Поздравления с днем памяти амвросия оптинского

Яко к целебному источнику, / притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, / ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, / молитвами от бед и напастей охраняеши, / в телесных и душевных скорбех утешаеши, / паче же смирению, терпению и любви научаеши; / моли человеколюбца Христа / и Заступницу усердную ...

Здесь небо сине-голубое и солнца ослепительного яркий свет,

И в этом свете всё творенье неземное,

Великий лес в блещании злата осени одет.

И каждый лист срываясь исполняет песнопение,

Под руководством ветра дополняет хор лесной,

Здесь словно вечность каждое мгновенье,

Здесь каждая душа найдёт себе покой.

Старинный храм исполненный Божественною благодатью,

Где тихо служба непрерывно происходит день за днём,

И колокольня первозданная со старческой духовною печатью,

Родной мой скит-как много можно рассказать о нём…

Тропинка тянется от храма к колокольне,

Вот слева домик;Старец в нём великий жил,

Оставив грешный мир он добровольно,

Неся болезнь Творцу и людям в тихой келии служил.

Под крышей дома кельи этой происходили неземные чудеса;

И каждый был Любовью Божией согретый,

Для многих были здесь открыты Небеса!

Дух Старчества молитвенный придал земле сей Святость,

Он здесь повсюду- он душою ощутим,

Какую жеГосподь дарует грешным радость,

Давайте же мы Богу Славу ныне и вовеки воздадим !

Оглав­ле­ние

  • 1870 г.
  • 1871 г.
  • 1872 г.
  • 1873 г.
  • 1874 г.
  • 1875 г.
  • 1875 г. Поздрав­ле­ние началь­ству­ю­щим
  • 1876 г.
  • 1877 г.
  • 1878 г.
  • 1879 г.
  • 1880 г.

1870 г.

Сестры о Гос­поде и матери!
Кому по немощи и по ско­ро­сти не мог напи­сать, тех всех купно поздрав­ляю с пред­сто­я­щим вели­ким Тор­же­ством хри­сти­ан­ским. Когда в церкви будет вос­пе­ваться все­ра­дост­ное 
Хри­стос Вос­кресе!
Тогда и от меня греш­наго при­мите сие при­вет­ствие, с бла­го­же­ла­нием каждой из вас мир­ного духов­ного чув­ства и бла­го­душ­ного и бла­го­при­ят­ного рас­по­ло­же­ния ко всем, остав­ляя, по слову апо­столь­скому, аще кто на кого имать некое поре­че­ние, так как в это время Цер­ковь вос­пе­вает: про­стим вся Вос­кре­се­нием. 

1871 г.

Мудр­ству­ю­щим о Гос­поде!

К празд­нику Рож­де­ства Хри­стова вместо обыч­наго поздрав­ле­ния писал я вам о вели­ком Таин­стве вели­каго сего Празд­ника. Желал бы и теперь ска­зать вам что-нибудь о таин­ствен­ном зна­че­нии тор­же­ства хри­сти­ан­ских тор­жеств, т.е. празд­ника Вос­кре­се­ния Хри­стова. Но по сла­бо­сти болез­нен­ной не имею к тому сил, ни воз­мож­но­сти. Разве только вкратце скажу, что еже­год­ное празд­но­ва­ние светлаго празд­ника Вос­кре­се­ния Хри­стова, кроме соб­ствен­наго зна­че­ния, служит вместе для нас и напо­ми­на­нием все­об­щаго и все­мир­наго вос­кре­се­ния, что осо­бенно видно из зна­ме­на­тель­ных дей­ствий Пас­халь­ной утрени.

Первое. В све­то­нос­ную нощь, после про­чте­ния полу­нощ­ницы, бывает тор­же­ствен­ное исхож­де­ние и обхож­де­ние храма свя­щен­но­слу­жи­те­лями и всеми вер­ными с воз­жен­ными све­щами, при несе­нии креста и святых икон и звоне коло­ко­лов. Явно, что это цер­ков­ное дей­ствие прямо ука­зы­вает на еван­гель­скую притчу о десяти девах, в полу­нощи воз­буж­ден­ных воплем: «се жених грядет! Исхо­дите в сре­те­ние его! Тогда восташа вся девы тыя, и укра­сиша све­тиль­ники своя, и изы­доша в сре­те­ние жениху» (Мф.25:1–7), Девы эти – души веру­ю­щих. Жених – Хри­стос. Ночь – жизнь века сего. Све­тиль­ники – вера и добрыя дела. – Как еван­гель­ская притча, так и тор­же­ствен­ное обхож­де­ние храма вер­ными при звоне коло­ко­лов не изоб­ра­жают ли все­об­щее вос­кре­се­ние при конце мира, когда глас трубы архан­гель­ской воз­бу­дит всех мерт­вых, и веру­ю­щие в Гос­пода, подобно Еван­гель­ским девам, изыдут в сре­те­ние Ему со све­тиль­ники своими, каждый по досто­ин­ству своему.

Второе. Когда совер­ша­ется это тор­же­ствен­ное шествие около храма, двери цер­ков­ныя затво­ря­ются. Верные, идуще видят в храме свет, а на пути пред собою и около себя непро­ни­ца­е­мый мрак, и тако при­хо­дят в пред­две­рие храма к затво­рен­ным дверям. Не озна­ча­ется ли сим, что все вос­крес­шие во все­мир­ное вос­кре­се­ние издали узрят чертог небес­ной славы, но не все внидут в оный, а только одни достой­ные, у кото­рых све­тиль­ники, как у мудрых дев, не угас­нут в сре­те­нии Жениха – Христа. Осталь­ные же, у кото­рых, как у юро­ди­вых дев, све­тиль­ники угас­нут, тщетно будут повто­рять начало цер­ков­ного стиха: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, укра­шен­ный, и одежды не имам да вниду в онь».

Третье. В пред­две­рии храма, пред затво­рен­ным онаго входом, пер­вен­ству­ю­щий слу­жа­щий, сотво­рив обыч­ное пас­халь­ное начало про­слав­ле­нием Святыя Троицы и пением: Хри­стос вос­кресе, с кре­стом в руках, отвер­зает двери цер­ков­ныя и первый входит в храм, а ним входят без­раз­лично и все прочие хри­сти­ане, поющие радост­ную цер­ков­ную песнь: Хри­стос вос­кресе из мерт­вых, смер­тию смерть поправ и сущим во гробех живот даро­вав. Повто­ряя оную мно­го­кратно, при­ла­гают и другия все­ра­дост­ныя пес­но­пе­ния: Вос­кре­се­ния день, про­све­тимся людие! Пасха, Гос­подня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Хри­стос Бог нас при­веде побед­ную поющия и т.д. Не слышно уже обыч­наго чтения, воз­буж­да­ю­щаго дух сокру­ше­ния, а слышно одно лишь непре­рыв­ное слад­ко­пе­ние, воз­буж­да­ю­щее во всех радо­ва­ние. Непре­станно явля­ются слу­жи­тели алтаря в бли­ста­ю­щих одеж­дах, непре­станно зрим крест Хри­стов и покла­ня­емся сему зна­ме­нию спа­се­ния нашего, непре­станно осе­ня­емся куре­нием свя­щен­ного фимиама; у всех на руках воз­жен­ныя свещи; в устах же у всех, и слу­жа­щих, и поющих, и пред­сто­я­щих, только и слы­шится радост­ное: Хри­стос Вос­кресе! Так празд­ну­ется вре­мен­ная Пасха Хри­стова на земле, и к сему празд­но­ва­нию допус­ка­ются все хри­сти­ане, достой­ные и недо­стой­ные, потому что насто­я­щая жизнь под­ле­жит изме­не­нию: нередко достой­ные дела­ются недо­стой­ными, и наобо­рот – недо­стой­ные дела­ются достой­ными, что явно ока­за­лось на Иуде и раз­бой­нике. Первый был в лике избран­ных два­на­де­сяти апо­сто­лов Хри­сто­вых, три лета после­до­вал за Хри­стом, слушая непре­стан­ное учение Его, и имел даро­ва­ние изго­нять бесов и исце­лять мно­го­раз­лич­ныя болезни. Но нако­нец, обезу­мив­шись от нера­де­ния и среб­ро­лю­бия, предал Христа и погиб вечно. Послед­ний же более 30 лет был в шайке зако­ре­не­лых зло­деев, но, вра­зу­мив­шись на кресте, испо­ве­дал волею Рас­пен­ша­гося Сына Божия Гос­по­дом и Царем, и первый вошел в рай. При­меры эти да содер­жим всегда в памяти, чтобы воз­дер­жать себя от греха осуж­де­ния, хотя бы мы видели кого-либо и при конце жизни гре­ша­щим, как убеж­дает нас св. Иоанн Лествич­ник.

Но иной будет поря­док празд­но­ва­ния на Небеси Пасхи вечной после все­об­щаго вос­кре­се­ния и суда. К празд­но­ва­нию оной допу­стятся только одни избран­ные, достой­ные. И кто еди­но­жды допу­щен будет в чертог небес­ный к празд­но­ва­нию Пасхи вечной, тот вечно и оста­нется в лике празд­ну­ю­щих оную, во гласе радо­ва­ния. Кто же ока­жется недо­стой­ным уча­стия в этом празд­но­ва­нии, тот уже пре­бу­дет в вечном лише­нии и вечном отчуж­де­нии. Но теперь небла­го­вре­менно гово­рить подробно о горь­кой участи послед­них по при­чине все­ра­дост­ного празд­ника. А скажем только одно, что все мы, хри­сти­ане, пока живы, должны быть осто­рожны и вни­ма­тельны к своему спа­се­нию. И мня­щи­еся из нас стояти, по слову апо­столь­скому, да блю­дутся, да не падут, памя­туя всегда ужа­са­ю­щий пример погиб­шаго Иуды. Немощ­ные же из нас и пада­ю­щие да воз­буж­да­ются надеж­дою исправ­ле­ния, видя уте­ши­тель­ный пример бла­го­ра­зум­наго раз­бой­ника, насле­до­вав­шаго рай.

