Сегодня — Праздник летнего солнцеворота — солнцестояния. Ждите чудес!
С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.
Девушки украшают дерево (березку, вербу, черноклен высотой в полтора, два человеческих роста) на выбранном месте для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера) цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы — куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины.
«Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье.
Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем.
Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Деревце бросают на воду. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру — Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя.
Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища. Когда костер прогорит да сядет, начинается выбор суженых.
Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.
C ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, Чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.
Купальские поверья.
Вода
Обязательным обычаем этого дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до 20 июля (Перунов день / громовержец) можно было купаться без опасений. Кроме того, вода на Купалу наделялась живительными и магическими свойствами. Показать полностью..
В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в источниках. На Русском Севере накануне — топили бани, в которых мылись и парились в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы. И вода, и травы в Купало наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Купальскими вениками пользовались в течение года.
В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Купальскую ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.
Огонь
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.
Травы
Папоротник (Щитовник мужской)
Характерная примета Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Главным героем растительного мира в Купало становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Купалу, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Иван-да-марья (Марьянник дубравный)
Кроме того, одним из главных символов Купалы был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к архаичному мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях. К примеру:
«Иван Марью
Звал на купальню.
Где Иван купался —
Берег колыхался.
Где Марья купалась —
Трава расстилалась.
Купался Иван,
Да в воду упал.»
В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
Обряды
Любовные обряды
Танец в Иванову ночь. Любовным Купала называется потому, что в его день раз в году расцветает папоротник, при помощи которого, по словам одной купальской песни, «сердце девичье огнями зажигают на любовь».
В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
Очистительные обряды
Чистоплотным Иван Купала называется оттого, что на заре этого дня принято купаться, причем такого рода купанию приписывается целебная сила. С той же целью поутру Иванова дня вологодские бабы «черпали росу». Для этого брали чистую скатерть и бурак, с которыми и отправлялись на поле. Скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали в бурак и этой росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть».
Чудеса на Купалу
С днём Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки…
В полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты.
Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.
Легенда о папоротниковом цвете.
Папоротники всегда считались особо загадочными, таинственными растениями и вызывали у людей одновременно и интерес и некоторую опаску. Еще бы, они растут в полутемных, сырых страшноватых местах и хранят в себе какое-то тайное знание. А тому что для людей неизведанно, обязательно приписывается волшебная сила и суеверие. И конечно же о папоротнике народ сложил множество легенд и сказаний. Показать полностью..
Всем известна легенда о папоротниковом цвете. Волшебный цветок папоротника распускается только один раз в году – в ночь на праздник Ивана Купала. Ровно в полночь из листьев папоротника начинает подниматься почка, все выше и выше, затем из нее появляется ярко-огненный цветок, настолько яркий что простому смертному на него невозможно смотреть.
Затем невидимая рука срывает магический цветок. Если же человеку все-таки удастся отыскать распустившийся цветок папоротника и сорвать его, то он приобретет власть над всеми. Также цветок папоротника помогает открывать землю и делает видимыми все скрытые в ней клады и сокровища. Прикоснувшись к цветку папоротника можно было открыть любой замок.
На Руси издревне существовала традиция: в ночь на Ивана Купала те, кому посчастливилось найти цветущий папоротник, бегали по росе и купались в реке в чем мать родила для получения от земли плодовитости. Папоротник на Руси называли еще разрыв-травой.
Существуют и красивые легенды о происхождении папоротника. По одной из таких легенд папоротник вырос в том месте, где с утеса упала прекрасная девушка – на месте ее падения образовался чистейший источник, а из ее волос вырос папоротник.
Согласно другой легенде папоротник появился из оброненного волоса богини красоты и любви Венеры. А один из видов папоротника, адиантум, так и назвали «венерин волос».
Интересное поверье существует, что если в ночь на Ивану Купала посчастливится вам найти женский папортник, то нужно терпеливо посидеть около него, накрывшись плотной тканью и не шевелясь. И тогда можно познать все тайны лесных целебных трав. По поверью, через какое-то время можно будет разглядеть в темноте, как мимо папоротника пробегут лечебные травы одна за одной, при этом каждая назовет себя и расскажет от какой болезни помогает.
