Поздравление с новым 1900 годом

Для желающих поздравить близких людей с Новым Годом, написав поздравительную открытку на правильном русском языке, без использования уродливого советского жаргона и безграмотного правописания. Источник: "Письмовник самоучитель для составления разнаго рода писем, конторских книг, прошений и разнаго рода деловых бумаг и актов" - М.

Новогодние поздравления Российской империи.

Для желающих поздравить близких людей с Новым Годом, написав поздравительную открытку на правильном русском языке, без использования уродливого советского жаргона и безграмотного правописания.

Источник: «Письмовник самоучитель для составления разнаго рода писем, конторских книг, прошений и разнаго рода деловых бумаг и актов» — М.,1912 — с.4-7.

Поздравления к новому году и рождеству (открытки царской России)

1)образец письма сына к отцу или матери:

«Любезный батюшка!

(матушка или любезные родители, если письмо относится къ отцу и матери).

Пользуясь случаемъ, я въ день Новаго года вновь высказываю Вамъ тѣ желанiя, которыя я съ молитвою возсылаю о сохраненiи Вашего здоровья. Позвольте мнѣ, вмѣстѣ съ этимъ, выразить живую признательность за попеченiя Ваши обо мнѣ, когда я былъ ещё ребёнкомъ, и за пожертвованiя Ваши для моего воспитанiя. Да будетъ воля Божiя сохранить васъ ещё многiя лѣта и позволить мнѣ окружить Васъ моею признательностью и благодарностью.

Поздравьте за меня съ Новымъ годомъ моихъ родныхъ и увѣрьте ихъ въ моей искренней привязанности.

Съ глубокимъ уваженiемъ и преданностью

остаюсь Вашъ сынъ

Н.Н.»

2)образец письма женатого сына к своим родителям:

«Любезные родители!

Вотъ опять наступила эпоха, въ которую я привыкъ высказывать Вамъ всю свою признательность и глубокую любовь. Эти чувства, какъ единственныя въ сынѣ, только возросли и окрѣпли съ годами; потому что ежедневное размышленiе доказываетъ мнѣ Вашу родительскую доброту и напоминаетъ мнѣ о моемъ долгѣ любви къ вамъ, который я никогда не буду въ состоянiи уплатить. Тѣмъ не менѣе, я никогда не забуду о нёмъ и счастливъ, что могу ещё разъ сказать Вамъ объ этомъ.

Моя жена вмѣстѣ со мною спѣшитъ высказать Вамъ свои желанiя о Вашемъ здоровьѣ и счастьѣ, а маленькiй сынъ (или дочь, назвать по имени) не можетъ утѣшиться, что не въ состоянiи обнять дѣдушку и бабушку.

Съ великимъ почтенiемъ сынъ Вашъ

Н.Н.»

3)образец письма к дяде:

«Любезный дядюшка!

Первое января – счастливый день для меня, потому что я могу высказать Вамъ ещё разъ всю мою привязанность и выразить желанiя, такъ же искреннiя, какъ сильныя, чтобы Вы и въ этомъ году процвѣтали и пользовались полнымъ счастьемъ и совершеннымъ здоровьемъ.

Ваши благодѣянiя удвоили, такъ сказать, узы родства и, вмѣстѣ с тѣмъ, мою признательность. Я льщу себя надеждой, что и въ этотъ годъ Вы почтите меня своею любовью и дружбою; это – самая сладкая моя надежда.

слѣдуетъ подпись.»

4)образец письма к замужней сестре:

 «Приношу тебѣ въ этотъ день дань братской любви, высказывая мои горячiя желанiя, чтобы наступающiй годъ ты провела счастливо. Дай Богъ, чтобы счастье никогда не покидало тебя, — чтобы твой мужъ и твои дѣти пользовались совершеннымъ здоровьем и жизнью, столь же долгою, какую я желаю тебѣ.

 Скажи своему мужу, что я люблю его темъ болѣе, что онъ составилъ твоё счастье, и поцѣлуй за меня какъ его, такъ и дѣтей, которыхъ я люблю, как своихъ собственныхъ.

 Прощай, пиши ко мнѣ почаще и считай меня своимъ другомъ.

 слѣдуетъ подпись.»

5)образец письма к покровителю:

«М.[илостивый] Г.[осударь]

Искренно радуюсь счастливому случаю выразить моё уваженiе къ Вамъ и всю мою благодарность, и вмѣстѣ съ тѣмъ горячiя желанiя моихъ чувствъ, потому что они имѣютъ своимъ источникомъ сердце, полное благодарности къ Вамъ, и которое старается быть достойнымъ Вашего покровительства.

Съ глубочайшимъ уваженiемъ имѣю честь

быть Вашимъ,

Милостивый Государь,

покорным слугою

Н.Н.»

 Поздравления к новому году и рождеству (открытки царской России)

Внимание: более полное собрание образцов новогодних и рождественских поздравлений Императорской России: «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон» — СПб., 1889 (репринт. переизд. – М., 1991) – с.341-349.

 


13


7135

Когда жители России породнились с ёлкой и что стояло на каждом праздничном столе задолго до гегемонии оливье.

