Здесь небо сине-голубое и солнца ослепительного яркий свет,
И в этом свете всё творенье неземное,
Великий лес в блещании злата осени одет.
И каждый лист срываясь исполняет песнопение,
Под руководством ветра дополняет хор лесной,
Здесь словно вечность каждое мгновенье,
Здесь каждая душа найдёт себе покой.
Старинный храм исполненный Божественною благодатью,
Где тихо служба непрерывно происходит день за днём,
И колокольня первозданная со старческой духовною печатью,
Родной мой скит-как много можно рассказать о нём…
Тропинка тянется от храма к колокольне,
Вот слева домик;Старец в нём великий жил,
Оставив грешный мир он добровольно,
Неся болезнь Творцу и людям в тихой келии служил.
Под крышей дома кельи этой происходили неземные чудеса;
И каждый был Любовью Божией согретый,
Для многих были здесь открыты Небеса!
Дух Старчества молитвенный придал земле сей Святость,
Он здесь повсюду- он душою ощутим,
Какую жеГосподь дарует грешным радость,
Давайте же мы Богу Славу ныне и вовеки воздадим !
- 1870 г.
- 1871 г.
- 1872 г.
- 1873 г.
- 1874 г.
- 1875 г.
- 1875 г. Поздравление начальствующим
- 1876 г.
- 1877 г.
- 1878 г.
- 1879 г.
- 1880 г.
1870 г.
Сестры о Господе и матери!
Кому по немощи и по скорости не мог написать, тех всех купно поздравляю с предстоящим великим Торжеством христианским. Когда в церкви будет воспеваться всерадостное
Христос Воскресе!
Тогда и от меня грешнаго примите сие приветствие, с благожеланием каждой из вас мирного духовного чувства и благодушного и благоприятного расположения ко всем, оставляя, по слову апостольскому, аще кто на кого имать некое поречение, так как в это время Церковь воспевает: простим вся Воскресением.
1871 г.
Мудрствующим о Господе!
К празднику Рождества Христова вместо обычнаго поздравления писал я вам о великом Таинстве великаго сего Праздника. Желал бы и теперь сказать вам что-нибудь о таинственном значении торжества христианских торжеств, т.е. праздника Воскресения Христова. Но по слабости болезненной не имею к тому сил, ни возможности. Разве только вкратце скажу, что ежегодное празднование светлаго праздника Воскресения Христова, кроме собственнаго значения, служит вместе для нас и напоминанием всеобщаго и всемирнаго воскресения, что особенно видно из знаменательных действий Пасхальной утрени.
Первое. В светоносную нощь, после прочтения полунощницы, бывает торжественное исхождение и обхождение храма священнослужителями и всеми верными с возженными свещами, при несении креста и святых икон и звоне колоколов. Явно, что это церковное действие прямо указывает на евангельскую притчу о десяти девах, в полунощи возбужденных воплем: «се жених грядет! Исходите в сретение его! Тогда восташа вся девы тыя, и украсиша светильники своя, и изыдоша в сретение жениху» (Мф.25:1–7), Девы эти – души верующих. Жених – Христос. Ночь – жизнь века сего. Светильники – вера и добрыя дела. – Как евангельская притча, так и торжественное обхождение храма верными при звоне колоколов не изображают ли всеобщее воскресение при конце мира, когда глас трубы архангельской возбудит всех мертвых, и верующие в Господа, подобно Евангельским девам, изыдут в сретение Ему со светильники своими, каждый по достоинству своему.
Второе. Когда совершается это торжественное шествие около храма, двери церковныя затворяются. Верные, идуще видят в храме свет, а на пути пред собою и около себя непроницаемый мрак, и тако приходят в преддверие храма к затворенным дверям. Не означается ли сим, что все воскресшие во всемирное воскресение издали узрят чертог небесной славы, но не все внидут в оный, а только одни достойные, у которых светильники, как у мудрых дев, не угаснут в сретении Жениха – Христа. Остальные же, у которых, как у юродивых дев, светильники угаснут, тщетно будут повторять начало церковного стиха: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам да вниду в онь».
Третье. В преддверии храма, пред затворенным онаго входом, первенствующий служащий, сотворив обычное пасхальное начало прославлением Святыя Троицы и пением: Христос воскресе, с крестом в руках, отверзает двери церковныя и первый входит в храм, а ним входят безразлично и все прочие христиане, поющие радостную церковную песнь: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Повторяя оную многократно, прилагают и другия всерадостныя песнопения: Воскресения день, просветимся людие! Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас приведе победную поющия и т.д. Не слышно уже обычнаго чтения, возбуждающаго дух сокрушения, а слышно одно лишь непрерывное сладкопение, возбуждающее во всех радование. Непрестанно являются служители алтаря в блистающих одеждах, непрестанно зрим крест Христов и покланяемся сему знамению спасения нашего, непрестанно осеняемся курением священного фимиама; у всех на руках возженныя свещи; в устах же у всех, и служащих, и поющих, и предстоящих, только и слышится радостное: Христос Воскресе! Так празднуется временная Пасха Христова на земле, и к сему празднованию допускаются все христиане, достойные и недостойные, потому что настоящая жизнь подлежит изменению: нередко достойные делаются недостойными, и наоборот – недостойные делаются достойными, что явно оказалось на Иуде и разбойнике. Первый был в лике избранных дванадесяти апостолов Христовых, три лета последовал за Христом, слушая непрестанное учение Его, и имел дарование изгонять бесов и исцелять многоразличныя болезни. Но наконец, обезумившись от нерадения и сребролюбия, предал Христа и погиб вечно. Последний же более 30 лет был в шайке закоренелых злодеев, но, вразумившись на кресте, исповедал волею Распеншагося Сына Божия Господом и Царем, и первый вошел в рай. Примеры эти да содержим всегда в памяти, чтобы воздержать себя от греха осуждения, хотя бы мы видели кого-либо и при конце жизни грешащим, как убеждает нас св. Иоанн Лествичник.
Но иной будет порядок празднования на Небеси Пасхи вечной после всеобщаго воскресения и суда. К празднованию оной допустятся только одни избранные, достойные. И кто единожды допущен будет в чертог небесный к празднованию Пасхи вечной, тот вечно и останется в лике празднующих оную, во гласе радования. Кто же окажется недостойным участия в этом праздновании, тот уже пребудет в вечном лишении и вечном отчуждении. Но теперь неблаговременно говорить подробно о горькой участи последних по причине всерадостного праздника. А скажем только одно, что все мы, христиане, пока живы, должны быть осторожны и внимательны к своему спасению. И мнящиеся из нас стояти, по слову апостольскому, да блюдутся, да не падут, памятуя всегда ужасающий пример погибшаго Иуды. Немощные же из нас и падающие да возбуждаются надеждою исправления, видя утешительный пример благоразумнаго разбойника, наследовавшаго рай.
О, Пасха, велия и священнейшая Христе! О, мудросте и Слове Божий и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего.
1872 г.
Сестры о Господе и матери!
Поздравляю вас с светлым праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и сердечно желаю вам встретить и провести всерадостное сие христианское торжество в мире и утешении духовном. Когда начинается в церкви торжественное и взаимное приветствие, тогда помяните, что и аз грешный каждую из вас приветствую обычным всерадостным приветствием:
Христос Воскресе!
