскую игру — в охоту, смех — в жажду власти и крови, райский остров — в ад. Неужели, действительно, «повелитель мух» скрывается в душе каждого из нас?

  • Большая сцена
  • Музей

Продолжительность спектакля 3 часа

с одним антрактом

Жанр:

Притча в двух действиях

Автор пьесы:

Александр Огарев и Игорь Яцко

Создатели спектакля

Музыка:
АБРАСУИЛОВ ТИМУР
СИМКИН ОЛЕГ
Музыкальное оформление:
МЕРКУЛОВ ИГОРЬ
Видео:
ШАПОШНИКОВ АЛЕКСАНДР
Проекция:
КАЛИНИН ГЕОРГИЙ

Действующие лица и исполнители

САЙМОН, ЭРИК
Тарасов Антон
ПЕРСИВАЛЬ
Рукавишников Костя
МАЛЬЧИК
Гаврилюк Петр
Подобед Артемий
Рукавишников Костя

                     Музыка
к спектаклю  «Повелитель  мух» 

Роман  англичанина
Уильяма Голдинга вышел в свет в 1954 году.В основе сюжета — рассказ о том, как
несколько десятков мальчишек примерно 5-15 лет в результате авиакатастрофы
оказались на необитаемом острове. Сначала для них это все было увлекательной
игрой. Но совсем скоро игра становится буквально борьбой за выживание.

Автором текстов для
зонгов к спектаклю « Повелитель мух» является малоизвестный литератор Портнов
Александр Сергеевич. Музыкальная редакция треков принадлежит Водопьяновой
Татьяне Михайловне (Липецк, театральная студия «Слово»).

 Действие первое

  
  (Звучит весёлый фокстрот «Переход через реку Твай» как символ
старой доброй Англии. Фокстрот сменяется музыкой «катастрофы». На
сцене Ральф, типичный английский мальчик — форма привилегированной школы,
шорты, гольфы.)

1.      Фокстрот

2.      2. Звук катастрофы

  
Ральф. Я слышал скрежет металла. Я видел горящее крыло самолета. А потом —
сильный удар…

  
Ральф. И правда похоже на рыцарский рог. Как твой приятель в него дул?

   Вот
так. (дует в рог. Рог издаёт непристойные звуки. Оба покатываются от смеха. Ральф
ещё раз дует. Неудержимо хохочут.)

  
Хрюша.(прикладывая ладонь к животу) Он вот отсюда дул.

  
(Ральф выдыхает всей грудью. Разносится чистый серебряный звук.)

   3.Зонг
«Рог зовет»

Проигрыш 4такта,

затем вступление
барабаны 2 такта

   1.Вставайте
же, вставайте  же, вставайте!

 Волшебный Рог, вы
слышите, зовет, зовет?

  
Шеренги  вы смыкайте. Шеренги  вы смыкайте,

  И курс
наш на восход!

  2. В
колонну по четыре вы постройтесь:

   В
суровый собираемся поход.

   Не
думай и не бойся! Не думай и не бойся!

        Ведь
курс наш на восход!

3.(проигрыш—————————————————)

Перестроения,
как рота почетного караула

  Не
думай и не бойся! Не думай и не бойся!

        Ведь
курс наш на восход!

Ведь курс наш – на
— во -сход!

 (4 такта
проигрыш, колонны уходят)

   4.Назад
глядеть не думайте, не смейте,

  Судьба
ведет героев лишь вперед, вперед!

   А встретим
врага, так сразимся! А встретим врага, так сразимся!

   Ведь курс наш на
восход!

4.Выбегают дети

   (на
звук рога начинают выходить дети. Первыми выбегают  Малыши, подтягивая
штанишки)

  
(строем по двое выходят мальчики в длинных чёрных плащах и в чёрных шапочках.
Их ведёт тощий длинный мальчик с надменным лицом — Джек. Поют.)

5.Зонг
«Солдаты господни» (минус «Христианские»)

   Мы
славим создателя волю,

   Куда
нас судьба не закинет,

   Без
гнева, без страха, без боли,

   На
море и в знойной пустыне.

   А
если даны вам таланты,

   В наш
хор поступить поспешите.

  
Постройтесь альты и дисканты,

   Друг
другу в затылок дышите!

   И
чтоб не случилось на свете,

   Свой
долг мы умрем, но исполним.

   Мы
больше не дети, не дети,

   С
рождения — солдаты господни!

6.Музыка «Человек
с трубой»

   Джек.
Где человек с трубой?