О, Пасха, велия и свя­щен­ней­шая Христе! О, муд­ро­сте и Слове Божий и сило! Пода­вай нам истее Тебе при­ча­ща­тися в неве­чер­нем дни цар­ствия Твоего.

1872 г.

Сестры о Гос­поде и матери!

Поздрав­ляю вас с свет­лым празд­ни­ком Вос­кре­се­ния Гос­пода нашего Иисуса Христа и сер­дечно желаю вам встре­тить и про­ве­сти все­ра­дост­ное сие хри­сти­ан­ское тор­же­ство в мире и уте­ше­нии духов­ном. Когда начи­на­ется в церкви тор­же­ствен­ное и вза­им­ное при­вет­ствие, тогда помя­ните, что и аз греш­ный каждую из вас при­вет­ствую обыч­ным все­ра­дост­ным при­вет­ствием: 

Хри­стос Вос­кресе!

Велика сила в сем крат­ком при­вет­ствии, как сви­де­тель­ствует св. Зла­то­уст в огла­си­тель­ном своем слове: «Вос­кресе Хри­стос, и низ­ло­жися ад! Вос­кресе Хри­стос, и падоша демони! Вос­кресе Хри­стос, и раду­ются ангели! Вос­кресе Хри­стос, и попрася смерть! Вос­кресе Хри­стос, и воца­рися жизнь». 

Не без при­чины мно­го­кратно повто­ря­ется радост­ная цер­ков­ная песнь: «Све­тися, све­тися, новый Иеру­са­лиме, слава бо Гос­подня на тебе возсия», т.е. радуйся и про­све­щайся светом Хри­сто­вым, собра­ние сыно­вей и дщерей Пра­во­слав­ной Церкви. А как про­све­щаться и оза­ряться светом Хри­сто­вым, научает нас св. апо­стол Павел, говоря: «яко чада света ходите; плод бо духов­ный есть во всякой бла­го­стыни и правде, и истине». Те же самыя слова апо­стол повто­ряет в другом месте с другой сто­роны: «ста­ните убо пре­по­я­сани чресла ваша исти­ною и оболк­шеся в броню правды, и обувше нозе в уго­то­ва­ние бла­го­вест­во­ва­ния мира». 

Под словом «истина» должно разу­меть запо­ведь о любви к Богу: «воз­лю­биши Гос­пода Бога твоего всем серд­цем твоим, всею душею твоею и всем помыш­ле­нием твоим, и от всея кре­по­сти твоея». И паки: «иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин». Ежели любовь Божия настолько рев­нива, что и отца и матерь допус­кает любить только в меру, а не паче меры, то не без при­чины апо­стол запо­ве­дает нам пре­по­я­сать чресла исти­ною, чтобы не гре­шить против любви к Богу, любо­вью к другим неумест­ною; осо­бенно же нечи­стою, потому что Богу любез­нее паче всего цело­муд­рие в сми­рен­но­муд­рии. 
Под словом же «правда» разу­ме­ется запо­ведь о любви к ближ­нему: «воз­лю­биши ближ­няго твоего яко сам себе». А так как эта запо­ведь не всегда бывает удо­бо­ис­пол­нима, то апо­стол запо­ве­дует нам обле­щися в броню правды, т.е. не гне­ваться, не осуж­дать, не зави­до­вать, тер­петь обиды, уко­ризны и уни­чи­же­ния, любить врагов, добро тво­рить нена­ви­дя­щим, молиться за тво­ря­щих напасть и изго­ня­ю­щих ны. 

Осталь­ными же сло­вами «плод бла­го­стыни», и «бла­го­вест­во­ва­ние мира» озна­ча­ется доб­рота, про­стота в отно­ше­нии к ближ­нему и всякая бла­го­же­ла­тель­ность и дру­же­лю­бие по ска­зан­ному: «мир имейте и свя­тыню со всеми. Взыщи мира и пожени и»! Или, как поет ныне Цер­ковь: про­стим друг другу вся Вос­кре­се­нием.

1873 г.

В насто­я­щий празд­ник Светлаго Вос­кре­се­ния Гос­пода нашего Иисуса Христа, кроме обыч­наго бла­го­же­ла­тель­ного поздрав­ле­ния и обыч­наго радост­ного при­вет­ствия: Хри­стос Вос­кресе! жела­лось бы ска­зать вам нечто и обще­по­лез­ное.

Св. Апо­стол Павел в посла­нии к евреям гово­рит: Хри­стос вчера и днесь, Тойже и во веки (13, 8). Что озна­чают сии апо­столь­ские слова? Не то ли, что Хри­стос Гос­подь, как Бог, всегда оди­на­ков, у Него же, по ска­зан­ному, несть пре­ме­не­ние или пре­ло­же­ния осе­не­ние. Мы же, хри­сти­ане, ско­ро­пре­ложны и измен­чивы: вчера были хоро­шие, а днесь уже не всегда бываем тако­выми. Вчера сми­ря­лись, сего­дня начи­наем оправ­ды­ваться. Вчера мудр­ство­вали о воз­дер­жа­нии, в после­ду­ю­щий день нередко опять забо­тимся о насла­жде­нии, а часто даже него­дуем, что пища и питие не хорошо при­го­тов­лены. Вчера доволь­ство­ва­лись про­стою и скром­ною одеж­дою, ныне опять помыш­ляем о оде­я­нии лучшем. Вчера при­ле­жали о мол­ча­нии, сего­дня паки начи­наем раз­гла­голь­ство­вать. Вчера любо­мудр­ство­вали о само­уко­ре­нии, сего­дня опять укло­ня­емся в пере­суды и осуж­де­ния и тому подоб­ное. Так только вчера и днесь. Кто же из хри­стиан может пору­читься, что он во весь век свой будет посто­я­нен и неиз­мен­чив в доб­ро­де­тели. По сей при­чине апо­стол мня­щихся стояти твердо в добре уве­ща­вает к сми­рен­ному и вни­ма­тель­ному хра­не­нию себя, гла­голя: Мняйся стояти, да блю­дется, да не падет (1Кор.10:12). А уны­ва­ю­щих и дрем­лю­щих в жизни своей воз­буж­дает к бодр­ство­ва­нию, гла­голя: воз­стани и вос­кресни от мерт­вых, и осве­тит тя Хри­стос (Еф.5:14). Кроме ска­зан­ного, слова апо­столь­ския: «Хри­стос вчера и днесь, Тойже и во веки», имеют и сле­ду­ю­щее зна­че­ние: время течет, годы один за другим про­хо­дят, жизнь наша неко­то­рых сокра­ща­ется, а иных совсем пре­кра­ща­ется. Празд­ники же Гос­подни, по совер­ше­нии обыч­наго своего круга, тем же поряд­ком воз­вра­ща­ются и будут воз­вра­щаться до скон­ча­ния века, напо­ми­ная хри­сти­а­нам о вели­ком таин­стве вопло­ще­ния Сына Божия и избав­ле­нии нашем от плена диа­воль­ского крест­ною смер­тию и Вос­кре­се­нием Хри­сто­вым. Напо­ми­на­ется же нам о сем во всех празд­ни­ках Гос­под­ских потому, что мы унылы и забыв­чивы, а от уныния и забве­ния часто пере­стаем быть бла­го­дар­ными Богу за Его вели­кие к нам бла­го­де­я­ния, вре­мен­ныя и вечныя. Бла­го­да­ре­ние же при­ем­лю­щаго, по слову преп. Исаака Сирина, поощ­ряет Даю­щаго, еже даяти даро­ва­ния больши первых. Бла­го­дар­ность в хри­сти­а­нине такая вещь вели­кая, что вместе с любо­вью после­дует с ним и в жизнь буду­щую, где он с ними будет празд­но­вать Пасху вечную. Аминь.

1874 г.

Хри­стос Вос­кресе!

И в насто­я­щий свет­лый празд­ник все­ра­дост­ного Вос­кре­се­ния Хри­стова, кроме обыч­наго поздрав­ле­ния, желе бы я ска­зать вам нечто уте­ши­тель­ное и вместе с тем полез­ное, потому что истин­ное и проч­ное уте­ше­ние тесно соеди­нено с истинно полез­ным. В чтении пас­халь­наго Еван­ге­лия слышим слова: во своя прииде, и свои Его не прияша; елицы же прияша Его, даде им власть чадом Божиим быти, веру­ю­щим во имя Его (Ин.1:11,12).

Древле своими Богу назы­ва­лись изра­иль­тяне, избран­ный народ Божий. В новой же бла­го­дати своими Богу могут назы­ваться хри­сти­ане, посвя­тив­шие себя на слу­же­ние Богу, и пре­иму­ще­ственно мона­ше­ству­ю­щие. Св. Апо­стол Павел выстав­ляет при­чину, почему неко­то­рые из древ­няго избран­наго народа Божия не при­няли Сына Божия, при­шед­шаго во плоти. Свою ищуще поста­вити правду, гово­рит апо­стол, правде Божией не пови­ну­шася (Рим.10:3). Та же при­чина и в новой бла­го­дати пре­пят­ствует пови­но­ваться правде Божией и Боже­ствен­ным запо­ве­дям Христа Спа­си­теля, т.е. если хри­сти­а­нин допу­стит себе само­оправ­да­ние, кото­рое в Еван­гель­ском законе не доз­во­лено, тогда как бы невольно при­нуж­ден бывает про­ти­виться и отвер­гать если не все, то многое, что про­по­ве­ду­ется в Еван­гель­ском учении.

