Поздравление с рождением ребенка в исламе в прозе

Как поздравить мусульманина с рождением ребенка, желательность и важность поздравления с рождением ребенка у мусульман.

Как поздравить мусульманина с рождением ребенка, желательность и важность поздравления с рождением ребенка у мусульман. В Исламе считается, что дети это дар и милость Всевышнего Аллаха. Поэтому желательно, как можно скорее, поздравить родителей новорожденного и их близких, потому что поздравления и пожелания наполняют сердца родителей ребенка радостью.

Отцу ребенка необходимо поздравить свою жену, родившую благополучно и проявить благодарность Всевышнему Аллаху. А что касается преподнесения подарков родителям ребенка, и вообще, мусульманами друг другу, то это из Ислама. А также сообщение радостных вестей в Исламе также считается сунной.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) говорится так: «Обменивайтесь подарками это усиливает взаимную любовь между вами».

Имам ан-Навави в своей книге «аль-Азкар», указывая на важность поздравлений, пишет: «Желательно приносить поздравления тому, у кого родился ребенок. Сподвижники пророка говорили, что в подобных случаях желательно поздравлять так, как учил делать ал-Хусайн. Сообщается, что он сказал одному человеку: Ты скажи:

«Баракаллаху лака фил-мавхуби лака, ва шакартал-вахиба, ва балага ашуддаху, ва рузикъта бирраху». Да сделает Аллах для тебя благословенным того, кто был дарован тебе, да воздашь ты Дарителю благодарностью, да достигнет новорожденный полной зрелости, и да будет тебе дано увидеть проявления его почтительности!

Желательно ответить на такое поздравление любыми нижеприведенными словами:

Баракаллаху лака ва барака галайка. —  Да благословит тебя Аллах, и ниспошлет Он тебе Свои благословения.

Джазакаллаху хайран Да воздаст тебе Аллах благом.

Разакъакаллаху мислагьуДа подаст тебе Аллах подобный ему.

Аджзалаху савабака  — Да вознаградит Он (Аллах) тебя щедро.

Также можно поздравить мусульманскую семью с рождением ребенка такими словами:

  1. «Пусть Аллаh сделает этого ребенка благословением для вас и благословением для уммы Мухаммада (да благословит его Аллаh и да приветствует)»
  2. «Пусть Аллаh благословит вас Своим подарком, и благодарите Того, Кто дал вам этот подарок, пусть ребенок достигнет совершеннолетия – и вы будете одарены его праведностью».
  3. «Пусть Аллах благословит вашу семью этим ребенком. Возблагодарите Того, Кто одарил вас им. Пусть ваш ребенок достигнет совершеннолетия и будет здоровым и благочестивым».

Вот такими словами поздравляют и отвечают на поздравления мусульмане. Теперь вы узнали о том, как поздравить мусульманина с рождением ребенка.

А ещё желательно дарить подарки родителям новорожденного и ребенку – это хороший способ укрепить дружбу и умножить любовь. Но, необходимо помнить, что подарки по случаю рождения ребенка не должны возводиться в ранг обязательного. Их не стоит ждать и считать обязательным условием. А Аллаh знает лучше.

Какое дуа прочитать, поздравляя человека с рождением ребенка?

Вопрос:

Есть ли какое-то специальное дуа, которое можно прочитать, поздравляя человека с рождением ребенка?

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том

Желательно (мустахаб) поздравлять родителей и других родственников новорожденного с рождением ребенка и читать дуа за них и за ребенка, так как это умножает их счастье и помогает создать атмосферу любви и единения. В Благородном Коране упоминаются добрые вести (бишара) нашему господину Ибрахиму и нашему господину Закариййи (мир им обоим).

1) Всевышний Аллах говорит о нашем господине Ибрахиме (мир ему) (смысл): «И Мы обрадовали его [Ибрахима] доброй вестью о кротком мальчике» (Коран, 37:101).

2) А о нашем господине Закариййи (мир ему) Всевышний Аллах говорит (смысл): «О Закарийя, Мы радуем тебя доброй вестью о мальчике, чье имя – Яхья» (Коран, 19:7).

В вышеприведенных аятах говорится о том, как Всевышний Аллах радует двух Своих пророков (мир им обоим) добрыми вестями (бишара). Есть разница между бишара и поздравлением (тахни’а), поскольку первое относится к тому, кто сообщает кому-то нечто хорошее, о чем тот не знал, а поздравление – выражение радости по поводу хорошей новости (Ибн аль-Каййим, Тухфат аль-мавлюд, с. 33).

3) Абу Бурда передает от нашего господина Абу Мусы (да будет доволен им Аллах), что тот сказал: «У меня родился сын, и я отнес его к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Он назвал его Ибрахимом, разжевал немного финика и положил ему в рот (тахник), попросил у Аллаха благословения для него и потом отдал его мне…» («Сахих» аль-Бухари, № 5166).

В свете вышеприведенных доводов многие классические ученые, такие как имам ан-Навави и Ибн аль-Каййим (да помилует их Аллах), полагают, что желательно поздравлять с рождением ребенка и читать дуа в связи с его рождением. Имам Ибн аль-Каййим говорит: «Если человек не может сам принести добрую весть, желательно (мустахаб) поздравить [с хорошим событием]» (Тухфат аль-мавлюд, с. 33).