​На фото Дореволюционная новогодняя открытка, начало 20-го века

На рубеже 19-20 веков новогодние праздники в Российской империи длились с 24 декабря по 6 января и включали в себя Сочельник, Рождество и Васильев вечер. Новый год оставался в тени Рождества, выступая скорее как приятное дополнение и лишний повод ещё раз собраться после бурных рождественских гуляний.

Мода на ёлку, в начале позапрошлого столетия привитая русским аристократам немцами, к последней трети 19-го века захватила всю Россию – ель устанавливали в Сочельник и убирали только под конец святок. Вторым несменяемым символом новогодних торжеств на рубеже веков стал таинственный старик-даритель, сменивший огромное множество имён перед тем, как стать Дедом Морозом.

Основные источники статьи:

  • Сальникова А.С. «История ёлочной игрушки»;
  • Душечкина Е.В. «Русская ёлка: история, мифология, литература»;
  • Похлёбкин В.В. «Кухня века».

У большинства людей новогодние праздники в первую очередь ассоциируются с ёлкой: процесс поиска и украшения хвойного дерева давно превратился в предновогодний ритуал. Кажется, новогодняя ёлка была всегда и ещё жители Древней Руси устанавливали её в своих избах, но нет: эта традиция зародилась в Германии в 16 веке, а в России прижилась только в первой половине 19-го.

Как новогодний и рождественский символ ёлка появилась в России в 1699 году по указу Петра Первого. Он приказал украшать хвоей общественные места и дома, но традиция не прижилась и после смерти императора забылась.

В начале позапрошлого столетия ёлки появились в домах петербургских немцев и вскоре захватили умы русской аристократии: наличие хвойного дерева накануне Рождества указывало на приобщённость хозяев дома к европейской культуре.

Вскоре мода на ёлку преодолела сословные границы и распространилась практически повсеместно, а во второй половине 19-го века проникла в провинцию. В последней трети столетия все жители Российской империи, будь то петербургские аристократы или смоленские крестьяне, породнились с ёлкой.

Ёлка в настоящее время так твёрдо привилась в русском обществе, что никому и в голову не придёт, что она не русская.

Василий Розанов

русский писатель и философ конца 19-го и начала 20-го века

Ёлка всегда готовилась для детей. За неделю до Рождества, которое праздновалось в Российской империи 25 декабря, для лесников и крестьян наступала денежная пора. Их утро начиналось с похода в лес на порубку елей, которые потом грузились на салазки и доставлялись в ближайшие населённые пункты.

Ёлки продавались в самых людных местах, которыми чаще всего служили площади и рынки. Жители Петербурга в начале прошлого века шли за ними к Гостиному двору – там находился главный ёлочный базар, куда в двадцатых числах декабря стекался весь город. В преддверии Рождества крупные города и сёла превращались в хвойные леса, в которых легко было заблудиться: «На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, – потерял дорогу! Собаки в ёлках – будто волки».

Ёлочный базар в саду Аничкова дворца, декабрь 1913 года​Фото Карла Буллы

Обеспеченные граждане покупали большие ёлки, стоимость которых порой достигала 50 рублей. Проблему с доставкой за четвертак решали шнырявшие по всему городу босяки. Бедняки и малоимущие люди приобретали ёлочки поскромнее, брали их под мышку и уносили домой самостоятельно.

Ёлки несли по всем улицам. Ветви плавно качались у обледенелых панелей. Снег был усеян еловыми иглами… Ёлки шествовали во все концы, ёлки ехали на извозчиках.

из воспоминаний современников

Ёлку ставили 24-го декабря, в Сочельник. Если в середине 19-го века рождественскую ель готовили втайне от детей, то к концу столетия они буквально жили на ёлочных базарах и помогали родителям с выбором хорошей и ароматной ёлки. Её появление в доме перестало быть сюрпризом, призванным подарить ребёнку незабываемые эмоции. Но детям это только нравилось: процесс выбора ёлки и вся предновогодняя суета доставляли им огромное удовольствие.

Судя по количеству деревьев, продаваемых перед Рождеством на рубеже 19-20 веков, к началу прошлого века ёлки устанавливались в большинстве домов всех слоёв городского населения. Дольше всего новым веяниям сопротивлялось старое консервативное купечество.

​Рождественская ёлка в дворянском доме, начало 20-го века Фото Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга

В деревнях ёлки ставили в местных сельских школах, куда стекалась праздновать Рождество и Новый год местная детвора. По воспоминаниям жителей Олонецкой губернии 1890-х годов, ёлки в школах «крепко прижились и крепко полюбились детям и самим отцам». В крестьянских избах вплоть до середины 20-го века они встречались редко.

На рубеже веков ёлку ставили наиболее зажиточные представители рабочего класса из Москвы и Петербурга, но широкое распространение среди пролетариата она получила только к 1930 годам.

Сиротам и детям из беднейших семей праздник устраивали различные общественные организации и частные благотворители – проведение таких ёлок в народных домах и детских приютах всячески поощрялось. Зажиточные дворяне нередко проводили ёлки специально для слуг и их семей.

Мама участвовала в проведении благотворительных праздников для детей нашего квартала, а мы с нашими друзьями помогали ей. В снятом для этого мрачном помещении рядом с рыночной площадью собирались дети бедняков. Каждый ребёнок получал ситец на платье или косоворотку, игрушку и большой пакет с пряниками. Такое отношение для этих детей было совсем необычным.