У изра­иль­тян были две глав­ныя секты: фари­сей­ская и сад­ду­кей­ская. Фари­сеи, хотя веро­вали всему, содер­жа­ще­муся в Св. Писа­нии, но крайне неду­го­вали воз­но­ше­нием и пре­з­ор­ством к другим. Сад­ду­кеи же во многом сомне­ва­лись и даже не веро­вали вос­кре­се­нию и бытию анге­лов. Те же немощи душев­ныя про­яв­ля­ются между неко­то­рыми и в новой бла­го­дати. Нередко бывает, что веру­ю­щие всему в слове Божием и ста­ра­ю­щи­еся жить по запо­ве­дям Божиим, допус­кают в себе воз­но­ше­ние пред дру­гими и уни­чи­жают многих. Есть также не мало и таких, кото­рые сплошь да рядом сомне­ва­ются в доб­ро­же­ла­тель­стве ближ­них от мень­ших до стар­ших. Будь для них кто добр, как ангел, они и тому не пове­рят, при­ис­ки­вая и выстав­ляя на вид какия-нибудь мало­зна­чу­щия при­чины. Про­дол­жая сомне­ваться во всех и во всем, они, нако­нец, дохо­дят до сомне­ния и неве­рия отно­си­тельно и буду­щей жизни, и таким обра­зом сами делают жизнь свою жалкою и без­от­рад­ную. Общий же и неудо­бо­ис­цель­ный недуг, как фари­сей­ству­ю­щих, так и сад­ду­кей­ству­ю­щих, есть зависть, часто пори­ца­ю­щая и правду Божию, не говоря уже о правде чело­ве­че­ской.

Про­стите меня, матери и сестры, что аз недо­стой­ный в Свет­лый празд­ник выста­вил на вид облака темных стра­стей. Но выста­вил ради того, что эти стра­сти нередко бес­по­коят и такия души, кото­рыя не мало забо­тятся о своем спа­се­нии и бла­го­уго­жде­нии Богу; а жела­лось бы, чтобы ника­кая мгла стра­стей, осо­бенно в Свет­лый празд­ник не омра­чала мыс­лен­ной и умной тверди душ ваших. Для уте­ше­ния нашего повто­рим опять ука­зан­ныя слова пас­халь­ного Еван­ге­лия: елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, веру­ю­щим во имя Его. Для про­стаго чело­века сде­латься чадом и наслед­ни­ком и зем­наго царя велико есть. Кольми паче соде­латься чадами и наслед­ни­ками Царя Небес­наго пре­вос­хо­дит всякое слово и всякое ска­за­ние, и даже поня­тие и пости­же­ние ума чело­ве­че­скаго, как сви­де­тель­ствует о сем апо­стол: их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце чело­веку не взы­доша, яже уго­това Бог любя­щим Его (1Кор.2:9). Еже буди всем нам полу­чити мило­стию и чело­ве­ко­лю­бием Еди­но­род­наго Сына Божия, умер­шаго за нас и вос­крес­шаго, и вос­кре­ша­ю­щаго, и про­све­ща­ю­щаго всякую хри­сти­ан­скую душу, нели­це­мерно и твердо веру­ю­щую в Него. Аминь.

1875 г.

Сестры о Гос­поде и матери! 
Хри­стос Вос­кресе! Хри­стос Вос­кресе! Хри­стос Вос­кресе!
Поздрав­ляю вас с свет­лым и все­ра­дост­ным празд­ни­ком Вос­кре­се­ния Гос­пода нашего Иисуса Христа. Сер­дечно желаю всем вам встре­тить и про­ве­сти все­ра­дост­ное хри­сти­ан­ское тор­же­ство сие в мире, и уте­ше­нии, и весе­лии духов­ном. 
Желал бы вместе с поздрав­ле­нием напи­сать вам нечто и в нази­да­ние духов­ное. Но опа­са­юсь, как бы из празд­нич­наго и высо­ко­тор­же­ствен­наго не вышло нечто не празд­нич­ное и не тор­же­ствен­ное, потому что полез­ное редко схо­дится с при­ят­ным, разве только у креп­ких и муже­ствен­ных духом. 
Во все­ра­дост­ных цер­ков­ных песнях о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом нередко слышим, что вос­по­ми­на­ется Крест Хри­стов, и смерть, и погре­бе­ние. Как, напри­мер: «Кресту Твоему покла­ня­емся, Христе, и святое вос­кре­се­ние Твое поем и славим. Пове­шен на древе всю тварь поко­ле­бал еси, поло­жен во гробе, живу­щия во гробех вос­кре­сил еси». Пра­вильно разу­ме­ю­щие с радо­стию вос­по­ми­нают равно как Вос­кре­се­ние Хри­стово, так и Крест Хри­стов. Но немало есть мало­душ­ных, не скажу суе­вер­ных, кото­рым о кресте и о несе­нии креста и не говори. А если и молча им дают крест на бла­го­сло­ве­ние, то они или отка­зы­ва­ются при­ни­мать, или содро­га­ясь при­ни­мают оный, как бы пред­вест­ника какой-либо беды, тогда как Цер­ковь всем явно про­воз­гла­шает, что «крест есть хра­ни­тель всея   все­лен­ныя, крест – кра­сота Церкви, крест – царей дер­жава, крест анге­лов слава и демо­нов язва». 
Не Кре­стом ли Хри­сто­вым мы избав­лены от власти и мучи­тель­ства диа­воль­ского? Поэтому, мало­душ­ные, оста­вим непра­виль­ное мнение и равно воз­лю­бим как Вос­кре­се­ние Хри­стово, так и Крест Хри­стов. Если желаем быть общ­ни­ками Вос­кре­се­ния Хри­стова, то не должны отре­каться и от несе­ния Креста Хри­стова, или по край­ней мере хри­сти­ан­скаго, какой кому Про­мыс­лом Божиим будет послан. Быть рас­пя­тым на кресте, подобно Христу Гос­поду, выше меры нашей. По край­ней мере не будем отка­зы­ваться поне­сти то, что Гос­подь прежде Своей крест­ной смерти пре­тер­пел, потому что вос­крес­ший Гос­подь опре­де­ленно изрек: «иже не при­и­мет креста своего и вслед Мене не грядет, несть Мене достоин». Если же, по слову апо­стола, со Хри­стом или о Христе страж­дем, то с ним и про­сла­вимся радостно поюще цер­ков­ную песнь: Кресту Твоему покла­ня­емся, Христе, и святое Вос­кре­се­ние Твое поем и славим. И паки: Вос­кре­се­ния день, про­све­тимся, людие; Пасха, Гос­подня Пасха; от смерти бо к жизни и от земли к небеси Хри­стос Бог нас при­веде, побед­ную поющия. 
     Хри­стос – новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, взем­ляй грехи мира. 
     Вели­чит душа наша стра­давша и погре­бенна, и вос­крес­шаго три­дневно от гроба. 
     Вели­чит душа наша Трии­по­стас­наго и нераз­дель­наго Боже­ства дер­жаву. 
     Радуйся, Дево, радуйся: радуйся Бла­го­сло­вен­ная, радуйся Пре­п­ро­слав­лен­ная: 
     Твой бо Сын вос­кресе трид­не­вен от гроба.