Таким образом, следует поздравлять родителей и семью (вне зависимости от того, мальчик родился или девочка) и просить у Аллаха благословения для ребенка, чтобы ребенок вырос праведным и радовал родителей, чтобы Аллах даровал ребенку крепкое здоровье и благополучие и чтобы Аллах сделал так, чтобы родители были благодарны.

В связи с этим были переданы некоторые конкретные мольбы:

1) Наш господин Хасан аль-Басри (да будет доволен им Аллах) посоветовал одному человеку поздравить родителей с рождением ребенка следующими словами:

بَارَكَ اللَّهُ لَكَ فِي الـمَوْهُوبِ لَكَ، وَشَكَرْتَ الوَاهِبَ، وبَلَغَ أشُدَّهُ، وَرُزِقْتَ بِرَّهُ

«Пусть Аллах благословит вас Своим подарком, и благодарите Того, Кто дал вам этот подарок, пусть ребенок достигнет совершеннолетия – и вы будете одарены его праведностью».

Имам ан-Навави в «Аль-Азкар» (с. 349) и имам Ибн аль-Каййим в «Тухфат аль-мавлюд» (с. 35) оба передают это дуа от Хасана аль-Басри (да помилует их Аллах). Изначально оно было передано Ибн аль-Джа’дом в его «Муснаде», Ибн Аби ад-Дунья, Абу Бакром аль-Мунзиром в «Аль-Авсат» и Ибн Ади в «Аль-Камиль». Некоторые считают цепочку передачи этого сообщения слабой, но такие ученые, как ан-Навави и Ибн аль-Каййим, советуют читать это дуа, так как это праведное дело, пока человек не считает, что такое дуа безусловно утверждено Шариатом.

Имам ан-Навави (да помилует его Аллах) говорит, что тем, кого поздравляют, то есть родителям, желательно ответить следующим или похожим дуа:

بَارَكَ اللَّهُ لَكَ، وبَارَكَ عَلَيْكَ، وجَزَاكَ اللَّهُ خَيْراً، ورَزَقَكَ اللَّهُ مِثْلَهُ، وأجْزَلَ ثَوَابَكَ

«Пусть Аллах благословит тебя и осыплет благодатью. И пусть Аллах вознаградит тебя благом, подарит тебе то же самое и увеличит твою награду»

2) Айюб ас-Сахтияни (да помилует его Аллах), великий имам и табиин, поздравлял с рождением ребенка такими словами:

جعله الله مباركاً عليك وعلى أمة محمد صلى الله عليه وسلم

«Пусть Аллах сделает этого ребенка благословением для вас и благословением для уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует)» (передано имамом ат-Табарани (945) и другими от Айюба ас-Сахтияни; также Табарани передает это от Хасана аль-Басри (946)).

Подарки

Дарить подарки родителям новорожденного и ребенку – это хороший способ укрепить дружбу и умножить любовь. Однако следует помнить, что подарки по случаю рождения ребенка не должны возводиться в ранг почитаемого обычая. Их не стоит ждать и считать обязательными.

А Аллах знает лучше.

[Муфтий] Мухаммад ибн Адам

Даруль Ифтаа

Лестер, Великобритания

С английского языка перевела Малика Умм Яхья.

daruliftaa.com

139982

Во имя Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и только к верующим – на том.

Желательно (мустахаб) поздравлять родителей и других родственников новорожденного с рождением ребенка и читать дуа за них и за ребенка, так как это умножает их счастье и помогает создать атмосферу любви и единения. В Благородном Коране упоминаются добрые вести (бишара) нашему господину Ибрахиму и нашему господину Закариййи (мир им обоим).

1) Всевышний Аллах говорит о нашем господине Ибрахиме (мир ему) (смысл): «И Мы обрадовали его [Ибрахима] доброй вестью о кротком мальчике» (Коран, 37:101).

2) А о нашем господине Закариййи (мир ему) Всевышний Аллах говорит (смысл): «О Закарийя, Мы радуем тебя доброй вестью о мальчике, чье имя – Яхья» (Коран, 19:7).

В вышеприведенных аятах говорится о том, как Всевышний Аллах радует двух Своих пророков (мир им обоим) добрыми вестями (бишара). Есть разница между бишара и поздравлением (тахни’а), поскольку первое относится к тому, кто сообщает кому-то нечто хорошее, о чем тот не знал, а поздравление – выражение радости по поводу хорошей новости (Ибн аль-Каййим, Тухфат аль-мавлюд, с. 33).

3) Абу Бурда передает от нашего господина Абу Мусы (да будет доволен им Аллах), что тот сказал: «У меня родился сын, и я отнес его к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует). Он назвал его Ибрахимом, разжевал немного финика и положил ему в рот (тахник), попросил у Аллаха благословения для него и потом отдал его мне…» («Сахих» аль-Бухари, № 5166).

В свете вышеприведенных доводов многие классические ученые, такие как имам ан-Навави и Ибн аль-Каййим (да помилует их Аллах), полагают, что желательно поздравлять с рождением ребенка и читать дуа в связи с его рождением. Имам Ибн аль-Каййим говорит: «Если человек не может сам принести добрую весть, желательно (мустахаб) поздравить [с хорошим событием]» (Тухфат аль-мавлюд, с. 33).

Таким образом, следует поздравлять родителей и семью (вне зависимости от того, мальчик родился или девочка) и просить у Аллаха благословения для ребенка, чтобы ребенок вырос праведным и радовал родителей, чтобы Аллах даровал ребенку крепкое здоровье и благополучие и чтобы Аллах сделал так, чтобы родители были благодарны.