Маргарита Волошина

русская художница и писательница

«И чего на ёлке только не было!»

После покупки и установки праздничной ёлки начиналось самое интересное – её украшение. Первоначально каждая ёлочная игрушка воссоздавала какой-либо библейский сюжет и несла в себе глубокий религиозный смысл: верхушку дерева венчала Вифлеемская звезда, а у подножия вместо фигурки Деда Мороза стояло распятие. Ветви ели украшали ангелочки, флажки, символизирующие борьбу за веру, и колокольчики, знаменовавшие голос Господа.

В конце 19-го и начале 20-го века религиозные мотивы постепенно отходили на второй план, а целью ёлочных игрушек стало развлечение, а не нравоучение. Ёлочные украшения того времени можно разделить на несколько групп:

  • игрушки из ваты или папье-маше;
  • игрушки из воска;
  • картонажные украшения;
  • сахарно-пряничные игрушки;
  • игрушки из стекла, дерева и металла.

Большой популярностью пользовались игрушки из папье-маше, которые благодаря своей дешевизне и простоте в производстве легко конкурировали с непластичными деревянными ёлочными украшениями. Чаще всего из ваты и папье-маше в 19-20 веках делали ангелочков, фей, зверей и птиц.

Ёлочные игрушки из папье-маше​

Восковые игрушки изготавливались из обесцвеченного пчелиного воска, который легко отливался в нужные формы и делал украшения очень реалистичными. Единственный минус: они «конфликтовали» со свечами, которые ставились повсюду и даже вешались на ель.

Представители практически всех слоёв населения могли позволить себе картонажные (или «дрезденские» по названию места, где их начали изготавливать) игрушки, появившиеся в России в последней трети 19-го века. Объёмные или плоские, они изображали животных, рыб, насекомых, а в годы Первой мировой войны – военную технику.

​Картонажные ёлочные игрушки начала 20-го века: сова, лебедь, заяц и дирижабль Из коллекции Л. Блатт

Изготавливались эти игрушки просто: две выпуклые половинки тонированного картона склеивались вместе, а затем разукрашивались по вкусу – с использованием фольги, золотой и серебряной краски. Вплоть до Октябрьской революции картонажные ёлочные игрушки пользовались наибольшей популярностью в России.

При всём многообразии бюджетных и лёгких в изготовлении вариантов игрушек, украшения из стекла всегда оставались в тренде – такого блеска, как посеребрённое стекло, не могла дать ёлке ни одна другая игрушка. Они привозились из Чехии и Германии, поэтому дорого стоили и имелись только в зажиточных домах. Наличие на ёлке стеклянной игрушки указывало на статусность хозяина дома.

Ёлка сияла блёстками золотого дождя, малиновой и тёмно-зелёной серебристостью стеклянных шаров; наверху темно блестела звезда из бронзовых нитей; картонажные ангелы, деды-морозы, серебряные зайцы, белки, крокодилы…

Игорь Дьяконов

из воспоминаний о рождественской ёлке, первая четверть 20-го века

В конце 19-го и начале 20-го века на ёлку часто вешали съедобные игрушки: пряничные домики, игрушки из конфет, шоколада и карамели. Именно среди съедобных ёлочных украшений было много изделий российского производства. Особенно это касалось пряников – северо-русских козуль, которые изготавливались из ржаного теста, покрывались сахарной глазурью и разукрашивались сусальным золотом. Изначально козули изображали животных, но затем стали изготавливаться в форме звёзд, ангелочков, цветов, ёлочек и так далее.

Северо-русские козули​Иллюстрация из книги Татьяны Зелениной «Ёлка моего детства»

На рубеже веков в богатых домах возникла мода украшать праздничную ёлку электрическими гирляндами. За такую красоту приходилось дорого платить, в прямом и переносном смысле – лампочки гирлянд накалялись так сильно, что нередко приводили к пожару. Умельцы из малоимущих слоёв населения делали самодельные гирлянды из обыкновенных ламп, обмотанных цветной бумагой.

В конце позапрошлого столетия почти все ёлочные игрушки и составляющие для их изготовления производились в Германии. Русские оптовые торговцы несколько раз в год выезжали за границу за праздничными украшениями, а затем сбывали их в России.

Бизнес процветал: в начале 20-го века ассортимент ёлочных игрушек «Торгового дома Тихомирова и Ко» размещался на 12-ти страницах. В личной переписке той эпохи нередко встречались подобные фразы: «Ёлка, как всегда, великолепна. Огромная, пушистая, со множеством новых немецких игрушек!».

Перед Рождеством на потенциальных покупателей ёлочных украшений обрушивалась лавина рекламы – на каждом фонарном столбе висели объявления с предложением купить гирлянду, мишуру или новую немецкую ёлочную игрушку.

До провинции рынок игрушек добирался очень медленно, а когда добрался, испугал местных своими расценками. Поэтому жители сёл и провинциальных городов проявляли изобретательность – украшали ёлки самодельными картонажами, бумажными цепями, пряниками и позолоченными грецкими орехами.

Будь то столица или деревня, на рубеже веков стало невозможным представить себе новогодние праздники без богато украшенной ёлки. Ближе к Рождеству хвойные деревья ставились на городских площадях, в домашних гостиных, сельских школах и радовали глаз до самого конца святок, заканчивающихся 6 января.