  
Ральф. Человека с трубой здесь нет. Это всего лишь я.

   Джек.
Значит, и корабля нет? Значит, и взрослых нет?

  
Ральф.(поднимая рог) Вот удивятся взрослые, когда спасут нас!

  7.
Зонг «О законе»8 тактов вступление + подтанцовка

  1.Пускай
торжествует закон —

  Не
будем к нему равнодушны.

   Будь
ты букашка, будь  ты дракон,

   Мы
все верны и все послушны.

Будь ты букашка,
будь  ты дракон,

   Мы
все верны и все послушны.

(Проигрыш 2 раза)

  
Закон! Пусть он суров и твёрд.

  
Подумай, прежде, чем решиться!

   Будь
ты крестьянин, будь ты лорд,

   Но
правосудье свершится!

  2.
Ладья без вёсел и руля

  По
воле Господа дрейфует…

   Пусть
потеряет ось Земля,

   Но
закон торжествует!

 Ладья без вёсел и
руля

По воле Господа дрейфует…

   Пусть
потеряет ось Земля,

   Но
закон торжествует!

  Закон!
Пусть он суров и твёрд.

  
Подумай, прежде, чем решиться!

   Будь
ты крестьянин, будь ты лорд,

   Но
правосудие свершится!

   Будь
ты крестьянин, будь ты лорд,

   Но
правосудье свершится!

  
Действие второе

8. Музыка Горит
костер  

   (на
сцене маленький слабый костёр. У костра сидит Ральф, Хрюша, Эрик и Сэм)

  
(Роберт, чтобы снять напряжение, начинает изображать поросёнка)

  
Роберт. Я маленькая свинка, я так боюсь грозного Джека. Не убивайте меня!

   (
возникает хоровод — ритуальный танец охотников)

9.Танец Охотников

   Джек.
Убей свинью! Перережь ей горло! Выпусти кровь!

   Все.
Убей свинью! Перережь ей горло! Убей свинью! Перережь ей горло!

  10. Зонг
охотников  (Вступление 8 тактов)

   Вы
слышите визг поросёнка?

   Ах,
это забавно, право.

   Мы с
вами, друзья, не девчонки,

   Мы с
вами — мужчины на славу!

   Как
наши далёкие предки

   На
мамонта шли в старину,

   Мы не
слюнявые детки…

  Мы
любим жевать ветчину!

Проигрыш

  
Закройте ладонями уши,

   Коли
её, бей и вяжи.

   А
если дрожишь ты — не слушай.

  
Точите острее ножи!

   (охотники
убегают, на сцене остаются Малыши. Они возятся в песочке и строят Замок)

  
Роджер. Зачем смывать? Без маски я просто Роджер из церковного хора, а в маске
— грозный и могучий Дикарь. Без маски я послушный маменькин сыночек, а в маске
я могу делать всё, что захочу. (Разговаривая с воображаемым Взрослым)

  
«Роджер, как ты мог так поступить?» А я не Роджер, я — Маска!

11.Зонг о масках

  
Научитесь маску носить,

  
Притаившись в засаде сидите,

  
Научитесь шутки сносить

   И
удобного случая ждите.

   Маска
спрячет и стыд, и боль

   И
бронёй вас до пяток укроет.

  
Может, хочешь иную роль?

  
Выбирай себе маску героя!

(проигрыш)

   Маска
станет лицом вторым,

   И
поймёшь ты, скорбя и тоскуя:

   Не
прервать жестокой игры…

   Маску
снимешь — увидишь другую!

  
(Замечает Малышей, со злым озорством разрушает их Замок и убегает.)

  
(Малыши в ужасе замирают и появляется Человек с мегафоном — видение Малышей.
Под какую нибудь английскую детскую песенку, звучащую с патефонной пластинки.

12.Английская
песня

Человек с
мегафоном обращается к Малышам.)

  Дети,
в нашей школе вас никто никогда не обидит. В нашей школе младшие уважают
старших, а старшие всегда готовы защитить своих маленьких друзей. И если, к
моему глубокому сожалению, вы столкнётесь с чем- либо несоответствующим этим
правилам, немедленно сообщите вашему воспитателю!

  
(Человек с мегафоном уходит, звучит зонг о настоящем джентельмене)

  
13.Зонг «О настоящем джентльмене»

  
Говорили нам с детства самого,

  
Повторяли училки навязчиво:

«Тот не обидит
слабого,

  Кто джентльмен
настоящий!»