В связи с этим были переданы некоторые конкретные мольбы:

  • Наш господин Хасан аль-Басри (да будет доволен им Аллах) посоветовал одному человеку поздравить родителей с рождением ребенка следующими словами:
بِرَّهُ وَرُزِقْتَ أشُدَّهُ، وبَلَغَ الوَاهِبَ،وَشَكَرْتَ لَكَ،الـمَوْهُوبِ فِي لَكَ اللَّهُ بَارَكَ

«Пусть Аллах благословит вас Своим подарком, и благодарите Того, Кто дал вам этот подарок, пусть ребенок достигнет совершеннолетия – и вы будете одарены его праведностью».

Имам ан-Навави в «Аль-Азкар» (с. 349) и имам Ибн аль-Каййим в «Тухфат аль-мавлюд» (с. 35) оба передают это дуа от Хасана аль-Басри (да помилует их Аллах). Изначально оно было передано Ибн аль-Джа’дом в его «Муснаде», Ибн Аби ад-Дунья, Абу Бакром аль-Мунзиром в «Аль-Авсат» и Ибн Ади в «Аль-Камиль». Некоторые считают цепочку передачи этого сообщения слабой, но такие ученые, как ан-Навави и Ибн аль-Каййим, советуют читать это дуа, так как это праведное дело, пока человек не считает, что такое дуа безусловно утверждено Шариатом.

Имам ан-Навави (да помилует его Аллах) говорит, что тем, кого поздравляют, то есть родителям, желательно ответить следующим или похожим дуа:

ثَوَابَكَ وأجْزَلَ مِثْلَهُ،اللَّهُ ورَزَقَكَ خَيْراً،اللَّهُ وجَزَاكَ عَلَيْكَ،وبَارَكَ لَكَ، اللَّهُ بَارَكَ

«Пусть Аллах благословит тебя и осыплет благодатью. И пусть Аллах вознаградит тебя благом, подарит тебе то же самое и увеличит твою награду»

  • Айюб ас-Сахтияни (да помилует его Аллах), великий имам и табиин, поздравлял с рождением ребенка такими словами:
وسلم عليه الله صلى محمد أمة وعلى عليك مباركاً الله جعله

«Пусть Аллах сделает этого ребенка благословением для вас и благословением для уммы Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует)» (передано имамом ат-Табарани (945) и другими от Айюба ас-Сахтияни; также Табарани передает это от Хасана аль-Басри (946)).

Дарить подарки родителям новорожденного и ребенку – это хороший способ укрепить дружбу и умножить любовь. Однако следует помнить, что подарки по случаю рождения ребенка не должны возводиться в ранг почитаемого обычая. Их не стоит ждать и считать обязательными.

А Аллах знает лучше.

Муфтий, Мухаммад ибн Адам, Лестер, Великобритания

 Источник

1. Распространение радостной вести

Мусульманину желательно как можно быстрее сообщить всем родным и близким о рождении ребенка. Это укрепляет узы дружбы и родства, способствует единению мусульман.

О важности распространения этой радостной вести сказано в Священном Коране. Всевышний Аллах говорит (смысл):

«Мы через Своих ангелов обрадовали её вестью о том, что она родит от своего мужа Ибрахима сына, которого назовут Исхаком. Он будет жить, и у него будет сын по имени Якуб»1.

И Всевышний Аллах обрадовал госпожу Марьям вестью о рождении пророка Исы (мир ему) (смысл):

«О Марьям! Аллах радует тебя вестью о рождённом, который был сотворён Словом Аллаха, имя которого Масих2 Иса, сын Марьям»3.

Также Всевышний обрадовал Закарию (мир ему), сказав (смысл):

«О Закария! Мы сообщаем тебе радостную весть о сыне, имя которому Яхья»4.

Когда родился Пророк (мир ему и благословение Аллаха), рабыня его дяди Абу Ляхаба по имени Сувейба обрадовала того вестью о рождении племянника. От радости Абу Ляхаб дал ей свободу. За это Всевышний Аллах каждый понедельник дает ему утолить жажду из выемки, которая образуется при сжатии кулака у основания большого пальца5.

2. Поздравление отца новорожденного

Желательно поздравить отца ребенка, сделав следующее дуа:

«БаракаЛлаху ляка филь-мавхуби ляка, ва шакарталь-вахиба ва баляга ашуддаху ва баляга биррах»

Перевод:

«Пусть Аллах благословит тебя в том, кто дарован. Возблагодари Того, Кто одарил тебя им. Пусть твой ребенок достигнет совершеннолетия и достигнет его в благочестии»

На эти слова отцу ребенка желательно ответить:

«БаракаЛлаху ляка ва баракалЛаху алейка» (или: «АджзаляЛлаху савабак»)

Перевод:

«Да благословит тебя Аллах» (или: «Пусть увеличит Всевышний твое вознаграждение»)6.

Эти дуа могут читаться как при рождении мальчика, так и при рождении девочки. Ведь проявлять различие между ними в радости – особенность джахилии, потому что в те времена радовались при появлении на свет мальчика и печалились при рождении девочки.

3. Азан и икамат новорожденному на ухо

Желательно сразу после рождения ребенка (как мальчика, так и девочки) прочесть в его правое ухо азан, а в левое – икамат.

