Поздравление с днем казанской иконы божией матери патриарха

4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви огласил слово по случаю Дня народного единства.

Патриаршее слово по случаю Дня народного единства

Патриаршее слово по случаю Дня народного единства

4 ноября 2022 г. 14:51

4 ноября 2022 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви огласил слово по случаю Дня народного единства.

Четыре с лишним века назад именно с освобождения Московского Кремля началось возрождение утраченной внутренней целостности нашего Отечества. В далеком 1612 году благодаря совместным усилиям наших мужественных предков иностранные интервенты были изгнаны из сердца страны и началось ее всестороннее возрождение.

За минувшие с того времени столетия наш народ пережил немало испытаний, преодолел множество трудностей, созидая уникальное цивилизационное пространство, важнейшими ценностными ориентирами которого были любовь к правде, милосердие, взаимное уважение и добрососедство. Заметьте: ни одной сугубо утилитарной и тем более политической цели! Ни господства, ни власти, ни денег, а только то, что угодно Господу.

Сформированная трудами множества выдающихся сыновей и дочерей нашего Отечества русская культура давно перешагнула национальные рамки, став неотъемлемой частью общего наследия всего человечества. К сожалению, сегодня мы наблюдаем деструктивные попытки, предпринимаемые рядом западных стран, запретить или исключить из повестки дня русскую культуру, вина которой состоит, по мнению ее критиков, именно в традиционности, в обращении к фундаментальным качествам человеческой души, в готовности утверждать правду Божию и являть миру красоту и силу христианства.

Духовная и культурная агрессия в отношении нашей страны отнюдь не нова. Возможно, истоки этого следует искать именно в нашей духовной инаковости. Как здесь не вспомнить тонкое, но очень сильное замечание выдающегося мыслителя Николая Яковлевича Данилевского, обратившего внимание на то, что в основе западноевропейского понимания человеческой культуры лежит отождествление судьбы европейской цивилизации с судьбами всего человечества, что неизбежно приводит к насильственному навязыванию западных ценностей остальным нациям и к уничтожению других традиций, разрушает культурное многообразие.

Однако все это коренным образом противоречит цивилизационным основам нашего народа, для которого важнейшее значение всегда имели приверженность незыблемым нравственным принципам, бережное отношение к исторической памяти и глубокое уважение к духовным традициям других народов. А если бы не было так, то никогда бы не было великого многонационального, многокультурного и даже многорелигиозного пространства Святой Руси. Наша великая культура созидалась усилиями множества людей, относящихся к различным этносам, проживавших на разных территориях, но мысливших себя принадлежащими к единой русской традиции.

Сегодня вопреки силам, стремящимся посеять рознь, возрастить плоды ненависти среди наследников Святой Руси, мы должны свидетельствовать едиными устами и единым сердцем не только об общности культуры, духовной традиции, исторической судьбы, но и о единстве веры всех восточнославянских народов, вышедших из единой Днепровской купели Крещения в 988 году.

Мне памятен день празднования 1020-летия Крещения Руси, когда в Киеве, на Крещатике, тысячи людей возглашали слова преподобного Лаврентия Черниговского: «Украина, Россия, Беларусь — вместе мы Святая Русь!». Это был многотысячный хор людей, которых объединяла единая вера, единое национальное самосознание. Какая сила была проявлена тогда нашим народом! Искренне убежден, что сегодня стремление расколоть единый народ исторической Руси, противопоставить одну его часть другой, посеять ненависть к нашему общему прошлому в умах и сердцах питается антихристианскими побуждениями, желанием вытравить из человека образ Божий, поработить людей власти греха и порока, сделать их исключительно субъектами глобального рынка и потребителями материальных благ. Трагическая ситуация, сложившаяся в настоящее время на Украине, — яркое тому подтверждение. И мы скорбим, молимся и надеемся, что Господь приклонит милость Свою к народу Украины, а значит и ко всей исторической Руси.

Необходимо ясно сознавать, что противостояние разрушающему действию враждебных сил, уничтожающих духовные основы нашей жизни, пленяющих души наших современников и стремящихся развести народы исторической Руси по национальным квартирам, должно основываться в первую очередь на следовании Божественной воле, а также на сохранении внутреннего единства общества, на любви к Богу и друг к другу. В этом — залог достойного будущего нашего народа, и это единственный путь, направленный на то, чтобы сохранить единство, любовь, взаимопонимание и доброе сотрудничество между народами Святой Руси.