Организация праздника ёлки

В последней четверти 19-го века, когда рождественская ёлка уже прижилась в России, начали появляться книги-методички по проведению праздников ёлки. Они стали настоящим спасением для сотен тысяч родителей и школьных учителей, ломавших голову над праздничным торжеством: такие пособия содержали огромное количество уже готовых новогодних номеров и программ со всеми необходимыми для них приложениями (тексты, ноты, рисунки и так далее).

В центре празднества всегда находилась ёлка. В её честь дети рассказывали стихи и пели песни: часто на праздниках звучало стихотворение «Ёлка» Алексея Плещеева, «Привет» Ивана Никитина, песня «Ёлка, ёлка…» Быстрова и другие. С каждым годом произведений появлялось всё больше, а практические руководства по проведению святочных праздников становились всё толще.

Воспитанники Мариинской школы глухонемых в карнавальных костюмах у ёлки. Санкт-Петербург, 1913 год Автор фото неизвестен

На каждой ёлке конца 19-го и начала 20-го века звучала классика «зимней» поэзии: «Зима! Крестьянин торжествуя» Александра Пушкина, «Чародейкою зимою» Фёдора Тютчева, «Бабушка-зима» Владимира Сологуба.

Как и сегодня, полтора столетия назад на ёлку приглашались родные и близкие люди. Обычно, кто-то из «домашних» или гостей брал на себя роль организатора и ведущего праздника: заранее штудировал методички, придумывал конкурсы и готовил подарки.

Неизменное участие принимал ежегодно Аркадий Николаевич (родственник Куприна – прим. TJ) и в ёлке. Этот детский праздник почему-то доставлял ему своеобразное, наивное удовольствие. Никто из домашних не умел лучше его придумать каждому подарок по вкусу, и потому в затруднительных случаях старшие дети прибегали к его изобретательности.

Александр Куприн

русский писатель и переводчик

Дети постарше готовились к празднику самостоятельно. На них лежала ответственная задача – поставить пару-тройку сюжетов из известных произведений. Часто на рождественских ёлках разыгрывались сцены из «Щелкунчика» Эрнста Гофмана и «Снежной королевы» Ганса Кристиана Андерсена. Девочки любили исполнять танец снежинок под песню «Мы белые снежиночки».

Новогодние праздники в Российской империи проходили в литературно-музыкально-театральном формате, а домашние гостиные, общественные ёлки и школьные залы превращались в настоящие театры.

Добрый Дедушка Ёлкич, ты подарки нам принёс?

Обычай дарить рождественские и новогодние подарки существовал в России задолго до появления моды на ёлку, но широкое распространение получил только с её приходом в середине позапрошлого столетия. Дети постарше в Рождество находили под праздничным деревом книги, малышам дарили игрушки и конфеты. Крестьянская детвора часто получала подарки от хозяев помещичьих усадеб.

Когда все нагляделись на ёлку и на свои подарки, мама раздаёт с ёлки всем крестьянским детям «скелетцев», пряники, крымские яблоки, золочёные орехи и конфеты, и все, нагруженные своими подарками и сладостями, расходятся по домам.

Татьяна Сухотина-Толстая

старшая дочь Льва Толстого

Вслед за Европой, во второй половине 19-го века в России начал складываться миф о дарителе – таинственном старике, который приносит подарки и кладёт их под ёлку (в семьях, где традиция устанавливать ель втайне от детей сохранялась, дерево тоже приносил он). Имя Санта Клауса, как и святого Николая, в России не прижилось. Но и Дедом Морозом он стал называться далеко не сразу.

В начале 1860-х годов загадочный даритель недолгое время носил имя старого Рупрехта, которое указывало на его немецкое происхождение. В 1870-х Рупрехт превратился в Дедушку Николая. Спустя десятилетие его стали величать добрым Морозко или просто Морозом. Казалось бы, вот-вот Мороз превратится в Деда Мороза, но нет – в начале прошлого столетия таинственный старик прослыл Ёлкичем и даже удостоился одноимённого рассказа Фёдора Сологуба про себя.

Святочный старик, рождественский дед, ёлочный дед – как его только не называли, пока в 1914 году Сергей Есенин не написал стихотворение «Сиротка», в котором фигурировал Дедушка Мороз. Именно этот вариант оказался самым живучим и известен до сих пор.

Дореволюционная рождественская открытка с изображением Деда Мороза​

Ряженые старики начали появляться на праздниках ёлки в последней четверти 19-го века: очерк 1884 года гласит, что в одном из домов «в старика с ёлочкой в руках одели маленькую Катю». Часто такие фигурки, отлитые из гипса и «одетые» в шубу, украшали праздничную ель или стояли у её подножия.

Дед Мороз выходил ближе к самому концу торжества по громкому зову детей и гостей. Первые были заинтересованы в появлении старика-дарителя больше остальных: до его прихода подарков они не получали.

К началу 20-го века Дед Мороз, как и ёлка, стал незаменимой частью новогоднего праздника. Он представал во множестве ипостасий: как ёлочная игрушка, загадочный даритель подарков, литературный и музыкальный персонаж и даже как рекламный трюк для привлечения клиентов.