Считают, что в лесу в эту ночь беснуется нечистая сила, охраняя волшебный цветок папоротника. Он распускается на минуту, полыхая ярко-красным огнем и как-будто наделяет своего хозяина волшебными способностями. Если сумеешь его сорвать, то клады сами будут идти в руки. Кроме того, ты научишься понимать язык зверей и птиц, сможешь приворожить любого, обретешь дар невидимости и узнаешь все тайны. Но цветок папоротника нужно добывать очень осторожно.
В самой глуши леса нужно очертить вокруг себя кругом, зажечь свечу. Если все сделать правильно, ровно в полночь цветок папоротника распустится и надо выдержать нашествие нечистой силы. Не обращая на них внимания, нужно обойти папортник задом наперед три раза, сорвать цветок, спрятав его за пазаху и бежать из круга не оглядываясь. И нельзя останавливаться или оглядываться и не откликаться на уговоры нечисти, иначе можно потерять волшебный цветок папоротника и самой сгинуть. Завладев цветком, самое время отправиться на поиски любимого. Считается, что в эту ночь начинается настоящая любовь с первого взгляда. Ну а если со своим избранником перепрыгнуть через костер, то на всю жизнь будешь связана с ним узами жаркими, как огонь, и прекрасными, как волшебный цветок папоротника.
Ни одна девушка в ночь на Ивана Купалу не может обойтись без венка. Это не просто летнее украшение, но и мощный оберег от нечистой силы и сглаза, символизирующий круговорот природных сил и бесконечность. И если не хочется прыгать через костер по каким ли не было причинам, то можно загадочно удалиться собирать травы для венка.
Пробегав всю ночь по лесу в венке не забудь под утро сжечь его или закинуть на дерево, чтобы никто не смог навести порчу. А если захочется узнать будущее, то нужно пустить венок по реке: выплывет на середину — год пройдет без проблем, прибьет к берегу — в той стороне судьба твоя встретится, а если утонет — жди неприятностей. Основной мотив праздника — уничтожение нечистой силы. Ведьму могут символизировать колесо, . Ведьму может символизировать колесо, стоптанные туфли или кукла. Все это можно безжалостно сжечь, потопить, разорвать на кусочки или забросить на дерево.
С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.
Девушки украшают дерево (березку, вербу, черноклен высотой в полтора, два человеческих роста) на выбранном месте для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера) цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы — куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины.
«Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье.
Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем.
Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Деревце бросают на воду. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру — Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя.
Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища. Когда костер прогорит да сядет, начинается выбор суженых.
Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.
C ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, Чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.
Купальские поверья.
Вода
Обязательным обычаем этого дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до 20 июля (Перунов день / громовержец) можно было купаться без опасений. Кроме того, вода на Купалу наделялась живительными и магическими свойствами. Показать полностью..
В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в источниках. На Русском Севере накануне — топили бани, в которых мылись и парились в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы. И вода, и травы в Купало наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Купальскими вениками пользовались в течение года.
В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Купальскую ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.
Огонь
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.
Травы
Папоротник (Щитовник мужской)
Характерная примета Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Главным героем растительного мира в Купало становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Купалу, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Иван-да-марья (Марьянник дубравный)
Кроме того, одним из главных символов Купалы был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к архаичному мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях. К примеру:
«Иван Марью
Звал на купальню.
Где Иван купался —
Берег колыхался.
Где Марья купалась —
Трава расстилалась.
Купался Иван,
Да в воду упал.»
В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
Обряды
Любовные обряды
Танец в Иванову ночь. Любовным Купала называется потому, что в его день раз в году расцветает папоротник, при помощи которого, по словам одной купальской песни, «сердце девичье огнями зажигают на любовь».
В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
Очистительные обряды
Чистоплотным Иван Купала называется оттого, что на заре этого дня принято купаться, причем такого рода купанию приписывается целебная сила. С той же целью поутру Иванова дня вологодские бабы «черпали росу». Для этого брали чистую скатерть и бурак, с которыми и отправлялись на поле. Скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали в бурак и этой росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть».
Чудеса на Купалу
С днём Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки…
В полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты.
Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.
Легенда о папоротниковом цвете.
Папоротники всегда считались особо загадочными, таинственными растениями и вызывали у людей одновременно и интерес и некоторую опаску. Еще бы, они растут в полутемных, сырых страшноватых местах и хранят в себе какое-то тайное знание. А тому что для людей неизведанно, обязательно приписывается волшебная сила и суеверие. И конечно же о папоротнике народ сложил множество легенд и сказаний. Показать полностью..