1875 г. Поздрав­ле­ние началь­ству­ю­щим

Поздрав­ляю вас с насту­па­ю­щим свет­лым и все­ра­дост­ным празд­ни­ком Вос­кре­се­ния Гос­пода нашего Иисуса Христа. Сер­дечно желаю вам и всем сест­рам оби­тели вашей встре­тить и про­ве­сти все­ра­дост­ное тор­же­ство сие в мире и уте­ше­нии духов­ном. 
Желал бы аз, греш­ный и ску­до­ум­ный, при этом ска­зать вам нечто полез­ное и уте­ши­тель­ное. Но ничего полез­наго в насто­я­щие минуты не пришло мне на мысль, кроме слов апо­стола Павла: «сие бо да мудр­ству­ется в вас, еже и во Христе Иисусе, Иже во образе Божий сый, не вос­хи­ще­нием непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, в подо­бии чело­ве­че­стем быв, и обра­зом обре­теся, якоже чело­век, смирил Себе, послуш­лив быв даже до смерти, смерти же крест­ныя. Тем же и Бог Его пре­воз­несе, и дарова Ему имя, еже паче вся­каго имене, да о имени Иису­сове всяко колено покло­нится небес­ных и земных, и пре­ис­под­них» (Фил.2:5–10). 
При чтении сих апо­столь­ских слов явля­ются три мысли. 
1. Вос­хи­ща­ю­щие неза­конно цар­скую или другую какую-либо власть, по слову св. Зла­то­уста, боятся являться пред под­чи­нен­ными просто и в сми­рен­ном виде, а вся­че­ски ста­ра­ются под­дер­жать свое могу­ще­ство вла­сти­тель­ским и гордым, и жесто­ким обра­ще­нием, опа­са­ясь поте­рять свое вла­ды­че­ство. А законно и пра­вильно полу­чив­шие началь­ство и власть нисколько не боятся обра­щаться с под­чи­нен­ными просто и кротко, и сми­ренно, потому что и вели­ких людей про­стота и сми­ре­ние не только не уни­жают, но напро­тив очень воз­вы­шают и воз­ве­ли­чи­вают. 
2. Если дело искуп­ле­ния рода чело­ве­че­скаго совер­шено было послу­ша­нием до смерти Отцу вопло­тив­ша­гося Сына Божия, то и всякая пору­ча­е­мая долж­ность есть не что иное, как послу­ша­ние Богу, потому что раз­лич­ные роды прав­ле­ний раз­де­ля­ются от Духа Свя­таго, как сви­де­тель­ствует апо­стол (1Кор.12:28). 
Послу­ша­ние и зем­ному выс­шему началь­ству важно, так как чрез оное назна­ча­ются раз­лич­ныя долж­но­сти; послу­ша­ние это началь­ни­че­ское, хотя по види­мому дается не до смерти, но если кто воз­ма­ло­ду­ше­ствует при каких-либо столк­но­ве­ниях, то нередко неко­то­рых почти при­бли­жает к смерти. 
3. Что рас­пен­ше­муся за нас и вос­крес­шему Гос­поду Иисусу покло­нится всяко колено небес­ных и земных, это понятно, как и цер­ков­ная песнь про­воз­гла­шает: «Вос­кре­се­ние Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли спо­доби чистым серд­цем Тебе сла­вити». Но как покло­ня­ется Гос­поду колено пре­ис­под­них? Тем, что они невольно поко­ря­ются Ему, так как вос­крес­ший Гос­подь чрез крест­ную Свою смерть попрал всю силу вражию, сокру­шив врата медныя и вереи ада желез­ныя сломив. Но под сим еще разу­ме­ется и изве­де­ние из ада вос­крес­шим Гос­по­дом дер­жи­мых тамо душ, како­вое изве­де­ние Тор­же­ственно опи­сы­вает св. Иоанн Дамас­кин так: «ныне вся испол­ни­шася света, небо и земля, и пре­ис­под­няя: да празд­нует убо вся тварь воста­ние Хри­стово. – Днесь Вла­дыка плени ада, воз­двиг­ну­вый юзники, яже от века имяше, люто одер­жи­мыя. – Без­мер­ное Твое бла­го­у­тро­бие, адо­выми узами содер­жи­мии зряще, к свету идяху, Христе, весе­лыми ногами, Пасху хва­ляще вечную». 
Вот, что пришло мне в голову при поздрав­ле­нии вас, то вам и напи­сал.

1876 г.

Сестры о Гос­поде и матери, и чада духов­ныя! 
Хри­стос Вос­кресе!
Поздрав­ляю вас со все­ра­дост­ным празд­ни­ком Вос­кре­се­ния Гос­пода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сер­дечно желаю вам встре­тить и про­ве­сти сие вели­кое хри­сти­ан­ское тор­же­ство в мире и уте­ше­нии духов­ном. 
Хотя я сам слабо и во всем неис­правно живу, но привык других учить. Оттого как бы невольно понуж­да­юсь ска­зать вам в празд­ник сей что-либо душе­по­лез­ное и спа­си­тель­ное, хотя сам того и не испол­няю делом. 
Свет­лый празд­ник Вос­кре­се­ния Хри­стова из всех духов­ных празд­ни­ков назы­ва­ется тор­же­ством тор­жеств. Посему празд­но­вать его и тор­же­ство­вать сле­дует нам не плот­ски, а духовно. Св. апо­стол Павел пишет: «аще живем духом, духом и да ходим; не бываем тще­славни, друг друга раз­дра­жа­юще, друг другу зави­дяще» (Гал. 5, 25 – 26). И паки: «духом ходите, и похоти плот­ския не совер­шайте» (Гал.5:16). И паки: «вы духов­нии исправ­ляйте тако­ваго духом кро­то­сти, блюдый себе, да не и ты иску­шен будеши» (Гал.6:1). 
Апо­столь­ския сии слова ясно пока­зы­вают нам, что значит духовно жить, и как духовно празд­но­вать хри­сти­ан­ские празд­ники, т.е. должно и всегда, а осо­бенно в эти дни, иметь ко всем кро­тость, никого не раз­дра­жать, никому не зави­до­вать и не испол­нять похо­тей плоти, кото­рая прежде всего иску­шает чело­века чре­во­уго­дием, а затем и дру­гими стра­стями. 
Но это еще не все выска­зано, что необ­хо­димо для духов­ной жизни. Апо­стол, как осно­ва­ние спа­се­ния, и как глав­ную потреб­ность, выстав­ляет доб­ро­де­тель сми­ре­ния и послу­ша­ния, гла­голя сице: «сие да мудр­ству­ется в вас, еже и во Христе Иисусе, Иже во образе Божии сый, смирил Себе, послуш­лив быв даже до смерти, смерти же крест­ныя» (Фил.2:5-8). 
Ежели вопло­тив­шийся нашего ради спа­се­ния Сын Божий имел край­нее сми­ре­ние и послу­ша­ние до смерти, то кольми паче нам, непо­треб­ным и греш­ным рабам Его, хотя­щим насле­до­вать спа­се­ние, вся­че­ски должно забо­титься о сих глав­ных доб­ро­де­те­лях, т.е. о сми­ре­нии и послу­ша­нии, где нет нару­ше­ния какой-либо запо­веди Божией. 
Вот, что пришло мне в слабую и омра­чен­ную мою голову, то и пред­ла­гаю любви вашей в сей вели­кий и все­ра­дост­ный празд­ник для уте­ше­ния и нази­да­ния вашего, заклю­чая греш­ное мое слово гла­го­лом Самого Гос­пода: «в тер­пе­нии вашем стя­жите души ваши» (Лк.21:19). Аминь.

1877 г.

Сестры о Гос­поде и матери! 
При­вет­ствую всех вас все­ра­дост­ным при­вет­ствием: Хри­стос Вос­кресе!
Вот все­б­ла­гий Гос­подь и опять спо­до­бил нас дождаться све­то­нос­наго празд­ника, Его Светлаго Вос­кре­се­ния. Поздрав­ляю вас с сим вели­ким, зна­ме­на­тель­ным и все­ра­дост­ным хри­сти­ан­ским тор­же­ством и сер­дечно желаю всем вам встре­тить оное и про­ве­сти в мире, и уте­ше­нии, и радо­ва­нии духов­ном. По обычаю своему, желал бы я по поводу зна­ме­на­тель­ного тор­же­ства сего ска­зать вам нечто душе­по­лез­ное и спа­си­тель­ное. 
Слыша мно­го­кратно повто­ря­е­мые слова в пас­халь­ной сти­хире: «и нена­ви­дя­щим нас про­стим вся вос­кре­се­нием», поста­ра­емся не только про­щать, но вместе и сами ни к кому не иметь нена­ви­сти. Нет выше доб­ро­де­тели, как любовь; и нет хуже порока и стра­сти, как нена­висть, кото­рая невни­ма­ю­щим себе кажется мало­важ­ною, а по духов­ному зна­че­нию упо­доб­ля­ется убий­ству (1Ин.3:15). Любя­щих любят и язы­че­ские народы, как сви­де­тель­ствует Сам Гос­подь, а хри­сти­а­нам Он пред­пи­сы­вает запо­веди боль­шия и совер­шен­ней­шие, гла­голя: «любите враги ваши, бла­го­сло­вите кле­ну­щия вы, добро тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­теся за тво­ря­щих вам напасть и изго­ня­ю­щия вы. Будите мило­серди, якоже и Отец ваш Небес­ный мило­серд есть, Иже солн­цем Своим сияет на злыя и благия, и дождит на пра­вед­ныя и на непра­вед­ныя» (Мф.5:44–45; Лк.6:36). 
Милость и снис­хож­де­ние к ближ­ним и про­ще­ние их недо­стат­ков есть крат­чай­ший путь ко спа­се­нию. Ска­зано во Св. Еван­ге­лии: «не судите, и не судят вам; не осуж­дайте, да не осуж­дени будете; отпу­щайте и отпу­стят вам» (Лк.6:37); «мило­сти хощу, а не жертвы» (Мф.9:13). И паки: «милуяй, поми­ло­ван будет» (Прит.17:5). Древ­ние хри­сти­ане по вели­кой рев­но­сти духов­ной много под­ви­за­лись в посте и во все­нощ­ных бде­ниях и упраж­ня­лись в про­дол­жи­тель­ном псал­мо­пе­нии и молит­вах. Мы же в насто­я­щее время, по сла­бо­сти нашей и нера­де­нию, чужды сих доб­ро­де­те­лей. По край­ней мере поза­бо­тимся об испол­не­нии самого необ­хо­ди­маго, что запо­ве­дует нам апо­стол, гла­голя: «друг друга тяготы носите, и тако испол­ните закон Хри­стов» (Гал.6:2). Но испол­не­ние этой запо­веди и совер­ше­ние этой доб­ро­де­тели невоз­можно без сми­ре­ния и тер­пе­ния, потому что сми­ре­ние подает кре­пость во всякой доб­ро­де­тели, а без тер­пе­ния не совер­ша­ется ника­кое доброе дело. По сви­де­тель­ству пре­по­доб­ных Кал­ли­ста и Игна­тия, любовь и милость, и сми­ре­ние отли­ча­ются одними только наиме­но­ва­ни­ями, а силу и дей­ствие имеют оди­на­ко­выя. Любовь и милость не могут быть без сми­ре­ния, а сми­ре­ние не может быть без мило­сти и любви. Доб­ро­де­тели сии суть непо­бе­ди­мыя оружия на диа­вола, на кото­рыя он все мно­же­ство бесов даже взи­рать не могут. Воору­жим себя этою тро­и­цею доб­ро­де­те­лей, да при­бли­жимся к Богу, и полу­чим милость вечную от вос­крес­шаго Гос­пода, Ему же подо­бает слава и дер­жава, честь и покло­ние с без­на­чаль­ным Его Отцем и Пре­свя­тым духом во веки веков. Аминь.