Отрадно свидетельствовать, что Русская Православная Церковь обретает сегодня верных соработников в среде государственной власти, среди представителей иных традиционных религий в деле утверждения непреходящих духовно-нравственных ценностей в жизни людей. Наш святой долг — приложить все усилия, чтобы сохранить бесценное сокровище нашей духовной культуры и уврачевать любовью раны разделений.

Дай Бог, чтобы нашими совместными трудами и впредь благоустроялась жизнь нашей страны, государства, народа нашего на прочном фундаменте непреходящих духовно-нравственных ценностей, которые мы впитали с молоком матери от наших предков, от нашей веры, от нашего духовного предания. Именно на этом фундаменте и должна основываться наша национальная жизнь. Сегодня именно об этом мы молимся и просим Господа, чтобы Он сохранил единство Святой Руси, чтобы Он сохранил веру православную, чтобы сохранил во всех нас способность жить, работать, вместе созидать будущее, которое было бы действительно основано на тех Божественных принципах человеческого бытия, без которого не может быть никакого человеческого благополучия. А все остальное, что этим принципам противоречит, — чтобы силой Божией покинуло пределы нашего исторического Отечества и перестало возбуждать и заражать собой, своим пагубным и опасным содержанием души наших людей. Дай Бог, чтобы все мы силой Божией имели возможность идти по Богом определенному для всего нашего народа историческом пути, сохраняя веру в сердце, а значит, и надежду на наше спасение. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Фотоальбомы

Патриаршее служение в праздник Казанской иконы Божией Матери в Александро-Невском скиту

Видеоматериалы

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в День народного единства

Материалы по теме

В праздник Казанской иконы Божией Матери митрополит Крутицкий Павел совершил Литургию в Успенском соборе Московского Кремля

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече Президента России с историками и представителями традиционных религий [Патриарх : Приветствия и обращения]

Святейший Патриарх Кирилл принял участие во встрече Президента России с историками и представителями традиционных религий

Состоялась встреча Владимира Путина с историками и представителями традиционных религий России

Святейший Патриарх Кирилл, Казанская икона Божией Матери

Слово Патриарха Кирилла на праздник
Казанской иконы Божией Матери

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

4 ноября – знаменательный день для нашей страны! Церковное празднование Казанской иконы Божией Матери усугубляется государственным праздником – Днем единства.

В 2012 году, когда Россия отмечала юбилей освобождения от иноземной оккупации, верующие особенно прониклись благодарностью к Царице Небесной, ибо великая сила снизошла от чудотворного образа Казанской Божией Матери в Смутные годы на русской войско, что и привело его к славной победе над захватчиками.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, после совершения праздничной Божественной Литургии, 4 ноября 2012 года, обратился к русскому народу со знаменательной проповедью, которую мы ниже прилагаем для всеобщего прочтения.

Казанская Божия Матерь

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас я сердечно поздравляю с великим праздником, когда мы прославляем чудотворный Казанский образ Божией Матери, с праздником единства нашего народа, который был установлен в честь освобождения Китай-города, а затем Кремля, Москвы и всей Руси от иноземной оккупации, чем и завершилось Смутное время.

В этом году исполняется 400 лет этому судьбоносному событию. В ряду самых опасных событий, потрясавших основы бытия нашей народной и государственной жизни, одним из первых стоит Смута, которая постигла Отечество наше в начале XVII века, и последовавшее затем иноземное вторжение.

Некоторым кажется, что первое и главное, что мы празднуем сегодня, — это победа над иностранными оккупантами. Конечно, именно эта победа открыла путь к обновлению всех сторон жизни нашего народа. Но то была странная война. Никакие иноземные войска не пришли бы на нашу землю, если бы наши предки сами того не захотели. В борьбе за власть столкнулись боярские элиты, которые ослабили центральную власть, ослабили основы государственности, и на поверхность всплыло самое гадкое и страшное, что таилось в каких-то глубинах народной жизни. Города и дороги были часто захвачены разбойниками и мародерами. Лихие люди господствовали на просторах Руси — грабили всех, кого только можно ограбить, убивали всех, кого можно было убить. Самое темное и гадкое всплыло наружу, и в этой гадости стала захлебываться народная жизнь. И боярская элита, смятенная всеми этими обстоятельствами, а более всего борющаяся за власть, была неспособна ни навести порядок, ни восстановить законное управление.