Доказательства этому слова Абу Рафии (да будет доволен им Аллах):

«Я видел, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) после того, как Фатима родила Хасана, сына Али, прочитал в его ухо азан»7.

Имам Байхаки приводит в «Аш-Шуаб»8 от Хасана ибн Али (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«У кого родится ребенок, пусть прочтет ему азан в правое ухо, а икамат – в левое. Это защитит его от Умм ас-Сибьян»9.

Смысл этого – и Аллах знает лучше:

Смысл чтения азана и икамата новорожденному состоит в том, чтобы эти священные слова были первым, что услышит младенец. В них содержится упоминание о величии Всевышнего, слова шахады, признание которой делает человека мусульманином. Эти слова как бы внушаются младенцу при появлении в этом мире, так же, как они внушаются умирающему, покидающему этот мир.

Есть и другой смысл: звуки азана отпугивают шайтана, который с нетерпением ожидает появления на свет нового человека, чтобы завладеть им и сбить с истинного пути. И в словах азана содержится призыв к Аллаху, к Исламу, и это и есть та чистота – фитра – с которой рождается каждый человек. И этот призыв должен предшествовать зову шайтана.

Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Каждого младенца при рождении касается шайтан. И все они кричат от этого прикосновения, кроме Марьям и ее сына Исы»10.

Затем Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) добавил:

«Если хотите, читайте:

وَإِنِّي أُعِيذُهَا بِكَ وَذُرِّيَّتَهَا مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ 11».

Перевод:

«Поистине, я прошу у Тебя защиты для нее и ее потомства от проклятого Сатаны»12.

4. Тахник

Желательно после рождения ребенка положить ему в рот прожеванный кусочек финика.

Делается это так: финик разжевывается, небольшая его часть берется пальцем и кладется новорожденному в рот, затем легкими движениями пальца массируется полость рта справа налево, так, чтобы прожеванной массой охватить всю ротовую полость.

При отсутствии финика можно использовать любой сладкий продукт.

Тахник – это Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Благодаря этому укрепляются мышцы полости рта и языка, и ребенок подготавливается к принятию материнской груди.

Желательно, чтобы это делал знающий и/или благочестивый мужчина, чтобы ребенок получил его баракат. Но если в окружении такого мужчины нет, то это может сделать благочестивая женщина.

Приведем несколько хадисов, указывающих на желательность этой процедуры:

Передается от Абу Мусы (да будет доволен им Аллах):

«У меня родился сын. Я отправился к Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Он дал ему имя Ибрахим. Затем сделал ему тахник фиником»13.

Передается от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приходил, когда рождался ребенок, делал им дуа14 и делал тахник15.

От Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передают, что Умм Салим родила ребенка: «Вместе с новорожденным ребенком Абу Тальха я отправился к Посланнику Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха). Он спросил: «Есть ли у тебя финики?» Я ответил: «Да», – и дал ему их. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял, прожевал и после, вынув прожеванное, положил в рот младенца и сделал тахник. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал его ‘Абдуллой»16.

5. Имянаречение

5.1. Когда?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«При рождении ребенка нужно принести в жертву животное. Животное закалывается на седьмой день. В этот же день ребенку дают имя и бреют голову»17.

Этот хадис указывает, что имя дается на седьмой день. Однако есть и другой хадис, из которого следует, что сунна – давать имя в день рождения ребенка.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Ночью у меня родился сын, я назвал его именем праотца своего – Ибрахимом»18.

Из этих хадисов следует, что давать имя можно как в день рождения ребенка, так и на седьмой день.

Также, если ребенок умер до имянаречения, желательно все равно дать ему имя.

5.1. Право отца

Когда родители ребенка не могут прийти к согласию относительно имени, право дать ему имя отдается отцу. На это указывают вышеприведенные хадисы. Также говорят про человека: такой-то сын такого-то, и это закреплено в Священном Коране. Всевышний Аллах говорит (смысл):

«Зовите их по именам их отцов, это – более справедливо перед Аллахом»19.

5.2. Какими именами желательно называть детей?

На это родители должны обязательно обращать внимание. Дать ребенку хорошее, красивое имя – это их обязанность.

Сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

«Поистине, в Судный День вас будут призывать вашими именами и именами ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами!»20

Самыми любимыми для Аллаха именами являются Абдуллах и Абдуррахман.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поистине, самые любимые имена для Всевышнего – ‘Абдуллах и ‘Абдуррахман»21.

Также к желательным именам относятся имена пророков.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Давайте своим детям имена пророков»22.

Дозволяется назвать ребенка больше, чем одним именем, однако ограничиться одним лучше, ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) давал всем своим детям одно имя.

Дозволено давать детям также хорошие прозвища, например, прозвища сподвижников, такие, как ‘Умар аль-Фарук, Хамза Асадуллах или Халид Сайфуллах.

5.3. Изменения имени с плохим смыслом

Важно, чтобы имя, которые родители дают ребенку, не имело бы дурного смысла, не дало бы впоследствии повода задеть его честь, стать поводом для издевательств. Достоверно известно, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) менял людям имена с плохим смыслом.

Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что имя сподвижницы Зейнаб было Бара (Благочестивая), ей сказали: «Ты как будто хвалишь себя». И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал ее Зейнаб23.

5.4. Какие имена давать нежелательно?