1878 г.

Хри­стос Вос­кресе!
Утешай сми­рен­ныя Гос­подь, да утешит и вас уте­ше­нием духов­ным в свет­лый празд­ник Вос­кре­се­ния Своего! 
По немощи и недо­сугу, в нынеш­нем году не соби­рался я вам писать поздрав­ле­ние с сим все­ра­дост­ным празд­ни­ком. Но мне пришли на мысль уте­ши­тель­ныя слова св. Зла­то­уста, чита­е­мыя на Пас­халь­ной утрени: «постив­ши­ися и не постив­ши­ися воз­ве­се­ли­теся днесь; воз­держ­ницы и лени­вии день почтите». И как я при­над­лежу к числу послед­них, то и пришло мне жела­ние побе­се­до­вать с подоб­ными мне, как и почему мы, слабые и невоз­держ­ные, вместе с пост­ни­ками и воз­держ­ни­ками можем раз­де­лять общую радость и весе­лия светлаго сего хри­сти­ан­ского тор­же­ства. 
Во-первых, потому, что Сын Божий сходил с небес для спа­се­ния греш­ных и мно­гаго от нас не тре­бует, а только искрен­няго пока­я­ния, как Сам гла­го­лет во Святом Еван­ге­лии: «не при­и­дох при­звать пра­вед­ники, но греш­ники на пока­я­ние» (Мф.9:13). И паки: «радость бывает на небеси о едином греш­нице каю­щемся, нежели о девя­ти­де­ся­тих девяти пра­вед­ник, иже не тре­буют пока­я­ния» (Лк.15:7). 
Во-вторых, потому, что ника­кая доб­ро­де­тель так не при­ятна Богу, как сми­ре­ние. А сми­ряться удоб­нее неис­прав­ному подвиж­нику, нежели стро­гому и исправ­ному, чему ясный пример мытарь и фари­сей. Правда, что не все стро­гие подвиж­ники под­ра­жают фари­сею. Бла­го­ра­зум­ные из них и сми­рен­ные зани­мают у Бога первое место; а уже созади их стоят слабые, каю­щи­еся и сми­ря­ю­щи­еся. Но обно­сится мудрое слово: хоть сзади да в том стаде, о кото­ром Пас­ты­ре­на­чаль­ник и Спас душ наших гла­го­лет: «не бойся, малое стадо, яко бла­го­из­воли Отец ваш небес­ный дать вам цар­ство» (Лк.12:32). 
Как слабые, так и стро­гие подвиж­ники всегда должны испы­ты­вать себя тща­тельно, если у нас залог истин­наго сми­ре­ния. Св. Иоанн Лествич­ник пишет: иное есть воз­но­ситься, иное не воз­но­ситься, а иное сми­ряться. Первый судит весь день; второй хотя не судит, но и себя не осуж­дает; третий, будучи не осуж­ден, всегда сам себя осуж­дает (Степ. 25, отд. 19). Слова Лествич­ника ясно пока­зы­вают, что если мы доз­во­ляем себе судить других, то насто­я­щего сми­ре­ния в нас нет. Залог истин­наго сми­ре­ния обо­зна­ча­ется само­уни­чи­же­нием и само­уко­ре­нием, без кото­рого, по слову Св. Аввы Доро­фея, трудно усто­ять чело­веку на пути бла­го­че­стия. 
Нас ради рас­пен­шийся и в третий день вос­крес­ший Сын Божий наш Иисус Хри­стос, да поми­лует всей нас.

1879 г.

Хри­стос Вос­кресе! 
Сестры о Гос­поде и матери!
И паки Все­б­ла­гий Бог спо­до­бил нас достиг­нуть все­ра­дост­наго празд­ника Светлаго Вос­кре­се­ния Гос­пода нашего Иисуса Христа. Сер­дечно желаю всем вам встре­тить и про­ве­сти вели­кое сие хри­сти­ан­ское тоже­ство в мире и радо­сти и уте­ше­нии духов­ном. О, дабы Все­б­ла­гий Гос­подь спо­до­бил нас недо­стой­ных также радостно встре­тить и все­об­щее страш­ное вос­кре­се­ние, по ска­зан­ному от апо­стола: Сие бо вам гла­го­лем словом Гос­под­ним, яко мы живу­щии остав­шии в при­ше­ствие Гос­подне, не имамы пред­ва­рити умер­ших: яко сам Гос­подь в пове­ле­нии, в гласе архан­ге­лове и в трубе Божии снидет с небесе, и мерт­вии о Христе вос­крес­нут первее: потом же мы живу­щии остав­шии купно с ними вос­хи­щени будем на обла­цех в сре­те­ние Гос­подне на воз­дусе, и тако всегда с Гос­по­дем будем (1Сол.15–17). Что же будет с теми, кото­рые тогда не будут вос­хи­шени на обла­цех? Ради все­ра­дост­наго празд­ника умол­чим о сем. А для пользы душев­ной раз­смот­рим про­ро­че­ское пса­лом­ское слово: Ныне вос­кресну, гла­го­лет Гос­подь, поло­жуся во спа­се­ние, не оби­нюся о нем (Пс.11:6). Что значат слова Гос­подни: поло­жуся во спа­се­ние, не оби­нюся о нем? Озна­чают то, что чело­ве­ко­лю­би­вый Гос­подь наш прежде Вос­кре­се­ния Своего не оби­ну­юся волею пре­тер­пел рас­пя­тие и смерть на кресте ради нашего спа­се­ния, а прежде крест­ной смерти пре­тер­пел опле­ва­ния и зау­ше­ния и всякий вид пору­га­ния и уни­чи­же­ния, по ска­зан­ному: Иже вместо пред­ле­жа­щия Ему радо­сти пре­терпе крест, о сра­моте нера­див. Одес­ную же Пре­стола Божия седе (Евр.12:2). Что же скажем мы о себе, также жела­ю­щие быть одес­ную Пре­стола Божия во второе при­ше­ствие Хри­стово? Не оби­ну­емся ли мы о своем спа­се­нии, не пере­нося иногда не только запле­ва­ния и зау­ше­ния, но и малаго уко­ри­тель­наго слова и малаго доса­жде­ния нам? Как же и чрез что наде­емся быть одес­ную Рас­пен­ша­гося за нас волею и всякое уни­чи­же­ние Пре­тер­пев­шаго за спа­се­ние наше, когда апо­стол гово­рит: «аще с Ним страж­дем, с Ним и про­сла­вимся» (Рим.8:17)? 
Если у вас най­дутся подоб­ные мне немощ­ные и неис­прав­ные, по край­ней мере зазрим себя в своей немощи и неис­прав­но­сти, не остав­ляя в Свет­лый празд­ник радо­ваться о том, что имеем Все­б­ла­гаго Гос­пода, при­шед­шаго при­звать греш­ныя на пока­я­ние. И гото­ваго всегда при­нять искренне каю­ща­гося и не лице­мерно сми­ря­ю­ща­гося, имея при том твер­дое наме­ре­ние дер­жаться со сми­ре­нием хотя послед­них средств спа­се­ния, по слову Самого Гос­пода: не судите. И не судят вам; и не осуж­дайте. Да не осуж­дени будете; отпу­щайте, и отпу­стят вам (Лк.6:37). Еже буди всем нам полу­чити мило­стию Рас­пен­ша­гося за нас и днесь Вос­крес­шаго. 

1880 г.