Вместе с этим распадом общественной жизни, вместе с этими угрозами благополучию народа произошло смятение в умах. Смута, которой так точно окрестил народ наш тот период времени, была смутой в сознании, была потерей ориентиров, утратой национального самосознания, ослаблением веры настолько, что многие считали, что отказаться от своей веры означает открыть дорогу иностранцам, которые наведут порядок в стране.

И вот, в самый тяжкий момент, когда везде царило предательство, когда никто не мог ни на кого положиться, когда к вступившим на землю нашу иноземным полчищам присоединялись наши собственные разбойники, мечтавшие разбогатеть на страданиях своего народа, — тогда народ наш явил отдельные очаги удивительно мощного сопротивления.

Так, была героическая многолетняя оборона Смоленска — даже когда враг вступил в Москву, Смоленск держал оборону, и только предательство привело к тому, что город в конце концов пал. Другим примером явилась защита Троице-Сергиевой лавры — оплота веры и государственности. Ее защищали стрельцы, ополченцы, но, когда потребовалось, иноки встали к пушкам, к орудиям, взошли на стены, и враг не смог взять нашу национальную святыню.

Смоленск и Троице-Сергиева лавра были действительно мощными очагами сопротивления, и сила этого сопротивления основывалась на ясном понимании того, что нужно делать и как поступать в соответствии со своей верой и верностью своему Отечеству. Но когда иноземцы вошли в Москву, показалось, что все закончено и нет никаких преград, чтобы польский королевич Владислав, сын короля Сигизмунда, без всяких условий взошел на московский престол. Требовалось немногое — требовалось склонить Патриарха Гермогена, который вслед за своим предшественником, первым Патриархом Российским Иовом, не признал незаконную власть. И если Иов, будучи уже больным и слабым, был отстранен от Патриаршества и сослан в Старицкий монастырь в Тверь, то Гермоген был заключен в подвалы Чудова монастыря здесь, на территории Москвы. К нему приходили боярские посольства — с просьбой, а потом и с угрозами подписать грамоту, обратиться к народу, чтобы народ признал иноземного царя. Но старец-Патриарх, мучимый в подвалах Чудова монастыря и голодом, и холодом, и жаждой, не дрогнул пред явной угрозой смерти и отказался от всех предложений, которые ему делали изменники. Напротив, в этих самых подвалах он писал грамоты, которые чудом удавалось вынести за пределы Кремля и распространить по Руси, и призывал народ встать на защиту веры и Отечества. Знаем, что это воззвание достигло умов и сердец русских людей. Гражданин Минин и князь Пожарский, образовав ополчение, взяли с собой чудотворный Казанский образ Божией Матери и пошли на Москву, и через молитву и покаяние обрели победу, изгнав иноземцев из нашего Отечества.

В память об этом событии было создано несколько почитаемых и позже ставших чудотворными списков Казанской иконы Божией Матери. И один из этих чудотворных образов сегодня здесь, вместе с нами, в Успенском соборе Кремля. Этот образ, который по повелению царя Петра I был перевезен из Москвы в Санкт-Петербург, сегодня из северной столицы доставлен в град Москву, чтобы здесь, в Успенском кафедральном соборе, мы могли помолиться перед этой всероссийской святыней о стране нашей, о народе нашем, о всей исторической Руси, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах смута в головах, потеря ориентиров, и в прошлом, и сегодня во многом обусловленная потерей веры, не приводила к гражданским столкновениям, к революциям, к утрате национальной независимости.