Всем известна легенда о папоротниковом цвете. Волшебный цветок папоротника распускается только один раз в году – в ночь на праздник Ивана Купала. Ровно в полночь из листьев папоротника начинает подниматься почка, все выше и выше, затем из нее появляется ярко-огненный цветок, настолько яркий что простому смертному на него невозможно смотреть.
Затем невидимая рука срывает магический цветок. Если же человеку все-таки удастся отыскать распустившийся цветок папоротника и сорвать его, то он приобретет власть над всеми. Также цветок папоротника помогает открывать землю и делает видимыми все скрытые в ней клады и сокровища. Прикоснувшись к цветку папоротника можно было открыть любой замок.
На Руси издревне существовала традиция: в ночь на Ивана Купала те, кому посчастливилось найти цветущий папоротник, бегали по росе и купались в реке в чем мать родила для получения от земли плодовитости. Папоротник на Руси называли еще разрыв-травой.
Существуют и красивые легенды о происхождении папоротника. По одной из таких легенд папоротник вырос в том месте, где с утеса упала прекрасная девушка – на месте ее падения образовался чистейший источник, а из ее волос вырос папоротник.
Согласно другой легенде папоротник появился из оброненного волоса богини красоты и любви Венеры. А один из видов папоротника, адиантум, так и назвали «венерин волос».
Интересное поверье существует, что если в ночь на Ивану Купала посчастливится вам найти женский папортник, то нужно терпеливо посидеть около него, накрывшись плотной тканью и не шевелясь. И тогда можно познать все тайны лесных целебных трав. По поверью, через какое-то время можно будет разглядеть в темноте, как мимо папоротника пробегут лечебные травы одна за одной, при этом каждая назовет себя и расскажет от какой болезни помогает.
Считают, что в лесу в эту ночь беснуется нечистая сила, охраняя волшебный цветок папоротника. Он распускается на минуту, полыхая ярко-красным огнем и как-будто наделяет своего хозяина волшебными способностями. Если сумеешь его сорвать, то клады сами будут идти в руки. Кроме того, ты научишься понимать язык зверей и птиц, сможешь приворожить любого, обретешь дар невидимости и узнаешь все тайны. Но цветок папоротника нужно добывать очень осторожно.
В самой глуши леса нужно очертить вокруг себя кругом, зажечь свечу. Если все сделать правильно, ровно в полночь цветок папоротника распустится и надо выдержать нашествие нечистой силы. Не обращая на них внимания, нужно обойти папортник задом наперед три раза, сорвать цветок, спрятав его за пазаху и бежать из круга не оглядываясь. И нельзя останавливаться или оглядываться и не откликаться на уговоры нечисти, иначе можно потерять волшебный цветок папоротника и самой сгинуть. Завладев цветком, самое время отправиться на поиски любимого. Считается, что в эту ночь начинается настоящая любовь с первого взгляда. Ну а если со своим избранником перепрыгнуть через костер, то на всю жизнь будешь связана с ним узами жаркими, как огонь, и прекрасными, как волшебный цветок папоротника.
Ни одна девушка в ночь на Ивана Купалу не может обойтись без венка. Это не просто летнее украшение, но и мощный оберег от нечистой силы и сглаза, символизирующий круговорот природных сил и бесконечность. И если не хочется прыгать через костер по каким ли не было причинам, то можно загадочно удалиться собирать травы для венка.
Пробегав всю ночь по лесу в венке не забудь под утро сжечь его или закинуть на дерево, чтобы никто не смог навести порчу. А если захочется узнать будущее, то нужно пустить венок по реке: выплывет на середину — год пройдет без проблем, прибьет к берегу — в той стороне судьба твоя встретится, а если утонет — жди неприятностей. Основной мотив праздника — уничтожение нечистой силы. Ведьму могут символизировать колесо, . Ведьму может символизировать колесо, стоптанные туфли или кукла. Все это можно безжалостно сжечь, потопить, разорвать на кусочки или забросить на дерево.
С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе.
Девушки украшают дерево (березку, вербу, черноклен высотой в полтора, два человеческих роста) на выбранном месте для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера) цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы — куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины.
«Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье.
Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем.
Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Деревце бросают на воду. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру — Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя.
Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища. Когда костер прогорит да сядет, начинается выбор суженых.
Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?» Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.
C ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, Чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава, и др.). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.
Купальские поверья.