Хри­стос Вос­кресе! 
Сестры о Гос­поде и матери!
Усердно и бла­го­же­ла­тельно поздра­вив вас со все­ра­дост­ным празд­ни­ком Светлаго Вос­кре­се­ния Гос­пода нашего Иисуса Христа, по обычаю своему, пред­ла­гаю вам на раз­смот­ре­ние, ради все­ра­дост­ного тор­же­ства и в честь Св. Троицы, три цер­ков­ныя песни, кото­рых смысл не для всех ясен. 
1. Речи про­ро­ков и гада­ния вопло­ще­ние про­явиша от Девы Твое, Христе, сияние бли­ста­ния Твоего во свет языков изыдет. И воз­гла­сит Тебе бездна с весе­лием: силе Твоей слава, Чело­ве­ко­любче (глас 1‑й, пес.4). 
Началь­ныя слова песни этой, думаю для всех удо­бо­по­нятны. Поэтому объ­яс­ним, что значат после­ду­ю­щия слова: сияние бли­ста­ния Твоего во свет языков изыдет. Слова сии озна­чают, что Свет­лое Вос­кре­се­ние Хри­стово оза­рило светом веры язы­че­ские народы к при­ня­тию хри­сти­ан­ства. И воз­гла­сит Тебе бездна с весе­лием: силе Твоей слава, Чело­ве­ко­любче. – Не бездна слова сии воз­гла­шала, когда Вос­крес­ший Гос­подь сошел во ад и сия­нием Боже­ства озарил заклепы вечные, но в бездне содер­жи­мыя души, и из нея изво­ди­мыя бла­го­дарно и радостно взы­вали: силе Твоей слава, Чело­ве­ко­любче. Так и св. Иоанн Дамас­кин воз­гла­шает в пас­халь­ных песнях: Без­мер­ное Твое бла­го­у­тро­бие адо­выми узами содер­жи­мии зряще, к свету идяху, Христе, весе­лыми ногами, Пасху хва­ляще вечную (Пасх. Кан. Песн. 5). Может быть, при сем кто-либо из неве­ду­ю­щих спро­сит: все ли души, содер­жи­мыя во аде, Вос­крес­ший Гос­подь извел в рай? В синак­саре Пасхи ска­зано, что не все изве­дены Им. А только уве­ро­вав­шия в при­ше­ствие Его. 
2. Елицы древ­них изре­ши­хомся сетей, брашен львов сотрен­ных чле­нов­ными, раду­имся и рас­ши­рим уста. Слово пле­туще от словес слад­ко­пе­ния, имже к нам насла­жда­ется даро­ва­ний (глас 2, песн.3). 
Смысл этой не совсем понят­ной цер­ков­ной песни сле­ду­ю­щий: мы, раз­ре­шен­ные и избав­лен­ные от древ­них сетей, чтобы более не быть снедию или браш­ном мыс­лен­ных львов, кото­рым теперь сокру­шены зубы, раду­емся и рас­ши­рим уста, воз­гла­шая Богу песнь от словес слад­ко­пе­ния, кото­рое Ему от нас при­ят­нее даров. 
3. Любити убо нам, яко без­бед­ное стра­хом удобее мол­ча­ние, любо­вию же Дево песни ткати спро­тя­женно сло­жен­ныя, неудобно есть: но и Мати силу, елико есть про­из­во­ле­ние, даждь (глас 1‑й, песн. 9). 
Т.е. нам немощ­ным и ску­до­ум­ным полез­нее любить бы мол­ча­ние, как непри­част­ное страху, чтобы в чем-либо не погре­шить, да и неудобно для нас, Дево, по любви и усер­дию к тебе состав­лять про­стран­ныя пес­но­пе­ния; но подай нам к сему, Матерь Божия, хотя столько силы, сколько у нас есть про­из­во­ле­ния.
Пред­ло­жил вам аз греш­ный объ­яс­не­ние сих пес­но­пе­ний, побуж­да­е­мый к сему пса­лом­скими сло­вами: «пойте Богу нашему, пойте разумно» (Пс.46:7, 8). Объ­яс­няю про­стей­шим, что петь разумно, во-первых, озна­чает, чтобы пони­мать то, что поем или слу­шаем в церкви; во-вторых, петь или слу­шать вни­ма­тельно и бла­го­го­вейно. Если же мы поем или слу­шаем раз­се­янно, или еще с кем-либо раз­го­ва­ри­ваем в церкви, то как будет пение наше разумно? За тако­вое без­стра­шие, явно обли­чает нас Гос­подь чрез про­рока Исаию: при­бли­жа­ются Мне людии сии усты своими, и уст­нама чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене, всуе же чтут Мя (гл. 29, ст.13). 
Чтобы разумно при­но­сить песнь Богу нашему, потребна кроме того воз­держ­ная и вообще исправ­ная жизнь. Но ради все­ра­дост­наго празд­ника умол­чим о сем, после­дуя при­меру св. Иоанна Зла­то­ус­таго, кото­рый в слове на празд­ник Пасхи гово­рит так: бога­тии и убозии друг с другом ликуйте; воз­держ­ницы и лени­вии день почтите; постив­ши­ися и непо­стив­ши­ися воз­ве­се­ли­теся днесь. Аминь. 

Поздравляю с днём памяти Преподобного Амвросия Оптинского и Преподобного Сампсона Странноприимца.

Преподобный Сампсон Странноприимец

10 июля 1976 года я иподиаконствовал у Архиепископа Волоколамского Питирима (Нечаева), который возглавил Литургию в Богоявленском соборе, что в Елохове, в Москве, за Проскомидией помогал Иеросхимонах Сампсон (Сиверс), а я читал Третий Час перед Литургией. На тропаре Часа прочёл имя святого «Самсон», по возвращении в Алтарь, отец Сампсон ласково посмотрел на меня и сказал: «Сампсон — странноприимник ».
Отца Сампсона я знал через Псково — Печерских насельников.
В субботу 5 ноября 2005 года мэр Подольска Фокин прислал ко мне своего сотрудника с требованием покинуть помещение Флигеля в бывшем имении баронессы Надежды фон Мекк, в котором располагался наш временный Донской храм.
Рано утром 6 ноября 2005 года мне в полусне явился покойный Иеросхимонах Сампсон и ласково сказал: «Помнишь, Сампсон».
В этот день я посетил могилу Иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) на Николо — Архангельском кладбище, где был штатным священником в 1989 году и отслужил Панихиду.
После Панихиды я молился на квартире духовных чад Старца Сампсона близ Елоховского собора и порадовался новописанной иконе Исповедника Святого Православия Многострадального Иеросхимонаха Сампсона.
Впоследствии я узнал, что Фокин был арестован и повесился в тюрьме 9 ноября 2005 года.
Царство Небесное и вечный покой Праведной душе Иеросхимонаха Сампсона (Сиверса), которого я знал и почитал при жизни.

Протопресвитер Алексий Аверьянов.

По случаю дня памяти Преподобного Амвросия Оптинского архиепископ Амвросий совершил праздничные богослужения

23 октября архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в день памяти своего небесного покровителя — преподобного Амвросия Оптинского. Накануне праздника было совершено всенощное бдение, а по его окончании — заупокойная лития по новопреставленному Сергею Алексеевичу Беляеву.

Преподобный Амвросий Оптинский жил в 19 веке. Преподобный Амвросий почитается за кротость нрава, большое терпение и любовь к Богу.

Имя преподобного Амвросия Оптинского носит в монашестве ректор Сретенской семинарии, наместник Сретенского монастыря архиепископ Верейский Амвросий. 25 лет назад в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры ректор МДА епископ Дмитровский Филарет (Карагодин), ныне архиепископ на покое, постриг его в монахи и нарек Амвросием. 

В Сретенском монастыре Владыка Амвросий молитвено почтил день тезоименитства 5-й раз (с 2000 по 2004 был его насельником).

В этот же день своё Тезоименитство отмечает насельник Сретенского монастыря игумен Амвросий (Коньков).

Архиепископ Амвросий поздравил молящихся с днем памяти преподобного Амвросия Оптинского:

«В день памяти нашего небесного покровителя наш долг — воздать честь, славу и хвалу святому, носителем имени которого мы являемся. Бог создал этот мир и человека «добро зело». Бог дал человеку возможность совершенствоваться в нем. И сказал, что он может быть совершенен, как Отец Его небесный. Посему предела совершенству нет. 


Совершенствование прекращается тогда, когда человек теряет смирение и приобретает гордыню, когда уничтожает любовь и никого не любит, когда с нетерпением относится к каждому дню своей жизни и не имеет добродетели терпения. Но преподобный Амвросий Оптинский стяжал смирение, терпение и любовь, и эти добродетели запечатлены в тропаре святому. Он учит нас терпению, смирению и любви — тем качествам, которые позволяют человеку раскрываться, становится более ярким, творческим и красивым. Касается ли это интеллектуального развития, духовного развития, пения или иных искусств, человек всегда с большим терпением, смирением и любовью должен относиться к заповеди совершенствования и преумножать те таланты, которые дал ему Бог. 


Я желаю, чтобы преподобный Амвросий Оптинский был для нас всех примером такого развития: духовного, нравственного, просто человеческого. Развития, основой которого являются многие добродетели, но самые яркие из них — смирение, терпение и любовь».

Наместник Сретенской обители поблагодарил сослуживших ему священнослужителей, певчих и молящихся в храме. Среди многочисленных гостей архиепископу Амвросию сослужили заведующий кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов, секретарь кафедры церковной истории МДА протоиерей Сергий Забелич, а также хор Московской духовной академии:

«Я сердечно благодарю вас, дорогие отцы, за совместное служение Божественной литургии. Вы прибыли из разных городов: из Санкт-Петербурга, из Москвы, из Старого Оскола, из Лавры преподобного Сергия. Я сердечно благодарю за прекрасное пение хоры Московской духовной академии, Сретенской духовной семинарии. Всех вас, дорогие братья и сестры, за ваши молитвы и почитание преподобного Амвросия Оптинского. Его же предстательством небесным Господь да услышит наши прошения и воздаст каждому по сердечному желанию во благо и во спасение».

От лица братии наместника обители поздравил иеромонах Киприан (Партс), пожелал душевного и телесного здоровья, помощи Божией и многая лета.

Во время целования креста архиепископа Амвросия поздравили хор МДА и хор Сретенской семинарии.

После Божественной литургии прошла торжественная трапеза для братии монастыря, священнослужителей и студентов.

Справка:


Всенощное бдение возглавил архиепископ Амвросий в сослужении братии Сретенского монастыря, священников — выпускников Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. На всенощном бдении пел семинарский хор под управлением Марка Качанкина.

На Божественной литургии архиепископу Амвросию сослужили: игумен Киприан (Партс), протоиерей Сергий Шумских, протоиерей Павел Великанов, игумен Амвросий (Коньков), иеромонах Никодим (Бекенев), иеромонах Марк (Святогоров), протоиерей Сергий Забелич, иерей Александр Кузнецов, иерей Виталий Ульянов, иерей Андрей Бессарабов, иеромонах Ириней (Пиковский), иеромонах Павел (Щербачёв), иеромонах Вячеслав (Сорокин), иеромонах Дометиан (Курланов), иерей Андрей Прилуков, иеромонах Иннокентий (Присадков), иеромонах Лавр (Архипов), иеромонах Афанасий (Дерюгин), иеромонах Андроник (Пантак), иерей Владимир Хажомия, иеромонах Кирилл (Попов), иерей Сергий Шумских, диакон Иоанн Зорин, иеродиакон Серафим (Чернышук), иеродиакон Агафангел (Давлатов), диаконы Пётр Чорнобай, Владислав Уличев, Серафим Сопит, Георгий Шабалов.