Праздничный стол

Российская империя являлась православным государством, поэтому наиболее торжественные застолья устраивались в Сочельник и на Рождество. Каждое блюдо, подаваемое к столу в Сочельник, имело свой религиозный смысл и утверждалось церковью. Рождество к началу прошлого столетия сильно обмирщало, поэтому находилось во власти не религиозных, а скорее светских традиций.

24 декабря с наступлением сумерек хозяева дома и гости приступали к трапезе. По церковному уставу, меню Сочельника состояло из трёх обязательных постных блюд: печёная рыба, густой фруктовый компот и размоченное в воде зерно (сочиво, что-то типа каши). Помимо этой «программы минимум» на столе могли появиться пирожки с рыбой, вареники с капустой и грибами, малосольные огурцы, клюквенный кисель и ватрушки на десерт.

Рыба, χθύς по-древнегречески, являлась акронимом имени Иисуса Христа и занимала центральное место на столе. Зерно, размоченное в воде, символизировало начало жизни. Компот олицетворял созревание жизни и её окончание.

На следующее утро, 25 декабря, строгий религиозный Сочельник сменялся шумным и радостным Рождеством. На рождественском столе во второй половине 19-го века обязательно присутствовал пирог, холодная рыба, жаркое из птицы или другого животного, различные овощи, фрукты и сладкий десерт.

Новый 1900 год зажиточные горожане встречали, уплетая суп из дичи с волованами (закуски из теста), отварную лососину с соусом, запечённую телятину, рябчиков в сметане и апельсиновое желе на десерт. Пили вино, шампанское, кофе с коньяком или водку.

Семьи победнее довольствовались куриным рассольником, заливным судаком, жареной индейкой и компотом. Иногда встречались совсем оригинальные блюда, например суп из бычьих хвостов или разваренные свиные мозги.

Сын российского архитектора и скульптора Владимира Несытова у рождественской ёлки, 1910 год Фото из семейного архива

31 декабря праздновался Васильев вечер. В этот день на стол подавался целый молочный поросёнок, а за неимением оного – запечённая свиная голова. Малоимущие семьи ограничивались свиным студнем, домашней колбасой или, на худой конец, салом. В остальном новогодний стол совпадал с рождественским и начал меняться только в советскую эпоху.

В январе 1918 года Совнарком РСФСР издал декрет, согласно которому в России вводился григорианский календарь, а празднование православного Рождества переносилось на 7 января. В новом атеистическом государстве праздничная ёлка и все связанные с ней ритуалы постепенно видоизменялись, в результате чего на первый план вышло празднование Нового года, а ёлка из рождественского дерева превратилась в новогоднее.

Статья создана участником Лиги авторов. О том, как она работает и как туда вступить, рассказано в этом материале.

http://www.borodino2012.net/?p=14013

Подготовил  Сергей Самохвалов член Императорского Русского Исторического общества.

Для желающих поздравить близких людей с Новым Годом, написав поздравительную открытку на правильном русском языке, без использования уродливого советского жаргона и безграмотного правописания.

Источник:«Письмовник самоучитель для составления разнаго рода писем, конторских книг, прошений и разнаго рода деловых бумаг и актов» М.,1912 — с.4-7.

Поздравления к новому году и рождеству (открытки царской России)

1)образец письма сына к отцу или матери:

«Любезный батюшка!

(матушка или любезные родители, если письмо относится къ отцу и матери).

Пользуясь случаемъ, я въ день Новаго года вновь высказываю Вамъ тѣ еланiя, которыя я съ молитвою возсылаю о сохраненiи Вашего здоровья. Позвольте мнѣ, вмѣстѣ ъ этимъ, выразить живую признательность за попеченiя Ваши обо мнѣ, когда я былъ ещё ребёнкомъ, и за пожертвованiя Ваши для моего воспитанiя. Да будетъ воля Божiя сохранить васъ ещё многiя лѣта и позволить мнѣ кружить Васъ моею признательностью и благодарностью.

Поздравьте за меня съ Новымъ годомъ моихъ родныхъ и увѣрьте ихъ въ моей искренней привязанности.

Съ глубокимъ уваженiемъ и преданностью

остаюсь Вашъ сынъ

Н.Н.»

2)образец письма женатого сына к своим родителям:

«Любезные родители!

Вотъ опять наступила эпоха, въ которую я привыкъ высказывать Вамъ всю свою признательность и глубокую любовь. Эти чувства, какъ единственныя въ сынѣ, только возросли и окрѣпли съ годами; потому что ежедневное размышленiе доказываетъ мнѣ ашу родительскую доброту и напоминаетъ мнѣ моемъ долгѣ юбви къ вамъ, который я никогда не буду въ состоянiи уплатить. Тѣмъ не менѣе, я никогда не забуду о нёмъ и счастливъ, что могу ещё разъ сказать Вамъ объ этомъ.

Моя жена вмѣстѣ о мною спѣшитъ высказать Вамъ свои желанiя о Вашемъ здоровьѣ счастьѣ, а маленькiй сын (или дочь, назвать по имени) е можетъ утѣшиться, что не въ состоянiи обнять дѣдушку и бабушку.

Съ великимъ почтенiемъ сынъ Вашъ

Н.Н.»

3)образец письма к дяде:

«Любезный дядюшка!