   Он
старушке в трамвае поможет,

   В бой
помчится в кирасе блестящей

   И за
истину голову сложит,

Лишь джентльмен
настоящий.

(Проигрыш)

  
Затвердили мы с детства самого

  
Надоевший припев патефона…

   Ну, а
Роджер разрушил наш замок!

   Где
же ты, «человек с мегафоном» ?

  
После дружного плача Малыши продолжают игру.

  
Персиваль. Не знаю, но думаю, что бабочек и ящериц он точно не любит.

   Песня
о страхе

  
Хочешь верь ты мне, хочешь — не верь:

  
Где-то в сумерках спрятался зверь.

  
Видишь страшные зубы его?

  
Подойди, посмотри… Никого.

  
Хочешь верь ты мне, хочешь — не верь:

  
Где-то в мире есть чёрная дверь.

   Там
закрыты и мама, и брат,

   И они
не вернуться назад.

   Хочешь
верь ты мне, хочешь — не верь,

  
Только ясно я понял теперь:

   Мы
останемся здесь навсегда,

  
Слышишь, в сумерках бродит беда.

  
Действие третье

  8.Музыка
костра   — продолжение

   На
сцене пусто. Костёр совсем погас. Вбегают Ральф и Хрюша.

  
Ральф. Где эти чёртовы охотники? Они должны были поддерживать огонь, а сами
убежали куда-то.

  
Ральф. Собрание, собрание! Что толку в этих собраниях? Разговоры одни!

  
Хрюша. Всё равно труби в Рог!

15.Музыка
Охотничий Рог

   Ральф
трубит несколько раз. Очень медленно и неохотно появляются мальчики: грязные,
растрёпанные, недовольные. С другой стороны вбегают возбуждённые охотники во
главе с Джеком.

. Пусть костёр
поддерживает твой припадочный Саймон, а мы хотим мяса. Племя, вы хотите мяса?

   Крики
охотников: «Да, мы хотим мяса!»

   Джек.
Вам надоели фрукты?

  Крики всех
мальчиков: «Да, нам надоели фрукты!»

  Джек.
Тогда все, кто хочет мяса, кто не боится крови, за мной.

 С криками:
«Убей свинью, перережь ей горло!» они начинают сцену охоты. Звучит
зонг о первой крови.

   16.
Музыка Барабаны

  
Хрюша. Я всё помню, но есть всё равно хочется!

  
Звучит зонг о друзьях и врагах.

  
 17. Зонг «Дары данайцев»

   Не
берите, друзья, у врага

   Ни
монетки, ни крошки, ни спички.

   Будет
вам эта помощь горька —

  
«Зверь» легко изменяет обличье

   Не
берите, друзья, у врага!

   Лучше
молча от жажды умрите.

  
Может, заповедь эта строга.

   Всё
равно — ничего не берите!

  
Ральф. А с другой стороны, мы же не милостыню у них просим! Они — охотники, они
просто сделали то, что мы им поручили. Мы с тобой костёр разводили, а они
свиньёй своей занимались… Ладно, Хрюша! Пойдем к ним. Мы же должны быть
вместе, правда?

  
Саймон не отвечает. На сцене затемнение. Видение Саймона.

  8
Музыка костра

  
Саймон. Мама…

   Мама.
Не говори такие страшные вещи, Саймон! Ты ведь добрый мальчик. Нельзя не только
говорить, но и думать об убийстве. Такие мысли будят дьявола в душе. Ты же не
хочешь стать подданным Повелителя Мух!

18. Музыка
«Повелитель мух

   Из
тьмы появляется Повелитель Мух, элегантный, изящный. Брезгливо косится на свой
«жертвенник».

Убей Зверя в себе,
если хочешь победить меня!

  
(исчезает)

16.Музыка Барабаны

  
(племя исполняет «танец смерти»)

   Все.
Убей Зверя! Перережь ему горло! Выпусти кровь!

  
(Саймон вбегает в круг танцующих)

  
Саймон. Постойте, я знаю, где прячется Зверь!

  
(танцующие окружают Саймона и под страшную музыку убивают его) Продолжение
музыки 18. Повелитель мух

   Круг
рассыпается, музыка стихает, все находятся в оцепенении. Хрюша начинает
говорить, подходя к каждому.

  
Хрюша. Это был несчастный случай, правда? Темно было, страшно, а он выскочил из
темноты. Сам виноват, нечего людей добрых пугать. Правда, это был несчастный
случай?