Велика сила в сем кратком приветствии, как свидетельствует св. Златоуст в огласительном своем слове: «Воскресе Христос, и низложися ад! Воскресе Христос, и падоша демони! Воскресе Христос, и радуются ангели! Воскресе Христос, и попрася смерть! Воскресе Христос, и воцарися жизнь».
Не без причины многократно повторяется радостная церковная песнь: «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия», т.е. радуйся и просвещайся светом Христовым, собрание сыновей и дщерей Православной Церкви. А как просвещаться и озаряться светом Христовым, научает нас св. апостол Павел, говоря: «яко чада света ходите; плод бо духовный есть во всякой благостыни и правде, и истине». Те же самыя слова апостол повторяет в другом месте с другой стороны: «станите убо препоясани чресла ваша истиною и оболкшеся в броню правды, и обувше нозе в уготование благовествования мира».
Под словом «истина» должно разуметь заповедь о любви к Богу: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею и всем помышлением твоим, и от всея крепости твоея». И паки: «иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин». Ежели любовь Божия настолько ревнива, что и отца и матерь допускает любить только в меру, а не паче меры, то не без причины апостол заповедает нам препоясать чресла истиною, чтобы не грешить против любви к Богу, любовью к другим неуместною; особенно же нечистою, потому что Богу любезнее паче всего целомудрие в смиренномудрии.
Под словом же «правда» разумеется заповедь о любви к ближнему: «возлюбиши ближняго твоего яко сам себе». А так как эта заповедь не всегда бывает удобоисполнима, то апостол заповедует нам облещися в броню правды, т.е. не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, добро творить ненавидящим, молиться за творящих напасть и изгоняющих ны.
Остальными же словами «плод благостыни», и «благовествование мира» означается доброта, простота в отношении к ближнему и всякая благожелательность и дружелюбие по сказанному: «мир имейте и святыню со всеми. Взыщи мира и пожени и»! Или, как поет ныне Церковь: простим друг другу вся Воскресением.
1873 г.
В настоящий праздник Светлаго Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, кроме обычнаго благожелательного поздравления и обычнаго радостного приветствия: Христос Воскресе! желалось бы сказать вам нечто и общеполезное.
Св. Апостол Павел в послании к евреям говорит: Христос вчера и днесь, Тойже и во веки (13, 8). Что означают сии апостольские слова? Не то ли, что Христос Господь, как Бог, всегда одинаков, у Него же, по сказанному, несть пременение или преложения осенение. Мы же, христиане, скоропреложны и изменчивы: вчера были хорошие, а днесь уже не всегда бываем таковыми. Вчера смирялись, сегодня начинаем оправдываться. Вчера мудрствовали о воздержании, в последующий день нередко опять заботимся о наслаждении, а часто даже негодуем, что пища и питие не хорошо приготовлены. Вчера довольствовались простою и скромною одеждою, ныне опять помышляем о одеянии лучшем. Вчера прилежали о молчании, сегодня паки начинаем разглагольствовать. Вчера любомудрствовали о самоукорении, сегодня опять уклоняемся в пересуды и осуждения и тому подобное. Так только вчера и днесь. Кто же из христиан может поручиться, что он во весь век свой будет постоянен и неизменчив в добродетели. По сей причине апостол мнящихся стояти твердо в добре увещавает к смиренному и внимательному хранению себя, глаголя: Мняйся стояти, да блюдется, да не падет (1Кор.10:12). А унывающих и дремлющих в жизни своей возбуждает к бодрствованию, глаголя: возстани и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос (Еф.5:14). Кроме сказанного, слова апостольския: «Христос вчера и днесь, Тойже и во веки», имеют и следующее значение: время течет, годы один за другим проходят, жизнь наша некоторых сокращается, а иных совсем прекращается. Праздники же Господни, по совершении обычнаго своего круга, тем же порядком возвращаются и будут возвращаться до скончания века, напоминая христианам о великом таинстве воплощения Сына Божия и избавлении нашем от плена диавольского крестною смертию и Воскресением Христовым. Напоминается же нам о сем во всех праздниках Господских потому, что мы унылы и забывчивы, а от уныния и забвения часто перестаем быть благодарными Богу за Его великие к нам благодеяния, временныя и вечныя. Благодарение же приемлющаго, по слову преп. Исаака Сирина, поощряет Дающаго, еже даяти дарования больши первых. Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует с ним и в жизнь будущую, где он с ними будет праздновать Пасху вечную. Аминь.
1874 г.
Христос Воскресе!
И в настоящий светлый праздник всерадостного Воскресения Христова, кроме обычнаго поздравления, желе бы я сказать вам нечто утешительное и вместе с тем полезное, потому что истинное и прочное утешение тесно соединено с истинно полезным. В чтении пасхальнаго Евангелия слышим слова: во своя прииде, и свои Его не прияша; елицы же прияша Его, даде им власть чадом Божиим быти, верующим во имя Его (Ин.1:11,12).
Древле своими Богу назывались израильтяне, избранный народ Божий. В новой же благодати своими Богу могут называться христиане, посвятившие себя на служение Богу, и преимущественно монашествующие. Св. Апостол Павел выставляет причину, почему некоторые из древняго избраннаго народа Божия не приняли Сына Божия, пришедшаго во плоти. Свою ищуще поставити правду, говорит апостол, правде Божией не повинушася (Рим.10:3). Та же причина и в новой благодати препятствует повиноваться правде Божией и Божественным заповедям Христа Спасителя, т.е. если христианин допустит себе самооправдание, которое в Евангельском законе не дозволено, тогда как бы невольно принужден бывает противиться и отвергать если не все, то многое, что проповедуется в Евангельском учении.
У израильтян были две главныя секты: фарисейская и саддукейская. Фарисеи, хотя веровали всему, содержащемуся в Св. Писании, но крайне недуговали возношением и презорством к другим. Саддукеи же во многом сомневались и даже не веровали воскресению и бытию ангелов. Те же немощи душевныя проявляются между некоторыми и в новой благодати. Нередко бывает, что верующие всему в слове Божием и старающиеся жить по заповедям Божиим, допускают в себе возношение пред другими и уничижают многих. Есть также не мало и таких, которые сплошь да рядом сомневаются в доброжелательстве ближних от меньших до старших. Будь для них кто добр, как ангел, они и тому не поверят, приискивая и выставляя на вид какия-нибудь малозначущия причины. Продолжая сомневаться во всех и во всем, они, наконец, доходят до сомнения и неверия относительно и будущей жизни, и таким образом сами делают жизнь свою жалкою и безотрадную. Общий же и неудобоисцельный недуг, как фарисействующих, так и саддукействующих, есть зависть, часто порицающая и правду Божию, не говоря уже о правде человеческой.
Простите меня, матери и сестры, что аз недостойный в Светлый праздник выставил на вид облака темных страстей. Но выставил ради того, что эти страсти нередко беспокоят и такия души, которыя не мало заботятся о своем спасении и благоугождении Богу; а желалось бы, чтобы никакая мгла страстей, особенно в Светлый праздник не омрачала мысленной и умной тверди душ ваших. Для утешения нашего повторим опять указанныя слова пасхального Евангелия: елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его. Для простаго человека сделаться чадом и наследником и земнаго царя велико есть. Кольми паче соделаться чадами и наследниками Царя Небеснаго превосходит всякое слово и всякое сказание, и даже понятие и постижение ума человеческаго, как свидетельствует о сем апостол: их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1Кор.2:9). Еже буди всем нам получити милостию и человеколюбием Единороднаго Сына Божия, умершаго за нас и воскресшаго, и воскрешающаго, и просвещающаго всякую христианскую душу, нелицемерно и твердо верующую в Него. Аминь.