Все эти понятия являются не только политическими, но и духовными. Независимость нашего Отечества означает способность жить по тем духовным, нравственным законам, согласно тем традициям, которые сформировали единую, великую историческую Русь, что стала одним из центров мировой цивилизации. И сколько же сил на протяжении всей истории бросалось для того, чтобы разрушить этот центр, подчинить его — если не военным путем, то экономическими, политическими, культурными, псевдодуховными методами! Понятие независимости страны слагается не только из территориальной целостности и защищенности границ. Понятие независимости сохраняется до тех пор, пока народ имеет способность, основываясь на своих собственных ценностях, формировать государственное устройство, законы, обычаи, передавать доставшиеся ему ценности из поколения в поколение. И сегодня мы молимся, чтобы никакие человеческие хитросплетения, никакие информационные войны, никакие соблазны не поколебали этот духовный суверенитет Руси. Мы об этом сегодня горячо молились перед Казанским образом Божией Матери. Молились о том, чтобы Отечество наше восходило от силы к силе, чтобы оно становилось духовно и материально богаче, чтобы никогда народная жизнь не отрывалась от ее органических истоков, в центре которой — благодатный исток Святого Православия. Мы молились о том, чтобы открытость нашего общества и нашего государства содействовала материальному укреплению, но чтобы эта открытость никогда не превращалась в измену, в предательство и никогда не привела к тому, к чему привела открытость начала XVII века.

Поэтому сочетание верности всему тому, что дорого нашему народу, с готовностью сотрудничать со всеми народами земли, готовность обмениваться культурными, интеллектуальными дарами и талантами — это и есть залог будущего процветания нашего Отечества.

Теми самыми иноземными оккупантами, которые вошли в Москву, были польско-литовские войска, и в течение последующих веков отношения России и Польши складывались очень сложно. Все время вспоминались старые обиды — и XVII века, и XVIII, и XIX, и века ХХ. И с той, и с другой стороны делалось много для того, чтобы одержать победу над иной стороной, а потому история двух наших народов исполнена многими скорбными страницами, которые до сих пор будоражат сознание и пробуждают к жизни враждебное отношение к иной стороне. И вместе с тем это два славянских народа, которые жили, живут и будут жить бок о бок.

К сожалению, на отрицательных эмоциях, что проистекают из нашего прошлого, до сих пор строится много концепций, направленных на возбуждение взаимной неприязни. Но христиане (а и в Польше, и в России мы таковые в своем большинстве) не могут жить по законам злобы, лжи, по дьявольским законам. Вот почему и в России, и в Польше возникла мысль о том, что нам необходимо поставить точку в истории этих взаимных конфликтов. В течение трех лет представители Русской Православной Церкви и Католической Церкви Польши (которая является Церковью большинства для польского народа, как Православная Церковь является Церковью большинства для нашего народа) размышляли над тем, как можно выразить наше общее желание поставить эту точку в истории конфликтов между нашими народами. И было принято решение подготовить общее послание к народам России и Польши, с тем чтобы в центре этого послания было только то, что могут сказать христиане, которые находятся во власти этих исторических конфликтов. И единственное, что можно было сказать, — это простое и ясное слово «Прости», обращенное друг к другу без всяких условий. Это послание было подписано мною во время моего визита в Польшу, и великой радостью и теплым чувством отозвался польский народ на то, что произошло. Я знаю, что и в нашем обществе это деяние было воспринято с доверием и с теплотой. И в знак того, что обе Церкви призывают свои народы жить в мире, трудиться совместно, по-братски взаимодействовать, отказаться от всяких попыток агрессии — материальной или духовной — мы обменялись иконами. Я подарил польской стороне копию чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, а они подарили копию чудотворной иконы Ченстоховской, которая всегда одинаково почиталась и в Польше, и в России.

Этот образ сегодня находится здесь, рядом с Казанской иконой Божией Матери. Это символ нашего примирения во Христе с теми, кто на протяжении столетий считался врагом. И я благословляю направить этот образ в город Смоленск. Там, на русской Голгофе, на месте массовых расстрелов нашего народа, на том месте, где погибли также невинные польские офицеры, в память о жертвах недавно построен православный храм, и я благословляю, чтобы эта икона находилась в том храме в Катыни, чтобы перед ней могли молиться и русские, и поляки за своих невинно убиенных отцов, и братьев, и одновременно чтобы там могла совершаться сугубая молитва о полном примирении наших народов.

Мы празднуем 400-летие освобождения страны от польско-литовской оккупации, мы празднуем 400-летие начала полного преодоления Смуты в нашем народе, с полным упованием на помощь Божию, чтобы под Покровом Пречистой Царицы Небесной Господь хранил страну нашу, землю Русскую, хранил веру православную, хранил национальное самосознание и всем нам давал внутреннюю силу сопротивляться любой смуте, в мире и благополучии созидая духовную и материальную жизнь нашего Отечества. Аминь. С праздником поздравляю вас!