К именам, которые мусульманам нежелательно давать детям, относятся:

  • Имена, указывающие на достоинства, например, Афлях (преуспевающий), Наджах (счастливый), Барака (благодать). Например, если спросишь: «Есть ли среди вас Нафи’ (полезный)?» – и тебе ответят: «Нет», – получится, как будто среди присутствующих нет ни одного полезного человека.
  • Имена, образованные от слов с неприятным людям смыслом, например, Харб (война), Кальб (собака), Хайя (змея), Мурра (горечь) и т. п.
    Аль-Бухари передает в «Сахихе» от Са’ида ибн аль-Мусайяба, который передает от отца, который передает от его деда, который сказал: «Я пришел к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), и он спросил: «Как тебя зовут?» Я ответил: «Хазн»24. Тогда он сказал: «Ты – Сахль»25. Но [дед] сказал: «Я не изменю имя, которое мне дал отец»». И Ибн Мусайяб сказал: «И с тех пор эта «жесткость» не покидает нас».
  • По мнению имама Малика, нежелательно давать имена ангелов, например, Джибриль, Микаиль, Исрафиль. Также от него передается мнение о нежелательности давать имена по названиям сур Священного Корана, такие, как «Таха», «Ясин», «Хамим». Однако большинство сошлось на том, что нет нежелательности в назывании детей именами ангелов и именами по названиям сур Корана26.
  • Нежелательно давать детям имена, связанные с Фараоном, такие, как Фир’аун, Карун, Хаман.
  • Также нежелательно давать имена шайтанов, например, аль-Вальхан, аль-Аджда’ и т. п.

Аш-Ша’би передает от Масрука, который сказал:

«Однажды я встретил Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), и он спросил меня: «Ты кто?» Я ответил: «Масрук ибн аль-Аджда’». И Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Аль-Аджда’ значит «шайтан»»27.

5.5. Какие имена давать запрещено (харам)?

  • Является харамом давать имена, указывающие на поклонение кому-либо, кроме Аллаха. Например, Абд аль-Кааба, Абд ан-Набий, Абд аль-‘Узза и подобные.
  • Также запретны имена вроде Сейид ан-Нас (господин людей), Сейид аль-Aраб и т. п., так как эти этитеты относятся лишь к Пророку (мир ему и благословение Аллаха).
  • Также запретно называть именами и эпитетами, принадлежащими лишь Всевышнему Аллаху, такими, как Ас-Самад, Аль-Халик, Ар-Разик28.
  • Запрещено давать имена вроде Малик аль-Мулюк и Шахин Шах (царь царей) или Сультан ас-Cалятын (правитель правителей).
  • Запрещены имена, похожие на клички, унижающие честь человека, например, Касыр (короткий), Ахрас (немой) и т. п. Всевышний Аллах сказал (смысл):

«И не порочьте друг друга злословием и не зовите друг друга обидными, злыми прозвищами»29.

6. Акыка

Слово «акыка» в арабском языке означает волосы, сбритые с головы младенца. Ученые по фикху называют этим словом жертвоприношение по случаю рождения ребенка.

По мнению ученых трех мазхабов, жертвоприношение является мустахаббом – желательным действием. Ханафиты же не считают его ни ваджибом (обязательным), ни мустахаббом. Поэтому кто хочет, может делать, кто хочет, может не делать30.

Является сунной закалывать за мальчика двух баранов, а за девочку одного. Это мнение шафиитов и ханбалитов.

Имам Малик сказал:

«За каждого новорожденного, будь это мальчик или девочка, – один баран, поскольку передается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал акыку за Хасана и Хусейна по одному барану31».

Из Сунны – совершение акыки на седьмой день после рождения, но, если сделаешь раньше или позже, это дозволено. Желательно сказать при забивании животного: «БисмиЛлях аЛлахумма минКа ва илейКа акыка [за такого-то]32», – как это передает наша госпожа Айша, (да будет доволен ею Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал им так делать33.

Желательно разделить тушу на части, отрезая каждую кость в месте сочленения суставов, и не ломать кости без нужды. Это подкрепляется словами Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллах): «Отправьте женщине, принимавшей роды, ногу жертвенного животного. Ешьте [это мясо] и кормите [им] других, и не ломайте кости этого животного»34.

Желательное действие совершения акыки возложено на отца.

Маликиты и ханбалиты говорят, что нет нежелательности в том, что акыку будет делать не отец или человек сделает ее сам за себя, когда вырастет. Шафииты говорят о том, что акыка за новорожденного – сунна для того, на ком лежит обязанность его содержать, (из своих средств, а не средств новорожденного).

Для акыки подходит любое животное, которое подходит для жертвоприношения, то есть без явных недостатков и так далее. Большинство ученых сошлось на том, что животное для акыки должно быть овцой, коровой или верблюдом. Большинство шафиитов и маликитов сказало, что корову или верблюда можно принести за семерых детей, а барана – за одного ребенка.

Желательно мясо зарезанного животного приготовить, съесть в семейном кругу, часть можно раздать как садака.

7. Бритье волос

Желательно сбрить все волосы на голове ребенка на седьмой день после рождения после совершения акыки. Недостаточно для выполнения сунны побрить часть головы или укоротить волосы. После этого желательно собрать волосы, взвесить их и раздать бедным золото и серебро на вес этих волос35.

Джа‘фар ибн Мухаммад передает от своего отца:

«Фатима, разыАллаху анха, взвесила волосы Хасана, Хусейна, Зейнаб и Умм Кульсум и в качестве подаяния выплатила серебро, равное весу этих волос»36.