На Божественной литургии пел хор Московской духовной академии под управлением Серафима Мороза и хор Сретенской семинарии под управлением Марка Качанкина.

23 октября 2013 г. 18:39

23 октября 2013 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Введенского собора Оптиной пустыни и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестной отец Венедикт! Дорогие отцы, братья и сестры!

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с праздником, с днем памяти святого преподобного старца Амвросия Оптинского. В этом году исполняется 25 лет со дня его прославления, и в этот юбилейный год с особым чувством я посещаю Оптинскую пустынь. Взирая на эти исторические, из забвения и праха возрожденные храмы и монастырские постройки, мыслью устремляюсь к тем годам, когда Оптина сияла своей духовной славой, когда она была светочем для многих колеблющихся душ, особенно в среде русской интеллигенции.

Именно с Оптиной связаны имена Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого, который, отпав от Церкви, возжелал в преддверии смерти прибыть сюда для того, чтобы принести покаяние. Но воля Божия была иной… Мы знаем также, что с этим местом связаны имена других выдающихся мыслителей, которые создавали интеллектуальный и духовный фон жизни нашего народа в XIX веке. То было непростое время, и многие искушения, которые тогда соблазняли людей, последующей историей были изжиты, преодолены, — ведь многие искушения и привели к трагедии революции, к гражданской войне, к миллионам человеческих жертв.

В то время, о котором мы говорим, очень многие слово «свобода» связывали с самым лучшим, думая, что политическими средствами можно достичь подлинной свободы человека. Но они ошибались. Провозглашая свободу, равенство и братство, те, кто это делал, были готовы уничтожать людей, разрушать страну, отказываться от истории, отказываться от Бога — только для того чтобы эти слова были осуществлены в жизни. Но мы знаем, что вместо равенства получили неравенство, вместо свободы — рабство, вместо братства — отчуждение…

Произнесение слов не означает того, что они непременно наполнятся подлинным содержанием. Произнесение слов совершенно не означает того, что смысл этих слов будет реализован. Вот этого не знал наш народ. Он соблазнялся словами, он верил, что люди, которые провозглашают равенство, братство и свободу, сделают все для того, чтобы жизнь действительно стала таковой, чтобы востребованное нашим народом братство, чувство соборности осуществлялось, в том числе в области общественной жизни. Народ стремился к тому, чтобы слово «свобода», осуществившись, даровало людям возможность полностью раскрывать свой потенциал и достигать в жизни того, что они могли бы и хотели достичь, опираясь на помощь Божию и на свои собственные силы. А слово «братство» было таким близким нашему народу, воспитанному в Православии! Однако мечты об этих ценностях обернулись потерей всякого внимания и всякой осторожности. Пропаганда этих слов была принята за чистую монету, и то, что произошло затем, хорошо всем известно, — ни равенства, ни братства, ни свободы.

Оптина пустынь была светочем духовной жизни. Сюда наши мыслители приходили для того, чтобы соприкоснуться с реальным духовным опытом оптинских монахов, чтобы в свете этого опыта оценить свои взгляды и убеждения. Одно дело — мысль, другое дело — жизнь. Мысль без дела не имеет ценности. Только тогда, когда мысль добрая осуществляется в реальной жизни людей, эта мысль имеет ценность. И наши великие мыслители это хорошо понимали и устремлялись сюда, чтобы из разговоров с теми, кто на своем личном опыте понял, что означают те ценности, которые пребывали в мыслях наших соотечественников в то время, ответить себе на главный вопрос: а что нужно сделать, чтобы самые высокие идеалы могли быть осуществлены в реальной жизни людей?

После тех замечательных лет расцвета Оптиной в нашей стране наступил хаос — гражданский конфликт, взаимное истребление, страдания и скорби. И как замечательно, что Оптина в то время, в которое благословил ей Господь, вновь возродилась! Это налагает огромную ответственность на всех, кто здесь живет и трудится. С Оптиной были связаны самые великие духовные страницы жизни нашего народа в веке XIX и в начале века XX. И потому многие люди устремлялись сюда только потому, что монастырь этот называется Оптиной пустынью, зная его великую историю. Какова же ответственность на всех тех, кто сегодня здесь живет, кто сегодня здесь спасается, кто сегодня здесь насыщает свой ум и свое сердце Божественными словами!

В опыте оптинских старцев не было ничего невероятного, неожиданного, экстраординарного. В опыте оптинских старцев не было никакого эмоционального надрыва, никакой духовной истерики. Все было спокойно, мирно, все возрастало в сердцах их естественно, в том числе естественно возрастала их близость к Богу.

В сегодняшнем апостольском чтении, которое полагается всякий раз, когда мы вспоминаем память преподобных отцов (Гал. 5:22-6:2), апостол Павел учит нас тому, что есть дар Духа. Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание — такие простые и ясные слова. И апостол говорит, что на тех, кто стяжал эти добродетели, нет закона. А что означает, что над кем-то нет закона? Это означает, что над ним нет суда. И как эти слова апостола пересекаются со словами иными, что эти люди на суд не придут, но придут от смерти к жизни (см. Ин. 5:24). Никакого суда над теми, кто стяжал эти духовные добродетели, не будет: умирает человек и переходит от смерти к вечной жизни.

Если мы с вами захотим воспитывать в себе любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание, если мы поставим перед собой задачу: «вот сегодня я воспитываю в себе любовь, завтра — радость, послезавтра — милосердие» и т.д., то ничего не получится. Невозможно по отдельности воспитать в себе эти дары Святого Духа — можно только целостностью своей жизни. И возникает вопрос: может быть, в духовной жизни есть что-то одно, что способно воспитать в нас все эти добродетели одновременно? И ответ на этот вопрос такой: есть! Есть такая добродетель.

Святой Ефрем Сирин говорит: «Господи, если мы постоянно пребываем пред очами Твоими, то от нас изгоняется всякий грех». Вот это пребывание пред лицом Божиим, постоянное памятование о Боге, как говорит Златоуст, является величайшей добродетелью.

Наверное, люди и уходят из светской, мирской жизни в монастырь, чтобы, сознавая то или не сознавая, иметь эту возможность постоянно памятовать о Боге, предстоять пред Его очами. В мире этого достичь трудно — огромное количество соблазнов, проблем, конфликтов, профессиональных задач отвлекают сознание. Нередко люди о Боге вспоминают в лучшем случае раз в неделю, когда приходят в воскресный день на службу. А иногда и раз в неделю не вспоминают, а только когда какое-то горе посетит, или какие-то стесненные обстоятельства возникнут. Такой человек открыт всем соблазнам мира, потому что в Бога как бы верит, а Бог в его жизни не присутствует. Мы изгоняем из себя всякое искушение греха и способны обрести все апостольские добродетели лишь тогда, когда постоянно памятуем о Боге.

Святой Игнатий Брянчанинов, размышляя о том, что означает памятование о Боге, говорит, что оно начинается с регулярного, постоянного и вдумчивого чтения Священного Писания и святых отцов, когда человек каждый день погружает себя в эту благодатную стихию Божественного откровения, когда он слышит голос Божий. Это уже очень много! От слышания голоса Божия можно незримо перейти и к видению Бога сердцем своим, как это было в жизни святых оптинских старцев, которые, несомненно, были этими сердечными боговидцами. Конечно, очень важно также, по учению святого Игнатия Брянчанинова, читать святых отцов. Я бы добавил к этому еще и важность совершения постоянной молитвы.

Мне вчера отец наместник рассказал о том, что многие из братии здесь более 1 000 раз в день совершают Иисусову молитву. Я порадовался этому. Что означает эта постоянная молитва? Это и есть разворот ума и сердца к Богу, это и есть постоянное памятование о Боге.

Если мы о Боге помним, то наше сердце пребывает в любви, в радости, в мире. Мы способны на долготерпение и на благость, мы становимся кроткими, ведь как можно гордиться пред лицом Божиим? Мы становимся людьми глубокой веры, потому что молитва и пребывание пред лицом Божиим связывают нас с Ним тесной, глубинной связью.

Монастыри, собственно говоря, и должны иметь своей главной задачей помощь каждому, кто приходит сюда, в том, чтобы обрести это памятование о Боге, предстояние Богу. Видимо, этот самый опыт жизни оптинских старцев и поражал сознание интеллектуалов XIX века. Глубоко убежден, что с еще большей силой реальный духовный опыт людей, постоянно пребывающих в общении с Богом, способен и сегодня поразить сознание наших современников, которые часто бездумно, по инерции или по движению страстей отрицают Бога, исповедуя тем самым абсолютное нежелание иметь с Ним общение. Но, соприкасаясь с реальным религиозным опытом, и они способны увидеть эту захватывающую духовную перспективу жизни человека в общении с Богом.

Я хотел бы пожелать всем вам, мои дорогие братья, насельники Свято-Введенской Оптиной пустыни, восходить от силы к силе, через чтение Священного Писания и святых отцов, через молитвы, через творение Иисусовой молитвы, через совершение богослужений, через келейное правило, через несение послушаний, через отсечение своей воли, предаваясь в руки Божии, постоянно быть рядом с Господом, постоянно памятовать о Нем. И тогда все добродетели — незримо, таинственно, по мановению Божественной руки — будут вселяться в наши сердца и в наши умы, преображая нашу жизнь.