Вода
Обязательным обычаем этого дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до 20 июля (Перунов день / громовержец) можно было купаться без опасений. Кроме того, вода на Купалу наделялась живительными и магическими свойствами. Показать полностью..
В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в источниках. На Русском Севере накануне — топили бани, в которых мылись и парились в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы. И вода, и травы в Купало наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Купальскими вениками пользовались в течение года.
В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Купальскую ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.
Огонь
Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее. В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.
Травы
Папоротник (Щитовник мужской)
Характерная примета Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
Главным героем растительного мира в Купало становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Купалу, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Иван-да-марья (Марьянник дубравный)
Кроме того, одним из главных символов Купалы был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами — братом и сестрой — которые вступили в запретные любовные отношения и из-за этого превратились в цветок. Эта легенда восходит к архаичному мифу об инцесте близнецов и находит себе многочисленные параллели в индоевропейских мифологиях. К примеру:
«Иван Марью
Звал на купальню.
Где Иван купался —
Берег колыхался.
Где Марья купалась —
Трава расстилалась.
Купался Иван,
Да в воду упал.»
В ночь накануне Ивана Купалы девицы опускают на речные волны венки с зажжёнными лучинками или свечками, вьют венки из иван-да-марьи, лопуха, богородской травы и медвежьего ушка. Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь.
Обряды
Любовные обряды
Танец в Иванову ночь. Любовным Купала называется потому, что в его день раз в году расцветает папоротник, при помощи которого, по словам одной купальской песни, «сердце девичье огнями зажигают на любовь».
В день Ивана Купалы девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
Очистительные обряды
Чистоплотным Иван Купала называется оттого, что на заре этого дня принято купаться, причем такого рода купанию приписывается целебная сила. С той же целью поутру Иванова дня вологодские бабы «черпали росу». Для этого брали чистую скатерть и бурак, с которыми и отправлялись на поле. Скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали в бурак и этой росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть».
Чудеса на Купалу
С днём Ивана Купалы люди связывали представления о чудесах. В ночь на Купалу нельзя было спать, так как оживала и становилась активной вся нечисть: ведьмы, оборотни, упыри, русалки…
В полночь на Купалу расцветает папоротник. Чудесный огненный цветок может указать счастливцу местонахождения всех кладов, как бы глубоко они ни были зарыты.
Около полуночи на широких листьях папоротника появляется почка, которая поднимается все выше, выше, потом шатается, переворачивается и начинает «прыгать». Ровно в полночь созревшая почка с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Человек сорвать его не может, но если увидит, все его пожелания исполнятся.
Легенда о папоротниковом цвете.
Папоротники всегда считались особо загадочными, таинственными растениями и вызывали у людей одновременно и интерес и некоторую опаску. Еще бы, они растут в полутемных, сырых страшноватых местах и хранят в себе какое-то тайное знание. А тому что для людей неизведанно, обязательно приписывается волшебная сила и суеверие. И конечно же о папоротнике народ сложил множество легенд и сказаний. Показать полностью..
Всем известна легенда о папоротниковом цвете. Волшебный цветок папоротника распускается только один раз в году – в ночь на праздник Ивана Купала. Ровно в полночь из листьев папоротника начинает подниматься почка, все выше и выше, затем из нее появляется ярко-огненный цветок, настолько яркий что простому смертному на него невозможно смотреть.
Затем невидимая рука срывает магический цветок. Если же человеку все-таки удастся отыскать распустившийся цветок папоротника и сорвать его, то он приобретет власть над всеми. Также цветок папоротника помогает открывать землю и делает видимыми все скрытые в ней клады и сокровища. Прикоснувшись к цветку папоротника можно было открыть любой замок.
На Руси издревне существовала традиция: в ночь на Ивана Купала те, кому посчастливилось найти цветущий папоротник, бегали по росе и купались в реке в чем мать родила для получения от земли плодовитости. Папоротник на Руси называли еще разрыв-травой.
Существуют и красивые легенды о происхождении папоротника. По одной из таких легенд папоротник вырос в том месте, где с утеса упала прекрасная девушка – на месте ее падения образовался чистейший источник, а из ее волос вырос папоротник.
Согласно другой легенде папоротник появился из оброненного волоса богини красоты и любви Венеры. А один из видов папоротника, адиантум, так и назвали «венерин волос».