1875 г.
Сестры о Господе и матери!
Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!
Поздравляю вас с светлым и всерадостным праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Сердечно желаю всем вам встретить и провести всерадостное христианское торжество сие в мире, и утешении, и веселии духовном.
Желал бы вместе с поздравлением написать вам нечто и в назидание духовное. Но опасаюсь, как бы из праздничнаго и высокоторжественнаго не вышло нечто не праздничное и не торжественное, потому что полезное редко сходится с приятным, разве только у крепких и мужественных духом.
Во всерадостных церковных песнях о Воскресении Христовом нередко слышим, что воспоминается Крест Христов, и смерть, и погребение. Как, например: «Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим. Повешен на древе всю тварь поколебал еси, положен во гробе, живущия во гробех воскресил еси». Правильно разумеющие с радостию воспоминают равно как Воскресение Христово, так и Крест Христов. Но немало есть малодушных, не скажу суеверных, которым о кресте и о несении креста и не говори. А если и молча им дают крест на благословение, то они или отказываются принимать, или содрогаясь принимают оный, как бы предвестника какой-либо беды, тогда как Церковь всем явно провозглашает, что «крест есть хранитель всея вселенныя, крест – красота Церкви, крест – царей держава, крест ангелов слава и демонов язва».
Не Крестом ли Христовым мы избавлены от власти и мучительства диавольского? Поэтому, малодушные, оставим неправильное мнение и равно возлюбим как Воскресение Христово, так и Крест Христов. Если желаем быть общниками Воскресения Христова, то не должны отрекаться и от несения Креста Христова, или по крайней мере христианскаго, какой кому Промыслом Божиим будет послан. Быть распятым на кресте, подобно Христу Господу, выше меры нашей. По крайней мере не будем отказываться понести то, что Господь прежде Своей крестной смерти претерпел, потому что воскресший Господь определенно изрек: «иже не приимет креста своего и вслед Мене не грядет, несть Мене достоин». Если же, по слову апостола, со Христом или о Христе страждем, то с ним и прославимся радостно поюще церковную песнь: Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. И паки: Воскресения день, просветимся, людие; Пасха, Господня Пасха; от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас приведе, победную поющия.
Христос – новая Пасха, жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира.
Величит душа наша страдавша и погребенна, и воскресшаго тридневно от гроба.
Величит душа наша Триипостаснаго и нераздельнаго Божества державу.
Радуйся, Дево, радуйся: радуйся Благословенная, радуйся Препрославленная:
Твой бо Сын воскресе тридневен от гроба.
1875 г. Поздравление начальствующим
Поздравляю вас с наступающим светлым и всерадостным праздником Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Сердечно желаю вам и всем сестрам обители вашей встретить и провести всерадостное торжество сие в мире и утешении духовном.
Желал бы аз, грешный и скудоумный, при этом сказать вам нечто полезное и утешительное. Но ничего полезнаго в настоящие минуты не пришло мне на мысль, кроме слов апостола Павла: «сие бо да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе, Иже во образе Божий сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Тем же и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных, и преисподних» (Фил.2:5–10).
При чтении сих апостольских слов являются три мысли.
1. Восхищающие незаконно царскую или другую какую-либо власть, по слову св. Златоуста, боятся являться пред подчиненными просто и в смиренном виде, а всячески стараются поддержать свое могущество властительским и гордым, и жестоким обращением, опасаясь потерять свое владычество. А законно и правильно получившие начальство и власть нисколько не боятся обращаться с подчиненными просто и кротко, и смиренно, потому что и великих людей простота и смирение не только не унижают, но напротив очень возвышают и возвеличивают.
2. Если дело искупления рода человеческаго совершено было послушанием до смерти Отцу воплотившагося Сына Божия, то и всякая поручаемая должность есть не что иное, как послушание Богу, потому что различные роды правлений разделяются от Духа Святаго, как свидетельствует апостол (1Кор.12:28).
Послушание и земному высшему начальству важно, так как чрез оное назначаются различныя должности; послушание это начальническое, хотя по видимому дается не до смерти, но если кто возмалодушествует при каких-либо столкновениях, то нередко некоторых почти приближает к смерти.
3. Что распеншемуся за нас и воскресшему Господу Иисусу поклонится всяко колено небесных и земных, это понятно, как и церковная песнь провозглашает: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Но как поклоняется Господу колено преисподних? Тем, что они невольно покоряются Ему, так как воскресший Господь чрез крестную Свою смерть попрал всю силу вражию, сокрушив врата медныя и вереи ада железныя сломив. Но под сим еще разумеется и изведение из ада воскресшим Господом держимых тамо душ, каковое изведение Торжественно описывает св. Иоанн Дамаскин так: «ныне вся исполнишася света, небо и земля, и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово. – Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзники, яже от века имяше, люто одержимыя. – Безмерное Твое благоутробие, адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную».
Вот, что пришло мне в голову при поздравлении вас, то вам и написал.
1876 г.
Сестры о Господе и матери, и чада духовныя!
Христос Воскресе!
Поздравляю вас со всерадостным праздником Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Сердечно желаю вам встретить и провести сие великое христианское торжество в мире и утешении духовном.
Хотя я сам слабо и во всем неисправно живу, но привык других учить. Оттого как бы невольно понуждаюсь сказать вам в праздник сей что-либо душеполезное и спасительное, хотя сам того и не исполняю делом.
Светлый праздник Воскресения Христова из всех духовных праздников называется торжеством торжеств. Посему праздновать его и торжествовать следует нам не плотски, а духовно. Св. апостол Павел пишет: «аще живем духом, духом и да ходим; не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще» (Гал. 5, 25 – 26). И паки: «духом ходите, и похоти плотския не совершайте» (Гал.5:16). И паки: «вы духовнии исправляйте таковаго духом кротости, блюдый себе, да не и ты искушен будеши» (Гал.6:1).
Апостольския сии слова ясно показывают нам, что значит духовно жить, и как духовно праздновать христианские праздники, т.е. должно и всегда, а особенно в эти дни, иметь ко всем кротость, никого не раздражать, никому не завидовать и не исполнять похотей плоти, которая прежде всего искушает человека чревоугодием, а затем и другими страстями.
Но это еще не все высказано, что необходимо для духовной жизни. Апостол, как основание спасения, и как главную потребность, выставляет добродетель смирения и послушания, глаголя сице: «сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе, Иже во образе Божии сый, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Фил.2:5-8).
Ежели воплотившийся нашего ради спасения Сын Божий имел крайнее смирение и послушание до смерти, то кольми паче нам, непотребным и грешным рабам Его, хотящим наследовать спасение, всячески должно заботиться о сих главных добродетелях, т.е. о смирении и послушании, где нет нарушения какой-либо заповеди Божией.
Вот, что пришло мне в слабую и омраченную мою голову, то и предлагаю любви вашей в сей великий и всерадостный праздник для утешения и назидания вашего, заключая грешное мое слово глаголом Самого Господа: «в терпении вашем стяжите души ваши» (Лк.21:19). Аминь.