  
Действие четвёртое

Музыка 8. Горит
костер

   ( в
полуразрушенном шалаше сидят Ральф, Хрюша, Эрик и Сэм)

  
Хрюша. Я понял, я всё понял. Я понял, что хотел сказать Саймон. Он узнал, где
прячется Зверь. Он не спускается с гор, он не вылезает из моря, он…

   Музыка
19. Видение Хрюши

  
Тётка-кондитерша напоминает картину Лиотара «Шоколадница». В руках
поднос свежих булочек. Обращается к Хрюше.

Хрюша медленно
оседает.

 ЗвучитМузыка 20
«Остров в в огне)

   Пятое
действие. Музыка 8 Горит костер

  
(Ральф на сцене, глядит прямо перед собой. Эрик и Сэм стоят невдалеке от него.)

на обезьянок стали
похожи.

   Эрик.
Ральф, может, и ты с нами?

  
(Ральф молча качает головой. Звучит зонг «О сильных и слабых»

   Зонг
«О сильных и слабых»

   Ты
понимаешь, брат,

   тебя
мы любим нежно.

   И я
остаться рад

   В
твоём лесу, конечно.

   Но
нас учили, брат,

   Нам
говорили, милый:

  
«Один всегда не прав,

   А
племя — это сила.

   Ты
видел, может, строй,

   Где
все идут не в ногу?

   Так
хочется порой

  
Кому-то льстить, ей-богу!

   Как
хочется застыть,

   Рукой
железной сжатый,

   А
этот бред «про стыд»…

   Не
надо, брат, не надо!

   Ты
понимаешь, брат,

   тебя
мы любим нежно.

   И я
остаться рад

   В
твоём лесу, конечно.

  
(Слышны крики: «Поджигайте траву! Выкурим Зверя!». Сполохи огня.
Испуганные дети отступают прямо к шесту-жертвеннику Повелителя мух. Звучит зонг
«Остров в огне»)

  20.
Зонг «Остров в огне»

   Как
весело нам было,

   Как
славно начиналось,

   Но
что-то мы забыли,

   Как
мало нас осталось.

  
Разбился рог серебряный,

   И
кровью стали волны,

   И ты
стоишь растерянный…

  
Довольно же, довольно!

   Горит
наш остров розовый,

   Как
будто в День последний,

   И
Зверь шипит с угрозою:

  
«Ты брат мой и наследник!»

   Как
весело нам было,

   Как
славно начиналось,

   Но
что-то мы забыли,

   Как
мало нас осталось.

Музыка 22 Финал
Танец Повелителя мух

  
Ральф. Ну что, наигрались? Я, кажется, понял, что хотел сказать вам Саймон.

Мы будем жить
размеренно и спокойно, как подобает настоящим английским джентльменам.

   ( звучит
1Музыка фокстрот
)


Ночью кто-то в голове сказал:
— Шариф Музафар. Запомни! Шариф Музафар.
— Может, Мазари-Шариф? — переспросил я (город в Афганистане, на фото).
— Нет, — терпеливо ответил кто-то в голове. Шариф Музафар.
Эти слова мне ничего не говорили.
Когда проснулся, загуглил. Оказывается, это довольно известный американский психолог, поставивший эксперимент «Летний лагерь» (далее цитата): «с целью доказать, что межгрупповые конфликты не являются неотвратимым следствием самого факта существования групп, а происходят из межгрупповой конкуренции за ограниченные ресурсы, а также из других кажущихся или реальных конфликтов интересов».
Целью эксперимента было факторов возникновения межгрупповых конфликтов:учёные считали, что подобные конфликты возникают из-за межгрупповой конкуренции за ограниченные ресурсы, а не из-за самого факта существования групп.

Предметом исследования были выбраны мальчики 11–12 лет, для которых нахождение в лагере было бы интересно и увлекательно. Для того чтобы создать полностью контролируемые условия, Шариф и его коллеги специально отбирали мальчиков без физических и психических отклонений, из однородной социальной среды. Подбор испытуемых проводился крайне тщательно: была опрошена семья каждого из них и школьные работники, собирались результаты тестов, школьные журналы и медицинские справки. В результате в эксперименте принимали участие здоровые, социально адаптированные мальчики 11–12 лет, имеющие довольно высокий интеллект и происходящие из белых стабильных протестантских семей среднего класса.