Интересное поверье существует, что если в ночь на Ивану Купала посчастливится вам найти женский папортник, то нужно терпеливо посидеть около него, накрывшись плотной тканью и не шевелясь. И тогда можно познать все тайны лесных целебных трав. По поверью, через какое-то время можно будет разглядеть в темноте, как мимо папоротника пробегут лечебные травы одна за одной, при этом каждая назовет себя и расскажет от какой болезни помогает.
Считают, что в лесу в эту ночь беснуется нечистая сила, охраняя волшебный цветок папоротника. Он распускается на минуту, полыхая ярко-красным огнем и как-будто наделяет своего хозяина волшебными способностями. Если сумеешь его сорвать, то клады сами будут идти в руки. Кроме того, ты научишься понимать язык зверей и птиц, сможешь приворожить любого, обретешь дар невидимости и узнаешь все тайны. Но цветок папоротника нужно добывать очень осторожно.
В самой глуши леса нужно очертить вокруг себя кругом, зажечь свечу. Если все сделать правильно, ровно в полночь цветок папоротника распустится и надо выдержать нашествие нечистой силы. Не обращая на них внимания, нужно обойти папортник задом наперед три раза, сорвать цветок, спрятав его за пазаху и бежать из круга не оглядываясь. И нельзя останавливаться или оглядываться и не откликаться на уговоры нечисти, иначе можно потерять волшебный цветок папоротника и самой сгинуть. Завладев цветком, самое время отправиться на поиски любимого. Считается, что в эту ночь начинается настоящая любовь с первого взгляда. Ну а если со своим избранником перепрыгнуть через костер, то на всю жизнь будешь связана с ним узами жаркими, как огонь, и прекрасными, как волшебный цветок папоротника.
Ни одна девушка в ночь на Ивана Купалу не может обойтись без венка. Это не просто летнее украшение, но и мощный оберег от нечистой силы и сглаза, символизирующий круговорот природных сил и бесконечность. И если не хочется прыгать через костер по каким ли не было причинам, то можно загадочно удалиться собирать травы для венка.
Пробегав всю ночь по лесу в венке не забудь под утро сжечь его или закинуть на дерево, чтобы никто не смог навести порчу. А если захочется узнать будущее, то нужно пустить венок по реке: выплывет на середину — год пройдет без проблем, прибьет к берегу — в той стороне судьба твоя встретится, а если утонет — жди неприятностей. Основной мотив праздника — уничтожение нечистой силы. Ведьму могут символизировать колесо, . Ведьму может символизировать колесо, стоптанные туфли или кукла. Все это можно безжалостно сжечь, потопить, разорвать на кусочки или забросить на дерево.
К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза
Мы работаем над улучшением нашего сервиса
КАК ПРАВИЛЬНО ОТМЕЧАТЬ ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ?
КАК ПРАВИЛЬНО ОТМЕЧАТЬ ПРАЗДНИК ИВАНА КУПАЛЫ?
Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.
Иван Купала — отголосок древнейшего языческого праздника летнего солнцестояния, восхваляющего цветение и плодородие.
Многие народы делили год на две половины — светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в Рождество, Новый год, Святки и Крещение. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля — в Рождество Иоанна Крестителя.
Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-», обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.
В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других — заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.
Сохранилось множество купальских гаданий. Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь.
Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда — славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених — это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в русалку (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.
Иван-да-марью принято собирать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!».
В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие Масленицы. Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.
Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же — в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».
Иван Купала — отголосок древнейшего языческого праздника летнего солнцестояния, восхваляющего цветение и плодородие.
Многие народы делили год на две половины — светлую и темную, теплую и холодную, летнюю и зимнюю. Дни летнего и зимнего солнцестояния были точками календарного отсчета и у славян. Зимние празднества, когда чествовали возрождающееся солнце, со временем преобразовались в Рождество, Новый год, Святки и Крещение. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днем или днем Ивана Купалы. Отмечался он 24 июня по старому стилю, а по новому стилю приходится на 7 июля — в Рождество Иоанна Крестителя.
Значение слова «Купала» доподлинно неизвестно. По одной из версий, оно восходит к индоевропейскому корню «-кuр-», обозначающему «кипеть, вскипать, страстно желать». Так, это слово может иметь несколько значений: костер, водоем и даже место, где собираются для празднования. Трактовки понятия Купалы связаны с огнем, символом жаркого летнего солнца, и водой, влагой, дарующей жизнь. Огонь и вода остаются главными атрибутами праздника Ивана Купалы и по сей день.