1877 г.
Сестры о Господе и матери!
Приветствую всех вас всерадостным приветствием: Христос Воскресе!
Вот всеблагий Господь и опять сподобил нас дождаться светоноснаго праздника, Его Светлаго Воскресения. Поздравляю вас с сим великим, знаменательным и всерадостным христианским торжеством и сердечно желаю всем вам встретить оное и провести в мире, и утешении, и радовании духовном. По обычаю своему, желал бы я по поводу знаменательного торжества сего сказать вам нечто душеполезное и спасительное.
Слыша многократно повторяемые слова в пасхальной стихире: «и ненавидящим нас простим вся воскресением», постараемся не только прощать, но вместе и сами ни к кому не иметь ненависти. Нет выше добродетели, как любовь; и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая невнимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (1Ин.3:15). Любящих любят и языческие народы, как свидетельствует Сам Господь, а христианам Он предписывает заповеди большия и совершеннейшие, глаголя: «любите враги ваши, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющия вы. Будите милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть, Иже солнцем Своим сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» (Мф.5:44–45; Лк.6:36).
Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению. Сказано во Св. Евангелии: «не судите, и не судят вам; не осуждайте, да не осуждени будете; отпущайте и отпустят вам» (Лк.6:37); «милости хощу, а не жертвы» (Мф.9:13). И паки: «милуяй, помилован будет» (Прит.17:5). Древние христиане по великой ревности духовной много подвизались в посте и во всенощных бдениях и упражнялись в продолжительном псалмопении и молитвах. Мы же в настоящее время, по слабости нашей и нерадению, чужды сих добродетелей. По крайней мере позаботимся об исполнении самого необходимаго, что заповедует нам апостол, глаголя: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал.6:2). Но исполнение этой заповеди и совершение этой добродетели невозможно без смирения и терпения, потому что смирение подает крепость во всякой добродетели, а без терпения не совершается никакое доброе дело. По свидетельству преподобных Каллиста и Игнатия, любовь и милость, и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действие имеют одинаковыя. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви. Добродетели сии суть непобедимыя оружия на диавола, на которыя он все множество бесов даже взирать не могут. Вооружим себя этою троицею добродетелей, да приближимся к Богу, и получим милость вечную от воскресшаго Господа, Ему же подобает слава и держава, честь и поклоние с безначальным Его Отцем и Пресвятым духом во веки веков. Аминь.
1878 г.
Христос Воскресе!
Утешай смиренныя Господь, да утешит и вас утешением духовным в светлый праздник Воскресения Своего!
По немощи и недосугу, в нынешнем году не собирался я вам писать поздравление с сим всерадостным праздником. Но мне пришли на мысль утешительныя слова св. Златоуста, читаемыя на Пасхальной утрени: «постившиися и не постившиися возвеселитеся днесь; воздержницы и ленивии день почтите». И как я принадлежу к числу последних, то и пришло мне желание побеседовать с подобными мне, как и почему мы, слабые и невоздержные, вместе с постниками и воздержниками можем разделять общую радость и веселия светлаго сего христианского торжества.
Во-первых, потому, что Сын Божий сходил с небес для спасения грешных и многаго от нас не требует, а только искренняго покаяния, как Сам глаголет во Святом Евангелии: «не приидох призвать праведники, но грешники на покаяние» (Мф.9:13). И паки: «радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся, нежели о девятидесятих девяти праведник, иже не требуют покаяния» (Лк.15:7).
Во-вторых, потому, что никакая добродетель так не приятна Богу, как смирение. А смиряться удобнее неисправному подвижнику, нежели строгому и исправному, чему ясный пример мытарь и фарисей. Правда, что не все строгие подвижники подражают фарисею. Благоразумные из них и смиренные занимают у Бога первое место; а уже созади их стоят слабые, кающиеся и смиряющиеся. Но обносится мудрое слово: хоть сзади да в том стаде, о котором Пастыреначальник и Спас душ наших глаголет: «не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш небесный дать вам царство» (Лк.12:32).
Как слабые, так и строгие подвижники всегда должны испытывать себя тщательно, если у нас залог истиннаго смирения. Св. Иоанн Лествичник пишет: иное есть возноситься, иное не возноситься, а иное смиряться. Первый судит весь день; второй хотя не судит, но и себя не осуждает; третий, будучи не осужден, всегда сам себя осуждает (Степ. 25, отд. 19). Слова Лествичника ясно показывают, что если мы дозволяем себе судить других, то настоящего смирения в нас нет. Залог истиннаго смирения обозначается самоуничижением и самоукорением, без которого, по слову Св. Аввы Дорофея, трудно устоять человеку на пути благочестия.
Нас ради распеншийся и в третий день воскресший Сын Божий наш Иисус Христос, да помилует всей нас.
1879 г.
Христос Воскресе!
Сестры о Господе и матери!
И паки Всеблагий Бог сподобил нас достигнуть всерадостнаго праздника Светлаго Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Сердечно желаю всем вам встретить и провести великое сие христианское тожество в мире и радости и утешении духовном. О, дабы Всеблагий Господь сподобил нас недостойных также радостно встретить и всеобщее страшное воскресение, по сказанному от апостола: Сие бо вам глаголем словом Господним, яко мы живущии оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших: яко сам Господь в повелении, в гласе архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее: потом же мы живущии оставшии купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем (1Сол.15–17). Что же будет с теми, которые тогда не будут восхишени на облацех? Ради всерадостнаго праздника умолчим о сем. А для пользы душевной разсмотрим пророческое псаломское слово: Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем (Пс.11:6). Что значат слова Господни: положуся во спасение, не обинюся о нем? Означают то, что человеколюбивый Господь наш прежде Воскресения Своего не обинуюся волею претерпел распятие и смерть на кресте ради нашего спасения, а прежде крестной смерти претерпел оплевания и заушения и всякий вид поругания и уничижения, по сказанному: Иже вместо предлежащия Ему радости претерпе крест, о срамоте нерадив. Одесную же Престола Божия седе (Евр.12:2). Что же скажем мы о себе, также желающие быть одесную Престола Божия во второе пришествие Христово? Не обинуемся ли мы о своем спасении, не перенося иногда не только заплевания и заушения, но и малаго укорительнаго слова и малаго досаждения нам? Как же и чрез что надеемся быть одесную Распеншагося за нас волею и всякое уничижение Претерпевшаго за спасение наше, когда апостол говорит: «аще с Ним страждем, с Ним и прославимся» (Рим.8:17)?
Если у вас найдутся подобные мне немощные и неисправные, по крайней мере зазрим себя в своей немощи и неисправности, не оставляя в Светлый праздник радоваться о том, что имеем Всеблагаго Господа, пришедшаго призвать грешныя на покаяние. И готоваго всегда принять искренне кающагося и не лицемерно смиряющагося, имея при том твердое намерение держаться со смирением хотя последних средств спасения, по слову Самого Господа: не судите. И не судят вам; и не осуждайте. Да не осуждени будете; отпущайте, и отпустят вам (Лк.6:37). Еже буди всем нам получити милостию Распеншагося за нас и днесь Воскресшаго.
1880 г.
Христос Воскресе!