Шафииты и маликиты сошлись на том, что желательно брить голову как мальчикам, так и девочкам. В ханбалитском мазхабе желательность бритья головы относится только к мальчикам.

8. Обрезание

Под обрезанием имеется в виду удаление крайней плоти, закрывающей головку полового члена, у мужчин.

Есть много хадисов об обрезании.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«К фитре37 относится пять вещей: обрезание, бритье волос на лобке, выщипывание волос под мышками, подстригание ногтей и укорачивание усов»38.

Передается, что Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на седьмой день после рождения Хасана и Хусейна принес за них в жертву животное и сделал им обрезание».

Женское обрезание состоит в удалении так называемого «капюшона», прикрывающего клитор39.

8.1. Хукм обрезания

По мнению имамов Малика, Шафии и Ахмада, обрезание является ваджибом, то есть обязательным.

Имам Малик сказал:

«Тому, у кого нет обрезания, не разрешается быть имамом в намазе, и его свидетельство не принимается».

Однако от него же передается другое мнение – о том, что обрезание – сунна (желательно). Мнение имама Абу Ханифы также заключается в том, что это желательно.

По мнению шафиитов, женское обрезание является обязательным, у маликитов – желательным, а по ханафитскому мазхабу это почтение, оказываемое мужу, потому что эта процедура делает половое сношение более приятным для него.

8.2. Когда нужно делать обрезание?

Большинство ученых высказалось за то, что обрезание становится обязательным по достижению совершеннолетия.

Но лучше сделать обрезание ребенку с первых дней его жизни. По шафиитскому мазхабу, желательно делать его на седьмой день, а нежелательно – до седьмого дня. А по маликитскому и ханбалитскому мазхабам обрезание желательно делать в возрасте от семи до десяти лет.


1. Сура «Худ», аят 71.

2. Мессия.

3. Cура «Аль-Имран», аят 45.

4. Cура «Марьям», аят 7.

5. Cура>«Фатх аль-Бари», Китаб ан-Никах, 9/124.

6. Мугни аль-Мухтадж, 4/296.

7. Приводят Тирмизи (№1514) и Абу Дауд (№5105).

8. «Аш-Шуаб», №8619.

9. Джинн женского пола.

10. Приводит Бухари в «Сахих» (№4274).

11. Сура Аль-Имран, аят 36.

12. Это дуа сделала мать Марьям при рождении дочери.

13. Приводят Бухари в «Сахих» (№5467) и Муслим (№2145).

14. Имам Навави толкует слова хадиса «фа йубаррик ‘алейхим» как «делал им дуа, проводил по ним рукой, чтобы они получили от баракат».

15. Приводит Муслим (№2147).

16. Приводят Бухари в «Сахих» (№5470) и Муслим (№2144).

17. Приводят Абу Дауд (№2837) и Тирмизи (№1522).

18. Приводит Муслим (№2315).

19. Cура «Аль-Ахзаб», аят 5.

20. Cура > Приводит Абу Дауд (№4948).

21. Приводит Муслим (№2132).

22. Из хадиса, который приводит Абу Дауд (№4950).

23. Приводят Бухари в «Сахих» (№5839) и Муслим (№2141).

24. Что значит «жесткий».

25. «Мягкий».

26. «Аль-Маджму’», 8/436.

27. Передает Абу Дауд (№4957).

28. Ханафиты дозволяют называть человека именами Аллаха, кроме имен Аллах и ар-Рахман. (Вахба Зухайли. Мусульманская семья в современном мире).

29. Cура «Аль-Худжурат», аят 11.

30. Cура > «Бадаи’ ас-санаи’» (5/69).

31. Приводит Абу Дауд (№2841).

32. «С именем Аллаха. О Всевышний, Тебе [принадлежит] и к Тебе [возвращается] акыка [за такого-то]».

33. Приводят Абдур-Раззак в «Аль-Мусаннаф» (№ 7963) и Байхаки в «Ас-Сунан аль-Кубра» (№ 303/9).

34. Передает Абу Дауд.

35. «Мугни аль-Мухтадж», т. 4, с. 67.

36. Приводит имам Малик в «Аль-Муватта», 2/501.

37. Есть два вида фитры: фитра сердца, то есть познание Аллаха, любовь к Нему и очищение сердца от всего, помимо Него, и фитра тела. К последней относятся упомянутые вещи.

38. Передают аль-Бухари (№ 5889) и Муслим (№ 257).

39. Не имеются в виду варварские практики удаления клитора и тому подобное. Женское обрезание, сделанное по правилам, не лишает женщину удовольствия от полового акта. Скорее, наоборот, хирургическая операция по обнажению клитора (то есть женское обрезание) часто приводит к повышению чувствительности.



Одной из отличительных черт Ислама является то, что он имеет множество традиций и обрядов, связанных с рождением ребёнка. Дальнейшее воспитание ребёнка идёт в соответствии с ними.

1. Обряды и традиции при рождении ребёнка

Извещение о рождении ребёнка и поздравления

Дети – дар и милость Всевышнего. Поэтому мусульманину желательно как можно скорее поздравить родителей новорождённого и их родственников. Также является сунной читать следующее дуа (мольба): «О Аллах, помоги отцу и матери вырастить высоконравственного ребёнка и дай им силы воспитать его, почитающим Ислам».