В ночь с Аграфены Купальницы на Ивана Купалу, то есть с 6 на 7 июля, народ повсеместно собирал росу, которой приписывались магические свойства. Люди верили: кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год. В одних регионах устраивались ночные купания, в других — заходить в реки опасались, ведь в эту ночь именинником был сам водяной. Разжигали высокие костры, через которые прыгали, чтобы очиститься купальским огнем.
Сохранилось множество купальских гаданий. Например, считалось: кто прыгнет через костер выше всех, у того будет самый счастливый год. Девушки пускали на воду венки и следили, чей тонул, а чей уплывал. В одних селах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь.
Старинные песни рассказывают историю «веночного» обряда — славянский вариант истории Ромео и Джульетты. Купала и Кострома были братом и сестрой, разлученными в детстве. Однажды взрослая Кострома гуляла по берегу реки. Ветер сорвал с ее головы венок. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених — это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в русалку (мавку), а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюбленных в цветок купалу-да-мавку. Христиане назвали его иваном-да-марьей.
Иван-да-марью принято собирать как раз в купальскую ночь, когда все растения набирают невиданную силу. Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. По легенде, именно в эту ночь раз в году цветет папоротник. Наши предки заготавливали в ближайшие к празднику дни веники для бани, колючие растения (крапиву, шиповник, чертополох), чтобы защитить дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!».
В некоторых регионах Центральной России Иванов день не был известен, зато в это же время отмечался Ярилин день. Ярилой называли праздничного персонажа наподобие Масленицы. Это могло быть чучело, которое «хоронили», или ряженый, развлекавший народ непристойными шутками.
Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев, у русских же — в меньшей степени. Но если вам захочется почувствовать атмосферу древнего праздника молодости, любви и цветения, езжайте в эту ночь на природу. Умоетесь в росе, нарвете целебных трав и ягод, посоревнуетесь в прыжках через костер и встретите рассвет: говорят, в купальское утро «солнышко играет».
Иван Курылев. Ночь на Ивана Купалу. 1920
Музей-заповедник «Царицыно», Москва
Борис Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу. 1995
Тамбовская картинная галерея, Тамбов
Генрих Семирадский. Ночь накануне Ивана Купалы. 1880-е
Львовская картинная галерея, Львов, Украина
Иван Вакуров. Ночь на Ивана Купалу. 1920
Ивановский областной художественный музей, Иваново
Иван Голиков. Гадание на венках. 1920-е
Музей кустарных изделий, Москва
Иван Соколов. Ночь накануне Ивана Купалы. 1856
Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств, Нижний Тагил, Свердловская область
Николай Кулыгин. Ночь на Ивана Купалу. 2011
Частное собрание
Андрей Шишкин. Купала и Кострома. 2015.
Частное собрание
Константин Маковский. Девушка в венке. 1900-е
Горловский городской художественный музей, Горловка, Донецкая область, Украина
Николай Сперанский. Купальское омовение. 1987
Частное собрание
Андрей Шишкин. Русалки. 2015
Частное собрание
Семен Кожин. Гадание на венках. 2008
Частное собрание
Сразу скажу про название праздника, которые мы используем в этой статье. «Иван Купала» — это название купальских торжеств в эпоху двоеверия. Христианская церковь сдвинула торжество встречи Солнца на 7 июля, и объявила его праздником в честь Иоанна Крестителя. Возвращаясь сейчас к дохристианским традициям, мы всё же, из уважения к нашим дедам, используем оба названия — и «Иван Купала» и «праздник Бога Купало». Посмотрим приметы и поверья, пришедшие к нас из глубины веков.
Праздник Ивана Купала – время, когда плодотворные силы природы достигли своего пика. Уже близится Солнцеворот, потому никто не засиживается дома в эти дни. Народ гуляет, веселится, но и блюсти обычаи не забывает, обращает внимание на приметы и поверья. Большая их часть сейчас забыта, переиначена или переосмыслена. Обратимся к первоисточникам?
Дружба Стихий на Ивана Купала
Ключевые обряды на Ивана Купалу связан с Огнем и Водой. Первая Стихия представлена Богом Купалой, вторая – его сестрой Богиней Костромой. В свое время они сами соприкоснулись с очистительными силами, и простым людям такую возможность дают (вспоминаем о прыжках через костер, обрядовое купание и умывание). Большинство рассмотренных здесь поверий и обычаев тоже будут иметь отношение к этим двум Стихиям.