Первое января – счастливый день для меня, потому что я могу высказать Вамъ ещё разъ всю мою привязанность и выразить желанiя, такъ же искреннiя, какъ сильныя, чтобы Вы и въ этомъ году процвѣтали и пользовались полнымъ счастьемъ и совершеннымъ здоровьемъ.

Ваши благодѣянiя удвоили, такъ сказать, узы родства и, вмѣстѣ тѣмъ, мою признательность. Я льщу себя надеждой, что и въ этотъ годъ Вы почтите меня своею любовью и дружбою; это – самая сладкая моя надежда.

слѣдуетъ подпись.»

4)образец письма к замужней сестре:

«Приношу тебѣ ъ этотъ день дань братской любви, высказывая мои горячiя желанiя, чтобы наступающiй годъ ты провела счастливо. Дай Богъ, чтобы счастье никогда не покидало тебя, — чтобы твой мужъ и твои дѣти пользовались совершеннымъ здоровьем и жизнью, столь же долгою, какую я желаю тебѣ.

Скажи своему мужу, что я люблю его темъ болѣе, что онъ составилъ твоё счастье, и поцѣлуй за меня какъ его, такъ и дѣтей, которыхъ я люблю, как своихъ собственныхъ.

Прощай, пиши ко мнѣ очаще и считай меня своимъ другомъ.

слѣдуетъ подпись.»

5)образец письма к покровителю:

«М.[илостивый Г.[осударь]

Искренно радуюсь счастливому случаю выразить моё уваженiе къ Вамъ и всю мою благодарность, и вмѣстѣсъ тѣмъ горячiя желанiя моихъ чувствъ, потому что они имѣютъ своимъ источникомъ сердце, полное благодарности къ Вамъ, и которое старается быть достойнымъ Вашего покровительства.

Съ глубочайшимъ уваженiемъ имѣю честь

быть Вашимъ,

Милостивый Государь,

покорным слугою

Н.Н.»

Поздравления к новому году и рождеству (открытки царской России)

Внимание: более полное собрание образцов новогодних и рождественских поздравлений Императорской России:«Правила светской жизни и этикета. Хороший тон» СПб., 1889 (репринт. переизд. – М., 1991) – с.341-349.

Корреспондент «Белгородской правды» рассказывает об открытках и перебирает старые почтовые карточки

В шкафу моих родителей хранятся сложенные стопочкой открытки с новогодними поздравлениями. От тёти Лены с Алтая – маминой школьной подруги. От дедушки Коли – папиного дяди и его семьи из Пермского края. Все они приходили по родительскому адресу как раз к Новому году ещё 15–20 лет назад.

Потом пожелания «счастья, здоровья и непременно успехов в наступающем Новом году» на открытках сменились примерно такими же, но в социальных сетях. Что поделаешь – другие времена… Но заведующая фондом редких изданий Белгородской государственной универсальной научной библиотеки Татьяна Догадина уверена: открытка остаётся очень важным элементом наступающих праздников.

Ушли в народ

Родиной рождественской открытки считают старую добрую Англию. По распространённой версии, художник Добсон (имя его до нас не дошло) в 1794 году на поздравлении своему другу с праздником изобразил зимний лес и счастливую семью. Друг, как сказали бы сейчас, креативный подход художника оценил. К следующему Рождеству Добсон изготовил несколько дюжин таких поздравительных карточек в технике литографии и разослал всем своим знакомым.

А через 50 лет в той же Англии наладили серийное производство рождественских открыток. Дело было так. В 1840 году сэр Генри Коул решил соригинальничать и поздравить родню открытками с миниатюрным триптихом художника Королевской академии Джона Хорсли. В центре карточки размером 12 х 7 см он изобразил семью Коула за рождественским столом, а по бокам – картинки, напоминающие о милосердии этого благородного семейства. На открытке значилось поздравление: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года».

Идея увенчалась успехом. Многочисленные родственники, получив поздравительную карточку, похвастались ею своим знакомым. Сарафанное радио сработало, и три года спустя Коул решил напечатать тысячу открыток и продавать их. За каждую получил по шиллингу. До наших дней сохранилось 30 открыток из первой партии. Их ценность очень велика: одну из таких открыток несколько лет назад купили за 5 тыс. фунтов стерлингов.

Поздравительные открытки обрели популярность. Ближе к концу XIX века они добрались и до России. Ушлые купцы приобретали их за рубежом, делали подпись «С Рождеством!» и продавали по рублю за штуку. Позднее открытки печатали за границей, в основном в Германии, уже по заказу российских книжных лавок.

Затем открытки – «открытые письма» – без картинок и с маркой стало выпускать почтовое ведомство. А в 1894 году российским частным издателям разрешили не только печатать поздравительные открытки, но и делать их иллюстрированными. Это дело расцвело пышным цветом настолько, что вскоре к работе над поздравительными рождественскими и пасхальными открытками привлекли известных художников Александра Бенуа, Михаила Врубеля, Льва Бакста.

«Время я провожу приятно»

Чтобы узнать, что желали друг другу белгородцы на Рождество и Новый год в начале и середине прошлого века, отправляемся в Белгородскую государственную универсальную научную библиотеку. Там в фонде редких изданий хранится около 7 тыс. различных открыток.