Эти поздравления и пожелания наполняют сердца родителей радостью, укрепляют братские отношения между мусульманами, в результате чего крепнет согласие и дружеские связи в обществе.

О важности извещения и поздравления свидетельствует и то, что об этом сказано в нескольких местах Священного Корана. Так, Всевышний сказал:

يَا زَكَرِيَّا إِنَّا نُبَشِّرُكَ بِغُلَامٍ اسْمُهُ يَحْيَى لَمْ نَجْعَلْ لَهُ مِنْ قَبْلُ سَمِيًّا

«О Закарийя! Поистине, Мы радуем тебя вестью о мальчике (сыне), имя которого будет Яхья». (сура Марям: 7)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поздравлял родителей новорождённых и делал за них дуа.

Поскольку дети – дар Всевышнего Аллаха, известить родителей о рождении ребёнка и поздравить их надо не только при рождении мальчика, как это принято в некоторых странах, но и при рождении девочки. От Джабира ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ كَانَ لَهُ ثَلَاثُ بَنَاتٍ، يُؤْوِيهِنَّ، وَيَكْفِيهِنَّ، وَيَرْحَمُهُنَّ، فَقَدْ وَجَبَتْ لَهُ الْجَنَّةُ الْبَتَّةَ، فَقَالَ رَجُلٌ مِنْ بَعْضِ الْقَوْمِ: وَثِنْتَيْنِ، يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: وَثِنْتَيْنِ

«Для того, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит кров, к которым будет проявлять милость, будет содержать и выдаст замуж, Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если он имеет двух дочерей?». На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Даже если имеет двух дочерей». (Бухари в «Аль-Адаб аль-муфрад», 78)

Отцу ребёнка также следует поздравить свою жену, благополучно разрешившуюся от бремени и поблагодарить Всевышнего. В некоторых семьях стало традицией дарить цветы и делать подарки родителям ребёнка. Это не противоречит духу и букве Ислама.

Чтение азана и икамата

Желательно, чтобы сразу же после рождения ребёнка отец прочитал в правое ухо новорождённого азан, а в левое – икамат. Это сунна.

От аль-Хасана ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ وُلِدَ لَهُ مَوْلُودٌ فَأَذَّنَ فِي أُذُنِهِ الْيُمْنَى، وَأَقَامَ فِي أُذُنِهِ الْيُسْرَى رُفِعَتْ عَنْهُ أُمُّ الصَّبِيَّاتِ

«Если у человека родился ребёнок, и он произнёс азан ему в правое ухо, а икъама – в левое, то ему не причинит вреда джинн по имени Умм ас-сабийят». (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 8254)

Также от Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

أَذَّنَ فِي أُذُنِ الْحَسَنِ بْنِ عَلِيٍّ يَوْمَ وُلِدَ، فَأَذَّنَ فِي أُذُنِهِ الْيُمْنَى، وَأَقَامَ فِي أُذُنِهِ الْيُسْرَى

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в день, когда родился Хасан, прочитал в правое ухо своего внука азан, а в левое – икамат». (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 8255)

Смысл чтения азана и икамата в уши ребёнка заключается в том, чтобы первыми словами, услышанными новорождённым в этом мире, были слова возвеличивания и восхваления Аллаха и его Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаах), а также призыв к служению Аллаху, к благочестию и добру.

Кроме того, слова свидетельства Единобожия (ла илаха илла Ллах) прогоняют проклятого шайтана и защищают ребёнка от его козней.

Тахник

Следующим суннатом, связанным с рождением ребёнка, является тахник. Он заключается в протирании дёсен младенца слева и справа мякотью спелого финика. Если нет финика, можно использовать любую сладость: мёд, конфеты, сахар.

О желательности этого свидетельствует хадис, который передал Абу Муса (да будет доволен им Аллах):

وُلِدَ لِي غُلاَمٌ، فَأَتَيْتُ بِهِ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَسَمَّاهُ إِبْرَاهِيمَ، فَحَنَّكَهُ بِتَمْرَةٍ، وَدَعَا لَهُ بِالْبَرَكَةِ، وَدَفَعَهُ إِلَيَّ

«Когда у меня родился сын, я принёс его к Пророку , который назвал его Ибрахимом, сделал ему тахник из одного финика, призвал на него благословение и отдал его мне». (Бухари, 5467)

Возможно, смысл тахника в том, чтобы первым вкусом, который новорождённый попробует в этой жизни, была не горечь, а сладость – сладость жизни. Совершать этот ритуал, как и другие, лучше доверить человеку богобоязненному, честному, доброму. Так больше надежды на воздействие его положительных качеств на дальнейшее поведение и характер ребёнка.

Бритьё головы

На седьмой день жизни ребёнка ему бреют волосы на голове. Волосы младенца не следует выкидывать, их надо собрать и взвесить. Родителям желательно раздать беднякам и нуждающимся в качестве милостыни количество золота или серебра, соответствующее весу волос. Затем волосы лучше закопать в чистом месте.

Смысл и цель бритья головы младенца заключается в следующем:

оно укрепляет волосы и кожу головы; при этом одновременно улучшается зрение, обоняние и слух;

раздача садака позволяет поддержать нуждающихся; в этом проявляется социальная солидарность между мусульманами;

бритьё волос на седьмой день после рождения означает очищение и кладёт начало выполнению Сунны.