Вензель Патриарха Кирилла - заглавие

Послание Патриарха Кирилла ко Дню народного единства

Сайт - Семья и Вера

4 ноября 2019 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с особым праздником в честь Казанской иконы Божией Матери. Но это не просто воспоминание в связи с каким-то конкретным чудом. Это воспоминание о том, как совершаемые через святой образ чудеса споспешествовали спасению нашего Отечества. И это не мифология – это факты, которые были хорошо известны на протяжении всей нашей истории с того самого времени, когда по молитвам перед иконой Божией Матери Казанской враг отступил от стен Кремля. Так началось освобождение Москвы, а затем и России, и вскоре Россия стала могучим суверенным государством, где православная вера составляла самую основу жизни людей. Под Покровом Царицы Небесной народ наш совершал великие подвиги – и трудовые, и ратные. Это и небывалое расширение страны на Восток, и решение множества хозяйственных, военных и прочих задач, которые были немыслимы ранее, и люди понимали, что все эти деяния – не только от их сил, их умения, их любви к Отечеству, но от помощи Божией, которая снизошла на Церковь Русскую, на народ наш в самые тяжкие годины испытаний Смутного времени.

Здесь, в Успенском соборе Московского Кремля, особенно остро переживаешь исторические моменты нашей жизни, которые словно оживают перед тобой. Рядом гробницы Первосвятителей, участников этих страшных событий, и когда мы, люди XXI века, сталкиваемся с проблемами, которые Бог попустил нам решать, то для нас очень важно чаще бывать в Успенском соборе и соотносить сегодняшние трудности с судьбоносными днями бытия страны и Церкви, с теми трудностями, когда стоял вопрос, быть или не быть. Может быть, на фоне тех исторических трудностей, на фоне той горячей веры наших предков, испросивших у Господа спасения Отечеству, наши трудности, будь то церковные, государственные, личные, покажутся не столь уж огромными и страшными, если мы вспомним, как под Покровом Царицы Небесной народ наш преодолевал еще более страшные испытания.

Сегодняшний день для меня отмечен двумя очень важными событиями. Сегодня в Успенском соборе Московского Кремля я имел возможность молиться вместе с владыкой митрополитом Дубнинским, архиепископом русских приходов в Западной Европе. Воссоединение наше состоялось только что. Мы теперь единая Церковь, больше нет никаких причин быть вне евхаристического и просто братского человеческого общения. Народ наш в Зарубежье испил всю чашу страданий, которую только можно испить, но в эти святые дни в истории всех наших церковных разделений, как и разделений общественных, которые всегда были с ними связаны, поставлена точка. И нет никаких оснований, чтобы в какой-то момент снова потерять то вожделенное святое единство, к которому мы шли десятилетиями и которое обрели в эти святые дни.

Владыка митрополит Иоанн, дорогие отцы, приехавшие к нам из Парижа, из Голландии, Германии, других стран, на которые простирается Ваше, владыка, юрисдикция. Сегодня мы молились все вместе, и я бы хотел от всего сердца пожелать вам крепкой веры. Веры в то, что мы, пройдя через исторические испытания, сможем ограждать себя, Богу содействующу, от всяких разделений и расколов. Хотя есть много сил нецерковных, которые и сегодня пытаются сеять семена разделения среди русских православных людей, испытывая действительно мистический страх перед единой Русской Церковью.

Мы говорим всем, кто испытывает такой страх: не бойтесь! Мы верующие люди, мы верим в Господа и Спасителя. Мы прошли путем мученичества и исповедничества. Менее всего нам свойственны интриги и политиканство в церковном пространстве. И мы выстрадали, чтобы чистым сердцем и светлым разумом воспринимать радость восстановления единства и сохранения общения.