Рассматриваем старинные поздравительные открытки. Состояние у них разное: какие‑то дошли до наших дней целёхонькими, хоть сейчас на почту, на других от времени осыпалась краска. По словам Татьяны Догадиной, до начала XX века обратная сторона открытки предназначалась только для адреса, места для письма на ней не было. Лишь в 1904 году Всемирный почтовый союз установил такую форму открытки, которая и дошла до наших дней. Её оборот разделён на две части: левая – для текста обращения, правая – для адреса, марки и почтовых отметок.

Вообще открытки к двум большим зимним праздникам изготавливали лучшие художники и печатники. На большинстве открыток изображены праздничные сюжеты. Чуть позднее этим видом искусства заинтересовались и фотохудожники. Однако их, как пишут исследователи, больше интересовали изображаемые на открытках люди: влюблённые пары, готовящиеся к празднику дети и т. п.

Рассматриваем те, на которых можно разобрать подписи. 1 января 1912 года открытка с новогодним поздравлением отправилась из Великомихайловки к некоему Переверзеву в Новый Оскол.

«Желаю всего наилучшего в жизни». Как поздравляли с Рождеством и Новым годом в XX веке - Изображение
Фото: Владимир Юрченко

Из другой поздравительной карточки, адресованной ему же, становится известно, что Переверзев – новооскольский священник. Отец Капитон служил в соборе Успения Пресвятой Богородицы. Открытку прислала его дочь:

«Дорогие папочка, мамочка и сестрица! Поздравляю с Новым годом. Желаю здоровья, счастья и всего наилучшего в жизни. Время я провожу приятно, домой не приеду».

Бытовые подробности к поздравлениям с Рождеством или Новым годом в открытках добавляли часто. Любопытная карточка пришла из столицы, Санкт-Петербурга, в уездный Новый Оскол. Её отправительница, поздравляя с Новым годом Тасичку – сестру или ближайшую подругу, сообщает: была у дяди с 24 по 29 декабря и «всё время» играла с маленькой Женичкой. Вместе с ней «убирала» ёлку. Та у Женички украшена «конфектами», золотым дождём и бусами.

«Милым Вите и Мане»

2 января 1917 года получила поздравление с Новым годом от подруги «дорогая Ленусичка». Жительнице Харькова, «ея Высокородiю m-lle Зелениной», писала тоже харьковчанка. Убористым женским почерком дама шлёт подруге лучшие пожелания, просит поздравить за неё Нату и сообщает, как проводит праздничные дни:

«Я всё время то катаюсь на коньках, то в гостях. Время провожу довольно хорошо. У нас теперь оттепель, и пруд раскис, так что нельзя кататься. Ну, всего хорошего. Скоро увидимся».

Из Москвы в декабре 1911 года в харьковскую гостиницу доставили поздравительную открытку на французском языке для «madame Bonnotte». Её отправитель подписался лаконично и интимно: «Целую, Генри».

К Рождеству 1913 года, 25 декабря, получил поздравление с пожеланием всего наилучшего «дядя Вася» – харьковчанин Василий Порфирьевич Савельев. Откуда его племянник отправил почтовую карточку, разобрать на штемпельном оттиске сложно. Зато можно подсчитать: от отправителя адресату открытка дошла за два дня.

Из уездного города Венёва Тульской губернии в конце декабря 1909 года пришло поздравление с наступающими праздниками «милым Вите и Мане» в Харьков. В этой же карточке родственники поздравляли с Рождеством и Новым годом «дядю Петю и тётю Машу» и желали «в радости и веселии встретить и провести этот великий праздник».

В последних числах декабря 1911 года поздравление с праздниками пришло из уездного орловского, а теперь брянского города Карачев жительнице Орла Анне Александровне. Фамилию её разобрать на карточке сложно:

«Многоуважаемая Анна Александровна, поздравляем вас с высокоторжественным праздником Рождества Христова и наступающим Новым годом. Ещё поздравляем бабушку и Варвару Александровну».

«Желаю всего наилучшего в жизни». Как поздравляли с Рождеством и Новым годом в XX веке - Изображение
Фото: Владимир Юрченко

Открытки по‑новому

После Октябрьской революции 1917 года рождественские, а позднее и новогодние поздравительные открытки стали неугодными. Новая власть ополчилась на них как на буржуазные пережитки. В одном из циркуляров сказано:

«Бытовая обстановка рождественского праздника вредно действует на здоровье и воспитание детей: святочные рассказы с чертовщиной; дым и газ от ёлки; пьяные крики гостей…»

После 1923 года на почту спустили циркуляр с правилами заполнения поздравительных открыток: строго и чётко.

Фото Владимира Юрченко

Почти до конца Великой Отечественной войны жители СССР слали друг другу поздравления на открытках с репродукциями полотен художников и видами городов. В конце 1944 года солдаты стали посылать домой из освобождённых стран Европы великолепные новогодние открытки.

В Стране Советов серийный выпуск новогодних открыток наладили в 1950-х. На первых таких открытках были счастливые мамы с ребятишками и надпись «С Новым годом» на фоне башен Московского Кремля.

Из 7 тыс. хранящихся в научной библиотеке открыток шесть с половиной её сотрудники получили в дар от семьи известного новооскольского учителя и краеведа Владимира Колесникова.