Верю, что духовный опыт Оптиной пустыни востребован сегодня в Отечестве нашем не менее, чем в веке XIX. И дай Бог, чтобы приобщение людей к духовному опыту Оптиной помогло им избежать тех страшных ошибок, заблуждений и соблазнов, которые привели к крушению страны нашей и к гонениям на веру. Надеюсь, что пройденный нашим народом опыт и духовное жертвенное служение иночествующих помогут избежать в будущем всяких соблазнов и скорбей. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Приблизительное время чтения: 7 мин.


print

Церковь прославила огромное количество святых, угодивших Богу своей праведной жизнью. Наверное, сколько звезд на небе, столько и святых у Господа. При этом большое число подвижников трудились в монастырях. Их православная традиция называет преподобными — то есть теми, кто максимально возможным для человека образом уподобился Богу и ангелам. Практически все известные русские обители подарили миру святых. Исключением не стала и Оптина Пустынь, которая принесла свой благодатный плод в лице целого сонма старцев — Льва, Макария, Никона, Анатолия, Нектария… Даже одни только их имена перечислять можно довольно долго. Все они угодили Богу своим праведным житием, все прославлены Церковью. Но самой яркой звездой этой плеяды, несомненно, является батюшка Амвросий (Гренков).

Сейчас мы знаем этого человека как великого подвижника земли Русской, чью святость, Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью. Но всего этого могло бы и не быть. Дело в том, что на путь монашеского делания будущий святой стал только после долгих лет борьбы с малодушием, сомнениями и привязанностью к миру.

Он родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича Гренкова, отец которого был священником. Впоследствии старец вспоминал:

— В тот день, когда я должен был родиться, мою мать отвели в баню, а народу собралось-то! Все хотели в тот день узнать, кто ж родиться у благочинного (моего деда). Народ был и во дворе и за двором. Как родился я на людях, так и живу.

При Крещении мальчика назвали Александром — в честь князя Александра Невского. С самого раннего детства будущий проповедник рос в атмосфере строгого благочестия, в окружении трех братьев и четырех сестер. Как только Саша подрос, отец стал брать его на литургию. В храме любимым местом мальчика сделался клирос, где он весьма быстро научился петь и читать. В более поздних рассказах, родившихся среди богомольцев, юный внук благочинного предстает едва ли не совершенным монахом, но этот образ далек от реальности — Саша рос обычным ребенком, смышленым, с весёлым характером. Не был он и образцом послушания и усидчивости. Однако в целом добрая обстановка в семье благодатно подействовала на отрока.

Преподобный Амвросий Оптинский: звезда на небосводе Божьем

Когда мальчику исполнилось 12 лет, родители определили его в первый класс Тамбовского духовного училища, по окончании которого в 1830 году он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. И в училище, и в семинарии Александр проявил хорошие способности, а учеба давалась легко.

«Гренков мало занимается, — говорил его товарищ по семинарии, — а придет в класс, станет отвечать, точно как по писанному, лучше всех. Мы-то перед занятием свечек накупим, поставим, а все равно нас выспрашивают. А Сашке одни положительные отметки ставят».

Обладая от природы живым нравом, юноша всегда был душой общества молодых людей. В семинарии любимым занятием Александра было изучение Писания, богословских, исторических и лингвистических трудов. Преподобный Амвросий знал пять языков — греческий, еврейский, французский, татарский и славянский.

Ему никогда в голову не приходила мысль о монастыре, хотя некоторые и намекали на это — то ли в шутку, то ли всерьез. Образ тихого подвижника почти никак не вязался с образом активного молодого человека, дышавшего воздухом свободы и романтики.

— Признаюсь вам, — рассказывал батюшка через много лет, — пробовал писать стихи. Даже выбрал укромное место, где бы виднелись долины и луга с рекой. Долго я тогда сидел и думал, чего бы такого сочинить, да так ничего и не написал. В монастырь я не думал никогда идти. Впрочем, другие (я и не знаю, почему) предрекали мне, что я буду в монастыре.

Тем временем Господь незаметно направлял Своего избранника на уготованную стезю. На последнем курсе семинарии Александр тяжело заболел. Болезнь была опасная. Вот как рассказывал об этом сам старец:

«Надежды на выздоровление было очень мало. Однажды ко мне пришли друзья и стали подбадривать: держись, дескать. Но я уже практически ничего не слышал. Пришел и преподаватель, братья предложили позвать священника, на что он отказал. Я тогда сказал: „Прощай, Божий свет!“. И тут же дал обещание Господу, что если Он меня воздвигнет здравым от одра болезни, то я непременно пойду в монастырь».

Обет был услышан Небом. После того случая Александр быстро поправился. Однако о данном Господу слове забыл напрочь — с той же скоростью, с которой его покинула болезнь. А на одном из праздников, общаясь со своим знакомым, раскрыл свои планы поступления в военное училище.

Но Господь рассудил иначе. Часто вспоминая о данном обете идти в монастырь, Александр всегда чувствовал угрызение совести. Долгие четыре года молодой человек не решался порвать с миром, продолжая жить привычной легкомысленной жизнью: «Придешь домой, признавался старец, — на душе неспокойно, и думаешь: ну, теперь уже все кончено навсегда — совсем перестану болтать. Смотришь, опять позвали в гости, и опять наболтаешь». Находясь в таком сложном духовном состоянии, по ночам, когда все уже спали, молодой человек становился перед Тамбовской иконой Божией Матери и долго, незримо для людей, обращался к Богородице с молитвой об устроении его жизни. Со временем он стал уходить молиться на чердак, а потом — за город в лес. Так Господь готовил его к монашеству. Да и сам юноша понимал, что его душе тесно в этом мире. Внутри росло необъяснимое чувство, сердце искало Бога.

В то время в соседнем селе жил известный затворник — отец Иларион. Как-то раз, проходя мимо жилища подвижника, Александр вместе с другом решили зайти вовнутрь. Тот с любовью принял молодых людей и сказал Гренкову четко и ясно: «Иди в Оптину — и будешь опытен». Наверное, именно в тот момент затворнику открылось, что перед ним стоит будущий подвижник.

Слова старца Илариона и молитва к преподобному Сергию Радонежскому окончательно укрепили Александра в намерении оставить мир. Но одно дело — иметь желание, и совсем иное — преодолеть те препятствия, которые возникают на пути к благой цели. Александр находился в должности учителя первого класса Липецкого духовного училища, и сложно было даже предположить, что начальство отпустит своего подчиненного. Сначала Гренков смалодушничал. Но спустя несколько месяцев отчетливо ощутил, как цепко удерживает его мирское попечение. Эти ощущения стали частыми, пока однажды Александр не осознал: или сейчас, или никогда! Перед его глазами промелькнула вся прошлая жизнь, которая словно с укором говорила ему одну-единственную фразу: «ты трус!». И однажды утром Александр последний раз пришел в училище, сообщил начальству о намерении уехать в Оптину, попросив, однако, никому не говорить об этом. Коллеги начали отговаривать молодого учителя, но никакие возражения не подействовали — он остался тверд в своем решении. Зная, что свидание с родней может поколебать его решимость, Александр уехал в Оптину тайно от всех, не испросив даже разрешения епархиального начальства. Так он открыл новую страницу своей жизни во Христе.

Это было в воскресенье, 8 октября 1839 года. Шла поздняя литургия, когда он прибыл на место. Прибыл, чтобы уже никогда его не покидать. Молодой человек застал при жизни оптинских старцев Моисея, Льва и Макария, которые сыграли немаловажную роль в его жизни. Прошло несколько лет, и он сам стал таким же, как и его наставники.

Впрочем, звездной болезнью батюшка совсем не болел. Наоборот, его смирение, доброта, святость и неподдельная радость одинаково были доступны и высокому столичному чиновнику, и простой полуграмотной крестьянке.

Хотя, по большому счету, старцу было чем «гордиться» — он в совершенстве владел пятью языками, имел острый ум и огромный опыт хозяйствования. Все, кто к нему приходили, знали, что от отца Амвросия можно получить не только духовный, но и чисто житейский совет.

Только один Господь и, быть может, несколько человек знали, насколько тяжелым был для старца этот крест — 30 лет он был практически прикован к постели после тяжелой болезни, перенесенной в молодости и навсегда подкосившей его здоровье. Но, наверное, если бы преподобного спросили, он бы улыбнулся по-детски и повторил бы фразу, которую чаще всего говорил своим чадам: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца». И доброе сердце старца, которое согревало любовью весь мир, смогло не только понести этот крест, но и вознести его на огромную высоту.

Преподобный Амвросий Оптинский своей жизнью показал удивительный пример того, как в физически немощном человеке может действовать такая Божья сила, которую мечтали бы иметь многие внешне полноценные и крепкие люди. А еще жизнь отца Амвросия — это воплощение его любимой фразы: «Где просто, там ангелов со сто». Старец словно показывал, что подлинная мудрость и жизненная правда — выражается не в каких-либо вычурных и утонченных формах, а в простых словах, которые растворены Божьей любовью. Преподобный Амвросий стал живым воплощением слов Христа: «Не будете как дети — не войдете в Царство Небесное».

От приходящих к старцу Амвросию часто приходилось слышать общий вопрос: «Как жить?». И батюшка обыкновенно в шутливом тоне отвечал: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».

Преставился подвижник 10 (23) октября 1891 года. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла, ставшие девизом всей жизни этого святого: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9: 22).

Смотрите также:

Преподобный Амвросий Оптинский: Афоризмы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Поздравления с днем очередной годовщины свадьбы
  • Поздравления с днем повара женщине прикольные в картинках
  • Поздравления с днем охраны труда коллегам
  • Поздравления с днем офицера россии картинки
  • Поздравления с днем офицера россии женщине