Радуюсь также тому, что сегодня в этом соборе присутствуют представители Смоленской митрополии во главе с владыкой митрополитом Исидором. Смоленску были отданы более 20 лет моей жизни. И это не просто запись в биографии – это огромная часть моей жизни. В свое время, будучи человеком, достаточно авторитетным в московских и петербургских кругах, я в одночасье был отправлен в Смоленск – как человек, вызывавший сомнения у тогдашней власти. Власть была не готова к тому, чтобы я продолжал свое служение в Петербурге, в Москве или за рубежом, и мне был дан Смоленский удел, в то время – беднейшая епархия Русской Православной Церкви. Но когда я взошел под своды смоленского собора – об этом я уже неоднократно говорил, потому что это одно из самых сильных воспоминаний в моей жизни, – какую силу Божественной благодати я почувствовал! А потом, приложившись к чудотворному образу, я понял, что совсем не случайно Господь привел меня в город Смоленск, отлучив от столичного и иностранного делания. Там, в смоленской глубинке, где к приходам, которые я посещал как правящий архиерей, порой нужно было двигаться по колено в грязи, в резиновых сапогах, – я и почувствовал глубину нашей веры, силу веры простого русского народа. Это был колоссальный опыт, который во многом помог мне справляться с искушениями, поневоле возникающими на Патриаршей кафедре.

Сердечно благодарю смолян за их молитву, за их верность, за то, что они всегда были со мной. За эту службу, которая помогает мне воскресить в памяти непростые, но такие важные для меня дни и ночи, месяцы и годы жизни в смоленской глубинке. Тогда мы называли это глубинкой, но сегодня это уже не глубинка. Существуют прекрасные средства связи, теперь это процветающий регион Российской Федерации. И я хотел бы особенно приветствовать губернатора Алексея Владимировича, который здесь находится, и пожелать ему помощи Божией в дальнейшем процветании Смоленской земли.

Еще раз всех вас, мои дорогие, хотел бы поздравить с двуединым праздником воссоединения наших русских зарубежных приходов и общения со Смоленской епархией, ставшей для меня родным домом в годы тяжких испытаний. Пусть Господь всех нас объединяет в силе духа, в силе веры, вне зависимости от того, где мы живем – в столице, где-то в российской глубинке, на Украине, в Белоруссии или за границей. Мы все – единая Русская Православная Церковь, несущая огромную ответственность не только за религиозную судьбу своих чад, но в каком-то смысле, не побоюсь сказать, и за судьбы веры православной во всем мире. И да поможет нам Господь в несении этого славного, но трудного креста. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Торжества в честь празднования Казанской иконы Божией Матери возглавил митрополит Феодор

В нашем календаре не так много дат, когда совпадают церковные и государственные праздники, но 4 ноября — именно такой день. Сегодня граждане России и Православная Церковь отмечают день Казанской иконы Божией Матери и День народного единства.

В главном храме города Волгограда (в соборе святого благоверного князя Александра Невского)  митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию

С великой духовной радостью спешили верующие волгоградцы на богослужение – соборно помолиться Царице Небесной вместе со своим архипастырем и сонмом духовенства Волгоградской епархии. В соборе также молилась настоятельница Свято-Вознесенской женской обители города Дубовки игумения Анна (Ерофеева) с сестрами, представители казачества, сестры милосердия Свято-Елисаветинского сестричества.

Проповедь перед Причастием произнес иерей Александр Пржегорлинский.

Богослужебные песнопения исполнял хор собора под управлением регента Марии Зимовец.

Было совершено славление перед Казанской иконой Божией Матери, которая по благословению митрополита Ярославского и Ростовского Вадима прибыла к нам, на волгоградскую землю, из города Ярославля. Вчера святой образ Царицы Небесной был торжественно доставлен в кафедральный собор.

 В завершение богослужения состоялся Крестный ход с этой старинной иконой. Верующие вместе с главой Волгоградской епархии и духовенством, с пением молитвословий, которые исполнял сводный хор епархии под управлением регента Ильи Иванова, прошествовали от Александро-Невского собора до верхней террасы Центральной набережной. К Крестному ходу присоединился Шевцов Геннадий Алексеевич, заместитель губернатора Волгоградской области, Крестным ходом прошли и депутаты областной и городской Думы.

Казаки Волгоградского казачьего округа обеспечивали охрану при проведении Крестного хода.

На сцене Центральной набережной, перед Пречистым ликом Богородицы была вознесена молитва о восстановлении мира в России.

Митрополит Феодор обратился к присутствующим с архипастырским словом: «Возлюбленные отцы, братья и сестры! Сегодня праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства собрал нас вместе. Сегодня мы вспоминаем одновременно трагические и славные страницы истории нашего государства. Начало XVII столетия обернулось для русского народа тяжелым испытанием. Вслед за вероломным убийством законного наследника престола, последнего из Рюриковичей – царевича Димитрия, возникли мятежи и смута. Купеческий конклав, в сговоре с боярской верхушкой, предав Россию, делили власть между собой. Они присягали по очереди Лжедмитриям, которые в поисках военной поддержки иностранных государств щедро нарезали им русскую землю. Другая часть бояр видела правителем древней Руси польского или шведского короля.