Сестры о Господе и матери!
Усердно и благожелательно поздравив вас со всерадостным праздником Светлаго Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, по обычаю своему, предлагаю вам на разсмотрение, ради всерадостного торжества и в честь Св. Троицы, три церковныя песни, которых смысл не для всех ясен.
1. Речи пророков и гадания воплощение проявиша от Девы Твое, Христе, сияние блистания Твоего во свет языков изыдет. И возгласит Тебе бездна с веселием: силе Твоей слава, Человеколюбче (глас 1‑й, пес.4).
Начальныя слова песни этой, думаю для всех удобопонятны. Поэтому объясним, что значат последующия слова: сияние блистания Твоего во свет языков изыдет. Слова сии означают, что Светлое Воскресение Христово озарило светом веры языческие народы к принятию христианства. И возгласит Тебе бездна с веселием: силе Твоей слава, Человеколюбче. – Не бездна слова сии возглашала, когда Воскресший Господь сошел во ад и сиянием Божества озарил заклепы вечные, но в бездне содержимыя души, и из нея изводимыя благодарно и радостно взывали: силе Твоей слава, Человеколюбче. Так и св. Иоанн Дамаскин возглашает в пасхальных песнях: Безмерное Твое благоутробие адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную (Пасх. Кан. Песн. 5). Может быть, при сем кто-либо из неведующих спросит: все ли души, содержимыя во аде, Воскресший Господь извел в рай? В синаксаре Пасхи сказано, что не все изведены Им. А только уверовавшия в пришествие Его.
2. Елицы древних изрешихомся сетей, брашен львов сотренных членовными, радуимся и расширим уста. Слово плетуще от словес сладкопения, имже к нам наслаждается дарований (глас 2, песн.3).
Смысл этой не совсем понятной церковной песни следующий: мы, разрешенные и избавленные от древних сетей, чтобы более не быть снедию или брашном мысленных львов, которым теперь сокрушены зубы, радуемся и расширим уста, возглашая Богу песнь от словес сладкопения, которое Ему от нас приятнее даров.
3. Любити убо нам, яко безбедное страхом удобее молчание, любовию же Дево песни ткати спротяженно сложенныя, неудобно есть: но и Мати силу, елико есть произволение, даждь (глас 1‑й, песн. 9).
Т.е. нам немощным и скудоумным полезнее любить бы молчание, как непричастное страху, чтобы в чем-либо не погрешить, да и неудобно для нас, Дево, по любви и усердию к тебе составлять пространныя песнопения; но подай нам к сему, Матерь Божия, хотя столько силы, сколько у нас есть произволения.
Предложил вам аз грешный объяснение сих песнопений, побуждаемый к сему псаломскими словами: «пойте Богу нашему, пойте разумно» (Пс.46:7, 8). Объясняю простейшим, что петь разумно, во-первых, означает, чтобы понимать то, что поем или слушаем в церкви; во-вторых, петь или слушать внимательно и благоговейно. Если же мы поем или слушаем разсеянно, или еще с кем-либо разговариваем в церкви, то как будет пение наше разумно? За таковое безстрашие, явно обличает нас Господь чрез пророка Исаию: приближаются Мне людии сии усты своими, и устнама чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене, всуе же чтут Мя (гл. 29, ст.13).
Чтобы разумно приносить песнь Богу нашему, потребна кроме того воздержная и вообще исправная жизнь. Но ради всерадостнаго праздника умолчим о сем, последуя примеру св. Иоанна Златоустаго, который в слове на праздник Пасхи говорит так: богатии и убозии друг с другом ликуйте; воздержницы и ленивии день почтите; постившиися и непостившиися возвеселитеся днесь. Аминь.
Поздравляю с днём памяти Преподобного Амвросия Оптинского и Преподобного Сампсона Странноприимца.
Преподобный Сампсон Странноприимец
10 июля 1976 года я иподиаконствовал у Архиепископа Волоколамского Питирима (Нечаева), который возглавил Литургию в Богоявленском соборе, что в Елохове, в Москве, за Проскомидией помогал Иеросхимонах Сампсон (Сиверс), а я читал Третий Час перед Литургией. На тропаре Часа прочёл имя святого «Самсон», по возвращении в Алтарь, отец Сампсон ласково посмотрел на меня и сказал: «Сампсон — странноприимник ».
Отца Сампсона я знал через Псково — Печерских насельников.
В субботу 5 ноября 2005 года мэр Подольска Фокин прислал ко мне своего сотрудника с требованием покинуть помещение Флигеля в бывшем имении баронессы Надежды фон Мекк, в котором располагался наш временный Донской храм.
Рано утром 6 ноября 2005 года мне в полусне явился покойный Иеросхимонах Сампсон и ласково сказал: «Помнишь, Сампсон».
В этот день я посетил могилу Иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) на Николо — Архангельском кладбище, где был штатным священником в 1989 году и отслужил Панихиду.
После Панихиды я молился на квартире духовных чад Старца Сампсона близ Елоховского собора и порадовался новописанной иконе Исповедника Святого Православия Многострадального Иеросхимонаха Сампсона.
Впоследствии я узнал, что Фокин был арестован и повесился в тюрьме 9 ноября 2005 года.
Царство Небесное и вечный покой Праведной душе Иеросхимонаха Сампсона (Сиверса), которого я знал и почитал при жизни.
Протопресвитер Алексий Аверьянов.
По случаю дня памяти Преподобного Амвросия Оптинского архиепископ Амвросий совершил праздничные богослужения
23 октября архиепископ Амвросий совершил Божественную литургию в день памяти своего небесного покровителя — преподобного Амвросия Оптинского. Накануне праздника было совершено всенощное бдение, а по его окончании — заупокойная лития по новопреставленному Сергею Алексеевичу Беляеву.
Преподобный Амвросий Оптинский жил в 19 веке. Преподобный Амвросий почитается за кротость нрава, большое терпение и любовь к Богу.
Имя преподобного Амвросия Оптинского носит в монашестве ректор Сретенской семинарии, наместник Сретенского монастыря архиепископ Верейский Амвросий. 25 лет назад в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры ректор МДА епископ Дмитровский Филарет (Карагодин), ныне архиепископ на покое, постриг его в монахи и нарек Амвросием.
В Сретенском монастыре Владыка Амвросий молитвено почтил день тезоименитства 5-й раз (с 2000 по 2004 был его насельником).
В этот же день своё Тезоименитство отмечает насельник Сретенского монастыря игумен Амвросий (Коньков).
Архиепископ Амвросий поздравил молящихся с днем памяти преподобного Амвросия Оптинского:
«В день памяти нашего небесного покровителя наш долг — воздать честь, славу и хвалу святому, носителем имени которого мы являемся. Бог создал этот мир и человека «добро зело». Бог дал человеку возможность совершенствоваться в нем. И сказал, что он может быть совершенен, как Отец Его небесный. Посему предела совершенству нет.
Совершенствование прекращается тогда, когда человек теряет смирение и приобретает гордыню, когда уничтожает любовь и никого не любит, когда с нетерпением относится к каждому дню своей жизни и не имеет добродетели терпения. Но преподобный Амвросий Оптинский стяжал смирение, терпение и любовь, и эти добродетели запечатлены в тропаре святому. Он учит нас терпению, смирению и любви — тем качествам, которые позволяют человеку раскрываться, становится более ярким, творческим и красивым. Касается ли это интеллектуального развития, духовного развития, пения или иных искусств, человек всегда с большим терпением, смирением и любовью должен относиться к заповеди совершенствования и преумножать те таланты, которые дал ему Бог.