О желательности бритья головы говорится в хадисе, переданном от Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах):

عَقَّ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنِ الحَسَنِ بِشَاةٍ، وَقَالَ: يَا فَاطِمَةُ، احْلِقِي رَأْسَهُ، وَتَصَدَّقِي بِزِنَةِ شَعْرِهِ فِضَّةً،

«Посланник Аллаха зарезал акику за Хасана и сказал: «О Фатима, побрей ему голову и раздай неимущим милостыню серебром по весу его волос»». (Тирмизи, 1519)

К большому нашему стыду и сожалению, сегодня многие мусульмане не имеют никакого представления о том, как поступал лучший из сынов Адама, наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), после рождения ребёнка. Те же, кто знает это, часто не придерживаются этих суннатов.

Соблюдение этих обрядов, несмотря на то, что они являются лишь желательными действиями, считается очень важным и богоугодным делом. С ними связаны дальнейшие успехи в воспитании ребёнка и его поведение.

Сложное начинается с простого, большое – с малого, обязательное – с желательного. Поэтому, если мы не будем внимательными к желательным действиям, то это неминуемо и закономерно приведёт к небрежности и в обязанностях.

Будем же соблюдать нормы Ислама не только на словах, но и в поступках!

2. Имянаречение и его правила.

Имянаречение – очень важное и знаменательное событие в жизни новорождённого младенца. Имя – составная часть как личности, так и души человека. Поэтому в Исламе уделяется очень большое внимание этому вопросу. Все нормы, относящиеся к имянаречению, имеют своё объяснение и практическую пользу. Приведём некоторые из них.

Время имянаречения

От ‘Абдуллаха бин ‘Амр бин аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم أمرَ بتسمية المولود يومَ سابعهِ، ووضعِ الأذى عنه، والعقّ‏.‏

«Пророк велел давать имя младенцу, сбривать ему волосы и приносить жертву на седьмой день после рождения». (Тирмизи, 2832)

Из этого хадиса следует, что дать имя ребёнку следует на седьмой день. Но имеются и хадисы, которые гласят, что можно назвать младенца в первый же день после рождения.

Так, со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха сказал:

وُلِدَ لي اللَّيْلَةَ غُلامٌ فَسَمَّيْتُهُ باسْمِ أبي‏:‏ إبْرَاهِيم صلى اللّه عليه وسلم

«Сегодня ночью у меня родился сын, и я назвал его по имени моего отца Ибрахима (да благословит его Аллах и приветствует)». (Муслим, 2315)

3. Ритуал акика и его нормы.

Акика –  это принесение в жертву за новорождённого одной или двух овец и раздача мяса бедным и нуждающимся.

О желательности этого ритуала говорится во многих хадисах. Так, передают со слов Самуры бин Джундуба (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха сказал:

كُلُّ غُلَامٍ مُرْتَهَنٌ بِعَقِيقَتِهِ، تُذْبَحُ عَنْهُ يَوْمَ السَّابِعِ، وَيُحْلَقُ رَأْسُهُ وَيُسَمَّى

«Каждый новорождённый ребёнок зависит от жертвоприношения (акики), которое совершается за него на седьмой день после рождения, когда ему следует также сбрить волосы и дать имя». (Ибн Маджах, 3165)

Также от Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:

أَمَرَنَا رَسُولُ اللَّهِ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — أَنْ نَعُقَّ: عَنْ الْغُلَامِ شَاتَانِ، وَعَنْ الْجَارِيَةِ شَاةً

«Посланник Аллаха повелел принести в жертву (совершить акику) за мальчика двух баранов, а за девочку – одного». (Ибн Маджах, 3163)

Предпочтительное время для акики

Как уже отмечалось в вышеприведённых хадисах, принести в жертву (совершить акику) за младенца лучше всего на седьмой день от рождения ребёнка. Однако совершение акики не ограничивается только этим днём.

Принести в жертву овцу одинаково желательно как при рождении мальчика, так и при рождении девочки. Но при рождении мальчика предпочтительно резать две овцы, а при рождении девочки — одну. Допускается и за мальчика зарезать одну.

Нежелательно разбивать кости зарезанного животного.

При разделывании туши зарезанной овцы, приготовлении мяса и во время еды необходимо заботиться о том, чтобы не разбить кости жертвы. Каждую кость надо отделить от другой по суставу.

Нормы, связанные с акикой

Необходимо, чтобы овца, предназначенная для жертвоприношения (акики), была годовалой. Также необходимо, чтобы она была здоровой, целой, невредимой, без изъянов и недостатков.

Не допускается, чтобы овца была слепой, хромой, беззубой или безухой. Но разрешается приносить овцу в жертву, если у неё есть маленькие недостатки, например, сломанные рога или метка на ушах, незначительная хромота.

Польза от акики

Акыка – это жертвоприношение ради Всевышнего за новорождённого в первые же дни его существования в этом мире. Оно служит выражением благодарности Аллаху, Дарующему блага.

Это своего рода искупление за ребёнка с целью уберечь его от бед и искушений, это проявление радости при рождении младенца, укрепление любви и согласия, социальной гармонии между различными слоями общества.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Поздравление с рождением прикольные женщине после 50
  • Поздравление с рождением сыновей двойняшек для мамы красивые открытки
  • Поздравление с рождением правнучки для прабабушки прикольные
  • Поздравление с рождением сына шесть месяцев
  • Поздравление с рождением сына для папы картинки скачать бесплатно