В это же время, наблюдая внутреннюю разрозненность русского государства, его политическую и экономическую слабость, совершали разорительные набеги на окраины российских земель крымские татары и ногайские ордынцы. Внутри страны организовывались многочисленные шайки разбойников, которые грабили и терроризировали без того ослабленную Русь.

В результате польской и шведской интервенций пали великие русские города-твердыни: Смоленск и Новгород. Семибоярщина добровольно впустила польско-литовские войска в Москву. Страна была на грани катастрофы. Начавшееся в 1611 году народно-освободительное движение потерпело неудачу, ее вдохновитель Прокопий Ляпунов был жестоко убит на военном совете.

Второе ополчение в 1612 году было организовано Кузьмой Мининым, откликнувшимся на призыв Патриарха Гермогена, голос которого и в польском заточении звучал громче всякого набата, призывая встать на защиту Родины, своей веры и изгнать польских захватчиков. Народ, воодушевленный нижегородским старостой, сдавал свои сбережения в общую казну. Почетное посольство пригласило князя Димитрия Пожарского возглавить земское войско.

Пройдя Кострому, Суздаль и другие города, ополчение остановилось в Ярославле, чтобы собрать силы для решительного наступления. В городе, который стал временной столицей русского государства, был организован «Совет всея земли». Здесь издавались Указы, чеканилась монета, принимались самые важные решения. Из Ярославля ополчение двинулось освобождать Москву со списком чудотворной иконы Казанской Божией Матери, которую вручили князю Пожарскому.

Трехдневный пост и усердная молитва перед дивным образом Богоматери преложили гнев Божий на милость. 4 ноября 1612 года народное ополчение сумело взять штурмом Китай-город, а через два дня Кремль, и изгнать поляков из Москвы, показав вершину героизма и сплоченности всего русского многонационального и поликонфессионального народа.

Сегодняшний праздник — это напоминание об историческом уроке, о силе народного единства, о традиционных ценностях: о нашей вере, любви к Родине, гражданском долге, о том, что связывает между собой поколения людей и эпохи. Он определяет понятия соборности, государственной безопасности, гражданской идентичности, межнационального и межконфессионального согласия.

Неотъемлемой частью сегодняшнего торжества является ещё одно важное событие. Из Ярославской земли в дар городу герою Волгограду передан чтимый образ Казанской иконы Божией Матери – древний список той самой иконы, с которой освобождали Москву 410 лет назад, и у которой молился русский солдат перед Сталинградской битвой. В самые трудные времена Заступница Усердная протягивала руку помощи людям и спасала, казалось бы, из безвыходных ситуаций. Её явление всегда было знамением спасения, скорого заступления и благодатной помощи. Пусть эта икона будет символом Божественной милости и благодатного Покрова Божией Матери над Волгоградской землей.

Сегодня Россия противостоит агрессии коллективного запада, когда находятся под угрозой безопасность нашей страны, наши национальные интересы и духовные ценности. Обращаясь в молитве к Царице Небесной, мы должны помнить о необходимости нашего единения, к которому так призывал апостол Павел: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы… не было между вами разделений, но, чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Аминь».

Затем состоялось праздничное мероприятия. Со словами приветствия и поздравления с Днем народного единства к волгоградцам обратились представители традиционных религиозных конфессий, городской администрации, общественные деятели.

На сцене состоялась праздничная программа с участием национальных творческих коллективов.

Фото: Константин Троицкий

(320)

Дорогие братия и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с празднованием в честь Казанской иконы Божией Матери, который отмечается в России и как государственный праздник — День народного единства!

Уже несколько столетий русский народ особо прославляет в этот день Пресвятую Богородицу, вспоминая о Ее заступничестве за наше Отечество — о Ее дивной и скорой помощи русскому ополчению в избавлении Москвы от иноземных захватчиков в 1612 году. Угроза потери духовной и государственной независимости, всеобщее опустошение и разорение, гибель многих тысяч людей — такое страшное бедствие принесла Русской земле многолетняя Смута. Однако подвиг святого Патриарха Ермогена, объединяющая сила православной веры, мужество ополченцев, которые выбрали своей Заступницей Саму Пресвятую Богородицу и шли с Ее Казанской иконой, послужили освобождению Москвы, развитию России как самостоятельного, сильного, единого государства.