Иван Купала: народные приметы и поверья
Начинался Иванов день с умывания росой. Наши предки верили, что она в это утро большую силу имеет. Девушки умывались, чтобы стать краше, пожилые и хворые хотели крепости набраться. Даже лошадей нарочно в ней купали, чтобы те не болели. Набирали волшебные капли, чтобы навести чистоту в доме. Считалось, что от нее все тараканы и клопы переведутся. Были также приметы, связанные с купальской росой. Так, по каплям судили о будущем урожае:
Сильная роса на Ивана – к урожаю огурцов
Обязательно на Ивана Купалу купались в открытых водоемах, но уже в темное время суток. Делалось это зачастую перед тем, как обрядовое деревце нарядить или через костер прыгнуть.
Защитный обряд солнечного излома, на Купало
Для самого сильного в году укрепления защиты, отбрасывания худа
Сопровождалось купание песнями, играми и весельем в воде. А еще принято было париться в бане, но не с обычными вениками. Добавлялись к ним травы: иван-да-марья, купальница и прочие целебные цветы. После такого парения вся худоба сходит и сил прибавляется. Собирали купальских веник не просто так, а с припевками:
Приехала Купаленка
На семьдесят тележеньках,
Привезла нам Купаленка
Добра и здоровья, богатства и почести
Среди поверий на Ивана Купала немало тех, что относятся к огненной Стихии. Самое известное связано с прыжками через пламя: пара, взявшись за руки, перепрыгивает через костер. Не разомкнутся ладони, значит, скоро молодым предстоит играть свадьбу. В других приметах говорится, что перепрыгнувший через огонь обретет здоровье, удачу, избавится от несчастий и злых чар.
Ивана Купала – праздник раздольный и веселый, но об обычных заботах народ не забывал. Потому стоит упомянуть о поверьях, относящихся к хозяйству. К примеру, в Малороссии распевали песни-заклички о ниспослании дождя и
Иван да Марья На горе купались;
Где Иван купался, берег колыхался,
Где Марья купалась — трава расстилалась
Там же был известен обряд для хорошего урожая льна. В разгар празднования Ивана Купалы в землю вбивали кол, обкладывали его хворостом, затем поджигали. Селянки кидали в костер березовые веточки с приговором:
Кабы мой лён был так же велик, как эта березка!
Среди прочих народных примет в День Летнего Солнцестояния можно отметить:
На Аграфену гречиха мала – овсу порост
На Иванову ночь звездно – много губ будет (грибов)
На Ивана Купала появляются светляки
В муравьиных кочках масло становится целебным
Гадания на Ивана Купала
Большинство гаданий на Ивана Купалу соотносились с травами, обладающими особой магией в самую волшебную ночь лета:
- В поле собирали 12 разных целебных трав и клали под подушку. Ночью должен был прийти вещий сон.
- Незамужние девушки в надежде узнать будущего жениха брали отдельно подорожник, который клали под подушку в ночь на Купалу с приговором:
Трипуття-трипуття!
Растёшь ты при пути,
Ты видишь и пешего и конного,
И видишь жа ты моего законного
- Наряду с купанием в ночь на Ивана Купала распространено было пускание венков по воде. В разных местностях гадание истолковывалось по-разному. Где-то счастливую жизнь сулил заплывший далеко венок, а где-то – приставший к берегу. Вместо венков иногда бросали веники.
- Трава богатка подсказывала, что ждет домочадцев. Ее подкладывали под матицу, давая каждой травинке имя члена семьи. Которая первой завянет, тот человек первый умрет. А если зацветет вдруг – к большой радости.
Канун Ивана Купалы подходил не только для любовных гаданий, но и для узнавания будущего. Однако основной посыл праздника состоит в том, чтобы ощутить расцвет природы и порадоваться вместе с ней. Не забывайте об этом при подготовке с Иванову дню.
На благо!
Посмотрите и другие статьи о Солнечном Боге и празднике Купало:
Макушка лета, Купала: дата праздника и разночтения календарей
Прыжки через костер на Ивана Купалу: как творится волшебство
Как праздновать Купало: обычаи народного праздника
Надо ли на Ивана Купала заготавливать венки?
Бог Купало или Купала — славянский Бог Летнего Солнца
Купало — Бог-Покровитель славян
Значение славянских Рез Рода. Реза Рода Купало
Славянские наузы Бога Купало: «Радость жизни», «Мужская сила», Науз на беременность «Зачатие ребенка»