Я желаю, чтобы преподобный Амвросий Оптинский был для нас всех примером такого развития: духовного, нравственного, просто человеческого. Развития, основой которого являются многие добродетели, но самые яркие из них — смирение, терпение и любовь».
Наместник Сретенской обители поблагодарил сослуживших ему священнослужителей, певчих и молящихся в храме. Среди многочисленных гостей архиепископу Амвросию сослужили заведующий кафедрой богословия Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов, секретарь кафедры церковной истории МДА протоиерей Сергий Забелич, а также хор Московской духовной академии:
«Я сердечно благодарю вас, дорогие отцы, за совместное служение Божественной литургии. Вы прибыли из разных городов: из Санкт-Петербурга, из Москвы, из Старого Оскола, из Лавры преподобного Сергия. Я сердечно благодарю за прекрасное пение хоры Московской духовной академии, Сретенской духовной семинарии. Всех вас, дорогие братья и сестры, за ваши молитвы и почитание преподобного Амвросия Оптинского. Его же предстательством небесным Господь да услышит наши прошения и воздаст каждому по сердечному желанию во благо и во спасение».
От лица братии наместника обители поздравил иеромонах Киприан (Партс), пожелал душевного и телесного здоровья, помощи Божией и многая лета.
Во время целования креста архиепископа Амвросия поздравили хор МДА и хор Сретенской семинарии.
После Божественной литургии прошла торжественная трапеза для братии монастыря, священнослужителей и студентов.
Справка:
Всенощное бдение возглавил архиепископ Амвросий в сослужении братии Сретенского монастыря, священников — выпускников Московской и Санкт-Петербургской духовных академий. На всенощном бдении пел семинарский хор под управлением Марка Качанкина.
На Божественной литургии архиепископу Амвросию сослужили: игумен Киприан (Партс), протоиерей Сергий Шумских, протоиерей Павел Великанов, игумен Амвросий (Коньков), иеромонах Никодим (Бекенев), иеромонах Марк (Святогоров), протоиерей Сергий Забелич, иерей Александр Кузнецов, иерей Виталий Ульянов, иерей Андрей Бессарабов, иеромонах Ириней (Пиковский), иеромонах Павел (Щербачёв), иеромонах Вячеслав (Сорокин), иеромонах Дометиан (Курланов), иерей Андрей Прилуков, иеромонах Иннокентий (Присадков), иеромонах Лавр (Архипов), иеромонах Афанасий (Дерюгин), иеромонах Андроник (Пантак), иерей Владимир Хажомия, иеромонах Кирилл (Попов), иерей Сергий Шумских, диакон Иоанн Зорин, иеродиакон Серафим (Чернышук), иеродиакон Агафангел (Давлатов), диаконы Пётр Чорнобай, Владислав Уличев, Серафим Сопит, Георгий Шабалов.
На Божественной литургии пел хор Московской духовной академии под управлением Серафима Мороза и хор Сретенской семинарии под управлением Марка Качанкина.
23 октября 2013 г. 18:39
23 октября 2013 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Введенского собора Оптиной пустыни и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестной отец Венедикт! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с праздником, с днем памяти святого преподобного старца Амвросия Оптинского. В этом году исполняется 25 лет со дня его прославления, и в этот юбилейный год с особым чувством я посещаю Оптинскую пустынь. Взирая на эти исторические, из забвения и праха возрожденные храмы и монастырские постройки, мыслью устремляюсь к тем годам, когда Оптина сияла своей духовной славой, когда она была светочем для многих колеблющихся душ, особенно в среде русской интеллигенции.
Именно с Оптиной связаны имена Федора Михайловича Достоевского и Льва Николаевича Толстого, который, отпав от Церкви, возжелал в преддверии смерти прибыть сюда для того, чтобы принести покаяние. Но воля Божия была иной… Мы знаем также, что с этим местом связаны имена других выдающихся мыслителей, которые создавали интеллектуальный и духовный фон жизни нашего народа в XIX веке. То было непростое время, и многие искушения, которые тогда соблазняли людей, последующей историей были изжиты, преодолены, — ведь многие искушения и привели к трагедии революции, к гражданской войне, к миллионам человеческих жертв.
В то время, о котором мы говорим, очень многие слово «свобода» связывали с самым лучшим, думая, что политическими средствами можно достичь подлинной свободы человека. Но они ошибались. Провозглашая свободу, равенство и братство, те, кто это делал, были готовы уничтожать людей, разрушать страну, отказываться от истории, отказываться от Бога — только для того чтобы эти слова были осуществлены в жизни. Но мы знаем, что вместо равенства получили неравенство, вместо свободы — рабство, вместо братства — отчуждение…
Произнесение слов не означает того, что они непременно наполнятся подлинным содержанием. Произнесение слов совершенно не означает того, что смысл этих слов будет реализован. Вот этого не знал наш народ. Он соблазнялся словами, он верил, что люди, которые провозглашают равенство, братство и свободу, сделают все для того, чтобы жизнь действительно стала таковой, чтобы востребованное нашим народом братство, чувство соборности осуществлялось, в том числе в области общественной жизни. Народ стремился к тому, чтобы слово «свобода», осуществившись, даровало людям возможность полностью раскрывать свой потенциал и достигать в жизни того, что они могли бы и хотели достичь, опираясь на помощь Божию и на свои собственные силы. А слово «братство» было таким близким нашему народу, воспитанному в Православии! Однако мечты об этих ценностях обернулись потерей всякого внимания и всякой осторожности. Пропаганда этих слов была принята за чистую монету, и то, что произошло затем, хорошо всем известно, — ни равенства, ни братства, ни свободы.
Оптина пустынь была светочем духовной жизни. Сюда наши мыслители приходили для того, чтобы соприкоснуться с реальным духовным опытом оптинских монахов, чтобы в свете этого опыта оценить свои взгляды и убеждения. Одно дело — мысль, другое дело — жизнь. Мысль без дела не имеет ценности. Только тогда, когда мысль добрая осуществляется в реальной жизни людей, эта мысль имеет ценность. И наши великие мыслители это хорошо понимали и устремлялись сюда, чтобы из разговоров с теми, кто на своем личном опыте понял, что означают те ценности, которые пребывали в мыслях наших соотечественников в то время, ответить себе на главный вопрос: а что нужно сделать, чтобы самые высокие идеалы могли быть осуществлены в реальной жизни людей?
После тех замечательных лет расцвета Оптиной в нашей стране наступил хаос — гражданский конфликт, взаимное истребление, страдания и скорби. И как замечательно, что Оптина в то время, в которое благословил ей Господь, вновь возродилась! Это налагает огромную ответственность на всех, кто здесь живет и трудится. С Оптиной были связаны самые великие духовные страницы жизни нашего народа в веке XIX и в начале века XX. И потому многие люди устремлялись сюда только потому, что монастырь этот называется Оптиной пустынью, зная его великую историю. Какова же ответственность на всех тех, кто сегодня здесь живет, кто сегодня здесь спасается, кто сегодня здесь насыщает свой ум и свое сердце Божественными словами!