Это историческое событие достойно благодарной памяти нашего народа. Однако мы возвращаемся к нему вновь и вновь еще по одной причине: мы остро нуждаемся в уроках и примерах избавления от «смутных времен», которые бывали в истории России неоднократно. К примеру, великая смута ХХ столетия — Октябрьский переворот — принесла неисчислимые бедствия нашему народу,  и последствия этого не преодолены до сих пор.

В общем смысле этого слова, смута — это заблуждение, распад, потеря духовных координат. К сожалению, такое может происходить как в жизни отдельного человека, так и целых стран и народов.

Мы, христиане, знаем, что если мы не следим за собой, то нашим греховным состоянием, внутренней смутой обязательно воспользуется враг нашего спасения, чтобы разрушить и земную нашу жизнь, и по возможности, лишить благой вечности.

Точно такие же законы действуют и в государстве, и в обществе: смуты и разделения, всякого рода агрессия и вражда приводят только к разрушениям и поражениям. По слову Святейшего Патриарха Кирилла, так происходит, когда народ отказывается от нравственного чувства, ведь именно оно определяет правильный жизненный выбор личности, семьи, общества или государства.

Размышляя в день праздника о нашей истории и сегодняшнем дне, будем стараться, прежде всего, быть христианами не по имени только, но и по жизни. Исполнение Евангелия способно оградить нас от смут внутренних и внешних, сделать нашу жизнь по-настоящему созидательной.

В этот день по традиции в Саратове проходит крестный ход с древней святыней — Казанской иконой Божией Матери. Я благодарю всех, кто принимает в нем участие! Крестный ход — это наша молитва о родной земле, о благополучии нашего Отечества и наших ближних. Верю, что Господь примет этот наш небольшой молитвенный труд и заступничеством Пресвятой Богородицы сохранит нашу землю, благословит наши добрые начинания. От души желаю всем вам радости, крепости душевных и телесных сил, благополучия и мира!

Саратов, 2018 г.

В  день празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани врио губернатора Ульяновской области Алексей Юрьевич Русских посетил Жадовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь и обратился с приветствием к православным ульяновцам:

Многоуважаемый Владыка Лонгин! Уважаемые священнослужители! Дорогие друзья!

От всего сердца приветствую и поздравляю вас с днем Казанской иконы Божией Матери!

Это событие имеет большое значение – для всего православного мира, для жителей нашего региона, для всех, кто благоговейно и бережно относится к духовным ценностям русского народа.

По традиции этот праздник многие наши земляки отмечают в Жадовском Казанско-Богородицком мужском монастыре. Он был основан на месте явления чудотворной Жадовской иконы Божией Матери, которая с конца 17 века исцеляет и утешает всех, кто в этом нуждается.

Этот образ издавна глубоко почитается жителями не только Поволжья, но и всей России как один из символов Русского Православия, помогающий при стихийных бедствиях и болезнях, пожарах и неурожае.

В наши дни, как и в прежние времена, Жадовский образ Казанской иконы Божией Матери хранит нас от бед и несчастий.

Рад, что православные верующие Ульяновской области имеют возможность поклониться этой святыне и принять участие в празднике, наполненном самыми высокими, добрыми, светлыми чувствами.

От имени жителей Симбирского-Ульяновского края благодарю служителей Русской Православной Церкви за ответственное служение нашей Великой Родине и ее народу. За наше приобщение к своим духовным истокам, за очищение души и укрепление веры.

Желаю всем крепкого здоровья и семейного тепла, удачи и благополучия.

Пусть неизменно наши души будут наполнены верой, помыслы – добром, а сердца – любовью и радостью.

С праздником!

Временно исполняющий обязанности губернатора Ульяновской области

А.Ю. Русских

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Поздравление с днем комсомола 100 лет
  • Поздравление с днем коммунальной службы
  • Поздравление с днем казанской иконы божией матери картинки с пожеланиями
  • Поздравление с днем колхозника сельского работника
  • Поздравление с днем казанской иконы божией матери 4 ноября тик ток