В 1950-х годах, рассказывает Догадина, мелкие артели стали выпускать кустарные фотооткрытки. Несколько таких примитивно оформленных карточек есть в библиотечной коллекции. По словам Татьяны Михайловны, популярность кустарных фотооткрыток была недолгой. В конце 50-х годов прошлого века в газетах развернули кампанию «против безвкусицы, пошлости и мещанства», и продукция фотографов-кустарей сначала перекочевала на вокзалы и в пригородные электрички, а потом и вовсе пропала.

С парочки таких фотоокрыток смотрят молоденькие солдатики.

«В армии к Новому году приходил фотограф и всему батальону делал подобные фото: Иванову, Петрову Сидорову… А солдаты отсылали их домой», – поясняет наш фотокорреспондент Владимир Юрченко.

«Желаю всего наилучшего в жизни». Как поздравляли с Рождеством и Новым годом в XX веке - Изображение
Фото: Владимир Юрченко

Вновь расцвели новогодние открытки в 1960-х. В их сюжетах – сказочные персонажи, герои мультфильмов и достижения Советского Союза в освоении космоса. Подарки детям Дед Мороз на таких открытках запросто доставлял на ракете.

В 1970-х, когда БАМ объявили Всесоюзной ударной стройкой, на открытках поселился мальчик – Новый год в строительной каске. В 1980-м, после XXII летних Олимпийских игр, которые прошли в Москве, Дед Мороз обзавёлся помощником – олимпийским медвежонком. На открытках он летал на ракете или ехал с Дедом Морозом в заснеженную даль.

«Картинки на открытках зависели от происходящих в стране событий. Если наши фигуристы одерживали значимую победу, то Снегурочку могли изобразить катающейся на коньках», – говорит Татьяна Догадина.

Изображали на открытках и персонажей мультфильмов. Кого‑то с Новым годом поздравили открыткой с котом Леопольдом – героем одноимённого мультика, призывавшего всех жить дружно. А кто‑то пожелание счастья в Новом году получил на открытке с тремя белыми конями, словно из популярного фильма «Чародеи».

В начале 1990-х в продаже появились новогодние открытки – подобие дореволюционных. Одна из таких репринтных открыток хранится в библиотечной коллекции. В 1992 году она разошлась по стране тиражом более 1,5 млн экземпляров.
Тем, кто заинтересовался рождественскими и новогодними открытками, сообщаем: в научной библиотеке работает их выставка. Продлится она до 20-х чисел января. 

Оксана Придворева

Старинные новогодние открытки

Старинные новогодние открытки

Старинные новогодние открытки

Старинные новогодние открытки

Старинные открытки с новым годом и Рождеством

Старинные открытки с новым годом и Рождеством

Старинные Рождественские открытки

Старинные Рождественские открытки

Старые Рождественские открытки

Старые Рождественские открытки

Новый год старинные открытки

Новый год старинные открытки

Старинные Рождественские открытки

Старинные Рождественские открытки

Старые Художественные открытки

Старые Художественные открытки

Старинные новогодние открытки

Старинные новогодние открытки

Дореволюционные Рождественские открытки

Дореволюционные Рождественские открытки

Дореволюционные новогодние открытки

Дореволюционные новогодние открытки

Старинные открытки с новым годом

Старинные открытки с новым годом

Старинные новогодние открытки

Старинные новогодние открытки

Старинные открытки с новым годом

Старинные открытки с новым годом

Винтажная Новогодняя открытка

Винтажная Новогодняя открытка

Дореволюционные Рождественские открытки

Дореволюционные Рождественские открытки

Старинная Рождественская открытка

Старинная Рождественская открытка

Открытки из прошлого

Открытки из прошлого

Старинные новогодние открытки

Старинные новогодние открытки

Старинные новогодние открытки

Старинные новогодние открытки

Открытка с Рождеством!

Открытка с Рождеством!

Новогодние открытки ретро

Новогодние открытки ретро

Винтажные открытки

Винтажные открытки

Старинные Рождественские открытки

Старинные Рождественские открытки

Дореволюционные открытки с Рождеством

Дореволюционные открытки с Рождеством

Дореволюционные Рождественские открытки

Дореволюционные Рождественские открытки

Старые Рождественские открытки

Старые Рождественские открытки

Новогодняя открытка дореволюционная дети

Новогодняя открытка дореволюционная дети

Старинные Рождественские открытки

Старинные Рождественские открытки

Старинные новогодние

Старинные новогодние

Дореволюционные открытки с новым годом

Дореволюционные открытки с новым годом

Открытка с Рождеством!

Открытка с Рождеством!

Старинные новогодние

Старинные новогодние

Дореволюционные новогодние открытки

Дореволюционные новогодние открытки

Старые открытки с новым годом и Рождеством

Старые открытки с новым годом и Рождеством

Винтажная открытка новый год

Винтажная открытка новый год

С Рождеством Христовым СССР

С Рождеством Христовым СССР

Дореволюционные новогодние открытки Петербург

Дореволюционные новогодние открытки Петербург

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Поздравление с новорожденным девочкой внучкой
  • Поздравление с новосельем своими словами красиво на татарском языке
  • Поздравление с новорожденным вторым сыном
  • Поздравление с новосельем своими словами красиво коротко своими словами
  • Поздравление с новорожденным внуком открытка бесплатно