В опыте оптинских старцев не было ничего невероятного, неожиданного, экстраординарного. В опыте оптинских старцев не было никакого эмоционального надрыва, никакой духовной истерики. Все было спокойно, мирно, все возрастало в сердцах их естественно, в том числе естественно возрастала их близость к Богу.
В сегодняшнем апостольском чтении, которое полагается всякий раз, когда мы вспоминаем память преподобных отцов (Гал. 5:22-6:2), апостол Павел учит нас тому, что есть дар Духа. Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание — такие простые и ясные слова. И апостол говорит, что на тех, кто стяжал эти добродетели, нет закона. А что означает, что над кем-то нет закона? Это означает, что над ним нет суда. И как эти слова апостола пересекаются со словами иными, что эти люди на суд не придут, но придут от смерти к жизни (см. Ин. 5:24). Никакого суда над теми, кто стяжал эти духовные добродетели, не будет: умирает человек и переходит от смерти к вечной жизни.
Если мы с вами захотим воспитывать в себе любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание, если мы поставим перед собой задачу: «вот сегодня я воспитываю в себе любовь, завтра — радость, послезавтра — милосердие» и т.д., то ничего не получится. Невозможно по отдельности воспитать в себе эти дары Святого Духа — можно только целостностью своей жизни. И возникает вопрос: может быть, в духовной жизни есть что-то одно, что способно воспитать в нас все эти добродетели одновременно? И ответ на этот вопрос такой: есть! Есть такая добродетель.
Святой Ефрем Сирин говорит: «Господи, если мы постоянно пребываем пред очами Твоими, то от нас изгоняется всякий грех». Вот это пребывание пред лицом Божиим, постоянное памятование о Боге, как говорит Златоуст, является величайшей добродетелью.
Наверное, люди и уходят из светской, мирской жизни в монастырь, чтобы, сознавая то или не сознавая, иметь эту возможность постоянно памятовать о Боге, предстоять пред Его очами. В мире этого достичь трудно — огромное количество соблазнов, проблем, конфликтов, профессиональных задач отвлекают сознание. Нередко люди о Боге вспоминают в лучшем случае раз в неделю, когда приходят в воскресный день на службу. А иногда и раз в неделю не вспоминают, а только когда какое-то горе посетит, или какие-то стесненные обстоятельства возникнут. Такой человек открыт всем соблазнам мира, потому что в Бога как бы верит, а Бог в его жизни не присутствует. Мы изгоняем из себя всякое искушение греха и способны обрести все апостольские добродетели лишь тогда, когда постоянно памятуем о Боге.
Святой Игнатий Брянчанинов, размышляя о том, что означает памятование о Боге, говорит, что оно начинается с регулярного, постоянного и вдумчивого чтения Священного Писания и святых отцов, когда человек каждый день погружает себя в эту благодатную стихию Божественного откровения, когда он слышит голос Божий. Это уже очень много! От слышания голоса Божия можно незримо перейти и к видению Бога сердцем своим, как это было в жизни святых оптинских старцев, которые, несомненно, были этими сердечными боговидцами. Конечно, очень важно также, по учению святого Игнатия Брянчанинова, читать святых отцов. Я бы добавил к этому еще и важность совершения постоянной молитвы.
Мне вчера отец наместник рассказал о том, что многие из братии здесь более 1 000 раз в день совершают Иисусову молитву. Я порадовался этому. Что означает эта постоянная молитва? Это и есть разворот ума и сердца к Богу, это и есть постоянное памятование о Боге.
Если мы о Боге помним, то наше сердце пребывает в любви, в радости, в мире. Мы способны на долготерпение и на благость, мы становимся кроткими, ведь как можно гордиться пред лицом Божиим? Мы становимся людьми глубокой веры, потому что молитва и пребывание пред лицом Божиим связывают нас с Ним тесной, глубинной связью.
Монастыри, собственно говоря, и должны иметь своей главной задачей помощь каждому, кто приходит сюда, в том, чтобы обрести это памятование о Боге, предстояние Богу. Видимо, этот самый опыт жизни оптинских старцев и поражал сознание интеллектуалов XIX века. Глубоко убежден, что с еще большей силой реальный духовный опыт людей, постоянно пребывающих в общении с Богом, способен и сегодня поразить сознание наших современников, которые часто бездумно, по инерции или по движению страстей отрицают Бога, исповедуя тем самым абсолютное нежелание иметь с Ним общение. Но, соприкасаясь с реальным религиозным опытом, и они способны увидеть эту захватывающую духовную перспективу жизни человека в общении с Богом.
Я хотел бы пожелать всем вам, мои дорогие братья, насельники Свято-Введенской Оптиной пустыни, восходить от силы к силе, через чтение Священного Писания и святых отцов, через молитвы, через творение Иисусовой молитвы, через совершение богослужений, через келейное правило, через несение послушаний, через отсечение своей воли, предаваясь в руки Божии, постоянно быть рядом с Господом, постоянно памятовать о Нем. И тогда все добродетели — незримо, таинственно, по мановению Божественной руки — будут вселяться в наши сердца и в наши умы, преображая нашу жизнь.
Верю, что духовный опыт Оптиной пустыни востребован сегодня в Отечестве нашем не менее, чем в веке XIX. И дай Бог, чтобы приобщение людей к духовному опыту Оптиной помогло им избежать тех страшных ошибок, заблуждений и соблазнов, которые привели к крушению страны нашей и к гонениям на веру. Надеюсь, что пройденный нашим народом опыт и духовное жертвенное служение иночествующих помогут избежать в будущем всяких соблазнов и скорбей. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Церковь прославила огромное количество святых, угодивших Богу своей праведной жизнью. Наверное, сколько звезд на небе, столько и святых у Господа. При этом большое число подвижников трудились в монастырях. Их православная традиция называет преподобными — то есть теми, кто максимально возможным для человека образом уподобился Богу и ангелам. Практически все известные русские обители подарили миру святых. Исключением не стала и Оптина Пустынь, которая принесла свой благодатный плод в лице целого сонма старцев — Льва, Макария, Никона, Анатолия, Нектария… Даже одни только их имена перечислять можно довольно долго. Все они угодили Богу своим праведным житием, все прославлены Церковью. Но самой яркой звездой этой плеяды, несомненно, является батюшка Амвросий (Гренков).
Сейчас мы знаем этого человека как великого подвижника земли Русской, чью святость, Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью. Но всего этого могло бы и не быть. Дело в том, что на путь монашеского делания будущий святой стал только после долгих лет борьбы с малодушием, сомнениями и привязанностью к миру.
Он родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в семье пономаря Михаила Федоровича Гренкова, отец которого был священником. Впоследствии старец вспоминал:
— В тот день, когда я должен был родиться, мою мать отвели в баню, а народу собралось-то! Все хотели в тот день узнать, кто ж родиться у благочинного (моего деда). Народ был и во дворе и за двором. Как родился я на людях, так и живу.
При Крещении мальчика назвали Александром — в честь князя Александра Невского. С самого раннего детства будущий проповедник рос в атмосфере строгого благочестия, в окружении трех братьев и четырех сестер. Как только Саша подрос, отец стал брать его на литургию. В храме любимым местом мальчика сделался клирос, где он весьма быстро научился петь и читать. В более поздних рассказах, родившихся среди богомольцев, юный внук благочинного предстает едва ли не совершенным монахом, но этот образ далек от реальности — Саша рос обычным ребенком, смышленым, с весёлым характером. Не был он и образцом послушания и усидчивости. Однако в целом добрая обстановка в семье благодатно подействовала на отрока.