Мальчики не были знакомы друг с другом до приезда в лагерь. Также никто им не говорил, что они участвуют в эксперименте, а исследователи изображали обычный лагерный персонал. Для сохранения естественной обстановки все эксперименты проводились в виде занятий и игр, которые уместны в обычном лагере. Мальчики с энтузиазмом участвовали в этих проектах, даже не догадываясь, что таким образом их тестируют. Все записи делались ненавязчиво, также по возможности исследователи пользовались скрытыми камерами с микрофонами.

Во время первой фазы эксперимента мальчики каждой группы не знали о существовании другой группы. Были организованы различные задания, целью которых было развитие групповой идентичности, которая обуславливалась групповой сплочённостью, преданностью и более тесным межличностным общением. Они разбивали палатки, накрывали на стол, строили вместе мостик для ныряния в местном плавательном бассейне и так далее. Данная фаза продолжалась неделю, и в процессе обе группы приобрели черты организации, а именно: мальчики обзавелись прозвищами, распределились внутригрупповые роли, были установлены нормы поведения, в обеих группах определился лидер и так далее. Завершение формирования групп обозначилось появлением самоназваний, что значит, что ребята полностью воспринимали себя как единое целое. Итак, первая фаза исследования привела к возникновению внутренней иерархии, символики, жаргона и других признаков групповой структуры.

Во второй фазе эксперимента группы первый раз столкнулись друг с другом. Для того чтобы спровоцировать конфликт между ними, исследователи устраивали различные соревнования: по бейсболу, футболу, перетягиванию каната, и в каждом состязании группы были противопоставлены друг другу. Сначала мальчики нормально взаимодействовали, но спустя короткое время появилась внегрупповая враждебность. Также исследователи награждали призами победителей, что увеличило недоброжелательность и враждебность во время игр. Если сначала мальчики просто смеялись друг над другом, то после этого они начали довольно-таки ярко проявлять предубеждение к чужой группе. Своих одногруппников они описывали как «смелых» и «дружелюбных», а членов другой команды называли «вонючками» и «трусами», что является ярким проявлением ингруппового фаворитизма (стратегия межгруппового поведения, основанная на тенденции благоприятствовать своей группе в ущерб другой). Когда мальчиков просили назвать своих друзей, они неизменно перечисляли только членов своей группы. Они искали поводы для столкновений, совершали набеги на жилища друг друга. Гипотеза Шерифа и его коллег о том, что конкуренция порождает конфликт, подтвердилась.

Во время третьей, заключительной фазы эксперимента в лагере Шериф хотел снизить уровень предубежденности, вызванный соревнованием. Для начала он решил проверить предположение, согласно которому противоречия сгладятся, если группы будут контактировать в благоприятных условиях. Однако данное предположение не подтвердилось. Враждебность продолжала нарастать даже после совместного похода в кино, а после того, как мальчиков попросили сесть в кафетерии через одного вместе с ребятами из другой группы, это привело к драке. После этого исследователи вернулись к выводу из первоначальной гипотезы, что соревнование порождает конфликт и предположили, что, напротив, совместные усилия должны создавать гармонию.

Чтобы проверить это экспериментально, были сконструированы «сверхзадачи», которые были невыполнимы каждой из групп по отдельности. В первом случае была обнаружена неисправность в системе водоснабжения лагеря. Мальчики попытались решить проблему сообща, сначала найдя причину неисправности (кран резервуара с водой забил бумажный пакет), а потом обсуждая различные идеи, как удалить затор из крана, и достигли успеха. Во втором случае исследователи организовали поломку грузовика, который должен был доставить провиант, а мальчикам сказали, что он никак не заводится. И те снова работали вместе, чтобы придумать, как его завести (вручную толкать вперед, чтобы водитель попытался включить зажигание). Они решили прицепить верёвку, и все ребята тянули грузовик так, что водитель смог его завести.

После этих событий исследователи заметили, что внегрупповая враждебность практически исчезла. Каждая группа стала положительно относиться к представителям чужой группы, а некоторые даже подружились между собой.

Результат
Базовая гипотеза эксперимента подтвердилась: межгрупповое соперничество приводит к возникновению конфликта, агрессивному поведению и формированию негативных стереотипов, а совместная деятельность и общие цели — к разрушению стереотипов, существенному снижению межгрупповых разногласий и ингруппового фаворитизма.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Поведенческий сценарий потребителей это
  • Повар на праздник на дачу
  • Победы праздник величальный стих
  • Победоносный праздник 6 букв сканворд
  • Победительная икона божией матери когда праздник