Когда мальчику исполнилось 12 лет, родители определили его в первый класс Тамбовского духовного училища, по окончании которого в 1830 году он поступил в Тамбовскую духовную семинарию. И в училище, и в семинарии Александр проявил хорошие способности, а учеба давалась легко.
«Гренков мало занимается, — говорил его товарищ по семинарии, — а придет в класс, станет отвечать, точно как по писанному, лучше всех. Мы-то перед занятием свечек накупим, поставим, а все равно нас выспрашивают. А Сашке одни положительные отметки ставят».
Обладая от природы живым нравом, юноша всегда был душой общества молодых людей. В семинарии любимым занятием Александра было изучение Писания, богословских, исторических и лингвистических трудов. Преподобный Амвросий знал пять языков — греческий, еврейский, французский, татарский и славянский.
Ему никогда в голову не приходила мысль о монастыре, хотя некоторые и намекали на это — то ли в шутку, то ли всерьез. Образ тихого подвижника почти никак не вязался с образом активного молодого человека, дышавшего воздухом свободы и романтики.
— Признаюсь вам, — рассказывал батюшка через много лет, — пробовал писать стихи. Даже выбрал укромное место, где бы виднелись долины и луга с рекой. Долго я тогда сидел и думал, чего бы такого сочинить, да так ничего и не написал. В монастырь я не думал никогда идти. Впрочем, другие (я и не знаю, почему) предрекали мне, что я буду в монастыре.
Тем временем Господь незаметно направлял Своего избранника на уготованную стезю. На последнем курсе семинарии Александр тяжело заболел. Болезнь была опасная. Вот как рассказывал об этом сам старец:
«Надежды на выздоровление было очень мало. Однажды ко мне пришли друзья и стали подбадривать: держись, дескать. Но я уже практически ничего не слышал. Пришел и преподаватель, братья предложили позвать священника, на что он отказал. Я тогда сказал: „Прощай, Божий свет!“. И тут же дал обещание Господу, что если Он меня воздвигнет здравым от одра болезни, то я непременно пойду в монастырь».
Обет был услышан Небом. После того случая Александр быстро поправился. Однако о данном Господу слове забыл напрочь — с той же скоростью, с которой его покинула болезнь. А на одном из праздников, общаясь со своим знакомым, раскрыл свои планы поступления в военное училище.
Но Господь рассудил иначе. Часто вспоминая о данном обете идти в монастырь, Александр всегда чувствовал угрызение совести. Долгие четыре года молодой человек не решался порвать с миром, продолжая жить привычной легкомысленной жизнью: «Придешь домой, признавался старец, — на душе неспокойно, и думаешь: ну, теперь уже все кончено навсегда — совсем перестану болтать. Смотришь, опять позвали в гости, и опять наболтаешь». Находясь в таком сложном духовном состоянии, по ночам, когда все уже спали, молодой человек становился перед Тамбовской иконой Божией Матери и долго, незримо для людей, обращался к Богородице с молитвой об устроении его жизни. Со временем он стал уходить молиться на чердак, а потом — за город в лес. Так Господь готовил его к монашеству. Да и сам юноша понимал, что его душе тесно в этом мире. Внутри росло необъяснимое чувство, сердце искало Бога.
В то время в соседнем селе жил известный затворник — отец Иларион. Как-то раз, проходя мимо жилища подвижника, Александр вместе с другом решили зайти вовнутрь. Тот с любовью принял молодых людей и сказал Гренкову четко и ясно: «Иди в Оптину — и будешь опытен». Наверное, именно в тот момент затворнику открылось, что перед ним стоит будущий подвижник.
Слова старца Илариона и молитва к преподобному Сергию Радонежскому окончательно укрепили Александра в намерении оставить мир. Но одно дело — иметь желание, и совсем иное — преодолеть те препятствия, которые возникают на пути к благой цели. Александр находился в должности учителя первого класса Липецкого духовного училища, и сложно было даже предположить, что начальство отпустит своего подчиненного. Сначала Гренков смалодушничал. Но спустя несколько месяцев отчетливо ощутил, как цепко удерживает его мирское попечение. Эти ощущения стали частыми, пока однажды Александр не осознал: или сейчас, или никогда! Перед его глазами промелькнула вся прошлая жизнь, которая словно с укором говорила ему одну-единственную фразу: «ты трус!». И однажды утром Александр последний раз пришел в училище, сообщил начальству о намерении уехать в Оптину, попросив, однако, никому не говорить об этом. Коллеги начали отговаривать молодого учителя, но никакие возражения не подействовали — он остался тверд в своем решении. Зная, что свидание с родней может поколебать его решимость, Александр уехал в Оптину тайно от всех, не испросив даже разрешения епархиального начальства. Так он открыл новую страницу своей жизни во Христе.
Это было в воскресенье, 8 октября 1839 года. Шла поздняя литургия, когда он прибыл на место. Прибыл, чтобы уже никогда его не покидать. Молодой человек застал при жизни оптинских старцев Моисея, Льва и Макария, которые сыграли немаловажную роль в его жизни. Прошло несколько лет, и он сам стал таким же, как и его наставники.
Впрочем, звездной болезнью батюшка совсем не болел. Наоборот, его смирение, доброта, святость и неподдельная радость одинаково были доступны и высокому столичному чиновнику, и простой полуграмотной крестьянке.
Хотя, по большому счету, старцу было чем «гордиться» — он в совершенстве владел пятью языками, имел острый ум и огромный опыт хозяйствования. Все, кто к нему приходили, знали, что от отца Амвросия можно получить не только духовный, но и чисто житейский совет.
Только один Господь и, быть может, несколько человек знали, насколько тяжелым был для старца этот крест — 30 лет он был практически прикован к постели после тяжелой болезни, перенесенной в молодости и навсегда подкосившей его здоровье. Но, наверное, если бы преподобного спросили, он бы улыбнулся по-детски и повторил бы фразу, которую чаще всего говорил своим чадам: «Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца». И доброе сердце старца, которое согревало любовью весь мир, смогло не только понести этот крест, но и вознести его на огромную высоту.
Преподобный Амвросий Оптинский своей жизнью показал удивительный пример того, как в физически немощном человеке может действовать такая Божья сила, которую мечтали бы иметь многие внешне полноценные и крепкие люди. А еще жизнь отца Амвросия — это воплощение его любимой фразы: «Где просто, там ангелов со сто». Старец словно показывал, что подлинная мудрость и жизненная правда — выражается не в каких-либо вычурных и утонченных формах, а в простых словах, которые растворены Божьей любовью. Преподобный Амвросий стал живым воплощением слов Христа: «Не будете как дети — не войдете в Царство Небесное».
От приходящих к старцу Амвросию часто приходилось слышать общий вопрос: «Как жить?». И батюшка обыкновенно в шутливом тоне отвечал: «Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение».
Преставился подвижник 10 (23) октября 1891 года. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла, ставшие девизом всей жизни этого святого: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9: 22).
Смотрите также:
Преподобный Амвросий Оптинский: Афоризмы